Налоговое администрирование малого бизнеса

От системы налогообложения зависит, сколько налогов заплатит малый бизнес, сложно ли будет их рассчитывать, придется ли для этого нанимать бухгалтера или предприниматель справится сам. Расскажем, как выбрать налоговый режим, чтобы не тратить лишние деньги и время.

Налогообложение малого бизнеса

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) — и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если «не влезает» — то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой по умолчанию оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или «классикой», а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка;
  • АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения;
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 219 200 млн рублей, для ПСН и АУСН — 60 млн рублей, для НПД — 2,4 млн рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на АУСН — до 5 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма — ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. «Отфильтруйте» все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО, УСН и АУСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Учитываем регион. Так, АУСН сейчас работает в порядке эксперимента и перейти на нее можно только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.

Шаг 3. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес-плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 4. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 5. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 6. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 7. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые «авансы по налогу», а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что «ОСНОшники» стараются не работать с «упрощенцами». 

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 219,2 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН «Доходы»

Налоговая ставка — от 1 до 6 % в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 164,4 до 219,2 млн рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 164,4 до 219,2 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

Автоматизированная УСН: кто может перейти

Это новый экспериментальный режим, который похож на УСН тем, что тоже имеет два вариант налогообложения — налог можно уплачивать с доходов и с доходов за вычетом расходов. На этом сходство заканчивается.

Во-первых, АУСН пока работает только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Во-вторых, численность работников за месяц должна быть не больше 5 человек, включая внешних совместителей и исполнителей на гражданско-правовых договорах. При этом все работники должны быть резидентами РФ, то есть находиться в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев. В-третьих, лимит годового дохода — 60 млн рублей. В-четвертых, АУСН нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Ставки на АУСН выше, чем на обычной УСН. При объекте налогообложения «доходы» — 8 %, при объекте «доходы минус расходы» — 20 % стандартный и 3 % минимальный налог.

Но есть у этого режима и преимущества. Так, не придется самостоятельно рассчитывать налог, отчетности будет гораздо меньше, часть функций по НДФЛ возьмут на себя банки, за сотрудников не нужно платить страховые взносы, а предприниматели не платят их и за себя, не будет выездных налоговых проверок.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером. 

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД. 

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей.

Сдавать отчетность на патенте не нужно, кроме отчетов по сотрудникам. Поэтому справиться с учетом и отчетами на ПСН можно и самостоятельно. В Контур.Бухгалтерии есть возможность работать на патенте.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

  • УСН + патент;
  • ОСНО + патент.

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.

Минфин раскрыл основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года. Документ позволяет оценить масштаб изменений, которые коснутся предпринимателей.

В документе зафиксированы уже действующие изменения, некоторые из них были введены в условиях пандемии. Так, с 1 января 2021 года был отменен единый налог на вмененный доход, взамен ему было расширено применение патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности.

Изменения коснулись и упрощенной системы налогообложения (УСН) — было расширено применение этого спецрежима. Повысились пороговые значения:

  • доходов — со 150 до 200 млн руб.;
  • занятости — со 100 работников для 130.   

До 2024 года регионам продлили право вводить для впервые зарегистрированных ИП налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСН, ПСН).    

Для ИП на ПСН предоставлено право налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов.

Основные изменения и их влияние на бизнес

Минфин акцентирует внимание на такие направления, как собираемость налогов, вывод бизнеса из теневого сектора, работа с дебиторкой.

Повышение собираемости налогов

В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.

Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.  

  • Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
  • Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
  • Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
  • Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.

Создание условий для добровольной и своевременной уплаты налогов

С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.

Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).

Системная работа с дебиторской задолженностью

За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:

  • расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
  • выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
  • уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
  • отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
  • расширен институт залога в налоговом праве и других мер.

Совершенствование валютного контроля

Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.

С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.

Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).

Как будет меняться налоговая политика

В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».

До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.

extern

Отправляйте отчетность быстро и без ошибок, ведите документооборот с контролирующими органами

Попробовать

Что будет способствовать обелению экономики и созданию справедливой конкуренции в 2022-2024 годах:

  • развитие национальной системы прослеживаемости товаров;
  • формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
  • запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (как и в случае с НПД, уплата налога будет осуществляться через приложение);
  • введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
  • повышение качества администрирования акцизов на табак.

