Нужно ли высшее образование для открытия своего бизнеса


16 июля 2020

Содержание:

  • Нужно ли высшее образование для открытия ИП или ООО?
  • Кому нужно высшее образование?
  • Бизнесмены без образования, есть такие?
  • Развитие и неформальное обучение для бизнесменов
  • Где научиться основам бизнеса?

В 1975 году Стив Возняк прервал обучение в Университете Калифорнии и после этого создал компьютер, который принес ему богатство и славу. Коллега Возняка, Стив Джобс, приложил максимум усилий, чтобы техника Apple завоевала мировой рынок. И он тоже не окончил университет, прервав обучение.

Двух этих знаковых личностей часто приводят в пример, когда заходит речь об образовании и факультетах для предпринимателей. Ведь получается: чтобы завоевать рынок и получить невероятно высокие прибыли, не нужен диплом. Однако люди часто забывают, что Стив Возняк в итоге вернулся в вуз, чтобы получить степень бакалавра, а сам Стив Джобс признавал, что получил в университете знания, которые пригодились ему в будущем. Поэтому ответ на вопрос, нужно ли образование для бизнеса, не лежит на поверхности.

Нужно ли высшее образование для открытия ИП или ООО?

Закон не требует образования от предпринимателей. Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создать общество с ограниченной ответственностью, не нужно предъявлять диплом. Минимальный пакет документов включает удостоверение личности, заявление, квитанцию об оплате государственной пошлины, возможно – уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Как видите, документов, подтверждающих образование, в списке нет. А вот достижение совершеннолетия, гражданство или вид на жительство подтвердить придется.

Нужно ли высшее образование для открытия ИП или ООО

Однако уже на этапе создания ИП или ООО образование не помешает. Почему? Для начала потребуется выбрать коды деятельности по ОКВЭД, затем правильно заполнить заявление и сформировать пакет документов, выбрать систему налогообложения. Это только звучит просто. На практике многие начинающие предприниматели предпочитают обратиться за помощью специалистов: при малейшей ошибке в документах заявление отклонят, но сумму пошлины никто не вернет. Кроме того, уже на этом этапе закладываются многие принципы, по которым бизнес будет работать, поэтому регистрироваться нужно с ясным представлением о том, как коды ОКВЭД, система налогообложения и многое другое будут влиять на дело в будущем.

Кому нужно высшее образование?

Можно ли без образования открыть бизнес? Конечно, закон этого не запрещает. Однако недаром многие предприниматели получают образование уже после того, как построили свое дело и вышли на определенный уровень. Они чувствуют недостаток знаний и навыков, идут учиться осознанно, точно понимая, чего хотят. Так что высшее образование нужно всем бизнесменам. Оно дает много серьезных преимуществ:

  • Разностороннее развитие.

Может казаться, что изучение разноплановых предметов бесполезно, однако на практике оно помогает увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, учит принимать верные решения и лучше ориентироваться в ситуации на рынке. Образованного человека сложнее обвести вокруг пальца даже в вопросах, в которых он не является профи. Кроме того, часто сложно предсказать, какие знания и навыки пригодятся на практике. Например, Стив Джобс прошел, казалось бы, абсолютно бесполезный курс каллиграфии. Однако только благодаря этому у ПК появилась хорошая система шрифтов.

  • Узкоспециализированные знания и навыки.

Некоторые сферы требуют глубоких знаний: инженерия, энергетика, цифровые технологии и безопасность, архитектура и многое другое. Чтобы работать в ряде сфер, необходима серьезная профессиональная подготовка, которую может дать только высшее образование.

  • Доверие и репутация.

Новичок с высшим образованием вызывает больше доверия, чем человек без него. Конечно, когда вы сделаете себе имя, обзаведетесь связями и сформируете репутацию, диплом отойдет на второй план. Но сделать все это без образования намного сложнее, чем с ним.

  • Полезные связи.

Высшее образование – это не только знания, но также знакомства: с однокурсниками, преподавателями, студентами и аспирантами из других вузов, участниками конференций. Не все ваши университетские друзья будут работать по специальности, но приобретенные в вузе связи пригодятся, когда вы будете искать поддержки в разных сферах.

Однако главная причина, чтобы получить высшее образование, окончив факультеты управления и предпринимательства – это выработка привычки к непрерывному обучению и умение работать с информацией. Качественное образование учит разбираться в незнакомых темах, искать достоверные источники, анализировать и систематизировать данные.

Получи
образование с грантом
до 150 000 рублей

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Больше о жизни факультета:

К тому же реальность современной жизни такова, что людям приходится учиться и переучиваться по нескольку раз. Этому способствует стремительное развитие технологий, изменения на рынке. Специалист, который смог обучиться один раз, при сохранении привычки к учебе сможет переучиться столько раз, сколько пожелает. Не стоит забывать и том, что некоторые сферы деятельности требуют не практических, а фундаментальных знаний, которые можно получить только в вузе.

Итак, нужно ли образование для бизнеса? Оно не обязательно, но с ним ваш карьерный, предпринимательский путь будет намного легче и проще. Особенно если вы научитесь получать необходимые знания, а не просто штудировать предметы.

Бизнесмены без образования, есть такие?

Люди, которые задаются вопросом, можно ли без образования открыть бизнес, часто слышат об успешных предпринимателях без диплома. Действительно, такие примеры есть. Один из самых известных бизнесменов, не получивший высшего образования, – это Генри Форд, создатель Ford Motor Company. Он закончил только церковную школу и всю жизнь писал с ошибками, однако ничуть не считал себя невежественным. Форд полагал, что человеку важнее уметь пользоваться собственным умом, чем уметь штудировать учебники.

Первый в мире долларовый миллиардер Джон Рокфеллер также не получил высшего образования, хотя окончил бухгалтерские курсы. Он уверял, что образование – только отличный старт для карьеры, но чтобы стать настоящим специалистом, необходимо много трудиться и ставить перед собой ясные цели.

Впрочем, самый известный предприниматель без диплома – это Стив Джобс. Он бросил обучение в университете, хотя и посещал некоторые творческие занятия вроде каллиграфии после того, как оставил обучение. Однако не будем забывать, что основной вклад в технологии Apple сделал все же Стив Возняк, которые более серьезно подошел к обучению.

Еще один прекрасный пример предпринимателя без образования – Амансио Ортега, основатель компании Inditex, которой принадлежат «Зара», «Бершка», «Страдивариус» и другие всемирно известные бренды. Ортега родился в бедной семье, которая не могла дать ему высшего образования. Но он много и упорно работал и какое-то время возглавлял список самых богатых людей планеты.

Развитие и неформальное обучение для бизнесменов

Многие предприниматели так или иначе приходят к осознанию важности образования. Однако высшая школа кажется им слишком дорогой, а учеба там – слишком длительной. Поэтому они предпочитают более неформальные форматы: курсы, семинары, бизнес-школы или узкоспециализированные краткосрочные программы. Они позволяют получить необходимые знания достаточно быстро и без догматичности, которая отталкивает некоторых людей от институтов и университетов.

Где научиться основам бизнеса?

Факультет бизнеса «Капитаны» предлагает образование для будущих предпринимателей, руководителей бизнеса и менеджеров высшего звена. Современный учебный корпус находится в самом центре страны. Преподавание ведут доктора наук, а также действующие предприниматели и владельцы бизнесов, которые делятся своими знаниями и опытом со студентами.

Где научиться основам бизнеса?

