Не воспользоваться этим во время работы на руси

Практически невозможно представить жизнь современного человека без такой нужной бытовой техники, как утюг. Несмотря на изобретение немнущихся тканей и даже стиральных машин с функцией глажки, именно утюг остается спасителем, способным превратить мятую тряпку в элегантный костюм. В кройке и шитье он и вовсе незаменим. В России утюг впервые появился 10 февраля 1636 года. До своего современного состояния он прошел много преобразований и трансформаций, еще труднее приходилось до того, как первые утюги стали доступны.

Когда-то в древности

Стремление быть красивым и элегантным — это вовсе не современное достижение человечества. Известно, что еще первобытные пещерные люди предпринимали массу усилий для того, чтобы выглядеть более выгодно на фоне соплеменников. Ради этого они расшивали одержу вышивками, создавали разные фасоны. Не исключено, что и появиться в мятой шкуре на людях считалось дурным тоном. О подобном стремлении древних к красоте и аккуратности задумались археологи, обнаружившие во время раскопок первобытных стоянок отполированные кости мамонтов и плоские, гладкие камни. Именно с их помощью жители пещер могли разглаживать одежду, сшитую из шкур животных. Вероятно, что влажная одежда расстилалась на камнях, а затем раскатывалась, и тем самым удалялись складки, портившие внешний вид.

Древние греки для этих же целей использовали разогретые металлические пруты, а римляне — металлические молотки. С их любовью к красивым хитонам со множеством складок утюг или хотя бы вещь, его заменяющая, — категорически острая нужда. Процесс глажки, разумеется, был мероприятием крайне сложным и затратным по времени.

На Руси до утюга

Весьма не просто жилось дамам и на Руси, ведь процесс стирки и глажки считался самым что ни на есть женским занятием.

Пруты и камни, конечно, уже ушли в прошлое, однако на смену им пришел не особенно прогрессивный и простой метод выбивания и выкатывания. Вместо утюга использовалась катальная палка, получившая название рубель.

Представлял собой рубель деревянную пластину с ручкой на конце. Белье выполаскивалось, наматывалось на рубель и раскатывалось. Особенно полезной данная процедура была для белых тканей, которые в процессе катки не только разглаживались, но и «теряли» остатки загрязнений. Отсюда и пошла поговорка, которая касалась способов достижения чистоты: «Не мытьем, так катанием».

Для придания рубелю красоты дерево украшали резьбой, а порой делали полым, насыпая внутрь сухой горох. Звук при раскатке получался настолько мелодичным, что его использовали и в качестве музыкального инструмента.

Показатель достатка

Считается, что первый утюг появился в России в 10 февраля 1636 года, о чем свидетельствует книга расходов царского двора:

Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги устроил в царицыной палате утюг железный

При этом в обиход помимо царских палат железные утюги вошли только в XVIII веке, когда было налажено производство данной хозяйственной утвари. Утюги стали производить литейные заводы, разогревались они за счет углей, которые помещались внутрь.

Вес такие утюги имели внушительный. Отдельные экземпляры весили более 12 кг. Однако создавались и мелкие утюжки для глажки манжет и кружев.

Производство утюгов росло, однако далеко не каждому они были доступны. Основной причиной того, что в большинстве хозяйств вопрос глажки решали по-старинке, оставалась высокая цена изделия. В итоге, несмотря на разнообразие, утюг оставался предметом, доступным только зажиточным слоям населения. В избах богатых крестьян и домах горожан он даже выставлялся на видное место вместе с самоваром и дорогой посудой, демонстрируя достаток.

Вслед за утюгом с углями появились газовые утюги и даже те, которые работали на спирту. К утюгу крепилась колба со спиртом, который в процессе горения выделял тепло. Получили распространения и утюги, которые нужно было разогревать, помещая на горячую поверхность. Их применялось сразу несколько: пока один использовали и он остывал, второй в это время нагревался.

В 1882 году появился первый электрический утюг, однако безопасность его оставляла желать лучшего. Они часто бились током, а температура в них не регулировалась. Утюг с термостатическим управлением был создан только в 1920 году, но в России большинство населения по-прежнему пользовалось старыми металлическими утюгами, а то и рубелями. На электрические утюги не было средств, как и электричества на значительной территории.

