Несет ли управляющая компания ответственность за имущество

29.08.2016

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ-294) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии со статьей 39 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме.

Собственники помещений вправе как самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, так и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно подпункта «а» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491) общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Пункт 2.1. части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ договора управления многоквартирным домом.

Управляющая организация по заданию другой стороны собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Содержание, упомянутое в указанной статье, включает в себя расходы на текущий и капитальный ремонт, поддержание имущества в работоспособном состоянии. В ряде случаев законодатель предусматривает переход бремя содержания имущества от собственника к другим лицам.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме. Правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Конкретные требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Кроме того, пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 этих же Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора обслуживания домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

На основании пункта 42 Правил № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Кроме того, в Правилах № 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

На основании приведенных норм действующего законодательства заявитель, как управляющая организация, обязан обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.

К тому же, из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10 следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Работы которые необходимо проводить для устранения выявленных нарушений, являются обязательными для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами и данная деятельность является для них основной и они несут риск ответственности.

Срок действия документа ограничен 31 декабря 2027 года.

39. Государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

40. Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

41. Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 42 слова «несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества» следует читать «несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества».

42. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение № 1110).

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ и иные требования.

Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Санкцией указанной статьи предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, в случае если управляющей организацией некачественно оказываются услуги и выполняются работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, виновные должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Об ответственности управляющих организаций за ненадлежащее содержание и ремонт общедомового имущества

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение № 1110).

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ и иные требования.

Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Санкцией указанной статьи предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, в случае если управляющей организацией некачественно оказываются услуги и выполняются работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, виновные должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В подъезде многоквартирного дома исчезли электрические радиаторы, хотя они были в проекте новостройки. Должна ли УК нести ответственность за пропажу общедомового имущества или все же это ляжет на плечи собственников?

С уважением,
Ильхам

Ильхам, вопрос интересный. Все зависит от того, по каким причинам исчезли радиаторы. Если по вине УК — отвечать будет она. Но может так получиться, что она здесь ни при чем. Объясню, как разобраться.

Общедомовое имущество принадлежит всем собственникам помещений

Собственники квартир владеют двумя видами имущества: личным и общедомовым. Все, что находится в квартире, — личное, а все, что обеспечивает работу всех систем дома, — общедомовое. Общее принадлежит жильцам на праве общей долевой собственности, то есть каждому соразмерно правам на квартиру. Общедомовое имущество, в частности, — это механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование дома — и радиаторы в том числе.

Если жилой дом обслуживает управляющая компания, то именно она отвечает за то, как выполняются работы, оказываются услуги и содержится общее имущество.

Куда могли пропасть радиаторы

Причина пропажи — самый важный момент. Есть три варианта, которые можно предположить.

Кража. Радиаторы украли, хотя это довольно странно. Вынести радиаторы из всего дома так, чтобы никто не заметил, сложно. Если подразумевается кража, следует подать заявление в полицию. Написать заявление можете и вы, и представитель вашей УК, потому что она представляет ваши интересы.

Если возбудят уголовное дело и следствие установит, что радиаторы в подъезде действительно украли, вернуть их получится только за ваши деньги. Причина проста: вы, как и любой собственник, рискуете тем, что ваше имущество могут украсть. Кроме случаев, конечно, когда есть специальная охрана или когда имущество застраховано. Или если вора поймали и можно взыскать с него стоимость украденных радиаторов. Но в любом случае радиаторы, скорее всего, нужно будет вернуть задолго до того, как поймают вора. Более того, вы не можете отказаться и не возвращать их, даже если это дорого.

Если радиаторы предусмотрены проектной документацией дома, УК обязана их вернуть, чтобы общее имущество соответствовало требованиям проекта строительства и закона, а вам придется за это заплатить.

Единственное ограничение: УК не может требовать оплатить расходы на новые радиаторы авансом. Сначала ставят — потом берут деньги. Обычно жильцы заранее согласовывают с УК способы оплаты: единовременно или частями ежемесячно.

