«Казахстан темир жолы» — национальный транспортно-логистический холдинг, объединивший сервисы и инфраструктуру железнодорожного транспорта и выполняет функции Национального перевозчика РК.
Компания «Казахстан темир жолы» была создана в 1997 г.
Руководитель холдинга «Казахстан темир жолы» — Сауат Мынбаев.
Количество работников предприятия «Казахстан темир жолы» — около 136 тыс. человек.
Единственным акционером компании «Казахстан темир жолы» является «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
Профиль бизнеса «Казахстан темир жолы»
Направления деятельности холдинга «Казахстан темир жолы»:
- предоставление услуг магистральной железнодорожной сети;
- грузовые железнодорожные перевозки;
- пассажирские железнодорожные перевозки;
- оперирование грузовыми вагонами;
- перевозки морским транспортом;
- транзитные международные перевозки.
2020 г. — чистый грузооборот холдинга «Казахстан темир жолы» составил 231,8 млрд т-км в год, показатель погрузки судов — 256,5 млн тонн в год.
В стуктуру холдинга «Казахстан темир жолы» входят компании:
- «Ремлокомотив»;
- «Ремонтная корпорация Камкор»;
- «Востокмашзавод»;
- «Шлюз КТЗЭ-Хоргос»;
- «КТЖ-Пасажирские перевозки»;
- «КТЖ-Грузовые перевозки»;
- «КТЖ Экспресс»;
- «Казтемиртранс»;
- «Военизированная железнодорожная охрана»;
- «Порт Курык».
Компания «Казахстан темир жолы» выступила инвестором для строительства предприятий:
- «Локомотив Құрастыру Зауыты» (сборка локомотивов),
- «Электровоз құрастыру зауыты» (сборка электровозов),
- «Актюбинский рельсобалочный завод»,
- «Тулпар-Тальго» (производство скоростных пассажирских вагонов),
- «Казахстанская вагоностроительная компания» (производство грузовых вагонов).
Социальная ответственность
2018 г. — холдинг «Казахстан темир жолы» профинансировал строительство дворца школьников в г. Туркестан.
2017 г. — компания «Казахстан темир жолы» финансировала строительство ледового дворца в г. Астана и торгово-выставочного центра РК в г. Москва.
Предприятие «Казахстан темир жолы» принимало участие в строительстве двух проектов для ЭКСПО-2017 — строительство нового железнодорожного вокзала и нового терминала международного аэропорта в Астане.
История развития
1997 г. — первый этап преобразований в отрасли с созданием республиканского государственного предприятия «Қазақстан темiр жолы».
2001 г. — запуск новой железнодорожной линии «Аксу-Дегелен» протяженностью 187 км.
2002 г. — на базе государственного предприятия «Қазақстан темiр жолы» было создано предприятие «Национальная компания «Қазақстан темiр жолы», все 100% акций которого принадлежали государству.
2002-2004 гг. — созданы компании «Военизированная железнодорожная охрана», «Жолжөндеуші», «Ремпуть», «Казтранссервис», «Кедентранссервис», «Транстелеком», «Центр транспортного сервиса».
2004 г. — завершено строительство железнодорожной линии «Хромтау-Алтынсарино» протяженностью 404 км, соединившей Костанайскую и Актюбинскую обл. Республики Казахстан.
2008 г. — открытие железнодорожной линии «Шар-Усть-Каменогорск» протяженностью 150 км, завершилось соединение национальной железнодорожной сети в пределах границ Казахстана.
2011 г. — указом Главы государства РК предприятие «Казахстан темир жолы» преобразовано в транспортно-логистический холдинг с развитием транзитного потенциала Казахстана и глобальной инфраструктурной интеграции.
2012 г. — запуск железнодорожной линии «Жетыген-Алтынколь» (Хоргос) обеспечил второй железнодорожный переход на границе с Китаем.
2014 г. — открыто движение по международному транспортному коридору «Узень — Берекет — Горган» между Туркменистаном, Казахстаном и Ираном.
Финансы
2019 г. — расходы на социально-экономическое развитие компании «Казахстан темир жолы» составили 10,8 млрд тенге.
2018 г. — расходы на социально-экономическое развитие составили 10,3 млрд тенге.