Современные хозяйки имеют возможность пользоваться не просто электрическим утюгом, но и различными его модификациями, включая «умные девайсы», которые определяют тип ткани и сами выключаются. Однако любви к глажке это не добавило. Не иначе генетическая память связывает процесс с периодом, когда он был поистине выматывающей процедурой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Старинные русские профессии и ремесла

9 лет назад · 101189 просмотров

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться.
Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

Старинные русские профессии и ремесла

Плевальщики

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

Старинные русские профессии и ремесла

Дегтекуры

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

Старинные русские профессии и ремесла

Ямщики и извозчики

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

Старинные русские профессии и ремесла

Косари

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

Старинные русские профессии и ремесла

Коробейники

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Старинные русские профессии и ремесла

Скоморохи

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

Старинные русские профессии и ремесла

Плакальщицы

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

Старинные русские профессии и ремесла

Горшечницы

В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче — украшал поделку и мелким жемчугом. Кроме мисок для домашнего обихода мастерицы изготавливали игрушки для своих малышей, и даже глиняные бусы.

Старинные русские профессии и ремесла

Пастильщицы

Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Пастилу очень любил Лев Николаевич Толстой, его супруга даже придумала свой особенный рецепт,который пользовался большим успехом у близких и гостей дома, рецепт имел свое название — «Пастила Толстых».

Старинные русские профессии и ремесла

Наузницы

Нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Оказывается, были и женщины,большие мастерицы по этой части хитросплетений… Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости,иглы, даже крылья летучих мышей. Такая магия считалась очень сильной и опасной для человека.

Старинные русские профессии и ремесла

Повитухи

Такие женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом.Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем! Вот такие существовали ремесла на Руси, для нас это интересные факты, а в то время эти ремесла конечно же были востребованными, и являлись важной частью жизни этих людей.

Источник:

Для многих современных людей, особенно для жителей городов, смена времен года означает лишь выбор подходящей одежды. Для крестьян старой Руси зима была особым временем, когда нужно было заняться разными важными делами и подготовиться к зимним праздникам. Потому образ жизни в летний и зимний периоды сильно отличался.

Как мужчины в лесу прялки и лавки искали

Художник Ф.Сычков. Катание с гор./Фото: art-catalog.ru

Художник Ф.Сычков. Катание с гор./Фото: art-catalog.ru

Зимой крестьяне не работали в поле, но никогда не бездельничали. Мужчины занимались плотничеством, это ремесло было широко распространено, ему обучались с детства. Ведь для постройки изб никогда никого не нанимали, их рубили сами. Самостоятельно делали различную хозяйственно утварь и украшения. Большим спросом пользовались сани с загнутыми полозьями, которые продавали на зимних ярмарках.

Свободные от других видов сезонных работ мужчины ехали в лес, чтобы добыть дрова для обогрева своих домов и отыскать качественные материалы для будущих построек и мебели. Особенно ценились изготовленные умельцами прялки и лавки. Секрет был в том, что делались они из корней деревьев. Это позволяло крестьянам делать прялку, представляющую собой цельную конструкцию, которую невозможно было ни сломать, ни расшатать.

Из корня делалось донце (на нем сидела пряха), а ствол становился столбом для поддержания ткани, иногда и рогаткой для плетения сетей. Благодаря этой уникальной технологии также делали крепкие лавки, выбирая для них подходящую часть ствола. После его распила сучки укорачивали до одной длины. Такие лавки делались без единого гвоздя, при этом они отличались невероятной устойчивостью и надежностью, стояли во многих избах.

Что такое наниколиться и за что могли быть побиты варщики сусла

Художник И. Вишняков. Крестьянская пирушка./Фото: art16.ru

Художник И. Вишняков. Крестьянская пирушка./Фото: art16.ru

Зимой на Руси варили пиво и квас. Для того чтобы получить солод, из которого делали эти вкусные напитки, рожь, уже частично обмолоченную, проращивали. Варка сусла была ответственным и непростым делом. По всей деревне собирали зерно, все этапы изготовления напитка отслеживалась очень тщательно.

Особую ответственность брали на себя те, кто непосредственно занимались варкой. Термометров в те времена не было, а ведь требовалось достаточно долгое поддержание нужной температуры на открытом огне, чтобы не перечеркнуть старания остальных крестьян. Если такое происходило, то варщика сусла могли и побить.

После того как сусло было готово, а становилось оно сладким и густым, его разливали по ведрам и раздавали старым да малым, а также больным. Этот напиток считался исключительно полезным. Созревало пиво окончательно к празднику Николы зимнего. Тогда и начинались весёлые праздники с повсеместным распитием благоухающего пива. Так произошло забавное слово «наниколиться», то есть напиться качественного, свежего пива.