Уловка УК. Может быть, хитрая УК — особенно если это УК застройщика — решила вынести ваши радиаторы. Бывали случаи, когда дом вводили в эксплуатацию с одним оборудованием, а потом все снимали, откручивали и уносили в другой дом, чтобы его тоже сдать в эксплуатацию. В этом случае не поможет ничего, кроме суда и жалоб в надзорные органы. Нужно требовать проектную документацию, изучать проектные декларации, смотреть заключение экспертизы, вызывать инспекцию архитектурно-строительного надзора и сверять: как должно быть в проекте и как есть на самом деле. Потребуется юрист.

Экономия. Еще можно предположить такое: радиаторы электрические. Во время отопительного сезона расходы электричества, чтобы их включать, должны быть просто огромными. Один приличный электрический обогреватель потребляет 1,5–2 кВт·ч. Если один радиатор на этаж, а этажей 20, это 30–40 кВт·ч, за сутки — 720 кВт·ч, за месяц — почти 22 тысячи. Все это — потребление на общедомовые нужды (ОДН), то есть должно оплачиваться собственниками.

Тариф электричества на ОДН по регионам колеблется от 4 до 7 рублей за киловатт. Даже с учетом дневных и ночных тарифов полный подъезд электрических радиаторов будет потреблять энергии на 120 тысяч рублей в месяц. Если в подъезде, например, 150 квартир — это почти по тысяче рублей сверху к квартплате за отопление подъезда.

Возможно, радиаторы сняли просто из экономии. Но это, безусловно, должны были согласовывать с жильцами. Если УК признается, что она сама убрала радиаторы, — надо жаловаться на УК или как минимум спросить, на каком основании их сняли. По ответу можно будет понять, что делать дальше: жаловаться в жилинспекцию, в прокуратуру или вообще ничего не делать. Вдруг остальные соседи довольны, что плата за отопление уменьшилась и на этом можно сэкономить.

УК обязана сохранить, но не охранять имущество

УК отвечает за сохранность имущества, но не за все ситуации. За какие именно — зависит от условий договора, который подписывают собственники квартир с УК. Перечень общего имущества, за которое отвечает УК, — это существенное условие такого договора. Тут, кстати, может быть загвоздка: в договоре могут и не указать эти радиаторы. Об этом подробнее расскажу дальше.

Когда закон говорит о содержании общего имущества, возникает вопрос: входит ли в понятие «содержание» охрана имущества. По закону в это понятие входит множество разных требований и обязательств, и в том числе требование сохранять имущество физических или юридических лиц, государственное, муниципальное и иное.

Но и тут есть оговорки. Под требованием сохранять имущество подразумевается, что УК — как лицо, которое приняло на себя эти обязательства, — должна предпринимать все необходимые разумные усилия, чтобы его сохранить. Причем круг этих усилий оговорен в договоре. Для вас это значит, что УК не будет стоять с ружьем и 24 часа в сутки охранять ваше имущество. На такое она не согласится. Тем более что охрана не входит в стандартный перечень услуг УК, только если вы общим собранием жильцов не приняли решение оплачивать такие услуги.

На юридическом языке это звучит так: лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры, чтобы исполнить обязательство надлежащим образом.

УК, чтобы сохранить ваше имущество, может предпринять такие усилия: контролировать исправность замка на двери, если он есть, надежно закрепить решетку, держать домофон в рабочем состоянии и вести запись с камер видеонаблюдения. Если таких действий УК будет мало и в результате пострадает общее имущество — требовать возмещения можно с нее.

Приведу примеры, чтобы была понятна разница между охраной и сохранностью.

В доме есть подвал с дорогим оборудованием, которое считается общим имуществом. УК допустила протечку воды из труб, потому что плохо их содержала, и в результате этого оборудование затопило и оно сломалось. В этом случае УК отвечает за ущерб, потому что не сохранила ваше имущество.