2018 г. — инвестиции вложенные компанией «Казахстан темир жолы» в стротельство дворца школьников в г. Туркестан составили около 5,3 млрд тенге.
2017 г. — расходы на социально-экономическое развитие компании составили 9,1 млрд тенге.
2012 г. — компания «Казахстан темир жолы» инвестировала около 2,7 млрд тенге в строительство 200 вагонов-хопперов, предназначенных для перевозки зерна.
Интересные факты
«Казахстан темир жолы» является самой многочисленной компанией в Республике Казахстан.
Предприятие «Казахстан темир жолы» является генеральным спонсором футбольного клуба «Астана» и хоккейного клуба «Барыс».
Главный офис холдинга «Казахстан темир жолы» — одно из самых высоких зданий не только в г. Нур-Султан, но и в Казахстане и Центральной Азии, его высота составляет 40 этажей и 174 м.
Чтобы актуализировать информацию в разделе досье или компании, присылайте обновленные данные на почту info@eldala.kz
Контакты
Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Кунаева, 6
+7 (7172) 600-132 ( +7 (707) 270-36-64), +7 (7172) 60-40-31 (+7 (7172) 93-01-13)
bilet@railways.kz
АО «НК „Қазақстан темір жолы“» | |
Тип |
Акционерное общество |
---|---|
Листинг на бирже |
LSE,[1] SGX[2] |
Год основания |
1997 |
Расположение |
Казахстан: Астана |
Ключевые фигуры |
Нуржан Байдаулетов (председатель совета директоров), |
Отрасль |
Железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки |
Продукция |
Железнодорожный транспорт |
Оборот |
▲ 583,9 млрд тенге (2010)[3] |
Операционная прибыль |
▲ 96,0 млрд тенге (2010)[3] |
Чистая прибыль |
▲ 65,1 млрд тенге (2010)[3] |
Число сотрудников |
150 073 чел. (2009)[4] |
Материнская компания |
АО «ФНБ „Самрук-Казына“» (100 %)[5] |
Дочерние компании |
АО «Қазтеміртранс», АО «Пассажирские перевозки», АО «Локомотив», |
Аудитор |
«Делойт» (2010) |
Сайт |
railways.kz |
Башня КТЖ среди новой застройки
«Казахстанские железные дороги» (каз. Қазақстан темір жолы — казахстанская железная дорога) — оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана. Полное наименование — Акционерное общество «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“».[6][7] Штаб-квартира — в Астане.
Содержание
- 1 История
- 2 Собственники и руководство
- 2.1 Состав правления
- 3 Структура активов
- 4 Деятельность
- 5 Показатели деятельности
- 5.1 Грузовые перевозки
- 5.2 Пассажирские перевозки
- 5.3 Финансовые показатели
- 5.4 Инфраструктура и подвижной состав
- 6 Крупные проекты
- 6.1 Высокоскоростное движение
- 7 Стыки
- 8 Интересные факты
- 9 Качество
- 10 Ссылки
- 11 Примечания
История
Республиканское государственное предприятие «Казахстанские железные дороги» было создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 1997 года № 129 «О реорганизации предприятий железных дорог Республики Казахстан» путём слияния трёх РГП: Управления Алматинской железной дороги, Управления Целинной железной дороги и Управления Западно-Казахстанской железной дороги. Целью слияния были оптимизация структуры управления перевозочным процессом и ликвидация излишних звеньев, финансово-экономическое оздоровление железнодорожной отрасли.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года № 310 «О создании Закрытого акционерного общества „Национальная компания «Казахстанские железные дороги»“» образовано ЗАО «Национальная компания „Казахстанские железные дороги“» путём слияния РГП «Казахстанские железные дороги» с его дочерними предприятиями. Одно из отличий РГП от акционерного общества заключается в том, что (З)АО может иметь прибыль и выплачивать дивиденды, в то время как РГП работает на уровне безубыточности.[8][9] В случае с КЖД компания выплачивает дивиденды в пользу своего единственного акционера — «Самрук-Казына», — а нацфонд выплачивает дивиденды в республиканский бюджет.[10]
2 апреля 2004 года в соответствии с законом «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года была произведена перерегистрация ЗАО «НК „ҚТЖ“» в АО «НК „ҚТЖ“».
