Новости в сфере медицинского права подготовлено экспертами компании гарант

Осенью 2022 года были внесены изменения в Правила ведения реестра контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60.

Санитарное ведомство запланировало проведение подчищающей иммунизации против кори и всеобщей иммунизации против дифтерии (разработаны и размещены на федеральном портале проектов НПА соответствующие проекты ID проектов 01/02/01-23/00135330 и 01/02/01-23/00135323)

С 1 марта 2023 г. в Москве, Белгородской и Московской областях будут проводить эксперимент по онлайн-торговле рецептурными лекарствами (мы писали об этом ранее). Правительство определило критерии отбора препаратов, доступных для онлайн-продажи.

С 1 января 2026 г. у Минздрава появятся новые основания для приостановления применения лекарственного препарата — непредставление держателем или владельцем регистрационного удостоверения документов для экспертизы регистрационного досье на препарат в целях определения его взаимозаменяемости, а также непредставление заявления о внесении изменений в инструкцию по применению препарата по результатам фармаконадзора и проверок. Применение препарата будет приостанавливаться на 6 месяцев на основании информации от экспертного учреждения. Прописывается процедура приостановления.

Проект предлагает ввести «потолок» цен на те медицинские услуги, которые перечислены в территориальной программе госгарантий бесплатной медпомощи, притом для тех случаев, когда гражданин получает их за плату, то есть не по полису ОМС (ведь полис ОМС гарантирует, как раз, их бесплатное получение в медорганизациях сферы ОМС).

Принято решение продлить упрощённую процедуру госрегистрации наиболее востребованных медизделий до 1 января 2025 г.

Минздрав представил МР по работе с «приоритетными» коморбидными пациентами в целях осуществления их диспансерного наблюдения

Принят Государственной Думой 14 февраля 2023 года

Одобрен Советом Федерации 15 февраля 2023 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Статья 2. Государственный контроль (надзор) в сферах охраны здоровья, обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий

В течение переходного периода, установленного Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области», Федеральным конституционным законом от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» (далее — переходный период), предмет федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств, федерального государственного контроля (надзора) за обращением медицинских изделий, в том числе за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований в сферах охраны здоровья, обращения лекарственных средств, обращения медицинских изделий, а также обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, определяется особенностями организации и осуществления в 2023 — 2026 годах видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаемыми в порядке, определенном указанными федеральными конституционными законами.

Статья 3. Осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

1. К осуществлению медицинской деятельности и фармацевтической деятельности допускаются лица, имеющие выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, а также на территории Украины сертификат специалиста, и (или) свидетельство об аккредитации специалиста, и (или) документ, подтверждающий присвоение квалификационной категории, по специальностям, которые соответствуют специальностям, указанным в номенклатурах специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — номенклатуры специальностей медицинских и фармацевтических работников).

2. Документы, указанные в части 1 настоящей статьи, в том числе документы, срок действия которых истекает в течение переходного периода, действуют до 1 января 2026 года.

3. Сертификаты специалиста и документы, подтверждающие присвоение квалификационной категории, по специальностям, которые соответствуют специальностям, указанным в номенклатурах специальностей медицинских и фармацевтических работников, приравниваются к сертификатам специалиста, предусмотренным частью 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по соответствующей специальности. Свидетельства об аккредитации специалиста по специальности, которая соответствует специальности, указанной в номенклатурах специальностей медицинских и фармацевтических работников, приравниваются к свидетельствам об аккредитации специалиста, предусмотренным частью 32 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по соответствующей специальности.

4. Лица, имеющие документы, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат аккредитации специалиста до 1 января 2026 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

5. Лица, имеющие иное образование, которые работали в медицинских организациях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на день вступления в силу настоящего Федерального закона и в трудовые (должностные) обязанности которых входило осуществление медицинской деятельности, допускаются к осуществлению медицинской деятельности до 1 января 2026 года при наличии документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования в соответствии с квалификационными справочниками в сфере здравоохранения и профессиональными стандартами. Указанные лица подлежат аккредитации специалиста до 1 января 2026 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

6. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии со специальностью, которая соответствует специальности, указанной в номенклатурах специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (программам профессиональной переподготовки) и прохождения аккредитации специалиста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

