Назовите примерное количество азс компании лукойл в россии

Значительный объем собственных нефтепродуктов ЛУКОЙЛ реализует на розничном рынке через хорошо диверсифици­рованную сбытовую сеть, которая состоит из 5 309 АЗС и 132 нефтебаз в 18 странах мира.

В 2016 году суммарные розничные продажи нефтепродуктов составили 13,9 млн т, в том числе в России было продано 9,8 млн т, а за рубежом – 4,1 млн т

Оптимизация сбытовой сети позволила повысить среднесуточную реализацию на АЗС в России до 12,7 т/сут в среднем на станцию.

Продажа через систему ЛИКАРД

Для увеличения объемов продаж через АЗС Компания реализует программу поощрения клиентов с использованием топливных карт и карт программы поощрения, работающих через корпоративную платежную систему «ЛИКАРД». Всего по итогам 2016 года через систему «ЛИКАРД» реализовано свыше 8,1 млн т нефтепродуктов, что на 25% больше по сравнению с 2015 годом.

Топлива ЭКТО

ЛУКОЙЛ активно развивает продажи брендированных топлив с улучшенными эксплуатационными и экологическими свойствами под маркой «ЭКТО». Объем продаж топлив ЭКТО в России в 2016 году вырос на 34% и составил 6,4 млн т. Объем реализации топлив ЭКТО через зарубежную розничную сеть, без учета проданных сбытовых сетей, в 2016 году составил 1,5 млн т, что на 10,3% выше, чем в 2015 году.

В 2017 году мы первыми в России приступили к реализации бензина премиум-класса ЭКТО 100. Новое усовершенствованное топливо семейства ЭКТО с улучшенными эксплуатационными свойствами полностью заменит бензин ЭКТО Sport 98 в розничной сети АЗС Компании. Выпуск бензина ЭКТО 100 является результатом многолетней работы по масштабной модернизации НПЗ ПАО «ЛУКОЙЛ». Для производства нового продукта на НПЗ Компании разработаны новые рецептуры и оптимизирован процесс смешения компонентов автомобильных бензинов. Высокое качество и соответствие международным стандартам ЭКТО 100 подтверждено испытаниями компании «Intertek» (Швейцария).

Основные показатели

Вас может также заинтересовать

ЛУКОЙЛ рассматривает возможность продажи до 30% своих АЗС в России из-за падения рентабельности бизнеса. Речь может идти о 700 заправках в центральной части страны

Сотрудники АЗС ЛУКОЙЛ


Сотрудники АЗС ЛУКОЙЛ

Неприбыльные заправки

ЛУКОЙЛ, владеющий 2544 автозаправками в России (это 21% от общего числа местных АЗС), изучает возможность продажи ​до 30% этой сети. Компания хотела бы избавиться от автозаправочного бизнеса в семи регионах. По словам собеседника РБК в компании, это практически вся ее сеть в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях и часть активов в Московской области, а также Чувашии. Источник в ЛУКОЙЛе называет главной причиной такого шага падение рентабельности розницы. По его данным, в 2016 году средняя маржа АЗС в указанных регионах достигала 2 тыс. руб. с тонны реализуемого топлива, а по предварительным итогам первого квартала 2017 года из-за налогового маневра и роста акцизов рухнула в 250 раз — до 8 руб. за тонну.

Ставки акцизов на бензин пятого класса с 1 января 2017 года остались на уровне 2016 года — 10,13 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо выросли до 6,8 тыс. руб. Изначально акцизы предполагалось снизить, но из-за падения мировых цен на нефть сохранением и повышением размера акцизов заполнили дыры в дорожных фондах.

Как объяснил РБК собеседник в ЛУКОЙЛе, помимо роста налоговой нагрузки прибыльность заправок падает из-за сдерживания регуляторами повышения цен на бензин. «Мы обязаны контролировать качество бензина, вынуждены вкладываться в развитие своих заправок, несмотря на падение спроса и снижение рентабельности. За счет продажи на заправках сопутствующих товаров маржу увеличить не получается. Ждать, пока мы получим убыток, мы не хотим», — сетует он.

Другой собеседник в компании слышал о планах ЛУКОЙЛа избавиться от большого количества заправок, однако сказал, что переговоры с конкретными покупателями пока не ведутся. Он добавил, что речь может идти о продаже АЗС в три этапа по частям либо единым лотом при наличии серьезного покупателя, а также не исключил продажи одного из убыточных НПЗ компании — Ухтинского. Слышал о падении маржи на заправках ЛУКОЙЛа и один из трейдеров, торгующих на топливной бирже СПбМТСБ. Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Виталий Матушкин от комментариев воздержался.