Программа наших направлений «Менеджмент в инновационном предпринимательстве» и «Государственное и муниципальное управление» включает не только теоретическую, но и практическую подготовку. На протяжении обучения каждый студент создает собственный коммерческий проект, изучает рынок и осваивается на нем. Программа предусматривает также практику, которая проходит на прогрессивных крупных и средних предприятиях. Студенты проходят управленческие и бизнес-модули, что помогает им получить необходимые для эффективной работы навыки. К тому же, студентов ждет активная общественная жизнь, они обзаводятся не только полезными знаниями, но и связями.

  • 16:15
    «Идет инвентаризация»: «Казанскую ярмарку» обанкротят ради человейников?

  • 14:40
    Китайские авто, дог-френдли и новый бизнес-класс: «Делимобиль» расширил парк, но урезал страховку в Казани

  • 10:48
    Власти России упростили порядок размещения летних кафе

  • 09:36
    В Верховном суде Татарстана процесс по банде «Тукаевские» отложат по болезни подсудимого

  • 21 мар, 23:33
    Минсельхоз России убрал из целей госпрограммы потребление рыбы в объеме 25 килограммов в год на человека

  • 21 мар, 21:21
    Россия продлила решение о добровольном сокращении добычи нефти до конца июня

  • 21 мар, 21:00
    Итоги дня: российско-китайские переговоры, Татарстан готовится к паводкам, подорожание риса

  • 21 мар, 20:49
    Сайты автопроизводителей Porsche и Seat стали недоступны для российских пользователей

  • 21 мар, 12:47
    Компанию из Башкирии оштрафовали за рекламу в Казани услуг по уклонению от службы в армии

  • 21 мар, 10:59
    Под Казанью при перевозке 1,4 кг мефедрона задержали приезжих из Питера

  • 21 мар, 00:35
    В нескольких российских городах начали продавать китайские кроссоверы Aito M7

  • 20 мар, 21:00
    Итоги дня: встреча Путина и Си Цзиньпина, аномальное потепление в Татарстане, коллегия МВД России

  • 20 мар, 19:11
    Татарстан планирует организовать бизнес-миссию в африканские страны

  • 20 мар, 16:10
    На охрану казанской «Чаши» выделят 5,5 миллиона рублей

  • 20 мар, 11:44
    «Не бесполезные мы люди»: в Казани суд наказал штрафами капитана и организатора «подводного рейса»

  • 20 мар, 11:43
    «Татнефть» в 2022 году увеличила добычу нефти на 4,6% — до 29 млн тонн

  • 20 мар, 10:30
    На первых весенних ярмарках казанцы скупили продукции на 54 миллиона рублей

  • 20 мар, 10:18
    На российском авторынке выросли продажи автозапчастей

  • 20 мар, 10:03
    В Казани стартует суд над организатором и капитаном «подводного рейса»

  • 20 мар, 04:32
    Экскурсионные услуги в Татарстане за год подорожали на треть

  • 19 мар, 13:30
    От ремонта брюк до рытья могил: за что и сколько татарстанцы платят специалистам сферы бытового обслуживания

  • 19 мар, 04:32
    В начале года в Татарстане вырос пассажирооборот общественного транспорта

  • 19 мар, 01:24
    Уличное освещение в Казани восстановят за 18,8 миллиона рублей

  • 18 мар, 16:19
    В России упростили покупки до 15 тысяч рублей в зарубежных онлайн-магазинах

  • 18 мар, 13:30
    Казани требуется около 2,5 тысячи парковок для электросамокатов: почему властям надо учесть заключение ИЗиСП

  • 18 мар, 12:10
    Иран откроет прямые рейсы в Казань и Санкт-Петербург

  • 17 мар, 19:59
    «Татнефть» в 2022 году увеличила чистую прибыль по МСФО на 43%

  • 17 мар, 18:00
    В России средний чек на услуги стоматологов достиг 6 305 рублей — это много или мало?

  • 17 мар, 17:23
    «Мы понимаем, что некоторые банки против»: ЦБ хочет ввести новый предел банковского перевода «самому себе»

  • 17 мар, 14:30
    Ирек Галиев обновил логотип пекарен в рамках ребрендинга сети

  • 17 мар, 14:16
    VK продала киберспортивную команду Virtus.pro за 174 млн рублей

  • 17 мар, 13:49
    В суд Казани привезли полпреда Дагестана — его арестовали

  • 17 мар, 13:05
    За неделю в Татарстане подешевели макароны, гречка и печенье

  • 17 мар, 12:25
    Ледовый каток на территории стадиона «Ак Барс Арена» демонтируют за 1,5 млн рублей

  • 17 мар, 11:21
    Zara и Bershka намерены закрыть больше половины магазинов в России

  • 17 мар, 11:11
    В Татарстане впервые с начала года подешевели все овощи из «борщевого набора»

  • 17 мар, 10:16
    «Осталось досидеть 2 месяца?»: в Казани за растрату под миллиард топ-менеджеры банков получили по 3 года

  • 17 мар, 09:57
    В Казани сельскохозяйственные ярмарки пройдут на 15 торговых площадках

  • 17 мар, 09:30
    Средняя цена свежих огурцов в Татарстане опустилась ниже уровня начала года

  • 16 мар, 21:47
    Nokian Tyres получила от «Татнефти» 285 млн евро за шинный бизнес в России

Новости раздела

Опрос предпринимателей: нужно ли высшее образование для ведения бизнеса

Опрос предпринимателей: нужно ли высшее образование для ведения бизнеса

Мнение о необходимости высшего образования для ведения бизнеса поддерживают сегодня далеко не все. Олег Тиньков, например, уверен, что предпринимателю оно скорее вредит. Так ли это — об этом в канун Дня знаний в субботнем «Бизнес-задачнике» «Реального времени» рассуждают бизнесмены и управленцы.

Не так давно в разговоре с журналистом Владимиром Познером предприниматель Олег Тиньков заявил: «Чтобы быть предпринимателем, не нужно никакого образования. Нужно иметь природный талант, цепкость, силу воли и характера. Ты должен любить находиться в стрессе, быть психологом и стратегом. Предпринимателю скорее даже вредит образование. Если мой сын бросит университет через три курса, это будет самая лучшая для меня ситуация».

На ваш взгляд, стоит ли потенциальному предпринимателю идти в вуз?


  • Сергей Шубин

    Сергей Шубин
    генеральный директор компании «Автолига»

    Для карьеры, возможно, высшее образование будет плюсом, но его наличие необязательно. У меня есть друг, у которого нет высшего образования. При этом он владеет крупной российской компанией в области франшиз. Я уверен, что предпринимателями не рождаются. Можно абсолютно любого человека обучить вести бизнес.

    У меня два высших образования. Я не скажу, что стал умнее, но для меня это своего рода жизненная школа. Вуз научил меня договариваться, быстро разрешать вопросы, находить правильный подход к людям. А нужные знания я сейчас сам осваиваю: покупаю курсы, прохожу тренинги, читаю книги. Вкладываю только в то, что мне интересно. 95% вузовской программы было мне неинтересно. И если бы можно было не ходить на эти занятия, я бы их не посещал.


  • Фанис Садыков

    Фанис Садыков
    сооснователь Interactive Platform

    Думаю, все индивидуально. Предприниматель — это человек, который не действует по шаблону. Это личность, которая сама пробивает себе дорогу. Поэтому однозначного ответа нет. Кому-то будет полезным отучиться, другому образование и вовсе не важно.

    Образование нужно лишь в том случае, если ты выбрал его осознанно и планируешь работать по профилю. Но, на мой взгляд, сегодня куда важнее самообразование. Мир настолько быстро меняется, и, если не познавать ничего нового, можно остаться позади.


