Музей трамваев в нижнем новгороде часы работы

Музей электротранспорта в Нижнем Новгороде

Музей трамваев нижний новгород

На чтение 3 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 25 июля

Музей трамваев в Нижний Новгород, он же музей электротранспорта, был открыт в 2005 г. на территории трамвайного депо №1. Он состоит из двух частей: под открытым небом — трамваи и троллейбусы, а в самом депо — архивы с памятными фотографиями и документами.

Содержание

  1. В музее присутствует уникальная техника
  2. Музейные трамваи
  3. Музейные троллейбусы
  4. Ретро-трамвай по городскому кольцу
  5. Где находится и как добраться до музея электротранспорта
  6. Режим работы
Музей трамваев в Нижнем Новгороде
Музей трамваев в Нижнем Новгороде.

В музее присутствует уникальная техника

Нижний Новгород был первым городом России, в котором начал работать электрический трамвай, поэтому его на территории находятся редкие, в том числе и дореволюционные, модели.

Музейные трамваи

  1. Самые первые трамваи, которые появились в Нижнем Новгороде, изготавливались бельгийской фирмой Гартмана и назывались «Эрликон». Особенностью данной модели является отсутствие обособленной кабины для вагоновожатого — водителям приходилось работать при любых сезонных и погодных условиях, что вызывало закономерное негодование и впоследствии стало причиной забастовки. Тогда, в 1896 г., такие экземпляры использовались в развлекательных целях, но уже ближе к 1920 г. они уже почти перестали использоваться.
  2. В период с 1926 г. по 1937 г. на смену «Эрликону» пришел вагон X Мытищинского машиностроительного завода. В город, который к тому времени уже переименовали в Горький, завезли 99 трамваев. Эту модель также использовали на съемках знаменитого сериала «Место встречи изменить нельзя».
  3. В послевоенное время, в конце 40-х гг. Мытищинский завод совместно с Рижским вагоностроительным заводом наладил выпуск новой серии — МТВ-82. В Горьком обосновались 93 таких трамвая, и эти вагончики эксплуатировались вплоть до 70-х гг.
  4. В 1949 г. к производству подключился Ленинградский вагоноремонтный завод, который выпустил новый вид — ЛМ-49. В город определили 63 единицы, которые прослужили до 1980 г. В музее еще находятся модели ЛМ-57 и КМ, последний образец разрабатывал завод «Красное Сормово» в самом Горьком в период с 1926 г. по 1939 г.
  5. Обстоятельно взялся за дело Рижский завод — с 1961 г. по 1988 г. появились новые РВЗ-6 и модифицированный РВЗ-6М2. В городе появилось 193 и 69 трамваев соответственно, причем трамваи последней серии использовались до 2002 г. В музее также находится вагон экспериментальной партии РВЗ-7, произведенной в конце 70-х гг. и снятой с производства из-за ненадежности.
Музейные троллейбусы Нижний Новгород
Музейные троллейбусы Нижний Новгород.

Музейные троллейбусы

  1. МТБ-82 с 1946 г. по 1950 г. выпускался Тушинским машиностроительным заводом, находящимся в Москве, но в 60-70 гг. производством занялся завод им. Урицкого в Энгельсе. Эти троллейбусы работали в Горьком до 1976 г.
  2. Завод им. Урицкого впоследствии выпустил еще один вид — ЗиУ-5. Они прослужили до 1981 г.

Ретро-трамвай по городскому кольцу

По Нижнему Новгороду курсирует экскурсионный трамвай-кафе.

Это уютный ретро-вагончик, который за два с половиной часа объезжает старые и новые улочки города. В кафе можно купить воду, чай, кофе и сладости.

Экскурсия состоит из 3 частей:

  1. Поездка занимает около 2,5 часов. Трамвай отбывает от Московского вокзала, едет через Комсомольскую площадь, площадь Лядова, Ошарскую улицу, Лапшиху и делает остановку в Музее электротранспорта.
  2. Обзор музея занимает около 40 минут. Дальнейший путь лежит через улицы Бекетова и Пушкина, площадь Лядова, улицу Ильинскую, Черный пруд и останавливается на Большой Покровской.
  3. Последний отрезок пути занимает пешеходная экскурсия по Большой Покровской и площади Минина, а также обзор нижегородского Кремля. Конечная точка маршрута — площадь Минина.

