На каком сайте управляющая компания обязана разместить отчет

Как найти годовой отчет по договору управления в ГИС ЖКХ

Ежегодно отчитываться перед жителями дома — одна из главных обязанностей любой управляющей организации.  

Согласно Жилищному кодексу  УК, ТСЖ, ЖСК ежегодно, до 1 апреля, если иной срок не установлен в договоре управления, должны  разместить отчёт о выполненных работах по договору управления за прошлый год  в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). 

Жители  МКД могут самостоятельно найти годовой  отчёт в ГИС ЖКХ: 

 1. Наберите в браузере адрес сайта ГИС ЖКХ — dom.gosuslugi.ru; 

 2. На главной странице найдите вкладку «Реестры» ➡️ «Реестры объектов жилищного фонда». Вам предложат найти Ваш дом по адресу, либо по названию УК. 

 3. Внизу нажмите ссылку «Сведения об объекте жилищного фонда». В графе «Управляющая организация» должна быть ссылка «Информация об управлении МКД». 

 4. Откройте данную ссылку. Появится окно с подзаголовками от «Общей информации» до «Использования общего имущества», после которого имеется также кнопка — список (четыре синих горизонтальных полоски). 

 5. Нажмите на эту кнопку и выберите пункт «Отчёт по управлению».

 6. Далее необходимо указать отчётный период. После чего должна появиться ссылка на файл с возможностью его скачивания.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Отчёт о выполнении договора управления

Ежегодно в течение I квартала текущего года необходимо раскрыть в ГИС ЖКХ информацию об отчёте о выполнении обязательств по ДУ за предыдущий год, в котором УО осуществляла деятельность по управлению МКД.

Для УО:

  • отчёт о выполнении ДУ МКД
  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность
  • сумма доходов, полученных за оказание услуг по управлению всеми МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов) за отчётный период
  • сумма расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов)

Для ТСЖ/ЖСК:

  • годовой отчёт о деятельности правления ТСЖ/ЖСК
  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, в том числе:
    • информация об отчёте о целевом использовании средств
    • смета доходов и расходов
    • отчёт о выполнении сметы доходов и расходов

П. 15 разд. 10 предыдущей версии приказа Минстроя РФ от 29.02.2014 № 74/114/пр обязывал управляющие организации размещать в системе информацию о договоре управления МКД. В обновлённой версии документа п. 15 – 16.19 разд. 10 включают в себя перечень информации об отчёте о выполнении договора управления МКД и бухгалтерской отчётности.

Годовую бухгалтерскую отчётность управляющим организациям нужно будет размещать в ГИС ЖКХ ежегодно, в течение первого квартала текущего года за предыдущий год, в котором УО управляла многоквартирным домом.

Помимо годовой отчётности, в ГИС ЖКХ управляющим организациям предстоит размещать промежуточную финансовую отчётность за квартал. Делать это нужно будет ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Добавление годового отчёта

Чтобы добавить отчёт, в реестре договоров под нужным договором управления нажмите «Добавить отчёт о выполнении договора управления».

В открывшейся форме нужно указать отчётный период, сумму доходов и расходов и прикрепить сам отчёт.

В поле «Сумма доходов за отчётный период» вносится информация о сумме доходов, полученных за оказание услуг по управлению всеми МКД (по данным раздельного учёта доходов и расходов) за отчётный период.

В поле «Сумма расходов за отчётный период» — сумма расходов, понесённых в связи с оказанием услуг по управлению МКД (по данным раздельного учёта доходов и расходов).

После заполнения полей и загрузки файла нажмите «Сохранить», чтобы оставить возможность для удаления введенной информации или «Разместить информацию».

Когда информация размещена и отображается в системе в статусе «Информация размещена», она не подлежит удалению, только аннулированию.

Аннулирование информации об отчёте

Для аннулирования информации выберите необходимый для размещения период, нажмите на пиктограмму выпадающего списка и и выберите пункт «Аннулировать информацию».