Тот же подвал с оборудованием, но замок на двери сломали. УК вовремя не отремонтировала его, поэтому через открытую дверь имущество украли. Тут тоже отвечает УК, хотя с доказательствами будут проблемы. Но шансы есть. С одной стороны, они не охранники и за кражу не отвечают. С другой — не проявили должной осмотрительности и не приняли мер, чтобы сохранить оборудование: вовремя не починили замок. Может быть, следствие по делу установит, что дверь не взломали, а вскрыли ключом. Тогда опять могут быть вопросы к УК: не проявили осторожность. Потеряли ключ, или кражу совершил кто-то из сотрудников УК.

А вот если дверь с исправным замком взломали и имущество украли посреди ночи — УК не отвечает. Потому что круглосуточная охрана вашего имущества не входит в ее обязанности.

Если про имущество в договоре управления нет ни слова

Допустим, радиаторы в договоре отсутствуют, а в случае с пропажей виновата именно УК. На ваши претензии она заявила, что радиаторов в природе не было и в договоре их нет, куда пропали — она не знает, поэтому отвечать за это не будет.

Тогда можно пойти дальше. Например, вспомнить, что УК до договора с жильцами подписывает такой же договор с застройщиком. Если у него в проекте дома есть радиаторы, он обязательно передает их УК в содержание. Поэтому, если УК будет ссылаться, что в их договоре с вами никаких радиаторов нет, обратитесь к застройщику. Попросите копию их договора и акта передачи имущества на баланс УК после того, как дом ввели в эксплуатацию. Если застройщик связан с УК и тоже делает вид, что ничего не знает, поможет только обращение через надзорные органы: прокуратуру, жилищную инспекцию, сервис ГИС ЖКХ — они работают эффективно.

Таким образом, поступить лучше так:

  1. Обратитесь в УК с запросом, куда делись радиаторы. Для начала устно. При необходимости обращайтесь письменно или через ГИС ЖКХ.
  2. Если УК игнорирует вопрос — пишите заявление в полицию о краже.
  3. Прочитайте договор управления домом: описаны ли там вообще радиаторы? Это важно. Если нет — можно попробовать обратиться к застройщику и уточнить перечень всего оборудования, которое должно быть в доме по проекту.
  4. Главное — установить причины, по которым исчезли радиаторы. Поймете, кто их снял, — будет понятно, как действовать дальше.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Управляющая организация по договору управления несёт ответственность перед собственниками помещений за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в доме. Читайте о том, могут ли УО наказать за ошибки подрядных организаций и имеют ли право собственники отказаться от каких-то услуг УО в пользу других компаний.

УО сама выбирает подрядные компании для оказания услуг и проведения работ в доме

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, если собственники на ОСС выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, то выбранная УО в течение срока действия договора управления за плату обязана выполнять работы и оказывать услуги для надлежащего содержания и ремонта общего имущества в МКД.

При этом УО имеет право привлекать к этому подрядные организации, в том числе выбирать их на конкурсной основе, что позволяет проводить работы по содержанию и ремонту имущества собственников в МКД на выгодных для них условиях. Соответствующее право УО на заключение договоров с третьими лицами закреплено в пп. «д» п. 4 ПП РФ №416.

Следовательно, выбранная собственниками управляющая организация имеет право заключать договоры с контрагентами, например, для обслуживания лифтов и котельных, уборки подъездов и придомовой территории, обслуживания домофонов и др.

Почему УО должна направлять жителям платёжные документы на бумаге

Почему УО должна направлять жителям платёжные документы на бумаге

УО должны контролировать работу подрядных компаний

Предположим, что в многоквартирном доме под управлением УО произошел разрыв труб или сломался лифт вследствие ненадлежащего содержания этих элементов, входящих в состав общего имущества дома.

При этом авария причинила ущерб имуществу собственников. Обслуживанием данной части общего имущества занималась подрядная организация по договору с УО, и произошедшее – вина работников именно сторонней компании.

