Нетарифные методы государственного регулирования международных бизнес операций

06 Август 2022

Регулирование внешней политики – одна из задач нашего государства. Чтобы защитить национальную экономику, сохранить здоровье и безопасность граждан, обеспечить политическую безопасность страны разработаны как тарифные, так и нетарифные меры поддержки. Таможенно-тарифное регулирование призвано с помощью ввозных и вывозных пошлин контролировать внешнеторговые отношения и пополнять бюджет страны. Какие цели и задачи выполняют меры нетарифного регулирования рассмотрим в статье. 


Что такое нетарифное регулирование?

Начиная с 2000-х годов в России растет роль нетарифного регулирования внешней торговли как действенного рычага для торговополитических взаимоотношений между странами. 

Нетарифное регулирование – это комплекс административных и экономических мер государственного контроля, который выражается в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, защиты экономических интересов государства и обеспечения национальной безопасности.

Федеральный закон № 164-ФЗ “Об основаниях государственного регулирования внешнеторговой деятельности” – закон, на основании которого выполняется ограничительное правовое регулирование.

Государства – участники ЕАЭС могут самостоятельно определять нетарифные меры для своей внешнеэкономической деятельности с третьими странами. 

Меры нетарифного регулирования базируются на принципе гласности в порядке согласно приложению N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе.


Какие группы мер нетарифного регулирования существуют?

Секретариат Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) разработал и принял около 800 нетарифных мер, которые объединены в 5 групп:

  1. Финансовые ограничения, которые подразумевают платежи, исключая таможенные пошлины. Это могут быть: импортные депозиты, внутренние сборы и антидемпинговые пошлины. 

  2. Технические ограничения во внешнеэкономической деятельности. Это самая большая группа мер, которая включает в себя: санитарный и фитосанитарный контроль, ветеринарные и экологические нормы, требования к упаковке и маркировке товара.

  3. Количественные барьеры и относящиеся к ним административные меры. В этой группе находятся лицензии, квоты, запреты на экспорт или импорт определенных видов товаров и другие.

  4. Особые требования таможни к оформлению груза. Например, требования таможни дополнительных документов, кроме тех, которые предусмотрены процедурой и прочие формальности. 

  5. Сдерживание и регулировка мер на государственном уровне: поддержка импортозамещения, субсидии компаниям-экспортерам, контроль госзакупок и порядок размещения госзаказов, контроль и ограничение деятельности иностранных перевозчиков.

Что такое квотирование и какую роль оно играет в нетарифном регулировании?

Квотирование – это ограничение по стоимости или количеству на определенное время ввозимых товаров (импорт) или вывозимых (экспорт). Квотирование относится к мерам прямого ограничения.

Пример. В 2022 году Минэкономразвития России ввело квоту: 

 на экспорт пшеницы – 8 млн. тонн;

на рожь, ячмень и кукурузу – 3 млн тонн совместно.

Экспорт квотируется – при дефиците товаров на локальном рынке.

Импорт – для защиты местных производителей от зарубежных конкурентов.

Импортные квоты приносят результат тогда, когда на внутреннем рынке существует свободная конкуренция. Иначе компании-монополисты будут устанавливать завышенную стоимость товаров и создавать искусственный дефицит. Существует 4 вида импортных квот:

1. Глобальные (составляют ⅔ всех квот) – распространяются на объем импорта или экспорта определенного товара и периода. Глобальные квоты не зависят от того, из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар.

Пример: Квота на 200 тонн морепродуктов означает, что импорт этого товара разрешен в течение года, независимо из какой страны предусмотрен ввоз. 

2. Сезонные квоты вводятся на ввоз или вывоз сельскохозяйственной продукции. Конкретный товар может импортироваться в течение определенного периода года. Это ограничение оберегает внутренний рынок в неурожайное время, восполняет нехватку сезонной продукции на локальном рынке.

Пример: Квота на 100 тонн рыбы означает, что компания может поставлять товар в данном количестве с мая по август в текущем году. 

3. Тарифные квоты – подразумевают ввоз определенного товара по сниженной ставке пошлины. Они используются для регулирования производства, импорта и потребления отдельных видов животноводческой продукции, в частности мяса и мясной продукции. Основное условие оформления такой квоты – наличие соответствующей лицензии. 

Пример: В 2022 году тарифная квота на ввоз сыров из Сербии для стран ЕАЭС распределилась так: ввоз в РФ – 257,36 тонны, в Казахстан – 118,5 тонны, в Беларусь – 18,43 тонны, Кыргызстан – 3,85 тонны, Армению – 2,31 тонна. 

4. Индивидуальные квоты вводятся на основе двусторонних договоренностей, которые обеспечивают основные преимущества во внешней торговле тем странам, у которых есть общие взаимовыгодные политические и экономические интересы. Они прописываются в контракте и вводятся  в качестве двусторонней квоты, базирующейся на договоре.

Экспортные квоты применяются тогда, когда цены на внутреннем рынке меньше, чем цены на такие же товары на внешнем рынке. Они бывают двух видов:

  • квоты, которые распределяются в административном порядке;

  • квоты для аукционных продаж. 


Что такое лицензирование и какую роль оно играет в нетарифном регулировании?

Лицензирование – это управление государством внешнеторгового оборота с помощью предоставления определенных разрешений (лицензий), которые выдаются на основании заявлений заинтересованных лиц. Лицензирование было введено в 1980-х.

Основная задача лицензирования – контроль товарных потоков. Лицензия на импорт применяется тогда, когда государству необходимо лимитировать импорт конкретной группы товаров. Экспортная – наоборот, если необходимо сохранить продукцию в пределах государства. Решение по вводу этой меры тарифного регулирования принимает Правительство РФ. 

