Нормативно правовое регулирование гостиничного бизнеса в российской федерации

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Правовое регулирование гостиничных услуг

Правовое регулирование гостиничных услуг

Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое регулирование гостиничных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Предмет договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности
(Хамидуллин М.Т.)
(«Актуальные проблемы российского права», 2022, N 9)Правовая природа бронирования в юридической литературе мало изучена. В доктрине теоретический интерес к бронированию связан с правовым регулированием гостиничных услуг. Однако единого подхода к сущности бронирования в литературе не сложилось. Одни авторы предлагают рассматривать заявку на бронирование номера в отеле как направление заказчиком услуг оферты, т.е. намерения заключить договор оказания гостиничных услуг <23>. Данная точка зрения в литературе встретила серьезные возражения, так как для подтверждения бронирования в обязательном порядке требуется акцепт услугодателя (отеля) <24>. Другие ученые отмечают сходство бронирования с предварительным договором, утверждая, что речь идет о гражданско-правовых организационных отношениях <25>. Отметим, что бронирование вряд ли можно отнести к предварительному договору. Исполнитель не вправе обязать потребителя на основе брони заключить договор оказания гостиничных услуг, потребитель же вправе отказаться от забронированного номера, часто без финансовых потерь для себя <26>.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860
(ред. от 26.12.2022)
«Об утверждении Положения о классификации гостиниц»«аккредитованная организация» — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по классификации гостиниц при наличии у него действующего аттестата аккредитации либо аттестата аккредитации, считающегося действительным в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»;

Государственное регулирование сферы гостиничных услуг

Подождите, документ загружается...

Пожалуйста, подождите. Документ загружается.

×

Поиск работает исключительно для документов прикрепённых к данной странице

Наименование Файл

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 №1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (редакция 01.04.2021)


Скачать
(rtf, 68 КБ)


09.02.2022

Приказ Ростуризма от 22.10.2021 N 476-Пр-21 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по туризму от 27 ноября 2020 г. N 443-Пр-20 «Об утверждении порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации гостиниц, классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления»


Скачать
(pdf, 126 КБ)


Просмотр


09.02.2022

Приказ Ростуризма от 27 ноября 2020 г. № 443-Пр-20 «Об утверждении порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации гостиниц, классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления»


Скачать
(docx, 15 КБ)


Просмотр


09.02.2022

Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. №1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц»


Скачать
(docx, 88 КБ)


Просмотр


09.02.2022

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (редакция 02.07.2021)


Скачать
(docx, 87 КБ)


Просмотр


09.02.2022

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2020 г. N 1853

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2021 N 519)

В соответствии со статьей 39.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статьей 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2026 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1853

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2021 N 519)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг при заключении и исполнении договора о предоставлении указанных услуг между заказчиком (потребителем) и юридическим лицом, филиалом иностранного юридического лица, включенным в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, или индивидуальным предпринимателем, предоставляющими потребителю гостиничные услуги (далее — исполнитель).

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

«бронирование» — закрепление за потребителем номера (места в номере) в гостинице на условиях, определенных заявкой заказчика или потребителя и подтверждением этой заявки со стороны исполнителя;

«время выезда (расчетный час)» — время, установленное исполнителем для выезда потребителя;

«время заезда» — время, установленное исполнителем для заезда потребителя;

«заказчик» — физическое или юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие или приобретающие гостиничные услуги в пользу потребителя;

«потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее и (или) использующее гостиничные услуги для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

«цена номера (места в номере)» — стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену.

Понятия «гостиница» и «гостиничные услуги», используемые в настоящих Правилах, имеют значения, определенные в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в зависимости от вида и категории гостиницы.

3. Требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора о предоставлении гостиничных услуг (далее — договор) и не должны противоречить требованиям, установленным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

5. Предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в случае, если такое требование предусмотрено законодательством Российской Федерации.

6. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать правила проживания в гостинице и пользования гостиничными услугами, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

7. Настоящие Правила в доступной форме доводятся исполнителем до сведения заказчика (потребителя).

II. Информация об исполнителе и о предоставляемых исполнителем гостиничных услугах

8. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя посредством размещения на вывеске, расположенной около входа в гостиницу, или в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей, следующую информацию:

а) наименование (фирменное наименование для коммерческих организаций), адрес места осуществления деятельности и режим работы — для юридического лица, адрес и режим работы — для филиала иностранного юридического лица, включенного в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, режим работы, а также государственная регистрация и наименование зарегистрировавшего его органа — для индивидуального предпринимателя.

9. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию об оказываемых им услугах, которая должна содержать:

а) сведения об исполнителе, в том числе номер его контактного телефона, для юридических лиц — основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика, для индивидуальных предпринимателей — основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика, для филиала иностранного юридического лица, включенного в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, — номер записи об аккредитации, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

б) сведения о виде гостиницы, присвоенной гостинице категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», о реквизитах (номере и дате выдачи) свидетельства о присвоении гостинице определенной категории и о выдавшей его аккредитованной организации, а также о приостановлении действия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории;

в) сведения о категории номеров гостиницы и цену номеров (места в номере);

г) перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

д) сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг;

е) перечень и цену иных платных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;

ж) сведения о форме, условиях и порядке бронирования, а также о порядке отмены бронирования;

з) предельный срок проживания в гостинице, если этот срок установлен исполнителем;

и) перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при предоставлении гостиничных услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;

к) сведения об иных платных услугах, оказываемых в гостинице третьими лицами;

л) сведения о времени заезда и времени выезда из гостиницы;

м) сведения о правилах, указанных в пункте 6 настоящих Правил (при наличии).

10. Информация, предусмотренная пунктом 9 настоящих Правил, оформляется таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с ней неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени гостиницы, и размещается в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей.

Исполнитель также вправе довести до сведения потребителя информацию, предусмотренную пунктом 9 настоящих Правил, посредством ее размещения на сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11. Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителя на русском языке и дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках.

III. Заключение и изменение договора

12. Гостиничные услуги предоставляются исполнителем на основании договора, заключаемого в письменной форме.

Договор, заключаемый с потребителем или с заказчиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, является публичным договором.

13. Договор, указанный в абзаце втором пункта 12 настоящих Правил, должен содержать:

а) наименование исполнителя, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика — для юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуальных предпринимателей, наименование исполнителя, номер записи об аккредитации, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет — для филиала иностранного юридического лица, включенного в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

б) сведения о заказчике (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица и сведения о документе, удостоверяющем его личность, оформленном в установленном порядке);

в) сведения о виде гостиницы, категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостиницы определенной категории, предоставляемом номере (месте в номере) и об адресе гостиницы;

г) сведения о категории номера, цене номера (места в номере), количестве номеров (мест в номере);

д) период проживания в гостинице;

е) время заезда и время выезда (расчетный час);

ж) иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).

