Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями, которые имеют лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Лицензию выдаёт орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии, срок её действия – 5 лет (пп. 1, 4 ст. 192 ЖК РФ).
Управление – выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления.
Список лицензионных требований
Лицензию на управление МКД выдают органы ГЖИ субъекта РФ. Лицензирующий орган формирует и ведёт реестр лицензий субъекта РФ.
Список лицензионных требований, которые должны выполнять управляющие организации:
- УО несёт ответственность за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
- Качество выполняемых работ должно соответствовать техническим регламентам и правилам содержания ОИ в МКД (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
- УО несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг соответствующего качества или за обеспечение готовности инженерных систем к их поставке (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
- В течение согласованного срока за плату УО должна исполнять обязанности, которые предусмотрены договором управления (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
- УО должна соблюдать требования к раскрытию информации, которые установлены ч. 10 ст. 161 ЖК РФ: УО должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах на ресурсы, необходимые для предоставления КУ, в соответствии со стандартом раскрытия информации (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ).
- УО должна иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в должном порядке (ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
- УО должна иметь уникальное наименование. Оно не должно быть тождественным или схожим с названиями компаний, которые получили лицензию раньше (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).
- Должностное лицо компании, которая желает получить лицензию, должно иметь квалификационный сертификат, кроме того, у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости (ч. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
- В реестре не должно быть лиц, которые исполняли функции единоличного исполнительного органа компании-лицензиата, лицензия которого аннулирована (ч. 4 ст. 193 ЖК РФ).
- Информация о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии не должно быть в списках лиц, к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или аннулирования лицензии. А именно, в списках лиц, несших ответственность за несоблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания ОИ в МКД, в списках предпринимателей, в списках лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована (ч. 4 ст. 193 ЖК РФ).
- Соискатель лицензии не должен быть ранее лишён лицензии (ч. 5 ст. 193 ЖК РФ).
- У должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 3 ст. 193 ЖК РФ).
- Соблюдать иные требования, установленные Правительством РФ (ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
Получение лицензии
Чтобы получить лицензию, необходимо направить заявление в лицензирующий орган. В заявлении должно быть (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):
- Наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения и мест осуществления лицензируемой деятельности номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, номер телефона и адрес электронной почты юридического лица.
- ФИО индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, номер телефона и адрес электронной почты индивидуального предпринимателя.
- ИНН, данные документа о постановке соискателя лицензии на учёт в налоговом органе.
- Вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности.
- Сведения об оплате госпошлины.
- Реквизиты документов, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В связи с последним пунктом в заявлении необходимо указать следующие сведения:
- о регистрации соискателя как юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
- об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
- сведения об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или которые были лишены лицензии;
- об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии,ранее выданной соискателю лицензии;
- о сайтах и (или) об официальных печатных СМИ, где соискатель раскрывает информацию о своей деятельности, если соискатель уже осуществляет деятельность по управлению МКД на момент обращения с заявлением о предоставлении лицензии.
К заявлению необходимо приложить (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):
- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц);
- копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;
- копию приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;
- опись прилагаемых документов.
Документы можно подать лично, отправить заказным письмом с уведомлением или через Единый портал госуслуг (п. 5-6 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
На основании предоставленных соискателем лицензии сведений, а также на основании сведений, полученных от государственных органов, проводится проверка, по результатам которой принимается решение о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении.
Если в составе или оформлении документов была допущена ошибка, орган ГЖН сообщит об этом в течение 3 рабочих дней. На исправление недочётов даётся ещё 30 рабочих дней. Этот срок начинает исчисляться с момента получения соискателем такого уведомления. Если в этот срок правки не внесены, то соискатель в течение 3 рабочих дней получает уведомление о возврате документов с объяснением, почему они были возвращены.
Если все документы оформлены правильно и представлены в полном объёме, то в течение 3 дней соискатель получает уведомление об этом. В это же время готовится проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки на соответствие соискателя лицензионным требованиям.
Сроки лицензирования
Согласно Приказу Минстроя РФ от 28.10.2014 № 657/пр орган ГЖН должен соблюдать следующие сроки при рассмотрении и оформлении документов:
- поступившие документы должны быть зарегистрированы в течение одного рабочего дня;
- для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче – 30 рабочих дней со дня поступления правильно оформленных документов;
- для принятия решения о переоформлении или отказе в переоформлении лицензии – 10 рабочих дней с момента поступления правильно оформленного заявления;
- выдают лицензию в течение 3 рабочих дней с момента подписания и регистрации в реестре лицензий;
- получить дубликат лицензии можно в течение 3 рабочих дней после подачи соответствующего заявления и пакета документов;
- получить выписку из реестра лицензий, копию акта органа ГЖН о принятом решении или справку об отсутствии запрашиваемых сведений можно в течение 5 рабочих дней после поступления заявления;
на аннулирование лицензии или прекращение её действия выделяется 5 рабочих дней с момента поступления в орган ГЖН решения суда об этом.
Основание для отказа в выдаче лицензии
Орган ГЖН может отказать в выдаче или переоформлении лицензии по следующим основаниям (п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):
- в заявлении или приложенных к нему документах содержится недостоверная информация;
- в результате проверки выясняется, что заявитель не соответствует лицензионным требованиям.
В выдаче дубликата лицензии отказывают, если с заявлением обращается лицо, которое не является заявителем или не имеет полномочий это делать.
Получить информацию из единого реестра лицензий нельзя только в случае, если доступ ограничен для сохранения государственной или служебной тайны.
Обжалование решений органа ГЖН
Заявитель вправе обжаловать решение ГЖН в досудебном порядке. Для этого нужно составить жалобу по форме. К ней можно приложить документы, которые будут подтверждать позицию заявителя. По результатам рассмотрения жалобы ГЖН либо удовлетворяет её либо отказывает в её удовлетворении. Результаты рассмотрения оформляются актом.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменной жалобы, направляется заявителю. Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ по существу поставленных вопросов.