Почему женщины надевали на головы коровам свои рубашки

Новорожденного теленка вносили в избу, к печке./Фото: img-fotki.yandex.ru

Новорожденного теленка вносили в избу, к печке./Фото: img-fotki.yandex.ru

Одним из самых важных зимних событий было появление на свет телят. Отела ждали и готовились к нему. Крестьянки относились к этому процессу с трепетом, как к собственным родам. Когда подходил срок, и корова начинала телиться, они распахивали ворота и двери, распускали длинные волосы, развязывали пояса и тесемки, расстегивали пуговицы на одежде. Существовало поверье, что если на рога первородящей корове накрутить женскую рубашку, то она легко родит своего первенца. После того как на свет появлялся малыш-телёнок, тёлку мыли, одновременно исполняя народные песни, затем проводили окропление святой водой, окуривали травами и подавали угощение. Маленького телёнка заносили в избу, где происходило его знакомство с русской печью.

Скот, который был лишним, продавали на январских ярмарках. Это был интересный процесс, на котором происходили своеобразные спектакли, когда продавец расхваливал товар, а покупатель всячески старался сбить цену. По древним поверьям можно было украсть у продавца удачу — для этого нужно было потихоньку забрать клок соломы или землю из-под копыт продаваемого животного. Чтобы не навлечь на себя беду или сглаз, торговцы во время перегона скота на ярмарку произносили особые заклинания.

Звон, шум и грохот – ряженые у порога

Художник Г.Н. Горелов. Ряженые в деревне./Фото: artpoisk.info

Художник Г.Н. Горелов. Ряженые в деревне./Фото: artpoisk.info

Самым весёлым днём зимы, пожалуй, была Коляда, когда можно было хулиганить и веселиться всласть. Ряженые обходили дома, шумя, хохоча, наряженные в костюмы животных и непонятной, но очень страшной нечисти. Молодёжь очень любила колядовать, они готовили костюмы заранее и при наступлении праздника обходили дворы, распевая песни с пожеланиями добра и удачи хозяевам. Те в ответ одаривали колядовщиков сладостями, хлебушком, пирогами, мясом, а иногда и деньгами.

Принять колядовщиков было делом чести, хозяева открывали двери и ворота, всматриваясь в гостей и стараясь увидеть в них свою судьбу, своих предков. Девушки же увлеченно гадали, желая узнать и рассмотреть своего будущего жениха. Пожилые высматривали свою смерть и пытались узнать, сколько еще придется пожить. Когда наступали сильнейшие крещенские морозы, на иконы плескали воду, уговаривая ее забрать оставшееся в доме зло прочь, в тёмный мир.

Зима — время заработков, и как крестьяне работали в мануфактурах и на дому

Работой на мануфактурах крестьяне занимались зимой./Фото: trojza.blogspot.com

Работой на мануфактурах крестьяне занимались зимой./Фото: trojza.blogspot.com

В тёплое время года крестьяне были заняты своими делами, поэтому подработками они не занимались. А вот зимой многие устремлялись на заработки в купеческие мануфактуры. Хозяева мануфактур предоставляли помещения, не жалели ни свечей, ни масляных ламп для этого.

Существовала и практика надомной работы, когда крестьянину выдавалась необходимое оборудование, которое он мог использовать, находясь дома. Это делалось в случае, если крестьянин проживал слишком далеко и относилось к плетению кружева, дорогих полотен, к изготовлению дорогой резной мебели. Надо отметить, что платили таким надомником очень неплохо. При этом они ещё и получали летний отпуск. Однако не каждая семья могла пойти на это и вывести из хозяйства человека, поскольку каждый член крестьянской семьи имел свои собственные обязанности, которые должен был выполнять лично.

Зима, безусловно, очень красивое время года. Особенно на пейзажах прославленного Ивана Айвазовского.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

1«На всякое семя – свое время»

В древние времена Русь покрывали густые леса. Освобождая землю от леса, крестьяне превращали ее в свою кормилицу. Из поколения в поколение передавали земледельцы секреты своего труда.

Начинался год в те времена весной, а не зимой, как сейчас. Ведь именно весной крестьяне выходили на пахоту. Происходило это не в какой–то определенный день, а тогда, когда земля была готова. Считалось, что земля должна подсохнуть так, чтобы не резалась пластами, а рассыпалась под сохой. Но и не успела затвердеть настолько, чтобы соха не могла ее взять. Готовность земли к пахоте определяли так: горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты, если падала комком – еще не поспела. Такой способ проверки земли может и сегодня подойти.