Основной документ, который регулирует выдачу лицензий на внешнюю торговлю – Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ст 24.

В нормативно-правовой базе ЕАЭС выделяют 3 вида лицензий:

  • Исключительная лицензия предоставляет исключительное право на экспорт (импорт) одного вида товара. Например, исключительные лицензии на экспорт газа в сжиженном состоянии в Российской Федерации выдаются нескольким нефтегазовым компаниям.

  • Генеральная лицензия позволяет ввозить и вывозить в течение года определенные группы товаров, включенные в лицензию. 

  • Разовая лицензия выдается участнику внешнеторговой деятельности только на одну конкретную сделку и на один код ТН ВЭД. После получения лицензии ее необходимо зарегистрировать в таможенном органе, где будет проходить оформление импорта.


Как получить лицензию на экспорт или импорт?

Чаще всего лицензия получается после того, как профильное ведомство выдало свое документальное разрешение. Например, для радиоэлектронных средств необходимо разрешение Роскомнадзора. 

 Чтобы получить лицензию, необходимо:

1. Подготовить и предоставить заявление в лицензирующий орган.


2. Подготовить и приложить список необходимых документов к заявлению:

  • копию внешнеторгового договора;

  • ИНН организации, свидетельство о постановке на учет в ИФНС;

  • документ, подтверждающий право на осуществление деятельности, связанной с оборотом лицензируемого товара;

  • другие акты и документы, которые предусмотрены в ЕАЭС или законодательстве РФ.

3. Оплатить лицензионный сбор. В соответствии с пп. 92 пункта 1 ст. 333.33 части второй НК РФ сбор составляет:

  • 7500 руб. – за предоставление лицензии;

  • 750 руб. – за выдачу дубликата, который подтверждает наличие лицензии.

Квитанцию об оплате необходимо приложить с основным перечнем документов.

4. Получить лицензию или отказ в выдаче.


Какие государственные органы могут выдавать лицензии на ввоз или вывоз товара?

  • Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг РФ); 

  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) – на товары двойного назначения; 

  • Министерство финансов России – на камни и драгметаллы;

  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству – на товары военного назначения; 

  • Министерство энергетики России (Минэнерго РФ) – на экспорт газа в сжиженном состоянии.


Как переоформить, прекратить или возобновить действие лицензии?

Все случаи, когда необходимо изменить лицензию прописаны в статье 18 закона № 99-ФЗ. Чтобы изменить документ, нужно написать заявление в соответствующий лицензирующий орган. 

Переоформление необходимо:

  • при изменении юридического лица;

  • при смене адреса или личных данных у ИП;

  • при смене местоположения в котором велась лицензируемая деятельность.  

Процесс переоформления для каждого случая прописан в статье 18 закона № 99-ФЗ, Госпошлина за переоформление документа составит от 600 до 2 600 рублей.

На основании статьи 20 закона № 99-ФЗ лицензируемая деятельность может быть приостановлена. В случае если при плановой или внеплановой проверке контрольное ведомство обнаружит нарушения требований в деятельности, то лицензиату будет направлено распоряжение об устранении несоответствий. Если нарушения не будут устранены, лицензия отзывается. В этом случае деятельность компании должна быть приостановлена. Информация о приостановлении и возобновлении лицензий вводится в специальный реестр.

Если организация не выполнила всех требований предписания, то на основании иска контролирующего органа лицензия может быть аннулирована. После вынесенного судом решения действие лицензии прекращается через 10 дней.

Организация может прекратить действие лицензии в добровольном порядке в случае:

  • если юридическое лицо завершило свою деятельность (кроме реорганизации);

  • если компания подала заявление об остановке лицензируемой деятельности;

  • если физическое лицо завершило свою деятельность в качестве ИП.

Информировать ведомство, которое выдало лицензию при завершении деятельности ИП или юридического лица не нужно. Всю информацию передаст налоговый орган.


Какая ответственность предусмотрена за отсутствие лицензии?

В случае нарушения закона о лицензировании, организация или ИП привлекаются к административной ответственности. 

Если деятельность осуществляется без лицензии, то по статье 14.1 (2) КоАП РФ штраф составит:

  • от 40 до 50 тыс. рублей – для организаций;

  • от 4 до 5 тыс. рублей – для ИП.

Кроме этого, лицензирующий орган вправе конфисковать материал и оборудование.

Если деятельность осуществляется с нарушением требований лицензии, то по статье 14.1 (3) КоАП РФ штраф составит:

  • от 30 до 40 тыс. рублей – для организаций;

  • от 3 до 4 тыс. рублей – для ИП.

Если деятельность осуществляется с грубым нарушением требований лицензии, то на основании статьи 14.1 (4) КоАП РФ штраф составит:

  • от 100 до 200 тыс. рублей – для организаций;

  • от 4 до 8 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 дней – для ИП.

В случае если организация или ИП, действуя без лицензии, причинила крупный ущерб государству, гражданам или иным организациям, то на основании статьи 171 УК РФ не исключено привлечение к уголовной ответственности – штраф до 300 тыс. рублей или арест до 6 месяцев.


Что такое добровольное ограничение экспорта?

«Добровольное» ограничение экспорта» (voluntary export restraint – VER) – обязательство страны-экспортера ограничить (или не наращивать) экспорт определенного товара. Такая мера принимается добровольно, но часто под влиянием угроз применения строгих мер или политического давления со стороны государства, куда этот товар экспортируется. 

Пример: в 1980-х годах Япония в результате давления США ввела «добровольные» ограничения на экспорт своих автомобилей на американский рынок, так как правительство США хотело защитить местных производителей от конкуренции.

