Национализация активов иностранных компаний

Мнения15 декабря 2022 в 16:001 975

Может ли Россия национализировать зарубежные предприятия

Как активы некоторых российских компаний перешли под контроль иностранных государств и какие могут быть ответные меры

Механизм национализации

Какие российские компании столкнулись с национализацией и к чему это приведёт

«Роснефть»

НК Роснефть

+26,88%

Купить онлайн

«Лукойл»

ЛУКОЙЛ

+6,32%

Купить онлайн

«Газпром»

Газпром

-25,04%

Купить онлайн

Что даёт национализация

Могут ли иностранные активы быть национализированы в России

Какие последствия могут быть для России

Yandex N.V.

+5,58%

Купить онлайн

Больше интересных материалов

Как только западные компании объявили об уходе с российского рынка или о приостановлении деятельности, чиновники разных уровней начали говорить о необходимости «национализации». Первым об этом 7 марта заявил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Он назвал действия таких компаний преднамеренным банкротством.

Уже на следующий день идею поддержали в правительстве, а 9 марта РБК удалось ознакомиться с проектом закона «О внешней администрации по управлению организацией». Инициатива нужна для предотвращения банкротства и сохранения уходящего бизнеса. Кроме того, таким образом власти хотят защитить права работников организаций, где хотя бы 25% владеют иностранные лица из недружественных государств.

Судя по скорости разработки документа, его примут быстро, так как Госдума в сложившейся ситуации принимает «экономические» законопроекты одним днем, проводя сразу три чтения подряд. На это указывает партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Санкционное право


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Профайл компании


Максим Степанчук. Но пока инициатива выглядит скорее как предостережение в адрес компаний, которые сообщили о приостановке деятельности, полагает эксперт.

Ускоренная и упрощенная процедура

Основной механизм «спасения» уходящего бизнеса — внешнее управление. Его могут ввести в компании, которые «фактически оставили без управления». Либо в те, что сократили больше трети сотрудников, расторгли договоры или совершили иные действия, повлекшие существенное уменьшение стоимости имущества организации или неспособность исполнять ее обязательства.

Срок действия временной администрации составит от трех месяцев до полугода. Если компанию оставили без управления, внешняя администрация назначается на срок до трех месяцев. Этот процесс необратим: собственник не сможет вернуть контроль над оставленным предприятием. А если действия компании привели к существенному уменьшению имущества либо к прекращению деятельности организации, то внешняя администрация назначается сроком на шесть месяцев. В этом случае внешняя администрация может быть отозвана по просьбе акционеров, чья доля превышает 50%.

Санкции Россия под санкциями: жертвы и последствия

Основным управленцем станет госкорпорация ВЭБ.РФ, которая после начала спецоперации подпала под жесткие санкции западных стран. Агентство по страхованию вкладов тоже в деле: оно займется внешним управлением финансовыми организациями. 

Инициировать процедуру смогут член совета директоров организации, ФНС, ВЭБ.РФ или АСВ. Для этого они будут обращаться в Арбитражный суд Москвы, который за один день должен принять заявление к производству. Заявитель может сразу попросить ввести обеспечительные меры: запретить покупать или продавать имущество стоимостью больше 5% баланса компании, увольнять сотрудников, расторгать значимые договоры и распоряжаться акциями или долями организации.

На принятие решения о вводе администрации у суда будет всего семь рабочих дней. За это время собственник или акционер бизнеса может попытаться убедить суд, что он намерен вернуться и восстановить работу организации.

Полномочия управленцев

ВЭБ.РФ и АСВ по новому закону получат широкие полномочия по управлению бизнесом. Они смогут заявлять от имени компании иски, запрашивать всю информацию о контролирующих лицах, минуя служебную, коммерческую и банковскую тайну, а также привлекать иных лиц для управления организацией. Кроме этого, у них будут и другие обязанности:

  • Принимать меры по обеспечению возобновления или продолжения деятельности организации.
  • Сохранять имущество и рабочие места бизнеса, своевременно платить зарплату.
  • Формировать реестр требований кредиторов.
  • Проводить инвентаризацию и оценку имущества компании.
  • Продавать акции предприятия.
  • Банкротить предприятия при необходимости.