Как планируют поддерживать малый и средний бизнес

В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:

  • программа льготного кредитования субъектов МСП;
  • бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
  • механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
  • создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
  • запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
  • создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
  • поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.

63 Самарская область

Дата публикации: 30.03.2016

Что такое малый бизнес и  какие критерии отнесения к данному виду деятельности существуют?  Что дает статус малого предпринимательства и какие специальные режимы налогообложения предусмотрены?  — главные темы программы «Город С» телеканала «Самара-ГИС»  с участием заместителя руководителя УФНС России по Самарской области О.А. Криковой.

Крикова подробно остановилась на специальных режимах налогообложения, отметив при этом, что переход налогоплательщиков  на применение специальных налоговых режимов, в том числе на ЕНВД с 2013 года, является добровольным. «На сегодняшний день представители субъектов малого бизнеса могут применять три вида специальных режимов налогообложения: упрощенная система налогообложения (УСНО), система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентная система налогообложения (ПСНО), — рассказала заместитель руководителя УФНС России по Самарской области О.А.Крикова. — У налогоплательщиков есть возможность выбора оптимального налогового режима в отношении вида осуществляемой предпринимательской деятельности».

Она подчеркнула, что вопросу поддержки малого предпринимательства, в том числе по снижению налоговой нагрузки, уделяется большое внимание. В частности, на законодательном уровне в Самарской области предусмотрен комплекс мер поддержки малого предпринимательства. С 2010 года действует Закон Самарской области от 29.06.2009 №77-ГД, который устанавливает пониженную налоговую ставку 10% (вместо 15%) для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих на территории региона 17 видов производственной деятельности, установленных данным Законом.

С 1 января 2016 года на территории Самарской области Законом Самарской области от 30.12.2015 № 140-ГД введены так называемые «налоговые каникулы» — установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанного закона и осуществляющих непрерывно в течение двух налоговых периодов  предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах по перечню видов предпринимательской деятельности,  определенному данным Законом.

Индивидуальные предприниматели,  снявшиеся  с  учета  в  связи с  прекращением  деятельности и вновь зарегистрированные (повторно или в очередной раз) после 01.01.2016 года не вправе применять нулевую ставку. Кроме того, законом установлены определенные ограничения для применения нулевой ставки: средняя численность работников за отчетный период не должна превышать 5 человек; предельный размер доходов, полученных от видов деятельности, в отношении которых применяется нулевая ставка, не должен превышать  8 миллионов рублей; для налогоплательщиков, применяющих УСН, объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) по итогам налогового периода при осуществлении видов деятельности, в отношении которых применяет нулевая ставка, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) не должен быть менее 70 процентов. В случае нарушения указанных условий индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение нулевой ставки налога и обязан исчислить и уплатить в бюджет налоги в соответствии с установленным порядком.

Во время прямого эфира самарцы могли задать свои вопросы и получить подробные разъяснения, а в помощь начинающим предпринимателям был представлен тематический видео-ролик «Создай свой бизнес», подготовленный ФНС России.

КАЧЕСТВО РОЛИКА


81 Мб

Добавить в «Нужное»

Налогообложение малого бизнеса

Мы рассказывали в нашем отдельном материале о критериях отнесения организаций и ИП к субъектам малого предпринимательства. О праве малых предприятий на ведение упрощенного бухгалтерского учета, а также составление бухгалтерской отчетности по упрощенной форме мы также рассказывали в отдельных консультациях. А существуют ли особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства?

Есть ли особенности налогообложения малого бизнеса?

По НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ). И в общем случае субъекты малого предпринимательства от налогообложения не освобождены. Более того, в НК РФ не предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

Тем не менее, те налоговые режимы, переход на которые возможен лишь при соблюдении определенных условий и ограничений, обычно рассматриваются как наиболее широко распространенные среди малого бизнеса. Речь идет, к примеру, об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (УСН), о патентной системе налогообложения для предпринимателей (ПСН) или системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Налогообложение малых предприятий в соответствии со спецрежимами наиболее привлекательно для малых и средних предприятий в силу относительной простоты таких режимов.

