На какой системе налогообложения управляющие компании

Учет в управляющей компании: шпаргалка для бухгалтера

Поскольку в управляющих организациях часто разница между доходами и расходами небольшая или равная доходам, а даже иногда превышает доходы, выбор падает в основном на УСН 15%.

Доходы от реализации услуг по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов необходимо учитывать ежемесячно на последний день календарного месяца, исходя из фактически оказанных услуг.

Что говорит закон?

«Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.»

Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ

Как все это понять?

Представим, что условия, указанные в ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, соблюдены, и в распоряжении управляющей организации остается экономия средств между запланированными и фактическими расходами. Тогда на момент возникновения права на распоряжение данной экономией (что происходит только после размещения годового финансового отчета в государственной информационной системе ЖКХ), неиспользованные деньги, поступившие в счет оплаты работ (услуг), могут считаться дополнительным налогооблагаемым доходом от реализации УО.

На основании поправок в НК по Федеральному закону № 325-ФЗ управляющая организация на упрощенке «доходы минус расходы», которая выступает как исполнитель коммунальных услуг, не должна с 1.01.2018 учитывать при определении объекта налогообложения:

  • доходы, полученные от собственников помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги;
  • расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания указанных услуг.

Такой порядок учета нужно применять вне зависимости от того, что утверждено в учетной политике организации. Если же там прописан другой порядок учета, надо внести изменения в действующие документы в соответствии с НК РФ.

Учет в управляющей организации на примерах

Разберем подробнее ведение учета полученных и израсходованных средств в управляющей организации.

Деньги, полученные от собственников жилых помещений в счет услуг по содержанию и ремонту имущества МКД, в данном случае являются авансом и формируют кредиторскую задолженность — и в таком случае они должны учитываться обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным», в учете указывается «получены денежные средства от собственников имущества МКД».

При фактическом оказании услуг по содержанию (последний день календарного месяца) и передаче результатов выполненных работ по текущему ремонту (дата подписания акта) в учете организации отражается выручка от реализации работ (услуг) (п.п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99):

Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка», в учете указывается «доход от реализации работ (услуг)»

В этот момент расходы по обычным видам деятельности, формирующие себестоимость выполненных работ (услуг) (п.п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99), переносятся в дебет счета 90 «Себестоимость продаж»:

  • Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 20 — списана себестоимость работ (услуг);
  • Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»;
  • Дебет 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 — отражена прибыль от реализации результатов работ (услуг) (выявляется за отчетный месяц).

или

  • Дебет 99 Кредит 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — отражен убыток от реализации результатов работ (услуг).

При получении экономии в учете возможны следующие записи:

  • Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка»- отражен доход в виде экономии;
  • Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»- зачтены авансы в счет получения экономии.

Счет 20

Подробнее поговорим о списании себестоимости работ (услуг) на счет 20.

В большинстве случаев в управлении (обслуживании) управляющих организаций находится не один, а несколько многоквартирных домов. На каждый МКД тариф утверждается индивидуально, исходя из его технических характеристик, особенностей и перечня услуг, в том числе и помимо утвержденного законодательством перечня.

В установлении размера платы за услуги по содержание и ремонту общего имущества многое зависит от предпочтений, интересов и финансовых возможностей собственников. Соответственно, и затраты на каждый дом будут разные, и учитывать их необходимо раздельно, не «перемешивая» деньги разных МКД между собой.

Поэтому для счета 20 нужно создавать несколько номенклатурных групп с наименованием объекта управления, по которому списывается та или иная услуга (работа).

Сфера ЖКХ жестко регулируется контролирующими органами. Согласно ЖК РФ, произведенные управляющей организацией работы должны быть подтверждены собственниками МКД путем подписания акта выполненных работ (в котором прописан вид работ, материалы и дата выполнения), акт подписывают уполномоченные собственники и сотрудник управляющей организации. Такой акт выполненных работ прикладывается к бухгалтерским документам (счет-фактура, акт, авансовый отчет) и только после этого производится списание на 20 счет материалов или работ.

Такой способ ведения раздельного учета помогает:

  • быстро и без проблем проходить проверки надзорных органов и отвечать на запросы собственников о расходах;
  • быстро и четко понять, хватает ли утвержденного тарифа на тот или иной МКД;
  • в формировании ежегодного финансового отчета управляющей организации перед собственниками МКД.