14. Письменная форма договора считается соблюденной в случае составления одного документа (в том числе электронного), подписанного 2 сторонами, или подтверждения исполнителем заявки, направленной заказчиком (потребителем) исполнителю, а также в случае совершения заказчиком (потребителем) действий, направленных на получение услуг (в том числе уплата заказчиком (потребителем) соответствующей суммы исполнителю).

15. Форма и порядок направления заявки устанавливаются исполнителем, при этом такой порядок должен обеспечивать возможность установить, что заявка исходит от заказчика или потребителя.

Исполнитель при наличии в указанные в заявке даты свободных номеров (мест в номере), соответствующих заявке заказчика (потребителя), направляет заказчику (потребителю) уведомление, содержащее сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории заказанного номера и цене номера (места в номере), сроках проживания в гостинице, об условиях бронирования, а также иные сведения, определяемые исполнителем.

В этом случае договор считается заключенным с момента получения заказчиком (потребителем) подтверждения бронирования.

16. Исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:

а) гарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;

б) негарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается.

17. Исполнитель вправе отказать в заключении договора, если на указанные в заявке даты отсутствуют свободные номера, соответствующие требованиям заявки.

IV. Порядок и условия предоставления гостиничных услуг

18. Заселение потребителя осуществляется при условии предъявления потребителем документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорта гражданина СССР, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельства о рождении — для лица, не достигшего 14-летнего возраста;

паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, для лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации;

временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации;

паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признанного в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

разрешения на временное проживание лица без гражданства;

вида на жительство лица без гражданства.

Заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов), сопровождающего лица (лиц), при условии предоставления таким сопровождающим лицом (лицами) согласия законных представителей (одного из них), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2021 N 519)

Заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, в отсутствие нахождения рядом с ними законных представителей осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность этих несовершеннолетних, при условии предоставления согласия законных представителей (одного из них). (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2021 N 519)

19. Регистрация потребителей, являющихся гражданами Российской Федерации, по месту пребывания в гостинице осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Постановка потребителей, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, на учет по месту пребывания в гостинице и снятие их с учета по месту пребывания осуществляются в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

20. Исполнитель обеспечивает круглосуточное обслуживание потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы.

В гостинице с номерным фондом не более 50 номеров исполнитель вправе самостоятельно устанавливать время обслуживания потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы.

21. Заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом времени заезда и времени выезда (расчетного часа), которые устанавливаются исполнителем с учетом местных особенностей и специфики деятельности.

Разница между временем выезда потребителя из номера и заезда потребителя в номер не может составлять более 3 часов.

22. Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей.

23. Цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем.

Исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для такой категории гостиницы.

24. Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать иные платные услуги, не входящие в цену номера (места в номере).

25. Исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить следующие виды услуг:

а) вызов скорой помощи;

б) пользование медицинской аптечкой;

в) доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении;

г) побудка к определенному времени;

д) предоставление кипятка;

е) иные услуги по усмотрению исполнителя.

26. Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

27. Если исполнителем в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил установлена посуточная оплата проживания, то плата за проживание в гостинице рассчитывается за сутки, определяемые в соответствии со временем заезда и временем выезда (расчетным часом), установленными в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

При заселении потребителя до установленного времени заезда (ранний заезд) и последующим проживанием в гостинице плата за номер (место в номере) за период от времени заселения до времени заезда взимается в размере, не превышающем плату за половину суток, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

Если период от времени заселения до времени заезда составляет более 12 часов, плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

В случае задержки выезда потребителя после времени выезда (расчетного часа) (поздний выезд) плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

28. Потребитель обязан соблюдать правила, указанные в пункте 6 настоящих Правил.

29. Порядок учета, хранения и утилизации (уничтожения) забытых вещей в гостинице определяется исполнителем.

V. Односторонний отказ от исполнения договора

30. Заказчик (потребитель) вправе в любое время отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

VI. Ответственность исполнителя и заказчика (потребителя)

31. Исполнитель отвечает за сохранность вещей потребителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет перед заказчиком (потребителем) ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

33. Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления гостиничных услуг, не отвечающих требованиям и (или) условиям договора, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

34. Потребитель несет ответственность и возмещает реальный ущерб в случае нарушения обязательств по договору, а также утраты или повреждения по его вине имущества гостиницы в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

35. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В соответствии со статьей 391 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статьей 31 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2026 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг при заключении и исполнении договора о предоставлении указанных услуг между заказчиком (потребителем) и юридическим лицом, филиалом иностранного юридического лица, включенным в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, или индивидуальным предпринимателем, предоставляющими потребителю гостиничные услуги (далее — исполнитель).

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

«бронирование» — закрепление за потребителем номера (места в номере) в гостинице на условиях, определенных заявкой заказчика или потребителя и подтверждением этой заявки со стороны исполнителя;

«время выезда (расчетный час)» — время, установленное исполнителем для выезда потребителя;

«время заезда» — время, установленное исполнителем для заезда потребителя;

«заказчик» — физическое или юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие или приобретающие гостиничные услуги в пользу потребителя;

«потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее и (или) использующее гостиничные услуги для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

«цена номера (места в номере)» — стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену.

Понятия «гостиница» и «гостиничные услуги», используемые в настоящих Правилах, имеют значения, определенные в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в зависимости от вида и категории гостиницы.

3. Требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора о предоставлении гостиничных услуг (далее — договор) и не должны противоречить требованиям, установленным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

5. Предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в случае, если такое требование предусмотрено законодательством Российской Федерации.

6. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать правила проживания в гостинице и пользования гостиничными услугами, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

7. Настоящие Правила в доступной форме доводятся исполнителем до сведения заказчика (потребителя).

II. Информация об исполнителе и о предоставляемых исполнителем гостиничных услугах

8. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя посредством размещения на вывеске, расположенной около входа в гостиницу, или в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей, следующую информацию:

а) наименование (фирменное наименование для коммерческих организаций), адрес места осуществления деятельности и режим работы — для юридического лица, адрес и режим работы — для филиала иностранного юридического лица, включенного в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, режим работы, а также государственная регистрация и наименование зарегистрировавшего его органа — для индивидуального предпринимателя.

9. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию об оказываемых им услугах, которая должна содержать:

а) сведения об исполнителе, в том числе номер его контактного телефона, для юридических лиц — основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика, для индивидуальных предпринимателей — основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика, для филиала иностранного юридического лица, включенного в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, — номер записи об аккредитации, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

б) сведения о виде гостиницы, присвоенной гостинице категории, предусмотренной положением о классификации гостиниц, утверждаемым в соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», о реквизитах (номере и дате выдачи) свидетельства о присвоении гостинице определенной категории и о выдавшей его аккредитованной организации, а также о приостановлении действия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории;

в) сведения о категории номеров гостиницы и цену номеров (места в номере);

г) перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

д) сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг;

е) перечень и цену иных платных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;

ж) сведения о форме, условиях и порядке бронирования, а также о порядке отмены бронирования;

з) предельный срок проживания в гостинице, если этот срок установлен исполнителем;

и) перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при предоставлении гостиничных услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;

к) сведения об иных платных услугах, оказываемых в гостинице третьими лицами;

л) сведения о времени заезда и времени выезда из гостиницы;

м) сведения о правилах, указанных в пункте 6 настоящих Правил (при наличии).

10. Информация, предусмотренная пунктом 9 настоящих Правил, оформляется таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с ней неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени гостиницы, и размещается в помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребителей.

Исполнитель также вправе довести до сведения потребителя информацию, предусмотренную пунктом 9 настоящих Правил, посредством ее размещения на сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11. Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителя на русском языке и дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках.

III. Заключение и изменение договора

12. Гостиничные услуги предоставляются исполнителем на основании договора, заключаемого в письменной форме.

Договор, заключаемый с потребителем или с заказчиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, является публичным договором.

13. Договор, указанный в абзаце втором пункта 12 настоящих Правил, должен содержать:

а) наименование исполнителя, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика — для юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии) исполнителя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуальных предпринимателей, наименование исполнителя, номер записи об аккредитации, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет — для филиала иностранного юридического лица, включенного в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

б) сведения о заказчике (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица и сведения о документе, удостоверяющем его личность, оформленном в установленном порядке);

в) сведения о виде гостиницы, категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостиницы определенной категории, предоставляемом номере (месте в номере) и об адресе гостиницы;

г) сведения о категории номера, цене номера (места в номере), количестве номеров (мест в номере);

д) период проживания в гостинице;

е) время заезда и время выезда (расчетный час);

ж) иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).

14. Письменная форма договора считается соблюденной в случае составления одного документа (в том числе электронного), подписанного 2 сторонами, или подтверждения исполнителем заявки, направленной заказчиком (потребителем) исполнителю, а также в случае совершения заказчиком (потребителем) действий, направленных на получение услуг (в том числе уплата заказчиком (потребителем) соответствующей суммы исполнителю).

15. Форма и порядок направления заявки устанавливаются исполнителем, при этом такой порядок должен обеспечивать возможность установить, что заявка исходит от заказчика или потребителя.

Исполнитель при наличии в указанные в заявке даты свободных номеров (мест в номере), соответствующих заявке заказчика (потребителя), направляет заказчику (потребителю) уведомление, содержащее сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории заказанного номера и цене номера (места в номере), сроках проживания в гостинице, об условиях бронирования, а также иные сведения, определяемые исполнителем.

В этом случае договор считается заключенным с момента получения заказчиком (потребителем) подтверждения бронирования.

16. Исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:

а) гарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;

б) негарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается.

17. Исполнитель вправе отказать в заключении договора, если на указанные в заявке даты отсутствуют свободные номера, соответствующие требованиям заявки.

IV. Порядок и условия предоставления гостиничных услуг

18. Заселение потребителя осуществляется при условии предъявления потребителем документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорта гражданина СССР, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельства о рождении — для лица, не достигшего 14-летнего возраста;

паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, для лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации;

временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации;

паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признанного в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

разрешения на временное проживание лица без гражданства;

вида на жительство лица без гражданства.

Заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов), сопровождающего лица (лиц), при условии предоставления таким сопровождающим лицом (лицами) нотариально заверенного согласия законных представителей (одного из них), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.

Заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, в отсутствие нахождения рядом с ними законных представителей осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность этих несовершеннолетних, при условии предоставления нотариально заверенного согласия законных представителей (одного из них).

19. Регистрация потребителей, являющихся гражданами Российской Федерации, по месту пребывания в гостинице осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Постановка потребителей, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, на учет по месту пребывания в гостинице и снятие их с учета по месту пребывания осуществляются в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

20. Исполнитель обеспечивает круглосуточное обслуживание потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы.

В гостинице с номерным фондом не более 50 номеров исполнитель вправе самостоятельно устанавливать время обслуживания потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы.

21. Заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом времени заезда и времени выезда (расчетного часа), которые устанавливаются исполнителем с учетом местных особенностей и специфики деятельности.

Разница между временем выезда потребителя из номера и заезда потребителя в номер не может составлять более 3 часов.

22. Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей.

23. Цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем.

Исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для такой категории гостиницы.

24. Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать иные платные услуги, не входящие в цену номера (места в номере).

25. Исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить следующие виды услуг:

а) вызов скорой помощи;

б) пользование медицинской аптечкой;

в) доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении;

г) побудка к определенному времени;

д) предоставление кипятка;

е) иные услуги по усмотрению исполнителя.

26. Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

27. Если исполнителем в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил установлена посуточная оплата проживания, то плата за проживание в гостинице рассчитывается за сутки, определяемые в соответствии со временем заезда и временем выезда (расчетным часом), установленными в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

При заселении потребителя до установленного времени заезда (ранний заезд) и последующим проживанием в гостинице плата за номер (место в номере) за период от времени заселения до времени заезда взимается в размере, не превышающем плату за половину суток, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

Если период от времени заселения до времени заезда составляет более 12 часов, плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

В случае задержки выезда потребителя после времени выезда (расчетного часа) (поздний выезд) плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

28. Потребитель обязан соблюдать правила, указанные в пункте 6 настоящих Правил.

29. Порядок учета, хранения и утилизации (уничтожения) забытых вещей в гостинице определяется исполнителем.

