Непрерывность деятельности это совокупность всех бизнес процессов банка

Обеспечение непрерывности деятельности банков: планирование и контроль

«Внутренний контроль в кредитной организации», 2009, N 3

Обеспечение непрерывности бизнеса, то есть способность постоянно и непрерывно поддерживать осуществление финансовых операций в любых условиях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, является приоритетной задачей кредитной организации и важнейшим фактором финансовой устойчивости банковской системы в целом.

Очевидно, что перебои в проведении операций одним банком могут вызвать затруднения в работе других, провоцируя тем самым нарушения в деятельности финансовой системы, что, в свою очередь, подрывает доверие к ней отечественных и зарубежных участников финансового рынка. В этой связи управление непрерывностью деятельности кредитных организаций находится под пристальным вниманием органов банковского регулирования и надзора большинства стран мира и, как правило, регламентируется соответствующими нормативными документами.

Внимание к обеспечению непрерывности бизнеса обострилось после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда в результате террористического акта возникла угроза остановки деловых операций ряда компаний. Впоследствии ряд террористических актов в Лондоне, Стамбуле, Мадриде и других странах, крупномасштабные природные катастрофы, вспышки смертельно опасных заболеваний только подтвердили необходимость управления непрерывностью бизнеса, продемонстрировав высокую степень риска крупных операционных нарушений для деятельности финансовой системы.

Разработка рекомендаций, а затем и требований к управлению непрерывностью бизнеса изначально концентрировалась на проблемах национального уровня. По мере решения более масштабных задач (например, обеспечение устойчивости транснациональных банков и сохранение функциональности финансовой системы по регионам их присутствия) вопрос о разработке стандартов по управлению непрерывностью бизнеса переместился на международный уровень. Летом 2004 г. Форум по финансовой стабильности <1> и Банк Англии совместно организовали симпозиум по вопросам непрерывности бизнеса, который дал импульс к проведению соответствующих исследований и выработке рекомендаций по управлению непрерывностью деятельности различных финансовых секторов. В июне 2006 г. Европейский центральный банк принял Рекомендации по наблюдению за непрерывностью деятельности для системно значимых платежных систем <2> с целью координации политики и планов обеспечения эффективности деятельности финансовых институтов стран Евросоюза. В августе 2006 г. Базельский комитет по банковскому надзору выпустил консультативный документ «Руководящие принципы обеспечения непрерывности деятельности» <3>, определяющий понятийный аппарат управления непрерывностью бизнеса и систематизирующий подходы к нему.

<1> Financial Stability Forum.
<2> Business Continuity Oversight Expectations for Systemically Important Payment Systems (SIPS) // European Central Bank. June 2006.
<3> High-level Principles for Business Continuity // Basle Committee on Banking Supervision. August 2006.

Во многих странах мира на законодательном уровне закреплены требования по управлению непрерывностью деятельности банков, разработаны методики формирования соответствующих планов, в том числе в виде вопросников по отдельным направлениям бизнеса банков для органов надзора, доступных для широкого пользования. К примеру, руководство по проверке планов непрерывности деятельности для IT-систем в США <4>.

<4> Business Continuity Planning. IT-Examination Handbook // Federal Financial Institutions Examination Council. March 2008.

В России тема управления непрерывностью деятельности кредитных организаций получила актуальность в марте текущего года в связи с внесением Банком России дополнений в Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (далее — Положение N 242-П), а именно Приложения 5 «Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения» (далее — план ОНиВД) <5>. Дополнения устанавливают необходимость наличия планов ОНиВД и весьма конкретно определяют требования надзорного органа к их структуре и содержанию.

<5> Указание ЦБ РФ от 05.03.2009 N 2194-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

Разработка плана обеспечения непрерывности деятельности (план ОНиВД)

Непрерывность бизнеса банка определяется как способность выполнять бизнес-процессы и поддерживать их непрерывное и согласованное взаимодействие, обеспечивая тем самым реализацию целей деятельности банка при любых условиях, включая форс-мажор. План по обеспечению непрерывности деятельности по сути своей является одним из инструментов управления операционным риском в части поддержания бизнес-процессов и, соответственно, обеспечения операционной устойчивости.

Наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности важно для любой организации не только в целях соблюдения требований надзорного органа, но и с точки зрения алгоритмизации своих действий по снижению последствий нарушения непрерывности деятельности, которые могут быть операционными, финансовыми, юридическими, репутационными.

План по обеспечению непрерывности деятельности особое внимание уделяет характеру воздействия, а не источникам нарушений. При этом план должен содержать подробные указания по восстановлению деловых операций после их нарушения до уровня, достаточного для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств за определенный период времени.

Еще до принятия Банком России дополнений в Положение N 242-П многими российскими банками в той или иной степени продумывался перечень чрезвычайных обстоятельств и, соответственно, план действий при их наступлении.

При этом далеко не всегда это был формализованный документ, а если и был, то покрывал лишь часть рисков, связанных с проблемами, которые руководство банка, исходя из специфики и условий деятельности и собственного опыта ведения бизнеса, а также стратегических целей и задач, считало наиболее вероятными и существенными. Кроме того, зачастую планы действий банка при чрезвычайных обстоятельствах разрабатывались различными подразделениями параллельно, поэтому могли дублировать или даже противоречить друг другу. И самое главное, планы могли и не ориентироваться на восстановление деятельности банка в целом.

В соответствии с рекомендациями Банка России, разработанными с учетом международного опыта, планирование обеспечения непрерывности в банке должно строиться по модульному принципу. Это означает, что кредитная организация не должна ограничиваться одним документом, описывающим процесс обеспечения непрерывности бизнеса банка в целом. Планы должны разрабатываться для отдельных структурных подразделений и отдельных направлений деятельности банка и быть при этом комплексными (в соответствии с Положением N 242-П и с учетом международного опыта, в том числе принципов Базельского комитета по банковскому надзору).

Процесс составления плана по обеспечению непрерывности деятельности следует начать с определения перечня критически важных для банка процессов, обязательств, систем, объектов. Для этого следует провести анализ документов, описать основные процессы и продукты, в случае необходимости организовать целевые встречи с персоналом.

Для большинства кредитных организаций ключевыми являются следующие бизнес-процессы (по степени приоритетности):

  • обслуживание клиентов;
  • обработка информации и осуществление платежей;
  • обеспечение безопасности, в том числе информационной;
  • финансовый мониторинг и управление рисками;
  • операции по привлечению и размещению ресурсов и т.д.

Среди объектов, которые оказывают существенное влияние на бизнес-процессы банков, следует рассматривать <1>:

  • персонал;
  • средства связи;
  • технологии;
  • оборудование;
  • систему платежей;
  • достаточность ликвидных средств;
  • административно-хозяйственные расходы;
  • операции, в которых используется механический ввод данных, и т.д.

<1> IT-Examination Handbook // Federal Financial Institutions Examination Council. March 2008.

Данные объекты следует принимать во внимание и при оценке существенности события, повлекшего за собой нарушение непрерывности деятельности банка, и при разработке мероприятий по ее восстановлению.

Далее банку следует определить набор возможных негативных событий, чрезвычайных ситуаций, форс-мажорных обстоятельств, которые могут повлиять на деятельность банка в целом или одного из его структурных подразделений. В своих рекомендациях Банк России (Приложение 5 к Положению N 242-П) обращает внимание банков на классификацию рисков, установленную Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также на проявление таких факторов, как выход из строя технических средств, сбои в работе автоматизированных информационных систем банка, нарушение коммунальной инфраструктуры, перебои в электроснабжении, непредвиденный дефицит ликвидности банка, в том числе по причине потери деловой репутации, отказ кредитных организаций-корреспондентов или организаций-контрагентов от исполнения своих обязательств.

Таким образом, Банк России в Приложении 5 к Положению N 242-П предоставляет кредитным организациям, по сути, «шпаргалку» в виде перечня чрезвычайных обстоятельств, которые остается только оценить по степени вероятности наступления для конкретного банка и по тяжести возможных последствий для непрерывности его деятельности.

Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций может быть оценена на основе конкретных условий расположения объектов кредитной организации, особенностей климатических зон. Например, для банка, расположенного на равнине и на приличном расстоянии от природных водоемов, довольно странно указывать в перечне чрезвычайных событий цунами или оползень. При этом такие события, как пожар, аварии систем жизнеобеспечения, веерное отключение электроэнергии и перебои в электроснабжении, являются актуальными для всех банков вне зависимости от места расположения.

В целях обеспечения ясности понимания угроз, которые могут внести перебои в осуществление бизнес-процессов, кредитным организациям следует отразить их в плане в структурированном виде, например: зависящие от человеческого фактора, техногенные, природно-техногенные, природные.

Следующий шаг при разработке плана ОНиВД — построение матрицы, позволяющей оценить тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций для банка. Требуется выявить и рассмотреть как внутренние, так и внешние риски и оценить влияние каждого нарушения.

