- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Путевой лист на личный автомобиль работника
Путевой лист на личный автомобиль работника
Подборка наиболее важных документов по запросу Путевой лист на личный автомобиль работника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 N 17АП-4482/2019-ГК по делу N А60-56688/2018
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение: Определение оставлено без изменения.Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2019 года установлено, что «довод истца о том, что ответчиком в подтверждение факта использования транспортных средств в служебных целях не представлены путевые листы, является необоснованным. Как верно указал ответчик, с учетом пункта 14 статьи 2, части 2 статьи 6 Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» и принимая во внимание, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, истцом не обоснована необходимость оформления путевых листов в данном конкретном случае (использование работником личных транспортных средств в служебных целях).».
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2020 N 88-3975/2020
Требование: О восстановлении на работе, взыскании денежного содержания.
Обстоятельства: Истец указал, что был незаконно уволен со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти Ш.Е.С. не совершал, в связи с чем, признал приказ об увольнении незаконным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ в действиях Ш.Е.С. связано с результатами, недостаточными для определения у водителя состояния опьянения, следовательно, законодатель определил допустимую норму, не влияющую негативно на последствия при управлении гражданином транспортным средством. Суд учел, что виновником дорожно-транспортного происшествия Ш.Е.С. не являлся, сообщил о нем в дежурную часть, оказал помощь пассажиру, при этом не находился в служебном обмундировании и машине со спецсигналами. Суд указал, что само по себе совершение дорожно-транспортного происшествия не может нарушать профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения сотрудника органа внутренних дел. Кроме того, суд исходил из того, что Ш.Е.С. с учетом специфики работы оперуполномоченного, выполнял поручение следователя, несмотря на свой выходной день, а установленные нарушения при оформлении путевого листа на служебный автомобиль не свидетельствуют об использовании служебного автомобиля в личных целях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нужно ли оформлять путевые листы, если работники используют личный транспорт в служебных целях?
Добрый день! Подскажите, если фирма на УСН — доходы, сотрудники с разъездным характером работы, нужно заполнять путевые листы или можно оформить приказ со списком сотрудников, которые используют свой транспорт и соответственно пользуются карточкой для заправки? Никакие компенсации сотрудникам не выплачивают.
Используют карточку предприятия для заправки?
Тогда надо оформлять путевые, иначе как Вы ГСМ списывать собрались.
Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в специальном сервисе
Карточка предприятия. А можно использовать путевой лист упрощенной формы и сразу на месяц? Выписывать каждый день не получается, т.к. они получают заявки по почте и сразу отправляются к клиентам.
Вы списываете ГСМ согласно километража, сколько проехали — столько ГСМ по норме и списали. Как Вы собираетесь определить километраж, если у Вас будут только на начало месяца и конец? По любому у работников будут расходы километража на личные цели. Исключить их при выписке путевых за месяц в целом у Вас не получится, как и списать нормально расход ГСМ за месяц.
Хотя, может гуру поправят, но наверно возможен вариант, когда работник жестко и точно считает сколько километража он выездил на заправленном по карточке топливе, и подгоняя под это начальный километраж выписать путевой на месяц с обязательным совпадением конечного километража с реальным. Указав в путевом все маршруты поездок.
Но лучше использовать ежедневные листы, выписывать их каждый день не нужно, достаточно в конце месяца выписать путевые на столько поездок, сколько у Вас по факту было. Главное иметь на путевых отметки механика и медика, остальное можно заполнить в конце месяца. ГИБДД не интересует это, поскольку авто принадлежит самому сотруднику и ему не нужны документы для поездки, кроме прав и ПТС. Поэтому путевые можно спокойно выписать в конце месяца, когда уже все данные за месяц Вам известны.
svz-simf, спасибо. У нас маленькая фирма, механика и медика нет, можно без них делать путевые листы?
Югсервис, нет! Печати и подписи должны быть, ищите тогда фирму, которая Вам проштампует пачку листов на месяц, обычно в каждом регионе несколько таких фирм имеется.
Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами
Добрый день!
При использовании личного транспорта в служебных целях вместо Путевого листа можно использовать «Маршрутный лист«. Главное, чтобы по нему было понятно, куда ездил и сколько километров накрутил.