После того как вы нажали «Аннулировать информацию» в открывшемся окне необходимо указать причину аннулирования и нажать кнопку «Аннулировать информацию».

Размещение годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности

Данный раздел доступен после предоставления представителю организации права доступа «Доступ к реестру и операциям с годовой бухгалтерской (финансовой) отчётностью управляющей организации».

Для перехода на страницу «Реестр годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности управляющей организации» выберите пиктограмму выпадающего списка горизонтального навигационного меню, затем – пункт выпадающего меню «Реестр годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности управляющей организации».

Отображается страница «Реестр годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности управляющей организации».

Добавление отчётности управляющей организации

Для добавления отчётности управляющей организации нажмите на кнопку «Добавить».

Откроется страница «Отчётность управляющей организации».

Заполните обязательные поля. Прикрепите документы годовой (финансовой) отчётности: нажмите на кнопку «Добавить файл», а затем – «Разместить информацию».

Если вы нажали на кнопку «Сохранить», то не забудьте в последующем разместить эту информацию. Для этого выберите нужный период и в выпадающем меню нажмите «Разместить информацию»

Аннулирование информации о годовой бухгалтерской отчётности

Для аннулирования информации выберите необходимый период и в выпадающем меню нажмите «Аннулировать информацию».

В появившемся окне, укажите причину аннулирования информации и нажмите «Аннулировать информацию».

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Отчет управляющей организации перед собственниками – это ВАЖНО

В соответствии с жилищным законодательством РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.  Часть 2 ст. 161ЖК РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать на своем общем собрании способ управления таким домом. При этом ЖКРФ предусматривает возможность выбора одного из нескольких способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, или управление управляющей организацией. 

Выбор способа управления не означает прекращения действия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме как органа управления данным домом или утрату им правомочий. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и предоставление коммунальных услуг. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (ст.161.1 ЖК РФ).

При выборе способа управления домом посредством управляющей компании, согласно ч. 11 ст. 162ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Форма, сроки и порядок представления отчета могут быть согласованы только в договоре управления. Как правило, управляющая организация разрабатывает свою форму (удобную для составителей), указывает ее в качестве приложения к договору, а также определяет сроки, периодичность и порядок доведения отчета до собственников. Однако встречаются и иные ситуации — когда в договоре управления нет ни слова про отчетность исполнителя. В этом случае собственники на основании закона вправе требовать отчет в течение первого квартала календарного года.

Главная заинтересованная сторона в получении информации о выполненных (оказанных) управляющей организацией работах (услугах) — собственники помещений, поскольку выполненные работы (оказанные услуги) собственниками помещений оплачены.

При заключении договора управления стороны обязаны определить перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также коммунальных услуг, которые должны быть предоставлены управляющей организацией собственникам помещений в течение срока действия договора. В дальнейшем управляющая организация лишь выставляет собственникам счет (платежный документ) согласно договору. В свою очередь, приемки выполненных работ (оказанных услуг) в традиционном ее понимании (с подписанием акта между заказчиком и исполнителем) не происходит.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 (п.40) дают собственникам помещений право в соответствии с условиями договора:

— получать информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ (не позднее 5 рабочих дней с даты обращения);

— проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

— требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

О порядке реализации указанных прав в нормативном документе не говорится. В частности, в каком виде должен быть составлен запрос и предоставлена информация о перечнях, объемах, качестве и периодичности услуг и работ? В платежном документе отсутствует информация о фактическом объеме, видах и стоимости оказанных услуг в отношении общего имущества многоквартирного дома в целом. В связи с чем, каждому отдельному собственнику данная информация недоступна. По сути, каждый отдельный собственник не информирован о техническом состоянии  всего дома, а лишь имеет сведения касающиеся только его доли в общем имуществе.