Для тех же организаций и ИП, которые не соответствуют критериям специальных налоговых режимов или отказались от них по собственной инициативе, налогообложение малого и среднего бизнеса производится в общем порядке.

В то же время, несмотря на то, что в НК РФ нет налоговых режимов, предназначенных исключительно для малых или средних предприятий, нельзя говорить о полном отсутствии налоговых послаблений для малого бизнеса.

Ведь, к примеру, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены льготы по региональным и местным налогам именно для субъектов малого предпринимательства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 при соблюдении иных условий малое предприятие имеют налоговую льготу по объекту недвижимости, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.

Налоговый учет на малых предприятиях ведется в соответствии с правилами, установленными для соответствующего налогового режима, который применяет такое малое предприятие.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Напомним, что вновь зарегистрированные ИП относятся к микропредприятиям (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Для таких ИП региональные власти могут предусматривать особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в виде временного освобождения от уплаты налога при применении УСН или ПСН (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Речь может идти только об ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Другие налоги и страховые взносы ИП даже в условиях так называемых «налоговых каникул» уплачивают в общем порядке.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Каледин С.В.

1

Бархатов В.И.

1

Капкаев Ю.Ш.

1

Шестакова Е.В.

2


1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Институт экономики отраслей бизнеса и администрирования

2 ООО «Актуальный менеджмент»

Настоящая статья посвящена исследованию государственной политики в сфере налогообложения предпринимателей в условиях нестабильности в экономике. Политика поддержки предпринимателей предусматривает преференции для малого бизнеса: для новых предприятий – льготы в налогообложении прибыли; совершенствование механизма расчетов средств на реновацию; стимулируются специальные режимы налогообложения; частные предприниматели, не имеющие наемных работников, стимулируются обновлением в системе патентования; находятся в работе мероприятия по льготному кредитованию бизнеса. Вместе с тем следует отметить, что меры поддержки в большинстве случаев имеют направленность отраслевую. При открытии собственного дела бизнесмены плохо осведомлены о налоговых и неналоговых льготах.

налогообложение предпринимателей

налоговое администрирование

наёмные работники

малый бизнес

льготы по налогам

государственная поддержка

специальные налоговые режимы

1. Беспалов М. Новый год – новые правила расчета и уплаты страховых взносов // Налоговый вестник. – 2013. – № 2. – С. 8–18.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/4cada6c7ce0d8a4a287f0eeb6d5c1ed5f4d08045.

3. Концепция основ и приоритетов налоговой политики в сфере малого бизнеса: монография / Е.В. Шестакова. – М.: Русайнс, 2016. – 220 с.

4. Российская экономика в 2010 году: тенденции и перспективы (Вып. 32). – М.: Ин-т Гайдара, 2011. – 592 с.

5. Сазонова Е.С. Институты развития как инструмент государственной инвестиционной политики: общая характеристика и особенности правового регулирования // Предпринимательское право. – 2013. – № 4. – С. 51–55.

6. Вербина О.Л. Региональные особенности развития предпринимательской деятельности: из опыта прошлого (на примере Курской области) // История государства и права. – 2015. – № 8. – С. 56–60.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». – URL: https://giod.consultant.ru/documents/3677153.

Прошедшие в начале 2016 г. форумы «Опоры России» и «Общероссийского народного фронта» продемонстрировали актуальность своевременного и оперативного разрешения вопросов предприятий малого бизнеса и государства в области налогового администрирования. Своего решения ждут нижеследующие направления налоговых взаимоотношений малого бизнеса и государства:

1. Корректировка налоговой базы.

2. Разработка и введение новых фискальных обязательств.

3. Введение изменений в исчисление региональных налогов.

4. Увеличение страховых взносов.

5. Дополнительные меры административного давления.

6. Развитие информационных технологий в налогообложении.

1. С 2015 г. торговый сбор является новым видом налогов.

Этот сбор – местный платёж, который устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью.

В зависимости от района города суммы платежей могут изменяться, вместе с тем в целом в условиях кризиса введение новых налогов и сборов негативно сказывается на финансово-экономическом положении предприятий.

2. Дополнительной нагрузкой на предпринимателей является распространение расчета имущественных налогов по их кадастровой стоимости.

