Прокатившись по перевалу Гумбаши и переночевав в довольно уютном мотеле в Ессентуках, в 10 утра мы отправились в Кисловодск на поиски охраняемой стоянки и плотного завтрака, плавно перетекающего в обед. Прогноз погоды постоянно пугал нас затяжными дождями, местные ребята по вотсапу тоже наводили панику, и в итоге, Шкоду Йети мы решили с собой на Бермамыт не брать. Её экипаж в лице Андрея dron285 и Ирины перекидали нужные вещи в Дастер и Ниву (та еще была рокировочка на стоянке у какого-то торгового центра) и только к часу дня мы начали выбираться из города. Но, в общем-то, торопиться нам было некуда. В сегодняшних планах, кроме Бермамыта и ночевки на плато, более ничего не значилось.
02. Поехали, естественно, самой популярной и лайтовой дорогой — через поселок Учкекен и далее под столбами ЛЭП на юг. Погода была вполне окей, но дождик ходил за нами буквально вокруг да около. Внимание на мокрую плаксивую тучку на фото ниже. У нас еще вроде солнце и сухо, но риск замеса на обратном пути всё время слегка давит на психику.
03. От Кисловодска до Большого Бермамыта порядка 60 км. Основная часть пути в сухую погоду доступна практически любому автомобилю. Можно сказать, хайвэй. Особенно, если слегка подспустить давление в шинах. Мы даже начали слегка сомневаться, а не зря ли мы оставили бедного Йети одного в незнакомом ему городе? А тем временем, проезжаем т.н. Курган Объедков. Название очень странное, ничего внятного по нему в интернете нет, но курган под таким именем отмечен даже на топографических картах.
04. А вокруг уже цветущие альпийские луга! Останавливаемся и идем фотографировать.
05. Всё время забываю как называется этот желтый цветок.
06. Доезжаем до ЛЭП. На фотографии хорошо видно, что тут уже каждый выбирает свой путь. Так сказать, по возможностям своего автомобиля.
07. Самый сложный участок ожидает путников у горы Алебастровая. Фото, как обычно, не передает ровным счетом ничего, но тут мы уж точно решили, что Йети будет целее на стоянке в Кисловодске. Особенно, если дождик нас всё таки настигнет.
08. А высота уже уже приближается к 2500 метрам и хорошо видно, что время зеленой травы и первоцветов здесь еще не пришло. По снимку можно сказать, что это теплый осенний денёк. Кстати, интересно вышло с этими местными ребятами на уазах. Остановились на развилке, стоим и чешем репу, какую тропку выбрать, как вдруг замечаем спускающиеся с горы машины. Они останавливаются. Между нами метров 150-200. Явно ждут нас. Подъезжаем. Ребята-кавказцы и слегка навеселе. «Бермамыт ищите?» — спрашивают. «Ага» — отвечаем. Показывают дорогу, прощаются и начинают спускаться по альтернативной дороге к аулу Хасаут. То есть реально стояли и ждали нас, чтобы показать дорогу. Мы тронуты таким вниманием. Чуть спустившись вниз, машины вдруг разворачиваются на узкой горной дороге и начинают возвращаться. Гадаем, чтобы это значило, но в этот раз они пролетают мимо нас в сторону Большого Бермамыта.
09. Мы же зачаровано снимаем открывающиеся пейзажи, так как солнышко светит всё краше и краше.
10. Если я ничего не путаю, то домик с красной крышей — это бывшая дача бывшего председателя Совета Министров СССР товарища Косыгина.
11. 200 метров ниже и уже начинаются робкие зеленые островки свежей травы, а на без малого 2600 над уровнем моря она еще прошлогодняя. Буро-желтая и сухая.
12. Но вот мы и на вершине Бермамыта. Там, где виднеется геодезический знак, высота — 2592 метра. Чем ближе к конечной точке маршрута, тем сильней и сильней колотится моё сердце. Паркуюсь у снежника и выхожу из машины.
13. Ровно полгода назад здесь погиб мой друг — Василий grigorich1777. Если бы не роковое стечение обстоятельств, в этой поездке он был бы с нами. А еще у его жены был бы муж, а у его детей — папка. Мы в оцепенении молчим, переводя взгляды с памятной плиты с предупреждением ко всем быть осторожнее в горах и на проглядывающий в облаках Эльбрус. Сложно что-то сказать, сложно даже думать о чем-либо, кроме навязчивых и уже бессмысленных «ну почему?» и «как же так?».
14. Наконец, я собираюсь с духом и подхожу к краю плато. Я одновременно и хочу и боюсь увидеть искореженный автомобиль внизу. Не сразу, но я нахожу его глазами. Он очень маленький. Просто микроскопически маленький в этих огромных и вечных горах. До него 150 метров вниз, а до Эльбруса — 30 километров и по прямой и он тоже, в общем-то, маленький. Не такой большой, как я его себе представлял. Гораздо меньше того огромного, просто гигантского ужаса, который возникает внутри тебя, когда ты пытаешься на секунду представить себе, как всё здесь было в ту самую ночь. Что успел почувствовать он в свои последние секунды жизни? Что пережили люди, которые были с ним и видели это? И чтобы делал я, если бы я тоже был на Бермамыте 13 ноября 2016 года?
15. От грустных мыслей меня отвлек нарастающий рёв моторов. Со стороны Малого Бермамыта поднималась группа квадроциклистов. Парочка из них, совершенно неоправданно рискуя, оттормозились юзом прямо у края пропасти. В какой-то момент я был уверен, что у одного из них тормозного пути не хватит, но всё, слава Богу, обошлось. Руководитель группы, взяв на себя роль экскурсовода, начал рассказывать события той страшной ночи. В воздухе отчетливо угадывался запах спиртного. Я поспешил отойти в сторону. Один из квадроциклистов, не дослушав и, видимо, желая увидеть и сфотографировать разбитую машину, полез вниз по склону (его видно на фото ниже основной группы).