Где находится и как добраться до музея электротранспорта

Музей располагается на территории трамвайного депо №1 по адресу «Улица Генерала Ивлиева, 1». Можно добраться с помощью общественного транспорта:

  • автобусами №16, 61, 72 и 85 идут до остановки «Улица Бориса Корнилова», оттуда 3 минуты пешком;
  • трамваями №19 и 27 — до остановки «Трамвайное депо №1», далее 2 минуты пешком;
  • маршрутками №т10, т18, т34, т41 и т55 — до остановки «Улица Бориса Корнилова», 3 минуты пешком.

Режим работы

Музей открыт для всех желающих с понедельника по пятницу, вторник и четверг — дни экскурсий, суббота и воскресенье — выходные. Часы работы — с 8:00 до 16:00, перерыв на обед — с 11:00 до 12:00.

Музей электротранспорта

Нижний Новгород — город первого российского трамвая. В мае 1896 года в Нижнем прозвучал первый трамвайный звонок.

Музей электротранспорта

Музей электротранспорта

Музей трамваев, точнее, он называется музей электротранспорта, поскольку в нем есть и несколько троллейбусов — это одна из самых малоизвестных достопримечательностей Нижнего Новгорода. На специально проложенных путях выставлены трамвайные вагоны первой половины ХХ века, в том числе конка, то есть трамвай на конной тяге. С трамваем соседствуют несколько троллейбусов.

Любой экспонат можно трогать руками. Посидеть в кабине водителя, на пассажирских «лавочках», от деревянных до кожзамовских, подергать ручки. Это ли не счастье для ребенка. Да и взрослые с радостью представляют, с каким «комфортом» передвигались в городском транспорте наши предки. Узкие и широкие двери, удобные и не очень лесенки, «эргономичные» пассажирские места и строгие водительские. Детям раздолье.

Музей электротранспорта

Музей электротранспорта

Режим работы:

  • Музей работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 16:00, перерыв с 11:00 до 12:00.
  • Экскурсионные дни: вторник, четверг
  • Выходные дни: суббота, воскресенье

Стоимость билетов:

  • Взрослый — 100 рублей.
  • Льготный — 50 рублей.

Телефон: 8–904–792–40–95

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://ttu-nn.ru/informacziya/muzey-elektrotransporta.html

Фотографии места

Отзывы про музей электротранспорта

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про музей электротранспорта. КудаНижний Новгород — это интерактивная афиша самых интересных событий Нижнего Новгорода.

КудаНижний Новгород в курсе всех событий, которые пройдут в Нижнем Новгороде .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Просмотров 1.4к.
Обновлено 30.03.2021

Музей трамваев в Нижнем Новгороде — музей под открытым небом, который располагается в трамвайном депо № 1. Если быть точным, то полное его полное название — Музей трамваев и троллейбусов в Нижнем Новгороде. В статье расскажу об экспонатах музея, покажу фото, а также остановлюсь на истории нижегородского трамвая. 

Нижегородский музей трамваев находится в депо

Содержание

  1. Нижегородский трамвай: первый в России?
  2. Три линии в одном городе
  3. Эволюция трамвая: от Эрликона до «Уралтрансмаша»
  4. Новые типы трамваев
  5. Послевоенные трамваи
  6. Полезная информация о музее трамваев
  7.  Экскурсии по Нижнему Новгороду

Нижегородский трамвай: первый в России?

Нижний Новгород претендует на звание города, где впервые в России был запущен регулярный электрический трамвай. С одной стороны это действительно так. С другой, первым городом в Российской империи, где запустили трамвай, стал Киев. Это произошло в 1892 году. В Нижнем Новгороде трамвай начал курсировать четыре года спустя. Однако, если говорить о

Ярмарка была главным событием Нижнего Новгорода

действующих трамвайных системах в современной России, то старейшей, безусловно, является нижегородская.

Появление трамвая в Нижнем Новгороде связано с проведением Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки. Её организовали по инициативе императора Николая II. Власти озаботились снижением оборотов Нижегородской ярмарки. И для поднятия авторитета Нижнего Новгорода как «кармана России» решили провести большую выставку. Она стала крупнейшей в Российской империи.

Ко Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году открыли сразу четыре трамвайных системы трех разных владельцев. Однако лишь одна продолжила работать после закрытия выставки и стала основой для трамвайного будущего Нижнего Новгорода.

Речь о трамвайной системе, организованной бельгийской фирмой «Р. К. фон Гартман и К». Она имела колею 1000 миллиметров, была однопутной и проходила по двум линиям. Верхняя линия шла от Нижегородского Кремля до Смирновского сада (сейчас на его месте стоит «Азимут Отель Нижний Новгород», бывшая гостиница «Нижегородская»). Протяженность линии составляла 3,7 километра.