Таким образом, интерес собственников помещений понятен — они хотят знать соотношение уплаченных ими (предъявленных к уплате) сумм с объемом и видами запланированных (фактически выполненных) работ и услуг. Поэтому с точки зрения собственника отчет управляющей организации должен быть максимально детализирован, наполнен исчерпывающей информацией о состоянии общего имущества, выполненных работах, их стоимости, причем эта информация должна быть предоставлена в понятном, удобном виде (таблицы, графики, диаграммы).

 Добиться этого собственники могут, только если настоят на утверждении конкретной формы отчета как приложения к договору управления.

Отчет управляющей организации лучше утверждать на общем собрании собственников помещений. Ведь отчет является своеобразным актом о выполнении работ и оказании услуг. Однако закон не указывает на такую необходимость. Таким образом, утверждение отчета необходимо, только если это специально предусмотрено договором управления. Кроме того, в договоре управления целесообразно прописать условия о порядке утверждения отчета, представления на него возражений. В целом же возражения по отчету следует рассматривать в качестве претензии потребителей (ст. 29Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей») с соответствующими последствиями. Собственникам помещений необходимо твердо отстаивать свои права.

Итак, чтобы с легкостью реализовывать свои права на получение информации о проделанной работе (оказанной услуги) по управлению домом управляющей организацией и отстаивать свои интересы, собственникам помещений многоквартирного дома необходимо объединиться и проявить свою активность: подготовить проект договора управления (или дополнительное соглашение к договору управления) с указанием в нем условий определяющих порядок предоставления отчета управляющей организацией, утвердить его на общем собрании собственников помещении и передать управляющей организации для исполнения.  

 В настоящее время, в дополнение к отчету о выполнении договора управления, в соответствии с ч.10  ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Орловской области органом, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора, является Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области.

В рекомендации показано, как отчитаться по исполнению договора управления МКД.

УО обязана ежегодно предоставлять собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Это предусмотрено ч. 11 ст. 162 ЖК РФ.

Чтобы отчитаться по договору управления МКД с соблюдением законодательства, необходимо разобраться:

  • в какой форме составить отчет;
  • что включить в отчет;
  • кому и в какие сроки представить отчет;
  • способы представления отчета;
  • как утвердить отчет;
  • ответственность за непредставление отчета.

В какой форме составить отчет УО по договору управления МКД

Отчет об исполнении договора управления МКД составляется УО в свободной форме. Форма отчета не утверждена законодательно и определяется сторонами договора.

Минстрой России указывает, что форма отчета может быть утверждена решением общего собрания собственников помещений в МКД (приказ от 31 июля 2014 г. № 411/пр). По аналогии можно сказать, что по решению сторон форма отчета по договору управления МКД может быть утверждена приказом ТСЖ (ЖК, СПК), приказом застройщика.

Ситуация: как УО предложить свою форму отчета по договору управления МКД

Разработайте форму отчета по договору управления МКД и предложите контрагенту (собственниками помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, СПК, застройщику) рассмотреть ее и вынести на утверждение вместе с текстом самого договора управления МКД.

Если утвердить форму отчета вместе с условиями договора управления МКД не удалось, воспользуйтесь ч. 7 ст. 45 ЖК РФ и проведите общее собрание собственников помещений в МКД по своей инициативе.

В интересах УО разработать свою форму отчета по исполнению договора управления МКД и предложить ее другой стороне договора.

Ситуация: как указать в договоре управления МКД, что УО составляет отчет по договору в свободной форме

Все необходимые сведения УО размещает в открытом доступе в рамках раскрытия информации.

Для этого достаточно не указывать, что форма отчета должна быть кем-либо утверждена. Включите в договор управления МКД следующее условие: «УО ежегодно в течение I квартала текущего года представляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления МКД за предыдущий год, а также размещает отчет в ГИС ЖКХ».

