Некачественно оказанная услуга управляющей компанией

X. Порядок установления факта предоставления коммунальных

услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,

превышающими установленную продолжительность

104. При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее — нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

105. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» — «ж» пункта 17 настоящих Правил, — аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее — аварийно-диспетчерская служба).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897)

(см. текст в предыдущей редакции)

106. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

107. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.

108. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.03.2018 N 331)

(см. текст в предыдущей редакции)

109. По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Правила организации теплоснабжения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

110. Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.

Если проведение экспертизы качества предоставления коммунальной услуги возможно в месте ее предоставления, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт (если это определено заинтересованными участниками проверки на момент составления акта проверки).

Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.

Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.

Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям исполнитель обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.

110(1). В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

(п. 110(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)

111. Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

(пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)

112. Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;

б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

113. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.

Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.

Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.

При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).

При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя.

(Астрахань) 14.06.2018 Рубрика: ЖКХ

Услуга не оказана, но оплатить ее придется

Прошу объяснить, почему суду не требуются доказательства, подтверждающие факт выполнения обязательств УК по договору управления? Суд взыскивает задолженность за содержание жилья на основании лишь того, что оплата содержания жилья – обязанность собственника этого жилья, при этом доказательства того, что услуги по содержанию жилья УК оказывала не в том объеме и не те, что предусмотрены договором управления, судом первой инстанции просто проигнорированы. Во второй инстанции судья сказал мне, что вопрос задолженности за услуги УК рассматривается вне зависимости от качества этих услуг, их оказания или не оказания и т.п. Если меня что-то в этих услугах не устраивает, то я могу подать отдельный иск. Но при этом иск УК о взыскании с меня задолженности будет удовлетворен на основании одного лишь договора управления, без иных доказательств. Такой подход суда мне не понятен, так как на мой взгляд, нарушает Конституцию РФ в части равных прав граждан – получается, что мне в свое иске к УК нужно доказывать факты не оказания услуг со стороны УК, а УК в своем иске ко мне ничего доказывать не требуется. Также нарушается норма ст. 328 ГК РФ о возможности отказаться от исполнения своего обязательства при неисполнении обязательства контрагентом.

Светлана Разворотнева

Светлана Разворотнева

Консультаций: 262

Плата подлежит перерасчету, если услуги не оказываются или оказываются ненадлежащего качества.

Нормы Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением  Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в части определения порядка составления акта, отражающего факт оказания услуг ненадлежащего качества, носят отсылочный характер.

Таким образом, фактически, нам надлежит руководствоваться гл. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Глава 10 Правил регламентирует порядок установления факта предоставления коммунальных услуг  с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Так, при обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность вы должны уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации в письменной или устной форме, в том числе с использованием средств связи.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с вами дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, но не позднее двух часов с момента получения сообщения, если с вами  не согласовано иное время. Время составление акта может быть перенесено при действии обстоятельств непреодолимой силы. При этом с потребителем должно быть согласовано иное время проведения проверки качества услуги.

Важно, что законодателем, принимая во внимание возможное уклонение исполнителя услуг от составления акта, предусмотрена возможность фиксации факта нарушения без участия исполнителя, после истечения установленного законом срока ожидания.

Так, согласно п. 110(1) Правил в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в п. 108 Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

В таком случае указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Акты являются основанием для перерасчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также подтверждают неисполнение договора управления при его расторжении по инициативе собственников. Срок предъявления акта для перерасчета платы составляет шесть месяцев.

Акт направляется в адрес управляющей организации с заявлением о перерасчете.

При наличии неисполненного обязательства управляющей организации о перерасчете платы за некачественно оказанные или неоказанные услуги предъявляется иск о перерасчете начисленной платы.

Именно таков порядок на сегодняшний день, если иное не установлено договором управления.

Норма ст. 328 ГК РФ действует в данной ситуации в полном объеме. Фактически она дублируется ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, предусматривающей право собственников расторгнуть договор управления при его неисполнении управляющей организацией в любой момент, но на основании решения общего собрания собственников. Нужно не забывать, что контрагентами в данных договорных отношениях являются управляющая организация, с одной стороны, и собственники, обладающие не менее чем 50% голосов от общего количества, с другой.