Земледельцы выкликивали весну песнями:

Весна красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку!

Двузубая соха

Пахота.

Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI в.

Землю пахали сначала сохой: получались частые и глубокие борозды с одинаковым наклоном с двух сторон. Главная часть сохи – рассоха– толстая длинная деревянная доска с раздвоением внизу – ногами, на которые надевали металлические наконечники – сошники. Сошниками и подрезали горизонтально землю. Второй раз сохой рассекали уже каждый отваленный пласт земли. Пахать сохой было непросто: она то и дело выскакивала из земли. К тому же соху необходимо все время держать на весу. Поэтому такая работа была очень тяжелой.

Наряду с сохой в качестве пахотного орудия применялся плуг. В отличие от сохи он не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. Плуг использовали на тяжелых почвах с глубоким плодородным слоем – в южных степных районах. На севере и северо–востоке Руси, где почвы бедные и глубокая вспашка не нужна, пахали сохой. Деревянный плуг имел толстый полоз, железный нож – резак, железный широкий лемех, горизонтально насаженный на полоз и подрезающий пласт земли снизу, и отвал.

Пахотные орудия (рало, соха)

После вспашки земледельцы почву боронили. Борону делали из решеток с зубцами–гвоздями. Борона в древние времена называлась суковаткой: она делалась из еловых бревен с довольно длинными сучками. Позже стали делать бороны в виде решетки из деревянных брусьев, между которыми крепили деревянные или железные зубья. Брусья в бороне скрепляли с помощью кореньев.

Как гребень прочесывает волосы, так и борона – поле, выравнивает, выдирает камешки. После бороны земля, как пух. Боронили поле, как правило, при заделке семян или во время сева. А когда нужно было глубже заделать семя, то применяли и соху. Но это случалось редко, потому что излишнее заглубление семян ведет к гибели урожая.

Все культуры крестьяне сеяли в определенные сроки. Народные приметы гласят: береза распускается – сей овес, зацвели яблони – пора сеять просо. Ячмень начинали сеять, когда зацветет можжевельник. Знаком для сева овса служило начало кваканья лягушки, а начало кукованья кукушки значило, что пора сеять лен.

1. Борона–суковатка

2. Бороны плетеные

Ячмень, пшеница, рожь

Овес

Гречиха

Лен

День сева был самым ответственным днем для крестьянина. Представим себе такую картину. Крестьянин в белой рубашке с лукошком, привязанным на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым. Он шел неторопливо, сначала в одну сторону, затем – в другую и горсть за горстью бросал отборное зерно, беря его из лукошка. Сеял молча, словно священный обряд совершал.

Для сева выбирали сухую безветренную погоду, чтобы зерно сеялось равномерно. Сеять надо было непременно в сухую погоду и потому, что иначе сорняки опередят хлеб.

Сеяли русские крестьяне пшеницу, рожь, овес, ячмень. Рожь считалась самой надежной культурой: крестьянин всегда получал урожай (помешать могли только стихийные бедствия). А вот пшеница – самое прихотливое растение, дававшее или хороший урожай и отменный белый хлеб, или большой убыток. Пшеница очень боится засухи, а от проливных дождей сразу же валится, не может выстоять. Для нее специально удобряли почву, зерно замачивали в извести и золе, затем сушили, и лишь потом сеяли. Не поэтому ли на крестьянском столе белый хлеб был «редким гостем» и назывался он «чистым»?

Овес крестьяне величали благодетелем. Он кормил лошадку и самого крестьянина – употребляли его и в кашах, и в блинах. Овес называли «северным хлебом». Он очень устойчив, не боится холода и сырости, правда, от туманов может почернеть. Овес выращивали и на глинистых, и на песчаных почвах.

Ячмень сеяли охотнее, хотя урожай получали меньший. Это растение более привередливое. Оно боится холодных почв, сухости и сырости.

Крестьяне никогда не сеяли на одном поле одни и те же культуры. В первый год на одном поле сеяли рожь, затем овес, потом поле отдыхало, а уж на следующую весну – пшеницу.

Любили крестьяне сеять гречиху: она забивала сорняки и улучшала почву. Но о разведении гречихи на Руси не упоминается до XIV в.

Под лен выбирали низкие и влажные места. Сеяли его очень редко: при густом посеве льны полегали. Из льна получалось грубое волокно.