7. Педагогические и научные работники, имеющие выданные в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сертификат специалиста, и (или) свидетельство об аккредитации специалиста, и (или) документ, подтверждающий присвоение квалификационной категории, по специальностям, которые соответствуют специальностям, указанным в номенклатурах специальностей медицинских и фармацевтических работников, и осуществляющие практическую подготовку обучающихся, и научные работники, имеющие документы, указанные в части 1 настоящей статьи, и осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе осуществлять медицинскую деятельность. Указанные лица подлежат аккредитации специалиста до 1 января 2026 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

8. Лица, давшие клятву врача в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, считаются давшими клятву врача в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), устанавливает соответствие:

1) специальностей, по которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, а также на территории Украины были выданы сертификаты специалиста, и (или) свидетельства об аккредитации специалиста, и (или) документы, подтверждающие присвоение квалификационной категории, специальностям, указанным в номенклатурах специальностей медицинских и фармацевтических работников;

2) должностей медицинских работников и фармацевтических работников, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, а также на территории Украины, должностям, указанным в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

3) квалификационных категорий, присвоенных в соответствии с законодательством, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также законодательством Украины, квалификационным категориям, присвоенным в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10. В течение переходного периода уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе принять решение об определении случаев (условий), при которых лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или аккредитацией специалиста, а также об установлении особенностей проведения аккредитации специалиста.

11. В течение переходного периода по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области могут быть установлены особенности организации и оказания медицинской помощи.

12. В течение переходного периода по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области могут быть установлены особенности организации оказания медицинской помощи на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

13. В течение переходного периода медицинская помощь в медицинских организациях, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, организуется и оказывается без учета клинических рекомендаций.

14. В течение переходного периода уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе установить особенности проведения медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы), в том числе порядок оформления и формы медицинских заключений по результатам указанных осмотров, освидетельствований и экспертиз.

15. Лица, находящиеся на принудительном лечении в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также госпитализированные в указанные организации в недобровольном порядке, считаются соответственно находящимися на принудительном лечении и получающими психиатрическую помощь в недобровольном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. До 1 марта 2024 года по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области могут быть установлены особенности лицензирования медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Статья 4. Обращение лекарственных средств и медицинских изделий

1. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области допускается обращение:

1) лекарственных средств, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) лекарственных средств, сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

2) лекарственных препаратов для медицинского применения, не подлежащих регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

3) незарегистрированных лекарственных средств, допущенных к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

4) лекарственных средств, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 1 января 2025 года.

2. Производство лекарственных средств, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи, допускается без какого-либо подтверждения государственными органами Российской Федерации:

1) на основании разрешительных документов, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органами государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также Украины;

2) на основании разрешительных документов, выданных органами государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, заявления о получении которых были поданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Разрешительные документы, указанные в части 2 настоящей статьи (в том числе документы, срок действия которых истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), действуют до 1 января 2025 года, за исключением случаев, если нормативные правовые акты, указанные в части 16 статьи 3 настоящего Федерального закона, содержат иные положения, регулирующие действие указанных разрешительных документов.

4. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области допускаются хранение, перевозка, отпуск, реализация, передача, применение лекарственных средств, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи, до истечения срока их годности, а также их уничтожение.

5. Допускаются хранение, перевозка, отпуск, применение лекарственных средств, не соответствующих требованиям части 1 настоящей статьи, поставленных в медицинские организации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до истечения срока годности таких лекарственных средств, а также их уничтожение.

6. Допускаются передача в медицинские организации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, хранение, перевозка, отпуск лекарственных средств, не соответствующих требованиям части 1 настоящей статьи, поставленных (с учетом соблюдения условий хранения и сроков годности) в аптечные организации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, розничная торговля ими до истечения срока годности таких лекарственных средств, а также их уничтожение.

7. До 1 января 2025 года регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, регулирующие отношения в указанной сфере, принимаются по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

8. Реализация указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется по ценам, рассчитываемым исходя из фактических отпускных цен, установленных производителями лекарственных средств, и размеров предельных оптовых надбавок и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, установленных нормативными правовыми актами, указанными в части 7 настоящей статьи.