Для каждой организации под внешним управлением заведут реестр кредиторов, который будут пополнять сами управленцы, но кредиторы смогут заявить свои требования самостоятельно.

Неэффективный «грабеж»

С точки зрения полномочий руководителя, введение внешней администрации формально сходно с внешним управлением, применяемым в банкротстве, отмечает партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


группа
Комплаенс


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Цифровая экономика


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Природные ресурсы/Энергетика


группа
Семейное и наследственное право


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Финансовое/Банковское право


группа
Международный арбитраж


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Экологическое право



Юлия Литовцева.

Однако фактически внешнее управление направлено на национализацию имущества организаций. При этом законопроект содержит положения, стимулирующие иностранные организации отказаться от прекращения деятельности на территории России.

Партнер



Федеральный рейтинг.

группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


группа
Комплаенс


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Цифровая экономика


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Природные ресурсы/Энергетика


группа
Семейное и наследственное право


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Финансовое/Банковское право


группа
Международный арбитраж


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Экологическое право



Роман Бевзенко напомнил, что в России до сих пор нет закона о национализации, создание которого предусматривает ст. 235 ГК. Такой акт необходим, чтобы провести процедуру, которую называют национализацией, уверен эксперт. 

Бевзенко также поясняет, что по той же статье ГК национализация вовсе не безвозмездное обращение в доход государства некоторых активов. За них полагается рыночное возмещение их стоимости, и убытки тоже надо выплачивать, объясняет юрист. «А то, что предлагает правительство сейчас, — грабеж, аналогичный учиненному большевиками после 1917 года», — считает юрист.

Юррынок Клиенты под санкциями: чем рискуют юрфирмы

Правительственная инициатива содержит целый ряд спорных моментов, отмечает адвокат коллегии адвокатов



Федеральный рейтинг.

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Банкротство (споры high market)


6место
По количеству юристов


9место
По выручке


21место
По выручке на юриста

Профайл компании


Илья Бахилин. В зависимости от того, как будет складываться практика применения этого закона, он может привести к изъятию имущества любых иностранных компаний, приостановивших деятельность по каким-либо причинам, даже из-за ковидных ограничений. «В нынешнем виде инициативу принимать нельзя», — уверен эксперт.

Проект явно нарушает право на судебную защиту и игнорирует все процессуальные гарантии, уверен юрист



Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры)


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
Банкротство (споры high market)

Профайл компании


 Алексей Акужинов. Во-первых, споры будут рассматриваться без проведения предварительного заседания и в предельно короткие сроки. Во-вторых, все процессы будут сконцентрированы в АСГМ без учета того, удобно ли это самой организации. «Судебный процесс становится лишь формальностью, поскольку в действительности организации будут лишены права на эффективную судебную защиту», — уверен эксперт.

Такой закон не только не спасет «национализированные» фирмы от банкротства, но и повысит вероятность их финансового краха в перспективе из-за неэффективности государственной собственности, особенно в сфере розничной торговли, уверен Бахилин. На возможный вред от инициативы обращает внимание и Акужинов.

Я думаю, что такая внешняя администрация просто развалит бизнесы, у которых в ином случае еще была бы возможность вернуться в Россию позже. Успешный западный бизнес не работает по принципам, которые могут предложить российские «внешние администраторы», потому он и успешный.

Алексей Акужинов

Для всего мирового бизнеса российская юрисдикция станет еще более токсичной и менее привлекательной для бизнеса, полагает юрист, поэтому проект скорее пойдет во вред интересам России, чем на пользу им.

Миллиардер Владимир Потанин, глава «Норникеля», одобрил инициативу Минэка. «Это [внешнее управление] позволит владельцам сохранить собственность, а компаниям — избежать развала, продолжать выпускать продукцию и платить деньги работникам», — уверен он. В то же время он высказался против непосредственно национализации: такой шаг создаст «глобальное недоверие к России со стороны инвесторов» на много десятилетий.

Литовцева рекомендует иностранным компаниям, уже объявившим о прекращении деятельности в нашей стране, проанализировать высокие риски применения внешнего управления и не предпринимать поспешных действий, влекущих расторжение контрактов и сокращение работников.

Власти Чада приняли решение о национализации всех находящихся в стране активов американской нефтегазовой компании Exxon Mobile. Теперь дочерняя компания Exxon Mobile в Чаде перешла под управление местных властей.