16. Не знаю какими подробностями со временем обрастет эта история с Васей. Возможно, перерастет в разряд местных легенд. У памятной плиты квадроциклисты тоже приостановились и некоторые прочитали надпись на ней. Надеюсь, хотя бы у кого-то из них что-то щелкнуло в голове по поводу своего неоправданного пьяного риска. Они еще немного помесили колесами снежник и укатили восвояси, а я облегченно выдохнул.
17. На этом камне, где стоит Паша phoboz, буквально года два-три назад, был устроен деревянный помост, чтобы желающие могли как бы немного «выйти» за край. А еще раньше на Большом Бермамыте работала метеостанция, которая исчезла в 90-е. Я читал несколько воспоминаний о людях, которые на ней работали и как они тут развлекались. На этом же помосте (скорее, на его прародителе, пожалуй), нависающем над пропастью и без всяких перил, стояла кровать. И на этом «психодроме» испытывали новичков. Чтобы быть принятым в компанию, нужно было поспать ночь на этой кровати. То есть и метеорологи, и эти квадроциклисты, и многие тысячи самых разных людей, делающих фото себя и своих машин на краю плато, намеренно рисковали, рискуют и еще будут здесь рисковать. Так уж устроены люди. И я надеюсь, всё у них будет хорошо. Только безумно жаль, что мой друг, переставляя машину, вдруг стал тем самым роковым исключением из этого «правила».
18. А между тем, стремительно холодало. Вечер, а за ним и ночь, были уже рядом, и нам срочно нужно было утепляться и ставить лагерь. Мы начали прикидывать как нам лучше спрятаться от пронизывающего ветра и решили ютиться ближе к полуразрушенным стенам старой метеостанции, как вдруг к нам приехали Алексей lexasvar и его супруга Людмила. Был виртуальный знакомый, а теперь стал реальный. И это очень приятно. Кроме того, Лёша принимал непосредственное участие в установке памятной плиты. Это была инициатива местных ребят, которую поддержали многие друзья и читатели Василия. Жаль только, что не вышло пообщаться с гостями как следует. Они приехали после работы, час сорок пути сюда и столько же обратно, но уже в темноте, чтобы по факту только пожать руки, перемолвиться парой фраз и сделать совместное фото на память. Даже подарки привезли! Я очень надеюсь, что случай посидеть у костра и поговорить нам еще выпадет.
19. На закате тучи с Эльбруса ненадолго сдуло и у меня получилось сделать пару снимков.
20. А уже к ночи подтянулись ребята из Ставрополя. Дима maximovd и Андрей. Да еще с дровами и шашлыком. Очень душевно посидели и, конечно, помянули Василия. Дима был здесь в ту ночь. Рассказывал, показывал нам как всё было. Спалось потом ужасно, ворочался и крутился всю ночь. На рассвете выбрался из палатки, чтобы погулять по плато. Место, конечно, феерическое. Очень понравилось. Не смотря ни на что. Снимки покажу в следующей серии отчета.
Продолжение следует…
Еще из этой поездки:
Галопом по Северному Кавказу. Общие впечатления.
Галопом по Северному Кавказу. День первый и второй: скала «Орлиная полка»
Галопом по Северному Кавказу. День второй: Гуамское ущелье
Галопом по Северному Кавказу. День третий: Перегон в Ессентуки и перевал Гумбаши
PS Понравилась запись, поделись с друзьями ↓↓↓
Одна из самых красивых локаций на Кавказе, — вот что такое плато Бермамыт.
Я знала, что сюда ездят на внедорожниках. Но совершенно не представляла, почему, как выглядит дорога, в чем сложность. И, разумеется, очень хотела добраться и посмотреть на все своими глазами.
Итак, что делать, если нет подходящей машины? Забыть про плато?
Ну, нет.
Можно взять однодневный тур из Кисловодска. Их множество. Но нас было шестеро, и мы немного экономили.
Второй вариант, и он как раз наш: проехать столько, сколько получится, а дальше пройти пешком.
Меня сдувал ледяной ветер, дождь еще не начался
Тут важно выбрать тот маршрут, который даст возможность подобраться на автомобиле к плато поближе и, соответственно, пройти в итоге поменьше.
Маршруты на плато
На плато ездят четырьмя основными путями: из Учкекена, из Хасаута, через Медовые водопады и еще как-то сложно. Учкекен — самый гуманный вариант. Подробнейшие описания проезда есть в сети. На maps.me маршрут тоже обозначен (прокладывать нужно пеший маршрут).
А еще в Учкекене стоят указатели. Один в самой деревне на повороте с основной дороги из Кисловодска, еще один перед съездом с асфальта, и третий на повороте с хорошего проселка на плохой проселок (читай в поля, под ЛЭП).
В общем, если нашли все три указателя, значит, ехать осталось около 13 км. До этого момента проедет любой транспорт.
От третьего указателя (примерные координаты 43.795019, 42.520712) до горы Алебастровая (maps.me в помощь) еще около 8,5 км. Тут хорошо пройдет любой не самый низкий полный привод. И в сухую погоду вообще почти все, что угодно. Но только если это «все, что угодно» не очень жалко или вы хорошо водите. Нужно много объезжать камни и, возможно, иногда царапать их брюхом. Резких подъемов нет, дорога идет по полю.
А вот после Алебастровой последние 5,5 км самые неудачные. Колея глубже, дорога размытее. Наш полноприводный старый Кашкай просто не влез на подъём у Алебастровой. Мы припарковали его посреди поля и пошли пешком.
5,5 км в одну сторону — это смешно. Час прогулки. К тому же по дороге многие предлагают подвезти. По дороге «туда» мы отказывались от «трансфера» — хотелось погулять, красиво. К тому же нам еще и коньяка налили…
А вот по дороге обратно стал накрапывать дождь, и мы с радостью приняли предложение подвезти нас до нашего Кашкая.
Бермамыт очень понравился. Правда, немного не повезло с погодой, и Эльбрус скрылся за облаком. Но я непременно вернусь. С закатом и рассветом.
Вон там слева — низ Эльбруса проглядывает беленький
Плато Бермамыт как туристический объект пользуется популярностью ещё со времён Лермонтова, ну, а в последнее время количество желающих встретить там рассвет только растёт. Причём, большинство не прочь добраться туда именно на своём транспорте.