Матрица строится путем сопоставления перечней бизнес-процессов, которые банк выделил в качестве ключевых, и чрезвычайных обстоятельств. При этом банку следует определить для себя критерии непрерывности процессов. Мерилом могут служить условия соответствующих договоров, стандарты и сложившаяся практика (например, последовательности операций в рамках процесса) и требования законодательства РФ, нормативных актов Банка России. К показателям восстановления (внутренних банковских процессов, возможности исполнения договоров, работоспособности систем) могут быть отнесены: приемлемые сроки восстановления, допустимый размер материальных и/или трудовых затрат, допустимый размер потерь (например, информации) (см. табл.).

Пример оценки тяжести последствий чрезвычайных ситуаций для банка <1>

--------------T-----------------------------------------T-------------------------------------------------------------T-----------T---------
Чрезвычайные¦ Зависящие от человеческого фактора ¦ Техногенные ¦ Природно- ¦Природные
ситуации¦ ¦ ¦техногенные¦
+----------------T-------------T----------+--------------T--------------T--------------T----------------+-----------+---------
¦Террористический¦Биологические¦Забастовки¦ Отключения ¦ Сбои в работе¦ Нарушение ¦ Аварии систем ¦ Пожар ¦ Гроза,
¦ акт ¦ инциденты ¦ ¦электроэнергии¦информационно-¦информационной¦жизнеобеспечения¦ ¦ паводок,
Бизнес- ¦ ¦ (эпидемия, ¦ ¦ ¦ программного ¦ безопасности ¦ (вода, газ, ¦ ¦ ураган
процессы ¦ ¦ пандемия) ¦ ¦ ¦ обеспечения ¦ ¦ канализация) ¦ ¦
--------------+----------------+-------------+----------+--------------+--------------+--------------+----------------+-----------+---------
Обслуживание ¦ 4 ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ 4 ¦ ...
клиентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+----------------+-------------+----------+--------------+--------------+--------------+----------------+-----------+---------
Обработка ¦ 2 ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ 4 ¦ ...
информации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
осуществление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
платежей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+----------------+-------------+----------+--------------+--------------+--------------+----------------+-----------+---------
Обеспечение ¦ ... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ ...
безопасности, ¦ ¦ ¦ ¦
в том числе ¦ ¦ Оценки последствий чрезвычайных ¦ ¦
информационной¦ ¦ ¦ ¦
--------------+----------------+----- обстоятельств для конкретных ------+-----------+---------
Финансовый ¦ ... ¦ ¦ 4 ¦ ...
мониторинг и ¦ ¦ бизнес-процессов, ¦ ¦
управление ¦ ¦ ¦ ¦
рисками ¦ ¦ определяемые банком ¦ ¦
--------------+----------------+----- ------+-----------+---------
Операции по ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ 4 ¦ ...
привлечению/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
размещению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+----------------+-------------+----------+--------------+--------------+--------------+----------------+-----------+---------

Условные обозначения. Шкала оценки последствий <2>:

0 — последствий практически нет, операции осуществляются без перерывов и сбоев;

1 — наблюдаются сбои и прерывание операций от 30 минут до 4 часов, возможны несущественные последствия;

2 — прерывание операций от 4 до 8 часов, последствия оцениваются как заметные;

3 — прерывание операций от 8 до 32 часов, последствия оцениваются как существенные;

4 — прерывание операций более чем на 32 часа, последствия оцениваются как масштабные. Возможно разрушение элемента инфраструктуры кредитной организации.

<1> Список чрезвычайных обстоятельств, равно как и бизнес-процессов, существенных для кредитных организаций, не является исчерпывающим и должен составляться каждым банком в соответствии со спецификой своей деятельности.
<2> Шкала оценки последствий приводится в качестве примера и может служить основой для собственных разработок банков по оценке последствий чрезвычайных ситуаций.

После определения влияния различных событий на непрерывность бизнеса банку необходимо детально проработать схему информирования руководства и ответственных подразделений, которую следует описать в форме алгоритма (последовательных действий). В данном разделе плана определяются функции и устанавливается ответственность отдельных лиц за принятие мер по устранению операционных нарушений, а также содержатся указания, касающиеся порядка преемственности руководства в случае, если ответственные лица окажутся не в состоянии выполнять свои функции.

Следующий этап процесса планирования ОНиВД — формирование плана мероприятий по восстановлению бизнес-процессов, подвергшихся нарушениям в результате какого-либо чрезвычайного обстоятельства (стратегия восстановления). Банк разрабатывает сценарии восстановления бизнес-процессов, исходя из анализа сложившейся ситуации и возможной степени тяжести воздействия конкретного негативного события. К данному разделу банк должен подойти максимально ответственно, поскольку здесь требуется реалистичная оценка собственных резервов и возможностей для нейтрализации последствий чрезвычайных обстоятельств.

Разрабатывая сценарии восстановления бизнес-процессов, банк должен предусмотреть наиболее эффективный баланс между необходимыми вложениями в обеспечение непрерывности деятельности и степенью риска. В этой связи важно подключить к работе по составлению плана все структурные подразделения — как непосредственно связанные с осуществлением банковских операций и иных сделок, так и обеспечивающие деятельность банка в целом.

При разработке сценариев банку следует учесть потери, связанные с объектами, оказывающими существенное влияние на бизнес-процессы, к примеру потерю основного персонала, сбои в транспортных, телекоммуникационных, коммунальных системах или иных основных инфраструктурных составляющих. Банкам следует учесть и другой ключевой элемент — продолжительность сбоя. При крупномасштабной аварии или ином событии, затрагивающим обширную территорию, инфраструктура банка может быть уничтожена либо сильно повреждена, что потребует продолжительного времени для восстановления непрерывности бизнес-процессов.

Мероприятия и контрольные механизмы, разрабатываемые в процессе составления плана ОНиВД, должны быть направлены на предотвращение потерь, смягчение последствий или оптимизацию реагирования на возникновение ущерба. Мероприятия по восстановлению непрерывности бизнеса должны разрабатываться с учетом того, что их будет реализовывать персонал, который, несмотря на обучение, меньше знаком с тонкостями бизнес-процессов, чем постоянный кадровый состав. Следовательно, основными подходами при проектировании систем для работы в нештатной ситуации и документировании процедур в случае их наступления должны быть простота и практичность, что позволит действовать эффективно в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Основные моменты, подлежащие отражению в плане ОНиВД

Базельский комитет по банковскому надзору в своих Руководящих принципах обеспечения непрерывности деятельности рекомендует оценивать адекватность разрабатываемых мероприятий по восстановлению по трем важным направлениям <1>:

  1. при возникновении чрезвычайной ситуации, влекущей за собой значительные последствия, банк должен позаботиться о возможности переезда головного офиса в другое помещение. Такое помещение должно быть достаточно удалено от района основного расположения головного офиса и по возможности не должно зависеть от его физической инфраструктуры, в том числе систем жизнеобеспечения, энергоснабжения, телекоммуникационной сети и т.д. При соблюдении данного условия сводится к минимуму риск вывода из строя обеих территорий в результате наступившего события;
  2. кредитной организации следует рассмотреть вопрос об обеспечении наличия информационной и методической платформ на альтернативных местах базирования, а также необходимого оборудования и систем, чтобы восстановить критически важные операции и оказывать услуги в течение достаточно длительного времени, если на основной территории объекты серьезно повреждены или туда затруднен доступ из-за последствий операционного нарушения;
  3. необходимо учитывать вероятные затруднения с использованием персонала основной территории. В плане обеспечения непрерывности бизнеса должны быть предусмотрены меры для того, чтобы задействовать соответствующий по количеству и уровню подготовки персонал. Например:
  • задействовать персонал наиболее эффективных филиалов (при наличии у банка филиальной сети);
  • разместить персонал головного офиса на альтернативных местах базирования на постоянной основе (например, в случае распределения рабочих функций между двумя территориями);
  • провести обучение смежным специальностям работников, располагающихся на альтернативных местах базирования или приглашаемых из других мест;
  • обеспечить возможность перемещения с основной территории ведения бизнеса в краткосрочный промежуток времени части работников, необходимых для выполнения требований по реализации целей восстановления;
  • организовать прием на работу сотрудников, которые проживают от основного места расположения организации на предельном для ежедневных поездок расстоянии.

<1> High-level Principles for Business Continuity // Basle Committee on Banking Supervision. August 2006.

Однако иногда географического разделения может быть недостаточно, особенно в сценариях с террористическими актами. При данных сценариях объекты могут пострадать независимо от их местонахождения. Предупредительной мерой против террористического акта является обеспечение, насколько возможно, анонимности места передислокации головного офиса. Данные объекты должны быть полностью работоспособны, достаточно производительны и готовы обрабатывать более высокие объемы информации, чем в обычный операционный день.

Рекомендуемые сроки восстановления деятельности

При определении мероприятий по восстановлению непрерывности конкретного бизнес-процесса и/или направления деятельности необходимо сформулировать ожидаемые уровни и время восстановления. Конечно, при наступлении чрезвычайного события нельзя гарантировать, что план восстановления будет реализован при любых обстоятельствах. Вместе с тем он служит кредитным организациям определенным ориентиром при оценке эффективности управления непрерывностью бизнеса.