Собственники и руководство
Единственным акционером компании является национальный фонд «Самрук-Казына», 100% акций которого принадлежат Республике Казахстан. Фонд решает задачи по улучшению качества корпоративного управления, повышения прозрачности бюджета, управляет деятельностью КТЖ через совет директоров, не вмешиваясь в оперативную работу.
Деятельность КТЖ контролируется Министерством транспорта и коммуникаций, которое в качестве уполномоченного органа обеспечивает реализацию государственной политики в области железнодорожного транспорта,[11] а также государственным Агентством по регулированию естественных монополий.
«Самрук-Казына» утверждает совет директоров компании, который в свою очередь утверждает в должности президента общества и годовые отчёты. Кандидатуру президента общества предлагает президент страны.
С июня 2009 года пост председателя совета директоров КТЖ занимает Тимур Кулибаев.[12][13]
Состав правления
- Председатель правления, президент АО «НК „ҚТЖ“» — Аскар Мамин (апрель 2008 г.)
- Вице-президент — Ермек Кизатов (2008 г.)
- Вице-президент по обеспечению — Ерик Султанов (2008 г.)
- Вице-президент по экономике и финансам — Канат Алпысбаев (2008 г.)
- Вице-президент по управлению персоналом и социальным вопросам — Асхат Акчурин (2008 г.)
- Вице-президент по логистике — Ерхат Искалиев (2011 г.)
- Советник президента — Бейбит Жусупов
- Управляющий директор, руководитель аппарата — Канат Альмагамбетов
- Управляющий директор по правовым вопросам — Рустем Хасенов
- Управляющий директор по экономике — Алмас Лепесбаев
- Управляющий директор по финансам — Елена Лепская
- Управляющий директор по эксплуатационной работе — Бауржан Урынбасаров
Структура активов
В настоящее время КЖД имеет холдинговую структуру. Портфель активов компании включает в себя 26 дочерних, зависимых и совместно контролируемых организаций, имеющих географическое присутствие по всей территории Казахстана.[14]
Деятельность
Железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей производственной инфраструктуры Казахстана. В силу географических особенностей — отсутствия прямого выхода к морю и судоходных рек, обширности территории, сырьевой структуры производства и размещения производительных сил, неразвитости автотранспортной инфраструктуры — железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в экономике страны.
Железнодорожная отрасль Казахстана — быстрорастущий рынок, производственный и технический потенциал которого стабильно увеличивается в последнее время[когда?] и обеспечивает занятость более 140 тысяч человек.
Деятельность компании регулируется законами республики «О железнодорожном транспорте» и «О естественных монополиях и регулируемых рынках».
Показатели деятельности
Грузовые перевозки
В 2010 году грузооборот составил 213 млрд т·км. Общий объём перевозок грузов в 2009 году составил 268 млн тонн, из них 35% в экспортном сообщении, 53% — в межобластном, 6% — в импортном и 6% — в транзитном.
Пассажирские перевозки
По итогам 2010 года пассажирооборот сложился на уровне 13,9 млрд ПКМ.
Финансовые показатели
Консолидированная чистая прибыль в 2010 году составила 19,5 млрд тенге и снизилась к уровню 2008 года на 71% (43,7 млрд тенге).
Инфраструктура и подвижной состав
Протяжённость магистральных железнодорожный путей составляет более 14 тысяч км. Парк грузовых вагонов — более 44000 единиц, парк локомотивов — более 1500 единиц.
Тяговый подвижной состав включает в себя тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование. Нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые, вагоны-цистерны).
Крупные проекты
В число крупных индустриальных проектов, реализуемых КТЖ, входят две транзитные магистрали стратегического значения (Хоргос — Жетыген и Узень — госграница с Туркменистаном) и четыре крупных машиностроительных предприятия (локомотивосборочный завод, завод по сборке электровозов в Астане, завод по производству пассажирских вагонов в Астане и завод по сборке грузовых вагонов в Экибастузе). В 2012 году в Казахстане начнется строительство двух новых магистралей внутригосударственного сообщения — Аркалык —Шубарколь и Жезказган —Бейнеу.
