Музей воздухоплавания в Белграде (Белград, Сербия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
- Горящие туры в Сербию
- Туры на майские по всему миру
1/10
Музей воздухоплавания в Белграде
Музей воздухоплавания, находящийся на территории аэропорта Никола Тесла, считается одним из лучших в области аэронавтики. Он основан в 1957 г. ВВС и ПВО Югославии, экспозиция находится в современном куполообразном здании из стекла и бетона. В коллекции представлено множество единиц гражданской и военной авиационной техники, выпущенной начиная с 1911 г., боевые авиационные ракеты, фрагменты двигателей, а также документация и фотоматериалы. Всего в музее 200 летательных аппаратов, ¾ которых находятся в запасниках, в закрытой части аэродрома, и ожидают реставрации.
Что посмотреть
География и история экспонатов весьма обширна: здесь много участников Второй мировой войны из разных стран, современные летательные аппараты. Экспозиция в основном размещена на втором этаже здания, а осматривать и фотографировать ее рекомендуется с верхней галереи, откуда лучше обзор.
Наиболее интересные предметы коллекции — единственный в мире экземпляр итальянского истребителя Fiat G-50, точная копия самолета Ивана Сарича образца 1910 г., первый сербский вооруженный летательный аппарат Олуй 11, воздушно-реактивный Галеб Г-2, получивший награду на авиасалоне в Ле Бурже как лучший самолет своего класса.
Широко представлены югославские военные и гражданские летательные аппараты: тяжелые и легкие штурмовики и истребители-бомбардировщики, вертолеты ВВС страны, самолеты национальной авиакомпании JAT. Отдельного внимания требуют фрагменты сбитой техники, принимавшей участие в бомбардировке Белграда альянсом НАТО в 1999 г. Здесь можно увидеть также российские МиГ-21, легкий истребитель Як-3, штурмовик Ил-2, легендарный У-2, военный вертолет Ми-4, ракеты.
Практическая информация
Адрес: Белград, аэропорт Никола Тесла. Веб-сайт.
Часы работы: вторник — воскресенье с 9:00 до 17:00.
Входной билет стоит 800 RSD. Цены на странице указаны на ноябрь 2021 г.
Музей воздухоплавания
- Адрес: Сурчин, Аэродром Никола Тесла, Белград, 11180, Сербия
- Телефон: +381 11 2670992
- Сайт: www.muzejvazduhoplovstva.org.rs
- Стоимость посещения: взрослые – $6
- Время работы: вт-вс: 9:00 – 17:00
Пассажиры, выходящие из аэропорта «Никола Тесла» в Белграде, всегда обращают внимание на круглое здание со стеклянным фасадом слева от выхода. Оно напоминает инопланетный космический корабль из фантастических фильмов, а вокруг него на поле стоят вполне земные самолеты. Это и есть Музей воздухоплавания – история покорения воздуха в коллекции летных машин.
История
Идея создания такого музея родилась в 1957 году у группы энтузиастов при командовании ВВС в Земуне. Уже спустя три года первые самолеты были выставлены в старом аэропорту Белграда для всеобщего обозрения. С годами коллекция росла, и ей требовалось не только больше места, но и собственное помещение. Так в 1989 году рядом с новым аэропортом появилось суперсовременное здание и большая площадка на открытом воздухе с экспозицией самолетов. Именно с этого момента Музей воздухоплавания в Белграде получил всемирную известность.
Здание
Это первое, что привлекает внимание туристов, прилетающих в столицу Сербии, и оно действительно выглядит впечатляюще. Сверкающий на солнце шар из стекла, стали и бетона был построен по проекту архитектора Ивана Штрауса из Сараево. В том же 1989 году он получил за нее престижную югославскую премию в области архитектуры. Нужно сказать, что строительство продолжалось около 20 лет, и изначальная смета разрослась почти втрое. 11 тыс. кв. м светлого пространства музея вмещает в себя около 200 самолетов и вертолетов.
Выставка на улице
Посетителей у входа в музей встречает несколько летных машин: немецкий «Юнкерс», советский Ми, югославский «Ястреб», французская «Каравелла» и даже радар «Коссор». Всего под открытым небом выставлено 13 экспонатов, вероятно, наименее ценных. Долгое пребывание при перепадах температур и под воздействием осадков оставили свой след на корпусах этих машин. Выглядят они немного печально, особенно учитывая их почтенный возраст.