  • Адель Ягудин

    Адель Ягудин
    совладелец сети Cava, партнер компании Indever по РТ

    Считаю, что высшее образование нужно. Другой момент — чтобы стать предпринимателем, образование не требуется. Бизнесом можно начать заниматься по наитию, развивать тему, которая нравится. Но дальше возникнет много проблем, которые неизбежны по мере роста предприятия. Это: трудовые отношения, уплата налогов, договоры аренды, договоры поставки и так далее. Среднестатистический гражданин с такими вопросами не сталкивается.

    Поэтому я специально получил второе высшее по направлению «менеджмент организации». Причем 90% нашей группы составляли действующие предприниматели, которые пришли за дополнительными знаниями в этой сфере. Это необязательно должно быть полноценное обучение в вузе, годового курса вполне достаточно. Но навыки, связанные с предпринимательским делом, обязательно нужно получить.

    При подборе кадров я редко ориентируюсь на диплом. Хотя все зависит от должности. В Indever для нас важнее послужной список кандидата, в кофейне мы растим управляющих из наших сотрудников, а для юристов, например, конечно, будет важно наличие высшего образования.


  • Альберт Махмутов

    Альберт Махмутов
    директор винного бара «Истина»

    Во время обучения в вузе человек не столько получает знания по профилю, сколько общается с образованными людьми, находится в определенной социальной когорте, которая также стремится к развитию. Мне высшее образование помогло расширить кругозор и позволило посмотреть на мир другими глазами.

    Я сильно ощущаю разницу при взаимодействии с людьми с высшим образованием и без него. Как минимум у людей с высшим образованием лучше прокачаны коммуникативные навыки.


  • Филипп Зарубин

    Филипп Зарубин
    генеральный директор Федеральной юридической службы

    Здесь нет правильного ответа, потому что бизнес бывает разный. Есть высокотехнологичные отрасли, есть бизнес по принципу «купи-продай». Если человек хорошо считает деньги и умеет продавать, зачем ему высшее образование? Для бизнеса со специальными знаниями — конечно, обязательно нужен диплом.

    В целом высшее образование просто помогает человеку быть осознанным.


  • Ленар Тахаутдинов

    Ленар Тахаутдинов
    генеральный директор компании Stugs

    Раньше думал, что высшее образование не нужно. Сейчас считаю иначе. Когда человек начинает карьеру, все эти дипломы и корочки влияют на его имидж. Это как упаковка, внешний вид товара. Когда нет имени, в ход идут корочки. Если ты завоевал имя, как Тиньков, конечно, тебе все это уже не нужно, потому что прокачан личный бренд. Но чтобы его прокачать, нужны «бонусы».

    Что касается практики, то здесь для бизнесмена важнее смекалка, нежели вузовские знания.


  • Вардан Нерсисян

    Вардан Нерсисян
    основатель компании «Лаваш36»

    В образовании, которое сейчас существует, необходимости нет. Но предприниматель постоянно должен заниматься самообразованием. Если человек не будет работать над собой, он просто не сможет развивать бизнес. Это различные курсы, книги, семинары. При найме сотрудников тоже не обращаю внимание на наличие высшего образования. Можно сделать неправильный кадровый выбор. Нужно смотреть на другие характеристики человека. Конечно, многое зависит от области. Естественно, научному сотруднику образование очень важно, но для нас это необязательный пункт.


  • Ринат Гарипов

    Ринат Гарипов
    генеральный директор компании Space for Soul/Architects

    Среди моих знакомых есть долларовые миллионеры. И высшего образования у них нет. Поэтому думаю, что наличие диплома необязательно.

    При проектировании мне помогают знания, которые я получил в вузе в том числе. Но если рассматривать работу как бизнес-модель, то здесь больше помогает дополнительное образование — частные школы, бизнес-клубы.

    При найме сотрудников пункт «высшее образование» для нас тоже не играет роли. У нас работают студенты, есть сотрудники, которые не поступали в вузы, но по портфолио, по качеству работ видно, что они профессионалы. За все время работы мы ни одного из наших сотрудников не попросили предъявить диплом.


  • Алексей Бездеткин

    Алексей Бездеткин
    коммерческий директор службы доставки Boxberry

    На мой взгляд, в вуз стоит идти в том случае, если человек ощущает недостаток знаний и уверен, что именно это учебное заведение поможет восполнить информационный пробел. В нынешних условиях высшее образование становится условностью. Есть множество других способов получить нужные сведения, часто опережающие классическое образование по эффективности. Вебинары, дистанционное образование, курсы, тренинги и даже социальные сети (YouTube, например) могут быть более полезными для начинающего предпринимателя. В вузах дают основы, а с практическими вопросами в бизнесе придется разбираться самому. Поэтому я согласен с Тиньковым.


БизнесКейс Ягудин Адель НаилевичШубин Сергей Андреевич

  • «Реальное время» в Яндекс.Дзен

  • Добавьте «Реальное время» в избранные источники Яндекс.Новости

  • Подпишитесь на «Реальное время» в Google Новости

комментарии 7

Спецпроекты

Рекомендуем


Аудиоверсия этой статьи

Нужно ли образование
предпринимателю — вопрос, по поводу которого всегда будут вестись споры.
Ведь есть успешные компании, созданные людьми, окончившими только
школу. Например, Генри Форд основал Ford Motor Company, не имея высшего
образования, а Стив Джобс бросил вуз, что не помешало ему открыть Apple.
Есть и такие, кто прошли много бизнес-курсов, но свое дело так и не открыли

Содержание

Нужно
ли предпринимателю образование для создания успешного бизнеса
Владельцам
какого бизнеса не обойтись без профильного образования
Когда
нужно дополнительное образование
Выбор формы обучения

У кого-то может стоять внутренний барьер
— убеждение, что обязательно нужно MBA, а бюджета и времени на программу не
хватает. Но образование,
необходимое бизнесмену,
не сводится к MBA. Более того, в ряде случаев такое обучение может быть
менее полезным, чем другие формы. Рассмотрим, какие варианты
образовательных программ есть для предпринимателей.

Нужно ли предпринимателю
образование для создания успешного бизнеса

Споры по этому вопросу ведутся по той
причине, что обилие разных программ приводит к расфокусированности. Непонятно,
как выбрать
то, что действительно будет полезно конкретному человеку.

Единые стандарты предпринимательского образования не
сформированы. Программ немногим меньше, чем организаций, которые их
разрабатывают. Поэтому для некоторых бизнесменов проще учиться на собственном
опыте и ошибках.

Однако люди, основавшие компании,
понимают важность постоянного самообразования. Они регулярно проходят тренинги,
курсы, посещают конференции и семинары. Прицельно ищут и внедряют инструменты.
Опрометчиво считать, что учиться не нужно: ошибки, допущенные из-за незнания,
могут стать роковыми даже для изначально успешного бизнеса.

Любое качественное образование дает:

  • систематизацию, структурирование знаний —
    это фундамент, на котором будет проще построить практику;

  • возможность взглянуть на свой бизнес под другим углом;

  • нетворкинг, полезные знакомства с коллегами, обмен ценным опытом,
    инсайтами — если программа предполагает очное обучение или в группе;

  • разностороннее развитие, расширение кругозора — предприниматель
    получает больше идей и информации для принятия управленческих решений;

  • возможность лучше ориентироваться на рынке по сравнению с
    необразованными конкурентами;

  • умение обучаться постоянно и быстро искать нужную информацию;

  • навыки самодисциплины, самомотивации,
    целеустремленности.

Предприниматели, которые считают, что образование не
нужно и
диплом ничего не дает, могут иметь такие представления из-за того, что обучение в
академической среде нередко оторвано от реальности, реалий бизнеса.
Но есть курсы и программы экспертов, которые делятся прикладными знаниями.

