Нужно ли согласовывать вывеску с управляющей компанией

При расположении офиса или магазина в многоквартирном жилом доме обычно на фасаде устанавливается информационная вывеска с наименованием. Согласование о размещении вывески получено, и вроде бы можно успокоиться. Однако помимо местных органов власти, дающих разрешение на размещение вывески, есть еще собственники многоквартирных домов, которые тоже имеют право диктовать свои условия. Так, собственники зачастую обязывают управляющую компанию (ТСЖ, ЖСК) заключить договор о предоставлении права размещения наружной рекламы с организацией, находящейся в таком доме.

Так имеет ли право управляющая компаний (ТСЖ, ЖСК) настаивать на заключении договора о предоставлении права размещения наружной рекламы и информации, ссылаясь на Постановление Правительства Санкт-Петербурга №961 от 09.11.2016? Надо ли получать согласие всех собственников или решение общего собрания собственников? Имеет ли это требование непосредственно отношение к вывескам? 

Разбираемся в нюансах

Требования п. 4.4. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» имеет непосредственное отношение к вывескам.

В соответствии с п. 4.4. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (далее – Правила), при наличии в отношении объекта благоустройства или элемента благоустройства права общей долевой собственности к заявлению прикладывается согласие всех собственников или решение общего собрания собственников.

К элементам благоустройства Санкт-Петербурга относится наружная информация (объекты для размещения информации), включая вывески (п. 2.6 Приложения 2 к Правилам).

Согласно пункту 1.7 Правил, вывески – это объекты для размещения информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры в многоквартирном доме. По смыслу названных норм фасад дома находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в нем.

С данными нормами корреспондирует предусмотренное ч. 1 ст. 247 ГК РФ согласие всех собственников многоквартирного дома на использование общего имущества, в том числе фасада многоквартирного жилого дома.

В компетенцию общего собрания собственников в числе прочего входят вопросы о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Согласно части 4 статьи 36 ЖК РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

А что думает Верховный суд

Вместе с тем согласие собственников имущества, в том числе помещений в многоквартирном доме, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.03.2014 N 78-АПГ14-5, требуется исключительно для размещения рекламных конструкций, к которым объекты для размещения информации не относятся.

В указанном судебном акте судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации не наделен правомочием принятия оспариваемой нормы, регламентирующей правоотношения в сфере гражданского и жилищного законодательства. В Российской Федерации приняты Гражданский кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс, регламентирующие правоотношения в этой сфере. Они устанавливают, в каких случаях истребуется согласие собственников имущества, в том числе жилых домов, при размещении на них иных объектов, в частности, объектов рекламы. Действующие нормы гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации не содержат норм о согласовании с собственниками имущества вопросов размещения объектов с обязательной информацией, что исключает принятие субъектом Российской Федерации норм такого содержания, поскольку федеральный законодатель уже определил объем и характер регулирования правоотношений в указанной сфере. Более того, нормы федерального законодательства в сфере защиты прав потребителей устанавливают обязанность субъектов экономической деятельности при оказании услуг населению размещать информацию о соответствующей организации по месту ее нахождения, что не исключает возможность такого размещения как на зданиях и сооружениях, принадлежащих третьим лицам, так и на строениях, относящихся к жилому фонду.

Рекламируем или информируем?

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняется: при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Как указывается в Письме ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой. Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении организации и (или) обозначении места входа.

Данная правовая позиция изложена в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

Вывески, размещенные непосредственно у входа в помещение организации (офис), не являются рекламой, если содержат только информацию об организации, а также режиме ее работы, либо указывают на вид деятельности (магазин, аптека и т.д.). Однако если размещенная конструкция содержит иную информацию, кроме обязательной для размещения, такая конструкция может быть признана рекламной.

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием организации как указателя ее местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота (письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2009 N АЦ/24234).

Нормы действующего законодательства не содержат требования о необходимости получения собственником нежилых помещений у управляющей организации либо у собственников жилых и нежилых помещений разрешения для размещения вывесок, не носящих рекламного характера.

Указанные выводы изложены в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 N 13АП-26758/2016, 13АП-26862/2016 по делу N А56-20404/2016: в иске управляющей организации об обязании демонтировать рекламные конструкции с фасада жилого дома отказано, поскольку объект для размещения информации, а именно настенная вывеска «Парикмахерская», не может рассматриваться в качестве рекламы и не требует получения письменного согласия собственников.

При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

В заключении хотелось бы сказать, что прежде, чем разместить вывеску, необходимо определить цель ее размещения, а также возможность признания ее рекламой. Во избежание претензий со стороны собственников многоквартирного дома, а также контролирующих органов нужно однозначно разграничить эти два понятия.

