На какие аспекты развития бизнеса влияет деловая коррупция

Экономики, страдающие от высокого уровня коррупции, что подразумевает злоупотребление властью в форме денег или власти для достижения определенных целей незаконными, нечестными или несправедливыми способами, не способны процветать так же полно, как страны с низким уровнем коррупции. коррупции. Коррумпированная экономика не может нормально функционировать, потому что коррупция мешает естественным законам экономики функционировать свободно. В результате коррупция в политической и экономической деятельности страны причиняет страдания всему ее обществу.

Ключевые выводы

  • Страны с высоким уровнем коррупции не могут эффективно функционировать или процветать на экономическом уровне, что причиняет страдания обществу в целом.
  • В странах с развивающейся рыночной экономикой уровень коррупции, как правило, намного выше, чем в развитых странах.
  • Коррупция может привести к неравномерному распределению богатства, поскольку малые предприятия сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны крупных компаний, которые установили незаконные связи с государственными чиновниками.
  • В коррумпированной экономике ресурсы распределяются неэффективно, и компании, которые в противном случае не были бы квалифицированы для получения государственных контрактов, часто получают проекты в результате взяточничества или откатов.
  • Качество образования и здравоохранения также ухудшается в условиях коррумпированной экономики, что приводит к общему снижению уровня жизни граждан страны.

Данные о влиянии коррупции

По данным формирующейся рыночной экономикой  намного выше, чем в развитых странах.

На приведенной ниже карте показаны различные уровни восприятия коррупции в 2016 году в разных странах. Более темные цвета представляют более высокие уровни восприятия коррупции, а более светлые цвета – более низкие уровни. На основе этой карты мы видим, что регионы с развитой экономикой Северная Америка, Западная Европа и Австралия – имеют низкий уровень восприятия коррупции. Напротив, почти во всех странах с развивающейся экономикой отмечается высокое восприятие коррупции.

Высокие цены за низкое качество

Коррупция в том, как заключаются сделки, заключаются контракты или проводятся экономические операции, ведет к возникновению монополий или олигополий в экономике. Те владельцы бизнеса, которые могут использовать свои связи или деньги для подкупа государственных чиновников, могут манипулировать политикой и рыночными механизмами, чтобы гарантировать, что они являются единственным поставщиком товаров или услуг на рынке.

Поскольку монополисты не должны конкурировать с альтернативными поставщиками, они стремятся поддерживать свои цены на высоком уровне и не вынуждены повышать качество товаров или услуг, которые они предоставляют, рыночными силами, которые действовали бы, если бы у них была значительная конкуренция. В эти высокие цены заложены также незаконные издержки коррупционных сделок, которые были необходимы для создания такой монополии. Если, например, компании, занимающейся строительством домов, пришлось давать взятки должностным лицам, чтобы получить лицензию на ведение деятельности, эти понесенные расходы, конечно, отразятся на искусственно завышенных ценах на жилье.

Неэффективно распределенные ресурсы

Наилучшая практика заключается в том, что компании выбирают своих поставщиков через тендерные процессы (запросы на тендер или запросы предложений), которые служат в качестве механизмов, позволяющих выбирать поставщиков, предлагающих наилучшее сочетание цены и качества. Это обеспечивает эффективное распределение ресурсов. В коррумпированной экономике компании, которые в противном случае не смогли бы выиграть тендеры, часто получают проекты в результате несправедливых или незаконных тендеров (например, тендеров, предполагающих откаты ).

Это приводит к чрезмерным расходам на выполнение проектов, а также к некачественным или неудачным проектам, что приводит к общей неэффективности использования ресурсов. Государственные закупки, пожалуй, наиболее уязвимы для мошенничества и коррупции из-за большого размера финансовых потоков. По оценкам, в большинстве стран государственные закупки составляют от 15% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП).

Неравномерное распределение богатства

Коррумпированная экономика характеризуется непропорционально малочисленным средним классом и значительным расхождением между уровнем жизни высшего и низшего классов. Поскольку большая часть капитала страны сосредоточена в руках олигархов или лиц, поддерживающих коррумпированных государственных чиновников, большая часть созданного богатства также переходит к этим лицам.

В коррумпированной экономике малые предприятия не получили широкого распространения и обычно не приветствуются, потому что сталкиваются с недобросовестной конкуренцией и незаконным давлением со стороны крупных компаний, связанных с государственными чиновниками. Некоторые отрасли более подвержены коррупции, чем другие, что делает малые предприятия в этих секторах еще более уязвимыми для неэтичной деловой практики.

Низкий стимул для инноваций

Поскольку нельзя доверять правовой системе коррумпированной экономики, в которой могут быть сфальсифицированы судебные решения, потенциальные новаторы не могут быть уверены, что их изобретение будет защищено патентами и не будет скопировано теми, кто знает, что им это сойдет с рук путем подкупа властей.. Таким образом, существует сдерживающий фактор для инноваций, и в результате развивающиеся страны обычно являются импортерами технологий, поскольку такие технологии не создаются в их собственных обществах.

Теневая экономика существует

Малые предприятия в коррумпированных странах стараются избегать официальной регистрации своего бизнеса в налоговых органах, чтобы избежать налогообложения. В результате доход, генерируемый многими предприятиями, существует за пределами официальной экономики и, следовательно, не подлежит государственному налогообложению и не включается в расчет ВВП страны.

Еще один минус теневого бизнеса заключается в том, что они обычно платят своим сотрудникам меньшую заработную плату, ниже установленной государством минимальной суммы. Кроме того, они не обеспечивают приемлемых условий труда, в том числе соответствующих пособий по медицинскому страхованию для сотрудников.

