Нормативной основой правового обеспечения качества товаров работ услуг в настоящее время является

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 4

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

4.1. При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза. Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза и которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации.

Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров, должны в том числе включать программу для электронных вычислительных машин, которая предназначена для поиска, просмотра и приобретения программ для электронных вычислительных машин, применяемых потребителями с использованием технически сложных товаров (далее — единый магазин приложений), и функционирование которой осуществляется с учетом основных принципов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, также утверждает перечень программ для электронных вычислительных машин, размещаемых в едином магазине приложений в обязательном порядке.

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 266-ФЗ)

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. 22.12.2020))

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

  1. Правовые
    основы обеспечения качества товаров.
    Стандартизация и сертификация.

  2. Требования,
    предъявляемые к качеству продукции,
    работ и услуг.

1. Правовые основы обеспечения качества товаров. Стандартизация и сертификация

Государственное
регулирование качества продукции, работ
и услуг осуществляется через
законодательство о качестве, призванное
обеспечивать надлежащее качество
выпускаемой продукции, выполняемых
работ, предоставляемых услуг, сооружаемых
объектов строительства.

Нормативные
акты и нормы законодательства о качестве
относятся к различным отраслям права:
административному, гражданскому,
трудовому, уголовному. В законодательстве
закрепляются компетенция органов
управления, предприятий в вопросах
качества; показатели качества, обязательные
в сфере товарооборота; виды
нормативно-технической документации
и требования к ней; права сторон по
определению условий о качестве в
договоре; формы правовой защиты прав
потребителей, в том числе и ответственности
предприятий и их работников за ненадлежащее
качество продукции, работ, услуг.

В
законодательстве о качестве можно
выделить следующие его составные части:
законодательство о стандартизации, о
метрологии и о сертификации; законодательство
о приемке продукции по качеству, об
ответственности предприятий и их
работников за ненадлежащее качество
продукции, работ и услуг.

Стандартизации
и о сертификации продукции и услуг
занимает центральное место в системе
регулирования качества продукции, работ
и услуг. Законодательство о стандартизации
регулирует отношения в сфере разработки,
утверждения, внедрения и соблюдения
стандартов. Законодательство о
сертификации регулирует отношения,
связанные с деятельностью по подтверждению
соответствия продукции установленным
требованиям к качеству.

Указанные
отношения регламентируются законами
РФ «О стандартизации» и «О
сертификации продукции и услуг».
Особое место в регулировании стандартизации
и сертификации занимают нормативные
акты Комитета Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации
(Госстандарт России) — органа специально
созданного для государственного
управления стандартизацией и качеством.
В соответствии с Законом РФ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ «О
сертификации продукции и услуг»
специально уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти в области
сертификации).Постановлением Правительства
утверждено «Положение о Комитете».

Нормативные
акты о стандартизации определяют общие
принципы стандартизации в стране;
систему нормативных документов по
стандартизации в России; систему органов,
осуществляющих стандартизацию и их
компетенцию; порядок разработки,
согласования, утверждения, оформления,
регистрации, издания, распространения
и изменения стандартов, учета, хранения
и внедрения стандартов; систему надзора
за соблюдением стандартов, а также меры
ответственности за их нарушение.

Важнейшим
требованием законодательства о качестве
является обеспечение при разработке и
утверждении стандартов безопасности
продукции, работ и услуг для жизни и
здоровья потребителей, охраны окружающей
среды, технической и информационной
совместимости и взаимозаменяемости
продукции, качества продукции, работ и
услуг в соответствии с уровнем развития
науки, техники и технологии, экономии
всех видов ресурсов.

Объектами
стандартизации, т.е. тем, на что могут
разрабатываться стандарты, являются
продукция, работы, услуги, правила,
обеспечивающие их разработку, производство
и применение.

Законодательство
о сертификации определяет общие правила
сертификации продукции и услуг на
территории России, органы, осуществляющие
сертификацию, и их компетенцию, систему
надзора за соблюдением правил по
сертификации, меры ответственности за
их нарушение.

Главная
задача законодательства о сертификации
— создание условий для предпринимательской
деятельности на внутреннем и международном
рынке, содействие потребителям в
компетентном выборе продукции и услуг,
предотвращение поступления на рынок
товаров, услуг и работ, не безопасных
для жизни и здоровья потребителей.

Государственное,
межотраслевое управление стандартизацией
в России осуществляет Госстандарт
России, который координирует деятельность
государственных органов управления в
этой сфере, обеспечивает взаимодействие
с органами государственной власти
субъектов Федерации, а также с
предприятиями, устанавливает общие
организационно-технические правила
проведения работ по стандартизации,
формы и методы взаимодействия субъектов
хозяйственной деятельности друг с
другом и государственными органами
управления; выполняет государственный
контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных
стандартов, устанавливает правила
применения международных (региональных)
стандартов, правил, норм и рекомендаций
по стандартизации на территории России.

Иные
органы отраслевого управления
(министерства, комитеты и ведомства)
разрабатывают и принимают стандарты и
участвуют в работах по стандартизации
в пределах своей компетенции.

Субъекты
хозяйственной деятельности и общественные
объединения могут разрабатывать и
принимать стандарты, а также организовывать
и проводить работы по стандартизации
в пределах, установленных Законом «О
стандартизации».