Нижняя была проложена от Скобы по Рождественской улице до площади у плашкоутного моста (он возводился примерно на том месте, где сейчас находится Канавинский мост). Протяженность нижней линии составляла 1,4 километра.

Три трамвайных линии большая редкость для того времени

Гартмановская система имела вид замкнутого кольца благодаря двум фуникулерам, которые заработали практически одновременно с трамваем. Первый фуникулер связывал Кремль со Скобой (он назывался Кремлевским), второй — площадь у плашкоутного моста со Смирновским садом (Похвалинский фуникулер). Заработала эта система в июне 1896 года.

Шуховская башня на Оке — уникальная достопримечательность под Нижним Новгородом

Три линии в одном городе

Примерно в это же время были запущены еще две линии. Первая принадлежала немецкой компании «Сименс и Гальске» и шла от главного входа Выставки (сейчас на этом месте располагается Парк им. 1 мая) по территории слободы Кунавино (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода) мимо железнодорожного вокзала и здания Нижегородской ярмарки, затем по плашкоутному мосту и до Похвалинского фуникулера.

Мост к ярмарке

Еще одна трамвайная система открылась в июне 1896 года на территории самой Выставки. Она представляла собой кольцо протяженностью 3,7 километра. Линию организовало российское товарищество.

Последние две линии задумывались временными. После окончания выставки их закрыли. Но линию, проходящую по Кунавину, выкупила фирма Гартмана. С небольшими изменениями в движении трамваи продолжили ходить по ней. Правда, поскольку плашкоутный мост работал не круглый год, трамвайное движение между верхней и нижней частями Нижнего Новгорода (левым и правым берегами Оки) часто надолго прерывалось.

Эволюция трамвая: от Эрликона до «Уралтрансмаша»

Предлагаю устроить небольшую фотоэкскурсию, чтобы узнать музей трамваев в Нижнем Новгороде поближе.

Рекомендую сохранить статью в закладки и открыть ее, когда придете в музей.

Первые трамвайные вагоны в Нижний Новгород доставила фирма Гартмана. Они назывались Эрликон и представляли собой небольшие неотапливаемые вагончики с открытым передом и задом. Кабины у вагоновожатого не было. Он управлял трамваем в любое время года в любую погоду. Тяжелые условия труда позже стали причиной забастовки водителей трамваев.

Музей трамваев в Нижнем Новгороде - адрес

Вагончики, которые в народе прозвали роликовыми (ролик использовался в схеме питания трамвая электричеством), были очень легкими и часто переворачивались. В конце XIX — начале XX века на улицах Нижнего Новгорода вполне нормальной была такая картина. На крутом повороте лежит опрокинувшийся вагон, а пассажиры сообща поднимают его, чтобы вновь поставить на рельсы. А чтобы при резком торможении пассажир или вагоновожатый не выпал на рельсы, к вагону прикреплялась специальная сетка.

Музей трамвая и троллейбуса Нижний Новгород

Первые годы трамвай был в основном развлечением и был не по карману большинству нижегородцев. Стоимость проезда на разных линиях составляла от трёх до десяти копеек — гартмановской системе вагоны трамвая были разделены на первый и второй классы. При этом именно в те годы трамвай был прибыльным делом и находился в частных руках.

На старинном трамвае можно прокатиться и сейчас

Новые типы трамваев

В 20-х годах XX века Эрликоновские или роликовые вагончики перестроили под широкую колею Мастерскими треста механического транспорта. Но это не спасло их от постепенного исчезновения с улиц города. В конце 20-х годов встретить такие трамваи в Нижнем Новгороде было уже сложно.

Следующим поколением трамваев стал вагон X. Он выпускался Мытищинским машиностроительным заводом в 1926—1937 годах. Также вагоны производил Усть-Катавский вагоностроительный завод: с 1937 до начала войны. Всего в Нижний Новгород, который уже получил новое название Горький, поставили 99 таких вагонов. Обстановка внутри выглядела спартанской. Салоны практически не обогревались.

Именно такой трамвайный вагон засветился в фильме «Место встречи изменить нельзя». В салоне этого трамвая сыщик Жеглов ловит преступника Кирпича.