В качестве удобрения крестьяне применяли навоз – овечий, коровий, козий. Об этом нам напоминают пословицы: «Клади навоз густо, чтобы в амбаре не было пусто», «Поле с дерьмом – поле с добром», «Навоз отвезем – хлеб привезем». Удобряли почву также золой, болотным илом, лесным перегноем.

В каждом селении были крестьяне, которые отличались хорошим знанием сельскохозяйственного дела. Их собственное хозяйство всегда опережало другие.

Весной начинали сажать рассаду, которую затем пересаживали в огород. (Современные дачники делают точно так же.) В мае начинали вспашку огородов. Во второй половине мая высаживали овощи – морковь, лук, горох, редис. Редьку сеяли позже, в начале июня. В это же время высаживали репу и огурцы. Позднее всего рассаживали капусту.

Наступало лето. Кто не любит лета! Но для крестьянина лето было самой тяжелой порой. Главным событием лета считался в деревне сенокос. Косить сено начинали в конце июня – в день, когда отмечали праздник Ивана Купалы (23 июня по старому стилю или 7 июля по новому). К этому времени трава уже вырастала высокой, наливалась.

Литовка и горбуша

Вилы и грабли

Серп

Рано утром, пока еще не спала роса, косцы шли на покос. Как пели в старинной песне:

Коси, коса,

Пока роса.

Роса долой,

Косец домой.

Ляскает коса, шумит трава, то в одном месте, то в другом шаркает о железное лезвие косы деревянная лопатка. Лопатка из дуба помогала выправить и заточить лезвие косы. Использование дерева позволяло беречь лезвие дорогого орудия труда. Когда коса затупится, начнет застревать и ленивее ходит по траве.

Если трава была высокой, косили горбушей– изогнутой на коротком черенке косой. Для низкой травы использовали большую косу на длинном черенке. Она называлась литовка.

Продолжался сенокос дней двадцать или целый месяц: это зависело от погоды. Скошенная трава подсыхала на солнышке и постепенно превращалась в сено. Крестьяне молили Бога о вёдре – сухой солнечной погоде. Если идет дождь, то трава преет, плесневеет и гниет.

Ворошить и сушить траву выходила на сенокос вся крестьянская семья. Переворачивали траву граблями, а укладывали вилами. Когда вдруг надвигалась тучка, сено сгребали в копны или скирды. А уж когда совсем трава высыхала, из сена делали большой стог с длинным шестом посередине, который крестьянин перевозил на свой двор. Сено хранили дома.

Сенокос был тяжелым крестьянским трудом. Целый день нужно было работать на жаре. Но молодежь сенокос любила, как праздник: работали споро, пели песни, шутили. На покос надевали лучшие сарафаны и рубахи.

Между тем приближался конец лета, созревали хлеба и наступало время жатвы. Рожь начинали жать около Ильина дня – 20 июля (2 августа). Сроки жатвы в старину сопоставляли с возможностями работников. В зажиточных или больших крестьянских семьях можно было делать одновременно разные работы. Малосемейные или бедняки должны были быть хорошими агрономами, чтобы точно угадать сроки работ в поле. Обычно сначала жали рожь, потом ячмень, затем пшеницу.

Чтобы узнать, поспел ли хлеб, хозяин срывал первый попавшийся колос, вышелушивал зерно и пробовал его на зуб. Если зерно хрустит, значит, хлеб поспел и его нужно убирать. Первый сноп торжественно вносили в дом и ставили в красный угол, к иконам.

Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали серп, а не очень высокую и густую рожь косили косой. Косой работали утром, потому что сырое зерно от косы не осыпалось, а высохшее можно было уже жать серпом.

Жатва. Фреска из церкви Ильи Пророка. Ярославль, 1681 г.

Жнец. Древнерусская миниатюра

Сельскохозяйственные работы. Миниатюра из сборника «Лекарство душевное». XVII в.

Подумайте и объясните, в каких случаях для жатвы использовали косу, а в каких – серп.

Жатва серпом была очень тяжелым трудом. Крестьянка подхватывала охапку колосьев, сколько ухватит левая рука, а правой отрезала зубастым серпом этот ворошок. Бережно клала его к ногам и опять подхватывала колосья. И так целый день… Недаром от страданий крестьянина, от его тяжелого труда появилось и слово «страда»– так стали называть жатву.

Жали обычно по ветру, начиная подбирать наклоненные его порывом колосья. Жать против ветра – толку не будет.

По окончании страды оставляли в поле маленький несжатый пучок колосьев. Для чего? Чтобы «кормить» землю для восстановления ее сил и получения будущего урожая. Такой последний сноп на Юге Руси называли дожинком, на Севере – обжинком.