- АО «Локомотив құрастыру зауыты» (Локомотивосборочный завод) введён в эксплуатацию в 2009 году в Астане. В 2010 году завод собрал 30 тепловозов пятого поколения Evolution по технологии General Electric Transportation. В 2011 году было собрано еще 80 машин. В перспективе производственная мощность завода должна составить 150 локомотивов в год.Сегодня здесь трудятся 650 человек. Казахстанское содержание по проекту к 2015 году составит 52%.
- Строительство в Астане завода по выпуску пассажирских вагонов по технологии испанской компании «Тальго» и производству современных электровозов совместно с французской компанией Alstom. Первые образцы локомотивов сойдут с конвейеров в 2012 году. В планах КТЖ до 2014 года закупить 200 грузовых и 95 пассажирских электровозов. Первые 9 пассажирских вагонов сошли с конвейера завода в декабре 2011 года. Проектная мощность предприятия – 150 вагонов в год. Конструкционная скорость вагонов – 200 км/ч.
- ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» (КВК). Проектная мощность завода составит до 3000 полувагонов в год. В 2011 году выпущено 250 первых полувагонов. Казахстанское содержание по проекту составляет 92%.
- Строительство магистрали Хоргос (КНР) — Жетыген (Казахстан) (начало в 2009 г.). Протяжённость составляет более 293 км с сопутствующей инфраструктурой: 4 промежуточные станции, 10 разъездов, мосты и перегрузочный комплекс на станции Алтынколь. Ожидается, что по этой железнодорожной ветке ежегодно будет проходить до 13 млн тонн грузов. Ввод первого пускового комплекса линии состоялся 9 декабря 2011 года[15].
- Строительство магистрали Узень — государственная граница с Туркменистаном (начало в 2009 г.). Это 146-километровый участок международного проекта Узень — Кызылкая — Берекет — Этрек — Горган, реализуемый Казахстаном, Ираном и Туркменистаном. Данный маршрут позволит сократить путь из центра Евразии до иранских морских портов более чем на 600 км. Планируемый грузооборот линии до 10 млн тонн в год. Открыт участок дороги 9 декабря 2011 года.[16].
- Электрификация железнодорожного участка Кустанай — Железорудная совместно с немецкой компанией Siemens AG. Протяжённость участка составит 48 км, контактной сети — 75 км. Также будет построена 1 тяговая подстанция и проведена модернизация 4 станций электрической централизации. Окончание работ запланировано на 2012 год.
Высокоскоростное движение
В феврале 2011 года в Пекине состоялось подписание меморандума о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги Астана—Алма-Ата между КТЖ и Министерством железных дорог КНР. Предполагаемая скорость поезда — 350 км/ч. Начало строительство линии запланировано на 2012 год. В настоящее время ведутся работы над ТЭО.
Стыки
Казахстанская железная дорога граничит с Приволжской железной дорогой (по ст. Ози́нки и Аксарайская) на западе, с Южно-Уральской железной дорогой (по ст. Илецк-1, Никельтау, Тобо́л, Пресногорьковская, Петропавловск) на севере, с Западно-Сибирской железной дорогой (по ст. Кулунда́ и Локоть-Алтайский) на северо-востоке, с Ланьсиньской железной дорогой (Китай) по трансграничному переходу Достык (Дружба) — Алашанькоу на юго-востоке и (ст. Коргас на магистрали Жетыген — Коргас) на востоке, с Узбекистанской железной дорогой (по ст. Оазис и Сары-Агач) на юге, с Туркменской железной дорогой (по ст. Болашак на магистрали Узень — госграница с Туркменистаном) на юго-западе.
Интересные факты
- КЖД является самой многочисленной компанией в Казахстане: около 1% населения страны занято в железнодорожной отрасли.
- Казахская железная дорога, образованная в 1958 году, протяжённостью свыше 11 тысяч км, была самой крупной в СССР.
- Самый длинный маршрут поезда в Казахстане — Алма-Ата — Мангышлак (3269 км, в пути 70 часов, 13 минут).
- 20 февраля 1986 года в Казахской ССР был поставлен мировой рекорд: по Целинной железной дороге был проведён состав в 440 вагонов общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.
- Является генеральным спонсором футбольного клуба «Астана»[17] и хоккейного клуба «Барыс»[18].
