На время приостановления работ государственными надзорными органами

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

1. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Это право работников реализуется обязанностью работодателя создавать такие условия труда (ст. 212 ТК).

2. Если работник получил травму или иное повреждение здоровья, то пострадавшему в установленном законодательством порядке возмещается материальный и моральный ущерб (в случае гибели право на такое возмещение имеют лица, понесшие ущерб в результате смерти кормильца).

3. В тех случаях, когда воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов являются неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда (ч. 1 ст. 210 ТК), работникам предоставляются соответствующие компенсации, устанавливаемые законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В абз. 1 ч. 1 ст. 210 ТК заложена очень важная норма, провозглашающая обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Из этой нормы следует, что никакие материальные или иные выгоды работодателем не могут быть поставлены выше жизни и здоровья работника.

В случае невозможности предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов организационно-техническими мероприятиями работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты.

4. В целях реализации прав граждан на защиту ч. 2 ст. 45 Конституции РФ установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Такими способами защиты могут быть обращения в органы государственной власти, государственные органы контроля и надзора за охраной труда, в профсоюзы и другие общественные организации, в средства массовой информации, прокуратуру, которая от имени Российской Федерации осуществляет контроль и надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Частью 1 ст. 46 Конституции РФ гражданам гарантируется судебная защита их прав и свобод. Право работников на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами содержится и в ч. 1 ст. 21 ТК.

В соответствии со ст. 56 ТК работодатель обязуется обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда в соответствии со своими положениями имеют право на приостановление работ вследствие нарушения требований охраны труда.

Приобретение работодателем средств индивидуальной защиты за свой счет и бесплатное обеспечение ими работников, контроль за правильным применением этих средств, а также средств коллективной защиты — прямая обязанность работодателя. Это требование является международной нормой и согласуется с Конвенцией N 148 МОТ «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977 г.), в соответствии с которой предприниматель не требует от трудящегося выполнения работы без средств индивидуальной защиты (ст. 10).

Работник обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Следовательно, работник не имеет права выполнять работу без таких средств защиты.

5. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда является конкретной правовой нормой, претворяющей в жизнь одно из основных положений государственной политики в области охраны труда — обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Работник также имеет право отказаться от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, так как согласно ст. 60 ТК запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья считается простоем не по вине работника, и работодатель обязан перевести его (временно до устранения опасности) на другую работу либо, если такой возможности не предоставляется, оплатить простой. Простой — это вынужденная приостановка работ.

6. Возмещение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ФСС РФ.

В соответствии с названным Законом возмещение вреда осуществляется в виде страховых выплат ФСС РФ и его региональными отделениями. Конкретный порядок страхового возмещения вреда — обеспечение по страхованию — регулируется соответствующими постановлениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами Минтруда России и ФСС РФ.

7. Организация государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда — одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В целях реализации этого направления государственные органы власти в соответствии с названным Законом наделены полномочиями в определении структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство создало систему государственного контроля и надзора. Государственный надзор и контроль в организациях независимо от форм собственности и подчиненности осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с действующим законодательством. Эти органы определены ст. ст. 366 — 369 ТК: государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности; государственный энергетический надзор; государственный санитарно-эпидемиологический надзор; государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.

Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

8. За нарушение требований охраны труда законодательством РФ установлена юридическая ответственность.

Статья 419 ТК говорит об ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статьями КоАП регламентируется административная ответственность за нарушение требований охраны труда в виде штрафов.

Статьей 143 УК установлена ответственность за нарушение правил охраны труда. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

9. Методика оценки тяжести трудового процесса определяется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.

Новая редакция Ст. 220 ТК РФ

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Комментарий к Статье 220 ТК РФ

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда определены статьей 220 Трудового кодекса РФ. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Статья 220 Трудового кодекса также определяет, что в случае, если приостановление или временный запрет деятельности вызваны нарушениями требований охраны труда со стороны работодателя, то за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На время простоя по этим причинам работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если же приостановление деятельности работодателя вызвано другими причинами, то работнику за время простоя выплачивается две трети заработка (ст. 157 Трудового кодекса РФ).

Если сотрудник отказывается выполнять работу в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами), работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Перевод (как и перемещение) работника оформляется приказом. А если предоставить другую работу по объективным причинам невозможно, то время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Трудовым кодексом.