Однако ответственность за качество оказания услуг и выполнение работ по договору управления перед собственниками несёт управляющая организация (ч.ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ, п. 42 ПП РФ № 491). Она не может ссылаться на причинение вреда имуществу из-за действий или бездействия третьих лиц. УО должна контролировать, как подрядчики проводят работы и оказывают услуги.

В соответствии с п. 3 ст. 14 № 2300-1, вред, причинённый вследствие некачественно выполненных работ, подлежит возмещению исполнителем. Поскольку исполнителем услуг по договору управления является УО, то при причинении ущерба из-за оказания услуг ненадлежащего качества возмещать ущерб собственникам должна УО, а не подрядная организация (ст. 1064 ГК РФ). Данная позиция подкреплена обширной судебной практикой, например, по делу № 2-5141/17, № 2-1008/2017, № 33-2606/2016, № 33-5014/2016.

Следует учесть, что УО несёт ответственность не только за качество услуг и работ, которые оказывает/выполняет по договору подрядчик, но и за квалификацию таких компаний. Следовательно, заключая договоры с третьими лицами, УО обязана удостовериться, что подрядная организация обладает необходимыми сертификатами и лицензиями на конкретный вид работ, например, на обслуживание лифтов или газового оборудования.

6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года

6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года

УО не отвечает за работу компаний, договоры с которыми заключили собственники напрямую

Остановимся на ещё одном интересном вопросе, который может возникнуть при заключении договоров с обслуживающими компаниями: могут ли собственники передать часть работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома от управляющей организации напрямую подрядчикам.

В силу закона УО по договору управления отвечает перед собственниками за содержание всего общего имущества многоквартирного дома, независимо от того, упомянуты ли конкретные работы в договоре управления (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Однако при утверждении договора управления собственники на ОСС обязаны утвердить перечень работ и услуг, которые будет выполнять/оказывать управляющая организация, а также их стоимость (ч. 7 ст. 156, п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Следовательно, собственники имеют право определить по своему усмотрению виды и объём услуг, которые будут оказаны УО.

В соответствии с п. 12 ПП РФ № 491, собственники имеют право напрямую привлекать подрядные организации для оказания услуг/выполнения работ по ремонту и содержанию их общего имущества. Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников, причём одновременно с утверждением договора управления с УО или внесением в него изменений.

Анализ статей ЖК РФ и ПП РФ № 491 позволяет сделать вывод, что по общему правилу все работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме должны выполнять УО.

Но собственники на ОСС могут исключить из состава общего имущества какие-то элементы, за содержание и ремонт которых отвечает управляющая организация. При этом они обязаны заключить соответствующий договор с компанией, которая будет оказывать такие услуги. В этом случае за качество оказания таких услуг и выполнение работ будет отвечать организация, с которой собственники напрямую заключили договор.

Дополнительные услуги УО и условия их предоставления жителям дома

Дополнительные услуги УО и условия их предоставления жителям дома

УО должна внимательно подходить к выбору подрядчиков и следить за их работой

Управляющая домом организация должна помнить, что по договору управления отвечает перед собственниками за состояние общего имущества их дома. Она имеет право на своё усмотрение выбирать подрядчиков для выполнения работ/оказания услуг по договорам. Но при этом именно УО должна:

  • удостовериться в соответствующей квалификации работников сторонней компании, наличии у них необходимых сертификатов и лицензий;
  • контролировать качество и своевременность работ подрядных организаций.

В случае оказания услуг ненадлежащего качества, причинения ущерба имуществу собственников помещений в доме отвечать за это будет управляющая, а не сторонняя организация.

При этом жилищное законодательство РФ не запрещает собственникам отказаться от части услуг/работ по договору управления и передать их на исполнение другим компаниям, заключив с ними соответствующие договоры. Такое решение должно быть оформлено на ОСС в соответствии с ч.ч. 44-48 ЖК РФ.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 755 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Одна из адвокатов отметила, что позиция Верховного Суда направлена на упрощение доступа потребителей к правосудию. Другая считает, что управляющая компания обязана осуществлять уход и бремя содержания общего имущества качественно и своевременно, в объеме, оговоренном в договоре с собственниками. По мнению третьей, непонятно, чем руководствовался суд первой кассационной инстанции, когда выносил судебный акт по данному делу, поскольку возможность наложения штрафа прямо предусмотрена законом.