Решение, которое поможет предприятиям избежать VER – построить завод — изготовитель в стране, куда идет экспорт. 

Последствия от добровольного ограничения экспорта часто негативные не только для экспортера – нездоровая конкуренция снижает национальное благосостояние, создавая отрицательные торговые эффекты.

В 1994 году члены ВТО пришли к соглашению не вводить больше такие меры нетарифного регулирования и постепенно отказываться от существующих.


Какие меры поддержки экспорта ввели в 2022 году?

Государство разработало программы по поддержке и стимулированию экспорта. Экспортная субсидия – одна из форм, которая направлена на наращивание объемов экспорта. Эта мера поддержки позволяет экспортеру продавать товар за рубеж по более выгодной цене. 

Экспортные субсидии бывают:

  • прямые – пособия от государства для компаний — производителей;

  • косвенные – страхование и кредитование на льготных условия, выгодное налогообложение.

Основные пункты господдержки экспорта в РФ:

  • упрощение таможенного оформления товаров;

  • ликвидация административных препятствий для экспорта;

  • обеспечение ряда экспортеров льготным кредитованием;

  • страхование рисков, кредитных обязательств на льготных условиях;

  • поддержка на информационном уровне – создание “горячих линий” таможни.

В 2022 году правительство (Постановление Правительства РФ № 377 от 16.03.2022) разрешило экспортерам отсрочить возврат денежных средств по договорам субсидий, которые были подписаны до 31.03.2022 г. Обязательства по ним продлили на 2 года. С экспортеров не будут требовать возврата субсидий и налагать на них штрафы.

Условия для получения отсрочки:

  • субсидия была получена по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»;

  • контракты заключены до 31.03.2022.

Для кого действует отсрочка:

  • для компаний-экспортеров промышленной и агропромышленной продукции, которые получили субсидии по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт».

Чтобы получить отсрочку, необходимо подать письменное заявление в Минпромторг, Минсельхоз или Минэкономразвития до марта 2024 года.


Какова роль валютного контроля в нетарифном регулировании? 

Курс валюты, процент валютного кредита влияют на проведение импортных и экспортных операций. Основная роль валютного курса – гарантировать равновесный обмен валюты, чтобы обеспечить равную покупательскую способность к товарам внутри страны.

Государство регулирует валютно-кредитный механизм с помощью :

  • валютных интервенций – достигается за счет целенаправленной купли-продажи валюты ЦБ РФ для стабилизации национальной валюты;

  • управления процентными ставками банков, что влияет на изменение курса валюты;

  • лимитирования движения иностранной валюты защищает национальную валюту. Например, в 2022 году экспортеры из России были обязаны продавать часть валютной выручки.


Что такое мера защиты внутреннего рынка?

Мера защиты внутреннего рынка – это комплекс мер, позволяющих защитить экономические интересы местных производителей. 

Основная цель этого регулирования со стороны государства – отпор нечестной конкуренции поставляемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) или стремительно увеличенными зарубежными поставками (специальные защитные меры).

Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение №8 к Договору о ЕАЭС) является правовой базой для регулировки и защиты отечественного рынка.

В международной торговле для защиты экономических интересов местных производителей введены:

  • специальные защитные меры – из-за возросшего импорта на таможенную территорию государства.

  • антидемпинговые меры – из-за демпинга в процессе импорта;

  • компенсационные меры – из-за субсидируемого импорта.

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

1. Подача заявления от имени национальных производителей товара.

2. Проведение соответствующего расследования. На всех этапах расследования необходимо иметь:

  • доказательство наличия демпинга/специфической субсидии/резко возросшего импорта;

  • доказательство материального ущерба (или его угрозы);

  • доказательство причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).

3. Установление мер (в случае наличия вышеперечисленных доказательств).

В течение 30 календарных дней с даты регистрации Департамент ЕЭК рассматривает заявление. Срок будет продлен, если понадобятся дополнительные сведения. Общий срок не должен  превышать 60 календарных дней.

По итогам рассмотрения заявления Департамент защиты внутреннего рынка может принять следующие решения:

  • начать процедуру расследования (уведомление высылается по почте заявителю и публикуется на официальном сайте ЕЭК);

  • отклонить заявление, если необходимая информация не была предоставлена или была предоставлены недостоверные сведения (решение высылается по почте с указанием  причин отклонения);

  • отказать в проведении расследования в случае, после рассмотрения информации был сделан вывод об отсутствии оснований для проведения расследования (решение отправляется по почте с обоснованием причин отказа).

Что такое антидемпинговая мера и когда ее применяют?

Основная задача демпингующих поставщиков – вытеснить добросовестного конкурента из интересующего сегмента рынка. Если экспортер продает товар за рубеж по цене ниже, чем цена этого товара на внутреннем рынке, он демпингует рынок. 

Основные причины демпинга: проникновение и укрепление на новом рынке, устранение конкурентов. 

Антидемпинговая мера предполагает возмещение с компании-экспортера компенсаций за ущерб, в виде уплаты дополнительной антидемпинговой пошлины. Размер пошлины определяется в каждом случае индивидуально. Эта нетарифная мера регулирования контролируется Федеральным законом от 08.12.2003 N165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Антидемпинговые пошлины взимаются вместе с обычными таможенными пошлинами и определяются как разница между заниженной стоимостью и ценой аналогичного товара на мировом рынке.

Пример. В 2010 г. Россия ввела антидемпинговые меры против китайских экспортеров подшипниковых труб на 3 года. Ставка – 19,4% от таможенной стоимости.