Официальные представители «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» не стали комментировать, интересна ли им покупка части АЗС ЛУКОЙЛа или всего лота, представитель «Роснефти» на звонок не ответил.

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg


Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

По расчетам аналитиков Thomson Reuters Kortes, средняя рентабельность АЗС по стране по бензину АИ-92 составляет 10,3% (с начала года выросла на 0,9%). По их данным, с 1 января по 24 марта 2017 года цена на бензин АИ-92 и АИ-95 в европейской части России в розничной продаже выросла в среднем на 1,6%, до 35,9 руб. за литр АИ-92 и 39,01 руб. за литр АИ-95. По данным Московской топливной ассоциации, за неделю с 20 марта бензин подорожал в среднем на 6–7 коп. за литр.

В Турции лучше

ЛУКОЙЛ намерен расширять свою сеть АЗС в Турции. Об этом РБК сообщил президент компании Вагит Алекперов в интервью во время инвестфорума в Сочи. Сейчас компании принадлежит более 600 АЗС в Турции (5% рынка). «Мы увеличили свое присутствие в Бельгии и Голландии, где есть у нас нефтеперерабатывающий завод, сильно присутствуем на Балканах и продолжаем усиливаться; мы намерены активизироваться в Турции, потому что наши заводы ориентированы на этот рынок», — рассказал Алекперов.

Дисконт неизбежен

РБК спросил у потенциальных покупателей заправок ЛУКОЙЛа, интересны ли им такие активы. Источник РБК в «Газпром нефти» объяснил, что в случае поступления такого предложения покупку сразу 700 АЗС «дочка» «Газпрома» не рассматривала бы, поскольку это практически половина ее собственной сети. Источник РБК в «Роснефти» сообщил, что рентабельность их собственных заправок также сильно снизилась из-за налогов. Кроме того, у них нет возможности купить так много АЗС сразу: компании предписано Федеральной антимонопольной службой (ФАС) продать часть заправок «Башнефти» по итогам приобретения ее контрольного пакета. Увеличение доли на рынке АЗС в Центральной России, где у «Роснефти» и так наблюдается доминирование, может привести к конфликту с ФАС.

Источник РБК в «Сургутнефтегазе» слышал о намерении ЛУКОЙЛа расстаться с частью АЗС и считает такое решение логичным. Он подтверждает падение рентабельности топливных заправок не только из-за роста налогового бремени, но и из-за несогласованности требований властей. «У крупных производителей топлива есть проблема взаимодействия одновременно с ФАС и налоговой службой. Антимонопольный регулятор запрещает повышать цены выше инфляции, а налоговая служба предъявляет занижение налога на прибыль из-за слишком низких, по ее мнению, цен на АЗС. В результате ЛУКОЙЛ, который был вынужден судиться с налоговой службой и выполнять предписания ФАС, вынашивает планы продажи части своего розничного бизнеса уже с прошлого года», — поделился с РБК конкурент компании. Собеседник добавил, что этот бизнес был значительно прибыльнее до запрета продажи алкоголя на АЗС (запрет введен в 2011 году, сейчас в Госдуму внесен закон о легализации продажи алкоголя на заправках). «В отдельные периоды года мы наблюдаем убытки в рознице», — замечает менеджер «Сургутнефтегаза».

Заместитель гендиректора Российского топливного союза Григорий Сергиенко согласен с расчетами источников РБК в ЛУКОЙЛе. Однако, по мнению эксперта, сейчас неудачное время для продажи заправок из-за отсутствия спроса: даже «Роснефть» по итогам сделки по поглощению ТНК-BP не смогла продать весь рекомендованный ФАС объем АЗС. Кроме того, он отмечает, что независимые продавцы бензина в регионах увеличили продажу своих заправочных активов. В результате, как считает эксперт, ЛУКОЙЛ сможет найти покупателя для АЗС только с дисконтом к рыночной цене. По мнению Сергиенко, ФАС и правительство никогда не разрешат увеличить цены на топливо выше инфляции. Он прогнозирует, что рост цены на бензин не превысит 4% в год.

Гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов тоже считает, что дисконт неизбежен. Он отмечает, что все сети заправок столкнулись с падением маржи, поэтому момент для продажи выбран неподходящий, а потенциальному приобретателю АЗС придется взять на себя немало рисков.​

Предупреждение ФАС

Источник РБК в ЛУКОЙЛе утверждает, что приемлемый уровень рентабельности в указанных регионах на АЗС был бы достигнут, если бы правительство разрешило поднять цену сразу на 5 руб. за литр. Федеральной антимонопольной службе неизвестно о желании ЛУКОЙЛа поднять цены на АЗС на 5 руб. и возможной продаже 700 заправок, сказал РБК начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. По его мнению, такой рост цен на топливо необоснован: цены на АЗС традиционно растут темпами, близкими к инфляции, а в последние годы даже медленнее. Он добавил, что если компания пойдет на такое подорожание, то это может стать предметом расследования ФАС о соответствии нормам антимонопольного законодательства. В случае доказательства такого факта компании грозит «оборотный штраф» — его объем может составить от 1 до 15% от выручки на этом рынке. «ЛУКОЙЛ реализует программу реконструкции и строительства новых АЗС, а также периодически подает ходатайства в ФАС о покупке новых заправок: видимо, розничный бизнес остается интересным для компании», — считает Махонин.

Список АЗС

АЗС Лукойл

Россия, Московская область, Раменский район, посёлок Гжель

АЗС Лукойл

Россия, Пермский край, Оса, 117-й квартал

АЗС Лукойл

Россия, Алтайский край, Первомайский район, село Баюновские Ключи

АЗС Лукойл

Россия, Республика Коми, городской округ Инта, город Инта, Западный микрорайон

АЗС Лукойл

Россия, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, рабочий поселок Средняя Ахтуба

АЗС Лукойл

Россия, Саратовская область, Красноармейск

АЗС Лукойл

Россия, Республика Дагестан, Избербаш, улица Буйнакского

АЗС Лукойл

Россия, Тамбовская область, Пичаевский район, село Пичаево

АЗС Лукойл

Россия, Кемеровская область, Тяжинский район, поселок городского типа Тяжинский

АЗС Лукойл

Россия, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, рабочий поселок Средняя Ахтуба, улица Воровского

АЗС Лукойл

Ниже представлен полный список всех АЗС Лукойл

Всего найдено АЗС Лукойл — 2174

Лукойл находятся в следующих городах и регионах: рабочий посёлок Новоивановское, Москва, деревня Раздоры, Химки, деревня Веретёнки, Кубинка, деревня Назарьево, Наро-Фоминск, Балабаново, село Головтеево, Долгопрудный, Пушкино, деревня Капустино, деревня Доможирово, Владимир, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Сегежа, Мурманск, Апатиты и в других населенных пунктах

Лукойл

Россия, Московская область, Киевское шоссе, 76-й километр, Лукойл АЗС №113

Подробнее

Лукойл

Россия, Тульская область, автодорога Москва-Воронеж, 213-й км

Подробнее

Лукойл

Россия, Юго-Восточная железная дорога, остановочный пункт 161 километр

Подробнее

Лукойл

Россия, Октябрьская железная дорога, остановочный пункт 210 километр

Подробнее

Лукойл

Краснодарский край, Динской р-н, автодорога М-4 Дон, 114-й км, + 600 м

Подробнее

Лукойл

Россия, Краснодар, автодорога Темрюк-Краснодар-Кропоткин, 158-й км, район почтового отделения № 27

Подробнее

Лукойл

Россия, Северо-Кавказская железная дорога, остановочный пункт 118 километр

Подробнее

Лукойл

Псковская обл., Великолукский р-н, трасса М-9 Балтия, 456-й км

Подробнее

Лукойл

Владимирская обл., Ковровский р-н, Алексеевка дер., федеральная автодорога М-7 Волга, 251-й км, справа

Подробнее

13 октября 2017, 00:53 / Бизнес

Эксклюзивно по подписке

Как в России устроен рынок АЗС

Независимым компаниям принадлежит более половины заправок, но они продают топлива меньше, чем крупные игроки

«Лукойл» считает, что подход к заправке может измениться с развитием электромобилей / Toby Melville / REUTERS

Всего в России 15 000 АЗС, из них только около 40% принадлежит нефтяным компаниям, остальное – независимым, рассказал «Ведомостям» начальник управления ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин. Но по показателю пролива (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная, нефтяники продают больше: их доля в продажах – около 60%.