Низкие иностранные инвестиции и торговля

Коррупция – одно из препятствий для иностранных инвестиций. Инвесторы, которые стремятся к справедливой и конкурентной деловой среде, будут избегать вложений в страны с высоким уровнем коррупции. Хотя инвестирование в развивающиеся рынки остается популярной областью инвестирования, инвесторы, естественно, не решаются рисковать своими деньгами в странах, которые известны высоким уровнем коррупции. Исследования показывают прямую связь между уровнем коррупции в стране и показателями конкурентоспособности ее деловой среды.

Плохое образование и здравоохранение

Рабочий документ Международного валютного фонда (МВФ)  показывает, что коррупция отрицательно сказывается на качестве образования и здравоохранения в странах с развивающейся экономикой. Коррупция увеличивает стоимость образования в странах, где взяточничество и связи играют важную роль в найме и продвижении учителей. В результате качество образования снижается, что сказывается на общем состоянии экономики.

Кроме того, коррупция при назначении поставщиков медицинских услуг и наборе персонала, а также при закупке предметов медицинского назначения и оборудования в странах с развивающейся экономикой приводит к неадекватному медицинскому обслуживанию и некачественному или ограниченному медицинскому снабжению, что снижает общее качество здравоохранения.

Суть

Многие страны с развивающейся экономикой страдают от высокого уровня коррупции, что замедляет их общее развитие. Все общество страдает из-за неэффективного распределения ресурсов, наличия теневой экономики, некачественного образования и здравоохранения. Таким образом, коррупция ухудшает положение этих обществ и снижает уровень жизни большей части их населения.

When corruption is rife in a business, the general business climate is affected, because the public trust has been jeopardized. Corruption may wear many faces, from extortion to embezzlement to bribery. The existence of this robs many businesses of not only their profits but also of their credibility in the eyes of their customers. There are numerous adverse effects of corruption:

Impact of Corruption on Business

When the resources within a business are tampered with, then the efficiency with which the business turns those resources into profit is reduced. For starters, the effect of corruption on business is such that the business now has fewer resources, which may be insufficient for the business to be effectively run and for the business to maintain its levels of operation.

Another thing to consider is what happens when corruption in a business becomes public. The customers in that business will lose their faith in the business. The management would then be forced to require that valuable resources be deviated from where they had been productive to the efforts to monitor how many clients the company is losing.

Such business realities as PR, penalties and legal fees take away important resources from where these resources are supposed to be, so that issues could reduce the company’s efficiency as to how it uses its funds to create profit.

Lost Business Resources

A significant effect that corruption has on a business is economic. When a corrupt professional within a company has stolen a considerable amount of money and wants to cover up his sins, the business may swell up its employee ranks so that the business can achieve that goal. Of course, this will cost the business for it to increase its employee ranks in this fashion. Moreover, it will also cost the business to deal with embezzlement. All of these costs will be passed on to the consumer, which will cause prices to become inflated. Such prices can be also be inflated when corruption takes place externally to the business, such as when bribing of corrupt government officers takes place.

The consumers are those who ones end up paying for corruption in vendors, when agents require to be paid off. Consumers also pay for corruption when vendors decide to skim some profits off the to to cover the illegal activities they are carrying out.

Weakened Business Development

You won’t find many investors out there who are thrilled at the prospect of investing in a company or municipality that’s embroiled in corruption. Whether you’re selling investments or simply looking for investment so your company can grow, you will find it much more difficult to find investors when favors and bribes are required in your business environment or when your business has a sick reputation for corruption.

It gets harder for a business to compete when corruption is involved. Every investor has to face some basic risks when they invest in a business. When corruption enters the picture, that risk is multiplied by the fact that the business climate could change at any time due to the corrupt practices that take place in that climate. Even if the investor does their due diligence, they might still be defeated when the facts that held true change because of corruption changing the playing field altogether. Any investor that is worth their salt will steer clear of such circumstances and won’t touch a business that has a history of corruption.

An Increase in Crime

When businesses engage in corruption, there is something of a trickle-down effect that increases the crime in that area. For starters, government agencies that fight crime have more work on their hands because corruption is a crime in and of itself. However, there is also the issue of the black market, which is often encouraged to grow when corruption is rife. Corrupt businesses may even end up supporting organized crime to a point.

In many ways, corruption fuels other criminal activities within an economy. The effects can be seen all over the world in third world developing countries where corruption is rampant. However, the effect is also there closer to home. Take the United States, for example, where greed and competition can sometimes overshadow overall societal good. In such cases, corruption fuels criminal enterprises and the society within which a business exists is adversely affected.

Existing Shareholders are Discouraged

Another impact of corruption on a company is on the existing shareholders. When corruption is reported in a business, the existing investors and shareholders will lose the confidence and trust that they had put in the business. When fraud is perpetuated within an organization, then the risk of accruing losses by entrepreneurs is increased. The sales will reduce with reduced public confidence in the firm and resources will be made scarce through the fraud and embezzlement.

Whether the corruption is internal or external, it will discourage both those investors and shareholders who are within the firm and those who are without, considering the prospects of joining the firm.

Damage to the Business’s Brand

When a firm is exposed to corruption, then it is also exposed to massive damage to its name. As the general public, including the company’s loyal customer, get a negative perspective on the business, they may never trust the company again and, by extension, they may never trust its products and services again. They will feel betrayed and will want to take their business elsewhere. Consequently, the business will lose important business partners and clients.

Rebuilding the brand of the business is never easy or swift, and it may well take many years and a massive PR campaign to achieve this, which the business may not be able to afford to do. Consequently, the business may never be able to achieve the once-lofty levels of trust it had occupied in the hearts of its customers.

How to Prevent Corruption

Preventing starts with developing a mindset of anti-corruption. It is not, however, something that can happen overnight. You need to create a culture of openness and integrity within your company and the leaders need to be committed to that culture for the long term. It is the leaders that are ultimately responsible for setting the standards of behavior in the workplace. When they set the right standards, the employees will inevitably follow. Once the leaders adopt an approach to doing business that is ethical, the rest of the company will adopt that approach and corruption will be less likely to occur.

The first thing the company can do is to set the right procedures in place, such as having a way to encourage whistle-blowing in all employees. A hotline may help. The company’s internal auditing controls should also be strong, with receipts being demanded everywhere and no cash payments being accepted. Staff, contractors, and agents should also be trained as to the right action to take to prevent corruption and bribery.

The point is to remain as clear and effective — and also as practical as possible — with the procedures that the business adopts. Meanwhile, top-level management should always remain committed to the plan and should set an example that lower level employees can easily follow.

The company should also be able to assess the risks associated with bribery. Certain employees might be at greater risk of giving or receiving a bribe, or of committing other forms of corruption than might other employees. These employees should be trained and equipped with the procedures specific to making difficult decisions, when they arise.

Разработка эффективной системы мер противодействия коррупции является важным шагом на пути улучшения делового климата, повышения привлекательности инвестиций в экономику, развития бизнеса, роста эффективности использования ресурсов — всего, что связано с устойчивым экономическим ростом. Вместе с тем антикоррупционная политика имеет тесную связь и с антимонопольной политикой. Степень проникновения коррупции влияет на стратегии конкуренции фирм на рынке, а также зачастую может создавать барьеры для появления на рынке новых компаний. Вот почему противодействие коррупции является одним из направлений работы и антимонопольных органов, в том числе ФАС России.

Тот факт, что согласно экспертным оценкам Россия характеризуется высоким (по сравнению с большинством стран мира) уровнем коррупции, обусловливает необходимость совершенствования системы мер, направленных на противодействие коррупции, что и определяет актуальность исследования этого вопроса.

Решение данного вопроса невозможно без обсуждения более широкого контекста проблемы: взаимного влияния самих коррупции и конкуренции.

В связи с этим важно разобраться в различных аспектах взаимосвязи коррупции и конкуренции. Затем перейдем к вопросу, лежащему в более практической плоскости, а именно — к проблеме различных эффектов, далеко не всегда очевидных, которые могут оказывать друг на друга усилия государства в рамках антикоррупционной и антимонопольной политики.

Влияние коррупции на конкуренцию на товарных рынках.

Развитая конкуренция способствует снижению уровня коррупции, в то время как высокий уровень коррупции в экономике, в свою очередь, мешает развитию конкуренции, искажая стимулы и результаты функционирования рынков. Это — наиболее общая формулировка.

Первая зависимость проистекает из достаточно простого вывода, сделанного из модели совершенной конкуренции: если экономическая прибыль в такой ситуации равна нулю, то и средств, из которых можно было бы финансировать коррупционные действия (например, платить взятку), у фирм не возникает. Чем ближе отрасль к состоянию конкуренции, тем меньше уровень прибыли в долгосрочном периоде и тем меньше возможности «оплаты» коррупционных схем. Таким образом, такой подход иллюстрирует взаимосвязь, условно, «Платежеспособного спроса» на коррупцию и уровня конкуренции на рынке. Но если воспринимать конкуренцию не как состояние рынка, а как процесс, и при этом начать отступать от чрезвычайно упрощенных предпосылок базовой модели (в частности, перейти к рассмотрению фирм, различающихся по издержкам, а также допустить наличие барьеров и возможности инвестировать в эти барьеры), то возникновение платежеспособного спроса на коррупцию становится возможно объяснить уже на этом уровне абстракции.

Что касается второго эффекта — то он скорее подчеркивает сторону «предложения» коррупционных услуг. В первом приближении влияние коррупции на конкуренцию связывается с возможностью коррумпированных должностных лиц создавать барьеры входа на товарные рынки и неравные условия для их участников, в результате чего интенсивность конкуренции снижается.

При этом представляется целесообразным различать краткосрочный и долгосрочный эффект от конкуренции с точки зрения влияния на коррупцию. Если в долгосрочном периоде более интенсивная конкуренция ведет к более низкому уровню коррупции (в соответствии с логикой, изложенной выше), то в краткосрочном периоде появление новых рынков и развитие конкуренции на них может потребовать введения новых правил регулирования, что может создавать возможности для коррупции.

Безусловно, было бы ошибочным приравнивать к коррупционным причины любых искажений рынка, возникающих вследствие действий регуляторов и конкретных чиновников. Система стимулов, предопределяющих задачи государственных органов, и без учета коррупционных факторов способна приводить к отклонениям от цели максимизации общественного благосостояния. Кроме того, необходимо принять во внимание и ограниченную рациональность индивидов, принимающих решения. Однако, как мы увидим ниже, как коррупционное поведение может искажать рыночную ситуацию, так и эффекты от ограничения конкуренции могут создавать стимулы для коррупции.

В целом можно выделить три основных направления влияния коррупции на конкуренцию: создание барьеров входа на рынки, создание дискриминационных условий и сговор на торгах в сфере госзакупок. Необходимо отметить, что границы между данными механизмами зачастую могут быть размыты. Фактически, введение дополнительных барьеров входа в определенных обстоятельствах можно интерпретировать как создание дискриминационных условий в отношении одной категории фирм (новичков) по сравнению с другой категорией (укоренившиеся фирмы). В то же время действия по координации сговора на торгах в зависимости от конкретных обстоятельств могут содержать признаки и создания барьеров (например, е.сли проводится нечестный предварительный квалификационный отбор участников), и дискриминационных условий (если правила установления победителя «подстроены» под заранее определенные компании). Вместе с тем сговор на торгах имеет свою достаточно существенную специфику, в том числе с точки методов борьбы с ним, в связи с чем его необходимо рассматривать его отдельно.

1.Понятие коррупции

Коррупция — (лат.
«corruptio») – подкуп, подкупность и
продажность общественных и политических
деятелей, государственных чиновников
и должностных лиц с целью личного
обогащения.

В
Справочном документе ООН о международной
борьбе с коррупцией сказано: «Коррупция
— это злоупотребление государственной
властью для получения выгоды в личных
целях». В резолюции 44-й Генеральной
Ассамблеи ООН, принятой в 1999 г., «О
международном сотрудничестве в борьбе
с организованной преступностью»
отмечается, что именно «деловые»
взаимоотношения аферистов — дельцов
«черного» бизнеса, престижных групп
отдельных государств современного мира
основываются на «неписаных законах»
коррупции. На Ассамблее было определено,
что коррупция – «злоупотребление
служебным положением для достижения
личной или групповой выгоды, а также
незаконное получение государственными
служащими выгоды в связи с занимаемым
служебным положением».

В определении
междисциплинарной группы по коррупции
Совета Европы сказано, что коррупция
представляет собой взяточничество и
любое другое поведение лиц, которым
поручено выполнение определенных
обязанностей в государственном или
частном секторе и которое ведет к
нарушению обязанностей, возложенных
на них по статусу государственного
должностного лица, частного сотрудника,
независимого агента или иного рода
отношений и имеет целью получение любых
незаконных выгод для себя и других. Под
другими имеются ввиду и взяткодатели.

Характерными
признаками коррупции являются следующие
условия:

• принимается
решение, нарушающее закон или неписанные
общественные нормы;

• обе стороны
действуют по обоюдному согласию;

• обе стороны
получают незаконные выгоды и преимущества;

• обе стороны
стараются скрыть свои действия.

2. Последствия коррупции

Давайте рассмотрим,
как влияет коррупция на экономику страны
и функционирование бизнеса в целом, и
АО в частности. Коррупция порождает ряд
последствий. Это следующие последствия:

• Экономические:

• Социальные;

• Политические.

Давайте раскроем
подробнее эти последствия.

Экономические
последствия коррупции.

К таким последствиям
относятся:

1. Расширение
теневой экономики;

2. Нарушение
конкурентных механизмов рынка;

3. Неэффективное
использование бюджетных средств;

4. Повышение цен;

5. Потеря доверия
к власти;

6. Расширение
коррупции в неправительственных
организациях.

1. Расширение
теневой экономики приводит к уменьшению
налоговых

поступлений и
ослаблению бюджета. Государство теряет
финансовые рычаги управления экономикой.

2. Нарушение
конкурентных механизмов рынка приводит
к тому, что, выигрыше оказывается не
тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто
сумел получить преимущество за взятки,
замедляется появление эффективных
частных собственников. Это влечет к
снижению эффективности рынка и
дискредитации идеи рыночной конкуренции
в целом. Ухудшается инвестиционный
климат, не решаются проблемы преодоления
спада производства, обновления основных
фондов.

3.
Неэффективное использование бюджетных
средств, в частности, при распределении
государственных заказов и кредитов,
приводит с снижению качества и объема
социальных услуг и благ, которые
предоставляет государство своим
гражданам и бизнесам.

4. Повышение цен
является следствием коррупционных
накладных расходов. В итоге страдает
потребитель.

5. Потеря доверия
к власти в целом участников рынка
возникает как следствие потери доверия
к способности власти устанавливать и
соблюдать честные правила игры.

6. Расширение
коррупции в неправительственных,
неприбыльных, общественных организациях
ведет к уменьшению эффективности их
работы. Они хуже отстаивают права своих
участников и граждан.

Социальные
последствия коррупции.

К таким последствиям
относятся:

1. Бюджетный кризис;

2. Имущественное
неравенство;

3. Дискредитация
права;

4. Организованная
преступность;

5. Социальная
напряженность.

1. Бюджетный кризис
возникает вследствие уменьшения сумм
уплаченных налогов, отвлечения средств
от целей общественного развития, что,
в свою очередь уменьшает способность
власти решать социальные проблемы.

2. Имущественное
неравенство появляется вследствие
того, что стороны коррупционных сделок
получают выгоды за счет бюджетных денег
или за счет привилегий, которые недоступны
другим. Коррупция подстегивает
несправедливое распределение средств
в пользу узких олигархических групп за
счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитация
права происходит за счет того, что
происходят нарушения Законов и все,
бизнесы и население, знают, что это
происходит и позволено. Право перестает
быть основным инструментом регулирования
жизни государства.

4. Организованная
преступность появляется как следствие
коррумпированности правоохранительных
органов.

5. Как следствие
вышеперечисленного растет социальная
напряженность, которая отражается на
экономике и политической стабильности
государства.

Политические
последствия коррупции

К таким последствиям
относятся:

1. Смещение целей
политики;

2. Уменьшение
доверия к власти;

3. Снижение
политической конкуренции;

4. Риск крушения
демократии;

5. Падение престижа
страны и ее изоляция.

1. Смещение целей
политики и политиков происходит от
целей обеспечения благ для всего социума
к обеспечению процветания олигархических
групп;

2. Неспособность
или нежелание власти справится с
коррупцией порождает снижение доверия
к ней. Власть отчуждается от общества.
Граждане и бизнесы склоняются к решению
возникающих проблем незаконными
методами.

3. Снижение
политической конкуренции происходит
из-за того, что политики фактически не
избираются. Они «покупают» себе места
в представительных органах. Все это
приводит к тому, что интересы избирателей
перестают быть важными для политических
деятелей.

4. Демократия, это,
прежде всего, разделение законодательной,
исполнительной и судебной властей.
Коррупция приводит к фактическому
слиянию этих ветвей власти. Демократия
чахнет и исчезает.

5. Как следствие
всех трех последствий коррупции при
оценке мировым сообществом страны ей
дается низкая оценка. Падает престиж
страны на мировой арене, растет угроза
политической и экономической изоляции.

Что же касается
конкретных предприятий, то коррупция
приводит к тому, что предприятия вынуждены
завышать цены на свои продукты и услуги,
чтобы сгенерировать достаточно денег
на взятки. С другой стороны, они вынуждены
приобретать, то, что им необходимо, у
поставщиков по повышенным ценам, так
как в них заложены взятки тоже. Это может
приводить к снижению конкурентоспособности
по сравнению с иностранными поставщиками,
которые произвели свою продукцию в
стране, где коррупция минимальна.

  1. Борьба с коррупцией
    в Казахстане

Вступление в
Казахстана в ВТО и снятие таможенных
барьеров при ввозе товаров может привести
к банкротству предприятий, которые
закладывают в цену продукции интерес
коррупционеров.

Казахстан осознает,
что коррупция тормозит процесс
социально-экономического развития,
строительства рыночной экономики,
привлечения инвестиций и негативно
воздействует на политические и
общественные институты демократического
государства, представляет собой серьезную
угрозу будущему развитию страны.

Поэтому в Казахстане
развивается международное сотрудничество
в области борьбы с коррупцией. Проводится
работа по налаживанию и укреплению
сотрудничества и взаимодействия с
правоохранительными органами и
спецслужбами иностранных государств,
международными неправительственными
организациями по вопросам борьбы с
коррупцией. 14 декабря 2004 года единогласным
решением совещательной группы Организации
экономического содействия и развития
(ОЭСР) Республика Казахстан включена в
Стамбульский план действий по борьбе
с коррупцией. Представителями международных
организаций и общественностью была
положительно оценена политика нашего
государства в сфере борьбы с коррупцией,
а также отмечено стремление республики
к международному сотрудничеству.

Борьба с коррупцией
осуществляется на основе:

1) равенства всех
перед законом и судом;

2) обеспечения
четкой правовой регламентации деятельности
государственных органов, законности и
гласности такой деятельности,
государственного и общественного
контроля за ней;

3) совершенствования
структуры государственного аппарата,
кадровой работы и процедуры решения
вопросов, затрагивающих права и законные
интересы физических и юридических лиц;

4) приоритета защиты
прав и законных интересов физических
и юридических лиц, а также
социально-экономической, политико-правовой,
организационно-управленческой систем
государства;

5) признания
допустимости ограничений прав и свобод
должностных и других лиц, уполномоченных
на выполнение государственных функций,
а также лиц, приравненных к ним;

6) восстановления
нарушенных прав и законных интересов
физических и юридических лиц, ликвидации
и предупреждения вредных последствий
коррупционных правонарушений;

7) обеспечения
личной безопасности граждан, оказывающих
содействие в борьбе с коррупционными
правонарушениями;

8) защиты государством
прав и законных интересов лиц,
уполномоченных на выполнение
государственных функций, и лиц,
приравненных к ним, установления этим
лицам заработной платы (денежного
содержания) и льгот, обеспечивающих
указанным лицам и их семьям достойный
уровень жизни;

9) недопустимости
делегирования полномочий на государственное
регулирование предпринимательской
деятельности физическим и юридическим
лицам, осуществляющим такую деятельность,
а также на контроль за нею;

10) осуществления
оперативно-розыскной и иной деятельности
в целях выявления, раскрытия, пресечения
и предупреждения преступлений, связанных
с коррупцией, а также применения в
установленном законом порядке специальных
мер финансового контроля в целях
недопущения легализации противоправно
нажитых денежных средств и иного
имущества;

11) установления
запрета для ряда государственных лиц,
на занятие предпринимательской
деятельностью, в том числе на занятие
оплачиваемых должностей в органах
управления хозяйствующих субъектов,
за исключением случаев, когда занятие
такой должности предусмотрено
законодательно установленными
должностными обязанностями.

Правильное
применение судами законодательства об
уголовной ответственности должностных
лиц за совершение преступлений, связанных
с коррупцией обеспечивает снижение
уровня коррупции, укрепляет доверие
общества к государству, ее институтам,
повышает эффективность работы судов и
правоохранительных органов, непосредственно
участвующих в антикоррупционной
деятельности (Нормативное постановление
Верховного Суда Республики Казахстан
от 13 декабря 2001 года N 18 О практике
рассмотрения судами уголовных дел о
преступлениях, связанных с коррупцией).

Хочется обратить
внимание, что дача взятки лицу,
уполномоченному на выполнение
государственных функций, должностному
лицу, лицу, занимающему ответственную
государственную должность, либо
приравненному к нему лицу лично или
через посредника, также равно, дача
взятки за совершение заведомо незаконных
действий (бездействия) является уголовно
наказуемой (Статья 312), а также посредничество
во взяточничестве, то есть способствование
взяткополучателю и взяткодателю в
достижении или реализации соглашения
между ними о получении и даче взятки
(Статья 313).

Особое внимание
надо уделить статье 349 Уголовного кодекса
РК по которой уголовным преступлением
считается: «Провокация коммерческого
подкупа, то есть попытка передачи лицу,
выполняющему управленческие функции
в коммерческих или иных организациях,
без его согласия денег, имущественных
благ и преимуществ в целях искусственного
создания доказательств совершения
преступления либо шантажа», «провокация
коррупционного преступления, то есть
то же деяние, совершенное в отношении
лица, уполномоченного на выполнение
государственных функций, либо приравненного
к нему лица».

Все помнят, что не
так давно в Казахстане согласно Закону
Республики Казахстан от 5 июля 2006 года
№ 157-III «Об амнистии в связи с легализацией
имущества» продолжилась легализация
имущества, однако, имущество, полученное
в результате совершения преступлений
против личности, мира и безопасности
человечества, основ конституционного
строя и безопасности государства,
собственности, общественной безопасности
и общественного порядка, здоровья
населения и нравственности, коррупционных
и иных преступлений против интересов
государственной службы и государственного
управления не подлежало легализации
(Статья 3).

В Казахстане
разработан блок законов, противодействующих
коррупции, и это, прежде всего, Закон
Республики Казахстан от 2 июля 1998 года
№ 267-I «О борьбе с коррупцией», который
направлен на защиту прав и свобод
граждан, обеспечение национальной
безопасности Республики Казахстан от
угроз, вытекающих из проявлений коррупции,
обеспечение эффективной деятельности
государственных органов, должностных
и других лиц, выполняющих государственные
функции, а также лиц, приравненных к
ним, путем предупреждения, выявления,
пресечения и раскрытия правонарушений,
связанных с коррупцией, устранения их
последствий и привлечения виновных к
ответственности, определяет основные
принципы борьбы с коррупцией, устанавливает
виды правонарушений, связанных с
коррупцией, а также условия наступления
ответственности, также он направлен
также на расширение демократических
начал, гласности и контроля в управлении
государством, на укрепление доверия
населения к государству и его структурам,
стимулирование компетентных специалистов
к поступлению на государственную службу,
создание условий для неподкупности
лиц, выполняющих государственные
функции.

Этот Закон дает
понятие коррупция. «Под коррупцией в
настоящем Законе понимается не
предусмотренное законом принятие лично
или через посредников имущественных
благ и преимуществ лицами, выполняющими
государственные функции, а также лицами,
приравненными к ним, с использованием
своих должностных полномочий и связанных
с ними возможностей либо иное использование
ими своих полномочий для получения
имущественной выгоды, а равно подкуп
данных лиц путем противоправного
предоставления им физическими и
юридическими лицами указанных благ и
преимуществ».

В Казахстане
разработана и принята Государственная
программа борьбы с коррупцией на
2006-2010 годы (программы существуют с 1995
года) которая направлена на реализацию
Стратегии развития Казахстана до 2030
года, Закона Республики Казахстан от 2
июля 1998 года «О борьбе с коррупцией»,
Послания Президента Республики Казахстан
от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути
ускоренной экономической, социальной
и политической модернизации», пункта
10.25. Плана мероприятий по реализации
Программы Правительства Республики
Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 5 сентября 2003 года № 903. В
целях сбалансированности трудовых,
финансовых ресурсов и исключения
дублирования мероприятий данная
Программа скоординирована с программами
«Основные направления экономической
политики и организационных мер по
сокращению размеров теневой экономики
в Республике Казахстан на 2005-2010 годы»
и «Борьба с правонарушениями в сфере
экономики в Республике Казахстан на
2005-2007 годы».

Согласно Программе
«вместе с позитивными результатами,
достигнутыми в ходе реализации
Государственной программы борьбы с
коррупцией на 2001-2005 годы, имеют место
следующие нерешенные проблемы.

Во-первых, наличие
правовых пробелов и значительного
количества отсылочных норм в законодательных
актах позволяет государственным органам
принимать ведомственные акты,
предоставляющие необоснованно широкие
полномочия отдельным должностным лицам.
К законодательным актам, требующим
первоочередного внесения дополнений
и изменений, следует отнести Земельный
кодекс Республики Казахстан, законы
Республики Казахстан «О борьбе с
коррупцией», «О государственных
закупках», «О лицензировании» и другие
нормативные правовые акты, регламентирующие
выдачу разрешений.

Требуется дальнейшая
унификация нормативных правовых актов,
регулирующих сферу борьбы с коррупцией,
с международными договорами и соглашениями.

Во-вторых, необходимо
дальнейшее упрощение административных
процедур, прежде всего налоговых и
таможенных правил. Для снижения коррупции
они должны быть простыми, ясными и
общеизвестными. Требования, предъявляемые
к информации и документации, необходимо
свести к минимуму.

Совершенствование
административных процедур должно
приводить к ограничению личных контактов
должностных лиц и клиентов, а также
сокращению установленных форм отчетности
и санкций.

В-третьих, имеет
место недостаточная эффективность в
управлении человеческими ресурсами.
Анализ судебной практики административных
коррупционных правонарушений показывает,
что основная масса виновных представлена
государственными служащими низовых
звеньев. Уровень их заработной платы и
социальная незащищенность создают
экономические предпосылки коррупции.

Это предполагает
введение комплекса мер, позволяющих
установить высокие профессиональные
требования к работающим в государственном
секторе, а также внедрение системы
оплаты труда и продвижения по службе,
основанной на объективной и непредвзятой
оценке деловых качеств и профессионализма
государственного служащего.

В-четвертых,
отсутствует мониторинг причин
возникновения коррупции в государственных
органах. Необходимость отслеживания
факторов и механизмов коррупции, оценка
ее уровня и структуры, анализ эффективности
антикоррупционных мероприятий требуют
его введения.

Такая оценка
послужит основой для внедряемых систем
внутреннего контроля в центральных
государственных и местных исполнительных
органах в целях предотвращения
коррупционных проявлений.

В-пятых, практика
последних лет показывает отсутствие
необходимого уровня активности и
информированности гражданского общества
в вопросах антикоррупционной политики
государства. В этой связи требуется
создание механизмов участия институтов
гражданского общества в реализации
данной Программы. Не менее важно введение
общедоступных и эффективных процедур
информирования общественности о ходе
борьбы с коррупцией.

В-шестых, недостаточен
уровень международного сотрудничества
в области борьбы с коррупцией. В этой
связи необходимы расширение форм
международного сотрудничества
правоохранительных органов и активизация
работы по присоединению Республики
Казахстан к основополагающим международным
конвенциям в сфере борьбы с коррупцией
и противодействия легализации денежных
средств, полученных противозаконным
путем».

Для реализации
Программы борьбы с коррупцией необходимо:

• улучшить качество
и сократить сроки предоставления услуг
гражданам и организациям путем внедрения
электронных государственных услуг и
обеспечить доступ к государственным
электронным базам данных;

• внедрить
процедуры, содействующие прозрачности
принятия своевременности исполнения
судебных решений;

• развивать
правовые и административные механизмы,
обеспечивающие открытость разработки
и исполнения бюджета, а также доступ
граждан и организаций к информации о
распределении и использовании
государственных средств;

• обеспечить
последовательную передачу ряда
специальных разрешительных функций
институтам гражданского общества;

• обеспечить
четкую правовую регламентацию проведения
проверок субъектов частного
предпринимательства;

• разработать
правила предоставления услуг
государственными органами;

• создать системы
внутреннего контроля в центральных
государственных и местных исполнительных
органах для предотвращения коррупционных
проявлений и конфликта интересов
государственных служащих;

• осуществить
мероприятия по формированию правового
сознания и правовой культуры в области
соблюдения антикоррупционного
законодательства;

• информировать
общественность о результатах деятельности
государственных органов по реализации
антикоррупционных проектов.

Вопросы для
обсуждения:

1. Что такое
коррупция?

2. Каковы признаки
коррупции?

3. Как влияет
коррупция на экономику страны?

4. Каковы социальные
последствия коррупции?

5. Каковы политические
последствия коррупции?

6. Как влияет
коррупция на конкретное предприятия?

7. Какие законодательные
акты по борьбе с коррупцией действуют
в

Казахстане?

8. Что лежит в основе
борьбы с коррупцией?

9. Какие проблемы
в борьбе с коррупцией есть в Казахстане?
Что нужно сделать для решения этих
проблем?

Список использованной
литературы:

1. Корпоративное
управление: казахстанский контекст.-
электронное учебное пособие под ред.
С. Филина., Иссык Т., Копытин А.,Косолапов
Г. , Кокбасарова Г, Марусич И., Саматдин
А., Шалгимбаева С, Филин С.-Алматы,2009

ВОЗДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

О необходимости искоренения коррупции в
Российской Федерации знает каждый. Об этом говорят депутаты, правоохранительные
органы, экономисты и т.д. Проблемы, связанные с коррупцией — это те проблемы,
которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть
решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

В Толковом словаре русского языка Ожегова
С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина «коррупция»: «Коррупция —
это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном
обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

Социальная сущность коррупции (от
латинского corruptio — порча, испорченность) выражается в деградации аппарата
публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций
государства, и бесполезен для общества.

Формы коррупции бесконечно разнообразны:
от примитивных, в виде получения взяток, за совершение как законных, так и
незаконных действий. В том числе в результате вмешательства коррумпированных
должностных лиц, в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей. До сложных и
завуалированных — в виде участия должностных лиц, их родственников и близких,
самолично или через доверенных лиц, в различных сферах предпринимательской
деятельности, продажи должностей и званий.

Что бы Россия не предпринимала для
развития своей экономики и для повышения конкурентоспособности своих
предприятий, ничего не получается. Почему? Одним из ключевых факторов, не
дающих развиваться нашей стране, является коррупция.

Все мы представляем себе коррупцию как
взятку чиновнику или врачу. И не понятно, как такие «невинные» поступки могут
тормозить всю экономику? Дело в том, что этими повседневными мелочами не ограничивается
коррупция. Она этим только начинается. Самое же пагубное начинается в верхнем
эшелоне власти. Начиная с уровня мэрии, когда бюджетные заказы размещаются не у
самых эффективных подрядчиков, а у тех, где владельцы являются родственниками
членов администрации, или просто хорошими знакомыми, делящимися прибылью с
чиновниками. Это мы говорим о пресловутом «откате». Из-за колоссальных сумм
откатов вместо 100 км дороги строится только 10 км. Вместо 4 стадионов — только
один. Страдает инфраструктура — страдает вся экономика.

Взятки в налоговых органах уменьшают
поступления в бюджет. В бюджете становится меньше денег. И от этого хуже только
обычным гражданам. Кроме непосредственных взяток существует еще так называемое
лоббирование интересов. Это когда принимаются законы, облегчающие жизнь
какой-либо отрасли или конкретных предприятий. Из-за таких послаблений,
государство недополучает огромные суммы, потому что на таком уровне
«оптимизация налогов» подразумевает суммы от сотен миллионов долларов.

Из-за того, что власть имущие люди
являются совладельцами нефтяных компаний, им выгодно держать большие цены на
топливо внутри страны, чтобы получать больше прибыли. В свою очередь, топливо
попадает в себестоимость любой продукции, которая будет у нас произведена. Это
тоже уменьшает конкурентоспособность нашей продукции. Кто будет покупать наши
изделия за границей, если они получаются дороже? То же самое относится и к
электроэнергии. Есть базовые виды сырья — типа топлива и электроэнергии,
которые влияют на стоимость всего, что будет произведено в стране. Чем выше
стоимость этих базовых видов сырья, тем ниже рентабельность всего производства.
Пока люди на верху чиновничьей иерархии получают доходы от топливных и
генерирующих компаний, мы не дождемся низких цен. И соответственно наше
производство будет производить дорогую продукцию.

Из-за различных проверок и прочих
незаконных поборов проверяющих органов у частных предприятий возрастают
издержки. Кроме того, это уменьшает желание у инициативных людей открывать свой
бизнес. А чем меньше будет малых предприятий, тем ниже будет конкуренция, тем
хуже для экономики. Кроме того, из-за возможности такого легкого незаконного
обогащения молодые люди вместо того, чтобы идти в реальную экономику и делать
что-то полезное для страны, стараются занять теплое местечко в пожарной или
налоговой инспекции, и жить не по стратегии охотника, а по стратегии паразита.

Из-за коррупционных действий всех уровней
власти снижается общий уровень инвестиционной привлекательности страны. Первые
попытки компании IKEA построить магазины в Москве стали притчей во языцех.
Книга о том, как разные инстанции требовали взятки у менеджеров IKEA, была
прочитана многими руководителями компаний. Сколько международных компаний не
захотели вкладываться в развитие своего бизнеса в России остается только
гадать. А ведь это и дополнительные рабочие места, и поступления в бюджет.
Всего этого страну лишили оголтелые чиновники, которые заботятся не о
перспективах страны, а о сиюминутном наполнении своих карманов.

Всевозможные схемы силового рейдерского
захвата работающего бизнеса подрывают веру в нашу страну, в ее судебную систему
и возможность честного ведения дел. Примеров масса: от Юкоса до Евросети. И это
только нашумевшие. А сколько таких мероприятий на местах? Кому придет в голову
строить большой бизнес здесь, где силовики могут безнаказанно отбирать любой
понравившийся бизнес. Вот и уезжают Чичваркины и прочие инициативные толковые
бизнесмены строить свои новые предприятия за границей.

Но положительной стороной является то, что
с каждым годом противодействие коррупции становится жестче, так в середине
марта 2012 года Дмитрий Анатольевич Медведев выступил с предложением, согласно
которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих
расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также, 1 апреля 2016 Владимир Владимирович
Путин, подписал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на
2016–2017 годы», в котором говорится, что руководители федеральных органов
государственной власти должны до 15 мая 2016 года внести в соответствующие
планы своих ведомств изменения, направленные на достижение конкретных
результатов в работе по предотвращению коррупции и обеспечение контроля по
этому направлению, а до 10 июня 2017 им поручено представить доклад о
проведенной работе.

Таким образом, для эффективного
становления антикоррупционного законодательства необходим комплексный,
системный подход, а также мобилизация всех здоровых сил российского общества на
противодействие данному социально-негативному явлению, включая
совершенствование юридической ответственности. Наказание является важным и
необходимым средством борьбы с коррупционной преступностью на государственной
службе. Именно наказание лиц, совершивших преступление, воздействует на определенную
часть людей, заставляя их под страхом наказания не совершать уголовно
наказуемых деяний. Необходимо проведение целого ряда предупредительных мер как
общего, так и непосредственно на уровне государственной службы.

Немаловажно законодательно закрепить
гласность и прозрачность деятельности органов исполнительной и судебной власти,
осуществляющих борьбу с коррупцией на государственной службе; привлечение к
этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так
и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, неодобрения и
аморальности каждого прецедента проявления коррупции абсолютно всех степеней.
Также, необходимо внести в законодательство по противодействию коррупции
конкретные меры юридической ответственности для государственных служащих и
ужесточить штрафные санкции для всех задействованных в коррупционном
преступлении лиц. России нужно прекратить тратить огромные средства на борьбу с
последствиями коррупции, они могут быть бесконечными. Нужно направить все силы
на уничтожение любых проявлений бюрократизации и коррупции. И обеспечить стране
стабильное и развивающееся будущее.

Во времена царской России отдельными
царями предпринимались попытки выявления причин и условий, порождающих
коррупцию, а также принятия некоторых нормативных актов, ограничивающих это
явление. Однако все принимаемые меры, как правило, были односторонними, носили
характер временных кампаний. Нынешнее положение с коррупцией в России во многом
обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в
других странах, находившихся в подобной ситуации, сопровождался ростом
коррупции.

Список литературы:

1.     Денисов
С.А. Задачи уголовно-правовой и административно-правовой политики по
противодействию коррупции // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в
Сибирском регионе. Сборник материалов международной научно-практической
конференции. Красноярск, 2002. Часть 1. С. 57-61.

2.     Куракин
А. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: общая
характеристика // Российская юстиция. 2003. №3.

3.     Конвенция
об уголовной ответственности за коррупцию // Чистые руки. 1999. №3. С. 71.

4.     Мелешко
Н.П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран. М., 2009.
С. 224

5.     Проблемы
правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и
право. 2001. №4. С. 24.

6.     Указ
Президента РФ от 04.04.1992 N 361 (с изм. от 16.11.1992) «О борьбе с коррупцией
в системе государственной службы»

7.     Федеральный
закон № 273 «О противодействии коррупции»

8.     Экономика
и социология труда. (Учебник) Под ред. Гаги В.А. (2008, 340с.)

9.     Экономические
и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. Шапкин А.С. (2003,
544с.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На какой малый бизнес государство дает деньги безвозмездно
  • На каком этапе проекта выполняются анализ бизнес процессов
  • На основе данных принимают решения в компании с принципами
  • На подписании находится заявка на изменение реквизитов пик
  • На сколько лет заключается договор с управляющей компанией