Поэтому ничто не препятствует стороне отказаться от исполнения договора.

Наличие актов будет подтверждать наличие оснований для реализации права собственников на расторжение договора в одностороннем порядке.

Разъясняет заместитель прокурора Каменского района Ершова И.П.

В соответствии со ст.161 ч.1 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При  управлении многоквартирным домом на управляющую организацию законодателем возложена  ответственность  перед собственниками помещений в многоквартирным доме  за оказание всех услуг и  выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных слуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать  требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ч.2-3 ст.161 Жилищного Кодекса РФ).

В силу ст.39 Жилищного кодекса  РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Общие требования к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома определены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, согласно которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц. При этом, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, являющимися обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Согласно п.2.3.4 указанных Правил периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех — пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.

Системное толкование положений федерального законодательства свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

В соответствии с п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, проведение текущего ремонта многоквартирного дома относится к обязанностям организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда. Данные Правила подлежат исполнению всеми организациями, деятельность которых непосредственно связана с вопросами обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, на которых в силу закона и договора возложена обязанность управления многоквартирными домами.

В связи с тем, что не исполнение управляющей организацией возложенных на нее федеральным законодательством обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и проведению текущего ремонта, препятствует качественному и бесперебойному предоставлению гражданам жилищно-коммунальных услуг, нередко создавая угрозу для их жизни и здоровья,  причинению иного имущественного ущерба, что влечет в свою очередь нарушение  прав и законных интересов лиц преклонного возраста, лиц,  являющихся инвалидами,  лиц, имеющих малолетних и несовершеннолетних детей,  иных лиц, которые по разным  причинам не могут сами защитить свои права и законные интересы.

И в таких случаях органы прокуратуры стоят на защите  данной категории граждан. Например, прокурором Каменского района  в 2017 г. предъявлено 19 исковых заявлений о признании незаконным бездействия ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Каменского городского округа» по непринятию мер к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов в с.Рыбниковское, в п.Мартюш, в с.Новоисетское, в с.Колчедан, с.Позариха, с.Кисловское, с.Маминское Каменского района и  обязании  провести ремонтно-восстановительные  и иные  работы в отношении общего имущества указанных многоквартирных жилых домов, направленные на устранение выявленных нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утв. постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170. Иски судом были удовлетворены и требования прокурора выполнены. 

Ответственность управляющей организации за ненадлежащее оказание услуг

Разъясняет заместитель прокурора Каменского района Ершова И.П.

В соответствии со ст.161 ч.1 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При  управлении многоквартирным домом на управляющую организацию законодателем возложена  ответственность  перед собственниками помещений в многоквартирным доме  за оказание всех услуг и  выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных слуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать  требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ч.2-3 ст.161 Жилищного Кодекса РФ).

В силу ст.39 Жилищного кодекса  РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Общие требования к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома определены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, согласно которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц. При этом, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, являющимися обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Согласно п.2.3.4 указанных Правил периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех — пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.

Системное толкование положений федерального законодательства свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

В соответствии с п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, проведение текущего ремонта многоквартирного дома относится к обязанностям организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда. Данные Правила подлежат исполнению всеми организациями, деятельность которых непосредственно связана с вопросами обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, на которых в силу закона и договора возложена обязанность управления многоквартирными домами.

В связи с тем, что не исполнение управляющей организацией возложенных на нее федеральным законодательством обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и проведению текущего ремонта, препятствует качественному и бесперебойному предоставлению гражданам жилищно-коммунальных услуг, нередко создавая угрозу для их жизни и здоровья,  причинению иного имущественного ущерба, что влечет в свою очередь нарушение  прав и законных интересов лиц преклонного возраста, лиц,  являющихся инвалидами,  лиц, имеющих малолетних и несовершеннолетних детей,  иных лиц, которые по разным  причинам не могут сами защитить свои права и законные интересы.