Не самые удобные сиденья для трамвая
Хоть трамваи и стоят на путях, большинство не рабочие

Послевоенные трамваи

В конце 40-х годов, когда советское производство начали переводить на мирные рельсы, на Мытищинском машиностроительном заводе в Москве было налажено производство трамвайных вагонов МТВ-82. Их также выпускал Рижский вагоностроительный завод (вплоть до 1961 года). За эти годы в Горький приехали 93 таких вагона, а эксплуатировались они до середины 70-х годов.

Грозный трамвай из прошлого
Добраться до музея трамваев непросто

Бегали по Горькому и Ленинградские трамваи под названием ЛМ-49. Их производство началось на Ленинградском вагоноремонтном заводе в 1949 году и длилось до 1960. В город на слиянии Оки и Волги было привезено 63 вагона, последний из которых сняли с линии в 1980 году.

Обычно в музее немного посетителей

Больше всего трамваев в Горький приехало с Рижского вагоностроительного завода. Речь идет о трамвайном вагоне РВЗ-6 (193 вагона) и его модификации РВЗ-6М2 (69 вагонов). Производство в Риге велось с 1961 по 1988 годы. Первая модификация РВЗ-6 использовалась до 1986 года, а модель РВЗ-6М2 аж до 2002!

Нижегородскому музею трамваев не хватает финансирования

А вот экспериментальный трамвай Рижского вагоностроительного завода РВЗ-7 массового распространения не получил. Опытные партии вагонов выпускались в 1974-78 годах. В Горький для испытаний были привезены 14 вагонов, которые имели тиристорно-импульсную систему управления. По нижегородским рельсам трамваи курсировали до 1982 года. Но испытания вагонов в других городах показали их необычайно низкую надежность и в 1985 году проект был закрыт. До нашего времени сохранилось только два РВЗ-7.

  1. Один из них перед вами, то есть хранится в нижегородском музее электротранспорта
  2. Второй, точнее только его кузов, хранится в трамвайном депо №2 Твери.

Отмечу, что музей трамваев (Нижний Новгород) располагает всеми экземплярами трамваев, которые возили пассажиров в советском Горьком

Нижегородский музей трамваев также может похвастаться такими экспонатами, как советские троллейбусы. Приходите и увидите как они выглядят снаружи, а вот так они выглядят изнутри.

Салон советского троллейбуса
Кабина водителя троллейбуса

Последние годы власти Нижнего Новгорода активно закупают трамвайные вагоны, которые производятся на заводе «Уралтрансмаш».

Полезная информация о музее трамваев

Адрес: улица генерала Ивлиева, 1.

Время работы: со вторника по пятницу с 08:00 до 16:00 (перерыв с 11:00 до 12:00).

Экскурсионные дни: вторник, четверг.

Выходные дни: суббота, воскресенье

Как добраться

  • Трамвай — №19 и №27 до остановки «Трамвайное депо №1», далее 1 минуту пешком.
  • Автобус — №16 до остановки «Трамвайное депо №1», далее 3 минуты пешком.
  • Маршрутка — т93 до той же остановки, далее 3 минуты пешком.

Музей трамваев в Нижнем Новгороде на карте

 Экскурсии по Нижнему Новгороду

Если вы приезжаете в Нижний Новгород на пару часов/полдня/день/два дня, советую рассмотреть вариант с экскурсией по городу.

Мистика и история Нижнего Новгорода — Индивидуальная трехчасовая экскурсия для группы до 10 человек. На экскурсии с Павлом вы сможете увидеть, как жил Нижний эти семь с половиной столетий, узнать о судьбах великих, связанных с ним.

Нижегородский Кремль и другие бренды города — индивидуальная экскурсия для группы до 12 человек. За два часа вы увидите основные достопримечательности-бренды и видовые точки Нижнего Новгорода.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Самый популярный канал о Венгрии и Будапеште в Телеграм — новости, афиша мероприятий, анонсы экскурсий и другие полезности от Игоря Озина.

Инстаграм гида по Будапешту Дани Привольнова — красивые фоточки и видео.

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки — подписывайтесь на
Youtube-канал.

Описание

Музей истории Нижегородэлектротранс — одна из действующих культурных площадок,
на основе которой проводится
большое количество различных
мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Нижнем Новгороде.

Хождение по музеям — тихий способ провести время, который
нравится самым разным людям.
Они представляют собой ожившую историю
и позволяют посетителям узнать много нового.

Более подробную информацию можно
получить по телефону 79047924095
или
найти на сайте ttu-nn.ru.

Музей истории Нижегородэлектротранс
располагается по адресу:
р-н Советский,
Генерала Ивлиева, 1/4, рядом с метро Горьковская.