Антидемпинговая мера в ЕАЭС может быть применена к товару при установлении в рамках расследования следующих фактов:

  • товар поставляется в ЕАЭС по демпинговым ценам;

  • отрасли экономики Союза наносится материальный ущерб либо существует угроза нанесения такого ущерба;

  • существует причинно-следственная связь между демпинговым импортом и причиненным отрасли экономики Союза материальным ущербом.

Решение о применении антидемпинговой пошлины выносится не позднее 7 месяцев с даты начала расследования. Размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для ликвидации убытка отрасли экономики страны-импортера.


Что такое компенсационная мера и когда ее применяют?

Компенсационная мера – мера, которую применяют к импортируемому товару, если при его производстве, перевозке использовалась льготная государственная субсидия.

Компенсационная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины. Она вводится для обеспечения защиты национальной экономики и местных производителей. 

Целью компенсационная пошлины не является извлечение фискальной прибыли и пополнение бюджет государства.

Пример. Государство A производит и массово экспортирует автомобили в государство B по цене 8 тыс. евро. Оно также предоставляет экспортную субсидию для автопроизводителей. В государстве B есть собственный автопром и местный автомобиль доступен за 10 тыс. евро. Если государство B решит, что местный автомобильный рынок страдает от растущего импорта, оно введет компенсационную пошлину в размере 25% на машины, которые везут из государства A. Тогда конечная стоимость импортированных автомобилей будет такой же – 10 тыс. евро. Это ликвидирует ценовое преимущество экспортеров, которое возникло из-за субсидий стороны правительства.

Размер компенсационной пошлины:

  • может быть такой же, как ставка специфической субсидии экспортирующего иностранного государства;

  • может быть меньше, чем размер специфической субсидии экспортирующего зарубежного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли экономики государств Сторон.

До того, как пошлина будет применена, необходимо провести обязательное расследование. Его проводят компетентными органами от 6 до 12 месяцев.

Субсидия — оказание государством финансовой помощи. Оказывается в виде:

  • прямого предостав­ления денежных средств;

  •  предоставления кредитов,

  • освобождения от уплаты различных платежей и другим подобным образом.

Что такое  специальные защитные меры и когда их применяют?

Специальная защитная мера – это мера, применяемая к ввозимой продукции, ввоз которой причиняет значительный ущерб сфере экономики или создает угрозу такого ущерба за счет большого объема ввезенной продукции.

Цель специальной защитной меры – уменьшение объема импорта и поддержка отечественного производителя.

Правила ВТО разрешают этот инструмент для борьбы с возросшим импортом. 

Отличие специальных защитных мер от антидемпинговых – антидемпинговые меры борются с недобросовестной конкуренцией, а специальные защитные меры применяются в отношении всего возросшего импорта.

Пример. Как только Россия была принята в ВТО в 2012 г., Минэкономразвития известило о 37 случаях применения защитных мер против российской продукции. В частности ограничили ввоз продукции химпрома и чермета. Например:

а) Евросоюз ввел ограничения на ввоз стальных тросов, бесшовных сварных труб, феррокремния, нитрата аммония.

б) Китай ограничил импорт трансформаторной стали, трихлор этилена, бутадиенстирольного каучука, эпихлоргидрина, полиамида.

Срок ввода таких защитных мер – до 4 лет. Есть одна возможность продлить срок еще на 4 года. 

Специальные защитные меры применяются посредством введения:

  •  импортной квоты; 

  • специальной квоты;

  • специальной пошлины.

Кто может обращаться за введением специальной защитной меры?

Специальная защитная мера вводится по результатам расследования, проведенного на основании Заявления заинтересованных отечественных производителей.

Заявление подается производителями аналогичного или конкурирующего товара. Совокупная доля производства заявителей и поддержавших их предприятий должна составлять не менее 50-60% производства товара на территории ЕАЭС.

Как правило, специальное защитное расследование длится 12 месяцев.


Что такое технические меры нетарифного регулирования?

Технические барьеры – нетарифные ограничения, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствия санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и условиям их документарного сопровождения

К наиболее распространенным барьерам технического характера относятся требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковке и маркировке товаров, соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей.

Данные ограничения могут действовать как на границе, так и внутри страны назначения. Они могут или вообще закрыть доступ иностранного товара на внутренний рынок, или существенно поднять его цену из-за необходимости доработки и даже переработки. Это возможно в силу сложившихся различий между национальными промышленными стандартами, системами измерения и проверки качества товаров, требований техники безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами маркировки и упаковки товаров и др.


Когда и для чего необходима сертификация товара? 

Вся ввезенная продукция на территорию РФ или стран ЕАЭС должна соответствовать экологическим, ветеринарным, санитарным, техническим стандартам и требованиям. 

Сертификация ввозимых товаров и услуг – нетарифная мера, которая регулирует ввоз товара в ЕАЭС или РФ на предмет соответствия регламентированным нормам и подтверждает, что импортируемый товар может быть реализован на местном рынке.

Основные цели сертификации продукции:

  • контроль над соблюдением безопасности товара. Товар не должен нести вред населению или окружающей среде;

  • содействие конкурентоспособности товара;

  • защита покупателя от недобросовестного поставщика;

  • установление реальности показателей, заявленных производителем.

Соответствие продукции устанавливается путем проведения испытаний, экспертизы и других форм оценки сертифицируемой продукции.

На основании статьи ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции под таможенные режимы в таможню одновременно с таможенной декларацией представляются:

  • декларация о соответствии;

  • сертификат соответствия, либо документы об их признании.

Список продукции, который подлежит обязательной сертификации утвержден Правительством на основании технических регламентов.