V. Односторонний отказ от исполнения договора

30. Заказчик (потребитель) вправе в любое время отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

VI. Ответственность исполнителя и заказчика (потребителя)

31. Исполнитель отвечает за сохранность вещей потребителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет перед заказчиком (потребителем) ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

33. Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления гостиничных услуг, не отвечающих требованиям и (или) условиям договора, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

34. Потребитель несет ответственность и возмещает реальный ущерб в случае нарушения обязательств по договору, а также утраты или повреждения по его вине имущества гостиницы в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

35. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

doc Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853
«Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»

Дата опубликования:
20.11.2020
Номер опубликования:
0001202011200034

1.1.
Правовые основы создания и функционирования
гостиниц

1.2.
Нормативно-правовое регулирование
гостиничной индустрии в РФ

1.3.
Международные гостиничные правила

1.1 Правовые основы создания и функционирования гостиниц

В
современном обществе все виды деятельности,
в том числе и по ока­занию гостиничных
услуг, регламентируются государством,
устанавливаю­щим общие для всех
правила ведения деловых операций, а
также ответст­венность за их нарушение.
Сегодня для открытия гостиницы
недостаточ­но наличия здания и желания
его эксплуатировать в определенных
целях.

До
начала функционирования гостиницы на
рынке предприниматель дол­жен
зарегистрировать свое предприятие в
той или иной форме, определяемой
действующим законодательством, и таким
образом включить его в существующую в
данном государстве систему правовых
отношений, скла­дывающуюся в сфере
предпринимательства.

С
момента регистрации гос­тиничное
предприятие становится полноправным
субъектом существу­ющей правовой
системы, на который распространяются
соответствующие права и обязанности,
определяемые действующим законодательством.
В этом ракурсе начинать изложение сути
проблем правовых отношений, возникающих
в процессе оказания гостиничных услуг,
можно только пос­ле раскрытия основных
принципов создания и функционирования
гости­ничных предприятий как субъектов
и объектов соответствующей области
права.

Процесс
оказания услуг размещения на коммерческой
основе, состав­ляющий базис гостиничного
бизнеса, подпадает под действие как
общего законодательства, регламентирующего
порядок осуществления предпри­нимательской
деятельности в целом, так и специальных
нормативно-пра­вовых документов,
относящихся исключительно к сфере
гостиничного бизнеса.

Поскольку
отношения между лицами, осуществляющими
предприни­мательскую деятельность,
регулируются гражданским законодательством,
то общие вопросы гостиничной деятельности
будут регулироваться

Граж­данским
кодексом Российской Федерации, где
зафиксировано, что пред­принимательской
«является самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в
этом качестве в установ­ленном законом
порядке».

Нормы
гражданского права, содержащиеся в
других законах, должны соответствовать
настоящему Кодексу». Гражданский
кодекс РФ и Феде­ральные законы, таким
образом, устанавливают рамки, в которых
развива­ется законодательная база,
регламентирующая гостиничную сферу.
Далее, нормы гражданского права
развиваются в подзаконных актах: указах
Прези­дента РФ, постановлениях и
распоряжениях Правительства РФ, актах
и ин­струкциях министерств и ведомств,
осуществляющих управление гостинич­ной
сферой, нормативно-правовых актах
субъектов РФ в части, определяе­мой
действующим законодательством.

К
основным правовым документам,
регламентирующим гостиничную деятельность,
относятся следующие:

1.
Гражданский кодекс РФ.

2.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №
208-ФЗ «Об акционерных обществах».

3.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №
14-ФЗ «Об обществах с огра­ниченной
ответственностью».

4.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О
защите прав потребителей» (в ред.
Федерального закона от 17 декабря 1999 г.
№ 212-ФЗ).

5.
Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5153-1 «О
сертификации продукции и ус­луг»
(в ред. Федеральных законов от 27 декабря
1995 г. № 211-ФЗ, 2 мар­та 1998 г. № 30-ФЗ, 31
июля 1998 г. № 154-ФЗ).

6.
Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О
стандартизации» (в ред Феде­рального
закона от 24 декабря 1995 г. № 211-ФЗ).

7.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №
132-ФЗ «Об основах турист­ской
деятельности в Российской Федерации».

8.
Федеральный закон от 25 сентября 1998 г.
№158-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности» (в ред. Федерального
закона от 26 нояб­ря 1998 №178-ФЗ).

9.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №
69-ФЗ «О пожарной безо­пасности».

10.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».

11.
Постановление Правительства РФ от 13
августа 1997 г. №1013 «Об ут­верждении
перечня товаров, подлежащих обязательной
сертификации, и перечня работ и услуг,
подлежащих обязательной сертификации».

12.
Постановление Правительства РФ от 11
апреля 2000 г. №326 «О лицеизировании
отдельных видов деятельности» и
Перечень федеральных ор­ганов
исполнительной власти, осуществляющих
лицензирование.

13.
Постановление Правительства РФ от 3
августа 1996 г. № 926 «Об утверж­дении
Положения о порядке предоставления в
аренду земельных участков, природных
объектов, зданий и сооружений на
территориях национальных парков для
осуществления деятельности регулируемого
туризма и отдыха».

14.
Постановление Госстандарта России от
28 июня 2000 г. № 39 «О внесе­нии изменений
и дополнений в Номенклатуру продукции
и услуг (ра­бот), в отношении которых
законодательными актами Российской
Фе­дерации предусмотрена их обязательная
сертификация».

15.
Правила сертификации работ и услуг в
Российской Федерации (утвер­ждены
постановлением Госстандарта России от
5 августа 1996 г. № 17, зарегистрированы
Министерством юстиции Российской
Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный
№ 1502).

16.
Правила предоставления гостиничных
услуг в Российской Федерации от 25 апреля
1997 г. № 490 (в ред. Постановления Правительства
РФ от 2 октября 1999 г., с учетом изменений
и дополнений в Правила предоставления
гостиничных услуг в Российской Федерации,
внесен­ных Постановлением Правительства
РФ от 15 сентября 2000 г. № 693)

17.
ГОСТ Р 50645-94 «Классификация гостиниц».

18.
ГОСТ 28681, Д-90 «Стандартизация в сфере
туристско-экскурсионного обслуживания.
Основные положения».

19.
ГОСТ 12. 0. 004-90 «Организация обучения
безопасности труда. Общие положения.».

20.
ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины
и определения».

21.
ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги. Общие
требования».

22.
ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения
качества услуг».

23.
ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги.
Средства размещения. Общие требования».

24.
ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное
обслуживание. Требова­ния по обеспечению
безопасности туристов и экскурсантов».

25.
ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное
обслуживание. Проекти­рование
туристских услуг».

26.
ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

27.
ГОСТ 12.1.028-80 «Шум. Определение шумовых
характеристик источ­ников шума».

28.
ГОСТ 17.4.2.01-81 «Охрана природы. Почвы.
Номенклатура показате­лей санитарного
состояния».

29.
ГОСТ 12.1.030-81 «Электробезопасность.
Защитное заземление. Зануление».

30.
ГОСТ 50.1.005-95 «Государственный надзор
за соблюдением обязатель­ных требований
государственных стандартов при оказании
услуг и за сертифицированными услугами».