Пример утверждения формы отчета УО о выполнении договора управления МКД, заключенного с ТСЖ

УО разработана форма отчета о выполнении договора управления МКД. Форма 12 января 2016 г. официально направлена в правление ТСЖ на рассмотрение, указан разумный срок для ее утверждения – до 5 февраля 2016 г. В рабочем порядке в форму отчета сторонами внесены правки, предложенные председателем правления ТСЖ. Вопрос об утверждении формы отчета по выполнению договора управления МКД уставом ТСЖ не отнесен к компетенции правления ТСЖ, общего собрания членов ТСЖ. Приказом председателя правления ТСЖ от 3 февраля 2016 г. № 11-2/16 утверждена форма отчета УО по выполнению договора управления МКД.

Что включить в отчет по договору управления МКД

Стороны договора управления МКД самостоятельно решают, что необходимо включить в отчет УО о выполнении договора.

Минстроем России утверждена примерная форма отчета управляющей организации (приказом от 31 июля 2014 г. № 411/пр). Согласно примерной форме отчет содержит информацию о:

  • соответствии перечня, объемов и качества работ/услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам;
  • видах и характеристиках фактически выполненных работ и/или оказанных услуг по договору управления с указанием даты их выполнения;
  • случаях нарушения условий договора управления (число и даты нарушений, количество связанных с нарушениями случаев снижения платы за содержание и ремонт жилого помещения);
  • видах коммунальных услуг, предоставляемых в течение отчетного периода;
  • произведенных расчетах с РСО;
  • случаях нарушения периодичности и качества предоставления коммунальных услуг, в том числе по вине УО;
  • рассмотрении поступивших от собственников помещений обращений, сведения о принятых УО мерах, данные о числе выявленных по результатам рассмотрения обращений собственников фактов причинения ущерба общему имуществу действиями (бездействием) УО и сведения о возмещении такого ущерба или об устранении порчи общего имущества;
  • использовании средств из резервов, предназначенных на проведение ремонтных (в том числе непредвиденных) работ, а также случаев превышения стоимости таких работ над суммами созданных резервов (в случае формирования соответствующих резервов);
  • изменениях перечня работ, услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, перечня работ (услуг) по управлению МКД в соответствии с порядком, установленным условиями договора управления с указанием количества, даты и содержания соответствующих изменений;
  • суммах, полученных УО по заключенным от имени собственников помещений в МКД договорам об использовании общего имущества, направлении расходования таких сумм;
  • результатах сверки расчетов за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • суммах, начисленных и поступивших в отчетном периоде взносов на капитальный ремонт, его размер на дату составления отчета, а также о суммах, использованных в отчетном периоде средств такого фонда по назначениям (в случае его формирования на специальном счете регионального оператора);
  • взысканиях, штрафах, и иных санкциях к УО со стороны органов госжилконтроля и надзора, а также судебных исках, в которых истцом или ответчиком выступает УО.

Ситуация: можно ли ограничиться публикацией сведений в рамках раскрытия информации и не составлять отчет УО по выполнению договора управления МКД

Нет, нельзя. УО может брать за основу отчета по выполнению договора сведения, раскрываемые в соответствии с законодательством. Однако одна обязанность не подменяет другую.

В обязанности УО входит раскрывать сведения о своей деятельности по управлению МКД (ч. 10 и 10.1 ст. 161 ЖК РФ) и представлять отчет о выполнении договора управления МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Форму отчета УО по договору управления МКД определяет или самостоятельно, или по согласованию сторон договора управления.

Ситуация: может ли УО исключить отдельные положения из примерной формы отчета управляющей организации, утвержденной Минстроем России

Да, может. УО вправе исключить и (или) добавить отдельные положения. Приказом Минстроя России от 31 июля 2014 г. № 411/пр утверждена примерная форма отчета, ее применение не обязательно для УО.

Кому и в какие сроки представить отчет по договору управления МКД

Отчет о выполнении договора управления представляется УО своему контрагенту: собственникам помещений в МКД, правлению ТСЖ, ЖК, ЖСК, застройщику.

УО обязана предоставить отчет о выполнении договора управления МКД только собственникам помещений в МКД (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). В отношении других контрагентов такую обязанность нужно закреплять условиями договора.