Кадастровая переоценка земель увеличила размеры земельного налога.

В настоящее время налог на имущество по кадастровой стоимости исчисляется в отношении торговых и административно-деловых центров в отношении использования нежилых помещений, используемых для размещения в них офисов.

Предприниматели вынуждены отказаться от ведения бизнеса в сельском хозяйстве из-за увеличения кадастровой стоимости земли и имущества.

3. Налогоплательщики испытывают рост сумм взносов, которые уплачиваются в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

2013 г. сопровождался увеличением взносов на обязательное медицинское страхование [1, с. 8–16]. Было ликвидировано более половины миллиона предпринимателей, снизилась предпринимательская активность населения.

4. На налоговых агентов возложены новые обязанности в сфере налогообложения. Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, должны будут представлять свои декларации в электронной форме.

К дополнительным обязанностям по налогу на добавленную стоимость приводит аренда госсобственности.

Налогоплательщик при этом:

1) покупает специальный программный продукт;

2) если налогоплательщик один раз в квартал выступил в качестве агента, то должен заполнять декларации по НДС, что увеличивает расходы предпринимателя.

5. В настоящее время налоговые органы получили дополнительные права по проверке складов, ограничений счетов налогоплательщиков.

В 2016 г. налог на доходы физических лиц стал обязательно учитываемым при предоставлении ежеквартального расчета. При несвоевременном расчете налоговый орган блокирует счет налогоплательщика. Эти изменения говорят об увеличении административного давления на предпринимателей.

6. Информационное обеспечение налогоплательщиков, с одной стороны, избыточно (налогоплательщику тяжело изучить все нормы законодательства). С другой стороны, достаточно сложно разобраться самостоятельно в российском налоговом законодательстве. Защитить права налогоплательщика можно лишь улучшением качества информационной работы.

Несмотря на негативное влияние экономических санкций по отношению к отечественной экономике в условиях нестабильности её развития можно наблюдать некоторые положительные тенденции государственной политики в сфере налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса. К этим положительным тенденциям можно отнести нижеследующие мероприятия:

1. Разработка мер антикризисного характера.

2. Адресная поддержка предпринимателей.

3. Предоставление субсидий.

4. Создание специализированных органов для поддержки предпринимателей.

5. Региональные льготы и преференции.

6. Развитие информационного взаимодействия.

1. Для снижения налоговой нагрузки применяются льготы налогообложения прибыли для вновь создающихся предприятий в промышленности.

Преимущество, которое предоставлено налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими, принято называть льготой [2, ст. 56].

Такие преимущества могут предоставляться в различных формах, в том числе в виде:

– освобождения от налога;

– снижения налоговой ставки;

– уменьшения «тела» налога.

В отличие от европейских стран в Российской Федерации самостоятельно занятые граждане платят налоги и занимаются легально предпринимательской деятельностью.

В этой связи освобождаются от налога доходы в виде выплат, полученных физическими лицами, которые индивидуальными предпринимателями не являются за оказание им услуг для индивидуальных нужд [2, п. 70 ст. 217].

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, при исчислении и уплаты налога, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2,0 млн рублей [2, ст. 145].

Предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при соблюдении условий, установленных Законами РФ [2, ст. 284.1].

Совершенствование механизма расчета амортизации предусматривается посредством увеличения первоначальной стоимости амортизируемого имущества.

Так называемые налоговые каникулы введены в виде новых механизмов стимулирования для индивидуальных предпринимателей [3, с. 53].

С использованием «одного окна» совершенствуется патентная система. С помощью этой новации производится отчисление налогов, а также платежи по страховым взносам [3, с. 53].

2. На государственном уровне в настоящее время используются механизмы адресной поддержки предпринимательства. В качестве примера адресной поддержки можно назвать зону «Сколково» [4, с. 17].

Финансовая, имущественная, консультационная и информационная поддержка субъектов и организаций, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, инноваций, ремесленничества и промышленного производства также проводятся аналогичным способом.

3. В зарубежных странах для развития малого бизнеса создаются специальные государственные институты [5, с. 51–55]. К таким институтам относится льготное кредитование бизнеса. Одним из вариантов формирования институтов для поддержки предпринимателей является модель создания специальных экономических зон, кластеров с применением специальных налоговых режимов для поддержки предпринимателей.