Система
сертификации состоит из центрального
органа системы сертификации, органа по
сертификации и испытательных лабораторий
(центров). Центральный орган системы
сертификации организует, координирует
работу и устанавливает правила процедуры
и управления в возглавляемой им системе
сертификации; рассматривает жалобы на
действия органов по сертификации,
испытательных лабораторий (центров).

Орган
по сертификации сертифицирует продукцию,
выдает сертификаты и лицензии на
применение знака соответствия;
приостанавливает либо отменяет действие
выданных сертификатов; предоставляет
необходимую информацию.

Испытательные
лаборатории (центры), аккредитованные
в установленном соответствующей системой
сертификации порядке, выполняют испытания
конкретной продукции и выдают протоколы
для целей сертификации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Библиографическое описание:


Шацких, Е. А. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности / Е. А. Шацких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 571-573. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9041/ (дата обращения: 23.03.2023).

В данной статье рассматриваются основные законодательные акты, которые обеспечивают качество продукции, а также ее конкурентоспособность.

Ключевые слова:закон, качество, конкурентоспособность.

Нормативно-правовое регулирование в области качества продукции осуществляется на всех уровнях власти. Согласно Конституции РФ высшим органом, регулирующим основные направления внутренней политики государства, в том числе и нормативно-правовое регулирование качества продукции является Государство, во главе которого стоит Президент. Эти вопросы также возложены и на исполнительную власть РФ — Правительство РФ [1].

К органам отраслевой компетенции в сфере управления качеством продукции относятся Министерства. Например, в области качества металлургии — Министерство промышленности.

Государственное регулирование качества продукции осуществляется через законодательные и нормативные акты о качестве продукции, указы и постановления, как Правительства РФ, так и самого Президента страны.

Гражданский кодекс также регулирует отношения в области качества продукции. Так, в нем регламентируются: качество товара, гарантия качества товара, проверка качества товара, последствия передачи товара ненадлежащего нормативным документам качества [2].

В кодексе РФ «Об административных правонарушениях» (ст. 146, 147, 149, 157 и др.) также предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли и общественного питания, также за нарушение правил обслуживания потребителей и заказчиков.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения потребителя и производителя или продавца продукции. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды [3].

Закон «О защите прав потребителей» значительно усилил социальные гарантии гражданина, значительно повысил ответственность производителей и продавцов, что в свою очередь способствует повышению качества продукции и услуг, а также повышает конкурентоспособность, дает толчок к социально-экономическому развитию страны.

Закон предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых были нарушены при продаже товаров несоответствующего и ненадлежащего качества, либо при выполнении работ или при оказании услуг несоответствующих нормам.

В настоящее время основным законом в области технического регулирования, сертификации и стандартизации является Федеральный Закон «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений [4].

Нормы технического регламента носят обязательные для исполнения требования к продукции. Они принимаются с целью защиты жизни и здоровья потребителей, защиты окружающей среды. Техническое регулирование предполагает установление единых правил предъявления требований к продукции, независимость органов по сертификации от производителей и потребителей, однозначность и единственность системы и правил аккредитации, а также методов испытаний и измерений при определении соответствия продукции.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: применения единых правил к продукции, аккредитации, методов исследований независимости, недопустимости ограничения конкуренции и совмещения полномочий.

Целью принятия технических регламентов является защита, как жизни, так и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Ключевыми целями стандартизации являются: повышение качества продукции, защита интересов, как государства, так и потребителя, улучшение экономических показателей производства, обеспечение конкурентоспособности.

Осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации — Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, основными задачами которого являются:

—          координация деятельности государственных органов управления в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;

—          создание условий для взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации;

—          установление общих организационно-технических правил проведения работ по стандартизации;

—          выполнение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

—          установление правил применения международных стандартов, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России.

В целях упрощения взаимодействия с зарубежными партнерами Российская Федерация адаптирует национальную систему стандартов качества требованиям мировых стандартов. Так российский стандарт ГОСТ Р 9000:2008 соответствует международному стандарту ISO 9000:2008. В настоящее время практически все российские ГОСТы соответствуют стандартам ISO. А российские компании все чаще внедряют системы менеджмента качества по стандартам ISO для мониторинга и совершенствования бизнес-процессов.

Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений [5].

Таким образом, к основным законодательным актам, регулирующим отношения в области качества продукции и конкурентоспособности, относятся:

—          Конституция РФ;

—          Гражданский кодекс РФ;

—          Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»;

—          Федеральный Закон «О защите прав потребителей»;

—          Федеральный Закон «О техническом регулировании»;

—          Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений».

Литература:

1.                 Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 80 с.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2013. — 736 с.

3.                 Федеральный закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2000–1-ФЗ) // Консультант Плюс, 2012

4.                 Федеральный закон «О техническом регулировании»» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.

5.                 Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (от 26.06.2008 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, техническое регулирование, качество продукции, область качества продукции, окружающая среда, потребитель, Российская Федерация, Кодекс РФ, повышение качества продукции, продажа товаров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Операционная система компании microsoft для работы которой достаточно 16 мбайт оперативной памяти
  • По мосту в течении некоторого времени проехало 40 водителей 100 колес сколько мотоциклов проехало
  • Что писать в реквизитах доверенности или иного документа подтверждающего полномочия представителя
  • В основе интегрированной модели управления компанией лежат такие количественные характеристики как
  • В реквизит подпись не входит 1 балл личная подпись дата наименование должности расшифровка подписи