Мы уже писали о судебной практике, согласно которой размещённые на фасадах МКД информационные вывески и таблички не требуют согласования с собственниками помещений в доме. Рассказываем о противоположном решении Верховного суда РФ по подобному делу.

Собственники не могут препятствовать исполнению закона № 2300-I

Организации обязаны указывать своё название, адрес и режим работы, сведения о лицензии на вывесках и табличках согласно ст. ст. 9, 10 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».

О том, что размещение обязательной информации на фасаде многоквартирных домов проводится без согласования с общим собранием собственников помещений, высказывались:

1. Федеральная антимонопольная служба РФ.

В письме от 15.03.2010 № АК/6745 ведомство отметило, что размещение в месте нахождения организации её наименования нужно для идентификации компании и не требует дополнительного согласования с собственниками помещений в МКД.

2. Арбитражный суд Северо-Западного округа.

В постановлении от 22.12.2014 по делу № А56-77154/2013 суд отметил, что исполнение требований закона о доведении до потребителей определённых сведений не может зависеть от воли собственника. Если собственники не согласуют размещение инфовывески организации на общем имуществе, то будут нарушены права клиентов этой организации.

3. Арбитражный суд Поволжского округа.

В постановлении от 10.08.2016 по делу № А57-28227/2015 суд вынес решение о том, что бегущая строка с информацией, расположенная в месте нахождения магазина, не требует согласования её размещения с жильцами жилого дома.

4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, на общем собрании собственников решается вопрос о размещении на общем имуществе МКД рекламных конструкций. В п. 18 письма от 25.12.1998 № 37 Президиум ВАС РФ разъяснил, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона, не относятся к рекламной информации. Подобная позиция высказана в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58.  

5. Верховный Суд РФ.

В определении от 18.11.2014 по делу № А73-9636/2012 суд указал, что вывески с информацией в соответствии с требованиями № 2300-I не требуют не только согласования с ОСС, но и платы за пользование общим имуществом МКД.

Однако в июне 2018 года Верховный Суд РФ, рассматривая спор по делу № 41-КГ18-13, вынес другое решение. Рассмотрим его подробно.

О размещении на общем имуществе МКД объектов рекламы и информации

О размещении на общем имуществе МКД объектов рекламы и информации

Собственники через суд требовали демонтажа несогласованной вывески

В городской суд обратились собственники помещений в многоквартирном доме. Они требовали, чтобы организация, разместившая на фасаде дома вывеску, демонтировала её, восстановила фасад и балкон одного из истцов.

Они ссылались на то, что вывеска не была согласована с общим собранием собственников, а также нарушает их права и интересы: закрывает часть обзора из окна, разрушает балкон, препятствует отведению осадков, на ней скапливаются грязь и мусор. Также она способствует свободному доступу в квартиры собственников.

Суд первой инстанции привлёк к спору эксперта. Он отметил, что вывеска не влияет на  кладку несущей стены дома, находится в исправном техническом состоянии, не создаёт прямого пути доступа для посторонних в квартиры, но её можно использовать для проникновения в дом.

Суд пришёл к заключению, что спорная вывеска не угрожает жизни и здоровью граждан и является информационной, размещённой в соответствии с требованиями № 2300-I. Согласие на её размещение от собственников не требуется.

Поэтому суд отказал истцам в удовлетворении иска. Апелляционный суд, куда обратились собственники квартир, также встал на сторону владельца вывески и оставил решение первой инстанции в силе.

Как разместить рекламу на МКД и не попасть под штрафы

Как разместить рекламу на МКД и не попасть под штрафы

Для размещения любых вывесок необходимо получать согласие ОСС

Истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, где её рассмотрела судебная коллегия по гражданским делам. ВС РФ не согласился с выводами суда апелляционной инстанции, посчитав, что судья не сделал проверку фактических обстоятельств дела и не дал им оценку.

Судебная коллегия ВС РФ основывала своё решение на следующих тезисах:

  • Объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам по решению ОСС в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 36 ЖК РФ).
  • Ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома входят в состав общего имущества такого дома (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
  • К компетенции ОСС отнесено принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в МКД иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации используется общее имущество дома (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что передача в пользование третьим лицам общего имущества МКД допускается только по решению общего собрания собственников помещений такого дома независимо от того, передаётся общее имущество для установки рекламных конструкций или для других целей.