Нефтяникам хватает заправок

Антимонопольная служба, как правило, не согласовывает покупку вертикально-интегрированными компаниями нескольких десятков АЗС, рассказывает Махонин: «Это позволяет сохранить баланс между независимыми АЗС и заправками, принадлежащими нефтяникам». Правда, запросов на крупные сделки с заправками не было уже давно и нефтяники не планируют их в ближайшее время, знает он. По его словам, точечные покупки – 1–2 АЗС – происходят.

В тройку компаний, владеющих крупнейшими сетями АЗС в России, входят «Роснефть» (2897 заправок), «Лукойл» (2603), «Газпром нефть» (1244).

Представитель «Роснефти» не ответил, будет ли компания увеличивать розничную сеть. «Лукойл» не рассматривает вопрос значительного увеличения АЗС в долгосрочной перспективе, экстенсивный путь развития уже пройден, массового ухода из регионов тоже не будет, говорит представитель компании.

«Долгосрочная стратегия «Газпром нефти» предполагает незначительный прирост числа АЗС, приоритет – повышение эффективности», – сообщил директор по региональным продажам Александр Крылов. Shell (более 220 АЗС) планирует увеличивать сеть, говорит представитель компании: «До конца года мы откроем заправочные станции в Нижнем Новгороде и Самаре. Shell рассматривает Россию как один из самых приоритетных регионов для развития сети АЗС».

Как работают независимые АЗС

Когда развивался розничный сектор, АЗС строили где придется, рассказывает руководитель Российского топливного союза Григорий Сергиенко: «Главным было поставить колонку. Считали, что бензин будет всегда. Оказалось, что нет. Научились, лишь когда в начале 1990-х в Россию пришла ВР».

«Она показала, как надо выбирать место для АЗС, анализировать спрос на топливо и т. д., – продолжает Сергиенко. – Так и действовали потом нефтяники – скупали, что было выгодно с точки зрения расположения, пролива и доходности заправки, и сейчас вне их внимания остались АЗС, которые мало привлекают». Махонин говорит, что в последнее время доля независимых заправок сократилась несущественно.

Нефтяники варят кофе

В 2016 г. «Газпром нефть» продала 21 млн чашек кофе на заправках. «Все кофе-машины на наших АЗС также управляются из единого автоматизированного центра, который следит за соблюдением рецептуры и числом проданных чашек, – говорит Крылов. – Продажи кофе неизменно растут. За первые восемь месяцев 2017 г. выручка от продажи кофе достигла 1,7 млрд руб. – это на 22% больше, чем за тот же период прошлого года».

Розничный бизнес неинтересен – инвестиционная привлекательность низкая, отмечает Сергиенко. Времена, когда зимой, хоть и при низком спросе, маржа достигала 30–35%, ушли в прошлое, сейчас она 13%, а если вычесть затраты на содержание бизнеса, то рентабельность уходит в нулевую зону, говорит ведущий аналитик «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков.

Из-за снижения рентабельности «Лукойл» думал о продаже трети АЗС, но отказался от идеи. «В 2017 г. розница впервые столкнулась с резким снижением рентабельности, – констатирует Крылов. – Но нигде в мире розница не остается центром прибыли нефтяных компаний». «Нефтяникам доходность в этом сегменте не важна. Они зарабатывают на оптовых продажах», – уверяет Сергиенко: вертикально-интегрированные компании доминируют на рынке, устанавливают правила игры и цены и тем самым хоронят независимую розницу.

Махонин говорит, что последние годы общее количество АЗС в России держится практически на одном уровне. Вертикально-интегрированные компании предпочитают строить АЗС, а не покупать их.

Независимым АЗС приходится выживать. Некоторым удается договориться с нефтяными компаниями о работе по франшизе, но их немного, знает Сергиенко. Другие договариваются продавать топливо нефтяников за комиссию, увеличивают продажи сопутствующих товаров или торгуют суррогатным топливом. Последнее государство пытается пресечь.

Для развития независимой розницы все потребители топлива должны иметь равный доступ к нефтепродуктам, считает гендиректор компании «Солид – товарные рынки» (ей принадлежит 18 АЗС в Смоленской и Нижегородской областях) Илья Мороз: «Нужно как минимум половину топлива, которое реализуется на внутреннем рынке, продавать через прозрачные биржевые торги». Кроме того, отгрузки топлива на биржевом рынке должны зеркально повторять пропорцию отгрузок на внебиржевом рынке – отгрузок по трубе на бирже очень мало, сетует он.