И в таких случаях органы прокуратуры стоят на защите  данной категории граждан. Например, прокурором Каменского района  в 2017 г. предъявлено 19 исковых заявлений о признании незаконным бездействия ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Каменского городского округа» по непринятию мер к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов в с.Рыбниковское, в п.Мартюш, в с.Новоисетское, в с.Колчедан, с.Позариха, с.Кисловское, с.Маминское Каменского района и  обязании  провести ремонтно-восстановительные  и иные  работы в отношении общего имущества указанных многоквартирных жилых домов, направленные на устранение выявленных нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утв. постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170. Иски судом были удовлетворены и требования прокурора выполнены. 

Качество предоставления услуг жителям МКД – зона ответственности УО и поставщика ресурсов. Кто будет делать перерасчёт или возмещать ущерб из-за некачественной услуги, решается по итогам проверки и экспертизы, а также в суде. Читайте о положительной для УО судебной практике в спорах с РСО об оплате услуг ненадлежащего качества.

Определить, кто несёт ответственность за коммунальную услугу ненадлежащего качества

За качество предоставляемых жителям многоквартирных домов коммунальных услуг ответственность несёт как УО/ТСН, так и РСО:

1. Если исполнителем КУ является управляющая домом организация, то при установлении факта оказания услуг ненадлежащего качества УО делает перерасчёт вплоть до полного освобождения потребителя от соответствующей платы, а также возмещает реальный ущерб и моральный вред потребителю по его требованию (пп. «е» п. 33, п. 98 ПП РФ № 354).

2. Если исполнитель КУ – ресурсоснабжающая организация, у собственников заключён прямой договор с поставщиком, то:

  • когда нарушение качества произошло до границы общего имущества дома, в сетях до стены дома, РСО делает перерасчёт платы за услугу;
  • когда качество было нарушено во внутридомовых сетях, то перерасчёт не делается, а житель дома имеет право потребовать от УО/ТСН возместить убытки и моральный вред (п. 103 ПП РФ № 354, п. 21 постановления Пленума ВС РФ 27.06.2017 от № 22).

Управляющая организация, установившая факт нарушения качества услуг по вине РСО, должна доказать это с помощью любых средств доказывания, предусмотренных ст. 55 ГПК РФ: показаний свидетелей, видеозаписей, заключений экспертов и лабораторий, иными способами (п. 22 постановления Пленума ВС РФ № 22).

Вправе ли УО передавать РСО персональные данные при прямом договоре

Вправе ли УО передавать РСО персональные данные при прямом договоре

Зафиксировать в акте проверки причины нарушения качества услуг

Установление факта предоставления услуг ненадлежащего качества и поиск его причин проводится в месте разграничения балансовой принадлежности сетей, на границе общего имущества многоквартирного дома и централизованных сетей. При такой проверке можно установить, кто несёт ответственность за нарушение качества КУ.

Порядок установления фактов оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества изложен в разделе X ПП РФ № 354. Главным в процессе подтверждения качества услуг при этом становится проведение проверки возможных нарушений, после которой составляется акт, где, согласно п. 109 ПП РФ № 354, фиксируются:

  • дата и время проверки;
  • установленные нарушения или их отсутствие;
  • использованные методы проверки и инструменты;
  • выводы о периоде оказания услуг ненадлежащего качества.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги (п. 110 ПП РФ № 354). Причину нарушения качества КУ также может зафиксировать и ОДПУ.

Например, если у УО есть почасовые распечатки данных приборов учёта, в которых указана температура ГВС в разные периоды, нет необходимости в составлении акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества (постановление АС УО от 11.01.2017 по делу № А60-59444/2015, постановление АС СКО от 29.03.2016 по делу № А32-23685/2014).

Ниже рассмотрим несколько судебных дел, в которых УО смогли доказать, что в предоставлении услуг ненадлежащего качества виновата РСО. Это позволило управляющим организациям не оплачивать поставленный ресурс.

Как УО выстроить отношения с РСО после принятия ПП РФ № 1090

Как УО выстроить отношения с РСО после принятия ПП РФ № 1090

Предъявить в суде акт проверки по факту оказания некачественных услуг

Поставщик тепловой энергии обратился в суд с требованием взыскать с ТСЖ сумму задолженности за ресурс, потреблённый на отопление в многоквартирном доме. ТСЖ отказалось оплачивать выставленные за период счета, ссылаясь на поставку ресурса ненадлежащего качества: температура воздуха в квартирах составляла + 18°С.