Также ВС РФ обратил внимание на заключение экспертизы, которая проводилась при первом судебном разбирательстве. Эксперт отметил, что вывеска способствует доступу посторонних лиц в квартиры и создаёт угрозу скопления осадков и мусора. Суды не дали оценки данным выводам, нарушив ст. 196 ГПК РФ.

ВС РФ направил дело на повторное рассмотрение в апелляционный суд с указанием учесть сделанные замечания и принять постановление в соответствии с требованиями закона.

Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД

Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД

УО следует предоставлять в пользование общее имущество только с согласия ОСС

Новые выводы Верховного Суда РФ могут внести корректировки в решение судебных дел об информационных вывесках, размещаемых на фасадах многоквартирных домов. Если ранее суды в подобных спорах вставали на сторону владельца вывески, если он мог доказать отсутствие на ней признаков рекламы, то ВС РФ однозначно решил этот вопрос:

  1. Использование общего имущества в любой ситуации должно быть одобрено на общем собрании собственников помещений в МКД.
  2. Вывески и таблички с информацией согласно требованиям № 2300-I размещаются на общем имуществе МКД в том же порядке, что и рекламные объекты.

Поэтому управляющим организациям и ТСЖ следует следить за тем, чтобы размещаемые на фасадах МКД объекты всегда согласовывались на общих собраниях собственников независимо от их содержания.

В ином случае при проверке органом ГЖН УО может получить предписание о демонтаже вывески, а суд встанет на сторону собственников. Это повлечёт финансовые затраты управляющей организации на госпошлины, демонтаж вывески и приведение фасада в прежнее состояние.

Чтобы в будущем не возникло проблем, получите согласие собственников помещений в МКД на размещение вывесок на фасаде дома. Такое собрание удобно и быстро вы сможете организовать и провести с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 828 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Все началось с того, что в Хабаровске одна управляющая компания пошла в арбитражный суд с иском к некой фирме. Коммунальщики хотели взыскать с коммерсантов деньги за необоснованное, на их взгляд ,обогащение при использовании фасада жилого дома.

Дело в том, что коммерсанты на многоквартирном доме повесили две вывески. Одна изображала плитку шоколада в два квадратных метра и сообщала, что здесь находится фирменный магазин сладостей. И что он работает с утра и до вечера. Там же были указаны юридический адрес и ИНН ответчика. Вторая вывеска была солиднее, почти 8 квадратных метров, и она сообщала почти то же — что это фирменный кондитерский магазин.

Управляющая компания заявила в суде, что по Закону «О рекламе» кондитеры обязаны заключить с управляющей организацией, то есть с ними, договор о размещении на доме рекламных конструкций. А еще заплатить им за все время, пока вывески висели, — это и есть необоснованное обогащение при использовании общего имущества дома.

Два местных арбитражных суда — первая инстанция и апелляция — с коммунальщиками полностью согласились и вынесли решения в их пользу. Но вот суд округа засомневался в правильности такого решения и признал спорные конструкции, которые были, между прочим, размещены непосредственно на месте базирования кондитерских коммерсантов, не рекламой, а просто вывеской с изображением товарного знака. И размещены, по заявлению суда, эти товарные знаки были «с целью продвижения товаров третьим лицам». Правда, и за это надо платить.

При этом суд сослался на Гражданский кодекс (статьи 246 и 290) и Жилищный кодекс (статья 44). Там сказано, что использование общего имущества многоквартирного дома, в том числе и его стены, должно быть возмездным. Поэтому даже если размещенная на доме информация и не является рекламой, то это не освобождает кондитеров от необходимости за это платить. Вывод окружного суда, учитывая, что взысканная с коммерсантов сумма вполне соответствует установленному протоколом общего собрания жильцов размеру платы за размещение на их доме вывесок, посчитать, что необоснованную выгоду нижестоящие суды рассчитали правильно.

Так дело дошло до Верховного суда. Его Судебная коллегия по экономическим спорам, перечитав решения региональных коллег, с такими выводами не согласилась.

Сначала Верховный суд, если так можно выразиться, разделил вывески. Если помните, их было две. По самой маленькой, в два квадратных метра, суд заявителям вообще в иске отказал. И вот как это аргументировал.

Есть Закон «О защите прав потребителей», в котором сказано, что продавец, исполнитель, изготовитель просто обязаны довести до сведения потребителя информацию о себе — место нахождения, адрес, режим работы.

Кроме этого, был специальный пленум Верховного суда, который рассматривал судебную практику применения Закона «О рекламе». И пленум подчеркнул, что не может квалифицироваться как реклама информация, которая хоть внешне и отвечает всем требованиям Закона «О рекламе», но на деле — нет. То есть там содержатся сведения, обязательные для размещения либо по закону, либо в силу «обычая делового оборота». К такой информации, в частности, и относятся сведения, которые любые коммерсанты должны предоставлять нам по двум законам — «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О защите прав потребителей».