Можно и за месяц, и с перерывами в показаниях спидометра (чтобы исключить личные поездки).
Успехов!
Александр, а на маршрутном листе нужна подпись медработника и тех. мастера?
Заполнить и сдать новую форму 3‑НДФЛ за клиентов‑физлиц через интернет
К маршрутному листу таких требований нет.
Коллеги, и все-таки почитала разные статьи в инете, я так понимаю что маршрутный лист не подходит, если сотрудники заправляются по топливной карте организации и чтобы можно было списать ГСМ нужен путевой лист.
Цитата (Югсервис):почитала разные статьи в инете
В интернете слишком много статей и все они, действительно, разные.
Не в наших правилах кого-то уговаривать.
Мы даём информацию для принятия решения. А уж само решение принимаете Вы сами.
Считаете, что маршрутный лист не годится и надо обязательно путевой лист, позаботьтесь о штампе механика и медика.
Считаете, что можно маршрутный лист, оформляйте его.
Если есть вопросы, задавайте.
Цитата (Югсервис):если сотрудники заправляются по топливной карте организации и чтобы можно было списать ГСМ нужен путевой лист.
Для списания ГСМ, в том числе и по топливной карте, достаточно маршрутного листа. Именно для списания он и делается.
И для подтверждения использования автомобиля в служебных целях.
Успехов!
Заполнить, проверить и сдать новую форму 6‑НДФЛ через «Контур.Экстерн»
Поездки на автомобиле: тонкости учета
Для решения служебных вопросов сотрудники компании нередко используют автомобиль. Как оформлять путевые листы и можно ли без них обойтись, как учесть топливные карты, можно ли принять к вычету затраты на поездку от дома до офиса — эти и другие вопросы эксперты рассмотрят в данной статье.
Путевые листы при использовании автомобиля в служебных целях
Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.
Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.
Порядок заполнения путевых листов на штатных водителей компании может отличаться от порядка заполнения путевых листов на работников —не водителей.
Например, необходимость отметки врача в путевом листе напрямую связана с должностью работника, использующего автомобиль. Все водители компании должны обязательно проходить предрейсовый медицинский осмотр (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Но это правило действует лишь в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств (п. 3 ст. 23 от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Если работники, использующие свой личный автотранспорт в служебных целях, не трудоустроены в качестве водителей, им не нужно проходить предрейсовый медосмотр.
Чтобы у контролирующих органов при проверке не возникло вопросов относительно отметки врача, организация вправе разработать свою форму путевого листа. В таком случае в бланк путевого листа можно не включать раздел о предрейсовом осмотре. Также можно использовать унифицированную форму путевого листа легкового автомобиля, в которой отсутствует раздел о медосмотре.
Если компания решит разработать свою форму путевого листа, в нее нужно включить обязательные реквизиты (Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152) .
Можно ли не использовать путевые листы, читайте в статье эксперта Норматива.
Поездка от дома до офиса
Иногда работодатели выдают сотрудникам служебные автомобили. Затраты на ГСМ можно учесть в расходах предприятия, если поездки связаны со служебной необходимостью.
Поездку на автомобиле от дома до офиса и обратно нельзя считать служебной. Такие поездки ФНС относит к личным поездкам сотрудника. Таким образом, в целях налогообложения учесть затраты на бензин, израсходованный на дорогу до офиса, компания не имеет права. Такие затраты не являются экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ).
Расходы на ГСМ для личных поездок работника работодатель возмещать не обязан. Согласно ст. 168.1 ТК РФ сотрудникам с разъездным характером работы работодатель возмещает затраты, связанные со служебными поездками.
В исключительных случаях компания может оплачивать дорогу от дома до работы. Например, если офис находится в отдаленной местности и общественный транспорт там не ходит. Однако такие расходы придется обосновать и доказать производственную необходимость.
Безвозмездное использование личного автомобиля директора
Если директор компании использует личный автомобиль для решения служебных вопросов, можно оформить с ним договор безвозмездного пользования транспортным средством (ст. 689 ГК РФ).
К договору безвозмездного пользования применяются такие же правила, как и к договору аренды.