Товарищество представило в суде доказательства, что температура теплоносителя была ниже установленной нормы уже на входе в дом, то есть до границы балансовой принадлежности: подписанный температурный график тепловой сети и акт проверки.

Суд первой инстанции встал на сторону РСО. Поскольку факт поставки ресурса сторонами не отрицался, то, по мнению судьи, ТСЖ обязано оплатить тепловую энергию в полном объёме согласно показаниям общедомового прибора учёта.

Апелляционный суд отменил это решение, поскольку счёл доказанным факт оказания поставщиком ресурса услуг ненадлежащего качества. Поэтому ТСЖ не обязано оплачивать поставленную за период тепловую энергию.

РСО подала кассационную жалобу. Суд, принимая решение, исходил из следующих норм законодательства и фактов, доказанных сторонами в суде:

  • По результатам проверки факта предоставления услуг ненадлежащего качества должны быть составлены акты в соответствии с п. 67 ПП РФ № 307, действовавшего на момент рассмотрения дела.
  • Если РСО нарушает требования, предъявляемые к качеству ресурса, абонент вправе отказаться от его оплаты (ч. 2 ст. 542 ГК РФ).

Так как ТСЖ смогло доказать факт оказания услуг ненадлежащего качества, составив и подписав акты проверок, суд отказал РСО в праве взыскать с ТСЖ стоимость поставленного в дом ресурса.

Как управляющим компаниям отсудить у РСО до нескольких млн рублей

Как управляющим компаниям отсудить у РСО до нескольких млн рублей

Доказать оказание РСО некачественных услуг с помощью экспертизы

Составление актов, которые подтверждают поставку ресурса ненадлежащего качества, не всегда является решающим в споре между РСО и УО. Это подтверждает судебный процесс по делу № А75-4915/2012.

В суд обратилась ресурсоснабжающая организация с требованием взыскать с УО задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения. Управляющая организация отказывалась оплачивать счета, требуя произвести перерасчёт платы, поскольку поставленная за период холодная вода не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по очистке питьевой воды.

УО представила в суде данные экспертизы качества холодной воды, которые подтверждали несоответствие ресурса требованиям санитарных правил и норм по химическим показателям по содержанию железа, аммиака, цветности в спорный период.

Суды первой инстанции и апелляции удовлетворили иск РСО. Судьи указали на то, что абонент использовал поставленный ресурс и не может его вернуть. Поэтому УО обязана оплатить весь ресурс по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ (ст. 544 ГК РФ). Также УО не выполнила порядок установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества.

УО подала кассационную жалобу и выиграла суд. Судья указал на то, что под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются КУ, отвечающие требованиям законодательства РФ, в том числе нормам СанПиН (ст. 542 ГК РФ). Абонент имеет право отказаться от оплаты ресурса, если он не соответствует требованиям качества (ч. 2 ст. 542 ГК РФ)

Судья кассационной инстанции отметил, что выводы нижестоящих судов об отсутствии надлежащим образом оформленных актов о некачественном предоставлении услуг опровергаются фактически установленными по делу обстоятельствами – данными экспертизы холодной воды, предоставленными управляющей организацией.

Принятые по делу документы в первой и апелляционной инстанциях в части взыскания с УО задолженности за поставку холодной воды в спорный период были отменены. Судья постановил принять новое решение и отказать РСО в удовлетворении исковых требований.

Об обязанности УО оплачивать ресурсы на содержание общего имущества

Об обязанности УО оплачивать ресурсы на содержание общего имущества

Отсудить у РСО сумму ущерба из-за оказания услуг ненадлежащего качества

Предоставление услуг ненадлежащего качества может стать причиной ущерба, причинённого общедомовому имуществу. Стоимость такого ущерба УО или ТСЖ имеет право взыскать с поставщика ресурсов, если доказано, что РСО допустила снижение качества поставляемого в дом ресурса.

Так, одно из ТСЖ Ленинградской области обратилось в суд с требованием к РСО возместить ущерб в 1,2 млн рублей, причинённый общему имуществу дома из-за поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества. ТСЖ пришлось менять элементы внутридомовой системы теплоснабжения: стояки пришли в негодность из-за поставки горячей воды с повышенным содержанием железа.