Как потребитель каждый гражданин имеет право знать, кто делал, к примеру, пирожное, кто продавал его. А так же то, как в случае проблем защитить свои права.

Верховный суд напомнил, что в свое время Хабаровская дума приняла и утвердила правила благоустройства города. В этих правилах были прописаны виды, способы, порядок размещения вывесок в городе. И эти правила суды, разбирая наш спор, обязаны были учитывать и применять. Там, в частности, было сказано, что все предприятия города должны размещать рядом со входом в учреждение на стене информационные вывески определенного размера, как раз такого, как у маленькой вывески ответчика. Поэтому суд признает ее вывеской, содержащей необходимую для потребителей информацию.

А вот что сказал Верховный суд по поводу второй вывески размером в 7,56 квадратных метра. Она не содержит всех необходимых сведений по закону «О защите прав потребителей», намного превышает размеры информационной вывески, поэтому местные суды признали ее рекламой и применили 44-ю статью Жилищного кодекса, по которой за такую вывеску надо платить.

Гражданам небесполезно помнить, что решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и о рекламных плакатах, принимается общим собранием жильцов.

Итог таков: за маленькую вывеску в 2 квадратных метра нельзя брать деньги, и никакого обогащения за чужой счет не было. Такая вывеска — это обязательная для граждан информация. За большую вывеску брать деньги можно и нужно — это реклама.

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19

1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

КонсультантПлюс: примечание.

Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах культурного наследия, их территориях, выданные до вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 50-ФЗ, действуют до истечения срока их действия.

3.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 50-ФЗ)

3.2. Распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 150-ФЗ)

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

КонсультантПлюс: примечание.

В 2022 и 2023 г. к некоторым договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, применяются особенности, установленные ст. 21.3 ФЗ от 08.03.2022 N 46-ФЗ.

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2 — 5.5. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 264-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6. Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

(часть 5.6 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

5.7. В случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается не состоявшимся и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса.

(часть 5.7 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.8. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

(часть 5.8 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 264-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 21.07.2014 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.

8. На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.

9. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 264-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований части 5 в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции используется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

(часть 9.2 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 264-ФЗ, от 16.04.2022 N 106-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. Лицо, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обязано уведомлять орган местного самоуправления, выдавший такое разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления, иные факты).

(часть 9.3 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе — физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) подтверждение в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе проведенного посредством заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе, а соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 183-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 183-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частью 5 в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции используется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.

(п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 264-ФЗ, от 16.04.2022 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае отказа органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции — на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 183-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;

3) в случае, если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частью 5 в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции используется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 264-ФЗ, от 16.04.2022 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случае нарушения требований, установленных частью 9.3 настоящей статьи.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Решение об аннулировании разрешения может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения.

20. Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе — по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента — по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) — по иску органа местного самоуправления;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа — по иску органа местного самоуправления;

4.1) нарушения внешнего архитектурного облика и исторического облика объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, исторического облика их территорий — по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 50-ФЗ)

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта — по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 264-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

20.1. В случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета. Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным. При этом часть компенсации, не связанная с демонтажом, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Компенсация подлежит выплате рекламораспространителю не позднее девяноста дней с момента внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций.

(часть 20.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

21. Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

(часть 21.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.2. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

(часть 21.2 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21.3. Если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

(часть 21.3 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.

(часть 22 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.1. При невыполнении обязанности по удалению размещенной на рекламной конструкции информации в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, осуществляет удаление этой информации за свой счет. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с удалением этой информации.

(часть 22.1 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

23. Требования настоящей статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).

(часть 23 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Положения настоящей статьи, определяющие полномочия органов местного самоуправления, применяются к внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающихся необходимости получения разрешения собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества многоквартирного дома в целях размещения рекламных конструкций, а также в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы от 15.03.2010 № АК/6745, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области сообщает.

1. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона
«О рекламе» указанный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Размещение в месте нахождения организации ее наименования, по мнению специалистов ФАС России, служит целям идентификации данной организации для потребителя и не может рассматриваться как его реклама.
Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования в том числе, если такое указание осуществляется с использованием коммерческого обозначения либо фирменного наименования, не может рассматриваться в качестве рекламы.
Соответственно, на такую конструкцию не распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

2. Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Согласно положениям статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции именно общего собрания собственников помещений, в соответствии с пунктом 3 части 2 указанной статьи, относится принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, при размещении рекламы на общем имуществе многоквартирного дома, необходимо получение согласия собственников помещении многоквартирного дома.
Вместе с тем, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», размещение в месте нахождения (месте осуществления деятельности) организации (в том числе магазина) вывески является обязательным. Данная обязанность вытекает из прав владельца организации (магазина) по использованию помещений многоквартирного дома, полученных в установленном порядке.
Следовательно, размещение вывески магазина на многоквартирном доме не требует дополнительного согласования с собственниками помещений. 