Экспозиция Музея воздухоплавания
Выставка летной техники впечатлит не только знатоков, но и простых посетителей. Некоторые машины подвешены к потолку, что создает иллюзию полета и смотрится очень эффектно. Лучше всего подняться на смотровую площадку, чтобы увидеть самолеты во всей красе. Здесь есть даже две ракеты, обе советского производства – «Десна» и «Термит». Интересно будет взглянуть на «динозавров» воздухоплавания, например, планер «Сарич» 1909 года, и в очередной раз удивиться бесстрашию первых пилотов. Отдельная часть выставки посвящена событиям 1999 года, своеобразное «Эхо войны» с останками сбитых воздушных судов.
Особые ценности
Эксперты считают самой большой ценностью музейной коллекции истребители и бомбардировщики, в том числе образцы немецкого “ME-109”, английских “Chariken” и “Spitfire”, русских ЯК-3 и ИЛ-2, а также «Тандерболта» из США. Также необходимо добавить немецкий “Focke-Wulf -190” и единственный сохранившийся экземпляр итальянского истребителя “Fiat G-50”, которые сейчас находятся в хранилищах музея.
Симулятор полета
В 2018 году в Музее воздухоплавания открылся новый аттракцион – симулятор полета. Каждый посетитель за отдельную плату может попробовать себя в роли пилота Боинга-737-800. Музей предполагает, что это не только развлечение для жаждущих адреналина посетителей, но и способ преодолеть аэрофобию. Не каждый день представляется возможность, пусть и виртуально, управлять самолетом весом в 60 т со скоростью в 700 км/ч. Есть выбор метеоусловий и прекрасные виды Сербии с огромной высоты.
Как добраться?
Искать Музей воздухоплавания в Белграде долго не придется. Нужно лишь попасть к аэропорту Николы Тесла. Проще всего это сделать из Сурчина или от площади Славия, отсюда к аэропорту идут многие автобусы.
Если Вам приходилось бывать в аэропорту Никола Тесла в Белграде, то Вы наверняка замечали необычное здание круглой формы, которое стоит у дороги перед въездом в аэропорт.
https://travelopedia.ru/license
В этом здании размещается главный музей авиации в Сербии — правильно именуемый Музей югославского воздухоплавания.
Где находится музей авиации в Белграде
Авиамузей легко найти. Особенно, если Вы вылетаете или прилетаете в аэропорт Белграда. Здание расположено всего в 200 м от пассажирского терминала. Пешком можно дойти минут за 5-10. На представленной карте можно увидеть месторасположения музея.
https://travelopedia.ru/license
Музей в современном виде работает здесь с 1989 года. Специально спроектированное для него здание вместило в себя экспозицию, рассказывающую об истории авиации Югославии — уже не существующей страны, в которую ранее входили такие современные государства как, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Северная Македония.
https://travelopedia.ru/license
Здание музея построено на небольшой возвышенности. На лестнице, ведущей ко входу, установлен самый успешный самолет югославской разработки — легкий штурмовик СОКО Г-2 «Галеб». Этот самолет производился серийно 20 лет — с 1964 по 1985 гг. Известен тем, что на авиасалоне в Ле-Бурже получил награду как лучший самолет в своем классе. А также тем, что стал первым югославским самолетом, поставлявшимся на экспорт.
https://travelopedia.ru/license
Коллекция музея воздухоплавания состоит из около 50 летательных аппаратов, размещенных внутри здания и еще более 10 объектов на улице.
https://travelopedia.ru/license
Уличная экспозиция
Свой осмотр я начал с уличной экспозиции. Объекты расставлены перед входом в музей. Здесь можно найти несколько вертолетов, состоявших на вооружении югославской армии.
Противолодочный вертолет Ка-28:
https://travelopedia.ru/license
Транспортный Ми-4:
https://travelopedia.ru/license
Ми-8 в санитарном исполнении:
https://travelopedia.ru/license
Также выставка включает несколько винтовых самолетов.