Обжаловать действия и решения органа ГЖН можно и в судебном порядке (п. 8 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
- Реестры информации о лицензировании
- Квалификационный аттестат
- Наименование управляющей организации
- Раскрытие информации
- Договор управления МКД
- Контроль за устранением нарушений лицензионных требований
- Административное наказание за несоблюдение лицензионных требований
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Управляющая компания занимается техническим и санитарным обслуживанием многоквартирных зданий.
Для оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства юридическое лицо обязано заключить договор с собственниками жилья. Без лицензии управляющая компания не может обслуживать дома.
Отсутствие документа, подтверждающего законную деятельность, грозит административным штрафом, отстранением от работы.
Лицензия для управляющей компании ЖКХ
Согласно нормативному акту, вносящему изменения в действующий ЖК РФ, для управления коммерческая организация обязана регулярно подтверждать компетентность, качество проводимых работ.
По ФЗ № 485, срок лицензии для управляющей компании ЖКХ – 5 лет. Если на момент вступления нормативного акта в силу учреждение уже осуществляло деятельность, то нужно сразу получить разрешение для сотрудничества с жильцами.
Отсутствие подтверждающего документа – основание для административного наказания.
ст.1 п. 13, Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ
Как получить лицензию УК
Оформить разрешение на обслуживание жилых населенных зданий могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на управлении недвижимостью. Лицензию вправе выдавать кооперативам, товариществу собственников помещений, имеющих контроль над двумя и более домами. Документ не выдается ТСЖ, обслуживающему один дом, несколько зданий, расположенных на едином участке.
Лицензия не обладает сроком действия, однако имеет юридическую силу только на территории домашнего субъекта.
Если управляющая компания в сфере ЖКХ соблюдает предъявляемые требования, она вправе получить разрешение для обслуживания, содержания общего имущества жилого многоквартирного здания.
Документ выдает Госжилнадзор или местная комиссия, которая занимается обслуживанием собственников недвижимости.
Кто может получить лицензию
Оформление лицензии возможно при условии нахождения главного офиса УК в России. Законная деятельность невозможна без квалификационного аттестата руководителя.
Выдача документа осуществляется после сдачи экзамена, порядок проведения которого определяется вышестоящей инстанцией региона. Глава УК не должен иметь действующей судимости за экономические, тяжкие преступления, обязан работать длительный период.
Для выдачи разрешения могут потребовать выполнение правил, которые установлены муниципальными нормативными актами.
Как данный вопрос регламентируется законом
Деятельность управляющих компаний была узаконена ЖК РФ. 31.12.2017 принят ФЗ № 485, с изменениями в статьях действующего нормативного акта. С 2018 года, по п.1.3 ст.
161 Жилищного Кодекса, лицензия ЖКХ обязательна для обслуживания населенных зданий. По п.8 ст.
5 ФЗ № 485, учреждения, желающие получить разрешение, при несоответствии установленным требованиям обязаны внести изменения на протяжении полугода после вступления правового акта в действие.
ст.5 п. 8, Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ
Предъявляемые к УК требования
Для получения разрешения существуют требования Росжилнадзора к лицензируемым управляющим компаниям:
- регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- наличие технической основы для эффективной работы: укомплектованное помещение, оборудование, инвентарь;
- высококвалифицированные сотрудники разных специальностей;
- неимение нарушений, невыполненных предписаний на протяжении года;
- доступность к сведениям о проводимых мероприятиях;
- отсутствие задолженностей.
Госжилнадзор и Лицензионная комиссия принимают решения и выдают разрешения на обслуживание и содержание жилого здания.
Выдача лицензии для деятельности в качестве УК производится по ст. 193 ЖК РФ. В нормативном документе отражены положения, которым должна соответствовать коммерческая организация, обслуживающая жилые многоквартирные дома. Требования устанавливаются по отношению к руководителю, техническому оснащению, штату сотрудников.
Перечень необходимых документов
Юридическое лицо, ИП вправе подать заявку в Государственный жилищный надзор РФ для получения разрешения на управление многоквартирными жилыми домами. Лицензирование управляющих компаний не осуществляется без заявления. Вместе с заявкой необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение требований, согласно ст. 193 ЖК РФ. Основной перечень:
- свидетельство о регистрации ИП или юридического лица;
- ИНН главы организации;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- учредительные бумаги;
- уставной документ организации;
- справка о владении нежилым недвижимым имуществом, предназначенным для деятельности компании;
- документы об образовании, трудовая книжка сотрудников, зачисленных в штат;
- технические справки об исправности оборудования, инвентаря;
- удостоверение руководителя об успешной сдаче квалификационного экзамена.
Чтобы получить лицензию на деятельность управляющей компании, начальник обязан представить свидетельство о владении нежилой недвижимой собственностью, предназначенной для работы сотрудников. В случае аренды помещения необходимо приложить договор найма.
Вместе с основными справками следует предоставить список многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания.
Члены лицензионной комиссии, кроме заявления и прилагаемого пакета документов, вправе потребовать дополнительные справки о наличии судимости руководителя, свидетельства об образовании сотрудников.
Прохождение квалификационного экзамена
Лицензия для управляющей компании не выдается без подтверждения квалификации начальника. Квалификационное испытание проводится для оценки знаний, которые требуются для грамотного управления, обслуживания жилых многоквартирных домов, общения с собственниками квартир.
Перед проверкой гражданин должен своевременно подать заявление в лицензионную комиссию или Жилищную инспекцию. Для подачи прошения необходимо предъявить паспорт или доверенность, когда интересы руководителя управляющей компании представляет третье лицо. Срок рассмотрения письменного заявления на участие составляет до 15 дней.
Для получения квалификационного аттестата ЖКХ глава организации должен пройти тестирование на компьютере. Максимальное количество вопросов – 200, из которых на итоговый экзамен выводится только половина.
Время прохождения теста составляет не более 2 часов. Экзамен считается успешно сданным, если количество правильных ответов более 86 %.