Московское областное УФАС России

Вывеска помогает привлечь клиентов в торговую точку: магазин, салон красоты или автомастерскую. Чем она больше и привлекательнее, тем лучше для бизнеса. Допустим, каждый предприниматель установит перед магазином самый большой и вызывающий баннер. В результате город утонет в рекламе. Поэтому федеральное и местное законодательство ограничивают размер и содержание вывесок. В статье мы расскажем, как избежать вопросов от контролирующих органов, администрации и собственников помещения.

Чем грозит неправильная вывеска

1. Вывеску признают наружной рекламой

Законодательство различает вывеску и рекламную конструкцию. Вывеска сообщает людям информацию о вашей компании, например её название и режим работы. Её размещают, когда захочется.

Рекламная конструкция призывает к покупке — ст. 19 Закона № 38-ФЗ. Для её размещения получают разрешение от районной администрации. В торговом центре дополнительно получают согласие владельца, в жилом доме — жильцов.

Убедитесь, что ваша вывеска — информационная. Если она содержит явный или скрытый призыв купить, её признают рекламой. За нарушение ИП штрафуют на сумму от 3000 до 5000 рублей, ООО — от 500 000 до 1000 000 рублей по ст. 14.37 КоАП РФ.

Вывеска

Реклама

ООО «Стройград»

Время работы:

Пн-пт 9-18

г. Ростов, Энгельса, 3

Облицовка балкона пластиковыми панелями в рассрочку

ООО «Стройград»

г. Ростов, Энгельса, 3

Пример нарушения:

Садовый магазин расположен в стороне от дороги. Владельцы решили подсказать людям, как к нему пройти. Они повесили баннер «Садовый центр Лукоморье, 300 м. Создайте свой райский уголок». В прокуратуру поступила жалоба, и началась проверка. Выяснилось, что фирма не получила разрешение от администрации. Прокуратура обратилась в арбитражный суд.

Фирма получила штраф 500 000 рублей. Затем демонтировала баннер и обжаловала решение. За демонтаж штраф снизили до половины. В результате заплатить пришлось 250 000 рублей.

Дело № А41-59264/2016

Выплатить штраф недостаточно, чтобы узаконить рекламную конструкцию. Местная администрация попросит демонтировать её в течение трёх месяцев. Если владелец бизнеса или собственник торгового центра промедлят, администрация пришлёт своих подрядчиков.  

За демонтаж платит нарушитель. Если конструкцию разобрали подрядчики администрации или собственник торгового центра, они взыщут с вас расходы через суд — ст. 19 Закона № 38-ФЗ.

2. Вывеска нарушит требования арендодателя

Некоторые арендодатели переживают за внешний вид здания. Слишком пёстрый фасад распугает покупателей, поэтому арендаторы разбегутся. Слишком вызывающая вывеска одного арендатора вызовет недовольство остальных. В обоих случаях собственник рискует доходами. Поэтому он прописывает в договоре требования к вывескам. Проверьте свой договор и соблюдайте его требования. В противном случае арендодатель вправе разорвать отношения с вами по ст. 619 ГК РФ.

Курс молодого ИП

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Как выглядит правильная вывеска

Вывеска — информационная, а не рекламная конструкция. Отличить одно от другого помогает письмо ФАС № АК/92163/17. Мы не будем заставлять вас читать 8 страниц 11 шрифтом и перескажем основные правила.

Где разместить

Вывеску размещают рядом с торговой точкой. В жилых домах используют внешние границы помещения — фасад, дверь и окна. В торговых центрах и офисных зданиях — места, которые определил собственник.

Что написать

Вывеска ООО сообщает потребителям название компании, адрес и режим работы. Вывеска ИП — дополнительно ОГРНИП, ИНН и наименование регистрирующей налоговой — ст. 9 Закона № 2300-1. Если это важно, укажите телефон и адрес сайта, профиль деятельности и перечень товаров или услуг.

Лозунги, слоганы, призывы — запрещены. Акции и скидки — тоже. Нельзя даже подробно рассказывать о товаре или услуге — это тоже напоминает надзорным органам рекламу.