31.
МосСанПиН 2.1.2.043-98 «Гигиенические
требования к устройству, оборудованию
и содержанию гостиниц Москвы. Санитарные
нормы и правила».

32.
СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования
к микроклимату про­изводственных
помещений».

33.
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах,
в помещениях жилых, общественных зданий
и на территории жилой застройки».

34.
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила
содержания территории населенных мест».

35.
СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования
к видеодисплейным терминалам, персональным
электронно-вычислительным машинам и к
организации работы».

36.
МГСН-4.16-98 «Гостиницы».

37.
СНиП 2.08.02 «Общественные здания и
сооружения».

38.
СНиП 2.07.01 «Градостроительство.
Планировка и застройка городских и
сельских поселений».

39.
СНиП 2.04.05 «Отопление, вентиляция и
кондиционирование».

40.
СНиП 11-4 «Горячее водоснабжение».

41.
СНиП 23-05 «Естественное и искусственное
освещение».

42.
СНиП 2.04.01 «Внутренний водопровод и
канализация зданий».

43.
СНиП 2.01.02 «Противопожарные нормы».

44.
ППБ 01-93 «Правила пожарной безопасности
в Российской Федера­ции».

45.
ВСН 62-91 «Проектирование среды
жизнедеятельности с учетом по­требностей
инвалидов и маломобильных групп
населения».

46.
Письмо Госстандарта РФ от 14 августа
2000 г. № ЮГ-110-19/2558 «О сертификации
туристских услуг и услуг средств
размещения».

47.
Постановление Правительства г. Москвы
от 23 мая 1996 г. №449 «О программе развития
гостинично-туристского комплекса г.
Москвы»

48.
Постановление Правительства г. Москвы
от 3 июня 1997 г. № 416 «Об утверждении
Временного положения о лицензировании
гостиничной деятельности в городе
Москве»

Этот
список можно продолжать и далее, однако
можно сделать вывод, что на федеральном
уровне не принято ни одного закона,
объектом кото­рого была бы гостиничная
деятельность. Гостиницы упоминаются
как со­ставная часть туристской
индустрии в ФЗ «Об основах туристской
дея­тельности в Российской Федерации»,
но меры государственного регули­рования
специально для этой сферы предпринимательства
пока не разра­ботаны. Вместе с тем
существует необходимость государственной
поддер­жки гостиничной деятельности
законодательными методами, об этом
много раз говорили руководители и
специалисты гостиничной отрасли.

Отсутствие
законодательных инициатив на федеральном
уровне побуждает к законотворчеству
субъекты Федерации. Например, в
Санкт-Петер­бурге принят закон «Об
основных направлениях и регулировании
турист­ской деятельности в
Санкт-Петербурге», который устанавливает
средст­вам размещения льготы по уплате
земельного налога в части, направляю­щейся
в городской бюджет, от 30 до 80%.

С
другой стороны, несмотря на инициативу
регионов, вопрос о том, нужны ли гостиницам
«собственные» законы (в том смысле,
что они от­ражали бы и учитывали
специфику гостиничной деятельности),
пока ос­тается открытым. Очевидно,
если существует специфика деятельности,
то она должна как-то учитываться, иначе
занятие данным бизнесом ста­нет
затруднительным или вовсе невозможным.

Один
лишь пример: за­траты на формирование
туристского продукта, рекламные туры
и стажи­ровки сотрудников, составляющие
основу туристского бизнеса в целом, к
составу затрат, включаемых в себестоимость
туристского продукта, не относились,
что вызывало обоснованные претензии
со стороны органи­заторов туристской
деятельности — туроператоров и турагентов.

Эта
про­блема была снята после выхода
соответствующего документа, «развязав­шего»
один из узлов, затруднявших поступательное
развитие отрасли. В отношении гостиниц
подобная законодательная поддержка
пока отсутст­вует. Вместе с тем в
действующем законодательстве имеется
ряд момен­тов, которые препятствуют
внедрению передовых методов управления
гостиничным хозяйством, а также
ограничивают свободу экономической
деятельности. Это, в частности, относится
к статьям Налогового кодек­са,
ограничивающим возможности руководителей
предприятий гибко из­менять цены, на
чем держится вся система скидок в
гостиничной отрас­ли. В то время как
в нашей стране специальное гостиничное
законода­тельство не разрабатывается,
за рубежом существует разветвленное
нормотворчество, всесторонне отражающее
все спектры правовых отноше­ний в
гостиничной индустрии.

Делая
выводы из вышесказанного, отметим
необходимость развития специализированной
нормативной базы, регулирующей
специфические вопросы ведения гостиничного
бизнеса. Для того чтобы это стало
возмож­ным в будущем, необходимо
наметить основные проблемы развития
гости­ничной индустрии, регламентации
которых требуют интересы отрасли.

Но
прежде чем перейти к рассмотрению этих
специфических вопросов, сфор­мулируем
основные положения, определяющие
правовой статус организа­ций,
предоставляющих гостиничные услуги.

2.2.
Основы правового положения организаций,
предос­тавляющих гостиничные услуги

Гражданское
законодательство не предусматривает
особых юридичес­ких форм для предприятий,
занимающихся предоставлением услуг
раз­мещения. Иными словами, теоретически
гостиничной деятельностью может
заниматься любое юридическое лицо или
предприниматель без образования
юридического лица. Таким образом, на
гостиницу в целом распространяются
общие нормы гражданского права,
определяющего порядок создания,
функционирования и ликвидации юридических
лиц и частных предпринимателей без
образования юридического лица. На
практике, однако, существуют определенные
нормы, соблюдение кото­рых является
условием легальной работы в гостиничной
сфере. Специ­альные требования к
юридическим лицам и индивидуальным
предпри­нимателям, занимающимся
каким-либо видом деятельности (в нашем
случае — оказывающим услуги размещения),
излагаются, как правило, в подзаконных
актах и инструкциях. Таким документом
становится, в пер­вую очередь, Положение
о лицензировании конкретного вида
деятель­ности, в котором определяются
требования к юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю,
соответствие которым является для него
обязательным.

Другим
регламентирующим приемом служит
серти­фикация товара или услуги,
порядок проведения которой также
устанав­ливает минимум особых
требований, необходимых для исполнения
субъ­ектом сертификации.

Вопросы
регламентирования гостиничной
деятельности будут рассмот­рены в
соответствующем разделе, поскольку эти
проблемы в целом доста­точно сложны
и при их решении возникает немало спорных
моментов. По­ка в центре нашего внимания
будет находиться процесс регистрации
гости­ничного предприятия как
юридического лица.