Решение о национализации активов американской компании принял временный президент Чада Махамат Идрис Деби.

«Все активы и все права любого рода, вытекающие из конвенций, разрешений на разведку, разрешений на эксплуатацию и разрешений на транспортировку углеводородов компании ESSO Exploration and Production Chad Inc, национализированы»,— сообщает издание Tchad Infos.

В декабре 2022 года компания Exxon Mobil заявляла о закрытии сделки по продаже своих активов в Чаде и Камеруне за $407 млн британской Savannah Energy, однако правительство Чада оспорило ее, сославшись на разногласия по условиям сделки. В результате конфликта руководство африканской страны фактически заблокировало для Savannah Energy возможность работы в Чаде, несколько сотрудников компании были депортированы.

На этом фоне интерес к нефтяным проектам в Африке начали проявлять российские компании.

Власти предложили механизм, который в «Единой России» назвали первым шагом к национализации имущества иностранных компаний в России. Ввод временной администрации направлен на стимулирование иностранного бизнеса остаться в России

Фото:  Пелагия Тихонова / «Коммерсантъ»

Власти разработали механизм по вводу временного управления российским имуществом иностранных граждан и компаний, которые сами акционеры больше не хотят развивать. Механизм изложен в законопроекте «О внешней администрации по управлению организацией» (есть у РБК, его подлинность подтвердили три источника, знакомых с документом).

Как сообщила пресс-служба партии «Единая Россия», документ предусматривает «первый шаг к национализации имущества иностранных организаций, покидающих российский рынок». В то же время в Минэкономразвития, которое заявило, что законопроект составлен на основе его предложений, указали, что «проект направлен на стимулирование организаций под иностранным контролем не бросать деятельность на территории РФ». Документ направлен на предупреждение банкротства и сохранение бизнеса, а также на защиту прав работников организаций, где хотя бы 25% владеют иностранные лица «недружественных государств», отмечается в сопроводительных материалах к проекту. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.

9 марта его одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. По регламенту теперь документ должно рассмотреть правительство в целом, после чего законопроект будет внесен в Госдуму. В последнюю неделю Госдума принимала законопроекты, подготовленные в ответ на «недружественные» действия США и их союзников, в срочном порядке, в том числе в трех чтениях за один день.

В качестве нового механизма предлагается гибрид уже имеющейся в законе о банкротстве процедуры внешнего управления, которая будет осложнена замещением активов, говорит адвокат Forward Legal Данил Бухарин. Оба варианта действий по отдельности давно есть в действующем законодательстве, однако в России они практически никогда до этого не применялись, указал он. О существовании в мировой практике «гибридного» варианта неизвестно хотя бы потому, что варианты изначально направлены на разные цели: внешнее управление — это реабилитирующая процедура, а замещение активов — ликвидационная, добавляет Бухарин.

Когда может быть введена временная администрация

Процедура, как следует из законопроекта, вводится при наличии одного из следующих оснований, которые были зафиксированы после 24 февраля 2022 года (даты начала специальной военной операции на Украине).

  • Руководитель или коллективные органы компании «фактически прекратили» управление. На наличие такого основания может указывать, например, ситуация, когда они покинули территорию России и оставили организацию без управления «вопреки ее интересам»; совершили действие (бездействие), из-за которого существенно уменьшилась стоимость имущества компании, она оказалась неспособна выполнять обязательства или же была вынуждена прекратить деятельность с нарушением требований законодательства.
  • Органы управления осуществили действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству. К ним относятся публичное заявление о прекращении деятельности компании «в отсутствие очевидных экономических оснований», расторжение договоров, существенных для функционирования организации, направление уведомления об увольнении более одной трети сотрудников.

В первом случае внешняя администрация вводится на три месяца, а во втором — на шесть. В отличие от первого «трека» во втором случае процесс обратим для собственника, отмечается в пояснительной записке: участники (акционеры), обладающие более 50-процентной долей (акций), могут заявить в суд ходатайство об отзыве внешней администрации с намерением либо возобновить деятельность компании, либо продать свою долю подходящим новым владельцам.