Вывеска

Реклама

Салон красоты Манго

Стрижки, маникюр, педикюр, лазерная эпиляция

Пн-пт 10-20

ООО «Вест», г. Саратов, Ленина, 3.

Салон красоты Манго

Маникюр с покрытием Entity Beauty в подарок!

Пн-пт 10-20

ООО «Вест», г. Саратов, Ленина, 3.

Кафе и ресторанам разрешено размещать на вывеске меню с ценами. Это хороший способ бесплатного продвижения: прохожие видят интересные блюда, понимают, что цены доступные и заходят внутрь. Важно только не рассказывать о блюдах подробно, не упоминать об акциях и не предлагать пообедать.

Разрешены указатели и схемы прохода в торговую точку. Это не реклама, а необходимость.

Что нарисовать на вывеске

Допустимые изображения:

  1. «Иконка», которая обозначает профиль деятельности. Например, ножницы над входом в парикмахерскую.
  2. Товарный знак, который вы зарегистрировали в Роспатенте.

Какой выбрать размер и оформление вывески

Каждый город предъявляет свои требования к размеру, количеству и внешнему виду вывесок. Центр и исторические улицы порой особенно охраняют. Найдите список требований на сайте вашей администрации. Или позвоните и расспросите чиновников. В худшем случае они расскажут, на какие постановления городской думы обратить внимание.

Например, в Нижнем Новгороде размещают таблички размером от 0,60 м по горизонтали до 0,40 м по вертикали. Высота надписей — не более 0,10 м.

На фасаде или над входом дополнительно разрешены конструкции с наименованием или профилем деятельности — магазин, парикмахерская, автосалон.

Вывески должны соответствовать концепции оптимизации и развития информационно-рекламного пространства города, которую утверждает администрация Нижнего Новгорода — Постановление № 46.

За нарушения возможны штрафы по местным законам.

Выводы:

  1. Предприниматели вправе размещать вывеску перед входом в торговую точку. Главное — не попасть под определение рекламы. Рекламные конструкции согласовывают с администрацией. За нарушение предпринимателей штрафуют, а вывеску снимают.
  2. Укажите на вывеске название компании, адрес и режим работы. По желанию — телефон, адрес сайта, список услуг или товаров.
  3. Не пишите слоганы, не рассказывайте об акциях, не описывайте в подробностях продукцию. Это превратит вывеску в рекламу.
  4. При размещении вывески учитывайте требования ФАС, местной администрации и договора с арендодателем.
  5. Разместите вывеску на двери, окне или фасаде помещения. В торговых и офисных центрах место размещения определяет владелец.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Статья актуальна на 

27.01.2022


              Собственник или иной законный владелец
               помещения вправе разместить на фасаде
              многоквартирного дома вывеску или иную
              информационную конструкцию без внесения
                платы за пользование фасадом дома,
               если такая конструкция по содержанию
             размещенных на ней сведений соответствует
               требованиям Закона РФ "О защите прав
               потребителей" и является стандартной
                 по своему размеру и расположению

                   Определение Судебной коллегии
            по экономическим спорам Верховного Суда РФ
                от 18 ноября 2014 г. N 303-ЭС14-395

                           (Извлечение)