У физического лица при передаче автомобиля не возникают налоговые обязательства.
У организации, получившей автомобиль по договору безвозмездного пользования, возникает внереализационный доход (п. 8 ст. 250 НК РФ).
При получении в безвозмездное пользование автомобиля оценка доходов организации осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. Например, цены на аренду аналогичных автомобилей можно узнать из объявлений, опубликованных в интернете.
Сумму дохода по полученному в безвозмездное пользование автомобилю следует отражать в учете каждый месяц в течение всего срока действия договора.
Учет топливных карт
Топливо компания может приобретать за наличные деньги, а может заключить договор с АЗС и приобретать ГСМ по топливным картам.
Если топливные карты приобретаются за плату, расходы на их приобретение можно отразить как расходы по обычным видам деятельности. Стоимость карт списывается в бухгалтерском учете единовременно (п. 5 ПБУ 10/99). В налоговом учете стоимость топливной карты включается в состав материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Карты на бензин можно учитывать на забалансовых счетах в разрезе сотрудников — держателей данных карт. Списать топливную карту с забалансового учета следует при ее утрате или в момент расторжения договора с АЗС.
Количество топлива, полученного по карте, определяется по накладной от поставщика ГСМ. Также можно сверить количество приобретенного бензина с чеками терминала АЗС, которые выдаются при каждой заправке бензином.
ГСМ списывается на основании путевых листов и обоснованного расхода топлива.
Очень часто организация не имеет собственного транспорта, но остро в нем нуждается. В этом случае организация видит как одним из выхода из ситуации использование транспортных средств сотрудников.
Какие возможно оформить договоры, и как учесть выплаты в пользу сотрудников в расходах компании рассмотрим в данной статье. Уточним сразу, что плательщиками транспортного налога согласно положениям ст. 357 НК РФ признаются собственники транспортного средства, соответственно налог уплачивает непосредственно сотрудник — арендодатель. при любом оформлении использования личного транспортного средства в служебных целях.
В случае использования личного автомобиля в служебных целях законодательство предусматривает возможность заключить с сотрудником договор аренды с экипажем, договор аренды без экипажа или заключить соглашение о компенсации за использование автотранспорта.
Рассмотрим эти три способа.
Договор аренды с экипажем (ст. 632 ГК РФ)
Если с сотрудником заключается договор аренды с экипажем, то управлять таким транспортным средством может лишь сам арендодатель. Очень часто такой вид договоров заключают либо с руководителем компании, который использует свой личный автомобиль в служебных поездках, либо с сотрудниками, у которых разъездной характер работы, и которые вынуждены передвигаться на собственном автотранспорте.
При аренде автомобиля с экипажем расходы на ремонт автомобиля, как и обязательства по страхованию транспортного средства несет арендодатель. Однако расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, например приобретение ГСМ, оплачивает арендатор, т.е. организация.
С суммы арендной платы необходимо исчислить НДФЛ, а вот страховыми взносами данная выплата не облагается на основании п. 4 ст. 420 НК РФ. Взносы на страхование от несчастных случаев организация может уплачивать, но только в том случае, если такая обязанность будет четко закреплена условиями договора аренды.
Казалось бы, все понятно, но контролирующие органы, ссылаясь на гражданское законодательство, трактуют данный договор как смешанный вид договора аренды без экипажа и договора оказания услуг по управлению и технической эксплуатации автомобиля, обосновывая это положениями п. 2 ст. 635 ГК РФ. В данном случае их логика понятна, меняется порядок начисления страховых взносов с данных выплат. А именно: с арендой платы страховые взносы не начисляются, а вот с услуг по управлению и технической эксплуатации автомобиля начисляются страховые взносы. Причем обратите внимание, что есть риск доначисления налоговиками сумм страховых взносов с общей суммы договора, если в договоре указана общая цена за аренду. Поэтому в целях минимизации рисков очень часто компаниям советуют заключить в этом случае два разных договора — договор аренды без экипажа и договор на оказание услуг по управлению и технической эксплуатации автотранспортного средства.