Предлагаемые критерии компаний, в отношении которых может быть введена внешняя администрация (управление «фактически прекращено», «необоснованное прекращение деятельности»), пока выглядят нечеткими и неконкретными, отмечает Бухарин.

Решение о внешней администрации может быть принято судом по заявлению любого члена совета директоров компании или Федеральной налоговой службы (ФНС). В свою очередь, ФНС подает такое заявление на основании решения межведомственной комиссии при Минэкономразвития. А решение комиссии может быть принято по обращению главы региона, где зарегистрирована компания, руководителя министерства, в чьем отраслевом ведении находится организация, Роструда, прокурора региона, перечисляется в документе.

Как будет осуществляться внешняя администрация

Внешняя администрация по управлению организацией — это группа лиц, назначенных государством, которая будет обладать всеми полномочиями по руководству компанией. Процедура не распространяется на банки, страховые компании и НПФ, поскольку у Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) уже есть свой механизм временной администрации.

Функции внешней администрации в течение 3–6 месяцев будут выполнять представители госкорпорации ВЭБ.РФ (для нефинансовых организаций) или АСВ (для финансовых).

Фото:  Вячеслав Прокофьев / ТАСС


Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Бывший руководитель компании будет обязан передать внешней администрации все документы, печати и материальные ценности в течение трех дней после ее назначения. Все его полномочия перейдут к государственным менеджерам: они получат право распоряжаться имуществом организации, включая средства на банковских счетах, предъявлять судебные иски, привлекать сторонних лиц для управления (с учетом специфики деятельности компании), отказываться от исполнения договоров, если они угрожают фирме банкротством.

До назначения внешней администрации суд может вводить обеспечительные меры в отношении компании в виде запрета на распоряжение крупным имуществом, увольнения работников по инициативе работодателя, расторжения договоров и распоряжения долями в уставном капитале.

Внешняя администрация сможет узнать всю информацию о компании и ее бывшем руководстве. В частности, ей будут доступны сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайны. Ответственность за убытки, нанесенные компании в процессе внешнего администрирования, представители госкорпораций понесут только «в случае умышленного нарушения или грубой небрежности», говорится в документе.

К обязанностям внешней администрации законопроект относит принятие мер по возобновлению/продолжению деятельности компании и предупреждению банкротства, обеспечению сохранности имущества и рабочих мест, включая погашение долгов по зарплате, если они возникли, и предотвращение новых.

Однако главной задачей внешней администрации выступает создание новой организации на базе существующей — через процедуру банкротства. Поэтому сразу после своего назначения представители госкорпораций должны начать формирование реестра требований кредиторов, которые смогут заявить о своих претензиях в течение месяца. Затем внешняя администрация должна запустить процесс инвентаризации имущества и проведения его оценки для определения ликвидационной стоимости — на это дается два месяца.

Финалом деятельности временного руководства становится замещение активов компании путем выделения — то есть создание на базе имеющегося имущества (включая интеллектуальные права и товарные знаки) нового хозяйственного общества, единственным акционером которого становится сама организация. После этого акции нового общества выставляются на торги, а старое ликвидируется. Преимущественное право на покупку бумаг будут иметь лица, основной вид деятельности которых соответствует деятельности организации.

Покупатель акций обязан сохранить две трети рабочих мест и продолжать деятельность компании на территории России как минимум год. Все это время за выполнением условий будет следить внешняя администрация, и при их нарушении она проведет новые торги. Если акции не были проданы с торгов по минимальной цене продажи, они подлежат приобретению по указанной цене Российской Федерацией.

Процедура замещения активов вызывает вопросы: она может привести к выкупу акций предприятия за бесценок, опасается адвокат, специалист по банкротствам Владимир Шалаев.

Что будет с десятками иностранных компаний, остановивших работу в России

Ранее более ста зарубежных компаний и сервисов объявили о приостановке или прекращении работы в России. Среди них автопроизводители Mercedes-Benz, Škoda и Volkswagen, сеть по продаже мебели и товаров для дома IKEA и другие. У всех них есть производства в России. Компания Yum! Brands (владеет KFC), в свою очередь, приостановит работу 70 ресторанов, а «Макдоналдс» закроет 850 своих точек. Компания продолжит платить зарплату своим сотрудникам — их у нее в России около 62 тыс. Сеть кофеен Starbucks также приостановит работу 130 предприятий в России, где работают почти 2 тыс. сотрудников.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости


Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Многочисленные предприятия, которые объявили о «временной приостановке» деятельности, подпадут под действие законопроекта, если их действия приведут к финансовым проблемам, считает член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров. Однако для них в законопроекте предусмотрена возможность возобновления работы, которое отменит процедуру внешней администрации, подчеркнул он.