Лично мне за последние пару лет пришлось объяснять, как проехать до плато, наверное, раз двадцать. Поэтому я решил рассказать в одной заметке обо всех основных маршрутах на Бермамыт из Кисловодска.
Итак, поехали!
1). Начнём с самого популярного маршрута – через посёлок Учкекен. Он относительно длинный – около 60 км, но зато самый простой.
От Учкекена прямо на юг уходит широкая грунтовая дорога. Вариантов, как на неё выехать, достаточно много, расскажу о самом простом. Если двигаться со стороны Кисловодска, то на единственном светофоре в Учкекене нужно повернуть налево, затем, на четвёртом перекрёстке — опять налево. Переезжаете по мосту через Эшкакон и дальше едете по асфальту, по этой улице, не сворачивая на второстепенные. Эта асфальтированная улица дважды уйдёт вправо и в итоге выведет вас за город, на нужную дорогу.
В общем, заблудиться там при всём желании не получится — любой житель посёлка без труда подскажет, как проехать.
Вот по этой грунтовке нужно проследовать на юг ещё примерно километров 17-18, до ориентира – двух менгиров возле дороги. Кстати, мне не раз доводилось слышать, что менгиры эти остались ещё со времён Великого Шёлкового Пути… Но никаких археологических доказательств этому нет, так что не факт.
Сразу за менгирами есть ещё один приметный ориентир — две больших лужи по обеим сторонам от дороги. Их уж точно не пропустите.
Ну, а дальше дорога начнёт заметно уходить влево, а прямо по курсу на плоскогорье покажется линия электропередач.
Вот к этой линии электропередач вам и нужно выехать (там есть несколько поворотов – выбирайте любой на свой вкус).
Ну, а затем, вдоль столбов двигаться на юг (вправо). Эта ЛЭПка выведет к самому плато. В нужный момент (который трудно пропустить: впереди слева будет виден Малый Бермамыт и, если повезёт с погодой, то и Эльбрус), нужно лишь свернуть с дороги вправо – и вот, собственно, вы уже на Бермамыте.
Самый плохой участок этого маршрута – в районе горы Алебастровой.
В общем, ничего сложного, некоторые умельцы умудряются ездить здесь даже на легковых авто (в хорошую погоду, конечно).
Плюсы этого маршрута: относительно простая дорога, также по пути можно сделать небольшой крюк и заехать на живописные водопады и пещеры Гришкиной балки.
2) Второй маршрут – через Медовые водопады. Он не так распространён у туристов, — а зря. Во-первых, он короче, чем через Учкекен, при сопоставимой сложности, а, во-вторых, проходит через весьма красивое и известное место. Медовые водопады нужно посетить хотя бы один раз, ну, а если есть возможность посетить их по пути на Бермамыт – почему бы и нет?!
Итак, на Медовые едем как обычно, через Красный Курган, а затем просто продолжаем движение по той же самой дороге на юг, по небольшой балке.
Из неё дорога выходит на относительно ровное плато.
На плато есть немало развилок, но нужно продолжать придерживаться того же самого общего направления – на юг – и километров через восемь-десять дорога выведет вас к развалинам той самой МТФ. Развалины этой фермы периодически видны с довольно большого расстояния, так что ориентир неплохой.
Ну, а от неё идёт уже упоминавшаяся ранее грунтовка на Учкекен (только теперь вы будете ехать по ней в обратном направлении). Соответственно, через пару километров слева на холме увидите столбы ЛЭП. Ну, а дальше уже едете вдоль неё, как и в предыдущем варианте маршрута.
Следующие два пути я бы объединил в одну группу, так как они схожи и по расстоянию, и по сложности.
3) Итак, первый из них проходит через посёлок Элькуш. (Этот путь самый короткий, около 40 км, если мерить от Колоннады). Из Кисловодска (из района под названием, кстати, Бермамыт) выезжаем в сторону Левоберёзовского. Дорога здесь не ремонтировалась очень давно, разбита местами весьма сильно. По-моему, лучше бы там асфальта вообще не было, чем такой.
После Левоберёзовского въезжаем в Элькуш и проезжаем его прямо. Затем сразу после посёлка, выехав на грунтовку, нужно повернуть направо на первом же повороте и далее уже ехать по вершине хребта до пересечения с той дорогой, которая ведёт от Медовых водопадов, о которой я только что рассказывал. Если плохо ориентируетесь на местности, лучше взять с собой навигатор. Дорог здесь много, но, в принципе, основные направления накатаны довольно хорошо.
4) Другой вариант – через посёлок Кичи-Балык, что по пути на Джилы-Суу. Вернее, не доезжая примерно километр до посёлка, в высшей точке хребта нужно свернуть с асфальта вправо, на просёлочную дорогу. Конечно, можно подняться на хребет и из самого посёлка, но это получается крюк, плюс нужный поворот в Кичи-Балыке ещё нужно найти, да и дорога в верхней части подъёма заметно хуже…
По вершине хребта ведут несколько дорог, из них две основные: либо через Сухую Балку, либо южнее, через кошару. В принципе, разницы между ними особой нет – просто первая выезжает ближе к развалинам МТФ, а вторая – к упоминавшейся ранее ЛЭП, вдоль которой и нужно будет ехать дальше. В общем, заблудиться там вряд ли получится, но с собой лучше иметь навигатор или карту, на всякий случай.
Дороги по хребту накатаны хорошо, в сухую погоду ехать там – одно удовольствие.
Если мерить от Колоннады в Кисловодске, то протяжённость этого маршрута получается около 45 км, на мотоцикле эндуро доехать по нему до Бермамыта можно примерно за час.
5) Пятый маршрут – из посёлка Хасаут. Он подходит только для более-менее серьёзной внедорожной техники.
До посёлка Хасаут можно доехать либо по долине одноимённой реки, через турбазу Долина Нарзанов, либо через Кичи-Балык, преодолев Скалистый хребет через перевал «восьмёрка» — так будет гораздо короче.