Послевоенный пассажирский самолет Ил-14:
https://travelopedia.ru/license
Вид у уличных самолетов удручающий. Техника требует ремонта и покраски. Далее знаменитый Дуглас DC-3.
https://travelopedia.ru/license
И еще один интересный экземпляр. ААС-1 «Тукан» — такое название носил выпускавшийся во Франции немецкий поршневой транспортный самолет Юнкерс Ю-52.
https://travelopedia.ru/license
Под навесом, в гораздо лучшем состоянии, стоит уникальный экспонат — летающая лодка Short SA.6 Sealand. Было построено всего 25 аппаратов этого типа. Один из них сохранился в белградском музее.
https://travelopedia.ru/license
С обратной стороны музея оборудовано что-то типа мастерской.
https://travelopedia.ru/license
Какие-то самолеты здесь, видимо, восстанавливают. Но, в общем виде эта поляна скорее напоминает кладбище самолетов, чем музей.
https://travelopedia.ru/license
Вот еще один интересный экспонат — деревянный макет истребителя МиГ-29, служивший ложной мишенью для авиации НАТО во время бомбардировок Югославии в 1999 году.
https://travelopedia.ru/license
Самый крупный самолет на уличной площадке, да и во всем музее, — реактивный пассажирский SE-210 Caravelle (Каравелла). Югославская авиакомпания JAT эксплуатировала несколько таких авиалайнеров в 1960-70х гг. Жаль, что состояние этого интересного самолета тоже оставляет желать лучшего. Внутрь войти нельзя, можно осматривать лайнер только снаружи.
https://travelopedia.ru/license
Закончив с уличным осмотром, захожу внутрь. У входа вывеска на сербском языке.
https://travelopedia.ru/license
Рождение югославской авиации
Экспозиция начинается с рождения югославской авиации. Первый экспонат — это полноразмерная копия первого югославского самолета Сарич Бр.1.
https://travelopedia.ru/license
Аэроплан построил в 1910 году пионер югославской авиации — спортсмен, инженер и одновременно пилот Иван Сарич. Первый полет этого самолета, состоявшийся в июне 1910 года, открыл историю югославской авиации.
https://travelopedia.ru/license
Следом идет еще один важный для музея экземпляр — учебно-тренировочный самолет Физир ФН. Аппарат в 1929 году положил начало югославской авиационной промышленности, став первым запущенным в серийное производство.
https://travelopedia.ru/license
Сверху демонстрируется еще один представитель югославской довоенной авиации — учебный планер Врабач-А, созданный в 1939 году. Летательный аппарат тоже относится к плеяде «первых» — он стал первым планером в Югославии, выпускавшемся серийно.
https://travelopedia.ru/license
Планировка музея
Перед тем, как продолжить рассказ, скажу пару слов о структуре музея. Внутри здание имеет форму круга и два этажа. По сути это один большой зал, где экспонаты выставлены по окружности.
https://travelopedia.ru/license
Аппараты размещены в 2 яруса. На первом этаже они стоят на полу, а со второго этажа самолеты можно наблюдать подвешенными под потолком как раз напротив взгляда.
Чтобы осмотреть коллекцию музея, нужно идти по кругу по часовой стрелке. Таким образом самолеты выстроены в хронологическом порядке.
https://travelopedia.ru/license
Вторая мировая война
Следом за пионерами югославской авиации следует большая экспозиция самолетов Второй мировой войны.
https://travelopedia.ru/license
Югославская регулярная армия было достаточно быстро разбита Вермахтом в 1941 году и страна 4 года была оккупирована немцами и их союзниками. Как я понимаю, ни один из самолетов довоенных королевских ВВС Югославии. Поэтому, в музее представлены самолеты уже новых военно-воздушных сил Югославии, сформированных при помощи Великобритании и Советского Союза в 1944 г.