Можно ли оспорить или отменить введение внешней администрации

Все споры, связанные с назначением внешней администрации, будут рассматриваться Арбитражным судом Москвы, следует из законопроекта. Однако бывшие собственники могут попытаться взыскать компенсацию с России в иностранных судах, считает Шалаев.

Если нерезиденты попытаются оспаривать введение временной администрации в международных судах, то главный вопрос будет связан с исполнимостью их решений на территории России, указывает Уваров. По его мнению, основания для введения временной администрации сформулированы достаточно четко.

Если в суд поступило заявление о введении временной администрации по первому критерию («фактическое прекращение» бизнеса), то собственники, владеющие более 50% акций, могут в течение пяти рабочих дней после этого заявить в суд ходатайство об отзыве назначения. На это у них могут быть два основания: либо намерение возобновить деятельность, либо планы продать долю с обязательством покупателя сохранить бизнес. Но если процедура уже запущена, обратить вспять ее невозможно. При втором критерии (компания столкнулась с внешней администрацией по причине действий, которые угрожают компании прекращением деятельности) у собственника есть шесть месяцев (весь срок назначенной процедуры), чтобы ходатайствовать о завершении внешней администрации по аналогичным основаниям.

Ситуацию с выходом из актива осложняют новые правила правительства, по которым для сделок с участием нерезидентов из стран, вводивших санкции против России, по отчуждению недвижимости и «ценных бумаг» в российских компаниях требуется разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Требование не распространяется на сделки по продаже долей иностранцев в российских обществах с ограниченной ответственностью (ООО).

В Госдуме обсуждают законопроект о национализации активов собственников из стран, которые ввели санкции против России. Юрист Ольга Кокоз разбирается с возможными последствиями принятия такого закона и оценивает имеющиеся у инвесторов шансы на защиту своих прав

8 апреля в Госдуме был зарегистрирован законопроект, предусматривающий возможность национализации находящихся на территории России активов государств, компаний и физических лиц из «недружественных стран» без возмещения их стоимости. Обсуждение документа, внесенного Госсоветом Республики Крым, только началось, но он уже получил поддержку в руководстве «Единой России».

Появление такой инициативы, к сожалению, уже не удивляет: можно вспомнить и планы национализации немецких дочерних компаний «Газпрома» и «Роснефти» в Германии, и, конечно, уже принятый на Украине закон о национализации имущества российских физических и юридических лиц. Разговоры о национализации активов покинувших Россию компаний ведутся еще дольше. 

Политика политикой, но каковы средства правовой защиты частных лиц и инвесторов, которые могут пострадать в такой ситуации? И несут ли какие-либо риски сами государства, прибегнувшие к процедуре национализации?

Асимметричные законы 

Российский законопроект в некоторых своих положениях похож на уже действующий на Украине закон о национализации, однако содержит два ключевых отличия.

Во-первых, он допускает национализацию имущества не только украинских граждан (или, например, представителей стран, которые тоже примут законы о национализации российского имущества), но и граждан всех «недружественных» России стран. В настоящий момент к их числу относится 21 государство плюс весь Евросоюз.

Во-вторых, российский законопроект в текущей редакции позволит национализировать имущество любых физических и юридических лиц из «недружественных»стран. В то же время на Украине национализация распространяется на россиян, а также на иностранцев, поддерживающих проводимую Россией «спецоперацию»*.  Кроме того, допускается национализация имущества тех компаний, которые не ушли с российского рынка после 24 февраля.

Оставив в стороне политические вопросы, можно отметить, что в текущей редакции российский законопроект предусматривает чрезмерно широкую сферу применения. Действительно, с конце февраля об уходе с российского рынка заявили многие известные иностранные бренды из  «недружественных» стран. Однако другие иностранные компании продолжают свою коммерческую деятельность в России. В такой ситуации принудительное изъятие активов этих лиц будет выглядеть необоснованно. Более того, с учетом формулировок украинского закона получается, что оставшиеся в России иностранные компании могут пострадать дважды: в первый раз — на Украине (за то, что не покинули Россию), а во второй раз — от российского закона в связи с его широкими формулировками. 