В конце посёлка Хасаут нужно повернуть направо и в итоге выехать в то ущелье, которое находится, соответственно, правее. До дачи Косыгина идёт более-менее нормальная дорога, ну, а дальше за ручьём Бермамыт начинается, собственно, подъём на плато.
В дождливую погоду некоторые участки здесь могут быть заболочены, а в начале лета в ложбинах ещё можно встретить снег. Всё это, конечно, может заметно усложнить подъём.
Дорога эта выходит практически к Большому Бермамыту, остаётся только объехать его справа.
Правда, здесь на подъёме тоже есть участок, с преодолением которого у многих автомобилистов возникают некоторые трудности. Это небольшая каменная ступенька. Но сейчас она более-менее засыпана, поэтому проезжается без проблем.
6) Ну, а кому все эти пути покажутся слишком скучными, могу посоветовать ещё один подъём – с юга, с плато Бечасын. Этот путь будет самым длинным и самым сложным.
Собственно, как маршрут с Кавминвод его рассматривать смысла нет, так как получается слишком большой крюк, да и сложность неоправданная. Но для истинных ценителей это не проблема.
Ну, а поскольку этот маршрут для ездюков более-менее опытных, то не буду тратить время на его описание, и как туда проехать, разберётесь сами
А для тех, кому лень всё это читать, или есть желание посмотреть маршруты чуть более подробно, есть видеоверсия этой статьи.
Видеоряд подобран в соответствии с текстом — показаны именно те дороги, о которых рассказывается.
______________________
Ну, на этом, в общем-то всё. Выбирайте подходящий маршрут, если есть какие-то вопросы – задавайте в комментариях, постараюсь ответить.
В общем, встретимся на Бермамыте, пока!
На плато Бермамыт в Карачаево Черкесии мы отправились с индивидуальной экскурсией на внедорожнике и поверьте это было лучшее решение для такого трипа. В этой статье я расскажу о нашем маршруте одного дня и какие достопримечательности можно увидеть в Кавказском Гранд Каньоне
Всем привет с вами Леся Белошвейка и вы на моем авторском блоге — Дневник Белошвейки.ру Я много разъезжаю по туристическим местам, пишу свои впечатления и делюсь пройденными маршрутами. Мои путешествия укладываются в среднюю зарплату статистического россиянина, я не пользуюсь услугами туроператоров, а планирую свои путешествия с нуля самостоятельно. Давайте изучать новые места своей необъятной страны вместе, а покажу вам её так чтобы вы влюбились в нашу родину
Многие не понимают зачем ехать на Бермамыт? Ведь по сути кроме самой горы там ничего нет, ни тебе зрелищных водопадов как на Джил Су или канатки как на Домбай, но по цене экскурсия обходится одинаково. А ответ кроется вот в чем. Плато Бермамыт — это самая впечатляющая смотровая площадка с обзором на Эльбрус, находящаяся на высоте почти 2.600 метров. Бермамыт представляет из себя скалистое плато на котором есть природные выступы и мостики, пройдя по которым вы оказываетесь краю пропасти паря над облаками. Высота обрывов здесь достигает 300 метров.
Сюда частенько наведывались те, чья творческая душа постоянно ищет вдохновения — Лермонтов, Чехов, а Ярошенко рисовал покрытый ледниками Эльбрус. А еще благодаря открытой местности и высоте здесь можно угадывать погоду на ближайшие дни, наверно поэтому в советское время на плато располагалась метеостанция, от которой сегодня остались каменные развалины.
Здесь можно отчетливо услышать оглушительно тишину, на много километров в округе нет малейшего намека на цивилизацию. Однажды, время прогулки по Бермамыту туристами были обнаружены следы йети — снежного человека, отпечаток ноги схожий с человеческим составлял около 50 см. в длину, а рядом шли маленькие — возможно его потомство. Местные чабаны, пасущие скот на альпийских лугах нисколько не удивились такой находке, они давно дали прозвище таинственному гостю — каптар, и говорят что видят его частенько.
Хотя Бермамыт находится недалеко от Кисловодска, всего около 2 часов езды, общественным транспортом на плато не добраться. Путь в эту начисто лишенной цивилизации красоту проходит по бездорожью, по разбитой грунтовой дороге, на которой есть опасные участки, поэтому к выбору транспорта я советую отнестить очень ответственно.
01. Местные турбюро. Если пройтись по любой туристической улице, то можно без труда найти экскурсию в горы на «Бермамыт», которая проводится на внедорожниках. Но здесь есть минус — нельзя выбрать транспорт и вам может не повезти, если экскурсия попадется на микроавтобусе
02. Самостоятельно. От Кисловодска до плато 20 км. по грунтовой дороге, но под конец начинаются огромные камни и колея, по которой не проедешь на низком авто. Так же в пути есть опасные участки, выбирайте правильный маршрут, а то можно застрять в горах. Здесь существует несколько способов посмотреть плато:
- взять машину в аренду. Вы можете взять автомобиль в аренду сразу по прилету в аэропорту Минвод или ж/д вокзале и наслаждаться поездкой в горах любое количество дней
- на собственном автомобиле. Здесь все понятно, скачиваете карту и по навигатору самостоятельно планируете свой маршрут. Мы пользуемся приложением maps.me
03. Приехать на экскурсии с гидом. Добираться на Бермамыт проще и безопаснее с проводниками или в составе туристических групп. Тогда можно избежать проблем с маршрутом, спокойно приехать, отдохнуть и вернуться домой. Экскурсии проводятся лучшими гидами ежедневно, бесплатный трансфер из любой точки КМV — Пятигорска и Кисловодска. Забронировать место можно на сайте Трипстер
Что посмотреть плато Бермамыт в Карачаево Черкесии на экскурсии
Джип туры предлагают выезды на Бермамыт в разное время суток, и каждое интересно по своему. Самая сложная экскурсия проходит с выездом из города глубокой ночью в 1 — 2 часа, чтобы встретить на плато рассвет. Есть утренние поездки и в обед, чтобы поймать закат. Мы выбрали закат, но лучшие виды открываются в предрассветный час, когда небо озаряется всеми оттенками красного.