     Управляющая компания обратилась в арбитражный суд  с  иском  к
обществу о взыскании неосновательного обогащения  за  использование
фасада многоквартирного жилого дома.
     Основанием для подачи иска явилось  размещение  ответчиком  на
фасаде многоквартирного  жилого  дома  без  согласия  собственников
расположенных в нем помещений двух вывесок. Одна  вывеска  в  форме
шоколадной плитки площадью  2,0  кв.м  и  сведениями -  "Шоколадный
Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий. Режим  работы:
с 9 до 21.", наименование, юридический  адрес  и  идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН); вторая вывеска площадью 7,56 кв.м  и
сведениями  -   "Шоколадный    Департамент.    Фирменный    магазин
кондитерских изделий".
     В обоснование иска управляющая компания указала,  что  в  силу
ч. 5  ст. 19  Федерального  закона  от  13 марта  2006 г.   N 38-ФЗ
"О рекламе" общество обязано было заключить с управляющей компанией
договор на размещение на фасаде дома рекламных конструкций.  Однако
общество не ответило на направленную ему претензию о  необходимости
заключения  договора  на   размещение   рекламных   конструкций   и
возмещения  суммы  неосновательного  обогащения  за   использование
общего имущества дома.
     Решением арбитражного суда первой инстанции,  оставленным  без
изменения постановлением арбитражного апелляционного суда,  исковые
требования  удовлетворены.  Суды  пришли  к  выводу  о   том,   что
информация, содержащаяся на информационных конструкциях, направлена
на привлечение и поддержание внимания к реализуемому  товару,  т.е.
имеет  рекламный  характер,  в  связи  с  чем  есть  основания  для
взыскания заявленной в иске суммы.
     Суд округа, не соглашаясь с  таким  выводом,  признал  спорные
конструкции, размещенные в  месте  непосредственного  осуществления
деятельности  общества,  не  рекламными  конструкциями,   а   иными
вывесками  с  изображением  товарного  знака  с  целью  продвижения
товаров третьим лицам, указав также, что  в  этом  случае  подлежит
взысканию   соответствующая   плата.   Из   системного   толкования
ст.ст. 246, 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ следует,
что использование общего имущества  многоквартирного  дома,  в  том
числе стены дома, должно быть возмездным, в связи с чем  даже  если
размещенная на фасаде многоквартирного жилого  дома  информация  не
является рекламой, это не освобождает общество от  внесения  платы.
Учитывая,  что  взысканная   сумма   соответствует   установленному
протоколом общего собрания собственников помещений размеру платы за
размещение вывесок, рекламных и  иных  информационных  конструкций,
определенной в зависимости от площади занимаемой  конструкции,  суд
округа оставил судебные  акты  нижестоящих  инстанций,  применивших
указанные ставки при расчете размера  неосновательного  обогащения,
без изменения.
     Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного  Суда  РФ
18 ноября 2014 г. отменила судебные акты в части взыскания платы за
вывеску площадью  2  кв.м,  в  этой  части  в  удовлетворении  иска
отказала по следующим основаниям.
     Согласно   п. 1   ст. 3   Федерального   закона    "О рекламе"
информация, распространенная любым способом,  в  любой  форме  и  с
использованием любых средств,  адресованная  неопределенному  кругу
лиц   и   направленная   на   привлечение   внимания   к    объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и  его
продвижение на рынке, является рекламой и должна  в  связи  с  этим
отвечать требованиям, предъявляемым этим Законом.
     В соответствии со ст.ст. 9, 10 Закона РФ от 7 февраля  1992 г.
N 2300-I "О защите прав  потребителей"  изготовитель  (исполнитель,
продавец)  обязан  довести  до   сведения   потребителя   фирменное
наименование (наименование) своей организации, место ее  нахождения
(адрес) и режим ее работы, а также иные сведения, предусмотренные в
этих нормах.
     Как указывалось в постановлении Пленума  Высшего  Арбитражного
Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58  "О некоторых  вопросах  практики
применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при
применении п. 1 ст. 3 этого Закона следует исходить из того, что не
может быть квалифицирована в качестве рекламы  информация,  которая
хотя и  отвечает  перечисленным  критериям,  однако  обязательна  к
размещению в силу закона или размещается  в  силу  обычая  делового
оборота.
     К  такой  информации   относятся,   в   частности,   сведения,
предоставляемые лицами в соответствии  со  ст. 495  ГК  РФ,  ст. 18
Федерального закона  от  2 января  2000 г.  N 29-ФЗ  "О качестве  и
безопасности пищевых продуктов", ст.ст. 9, 10 Закона  РФ  "О защите
прав потребителей" и т.д.
     Поскольку  согласно  преамбуле  к  Закону  РФ  "О защите  прав
потребителей" этот Закон регулирует  отношения,  возникающие  между
потребителями   и   изготовителями,   исполнителями,   импортерами,
продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании  услуг),
устанавливает права потребителей на  приобретение  товаров  (работ,
услуг) надлежащего  качества  и  безопасных  для  жизни,  здоровья,
имущества потребителей и окружающей среды, получение  информации  о
товарах (работах, услугах) и  об  их  изготовителях  (исполнителях,
продавцах), просвещение, государственную и общественную  защиту  их