Факт предоставления РСО услуг ненадлежащего качества был установлен ранее в суде, но поставщик тепловой энергии не исполнил решения суда и не восстановил качество услуг, не заменил вышедшее из строя оборудование. ТСЖ провело работы по замене оборудования самостоятельно и потребовало с РСО возместить стоимость работ в полном объёме.

Суды трёх инстанций встали на сторону ТСЖ, приняв во внимание следующие доводы истца по делу:

  • факт предоставления услуг ненадлежащего качества был установлен ранее в судебном порядке, а ТСЖ представило заключение экспертизы горячей воды, поставляемой в дом;
  • РСО не исполнила решения суда, не приняла меры по восстановлению качества предоставляемых услуг и ремонту оборудования, которое пострадало из-за некачественного ресурса;
  • ТСЖ, управляющее многоквартирным домом, выполнило работы по замене повреждённого оборудования и направило претензию в РСО с требованием возместить стоимость работ.

Суды пришли к выводу, что ТСЖ имеет право требовать от РСО возмещения реального ущерба на основании п. 2 ст. 15 ГК РФ, поскольку товарищество доказало в суде обоснованность своих требований.

Что делать УО, если РСО поставляет завышенный объём тепловой энергии

Что делать УО, если РСО поставляет завышенный объём тепловой энергии

Запомнить

Анализируя представленные решения судов в пользу управляющих организаций в спорах с РСО о качестве предоставляемых услуг, можно сделать следующие выводы:

  1. При выявлении факта оказания РСО услуг ненадлежащего качества УО должна составить акт или зафиксировать любым иным способом доказательства вины поставщика услуг.
  2. При необходимости УО следует провести экспертизу поставляемого ресурса на границе балансовой принадлежности сетей.
  3. При наличии технической возможности УО нужно фиксировать нарушения качества услуг с помощью ОДПУ, показания которого РСО принимает к расчётам.

В случае, если удастся доказать, что поставщик ресурса оказывал услуги ненадлежащего качества, УО может отказаться оплачивать поставленные ресурсы и требовать, чтобы РСО возместила нанесённый имуществу собственников ущерб.

Жилье ,

05 ноя 2020, 17:50 

0 

Как меньше платить за некачественные услуги ЖКХ по новому закону

Рассказываем, как доказать, что услуги предоставляются некачественно, и что делать, если жилинспекция не идет навстречу

Фото: Reshetnikov_art/shutterstock

С 7 ноября 2020 года вступит в силу закон, согласно которому в России уменьшат плату за коммунальные услуги, предоставленные с перерывами или некачественно. Платежи можно будет снизить, если нарушения произошли по вине тех, кто отвечает за содержание и своевременный ремонт инженерных коммуникаций в многоквартирном доме.

Эксперты рассказали, как собственнику доказать, что он получает некачественные коммунальные услуги, и снизить их стоимость.

Зачем нужен закон

Закон был принят для того, чтобы убрать норму о штрафах, которые должны были выплачивать потребителям лица, виновные в нарушении непрерывности предоставления или качества коммунальных услуг. «Это продиктовано исключительно налоговыми последствиями, возникающими в связи с выплатами штрафов, которые предусмотрены в сегодняшней редакции Жилищного кодекса. То есть если будет выявлена некачественная услуга и это будет доказано в досудебном порядке или через суд, то вместо выплаты штрафа стоимость коммунальных платежей будет пересчитана с учетом недопоставленной услуги, с учетом компенсации за неоказаннную или некачественно оказанную услугу потребителю», — пояснил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.

Кому жаловаться

Для того чтобы снизить платежи, потребитель должен написать в жилищную инспекцию требование направить по его адресу сотрудника для проверки качества услуг. «В документе следует указать период (обычно двое суток), в течение которого представитель коммунальных служб должен прибыть и сделать замеры, подтверждающие ненадлежащее качество предоставляемых услуг. Акт проверки выдается заявителю на руки», — объяснила юрист Виктория Данильченко, председатель Коллегии адвокатов Виктории Данильченко. По ее словам, заявление подается в двух экземплярах — один остается в конторе, а второй забирает собственник жилья с соответствующей пометкой о принятии. Доказательством оказания некачественных услуг могут быть свидетельские показания, письменные доказательства (акты, экспертные заключения), фото- или видеосъемки проверки качества коммунальных услуг, уточнил юрист НП ЖКХ Контроль Бахрам Арбобов.