Гостиница
сама по себе не может оказывать услуги
и вступать в право­вые отношения, не
будучи оформленной как субъект
гражданского права. Юридическое лицо
гостиницы обычно скрыто от непосвященных:
действи­тельно, гостиницы продвигают
свою торговую марку, свое название, но
не юридическое лицо. На практике за
привычными названиями отелей стоят их
официальные наименования — не просто
гостиница «Москва», а ОАО «Гостиница
«Москва»», не гостиница «Савой»,
а ЗАО «Инфа-Отель», совет.

Термин
«гостиница» не рассматривается в
законодательстве в качестве обязательной
составной части фирменного названия
юридического лица, как это принято,
например, для кредитных организаций.
Таким образом, гостиничная деятельность
в глазах законодателей потенциально
менее опасна, чем финансовая, и здесь
возникает меньше ситуаций, в которых
не­добросовестный представитель
гостиничного бизнеса мог бы злоупотребить
доверием клиента. В силу этих же причин
законодательная база гостинич­ной
деятельности имеет довольно слабое
развитие — в процессе формирова­ния
общего законодательства рыночного
государства внимание нормотворческих
организаций было сосредоточено на
других, более важных на тот мо­мент
вопросах.

Это,
однако, не умаляет значимости гостиничной
индус­трии, и по мере наведения порядка
в других отраслях интерес законодате­лей
переключится и на эту сферу деловой
активности. Неизбежность этого процесса
вызывается также тем обстоятельством,
что гостиничная индус­трия находится
на стыке двух сфер деятельности,
вызывающих во всем ми­ре повышенное
внимание: с одной стороны, гостиницы —
это объект недви­жимости, с другой
стороны — они же включаются в сферу услуг
и теснейшим образом соприкасаются с
потребителями, причем как внутренними,
так и внешними.

Двойственность
положения гостиниц отражается и в
официальных определениях этого субъекта
гражданских прав, приводимых в норматив­ных
документах Правительства РФ и Госстандарта.
Так, Правила предо­ставления гостиничных
услуг в Российской Федерации определяют
гос­тиницу как имущественный комплекс
(куда включаются здания, часть здания
с находящимся в нем оборудованием и
иным имуществом), пред­назначенный
для предоставления услуг размещения.
Таким образом, гостиница как имущественный
комплекс является не участником
граж­данских отношений, а объектом
гражданских прав.

Статья
132 ГК РФ трактует понятие «предприятие»
следующим образом: «Предприятием как
объектом прав признается имущественный
комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности».

Предприятие
в целом или его часть могут становиться
объектом купли-продажи, залога, аренды
и других сделок, связанных с вещными
правами. В этом смысле гостиница как
юридическое лицо становится субъектом
гражданских прав, а гостиничное
предприятие как имущественный комплекс
призна­ется объектом правовых
отношений, регламентируемых ГК. Такое
«раз­двоение» позволяет в принципе
отчуждать процесс предоставления
услу­ги от комплекса, производящего
эту услугу. Иными словами, именно на
этой почве возникли и распространились
впоследствии современные формы
гостиничного бизнеса, такие как контракты
на управление и разные виды франчайзинга.

Юридическое
лицо, предоставляющее гостиничные
услуги, может быть зарегистрировано в
любой организационно-правовой форме,
перечислен­ной в п. 2 ст. 50 ГК РФ. В
частности, юридическое лицо может
создаваться в форме коммерческой
(извлекающей прибыль из своей деятельности)
или некоммерческой организации (цель
последней не связана с извлечением
прибыли). Теоретически гостиницей может
стать любое юридическое лицо, в том
числе и некоммерческая организация,
создающая гостиницу, напри­мер, в
образовательных целях как тренинговый
центр.

Коммерческие
организации создаются в форме хозяйственных
товари­ществ и обществ, производственных
кооперативов, государственных и
му­ниципальных унитарных предприятий.
Они обладают общей правоспособ­ностью,
т. е. могут заниматься любыми видами
деятельности, не запрещен­ными законом.

Некоммерческие
организации могут заниматься хозяйственной
деятель­ностью лишь в рамках тех
целей, ради которых они и были созданы.

Сказанное
означает, что правоспособность
юридического лица может быть полной
или ограниченной. Ограниченная
правоспособность предпо­лагает запрет
на осуществление гражданских прав в
полном объеме, в том числе и вследствие
ограничения свободы предпринимательской
деятельнос­ти в силу тех или иных
предусмотренных законом причин. Такими
причи­нами может быть несоответствие
направления деятельности юридического
лица тем целям и задачам, которые записаны
в его уставных документах. В отношении
гостиниц это означает, что включение
гостиничных услуг в пе­речисление
уставных видов деятельности того или
иного юридического ли­ца дает основание
для осуществления этого вида бизнеса
на законных осно­ваниях.

Учредители
юридического лица вправе сами ограничить
свою правоспо­собность, внеся в устав
организации пункт, согласно которому
они предпо­лагают заниматься
исключительно каким-либо одним видом
деятельности. Это означает запрет на
осуществление операций в других сферах
деловой активности, не оговоренных в
учредительных документах. Например, та
или иная организация может быть создана
исключительно для предоставления
гостиничных услуг (что находит отражение
в ее уставе). В таком случае лю­бая
другая деятельность, кроме гостиничной,
будет признаваться для дан­ной
организации незаконной, а сделки, не
связанные с процессом предос­тавления
гостиничных услуг, будут рассматриваться
как противоречащие уставным целям и
задачам данного юридического лица.
Такие сделки могут признаваться судом
незаконными на основании ст. 173 ГК РФ.

Повторимся,
что ограничение правоспособности может
устанавливаться и законом. Например,
закон «О лицензировании» разрешает
заниматься определенными видами
предпринимательства только при условии
получе­ния специального разрешительного
документа (лицензии). Другим ограни­чителем
может служить занятие определенными
видами деятельности, не допускающими
ее совмещения с активностью в других
сферах. Например, специальной
правоспособностью обладают страховые
и кредитные органи­зации, которые по
роду своей деятельности имеют ряд
ограничений на осу­ществление иных,
не относящихся к страховым или кредитным,
видов ус­луг, в том числе они не вправе
предоставлять гостиничные услуги.

Специальной
правоспособностью обладают не только
некоммерческие организации, но и
унитарные предприятия (государственные
или муници­пальные), создаваемые с
определенной целью, предусмотренной
их уставом.

Юридические
лица, в отношении которых установлена
специальная пра­воспособность, не
вправе совершать сделки, не соответствующие
целям и зада­чам их деятельности в
том виде, в каком эти цели сформулированы
в уставе.