Для развития малых и средних предприятий создаются специальные фонды, привлекается частный венчурный капитал.

В Российской Федерации такие механизмы поддержки предпринимателей не находят своего применения, т.к. крупные предприятия не заинтересованы в предоставлении капитала для малого бизнеса.

В настоящее время отсутствие единой координации различных структур является проблемой при создании институтов поддержки предпринимателей. Еще одной проблемой использования государственных региональных программ является наличие достаточно сложных критериев отбора предпринимателей. Несомненным является то, что развитию всевозможных программ способствовало бы введение единообразных и простых критериев участия предпринимателей в программах, возможность получения льготного налогообложения и финансирования.

Дальнейшее развитие региональных, государственных и муниципальных программ будет способствовать введению общедоступных и единообразных критериев участия предпринимателей, возможность получения финансовой поддержки и льготного налогообложения.

4. В некоторых отраслях существует возможность получения предпринимателями субсидий. Такой вид поддержки может быть рассмотрен как мера предоставления дополнительных средств на компенсацию затрат и упущенной выгоды.

Практикуется в некоторых отраслях осуществлять субсидии индивидуальным предпринимателям, может предоставляться субсидия на развитие малого бизнеса [6, с. 56–60].

Гранты являются еще одним видом помощи предпринимателям, они предоставляются на развитие культуры, искусства, образования и другие цели.

5. Регионы вправе предоставлять субъектам малого предпринимательства освобождение от налогов [7, п. 1]. Это касается производственной, социальной и научной сфер. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 0 %, устанавливаются субъектами РФ на основании Общероссийских классификаторов услуг населению и видов экономической деятельности.

В Правительстве РФ предпринимаются меры региональной поддержки (Крым, Дальний восток). Преференции для особых экономических зон можно отнести к региональным. Федеральные органы власти предоставляют потенциальным отечественным предпринимателям налоговые и таможенные льготы. Создают инфраструктуру, частный бизнес приходит в эти зоны со своими бизнес-идеями и инвестициями. В настоящее время предприятия малого бизнеса могут регистрировать свои компании в «Особых экономических зонах» для получения налоговых льгот.

Для отечественных организаций особой технико-внедренческой экономической зоны, а также для туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, федеральная налоговая ставка устанавливается в размере 0 %.

6. Информационное взаимодействие с предпринимателями является достаточно важным, оно направлено на сокращение временных затрат в налоговом органе, упрощение формальностей при организации бизнеса, предполагает дальнейшее развитие интернет-информирования предпринимателей.

Итак, современная налоговая государственная политика предусматривает поддержку малого бизнеса. Вместе с тем следует отметить, что различные меры государственной поддержки в условиях нестабильной экономики должны носить комплексный, всеобъемлющий характер и распространяться на все субъекты предпринимательской деятельности.


Библиографическая ссылка

Каледин С.В., Бархатов В.И., Капкаев Ю.Ш., Шестакова Е.В. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-2.
– С. 367-369;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41841 (дата обращения: 23.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Новый налоговый режим для микропредприятий: когда, в каких регионах и кто сможет применять


19.11.2021


Новый налоговый режим для микропредприятий: когда, в каких регионах и кто сможет применять

В Госдуму поступил законопроект о проведении эксперимента по установлению в регионах специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

Напомним, ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил на заседании правительства, что в нескольких регионах в качестве эксперимента будет введен новый налоговый режим для микропредприятий – автоматизированная упрощенная система налогообложения.

Согласно подготовленному законопроекту № 20281-8, новый налоговый режим планируется ввести в Москве и Подмосковье, в Калужской области и в Татарстане на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

Применять новый налоговый режим смогут организации и индивидуальные предприниматели:

  • средняя численность работников, у которых не превышает 5 человек;
  • доходы не превышают в текущем календарном году 60 миллионов рублей;
  • остаточная стоимость основных средств не превышает 150 миллионов рублей.

Организации, перешедшие на новый налоговый режим, будут освобождены от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество (за исключением налога, уплачиваемого по кадастровой стоимости). ИП будут освобождены от НДС, НДФЛ и имущественного налога (за исключением объектов, включенных в специальные региональные перечни).