Режим работы: Пн-пт: 08:00 — 16:00 (перерыв 11:00 — 12:00); неприемные дни: пн, ср, пт.

Адрес

Нижний Новгород, Генерала Ивлиева, 1/4

Метро:

до м. Горьковская — 3.6 км

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Пн-пт: 08:00—16:00 (перерыв 11:00—12:00)
неприемные дни: пн, ср, пт

Компания в сети

Часто задаваемые вопросы

о Музее истории Нижегородэлектротранс




  • 📍 Где можно найти Музей истории Нижегородэлектротранс?



    Музей истории Нижегородэлектротранс находится по адресу Россия, Нижний Новгород, Генерала Ивлиева, 1/4.




  • ☎️ Доступен ли номер телефона Музея истории Нижегородэлектротранс?



    Организация принимает звонки
    по номеру +7 (904) 792-40-95.




  • 🕖 По какому графику работает
    Музей истории Нижегородэлектротранс?



    График приёма клиентов: Пн-пт: 08:00 — 16:00 (перерыв 11:00 — 12:00); неприемные дни: пн, ср, пт.




  • ⭐ Каков рейтинг Музея истории Нижегородэлектротранс
    на Zoon.ru?



    В среднем заведение оценивается клиентами на 2.5.
    Вы можете оставить свой отзыв о Музее истории Нижегородэлектротранс!




  • ✔️ Насколько достоверна информация на этой странице?



    Zoon.ru делает всё возможное, чтобы размещать максимально
    точную и свежую информацию о заведениях.
    Если вы нашли ошибку и/или являетесь
    владельцем данного заведения,
    то воспользуйтесь формой обратной связи.

Музей трамваем

«Вход» в депо №1 Нижнего Новгорода (В музей)

История трамвая и троллейбуса

На, так называемую, «ночь музеев» в 2014 году в Нижнем Новгороде мы попали в музей трамваев, а точнее электротранспорта. Эта малоизвестная достопримечательность расположена недалеко от центра (на территории депо №1), но, не смотря на это, добраться туда не очень просто. Мы приехали на машине, с трудом нашли место для парковки на маленьком пятачке перед воротами и прямо по рельсам вошли. Осмотр занял минут сорок, успели немного пообщаться с «экскурсоводом», которая  провела обзорную экскурсию для стихийно образовавшейся группы. К сожалению, с нами был всего один «лакмусовый» ребенок :), но бегал и дергал рычаги он за троих.

О том, где находится трамвайный музей и как туда добраться, смотрите ниже, а пока…

9 трамваев и 2 троллейбуса, которые когда-то катались по улицам города, позволяют оценить историю электротранспорта в Нижнем Новгороде от самых начал до наших дней. А началось все в 1896 году с трамвая «Эрликон», который в коллекции представлен восстановленным для съемок фильма в 1987 году экземпляром.  Кстати, не считая киевского, который сейчас российским не считается, нижегородский трамвай – первый в России.

Эрликон на выходе

«Эрликон» на выходе из Нижегородского Кремля (Из книги Ю.М.Коссого «Ваш друг трамвай»

Любой экспонат можно трогать руками. Посидеть в кабине водителя, на пассажирских «лавочках», от деревянных до кожзамовских, подергать ручки. Это ли не счастье для ребенка. Да и взрослые с радостью представляют, с каким «комфортом» передвигались в городском транспорте наши предки. Узкие и широкие двери, удобные и не очень лесенки, «эргономичные» пассажирские места и строгие водительские. Детям раздолье.

Воздушный шарик

Обратите внимание на современную доработку :). Измеритель скорости, типа, «воздушный шарик». В данном случае, измеряется скорость ветра, но если сосредоточиться (а кому-то расслабиться)… кажется, что едет трамвай.

В сравнении с музеем паровозов (В Нижнем Новгороде) здесь чище, присутствуют таблички, да и вообще, музей трамваев расположен практически в саду. Техника поддерживается в приятном глазу состоянии. Говорят, что можно попасть на экскурсию, хотя и сложно, а в здании депо имеется комната с макетами и фотографиями. Мы пока этого не оценили, но надеемся попасть, прокатившись на трамвае-кафе, курсирующему по Нижнему Новгороду. Одна из остановок, как раз, в музее электротранспорта.

Традиционно пройти виртуально вместе с нами по музею электротранспорта можно с помощью галереи.

  • Превью

    Не то, чтобы парковка, но несколько машин с высоким просветом найдется где поставить.

    Не то, чтобы парковка, но несколько машин с высоким просветом найдется где поставить.