Мероприятия по восстановлению непрерывности деятельности разрабатываются в русле заранее намеченной цели по восстановлению конкретной деловой операции до определенного уровня (уровень восстановления) за определенный период времени после нарушения (время восстановления). Цели восстановления должны быть соразмерными уровню риска.

Как правило, приоритетной целью для банков является восстановление и возобновление важнейших функций в тот же расчетный день, в который произошла нештатная ситуация, чтобы обеспечить завершение всех незавершенных операций в запланированную расчетную дату. В противном случае перед банками возникает угроза финансовых рисков.

Требование возобновления важнейших операционных функций не позже чем через два часа после наступления сбоя предъявляются к финансовым организациям стран Евросоюза, причем вне зависимости от тяжести происшествия. В пользовательских требованиях для TARGET2 <1>, составленных рабочей группой TARGET Европейской банковской федерации (EBF), указано, что мероприятия в случае наступления нештатной ситуации «должны гарантировать обслуживание клиентов на объекте передислокации головного офиса на таком же уровне качества, как в головном офисе».

<1> Трансъевропейская автоматизированная система.

Для бизнес-процессов, имеющих более низкий приоритет, чем процессы обслуживания клиентов или проведения платежей, допускаются не столь жесткие рамки времени восстановления, соответствующие их влиянию на финансовую систему в целом.

Процедуры информационного взаимодействия

В план обеспечения непрерывности бизнеса должны быть включены процедуры, обеспечивающие возможность обмена информацией во время чрезвычайного события. Важность точной и достоверной информации, как внутренней, так и внешней, не подлежит сомнению. Во время чрезвычайной ситуации точная и достоверная информация помогает принимать обоснованные решения и избегать обострения проблем с ликвидностью и погашением ссудной задолженности.

На начальном этапе нарушений бизнес-процессов эффективный обмен информацией жизненно необходим для точной оценки тяжести события (воздействия на персонал, операции кредитной организации и на общую работу системы платежей) и принятия решения о необходимости введения в действие плана обеспечения непрерывности бизнеса.

Способность своевременно передавать наиболее важную информацию соответствующим сторонам зачастую является критическим фактором при восстановлении операций до нормального уровня функционирования как одного банка, так и всей банковской системы. Примером может служить цель сохранения доверия населения к конкретному банку и через него к банковскому сектору в целом, которая требует обеспечения четкого и регулярного обмена информацией на протяжении всего операционного сбоя.

В плане восстановления непрерывности бизнеса банки должны определить перечень мероприятий по обеспечению внешних и внутренних информационных потоков, обмена информацией. Одним из таких мероприятий является оперативное информирование заинтересованных сторон (клиентов, провайдеров, надзорных органов, средств массовой информации и т.д.) о любом чрезвычайном событии и его влиянии на проведение платежей.

Каналы распространения информации, используемые во время чрезвычайного события, должны соответствовать содержанию и цели передачи информации. Кроме того, необходимо оценить зависимость процесса информационного обмена от одного канала распространения информации, например от телефонной сети общего пользования, и свести эту зависимость к возможному минимуму. Банк должен предусмотреть наличие альтернативных каналов обмена информацией, таких как передача информации по радио, через спутник, частные сети телекоммуникации и с использованием сети Интернет (электронная почта, обмен информацией через веб-сайты и т.д.), и обеспечить работоспособность необходимого оборудования при обработке ожидаемых в кризисной ситуации больших объемов данных.

План обеспечения непрерывности бизнеса должен содержать детальные процедуры и протоколы обмена информацией в чрезвычайных ситуациях. Процедуры обмена информацией между участниками финансового сектора и финансовыми органами, как правило, включают в себя:

  • формирование перечня лиц, ответственных за обмен информацией с персоналом и внешними пользователями.

В группу ответственных лиц могут быть включены: представители высшего руководства, подразделения по связям с общественностью, советники по юридическим и другим вопросам, а также ответственные лица за процедуры по обеспечению непрерывности бизнеса в данной кредитной организации. Эта группа должна иметь возможность обмена информацией с сотрудниками, размещенными на изолированных территориях, рассредоточенными по различным участкам или удаленными от территории проведения основных банковских операций;

  • составление различных протоколов обмена информацией, которые уже существуют в банковской системе и содержат сведения о контактах, предназначенные для местных надзорных органов и коммерческих банков в целях координации усилий по восстановлению операций.

Такие протоколы обмена информацией могут включать номера телефонов, адреса электронной почты и адреса фактической дислокации представителей надзорных органов, официальных лиц и организаций, действующих в чрезвычайных ситуациях;

  • рассмотрение проблем, которые могут возникнуть в ходе операционного нарушения, например перечень действий штатных сотрудников при нарушении работы основных систем обмена информацией.

В частности, для лиц, ответственных за восстановление бизнес-процессов, эти действия могут включать использование средств прямого обмена информацией (например, применение наземных линий цифровой и аналоговой телефонной связи, мобильных телефонов, спутниковой телефонной связи, обмен текстовыми сообщениями, использование веб-сайтов, переносных средств беспроводной связи и т.д.);

  • возможность использования в случае необходимости прямого обмена информацией с национальными и региональными спецслужбами и службами безопасности, а также другими соответствующими государственными органами.

При организации такого обмена информацией может потребоваться использование закрытых каналов связи с применением специальных защищенных телефонов, факсов и адресов электронной почты;

  • меры по регулярному обновлению списка контактов и других элементов прямого обмена информацией, а также периодическая проверка каналов связи.

План по восстановлению непрерывности бизнес-процессов должен отражать возможные действия банка по нейтрализации и восстановлению деятельности после каждого из тех чрезвычайных событий, которые были отмечены банком как наиболее вероятные и существенные. Например, террористический акт, эпидемия вирусного заболевания, сбой в системах жизнеобеспечения, в информационной системе банка. В качестве иллюстрации структуры и содержания плана действий банка по нейтрализации и восстановлению деятельности после одного из чрезвычайных событий приводится методика <1> составления такого плана при перебоях подачи электроэнергии.

<1> Методика составлена автором по принципам руководств по проверке планов непрерывности деятельности для IT-систем в США и Великобритании.

Примерная структура и содержание плана действий кредитной организации при перебоях подачи электроэнергии <2>

<2> Курсивом отмечены действия кредитной организации при разработке и формализации плана ОНиВД в разрезе конкретного чрезвычайного события.

1. Определение чрезвычайного события.

Перебои подачи энергии — чрезвычайное событие, обусловленное технологическими причинами, которое подразумевает временную приостановку или остановку подачи электроэнергии по причинам, в том числе не связанным с исполнением кредитной организацией своих договорных обязательств перед поставщиками электроэнергии.

2. Описание чрезвычайного события (виды):

  • авария или перегрузка трансформаторной подстанции либо автоматов, установленных в помещениях на местной электросети по причинам выхода из строя аппаратуры, ошибок при ее эксплуатации, единовременного подключения бытовой техники, молний, аварий энергосистемы.

Последствия события: потеря данных в оперативном запоминающем устройстве (ОЗУ) информационной системы, разрушение файловой структуры (в том числе без возможности восстановления), искажение или потеря информации в системе связи.

Оценка последствий события: существенные повреждения (в соответствии со шкалой оценки последствий чрезвычайных событий, разработанной банком);

  • всплески напряжения выше допустимого значения, вызванные молниями, статическим электричеством, повреждением линий электропередачи, остановкой работающих поблизости электродвигателей, компрессоров и т.д.

Последствия события: потеря информации без возможности восстановления, возможный выход из строя автоматизированной банковской системы.

Оценка последствий события: существенные повреждения;

  • превышение действующего напряжения выше допустимого на время, не являющееся критичным для работы оборудования банка, вызванное работой подстанций, расположенных в непосредственной близости от банка, ударами молний.

Оценка последствий события: повреждений нет;

  • превышение действующего напряжения выше допустимого на время, являющееся критичным для работы оборудования банка, вызванное несовершенствами в схеме электропитания банка.

Последствия события: перегрузка аппаратуры.

Оценка последствий события: незначительные повреждения;

  • снижение действующего напряжения на время, не являющееся критичным для работы оборудования банка, вызванное включениями мощного технологического оборудования и другими причинами, приводящими к перегрузке сети.

Последствия события: нарушения в работе аппаратуры, потеря и искажение данных.

Оценка последствий события: значительные повреждения;

  • снижение действующего напряжения на время, являющееся критичным для работы оборудования банка, вызванное перегрузкой энергосети.

Последствия события: нарушения в работе аппаратуры, потеря и искажение данных, сокращение срока службы оборудования.

Оценка последствий события: значительные повреждения.

3. Оценка вероятности наступления чрезвычайного события (по каждому виду) и частота его возникновения.

4. Действия при возникновении чрезвычайного события.

(В плане ОНиВД по банку в целом описывается последовательность действий ответственных подразделений (лиц) при возникновении чрезвычайного события в рамках их компетенции. Детализация мероприятий по восстановлению деятельности прорабатывается в планах ОНиВД на уровне подразделений.)