- 40-этажный 174-метровый главный офис КТЖ является одним из самых высоких зданий в Астане, Казахстане и Центральной Азии.
Качество
Электровозы используемые в тяге испанских высокоскоростных поездов Talgo 200 между Астаной и Алматы может и хорошие, но испанские вагоны в составе хуже купейных вагонов(производства России или советского союза). Убедился на этом с 14.12.2012 по 15.12.2012 (20.00 посадка в Алмате(вокзал — Алмата-2), прибыли 06.03 в Караганду). Очень шумный вагон, как консервная банка, весь трясет и шатает, очень сильно пожалел, что не поехал в обычном купейном вагоне. Цена за место обошлась мне — 18800 тенге. На самолете обошлось бы в среднем 15000. Заснуть в таком шумном вагоне, надо очень хорошо постараться. В номере купе установлена радиоточка (70-х годов) — зачем???, телевизора нет, но зато есть гордая надпись над потолком — Wi-Fi. Диспенсер установленный в начале вагона так шатает, что кажется он упадет в проходе, возле него на полочке катаются одноразовые стаканчики, но мусорного ведра для их утилизации я так и не увидел. В ресторане мест нет, впечатление такое, что все голодные. Моему соседу принесли напиток в номер без стакана. Впечатления от поездки, в испанских вагонах поезда №001, остались отрицательные.
Ссылки
- Казахстан: итоги работы железнодорожного транспорта в 2006 году
- Развитие железных дорог
- Шар — Усть-Каменогорск: новая жизнь региона
- Пущена Алтынсарино — Хромтау
Примечания
- ↑ Bond price information on Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V. 6.375% 06/10/2020 (ISIN XS0546214007). (рус.) (Проверено 16 июля 2011)
- ↑ Еврооблигации «Kazakhstan Temir Zholy Finance B.V.», 11.05.2016, 7,0 % (ISIN XS0253694755). (рус.) (Проверено 16 июля 2011)
- ↑ 1 2 3 4 Консолидированная финансовая отчётность за год, закончившийся 31 декабря 2010 года, и отчёт независимых аудиторов, стр. 6, 10, 30, 43, 54. (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
- ↑ Годовой отчёт за 2009 год, стр. 53. (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
- ↑ Структура группы (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
- ↑ Устав акционерного общества «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“» (рус.) (Проверено 4 мая 2011)
- ↑ Согласно уставу общества официальное наименование на русском языке — АО «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“» (sic).
- ↑ Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии», статья 26, пункт 1. (рус.) (Проверено 26 мая 2011)
- ↑ Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», статья 146, пункт 1. (рус.) (Проверено 26 мая 2011)
- ↑ Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2010 года № 239 (рус.) (Проверено 26 мая 2011)
- ↑ Закон «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 года № 266-II, статья 1, пункт 48. (рус.) (Проверено 26 мая 2011)
- ↑ АО «Қазақстан темір жолы»: Биографии (рус.) (Проверено 20 мая 2011)
- ↑ Тимур Кулибаев назначен председателем совета директоров КМГ, КТЖ и «Самрук-Энерго» (рус.) (Проверено 20 мая 2011)
- ↑ Дочерние организации и зависимые акционерные общества АО «НК „ҚТЖ“», а также совместно контролируемые организации (рус.) (Проверено 23 мая 2011)
- ↑ Состоялось открытие железной дороги Жетыген — Коргас
- ↑ В Мангистауской области состоялось открытие проекта «Узень — Государственная граница с Туркменистаном»
- ↑ Генеральный спонсор
- ↑ Официальный сайт Хоккейного клуба «Барыс» Астана — Барыс
Республиканское государственное предприятие «Қазақстан темiр жолы» было создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 1997 года № 129 «О реорганизации предприятий железных дорог Республики Казахстан» путем слияния республиканских государственных предприятий: Управления Алматинской железной дороги, Управления Целинной железной дороги и Управления Западно-Казахстанской железной дороги. Целью слияния являлись оптимизация структуры управления перевозочным процессом и ликвидация излишних звеньев, финансово-экономическое оздоровление железнодорожной отрасли.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года № 310 «О создании закрытого акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» образовано закрытое акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» путем слияния Республиканского государственного предприятия «Қазақстан темiр жолы» и его дочерних государственных предприятий.