В два часа дня с оговоренного места нас забрал УАЗ Патриот, водитель он же гид заботливо предупредил в какое время мы должны вернутся обратно. Первый остановочный пункт который у нас состоялся в пути — это кафе «Барашек», своеобразный это ориентир, что мы проезжаем границу Ставропольского края и Карачаево — Черкесской республики. Здесь можно остановится для перекуса или набрать еды в дорогу.
Половина нашего пути прошла по асфальту, а остальные 27 км – по грунтовой дороге и бездорожью. И я вам скажу даже на внедорожнике и с опытным водителей мы ощутили дозы адреналина, потому что некоторые участки пути трясет как на аттракционе.
Дорога на Бермамыт не изобилует какой — либо растительностью, по сути это сплошная безлесная степь с альпийскими лугами, где чувствуешь себя гостем у природы и её жителей, а не наоборот. По дороге встречаются стада коров и баранов, вольготно разгуливают лисы и зайцы совершенно не смущаясь присутствия машин и человека. Найдите на поле замаскированную рыжую плутовку. Для меня встретить лису — это необычайно хороший знак, так и получилось!
Представляете какие экологичные продукты здесь производят, ведь животные пасутся на альпийских лугах, где чистейший горный воздух и разнотравье. Здешний айран ни в какое сравнение не идет с тем, что мы привыкли покупать у себя в супермаркетах. А вы знали, что в горах местный деликатес — это шашлык из черного барашка, уж не знаю почему мясо именно этого цвета животного считается самым вкусным.
На плато натолкнулись на брошенную технику — трактор и сенокосилку, может до весны оставили здесь.
Наконец ухабы и колея остались позади и мы выезжаем на равнину, а у меня дух захватило от появившейся красоты. Наши мучения с двухчасовой тряской того стоили — перед взором раскинулось одно из самых красивых мест Северного Кавказа — плато Бермамыт.
Больше всего сюда едут, чтобы сделать запоминающиеся фотографии, поэтому я перечислю основные места на Бермамыте, где можно сделать такие снимки.
01. Смотровая площадка в кафе
Мы идем к первой смотровой расположенной на скалистом выступе, оформленного в виде кафе с видом на Кавказский хребет и Эльбрус. Как оказалось на Бермамыте довольно ветренно и прохладно, ведь это открытая площадка на высоте 2.600 метров — выше чем Красная поляна в Сочи, поэтому мы моментально замерзли.
Спасибо добрым людям, которые поддерживают здесь уют и цивилизацию, даже не представляю какого труда им стоит завозить сюда продукты и готовить ароматные хычины для туристов. Хычины — это кавказское национальное блюдо похожее на гигантские чебуреки. Усевшись на скамью в скале мы устроили пикник с обзором на заснеженный Кавказский хребет. Пока мы попивали горячий кофеек на краю обрыва, над нашими головами исполнял пируэты орел. Вы когда нибудь видели размах крыла этого горного красавца — вот это я понимаю мощь.
По красивой кавказской легенде Эльбрус — это зарубленный воин, а Бермамыт его верный пес, примостившийся у ног хозяина. Именно здесь в низине в долине реки Хасаут когда — то проходил маршрут знаменитого Шелкового пути, по которому шли караваны груженые пряностями, драгоценными камнями и предметами искусства.
02. Смотровая — столик на краю обрыва
Наш экскурсовод повел нас на следующую смотровую площадку, она так же сделана с гастрономическим намеком. Но здесь в отличии от первой, очень ветренно и не возможно долго просидеть, даже с таким впечатляющим видом. Вон на заднем фоне на камнях расположился наш гид — фотограф. Я назвала эту смотровую — «на удаленке», смогли бы работать за этим столом?
На плоскогорье встретили огромную собаку, которая бегала без хозяина. Возможно это сторожевой пес местного чабана. Поначалу её грозный вид напугал меня, и я боялась выйти из машины. Но потом пес дружелюбно познакомился с нами и сопровождал повсюду. Мне этот собакен напомнил гиену, хотя может это порода такая, кто знает?
03. Домики для ночевки на Бермамыте
Посмотрите внимательно на противоположный склон, там вдалеке можно увидеть два деревянный вагончика. Это ни что иное как отель на Бермамыте. Обстановка внутри довольно аскетичная — двухъярусные кровати, но главное ради чего сюда приезжают гости — это вид из панорамного окна.
Стоимость аренды вагончика за сутки — 6.000 руб., на пол суток — 4.000 руб. с 16.00 — 08.00 (закат, ночевка и встреча рассвета). Спальных мест рассчитано на троих человек, стоимость указана за весь домик. Я не нашла их на букинге, но эти товарищи есть в инстаграмме @bermamyt_official
Туалет и удобства на улице, но где вы еще увидите такое звездное небо как здесь.
04. Смотровая площадка — мостик
Эта смотровая в виде подвешенного мостика рассчитана для смелых духом людей — так как не все решаются дойти до конца помоста, а уж взглянуть вниз — это вообще испытание. Головокружение и паника настигнут неминуемо. Но наградой станет прилив адреналина и ощущение парения в воздухе.
05. Смотровая — амфитеатр
Самая зрелищная смотровая площадка на Бермамыте — это небольшое дугообразное углубление в скале, названное в народе амфитеатр. Лучше всего получаются фото сделанные на выступе посередине, я попробовала дойти до конца «сцены», там такой ветрище — он сбивает с ног! Но встав на краю пропасти, каждой клеточкой тела ощущаешь такую мощь стихии, что замирает сердце.
06. Смотровая с видом на Эльбрус
Эта выемка находится чуть дальше кафе, но не все решаются преодолеть путь, который лежит через горные тропинки. Здесь уже близился закат и Эльбрус виден в розовой дымке.
07. Смотровая — два монаха
А это скалы братья или Монахи, силуэты которых издалека похожи на людей. У нас остались последние минуты, чтобы сделать фото, перед тем как солнце спряталось в закат. Найдите меня на последнем фото, мне кажется я слилась с пейзажем как та лиса.