Добавим, что если работодатель не обеспечивает сотрудника необходимыми средствами индивидуальной защиты, то и требовать от них исполнения трудовых обязанностей нельзя. Если по этой причине возник простой, то на основании статьи 157 Трудового кодекса РФ оплата должна производиться в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, если он в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя. Ответственность за своевременное и полное обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и за организацию контроля за правильностью их применения возлагается на работодателя.

Согласно части седьмой статьи 220 Трудового кодекса РФ сотрудник, отказавшийся выполнять работу в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию. Добавим, что работник также без последствий для себя может отказаться от перевода на другую работу, вызванную устранением чрезвычайных обстоятельств. Напомним: в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен на другую работу на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий. Согласия его в этом случае не требуется. Такая норма прописана в статье 72.2 Трудового кодекса РФ. Так вот отказ и от этой работы дисциплинарного взыскания не влечет (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Если работнику причинен вред жизни и здоровью при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Другой комментарий к Ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 220 ТК РФ является логическим продолжением норм ст. 219 ТК, закрепивших права работников на охрану труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, в случае их несоответствия законодательству об охране труда считаются недействительными и применяться не могут (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Привлекать работника в этой ситуации к дисциплинарной ответственности нельзя.

2. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля не по вине работника за ним в соответствии с ч. 3 ст. 220 ТК РФ сохраняются место работы и средний заработок.

3. Принцип обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК РФ) находит реализацию в норме ч. 4 ст. 220 ТК, закрепившей право работника на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья и обязанность работодателя по предоставлению работнику другой работы. В случае отсутствия работы работнику следует оплатить время простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ.

4. Необеспечение работника средствами индивидуальной и коллективной защиты позволяет работнику отказаться от выполнения трудовых обязанностей и в свою очередь влечет обязанность для работодателя оплатить простой по нормам ст. 157 ТК РФ.

5. При причинении вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возникает право на возмещение вреда в соответствии с ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

t 1 Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда t 1 Статья 220. Медицинские осмотры некоторых категорий работников 2 Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 2 Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. 3 Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. 3 Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. 4 На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. 4 Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ. Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. 5 При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. 5 Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 6 В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. 6 Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 7 В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом. 7 В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров. 8 Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности. 8 Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также проведение психофизиологических обследований. 9 В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом. 9 Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 10 В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований. 10 Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Устанавливая гарантии реализации права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, настоящая статья возлагает на работодателя обязанность создавать работнику здоровые и безопасные условия труда, а также указывает на необходимость осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением требований по охране труда.

Второй комментарий к Статье 220 Трудового кодекса

1. Статья 220 ТК РФ закрепляет гарантии права на охрану труда работников, их работы в безопасных условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Государство гарантирует защиту этого права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Настоящая статья неразрывно связана со ст. 219 Кодекса, закрепившей содержание права работника на охрану труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, также должны соответствовать требованиям охраны труда, иначе такие условия считаются недействительными.

2. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы и средний заработок, в то время как из-за обычного простоя не по вине работника за ним сохраняется 2/3 средней зарплаты (см. ст. 157 Кодекса и комментарий к ней).

3. Статья 220 ТК РФ закрепила гарантию занятости для работника при его отказе от продолжения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). Работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения такой опасности, а при невозможности этого — оплатить время простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ.

4. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты по установленным нормам работодатель не имеет права требовать от него исполнения его трудовой функции и обязан оплатить простой в соответствии со ст. 157 ТК РФ.

5. Отказ работника от выполнения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья не является дисциплинарным проступком, так как ст. 220 ТК РФ предоставляет ему такое право.

6. При причинении вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей он имеет право на возмещение этого вреда в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

7. Одной из значительных гарантий права работников на охрану труда является государственный надзор и контроль за охраной труда. В ст. 220 указывается, что в целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение указанных требований (см. главы 57 и 62 Кодекса и комментарии к ним).

На днях на интенсиве мне задали вопрос, почему суд приостановил деятельность АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», хотя срок устранения нарушений в предписании еще не истек (в настоящее время суд заменил решение о назначении этого наказания для компании, заменив штрафом). И я решила поговорить в колонке о том, какова природа приостановления деятельности компании, посредством каких правовых институтов оно осуществляется, в чем его особенность и как часто суды пользуются этим инструментом.

Приостановление деятельности – это временное прекращение деятельности лиц, которая создает угрозу жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

С одной стороны, это вид наказания в рамках административной ответственности, с другой – это самостоятельный способ защиты гражданских прав в рамках ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.