Образование без практики, стремление
быть «вечным студентом» — другая крайность. Бизнес — постоянная зона
неопределенности. Практика формирует мышление предпринимателя. Не-предприниматель,
сталкиваясь с проблемой, будет искать помощи у окружающих.

Как правило, становится предпринимателем,
тот, кто сам находит выход и берет ответственность за свои решения.
И качественное образование нужно, чтобы понимать, как действовать.

Владельцам какого бизнеса не
обойтись без профильного образования

Для создания бизнеса во многих
направлениях не нужно иметь диплом строго определенной специальности. Но нужно знание
основ в таких дисциплинах, без которых не обходится построение успешной предпринимательской
деятельности:

  1. Экономика, финансы. Это специфические сферы,
    и детально разобраться в них непросто, но вовсе без таких знаний не
    получится понять, как устроен рынок и какие процессы на нем происходят,
    как считать прибыль и управлять потоками денежных средств.

  2. Бухгалтерский, налоговый учет — умение их вести позволяют
    заниматься бизнесом легально, сокращать затраты за счет оптимизации налогов,
    а в случае, если бизнес крупный, — контролировать главного бухгалтера.

  3. Маркетинг. Представления о продажах и продвижении на рынке — залог
    того, что у клиентов появится знание о товарах и услугах предпринимателя.
    Если бизнесмен
    не понимает, кого и как заинтересует его продукт, успеха, скорее
    всего, не последует.

  4. Менеджмент. Эту дисциплину нужно изучать,
    чтобы понимать, как налаживаются и работают бизнес-процессы, как
    осуществляется управление людьми, проектами и компанией
    в целом.

При выборе форм собственности бизнеса
на этапе регистрации предпринимательства закон не требует, чтобы у
будущего ИП или учредителя ООО было образование. Исключения составляют
случаи, когда выбрана сфера деятельности по ОКВЭД, предполагающая наличие
лицензии. Например, фармацевтическая отрасль. Для получения разрешения на
нее понадобится диплом.

Виды деятельности, подлежащей лицензированию

Есть также направления, где профильное образование необходимо
еще и потому, что бизнесмену нужно говорить с командой на одном языке и
досконально знать процессы:

  • инженерия,

  • энергетика,

  • производство,

  • цифровые технологии,

  • искусственный интеллект,

  • робототехника,

  • безопасность,

  • архитектура,

  • медицина,

  • хранение и обезвреживание химического оружия,

  • геодезия и картография,

  • гидрометеорология,

  • маркшейдерские работы и другие.

В этих сложных сферах требуется глубокое
понимание причинно-следственных взаимосвязей и обширные научные знания. Так,
руководителю металлургического промышленного предприятия будет сложно управлять
бизнесом,
если он только окончил MBA, но ничего не знает о металлургии и технологических
процессах.

Когда нужно дополнительное образование

Дополнительное образование нужно в
зависимости от цели предпринимателя и стоящих перед ним бизнес-задач,
вызовов, которые бросает ему рынок. Многие предприниматели идут учиться, потому что
нужны конкретные инструменты, методики, систематизация знаний либо есть
потребность в общении с коллегами, нетворкинге, обмене идеями. Кроме того, на
рынке постоянно происходят изменения.

Опытные предприниматели подчеркивают,
что дополнительное образование нужно всегда. Успешные бизнесмены практически
каждый день уделяют внимание самообразованию: читают профильные СМИ и литературу,
общаются с коллегами.

Сегодня можно получить бесплатный доступ
к курсам и лекциям мировых университетов вроде Гарварда и Стэнфорда, прослушать
записи тренингов известных экспертов на YouTube и других площадках.

Интернет, книжные магазины, бизнес-клубы,
инкубаторы, акселераторы, митапы, отраслевые выставки и конференции открывают
неограниченные возможности. Дополнительное образование в виде самообучения могут
получать даже предприниматели-новички на старте, у которых нет нескольких
сотен тысяч рублей, чтобы оплатить MBA.

Деловая среда Премиум, страница подписки.

Практика необходима, но теория тоже
нужна. Предпринимателям-практикам
может не хватать структурированности, системности. Они знают о многих вещах, но
им бывает трудно выстроить взаимосвязи. Когда предприниматель на практике
решает задачу, его знания могут оставаться поверхностными.

Выбор формы обучения

Чтобы выбрать форму обучения,
программу, нужно
продумать свои цели, предпочтения, задачи. Также нужно учитывать
бюджет и время: некоторые программы требуют личного присутствия, встреч,
выполнения объемных заданий.

Когда выбор сузился до конкретной
программы или образовательной организации, необходимо изучить содержание курса,
по возможности лично пообщаться с выпускниками, найти максимум информации о
преподавателях.

MBA
— магистр делового администрирования.
Программа MBA
может дать знания, необходимые для бизнеса, а также обеспечить отличный нетворкинг.
Такие программы рассчитаны на широкий профиль либо на отдельные направления бизнеса.
Слушатели обмениваются опытом, кейсами, разбирают бизнес-ситуации из своей
практики.

Программы MBA имеют высокий порог входа:
для поступления нужен опыт работы руководителем от двух лет и законченное высшее
образование. Формат обучения может быть разным: занятия проходят несколько
раз в неделю очно либо ведутся дистанционно полностью.

Второе
высшее.
При грамотном выборе вуза и специальности второе высшее
образование углубляет знания или расширяют компетенции. Такие
образовательные программы, как «Менеджмент организации», «Управление проектами»,
помогут получить информацию для создания и развития бизнеса.

Если программа MBA ориентирована на
практику, то второе высшее образование — это аналог первого, оно
подразумевает упор на теорию. Некоторые вузы устраивают студентам не только
лекции, но и занятия в формате деловых игр, дискуссий. Учиться можно
очно-заочно (вечерами), заочно, дистанционно.

Магистратура.
Она предполагает углубление в уже полученную специальность.
Но можно, получив одну специальность, пойти в магистратуру на другую, например
на менеджмент. Стандартная магистратура делает упор на теорию. Есть также вузы,
где магистерские программы предполагают разбор кейсов, что делает их похожими
на MBA. Форматы обучения такие же, как и при втором высшем образовании.

Профессиональная
переподготовка.
Эта форма предполагает изучение
профильных дисциплин. Также это могут быть краткосрочные программы mini MBA. В
среднем длятся 6–12 месяцев и не требуют больших затрат. Программы
профпереподготовки частично совпадают с MBA, но слушатели получают не степень
MBA, а диплом о профессиональной переподготовке или повышении квалификации.
Формат может быть очно-заочный, заочный, дистанционный.

Повышение
квалификации.
Эти программы короче, чем
профессиональная подготовка. Охватывают один аспект, например особенности управления
бизнесом в сфере образования. Они полезны для предпринимателя тем, что
помогают получить знания по конкретным интересующим их направлениям.

Комплексные
программы.
Некоторые вузы и образовательные
платформы предлагают комплексные программы для предпринимателей. Это курсы
для предпринимателей,
разработанные
университетами, бизнес-школами, организациями поддержки бизнеса,
крупными компаниями.

Telegram Деловой среды

Анонсы встреч с экспертами и работающие советы — в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Курсы.
Курсы прикладного характера могут дать базовую
структурированную информацию о бизнесе, полезную на начальном этапе. Но они не
предполагают глубокого погружения в теорию и большого объема практических
знаний, помогающих вести бизнес.

При выборе важно обращать внимание на
репутацию компании-организатора,
отзывы студентов, опыт спикеров. Такие курсы могут проходить в офлайн- и
онлайн-формате, содержать видеолекции, марафоны и электронные письма по
подписке.