По сути это была авиация партизанской армии. Поэтому, довольно разношерстная. В ее состав входили и трофейные немецкие истребители Мессершмитт-109,…
https://travelopedia.ru/license
… и британские Харрикейн и Спитфайр (так называемые Балканские ВВС, воевавшие под эгидой британской армии),…
https://travelopedia.ru/license
https://travelopedia.ru/license
а также советские Яки, Ил-2, По-2, полученные от Советского Союза. Нужно отметить, что представленный в белградском музее истребитель Як-3 является уникальным. Так как это единственный сохранившийся в мире оригинальный Як-3 (то есть он полностью «родной», не восстановленный).
https://travelopedia.ru/license
Рядом с Як-3 разместился интересный экспонат. Поначалу я подумал, что это какой-то детский аттракцион. Оказалось что это авиационный тренажер 1930-х гг. В таком летчиках обучали «слепым» полетам по приборам.
https://travelopedia.ru/license
В 1948 году между Югославией и СССР разгорелся политический конфликт. Свое отражение он нашел и в истории авиации. Во-первых, на базе самолетов Яковлева в Югославии был разработан собственный истребитель Икарус С-49 (на фото ниже).
https://travelopedia.ru/license
Во-вторых, как в военной, так и в гражданской авиации Югославии появилась американская техника. Например, представленный в музее истребитель-бомбардировщик «Тандерболт»:
https://travelopedia.ru/license
Рядом с самолетом выставлен его двигатель. Мощный 18-цилиндровый Pratt & Whitney R-2800.
https://travelopedia.ru/license
Здесь же фрагмент кабины еще одного истребителя Второй мировой войны «Лайтнинг».
https://travelopedia.ru/license
Вхождение югославской военной авиации в реактивную эру тоже произошло с участием американских авиастроителей. В музее представлен истребитель Ф-86 «Сейбр» 1950-х гг.
https://travelopedia.ru/license
Однако, в 1960-ее годы выбор был вновь сделан в пользу советской техники. Основным истребителей югославских ВВС на 3 десятилетия стал знаменитый МиГ-21.
https://travelopedia.ru/license
https://travelopedia.ru/license
Все экспонаты в музее воздухоплавания сопровождаются информационными табличками на специальных стендах.
https://travelopedia.ru/license
Судя по всему, эти таблички не менялись с момента открытия музея в 1989 году. Сегодня они уже сами по себе выглядят как артефакты из прошлого — с текстами от печатной машинки и аккуратно наклеенными на листы ватмана фотографиями и схемами.
https://travelopedia.ru/license
Самолеты югославской разработки
Показанные выше самолеты ВВС Югославии разных лет размещены по окружности помещения. Центр зала в виде «малого круга» отведен для самолетов собственной югославской разработки.
Почетное место в самом центре круга занимает самолет СОКО J-22 «Орао».
https://travelopedia.ru/license
Такой статус этот истребитель-бомбардировщик получил из-за того, что стал последним и самым совершенным самолетом Югославии. «Орао» разрабатывался в сотрудничестве с Румынией, совершил первый полет в 1974 году и серийно выпускался с 1978 по 1992 гг. (произведено 165 штук).
Несколько этих самолетов до сих пор остаются в строю в ВВС Сербии. А поскольку страны под названием «Югославия» с 2003 года не существует, то более современного югославского самолета уже разработано не будет. Ни одна из стран бывшей югославской федерации своих самолетов не производит.
https://travelopedia.ru/license
https://travelopedia.ru/license
https://travelopedia.ru/license
Красавца «Орао» окружают несколько мелких самолетов. Несколько из них привлекли мое внимание.
https://travelopedia.ru/license
Очень необычный экспериментальный самолет Икарус-451.
https://travelopedia.ru/license
Особенность конструкции в том, что пилот в самолете размещается лежа! Сомнительное решение. Не удивительно, что самолет был построен только в одном экземпляре.
https://travelopedia.ru/license
Еще один корявый с виду самолет с таким же названием Икарус-451М (по сравнению с предыдущим самолетом в название добавлена буква М). Аппарат примечателен тем, что стал первым югославским реактивным самолетом. Разработанный в качестве учебно-тренировочного, самолет совершил первый полет в 1952 году. Характеристики оказались слабыми, поэтому в серию этот Икарус не пошел. Для учебных целей были закуплены американские Т-33.
https://travelopedia.ru/license
Легкий транспортный самолет Утва-66, созданный в 1966 году.
https://travelopedia.ru/license
Это единственный во всем музее самолет, в который можно попасть внутрь.
https://travelopedia.ru/license
Дети этим активно пользуются.
https://travelopedia.ru/license
И не только дети… Вот такую свадебную фотосессию я наблюдал во время своего посещения музея.
https://travelopedia.ru/license
Коллекция музея хорошо отражает «золотую эпоху» балканской авиации. А вот после распада Югославии похвастаться уже особенно и нечем. В музее я обнаружил только одну экспозицию, открытую после 1990 года. Посвящена она бомбардировкам Сербии в 1999 году.