Стародубцева Ирина Валерьевна, Мударисова Анастасия Владимировна

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2022)?».

  1. Учет МПЗ.

Учет МПЗ с 01.01.2021 ведется в соответствии с нормами нового ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 утратило силу) и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

Порядок учета материалов по ФСБУ 5/2019 описан в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Путеводитель. 

  1. Учет затрат.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3 (Затраты)

Подразделение 1

МКД 1

1. Канализация

2. Водоснабжение

3. Отопление

4. Электроэнергия

5. Озеленение

6. Содержание

7. Газоснабжение и т. д.

МКД 2

Подразделение 2

МКД 3

МКД 4

МКД 5

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».  

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  1. Учет взаиморасчетов.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Проводки в данном случае будут следующими:

Дт

Кт

Содержание

20 (25)

60

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

19

60

Выделен входной НДС

68

19

НДС принят к вычету

62

90.1

Начислены платежи в УК потребителям

90.3

68

Начислен НДС

90.2

20

Списаны издержки

50 (51)

62

Поступили платежи от собственников

60

51

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Как учесть полученные дивиденды в управляющей компании на УСНО, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Дт

Кт

Содержание

76

86

Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете

10

60

Закуплены материалы

20

10

Списаны материалы

20

60 (76)

Отражены затраты на закупку услуг, включая НДС

26

60

Затраты на управление ТСЖ

26

70

Заработная плата управленческого персонала ТСЖ

51

76

Поступили ДС от собственников МКД за потребленные услуги

60

51

Оплачены коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций

86

20

Взносы собственников направлены на погашение затрат за потребленные услуги

В вышеуказанном письме Минфина от 29.10.1993 № 118 для учета целевых средств рекомендуется использовать 96-й счет. Различия между счетами связаны с утверждением нового плана счетов приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н — 86-й является «правопреемником» старого 96-го счета.

Кроме уставной деятельности ТСЖ могут заниматься предпринимательством.

Бухгалтерский учет коммерческой деятельности ведется аналогично учету в УК, но прибыль от нее не распределяется между руководством или членами ТСЖ, а направляется на достижение целей создания товарищества (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Проводка при этом составляется следующая:

  • Дт 99 «Прибыли/убытки» Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Дт 84 «Нераспределенная прибыль» Кт 86 «Целевое финансирование».

Доходы и расходы от предпринимательской деятельности ТСЖ включаются в налогооблагаемую базу при налогообложении прибыли (или УСН).

Как ТСЖ на УСН ведет учет доходов и расходов, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Итоги

Бухгалтерский учет в сфере ЖКХ не регламентирован отдельными нормами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании самостоятельно разрабатывают порядок учета, основываясь на общих правилах и принципах ПБУ, инструкциях, методиках и поясняющих письмах Минфина и ФНС.

Добрый день.
Коллеги, кто может нормативными актами помочь в данной  ситуации:

1. Управляющая компания применяет УСН 6%.
2. Платежи от жителей поступают в единый расчетный центр, он расщепляет их на ресурсоснабжающие (коммуналка) организации и саму УК (плата за содержание и текущий ремонт). По итогам месяца предоставляют отчет, сколько и куда. По сути ЕРЦ выступает платежным агентом. 

Вопрос таков: Налог 6% платится от суммы поступивших из ЕРЦ денег УК (плата за содержание и текущий ремонт), либо от всех поступивших денег от жителей на счет ЕРЦ (в рамках нашей УК)

Добрый день!

Цитата (Вика111):Вопрос таков: Налог 6% платится от суммы поступивших из ЕРЦ денег УК (плата за содержание и текущий ремонт), либо от всех поступивших денег от жителей на счет ЕРЦ (в рамках нашей УК)

Если я Вас правильно понял, то налог (УСН-6%) Вы должны платить из денег, поступивших в ЕРЦ на содержание и текущий ремонт. Деньги, полученные ЕРЦ на оплату коммунальных услуг в Ваш доход не включаются.

Успехов!

Рассчитайте налог по УСН и подготовьте отчет в удобном веб‑сервисе

Александр Погребс, Добрый день. Скажите, есть этому обоснование? письма минфина, постановления. 
Получается, что ЕРЦ в моем случае платежный агент. УК нет, в части коммунальных платежей. Кто же платит налог на деньги от коммуналки?
Если бы у нас была упрощенка доход-расход, тогда понятно все. А здесь только доход.