Действия подразделения, ответственного за энергообеспечение (административно-хозяйственное подразделение):

  • сообщение в энергообеспечивающую организацию об отсутствии электроэнергии;
  • оповещение руководства банка об отсутствии электроэнергии;
  • оповещение собственника здания, в котором располагается головной офис или филиал банка на основе договора аренды;
  • принятие решения о временной приостановке технологических процессов, некритичных для деятельности банка (совместно с руководителями других подразделений);
  • подключение резервной подстанции;
  • подготовка электрооборудования к подаче электроэнергии и т.д.

Действия подразделения, ответственного за состояние автоматизированной банковской системы:

  • информирование работников подразделений об угрозах наступления (или о наступлении) чрезвычайной ситуации для корректного закрытия работающих приложений и сохранения данных;
  • подготовка и ввод в эксплуатацию резервного оборудования для обеспечения доступа к информационной системе банка и возобновлению операций.

Действия подразделения, ответственного за работу с клиентами (отражение основных действий подразделения в соответствии с разработанным им планом ОНиВД по своему направлению деятельности).

5. Действия по ликвидации последствий чрезвычайного события.

Действия подразделения, ответственного за энергообеспечение (административно-хозяйственное подразделение):

  • проверка работоспособности электросети здания и инженерных систем;
  • устранение выявленных неисправностей на внутренних сетях и электротехническом оборудовании;
  • перевод работы систем энергообеспечения с резервного оборудования на основное.

Действия подразделения, ответственного за состояние автоматизированной банковской системы (отражение основных действий подразделения в соответствии с разработанным им планом ОНиВД по своему направлению деятельности).

Вспомогательные процедуры, способствующие реализации плана ОНиВД

План ОНиВД должен содержать перечень мероприятий банка, проведение которых необходимо после ликвидации чрезвычайной ситуации. В частности, банк должен предусмотреть порядок расследования причин чрезвычайной ситуации, разработку профилактики их возникновения, определения объема причиненного вреда, потерь из-за неиспользованных возможностей.

В плане отдельным блоком следует отразить также перечень повседневных процедур и регламентов, выполнение которых необходимо для успешной реализации плана ОНиВД, в том числе:

  • резервное копирование данных и наличие резервных источников энергии;
  • процедуры восстановления функционирования и/или осуществления поддержки в течение времени использования, разработки, настройки и обслуживания автоматизированных информационных систем;
  • осуществление контроля за безопасностью и обоснованностью доступа к системам, программам, оборудованию, данным, помещениям;
  • заключение договоров с контрагентами на оказание услуг (работ), обеспечивающих реализацию плана ОНиВД (в том числе страхование рисков и компенсация убытков), очередность и сроки их выполнения.

Проверки плана ОНиВД

Согласно Положению N 242-П план ОНиВД должен подвергаться периодической проверке на предмет актуальности, практической эффективности и действенности отраженных в плане порядков и алгоритмов, в том числе путем проведения практических испытаний.

Регулярные проверки являются важным компонентом управления непрерывностью деятельности, поскольку помогают обеспечить результативность, реалистичность и экономическую эффективность планов. Проведение проверок необходимо, чтобы убедиться в правильности стратегии непрерывности деятельности и практической осуществимости соответствующих мероприятий, выявить проблемы, которые были обнаружены на этапе планирования, обеспечить постоянную готовность персонала к реализации плана, убедиться в понимании содержания плана сотрудниками, в том числе распределения ролей и обязанностей.

Проверка должна включать подтверждение полноты и адекватности планов, оценку потребности в координации действий со сторонними сервис-провайдерами, сопоставление планируемых результатов с заявленными целями и учет опыта предыдущих операционных сбоев. Например, если мероприятия по обеспечению непрерывности деятельности включают перевод критически важных платежей в другую платежную систему, это должно быть рассмотрено, согласовано и заблаговременно проверено совместно с оператором указанной системы, для того чтобы, во-первых, обеспечить его готовность и, во-вторых, предотвратить риски сбоев от возможной несовместимости систем.

Персонал необходимо в наибольшей степени подготовить к деятельности в нештатной ситуации и мероприятиям по восстановлению и возобновлению деятельности. Банк может использовать различные уровни и способы обучения и проверки навыков работы в чрезвычайной ситуации своих сотрудников, в зависимости от направления их деятельности, взаимосвязей, общих ресурсов.

За установление соответствующей периодичности и объема проверок в конечном счете отвечает руководство, и решение должно приниматься с учетом таких факторов, как критичность проверяемых функций/процессов, масштаб и стоимость/сложность проверки.

Банк России рекомендует проводить проверки плана ОНиВД не реже одного раза в два года. Однако при существенных изменениях внутренней организационной структуры, структуры управления, смене адресов, изменениях в стратегических планах, в характере и масштабах деятельности и прочих существенных событиях банк проводит соответствующие проверки раньше обозначенного срока. Тестирование отдельных модулей плана ОНиВД, по усмотрению банка, должно проводиться регулярно, но периодичность может быть иной, чем проверки плана ОНиВД в целом.

Положением N 242-П для проведения проверки плана ОНиВД рекомендуется выделить специальную группу ответственных лиц, в обязанности которых должны входить организация (моделирование ситуаций, выделение ресурсов), непосредственное проведение и документирование результатов проверок. При этом в состав этой группы должны входить как разработчики отдельных модулей плана ОНиВД, так и независимые наблюдатели, в том числе сотрудники службы внутреннего контроля и, при необходимости, внешние эксперты или консультанты, специализирующиеся на оказании услуг в сфере обеспечения непрерывности деятельности и информационной безопасности в финансовой сфере.

Регулярность проверок, программа и форма их проведения, перечень лиц, ответственных за проведение проверки, — все это должно быть отражено в плане ОНиВД, так же как и структура отчета по результатам проверки.

Примерная структура отчета по итогам проведения проверки плана ОНиВД

Вводная часть:

  • место, дата и продолжительность проверки;
  • перечень подразделений и список работников банка, участвовавших в проверке;
  • описание моделируемой чрезвычайной ситуации;
  • перечень всех процедур, выполняемых в рамках тестируемых модулей плана ОНиВД;
  • список наблюдателей (контролеров), присутствующих при проведении проверки (тестирования), с указанием лица, ответственного за ведение протокола.

Содержание проверки:

  • время, затраченное на завершение промежуточных этапов и реализацию проверяемых (тестируемых) модулей плана ОНиВД;
  • решения, принятые руководством банка для ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • результаты исполнения принятых решений и сравнение их параметров с параметрами, указанными в плане ОНиВД;
  • причины наступления полученных результатов;
  • выявленные в ходе испытаний недостатки (по подготовке работников и руководителей банка, материально-техническому обеспечению, структуре и содержанию плана);
  • выводы и рекомендации по корректировке плана или по его реализации (в зависимости от итогов проверки).

Внедрение плана ОНиВД

После составления плана банку предстоит его внедрение, что требует подчас существенных финансовых и нефинансовых затрат, которые оправданы тем, что банк, четко координируя свои действия при наступлении чрезвычайного события, может предотвратить значительную часть сопутствующих рисков — кредитных, репутационных, правовых, риска ликвидности и т.д.

Внедрение плана может сопровождаться:

  • внесением изменений во внутренние регламенты по направлениям деятельности, распорядительные документы, штатное расписание и/или организационную структуру;
  • заключением и/или пересмотром необходимых договоров с поставщиками услуг, ресурсов;
  • пересмотром действующих договоров с контрагентами, партнерами, клиентами, трудовых договоров с персоналом, распределения полномочий и ответственности;
  • заключением или пересмотром соглашений о страховании рисков;
  • закупкой необходимых материальных активов.

Роль внутреннего контроля в управлении непрерывностью деятельности банков

Управление непрерывностью бизнеса является составной частью политики управления рисками банка. Соответственно, политики, стандарты и процессы управления непрерывностью бизнеса должны быть внедрены во все сферы деятельности банка и потому вызывать пристальный интерес со стороны службы внутреннего контроля (далее — служба ВК).

Сотрудники службы ВК должны рассматривать и каждый модуль плана ОНиВД, и систему управления непрерывностью деятельности банка в целом. Периодичность и глубина рассмотрения определяются значимостью для банка отдельных бизнес-процессов (по результатам оценки связанных с ними рисков) и вероятностью их нарушений.

Службу внутреннего контроля должны волновать прежде всего такие вопросы, как:

  • своевременность обновления и пересмотра планов ОНиВД и сопутствующей им документации;
  • доведение регламентов по непрерывности деятельности банка до сведения всех заинтересованных лиц (руководства банка, ответственных подразделений или отдельных работников);
  • покрытие планами ОНиВД и сопутствующими им документами всех существенных направлений деятельности банка;
  • адекватность процедур по восстановлению непрерывности деятельности возникающим рискам и последствиям чрезвычайной ситуации;
  • установление ответственных подразделений (сотрудников) за управление и принятие решений в чрезвычайных обстоятельствах;
  • обеспечение взаимодействия со всеми необходимыми лицами и структурами (обеспечение каналов информации с внешней средой).

Помимо проведения проверок, сотрудники службы ВК должны активно участвовать в самом процессе управлении непрерывностью, начиная от консультирования подразделений банка в разработке планов ОНиВД и заканчивая участием в мероприятиях по восстановлению непрерывности деятельности банка после возникновения чрезвычайной ситуации.