Конечно, можно возразить, что национализация будет не мгновенной и всеобщей, законопроект предусматривает, что ряд конкретных решений останется за органами власти региона, на территории которого располагаются «недружественные» активы. Однако чтобы избежать каких-либо разночтений на местном уровне — целесообразно сразу внести правки в законопроект, которые не позволят истолковать данный закон чрезмерно широко.  

Защита от национализации

У собственников, подпадающих под действие украинского или российского закона, закономерно возникает вопрос: можно ли как-то обезопасить свои активы? 

Оба закона специально оговаривают невозможность спасения активов с помощью судебного процесса. Если к собственнику компании, активы которой хотят национализировать, подадут иск и примут обеспечительные меры по нему, это не будет основанием для приостановления процесса национализации. Само по себе включение такого ограничения довольно необычно. Возможно, в российский законопроект это положение попало из более ранней украинской версии. 

В результате могут пострадать законные интересы как раз российских граждан и компаний. Например, если суд наложит обеспечительные меры на активы «недружественного» иностранца по иску российской организации. Из текущей редакции законопроекта следует, что все активы такого иностранца все равно отойдут в пользу соответствующего субъекта Российской Федерации, а российский истец останется ни с чем. Вряд ли законодатель ставил перед собой такую цель. 

Возможной опцией для некоторых инвесторов может стать отчуждение активов в пользу добросовестного лица, не связанного с прежними собственниками и не подпадающего под действие законов о национализации. Однако пока сложно прогнозировать, как будет развиваться практика и не признают ли впоследствии такие сделки недействительными. 

Судебные перспективы

В международном инвестиционном праве экспроприация активов иностранных инвесторов может иметь место только при условии своевременной, надлежащей и эффективной компенсации. 

Способом защиты иностранных инвестиций может стать иск к государству, экспроприировавшему активы, на основе международного соглашения в рамках инвестиционного арбитража. Но решение, скорее всего, не будет быстрым. Здесь можно вспомнить акционеров ЮКОСа, которые судятся с российскими властями с 2005 года. 

В настоящий момент у Российской Федерации имеется соглашение о взаимном поощрении инвестиций с 26 «недружественными» государствами, среди которых, например, Канада, Великобритания, Германия, Финляндия, а также Украина. Украина помимо аналогичных 65 вступивших в силу соглашений также является действующей стороной Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров. 

Таким образом, у иностранных инвесторов будет возможность подать иск к действиям как российских, так и украинских властей. Если инвестор получит арбитражное решение в свою пользу, он может привести его в исполнение на территории стран, где располагаются активы нарушившего его права государства и через суд потребовать взыскания активов государства-ответчика. 

Интересно, что вслед за законопроектом о национализации активов иностранцев в Госдуму поступил и проект закона о введении внешней администрации в отношении иностранных компаний, ушедших с российского рынка. Если иностранный бизнес имеет существенное значение для стабильности экономики, то по решению суда он может быть передан под внешнее управление. Очевидно, что введение внешней администрации — более мягкий, по сравнению с национализацией, инструмент, поскольку позволяет иностранному собственнику вернуть свой бизнес, по крайней мере до завершения полномочий внешней администрации, максимальный срок которых, как указано в законопроекте, не может превышать 18 месяцев.  

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

09 марта 2022, 18:44

Бизнес

«Мера крайняя, но ударов в спину не потерпим». Как будут национализировать имущество Запада

Национализация производств, принадлежащих покидающим российский рынок западным компаниям, позволит сохранить рабочие места и избежать банкротства, считают в «Единой России». При этом данную меру можно будет предотвратить: у компании-собственника будет пять дней, чтобы возобновить работу в России. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».

Федеральная налоговая служба, прокуроры и власти регионов смогут инициировать введение внешнего управления на предприятиях ушедших из России западных компаний. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности уже одобрила соответствующий законопроект.