Бермамыт забирает жизни
К сожалению это место не только дарит незабываемые впечатления, но и является опасным — в 2016 году здесь разбился путешественник Василий Гусев. Он подогнал машину близко к обрыву для впечатляющего фото, при этом внедорожник не смог затормозить и на скорости сорвался в пропасть. Как вы понимаете на такой высоте шансов выжить у него не было. Печальный момент состоит в том, что он был вдвоем с 4-х летним сыном, который к счастью в этот момент спал в палатке.
Его джип до сих пор лежит на дне ущелья, со смотровой отлично просматриваются остатки покореженного корпуса. Василий стал вторым человеком погибшим в этом красивом месте, первым был российский геолог.
Заключение
Возвращались с мы Бермамыта уже затемно, ночь в горах спускается быстро, а так как в округе нет дороги и фонарей, машину вели на ощупь, по дорожной колее. К концу вечера наш водитель — гид доставил нас домой в целости и сохранности, по итогу могу сказать что джип — тур в цене полностью оправдан. Главное в этой экскурсии хороший гид и аккуратный водитель, дорога сложная и местами опасная. Если вы решите отправится самостоятельно, выбирайте сухую погоду, чтобы не было дождя и снега. А ясный день без тумана, будет хорошим залогом рассмотреть окрестности.
До того дня, я не знала что есть такое место Бермамыт, а теперь хочу попасть туда снова, теперь уже с ночевкой в домиках, чтобы увидеть млечный путь и Эльбрус на рассвете. У меня новая мечта!
Дорога на плато Бермамыт на машине
Плато Бермамыт — ещё одна достопримечательность Карачаево-Черкессии, которая никого не оставит равнодушным. В день поездки нас ждала пасмурная, ветреная погода. Особенность путешествия на плато Бермамыт на машине в том, что дорогу туда можно было назвать чисто символической. Мы не рискнули ехать на своей машине, и на всякий случай воспользовались услугами туристической фирмы. В назначенное время сели в комфортабельный, внедорожный минивен и поехали смотреть плато Бермамыт. После поворота направо, перед селом Кичи-Балык, дорога оправдала наши опасения. Первая половина была ещё сносной. Каменистая грунтовка хоть и не давала особенно разогнаться нашей машине, но была вполне проходима. Потом начался настоящий экстрим.
После растаявшего снега, дорога полностью ещё не просохла. Глубокая колея заставляла водителей искать новые проезды. То здесь, то там появлялись новые дороги, идущие в одном направлении.
Местное население, не желая портить свои пастбища, обкладывало дорогу бруствером из диких камней. Вездеходные способности нашей машины были на высоте, Не торопливо, но уверенно машина продвигалась к намеченной цели.
Наш гид Артём
Наш гид Артём оказался не только опытным водителем, но и интересным собеседником. Лавируя между глубокими колеями, Артём с увлечением рассказывал о достопримечательностях окружающей нас местности, о своих личных путешествиях по Кавказу. В одном месте мы всё-таки не решились въехать в длинную грязевую лужу. В объезд дорог тоже не просматривалось. Крутые склоны не давали возможности проехать по бездорожью. Какова же была наша гордость за отечественный автопром, когда мы увидели, как с большим трудом с пробуксовками и боковыми заносами по этой грязи всё-таки проехали две машины: УАЗ-буханка и полноприводный Баргузин. Благодаря мастерству нашего водителя, с большим трудом, но мы объехали плохой участок по склону близлежащего холма. Вот небольшое видео этого объезда:
Плато Бермамыт
Наконец мы прибыли на место. Высота плато 2590 метров над уровнем моря. Это немного сказалось на нашем здоровье — слегка кружилась голова. Вид с плато, надо сказать, нас конечно же порадовал.
Само плато Бермамыт покорило нас своим величием. Высокие вертикальные скалы поражали своими размерами и мощью. Маленькие фигурки людей на краю плато наглядно показывали, на сколько беспомощным является человек перед могучими силами природы.
Дух захватило, когда мы встали на специальный навесной настил на краю обрыва. Впечатление, будто бы паришь над пропастью.
Кафе на плато
На краю скального выступа разместилось небольшое кафе. Ребята в нём, конечно, что-то старались сделать для нас, но выходило у них всё как-то коряво. На высоте были только цены. За три хычина и три чая мы заплатили 450 рублей.
Немного перекусив, мы пошли погулять по краю плато. Нам встретился природный амфитеатр с высокой, узкой скалой по центру. На эту скалу легко взобраться и многие устраивали на её вершине селфи.
Немного поодаль находится ещё одна скала с плоской вершиной и вертикальным обрывом. Складывалось впечатление, что верхний камень специально был положен на вершину, но это всего лишь проделки природы.
Два монаха
Ещё одной достопримечательностью плато Бермамыт — это две, расположенные рядом друг с другом, вертикальные скалы Два монаха. Но на них забираться опасно, программой экскурсии это не предусмотрено.
Походив пару часов по плато, мы отправились назад. Тут вдруг оказалось, что турфирма предоставила нам два бонуса за поездку на Бермамыт. Это значит, что нас бесплатно свозят ещё на две достопримечательности Карачаево-Черкесии : Медовые водопады и Замок коварства и любви. От Замка коварства мы отказались, а вот на Медовые поехали с удовольствием. Дорога назад оказалась не менее экстремальной. Бездорожье вновь было нашим попутчиком. В дороге нам встретились менгиры, памятники мегалитической культуры. Стал накрапывать дождь.
Дорога на Медовые водопады
Вообще по дороге плато Бермамыт — Медовые водопады наш водитель ехал впервые и он знал только основное направление. Как таковой дороги не было и мы ехали по направлениям яндекс-карты в смартфоне Артёма. Частые остановки, сверки направления движения, добавляли интригу в нашем путешествии. Дорога оказалась не менее экстремальной, чем дорога на Бермамыт. Иногда дороги не было вообще. Приходилось переезжать с одной дороги на другую, которая обозначалась на карте. В общем, эксперимент удался. Мы благополучно прибыли на Медовые водопады с обратной стороны, по ущелью реки Аликоновки.
Полюбовавшись, в очередной раз на Медовые водопады, пригубив глинтвейна, мы поехали в Кисловодск. И опять — таки не по асфальтной дороге, а напрямик через пастбища. Как говорится в народе: самые интересные приключения бывают после фразы: «Я знаю короткую дорогу». Но на этот раз мы доехали быстро.