Если не предоставить в таможню сертификат соответствия, то выпуск продукции будет условным. Т.е. пользоваться, потреблять условно выпущенный товар не разрешено.

В декларации номер и дата выдачи сертификата указывается в графе 44 «Дополнительная информация/Представленные документы/Сертификаты и разрешения» под номером 6.


Порядок сертификации ввозимого товара состоит из следующих шагов и мероприятий:

  • Предоставление заявления и необходимых документов. К заявке необходимо приложить: свидетельства ИНН и ОГРН, договор, техническое описание, структурные листы, чертежи продукции.

  • Проведение расчета стоимости сертификации и выставление счета организации-заказчику. Составление макета будущего разрешительного документа.

  • Изучение и анализ конструкторской и технологической документации.

  • Идентификация товара и при необходимости, отбор образцов для выполнения испытаний или исследований;

  • Проведение испытаний.

  • Вынесение резолюции на основании анализа полученных результатов.

  • Выдача сертификата и его регистрация.

  • Периодический инспекционный контроль над данной продукцией.

Когда санитарные и фитосанитарные меры выполняют роль нетарифного регулирования ВЭД ?

Основная роль санитарных и фитосанитарных мер – защита здоровья людей, флоры и фауны от болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ регулирует ввоз товаров, которые предназначены для реализации населению, чтобы исключить вредное воздействие на человека и среду обитания.

Список товаров, на которой необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) можно посмотреть тут.

Некоторые виды продукции, которые ввозятся на территорию РФ впервые подлежат государственной регистрации. Весь перечень такой продукции можно посмотреть тут.

СЭЗ на вид деятельности могут получить юридические лица или ИП. Для этого необходимо подать в Роспотребнадзор список документов:

  1. Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении N 1 к приказу Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747;

  2. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, испытаний, исследований, токсикологических и других видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, исполненных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.

Заключение выдается бесплатно в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Чтобы получить СЭЗ на импортируемую продукцию, необходимо предоставить список документов:

  • регистрационные и уставные документы организации-заявителя;

  • внешнеэкономический договор поставки;

  • дополнительные соглашения, спецификации, инвойсы;

  • информация о компании-производителе: наименование, адрес, контакты;

  • доверенность от производителя на право выполнения действий по сертификации своей продукции в России;

  • описание продукции (чертежи, инструкции) с отметкой области её применения;

  • документы по качеству и безопасности продукции (сертификаты и декларации соответствия);

  • образцы продукции для проведения испытаний.

  • Подаются копии данных документов, которые заверяют печатями.

Часто задаваемые вопросы

Что такое исключительное право в ВЭД?

Исключительное право– импорт или экспорт определенных видов товаров на основании полученной исключительной лицензии.  Лицензии бывают разовые, исключительные и генеральные. 

В России исключительные лицензии выдает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. К таким товарам относятся:

  • средства радиоэлектроники и устройства с высокими частотами;

  • шифровальные (криптографические) средства;

  • озоноразрушающие вещества;

  • продукция военного назначения;

  • средства защиты растений (пестициды);

  • культурные ценности;

  • драгоценные металлы и сырьевые товары;

  • органы и ткани человека, образцы биологических материалов, кровь и др.

Лицензия оформляется на основании внешнеторгового договора на определенное количество и стоимость товара. Если все артикулы имеют один код ТН ВЭД, то число наименований товара в лицензии не лимитируется.

Период действия лицензии равен периоду действия контракта, но не может превышать один год. Если реквизиты ООО или ИП меняются, то лицензию тоже придется изменить.

По каким причинам могут не выдать лицензию?

Отказать в выдаче лицензии могут по многим причинам:

  • Не предоставлены все необходимые документы.

  • Закончилось действие квоты, если это квотируемый товар.

  • Информация в документах искажена или указана с ошибками.

  • Контракт с зарубежным контрагентам противоречит международным соглашениям РФ 

  • Иные основания, предусмотренные актом Комиссии.

Какие послабления мер нетарифного регулирования введено в 2022 году?

Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 предусматривает автоматическое продление и упрощенное оформление разрешительных документов в 2022 г. Например:

  • на 12 месяцев продлен период действия сроки сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на серийную продукцию;

  • на 12 месяцев продлен период действия лицензий и других разрешительных документов, который истекает с 14.03.2022 по 31.12.2022;

  • до 1 марта 2023 г. разрешено ввозить в Россию товары без маркировки;

  • на 6 месяцев перенесен срок инспекционного контроля, который проводится аккредитованными органами по сертификации;

  • упрощена процедура выдачи сертификатов и регистрации деклараций.

Нужно ли переоформлять лицензию при изменении юридического лица в 2022 году?

В 2022 году организациям не нужно переоформлять разрешительные документы при: 

  • переименования компании, 

  • реорганизации, преобразования, слияния, 

  • присоединения. изменении юридического лица; 

  • смены места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующий орган, который выдал лицензию, внесет изменения в реестр самостоятельно.

Количество показов: 5596

Теги данной публикации: ВЭД

Под
нетарифными методами понимается
совокупность средств внешнеторговой
политики, которые не входят в группу
таможенно-тарифных ограничений, а
реализуются в рамках административного
управления, выполняя роль регуляторов
внешнеторгового оборота.

Применение
нетарифных методов государственного
ре­гулирования международной торговли
обусловлено тем, что на национальной
территории государство может уста­навливать
специальный порядок проникновения в
страну иностранных производителей
товаров и услуг, а так же соз­давать
благоприятные предпосылки для эффективного
раз­вития экспортных производств и
проводить специальные мероприятия,
направленные на защиту отечественных
про­изводителей и потребителей.
Наиболее эффективно систе­му нетарифного
регулирования применяют в рамках
внеш­неторговой политики развитые
страны.