Добрый день!

Цитата (Вика111):Кто же платит налог на деньги от коммуналки?

А Вы разве оказываете коммунальные услуги? Продаете тепло,электричество, воду? Или только платежки выставляете за коммуналку?
Вот тот, кто непосредственно эти услуги оказывает, тот и платит налоги с этих сумм.

Вы какие услуги оказываете? Обслуживание дома? Содержание и текущий ремонт? Вот за эти услуги и платите налог.

Цитата (Вика111):Скажите, есть этому обоснование? письма минфина, постановления. 
Получается, что ЕРЦ в моем случае платежный агент.

Обоснование того, что Вы платите с сумм, полученных в вашу пользу платежным агентом простое. И оно содержится непосредственно в НК РФ.
Читаем первоисточник:

Цитата (НК РФ, часть 2, глава 26.2 «УСН», статья 346.17): 1. В целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Житель, заплатив платежному агенту, погасил свою задолженность по оплате. Для Вас это означает получение дохода.
Поэтому вашу часть суммы (вместе со снятой комиссией) включаете в доход по дате получения этих денег платежным агентом.

Успехов!

Александр Погребс, добрый день. 

Цитата (Александр Погребс):Продаете тепло,электричество, воду?

покупаем у реусурсоснабжающих организаций и продаем жителям. Договоры не прямые у жителей с РСО.

Мой финдир настаивает, что мы должны платить налог со всех поступивших в ЕРЦ денег, вот и воюем.

Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой

Цитата (Вика111):

Цитата (Александр Погребс):Продаете тепло,электричество, воду?

покупаем у реусурсоснабжающих организаций и продаем жителям. Договоры не прямые у жителей с РСО.

А ресурсоснабжающие организации дали письменное разрешение на перепродажу ресурсов?
Если перепродаётё на законных основаниях, тогда Все деньги — Ваш доход.

Александр Погребс, 
какое это должно быть разрешение? Прямые договоры жителей с РСО возможны с недавнего времени, но не все это делают. 

Итог нашей беседы, что все поступившие в ЕРЦ деньги — наш доход, я правильно Вас поняла?

Цитата (Вика111):какое это должно быть разрешение?

С письменного разрешения. И это уже очень давно действует.
Посмотрите Ваш абонентский договор с ресурсоснабжающей организацией.

С другой стороны, эти отношения могут быть посредническими. Какие у Вас договоры с пользователями? Если есть, конечно…

Цитата (Вика111):Итог нашей беседы, что все поступившие в ЕРЦ деньги — наш доход, я правильно Вас поняла?

Не знаю. Я же не ведаю, что за договору у Вас и какие отношения… 😉
Я исходил из того, что по коммунальным услугам Вы просто собираете деньги.
А Вы утверждаете, что «перепродаёте»…

Успехов!

Программа «Контур.Зарплата» автоматически рассчитает сумму пособия и заполнит электронный больничный


Содержание

  • 1 Понятие и специфика деятельности управляющих компаний
  • 2 Характеристика систем налогообложения управляющих компаний
  • 3 Зарубежный опыт налогообложения управляющих компаний

Понятие и специфика деятельности управляющих компаний

В нашей стране жилищно – коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) претерпело множество реформ на протяжении своего исторического развития как субъекта экономических отношений. Изменение организационно-правовых форм, появление колоссального количества законов и подзаконных актов, регулирующих эту сферу, реформирование системы учета, являются лишь отдельными элементами происходящих в данной сфере реформ по настоящее время. Высокое значение ЖКХ определяется тем, что данная сфера является одной из важнейших сфер, отражающих социально-экономическую структуру и качество  жизни населения нашей страны.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупнейшую и сложную подсистему экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя элементы, не только социальной и производственной инфраструктуры, но и коммерческую, информационную и кредитно-финансовую составляющую.

Достижение стабильности в жилищно-коммунальной сфере, является приоритетной задачей. По мнению автора, от успешного решения данной задачи на государственном уровне зависит устойчивость жилищно-коммунальной системы в России в целом.

Жилищно-коммунальное хозяйство в России представляет собой отрасль народного хозяйства, данная отрасль обеспечивает населения комплексом жилищно-коммунальных услуг. Состав жилищно – коммунального хозяйства в РФ схематично представлен на рисунке 1.

Состав жилищно – коммунального хозяйства

Предприятия, оказывающие услуги тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, характеризуются несколькими общими признаками:

— использованием в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;

— невозможностью для потребителя отказаться от получения данных видов услуг;

— невозможностью компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;

— тесной зависимостью организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.

Основной проблемой ЖКХ является нехватка средств финансирования для оказания жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) в том объеме, который требуется. Для компенсации недостатка средств органы муниципальной власти и власти субъектов федерации выделяют субсидии и дотации. Основной причиной индексации тарифов ЖКУ является повышение налогов, рост цен на топливо в жилищно-коммунальном секторе.

Возникновению управляющих компаний способствовало реформирование сферы ЖКХ в период перестройки, до этого времени все вопросы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, находились в непосредственной компетенции государственных структур.

Управляющие компании представляют собой коммерческую структуру, представленную в различных организационно-правовых формах, созданные для управления и содержания многоквартирных домов.

Деятельность управляющих компаний регламентируется различными законодательными и правовыми актами, к основным из которых, можно отнести:  ГК РФ, ЖК РФ; Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (ред. от 21.12.2018) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и др.

Управляющие компании оказывают жилищно-коммунальные услуги, к которым относятся:

— вывоз мусора;

— уборка территорий;

— уборка помещений;

— обслуживание внутридомовых сетей;

— чистка и вывоз снега;

— осуществление поставки воды и водоотведения;

— поставка отопления и газа и др.

Полученные от собственников жилых помещений доходы, управляющая компания расходует на нужды дома, а в своем распоряжении оставляет лишь полученный доход в виде установленного тарифа за содержание имущества собственников. В своей деятельности управляющая компания тесно связана с поставщиками коммунальных услуг, которые именуются как ресурсоснабжающие организации.

Сама же специфика производственно-хозяйственной деятельности управляющих компаний довольно своеобразна, она существенно отличается в различных регионах нашей страны. Прежде всего данные отличия вызваны особенностями климатических норм на той или иной территории, ведь самая большая величина затрат ЖКУ приходится как раз на отопительный сезон.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий ЖКХ направлена на создание благоприятной среды для обитания человека, обеспечение его благами цивилизованной жизни. В связи с чем, основной целью управляющих компаний является обслуживание и эксплуатация жилищного фонда.

Система ЖКУ имеет довольно разветвленную сеть и располагается во всех городах и населенных пунктах муниципалитетов нашей страны, однако высокого уровня конкуренции, из-за особенностей специфики деятельности в данной отрасли, не наблюдается.

Постоянный рост ЖКУ в нашей стране вызван ростом затрат управляющих компаний на обслуживание жилищного фонда. В тоже время в управляющих компаниях наблюдается рост дебиторской задолженности по платежам за ЖКУ со стороны населения и юридических лиц, а нехватка финансовых ресурсов является фактором, замедляющим процесс технологической модернизации мощностей и обновления основных фондов системы ЖКХ.

Таким образом, производственно – хозяйственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых ЖКУ, а так же получение прибыли;

— управляющие компании являются неким звеном между потребителями и поставщиками коммунальных услуг, а так же объектом, непосредственно оказывающим жилищные услуги.

— управляющие компании оказывают услуги, а не производят продукцию. Примером является оказание услуг водоснабжения или передача электроэнергии от ресурсообеспечивающей компании населению.


Характеристика систем налогообложения управляющих компаний

Первоочередной проблемой, которая должна решаться на федеральном, региональном и местном уровне, является финансовой оздоровление сферы ЖКХ. Под финансовым оздоровлением понимается способность предприятий ЖКХ своевременно отвечать по своим долговым обязательствам, в том числе перед налоговыми органами по уплате налогов и сборов, что подразумевает налоговую нагрузку на предприятия.

Рациональная организация бухгалтерского и налогового учета, а так же применение оптимальной системы налогообложения являются способом повышения финансовой обеспеченности предприятий ЖКХ, в том числе и управляющих компаний.

Бухгалтерский и налоговый учет в управляющих компаниях не имеет отдельной законодательной базы и строится исходя из действующих принципов и правил учета и налогообложения коммерческих предприятий. Как и любое другое коммерческое предприятие, управляющая компания разрабатывает собственную учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета. В данных локальных нормативных актах устанавливаются особенности учета имущества и обязательств, приводится характеристика применимой системы налогообложения, а так же бухгалтерские и налоговые особенности учета доходов и расходов управляющих компаний.

Перечень необходимых к оплате налогов управляющей компании зависит от того, какую систему налогообложения она применяет.

В соответствии с действующим законодательством, управляющие компании могут применять следующие системы налогообложения:

— общая система налогообложения (ОСНО);

— упрощенная система налогообложения (УСН).

В результате осуществления своей коммерческой деятельности, при применении общей системы налогообложения, управляющие компании оплачивают следующие налоги:

— налог на прибыль;

— на добавленную стоимость (НДС);

— налог на имущество;

— транспортный налог;

— налог на доходы физических лиц (является налоговым агентом);

— страховые взносы.

Управляющая компания, может применять упрощенную систему налогообложения, так же как и иные коммерческие предприятия, при следующих условиях:

— численность сотрудников – не более 130 человек;

— выручка – не более 200 млн.руб.;

— остаточная стоимость имущества – не более 150 млн.руб.

Как показывает практика, наиболее популярной системой налогообложения, применяемой управляющими компаниями, все же является УСН, так как применение данной системы не требует уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущества (в отдельных случаях (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Особенностями организации налогообложения управляющих компаний заключаются в порядке определения налогооблагаемой базы в зависимости от системы налогообложения, применяемой на предприятии. В том числе порядке формирования и отражения доходов и расходов от основных видов деятельности и прочих доходов и расходов. В последнее время, вопросам налогообложения управляющих компаний со стороны законодателя было уделено достаточно большое количество внимания.

В силу того, что ЖКХ является социально значимой отраслью народного хозяйства в нашей стране, государство в лице законодателя, предусматривает для данной сферы особые условия налогообложения.

Так, в 2018 году в пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ были внесены существенные изменения, которые позволили управляющим компаниям не учитывать в качестве объекта налогообложения средства, полученные от населения (плательщиков коммунальных услуг), которые поступают в счет оплаты коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями. Законодатель отнес данные операции к посредническим и по факту устранил коллизионные вопросы двойного налогообложения. Данное положение относится, в том числе и к оплате услуг за обращение твердых бытовых отходов специализированными организациями.

В состав доходов, которые учитываются в качестве объектов налогообложения управляющих компаний, в свою очередь относятся:

— оплата за содержание и ремонт общего имущества МКД;

— оплата за прочие услуги, оказанные населению (ремонт стояков, батарей и т.д.).

Кроме того, в выручку управляющей компании включаются:

 — средства собственников внесенные на целевое финансирование капитального ремонта МКД;

— целевые средства софинансирования из бюджетов всех уровней.

По данным видам выручки возникает ряд вопросов, в частности касаемых порядка налогообложения  средств собственников внесенные на целевое финансирование капитального ремонта МКД. Управляющие компании, которые собирают взносы с жильцов на капитальный ремонт, оказываются стороной, получающей средства по договору оказания услуг в качестве компенсации. С одной стороны управляющая компания должна учитывать взносы на ремонт в составе выручки, а с другой стороны, только формируя фонд капитального ремонта за счет вкладов собственников МКД, управляющая компания ничего не продает, не выполняет работы и даже не имеет агентского дохода от этой операции. Получается, что взносы, полученные на капитальный ремонт, не соответствуют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ.

Что касается расходов управляющей компании, признаваемых расходами в целях налогообложения, то их перечень установлен ст. 252-256, а так же ст. 346.16 НК РФ.

Согласно НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, к которым отнесены осуществляемые вступительные и членские взносы.

При наличии необлагаемых доходов управляющие компании, как правило, ведут раздельный учёт, в противном случае им не удастся воспользоваться льготами и все доходы будут отражены при расчёте упрощённого налога.

В связи с тем, что разница между доходами и расходами управляющих компаний не большая, а порой величина расходов превышает доходы таких компаний, они выбирают объектом налогообложения, при применении УСН, доходы, уменьшенные на величину расходов, облагаемые по ставке 15%.

Таким образом, при налогообложении прибыли управляющей компании не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

При наличии документов, подтверждающих самостоятельное исполнение работ (услуг) либо поставок товаров, а также в случае, когда УК либо ТСЖ не является агентом (комиссионером), в доход включаются все поступившие денежные средства от собственников многоквартирных домов.

Поскольку оплата коммунальных услуг, перечисляемая управляющей компании, является выручкой от реализации, а расходы, связанные с перечислением платежей ресурсоснабжающим организациям, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в размере, равном полученным доходам, то дополнительного налогообложения поступивших указанным организациям денежных средств за коммунальные услуги не происходит.


Зарубежный опыт налогообложения управляющих компаний

В ряде зарубежных стран, особенно в странах Европы и США, несколько иной подход к организации предоставления услуг ЖКХ в целом. Проблема обслуживания дома, по сути, является личной проблемой жильцов, а органы ЖКХ в большей степени оказывают сервисные услуги.

Прежде чем переходить к изучению вопросов налогообложения предприятий сферы ЖКХ, необходимо рассмотреть особенности практик управления самой системой ЖКХ в зарубежных странах, являющейся основой формирования финансово-хозяйственной деятельности и финансовых ресурсов управляющих компаний.

В таких иностранных государствах, как: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Венгрия и Чехия, высокое качество предоставляемых услуг ЖКУ, в первую очередь обусловлено созданием объединений собственников жилья на добровольной основе, но с обязательным участием. Такие объединения очень строго следят за качеством услуг, оказываемым в сфере ЖКХ, а так же организуют собрания по вопросам регулирования общественных вопросов в изучаемой сфере деятельности.

В Польше и Швеции управление системой ЖКХ и предоставлением ЖКУ занимается государство. В этих странах создаются акционерные общества со 100% участием государства, которые на основе разработанной законодательной база в сфере ЖКХ, руководствуют деятельностью управляющих компаний.

Практически все цивилизованные страны предоставляют своим гражданам жилищные и коммунальные услуги, а потому это – интернациональная тема, в которой есть место схожим понятиям. За границей, чтобы получить качественные коммунальные и жилищные услуги, собственники создают некоммерческие потребительские организации, объединяясь между собой или с пайщиками. Цель формирования таких структур – управлять комплексом недвижимости, обеспечивать его эксплуатацию, владение, использование и распоряжение имущественными ценностями. ОСЖ, или объединение собственников жилья, – обобщающее понятие разных юридических форм жилищных коопераций. Здесь можно сказать, к примеру, о территориальных сообществах жителей, кондоминиумах, жилищных кооперативах в таких странах, как Канада и США. Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, во Франции действуют синдикаты, в Финляндии – квартирные АО, в Украине – объединения совладельцев многоквартирных домов, в России – ТСЖ или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы).

Иностранный опыт организации налогообложения в ЖКХ проанализируем на примере обслуживания жилья в коммунальной отрасли США, где работают приватные фирмы. При этом в большом количестве случаев инженерная инфраструктура в коммунальном хозяйстве городов находится во владении муниципалитетов и эксплуатируется приватными операторами на основе соглашений об аренде, контрактов на управление или концессионных соглашений. Соблюдение таких стандартов качества обязательно регулируется органами местного самоуправления, при которых непременно формируются службы хозяйственного аудита, призванные оценить результативность работы муниципальных служб и установить резервы уменьшения себестоимости услуг. Исключение составляют рынки услуг по обеспечению газом и бытовой электроэнергией, где уровень стоимости и тарифов регулируется властями страны. В США налогообложение приватных фирм не чем не отличается от других видов компаний, они так же платят федеральный подоходный налог, который  составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли, налог с продаж и другие налги. Величина налогов зависит в большинстве случаев от штата, где располагается предприятие.

В западноевропейских государствах часть жилищного фонда, который принадлежит стране и муниципалитету, намного больше, чем в США. Существенная доля этого фонда приходится на кооперативы. Обычно это большие организации, которые владеют многочисленными жилыми домами. Подобные кооперативы широко распространены в Германии и скандинавских странах. В конце 80-х годов в Восточной Германии проводят реорганизацию жилищно-коммунальных предприятий. Из бывших жилищных агентств формируются городские жилищные организации как дочерние фирмы общин и городов. Начинают создаваться жилищные кооперативы, а также союзы жилищных компаний как представители интересов компаний ЖКХ. Основное отличие немецкой системы жилищного хозяйства заключается в том, что все платят за то, что используют, поэтому в Германии уделяется значительное внимание экономии энергетических ресурсов. В ФРГ налог на прибыль взимается по ставке 15%. Также уплачивается налог солидарности по ставке 5,5% от суммы налога на прибыль, таким образом, эффективная ставка налога составляет 15,825%.

Кроме того, в Германии взимаются следующие социальные взносы за счет работодателя:

— пенсионное страхование по ставке 18.6% с дохода до 85.200 евро (в некоторых федеральных землях ниже);

— страхование от безработицы по ставке 2,4% с дохода до 85.200 евро;

— медицинское страхование по ставке 15,9% с дохода до 58.050 евро.

— страхование по обеспечению длительного ухода по ставке 3,05% (3,3% для бездетных старше 22 лет) с дохода до 58.050 евро;

— страхование производственного травматизма, ставки зависят от сектора экономики, взносы так же уплачиваются работодателем.

В итоге можно сделать вывод о том, что налогообложение предприятий сферы ЖКХ в зарубежных странах существенно не отличается от налогообложения других коммерческих предприятий, при этом не во всех странах предприятия ЖКХ могут использовать специальные (льготные) режимы налогообложения.

Таким образом, на основании выше представленного материала можно сделать следующие выводы:

— специфика деятельности управляющих компаний обусловлена особенностями ее организации функционирования как посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями;

— в целом бухгалтерский и налоговый учет в управляющих компаниях не имеет отдельной законодательной базы, он строится на основании норм НК РФ, Федерального законодательства, ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов РФ, а так же локальных актах самих компаний;

— отдельными особенностями налогообложения управляющих компаний являются порядок формирования и налогообложения их доходов, который претерпел существенные изменения в 2018 году;

— исследование зарубежного опыта налогообложения предприятий сферы ЖКХ показало, что в целом, существенных отличий и особенностей налогообложения в иностранных государствах, п сравнению с российской практикой, за исключением применения специальных налоговых режимов, не выделяется.

Просмотров 742

20 Март 2020

Сфера ЖКХ требует от агентов способности к оперативному решению разных вопросов. Многозадачность – один из критериев выбора жильцами управляющей компании. Особое внимание сегодня пользователи уделяют ассортименту услуг, репутации УК и стоимости обслуживания. Организациям приходится соответствовать. Выигрывают конкуретную борьбу те, кто эффективно работает и не имеет проблем с налоговой, прочими контролирующими структурами.

Грамотный учет в управляющей компании – важная составляющая рационального использования ресурсов. Без последнего невозможна реализация основных функций. А функций у УК немало: текущий и капитальный ремонт сооружений, мониторинг состояния распределяющего и другого оборудования, обеспечение квартир и объектов на территории дома коммунальными ресурсами.


С чего начинается учет?

Бухгалтерский учет управляющей компании – это отражение закупки коммунальных ресурсов у поставщиков, отражение расчетов с потребителями (собственниками жилья), учет материалов, зарплаты, налогов, расчеты с контрагентами. Каждый из секторов имеет свои особенности.

Начинается бухучет юрлица с выбора и утверждения учетной политики. Она устанавливает правила учета расходов, доходов, других активов. Если некоторые нюансы не учтены и ряд вопросов остается неразобранным, практическая часть бухучета сильно усложняется. Возникают несоответствия, которые могут иметь серьезные финансовые последствия.

Разрабатывается учетная политика в соответствии с нормами НК и ПБУ. Если в законодательстве ссылки на какие-либо особенности ее формирования отсутствуют, управляющая компания закрепляет их в документе на свое усмотрение.

Вторым этапом организации учета является разработка плана счетов. Основания для его формирования представлены в приказе Минфина №94н. В план включаются только фактические счета, которые компания будет использовать для отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности.

На следующем этапе утверждаются формы первичных документов. Здесь можно воспользоваться унифицированными образцами (шаблонами). Если есть необходимость в разработке собственных форм, они создаются с учетом нормативных требований и правил документооборота.

Грамотная постановка учета в управляющей компании заметно упрощает его последующее ведение профильными специалистами на участках.


Сколько бухгалтеров нужно УК?

Управляющая компания может вести учет самостоятельно (штатным способом) и передавать его на аутсорсинг. В первом случае в штат принимаются главный бухгалтер и несколько специалистов. Некоторые компании работают с одним бухгалтером. Но такая практика не может быть рекомендована как оптимальная.