Кафе и электромобили

Для увеличения рентабельности нужно снижать издержки и получать дополнительный доход от эффективной организации ритейла, считает Крылов. Для «Роснефти» продажа сопутствующих товаров имеет приоритетное значение, говорит ее представитель: за два года продажи сопутствующего бизнеса выросли на 20%, стратегия предусматривает увеличение продаж вдвое за 3–5 лет.

Продажи в магазине и кафе приносят Shell около трети прибыли.

По оценке «Газпром нефти», сотрудничество с ритейлером позволяет за счет дополнительного трафика увеличить продажи топлива на АЗС на 5%.

«Лукойл» считает, что подход к заправке может измениться с развитием электромобилей. Для зарядки электромобиля требуется время (быстрая зарядка – 10–20 минут, а медленная – 8–10 часов), следовательно, вырастет время пребывания клиентов в кафе и магазине. Ориентировочное время заряда Tesla с 0 до 80% – 25–30 минут с использованием быстрой зарядки, говорит представитель Shell. Компания видит потенциал развития в установке зарядок – их стоимость варьируется от 0,8 млн до 3 млн руб., но пока только на междугородных трассах.

У «Лукойла» более десятка зарядных станций, их число будет расти, сообщил представитель компании.

По данным «Автостата», на 1 июля 2017 г. в России был 1121 электромобиль.


ЛУКОЙЛ: запасы, дивиденды и перспективы

ЛУКОЙЛ — одна из крупнейших публичных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в мире. На ее долю приходится около 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. О том, как будет развиваться компания, — в обзоре.

ЛУКОЙЛ: запасы, дивиденды и перспективы

Разведка и добыча нефти и газа являются центральным звеном деятельности компании. ЛУКОЙЛ осуществляет разведку и добычу в 14 странах мира, основные проекты сосредоточены в России, Средней Азии и на Ближнем Востоке.

  • О компании
  • Запасы и геологоразведка
  • Структура доходов компании
  • Перспективы роста
  • Финансовые результаты
  • Акционерная доходность
  • Прогноз

О компании

ЛУКОЙЛ обеспечен доказанными запасами на 19 лет — это почти вдвое выше среднего показателя крупнейших международных нефтегазовых компаний в размере 10,5 лет. Реализация продукции осуществляется на территории более чем 100 стран мира.

Доходность капитала, возврат инвестиций и непрерывное создание акционерной стоимости — стратегические цели Группы ЛУКОЙЛ.

География выручки компании ЛУКОЙЛ. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

География выручки компании ЛУКОЙЛ. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Запасы и геологоразведка

По состоянию на конец 2021 года объем доказанных и вероятных запасов компании оценивался в размере 21,3 млн баррелей н. э., а с учетом возможных — 24,2 млн баррелей н. э. Почти 90% доказанных запасов углеводородов приходится на Россию, основная часть которых располагается в Западной Сибири. По международным проектам 40% доказанных запасов приходится на Узбекистан, где ЛУКОЙЛ реализует крупные газовые проекты. Основная часть запасов относится к категории «традиционных», которые можно добывать с суши, — это важнейшее конкурентное преимущество. Оно обеспечивает компании низкие удельные расходы на разработку и добычу. При этом около 60% доказанных запасов углеводородов относятся к категории «разбуренные» — они могут быть извлечены из существующих скважин при помощи специального оборудования.

ЛУКОЙЛ осуществляет геологоразведочные работы в 12 странах мира, при этом основной объем сосредоточен в России. За рубежом компания участвует в проектах в Мексике, Ираке (проект «Западная Курна-2»), Египте, Персидском и Гвинейском заливах, Черном, Каспийском и Баренцевом морях. В 2020 году успешность поисково-разведочного бурения Группы находится в пределах 90%, что является многолетним максимумом и выше аналогичного показателя у иностранных нефтемейджеров. При этом в Ираке, Египте и Мексике, а также на территории России — в Большехетской впадине, Каспийском море, Тимано-Печоре и Предуралье — успешность составила 100%.

Структура доходов компании

Добыча нефти и природного газа в 2021 году составила 81,14 млн т и 32,2 млрд кубов соответственно. При этом около 8,5% нефти и 40% природного газа компания добывает в рамках международных проектов в Узбекистане, Ираке и Египте, а также в Азербайджане, Казахстане, ОАЭ и Республике Конго. Масштабная ресурсная база и низкая себестоимость добычи являются основными конкурентными преимуществами ЛУКОЙЛ.