Верховный Суд опубликовал Определение
№ 56-КГ21-7-К9 от 29 июня, в котором он поддержал собственников помещений в многоквартирном доме в споре с управляющей компанией о ненадлежащем оказании услуг.

Собственники помещений в МКД в городе Фокино заключили договор с ООО «Тихоокеанская управляющая компания номер 1». Согласно условиям договора УК приняла на себя обязательства по управлению общим имуществом МКД, оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений дома, а также по предоставлению иных услуг, предусмотренных решением общего собрания собственников.

В период с 1 ноября 2016 г. по 31 декабря 2019 г. «Тихоокеанская управляющая компания номер 1» перестала надлежащим образом исполнять условия договора и длительное время не реагировала на обращения жильцов дома, как письменные, так и устные. УК производила коммунальные начисления по работам, которые невозможно было выполнить, не производила уборку общих площадей дома и придомовой территории, уборку и вывоз мусора осуществляла нерегулярно, а также не участвовала по приглашению жильцов в общих собраниях.

В связи с этим трое собственников квартир в этом доме обратились в суд с иском к управляющей компании. Они просили взыскать выплаченные денежные средства, начисленные за содержание и ремонт общего имущества, в связи с некачественным оказанием услуг за указанный период в общей сумме 55 тыс. руб., из которых 15 тыс. руб. – в качестве компенсации морального вреда.

Заявители представили акты о ненадлежащем содержании общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома, подтвержденными обращениями граждан в городскую администрацию, государственную жилищную инспекцию, прокуратуру г. Фокино и Приморского края. Истцы указали, что вносили плату за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с произведенными ответчиком начислениями.

20 февраля 2020 г. решением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Фокино Приморского края исковые требования граждан были удовлетворены, и с управляющей организации взысканы требуемые денежные средства. Суд первой инстанции исходил из доказанного и подтвержденного факта оказания ответчиком собственникам МКД услуг ненадлежащего качества в спорный период. Апелляция оставила решение без изменений.

Однако определением
Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2020 г. решения нижестоящих инстанций были отменены в части взыскания штрафа с УК. Кассационный суд указал на то, что истцы не обращались в адрес ответчика с заявлением или претензией о возврате им денежных средств, внесенных за услугу, которая им не была оказана. Штраф, по мнению кассации, взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, в то время как таких требований истцы в досудебном порядке не заявляли, тогда как соблюдение досудебного порядка являлось обязательным.

Не согласившись с выводами кассационного суда, собственники МКД обратилась с жалобой в Верховный Суд, Судебная коллегия по гражданским делам которого приняла решение о ее удовлетворении.

ВС отметил, что ч. 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ в свою очередь устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД, пояснил Суд.

Ссылаясь на абз. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК, Верховный Суд обратил внимание, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в таком доме.

ВС указал, что согласно п. 42 Правил
содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Суд также подчеркнул, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (уполномоченной организации) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Подтверждая данную позицию, Суд обратился к п. 46 Постановления
Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17, где разъясняется, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Читайте также

Пленум ВС РФ разъяснил досудебное урегулирование гражданских и арбитражных споров

После доработки Постановление Пленума подверглось существенным изменениям, в его итоговом варианте значатся 49 пунктов вместо 51

22 июня 2021

«Из содержания приведенных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации не следует, что требование потребителя, неисполнение которого в добровольном порядке в установленный срок влечет взыскание судом штрафа, обязательно должно быть досудебным или внесудебным, равно как и не установлена какая-либо обязательная форма такого требования», – пояснил Суд. По его мнению, указание на то, что по данной категории споров предусмотрен обязательный досудебный порядок, не содержат и положения Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 18.