Плато Бермамыт как проехать на машине
На плато Большой Бермамыт ведёт несколько дорог. Мы поехали по той, которая идёт из Кисловодска, через посёлок Индустрия и сворачивает направо перед селом Кичи-Балык. Проезжая в 2020 году в Долину нарзанов, для ориентира, я сфотографировал этот поворот.
Он оказался асфальтированным. На сколько далеко проложен асфальт я уже не узнавал. Отправляясь в путешествие на плато Бермамыт на машине, уверяю вас, что вы получите истинное удовольствие и неизгладимое впечатление.
Плато Бермамыт на карте
Ниже представлена карта проезда к Плато Большой Бермамыт. На мобильных турбо страницах карта не видна. Чтобы увидеть её, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Постепенно увеличивая масштаб карты, вы увидите грунтовые дороги ведущие на плато Бермамыт. Счастливых вам дорог. Да хранит вас Бог.
Плато Бермамыт на машине, весна 2018 год.
Давно хотел поехать на Бермамыт, толком и не зная где он находится, потому что все знакомые отговаривали ехать на легковом авто, а внедорожника у меня нет. Знал лишь то, что данное место вдалеке от трассы, а значит делать там на моей калдине совершенно нечего. Точнее туда просто напросто не попасть на раз-два. Но в очередной раз, когда любимая моя предложила данное приключение я все же залез в глубь интернета и посмотрел очень много информации о данном объекте экскурсии. Я пересмотрел отзывы, видеоматериалы и скачав необходимые оффлаин карты, которые кстати очень помогали, я решил ломануться в путь, до конца не веря в успех дела. Итак, едем…
Как проехать! Все просто, перед Кисловодском, перед мостом направо на поселок Мирный, мимо горы Кольцо, въезжаем в Учкекен! Это важный объект. Далее, на первом светофоре (а может он там вообще один) едем налево. Дорога будет уходить не на 90, а на 45 градусов. Далее едем по главной, и на 4-ом перекрестке налево. Я ехал еще и по программе viewRanger, предварительно загрузив карты для offline режима. Далее едем почти до конца асфальта. Там необходимо, наверное посмотреть карту, асфальт в одном из мест пойдет правее, а Вам на грейдерную (по щебенке) дорогу прямо. Фото выше показывает именно эту дорогу. Далее все очень и очень просто.
Такая дорога будет уходить за горизонт далеко далеко. Эльбруса оттуда видно пока не будет, мешает подъем… Он где-то там…
Эта дорога порядка 20 километров. Навстречу Вы обязательно увидите КАМАЗы или джипы.
Качество приемлемое, но местами хуже чем Шаумянский перевал, хотя обратно я мчал, обгоняя Нивы и Патриоты. Но, скажу честно, делать там, к примеру на новой Киа Оптиме — нечего. Бампер там оставите. У меня машина 2004 года, надежная тойота, я ей доверяю. Не стоит пробовать пузотерки 2019 года по 2 миллиона за штуку. Имейте голову на плечах. В районе горы Алебастровой придется попереживать за бампера и пороги. Хотя на Калдине в 241 кузове со стандартным клиренсов в 160 мм и длинной машины в 4,5 метра проехал наверх без единого зацепа дном. Обратно, из-за дурости и ночного времени разок простучал всем днищем ажжжжшш в душе отдалось.
Это место, где коровы, там же две лужи по бокам (не видно за коровами), там же еще и два камня…
Это примерно конец дороги из щебенки для нашего маршрута. 20 км от асфальта, от конца Учкекена.
Здесь же есть указатель на Бермамыт. Точнее это указатель на развилку. Щебенка уходит дальше, а Вам надо направо на обычную грунтовку. Будет вот такой указатель.
По карте мне показалось, что мы делаем крюк, точнее это даже не показалось, это так и есть. Но испытывать судьбу я не стал. Мне даже показалось, что все это лишь для того, чтоб мы заехали за хычинами к хижине, которая находится через 1,5 — 2 км после съезда на грунтовку.
Немного попускали самолетики. Здесь бескрайние поля, правда на них растут одни колючки, а вечером, когда мы ехали в 7 часов температура опустилась до +4 градусов.
Причем, спускаясь с самого плато, думаю там еще ниже, я заметил, что земля покрылась инеем и стало скользко, но не проблемно. Трава подледенела.
После развилки на грунтовку, проехав пару километров, Вы увидите хижину. Там кормят хычинами, поют чаем и подскажут дорогу. Именно там мне внушили уверенность в моем бравом деле, что моя машина легко способна на большее. Указателями для дальнейшего маршрута ищете линии электропередач. Вы не ошибетесь. На десятки километров они там одни.
Едем и едем вдоль них по грунтовке. Где-то она раздваивается, растраивается, смотрите сами, где комфортнее. Далее Вы не ошибетесь, все равно через 12 километров от хижины выедите на плато.
Проехав полпути по грунтовке, Вы увидите перед собой крутой подъем. Знайте, что вы уже едете на высоте более 2 километров над уровнем моря. Да, это подножье Эльбруса!!! Гора позволяет Вам попасть ближе, ближе к ней. Перед Вами большой подъем, где-то тяжеловатый для пузотерок. Это гора Алебастровая. Ее высота около 2300 метров. Вершина окажется справа от дороги.
Проехать можно, не все так страшно. Габариты своей машины я Вам сказал. Единственное, иногда бампером, как ковшом, собирал земельку.
Поднявшись наверх Вы сразу увидите вдалеке окраину плато Бермамыт. Тот, что Большой Бермамыт. Едем дальше по столбам. Спуск проще, чем подъем.
Вот такие моментики есть. Главное — берегите бампер. Кто может и хочет — тот легко проедет здесь. Не думаю, что я самый гений-водитель. Наверху кстати стояла пузотерочка кроме моей.
Первые фото с высоты. Мы находимся примерно 2600 метров над уровнем моря. Вы только себе представьте! Я очень мечтаю остаться тут на ночь и я исполню свою мечту. Это была пробная поездка.