Вместо них налогоплательщики будут платить единый налог по ставке 8% при объекте налогообложения «доходы» либо 20% при объекте налогообложения «доходы минус расходы». При этом налогоплательщики будут освобождены от обязанности подачи налоговой декларации. Расчет единого налога будет осуществляться налоговыми органами на основании данных учета доходов и расходов, который такие налогоплательщики должны будут вести в личном кабинете на сайте ФНС. Налоговым периодом будет календарный месяц.

Выплаты работникам такие организации и ИП будут осуществлять исключительно через банки, которые будут удерживать с этих выплат НДФЛ и перечислять его в бюджет.

Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составит 0,0%. Обязанностей по представлению расчета по страховым взносам у таких работодателей не будет.

Вместе с тем перейти на новый налоговый режим не смогут:

  • организации, имеющие филиалы или обособленные подразделения;
  • банки, небанковские кредитные организации, микрофинансовые организации и ломбарды;
  • страховщики и негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за отдельным исключением)
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • нотариусы, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
  • казенные и бюджетные учреждения;, унитарные организации;
  • иностранные организации;
  • частные агентства занятости, а также организации и ИП, привлекающие иностранных работников (не являющихся налоговыми резидентами РФ);
  • организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
  • крестьянские фермерские хозяйства.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2022 года.

Подписаться на комментарии

Отправить на почту

Печать

Написать комментарий

Какие были предпосылки для появления нового спецрежима

В законодательстве уже давно шли обсуждения о разработке и внедрении нового налогового режима, суть которого заключалась бы в том, что экономические субъекты перестают заниматься исчислением налога, а функция эта переходит к налоговикам. Изначально идея прозвучала в момент повсеместного введения онлайн-касс, когда все данные по операциям с кассами стали доходить до контролеров в онлайн-режиме. Но реализация задуманных планов периодически откладывалась на неопределенный срок.

Наконец, закон принят (Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ). Это означает, что новый спецрежим налогообложения узаконен с 1 июля 2022 года.

Какие еще новшества в налоговом законодательстве принесет 2023 год, рассказали эксперты справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» в специальном обзоре. Для его изучения оформите бесплатный пробный доступ.

Итак, что же предлагают нам нововведения?

Кто сможет перейти на новую систему налогообложения в 2022-2023 годах

Новый спецрежим обозначен как автоматизированная упрощенная система налогообложения — АУСН, причем нередко аббревиатура сокращается до АСН. Пока что АУСН ввели в качестве эксперимента в четырех отдельных регионах (Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан) на срок до 2027 года. При этом ИП на АУСН, зарегистрированные в одном из четырых регионах, могут вести деятельность в разных регионах. Это подтверждает ФНС РФ.

Возможность применять новый режим появится исключительно у субъектов малого бизнеса, но не у всех. В эксперименте смогут участвовать предприниматели и организации со средней численностью работников до 5 человек и годовым доходом до 60 млн руб. Нужно отметить, что это даже не микропредприятия (для них лимиты утверждены как 15 человек и 120 млн руб.), а еще меньше. Не смогут воспользоваться АУСН те же субъекты, для которых недоступна стандартная упрощенка:

  • банки и кредитные учреждения;
  • страховщики;
  • негосударственные НПФ;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • организаторы азартных игр,
  • производители подакцизных товаров и др.

Препятствием для применения АУСН также станет:

  • наличие филиалов и обособок;
  • доля участия в уставном капитале других организаций, превышающая 25% (отдельные исключения представлены в подп. 12 п. 3 ст. 3 проекта федерального закона);
  • остаточная стоимость основных средств, рассчитываемая по правилам бухгалтерского учета, превышающая показатель в 150 млн руб.

В 2022 году не могли перейти на АУСН компании, выбравшие схему уплаты налогов в виде единого налогового платежа. Однако с 1 января 2023 г. данная норма исключена из Закона № 17-ФЗ в связи с всеобщим переходом на уплату налогов посредством ЕНП и ЕНС.

От потенциальных налогоплательщиков потребуется написать заявление о переходе на спецрежим и зарегистрировать его в личном кабинете до начала календарного года.