9. До 1 января 2025 года реализация аптечными организациями, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, лекарственных препаратов для медицинского применения, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, иных товаров, указанных в части 7 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», поставленных в аптечные организации по ценам в иностранной валюте, осуществляется в рублях. Цена приобретения указанных лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных товаров пересчитывается в рублях по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату поставки.

10. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области допускается обращение:

1) медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

2) медицинских изделий, не подлежащих регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

3) незарегистрированных медицинских изделий, допущенных к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

4) медицинских изделий, произведенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 1 января 2025 года.

11. Производство медицинских изделий, указанных в пункте 4 части 10 настоящей статьи, допускается на основании нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) без какого-либо подтверждения государственными органами Российской Федерации.

12. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области допускаются хранение, транспортировка, реализация, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), и ремонт медицинских изделий, указанных в пункте 4 части 10 настоящей статьи, до истечения срока их службы (срока годности), а также их утилизация или уничтожение.

13. Допускаются хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), и ремонт медицинских изделий, не соответствующих требованиям части 10 настоящей статьи, которыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были оснащены медицинские организации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, до истечения срока службы (срока годности) таких медицинских изделий, а также их утилизация или уничтожение.

14. Допускаются хранение, транспортировка медицинских изделий, не соответствующих требованиям части 10 настоящей статьи, поставленных в организации, осуществляющие розничную торговлю до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также розничная торговля ими.

15. Производство медицинских изделий, указанных в пункте 4 части 10 настоящей статьи, осуществляется без учета требований, установленных частью 81 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

16. До 1 января 2025 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области допускается обращение медицинских изделий, указанных в пункте 4 части 10 настоящей статьи, без представления сведений согласно части 31 статьи 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 5. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

1. До 1 января 2024 года финансовое обеспечение оказания в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

2. Финансовое обеспечение оказания в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации, и медицинских организациях, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, медицинской помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и не получившим полис обязательного медицинского страхования, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. До 1 января 2024 года финансовое обеспечение оказания в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти иных субъектов Российской Федерации, медицинской помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

5. В 2023 году нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области может быть установлен срок подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, отличный от срока, установленного частью 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

6. В 2024 году размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области определяется как произведение численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2023 года в соответствующем субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения». Численность неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2023 года в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области определяется как разница между общей численностью населения по состоянию на 1 апреля 2023 года в соответствующем субъекте Российской Федерации и численностью занятого населения по состоянию на 1 июля 2023 года в соответствующем субъекте Российской Федерации.

7. В течение переходного периода территориальные фонды обязательного медицинского страхования Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области осуществляют полномочия страховых медицинских организаций в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Статья 6. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения

1. В течение переходного периода Правительством Российской Федерации могут устанавливаться особенности создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций и информационных систем фармацевтических организаций на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Функции оператора указанных информационных систем могут быть переданы федеральному государственному учреждению, подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

2. В течение переходного периода уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить особенности организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов.

Статья 7. Заключительные положения

1. Мероприятия по организации закупок в части сбора заявок на поставку лекарственных препаратов, рассмотрения и согласования таких заявок для целей обеспечения в 2023 году лекарственными препаратами для медицинского применения лиц, указанных в частях 92 — 94 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», находящихся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и иммунобиологическими лекарственными препаратами в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» проводятся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 июля 2023 года.

2. Производители лекарственных средств, указанных в пункте 4 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по координации деятельности в сфере обращения лекарственных средств в части производства лекарственных средств для медицинского применения, в электронной форме или на бумажном носителе уведомление об осуществлении деятельности по производству лекарственных средств, содержащее следующие сведения:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица (при наличии);

3) адрес места нахождения юридического лица;

4) адреса мест осуществления деятельности по производству лекарственных средств, которую намерен осуществлять и (или) осуществляет производитель лекарственных средств, и (или) другие данные, которые позволяют идентифицировать место осуществления производственной деятельности и указываются при необходимости в дополнение к почтовому адресу производителя лекарственных средств либо вместо него при его отсутствии, с указанием номера телефона и адреса электронной почты производителя лекарственных средств;

5) перечень лекарственных средств, производимых (планируемых к производству);

6) информация об объеме производства каждого производимого лекарственного средства за месяц и за год.