Как оценивают качество воды

Оценивая качество холодной воды, специалисты должны провести проверку силы напора, химического состава и внешнего вида воды, а также показателей жесткости. Холодная вода должна быть надлежащего качества, согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. В случае если холодное водоснабжение имеет отклонения по давлению подачи, уменьшение платы осуществляется в зависимости от степени отклонения. «Отклонение от установленных показателей до 25% влечет уменьшение оплаты на 0,1% за весь период подачи холодной воды с отклонением давления, а отклонение давления подачи холодной воды более чем на 25% влечет за собой освобождение потребителя от уплаты за данную коммунальную услугу. Что касается температуры горячей воды, то она должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. Такой температурный порог необходим для того, чтобы обеспечить гибель бактерий. Минимальная температура горячей воды должна быть обеспечена независимо от состояния коммуникаций и отопительного оборудования», — уточнила Данильченко.

Как оценивают качество отопления

Оценка отопления производится с учетом давления в системе, а также температуры в помещении. Согласно нормативам, температура воздуха в квартире должна быть не ниже +18 °C, а в угловых комнатах — не менее +20 °C. «Для того чтобы точно определить уровень тепла, необходимо замерять его в середине комнаты. При этом все окна и двери должны быть закрыты. Можно жаловаться на холод в квартире, если температура на протяжении пяти дней после запуска отопления оказывается ниже установленных значений», — подчеркнул Арбобов. Он отметил, что при определении качества подачи электроэнергии следует обращать внимание на силу тока и напряжение.

Если результат проверки не устроил

Если результат проверки вас не устраивает (часто бывает, что на момент прихода проверяющих все в порядке, а затем снова начинаются проблемы), нужно заявить в жилинспекцию о проведении повторной проверки с участием их специалистов, советует Данильченко. «Многие здесь встречаются с первым камнем преткновения — сотрудник коммунальных служб просто не приходит. Тогда есть вариант прибегнуть к услугам независимых экспертов, обладающих правом проведения данного вида экспертизы. Тут важно соизмерить стоимость независимой экспертизы и суммы, которую планируется получить от перерасчет. Вполне возможно, что это будет невыгодно», — рассказала юрист. Она пояснила, что после этого составляется претензия, в которой указываются все выявленные нарушения и сроки, в течение которых жилищная контора должна их устранить. Указывается требование о перерасчете коммунальных услуг. В идеале на этом перипетии с перерасчетом за некачественные услуги должны закончиться, а стоимость услуг уменьшена либо возвращены средства.

Если жилинспекция не реагирует

Если должной реакции от жилищной компании не последовало, потребитель имеет право обратиться в суд, советует юрист. «Составляется исковое заявление, к которому прилагаются копии всех собранных за это время документов, видеофиксация и свидетельские показания или подписи соседей помогут достичь желаемого результата. Также можно обратиться с жалобой в комиссию по защите прав потребителей», — советут Данильченко.

ЕСЛИ КАЧЕСТВО УСЛУГ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ИЛИ УСЛУГИ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ

(алгоритм действий)

1. Сообщить в управляющую компанию (далее УК)  об услуге ненадлежащего качества в устной форме (по телефону) или в письменной форме (наименование, адрес и телефон управляющей компании указан в платежном документе).

В сообщении отмечается фамилия, имя, отчество, точный адрес проживания потребителя, а так же указание на то, какая услуга не оказывается или оказывается некачественно.

Рекомендуем писать заявление письменно в двух экземплярах, на экземпляре потребителя делается отметка.

2. Потребовать от лица, принимающего сообщение представиться (ФИО, должность) и сообщить регистрационный номер Вашего сообщения.

Ваше сообщение независимо от его формы (устная или письменная) обязательно должно быть зарегистрировано представителем УК в журнале регистрации заявок потребителей. Представитель УК обязан сообщить свои ФИО, регистрационный номер заявки и время ее приема.