ВС обратил внимание на то, что истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием о проведении ремонтных работ общего имущества, перерасчете платы за содержание жилого помещения, и за ними судом было признано право на такой перерасчет исходя из обстоятельств длительного неисполнения управляющей компанией обязательств. Таким образом, Судебная коллегия посчитала вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требования истцов о взыскании штрафа правильным.

Адвокат, председатель АА МГКА «Власова и партнеры», к.ю.н. Ольга Власова оценила позицию ВС как направленную на упрощение доступа потребителей к правосудию. Она заметила, что в качестве доказательств того, что услуги УК были оказаны ненадлежащим образом, суды первой, а затем апелляционной и кассационной инстанций приняли акты о ненадлежащем содержании УК общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома. «Обычно суды, к большому сожалению, такие акты, подписанные только жильцами дома, в качестве доказательств ненадлежащего оказания услуг необоснованно не принимают. Поэтому и с этой точки зрения судебные акты по этому делу представляют большой интерес для защиты прав потребителей в сфере ЖКХ и споров с УК», – пояснила Ольга Власова.

По мнению эксперта, интересным в данном определении является факт, что суд, разрешая спор в части взыскания внесенной платы за неоказанные услуги и услуги ненадлежащего качества, признал их убытками потребителей. Ольга Власова считает, что данный факт очень облегчает взыскание внесенной платы в случае неоказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и или оказания таких услуг ненадлежащего качества.

Адвокат АП г. Москвы, председатель «Ассоциации адвокатов России за права человека» Мария Архипова
указала, что УК обязана осуществлять уход и бремя содержания общего имущества качественно и своевременно, в объеме, оговоренном в договоре с собственниками. Однако, по мнению адвоката, на качество услуг могут оказывать влияние обстоятельства, связанные со своевременной и в полном объеме оплатой собственниками услуг ЖКХ. «Если собственники многоквартирного дома в полном объеме и своевременно оплачивают услуги ЖКХ и не имеют долгов перед УК, то УК обязана выполнять оговоренный объем работ качественно и своевременно. В случае нарушения данного обязательства граждане вправе требовать возврата оплаченных сумм и возмещения убытков при наличии таковых», – считает Мария Архипова. Вместе с тем эксперт отметила, что в случае нарушения собственниками своих обязательств по оплате ЖКХ уже УК имеет право обратиться в суд и применить соответствующие санкции, например ограничивающие поставку коммунальных услуг неплательщикам.

Мария Архипова подчеркнула, что в любом случае при возникновении споров в судебном порядке решается вопрос: был ли обоснованным отказ от выполнения услуг управляющей компании с учетом добросовестности самих собственников. «Суд должен решать при возникновении спора в каждом случае отдельно, было ли невыполнение обязательств управляющей компанией нарушением договора или же невыполнение было связано с нарушением своих обязательств по договору собственниками», – пояснила адвокат. Мария Архипова добавила, что хотя позиция Верховного Суда РФ не вышла за рамки общей судебной практики, но это хороший пример, на который могут ссылаться юристы и адвокаты в своей работе по аналогичным делам.

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина поддержала выводы Верховного Суда. «Управляющие компании довольно часто ищут отговорки, чтобы не возмещать жильцам причитающиеся им денежные средства за ненадлежащим образом оказанные коммунальные услуги и красноречиво выступать в суде», – заметила адвокат.

Читайте также

Предлагается ввести обязательный досудебный порядок урегулирования споров с ФСС

В Госдуму внесен проект поправок в законодательство о соцстраховании от несчастных случаев на производстве, устанавливающих механизм досудебного рассмотрения жалоб, связанных с назначением страховых выплат

04 июля 2019

Татьяна Саяпина привела ряд определений КС, где тот указал, что штраф взыскивается судом вне зависимости от того, заявлялось ли данное требование потребителем или нет (определения от 23 апреля 2015 г. № 996-О; от 17 октября 2006 г. № 460-О; от 13 октября 2009 г. № 1215-О-О и др.).