Нетарифные
методы регулирования являются наиболее
эффективным элементом осуществления
внешнеторговой политики в силу следующих
причин:

• во-первых,
нетарифные методы регулирования, как
правило, не связаны какими-либо
международными обяза­тельствами. В
этой связи объем и методика их применения
полностью регулируется национальными
государственны­ми органами и
определяется рамками хозяйственного
и технического законодательства страны;

• во-вторых,
нетарифные методы более удобны в
дос­тижении искомого результата во
внешнеэкономической политике;

• в-третьих,
нетарифные методы позволяют учесть
кон­кретную ситуацию, складывающуюся
в мировой экономи­ке и применить
адекватные меры защиты национального
рынка в рамках конкретно определенного
срока;

• в-четвертых,
нетарифные методы не являются
допол­нительным налоговым бременем
для населения.

Следует
отметить, что до настоящего времени не
выра­ботано единой классификации
нетарифных методов регу­лирования.
Однако наибольшее распространение
получила классификация, разработанная
Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии
с которой нетарифные ограничения
под­разделяются на пять основных
групп:

количественные
ограничения импорта и экспорта;

таможенные
и административные импортно-экспортные
формальности;

стандарты
и требования к качеству товаров;

ограничения,
заложенные в механизме платежей;

участие
государства во внешнеторговых операциях.

 Количественное
ограничение.
Под
количественными ограничениями импорта
и экс­порта понимается административная
форма нетарифного регулирования
торгового оборота, определяющая
количе­ство и номенклатуру товаров,
разрешенных к экспорту или импорту.

Квотирование
представляет собой ограничение
госу­дарственной властью экспорта
или импорта товара в опре­деленном
количестве, объеме или сумме на конкретный
период времени.

Лицензирование
представляет собой процесс регулиро­вания
внешнеэкономической деятельности через
разреше­ния, выдаваемые государством
на экспорт или импорт то­вара в
установленных количествах в течении
определенно­го промежутка времени.
Лицензирование является наиболее
распространенной формой нетарифных
ограни­чений.

Добровольные
ограничения экспорта и соглашения об
упорядочении рынка

это
разновидность импортной квоты, которая
вводится не страной-импортером, а
страной-экспортером с целью избежать
других торговых санкций со стороны
страны-импортера.

Эмбарго
представляет
собой запрет, который применя­ется в
отношении импорта или экспорта отдельных
това­ров или в отношении совершения
внешнеторговых опера­ций с конкретным
государством.

Скрытые
методы торговой политики.
роме
рассмотренных наиболее часто используемых
методов регулирования международной
торговли существует множество других
методов явного и скрытого протекционизма,
к которым периодически прибегают
правительства многих государств. К их
числу относятся:

Технические
и административные барьеры
,
например — требования о соблюдении
национальных стандартов ( например в
США применяется своя система мер, дюймы,
мили и т.п.), получении сертификатов
качества импортной продукции, специфической
упаковки и маркировки товаров, соблюдения
определенных санитарно-гигиенических
норм и др.

В
последнее время многие страны стали
уделять большее внимание обеспечению
своей экологической безопасности. В
результате стали появляться новые
ограничения, например обязательства
по обратной приемке упаковочных и
отработанных материалов
,
которые не поддаются рециркуляции. Так
для ввоза в Германию кофе, колумбийские
экспортеры были вынуждены использовать
вместо привычной джутовой упаковки
пластмассовую. Лишь после того как в
Германии возник рынок для рециркулированного
джута (в автомобилестроении, строительстве,
производстве мебели), у колумбийских
фирм появилась возможность использовать
обычную упаковку.

Политика
государственных закупок

– правительства всех стран, являясь
субъектами соответствующих экономических
систем, осуществляют в процессе
деятельности закупки значительных
объемов товаров и услуг, во много м
определяя структуру и интенсивность
товаропотоков во внутренней и внешней
торговле стран. При этом практически
все государства стремятся закупать
продукцию преимущественно отечественного
производства, даже если она является
более дорогой, чем аналогичная импортная
продукция.

Внутренние
налоги и сборы

– являются одним из широко используемых
способов создания искусственных барьеров
на пути импортной продукции в страну.
Введение внутренних налогов и сборов
повышает внутреннюю цену импортной
продукции и тем самым снижает ее
конкурентоспособность на внутреннем
рынке. Накладываемые налоги могут быть
как прямыми (акцизные налоги) так и
косвенными (портовые сборы). Последствия
внутренних налогов особенно негативны,
когда их ставка превышает по стоимости
размер соответствующей импортной
пошлины. Контроль обоснованности размера
внутренних налогов практически
невозможен, так как в отличие от тарифов
они не регламентируются законодательно.

Импортный
де­позит

это
предварительный залог, который импортер
должен внести в свой банк перед закупкой
иностранного товара.

 Финансовые
методы регулирования.
В
практике международной торговли кроме
пошлин и количественных нетарифных
методов, достаточно широко применяются
методы, которые можно обобщить в группу
финансовых. В первую очередь к ним
относятся субсидии и демпинг.

Субсидии
являются
одной из форм стимулирования экспортных
отраслей национального производства.

Различают
несколько видов субсидий:

Прямые
– непосредственно
выплачиваемые государством его
экспортерам в различных форматах –
выплата надбавок или премий за экспорт,
возврат экспортеру разницы между
внутренней и моровой ценой (если
внутренняя выше), финансирование
государством некоторых затрат экспортера
(исследование рынков, льготные транспортные
тарифы и др.)