3. Производители медицинских изделий, указанных в пункте 4 части 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в электронной форме или на бумажном носителе уведомление об осуществлении деятельности по производству медицинских изделий, содержащее следующие сведения:

1) наименование медицинского изделия;

2) назначение медицинского изделия, установленное производителем (изготовителем) медицинских изделий;

3) вид медицинского изделия;

4) класс потенциального риска применения медицинского изделия;

5) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;

6) наименование и место нахождения организации — производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя — производителя (изготовителя) медицинского изделия;

7) адрес места производства или изготовления медицинского изделия, контактный номер телефона, адрес электронной почты;

8) объем производства медицинского изделия за месяц и за год.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

2. К нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным настоящим Федеральным законом, не применяются положения частей 1 и 3 статьи 3 и статьи 11 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Президент Российской Федерации В. Путин

4 марта

Обзор новых антикризисных мер за 25 февраля – 3 мартаРяд промышленных организаций смогут получить льготные кредиты. Налоговики пояснили, как отражать в декларациях за 2022 год отрицательные курсовые разницы. Планируют упростить правила идентификации ряда клиентов кредитных организаций. Об этом — в обзоре.

27 февраля

Важные новости для специалиста организации здравоохранения за февральОтменили отчеты о деятельности в сфере ОМС. Минздрав дал пояснения об использовании старых бланков рецептов и клинических рекомендаций. Правительство изменило положение об оплате расходов на медреабилитацию пострадавших на производстве лиц. Об этих и других событиях февраля читайте далее.

18 февраля

Обзор новых антикризисных мер за 11 – 17 февраляБанки могут не ухудшать оценку кредитов мобилизованным, участникам специальной военной операции и членам их семей. Исполнять отдельные валютные госгарантии планируют в рублях. Фармацевтические компании смогут участвовать в определении дефектуры лекарств. Об этом — в обзоре.

30 января

Важные новости для специалиста организации здравоохранения за январьС 1 января правительство ввело новые соцвыплаты для ряда медработников. Минздрав разъяснил, как медорганизациям вести запись на диспансеризацию через Госуслуги. Опубликовали программу госгарантий бесплатной медпомощи на 2023 год. Об этих и других событиях января читайте далее.

Письмо Минздрава России от 28.02.2023 N 30-5/И/7-3018

«О порядке обращения с медицинскими отходами класса «Г»»

Приказ Минздрава России от 28.10.2020 N 1164н

(ред. от 22.02.2023) «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2020 N 61100)

Приказ Минздрава России от 22.02.2023 N 65н

«О внесении изменения в требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 1164н» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2023 N 72459)

Письмо Минздрава России от 10.02.2023 N 16-3/И/2-2050

«О социальных выплатах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568»

Письмо Минздрава России от 08.02.2023 N 25-3/1152

«О порядке осуществления закупок медицинской продукции»

Письмо Минздрава России от 02.02.2023 N 17-1/3008890-4789

«О применении Клинических рекомендаций «Легочная гипертензия, в том числе хроническая тромбоэмболическая легочная гипертензия»»

Приказ Минздрава России от 01.02.2023 N 36н

«Об утверждении перечня лекарственных препаратов и фармакотерапевтических групп лекарственных препаратов, разрешенных к реализации в рамках эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2023 N 72431)

Письмо Минздрава России от 30.01.2023 N 31-2/И/2-1287

«О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 — 2025 годы»

Письмо Минздрава России от 30.01.2023 N 31-1/36

«О неточности в тексте приказа Минздрава России от 13.12.2022 N 789н»

Поручение Минздрава России от 27.01.2023 N 13

«Об утверждении Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минздрава России на 2023 год»

Письмо Минздрава России от 27.01.2023 N 25-4/И/2-1145

«О правомерности отказа в отпуске лекарственных препаратов по рецептам, оформленным в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 14.01.2019 N 4н»

Приказ Минздрава России от 26.01.2023 N 28н

«Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при наружных отитах (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2023 N 72417)

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.01.2023 N АПЛ22-611

«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.10.2022 N АКПИ22-719, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н»

Приказ Минздрава России от 26.01.2023 N 27н

«Об утверждении формы заявки на перечисление Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств иных межбюджетных трансфертов на осуществление специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных

Приказ Минздрава России от 25.01.2023 N 24н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при эпителиальном копчиковом ходе (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2023 N 72416)

Приказ Минздрава России от 24.01.2023 N 20н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при ректовагинальном свище (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2023 N 72414)

Приказ Минздрава России от 24.01.2023 N 21н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при фолиеводефицитной анемии (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2023 N 72415)

Письмо Минздрава России от 20.01.2023 N 30-2/И/2-791

«О направлении алгоритма оказания первой помощи»

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.01.2023 N АПЛ22-573

«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.09.2022 N АКПИ22-616, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подраздела 2.2 «Лабораторные методы исследования» раздела 2 «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утв. Приказом Минздрава России от 22.01.2021 N 22н»

Приказ Минздрава России от 16.01.2023 N 11н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при коксартрозе (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение) и о внесении изменения в стандарт первичной медико-санитарной помощи при осложнениях, связанных с внутренними ортопедическими протезными устройствами, имплантами и трансплантатами тазобедренного сустава, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1669н» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2023 N 72403)

Приказ Минздрава России от 31.03.2021 N 278 (ред. от 13.01.2023)

«Об утверждении методик расчета основных и дополнительных показателей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», входящего в национальный проект «Здравоохранение» (вместе с «Методикой расчета основного показателя «Доля лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением

Приказ Минздрава России от 09.01.2023 N 5н

«Об утверждении доли заработной платы в структуре среднего норматива финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также формы представления органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, информации о показателях объема высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, установленных для государственных учреждений

Приказ Минздрава России от 09.01.2023 N 2н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи при свершившемся выкидыше (самопроизвольном аборте) и неразвивающейся беременности (диагностика и лечение) и о внесении изменений в стандарт специализированной медицинской помощи при самопроизвольном прерывании беременности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 ноября 2012 г. N 590н» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2023 N 72190)

Приказ Минздрава России от 09.01.2023 N 1н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи при угрожающем выкидыше (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2023 N 72191)

Приказ Минздрава России от 09.01.2023 N 3н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи при истмико-цервикальной недостаточности (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2023 N 72189)

Приказ Минздрава России от 09.01.2023 N 4н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при синдроме гиперстимуляции яичников (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2023 N 72188)

Письмо Минздрава России от 30.12.2022 N 18-2/И/2-22956

«О направлении Методических рекомендаций по предоставлению услуги по записи для прохождения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации (предварительный (периодический) медицинский осмотр при приеме на работу) посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» (вместе с «Методическими рекомендациями по предоставлению услуги по записи для прохождения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации посредством Единого портала государственных

Письмо Минздрава России от 29.12.2022 N 25-6/И/2-22779

«Об изменениях в НК РФ в части увеличения размеров госпошлины за совершение действий при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов»

Приказ Минздрава России от 29.12.2022 N 818

«Об утверждении плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2023 год»

Приказ Минздрава России от 28.12.2022 N 809н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при повреждении связок коленного сустава (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2023 N 72097)

Приказ Минздрава России от 28.12.2022 N 810н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при циррозе и фиброзе печени (диагностика и лечение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2023 N 72063)

Письмо Минздрава России от 27.12.2022 N 22-0/И/2-22583

«О направлении обзора основных нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных Казначейством РФ и Минздравом России в рамках ведомственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2022 году»

Письмо Минздрава России от 27.12.2022 N 21-5/И/1-22594

«О направлении методических рекомендаций для населения и медицинских работников по вопросам профилактики заражения и распространения хронического вирусного гепатита C» (вместе с «Методическими рекомендациями для населения по профилактике вирусного гепатита C», «Методическими рекомендациями для медицинских работников по профилактике вирусного гепатита C»)

Приказ Минздрава России от 23.12.2022 N 805н

«О внесении изменений в требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 1164н» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71881)

Приказ Минздрава России от 22.12.2022 N 801н

«О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2022 N 71795)

Приказ Минздрава России от 22.12.2022 N 800н

«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации в связи с созданием государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2023 N 72225)

Письмо Минздрава России от 20.12.2022 N 15-4/4006

«О рассмотрении обращения»