По мнению эксперта, непонятно, чем руководствовался суд первой кассационной инстанции, когда выносил судебный акт по данному делу, поскольку возможность наложения штрафа прямо предусмотрена законом. «Поэтому обжаловать вынесенный судом первой кассационной инстанции судебный акт было крайне необходимо», – заключила Татьяна Саяпина.

Что вы можете требовать от управляющей компании вашего дома

Убирать в подъезде должны по графику, а за мокрое пятно на потолке можно получить компенсацию.

Что вы можете требовать от управляющей компании вашего дома

Что должна делать управляющая компания

Управляющая компания — это организация, которая обслуживает многоквартирный дом. Её основные функции — следить за состоянием общего имущества и быть посредником между жильцами и поставщиками ресурсов. Но эти формулировки довольно размытые. Поэтому разберём подробнее, что означает каждая из обязанностей.

1. Содержать и ремонтировать общедомовое имущество

Есть несколько документов, которые регламентируют действия управляющей компании. Если интересно, прочитайте их целиком, чтобы ещё лучше понимать, на что вы можете рассчитывать. Они, в отличие от многих остальных нормативных актов, небольшие и понятные:

  • Постановление о минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
  • Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Если разбирать подробнее, все обязанности УК можно разделить на несколько групп.

Обеспечивать надёжность и безопасность дома

УК отвечает за то, чтобы с фундаментом, стенами, перекрытиями и перегородками, крышами, подъездами было всё в порядке. Для этого она должна периодически проверять их, чтобы выяснить, нет ли коррозии на важных металлических конструкциях, не сгрызли ли короеды деревянные балки и не течёт ли крыша.

Осмотры бывают текущими и сезонными. Первые проводятся в соответствии с технической документацией. Сезонные проводятся дважды в год — весной и осенью. В случае аварии или стихийного бедствия организация также обязана провести внеочередной осмотр. В процессе представители УК должны составить список недочётов.

Разумеется, осмотром дело не ограничивается. В некоторых случаях нужен незамедлительный ремонт. Например, если в подъезде разбито окно в отопительный сезон, его надо заменить не откладывая. Быстро отреагировать также должны, когда есть риск обрушения отделки в подъезде или протекла крыша. Если проблема не требует срочного вмешательства, УК составляет план восстановительных работ.

Жильцам обязаны сообщать о планах по текущему ремонту. Результаты каждого осмотра вы можете запросить у управляющей компании. У вас также есть право потребовать компенсацию, если вы пострадали от бездействия организации. Например, из‑за протечки крыши у вас появлялось мокрое пятно на потолке.

Поддерживать работу систем и оборудования

Системы отопления, канализации, водо-, газо- и электроснабжения также в ведении УК. Именно она должна осматривать их и своевременно приводить в порядок. Управляющая компания также несёт ответственность, если авария на коммуникациях причинила ущерб. Правда, в некоторых случаях отдельные участки сети попадают в зону ответственности владельца квартиры. Речь идёт о сегментах, которые отрезаны от общей сети вентилем или другим отсекающим устройством. Причём за сам вентиль тоже отвечает УК.

Допустим, у вас прорвало батарею и вы залили соседей. Если на батарее есть кран, которым вы можете перекрыть поступление туда воды, то это ваша вина. Именно вы должны были обеспечить её исправность. Если вентиля нет, имущество считается общим. А раз так, то в случае аварии на сегменте сети, который относится к общему, вы можете требовать починки от УК. Впрочем, специалиста вам могут прислать, даже если поломалось что‑то из вашего имущества. Но его услуги, скорее всего, придётся оплатить.

У аварийной службы есть регламент работы. Диспетчеру даётся 5 минут, чтобы принять звонок, и 10 минут, чтобы обработать заявку по электронной почте. Устранить протечку в системе водо- и теплоснабжения должны в течение получаса. Ещё три дня даётся на ремонт. Канализацию и мусоропровод обязаны прочистить в течение получаса.