В случае удовлетворительного результата выдается аттестат, действующий в течение 5 лет.
Должностные лица для работы должны получить аттестат о квалификации с пятилетним периодом действия.
Общий срок и стоимость лицензирования
Процесс лицензирования коммерческой управляющей компании – не бесплатная процедура. Стоимость получения документа складывается из суммы государственной пошлины, тарифов независимых компаний по оцениванию материальной, технической базы организации, возможного обучения сотрудников. Квалификационный экзамен для начальника проводится бесплатно.
Сумма госпошлины, согласно ст. 333.33 НК РФ, составляет 30 тысяч рублей.
Срок лицензирования, на протяжении которого происходит рассмотрение заявления, поданных юридических бумаг, – не более месяца.
Рассмотрение заявления на лицензирование проводится не более месяца.
Причины отказа в выдаче лицензии, и как быть в данном случае
Не все организации, желающие осуществлять обслуживание многоквартирных домов, могут получить разрешительный документ на работу. При невыполнении предписаний, указанных в ст. 193 ЖК РФ, контролирующий орган вправе не выдавать лицензию. Основные причины отказа:
- действующая судимость у руководителя за средние, тяжкие, особо тяжкие преступления, незаконные действия в экономической сфере;
- неимение квалификационного аттестата у главы организации;
- наличие финансовых задолженностей, свидетельствующих о ликвидации компании;
- невыполнение требований, предъявляемых на протяжении года государственной службой по надзору за жилищно-коммунальным хозяйством;
- нахождение зарегистрированного нежилого помещения для деятельности организации за рубежом.
Частая причина отказа – несоблюдение требований, согласно ст. 161 ЖК РФ. По п.10 правового акта, УК обязана предоставлять сведения о финансовой деятельности, оказываемых услугах.
Если контролирующий орган отказал, то руководитель вправе обжаловать решение комиссии в суде или устранить проблемы, заново подать заявку.
При вторичном обращении необходимо повторно оплатить государственную пошлину.
Кто выдает лицензию управляющей компании ЖКХ
Документ оформляется в Государственном жилищном надзоре. Решение о выдаче лицензии принимает комиссия, после рассмотрения заявления, прилагаемых юридических бумаг, оценивания соответствий с требованиями.
В случае положительного ответа управляющая компания ЖКХ получает лицензию с мотивированным предложением. Дополнительно выдается бумага с указанием адресов, которые находятся в зоне обслуживания.
Внесение изменений в приложении к лицензии ЖКХ
Внесенные сведения в выданных лицензиях и сертификатах iso со временем изменяются. На протяжении действия полученного разрешения управляющая компания начинает сотрудничество с новыми жильцами многоквартирных домов. После заключения соглашения коммерческая организация должна в течение трех суток подать обновленные данные в Государственный жилищный надзор.
После обращения ведомство вносит изменения в выданное приложение к лицензии на протяжении трех дней. При удалении многоквартирного дома из списка обслуживаемых помещений управляющая компания приостанавливает деятельность по указанному адресу.
Аннулирование лицензии УК
После получения разрешения организация рискует потерять документ, если контролирующий орган выявит недостатки в процессе работы. Аннулирование лицензии для управляющей компании ЖКХ происходит после подачи в суд заявления за многократные нарушения, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Лицензионная комиссия тоже вправе обратиться в орган исполнительной власти с требованием исключить из приложения к разрешению жилые помещения, которые обслуживала УК.
Росжилнадзор контролирует деятельность управляющих компаний на протяжении всего периода работы. Если было принято решение об аннулировании, компания должна в течение трех суток передать техническую документацию на оборудование органу местного самоуправления, который впоследствии будет проводить открытый конкурс по выбору новой организации, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ.
Управляющая компания, для обслуживания многоквартирных домов, обязана иметь лицензию. Отсутствие подтверждающего законную деятельность документа влечет к административному наказанию. За несоблюдение требований нормативного акта начисляется штраф, размер которого зависит от статуса организации, устанавливается запрет на обслуживание жилой недвижимости в течение трех лет. Проверить лицензию управляющей компании обязаны собственники помещений при заключении договора.
Как создать управляющую компанию ЖКХ с нуля в России
Время чтения: 6 минут
Большинство многоквартирных домов обслуживают управляющие компании. Жители МКД ежемесячно перечисляют средства на поставку коммунальных услуг и содержание объекта. В силу изменений в законодательстве, особую актуальность получил вопрос, как создать управляющую компанию ЖКХ с нуля.
Понятие УК
Управляющая организация – коммерческая структура, обеспечивающая обслуживание дома. В ее полномочия также входит поставка жителям ресурсов (воды, газа, электроэнергии), поддержание оптимального санитарного и технического состояния объекта.
УК может управлять деятельностью сразу нескольких МКД. Функции организации конкретизируются в договоре, который заключается с жителями дома.
Управляющие компании в сфере ЖКХ – юридические лица, которые распоряжаются денежными средствами на благо дома, внутридомовых и наружных коммуникаций, оборудования. Организация берет на себя ответственность за содержание МКД.
Рекомендуем узнать подробнее, как функционирует управляющая компания ЖКХ.
Требования к созданию УК
Эффективную работу фирмы обеспечивает надежный персонал. Офисные сотрудники и работники по обслуживанию оборудования должны иметь профильное образование, а их навыки – подтверждаться квалификационным аттестатом.
Желательно, чтобы в УК было несколько операторов, которые смогут круглосуточно отвечать на звонки.
Персонал должен работать в подходящих условиях, а для контактов с клиентами понадобится офис.
Еще одно из требований: юридический адрес. Когда клиенты оргаинзации знают, куда обратиться с вопросом, повышается доверие к ней.
Чтобы фирма, работающая в сфере ЖКХ, могла стать управляющей компанией многоквартирного дома, нужны финансовые вложения. Стартовый капитал должен быть в диапазоне от $2000 до 70000. Основные расходы:
- выплата зарплат;
- покупка техники и инструментов;
- аренда площади под офис и так далее.