Косвенные
– предоставляются
посредством участия в капитале предприятий
взносов в финансовые фонды, предназначенные
в для поддержки предприятий и отраслей,
в виде различных льгот с целью снижения
затрат экспортера или получения им
доходов в иных сферах: налогообложении,
кредитовании, страховании.

Демпинг
– это
международная дискриминация в ценах ,
при которой экспортирующая фирма продает
свой товар на каком-либо зарубежном
рынке дешевле, чем на другом, как правило
с целью вытеснения конкурентов.

Неэкономические
методы регулирования.
К
инструментам регулирования международной
торговли более высокого порядка, также
можно отнести различные экономические
и торговые соглашения создаваемые
странами для регулирования международных
взаимоотношений. В частности к ним можно
отнести  уже упоминавшиеся ранее
ГАТТ и ВТО, а также Конференцию ООН по
торговле и развитию ЮНКТАД (United
Nations
Conference
on
Trade
and
Development)
,учрежденную в 1964 г., Совет таможенного
сотрудничества переименованный в 1995г
во Всемирную Таможенную Организацию.
Данная организация призвана гармонизировать
таможенные процедуры между
странами-участницами.

3.
Развитие внешней торговли, формирование
мирового рынка, повышение роли внешней
торговли в национальном росте государств
привели к необходимости разработки
специальных методов регулирования
внешней торговли и мировой торговли.
При этом каждое государство стремится
как можно больше экспортировать и как
можно меньше импортировать и иметь
выгоду. Для этого оно создает соответствующие
благоприятные условия, способствующие
развитию экспортоориентированного
производства и импортозамещающего
производства, а также условия, которые
обеспечивают выгодный экспорт своей
продукции на мировом рынке. В
этом состоит цель государства при
разработке внешнеторговой политики,
которая
обеспечивается
комплексом мер, регулирующих развитие
экспортоориентированного и
импортозамещающего производства и
активизирующих экспорт и сдерживающих
импорт. Совокупность таких мер называется
внешнеторговой
политикой.

В
рамках международных экономических
отношений на
внешнеторговую политику
государств
влияют:


геополитические
изменения в динамике и структуре мирового
хозяйства;

—       
колебания
валютных курсов (особенно по отношению
к доллару);

—       
разница в
уровне жизни различных стран, особенно
приграничных;

—       
миграция
населения;

—       
кризисы в
мировой экономике.

Внешнеторговая
политика, в зависимости от того, как она
выработана, может быть самостоятельной
(односторонней, автономной) и конвенционной,
то есть согласованной с рядом других
государств.

Исторически
сложились два
типа внешнеторговой политики:

1.
  Протекционизм

2.
   Фритредерство
– полная свобода торговли между всеми
государствами.

 Для
достижения цели
внешнеторговой
политики применяются различные методы
и инструменты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Электронное декларирование

  • заказать дополнительный логин
  • редактировать сведения о компании
  • заказать пакет деклараций

Войти

Электронная подпись

  • выпустить (перевыпустить) ЭП
  • аннулировать ЭП
  • изменить контакты и реквизиты

Войти

СВД-сервер

  • статистика обмена с таможенными органами
  • детализация процесса электронного декларирования
  • проверка и пополнение баланса
    договора на ЭД, СМС информирование

Войти

Онлайн-сервисы

  • Поиск вагонов, Такса, ЖД-Тариф, Груз на СВХ, подключение и настройки API
  • баланс договора онлайн-сервисов
  • заказы и комментарии на сайте

Войти

Таможенный
форум

  • обсуждение вопросов декларирования с опытными декларантами и экспертами ВЭД
  • вопросы и предложения к технической поддержке компании
  • общение на таможенную тематику

Войти

Таможенное регулирование в России

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование — это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

Виды квот:

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

Лицензирование применяют:

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины — применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

  • Заключение о содержании озоноразрушающих веществ (ОЗОНКА)
  • Фитосанитарный сертификат (ФИТКА)
  • Ветеринарный сертификат (ВЕТЕРИНАРКА)
  • Экологический сертификат ЕВРО-5
  • Сертификат пожарной безопасности
  • Медицинское регистрационное удостоверение Росздравнадзора (РЗН)
  • Экспертное заключение Роспотребнадзора

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Узнать стоимость или заказать услугу

Нетарифные ограничения

Определение анти

Нетарифные ограничения – это подавляющее большинство торговых барьеров, которые создают препятствия для осуществления внешней торговли, помимо таможенных пошлин.

Специфика данного определения заключается в его неопределённости, т.к. к этой категории относятся различные меры финансовой, кредитной, технической, административной, торговой политики, в том числе мероприятия, направленные на защиту здоровья людей, животных, растений,. Охране окружающей среды и т.п.

Кроме того, в качестве нетарифных мер представлены сознательно направленные на регулирование внешней торговли запреты, квотирование и лицензирование, а также предназначенные для других целей и при этом имеющие побочные результаты препятствия для внешней торговли, к их числу относятся, к примеру, нормы в области здравоохранения, защиты окружающей среды, маркировки, стандарты, ветеринарные и фитосанитарные ограничения.

В современном мире, когда внешнеэкономические связи активно расширяются, неравномерно развиваются различные страны, а также всё чаще случаются экономические кризисы и относительно выравниваются цены на аналогичные товары и их таможенные пошлины в некоторых ситуациях не целиком удовлетворяют требования, которые предъявляются к регулированию товарооборота. Всё это влечёт за собой широкое использование целого ряда мер внешнеэкономической политики, выходящих за рамки таможенно-тарифных ограничений, которые вместе с последними, принимали участие в данном процессе регулирования в качестве нетарифных ограничений.