Тренинги,
семинары.
Это экспресс-форматы, которые проходят в
течение нескольких дней или часов, представляют собой интенсивное обучение. Они
дают конкретные практические инструменты.

Такой формат полезен предпринимателю,
если есть точечный целевой запрос получить какой-либо навык, например, развить
креативность и узнать, какими способами можно генерировать идеи по решению бизнес-задач.

На тренинге даются полезные материалы,
чек-листы, формы,
которые можно адаптировать к своему бизнесу и внедрять в работу.

Обучение необходимо для развития бизнеса:
в сегодняшнем переменчивом мире важно вовремя получать информацию и уметь ее
анализировать. Качественное образование помогает выработать важный навык предпринимателя
— привычку учиться и быстро реагировать.

Выбор формы и формата обучения зависит
от текущих бизнес-задач.
Образование
и новые знания — один из инструментов для достижения целей предпринимателя.

Автор:
Ксения Воловик

#статьи

  • 9 ноя 2021

  • 0

Чему нужно учить будущих предпринимателей и что мешает это делать

Эксперты обсудили, нужно ли формировать стандарт бизнес-образования и что не даёт развивать предпринимательские компетенции со школьной скамьи.

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Хотя на рынке дополнительного образования отмечается бум предпринимательских курсов, на уровне университетов и тем более школ такие программы остаются редким явлением. Среди них — проект Минобрнауки «Стартап как диплом», московский ​​«Предпринимательский класс» и некоторые региональные инициативы, например «Лига школьного предпринимательства» в Ульяновской области и «Это бизнес, детки» в Тюменской области.

При этом единые стандарты предпринимательского образования ещё не сформированы — это касается и федерального проекта «Стартап как диплом» (притом что в 2021 году к программе присоединились ещё 25 регионов), и программ MBA, которые пришли в Россию больше 20 лет назад.

Но так ли вообще необходим подобный стандарт и можно ли сформулировать единые требования к компетенциям предпринимателя? Что мешает массово учить предпринимательским навыкам школьников и студентов нашей страны? Эти и другие вопросы обсудили эксперты Московского международного салона образования (ММСО), и мы предлагаем ознакомиться с главными тезисами спикеров. Посмотреть полные записи дискуссий можно на YouTube:

  • сессия «Стандарт предпринимательского образования: от идеи до единорога»;
  • сессия «Что мешает распространить предпринимательское образование?».

По вопросу, так ли необходим единый стандарт предпринимательского образования, прозвучали разные мнения. Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей Московской школы управления «Сколково», считает, что выработка стандарта просто не имеет смысла, потому что сама деятельность предпринимателя меняется слишком быстро. Особенно в эпоху стремительного технологического прогресса — стандарт может устареть буквально в момент публикации.

Елена утверждает, что вместо этого стоит говорить о том, что именно делает предприниматель и в каком контексте он работает. Сам навык предпринимательства эксперт предложила рассматривать через три составляющие:

  • инкубация, то есть умение запускать своё дело;
  • акселерация — умение развивать, масштабировать бизнес;
  • трансформация — умение менять бизнес-модели.

Также Елена отмечает важность креативного мышления, необходимого для поиска бизнес-идей. И, по её мнению, не лишним будет знать историю предпринимательства — на эту тему Московская школа управления «Сколково» в сотрудничестве с Arzamas запустила курс лекций «Деловые люди XIX века». Но самое важное, по мнению спикера, — это практика:

«В принципе, ключевая предпринимательская компетенция приобретается только в формате learning by doing. И, соответственно, предпринимательское образование, с моей точки зрения, может быть только в смысле деятельностном».

Андрей Андрусов, инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», учитель проектной деятельности в «Класс-Центре» и автор книги для школьников «Твой первый бизнес», считает, что стандарт предпринимательского образования должен формироваться через количественные показатели — какой процент прошедших курс или программу действительно запустил свой бизнес и получает прибыль.

Эксперт полностью согласен с Еленой Бондаренко, что главное в обучении будущих предпринимателей — это деятельность. Поэтому своим ученикам он рекомендует начать запускать собственные бизнес-проекты как можно раньше. Кроме проработки собственно предпринимательских навыков, такой подход, по мнению спикера, замечательно мотивирует школьников изучать новое. В процессе работы над проектом у них появляются вопросы, например «Как установить цену?» или «Где лучше продвигать свой продукт?», которые часто опережают программу. Поэтому ученики начинают искать ответы самостоятельно:

«На самом деле это уникальный предмет. У меня <ученики> учебник читают в сентябре, многие читают сразу до конца. Вы видели кого-нибудь из учащихся, которые читают учебник, например, по истории, сразу до конца года, так, на всякий случай? А они читают, потому что им это нужно сейчас для конкретной практической деятельности. Мне кажется, бросать учеников вот в эту реальность и помогать, поддерживать, когда они сталкиваются с проблемами, — это самый лучший способ обучения».

Иную точку зрения озвучил Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета. По его мнению, нет никаких препятствий для того, чтобы формировать стандарт предпринимательского образования на основе компетенций. В пример спикер приводит ФГОС ВО (3++), в которых как раз упор делается на компетенции, как универсальные, так и профессиональные: «Там не написано, что надо изучать историю в объёме 50 часов. Там написано, что нужно сформировать историческое мышление. В этом смысле мы можем задать вопрос, какой стандарт должен быть у предпринимательского образования».

Так как само предпринимательство может иметь самые разные формы — от открытия своей булочной до успехов Илона Маска, — Андрей Щербенок считает, что стандарт соответствующего образования должен в первую очередь отражать междисциплинарность, в противовес традиционному подходу, когда дисциплины изучаются отдельно и независимо друг от друга:

«Вы не можете осуществлять деятельность в рамках какой-то одной „оптики“, экономической, или технологической, или социальной, или какой-то ещё. Как только вы начинаете что-то делать, вы сразу сталкиваетесь с тем, что вы должны одновременно мыслить как экономист, как финансист, как психолог, как технолог. Должны понимать огромное количество вещей. И самое главное — всё это должно связываться в какую-то систему. Поэтому, мне кажется, в этом стандарте предпринимательского образования должна быть междисциплинарность».

Также Щербенок не согласился с выступавшими ранее экспертами в том, что лучший способ обучать предпринимательству — сразу бросать учащегося в деятельность. По мнению Андрея, когда человек начинает работу, например, над технологическим проектом без базовых знаний, то в процессе он усвоит только тот минимум информации, который необходим для решения насущных задач. И в результате останется на поверхностном уровне понимания темы. Но здесь же, по словам спикера, возникает дилемма:

«С одной стороны, мы должны сразу бросить в деятельность, но тогда у нас будут очень поверхностные деятельные люди, которые делают всякую фигню. А с другой стороны — академики, „ботаны“, которые в тему погрузились, но никогда в деятельность не выйдут. Мне кажется, хорошее предпринимательское образование должно это каким-то образом диалектически сочетать. Как это сделать — это следующий вопрос».

Исследование Global Entrepreneurship Monitor показало, что по всем параметрам, связанным с предпринимательской средой (государственная поддержка, доступная инфраструктура, предпринимательское образование, наличие растущих рынков и так далее), Россия не дотягивает до общемировых показателей. Эти данные озвучил Алексей Комаров, академический директор программы «Практикум по игротехнике LIVE» и директор проекта «Сколково Практикум Штаб». Так, наша страна находится на 25-м месте в рейтинге из 45 анализируемых стран по предпринимательскому образованию в школе, а по бизнес-программам вне школы (сюда входит вузовское и дополнительное образование) — на 36-м месте.