С Эльбрусом нам не очень повезло, он прятался за тучами, который то и дело пытались зацепить плато. Но вершины все же торчат сверху. По прямой до него около 30 километров.
Что скажете про фото? Но комментс как говорится. Как же тут красиво! Посмотрите на облака. Они почти цепляют горы… До них руками дотянуться можно.
Сейчас полезем на вон тот камень слева на скале.
Обещали и залезли. Высота очень приличная. По крайней мере камни летят ни одну секунду вниз. Думаю, метров 200-300 падать придется.
Только приехав, подумал, что ведь я был во многих горах Кавказа, и везде луга, деревья, а тут сразу скалы. Так это потому что мы на высоте Софийских озер Архыза, почти на высоте станции Кругозор Эльбруса, на высоте, где живут орлы.
Но это не орел, это ястреб. Их тут куча. Один пролетел так, что я запереживал. Прям над головой (в метре) над детьми.
Тень Чулавека при заходе Солнца.
Посмотрите на эту громадину. Это так впечатляет. На этой правой вершине (вершине Европы, 5642 м.) я был в 2017 году, писал отзыв, хоть и ранее, когда не взобрался (2015 год). Но это потрясающе. А тут я стою у его подножья и смотрю вдаль. Знали бы Вы какие эмоции переполняют человека в этот момент.
Там даже есть какая-то сторожка. Думаю, если что там можно обогреться. Вообще хотелось поехать туда с ночевкой, потому что там кроме заката еще и просто умопомрачительное звездное небо и еще более потрясающий рассвет. Я побоялся, так как первый раз, не знал куда еду и не знал, как это вообще… Тут, само собой, теплее, чем где-то в Баксанском ущелье на той же самой высоте. Тут с севера находится теплый Ставропольский край, не закрытый горами, который несет сюда теплый воздух. В Баксанском ущелье все зависит от гор и их льдов. А их там не мало.
Вечереет, но красивого заката мы не увидим. Тучи на горизонте. А тут на фото красивая тучка, которая в итоге опустилась на плато. Температура в эти минуты опустилась с +18 днем, до +3-+4, когда мы уезжали (18.30).
Леденящий ветер не давал сделать фото, уж очень холодно!
Обещаю скоро вернуться! И тем более всем рекомендую посетить это удивительное место. Стоит ехать сразу с ночевкой, чтоб увидеть все его красоты, а днем погулять там.
Плато Бермамыт очень необычное место, которое с каждым годом становится все популярнее. Однодневное приключение которое понравится взрослым и детям. А ваши странички в соцсетях пополнятся необыкновенно красивыми фотографиями.
Как добраться
Самый простой вариант это взять экскурсию из Кисловодска или Пятигорска. Бермамыт находится на территории Карачаево Черкесии и самый простой путь ведет через село Учкекен, которое находится в нескольких километрах от Кисловодска. Есть еще несколько дорог, одна из них через Медовые водопады, но по рассказам местных водителей они сложнее и длиннее.
Мы заказали индивидуальную экскурсию из Кисловодска, а после того, как созвонились с водителем, назначили встречу в Учкекене, для нас это было удобнее и нашу машину было где оставить на целый день. Сразу хочется предупредить, что проехать на Бермамыт можно только на внедорожнике.
Нам попадались по пути смельчаки на легковых машинах, но есть вероятность, что вы не доедете. Наверху мы не встретили ни одной легковушки.
Стоимость поездки на внедорожниках с местными водителями стоит 5000 за машину, то есть 1250 рублей на человека, если ехать вчетвером на одной машине.
Если первая часть дороги это хорошо укатанная гравийка, то постепенно она уходить в поля и вот там начинаются сложности проезда. Особенно после дождей. И опять же со слов водителей, после дождя здесь регулярно застревают даже опытные ребята на серьезных машинах.
Дорога от Учкекена до Бермамыта с остановками для сьемок и фотографий заняла у нас примерно часа полтора.
Основная часть дороги проходит по полям. Один из ориентиров — каменные менгиры с левой стороны от дороги и потом старая линия электропередач, которую хорошо видно и вдоль нее и надо двигаться.
На этом участке дороги как таковой дороги нет, только следы от машин, накатанные в поле.
Плато Бермамыт
Примерно через час экстрима по полям на «Патриоте» показались первые скалы.
Место необыкновенное. Людей довольно много, сюда едут с палатками, с ночевкой, встречать рассветы и закаты, проводить ночи под звездами. В ясную погоду отсюда открывается отличный вид на Эльбрус. Нам чуть не повезло, он спрятался в облаках.
Здесь нет рынков, ресторанов и гостиниц. Одна маленькая кафешка на обрыве и два вагончика без удобств с видом на Эльбрус. Собственно это и вся местная инфраструктура. Есть еще туалет, естественно без удобств, но довольно чистый.
Бермамыт называют местом, где формируются облака. На фото видно, как облачко заходит на плато и в считанные минуты мы оказались внутри тучки, видимость нулевая.
Многие приезжают сюда конкретно за красивыми фотографиями. Девушки привозят платья и позируют на скалах. Эта локация популярна у фотографов которые организовывают целые фото туры.
Погода меняется в течение нескольких минут. Только было солнце и вот уже мы ходим в облаках и ничего не видно. Примерно через пол часа тучка ушла и мы успели сделать несколько снимков со смотровой площадки.
Отсюда виден автомобиль разбившегося блогера, Василия Гусева, который в 2016 году по непонятной причине съехал в обрыв. Ему установлен небольшой памятник. А всем лишний раз нужно вспомнить, что горы — это всегда место повышенной опасности и нужно быть осторожными.
На Бермамыт хочется вернуться, надо будет в следующий раз приехать сюда с ночевкой, встретить рассвет и возможно нам повезет увидеть Эльбрус. Только обязательно нужно мониторить погоду, ведь после дождей туда не проехать даже на внедорожнике.
Видео нашей поездки
Очень важно! Если вы не на внедорожнике. Рекомендуем не испытывать судьбу. Заблудиться не получится но оставить машину в колее, так себе затея.