Вместе с тем работает простое правило: чем больше объектов обслуживает компания, тем выше прибыль.
Отдельное место занимает учетная политика. Есть два варианта ее разработки: предприятие формирует план действий самостоятельно или привлекает к процессу специализированную фирму ЖКХ. Выбирая первый способ, нужно быть готовым к крупным затратам на новый отдел. Но и во втором варианте без расходов не обойтись, ведь услуги других компаний стоят денег.
Ещё один из важных моментов: отсутствие судимости у должностных лиц УК. Для этого нужно предоставить подтверждение, что лицо (руководитель) не привлекалось к судебным разбирательствам в качестве обвиняемого.
Законы, регламентирующие открытие УК
Разобраться в том, как организовать деятельность управляющей фирмы, поможет профильное законодательство, в частности:
Те, кто интересуется, как открыть управляющую фирму, должны понимать, что нормативно-правовые акты устанавливают достаточно жесткие требования к созданию УК. К примеру, в 2014 году введено обязательное лицензирование деятельности.
Статус управляющей компании определяют положения ГК РФ. Кроме того, эти организации должны придерживаться Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства № 354 от 6.05.2011).
Если учредители будут соблюдать требования, изложенные в вышеперечисленных документах, открытие управляющей компании в сфере ЖКХ пройдет без особых препятствий.
Необходимая документация
Для создания новой управляющей компании понадобятся следующие документы:
- Заявление на регистрацию (форма №Р11001 от 2002 года).
- Устав.
- Протокол собрания о создании УК.
- Учредительный договор.
- Приказ о назначении директора.
- Гарантийное письмо от собственника помещения с согласием на размещение исполнительной организации или договор аренды.
- Квитанция об уплате госпошлины.
Документы лучше подготовить заранее и предоставить единым пакетом, иначе на создание компании уйдет больше времени.
Порядок создания
Чтобы лучше понять, как создать новую УК, представим поэтапную последовательность действий. Для этого нужно:
- С помощью специльного агентства или самостоятельно разработать детальную схему деятельности УК.
- Создать организацию в статусе индивидуального предпринимателя или «ООО». Ещё один из вариантов: внести в действующую фирму новое направление работы из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, переоформив регистрационные бумаги.
- Сдать экзамен на знание ЖК РФ и иных основных законов в данной сфере. Пошаговая процедура по открытию УК обязательно включает в себя эту стадию.
- Оформить разрешение на открытие управляющей компании ЖКХ.
- Зарегистрировать юридическое лицо.
- Пройти лицензирование и аттестацию.
- Заключить договоры с ресурсоснабжающими оранизациями.
- Найти место под офис, назначить отделы, приобрести оборудование и технику.
- Разработать источник информации о компании. Не помешает создание официального сайта.
- Подписать соглашение с собственниками квартир в МКД, оформить техническую документацию.
После этого УК может приступать к управлению общедомовым имуществом и обслуживанию МКД.
Регистрация УК
Для регистрации управляющей компании нужно оформить юридическое лицо (АО, ООО и так далее). В зависимости от типа юрлица подается соответствующее заявление и документы, содержащие основные данные об организации: название для управляющей компании, ее расположение, ФИО директора и так далее.
После этого нужно поставить УК на учет в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и орган статистики. Необходимо указать актуальный юридический адрес, на который будет доставляться корреспонденция.
Большинство учредителей в качестве формы УК выбирают ООО. Благодаря этому регистрация управляющей организации проходит без выпуска акций, что существенно сокращает сроки проведения регистрационных процедур.
- Еще один аргумент в пользу ООО: большая свобода в выборе типа управления и корпоративных мероприятий.
- Если речь идет о том, как назвать организацию, практика показывает, что учредители в наименовании пытаются отобразить специфику деятельности компании, к примеру: ООО «Чистота», “Комфорт” и тому подобное.
- В среднем создание УК занимает 3-4 недели. Это время уходит на:
- подготовку и согласование пакета документов;
- регистрацию в ЕГРЮЛ;
- изготовление печати;
- открытие расчетного счета.
Если компания создается как акционерное общество, инструкция по ее учреждению несколько отличается, ведь предусмотрена регистрация выпуска акций.
Процедура лицензирования
С 2014 года лицензия – обязательный документ, без которого запрещена деятельность УК. Получение этого документа проходит в три этапа:
- Подготовка документов в Госжилнадзор: справки о регистрации, об отсутствии судимости, выписки из реестров, квитанция об уплате госпошлины и так далее. Чтобы получить лицензию, нужно подготовить копии квалификационных аттестатов и список МКД, которые будут находиться под управлением.
- Сдача экзамена. Хотя это требование обязательно лишь для руководителя, желательно, чтобы тесты сдал весь руководящий состав, тем более, что это бесплатно. УК не может функционировать без квалифицированного руководителя, а случае необходимости несложно будет найти директору достойную замену.
- Подача заявления в Госжилнадзор и лицензирование.
В среднем процесс длится 35-45 дней. Особое внимание жилинспекция уделяет проверке пакета документов. Все данные должны соответствовать реальному положению дел в компании.
После этого лицензионная комиссия принимает решение.
Детальнее о том, в чем заключаются лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ.
Принятие МКД в управление
Основанием, по которому УК принимает МКД в управление, является публичный договор. Это соглашение устанавливает права и обязанности компании по выполнению работ или оказанию услуг клиентам, а также определяет привилегии и ответственность жильцов.
Управляющая организация должна проводить работы и предоставлять услуги собственникам жилого дома согласно установленным обязательствам.
Заключение договоров с жильцами
Договор – главный документ, устанавливающий отношения между коммунальными работниками и владельцами жилплощади. Если на общем собрании собственники квартир выбрали домоуправляющую компанию, то договор заключается с каждым из них индивидуально.
Если управляющей организаций является товарищество собственников жилья, то соглашение заключает ТСЖ от лица всех хозяев квартир.