Договор аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ)
Если с сотрудником заключается договор аренды транспортного средства без экипажа, то в этом случае управлять автомобилем может как сам владелец машины, так и любой сотрудник организации.
При аренде автомобиля без экипажа расходы на содержание автомобиля несет организация-арендатор.
С суммы арендной платы необходимо исчислить НДФЛ, страховыми взносами данные выплаты не облагаются.
При любой форме заключаемого договора необходимо указать в договоре данные из свидетельства о регистрации транспортного средства, а именно: марку автомобиля, год его выпуска, цвет, номер кузова, номер двигателя, гос. номер автомобиля, номер и серию свидетельства о регистрации транспортного средства. Также в договоре необходимо установить срок аренды, сумму и порядок оплаты арендной платы.
Бухгалтерия организации-арендатора должна будет отразить получение в аренду автомобиля на основании акта о приеме — передаче транспортного средства, отразив эту операцию на забалансовых счетах.
Дебет 001 — принят на забалансовый учет автомобиль, полученный по договору аренды.
При начислении сумм арендной платы за пользование автомобилем у сотрудника в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 20, 26, 44 … Кредит 73 — начислена плата за аренду транспорта у сотрудника.
Дебет 20, 26, 44 … Кредит 69 — начислены страховые взносы за услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта.
Дебет 73 Кредит 68 — удержан НДФЛ.
При заключении любого из вышеперечисленных видов договора учет расходов на оплату арендных платежей и расходов на содержание автотранспорта в компании—арендаторе одинаков:
- Операции по предоставлению личного транспорта в аренду НДС не облагаются в силу положений статьи 143 НК РФ.
- Если компания-арендатор применяет общую систему налогообложения, то при расчете налога на прибыль, расходы, связанные с арендой можно учесть в составе расходов в сумме фактических затрат.
- Если компания-арендатор применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», то учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу согласно положениям ст. 346.16 НК РФ можно суммы арендной платы, затраты на ГСМ и другие расходы, связанные на содержание транспорта.
- Если же компания-арендатор применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы», то учесть расходы на арендные и иные платежи, связанные с содержанием и эксплуатацией автотранспорта компания не сможет в целях налогообложения.
Однако необходимо иметь в виду, что при любой системе налогообложения фактические расходы согласно действующего законодательства должны быть обоснованы и документально подтверждены, а при УСН еще и оплачены. Специалисты Минфина РФ еще раз указали на обязательность документального подтверждения расходов в своем письме от 25.03.2019 г. № 03-03-06/1/20067.
Соглашение о компенсации (ст. 188 ТК РФ)
Еще одним вариантом оформления использования личного транспорта является заключение дополнительного соглашения к трудовому договору о компенсации при использовании личного автотранспорта в служебных целях. В этом случае, как и при аренде с экипажем, автомобилем сможет пользоваться только собственник данного автомобиля.
Размер компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях трудовым законодательством не предусмотрен, соответственно методику расчета компенсации организация устанавливает самостоятельно, либо установив фиксированную твердую цену ежемесячной оплаты, либо ежемесячно производя расчет компенсации в зависимости от интенсивности использования автомобиля.
Основанием для выплаты компенсации при использовании личного автотранспорта является приказ руководителя компании о выплате компенсации, предусматривающий размер такой компенсации.
Обратите внимание, что компенсация не облагается НДФЛ и страховыми взносами в полном размере, который был согласован между работодателем и сотрудником, на основании положений п.3 ст. 217, абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
Учет расходов в целях налогообложения для компании
А вот что касается учета расходов в целях налогообложения для компании, применяющей как общую, так и упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов», то в расходах можно учесть компенсацию только в пределах установленных нормативов. На это указывают специалисты Минфина в письме от 02.08.2019 г. № 03-11-11/58296. Они ссылаются на нормы расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
Согласно п. 1 данного Постановления нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в целях налогообложения установлены в пределах 1200 руб. для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно и 1500 руб. для легковых автомобилей с объемом двигателей свыше 2000 куб. см.