При разработке планов ОНиВД сотрудники службы ВК могут быть вовлечены в определение приоритетов и очередности действий в рамках плана ОНиВД по итогам оценки изменений внешней и внутренней среды, а также для адекватного измерения рисков по основным бизнес-процессам банка. Кроме того, сотрудники службы ВК проводят аудит разрабатываемых подразделениями планов ОНиВД на предмет соответствия плану ОНиВД в целом и устанавливаемым им качественным критериям.

Что же касается процесса восстановления деятельности банка после чрезвычайной ситуации, в этом случае функции сотрудников службы ВК заключаются в основном в мониторинге эффективности и качества предпринимаемых мер по налаживанию нормальной жизнедеятельности банка, особенно тех областей, которые подвержены наибольшим рискам в силу своей специфики и/или наиболее пострадали от чрезвычайных обстоятельств. После завершения восстановительного периода служба ВК должна провести специальную проверку качества восстановления бизнес-процессов, проанализировать извлеченные из ситуации уроки. Итогом подобной проверки может стать формирование плана мероприятий по изменению документов, ресурсов (материальных и нематериальных), методик и систем управления, направленных на предотвращение чрезвычайной ситуации или уменьшение степени ее влияния на деятельность банка в будущем.

Н.А.Тысячникова

К. э. н.,

банковский аналитик

«Методические рекомендации по обеспечению непрерывности деятельности системно значимых инфраструктурных организаций финансового рынка»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2015 г. N 20-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫХ

ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

1. Банк России в целях обеспечения непрерывности деятельности рекомендует системно значимым инфраструктурным организациям финансового рынка (далее — СЗИОФР), информация о которых размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Системно значимые инфраструктурные организации финансового рынка», использовать настоящие методические рекомендации.

Настоящие методические рекомендации подготовлены с учетом международных подходов, определенных в документе «Восстановление финансовой устойчивости инфраструктурных организаций финансового рынка», разработанном Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам совместно с Международной организацией комиссий по ценным бумагам в октябре 2014 года. Указанный документ на английском языке («Recovery of financial market infrastructures», October, 2014, CPMI-IOSCO) доступен на сайте Банка международных расчетов (www.bis.org/publ/d121.htm).

2. Под обеспечением непрерывности деятельности в целях настоящих методических рекомендаций понимается способность СЗИОФР оказывать услуги, приостановление или прекращение оказания которых по оценке СЗИОФР может существенно повлиять на финансовое положение СЗИОФР и (или) клиентов СЗИОФР (далее — значимые услуги) в полном объеме в условиях нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее — НЧС). СЗИОФР рекомендуется определить перечень возможных НЧС самостоятельно, исходя из оценки возможного ущерба вследствие нарушения обеспечения непрерывности деятельности с учетом вероятности и времени возникновения нарушений, а также специфики и масштаба деятельности СЗИОФР.

3. Совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР рекомендуется утвердить должностное лицо, ответственное за обеспечение непрерывности деятельности (далее — Должностное лицо), при условии, что СЗИОФР (группа компаний, включающая СЗИОФР) является для него основным местом работы, а также сформировать из сотрудников СЗИОФР коллегиальный орган, уполномоченный определять приоритеты восстановления деятельности СЗИОФР в условиях НЧС и осуществлять координацию действий подразделений и отдельных сотрудников СЗИОФР в условиях НЧС (далее — Коллегиальный орган).

СЗИОФР рекомендуется разработать внутренние документы, утверждаемые органами управления СЗИОФР, регламентирующие обязанности и ответственность Должностного лица и Коллегиального органа.

СЗИОФР рекомендуется включить Должностное лицо в состав Коллегиального органа и наделить его функциями по координации деятельности Коллегиального органа.

В Коллегиальный орган рекомендуется включать в том числе руководителей структурных подразделений, осуществляющих оказание значимых услуг.

4. При выборе претендента на осуществление функций Должностного лица, включая временное осуществление этих функций, СЗИОФР рекомендуется учитывать наличие у него высшего образования, а также сертификата по международному стандарту ИСО в области осуществления непрерывности деятельности организации, полученного в системе добровольной сертификации, включенной в единый реестр Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, и (или) опыта работы по принятию (подготовке) решений по вопросам обеспечения непрерывности деятельности общей продолжительностью не менее двух лет в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке.

5. СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть подотчетность Должностного лица совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР, в том числе в качестве координатора деятельности Коллегиального органа.

6. СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть составление и представление Должностным лицом совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР не реже одного раза в квартал отчета о непрерывности деятельности СЗИОФР, в том числе включающего результаты расчета показателей оценки непрерывности деятельности СЗИОФР в соответствии с Приложением к настоящим методическим рекомендациям.

Совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР рекомендуется учитывать указанный отчет при принятии управленческих решений, включая стратегическое развитие обеспечения непрерывности деятельности СЗИОФР.

7. СЗИОФР рекомендуется выявлять и проводить анализ факторов возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее — факторы НЧС), которые способны привести к нарушениям оказания значимых услуг.

8. Анализ факторов НЧС может включать следующие процессы:

оценку вероятности наступления фактора НЧС;

определение степени и характера влияния факторов НЧС на обеспечение непрерывности деятельности СЗИОФР.

СЗИОФР рекомендуется для определения перечня значимых услуг включать в анализ факторов НЧС оценку возможного ущерба от реализации НЧС, включая косвенные (финансовые, операционные и репутационные) последствия, по возможным сценариям нарушения обеспечения непрерывности деятельности.

9. СЗИОФР рекомендуется проводить анализ факторов НЧС не реже одного раза в шесть месяцев и в случае необходимости пересматривать (актуализировать) факторы НЧС.

СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть подготовку и представление Должностным лицом совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР отчета, содержащего результаты пересмотра (актуализации) факторов НЧС.

10. СЗИОФР, за исключением кредитных организаций, рекомендуется иметь утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) СЗИОФР план обеспечения непрерывности и восстановления деятельности (далее — План ОНиВД). При этом в составе Плана ОНиВД целесообразно наличие специализированных планов обеспечения непрерывности и восстановления деятельности в зависимости от решений, принятых в этом отношении органами управления СЗИОФР.

СЗИОФР, являющийся кредитной организацией и разработавший План ОНиВД в соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913 («Вестник Банка России» от 4 февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74, от 1 апреля 2009 года N 21, от 9 июля 2014 года N 63), рекомендуется дополнить План ОНиВД положениями, основанными на настоящих методических рекомендациях.

11. В План ОНиВД рекомендуется включить следующее:

цели, приоритеты и задачи, решаемые в рамках Плана ОНиВД;

перечень факторов НЧС;

возможные сценарии нарушения обеспечения непрерывности деятельности;

перечень значимых услуг, восстановление нормальной деятельности по оказанию которых необходимо обеспечивать в первую очередь, с указанием сроков их восстановления;

порядок осуществления внутренних процессов, необходимых для оказания значимых услуг в условиях возникновения НЧС, включая очередность и сроки их выполнения;

порядок взаимодействия между Должностным лицом, членами Коллегиального органа и сотрудниками СЗИОФР в условиях возникновения НЧС, в том числе с учетом взаимозаменяемости сотрудников СЗИОФР;

порядок экстренного оповещения и способ связи между Должностным лицом, членами Коллегиального органа, органами управления, подразделениями и сотрудниками СЗИОФР;

меры по восстановлению нормальной деятельности по оказанию значимых услуг после наступления НЧС в срок, определенный в Плане ОНиВД;

информацию о контактах экстренных оперативных служб (телефонные номера) и внутренние контакты (телефонные номера, адреса электронной почты) лиц, привлеченных к выполнению мер по восстановлению нормальной деятельности по оказанию значимых услуг;

порядок информирования клиентов и контрагентов СЗИОФР, а также Банка России о возникновении НЧС;

инструкции для подразделений и сотрудников СЗИОФР, содержащие описание действий, необходимых для поддержания или своевременного восстановления нормальной деятельности по оказанию значимых услуг;

порядок активации Плана ОНиВД, завершения работы в режиме НЧС и возврата СЗИОФР к нормальной деятельности;

адрес резервного офиса СЗИОФР (далее — резервный офис);

места сбора сотрудников СЗИОФР в случае возникновения НЧС;

необходимые процедуры для оказания значимых услуг в сроки, не превышающие время окончания операционного дня, при возникновении нарушения обеспечения непрерывности деятельности, в том числе в режиме НЧС;

обязанности и ответственность Должностного лица и членов Коллегиального органа.

12. СЗИОФР рекомендуется:

разработать процедуры активизации Плана ОНиВД в случае возникновения факторов НЧС;

не реже одного раза в год проводить пересмотр (актуализацию) Плана ОНиВД;

тестировать План ОНиВД не реже одного раза в шесть месяцев с моделированием потенциальных НЧС и привлечением сотрудников СЗИОФР.

13. СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть подготовку и представление Должностным лицом совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР отчета, содержащего результаты тестирования Плана ОНиВД.

14. Утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) СЗИОФР План ОНиВД, в том числе после его пересмотра (актуализации), рекомендуется направлять в Департамент финансовой стабильности Банка России.

15. СЗИОФР, являющейся клиринговой организацией и разработавшей правила управления рисками в соответствии с Положением Банка России от 12 марта 2015 года N 463-П «О требованиях, направленных на снижение рисков осуществления клиринговой деятельности, и требованиях к документу (документам), определяющему (определяющим) меры, направленные на снижение кредитных, операционных и иных рисков, в том числе рисков, связанных с совмещением клиринговой деятельности с иными видами деятельности», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 года N 37079 («Вестник Банка России» от 14 мая 2015 года N 42), рекомендуется дополнить правила управления рисками положениями, основанными на настоящих методических рекомендациях.

16. СЗИОФР рекомендуется иметь резервный офис, который функционально мог бы дублировать работу основного офиса СЗИОФР (далее — основной офис) в части оказания значимых услуг и обеспечивать непрерывность деятельности путем оперативного переключения управления на него в случае невозможности оказания значимых услуг основным офисом.

17. СЗИОФР рекомендуется:

расположить резервный офис на территории Российской Федерации в достаточной территориальной отдаленности от основного офиса с учетом возможности сотрудников основного офиса продолжить работу в резервном офисе в течение одного часа с момента возникновения НЧС;

обеспечить наличие независимых генераторов электричества в основном и резервном офисах;

использовать не менее двух поставщиков телекоммуникационных услуг для основного и резервного офисов;

определить количество рабочих мест и техническое оснащение резервного офиса, достаточное для восстановления нормальной деятельности по оказанию значимых услуг в сроки, определенные в Плане ОНиВД;

обеспечить постоянное нахождение в резервном офисе минимально необходимого количества сотрудников СЗИОФР для обеспечения начала функционирования резервного офиса в кратчайшие сроки после возникновения НЧС, в том числе возобновления в нем оказания значимых услуг в сроки, установленные Планом ОНиВД, и подготовки резервного офиса к переезду сотрудников из основного офиса;

поддерживать техническое состояние, технологическое и методологическое сопровождение резервного офиса на уровне, достаточном для обеспечения возможности оказания всех значимых услуг и процессов СЗИОФР и обеспечения возможности поддержания оказания этих услуг и процессов в течение одного месяца с момента возникновения НЧС.

18. СЗИОФР рекомендуется:

обеспечить возможность незамедлительного начала работы по переносу бизнес-процессов, осуществляемых с использованием программно-технических средств СЗИОФР, предназначенных для осуществления оказания значимых услуг (далее — программно-технические средства), из основного офиса в резервный офис;

обеспечить непрерывное резервное копирование информации с целью обеспечения возобновления оказания значимых услуг, в том числе из резервного офиса, в случае НЧС и выполнения положений Плана ОНиВД;

определить перечень используемых информационных систем, требующих защиты от противоправных действий;

обеспечить внедрение, настройку и защиту информационных систем программно-технических средств;

разработать комплексные принципы защиты и на постоянной основе осуществлять информационную защиту программно-технических средств;

регулярно, но не реже одного раза в шесть месяцев проводить идентификацию угроз, которые могут привести к неработоспособности программно-технических средств;

проводить постоянный мониторинг текущего состояния программно-технических средств, контроль пользовательских прав и регламентов сотрудников СЗИОФР с целью принятия своевременных мер по устранению выявленных недостатков;

обеспечивать наличие достаточной пропускной способности программно-технических средств и возможности ее наращивания для обработки возросших объемов операций в периоды повышенной нагрузки, в том числе проведением нагрузочного тестирования;

ежедневно осуществлять резервное копирование баз данных с обеспечением их хранения отдельно от основной системы СЗИОФР;

обеспечить рабочие места сотрудников средствами двухфакторной аутентификации.

19. СЗИОФР рекомендуется проводить тестирование программно-технических средств основного и резервного офисов с учетом выявленных факторов НЧС не реже одного раза в шесть месяцев.

СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть подготовку и представление Должностным лицом совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР отчета, содержащего результаты тестирования программно-технических средств.

20. Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России».

Первый заместитель

Председателя Банка России

К.В.ЮДАЕВА

Приложение

к Методическим рекомендациям

по обеспечению непрерывности

деятельности системно значимых

инфраструктурных организаций

финансового рынка

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ОЦЕНКИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЗИОФР

Показатели оценки непрерывности деятельности СЗИОФР рекомендуется рассчитывать на основании следующих показателей.

1. Показатель Д0 определяет уровень устойчивости программно-технических средств к отказам в работе и рассчитывается как отношение фактической продолжительности рабочего времени программно-технических средств к суммарной продолжительности рабочего времени программно-технических средств:

,

где:

t — суммарная продолжительность рабочего времени программно-технических средств, предусмотренная в соответствии с временным регламентом его функционирования за последние четыре квартала, рассчитанная в часах;

e — суммарная продолжительность простоя при нарушениях в работе программно-технических средств за последние четыре квартала, рассчитанная в часах.

При расчете t и e используется время оказания значимых услуг при функционировании СЗИОФР в качестве всех видов инфраструктурных организаций финансового рынка, информация о которых размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Системно значимые инфраструктурные организации финансового рынка».

2. Показатель F определяет уровень максимальной интенсивности вероятных нарушений в работе программно-технических средств и рассчитывается как отношение минимального промежутка рабочего времени между нарушениями в работе программно-технических средств к количеству нарушений в работе программно-технических средств в отчетном периоде:

,

где:

m — минимальный промежуток рабочего времени между двумя нарушениями в работе программно-технических средств в отчетном периоде, рассчитанный в часах;

n — количество нарушений в работе программно-технических средств в отчетном периоде, рассчитанный в штуках.

В случае если n равно 0, то показатель F не рассчитывается.

В случае если n равно 1, то расчет m проводится от последнего нарушения в работе программно-технических средств предыдущего периода до нарушения в работе программно-технических средств в отчетном периоде.

Значение показателя F считается удовлетворительным, если F больше 2.

3. Показатель определяет среднее время восстановления работоспособности программно-технических средств после нарушений в работе и рассчитывается как среднее арифметическое времени восстановления при нарушениях работоспособности:

,

где:

— время восстановления при i-м нарушении работоспособности программно-технических средств, рассчитанное в часах;

N — количество фактов нарушений работоспособности программно-технических средств за отчетный квартал, рассчитанное в штуках.

Показатель рассчитывается для каждой значимой услуги.

Жизненный цикл процесса управления непрерывностью бизнеса

Управление непрерывностью бизнеса компании является циклическим процессом, который должен учитывать возможные изменения в бизнесе, сфере IT, законодательстве и других областях, влияющих на деятельность организации, а также помогать ей адаптироваться к этим изменениям. Другими словами, управление непрерывностью бизнеса является процессом его постоянного совершенствования, что, в свою очередь, повышает уверенность компании в надежности планов обеспечения непрерывности бизнеса.

Жизненный цикл процесса управления непрерывностью бизнеса включает 7 этапов, на каждом из которых определены последовательность шагов и результат (перечень этапов был построен на основе цикла BCM Institute[8]).

Инициация проекта

Проект – это деятельность, направленная на создание уникального продукта, услуги или результата.

План управления проектом / Project Management Plan – документ, описывающий, как проект будет исполняться, как будет происходить его мониторинг и контроль.
Руководство PMBOK – Пятое издание

На данном этапе определяется содержание проекта обеспечения непрерывности бизнеса и разрабатывается его пошаговый план. В нем определяется, как будет исполняться проект, как будет проводиться его мониторинг, контроль и закрытие, а также определяются границы проекта, роли членов проектной команды и цели проекта.

Помимо вышеперечисленных действий, необходимо определить потребность в проекте. Для некоторых компаний непрерывность бизнеса – это обеспечение эффективности критически важных бизнес-функций, а также демонстрация устойчивости бизнеса клиентам. Но нельзя забывать, что существуют требования нормативно-правовых актов и регулирующих органов к непрерывности бизнеса. Далее в таблице перечислены и описаны стандарты / нормативно-правовые акты (НПА), широко использующиеся на территории Российской Федерации, а также ряд требований, которые предъявляют данные стандарты / НПА к системе непрерывности бизнеса.

Стандарт / НПА Требование Описание Статус
ISO/IEC 27001:2013 «Information technology – Security techniques – Information security management systems – Requirements» (Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности) A.17 Information security aspects of business continuity management
(Аспекты информационной безопасности в управлении непрерывностью бизнеса)

Непрерывность информационной безопасности должна быть встроена в систему непрерывности бизнеса компании. Для этого необходимо:

– спланировать непрерывность информационной безопасности;
– внедрить непрерывность информационной безопасности;
– проверить, оценить непрерывность информационной безопасности.