интересов,  а  также  определяет  механизм  реализации  этих  прав,
обязанность довести необходимую информацию до потребителя  является
публичной, неисполнение  которой  исполнителем  (продавцом)  влечет
предусмотренную законом ответственность.
     Хабаровской  городской  Думой  в  соответствии  с  Федеральным
законом  от  6 октября   2003 г.   N 131-ФЗ   "Об общих   принципах
организации  местного  самоуправления   в   Российской   Федерации"
26 декабря  2008 г.   принято   решение   об   утверждении   правил
благоустройства городского округа "Город Хабаровск"  (действовавших
на момент размещения спорных вывесок)  (далее -  Правила).  Данными
Правилами определялись виды, способы,  цели  размещения  вывесок  и
требования к ним, в связи с чем  они  и  подлежали  применению  при
рассмотрении спора.
     Согласно  подп.  7.2  п. 6,  п. 32.3   Правил   информационная
табличка, являющаяся разновидностью вывески, - это  обязательная  к
размещению вывеска, предназначенная для доведения  до  потребителей
информации  о  фирменном  наименовании   предприятия,   учреждения,
организации, месте их нахождения  (адрес)  и  режиме  их  работы  в
соответствии со  ст. 9  Закона  РФ  "О защите  прав  потребителей".
Предприятия,    учреждения,    организации     и     индивидуальные
предприниматели должны разместить информационные таблички на  стене
здания рядом с входом в предприятие, учреждение,  организацию.  При
этом было рекомендовано применять следующие размеры  информационной
таблички: 40x60, 50x70, 60x80 см. Вывеска должна  располагаться  на
фасаде здания непосредственно у входа в помещение  или  в  пределах
помещения, занимаемого предприятием, между первым и вторым  этажами
здания,  если  иное  не  предусмотрено  собственником  здания   или
сооружения. Площадь вывески не должна превышать 2,0 кв.м, если иное
не предусмотрено собственником здания или сооружения.
     Поскольку вывеска площадью 2,0 кв.м по содержанию  находящихся
на  ней  сведений,  ее  размеру,  расположению   на   фасаде   дома
соответствует требованиям, предъявляемым Законом РФ "О защите  прав
потребителей", а также Правилам, ее  следовало  признать  вывеской,
содержащей информацию, необходимую для  защиты  прав  потребителей,
обязательную в соответствии с указанным Законом  для  доведения  до
сведения неограниченного круга лиц.
     Вместе с тем вторая спорная  вывеска  площадью  7,56  кв.м  не
содержит всех  необходимых  сведений,  предусмотренных  Законом  РФ
"О защите   прав   потребителей",    превышает    допустимые    для
информационной  вывески  размеры,  была  размещена  при  соблюдении
ответчиком процедуры ее  установки  как  рекламной  конструкции.  С
учетом этих обстоятельств, а также способа доведения  информации  о
своем товаре  и  обозначении  продавца,  в  том  числе  посредством
использования  товарного  знака,  суды   первой   и   апелляционной
инстанций обоснованно при установленных по делу обстоятельствах  не
согласились с обществом о признании ее информацией,  размещенной  в
соответствии с требованиями указанного Закона, сделав вывод о  том,
что она в силу указанных  признаков  направлена  на  привлечение  и
поддержание внимания  к  реализуемому  товару,  его  продвижению  и
поэтому является рекламной конструкцией.
     При решении вопроса о наличии у общества обязанности  уплатить
определенную плату за размещение  спорных  вывесок  суды  с  учетом
указания  истца  на  неосновательное  обогащение  ответчика   путем
использования  общего  имущества   многоквартирного   жилого   дома
обоснованно исходили из положений чч. 2 и 4 ст. 36, ст. 44 ЖК РФ.
     Статьей 44 ЖК РФ  предусмотрено,  что  решение  о  пользовании
общим имуществом собственников  помещений  в  многоквартирном  доме
иными лицами, в  том  числе  посредством  заключения  договоров  на
установку и эксплуатацию рекламных конструкций, должно быть принято
общим собранием собственников многоквартирного жилого дома.
     Однако судами не учтено, что законом  установлена  возможность
принятия такого решения на общем собрании  собственников  помещений
об использовании общего имущества дома, определении  размера  платы
лишь при  использовании  имущества  для  установки  и  эксплуатации
другими лицами рекламных конструкций, но  не  в  случае  размещения
информации  согласно   требованиям   Закона   РФ   "О защите   прав
потребителей".
     Поскольку  вывеска  площадью  2  кв.м  содержит  информацию  в
соответствии  с  требованиями  названного   Закона,   то   продавец
(исполнитель) при ее размещении выполняет публичную  обязанность  в
интересах  неограниченного   круга   лиц.   Взимание   с   продавца
(исполнителя) платы за размещение необходимой информации ни нормами
Закона  РФ  "О защите  прав  потребителей",  ни  нормами  Жилищного
кодекса РФ не предусмотрено,  поэтому  такое  лицо  не  может  быть
признано обогатившимся за чужой счет, и  оснований  для  применения
положений главы 60 ГК РФ не имеется.


                          _______________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нужно ли указывать корреспондентский счет в реквизитах
  • Нужно ли указывать реквизиты сторон трудового договора
  • Нью йоркская биржа время работы в новогодние праздники
  • Оао иркутская электросетевая компания официальный сайт
  • Оао каменск уральский металлургический завод реквизиты