Бомбардировки НАТО Югославии
В период с 24 марта по 10 июня 1999 г. авиация НАТО проводила массированные бомбардировки Союзной Республики Югославия, которая на тот момент состояла только из 2-х республик — Сербии и Черногории. Ударам подверглась территория Сербии, включая входившую тогда в ее состав автономную область Косово.
Подавляющее количественное и качественное превосходство авиации НАТО (в операции участвовали более 1000 самолетов) позволяло проводить операцию практически без потерь. Сербским силам ПВО удалось сбить лишь несколько боевых единиц противника.
В музее воздухоплавания в Белграде можно увидеть обломки 3-х сбитых летательных аппаратов — истребителя Ф-16, штурмовика-невидимки Ф-117 и боевого беспилотника «Предатор».
https://travelopedia.ru/license
https://travelopedia.ru/license
Второй этаж музея
На втором этаже музея можно рассмотреть самолеты, подвешенные к потолку. Не буду останавливаться на каждом экспонате. Покажу лишь несколько, показавшихся мне необычными.
Бюкер-133 «Юнгмайстер» — известный немецкий пилотажный самолет 1930-х гг.:
https://travelopedia.ru/license
Югославский учебный самолет Утва 213-3. Эксплуатировался с 1951 по 1961 гг. В музее представлен единственный оставшийся экземпляр из 256 построенных.
https://travelopedia.ru/license
Соко-522. Еще один учебно-тренировочный самолет югославских ВВС. Служил с 1955 по 1978 гг.
https://travelopedia.ru/license
Американский вертолет Сикорский S-51. Стал первым вертолетом в югославской армии, эксплуатировался c 1954 по 1967 гг.
https://travelopedia.ru/license
Также на втором этаже выставлены несколько двигателей и планеров.
https://travelopedia.ru/license
Экспозиция авиакомпании JAT
В центре зала на 2-м этаже оборудована выставка, посвященная гражданской авиации Югославии.
https://travelopedia.ru/license
Информационные стенды, созданные еще в 1990-е гг., рассказывают историю авиакомпании JAT — уже несуществующего национального перевозчика Югославии.
https://travelopedia.ru/license
В сожалению, живой гражданской авиатехники внутри музея практически нет. Только вертолет Ми-2 в желтой медицинской окраске.
https://travelopedia.ru/license
Тем не менее, интересно посмотреть на старые фотографии. Как, например, подборка ретро-фотографий белградского аэропорта.
https://travelopedia.ru/license
Вот так выглядел аэропорт в начале 1960-х гг.:
https://travelopedia.ru/license
А это уже конец 1970-х. Построен новый пассажирский терминал, добавлены телетрапы.
https://travelopedia.ru/license
Стенд с печатной рекламой авиакомпании JAT:
https://travelopedia.ru/license
Авиалайнеры советского производства Югославия не закупала, предпочитая американские Боинги и Дугласы или французскую «Каравеллу». В 1960-х гг. флагманом авиакомпании JAT был Боинг-707. В музее можно увидеть макет его пассажирской кабины.
https://travelopedia.ru/license
Стенд с моделями авиалайнеров, летавших под флагом Югославии:
https://travelopedia.ru/license
В музее воздухоплавания также представлены масштабные модели военных самолетов Королевских ВВС Югославии, не сохранившихся в оригинале.
https://travelopedia.ru/license
Интересно, что самыми современными истребителями Югославии, в момент нападения на нее Германии в 1941 году, были немецкие Мессершмитты, закупленные незадолго до этого.
https://travelopedia.ru/license
Мой осмотр музея югославской авиации в Белграде занял около 2-х часов. Задуманный когда-то как главный авиационный музей большой страны Югославия уже утратил свою роль. Но сегодня музей интересен тем, что здесь можно увидеть редкие самолеты, которые трудно найти где-либо еще.