Пример того, что УО может не предоставлять отчет о выполнении договора управления МКД застройщику

Между ООО «Единый заказчик» и застройщиком заключен договор управления в отношении МКД, введенного в эксплуатацию.

Условиями договора, заключенного сроком на три месяца, не предусмотрено предоставление УО отчета о его выполнении. Законом также не установлена обязанность УО предоставлять отчет о выполнении договора управления застройщику.

Стороны не имеют взаимных претензий.

Стороны условиями договора управления МКД определяют срок предоставления отчета о его выполнении. Если стороны не закрепили такой срок в договоре, то УО предоставляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления ежегодно в течение первого квартала текущего года за предыдущий год.

Ситуация: как определить, что УО предоставила отчет о выполнении договора управления МКД вовремя

Ознакомьтесь с условиями договора управления. Если договором не установлен срок предоставления отчета УО, то законным сроком считается первый квартал текущего года за предыдущий год (до 31 марта ежегодно).

Каким способом представить отчет о выполнении договора управления МКД

УО обязана разместить отчет о выполнении договора управления в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ). Другие способы представления отчета следует урегулировать условиями договора управления МКД. Удобными способами могут быть:

  • размещение отчета в помещениях общего доступа (в подъездах МКД, лифтах и проч.);
  • размещение отчета в офисе УО, на официальном сайте УО;
  • направление отчета в письменной форме (например, всем собственникам помещений в МКД, председателю совета МКД, председателю ТСЖ).

Пример размещения отчета о выполнении договора управления МКД

В соответствии с условиями договора отчет о его выполнении УО размещает на первом этаже в каждом подъезде МКД не позднее 31 марта текущего года за предыдущий год.

УО подготовлен отчет о выполнении договора управления МКД за 2015 год, заключенного с ТСЖ «Пушкина, 12». Отчет 20 марта размещен на стендах информации, находящихся на первом этаже в каждом подъезде МКД.

Как утвердить отчет о выполнении договора управления МКД

Законодательством не установлен обязательный порядок утверждения отчета, подготовленного УО в соответствии с ч. 11 ст. 162 ЖК РФ. Поэтому порядок утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД определите в самом договоре.

В зависимости от способа управления МКД отчет может утверждаться:

  • решением общего собрания собственников помещений в МКД или решением совета МКД, председателя совета МКД (при управлении МКД УО);
  • решением общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, СПК или решением правления, председателя правления соответствующего жилищного объединения;
  • застройщиком (при управлении новостройкой до проведения открытого конкурса по отбору УО).

Пример утверждения отчета УО о выполнении договора управления МКД

В условиях договора управления МКД указано, что отчет УО о выполнении договора утверждается решением правления ТСЖ. Подготовленный отчет УО официально направила в правление ТСЖ. Отчет рассмотрен на заседании правления ТСЖ и принят в редакции УО, о чем сделана соответствующая запись в протоколе заседания правления.

Ситуация: как узаконить утверждение отчета УО о выполнении договора управления МКД председателем совета МКД

Достаточно в условиях договора управления указать, что отчет о выполнении договора УО направляет председателю совета МКД на утверждение.

Если договор управления уже заключен, то возможно внести в него необходимые изменения (см. рекомендации Как внести изменения в договор управления МКД).

Какая ответственность предусмотрена за непредставление отчета о выполнении договора управления МКД

Закон не рассматривает непредставление УО отчета о выполнении договора управления МКД как правонарушение. Ответственность за это не предусмотрена.

Стороны по договору управления МКД могут самостоятельно в договоре предусмотреть ответственность УО в случае неисполнения обязанности, предусмотренной ч. 11 ст. 162 ЖК РФ и договором.

Ситуация: какую ответственность УО за непредставление отчета можно предусмотреть в условиях договора управления МКД

В договоре управления МКД можно предусмотреть материальную ответственность за непредставление отчета о выполнении работ и услуг по нему.

В таком случае условиями договора должно быть закреплено, что в случае непредставления отчета о выполнении договора управления МКД УО выплачивает другой стороне неустойку в определенном размере.