Согласно общепринятой международной классификации за 2021 год, добыча всех углеводородов компании с учетом доли в ассоциированных организациях и совместных предприятиях в расчете на нефтяной эквивалент составила 2 197 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки, что на 3,8% выше по сравнению с 2020 годом. На нефть и жидкие углеводороды пришлось около 76,4% объема добычи (1651 тыс. баррелей в сутки, +1,6% г/г), на природный газ — 23,6% (+11,4% г/г).

Нефтепереработка также является одним из источников дохода компании. В активе компании — четыре НПЗ в России. Они расположены в Перми, Волгограде, Нижнем Новгороде и Ухте. Еще три НПЗ расположены в Европе — в Италии, Румынии, Болгарии. Также Группа имеет 45%-ую долю в НПЗ в Нидерландах. Суммарная мощность всех НПЗ ЛУКОЙЛ составляет 80,4 млн т.

Все заводы компании были модернизированы и по технологическому уровню и показателям эффективности превосходят среднероссийский уровень. Европейские мощности находятся на одном уровне с западными конкурентами. На долю зарубежных НПЗ приходится около 32% нефтепереработки. Наряду с собственным производством нефтепродуктов компания перерабатывает нефть на сторонних заводах в зависимости от рыночной конъюнктуры и других факторов. В 2021 году объем переработки нефтяного сырья на НПЗ группы составил 60 млн тонн, увеличившись на 9,2% по сравнению с 2020 годом.

Переработку газа и широкой фракции легких углеводородов компания осуществляет на трех собственных газоперерабатывающих заводах в Западной Сибири, Тимано-Печоре и Поволжье, а также на Пермском НПЗ и площадке нефтехимического комплекса в Ставропольском крае. Эти заводы обеспечивают переработку попутного нефтяного газа для производства жидких углеводородов и товарного газа, а также подготовку природного газа, поступающего с месторождений компании. Объем газопереработки составляет около 4 млрд куб. м в год.

Нефтехимия и полимерные материалы выпускаются на двух заводах в России, а также на НПЗ в Италии и Болгарии. Значительный объем выпускаемой продукции реализуется на российском рынке, а также экспортируется более чем в 30 стран мира. За 2021 год объем производства продукции составил 1,1 млн т. Последовательное увеличение производства и ассортимента этого сектора является одним из перспективных направлений для компании.

Масла производятся на восьми собственных площадках, двух совместных и 25 привлеченных предприятиях. Российские площадки включают производство масел полного цикла на Пермском и Волгоградском НПЗ, а также смешение масел на заводе в Тюмени и производство смазок в рамках совместного с ОАО «РЖД» предприятия ИНТЕСМО в Волгограде. За рубежом производственные активы представлены собственными заводами по смешиванию масел из готовых компонентов в Австрии, Казахстане, Румынии, Турции и Финляндии, а также совместным предприятием по производству присадок в Беларуси. Суммарный объем производства масел составляет около 1,0 млн тонн, смешивания из готовых компонентов — 165 тыс. тонн, из которых почти 80% приходится на заводы в Европе.

Энергетические мощности в России, Румынии, Болгарии и Италии суммарно составляют 6,2 ГВт, из них 30% — это обеспечивающая генерация, используемая предприятиями Группы, а 70% — коммерческая генерация, реализуемая на открытом рынке. В РФ основные энергетические мощности расположены на юге европейской части России. В портфеле компании также присутствуют объекты возобновляемой энергетики: четыре гидроэлектростанции в России суммарной установленной мощностью 291 МВт, а также три солнечные электростанции суммарной мощностью 40,3 МВт. Солнечные станции построены на незадействованных промышленных площадях НПЗ. ЛУКОЙЛ владеет ветроэлектростанцией Land Power мощностью 84 МВт в Румынии. За 2021 год объем коммерческой генерации электроэнергии составил 15,8 млрд кВт-ч.