https://travelopedia.ru/license
В 11 часов утра я улетал домой. Проснулся пораньше, чтобы перед отлётом успеть сделать ещё одно очень важное дело — посетить музей воздухоплавания. Когда я узнал о существовании такого музея рядом с аэропортом, вопрос: «как я проведу последние часы в Белграде?» — отпал сам собой
Доехав до аэропорта, я не нашёл каких-либо указателей, по которым можно было бы выйти к музею. Побродив вокруг, спросил дорогу. Оказалось всё просто. Надо выйти из терминала, повернуть налево и идти в сторону большой многоэтажной стоянки. Рядом с ней будет дорога, ведущая в город. Оттуда уже виден купол музея. Всего до музея 5-7 минут ходьбы.
С 1 апреля по 31 октября музей работает по летнему времени с 8:00 до 18:30. Зимой — с 8:00 до 16:30. Билеты перестают продавать за полчаса до закрытия. Небольшая часть экспозиции музея расположена под открытым небом. Но погода не способствовала гулять — шёл мелкий, противный дождь.
Немецкий Юнкерс Ю-52.
Советский Ми-4.
Есть даже такое — радар Cossor C.R.787.
Югославский лёгкий штурмовик и разведчик СОКО J-12 «Ястреб». Применялся в ходе боевых действий на Балканах в 1990-х годах.
Французский Sud Aviation Caravelle Se.210. «Каравелла» — первый в мире реактивный самолёт с хвостовым расположением двигателей. Ранее этот борт принадлежал «Югославским авиалиниям» («Jугословенски Аеротранспорт», JAT) — одной из крупнейших авиакомпаний Европы в 1980-х годах. А потом война… В общем печально это всё. И самолёт выглядит так же печально
Всего под открытым небом выставлено 13 единиц техники.
За забором стоит много других самолётов, но туда не пускают.
Музей был основан в 1957 году. Современное здание в виде купола из стекла и бетона появилось в 1989 году. Даже на сегодняшний день оно выглядит очень интересно.
Входной билет стоит 600 сербских динаров (~$5,6). Для жителей Сербии цена в 2 раза ниже.
В 9:00 я был единственным посетителем.
Экспонаты выставлены на втором этаже, часть из них подвешена на тросах — смотрятся они очень классно!
Наш родной МиГ-21.
Ракеты.
Очень рекомендую подняться на смотровую площадку, расположенную выше.
Отсюда можно посмотреть на технику под другим углом…
… и фотографировать удобно.
Saric — первый сербский летательный аппарат тяжелее воздуха, который был построен Иваном Саричем (1876-1966) в 1909 году в городе Суботица.
Смелые люди…
Югославский многоцелевой самолёт Zmaj Fizir FN.
Немецкий истребитель Messerschmitt BF-109 G-2 (Мессершмитт).
Британский Hawker Hurricane MK-IV RP (Хоукер Харрикейн) — одноместный истребитель времён Второй Мировой войны.
Британский истребитель Supermarine Spitfire Mk.Vc Trop (Супермарин Спитфайр). Выставленный образец является единственным уцелевшим Spitfire Mk.V.
Авиационный тренажер Link Trainer AN-2550-1.
Советский лёгкий истребитель Як-3.
Советский штурмовик Ил-2 — самый массовый боевой самолёт в истории, таких машин было выпущено более 34 тысяч штук.
Американский одномоторный истребитель-бомбардировщик Republic F-47D-40-RA «Thunderbolt» (Рипаблик «Тандерболт»).
Югославский истребитель-бомбардировщик Ikarus S-49C (Икарус) — первый послевоенный истребитель состоявший на вооружении Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ).
Югославский Utva-66H (V-52).
Американский Lockheed T-33A (Локхид) — учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя F-80 «Shooting Star».
Американский одноместный истребитель-бомбардировщик Republik F-84G «Thunderjet» (Рипаблик «Тандерджет»).
Немецкий учебно-тренировочный Bucker Bu-133 D-1 «Jungmeister».
Немецкий Fieseler Fi-156C «Storch» (Фи́зелер Што́рьх). Профиль крыла, дававшего самолёту уникальные взлётно-посадочные характеристики, полностью скопирован с советского профиля Р-IIс.