Управление МКД: Раскрытие информации

На чтение 3 мин. Просмотров 1k. Опубликовано 11.03.2022

Согласно части 10 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ и в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами раскрытия информации, управляющая организация (далее УО) обязана предоставить доступ к следующей информации:

  • основные показатели финансово-хозяйственной деятельности;
  • оказываемые услуги и выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
  • порядок и условия оказания и выполнения работ и услуг;
  • стоимость оказываемых услуг и выполняемых работ;
  • цены и тарифы на ресурсы.

Стандарты раскрытия информации

Согласно требованиям Постановления УО обязаны размещать сведения не только в системе ГИС ЖКХ, но и публиковать их на официальном сайте, который определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов, который может выбрать сама УО:

  • сайт УО;
  • сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого работает УО.

УО обязана указать адрес сайта, на котором размещена информация, собственникам помещений по их запросу.

Состав информации для размещения такой же как для размещения в системе.

Информация должна быть доступна в течение пяти лет.

Разместить информацию на сайте необходимо не позднее 30 дней с момента заключения договора управления.

Отчёт об исполнении договора управления размещается ежегодно в течение первого квартала текущего года за предыдущий.

Если в размещённой информации что-то изменилось, то обновить информацию на официальном сайте нужно в течение 7 рабочих дней.

Информация публикуется не в произвольном виде, а согласно формам, которые были утверждены Приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ от 22 декабря 2014 года № 882/пр:

  • Сведения о компании заполняются по форме 1.1. В ней необходимо указать название, реквизиты, контакты, режим работы и часы приёма граждан, номер лицензии, количество штатных сотрудников, объём жилищного фонда, данные о членстве в саморегулируемой организации.
  • Сведения о финансово-хозяйственной деятельности − форма 1.2.
  • Информация о привлечении УО к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами − форма 1.3. 
  • Данные о многоквартирном доме − форма 1.4.
  • Перечень многоквартирных домов, с которым УО расторгла договоры управления в течение последнего года − форма 1.5.
  • В форме 2.1 указываются общие сведения о многоквартирном доме. Такие как адрес, этажность, количество квартир и подъездов, год строительства, год ввода в эксплуатацию и т.д.
  • Информация об основных конструктивных элементов заполняется по форме 2.2.  
  • Список работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме − форма 2.3.
  • Информация об оказываемым коммунальным услугам заполняется согласно форме 2.4.
  • По форме 2.5 заполняется отчет об использовании общего имущества.
  • По форме 2.6 заполняется информация о капитальном ремонте. 
  • Информация о проведённых в доме общих собраниях собственников − форма 2.7.
  • Отчёт о проделанной работе за год заполняется согласно форме 2.8.

Если УО будет размещать информацию на своём сайте, то он должен соответствовать требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.

Кроме того, сайт должен иметь вариант для инвалидов по зрению. Это необходимо, чтобы в соответствии со статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ гарантировать инвалиду право на получение необходимой информации.

Если на сайте УО нет версии для инвалидов по зрению, можно получить предписание по устранению выявленных нарушений от надзорных и контрольных органов.

Версия сайта управляющей организации для слабовидящих должна соответствовать положениям ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».

На заметку

Компания «Технология и Сервис» оказывает услуги по разработке сайтов для УО. Оставить заявку можно по ссылке. Если остались вопросы, звони по номеру 8 (800) 550-39-96 или пишите на почту info@gisgkx.ru, наши специалисты на них ответят. 

Какую информацию обязана размещать в ГИС ЖКХ управляющая организация?

Аббревиатура ГИС ЖКХ прочно вошла в обиход, в том числе на обывательском уровне. Сайт ГИС ЖКХ стал рабочим инструментом и в ежедневном режиме используется физическими и юридическими лицами, а также надзорными органами для получения информации, внесения необходимых сведений и проведения проверок.     

Восприятие ГИС ЖКХ на конец 2021 года

Если считать от даты принятия Федерального закона от 21.07.2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», то 21.07.2021 г. ГИС ЖКХ исполнилось 7 лет.