ЛУКОЙЛ реализует нефть, газ и продукцию переработки на внутреннем и международном рынках на территории более чем 100 стран мира, распределяя потоки в зависимости от конъюнктуры. Группа владеет тремя собственными терминалами по перевалке нефти и нефтепродуктов в России и одним в порту Барселоны в Испании суммарной мощностью 36 млн т нефти и нефтепродуктов в год. Компания также использует для перевалки нефти собственное плавучее нефтехранилище на Каспийском море. Кроме этого, ЛУКОЙЛ владеет 12,5%-ой долей в нефтепроводе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который прокачивает нефть с месторождений Западного Казахстана и юга России в морской терминал под Новороссийском.

В состав группы также входит трейдинговый бизнес под брендом ЛИТАСКО, который получает дополнительную прибыль от торговли покупными углеводородами во всех регионах мира. Дистрибуция продукции основана на долгосрочных отношениях с крупнейшими НПЗ в странах Юго-Восточной Азии, США, Канаде и других государствах. На долю собственных объемов нефти и нефтепродуктов Группы приходится около трети всей торговой деятельности ЛИТАСКО, в то время как остальные две трети составляют торговые операции с покупными углеводородами.

В дополнение к оптовым каналам дистрибуции ЛУКОЙЛ владеет и управляет развитой рознично-сбытовой сетью. Компании принадлежит более чем 5,2 тыс. АЗС, примерно половина которых расположена за рубежом, а также бизнес по заправке морских судов и самолетов. На розничную реализацию нефтепродуктов через собственную сеть АЗС в 2021 году пришлось 13,9 млн тонн, что составляет 22% от объема всей нефтепереработки.

Также ЛУКОЙЛ осуществляет поставки авиакеросина в аэропорты и реализует судовое топливо в морских и речных портах как в России, так и за рубежом. Компания ведет свою бункеровочную деятельность в 25 портах шести регионов России, а также в портах Болгарии и Румынии. Основные места бункеровки судов — порты Балтийского, Баренцева, Черного морей, внутренние водные пути России. Поставки авиакеросина осуществляются преимущественно в 33 крупнейших аэропортах России и Болгарии, а также по договорам со сторонними топливозаправочными компаниями. Объемы реализации варьируются год к году под влиянием различных факторов и составляют 2,7–3,3 млн т бункеровочного топлива и 2,5–4,7 млн т авиационного керосина.

Перспективы роста

Проекты с высокой добавленной стоимостью находятся в приоритете компании. Они связаны как с разработкой новых месторождений, так и с увеличением добычи на зрелых месторождениях за счет увеличения объема эксплуатационного бурения и операций по повышению нефтеотдачи пластов.

Ключевыми проектами роста являются месторождения российского шельфа Каспийского моря. Благодаря усилиям компании в этом регионе было открыто десять месторождений с суммарными начальными извлекаемыми запасами 7 млрд баррелей н.э. Месторождения Северного Каспия отличаются уникальной геологией, позволяющей достигать рекордных начальных дебитов добычи углеводородов. Только за счет развития добывающих мощностей на существующих месторождениях компания может увеличить объем добычи нефти на 24,5 млн баррелей в год, природного газа — на 10 млрд куб. м в год. При этом ключевые направления развития заключаются в увеличении вертикальной интеграции, направленной на увеличение переработки и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в сфере нефте- и газохимии.

По оценкам компании, структура потребления первичной энергии будет меняться в сторону увеличения доли возобновляемых источников в энергетическом балансе. Доля ископаемых топлив в первичном потреблении энергии будет снижаться, однако оставаться при этом значительной.

Транспорт является ключевым фактором неопределенности для спроса на нефть. Но даже при пессимистическом для двигателей внутреннего сгорания прогнозе потребление жидких углеводородов будет оставаться стабильным минимум до 2030 года. В базовом сценарии рост потребления жидких углеводородов будет продолжаться до 2035 года до уровня в 110 млн баррелей в сутки, прежде чем перейти к снижению. Спрос на газ в среднесрочной перспективе будет демонстрировать более высокие темпы роста — углеродный след природного газа существенно ниже, чем нефти и угля, что будет стимулировать его использование в индустриальных странах на горизонте до 2050 года. По оценкам компании, потребность в новых проектах добычи газа к 2050 году оценивается в диапазоне от 2,3 до 4,4 трлн куб. м. В связи с этим ЛУКОЙЛ уделят особое значение развитию своего газового бизнеса.

Естественное падение добычи крупных западных нефтемейджоров, которые в последние несколько лет примерно вдвое сократили инвестиции в геологоразведку и освоение месторождений, может привести к росту себестоимости барреля к 2030 году до уровня в $69–80. Это приведет к росту маржинальности барреля компании ЛУКОЙЛ даже при сохранении текущих трендов, поскольку у Группы обширная ресурсная база и одна из самых низких в мире себестоимостей.