Непрерывность информационной безопасности является одним из требований в том случае, если компания стремится получить сертификат соответствия требованиям ISO/IEC 27001:2013 «Information technology – Security techniques – Information security management systems – Requirements».
ISO 22301:2012 «Societal security – Business continuity management systems – Requirements» (Социальная безопасность. Системы менеджмента непрерывности бизнеса) Данный стандарт посвящен непрерывности бизнеса. В стандарте прописаны:
– требования, необходимые для установления системы менеджмента непрерывности бизнеса в компании;
– требования к функциям высшего руководства в системе менеджмента непрерывности бизнеса;
– требования к установлению стратегических целей и руководящих принципов системы менеджмента непрерывности бизнеса;
– требования к обеспечению непрерывности бизнеса, порядок разработки процедур управления в условиях инцидента.
Наличие планов BCP/DRP (данные планы рассмотрены в разделе «Разработка и внедрение планов») является обязательным условием в том случае, если компания стремится получить сертификат соответствия требованиям ISO 22301:2012 «Societal security – Business continuity management systems – Requirements».
ГОСТ Р 53647 «Менеджмент непрерывности бизнеса» Данный стандарт посвящен непрерывности бизнеса. Настоящий стандарт устанавливает требования к планированию, созданию, функционированию, мониторингу, анализу, проведению учений, поддержке и улучшению документированной системы менеджмента непрерывности бизнеса. Носит рекомендательный характер.
СТО БР ИББС-1.0-2014 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации» 8.11. Требования к организации обеспечения непрерывности бизнеса
и его восстановления после прерываний
В организации банковской системы должен быть определен план обеспечения непрерывности бизнеса и его восстановления после возможного прерывания. План должен содержать инструкции и порядок действий работников организации банковской системы по восстановлению бизнеса. В частности, в состав плана должны быть включены:
– условия активации плана;
– действия, которые должны быть предприняты после инцидента ИБ;
– процедуры восстановления;
– ­процедуры тестирования и проверки плана;
­– план обучения и повышения осведомленности сотрудников;
­– обязанности сотрудников с указанием ответственных за выполнение каждого из положений плана.
Также должны быть установлены требования по обеспечению ИБ, регламентирующие вопросы обеспечения непрерывности бизнеса и его восстановление после прерывания, в том числе требования к мероприятиям по восстановлению необходимой информации, программного обеспечения, технических средств, а также каналов связи.
Носит рекомендательный характер.
Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» X. Обеспечение доступности информации (ОДТ) В соответствии с Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 г. № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» необходимо:
– использовать отказоустойчивые технические средства;
– резервировать технические средства, программное обеспечение, каналы передачи информации, средства обеспечения функционирования информационной системы;
– контролировать безотказное функционирование технических средств;
– обеспечить обнаружение и локализацию отказов функционирования технических средств;
– принимать меры по восстановлению отказавших средств;
– тестировать технические средства;
– осуществлять периодическое резервное копирование информации на резервные машинные носители;
– обеспечить возможность восстановления информации с резервных машинных носителей информации (резервных копий) в течение установленного временного интервала;
– контролировать состояние и качество предоставления уполномоченным лицом вычислительных ресурсов (мощностей), в том числе по передаче информации.
В случае если система классифицирована по 1 или 2 классу защищенности, описанные в приказе требования носят обязательный характер.
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 г. № 21
«Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
X. Обеспечение доступности персональных данных (ОДТ) В соответствии с Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 г. № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» необходимо обеспечить:
– контроль безотказного функционирования технических средств;
­– обнаружение и локализацию отказов функционирования;
– принятие мер по восстановлению отказавших средств и их тестирование;
– резервное копирование персональных данных на резервные машинные носители персональных данных;
– возможность восстановления персональных данных с резервных машинных носителей персональных данных (резервных копий) в течение установленного временного интервала.
В том случае, если для информационной системы персональных данных определен 1 или 2 уровень защищенности, описанные в приказе требования носят обязательный характер.

После того как план проекта окончательно сформирован и разработан, его необходимо направить руководству компании для утверждения. Работа по плану должна начинаться только после согласования с руководством.

Обратите внимание! В некоторых компаниях спонсор проекта не уделяет ему должного внимания, и ответственность возлагается на менеджера среднего звена. Это может привести к проблемам в коммуникации заинтересованных сторон и снижению поддержки высшего руководства компании. Данную проблему можно решить путем создания проектного комитета, куда войдут представители всех заинтересованных сторон. Комитет должен периодически проводить встречи, решать проблемы и обсуждать ход проекта.

Анализ воздействия на бизнес

Анализ воздействия на бизнес – метод, позволяющий исследовать воздействие инцидентов на ключевые виды деятельности и процессы компании.

На данном этапе предусмотрено детальное изучение процессов компании. Для этого консультант проводит интервью с руководством отделов, входящих в область проекта. В ходе беседы запрашивается информация о деятельности отдела и составляется перечень процессов / функций, которые он осуществляет. Далее для детального изучения процессов / функций интервьюируются владельцы процессов и определяется тип воздействия на бизнес (материальный, репутационный) и степень зависимости процесса от IT и внешних сервисов. А затем определяется максимально допустимое время простоя (Maximum Allowable Outage).

Maximum Allowable Outage – период времени, по истечении которого существует угроза окончательной утраты жизнеспособности организации, в том случае, если поставка продукции и/или предоставление услуг не будут возобновлены.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»

После того как владельцем процесса / функции был определен MAO, IT-департаментом (на основе MAO) определяются показатели RTO, RPO, SDO.
Recovery Time Objective (RTO). Время, в течение которого должно происходить восстановление бизнес-функции или ресурса при наступлении нештатных ситуаций.
Recovery Point Objective (RPO). Целевая точка восстановления определяет объем допустимых потерь данных в случае прерывания операций. Например, если RPO равен 15 минутам – допускается потеря данных за последние 15 минут.
Service Delivery Objective (SDO). Уровень доступности сервиса в определенный момент времени.

На рисунке изображено, как определяются вышеперечисленные метрики:

Результатом проведения анализа воздействия на бизнес являются:
— перечень ранжированных по приоритетам критических процессов и соответствующих взаимозависимостей;
— зарегистрированные экономические и производственные воздействия, вызванные нарушением критических процессов;
— вспомогательные ресурсы, необходимые для идентифицированных критических процессов;
— возможные сроки простоя и восстановления критических процессов и взаимосвязанных информационных технологий.

Обратите внимание! Зачастую владельцы бизнес-процессов намеренно или неосознанно завышают целевые значения нормативов восстановления, что способствует искажению анализа и влечет за собой необоснованные расходы. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо вместе с проектной группой, а также с заинтересованными сторонами рассмотреть ценность бизнес-функции в контексте происшествия, которое затронуло всю компанию. Этот подход позволит объективно определить нормативы восстановления.

Оценка рисков

Риск – влияние неопределенности на цели.
Отступление: в данной статье не рассматриваются детали оценки рисков.

Оценка риска / risk assessment – процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и оценку риска.
ISO 73:2009 «Менеджмент рисков. Словарь»

Целью оценки рисков в рамках управления непрерывностью бизнеса является определение событий, которые могут привести к нарушению деятельности компании, а также их последствий (ущерб).

Оценка риска обеспечивает:
— понимание потенциальных опасностей и воздействия их последствий на достижение установленных целей компании;
— понимание угроз и их источников;
— идентификацию ключевых факторов, формирующих риск; уязвимых мест компании и ее систем;
— выбор способов обработки риска;
— соответствие требованиям стандартов.

Процесс оценки рисков состоит из:
— Идентификации риска – процесс определения элементов риска, описания каждого из них, составления их перечня. Целью идентификации риска является составление перечня источников риска и угроз, которые могут повлиять на достижение каждой из установленных целей компании;
— Анализ риска – процесс исследования информации о риске. Анализ риска обеспечивает входные данные процесса общей оценки риска, помогает в принятии решений относительно необходимости обработки риска, а также в выборе соответствующей стратегии и методов обработки;
— Сравнительная оценка риска – сопоставление его уровня с критериями, установленными при определении области применения менеджмента риска, для определения типа риска и его значимости.

Оценка рисков в дальнейшем позволит обоснованно выработать стратегию непрерывности бизнеса, а также поможет определить оптимальный сценарий ее реализации.

Разработка стратегии непрерывности бизнеса

После того как были проанализировали требования к непрерывности, необходимо выбрать и обосновать возможные технические и организационные решения. В процессе выбора решения необходимо детально рассмотреть возможные действия в отношении помещений, технологий, информационных активов, контрагентов, а также партнеров. Данные решения, как правило, выбираются с целью:
— защиты приоритетных видов деятельности компании;
— их эффективного восстановления;
— смягчения последствий инцидентов, разработки ответных и превентивных мер.
Примечание: выбор решения должен основываться на стоимости восстановления и стоимости простоя.

Данные решения могут включать в себя:
— «зеркальные» площадки;
— «горячие» площадки;
— «теплые» площадки;
— «холодные» площадки;
— площадки динамического распределения нагрузки;
— аутсорсинг / соглашение;
— мобильные площадки.

Основными отличиями вышеперечисленных решений являются стоимость и время восстановления деятельности компании.

Обратите внимание! Решения помогают в реализации эффективной стратегии непрерывности бизнеса. Но для того, чтобы определить оптимальный вариант, необходимо выбирать стратегические решения, исходя из результатов анализа воздействий на бизнес и оценки рисков (этот подход поможет обосновать руководству необходимость инвестиций в проект управления непрерывностью бизнеса).