Первоначально участников рынка услуг ЖКХ заставляли регистрироваться на данном сайте под угрозой серьёзных штрафов (доходивших до 300 000 рублей), однако всё это носило характер манипуляции и было попыткой психологического давления на бизнес.

На применение статьи13.19.2 КоАП РФ («Неразмещение информации, размещение информации не в полном объёме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ») вводился мораторий, а суммы штрафов постепенно уменьшались.

В настоящее время ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ влечёт всего лишь предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей. Безусловно, смягчение наказания за неразмещение чего-либо – хорошая практика, снижающая нагрузку на бизнес. Однако с точки зрения исполнения требования о размещении информации в ГИС ЖКХ можно говорить в большей степени о формальном исполнении обязательных требований игроками рынка ЖКХ-услуг.

Конечный смысл создания ГИС ЖКХ для государства состоял в централизации информационно-разрешительных процессов на базе единой интернет-платформы. Ей и стал сайт https://dom.gosuslugi.ru/. Государство сосредоточило в своих руках регулирование в виде реестра лицензий субъекта, контролируя, централизуя и монополизируя рынок путём применения процедур, установленных исполнителем органом власти.

ГИС ЖКХ имеет открытую часть, которая доступна всем пользователям. Через неё можно посмотреть информацию об управлении многоквартирным домом, его технико-эксплуатационные характеристики, а также получить ряд иных сведений, которые размещены на сайте. Закрытая часть ГИС ЖКХ доступна только тем пользователям, которые проходят регистрацию через ЕСИА (т.е. Госуслуги). Здесь функционала больше, например, можно официально направить обращение в управляющую организацию или надзорный орган (и жалоба, отправленная через ЕСИА будет являться основанием для проведения проверки).

Можно сказать, что у управляющих организаций и ТСЖ выработался иммунитет на ГИС ЖКХ, ушли в прошлый какие-либо опасения от грозных штрафов или претензий со стороны надзорных органов по причине ненадлежащего ведения ГИС ЖКХ. Данная система ведётся по большей части формально и всё чаще с использованием принципов автоматизации. Они позволяют одномоментно генерировать контент в ГИС ЖКХ при его поступлении.

Обязанности управляющей организации по ГИС ЖКХ

С 1 июля 2016 года состав информации, подлежащий раскрытию в ГИС ЖКХ приведён в Составе, сроках и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утверждённом Приказом Минкомсвязи РФ, Минстроя России от 29.02.2016 №74/114/пр (далее – Порядок №74/114/пр). Это очень ёмкий документ, которые раскрывает требования по раскрытию информации не только для управляющей организации, но для всех участников сферы ЖКХ (властей, поставщиков ресурса и т.д.).

Для управляющей организации значение имеет раздел 10 Порядка №74/114/пр, который называется «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами». Этот раздел содержит 21 группу сведений, которые также делятся на подразделы. Если перенести эти 21 группу сведений в текстовый формат, то число страниц в таблице раздела 10 составит цифру 80, то есть, состав сведений, подлежащих раскрытию – огромный.

Сведения, подлежащие размещению в ГИС ЖКХ для управляющей организации, включают:

1. Информацию об управляющей организации, ТСЖ или ЖСК (носит довольно общий характер, включает адрес, телефон, ИНН и иные подобные сведения).

2. Информацию об объектах государственного учёта жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние (размещает тот, кто управляет домом; на основании неё в ГИС ЖКХ можно построить электронный паспорт дома).

3. Информацию о перечне предоставляемых работ и услуг, их стоимости.

4. Информацию об объёме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений (в случае ст. 157.2 ЖК РФ, т.е. когда управляющая организация не является исполнителем, она не раскрывает данную информацию, т.к. обязанным лицом является поставщик ресурса; впрочем, для РСО что-либо раскрывать по этому пункту – тоже большая редкость).