3. Потребовать от лица, принявшего сообщение, указать причины некачественного оказания услуги.

Представитель УК, которому известны причины, по которым исполнитель перестал предоставлять услугу или начал предоставлять услугу ненадлежащего качества, обязан безотлагательно сообщить об этом Вам и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок, что будет являться основанием для перерасчета.

4. Потребовать явки представителя УК для проверки качественных показателей услуги.

Представитель УК должен согласовать с потребителем дату и время, когда его посетят сотрудники УК, но не позднее, чем в течение трех дней. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем и исполнителем. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

5. Если Вы не согласны с результатами проверки, потребовать перепроверку

Если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

6. Потребовать произвести перерасчет за услугу ненадлежащего качества

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Правилами предоставления коммунальных услуг продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанными Правилами.

7. Если в перерасчете платы Вам отказали, обратиться в суд за защитой своих прав.

В соответствии с 17 статьей Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


По мере обветшания инженерных сетей оказание качественных коммунальных услуг становиться большой проблемой для их исполнителя. С учетом того, что государство отказалось вводить специальную административную ответственность для поставщиков ресурса – воздействовать на них существующими методами очень непросто и любые действия в определенной степени выступают как партизанские. Ранее мы начинали разбирать этот вопрос с акцентом на нарушения со стороны ресурсника. Теперь же мы посмотрим на данную тему более системно.

Виды некачественных услуг и варианты ответственных лиц

В зависимости от степени благоустройства дома потребителям оказываются разные коммунальные услуги. Чем больше благоустройства, тем больше услуг. Наиболее распространенными проблемами коммунальных услуг выступают следующие:

1. Низкий напор воды. Основные причины:
— утечки из-за аварий на магистрали, которая подает коммунальный ресурс в дом;
— недостаточная мощность насосного оборудования, которое подает ресурс в сеть.

2. Плохое качество воды (ржавчины, примеси и пр.). Основные причины:
— недостаточная фильтрация и очистка на этапе забора воды из водохранилищ;
— ветхие сети, которые обогащают воду цветом металлической ржавчины.

3. Недостаточные параметры теплоснабжения, а именно низкое давление по подаче тепловой энергии. Основные причины аварии и утечки на магистральной сети, в итоге низкое давление не позволяет продавить сеть.

4. Неотведение сточных вод и забитая канализация. В итоге колодцы на придомовой территории встают, а стоки и нечистоты уходят в подвал или «фонтанируют» в бытовых сетях потребителей. Чаще всего проблема возникает из-за отказа водоканала обслуживать участок сети, который является бесхозным. Ситуация усугубляет неправильно заключенный договор ресурсоснабжения.

5. Перебои энергоснабжения. В большей степени это редкость, однако ситуация возможна, если вводной кабель на дом поврежден или нарушена его изоляция.
За некачественную коммунальную услугу отвечает ее исполнитель, т.е. то лицо, которое такую услугу оказывает. В базовом варианте им является управляющая домом организация. Но так бывает не всегда. Если собственники проголосовали за прямые договоры с ресурсником (ст. 157.2 ЖК РФ), то исполнителем услуги становится поставщик, а УК лишь «обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг» (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Кроме того, УК может оказывать одну услугу (скажем, электроснабжение), но не оказывать другую (холодное водоснабжение). Проблема часто заключается в том, что:

— ресурсник часто отказывается считать себя исполнителем (предполагается, что он лишь собирает деньги, а все остальное – забота управляющей организации), а надзорные органы зачастую с этим соглашаются;
— если исполнителем услуги является УК, она полностью зависит от поставки ресурса ресурсником, ведь ресурс автономно в доме не производится. Это очень большая проблема для цеха: УК и ТСЖ находятся «на передовой» во взаимодействии с потребителем и выступают в качестве «единого окна» (терминология Минстроя) по приему жалоб за услугу, первопричина низкого качества которой не в них.

Инструменты воздействия на исполнителей

1. Административные методы.