Главбуху УК необходимо контролировать учет на всех участках, мониторить кассовую дисциплину, анализировать налоговую политику, внедрять изменения в схему ведения учета во избежание ошибок, за которые начисляются налоговые штрафы. Также на нем финансовый анализ, коммуникация с внутренними, внешними пользователями учетной информации, сопровождение ревизий, проверок, подготовка сводной отчетности, контроль перечислений в бюджет и расчетов с сотрудниками, контроль отражения в учете хозяйственных операций и формирование документов по дебиторской, кредиторской задолженности. Очевидна необходимость разделения функций и обязанностей по участкам бухучета.

Аутсорсинг бухгалтерии позволяет управляющей компании оптимизировать затраты на содержание штата специалистов. Все функции берет на себя профильный исполнитель. Ответственность за качество учета и отчетности также лежит на его плечах.


Учетная практика

Переходим к практическим аспектам бухгалтерского учета в управляющей компании. Начнем с приобретения ресурсов. Операции данной группы отражаются по дебету счетов 19, 60, 20, 68 и кредиту счетов 60, 51, 19.

Учет операций по оказанию жилищно-коммунальных услуг осуществляется по дебету счетов 90 (с соответствующими субсчетами), 60, 62, 51 и кредиту счетов 20, 62, 90, 68.

Проводки по указанным счетам актуальны для управляющих компаний, работающих на общей или упрощенной системе налогообложения. Максимальное количество проводок делается пользователями ОСНО. Упрощенцы пользуются льготой на оплату НДС. Соответственно, некоторые проводки для них неактуальны.


Налогообложение УК

Бухгалтерский учет не рассматривается в отрыве от налогового. Разберемся, какие режимы используют управляющие компании и почему.

Организации в сфере ЖКХ чаще всего работают на УСН и ОСНО. Основными налогами являются налог на прибыль, НДС. При ОСНО рассчитываются и уплачиваются оба налога. Причем ставка того и другого составляет 20%. Неэффективное налогообложение – частая причина работы в минус в первые годы существования управляющей компании.

Что касается НДС, здесь есть один важный нюанс. На услуги, которые предоставляет УК, НДС не распространяется. Правда, согласно НК РФ (ст. 149), все они имеют единую цену. Соответственно, получить большую прибыль, просто подняв стоимость услуг, не получится.

Упрощенка актуальна для некрупных управляющих компаний. Спецрежим имеет ограничения по годовому доходу и штату сотрудников. УСН позволяет выбрать выгодную ставку с учетом объекта налогообложения. Режим исключает необходимость отражения в учете начисления и вычета НДС. Отчетность на УСН имеет сокращенный состав. Все это делает режим приоритетным, если УК укладывается в лимиты по доходу и штату.


Проводки на разных режимах налогообложения

Принципиальных различий в проводках на ОСНО и УСН немного. Одно из главных касается как раз НДС. Если управляющая компания применяет упрощенку, для нее неактуальны проводки Д90/3 К68 и Д68 К19. На УСН не оплачивается НДС 20%.

Проводки, отражающие расчеты с контрагентами, получателями жилищно-коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, для пользователей обоих налоговых режимов идентичны. УК на ОСНО и УСН используют для отражения соответствующих операций те же счета.


Компании, работающие в сфере ЖКХ, являются коммерческими организациями. Они основываются с целью получения прибыли. Деятельность управляющих компаний строго контролируется. Уклонение от обязательств налогоплательщика влечет за собой серьезные репутационные и финансовые последствия.

Если бухучет УК грамотно организован и ведется профессиональными специалистами, проблем с налоговой, скорее всего, не будет. Но от ошибок никто не застрахован. Единственный способ снять с организации ответственность за них – передать учет аутсорсинговой компании. Исполнителя рекомендуется выбирать по комплексу критериев, от ассортимента услуги, содержания пакета бухгалтерского обслуживания до гарантий и условий их действия. Особое внимание стоит обращать на хранение архивов данных и доступ к бухгалтерской базе.Что касается финансовых условий сотрудничества с аутсорсером, все индивидуально. Но экономия составит не меньше 30% по сравнению с содержанием штата бухгалтеров в управляющей компании.

Количество показов: 2753

Теги данной публикации: ЖКХбухучет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На каком кассовом чеке не должны отражаться реквизиты
  • На кого нужно учиться чтобы стать директором компании
  • На кого пойти учиться если хочешь открыть свой бизнес
  • На открытие какого бизнеса дают безвозмездно субсидию
  • На открытие какого бизнеса можно получить соцконтракт