В договоре детально указываются обязанности УК, перечень и объем услуг, их стоимость и частота проведения работ. Обязательные пункты, которые отображаются в документе:
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общедомового имущества;
- состав общей собственности;
- порядок внесения и размер платы за коммунальные услуги, содержание жилья;
- надзор за выполнением УК своих обязанностей.
Ознакомьтесь, какие еще положения включает в себя договор с управляющей компанией.
Права и обязанности УК
Для начала перечислим обязанности, возложенные на управляющую организацию:
- оказание максимально возможного количества услуг по содержанию МКД. Детали содержатся в соглашении между жителями и УК;
- проведение капитального и текущего ремонта;
- прием и расчет коммунальных платежей;
- распределение средств на благоустройство дома;
- создание условий для безопасной эксплуатации МКД.
Этот перечень может быть расширен.
Управляющая компания имеет право:
- информировать уполномоченные органы о незаконной перепланировке, других неразрешенных способах использования жилья, нежилых площадей;
- взыскивать задолженности с жильцов;
- распоряжаться резервными средствами для проведения работ;
- требовать от жильцов или исполнителей полного возмещения убытков, возникших по их вине;
- реализовывать другие права на основании положений договора или нормативных актов.
В своей деятельности УК должна соблюдать интересы жильцов, находить компромисс в спорных ситуациях. Если фирма не выполняет функции, указанные в договоре, к ней применяются штрафные санкции.
Узнайте, какие есть ещё права и обязанности управляющей компании многоквартирных домов.
Заключение
Создание управляющей компании с нуля – процесс трудоемкий. Но если заранее подготовиться к процедуре, продумать алгоритм действий, учесть нюансы, сделать это будет гораздо проще. Открытие УК предусматривает регистрацию организации, сдачу руководителем специального экзамена, получение лицензии на деятельность и заключение договора с жильцами МКД.
Как получить лицензию на управление многоквартирным домом
Начинать свой бизнес всегда трудно и рискованно, особенно когда не знаешь в каком направлении двигаться. Это касается любой предпринимательской деятельности, будь то строительство, финансы или сфера жкх.
Область жилищно-коммунального хозяйства стоит особняком, поскольку охватывает сразу несколько областей взаимодействия. Тем не менее, год от года становится все больше желающих возглавить управление многоквартирными домами.
О том, как успешно запустить свой проект, получить лицензию и удержаться на плаву, и поговорим.
Еще до октября 2014 года все было попроще. Достаточно было просто зарегистрировать свою организацию как ИП или юридическое лицо, и сразу же можно было приступать к управлению МКД. Но теперь все несколько изменилось.
5 существенных изменений в лицензионные требования для УК
Траектория движения
После того, как было введено обязательное лицензирование в сфере жкх по ФЗ №255 от 21.07.
2014 года, был разработан специальный квалификационный экзамен, который является первой ступенью на пути к лицензированию управляющих компаний. Экзамен из себя представляет тестирование на компьютере.
Проходить его должен руководитель УК или иное должностное лицо, которое имеет отношение делу.
Экзаменуемому присваивается идентификационный код, после чего компьютер выдает 100 случайных вопросов. Нужно ответить хотя бы на 86 из них правильно за 120 минут. Тогда экзамен будет засчитан. Кстати, проверить себя, узнать правильные ответы и потренироваться бесплатно можно на онлайн тренажере. Запустить тестирование можно в режиме обучения или экзамена в зависимости от цели.
Квалификационный экзамен ЖКХ
Но это только первая часть пройденного пути на получение лицензии управляющими компаниями. После получения квалификационного аттестата нужно идти за лицензией. Как и где ее получить:
- Обладателю квалификационного аттестата нужно подать письменное заявление на получение лицензии. Заявления рассматривает региональная лицензионная комиссия. Причем, в разных регионах могут предъявляться разные требования к оформлению заявления лицензиатами со стороны ГЖИ.
- Указать в заявлении достоверные сведения о себе и своей УК. В случае успешного получения лицензии, руководитель управляющей компании сможет управлять МКД только в том регионе, где ее получил. Поэтому если у вас несколько УК в разных регионах, то вам придется получать лицензию в каждом из них. А вот квалификационный аттестат, выданный сроком на 5 лет, действует без ограничений на всей территории страны.
- Также управляющая компания должна быть в обязательном порядке зарегистрирована на территории России в качестве ИП или юридического лица.
- Соискатель на получение лицензии не должен числиться в реестре дисквалифицированных лиц, то есть не должен выступать фигурантом административного правонарушения или черного списка тех, чья лицензия аннулирована.
- Также у претендента не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям любой степени тяжести.
- И последний, но самый важный пункт: необходимо целиком следовать Стандарту раскрытия информации.
Итак, подытоживая все выше сказанное, можно отметить ключевые шаги в получении лицензии:
- Зарегистрировать свою компанию на территории России
- Подготовиться и сдать квалификационный экзамен.
- Получить аттестат и подать заявку на получение лицензии, заплатив пошлину 30 000 рублей.
- Указать о себе достоверные сведения и не числиться среди дисквалифицированных, утерявших квалификационный аттестат лиц и осужденных за экономические преступления
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Получить заключение эксперта по управлению многоквартирными домами в два клика
Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.
Содержание
Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.
Деятельность по управлению многоквартирным домом
Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.
Существует особый порядок управления, в которых входит:
- сбор и хранение всех технических документов;
- сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
- обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.
Понятие лицензирование деятельности
Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям.
Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья.
Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.
А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции.
Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал.
Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.
Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
Для того чтобы получить лицензию, необходимо:
- быть предпринимателем или юридическим лицом;
- иметь квалификационный аттестат;
- не иметь судимости;
- не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.
Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию.
Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются.
Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.
Для получения лицензии потребуются следующие документы:
- устав или другой учредительный договор;
- протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
- действительный квалификационный аттестат;
- документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
- квитанция об уплате лицензионного сбора.
Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.
Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.
Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена.
Срок действия аттестата – 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.
Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.
Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования
Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.
Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
- „
- Доброй ночи! Вопрос такой : могла ли ООО заключать договоры управления МКД, ещё не имея лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД
- “
Ирина 06.09.
2019 00:17
- Доброй ночи.
- Не могла.
- ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Сайботалов Вадим Владимирович06.09.2019 01:48
Задать дополнительный вопрос
Ирина 06.09.2019 09:18
Добрый день! ООО осуществляет деятельность по Оквэд 68.32.1 (основной вид деятельности) и 68.32 (один из дополнительных видов). Но я посмотрела расшифровку этих кодов, они не подразумевают управление многоквартирными домами.
Имело ли право ООО на основании этих кодов ОКВЭД все-таки начать заключать договоры управления и, соответственно, управлять многоквартирными домами? До 1 мая 2015г. управление МКД не требовало лицензии. Речь идёт об управлении ДО этой даты.
Иными словами, на каком основании ООО было вправе заняться управлением МКД до получения отдельной лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД ? Спасибо заранее!
ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
1.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Ломов Владимир Валерьевич07.09.2019 00:00
Задать дополнительный вопрос
„
Квалификационный аттестат на кого должен быть получен? на директора или можно на бухгалтера?
“
Светлана11.08.2019 12:34
Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.
Дубровина Светлана Борисовна11.08.2019 12:39
Задать дополнительный вопрос
Светлана11.08.2019 12:50
Открываем УК с сыном, экзамен сдавала я, т.к. опыта и практики у меня гораздо больше. Единственный учредитель сын, разве бухгалтер не может аттестат иметь? Хотели назначить директором его, но судя по Вашему ответу директором получается надо назначать меня?
Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.
Дубровина Светлана Борисовна11.08.2019 13:20
Задать дополнительный вопрос
„
В договоре управления указаны две организации в отношении одного дома, МУП «ИДЕЗ» и ООО «ЖЭУ» это УК нашего дома.
УК нашего дома утверждает, что у них нет полномочий заключать договора с ресурсниками, поэтому договора заключает первая компания. Собственники по ряду причин должны содержать две компании, так как полномочия разделены.
Как мы можем убрать из договора одну из компаний, управление домом согласно ЖК не могут управлять две компании?
“
Ольга24.02.2019 21:08
Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Дубровина Светлана Борисовна08.03.2019 17:20
Задать дополнительный вопрос
Согласна с коллегой.
Захарова Елена Александровна09.03.2019 11:00
Задать дополнительный вопрос
„
Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ право управления конкретным МКД у управляющей организации может наступить только после заключения договора управления с каждым собственником помещения в этом доме.
Требуется ли соискателю лицензии предоставлять в лицензирующий орган такие доказательства? Ни в Главе 19 ЖК, ни в Положении о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.
2014 № 1110, таких указаний не содержится.
“
Получение лицензии на управление многоквартирными домами в 2020 году: пошаговая инструкция
Спросить у юриста
быстрее. Это бесплатно!
Многие виды коммерческой деятельности в РФ требуют лицензирования. С 2020 года к ним относится и управление многоквартирными домами. Такие перемены взволновали участников рынка ЖКХ.
Ведь если до октября 2014 года было достаточно зарегистрировать ИП или юридическое лицо, то сейчас к претендентам предъявляются серьезные требования.
Остается выяснить, как и где можно получить лицензию на обслуживание МКД.
Кто ведет, какой срок хранения данных и где найти информацию?
Выдачей лицензий занимается Госжилнадзор — это орган, в ведении которого находится жилой фонд государства.
Он же хранит сведения об их владельцах в специальном реестре. Он находится на сайте Государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ. Сведения размещаются также на сайте регионального жилищного органа.
Время от времени деятельность УК проверяется. Если обнаружены недочёты, даются указания по их устранению. Обращают внимание на:
- нарушения жилищного законодательства;
- нарушение правил обслуживания;
- или связанных с ними норм.
А если недостатки не устранены в течение двух недель, УК может лишиться права управлять тем домом, с которым связано нарушение. Когда таких домов окажется 15% (или больше) от изначального количества, ставится вопрос об аннулировании лицензии. Он решается в суде.
Все эти процессы также отражаются в реестре. Сведения хранятся, пока разрешение действует, а также в течение трёх лет после его аннулирования.
Узнать информацию можно:
- при личном обращении в Жилнадзор;
- или муниципалитет;
- на сайте Госжилнадзора;
- или местного жилищного надзора;
- через портал госуслуг.
Исключение МКД
Сведения обо всех многоквартирных домах и их управляющих компаниях заносятся в реестр объектов жилищного фонда. Его ведёт тот же Госжилнадзор.
Исключение МКД происходит, если:
- управляющая компания лишена права управления домом;
- лицензия УК признана недействительной;
- собственники решили поменять управляющую компанию (то есть расторгнуть договор с прежней организацией и заключить с новой).
В первых двух случаях новую информацию вносит Госжилнадзор на основании решения суда. Госжилнадзор передаёт сведения в местный орган самоуправления. А он инициирует общее собрание собственников для выбора новой управляющей компании.
Внимание! До того момента, когда управление домом перейдёт к новой УК, старая сохраняет все обязанности по отношению к нему. В них входит управление, содержание и ремонт общего имущества.
В последнем случае происходит прекращение или расторжение договора между управляющей компанией и МКД. УК должна в течение пяти дней направить в ГИС сведения об изменениях. Если компания вовремя не сделала этого, порядок действий такой:
- Управляющая компания, с которой заключён новый договор, передаёт сведения в жилищный надзор.
- Госжилнадзор организует внеплановую проверку.
- На её основании вносит новую информацию.
Закон о лицензировании управляющей компании в ЖКХ
Поэтапное реформирование системы ЖКХ затронуло и управляющие компании. С сентября 2014 года было введено требование о проведении лицензионной процедуры для каждой УК. Предельный срок указанных мероприятий был назначен на май 2020 года. С этого времени обслуживание многоквартирного дома без лицензии не допускается.
Правила проведения лицензирования УК регламентированы Федеральным законом № 255-ФЗ. Помимо этого, детали процедуры зафиксированы в Постановлении Правительства № 1110. Действие лицензионного документа будет распространяться исключительно на территорию одного региона.
Лицензирование деятельности управляющих организаций происходит с учетом следующих обстоятельств:
Подарить долю в приватизированной квартире родственнику
- соискателем разрешительного документа может выступать только юридическое лицо, состоящее на регистрационном учете в ИФНС;
- выдача лицензии осуществляется без указания предельного срока ее действия, т.е. бессрочно;
- условия использования лицензии предусматривают упрощенный порядок ее аннулирования — для этого требуется не менее трех предписаний надзорного органа о выявленных нарушениях в пределах одного года.
Обратите внимание! Информация о выданной лицензии будет внесена в федеральный реестр.
Это позволит организации принимать участие в муниципальных конкурсах по отбору управляющей компании, заключать договоры на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Лицензия позволит выполнять весь комплекс работ и услуг, связанных с содержанием здания и придомовой территории. Перечни указанных работ утверждены жилищным законодательством. У собственников помещений МКД есть право самостоятельно определять комплекс дополнительных услуг. Для этого проводятся общие собрания, выносятся соответствующие решения.
Узнайте больше Перевод помещения из жилого в нежилое по шагам
Что такое реестр лицензий субъекта РФ
Из статьи 195 Жилищного Кодекса вытекает определение реестра лицензий субъекта РФ. Реестр представляет собой документ, содержащий сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД. В него также включены данные о лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности.
Реестр лицензий субъекта РФ включает в себя раздел со сведениями об одном или нескольких адресах МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая компания.
Но также кроме этого реестра существуют и другие реестры с информацией о лицензиатах, ведущих деятельность по управлению МКД. К ним относятся:
- сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД;
- реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в МКД и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, ИП, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.
Требования законодательства к лицензированным управленцам
Согласно Приказу Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя № 969/пр от 29.09.2015 информация о МКД, находящихся в управлении у организации, должна быть обнародована путем ее размещения на официальном сайте:
- если условия договора изменяются, то ее нужно обновлять (дается три рабочих дня);
- то же следует предпринимать при разрыве соглашения с жильцами.
Компания контролируется органом, выдавшим разрешительную бумагу, путем проведения проверок:
- внеплановых;
- периодических.
Важно: при выявлении неоднократных нарушений лицензия может быть:
- аннулирована;
- приостановлена.
Скачать для просмотра и печати: Совместный приказ Минкомсвязи и Минстроя России «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации…»
Порядок аннулирования лицензии
Лишить организацию или ИП полученного разрешения на осуществление управления домами может только судебная инстанция. Разбирательство открывается при выявлении неоднократных нарушений норм действующего законодательства:
- решение судебного органа доводится до сведения жильцов;
- апелляцию можно подать в двухмесячный срок.
Внимание: если граждане решат продолжить сотрудничество с нарушителем, то за ним сохраняется право на управление домами.
О штрафах
Лицензиат обязан соблюдать законодательство и тщательно исполнять взятые обязательства. К административной ответственности он привлекается в случае:
- нарушения требований лицензирования;
- осуществления деятельности без государственного разрешения.
Штрафные санкции налагает указанная выше комиссия. Размер их зависит от формы регистрации управляющего лица:
- при выявлении нарушения лицензионных требований штраф составляет от 250 до 300 тыс. руб.;
- за отсутствие разрешительной бумаги — от 150 до 200 тыс. руб.;
- к ИП дополнительно применяют дисквалификацию до трех лет.
Посмотрите видео о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
Новые Лицензионные требования к управляющим компаниям
Сегодня поговорим о том, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам (в нашем случае к управляющим компаниям), чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию. Если вы читаете эту статью, значит вы уже прошли лицензирование и осуществляете свою деятельность по управлению МКД либо только собираетесь заняться этим вопросом. Напоминаем, что нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.
Законотворчество
Настоящие лицензионные требования составлены на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Жилищного Кодекса РФ;
- КоАП РФ;
- ФЗ №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г.;
- ФЗ от №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г.;
- ФЗ от №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.2014 г.;
- «Правил содержания общего имущества в МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
- «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», что следует из Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
- «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», одобренного Постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 г. (о чем мы писали в одноименной статье);
- «Правил предоставления коммунальных услуг жильцам МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.;
- «Правил, обязательных при заключении УК, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №124 от 14.02.2012 г.;
- «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления КУ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №253 от 28.03.2012 г.;
- «Правил противопожарного режима в РФ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №30 от 25.04.2012 г.;
- «Правил предоставления органам местного самоуправления информации поставщиками ресурсов, необходимых для предоставления КУ, и (или) оказывающими коммунальные услуги либо услуги/работы по содержанию и ремонту общего имущества жильцов в МКД», которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1468 от 28.12.2012 г.;
- «Минимального перечня услуг и работ, а также правил предоставления услуг и оказания работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 г.;
- «Правил осуществления деятельности по управлению МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 г.;
- «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению», описанных в Постановлении Правительства РФ №410 от 14.05.2013 г.;
- «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г.;
- «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003 г.;
«Методических рекомендаций по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом ГЖН субъекта РФ», содержащихся в Приказе Минстроя России №657/пр от 28.10.2014 г.
Предмет лицензионного контроля
Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов. Согласно последнему пункту предыдущего раздела, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:
- информация об осуществляемой деятельности;
- предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований;
- принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.
Итак, согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г., под лицензионными требованиями понимают:
- Соблюдение предписаний, указанных в ч.2 ст.162 ЖК РФ, согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
- предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
- обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
- гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
- Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2.ст.162 ЖК РФ, в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
- выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
- оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
- предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
- осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
- Соблюдение предписаний, предусмотренных ч.1.ст.193 ЖК РФ, включает в себя:
- требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 Жилищного Кодекса, то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации по 731 Постановлению, о чем мы подробнее писали в другой статье
- наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата (о том, как его получить, читайте в нашей статье)
Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.
Проверка лицензионных требований и ответственность за их несоблюдение
В предыдущей статье Лицензионные требования к управляющим компаниям мы писали о том, какие требования предъявляются к руководителям УК, то есть к вам. А сегодня поговорим о том, кто осуществляет проверку лицензионных требований, каким образом и какая ответственность может последовать за их неисполнение.
Вас будет проверять ГЖН на предмет соблюдения лицензионных требований. Для этого к вам организуются документарные и выездные проверки. При этом, согласно требованию, ч.2 ст.196 ЖК РФ, если какие-либо нарушения у вас будут выявлены органом ГЖН, то в протоколе проверки должен быть указан факт нарушений, допущенный в результате ваших виновных действий/бездействия или вины иных ответственных лиц.
Лицензионные требования к управляющим компаниям
Алгоритм осуществления проверки
С целью соблюдения указанного требования ч.2 ст.196 ЖК РФ в соответствии с содержанием Приложения №1 к Приказу Минстроя РФ №657/пр от 28.10.2014 года пунктов 35-43 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» принят следующий план проверок:
- Должностное лицо из ГЖН письменно запрашивает у вас необходимые документы для их рассмотрения в ходе документарной проверки;
- Если в ходе проверки обнаружены ошибки, противоречия или несоответствие сведений в предоставленных вами документах, то уполномоченное лицо от ГЖН направляет письменное требование опять же вам, предоставить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме;
- Вы вправе вместе с подачей пояснений в ГЖН о выявленных ошибках или о противоречиях в проверяемых документах предоставить дополнительно подтверждающие документы по делу, чтобы доказать свою правоту;
- Члены проверяющей комиссии их обязательно изучают, чтобы убедиться в достоверности ранее предоставленных документов;
- Ели в ходе рассмотрения предоставленных пояснений и документов выявлены ошибки, несоответствия или признаки нарушения лицензионных требований и по этому поводу вами не были предоставлены пояснения, то в отношении вас будет проведена выездная проверка на основании распоряжения или приказа руководителя ГЖН.
Результат проверки
В соответствии с содержанием пункта 12 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» при проведении выездной проверки вы должны:
- обеспечить свое присутствие или иного должностного лица, которое несет ответственность за организацию и соблюдение лицензионных требований;
- предоставить должностным лицам ГЖН возможность изучить документы, касающиеся целей, задач и предмета выездной проверки, если ранее не проводилась документарная проверка.
Результатом проверки согласно п.13. «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» является:
- составление акта проверки;
- принятие мер, предусмотренных законодательством РФ: выдача предписаний, привлечение нарушителя к административной ответственности.
В случае, если вы не предоставите в строго установленные сроки уведомления об исполнении предписания, то ГЖН в соответствии с содержанием п.61 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» предпримет следующие действия:
- уведомит вас о продлении сроков устранения нарушений (при наличии уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения) и направит вам повторное предписание;
- при отсутствии уважительной причины для отсрочки выполнения предписания ГЖН рассмотрит вопрос о привлечении вас к административной ответственности в установленном порядке.
Как оформляется акт проверки
В соответствии с содержанием пунктов 47,51,56,57-60 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю»:
- акт проверки оформляется сразу после ее завершения в 2 экземплярах: 1 из них с копиями приложений будет вручен вам под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении;
- к акту проверки также прилагаются объяснения работников УК, которые ответственны за нарушение лицензионных требований;
- в случае выявления нарушений лицензионных требований вам будет выдано предписание об их устранении с указанием строго оговоренного периода;
- предписание прикладывается к акту проверки и вручается вам вместе с экземпляром акта проверки;
- вы можете обжаловать факты и выводы, указанные в акте проверки и/или в предписании, в течение 15 дней с даты получения акта проверки и в письменной форме направить свои возражения в ГЖН. При этом вы вправе приложить к своим возражениям документы, подтверждающие их обоснованность или их заверенные копии;
- вы должны исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в ГЖН уведомление о его исполнении;
- к уведомлению нужно обязательно приложить грамотно оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Ответственность
За нарушение лицензионных требований следует административная ответственность для руководителя УК, которая регламентирована нормами КоАП РФ:
- Согласно ч.1 ст.7.23.3. за нарушение организациями и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления, правил ее осуществления грозит наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
- на ИП — от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
- на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей
- Согласно ч.2.ст.7.23.3. за невыполнение указанными в части 1 настоящей статьи обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии или ее аннулирования, грозит наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 100-200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
- на ИП — от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
- на юридических лиц — от 150-500 тысяч рублей
- Согласно ч.1.ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии грозит наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию трех лет
- на ИП — от 150-250 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
- на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей
- Согласно ч.2 ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
- на ИП — от 250-300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
- на юридических лиц — от 250-300 тысяч рублей
- Согласно ч.24.ст.19.5. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания ГЖН об устранении нарушений лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
- на юридических лиц — от 200-300 тысяч рублей
! За административные правонарушения по ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Для того, чтобы избежать несоответствия лицензионным требованиям в ходе проверки ГЖН и административного взыскания в виде штрафа, нужно целиком и полностью соответствовать Стандарту раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ.
Функции и компетенция муниципального жилищного контроля
К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи.
Просили — рассказываем.
Что такое муниципальный жилищный контроль
По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ. Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).
Основания Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании: Конституции РФ;
КоАП РФ; ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.
Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль
В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.
Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.
Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.
Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Функции муниципального жилищного контроля Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.
В их число входит:
- проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
- выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований; подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).
Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.
Основания для проверок в соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:
- начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.
Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:
- о выборе управляющей компании;
- решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
- порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
- порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
- обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
- применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.
Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке.
Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании. Полномочия муниципальных жилищных инспекторов Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:
- запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах;
- (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
- рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).
Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):
- о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
- о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
- для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.
ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии. Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ). Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля.
Лицензионные требования
Нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.