Спикер считает, что в сфере предпринимательского образования не хватает объединения усилий разных игроков — то есть государственных и частных образовательных организаций, — чтобы растить число предпринимателей в обществе и повышать их вклад в экономику, обучая вести дела эффективно и грамотно.

Алла Аргунова, основатель и директор частной школы «Путь к успеху», в которой бизнес-образование включено на уровне основной программы, утверждает, что в плане теоретической подготовки, тренировки hard и soft skills, а также проектной деятельности сложностей нет. Однако проблемы возникают, когда юные предприниматели доходят до стадии реализации бизнес-проекта:

«Как только мы завершаем проектный менеджмент, начинаются индивидуальные шаги. Нужна сеть менторов. У нас нет экосистемы, чтобы это реализовать. И если ребёнок хочет что-то производить, что-то создавать, ему нужна технологическая база, на которой будет происходить эта реализация продуктов».

Основатель ONE! International School Максим Натапов не согласен с тем, что любой детский бизнес-проект непременно нужно доводить до реализации. Он придерживается мнения, что не всем школьникам дано стать предпринимателями, но для всех полезно развивать бизнес-мышление и веру в себя, знакомиться с предпринимательской культурой, формировать понимание, что не страшно ошибаться, что даже после провалов можно подняться и двигаться дальше.

Похожее мнение выразила Кнарик Арабян, соосновательница детской бизнес-школы KinderMBA. Эксперт разделяет бизнес-образование на два направления: развитие предпринимательского мышления у школьников и, собственно, подготовку предпринимателей. Если второй путь в результате должен привести к созданию собственного бизнеса, что, очевидно, не для всех, то первый полезен для любого ребёнка без исключения:

«Предпринимательство, если раскладывать его на части, — это навыки, знания, командная работа. Оно позволяет концентрировать в себе всё сразу. Все soft skills и все знания, включая предметные. В предпринимательстве ты делаешь продукт, а продукт всегда посвящён какой-то конкретной предметной области, в которой ты должен быть специалистом. Продукт может быть в области биологии, физики, химии — и это сразу даёт прикладное применение тем знаниям, которые ты получаешь. Автоматически повышается мотивация учиться».

При этом спикер на собственном опыте столкнулась с преградами для внедрения в школы программ по проектной и предпринимательской деятельности. По словам Кнарик, здесь не обойтись без государственной поддержки, потому что школы, как и родители, заинтересованы в подобных проектах, но всё упирается в экономику.

Рассуждая о том, как популяризировать предпринимательское образование и сделать его доступнее, спикеры сошлись во мнениях.

Андрей Щербенок озвучил мысль, что предпринимательская деятельность по своей сути нерациональна, так как связана с риском и большими затратами личных ресурсов. Ведь гораздо разумнее, по словам эксперта, «стать квалифицированным инженером, получать стабильную зарплату и ни о чём не „париться“». Чтобы человек стал предпринимателем, он должен захотеть что-то изменить в конкретной сфере деятельности и поверить, что это ему по силам. А для этого ему необходимо взаимодействовать с людьми, которые «горят» своим делом, — с наставниками, единомышленниками. Поэтому без сообщества, в котором бы происходил обмен опытом и знаниями, невозможно по-настоящему развивать предпринимательскую культуру, считает Щербенок.

Алексей Комаров тоже подчеркнул важность формирования сообщества и выстраивания коммуникации между разрозненными образовательными организациями. При этом спикер отметил, что в России достаточно хорошо развиты образовательные технологии, и этот задел мог бы помочь нашему бизнес-образованию стать конкурентоспособным на международном уровне.

Также всё эксперты согласились с тем, что начинать формировать предпринимательское мышление и соответствующие компетенции следует ещё со школьной скамьи. И озвучили несколько аспектов, которые для этого необходимы.

Во-первых, по словам Аллы Аргуновой, был бы очень полезен фонд-инкубатор, через который инвесторы и бизнес-ангелы смогли бы финансировать лучшие проекты юных предпринимателей.

Во-вторых, спикер отметила важность привлечения взрослых экспертов-менторов, которые бы направляли школьников и подсказывали, что и как делать. Ими могут быть и родители — в качестве примера Алла привела кейс, когда первоклассник придумал проект кинестетик-планшета для слабовидящих, который в итоге стал семейным бизнесом.

В-третьих, по словам экспертов, очень не хватает сообщества предпринимателей, которые были бы готовы предоставить свои производственные площадки для создания продуктов, придуманных детьми. Например, школьник-предприниматель хочет издать книгу и обращается в конкретное издательство, готовое помочь.

И наконец, остаётся проблема подготовки учителей, которые могли бы вести предпринимательские классы. Как отметила Кнарик Арабян, для массового включения подобных программ в школьное образование очень не хватает педагогов с нужными компетенциями. Андрей Андрусов считает, что занять эту позицию вполне может подготовленный учитель и без личного опыта ведения бизнеса. Но как и где обучать педагогов преподавать бизнес-дисциплины — отдельный вопрос.

Научитесь: Основы пред­при­ни­ма­тельст­ва: начни свой бизнес
Узнать больше

Денис Кутергин, сооснователь YouDo

По моему мнению, предпринимателем можно быть и без диплома. У меня его нет, и я не вижу прямой связи между наличием «корочки» и успешным бизнесом. 

Я учился в военном вузе и даже если бы получил основную специализацию, она бы мне не помогла в той деятельности, которой я занимаюсь сейчас. Но военная школа очень усилила меня в управлении людьми, процессами и выстраивании отношений. Как ни странно, военные институты – это очень хорошие школы менеджмента.

Что касается образования в целом, мне кажется, что классические подходы настолько устарели и не поспевают за прогрессом, что к тому времени, как будет одобрена новая образовательная программа, она уже устареет. 

К тому же интернет открыл миру доступ качественным знаниям, зачастую бесплатным – любой человек из любой точки мира может найти и послушать лекции лучших профессоров Гарварда и Стенфорда, а также пройти курсы на различных образовательных онлайн-сервисах.

Поэтому сейчас вопрос заключается не в том, важен ли для человека диплом, а в его желании и умении системно находить и обрабатывать новые знания.

Я больше ценю в сотрудниках стремление к саморазвитию, чем цвет «корочек» или медалей. Мы в YouDo вообще не проверяем, как человек учился, а наличие диплома – это обычная формальность. Важен только опыт и тяга к знаниям, потому что мир очень быстро меняется – если сотрудник не будет постоянно совершенствовать свои навыки, то через какое-то время его легко обгонит более амбициозный новичок.

Выражение «предпринимательская жилка» мне не понятно. Лично знаю и тех людей, которым свойственна такая натура, и тех, для которых она не характерна. Тем не менее это никак не повлияло на то, что они стали основателями больших и успешных проектов. 

А вот качества, которые чаще всего свойственны выдающимся людям, существуют. На мой взгляд, самые важные из них:

  • постоянное саморазвитие,
  • высокая ответственность,
  • фанатичная дисциплина при выполнении целей.

Антон Зиновьев, основатель компании CarMoney 

Я уверен, что школа жизни и опыт запуска бизнеса с нуля намного важнее, чем изучение теории в институте. К сожалению, в вузах дают мало практических знаний и, скорее, учат управлению делом в уже состоявшейся компании.

Поэтому я считаю, что есть два типа бизнесменов:

  1. предприниматели-стартаперы, 
  2. крутые менеджеры-управленцы.

И те, и другие однозначно обладают талантами.