Югославский Letov KB-6 «Matajur».
Югославский многоцелевой вертолет СОКО S-55 Mk.V, являющийся лицензионной копией английского Westland WHIRLWIND, который в свою очередь являлся копией американского вертолета Sikorsky S-55.
Югославский учебный самолёт Ikarus Aero-2Be.
Польский вертолёт WSK-PZL Mi-2 (HT-41). Как я понимаю, фактически это наш Ми-2.
Британский лёгкий истребитель Folland Fo. 141 «Gnat» Mk-F1.
Советский По-2 (он же У-2). Про применение этого самолёта в качестве ночного бомбардировщика снят фильм «В небе „ночные ведьмы“».
Британский биплан deHavilland D.H. 82 «Tiger Moth» (Тайгер Мот).
Самолёто-вертолётный рай
Американский лёгкий учебный самолёт North American T-6G «Harvard» Mk.IIB.
В музее выствлена большая коллекция планеров: Letov Jastreb 54, Ikarus Košava, 20.Maj Čavka, VTRZ Jastreb Roda, Ikarus/Letov Orao IIc, FAJ Jastreb Vuk-T.
Британский вертолёт Westland WS-51 Mk.1b «Dragonfly» — лицензионная копия Sikorsky S-51.
Югославский истребитель-бомбардировщик СОКО Ј-22H «Orao». Первый югославский самолёт, который превысил скорость в 1000 км/ч.
Югославский Ikarus 451.
Югославский лёгкий штурмовик СОКО G-2A «Galeb».
Югославский лёгкий истребитель-бомбардировщик СОКО Ј-20 «Крагуј».
Ракетище!
Что-то маленькое реактивное…
Можно вживую рассмотреть конструкции разных двигателей.
В этой части музея собрана история развития гражданской авиации Югославии. В частности рассказывается про авиакомпанию JAT.
А эти экспонаты представляют совсем уже другую часть истории — события 1999 года, когда авиация НАТО бомбила Белград.
Про Штаб ВВС и ПВО я уже рассказывал в «Эхо войны».
Сбитый американский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) General Atomics MQ-1 Predator.
Фрагменты американского истребителя Lockheed F-16C, сбитого 2 мая 1999 года зенитно-ракетным комплексом С-125. Пилот катапультировался.
Сохранившиеся на фюзеляже зелёные значки — это количество боевых вылетов для бомбардировки объектов на территории Югославии.
Рядом обломки кабины пилота американского тактического малозаметного ударного самолёта Lockheed F-117A «Nighthawk». Другими словами тот самый «Стелс». Пилот так же катапультировался.
Самолёт пилотировал подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Иногда в качестве пилота F-117 ошибочно указывают капитана Кена Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.
По одной из версий самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125. На фотографии вторая ступень ракеты 5В27Д «земля-воздух». Согласно сербской версии именно этой ракетой был сбит американский самолёт-невидимка.
Фрагменты американской крылатой ракеты Tomahawk BGM-109.
Французский БПЛА SAGEM Crecerelle. Сбит 26 мая 1999 года.
Сбитый канадский БПЛА Bombardier CL-289, находившийся в эксплуатации в немецкой армии.
Британская противорадиолокационная ракета ALARM.
Экспонатов много, всё очень интересное. Я завис здесь на час. Жаль время поджимало, а то ходил бы и ходил тут Если вы любите разную технику и вдруг окажитесь в этих краях, очень рекомендую посетить музей.
Пожалуйста, оцените статью:
Другие музеи Белграда
Куда сходить и что посмотреть в Белграде
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Музей воздухоплавания (серб. Музеј југословенског ваздухопловства) — государственный музей, расположенный в Сербии. С 1989 года находится в современном здании, построенном по проекту боснийского архитектора Ивана Штрауса, из стекла и бетона в аэропорту Белграда.
Описание
?снован в 1957 году. В его собрании более 200 летательных
аппаратов, 130 авиадвигателей, несколько радиолокаторов, ракет, а
также оборудование, 20 тыс. книг и свыше 200 тыс. фотографий.