Приказ Минздрава России N 796н, Минтруда России N 788н, МВД России N 962 от 19.12.2022

«Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71875)

Приказ Минздрава России от 16.12.2022 N 795

«Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Развитие инфраструктуры здравоохранения», не входящего в состав национального проекта и являющегося структурным элементом государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (вместе с «Методикой расчета показателя «Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения», «Методикой расчета показателя «Проведение капитального ремонта зданий ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая

Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н

(ред. от 13.12.2022) «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2019 N 54643)

Приказ Минздрава России от 13.12.2022 N 790н

«О внесении изменений в Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 2021 г. N 1089н» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2022 N 71738)

Приказ Минздрава России от 13.12.2022 N 788н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при глутаровой ацидурии 1 типа (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2023 N 72055)

Приказ Минздрава России от 09.12.2022 N 783н

«Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при болезни «кленового сиропа» (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71758)

Письмо Минздрава России от 02.12.2022 N 30-4/И/1-20714

«О направлении памятки для медицинских работников по проведению дифференциальной диагностики COVID-19 с гриппом и ОРВИ, определению тактики ведения больных, включая детей, лиц пожилого возраста и беременных, а также памятки для населения по профилактике и лечению сезонного гриппа, COVID-19, РС-инфекции и других ОРВИ»

Письмо Минздрава России от 02.12.2022 N 30-4/И/2-20766

«О письме Минздрава России, Росздравнадзора от 12.11.2020 N 30-4/И/2-17324»

Методические рекомендации N 12-22

«Организация записи на прием к врачу, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные колл-центры» (утв. ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России 30.11.2022)

Приказ Минздрава России от 28.11.2022 N 768н

«Об утверждении формы документа о получении лекарственного препарата для медицинского применения, отпускаемого по рецепту на лекарственный препарат, лицом, указанным в рецепте (законным представителем, уполномоченным лицом), в рамках эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2022 N 71531)

Приказ Минздрава России от 28.11.2022 N 769н

«О внесении изменений в Порядок диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 453н» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2022 N 71248)

Приказ Минздрава России от 30.06.2022 N 453н

(ред. от 28.11.2022) «Об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2022 N 69429)

Письмо Минздрава России от 25.11.2022 N 16-7/4395

«О подтверждении факта прохождения аккредитации специалиста»

Нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья


Нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья

Законы и нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья.

Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.

Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.)и другие.

Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.В нем определены основные принципы охраны здоровья; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; организация охраны здоровья; охрана здоровья матери и ребенка; вопросы семьи и репродуктивного здоровья; медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также медицинских организаций; программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; организация контроля в сфере охраны здоровья; ответственность в сфере охраны здоровья.

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Статья 4 Федерального закона закрепляет основные принципы охраны здоровья:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

При оказании медицинской помощи обеспечивается приоритет интересов пациента (ст.6), который реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Закон закрепляет приоритетное право детей на охрану здоровья, независимо от их семейного и социального благополучия, а также приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

В 1991 году 28 июня был введен в действие ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1.Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

В 2010 году 29 ноября был принят новый Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» N 326-ФЗ,которыйрегулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского

страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Отдельные виды медицинской деятельности регулируются Федеральными законами РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (2012 г.), а также «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекции) (1995 г.), «Об обращении лекарственных средств» (2010 г.), «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (2001 г.), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.) и другие.

В системе подзаконных актов важное место занимают Указы Президента России и Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере здравоохранения:

— Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 656 «Об организации охраны психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

— Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;

— Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)».

В настоящее время в РФ действуют разработанные Правительством федеральные целевые программы Программа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и др.

В РФ принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.

Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Правительством РФ 25 марта 1996 г. установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, независимо от правовой формы, а также физическими лицами, осуществляемыми предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июля 1995 г. «О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров», разработана и действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений.

Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.02.95 г.) предусмотрено, что для занятия указанной деятельностью необходимо сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста и лицензию.