В предпринимательстве есть особая специфика. Например, если человек решил запускать собственный бизнес, то он должен быть готов к трем факторам:

  • первое – риск, который у бизнесмена в разы выше, чем у наемного сотрудника,
  • второе – личная ответственность,
  • третье – умение постоянно находиться в зоне неопределенности. Никто не даст точный ответ, как поступить в конкретной ситуации, но это не должно останавливать. 

Менеджер мыслит иначе. Если происходит ситуация, которая нигде не описана, он делает вывод, что ее решить нельзя. А если все-таки находит выход и берет ответственность на себя, то в этот момент происходит трансформация его мышления с переходом на уровень предпринимателя, топ-менеджера. 

Но в институтах этому не обучают. Там, к сожалению, не работают с постановкой мышления, а дают только теоретические знания.

Но когда бизнес набирает обороты, то появляется необходимость в вузовских знаниях. Приходит время людей с MBA или другой подобной степенью. Иначе не быть бизнесу эффективным.

Руслан Фазлыев, основатель Ecwid и X-Cart

Я и Юрий Зайцев – хорошее подтверждение теории, что диплом для предпринимателя необязателен. 

Я стал сооснователем первой в городе негосударственной телеком-компании, еще учась на втором курсе местного Политеха. А на третьем курсе я организовал X-Cart – PHP-платформу для интернет-магазинов с большим инвентарем, тогда как раз и бросил учебу. А Юрий ушел с третьего курса мехмата.

Я сейчас прилагаю усилия, чтобы сын не свернул с пути поступления в престижный американский вуз. Но вовсе не потому, что хочу, чтобы он его закончил (надеюсь, он не прочитает эту статью). 

Получил диплом – хорошо, но главное в вузе – сетка людей одного возраста и профессиональных интересов. А с этим уже можно начинать бизнес – поэтому курс-два поучиться полезно. 

Если говорить про самых лучших предпринимателей истории – Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга – да, они все недоучились, но получили сетку контактов от действительно хороших вузов.

Единственная ситуация, когда диплом оказывается полезен, это когда ты предприниматель-иммигрант. Иммиграция – очень плохая история, но если все же такое решение принято, во многие страны гораздо проще получить визу, если есть подтверждение высокой квалификации – диплом.

Дарья Мингалиева, соосновательница CINEMOOD

Когда я заканчивала вуз, то часто шутила: «Спасибо, что обучение в университете не помешало моему образованию». Я начала работать full time с третьего курса, учась на дневном, и параллельно проходя курсы по дисциплинам, которых мне не хватало в программе вуза. 

Я до сих пор благодарна преподавателям, которые шли мне навстречу и давали возможность прийти и сдать сессии, несмотря на низкую посещаемость.

Показательная ситуация для моего студенчества: сдать экзамен и побежать защищать коммуникационную стратегию для одного из брендов Unilever. 

Вне зависимости от образования, люди делятся на два типа: 

  • одни готовы прыгнуть в неизвестность и создать свой бизнес, 
  • другие вполне счастливы в жизни и без этого. 

Но если ты пошел по первому пути, могу сказать, что мозг меняется окончательно, как только начинаешь сам платить сотрудникам зарплату. Если ты попадаешь в кассовый разрыв, то должен найти деньги и заплатить из своего кармана – после этого жизнь уже не может быть прежней.

Недавно я прочитала интересную мысль: «В чем отличие выдающегося бизнеса от обычного? У обычного бизнеса есть клиенты, а у выдающегося – фанаты». 

Умение построить такую экосистему, к которой мечтают присоединиться профессионалы, а клиенты влюбляются в то, что ты создаешь, – это определенно талант. «Жилка» это или счастливое стечение обстоятельств – большой вопрос. Но уж точно не диплом.

Артур Терисаян, основатель Uremont 

На мой взгляд, самое главное для предпринимателя – наличие таких личностных качеств, как живой ум, смелость, коммуникабельность (умение найти нужных людей и их организовать). Высшее образование полезно для бизнесмена, но необязательно. Нельзя мерить человека, его предприимчивость по каким-то вводным данным, связанным с условиями старта. 

Например, у меня медицинское образование, однако я всю жизнь успешно занимаюсь бизнесом в сфере обслуживания автомобилей. 

Для меня университет не стал базой для будущего дела, однако я могу сказать, что навыки, полученные в вузе, позволяют быстрее вникать в суть дела, анализировать обстановку (это работа с большими данными). 

Кроме того в студенческие годы я встретил верных друзей, некоторые из которых стали партнерами по бизнесу, а другие – самостоятельными предпринимателями.

Кирилл Рубинштейн, сооснователь Okdesk

Как минимум примеры Ричарда Брэнсона или Майкла Делла показывают: да, предпринимателем можно стать без диплома. Но из этого не следует, что вуз не несет никакой пользы. 

В успешном бизнесе есть следующие составляющие: 

  • знания и умения, 
  • социальный капитал (связи), 
  • психотип предпринимателя (та самая «предпринимательская жилка»),
  • немного везения. 

Как минимум две из них может дать учебное заведение.

Если в бизнесе нет научной составляющей и высоких технологий, то его успешность зависит не от образования, а от той самой «жилки». Но если проект наукоемкий, то в обязательном порядке требуются как глубокие профильные знания, так и предпринимательская натура. Без наличия этих двух факторов достичь успеха в hi-tech будет очень сложно, если вообще возможно. 

Вуз – один из способов получения знаний. Если бизнес не завязан на высокоинтеллектуальной деятельности, например, грузоперевозки, станции техобслуживания автомобилей или автомойки, то достаточный уровень начальных знаний можно получить и без поступления в вуз. 

Но наукоемкий проект, например, в сфере разработки решений с применением ИИ, компьютерного зрения, анализа больших данных требует глубокого понимания широкого спектра математических наук. Получить такие знания без обучения в хорошем математическом вузе невозможно. 

Среди основателей высокотехнологичных компаний, конечно, могут быть харизматичные лидеры без высшего профильного образования, такие как Стив Джобс, но без сильного профильного «технаря» или математика успех такого предприятия сомнителен.

Что касается знакомых без диплома, то есть пример. Мой товарищ детства после девятого класса продолжил обучение в ПТУ по специальности «автослесарь» — тяги к фундаментальным знаниям и высшему образованию не было. После окончания ПТУ, поработав механиком на СТО, товарищ открыл свой сервис «в гараже».

Со временем он вырос в небольшую станцию техобслуживания — миллиарды не зарабатывает, но вполне хорошо себя чувствует. Но это не наукоемкий бизнес, где примеров успешного предпринимательства без базового образования во много раз меньше. 

Кроме всего прочего, вуз – это отличная площадка для «нетворкинга». В течение пяти-шести лет студенты общаются и выстраивают доверительные отношения, в результате выпускник получает багаж связей – тот самый «социальный капитал», который незаменим при создании бизнеса. 

Недаром основатели множества успешных ИТ-компаний – например, Parallels и Abbyy – познакомились во время учебы. Да и я учился с одним из партнеров в одной школе, с другим — в одном вузе.

Инна Анисимова, основательница PR Partner

Примеров предпринимателей без «корочки» множество, все они типичны – талантливый человек с уникальным видением бросает учебное заведение, чтобы начать собственное дело. Но каждая такая история начинается в вузе, где будущие миллиардеры познакомились с реальным миром, осознали предназначение. 

Сейчас многие стартапы начинаются людьми без высшего образования, они считают его устаревшим и в части получаемых знаниях, и в методологии.

Высшее – это шанс приобрести связи и знакомства, которые будут приносить профессиональную и личную выгоду всю жизнь, возможность развиваться духовно, несколько лет потратить на чтение, исследования, что не так легко сделать, когда тебе 40+. 