Штраф за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами на должностных лиц составляет 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей. В принципе суды назначают такие штрафы не только управляющим организациям, но и ресурсникам:

— в одном из дел суд указал, что ресурсником не было принято достаточных мер по надлежащему соблюдению установленных требований в сфере обеспечения населения коммунальными услугами (Определение ВС РФ от 13.11.2018 г. по делу № А41-103909/2017);
— в другом случае суд указал, что являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано поставлять коммунальный ресурс бесперебойно с соблюдением условий о порядке и условиях предоставления таких услуг (Определение ВС РФ от 21.08.2019 г. по делу № А70-17572/2018).

Естественно, такие штрафы накладываются не только на исполнителя, но и на поставщика, даже если он не является исполнителем услуги. Общая проблема данного метода в следующем:

— штрафы совершенно мизерные и никак не мотивируют поставщиков и исполнителей повышать качество оказываемых услуг. Низкое качество услуг связано с ветхостью сетей, их ремонт нужно закладывать в инвестпрограмму и менять, но этого не делается;

— штраф назначается по итогам проверки, но проверки в этом и следующем году существенно

ограничены, а кроме того, в моменте проведения проверки подача коммунального ресурса может быть восстановлена, тогда эффективность проверки будет равна нулю.

2. Гражданско-правовые методы.

В законе установлена обязанность поставщика ресурса проводить перерасчет. Например, по ГВС за каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. А если температура ниже 40°С, то услуга ГВС тарифицируется как услуга ХВС. Такие же алгоритмы приводятся по другим услугам. Но проблема в том, что добровольное возмещение за некачественную услугу почти никогда не работает.
Во-первых, ресурсник зачастую не возмещает добровольно ни рубля УК как исполнителю. Соответственно, УК если и может произвести перерасчет жителям, то только из своих денег или средств на текущее содержание, а значит дом недополучит жилищных услуг. И проконтролировать возвращение денег всем потребителям – некому или технически сложно (ведь каждое отключение нужно фиксировать, рассчитывать, а такие отключения в течение даже одной недели могут быть веерными).

Во-вторых, сами суммы перерасчетов за некачественные услуги – мизерные. Теоретически можно пересчитать эти копейки, но сама процедура перерасчета не такая уж и простая. Все нужно заактировать, причем зачастую с представителем ресурсника (в зависимости от условий заключенного договора на поставку ресурса). Это долго и хлопотно.

3. Судебные методы.

Причина нарушения параметров подачи коммунальных ресурсов – это аварийность инженерных сетей, по которым осуществляется подача коммунального ресурса. Соответственно, одним из способов обеспечения потребителей коммунальных услуг могло бы быть понуждение ресурсника осуществлять замену инженерных сетей из-за аварийности которых дом недополучает коммунального ресурса. На такая практика единичная и пока что широко не распространена. Кроме того, довольно непросто доказать причинно-следственную связь между ветхими сетями и недопоставкой коммунального ресурса именно в данный дом.
Но зато хорошо помогает взыскание с поставщиков ресурса убытков, прежде всего, за прочистку канализации тогда, когда гарантирующая организация отказывается это делать.

Допустимая продолжительность перерыва водоотведения не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии). В случае если УК обратилась к поставщику, и канализация на внешних сетях не прочищена можно смело чистить канализацию самостоятельно, а с поставщика взыскивать убытки. Такая судебная практика широко наработана и особых сложностей тут обычно не возникает. Но вот в случае необеспечения теплоснабжения ремонт своими силами провести крайне сложно: для этого требуется много техники и специальные разрешения.

Объективно проблема с низким качеством коммунальных услуг на сегодняшний день неразрешима. Сети продолжают ветшать, темпы их замены остаются крайне низкими, а значит уровень обеспеченности населения коммунальными услугами будет снижаться и дальше. Нужны серьезные инвестиционные программы по замене коммунальных сетей и жесткие штраф в отношение поставщиков за неисполнение своих обязательство. Но пока ни первого, ни второго не предвидится. Поэтому эту проблему мы решаем ситуативно, и что называется «подручными средствами», описанными в статье.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Некоронованные короли мирового бизнеса читать онлайн
  • Мфц очаково матвеевское официальный сайт часы работы
  • Немецкая оружейная компания основана братьями 6 букв
  • Немецкая семейная клиника на варшавской время работы
  • Необходимые реквизиты для заключения договора аренды