В конце сентября убирали лен и коноплю. На этом жатва заканчивалась.

На Юге, где было достаточно тепло, колосья досушивали прямо в поле и снопы долго лежали неувязанными. Затем их везли на гумно – особое место, где обрабатывали собранное зерно. В северных районах снопы вязали сразу же колосьями внутрь, а затем досушивали зерно в овинах– специальных сушильнях.

Овин строили двухэтажным. Верхний ярус отделяли от нижнего жердями и бревнами, неплотно прилегавшими друг к другу. В нижнем ярусе была, как правило, печь или же прямо на земляном полу, иногда в яме раскладывали огонь. Из нижнего яруса теплый воздух поступал наверх, где и складывали снопы. Крышу, как и пол, делали со щелями для выхода дыма.

Одновременно с зерном собирали и просушивали овощи. Хорошо высушенные морковь, свеклу, репу, редьку складывали кучами в обширные погребные ямы. Помимо этого овощи крестьяне солили и квасили. Осенью во время капустников крестьяне на Руси коллективно рубили капусту.

По окончании жатвы отдых еще не наступал. Теперь надо было отделить зерно от колосьев: подходило время молотьбы. Молотили на току, или на ладони. Так называлась довольно большая площадка, смазанная жидкой глиной и специально утрамбованная. Она делалась под открытым небом. Снопы на ней расстилали в два ряда и начинали их бить цепом, или колотилом.

Цеп, или колотило

Лопаты

Колотило – это палка длиной до подбородка с привешенной к ней другой тяжелой палкой с утолщенным краем. Колотилом выбивали зерна из колосьев. Ученые подсчитали, что за 10 часов работы надо было сделать 22 тыс. ударов этим очень тяжелым орудием.

После молотьбы нужно было отделить зерно от соломы, мякины, колоса, сорных трав и пыли – словом, надо было веять. Делали это на ветру: из большого вороха брали зерна на совок или лопату и бросали вверх против ветра дугой.

Лучшее зерно оставалось на семена, среднее – на прокорм семьи, а самое легкое, нецелое зерно и мякина– раздавленные колосья – на корм скотине. Все это при веянии распределялось в отдельные кучки. Хранили их тоже раздельно. Остатки соломы использовали не только на корм скоту: ею застилали хлев, набивали тюфяки для спанья, крыли крыши крестьянских домов и хозяйственные постройки.

Добытое зерно складывали в клети и амбары, защищая от дождя, и в сусеки– деревянные ящики, защищая от сырости.

В старину муку делали из зерен, вращая жернова – огромные круглые плиты. Позже на Руси появились мельницы, где зерно перемалывали в муку.

От труда крестьянина зависела жизнь всей Руси, которую он обеспечивал хлебом насущным. Именно поэтому труд хлебороба был делом почетным.

Вопросы и задания

1. Какие работы выполняли русские крестьяне в поле? Когда? Перерисуйте в тетрадь сельскохозяйственный календарь и отметьте на нем эти работы.

2. Какие орудия труда использовал крестьянин? Объясните, как пользоваться каждым из них. Нарисуйте наиболее заинтересовавшее вас орудие труда.

3. Назовите те культуры, которые крестьяне выращивали в поле и на огороде. Какие секреты должен был знать крестьянин, чтобы получить хороший урожай?

4. На Руси с древнейших времен выращивали рожь, пшеницу, просо, ячмень, гречиху, горох, коноплю, лен, овес. Подумайте, из чего готовили следующие блюда: кашу, растительное масло, хлеб, кисель, квас, блины. (Подробнее об этом можно узнать из последующих параграфов.)

5. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

пах–рь

с–ха

б–р–на

стр–да

пш–ница

– вин

– чмень

м–л–тьба

– вес

гр–чиха с

ен–кос

р–ссада

к–са

ж–рнова

6. Отгадайте загадки и нарисуйте отгадки к ним.

1. Бабушка Андреевна

Сгорбившись стоит,

Ноженьки в землюшку,

Рученьки расширила,

Все хочет схватить.

2. В поле едет на спине,

А по полю на ногах.

3. Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

4. Месяц–новец

Днем на поле блестел,

К ночи на небо слетел.

5. Лежит мужичок

В золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так не встанет.

6. Летят гуськи,

Дубовые носки,

Летят и говорят:

«То–то мы, то–то мы».

7. Трах–трах,

Стоит дом на горах,

Вода бежит,

Весь дом дрожит.