В доктрине есть споры по поводу соотношения двух таких видов приостановлений, что имеет практическое применение – можно ли заменить административное приостановление иском по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ или одновременно предъявить иск и назначить такое наказание? Ученые-правоведы, например, В.Ф. Яковлев, один из «отцов-основателей» нашего Гражданского кодекса РФ, говорили о том, что природа этого требования все же административная.

Не будем останавливаться на вопросе правовой природы подробнее, но отметим, что по сути это один и тот же инструмент: и административное приостановление деятельности, и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ имеют одну цель.

Главное – предотвратить причинение вреда, защитив тем самым охраняемые законом ценности (имущество, здоровье, благоприятную окружающую среду).

Именно поэтому, хотя деятельность лица может быть приостановлена по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий, сам по себе установленный срок устранения выявленных нарушений в предписании не ограничивает органы в принятии превентивных мер для реализации вышеупомянутой цели (угрозу нужно предотвращать здесь и сейчас).

Учитывая совпадение целей, административное приостановление деятельности и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть назначены и удовлетворены одновременно. При этом административное приостановление может предшествовать предъявлению иска по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.

Какие еще есть сходства?

Основания для заявления требований в рамках административной ответственности и в рамках гражданско-правового спора совпадают – наличие угрозы причинения вреда в будущем, реальность наступления экологического вреда в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности либо продолжение причинения экологического вреда (п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

При этом, как и в случае с административным приостановлением деятельности, приостановить деятельность по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ можно в случае, если деятельность, создающая угрозу, осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды (п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Что касается внешних различий, то расхождение в институциональной принадлежности (вид административного наказания и способ защиты гражданских прав) не является единственным.

Например, ст. 1065 Гражданского кодекса РФ позволяет не только приостановить, но и полностью прекратить деятельность (п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). В производстве по делам об административном правонарушении есть отдельный инструмент –  временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу. Он может предварять назначение административного приостановления деятельности, поэтому срок такого временного запрета засчитывается в срок административного приостановления деятельности.   

Что важно отметить, в отличие приостановления как административного наказания, по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ срок приостановления деятельности какими-либо временными рамками не ограничен. Административное приостановление деятельности конечно – максимальный срок 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Помимо этого, даже при наличии угрозы причинения вреда, в иске о приостановлении деятельности может быть отказано, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). Об этом же высказался и Верховный суд РФ в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»: при удовлетворении требования о приостановлении деятельности необходимо соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.

При назначении административного приостановления деятельности это воплощается только в недопущении применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (абз. 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ).

Статистика по приостановлению деятельности в рамках административной ответственности небольшая – например, для судов общей юрисдикции, которые чаще всего рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, чуть более 50 случаев назначения такого наказания по всей России и за весь 2021 год согласно данным Судебного департамента при Верховном суде РФ.  При этом деятельность компаний приостанавливается и по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Здесь официальных цифр нет, но поверхностный анализ количества дел в базах данных позволяет сделать вывод, что эти случаи также немногочисленны.

Следует отметить, что наличие такой правовой возможности подчеркивает Верховный суд РФ и в постановлениях Пленума, и в обзорах (о необходимости предъявления требования по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд указал, например, в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).

В целом, административное приостановление и приостановление деятельности – это по сути единый, но урегулированный разными нормами способ предотвратить причинение экологического и иного вреда. Именно поэтому иск по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не обусловлен наличием административного правонарушения, санкция которого предусматривает приостановление деятельности. По этой же причине административное приостановление и требование о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть реализованы одновременно, при этом ограниченное по сроку административное приостановление может предшествовать более длительному приостановлению деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. В общей массе дел случаи приостановления скорее служат исключением, но все же встречаются в практике, чему способствуют в том числе особые указания Верховного суда РФ.

Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

12.07.2022, 22:42

Подписаться на журнал

До 31 декабря 2024 года включительно данный документ применяется в соответствии с особенностями, установленными статьей 26.3. Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 — 2024 годах см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 13

1. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

1.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В случае необходимости при проведении проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.11.2015 N 306-ФЗ)

2.2. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 03.11.2015 N 306-ФЗ)

3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На каких условиях привлекают инвесторов в бизнес шесть типов займов
  • На какое время выдается наряд допуск на работы повышенной опасности
  • На какой фазе работы над проектом осуществляется рекламная компания
  • На кого в первую очередь направлено стратегическое видение компании
  • На региональном рынке офисной мебели конкурируют 6 компаний решение