Компаниям на УСН также необходимо обратить внимание на то, что учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно только компенсацию за использование в служебных целях легковых автомобилей и мотоциклов (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Компенсация за использование личного грузового автотранспорта сотрудника в закрытом перечне расходов при УСН не поименована и следовательно не уменьшает налогооблагаемую базу при УСН. В случае использования грузового транспорта сотрудника в служебных целях компаниям на УСН оптимальнее заключить с сотрудником договор аренды автотранспорта, в этом случае арендные платежи смогут уменьшить налогооблагаемую базу организации — арендатора.
Если же компания применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы», то учесть компенсационные выплаты в целях налогообложения нельзя.
Для получения компенсации сотруднику необходимо подать заявление с указанием периодичности использования личного транспорта в служебных целях, приложив к заявлению копию свидетельства о регистрации транспортного средства и документы (квитанции, кассовые чеки и т.п.) подтверждающие понесенные сотрудником расходы на ГСМ.
Бухгалтерские проводки при начислении компенсации сотруднику аналогичны начислениям по договорам аренды:
Дебет 20, 26, 44 … Кредит 73 — начислена компенсация за использование автомобиля сотрудника.
Путевой лист
Еще один момент осталось определить, нужно ли оформлять путевой лист:
- если на арендованных автомобилях перевозятся пассажиры или грузы, то использование путевого листа обязательно.
- если перевозка грузов или пассажиров не осуществляется, то, как указало в своем письме УФНС по г. Москве от 09.07.2019 г. № 16-15/116577@ путевой лист является лишь одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
Специалисты ведомства указали на то, что если налогоплательщики, не относятся к организациям автомобильного транспорта, которые обязаны руководствоваться Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», то они могут использовать путевые листы в качестве лишь одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Соответственно для подтверждения маршрутов следования и обоснованности расходов на бензин, возможно использовать другие документы, подтверждающие произведенные расходы. Однако в любом случае формальный порядок оформления документов может быть признан лишь как попыткой уклонения от уплаты налогов и взносов.
Подводя итог, можно сказать, что выбрать, как оформить использование личного транспорта сотрудника в служебных целях не такая уж дилемма, необходимо просто юридически грамотно документально составить договоры или соглашение, чтобы у проверяющих органов не возникло желания спорить с налогоплательщиком.
ВОПРОС
На балансе организации есть легковой автомобиль. Машиной пользуются по работе многие сотрудники ежедневно. Организация нетранспортная. Как в данной ситуации оформлять путевые листы, раньше оформляли один на месяц. Нужно ли предрейсовое и послерейсовое медицинское освидетельствование? Нужны ли отметки о технической исправности перед выездом? Как правильно организовать и можно ли упростить ведение путевых листов в нашей ситуации, чтобы не было претензий со стороны ГИБДД?
ОТВЕТ
Оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки (нетранспортные). Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц) и при этом не работает в должности водителя.
Путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.
Предрейсовые и послерейсовые медицинские освидетельствования не обязательны, при условии, что транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством.
Организация, осуществляющая перевозки для собственных нужд легковыми автомобилями, не обязана проставлять в путевом листе отметки о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.
Во избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо придерживаться норм действующего законодательства при оформлении путевых листов.
ОБОСНОВАНИЕ
П. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529).
Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.
При осуществлении перевозок для собственных нужд путевой лист может быть выдан (п. п. 4, 10 Порядка): на один рабочий день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня); на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня).
Путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 N ДЗ-514-ПГ).
Из чего следует, путевой лист должен оформляться на один день или на срок более одного дня, если такова продолжительность рейса.
Что касается проведения медицинского осмотра, то согласно действующему законодательству сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Из чего следует, что проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя.
Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов, поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).
Есть другая позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников (неводителей), чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).
Верховный суд считает, что проведение медицинского осмотра обязательно, даже для сотрудника, который не является водителем, если в трудовые обязанности входит управление транспортным средством (Постановление Верховного Суда от 19.12.2016 N 18-АД16-173. ВС РФ).
С 21.12.2018 года предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортного средства обязательны для организаций, которые осуществляют перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями (Федеральный закон от 20.12.2017 N 398-ФЗ). Т.е. если организация использует для своих нужд только легковые автомобили, проводить такой контроль и, соответственно, делать отметку в путевом листе не требуется.