Ндс при лицензионном договоре с иностранной компанией

Покупаем услуги у иностранцев. Понятно про агентский НДС

Российские компании часто приобретают услуги у иностранных компаний, не состоящих на учете в налоговых органах РФ.

Например:

  • консультационные и информационные услуги;
  • рекламные услуги;
  • услуги по разработке компьютерных  программ; 
  • строительно-монтажные  работы;
  • предоставление прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

И в большинстве случаях такие российские компании признаются налоговыми агентами по НДС. 

Что это значит?

А это значит, что на дату перечисления иностранной компании оплаты или предоплаты за услуги, налоговый агент должен исчислить, удержать  и уплатить в российский бюджет НДС вне зависимости от того, является он налогоплательщиком по НДС или нет.

При этом налоговая база определяется отдельно по каждой операции как сумма дохода от реализации работ, услуг с учетом НДС. А сумма НДС с доходов иностранного лица определяется расчетным методом по расчетной налоговой ставке 20/120 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Также налоговый агент обязан представить в свою ИФНС налоговую декларацию с заполненнымиразделами 2 и 9.

Чем грозит?

Если не удержать и не перечислить НДС в бюджет в срок, налогового агента могут привлечь к ответственности. Кроме штрафа с налогового агента могут быть взысканы недоимка и (или) пени.

  1. Налог не удержан и (или) не перечислен в бюджет в срок. Штраф составит 20% от суммы налога. Штраф грозит и в случае, если налоговый агент заплатит налог из собственных средств, а не удержит из выплачиваемого дохода.
  2. Налоговая декларация не представлена в срок. Штраф составит от 1 000 руб. до 30% не уплаченной в срок суммы налога (п. 1 ст. 119НК РФ). Налоговый агент удержал НДС из доходов налогоплательщика, но не перечислил его в бюджет. Инспекция вправе взыскать недоимку и пени. Если НДС был перечислен с опозданием, с налогового агента могут взыскать пени (п. п. 6,7 ст. 75НК РФ).

Разбираемся, в каких случаях российская компания будет признаваться налоговым агентом по НДС.

Российская компания должна перечислять НДС в бюджет, если она приобретает услуги у иностранного поставщика, не состоящего на учете в налоговых органах РФ. При этом  местом реализации данной услуги признается территория Российской Федерации (статья 148 НК РФ).

Местом реализации услуг признается территория РФ в следующих случаях:

  • Имущество находится на территории РФ

Приобретаемые услуги связаны с недвижимым и движимым имуществом, находящимся на территории РФ. Например,строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде (пп.1, 2 п.1 ст.148 НК РФ).

  • Услуги оказываются на территории РФ

Услуги приобретаются в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта и оказываются на территории РФ (пп.3 п.1 ст.148 НК РФ).

  • Деятельности покупателя осуществляется на территории РФ

Покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ и приобретает патенты, лицензии, права на компьютерные программы и базы данных, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ).

А если это лицензионный договор?

Реализация прав по лицензионному договору на территории РФ не облагается НДС в нескольких случаях:

  • если предметом лицензионного договора являются исключительные права на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, базы данных, и тп.
  • если предметом лицензионного договора являются права на использование указанных выше результатов интеллектуальной деятельности.

Если российская компания  по лицензионному договору приобретает права на результаты деятельности, не перечисленные выше  (пп.26 п.2 ст. 149 НК ) у иностранного поставщика, не состоящего на учете в налоговых органах в РФ, она признается налоговым агентом и должна перечислить агентский НДС в бюджет РФ.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Лицензионный договор с иностранным

Лицензионный договор с иностранным

Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензионный договор с иностранным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: НДС при передаче неисключительных прав по лицензионному договору
(КонсультантПлюс, 2023)Если вы ведете деятельность на территории РФ и неисключительные права по лицензионному договору передаются вам лицензиаром — иностранной организацией, которая не состоит на учете в налоговых органах РФ или состоит по месту учета обособленного подразделения, но реализует права не через него, либо состоит на учете только в связи с открытием счета в банке или наличием на территории России недвижимости или транспортных средств, то по налогооблагаемым операциям вы должны удержать и уплатить НДС как налоговый агент. Вы должны сделать это, даже если не являетесь плательщиком НДС (например, применяете УСН) (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.07.2021 N 03-07-14/59243).

Нормативные акты

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
«О техническом регулировании»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021)9. В случаях, если лицензионными договорами с иностранными правообладателями, а также международными соглашениями и иными нормами международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость предоставления открытого доступа к документам по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует официальное опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме сведений о размере платы за предоставление соответствующих документов и правил их распространения.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость (п.4 ст.173 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!

По общему правилу, для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):

Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;

Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:

  • нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
  • с открытием счета в банке.

А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

Таким образом, российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.

Но электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ и приобретаемые у иностранных компаний, составляют исключение из этого правила (п.2 ст.161 НК РФ).

Напомним, что до 1 октября 2022 года иностранные компании, оказывающие электронные услуги, должны были встать на учет в ФНС через «Личный кабинет» в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ и уплачивать НДС по электронным услугам самостоятельно в российский бюджет. Но с 1 октября 2022 года такая обязанность для иностранных компаний, реализующих услуги в электронной форме, в т.ч. для иностранных посредников с участием в расчетах, предусмотрена только, если они оказывают электронные услуги физическим лицам (НЕ ИП) (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ в ред. Закона N 323-ФЗ, новый п.10.1 ст.174.2 НК РФ).

ФНС и Минфин разъясняют, что при приобретении электронных услуг у иностранных компаний российские организации или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, даже если иностранная компания зарегистрирована в ФНС, как компания, оказывающая услуги в электронной форме (Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422). И только при приобретении «иных услуг» (не электронных) у иностранных организаций, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС по электронным услугам в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ, покупатель вправе самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ с учетом подхода, изложенного в письмах ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937 и от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@, т.е. выполнить обязанности налогового агента добровольно (Письмо ФНС России от 08.08. 2022 г. N СД-4-3/10308@).

Иными словами, при приобретении электронных услуг у иностранных компаний для возникновения обязанностей налогового агента по НДС должно выполняться условие № 2 или иностранная компания должна стоять на учете в соответствии с пп.4.6 ст.83 НК РФ.

Аналогичные выводы следуют из обновленного порядка заполнения декларации по НДС (п.37.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС в ред. Приказа ФНС от 12.12.2022 г. N ЕД-73/1191@).

Не все услуги, оказываемые через Интернет, относятся к электронным услугам. Перечень электронных услуг закрытый и он приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ. Там же приведены услуги, которые не относятся к электронным.

Например, передача прав на использование программы ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ней относится к электронным услугам. А реализация (передача прав на использование) программ на материальных носителях (например, на «флешке») к электронным услугам не относится.

Также хотим обратить особое внимание, что российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ).

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Услуги, связанные с недвижимостью

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Услуги, связанные с движимым имуществом

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Услуги иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС)

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Услуги иностранных посредников (агентов, комиссионеров)

Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Место реализации электронных услуг, указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ и оказываемых иностранными лицами из стран «дальнего зарубежья» (НЕ из стран ЕАЭС), также определяется «по покупателю» (пп.4 п.1 и пп.4 п.1.1 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении электронных услуг российскими ИП или организациями, местом их реализации является территория РФ.

Но при работе с партнерами из ЕАЭС для определения места реализации услуг, оказываемых через Интернет, нужно определить место реализации таких услуг (работ) в соответствии с Протоколом. В нем нет понятия «электронные услуги», поэтому нужно смотреть наименование услуг (работ), независимо от того, как они оказываются.

Например, местом реализации услуг по администрированию сайтов в Интернет, оказываемых организациями или ИП из стран ЕАЭС, территория РФ не является (пп.5 п.29 Протокола). Поэтому российский покупатель не является налоговым агентом и российский НДС не уплачивается. Но местом оказания рекламных услуг, в т.ч. через Интернет, приобретаемых российскими покупателями у налогоплательщиков ЕАЭС, будет территория РФ (пп.4 п.29 Протокола) и такие услуги в соответствии с п.1 ст.174.2 НК РФ относятся к услугам в электронной форме.

Если местом реализации услуг является территория РФ и компания, зарегистрированная в государстве-ЕАЭС, стоит на учете в ФНС, например, как плательщик НДС по электронным услугам, оказываемым физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст.83 НК РФ), то нужно определить принадлежность этих услуг к электронным услугам, указанным в п.1 ст.174.2 НК РФ. Если они названы в п.1 ст.174.2 НК РФ, то российский покупатель (организация или ИП) должна выполнить обязанности налогового агента по НДС. А если НЕ названы, то обязанность по уплате НДС лежит на самой иностранной компании, но, как уже говорилось, российский покупатель может выполнить обязанности налогового агента добровольно.

Если местом реализации услуг (работ), оказываемых компанией или ИП из ЕАЭС, является территория РФ и они НЕ зарегистрированы в налоговых органах РФ, то покупатели таких услуг (работ) должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от того, относятся ли оказываемые услуги (работы) к электронным услугам.

В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):

  • контракт, заключенный с иностранным лицом;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467, Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты или
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Если работы выполнены (услуги оказаны), но расчеты с иностранным исполнителем еще не произведены, то налоговой базы по НДС у налогового агента не возникает. Минфин РФ разъясняет, что уплачивать «агентский» НДС в бюджет до момента выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу не следует (Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932).

До 1 января 2023 года исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен был перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным партнерам. Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе был переводить деньги «иностранцу», если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ в ред. До 01.01.2023 г.).

Но с 1 января 2023 года сроки перечисления «агентского» НДС изменены. Он перечисляется в общеустановленном порядке в составе единого налогового платежа: по 1/3 от исчисленной суммы НДС не позднее 28-го числа каждого месяца, следующего за прошедшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ).

Как исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 20% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422, от 23.07.2021 г. N 03-07-14/59243, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 120 евро (100 евро + 100 евро x 20%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932, от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

  • в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры);
  • в строке 2б (ИНН/КПП продавца) можно поставить прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
  • в строке 5, по мнению автора, с 1 января 2023 года следует указывать номер и дату «платежки» на перечисление оплаты «иностранцу». Ранее указывали реквизиты «платежки» на перечисление НДС в бюджет. Но как уже говорилось, сроки перечисления удержанного налога для «иностранных агентов», приобретающих работы и услуги изменены и формально данное требование утратило силу (пп. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно). Вероятно, в ближайшее время в Правила заполнения счетов-фактур тоже внесут уточнения.

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 20/120. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 20%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и  8) (см. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в квартале перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (пп. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Как налоговому агенту учесть исчисленный НДС?

Если налоговый агент является плательщиком НДС и иностранные услуги (работы) приобретены для осуществления облагаемых операций, НДС, исчисленный налоговым агентом можно принять к вычету (п.2.2, 3 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ с 01.01.2023 г., Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626).

До 1 января 2023 года налоговые агенты могли принимать к вычету удержанный НДС только после его фактической уплаты в бюджет. Но с 1 января 2023 года из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) «агентский» НДС уплачивается в его составе. По общему правилу ЕНП засчитывается в счет исполнения обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов в день наступления срока уплаты. Поэтому законодатели решили, что налоговые агенты сразу смогут «зачесть» (принять к вычету) агентский НДС, как только его удержат и начислят. Вычет НДС налоговые агенты производят на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ в ред. с 01.01.2023 г.). Т.е. если налоговый агент, например, в 1-м квартале 2023 года при перечислении денежных средств за оказанные иностранной компанией услуги удержал НДС и отразил эти суммы в Разделе 2 декларации по НДС, то в этой же декларации начисленные суммы «агентского» НДС могут быть приняты к вычету.

Но, обратите внимание! Вычет можно произвести только после принятия на учет выполненных работ (услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо Минфина РФ от 20.02.2021 г. N 03-07-08/12121, Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13). Т. е налоговый агент не вправе заявить к вычету НДС, удержанный им при перечислении предоплаты до тех пор, пока услуги не будут оказаны (работы выполнены).

Пример. 15.02.2023 г. российская организация перечислила иностранной компании аванс 50% в счет оплаты рекламных услуг. Услуги были оказаны 01.04.2023 г. Окончательная оплата услуг была произведена 04.04.2023 г. По условиям договора стоимость услуг не включает НДС и составляет 1000 евро.

Предположим, что курс евро составляет:

  • на 15.02.2023 г. — 86 руб.
  • на 04.04.2023 г.- 87 руб.

При перечислении 50%-го аванса в сумме 500 евро налоговый агент должен уплатить в бюджет НДС. Налоговая база — 600 евро (500 + (500*20%)), соответственно НДС составляет 100 евро (600 евро*20/120), что по курсу на дату оплаты услуг (15.02.2023 г) соответствует 8600 руб. (100*86 руб.). Данная сумма должна быть начислена в декларации по НДС за 1-й квартал 2023 года и перечислена в бюджет в составе ЕНП по 1/3 от суммы: не позднее 28.04, 28.05 и 28.06.2023 г.

Поскольку во 1-м квартале 2023 года услуги не были оказаны, данная сумма НДС к вычету не принимается.

При оказании услуг (01.04.2023 г.) НДС не начисляется. Обязанность по исчислению и уплате НДС возникает на дату перечисления окончательной оплаты за оказанные услуги, т.е. 04.04.2023. Иностранной компании перечислено 500 евро, т.е. сумма «удержанного» НДС составила 100 евро (500 евро *20% или (500 + (500*20%)*20/120). По курсу на дату оплаты услуг сумма НДС, которую налоговый агент должен начислить в бюджет с оплаты иностранному партнеру составит 8700 руб. (100 евро*87 руб.).

Поскольку услуги оказаны во 2-м квартале 2023 г., НДС, начисленный в бюджет при перечислении денежных средств иностранному партнеру, налоговый агент может принять к вычету во 2-м квартале 2023 г. Т.е. в декларации по НДС за 2-й квартал 2023 года он заявит к вычету: 8600 руб. (НДС, начисленный при перечислении аванса в 1-м квартале) и 8700 руб. (НДС, начисленный при перечислении окончательной оплаты услуг).

По мнению Минфина РФ налоговый агент не вправе переносить вычет НДС на более поздний период, т.е. вычет «агентского» НДС необходимо заявить в том квартале, в котором возникло право на вычет (Письма Минфина России от 14.07.2020 г. N 03-07-14/61018, от 17.10.2017 N 03-07-11/67480) или отказаться от него вовсе.

При принятии к вычету «агентского» НДС выставленный счет-фактура регистрируется в книге покупок, а в графе 2 «Код вида операции» нужно указывать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Если услуги приобретаются для деятельности, указанной в п.2 ст.170 НК РФ (т.е. для необлагаемой деятельности или неплательщиком НДС), то «агентский» НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных услуг, т.е. учитывается в расходах по налогу на прибыль (п.2 ст.170 НК РФ), или при применении УСН с объектом «доходы-расходы» (если такие расходы предусмотрены нормами НК РФ).

Отчетность налогового агента

Что включить в декларацию по НДС?

Налоговые агенты — плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)? Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, формально у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе, поскольку в п. 47 Порядка заполнения декларации (в отличие от норм НК РФ) указано, что Раздел 9 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Особенности заполнения Раздела 2 декларации по НДС

Как уже говорилось, Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, у которого приобретаются услуги (работы).

По строке 020 указывается наименование иностранного лица.

В строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом по произведенным «иностранцу» оплатам (п.37.7 Порядка заполнения декларации).

В строке 070 отражают код операции, осуществляемой налоговым агентом: 1011712 — при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах —1011711.

При приобретении электронных услуг у иностранных компаний следует указывать код 1011720 — операции, указанные в пункте 10.1 статьи 174.2 НК РФ (Письмо ФНС от 28 сентября 2022 г. N СД-4-3/12845@).

Строки 30, 80 −100 в данном случае не заполняются.

***

Мы рассмотрели лишь общие вопросы определения порядка уплаты НДС или отсутствия такой обязанности при приобретении услуг (работ) у иностранных партнеров. Как показывает наша аудиторская практика, не всегда бухгалтеры могут правильно квалифицировать услуги (работы), оказываемые «иностранцами» в целях определения их места реализации по НДС. Во всех случаях необходим анализ условий заключенных договоров. Поэтому поддержка аудиторов и налоговых юристов поможет минимизировать риски возникновения споров с налоговыми органами или безосновательную уплату НДС в случаях, не предусмотренных НК РФ.

При проведении комплексного аудита в «Правовест Аудит» проводится углубленная проверка налогового учета (по НДС и др. налогам), предоставляется отчет о налоговых рисках, рекомендации по их устранению, а также отчет о выявленных резервах, в т.ч. о переплате налогов. А страховку от налоговых претензий в случае доначисления налогов за проверенный период обеспечивают наши налоговые юристы, представляющие интересы налогоплательщика в налоговых органах, расширенные финансовые гарантии и страховка Ингосстрах, компенсирующая пени и штрафы, если оспорить доначисления не удастся.

Если российская организация приобретает у иностранной организации права на программное обеспечение по лицензионному договору, то такая операция не облагается НДС.

С 01.01.2017 реализация иностранными компаниями российским пользователям прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет и т. п. подпадает под обложение НДС в РФ (так называемый «налог на «Google»). Однако в отношении прав на программное обеспечение по лицензионному договору действует освобождение от НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Дальнейшая передача российской компанией прав по сублицензионным договорам конечным пользователям также не облагается НДС.

На это обратил внимание Минфин России в Письме от 06.02.2017 № 03-07-14/6177.

Цитата (Mila293):Добрый день. Очень нужна консультация по покупке программного продукта у иностранной компании.
Российская компания на ОСНО приобретает программный продукт у иностранной компании (нет представительства в РФ). Покупка происходит после оплаты путем скачивания программы с сайта. Какие налоги я должна заплатить?

Добрый день. Это электронная услуга. НДС в общем случае должна уплатить иностранная компания по специальной ставке 16, 67%. У иностранной компании также появляется обязанность встать на учет в налоговой и сдать декларацию НДС. Если право на программу передается по лицензионному договору, то действует освобождение по пп.26 п.2 ст.149 НК РФ.

На оснвоании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации услуг является территория Российской Федерации.
К данным услугам, в частности, относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет(абз. 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ).

Цитата (Статья 174.2 НК РФ):Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье — сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:
предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
оказание рекламных услуг в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
В целях настоящей главы к услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не относятся, в частности, следующие операции:
реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
оказание консультационных услуг по электронной почте;
оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
2. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
3. Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.
При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации-посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях настоящей главы налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация-посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
4. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.
При определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей стоимость указанных в абзаце первом настоящего пункта услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
П. 5 ст. 174.2 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 303-ФЗ) применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
5. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ)
6. Суммы налога, предъявленные иностранным организациям, подлежащим постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса (за исключением сумм налога, предъявленных их обособленным подразделениям, расположенным на территории Российской Федерации), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
7. Уплата налога иностранными организациями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
8. Налоговая декларация представляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в налоговый орган по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а в период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такими иностранными организациями для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае, если исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся налоговым агентом, налоговая декларация представляется в налоговый орган таким налоговым агентом.
9. Утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.
10. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается российская организация, индивидуальный предприниматель или обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у них договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги.
Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
В целях настоящего пункта не признаются посредниками организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в рамках осуществления переводов денежных средств за услуги, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи.
(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
11. Уплата сумм недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, производится указанными иностранными организациями в течение одного месяца начиная со дня постановки на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы иностранной организации от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности  относятся к доходам (которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации), полученным от источников в Российской Федерации, и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Т.е. российская организация будет налоговым агентом по налогу на прибыль. Ну тут еще нужно учитывать нормы соглашения об избежании двойного налогообложения — они в приоритете.

Правильно я поняла, что НДС платить не надо?
Про налог на прибыль можно подробнее) Страна у которой покупаю Малайзия, есть договор об избежании двойного налогооб-я, что мне это дает?

Цитата (Mila293):Правильно я поняла, что НДС платить не надо?
Про налог на прибыль можно подробнее) Страна у которой покупаю Малайзия, есть договор об избежании двойного налогооб-я, что мне это дает?

Про НДС поняли правильно. 
Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

С учетом положений соглашения наша сторона может удержать налог  не превышающей 15 процентов, в том случае если до выплаты дохода будет получено подтверждение резидентства и подтверждение того, что ваш контрагент является фактическим получателем дохода (ст.312 НК РФ).

Цитата (Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии от 31.07.1987 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»):Статья 11
Доходы от авторских прав и лицензий
1. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
2. Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на доходы от авторских прав и лицензий, взимаемый таким образом налог не превышает:
a) 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий, указанных в пункте 3 «a»;
b) 15 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий, указанных в пункте 3 «b».
3. Термин «доходы от авторских прав и лицензий» при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за:
a) использование или предоставление права использования любого патента, товарного знака, чертежа или модели, плана, секретной формулы или процесса, или авторского права на научную работу, или за использование или предоставление права использования промышленного, торгового или научного оборудования, или за информацию, касающуюся промышленного, торгового или научного опыта; или
b) использование или предоставление права использования кинематографических фильмов или магнитных лент для радиовещания или телевидения, любого авторского права на произведения литературы или искусства.
4. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают доходы от авторских прав и лицензий, через расположенное в нем постоянное представительство, и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно связано с таким постоянным представительством. В таком случае применяются положения статьи 7.
5. Считается, что доходы от авторских прав и лицензий возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является само это Государство, его подразделение или местный орган власти или лицо с постоянным местопребыванием в этом Государстве. Если, однако, лицо, выплачивающее такие доходы от авторских прав и лицензий, независимо от того, является оно лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство, в связи с которым возникло обязательство выплачивать такие доходы от авторских прав и лицензий, и расходы по выплате таких доходов несет такое постоянное представительство, то считается, что такие доходы от авторских прав и лицензий возникают в Государстве, в котором находится постоянное представительство.
6. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на доходы от авторских прав и лицензий, или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма выплачиваемых доходов от авторских прав и лицензий, относящихся к использованию, праву использования или информации, в отношении которых они выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на доходы от авторских прав и лицензий, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогами в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства, с должным учетом других положений настоящего Соглашения.
7. С учетом пункта 3 статьи 21 доходы от авторских прав и лицензий, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в СССР, которые подвергаются обложению сбором за прокат кинофильмов в соответствии с Законом о сборе за прокат кинематографических фильмов в Малайзии, не облагается малайзийским налогом, к которому применяется настоящее Соглашение.

Цитата (Статья 312 НК РФ):1. При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

Прошу прощения, но ничего не поняла. Например, я плачу иностранной организации 1000 долларов за программный продукт. + Ещё надо заплатить налог на прибыль с этой суммы или нет?

Цитата (Mila293):Прошу прощения, но ничего не поняла. Например, я плачу иностранной организации 1000 долларов за программный продукт. + Ещё надо заплатить налог на прибыль с этой суммы или нет?

В данном случае Ваша организация будет налоговым агентом и должна удержать налог в размере 15% (при условии получения вышеуказанных подтверждений от контрагента) и уплатить в бюджет.
При выплате иностранной организации дохода, облагаемого у источника выплаты в РФ , налоговый агент рассчитывает налог как произведение налоговой базы на ставку налога. Налоговой базой, как правило, является вся сумма дохода иностранной организации (п. 3 ст. 247, п. 1 ст. 274, п. 1 ст. 286 НК РФ).

Спасибо. А это подтверждение иностранной компании, это что то вроде нашего постановки на налоговый учёт?

Цитата (Mila293):Спасибо. А это подтверждение иностранной компании, это что то вроде нашего постановки на налоговый учёт?

Формы документов налоговым законодательством не установлены.

А если ничем не подтвердить то ставка 20%?

Вопрос: Американская компания по договору предоставляет ООО право на использование объекта интеллектуальной собственности (ноу-хау) с последующей передачей исключительных прав на него.
По условиям лицензионного договора первые два года ООО получает право на использование ноу-хау, а на третий год получает исключительные права, при этом платежи по договору разбиты частями на все три года.
ООО осуществляет деятельность на территории РФ.
Может ли ООО применить освобождение от НДС при приобретении прав на ноу-хау в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ?

  Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ПИСЬМО
от 18 ноября 2016 г. N 03-07-08/68105

  В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при предоставлении иностранной организацией на основании лицензионного договора права на использование секретов производства (ноу-хау) с последующей передачей исключительных прав на данный объект интеллектуальной собственности Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При приобретении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности у иностранных лиц в целях определения места реализации для применения налога на добавленную стоимость следует руководствоваться статьей 148 Кодекса, согласно которой передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации услуг по передаче иностранной организацией на основании лицензионного договора российской организации права на использование секретов производства (ноу-хау) с последующей передачей исключительных прав на данный объект интеллектуальной собственности признается территория Российской Федерации.
Вместе с тем согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация исключительных прав, в том числе на секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим российский покупатель при приобретении прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности налог на добавленную стоимость не уплачивает.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

  Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
18.11.2016

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не заполнено значение реквизита номенклатурная группа
  • Не заполнено значение реквизита переданные счет учета
  • Не заполнено значение реквизита счет учета доходов бу
  • Не зная пароля я хотел молча проехать мимо караульных
  • Не открывается дверь газель бизнес водительская дверь