Постановлением Правительства от 13.01.1996 г. утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Приказы МЗ РФ осуществляют детальное регулирование медицинской и фармацевтической деятельностью. Назовем некоторые из них:

— Приказ № 318 от 17.11.1995 г. «О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста»;

— Приказ № 33 от 16.02.1995 г. «Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ»;

— Приказ № 48 от 24.02.1998 г. «Об оплате труда работников здравоохранения РФ»;

— Приказ № 82 от 29.04.1994 г. «Правовой порядок проведения патологоанатомических вскрытий»;

— Приказ МЗ РФ № 326 от 10 ноября 1997 г. «О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске». Нормы этого приказа устанавливают порядок оформления рецептов на бланках формы № 148-1/у-88 и № 107-у. Предусматривается предельно допустимое для выписывания количество препарата на рецепт, в приложении к приказу даются важнейшие рецептурные сокращения, перечень лекарственных средств списков А и Б;

— Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123);

— Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 «О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации

— Приказ МЗ РФ от 29 апреля 1998 г. № 142 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию» виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию, разбил по следующим разделам:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) скорая медицинская помощь;

3) диагностика;

4) амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь;

5) общая врачебная практика и семейная медицина;

6) стационарная медицинская помощь;

7) фармацевтическая деятельность в структуре ЛПУ;

8) народная медицина;

9) заготовка органов и тканей;

10) экспертная медицинская деятельность;

11) медицинская деятельность, осуществляемая в санаторно-курортных учреждениях;

— Приказом МЗ РФ от 26 июля 2000 г. № 284 установлен порядок проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах;

— Приказом МЗ от 13 декабря 2001 г. № 448 утвержден перечень органов человека – объектов трансплантации и учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов;

— Приказом Минздрава РФ от 10 февраля 2003 г. N 50 утверждена Инструкция по организации работы женской консультации;

— Приказ № 91 от 22 февраля 2008 г. «О порядке осуществления контроля за качеством донорской крови и ее компонентов» и др.

Взаимосвязь норм законодательства о здравоохранении с нормами других отраслей права России.

Законодательство РФ о здравоохранении включает в себя и нормы различных отраслей права России.

Уголовное законодательство РФ предусматривает ответственность за преступления, которые могут быть совершены в сфере здравоохранения:

ст.109 – неосторожное причинение смерти; ст. 118 — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности; ст. 120 – принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; ст. 122 – заражение ВИЧ-инфекцией; ст. 123 – незаконное производство аборта; ст. 124 – неоказание помощи больному; ст. 235 — незаконное занятие медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; ст. 236 — нарушении санитарно-эпидемиологических правил; ст. 292 служебный подлог; ст. 293 – халатность; ст. 290 — получение взятки.

Семейное законодательство РФ в целях охраны здоровья устанавливает брачный возраст (ст. 13 СК), медицинское обследование лиц, вступающих в брак (ст. 15 СК), обстоятельства препятствующие заключению брака (ст. 14 СК), порядок внесения записи о рождении ребенка от «суррогатной матери» в книгу записей рождений (ст.51 СК РФ).

Гражданско-правовые нормы о возмещении физического, имущественного, морального вреда, причиненного здоровью граждан (гл. 59 ГК РФ) распространяются и на отношения в области здравоохранения.

Нормы нового трудового кодекса регулируют трудовые отношения медицинских работников с работодателями, рабочее время и время отдыха, дисциплину труда, охрану труда, материальную ответственность медицинских работников.

Врачебная деятельность основана на соблюдении, как норм врачебной деонтологии, так и норм российского права. Право одно из необходимых условий существования и развития, как всего общества, так и сферы врачевания. В правовом регулировании нуждается не только управление здравоохранением, но отношения, возникающие при врачевании, так как при этом затрагиваются интересы граждан и общества, имеющие первостепенный характер и поэтому выходящие за рамки медицинской этики. В следующих темах мы рассмотрим важнейшие правовые акты, на которых основываются различные виды врачебной деятельности.

Дата размещения (обновления): 22.01.2023

Полезные ссылки

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даёте разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Составные части реквизитов адресат гриф утверждения отделяют друг от друга
  • Фонд социального страхования республики карелия официальный сайт реквизиты
  • Характеризует долю рынка контролируемую несколькими крупнейшими компаниями
  • Акционерное общество жилищно эксплуатационная управляющая компания заречная
  • Акционерное общество управляющая компания брянский машиностроительный завод