ФНС уже вовсю рекламирует АУСН и обращает внимание на плюсы такой системы налогообложения.

Как определены основные налоговые параметры для АСН

Основными параметрами для любого налога являются объект налогообложения, база, ставки.

Законодатели предлагают для АУСН два объекта налогообложения: «доходы» и «доходы минус расходы». Какой из них выбрать, решит сам налогоплательщик. Выбранный объект указывается в заявлении о переходе и не подлежит смене в течение календарного года. Однако налоговым периодом для оговариваемого спецрежима установлен не календарный год, а календарный месяц. То есть исчисление и уплата налога будут происходить по итогам одного месяца следующим образом:

  1. Инспекция в течение 15 дней после окончания налогового периода будет уведомлять налогоплательщика о налоговой базе, исчисленном налоге, сумме вычета в виде торгового сбора, размере налога, подлежащего уплате в бюджет.
  2. Инспекторы будут высылать уведомление и банковскому учреждению о рассчитанном налоге с приложением реквизитов для его перечисления.
  3. Налог должен будет уйти в бюджет до 25-го числа второго месяца после окончания налогового периода.

Объект «доходы»

При выборе данного объекта налоговой базой выступит полученная экономическим субъектом величина доходов либо на расчетный счет, либо зафиксированная через онлайн-кассу.

Ставку определили на уровне 8%.

Уменьшить налог разрешено на уплаченную сумму торгового сбора. Сумма вычета будет представлена в налоговом уведомлении.

Объект «доходы минус расходы»

По аналогии с УСН базу рассчитают как величину поступивших расходов, уменьшенную на сумму произведенных расходов.

Ставка для доходно-расходной АСН примет значение 20%.

Для данного объекта утвердили размер минимального налога, который составит 3% от суммы доходов, что значительно больше минимального налога УСН.

Важно! Ставки и предельный доход по АУСН будут зафиксированы на срок всего эксперимента, то есть останутся неизменными до конца 2027 года.

Нюансы признания доходов и расходов и исчисления налога

Итак, налог считает налоговый орган, а сведения, необходимые для расчетов, он получит из трех источников:

  1. Контрольно-кассовая техника, работающая в онлайн-режиме.
  2. Уполномоченная кредитная организация, где открыт расчетный счет налогоплательщика.
  3. Личный кабинет налогоплательщика, куда будут заноситься сведения, не проходящие через ККТ или расчетный счет.

Доходы и расходы в целях исчисления налога будут признаваться кассовым методом, т. е. по оплате. Таким образом, авансы полученные и авансы выданные будут учитываться при формировании налогооблагаемой базы.

Состав доходов для АСН определяет ст. 248 НК РФ. Не будут учитываться:

  • доходы из ст. 251 НК РФ;
  • определенные доходы, подпадающие под обложение НДФЛ и налога на прибыль в соответствии со пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ и пп. 1, 3, 4 ст. 284 НК РФ.

Расходами в налоговом учете признаются только те, что соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и совершены безналичными перечислениями. Для того чтобы учесть наличные расходы, они должны быть проведены через онлайн-кассу. Не будут учитываться расходы в натуральной и наличной форме, не проведенные через ККТ. Также в расчет налог не будут браться курсовые разницы и результаты переоценки валютных ценностей. Всего в законе № 17-ФЗ приведены 27 пунктов, которые не смогут быть учтены в качестве расходов. Надо сказать, что большинство из них и при остальных режимах не проходят в качестве расходов, например, выплаченные дивиденды, уплаченные налоговые штрафы, выданные займы и пр.

Все сведения по доходам и расходам, не проведенные через расчетный счет или кассу, налогоплательщик должен занести в личный кабинет. Деньги, поступающие на счет, на учитываемые и неучитываемые для налогообложения будет распределять банк. При этом у налогоплательщика будет время, чтобы скорректировать переданные налоговикам данные, — по 7-е число месяца после месяца проведения операций включительно. Если этого не сделать, информация будет считаться подтвержденной.

Каким образом АСН облегчит жизнь налогоплательщикам

Автоматизированная система налогообложения с самого начала была направлена на то, чтобы максимально упростить «малышам» процедуру ведения учета, сдачи отчетности и расчета налогов. Реализовать идею удалось следующим образом: применяющие АСН ИП и организации смогут правомерно не вести бухгалтерский и налоговый учет. Однако хранить первичные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности, в течение определенного проектом срока им будет нужно.