Затраты на разработку и операционные расходы компании ЛУКОЙЛ составляют $9 за баррель н.э. для традиционных месторождений, $13 — для средних и около $25 — для сложно извлекаемых запасов сверхвязкой нефти.

Финансовые результаты

По итогу 2021 года выручка от реализации продукции компании составила 9 435,1 млрд рублей, увеличившись на 67,3% по сравнению с 2020 годом. Такая динамика в основном связана с ростом цен на углеводороды, изменением курса рубля, увеличением объемов добычи нефти в России и газа за рубежом, а также объемов переработки и трейдинга нефтью и нефтепродуктами.

Средняя цена реализации нефти сорта Urals выросла на 67% до $69,10 за баррель, дизельного топлива — на 58,6% до $582,33 за тонну, высокооктанового бензина — на 77% до $676,22 за тонну. Средние оптовые цены на дизельное топливо и бензин (Аи-92) в России за год увеличились на 17% г/г — до 43 625 и 46 083 руб/т.

Показатель EBITDA увеличился более чем в два раза и составил 1 404,4 млрд рублей. При этом рост EBITDA сдерживался отменой налоговых стимулов по высоковязкой нефти и ухудшением результатов розничного бизнеса в России. По состоянию на конец 2021 года соотношение «чистый долг / EBITDA» составило 0,54х, а операционная прибыль превышает процентные расходы в 36 раз.

За этот же период чистая прибыль компании увеличилась до 773,4 млрд рублей по сравнению с прибылью в размере 15,2 млрд рублей годом ранее, а свободный денежный поток достиг 693,6 млрд рублей по сравнению с 281,1 млрд рублей в 2020 году. За счет сохранения высоких экспортных цен на нефть и нефтепродукты высокая динамика доходов компании может сохраниться и в текущем году.

Динамика выручки и чистой прибыли. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Динамика выручки и чистой прибыли. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Структура баланса компании ЛУКОЙЛ. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Структура баланса компании ЛУКОЙЛ. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Акционерная доходность

У компании прогрессивная дивидендная политика, направленная на сбалансированное распределение денежного потока. Ее ключевыми положениями является направление на выплату дивидендов не менее 100% от скорректированного свободного денежного потока компании по данным МСФО.

Дивиденды выплачиваются дважды в год, при этом размер промежуточного дивиденда рассчитывается по данным консолидированной финансовой отчетности за шесть месяцев. Кроме этого, компания периодически выкупает собственные акции, тем самым увеличивая долю существующих акционеров и размер свободного денежного потока в расчете на акцию.

Динамика денежных потоков компании. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Динамика денежных потоков компании. Источник данных: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Прогноз

В отличие от Газпрома и Роснефти, ЛУКОЙЛ — негосударственная энергетическая компания. Это один из крупнейших производителей нефти и газа в России, который отличается высокой операционной эффективностью и стабильной дивидендной политикой. Низкий уровень долга, сильный портфель активов в разведке и добыче, а также перспективы роста маржи за счет увеличения переработки и объемов выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью делают ценные бумаги компании привлекательными для инвесторов.

В данный момент компания торгуется почти по такой же цене, как и после снижения фондовых рынков на фоне COVID-19, когда нефть стоила $30. Сегодня нефть торгуется в районе $110 за баррель, при этом экспортные доходы компании номинированы в долларах при относительно стабильных затратах в рублях.

В данный момент производители российской нефти вынуждены ее продавать с дисконтом $25–30 к сорту Brent по сравнению с $2–3 кварталом ранее. Однако даже с таким дисконтом экспортная цена сырой нефти в диапазоне $80–90 значительно превышает среднюю цену за 2021 год. С учетом изменения курса рубля стоимость российской нефти оценивается в районе рекордных 8800 рублей за баррель. Ориентировочный форвардный коэффициент P/E 4,7 и дивидендная доходность выше 16% показывают, что у компании есть потенциал роста.

Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.


Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наиболее перспективный бизнес в россии на сегодняшний день
  • Наименование вертикально интегрированной компании винк это
  • Наименование структурного подразделения это какой реквизит
  • Наименование управляющей компании пфр какую выбрать отзывы
  • Найти производительность труда для работы в момент времени