Использование нетарифных ставок в мировой практике оценивается неоднозначно, т.к. именно от них зависят условия и их жёсткость в отношении товаров иностранного происхождения в сравнении с товарами национального производства. Более того, помимо того, что они являются менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры предоставляют больше возможностей для произвольных действий правительств. Всемирная торговая организация на официальном уровне поставила задачу максимально упразднить подобного рода барьеры, посредством осуществления постепенного перехода к регулированию торговли исключительно тарифными методами. На практике все страны мира в разной степени применяют различные формы нетарифного регулирования внешней торговли.

Изучение опыта экономических реформ в странах с разным уровнем экономики позволяет чётко представить непосредственно процесс приспособления национальной экономики к требованиям мирового хозяйства, которое всегда сопровождается использованием нетарифных мер регулирования. Надо признать, что некоторые меры представляют собой проекцию мер внутренней экономической политики на торгово-экономические отношения с иными государствами.

Замечание 1

Существуют также узаконенные на уровне международной торговли меры нетарифного регулирования. Речь идёт о защитных мерах, которые должны в установленном порядке предотвращать или как минимум смягчать ущерб, который наносится национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров.

Необходимо уточнить, что легитимный характер также носят меры, которые концентрируются на пресечении нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортёров.

Международная торговля и нетарифные ограничения

Нетарифные ограничения в международной торговле достаточно распространены и многочисленны. На сегодняшний день в международной практике мероприятия по нетарифным ограничениям, в соответствии с классификацией ГАТТ-ВТО, представлены в как пять различных групп. Правовые документы этой международной организации содержат принципы, которые определяют действия стран-участниц при использовании нетарифных мер. Они содержат порядка 600 нетарифных ограничений, которые объединены пятью группами:

  1. Нетарифные сборы, налоги, финансовые меры.
  2. Количественные ограничения.
  3. Субсидии экспортёрам и импортозамещающим производствам.
  4. Ограничительная практика правительственных органов.
  5. Технические барьеры в торговле.

Преимущественно в большинстве стран вместе с экономическими мерами также принимаются и административные меры регулирования внешней торговли. Они напрямую ограничивают импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок от излишков импортных поставок и от возможностей появления дефицита отечественных товаров.

Наиболее активно нетарифные ограничения применяют развитые страны.

Пример 1

В середине 1990-х гг. в среднем около 14% товаров, импортируемых ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения, а именно импортные квоты, добровольные ограничения экспорта и антидемпинговые меры.

Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности, как правило, направлены на достижение подобных целей, что и таможенно-тарифные. Они дают возможность в более короткие сроки получить необходимые результаты, решить некоторые специальные задачи, а также если говорить о долгосрочном периоде, то они не способствуют формированию нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке, созданию эффективной структуры производства. При конкретных условиях таможенной ситуации тарифные ограничения и нетарифные меры, к примеру, пошлины и квоты, взаимодействуют между собой.

В данной связи можно говорить о существенном преимуществе таможенно-тарифного регулирования перед нетарифным: при ограничении импорта и росте внутренних цен, которые образуются как дополнительные доходы и направляются в государственных бюджет, а не сохраняются у самого импортёра.

Нетарифные меры представляют собой составную часть комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В РФ механизм данных мер начал своё формирование в 1991 г. сразу после принятия Закона РСФСР от 31.10.1990 г. № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства РФ установились меры нетарифного регулирования в отношении конкретных товаров и их позициям, в виде квотирования и лицензирования. Тем самым был введён общий порядок оформления лицензий. В этой связи вполне уместен был зарубежный опыт.

Классификационные системы нетарифных мер регулирования

Выделяют официальные классификационные системы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.

Замечание 2

Разработкой мер нетарифного регулирования занимались ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД, Международный валютный фонд, Всемирный банк и пр.

В соответствии с положением ГАТТ-ВТО предусматривается возможность применять странами-участницами количественные ограничения, лицензирование и другие меры нетарифного регулирования торговли.

В РФ такой порядок закреплён на законодательном уровне. Правительство РФ осуществляет координацию и регулирование внешнеторговой деятельностью. Именно Правительство РФ является тем самым органом государственной власти, уполномоченный на выдачу лицензий на осуществление операций по экспорту и импорту.

На сегодняшний день, когда РФ является членом ВТО, страна имеет право решать насущные вопросы и проблемы с их помощью. Снижение тарифов, которое явилось результатом договорённостей о присоединении к ВТО, может стать причиной расширения импорта и усилением конкуренции на отечественном рынке. Конкуренция на российский рынках достаточно слаба, это известно из исследований, которые проводят российские специалисты. Регулировать уровень конкуренции внутри страны Россия будет иметь возможность посредством таможенного тарифа, который представляет собой средство протекционистской защиты отечественного производства, а также через применение разрешённых ВТО нетарифных инструментов. Преимущественно идёт речь о защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах, в том числе и о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах.

В перспективе Россия имеет возможность обучиться применения этих инструментов по опыту других стран-участниц международной торговли. Справедливо заметить, что до настоящего времени она очень редко пользовалась этими мерами.

Пример 2

По данным Всемирной торговой организации с 1995 по 2012 гг. в мире действовало 2719 антидемпинговых, 177 компенсационных и 123 защитных меры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Новокубанский районный суд краснодарского края реквизиты для оплаты госпошлины
  • Ногу временем ваши хорошие грамотные работы рекламодатели заплатят деньги этом
  • Норма времени на единицу работы для одного рабочего составляет 4 человека часа
  • Норма часов в месяц по трудовому кодексу при сменном графике работы для женщин
  • Нужно ли обращаться в независимую экспертизу до обращения в страховую компанию