Успешный предприниматель без образования — вполне себе портрет поколения, но после первой волны успеха его могут накрыть неудачи и сомнения в себе. Ведь умения общаться с людьми, рефлексировать, планировать он так и не приобрел. 

Впрочем, я согласна и с теми, кто ругает наше образование. Поэтому я вижу одно из решений в обучении за границей. Для тех, кто волнуется о средствах, есть программы помощи, стипендии, стажировки. Главное — желание.

Роман Алехин, основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» 

С одной стороны, чтобы быть предпринимателем диплом о высшем образовании не нужен. Да и нет такого вуза, который учил бы непосредственно предпринимательству. 

Бизнесмен – это призвание, а бизнес – способность, талант, но не знание. 

С другой стороны, высшее образование не помешает, так как способности – это еще не все. Есть специфические области знаний, например, финансы, менеджмент, маркетинг, знание которых значительно повышает шансы создать успешный бизнес. 

Конечно, можно нанять специалистов, которые будут разбираться в этих областях, но практика показывает, что намного лучше, когда владелец бизнеса имеет представление о том, как выстраивать управление, бюджет и маркетинг. 

Поэтому самый лучший вариант, когда есть сочетание предпринимательских способностей и профессиональных знаний.


Материалы по теме:

«Учеба в тот период занимала 80% моей жизни». Ветеринар — о том, как стать разработчиком без диплома вуза

«Я сдала 36 экзаменов за 1,5 месяца». Как получить диплом в Европе и стать финансовым аналитиком Volvo

Портфолио против диплома: нужно ли высшее образование веб-дизайнеру?

Забудьте про диплом: изучайте навыки, необходимые в современной экономике

50 причин, по которым стоит стать предпринимателем

Фото на обложке: Кадр из фильма «Джобс: империя соблазна», 2013

Добавлено в закладки: 0

Открытие бизнеса подразумевает глубокое понимание особенностей определенной сферы деятельности и умение вести необходимую документацию. Попробуем разобраться какими конкретно знаниями должен обладать начинающий бизнесмен и нужно ли образование для ИП?

Что необходимо для оформления ИП

Открытие бизнеса осуществляется на основании соответствующих документов. В РФ количество бумаг сведено к минимуму.

В территориальный орган налоговой инспекции достаточно подать:

  • заявление;
  • паспорт;
  • ИНН;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Нужно ли образование для открытия ИПИные документы не требуются. В Беларуси набор бумаг схожий – в исполком по месту жительства достаточно предоставить заявление, паспорт, фотографии и оплатить пошлину.

Нужно ли образование для открытия ИП?

В Российской Федерации независимо от сферы деятельности, каждый обязан пройти основное полное обучение – дошкольное, начальное и общее. После окончания 9 классов граждане получают возможность открыть бизнес. Для этого потребуется пройти процедуру эмансипации – объявление частично дееспособного человека полностью дееспособным органами опеки или судом.

Нужно ли высшее образование для открытия ИП в России? Нет. Регистрация предпринимательства доступна с 14 лет, что исключает физическую возможность иметь документ об окончании высшего учебного заведения.

Нужно ли образование чтобы открыть ИП в Беларуси? Нет. В РБ законодательство не обязывает предпринимателей заканчивать высшие учебные заведения. Как и в России открыть бизнес можно сразу после окончания школы, пройдя процедуру эмансипации или после наступления совершеннолетия.

Кому нужно высшее образование

Для ведения бизнеса иногда одной регистрации в налоговой инспекции недостаточно. Законодательство требует наличие лицензии на определенные виды деятельности (ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Направление бизнеса предприниматель выбирает из общероссийского классификатора – ОКВЭД, сразу при регистрации в государственном органе. Если сфера деятельности упоминается в ст.12 Закона «О лицензировании», то нужно будет позже получить разрешение в ведомственном учреждении.

При определении деятельности ИП по ОКВЭД нужен ли документ об образовании? Нет. Кроме того, открыть предпринимательство разрешено без лицензии, однако осуществлять деятельность без наличия разрешения – нельзя. Что касается органов регистрации, то сюда предъявлять документы не требуется.

Однако чтобы получить разрешение может понадобится высшее образование. Подтвердить его необходимо в ведомственном органе, который занимается лицензированием. Более детально о том, нужно ли ИП высшее образование, необходимо уточнять у сотрудников учреждения.

На видео: Высшее образование для ИП

Порядок регистрации

Получение образования Как уже говорилось, высшее образование является обязательным для определенных видов деятельности. Если гражданин желает заниматься фармацевтикой и осуществлять розничную продажу медицинских препаратов в аптеке, то для получения разрешения потребуется:

  • подать пакет документов в налоговую службу, выбрать род деятельности по ОКВЭД;
  • пройти регистрацию и получить статус индивидуального предпринимателя;
  • выбрать систему налогообложения;
  • получить лицензию.

Нужно ли образование для ИП, чтобы открыть аптеку? Да. Иначе бизнесмен не сможет оформить лицензию и работать в сфере фармацевтической деятельности без наличия необходимых знаний.

Требования для получения разрешения:

  • наличие соответствующего помещения;
  • наличие у предпринимателя высшего или среднего фармацевтического образования;
  • стаж работы соискателя лицензии не должен быть менее трех лет после окончания высшего учебного заведения, менее пяти – после обучения в колледже или техникуме;
  • наличие сотрудников, получивших фармацевтическое высшее или среднее образование.

Получение образования в других сферах бизнеса

Высшее образование или обладание специальными знаниями необходимо при получении лицензии в таких сферах:

  • безопасность информации;
  • хранение и обезвреживание химического оружия;
  • пожаротушение;
  • медицина;
  • геодезия и картография;
  • маркшейдерские работы;
  • гидрометеорология.

Также необходимо прохождение специальной или профессиональной подготовки для открытия предприятия по хранению и обезвреживанию химического оружия.

На видео: Нужно ли Высшее Образование Предпринимателю

Требования к получателям лицензий Требования к получателям лицензий в вышеприведенных сферах следует уточнять в отраслевых законодательных актах. Обозначенные сферы деятельности обязывают получить не только необходимое образование, но и иметь стаж работы, а для маркшейдерской деятельности понадобится также удостоверение о прохождении аттестации.

Нужно ли образование для ИП в других областях? Нет. Получение лицензии не предполагает наличия высшего или специального образования. Обладать нужными знаниями обязан лишь персонал предприятия. Наличие документа об окончании высшего учебного учреждения или специального заведения должно быть у сотрудников:

  • занимающихся разработкой и выпуском средств защиты конфиденциальных сведений;
  • разрабатывающих и выпускающих шифровальные средства;
  • производящих, реализующих и выявляющих спецсредства для негласного получения сведений – образование должен иметь минимум один работник и руководитель;
  • образовательных предприятий;
  • полиграфии;
  • работающих с возбудителями инфекций;
  • руководителей фирм, осуществляющих перевозки;
  • обеспечивающих трудоустройство за границей;
  • занимающихся сохранением объектов культурного наследия.

Получать образование предпринимателю в вышеприведенных сферах не требуется. Основная его задача – организовать работу предприятия, подобрав сотрудников с необходимыми знаниями. Если бизнесмен желает непосредственно работать (допустим, преподавать), образование нужно получить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Областной суд омской области официальный сайт реквизиты
  • Нужно ли кормить волонтеров во время работы на площадке
  • Областной суд оренбургской области госпошлина реквизиты
  • Нужно ли отдавать деньги инвестору если бизнес прогорел
  • Облигации российских компаний с наибольшими дивидендами