Гражданский
кодекс определяет общие правовые основы
создания юри­дического лица и основные
рамки, в которых протекает его дальнейшая
де­ятельность. Более подробно эти же
вопросы рассматриваются в федераль­ных
законахи иных нормативно-правовых
документах.

Не
прибегая к комментированию законодательства,
определяющего формы коммерческих
организаций, коротко остановимся на их
сущностных характеристиках с целью
ориентации потенциальных участников
гостинич­ного бизнеса. Имея эту
информацию, они могут самостоятельно
определить наиболее удобную для них
форму осуществления предпринимательства
в данной сфере.

Хозяйственные
товарищества могут создаваться в форме
полного това­рищества и товарищества
на вере (коммандитного товарищества).
Данная форма предполагает, что между
учредителями юридического лица
существу­ют личные доверительные
отношения, поскольку основной отличительной
чертой товариществ как хозяйственных
организаций является субсидиарная
ответственность полных товарищей по
обязательствам организации, вклю­чая
ответственность своим личным имуществом.
Таким образом, если това­рищество не
имеет достаточных средств, чтобы
расплатиться с кредитора­ми, последние
имеют право требовать возмещения убытков
за счет полных товарищей. Коммандитные
товарищи в товариществах на вере несут
риски предпринимательской деятельности
в пределах своих вкладов.

Естественно
предположить, что подобная форма
предпринимательства не найдет большого
количества желающих ее применить на
практике. Бо­язнь личной ответственности
отталкивает предпринимателей, хотя
положи­тельно оценивается кредитными
организациями. Это объясняет тот факт,
что полные товарищества встречаются
очень редко. Кроме того, характер
отношений в товариществах не позволяет
привлечь дополнительные средст­ва
со стороны, что препятствует хозяйственной
деятельности в капиталоем­ких сферах
бизнеса. Коммандитные товарищества
способны сконцентриро­вать определенные
финансовые средства, но отличаются
негибким руковод­ством и отстраненностью
вкладчиков от процесса управления.

Обычно
в деловой практике встречаются
хозяйственные общества, поскольку эта
форма организации больше устраивает
практиков бизне­са. В хозяйственном
обществе объединяется не личное участие
его чле­нов, а капиталы (имущество,
денежные средства). Хозяйственные
обще­ства характеризуются отсутствием
личной ответственности участников за
результаты хозяйственной деятельности
общества. Учредители несут только риск
убытков в пределах принадлежащих им
акций или стоимос­ти внесенных вкладов,
поэтому эти формы организации деловой
актив­ности весьма привлекательны
для их участников. Существуют следую­щие
основные формы хозяйственных обществ:
акционерные общества (открытые и
закрытые), общества с ограниченной
ответственностью и общества с
дополнительной ответственностью.
Последняя форма обра­зования
юридического лица роднит хозяйственные
общества с хозяйст­венными товариществами,
поскольку предполагает субсидиарную
ответ­ственность его членов своим
личным имуществом в одинаковом для всех
размере, кратном стоимости их вкладов,
по обязательствам такого общества.

Другой
чертой, выгодно отличающей (в глазах
учредителей) хозяйствен­ное общество
от хозяйственного товарищества, является
наличие у обществ структуры органов
управления, отсутствующей у хозяйственных
товари­ществ, управляющихся по общему
согласию всех участников.

С
точки зрения хозяйственной деятельности
наиболее приемлемой при­знается та
форма организации юридического лица,
которая позволяет скон­центрировать
максимальный размер денежных средств
и осуществлять наи­более эффективное
управление. Что касается концентрации
денежных средств, то в этом отношении
максимальные возможности предоставляют
открытые акционерные общества (АО),
выпускающие акции, продажа кото­рых
может обеспечить приток необходимых
средств1.
Говоря об управлении акционерными
обществами, необходимо отметить, что
наиболее важные вопросы АО решаются на
общем собрании акционеров квалифицирован­ным
большинством голосов (3/4 от общего числа
акций). В АО голосуют акции, поэтому
концентрация акций в одних руках
приравнивается к кон­центрации
управления.

В
отличие от открытых АО общества с
ограниченной ответственностью (ООО) не
выпускают акций, а поэтому имеют меньше
возможностей для привлечения дополнительных
средств. В хозяйственной практике ООО
ре­гистрируются частными лицами,
рассчитывающими на личные средства для
ведения бизнеса и заинтересованными в
личном контроле над вложен­ными
средствами. Другая отличительная
особенность ООО — это процеду­ра
управления. Закон «Об обществах с
ограниченной ответственностью» не
предусматривает особой процедуры
голосования при решении вопро­сов,
относящихся к компетенции общего
собрания. Процедура голосова­ния
прописывается в уставных документах
общества, в то время как воп­росы
управления АО более строго регламентируются
государством. Кроме уже указанных
отличий, участник ООО имеет право выйти
из общества в любой момент с выделением
причитающейся ему доли в уставном
капита­ле. Выход акционера из АО
осуществляется путем продажи принадлежа­щих
ему акций.

Обе
формы хозяйственных обществ предполагают
защиту интересов круп­ных вкладчиков,
поскольку чем больше вклад участника,
тем больше голосов при решении особо
важных вопросов жизни общества ему
принадлежит. Сле­довательно, у крупных
вкладчиков появляются рычаги влияния
на выбор на­правлений хозяйственной
деятельности общества и на ее результаты.

Чаще
других в гостиничном бизнесе используется
такая форма органи­зации юридического
лица, как создание акционерного общества.
Общест­ва с ограниченной ответственностью
регистрируются значительно реже.
Организация гостиничного бизнеса
возможна с использованием других форм
образования юридического лица,
предусмотренных законом, в част­ности
посредством создания производственного
кооператива (артели). Эта форма образования
юридического лица наиболее подходит
для создания малых гостиниц, в том числе
семейного типа. Производственный
коопе­ратив предполагает «добровольное
объединение граждан на основе член­ства
для совместной производственной или
иной хозяйственной деятель­ности
(…торговля, бытовое обслуживание,
оказание других услуг), осно­ванной
на их личном трудовом и ином участии и
объединении его члена­ми (участниками)
имущественных паевых взносов». В
отличие от ООО и АО производственные
кооперативы предоставляют одинаковое
право го­лоса всем своим участникам,
независимо от размера внесенного пая.
В этом смысле такая юридическая форма
хозяйственной деятельности пред­ставляется
более демократичной, но и более уязвимой
в плане управления.

Демократические
способы хозяйствования эффективны
только при нали­чии понимания между
членами кооператива и при совпадении
оценок участников по поводу основных
направлений развития. С этой точки
зре­ния кооператив как одна из
разновидностей коммерческой организации
мало используется при создании крупных
гостиничных комплексов, огра­ничивая
сферу своего распространения небольшими
(преимущественно семейными) предприятиями.