8. Все поле в сережках.

9. Режут меня,

Вяжут меня,

Бьют нещадно,

Колесуют меня;

Пройду огонь и воду

И конец мой —

Нож и зубы.

10. Щука–вертуха

Хвостом вернула:

Все леса пали,

Горами стали.

11. Согнута в дугу,

Летом на лугу,

Зимой на лягу.

12. Зубасты, а не кусаются.

Отгадки: борона, грабли, косьба, коса, мельница, овес, рожь, серп, сноп, соха, хлеб, цепы для молотьбы.

7. Объясните пословицы, песни и прибаутки русских крестьян.

1. «Палата бела, а без хлеба беда».

«Не всем пирог с начинкой, кому и хлебец с мякинкой».

«И год хорош, коли уродилась рожь».

«Пшеничка–привередница: и кормит по выбору».

«Не лошадь везет, а овес едет».

2. У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

3. Курочка–ряба

Все овес толкла,

Просо сеяла,

Горох веяла.

8. Существует много пословиц, стихов и песен о хлебе. Прочитайте стихотворение и объясните, почему у богатого хлеб сладок, а у бедняка – горек.

Раньше был такой порядок:

У богатого хлеб сладок,

А зато у бедняка —

Корка черствая горька.

9. Как относились в старину к хлебу? Как относятся сейчас? Прочитайте стихотворение и объясните, почему человек бывает черствее хлеба.

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного

черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

10. Отгадайте загадки, которые посвящены выращиванию хлеба.

1. Один льет, Другой пьет,

Третий зеленеет да растет.

2. Не море, а волнуется.

3. Сто братьев в одну избушку вошли ночевать.

4. Ходит в поле из края в край, Режет черный каравай.

Отгадки: колос; плуг; поле; дождь, земля и колос.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Всему свое время…

Всему свое время…
Однажды на рассвете халиф Багдада встал с постели и вышел на хейвун своего великолепного дворца. Опершись руками о перила, он посмотрел на верхушки старой яблони и увидел между густыми ветвями одинокое яблоко. Оно было до того красивым и румяным, что

Крапивное семя

Крапивное семя
Белинский (быть может, в минуту досады) называл Россию страной, где «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».Таковы были

Скажи свое имя, Талыш

Скажи свое имя, Талыш
Январь здесь не пушистый и не белый. Декабрь и февраль – тоже. Снег в Ленкорани всегда редкость, выпадет и тут же растает. Вечнозеленые сухие субтропики, рай земной на берегу Каспийского моря, почти около границы с Ираном.Ленкорань в старину звалась

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и богу угодить и к мужу своему приноровиться. Чтобы могла дом свой лучше устроить. И всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться.

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и богу угодить и к мужу своему приноровиться. Чтобы могла дом свой лучше устроить. И всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться.
Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью

«СВОЕ» И «ЧУЖОЕ»

«СВОЕ» И «ЧУЖОЕ»
В истории русской мысли существует классическое противопоставление: «западники» — «славянофилы». Как известно, так называли себя (и своих оппонентов) конкретные люди, спорившие в 1830—1850-х годах о путях развития России. Позже, однако, эти групповые

Свое и чужое

Свое и чужое
Строго говоря, термин «мифологическое мышление» – некорректен. Мышление предполагает некий анализ, опору на логику, а то, что правильнее называть мифологическим мировосприятием опирается только и исключительно на эмоции.Там, где включена эмоциональная

В сердце моём просыпается семя предназначения

В сердце моём просыпается семя предназначения
Скажу честно, я пришёл в школу не для того, чтобы сделать её смыслом своей жизни, но твердо знал одно, что надо работать честно.Школа большая, а пионеров — более восьмисот, целая армия. Я должен был ходить по школе в пионерском

3.1. Свое добро и чужое

3.1. Свое добро и чужое
Никто не знает, что такое добро. И я не знаю. Но затылочное сознание не может ошибаться. Оно знает, что вот если я украл — это добро. Это удача. Не пойманный не вор. Если у меня украли — это зло. Нарушение порядка. Непорядочность.Добро делится на свое и

Свет — семя

Свет — семя
И, наоборот: в акте Эроса весь свет души уходит в семя… «Та «потеря сознания», которая происходит в последний момент родового акта, не есть конечно исчезновение «куда-то» души, ума, нравственной личности и идеализма!тогда человек умер бы), а есть всего этого

ВРЕМЯ ПОИСКОВ, ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ. ТЕЛЕСТУДИЯ В ТБИЛИСИ