«Законопроект позволяет вводить внешнее управление по суду в организациях, более 25% которых владеют иностранные лица недружественных государств, при прекращении деятельности. Это позволит предупредить банкротство и сохранить рабочие места», — сообщает Telegram-канал «Единой России», инициировавшей изменения.

Компания-собственник имущества в течение пяти дней может отказаться от внешнего управления, возобновить деятельность или продать свою долю. «Если этого не происходит, суд на три месяца назначает временную администрацию, после — акции новой организации выставляются на торги, а старая ликвидируется. Покупатель новой организации обязуется сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность старой организации», — объясняет схему «ЕР».

«Речь идет о сотнях тысяч рабочих мест»

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков отметил, что новые нормы позволят членам совета директоров таких организаций или ФНС обратиться в арбитражный суд для назначения внешней администрации. «Инициировать такое обращение могут также власти субъектов, прокуроры субъектов и другие органы. С даты принятия заявления судом могут вводиться в отношении компании обеспечительные меры в виде запрета на распоряжение имуществом, увольнение работников, расторжение отдельных договоров, распоряжение акциями в уставном капитале», — цитирует его ТАСС.

Заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев подчеркнул, что в сложившейся ситуации поддержание занятости «является одной из главнейших задач», «речь идет о сотнях тысяч рабочих мест». «Для реализации этого решения есть все необходимые экономические предпосылки, там работают наши люди, которые владеют всеми необходимыми технологиями. Сырье, необходимые компоненты, как правило, производится также в Российской Федерации», — сказал Исаев на оперативном совещании единороссов по мерам поддержки экономики.

«В российском и международном праве есть понятие: предотвращение большего вреда меньшим. Да, безусловно, мы наносим удар по правам собственности данных предприятий, но мы тем самым предотвращаем вред, который эти организации наносят наемным работникам, своим клиентам, своим поставщикам и смежникам», — добавил он.

Депутат также предложил предусмотреть выдачу зарплатных кредитов, аналогичных тем, что предоставлялись во время пандемии. Займы могут быть выданы предприятиям, испытывающим трудности временного характера из-за зависимости от импортных комплектующих или иной импортной продукции.

Секретарь генсовета партии Андрей Турчак ранее назвал «промышленным банкротством» действия компаний, решивших приостановить работу на российском рынке. «Мера это крайняя, но ударов в спину мы не потерпим, а наших людей — защитим. Это настоящая война, и уже не против России в целом, а против граждан. Смотреть на это безучастно мы не будем. Мы примем жесткие ответные меры, действуя по законам военного времени», — объяснял он необходимость национализации.

У Кремля нет сформированной позиции

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не смог прокомментировать предложение о национализации зарубежных предприятий. «Я ничего не могу сказать, какой-то сформированной позиции на этот счет нет», — ответил он на соответствующую просьбу журналистов.

«Всякие сценарии как раз рассматриваются и прорабатываются в экстренном порядке в правительственном штабе», — уточнил пресс-секретарь. «Все, что обсуждается, оно обсуждается именно там», — добавил он.

Как подсчитали в Йельском университете, по состоянию на 9 марта уже 300 компаний приостановили или прекратили работу в России. Британско-нидерландская Shell закрывает все заправки в России, Inditex (бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti), Mango, H&M, Nike, Swarovski, Cartier и Marks & Spencer приостанавливают работу магазинов, «замерло» производство на заводах большинства автоконцернов, среди которых Skoda, Volvo и BMW. Сотни тысяч человек могут потерять работу — сохранить персонал твердо пообещали лишь Ikea и McDonald`s.

9 марта 2022 года правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила инициативу, предусматривающую возможность национализации имущества зарубежных организаций, уходящих с рынка РФ [1].

Как следует из материалов законопроекта в случае, если у организации имеется 25% и более акций, которые принадлежат иностранному лицу, которое является гражданином либо зарегистрировано в недружественном государстве, российский (арбитражный) суд по заявлению ФНС, Совета директоров организации, главы субъекта РФ, прокурора субъекта РФ и иных органов, может ввести «внешнее управление» с целью предупреждения банкротства организации и сохранения рабочих мест.