Значительная
часть российских гостиниц существует
в форме унитар­ных предприятий
(государственных или муниципальных),
основанных на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления
имущест­вом, принадлежащим государству
или органам местного самоуправления.
На базе имущества, находящегося в
федеральной или муниципальной
собственности, создается унитарное
предприятие, основанное на праве
оперативного управления. Такое предприятие
осуществляет хозяйствен­ную деятельность
в строго ограниченных (уставом, заданиями
собствен­ника или назначением
имущества) рамках. Собственник имущества
сох­раняет права на доходы, полученные
от управления принадлежащим ему
имуществом, но и несет ответственность
по долгам предприятия при не­достаточности
имущества последнего. Унитарное
предприятие действует на основании
устава, разработанного собственником
имущества, в рам­ках, им же установленных,
и управляется руководителем, назначаемым
государством (или муниципальным органом
управления).

Цель
подобной организации хозяйственной
деятельности — обеспечить максимальный
контроль над процессом использования
государственного имущества и распределения
полученной прибыли. Вместе с тем подобная
структура управления, снимающая как
риск собственных ошибок, так и радость
са­мостоятельных действий, снижает
эффективность использования
госу­дарственного имущества. Большинство
западных экспертов признает процедуру
назначения директоров российских
государственных гостиниц тормозом
развития гостиничной индустрии. В
отношении Москвы было бы несправедливо
повторять те же выводы, поскольку
загрузка муници­пальных предприятий
в столице выше, чем загрузка частных и
акционерных предприятий. Это не мешает
Правительству рассматривать вопросы
о приватизации отелей, принадлежащих
городу, с целью привлечения до­полнительных
средств в гостиничную сферу столичного
предпринима­тельства.

Наконец,
как уже было упомянуто выше, гостиничные
предприятия могут создаваться с целями,
отличными от коммерческих. Иными
слова­ми, предоставление услуг
размещения этими предприятиями не будет
иметь целью извлечение прибыли, что
характерно для некоммерческих организаций
(общественных и религиозных фондов,
учреждений, ассо­циаций, союзов).
Некоммерческая организация осуществляет
предпри­нимательскую деятельность
лишь постольку, поскольку это служит
дос­тижению целей, ради которых она
создана, и соответствующую этим це­лям
(что ограничивает правоспособность
этих юридических лиц). В за­висимости
от формы некоммерческая организация
имеет различные на­правления
деятельности и некоторые отличительные
особенности. Объ­единяющая все
разрозненные формы некоммерческих
организаций чер­та — добровольность
объединения и цели: социально-культурные,
рели­гиозные, управленческие и т.д.

Некоммерческие
организации полностью или частично
финансируются своими учредителями, что
дает этим орга­низациям возможность
не преследовать коммерческие цели в
своей дея­тельности.

Так,
например, Постановлением Правительства
РФ №670 от 8 июня 1996 г. предусматривается
организация социальных гостиниц для
лиц без определенного места жительства.
Эти гостиницы действуют в форме учреждений
и в соответствии с примерным положением
о них.

Информация,
изложенная в данном подразделе, не может
претендовать на исчерпывающий охват
всех проблем, возникающих при выборе
органи­зационно-правовой формы будущей
гостиницы. Перечисление и краткая
характеристика основных типов юридических
лиц, встречающихся в прак­тике
гостиничного бизнеса в нашей стране,
не раскрывает всех их досто­инств или
недостатков. Цель данного подраздела
— помочь читателю сори­ентироваться
в многообразии организационно-правовых
форм, а конкрет­ный выбор формы
юридического лица для предприятия,
оказывающего ус­луги размещения,
пусть делают его учредители.

Лицензирование
услуг гостиниц

Следующим
вопросом, заслуживающим серьезного
рассмотрения, явля­ется проблема
государственного регулирования
гостиничной деятельности. В Федеральном
законе «Об основах туристской
деятельности в Российской

Федерации»
говорится, что государство регулирует
туристскую деятель­ность с целями
«развития туристской индустрии,
обеспечивающей потреб­ности граждан
при совершении путешествий…».
Государственное регули­рование
осуществляется путем «…лицензирования,
стандартизации в ту­ристской индустрии,
сертификации туристского продукта».
Далее, в статье 5 того же закона
провозглашается: «В целях защиты прав
и интересов ту­ристов осуществляются
лицензирование, стандартизация
туроператорской и турагентской
деятельности, а также объектов туристской
индустрии, сер­тификация туристского
продукта». Статья 1 данного закона
определяет ту­ристскую индустрию как
«совокупность гостиниц и иных средств
размеще­ния, средств транспорта,
объектов общественного питания, объектов
и средств развлечения, объектов
познавательного, делового, оздоровительно­го,
спортивного и иного назначения,
организаций, осуществляющих ту-роператорскую
и турагентскую деятельность, а также
организаций, предо­ставляющих
экскурсионные услуги и услуги
гидов-переводчиков». Таким образом,
гостиничная деятельность, поскольку
гостиницы составляют ос­нову туристской
индустрии, подлежит лицензированию.

Прежде
чем перейти к рассмотрению требований,
выдвигаемых к ли­цензируемым объектам,
необходимо определиться с терминологией,
в первую очередь определить, что же
такое лицензирование и зачем оно
вводится.

В
соответствии с п.1 ст. 49 ГК РФ юридическое
лицо получает возмож­ность заниматься
отдельными видами деятельности только
на основании специального разрешения
(лицензии). Перечень видов деятельности,
за­нятие которыми требует разрешения,
определяется федеральным законо­дательством.
Основным документом, на основании
которого осуществля­ется лицензирование,
является Федеральный закон «О
лицензировании отдельных видов
деятельности» от 25 сентября 1998 г.

Согласно
этому закону, лицензия — это разрешение
(право) на осуще­ствление определенного
вида деятельности. Под лицензированием
дан­ный закон понимает «мероприятия,
связанные с выдачей лицензий,
пе­реоформлением документов,
подтверждающих наличие лицензий,
при­остановлением и аннулированием
лицензий и надзором лицензирующих
органов за соблюдением лицензиатами
при осуществлении лицензируе­мых
видов деятельности соответствующих
лицензионных требований и условий».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Образец доверенности в страховую компанию от физического лица при дтп от руки
  • Образец дополнительного соглашения к договору подряда об изменении реквизитов
  • Образец дополнительного соглашения к договору при смене банковских реквизитов
  • Обращения сотрудников компании к руководителям по любым волнующим их вопросам
  • Общество с ограниченной ответственностью аграрная группа управляющая компания