И самое главное послабление — спецрежимников освободят от выездных проверок. Но камеральные им не отменили: проверять будут полный календарный год деятельности — 12 налоговых периодов — в течение трех месяцев. Проверки будут начинаться с 1 февраля года, следующего за проверяемым.

Исчисление и уплата взносов и НДФЛ с зарплаты работников на спецрежиме АСН

Как видно, ставки для исчисления налога выше, чем стандартные ставки, установленные для УСН. Однако поднятие этих значений связано, по всей видимости, с тем, чтобы освободить налогоплательщиков от исчисления и уплаты страховых взносов. Отмена взносов касается как наемных работников, так и индивидуальных предпринимателей с их фиксированными платежами. Ставки взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ по всем категориям застрахованных лиц для применяющих АСН станут нулевыми. Взносы на травматизм зафиксировали: независимо от количества сотрудников спецрежимник будет платить 2040 рублей в год (указанная сумма подлежит индексации).

По доходам и стандартным вычетам работников организации и ИП будут передавать сведения в банк, который, в свою очередь, будет производить исчисление, удержание и перечисление НДФЛ с зарплаты. Ставка будет применяться только одна — 13%. Затем полученные и обработанные сведения банк направит налоговикам. За налоговыми агентами останется обязанность по ведению налоговых регистров по НДФЛ.

Более подробно о НДФЛ при АУСН мы рассказали здесь.

Обратите внимание! С 1 января 2023 года меняются сроки уплаты НДФЛ со всех видов доходов, выплачиваемых в пользу физлиц. Как нужно удерживать НДФЛ и когда его следует перечислять в бюджет, мы рассказываем в этой статье.

Сдача отчетности

Использование автоматизированной системы налогообложения значительно упростит налогоплательщикам представление отчетности в контролирующие органы. В 2022 году спецрежимников освободили от сдачи:

  • декларации по режимному налогу;
  • отчетности по НДФЛ в качестве налоговых агентов (расчет 6-НДФЛ, включающий справки 2-НДФЛ);
  • отчетности по страховым взносам в ФСС и ФНС;
  • сведений в ПФР (отметим, что по СЗВ-М предусмотрен обширный перечень исключений, когда отчет сдавать придется, а по СЗВ-ТД отчитываться нужно будет всем);
  • статотчетности.

В 2023 году состав отчетности, меняется кардинально. Связано это с объединением фонда социального страхования и пенсионного фонда России. Отчетность в ФСС и ПФР также будет объединена в форму ЕФС-1. Заполнять ее лицам, применяющим АУСН, придется, в той части, что соответствует бывшему отчету СЗВ-ТД. Расчет по страховым взносам и перссведения в налоговую в 2023 году также сдавать будет не нужно.

Вполне возможно, что компании и ИП обойдутся в основном без штатного бухгалтера, понадобится лишь человек, обеспечивающий взаимодействие с банком и инспекцией.

Для предпринимателей и организаций, которым пока еще нужно представлять отчетность в ИФНС, фонды и прочие контролирующие органы, специалисты КонсультантПлюс разработали «Календарь бухгалтера — 2023». Обязательно загляните в него, чтобы не пропустить очередной срок сдачи. Можно воспользоваться демодоступом к системе. Это бесплатно.

Итоги

Итак, закон по АСН — новой системе налогообложения — был принят в 2022 году.

Режим примечателен тем, что освобождает налогоплательщиков от сдачи практически всей отчетности в инспекцию и фонды. Расчет налога будут производить налоговики, что исключит ошибки и умысел налогоплательщиков в занижении налоговой базы и величины самого налога.

Насколько удачным окажется эксперимент, покажет время: в ближайшие пять лет его проведут лишь в четырех российских регионах, но не исключено распространение спецрежима в дальнейшем по всей территории Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Налоговых реквизиты для уплаты ндфл налога
  • Нам проехать не хитро через город на метро
  • Моментные мультипликаторы в оценке бизнеса
  • Момо торговый центр время работы магазинов
  • Написать бизнес план по наращиванию ресниц

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии