На самостоятельную работу отводится учебного времени

О планировании самостоятельной работы в учебных планах по программам среднего профессионального и высшего образования

14.03.2022

Согласно методическим рекомендациям Центра развития профессионального образования по разработке учебного плана организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по актуализированным и ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, часы самостоятельной работы включены в общий объем образовательной программы (Таблица 1 ФГОС СПО), т.е. планируются в пределах максимальной аудиторной нагрузки, ограниченной 36 часами в неделю. Не являясь работой во взаимодействии с преподавателем, самостоятельная работа как вид учебной деятельности должна предусматриваться образовательной организацией в рамках дисциплин (модулей) и конкретизироваться в локальном акте образовательной организации. Одним из требований новых ФГОС СПО является обязательное наличие помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и с обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии такой среды).

Объем самостоятельной работы определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС СПО нового поколения, в которых, обычно, указано, что для ППССЗ на учебные занятия и практику выделяют не менее 70% объема, значит, на самостоятельную работу и промежуточную аттестацию отводится не более 30%. В ППКРС соотношение 80% к 20% соответственно.

При этом самостоятельная работа в общеобразовательном цикле образовательной организацией может не планироваться. Т.е. образовательная организация вправе решать, необходимо ли выделять часы на самостоятельную работу для тех, кто изучает стандарт среднего общего образования в пределах СПО, или нет.

Внеаудиторная самостоятельная работа в новых ФГОС СПО (актуализированных и из списка ТОП-50) не рассматривается как вид работы, таким образом снят вопрос об оплате этой нагрузки, которая не предусматривалась и в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ по ФГОС СПО предыдущего поколения, но требовалась в структуре программ и самими ФГОС СПО, и приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

На сегодняшний день ФГОС СПО предыдущего поколения реализуются еще в достаточно большом количестве, учебные планы согласно им разрабатываются с учетом методических рекомендаций, направленных Минобрнауки России письмом от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО». Рекомендации доработаны ФГАУ «ФИРО». В учебных планах по ФГОС СПО предыдущего поколения самостоятельная работа планируется сверх 36 аудиторных часов, входящих в 54 часа максимальной учебной нагрузки. Т.е. 18 часов самостоятельной работы в неделю – строго заданная норма. Объемы в пределах циклов дисциплин (модулей) указаны в каждом ФГОС СПО в таблице «Структура образовательной программы». В рекомендациях Минобрнауки России сказано, что самостоятельная работа планируется в том числе в период реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.

Объемы самостоятельной работы по программам высшего образования устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. При этом возможно установить как общий объем, так и распределить его по учебным циклам и видам работы (аудиторная, внеаудиторная). Федеральные нормы по данному вопросу отсутствуют.

Назад к списку

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Овчинникова Л.П.

1

Михелькевич В.Н.

2

Коркина С.В.

1


1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»

2 ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

В данной статье рассматриваются вопросы оптимизации нормирования времени самостоятельной работы студентов. Представлена модель дуального управления самостоятельной работой студентов, содержащая два канала управления: педагогического управления самостоятельной работой студентов и индивидуального самоуправления самостоятельной работой студента. В учебных планах высшей школы доминирующее место отводится самостоятельной учебной деятельности студентов, однако в научной педагогической литературе вопросам нормирования и планирования самостоятельной работы не уделяется должного внимания. Авторы приводят результаты исследования по оптимизации нормирования самостоятельной работы студентов. Процесс оптимизации нормирования времени осуществляется в два этапа: сначала оптимизируется среднестатистическая временная нагрузка студентов по каждой из дисциплин, изучаемых ими в данном семестре, а затем, на основании оптимизированных среднестатистических данных и личностных предпочтений и способностей студентов к изучаемым дисциплинам, корректируются и устанавливаются индивидуальные нормы. Результаты проведенной оптимизации на первом этапе используются для составления графиков выполнения и аттестации самостоятельной работы студентов, а также для набора текстов учебного материала и количества заданий, выдаваемых на самостоятельное изучение с учетом их трудоемкости. В статье также рассматривается методика индивидуального нормирования загрузки студентов по всем учебным дисциплинам данного семестра. Установлено, что среднестатистическими нормами могут воспользоваться лишь 35-40% контингента студентов, другим студентам в силу их интересов и наклонностей к тем или иным предметам, исходного уровня освоения конкретной учебной дисциплины необходимо скорректировать предлагаемые им среднестатистические нормы загрузки. Результаты второго этапа оптимизации самостоятельной работы студентов используются для составления индивидуальных (недельных, семестровых) графиков выполнения самостоятельной работы.

нормирование

самостоятельная работа студентов

дуальная модель

нормы времени

1. Морозова Н.А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях проектирования ООП ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО // Образовательный модуль для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 72 с.

2. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Самоуправляемая самостоятельная учебная деятельность студентов и условия обеспечения ее эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/viewid=26267 (дата обращения: 06.08.2018).

3. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Условия эффективного функционирования системы самоуправляемой индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента-заочника // Вестник СамГТУ. – 2013. – № 2 (20). – С. 166–173.

4. Методические указания по организации обучения студентов высших учебных заведений (гигиенические и медицинские вопросы) № 10-11/9 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_11046.htm (дата обращения: 24.05.2018).

5. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. – М.: Высшая школа, 1975. – 316 с.

6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

7. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. – М.: Юрайт, 2014. – 315 с.

Проблема системы управления самостоятельной работой студентов технических вузов приобрела в настоящее время весьма актуальное направление. Это обусловлено как большим объемом самостоятельной работы студентов очной формы обучения, так и расширяющими масштабами применения систем дистанционного и онлайн-образования. Именно этим можно объяснить большое количество статей в научных журналах, посвященных вопросам рациональной организации самостоятельной работы студентов. Однако данные публикаций ограничиваются, как правило, обсуждением локальных задач управления самостоятельной работой студентов, вопросам же нормирования и планирования самостоятельной работы, к сожалению, не уделяется достаточного внимания [1].

В наших публикациях [2, 3] показано, что в общем случае управление самостоятельной работой студентов имеет дуальный характер и осуществляется по двум каналам: каналу педагогического управления и каналу индивидуального самоуправления деятельностью каждого студента. Соответственно, модель системы дуального управления самостоятельной работой содержит в каждой из вышеназванных систем по три последовательных взаимосвязанных блока: нормирование, планирование и организация самостоятельной работы в подсистеме педагогического управления и самонормирование, самопланирование и самоорганизация учебной деятельности в подсистеме индивидуального управления самостоятельной работой (рис. 1).

ovchin1.wmf

Рис. 1. Модель дуального управления самостоятельной работой студентов

Целью исследования, рассматриваемого в данной статье, является только один из начальных элементов указанных подсистем: элемент педагогического нормирования и индивидуального самонормирования самостоятельной работы студентов. Этот элемент является наиболее ответственным и целезадающим, определяющим успешность всей самостоятельной деятельности студента.

Рассмотрим подсистему педагогического управления самостоятельной работой студентов. Работу нормирования по определению выполняют деканаты факультетов, а осуществляют экспертные сообщества, в состав которого включаются члены научно-методической комиссии факультета и преподаватели кафедр, которые в данном семестре проводят занятия по i-м дисциплинам. И дисциплин может быть в семестре от 6 и более. Они на основании имеющегося педагогического опыта по загрузке студентов самостоятельной работой, обладая данными хронометража по трудоемкости выполнения самостоятельной работы и экспертных исследований по недельным затратам времени студентов на самостоятельную работу устанавливают среднестатистический нормированный суммарный объем аудиторного учебного времени студентов в неделю и внеаудиторного рабочего времени, отведенного на самостоятельную работу в неделю. В зависимости от условий и традиций конкретного вуза этот объем составляет в пределах 24–32 ч в неделю.

Исходя из психолого-педагогических возможностей студентов и во избежание стрессовой нагрузки (Qпн) полная недельная оптимальная загрузка студентов учебной аудиторной и самостоятельной работой составляет 54 ч [4].

ovc01.wmf ч.

В настоящее время, когда учебные планы подготовки специалистов или бакалавров разрабатываются вузами, объем часов аудиторных занятий (лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров) и самостоятельной работы студентов устанавливаются экспертами (преподавателями, методистами) субъективно, по сути дела интуитивно, с учетом субъективного опыта разработчиков учебного плана, без проведения хронометража или анкетирования затрат времени на освоение учебного материала.

Вследствие этого, в ряде случаев, количество часов, выносимых на самостоятельную работу студентов, оказывается больше нормированной загрузки студентов. Одной из очевидных причин фактического перераспределения затрат времени студентов на самостоятельную работу по отдельным дисциплинам, а также их суммарной перегрузки является недостаточное обоснование нормируемых соответствующими кафедрами объемов заданий и их трудоемкости. Пути и методы устранения этой причины представляют собой вполне самостоятельную организационно-методическую задачу.

Анализируя подсистему индивидуального управления самостоятельной работой, следует сказать, что индивидуальные качества студентов проявляются в затратах времени на выполнение самостоятельной работы по отдельным учебным дисциплинам. Дело в том, что разные уровни подготовленности студентов и различия в их познавательных интересах требуют разных затрат времени на самостоятельную учебную деятельность.

Материалы и методы исследования

В качестве примера рассмотрим суточный баланс времени студентов очной формы обучения, который был выявлен нами методом анкетирования. В разработанной анкете респондентам предлагалось ответить на вопросы: сколько времени они затрачивают на обучение в вузе, на самостоятельную внеаудиторную работу, на транспортные издержки, рекреацию, на досуг и культурные мероприятия, на сон. В экспертных исследованиях приняло участие 125 человек 2-го курса направления подготовки «Подвижной состав железных дорог» Самарского государственного университета путей сообщения.

В результате статистической обработки полученных экспертных данных установлено, что около трети опрошенных студентов занимаются учебной деятельностью с перегрузкой, составляющей более 9 ч, что значительно превышает среднестатистический норматив. В рамках же установленного среднестатистического норматива времени занимаются самостоятельной учебной деятельностью 37 % обучающихся из 125 исследованных студентов. В то же время часть студентов работает с определенной недогрузкой, т.е. избирательно подходит к выполнению самостоятельной работы дома (например, готовятся не все вопросы к семинарскому занятию или задание, выданное заранее, выполняется не полностью).

Из вышеизложенного следует, что примерно, 2/3 студентов должны заниматься индивидуальным нормированием времени на подготовку по каждой дисциплине.

Весьма важно заметить, что учебные дисциплины имеют различную трудоемкость и по-разному воспринимаются студентами. Одни студентам предпочитают гуманитарные науки (они легко запоминают даты, числа, события, с удовольствием читают), другим студентам легче даются естественнонаучные дисциплины или профессионального цикла. Немало студентов, которым нелегко (по разным причинам) изучать все дисциплины, что требует значительных временных затрат. Респондентам были представлены анкеты, содержащие следующие вопросы: сколько времени они затрачивают по подготовку по каждой дисциплине в течение учебной недели, занимаясь самостоятельно учебной деятельностью, что отражают гистограммы, приведенные на рис. 2, где T – это время, затраченное на самостоятельную подготовку по каждой дисциплине, а по U – относительное число студентов.

ovchin2.tif

Рис. 2. Гистограммы распределения загрузки студентов внеаудиторной самостоятельной работой

Результаты исследования и их обсуждение

На основании проведенных экспертных исследований с той же выборкой студентов методом анкетирования было определено, как много времени затрачивают студенты на самостоятельную работу по каждой из дисциплин, изучаемых в данном семестре, и построена гистограмма распределения загрузки студентов внеаудиторной самостоятельной работой.

На рис. 2 показано, что затраты на каждую дисциплину характеризуются совершенно различными значениями дисперсии: по философии (кривая 1); высшей математике (кривая 2); физике (кривая 3); иностранному языку (кривая 4); культурологии (кривая 5); теоретической механике (кривая 6).

Анализ гистограмм, представленных на рис. 2, показывает, что затраты времени на каждую дисциплину характеризуются разными значениями дисперсии: для одних дисциплин (философия и иностранный язык) дисперсия мала, для других (теоретическая механика) – весьма существенна. Так, если затраты времени на самостоятельную работу по высшей математике составляют 3, 4 часа, что значительно меньше нормированного среднестатистического показателя, реальные затраты времени на самостоятельную работу по дисциплине «теоретическая механика» превышают среднестатистическую нормированную загрузку. Аналогичная картина наблюдается с превышением времени на самостоятельную работу по физике.

Из анализа гистограмм следует, что сумма фактических затрат времени по всем шести дисциплинам совпадает с нормированным среднестатистическим суммарным объемом, где qci – недельная загрузка студента самостоятельной работой по i-й дисциплине, где i = 1, 2, 3,…n – наименование учебных дисциплин в данном семестре.

Нормативный объем времени на самостоятельную работу студентов

Qnс = Qан – qci; 54 – 6 = 18 ч,

это пороговое значение нормирования самостоятельной работы студентов, не вызывающее стресс, и является критерием оптимизации [5].

Установленные среднестатистические нормы загрузки студентов по каждой из i-х дисциплин, изучаемых в данном семестре, qci – доводятся до сведения студентов. Одновременно им даются рекомендации по оценке этих норм с учетом исходного уровня подготовленности студентов по изучаемым дисциплинам, их интересов и мотивов к освоению дисциплин, а также выявляется необходимость корректировки нормирования по определенным дисциплинам.

С учетом указанных индивидуальных свойств и наклонностей суммарные индивидуальные нормы загрузки студентов по всем i-м дисциплинам не должны превышать установленных значений Qnс = 18 ч. Именно эти индивидуальные нормы загрузки должны быть положены в основу составления индивидуальных недельных и семестровых графиков работы студентов.

Анализируя нормирование индивидуальной загрузки студентов самостоятельной работой, надо отметить, что среднестатистическими нормами qci могут воспользоваться лишь 35–40 % от выборки потока. Другие студенты должны заняться индивидуальным нормированием [6].

Студентам, которые затрачивают слишком много времени на освоение минимально нормированной информации, следует дать рекомендации по применению более эффективных методических приемов выполнения внеаудиторных заданий. Студентам, у которых фактические затраты времени на освоение наиболее определяющих учебных дисциплин менее оптимизированы во избежание режима информационной недогрузки, обусловливающего затухание академической активности, целесообразно увеличить загрузку по этим дисциплинам – либо за счет большего объема информации, либо за счет повышения трудоемкости [7].

Для эффективного использования оптимальных значений индивидуального нормирования при организации самостоятельной работы студентов в течение рассматриваемого семестра необходимо в самом начале семестра выявить для каждого студента минимально доступный уровень нормированной среднестатистической информации с коэффициентом трудоемкости. И сделать это можно, например, с помощью заранее разработанных по каждой конкретной дисциплине простейших тестов.

На контрольных точках семестра (аттестации) ведущие преподаватели выявляют фактическую загрузку студентов по своим дисциплинам. Это может служить основанием для повторной корректировки индивидуально нормированных коэффициентов загрузки, а также для проведения более глубокой индивидуальной работы со студентами, фактическая загрузка самостоятельной работой которых существенно отличается от оптимизированной загрузки.

Выводы

На основании представленных в статье исследований можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Проблема нормирования времени, отводимого на самостоятельную работу студентов (как суммарного, так и по дисциплинам с учетом их трудоемкости), весьма актуальна, поскольку она во многом определяет эффективность организации учебного процесса и успешность учебно-познавательной деятельности студентов.

2. Объем времени, отводимого на самостоятельную работу студентов учебными планами по каждой qci дисциплине, должен быть обоснован результатами заранее проведенного хронометража или экспертных исследований.

3. Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов целесообразно вместо традиционного приближенного эвристического метода нормирования самостоятельной работы студентов использовать инновационный научно обоснованный метод многофакторной оптимизации нормирования загрузки студентов по дисциплинам данного семестра с учетом их трудоемкости, выявляемой путем экспертных исследований и хронометража.

4. Чтобы добиться эффективного функционирования подсистемы самоуправляемой индивидуальной самостоятельной работы студентов, необходимо разработать рекомендации для студентов по индивидуальному нормированию временных затрат на самостоятельную работу по дисциплинам, а также составлению семестровых и недельных индивидуальных графиков самостоятельной работы студентов.


Библиографическая ссылка

Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н., Коркина С.В. ОПТИМИЗАЦИЯ НОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 8.
– С. 204-208;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37146 (дата обращения: 23.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Учебное время студента и преподавателя
в Академии права должно обеспечивать
все формы учебного процесса по теории
государства и права. Как известно,
учебное время студента делится на две
большие части: аудиторное и внеаудиторное.

На выпускном курсев Академии
права студентами всех форм обучения в
течение 88 часов изучается учебная
дисциплина «Проблемы теории государства
и права» следующим образом: г)очная
форма обучения
: 44 часов аудиторной и
44 часов самостоятельной работы – это
по 4 часа самоподготовки студентов на
каждую из 11-ти тем спецкурса «Проблемы
теории государства и права»; д)заочная
форма обучения
студентов предполагает
12 часов аудиторных и 108 часов самостоятельных
занятий студентов. То есть, как и на 1-ом
курсе, кафедрой сохранена тенденция
увеличения времени самостоятельной
работы для студентов-заочников. Это
закономерно и логично, так как формы и
методы заочного обучения дисциплине
теория государства и права существенно
отличаются от форм и методов очного
обучения.

3. Методические рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы студентов

Среди всех форм организации учебного
процесса по теории государства и права
на кафедре главной является самостоятельная
работа студента. Самостоятельная работа
студента – это не только домашняя,
внеаудиторная работа над книгой. На
лекции, на семинаре, на консультации по
теории государства и права студент тоже
самостоятельно работает: слушает лекцию,
записывает её, участвует в работе
семинаров, задает вопросы преподавателю
– всё это проявление его самостоятельности.

Студенческий труд, как правило, должен
быть самостоятельным. Самостоятельность
требует личных усилий, студент должен
овладеть методами учебной работы по
теории государства и права: уметь
конспектировать источники, находить в
библиографических справочниках нужную
книгу, овладеть навыками быстрого
чтения, уметь выделять главное,
анализировать и сопоставлять положения
науки теории государства и права. Только
то, что добыто самостоятельным учебным
трудом, только оно и останется прочно
в сознании.

На первом курсе обучения в Академии
права преподаватель должен уделять
много внимания помощи студенту: указать,
что читать, что и как конспектировать,
на что обратить главное внимание. Строго
выполняя эти указания преподавателя,
студент работает лично, но уровень его
самостоятельности низок: он точно
выполняет «подсказку» преподавателя.
По мере того, как студент овладевает
наукой теории государства и права, её
языком, понятиями, категориями и
принципами, методами работы над книгой,
преподаватель кафедры обязан уменьшать
свою помощь студенту, снижать уровень
учебного руководства, стимулируя тем
самым активную самостоятельную работу
студента. То есть между руководством
преподавателя и самостоятельностью
студента существует обратная пропорция.
Чем выше руководство, тем ниже
самостоятельность, и наоборот.

Итак, самостоятельность студента – это
особое дидактическое понятие, обозначающее
такой порядок его учения, при котором
он без помощи преподавателя овладевает
знаниями при помощи книг, справочников
или других источников. Его самостоятельность
базируется на прочных знаниях методов
изучения науки теории государства и
права. Тем не менее, самостоятельность
полезна и нужна в том случае, когда
студент уже перешел порог первоначального
обучения, овладел языком науки и методами
её изучения.

Поэтому методика организации самоподготовки
студентов по теории государства и права
включает ряд необходимых положений.

Первое.Одна из главных составляющих
аудиторной подготовки – работа студента
на лекции. Ведь лекция составляет
научно-методическую основу всех форм
обучения. Лекция – не только источник
знаний, но и организующая форма
самостоятельного обучения, устанавливающая
своеобразный метод обучения, при котором
стимулируется активная познавательная
деятельность студентов. Лектор должен
в ходе лекции думать вместе со слушателями,
катализировать самостоятельность
мышления студентов, вести повествование
лекции так, чтобы его мысль и мысли
студентов совпадали.

В целом, педагогическая практика
показывает, что самостоятельный труд
студента должен быть до, во время и после
лекции. Например, читая по программе
курса лекцию на тему «Сущность и типы
государства», лектор дает задание
студентам прочитать главы учебника по
темам «Функции государства» и «Формы
государства».

Второе.Закрепление лекционного
материала и контроль за самостоятельной
работой студента входят в задачи и
функции семинарского занятия. Но это
не главные функции, а побочные,
второстепенные. Главная цель семинара
– привитие студентам навыков
самостоятельного поиска и анализа
учебной информации. То есть подготовка
к семинарскому занятию требует, прежде
всего, чтения рекомендуемых нормативных
документов и монографических работ, их
реферирования, а также написания докладов
и сообщений.

Например, в списке литературы к плану
семинарского занятия «Происхождение
государства и права» рекомендована
работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи,
частной собственности и государства»
(Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т.
21). Вполне целесообразно начать подготовку
к семинару с конспектирования указанной
работы, тем более что она охватывает
сразу несколько вопросов плана.

Такая подготовка особенно актуальна
при использовании новых форм обучения:
семинаров-конференций, коллоквиумов,
деловых игр и т. п. В последнее время всё
большее распространение на кафедре
получают просмотры видеокассет с записью
лекций преподавателей, применение иных
аудиовизуальных материалов. Вывод: на
семинарских занятиях необходимо
обеспечивать максимум самостоятельности
студентам.

Третье.Письменные студенческие
сочинения (работы), предусмотренные
учебным планом, являются важной формой
обучения и выполняют свои специфические
дидактические задачи (самостоятельный
письменный обзор или (и) исследование
избранной темы), главная из которых –
пробуждение интереса студентов ксамостоятельному научному исследованию.

Такими сочинениями на кафедре являются
курсовые, контрольные работы (рефераты)
и квалификационные (дипломные) работы.
Для всех письменных работ студента
характерны учебные и практические
функции, которые непосредственно связаны
с самостоятельной подготовкой студентов.
Рассмотрим этот процесс более подробно.

I. Учебные функции
состоят,во-первых, в том, что
письменное сочинение подводит итог
изученному предмету «Теория государства
и права» или спецкурсу «Проблемы теории
государства и права» и свидетельствует
о том, на каком учебном уровне студент
овладел дисциплинами, насколько он в
них свободно ориентируется, в том числе
и самостоятельно.

Во-вторых, письменная работа
вырабатывает у студента умение и навыки
самостоятельности, что очень важно для
специалиста-юриста. Дипломная и курсовая
работа – это самостоятельный труд, при
котором закрепляются и развиваются
умения самостоятельности учебы.

В-третьих, письменные сочинения
формируют навыки самостоятельной
работы с научной литературой: а) поиска
научной книги; б) умение её читать; в)
конспектировать; г) сопоставлять данные.

И, наконец, в-четвертых, письменная
работа развивает умение самостоятельно
анализировать и обобщать факты жизни
и науки, учит приемам самостоятельного
научного исследования. Конечно,
научно-исследовательские элементы в
студенческих работах выражены в различной
степени. Так, в дипломных работах
значительно шире используются приемы,
их научный уровень несравненно выше,
чем в курсовых работах.

Напротив, в курсовых работах
научно-исследовательские моменты
представлены слабо, а в работах
студентов-первокурсников, заочников и
вечерников их почти нет. Объясняется
это тем, что здесь первая курсовая работа
подготавливается на начальных этапах
высшего образования, а для заочников и
вечерников – без достаточного научного
руководства, практически полностью –
самостоятельно. Однако порой студенты
– заочники и вечерники – не умеют
изучать предмет «Теория государства и
права» самостоятельно.

II. Учебные функции
письменных работ студентов связаны с
их практическими функциями.
К ним
относятся,во-первых, функции
приобретать умение самостоятельно
оперировать доказательствами. Юридическое
мышление – это доказательное мышление,
рассуждения, подкрепленные доказательствами.
В письменном сочинении студент учится
самостоятельно доказывать научную
истину, что помогает практическому
поиску истины, например, в суде.

Во-вторых, письменные работы
воспитывают у студента трудолюбие,
навыки самостоятельной систематической
работы, требуют волевых усилий преодолевать
трудности, то есть помогают формировать
характер будущего специалиста.

В-третьих, письменные сочинения
воспитывают аккуратность. Кафедра
теории государства и права требует от
студента закончить работу в установленный
срок, самостоятельно и технически
правильно её оформить. Внешний вид
работы аттестует аккуратность студента.

Таким образом, практические и учебные
функции письменного сочинения студента
свидетельствуют о самостоятельной роли
этих работ, как особой организационной
формы учебного процесса, выполняющей
свои дидактические задачи, в том числе
и развитие самостоятельности у студентов.

В целом, самостоятельная подготовка
письменного доклада, требующая упорного
труда, вырабатывает навыки умелого
изложения своих мыслей на бумаге,
помогает углублять и закреплять знания,
закладывает основы для научной работы,
способствует развитию личности студента.

Четвертое. Перейдем к рассмотрению
вопроса о консультации в Академии права
– как форме контроля и организации
самостоятельной познавательной
деятельности студента, как помощь
преподавателя кафедры теории государства
и права студенту в усвоении предмета.
В соответствии с Положением о текущем
контроле успеваемости и промежуточной
аттестации студентов ФГБОУ ВПО
«Саратовская государственная юридическая
академия» консультация является одной
из форм руководства самостоятельной
работой студентов, то есть она может
рассматриваться и как самостоятельная
организационная форма обучения,
выполняющая специфические дидактические
задачи.

Они состоят, во-первых, в том, что
консультация есть форма и метод
организации самостоятельной работы
студента в деле поиска им научной истины.
Все формы учебного процесса на кафедре
теории государства и права влияют на
организацию самостоятельного учебного
труда студента, но консультации позволяют
сделать это непосредственно, а другие
формы, пожалуй, косвенно.

Во-вторых, консультации по теории
государства и права обеспечивают
обратную связь – от студента к
преподавателю. По студенческим вопросам
преподаватель кафедры теории государства
и права судит о характере учебных
трудностей студента.

В-третьих, консультации выполняют
контрольные задачи, с их помощью
выясняется уровень усвоения предмета
«Теория государства и права». Такие
контрольные функции характерны для
некоторых видов консультаций по теории
государства и права – вызывные, текущие,
итоговые, индивидуальные, групповые и
др.

В соответствии с кафедральным расписанием
учебные консультации по теории государства
и права проводятся в двух основных
видах: текущие и предэкзаменационные.
Но есть и другие виды – вызывные
коллоквиумы, консультации для подготовки
реферата (контрольной работы), научного
доклада, курсовых и дипломных работ,
которые в свою очередь бывают групповыми,
индивидуальными, а также тематическими
(например, по вопросам, не рассмотренным
на лекции или на семинаре).

В течение каждого семестра на кафедре
теории государства и права Академии
права не реже одного-двух раз в неделю
проводятся текущие консультации(на одну группу студентов отводится 5%
– по очной форме обучения, 10% – по
очно-заочной (вечерней) форме обучения,
15% – по заочной форме обучения от числа
лекционных часов по теории государства
и права).

Предэкзаменационная консультациясостоит в основном из двух частей: 1)
Методических рекомендаций по подготовке
к экзамену (повторение учебного материала,
приведение его в определенную систему,
изучение специальной литературы,
составление логичного ответа на
достаточно обширный вопрос предмета,
знакомство студентов с критериями
оценки их знаний); 2) Ответов преподавателя
на вопросы студентов (ответы предполагают
четкость и ясность разъяснения сложных
вопросов предмета).

И последнее: самостоятельная работа
носит сугубо индивидуальный характер,
однако вполне возможно и коллективное
осмысление проблем теории государства
и права, то есть самостоятельная
подготовка к занятиям может быть
индивидуальной и коллективной. Но
коллективность не должна подменять
самостоятельность в работе над заданием.
Каждый обязан работать сам. Коллективность
следует использовать, главным образом,
для обсуждения прочитанного, для взаимных
консультаций.

Применяемая в Академии права методика
организации самостоятельной подготовки
студентов по теории государства и права
позволила установить, что, во-первых,
на 1-м курсе обучения преподавателям
кафедры необходимо уделять особое
внимание развитию способности студентов
к самостоятельной работе.

Во-вторых, численность студенческой
группы влияет на уровень активности
студентов, причем малая группа (20-25
человек) повышает активность и качество
подготовки специалистов. Увеличение
её размера (30-40 человек) отрицательно
сказывается на учебном процессе, снижая
качество подготовки студентов.

В-третьих, организационным условием
обеспечения самостоятельной работы
студента по теории государства и права
является темп обучения. Он должен быть
таким, чтобы студенты могли проработать
и усвоить в часы самостоятельных
внеаудиторных занятий полученные
знания. При этом желательно, чтобы
семинар по теории государства и права
проводился не менее одного раза в неделю
на 1-м курсе и не более двух спецсеминаров
в месяц на выпускном курсе по дисциплине
«Проблемы теории государства и права».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

                                                                                        Скоробогатова Л.В. Выступление на заседании ЦМК

 общеобразовательных дисциплин

Планирование самостоятельной работы студентов

       Среднее профессиональное образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупности так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному их включению в динамику социокультурного развития. В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. В связи с этим целью и задачей выполнения самостоятельных заданий  является приобретение умения получать новые  знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Студентами практикуется   два вида самостоятельной работы: аудиторная и  внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключаются в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.

Преподаватель должен уметь разработать технологию организации самостоятельной работы, включающей в себя:

  1. отбор и структурирование содержания,
  2. выбор методов и средств организации самостоятельной работы,
  3. связь учебных тем с практической направленностью профессиональной подготовки.

На самостоятельную работу по учебному плану дисциплин отводится 50% времени  от аудиторной нагрузки.

При планировании необходимо  продумать рациональное  распределение самостоятельных работ по темам.

  1. Самостоятельная работа предполагается там, где необходимо дополнительного, углубленного изучения какой-либо темы. Например, тем, касающиеся современных социальных и международных проблем (терроризм, межнациональные отношения, глобализация и т.д.)
  2. Темы и виды  самостоятельных  работ, должны способствовать наиболее эффективному  формированию умений и навыков работы с дополнительными источниками, навыков самостоятельного умственного труда.  Например, тема «Девиантное поведение. Его формы и проявления» – используются задания на подбор статистического материала,  изучение аналитических материалов по теме.
  3. Планируя виды заданий, необходимо выбирать такие,   которые нацелены на формирование у студентов ключевых общих компетенций.

Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин, с учетом   содержания учебной дисциплины, степени подготовленности студентов и дидактических целей  обучения.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы в зависимости от дидактических целей.

 Для овладения знаниями используются:

  • чтение текста (учебника,  дополнительной литературы),
  • составление плана текста,
  • графическое изображение структуры текста,
  • выполнение графических работ,
  • конспектирование текста;
  • выписки из текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • ознакомление с нормативными документами;
  • учебно-исследовательская работа;
  • использование  компьютерной техники, интернета и др.;

Для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом  лекции (обработки текста);
  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • составление плана выполнения работы в соответствие с планом, предложенным преподавателем;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • тестирование,
  • выполнение упражнений и графических работ;

Для формирования умений:

  • решение задач и упражнений по образцу;
  • решение вариативных задач и упражнений;
  • выполнение чертежей, схем;
  • составление таблиц;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  • подготовка к деловым играм.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение теоретического материала студентами, решение практических задач, анализ ситуаций, самоконтроль полученных знаний. Не все студенты обладают одинаковыми умениями и знаниями. Поэтому при планировании содержания и видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу  необходимо использовать дифференцированный подход к студентам,  следует учитывать уровень сложности заданий. В программе самостоятельной работы по дисциплине отражены три уровня сложности заданий.

Например: при самостоятельном изучении  текста студентам дается два вида задания: 1- подготовить схему и ответ на вопрос  по материалу параграфа и 2- подготовить схему и ответ на вопрос  на основе дополнительных источников (как вариант – подготовить презентацию).

Кроме того, перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Планируя самостоятельную работу студентов, необходимо продумать ее материальное и методическое  обеспечение.

А) Нормативное: это перечень документов, регулирующих самостоятельную работу студентов: графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о производственной практике, Требования к курсовым и квалификационным работам;

Б) Организационное: консультации, инструктаж,  организация  и осуществление самоконтроля и контроля;

В) Материально-техническое: наличие учебников, электронной библиотеки, компьютеров;

Г) Учебно-методическое:  пособия, памятки, алгоритмы выполнения самостоятельной работы и т.д.

Таким образом, правильное планирование самостоятельной работы является основным условием эффективности и результативности работы студентов, их высокого уровня подготовленности.

Литература

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2007 г.
  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2008 г.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2007 г.
  4. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2010 г.
  5. http://umk-spo.biz/articles/kontrol/formy-sam-rab 

Приложение 1

Критерии оценивания по дисциплинам

«Обществознание», «История»

  1. Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на «3».
  2. Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на «4».
  3. Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на «5».

Приложение 2

Формы и виды самостоятельной работы

1.Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2.Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3.Работа со словарем, справочником.
4.Поиск необходимой информации через Интернет.
5.Конспектирование источников.
6.Реферирование источников.
7.Составление аннотаций к  прочитанным литературным источникам.
8.Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
9.Составление обзора публикаций по теме.
10. Составление и разработка словаря (глоссария).
11. Составление хронологической таблицы.
12. Составление библиографии (библиографической картотеки)
13. Составление схем, графиков.
14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
15. Выполнение аудио — и видеозаписей по заданной теме.
16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к зачету, экзамену,  тестированию, контрольной работе).
17. Выполнение домашних контрольных работ.
18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы,  тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
19. Выполнение творческих заданий.
20. Проведение опыта и составление отчета по нему.
21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
24. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
25. Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
27. Подготовка к выступлению на конференции.
28. Выполнение расчетов по проекту.
29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.
30. Изучение аналогов  продукта.
31. Изучение инструкционной и технологической карты.
32. Самостоятельная разработка технологической карты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Норма час на слесарные работы по ремонту автомобилей
  • Норма часов в январе 2023 при сменном графике работы
  • Норма часов для работников со сменным режимом работы
  • Норма часов работы воспитателя логопедической группы
  • Нормативный фонд времени работы оборудования формула