Ремонтировать общие помещения

К ним относится всё, кроме собственно квартир: чердаки, технические этажи, колясочные, лифты и даже общие коридоры перед квартирами. Если кто‑то сломал перила или сжёг почтовые ящики, перегорела лампочка на лестничной площадке — пишите в УК, она должна это исправить.

Что касается более масштабного ремонта подъезда, здесь всё непросто. По закону УК должна проводить его раз в 3–5 лет. Но в случае необходимости можно попросить компанию пересмотреть срок ремонта.

Поддерживать чистоту в подъездах

УК организовывает сухую и влажную уборку. Причём в чистоте надо держать не только пол, но и перила, подоконники, окна, двери и дверные ручки. А ещё в этот раздел входит устранение грызунов и насекомых.

Работы должны проводиться с такой периодичностью:

  • Влажное подметание лестничных клеток первых трёх этажей, мытьё пола в лифте — ежедневно.
  • Влажное подметание всех остальных этажей — 1–3 раза в неделю.
  • Мытьё остальных поверхностей лифта, кроме пола, — два раза в месяц.
  • Мытьё лестничных маршей и площадок — два раза в месяц. Если в подъезде есть лифт, выше третьего этажа со шваброй следует подниматься не реже одного раза в месяц.
  • Мытьё стен, дверей, перил и так далее, обметание потолков — один раз в год.
  • Мытьё окон и батарей — дважды в год.

Заботиться о прилегающей территории

В обязанности управляющей компании входит убирать территорию рядом с домом от мусора и снега, вывозить отходы, мыть урны, поставленные у подъездов, следить за наличием освещения.

2. Обеспечивать связь с ресурсоснабжающими организациями

УК собирает с жильцов деньги, если те не заключили с поставщиками прямые договоры. Кроме того, именно её сотрудники должны предупреждать вас об отключениях и авариях на сетях.

Что делать, если управляющая компания не выполняет обязательства

Для начала стоит убедиться, что УК в курсе проблемы. Вы можете позвонить, направить обращение по почте, электронным письмом, через ГИС ЖКХ или локальный сервис вашего города. Иногда этого достаточно, чтобы к вам пришли и поменяли лампочку или почтовый ящик.

Если стандартные каналы связи не помогают, напишите жалобу на имя руководителя УК. Подготовьте два экземпляра и отнесите их лично, чтобы на вашей копии поставили отметку о том, что документ принят. Сроки, в которые УК должна отреагировать, зависят от ситуации. Но чаще всего ответ обязаны дать не более чем через 10 дней.

Если реакции нет, остаётся обращаться:

  • В Госжилинспекцию. Это орган, уполномоченный контролировать деятельность УК. Сюда стоит жаловаться на неправильное техническое обслуживание, махинации с общими собраниями жильцов, сомнительную подготовку к отопительному сезону и так далее.
  • В Роспотребнадзор. Это ведомство поможет разобраться, если вам оказывали услуги ненадлежащего качества, обсчитывали или что‑то навязывали.
  • В прокуратуру. Если предыдущие шаги ничего не дали, обращайтесь сюда. В компетенции этого ведомства наказать за бездействие тех, кто вас проигнорировал.
  • В суд. Важно помнить, что у управляющей компании есть юридическая служба, одна из основных функций которой — процессы с недовольными жильцами. Так что важно хорошо подготовиться и иметь доказательства того, что ваши права были нарушены.

Читайте также 🧐

  • Что будет, если не платить за коммунальные услуги
  • 8 ситуаций, в которых стоит сэкономить с помощью «Госуслуг»
  • 4 ошибки с налогами, которые могут стоить вам денег

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нефтекамский городской суд реквизиты для оплаты госпошлины
  • Неэтичность в деловых отношениях является бизнеса фактором
  • Николаевская поликлиника петергоф флюорография часы работы
  • Никольский строительный рынок официальный сайт часы работы
  • Ничего личного только бизнес на английском в крестном отце