Разработка и внедрение планов непрерывности бизнеса

План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

В соответствии с лучшими практиками [1, 2, 4], планы управления непрерывностью должны состоять из трех компонентов:
1. Реагирование на чрезвычайные ситуации – определяет последовательность действий, которые необходимо осуществить при обнаружении инцидента.
2. Управление инцидентами – определяет методы, необходимые для смягчения или уменьшения размера происшествия.
3. Восстановление деятельности – определяет последовательность действий, которые необходимо осуществить для того, чтобы восстановить сервис на заданном уровне.

Примечание: для наглядности используйте блок-схемы и другие графические способы представления информации.

Примерная структура плана обеспечения непрерывности бизнеса:

1. Введение
1.1. Исходная информация
1.2. Границы действия плана
1.3. Предпосылки создания плана
2. Концепция
2.1. Описание системы обеспечения непрерывности
2.2. Описание этапов восстановления непрерывности
2.3. Роли и их обязанности
3. Активация плана
3.1. Критерии и порядок активации
3.2. Порядок уведомления заинтересованных лиц
3.3. Порядок оценки происшествия
4. Контроль
5. Восстановление
5.1. Последовательность восстановления непрерывности

Специалистами NIST было разработано руководство [1], которое достаточно подробно описывает необходимые планы обеспечения непрерывности бизнеса. Далее приведена таблица, где описан каждый из планов (указанных в руководстве NIST), а также даны ссылки на стандарты / НПА, которые предписывают разработку таких планов.

Наименование плана Описание плана Стандарт / НПА
Business Continuity Plan (BCP) – План обеспечения непрерывности бизнеса Набор задокументированных процедур, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента, и направлены на обеспечение возможности продолжения выполнения компанией критических важных видов деятельности на установленном приемлемом уровне. ISO 22301 «Социальная безопасность. Системы менеджмента непрерывности бизнеса»:
8.4.4 Планы непрерывности бизнеса (Business continuity plans)
Continuity of Operations Plan (COOP) – План непрерывности операций Фокусируется на восстановлении критически важных функций компании на альтернативной площадке и на их выполнении в течение 30 дней.

         –

Crisis Communication Plan – План антикризисных коммуникаций В данном плане задокументированы процедуры и правила внешних и внутренних коммуникаций в случае чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций («Организации обязаны предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»).
Critical Infrastructure Protection Plan (CIP) – План защиты критических инфраструктур План направлен на защиту ключевых ресурсов и компонентов национальной инфраструктуры. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации».
Cyber Incident Response Plan – План реагирования на киберинциденты План, описывающий процедуры реакции на инциденты, связанные с атаками хакеров, вторжения в информационную систему и другие проблемы безопасности. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности»;
NIST 800-61 «Computer Security. Incident Handling Guide».
Disaster Recovery Plan (DRP) – План восстановления после сбоя План восстановления инфраструктуры компании после возникновения аварии. ISO 22301 «Социальная безопасность. Системы менеджмента непрерывности бизнеса»:
8.4.5 Восстановление (Recovery).
Information System Contingency Plan (ISCP) – План на случай непредвиденных ситуаций в информационных системах План восстановления системы, сетей и основных приложений после аварии. Данный план необходимо разработать для каждой критической системы и/или приложения.

                   –

Occupant Emergency Plan (OEP) – План действия персонала в случае чрезвычайной ситуации В данном плане определяется порядок обеспечения безопасности персонала и процедуры эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности».

Вышеперечисленные документы составляются исходя из потребностей компании, но на практике чаще всего применяются следующие виды планов:
— План реагирования на инциденты – данный вид плана может включать в себя план реагирования на киберинциденты, план на случай непредвиденных ситуаций в информационных системах. Данный план поможет уменьшить масштабы катастрофы и смягчить ее последствия, что даст возможность сэкономить время и дополнительное преимущество при активации остальных типов планов.
— План действия персонала в чрезвычайных ситуациях – в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. №68 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 21.12.1994 г. №69 «О пожарной безопасности» этот план является обязательным для всех компаний.
— План восстановления после сбоя – сфокусирован на восстановлении критически важных информационных систем. Данный вид плана осуществляет поддержу плана обеспечения непрерывности бизнеса и направлен на восстановление работоспособности отдельных систем и приложений.
— План обеспечения непрерывности бизнеса – сфокусирован на поддержке бизнес-процессов компании во время и после чрезвычайной ситуации; направлен на обеспечение возможности продолжения выполнения компанией критических важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне.
— План антикризисных коммуникаций – данный план поможет сохранить репутацию компании в кризисной ситуации. В нем документируется порядок взаимодействия со СМИ, правоохранительными органами, МЧС и т.д.

Обратите внимание! На этапе составления планов непрерывности бизнеса некоторые компании сосредоточиваются на технических решениях и не придают значения организационным мерам. В связи с этим необходимо указать на важность применения организационных мер наравне с техническими. Для этого проводятся обучающие семинары, тестирование планов, выпускаются учебные материалы.

Тестирование и пересмотр планов

Тестирование осуществляется для проверки работоспособности планов при возникновении определенного набора обстоятельств, влияющих на деятельность компании. План тестирования выбирается с учетом типа компании и ее целей.

Тесты – инструменты оценки, которые используют количественные метрики для проверки работоспособности IT-системы или ее компонента.
NIST Special Publication 800-84 «Guide to Test, Training, and Exercise Programs for IT Plans and Capabilities»

К целям тестирования можно отнести:
— получение подтверждений работоспособности планов;
— проверку достаточности методического и технического обеспечения;
— получение необходимых навыков и знаний.

После того как была определена цель тестирования, разрабатывается сценарий, определяется метод тестирования и согласовывается с руководством. Чаще всего применяются следующие методы [2]:
— настольная проверка (Tabletop);
— имитация (Imitation);
— полное тестирование (Full business continuity testing).

После проведения тестирования составляются отчеты, в которых указываются сценарии и результаты тестирования, а также предложения по улучшению планов непрерывности деятельности.

Обратите внимание! Компании должны выбирать способ тестирования исходя из своих целей и финансовых возможностей.

Важно! Полное тестирование является самым эффективным, так как оно позволяет выявить множество недостатков, но из-за высоких рисков почти не используется на практике. Если компания решила использовать данный вид тестирования, необходимо заручиться поддержкой партнеров или воспользоваться услугами подрядчиков, чтобы минимизировать риски и предупредить значительные простои.

Обслуживание и обновление планов

Как уже отмечалось выше, управление непрерывностью бизнеса компании является циклическим процессом. А это значит, что нельзя ограничиваться одним только формированием планов, необходимо сопровождать, обновлять и совершенствовать их ежегодно, а иногда и чаще, например, в следующих случаях:
1. Изменение IT-инфраструктуры.
2. Изменение организационной структуры компании.
3. Изменения в законодательстве.
4. Обнаружение недостатков в планах при их тестировании.
Чтобы сохранить актуальность планов, необходимо выполнять следующие действия:
— проводить внутренние аудиты, включающие проверку восстановления после аварий, документации по обеспечению непрерывности и соответствующих процедур;
­— проводить регулярные практические тренинги по выполнению плана;
— интегрировать вопросы непрерывности бизнеса в процесс управления изменениями компании.

Заключение

Управление непрерывностью бизнеса обеспечивает объединение всех применяемых на предприятии мер в целостный, адекватный реальным угрозам и управляемый комплекс, позволяющий компании непрерывно предоставлять услуги, избегать влияния чрезвычайных ситуаций на деятельность и минимизировать возможный ущерб.
Этот комплекс состоит из семи этапов, которые должны быть реализованы в компании для обеспечения непрерывности предоставления услуг и производства продуктов.
В данной статье описан каждый этап с привязкой к российским реалиям, а также указаны моменты, на которые стоит обратить внимание при реализации данного проекта.

Литература
1. ISO 22301 Societal security – Business continuity management systems – Requirements.
2. ГОСТ Р 53647 «Менеджмент непрерывности бизнеса».
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 – 2011. «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
4. NIST Special Publication 800-34 Rev. 1 «Contingency Planning Guide for Federal Information Systems».
5. NIST Special Publication 800-84 «Guide to Test, Training, and Exercise Programs for IT Plans and Capabilities».
6. The Definitive Handbook of Business Continuity Management Second Edition Copyright © 2007 John Wiley & Sons Ltd.
7. Business Continuity Management How to protect your company from danger MICHAEL GALLAGHER Pearson Education Limited 2003.
8. www.bcmpedia.org/wiki/BCM_Body_of_Knowledge (BCMBoK).

Информация о проекте на сайте Softline: services.softline.ru/security/upravleniya-ib

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нижегородский районный суд нижнего новгорода официальный сайт реквизиты
  • Нижнеилимский районный суд иркутской области официальный сайт реквизиты
  • Нижнетагильская энергосбытовая компания официальный сайт личный кабинет
  • Новогодние застольные сказки для компании взрослых за столом прикольные
  • Новогодние прикольные загадки для веселой компании за столом с ответами