Среди экспонатов музея — обломки американских боевых самолётов
F-117 Nighthawk («Стелс») и F-16 Fighting Falcon, сбитых югославами
во время бомбардировок НАТО в 1999 году.
Ссылки
Музей
воздухоплавания-Туристическая организация Белграда
- История музея на сайте Jat Airways
- Музей воздухоплавания.
Интернет-презентация -
Официальный
сайт музея (серб.) - Виртуальный
тур по музею
Входит в следующие категории:
Советы и подсказки
in the museum are many exhibits inside and out. very nice and comfortable told about the history of ballooning! excellent pastime while waiting for the plane!
It houses many planes including fighters, passenger planes, helicopters and even unique gliders. IMHO, one of the top 10 in aeronautical museums in the world. As of April 2014, ticket costs 500 DIN.
Lots of rare aircraft on display. Also remains of all flying things shot down during the NATO bombing of the 1990s, including remains of a F-117 Nighthawk.
Big, beautiful building with interesting and rare display of aircraft models. Unfortunately,there are almost no explanations in English. Still, worth a visit Entrance fee is 500 RSD.
Lots of airplanes too see and also amazing building to store them. Unfortunately it’s slowly rotting. Now it looks kinda cool, but soon it will need a total renovation.
Only simulator is on use…Also you can visit the crafts in the open area
Manje? Exclusive Villa
от $59
Hotel Slavija Garni
от $44
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Международный Аэропорт «Никола Тесла
Белград» (српски / srpski. Међун
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Церковь Святого Василия Острожского (Белград)
Церковь Святого Василия Острожского
(српски / srpski. Црква светог
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Ада Циганлия (серб. Ада Циганлија),
сокращённо Ада — речной ос
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Башня Генекс (или Западные ворота
Белграда) — 35-этажное высо
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Монастырь Фенек (серб. Манастир Фенек)
в честь святой Параскевы — муж
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Белградская Арена (серб. Београдска
арена / Beogradska arena) — о
В список желаний
Я тут был!
Посещено
The Belgrade Fair – Hall 1, is Belgrade Fair’s largest exhibition
s
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Новый железнодорожный мост
Новый железнодорожный мост (серб. Novi
železnički most) — железно
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Музей мозаики в Зевгме (Турция)
Музей мозаики в Зевгме — музей
мозаики древнего города Зе
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Şanlıurfa Museum (Turkish: Şanlıurfa Müzesi) is an archaeological
muse
В список желаний
Я тут был!
Посещено
EYE Film Institute Netherlands
EYE Film Institute Netherlands is a Dutch archive and museum in
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Şanlıurfa Archaeology and Mosaic Museum
Şanlıurfa Archaeology and Mosaic Museum is a museum in Şanlıurfa
(al
В список желаний
Я тут был!
Посещено
Charles H. Wright Museum of African American History
The Charles H. Wright Museum of African American History is located in
Посмотреть все похожие места
Aerodrom Nikola Tesla Beograd, 11180, Serbia+381 11 2670992
The Aeronautical Museum Belgrade, formerly known as the Yugoslav Aeronautical Museum, is a museum located in Surčin, Belgrade, the capital of Serbia. Founded in 1957, the museum is located adjacent to Belgrade Nikola Tesla Airport.
Photos
About this place
The Aeronautical Museum Belgrade, formerly known as the Yugoslav Aeronautical Museum, is a museum located in Surčin, Belgrade, the capital of Serbia. Founded in 1957, the museum is located adjacent to Belgrade Nikola Tesla Airport. The current facility, designed by architect Ivan Štraus, was opened to the public on 21 May 1989. Wikipedia
Google review summary
This review summary only contains reviews submitted on Google. Third party reviews, if available, are not included in this summary. Learn more
Reviews
About this place
The Aeronautical Museum Belgrade, formerly known as the Yugoslav Aeronautical Museum, is a museum located in Surčin, Belgrade, the capital of Serbia. Founded in 1957, the museum is located adjacent to Belgrade Nikola Tesla Airport. The current facility, designed by architect Ivan Štraus, was opened to the public on 21 May 1989. Wikipedia
Address & contact information
Aerodrom Nikola Tesla Beograd, 11180, Serbia
+381 11 2670992