Возможность введения «внешнего управления» обусловлена следующими факторами: (1) если собственник, владеющий 25% и более акций в течение 5 дней с момента подачи заявления о введении «внешнего управления» не откажется от данной процедуры путем возобновления деятельности на территории РФ либо (2) не продаст свою долю (в случае отказа продолжения деятельности) с сохранением рабочих мест.

С даты принятия заявления судом могут вводиться в отношении компании обеспечительные меры в виде запрета на распоряжение имуществом, увольнение работников, расторжение отдельных договоров, распоряжение акциями в уставном капитал.

Такие, по существу, и без преувеличения, экстренные меры обусловлены массовым и резким оттоком иностранных предпринимателей с российского рынка из-за специальной военной операции, о которой 24 февраля 2022 года объявил президент Российской Федерации.

Данная мера направлена, прежде всего, на сохранение рабочих мест в организациях, которые прекратили/приостановили свою деятельность на территории РФ. Кроме того, законодатель стремится не допустить массовых банкротств. Оно и понятно, в условиях тяжелейшего экономического кризиса, социального напряжения, уход с российского рынка огромного числа иностранных предприятий, потенциальных работодателей для большого количества населения России приведет в своем следствии к еще большим негативным последствиям, усугубит «депрессию».

Но вместе с тем возникает, на наш взгляд, один, но ярко и остро бросающийся в глаза вопрос, относительно и касаемо предложенной (и уже почти одобренной) инициативы. Не обратить внимание хотя бы сообщества юристов на этот вопрос видится недопустимым.

Главный вопрос, наверное, состоит в следующем: а что это за «внешнее управление» и какой предусматривается правовой механизм предотвращения последствий в виде предупреждения банкротства и сохранения рабочих мест в организациях с преимущественным участием иностранных лиц?

Внешнее управление, каковым оно на сегодняшний день является согласно Закону о банкротстве, это реабилитационная процедура с целью восстановления платежеспособности должника. При этом внешнее управление вводится судом при наличии достаточных оснований полагать, что реабилитация предприятия возможна в принципе, что это не иллюзия, не миф, не мираж.

В ситуации, когда нарушена логистическая цепочка, когда недружественные страны массово отказываются поставлять продукцию на территорию РФ, когда введены беспрецендентные экономические санкции, восстановление платежеспособности иностранной организации, которая прекратила свою деятельность, видится явлением нереальным. Ну, например, возьмем IKEA: все товары в данном магазине производятся и поставляются (уже в прошедшем времени) из-за рубежа, весь бизнес данного магазина построен на этом, покупательский спрос также построен на этом. Назначили фигуру внешнего управляющего: что он будет делать? Откуда он будет брать товары, характерные для этого магазина? Ясно, что не откуда. А откуда он будет брать денежные средства для выплаты заработной платы рабочим? Также ясно, что денег не будет. И даже обязательное сохранение 2/3 штата здесь не поможет, денег не будет.

Внешнее ли это управление в классическом его понимании? Нет. Аналог ли это внешнему управлению? Нет, это способ назначить своего арбитражного управляющего (прогосударственного) и впоследствии провести внешне легальную национализацию зарубежного имущества. При этом цели то заявлены благие: сохранить рабочие места, не допустить массовых банкротств. Ну-ну. Эффект «бабочки», который говорит нам о том, что незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия, видимо, остался забытым и сегодня.

Причем здесь не некие чуть ли не невинные политические игры (кто-то что-то «перехватил», использовал чужое, что будто бы ничто не меняет), а события, которые деформируют общепризнанные ценности, самую суть неадекватно используемых институтов. В данном случае – самую суть института национализации как средства гражданского-правового регулирования изъятия частной собственности.

Наспех сделанная заметка с единственным обозначенным вопросом уже позволяет нам сделать вывод о всей нецелесообразности данного законопроекта, о недостижимости заявленной в нем цели исходя из предложенных правовых механизмов

P.s. Законопроект прикреплен к заметке.

[1] Правкомиссия одобрила проект по национализации имущества ушедших из РФ западных компаний // ТАСС (дата обращения: 09.03.2022) https://tass.ru/ekonomika/14012987?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальная иранская нефтегазовая компания
  • Национальная спутниковая компания владельцы
  • Национальная экспортная компания михайленко
  • Национальные водные ресурсы группа компаний
  • Национальный институт бизнеса специальности