5. Информацию о приборах учёта, используемых для определения объёма коммунальных услуг (даже в случае прямых договоров с РСО, эти сведения раскрывает управляющая организация).

6. Информацию о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, перерывах в предоставлении (в случае ст. 157.2 ЖК РФ – это обязанность поставщика ресурса).

7. Информацию о размере платы за жилое помещение (обычно эта информация раскрывается путём размещения протокола общего собрания или тарифного решения органа местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ), однако на практике это происходит не всегда).

8. Информацию о состоянии расчётов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчётов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг.

9. Информацию о состоянии расчётов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

10. Информацию о состоянии расчётов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (эта информация раскрывается только в случае отсутствия прямых договоров по ст. 157.2 ЖК РФ).

11. Информацию, подлежащую размещению управляющими организациями (ТСЖ/ЖСК), если они являются владельцами специального счёта, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.

12. Сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счёт дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (сам факт таких взносов – очень большая редкость).

13. Информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.

14. Информацию о договоре управления многоквартирным домом.

15. Информацию об отчёте о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Такая информация размещается ежегодно до 31 марта года, следующего за отчётным (п. 11 ст. 162 ЖК РФ).

16. Информацию об отчётности ТСЖ/ЖСК.

17. Информацию о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры (размещаются крайне редко по причине отсутствия принятых решений на общем собрании).

18. Информацию об энергосервисных договорах (контрактах) (встречаются довольно редко).

19. Информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в виде протоколов и принятых решений; чаще всего размещаются реквизиты протоколов, вместо полного текста скан-образа).

20. Информацию об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, ТСЖ/ЖСК.

21. Сведения о наличии или отсутствии у заявителя подтверждённой вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Как было отмечено, каждая группа сведений содержит подпункты, где раскрывается детализация информации, подлежащей размещению. Можно сказать так, что состав сведений – просто колоссальный, а потому практически не выполнимый по размещению на 100%. Поэтому, при желании, можно практически любой управляющей компании выписывать штраф по п. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, например, за то, что не указано количество балконов, лоджий, козырьков и эркеров (п. 2.9) или площадь земельного участка (п. 2.11.2).

Специфика работы с информацией в ГИС ЖКХ

Значительная часть сведений по ГИС ЖКХ носит статичный характер. Это означает, что достаточно заполнить эти сведения один раз, они навсегда выгрузятся в систему и эти проблемы не будут беспокоить руководство управляющей организации в дальнейшем. А та информация, которая является динамичной, т.к. требует систематического обновления, может размещаться на основании установленных алгоритмов (например, загрузки в систему показаний приборов учёта или ежемесячно начисляемых сумм к оплате).

Особенности контроля надзорных органов по ГИС ЖКХ (теперь, уже после того, как всех туда «загнали») в основном сводится к выдаче предупреждений о недопустимости обязательных требований по размещению информации. Другой вариант – показательные (точечные) процессы над теми, кто грубо пренебрегает обязательными требованиями.

Несмотря на то, что соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ является лицензионным требованием (п. 6.1) ст. 193 ЖК РФ), создание проблем с работой по лицензии из-за ГИС ЖКХ – невероятная редкость. Кроме того, надзорным органам также не просто контролировать такой огромный объём сведений из раздела 10 Порядка №74/114/пр по каждому дому, поэтому проверки носят или формальный или избирательный характер.

На взгляд автора, работать с ГИС ЖКХ необходимо, но без фанатизма и на основании принципа автоматизации данных процессов. Хорошей практикой является аутсорсинг подобных вопросов, т.е. передача ведения ГИС ЖКХ тем IT-компаниям, которые наработали хорошие алгоритмы по отработке раздела 10 Порядка №74/114/пр.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На что нужно обратить внимание при выборе страховой компании
  • На что нужно обращать внимание при выборе страховой компании
  • На что стоит обратить внимание при выборе страховой компании
  • Навыки эффективных бизнес коммуникаций дегтярев купить книгу
  • Название для аутсорсинговой компании по бухгалтерскому учету