ВРЕМЯ ПОИСКОВ, ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ. ТЕЛЕСТУДИЯ В ТБИЛИСИ
Если храмы действительно воздвигались на самом видном месте города, то первую Грузинскую студию телевидения можно было считать храмом. Вместе с горой Мтацминда поднималась она над Тбилиси и скромно пряталась от

история

Почему на Руси отвергали вилку

Почему на Руси отвергали вилку

Сегодня мы пользуемся разными столовыми приборами: ложками, вилками, ножами. У всякого из них свое предназначение. Мясная пища разделывается с помощью ножа и вилки. А ведь есть еще специальные вилочки для лимонов, для фундю, для рыбы и т.д.

Ложкой едят обычно первые блюда или некоторые десерты. Но не всегда так было. В Древней Руси вкушали только ложкой. При этом на поминки выкладывать на стол ножи и вилки было категорически запрещено. Чем же это вызвано?

Ложка на Руси появилась уже в то время когда в Европе еще ели руками. Деревянная утварь упоминается в «Повести временных лет». У каждого человека была своя собственная ложка. Их, как правило, носили при себе. Деревянные ложки были предметом народного творчества, их разрисовывали, на них играли. Причем, каждая ложка имела свое название. Простая средней величины называлась межеумок. Ложечка для причастия в церкви называется лжица.

В современном мире принято по этикету пользоваться столовыми предметами. Но бывают некоторые исключения. Например, поминальная трапеза. В давние времена поминали только с использованием ложки. У вилки и ножа была плохая репутация.

«Купеческие поминки». Фирс Журавлев

«Купеческие поминки». Фирс Журавлев

Поминальная традиция имеет свои правила и законы. Первые поминки, по-древнерусски они назывались тризна, устраивались обязательно. На них никогда специально не приглашали, имелось в виду, что помянуть может любой человек, даже незнакомый. Исключение делалось для неженатой молодежи — их на поминки не допускали. Сначала ели кутью. Нужно было обязательно съесть три ложки и пожелать усопшему «царствия небесного».
На Руси принято было поминать не только того, кто умер, но и человека который находится в путешествии. Отсюда появилось выражение «легок на помине». Так приветствовали возвратившегося из дальних странствий.

Ложка была самым удобным столовым прибором. Ею можно было есть и жидкую пищу, и сухую. Никакие вилки были не нужны. Но Петр Первый ввел новые нормы этикета и заставлял русское население приучаться к европейским манерам.

Первые вилки в России появились у Марины Мнишек в 1606 году.

Марина Мнишек

Марина Мнишек

Она использовала этот предмет на своей свадьбе в Москве, когда выходила замуж за Лжедмитрия. Русские бояре были в шоке. И называли вилку «польской рогатиной», или «вилами». Духовенство крестилось, глядя на то, как полька орудовала этим предметом в своей тарелке. Ничего хорошего от нее не жди!

К вилке русский народ отнесся очень подозрительно. Трезубец смахивал в представлении русских мужиков на «чертов хвост». Ложки круглые и добрые, вилки острые и агрессивные.

Постепенно, конечно, наш народ привык к этим предметам, но до того, чтобы использовать их на поминках так и не дошел. Там, где вспоминают добрые дела усопшего, нечего делать «бесовским» предметам. И держали ножи и вилки «от греха подальше». Традиционный набор поминальных блюд — кутья, кисель, блины — предполагает использование ложки. Наши предки верили, что душа усопшего тоже принимает участие в трапезе и использование острых предметов может причинить ей боль.

«Поминки на кладбище». А. И. Корзухин

«Поминки на кладбище». А. И. Корзухин

Поминание начиналось сразу на кладбище, непосредственно после погребения. У славян принято было поминать несколько дней. Трапезы были на второй, на третий день. Затем — в первую субботу, на седьмой день, на восьмой, на девятый. Иногда на двенадцатый, на двадцатый, на третью неделю, обязательно на сороковой день, затем на годины (год после смерти). Православная Церковь сократила дни поминовения до трех. Первые поминки на третий день, после погребения, на девятый и на сороковой. Священнослужители ничего против вилок не имеют. Главное, чтобы душа ушедшего родственника или друга была отпета.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не горит переключатель газ бензин газель бизнес
  • Не заполнено значение реквизита документ оплаты
  • Не запускается start exe сбербанк бизнес онлайн
  • Не идет зарядка на аккумулятор на газель бизнес
  • Не могу войти в сбер бизнес онлайн с компьютера