    ←→

  •  Ворота открыты, входить можно!

    Ворота открыты, входить можно!

    ←→

  •  Музей под открытым небом

    Музей под открытым небом

    ←→

  •  В кольце

  •  Мы едем, едем, едем в далекие края…

    Мы едем, едем, едем в далекие края…

    ←→

  •  Заходите, в тесноте, да не в обиде.

    Заходите, в тесноте, да не в обиде.

    ←→

  •  Рули, не рули, никуда он с рельсов не денется

    Рули, не рули, никуда он с рельсов не денется

    ←→

  •  Самый старый трамвай…

  •  Бежит вагон. Качается?!

    Бежит вагон. Качается?!

    ←→

  •  Попался, заяц!

  •  Следующая остановка, 'Музей электротранспорта'!

    Следующая остановка, ‘Музей электротранспорта’!

    ←→

  •  Ничего не трогал, он сам поехал…

    Ничего не трогал, он сам поехал…

    ←→

  •  Вот тут уже удобнее.

  •  А у нас и троллейбусы есть!

    А у нас и троллейбусы есть!

    ←→

  •  Экскурсовод рассказывает, как был получен первый в Нижнем Новгороде троллейбус.

    Экскурсовод рассказывает, как был получен первый в Нижнем Новгороде троллейбус.

    ←→

  •  Вот такой вот первый маршрут троллейбуса

    Вот такой вот первый маршрут троллейбуса

    ←→

  •  Это не баранка, это РУЛЬ!

    Это не баранка, это РУЛЬ!

    ←→

  •  Не угонишь :)

  •  Ой, а это рабочий и совсем не экспонат

    Ой, а это рабочий и совсем не экспонат

    ←→

  •  Просто рабочее депо.

  •  Да, как за сто лет изменилась панель приборов…

    Да, как за сто лет изменилась панель приборов…

    ←→

  •  А этот трамвай, что перевозит!? Бочку какую то…

    А этот трамвай, что перевозит!? Бочку какую то…

    ←→

  •  Трамвай на аккумуляторах!? Мы думали, это бочка, а это 'батарейка'!

    Трамвай на аккумуляторах!? Мы думали, это бочка, а это ‘батарейка’!

    ←→

  •  Летом снегоуборочные трамваи отдыхают в яблоневом саду.

    Летом снегоуборочные трамваи отдыхают в яблоневом саду.

    ←→

  •  Не подходите ко мне, я не экспонат!

    Не подходите ко мне, я не экспонат!

    ←→

  •  Пол, конечно, не паркет, но и трамвай то деревянный!

    Пол, конечно, не паркет, но и трамвай то деревянный!

    ←→

  •  Хоть и деревянный, но трудился 'старичок' долго.

    Хоть и деревянный, но трудился ‘старичок’ долго.

    ←→

  •  Осторожно, трамваи сносит в юз.

    Осторожно, трамваи сносит в юз.

    ←→

Интересный кусочек информации мы услышали от одной женщины, то ли экскурсовода, который тут тусовалась, то ли нет. Она кое-что рассказала и про трамваи и про троллейбусы.

История такая. Первый троллейбусный маршрут запустили аж в середине XX века. Оцените, разница между появлением трамвая и троллейбуса в Нижнем Новгороде более 50 лет. Несколько опытных водителей автобусов отправили учиться в Москву, дело было незнакомое и ответственное. Один из этих водителей стал, в последствии, директором депо. И перевозили эти надежные люди пассажиров всего лишь с пл. Горького на пл. Минина. Как я понимаю, пл. Горького тогда называлась «1 Мая», что можно увидеть на экспонате-троллейбусе. Рассказ был завлекательным, и нам захотелось попасть в музей истории трамвая и троллейбуса,  уже по билетам, с экскурсией.

Не нарочно, мы залезли в стоящий на нормальных путях современный трамвай. Панель приборов впечатляет количеством тумблеров и стрелочных приборов. Вернулись к «истории» — вот тут все ясно, вот рычаг — можно дергать.

Выходить нельзя

Покидать статью во время чтения запрещается! :)

В музее присутствует уникальная техника.

Трамваи
  • Эрликон. Бельгия. 1896г
  • Серия Х. Усть-Катавский и Мытищинский заводы. 1926-1941 гг
  • Серия КМ. Завод «Красное Сормово»(Нижний Новгород). 1926-1939 гг
  • Серия ЛМ (ЛМ-49 и ЛМ-57) Завод «Ленинградский Моторный». 1949 и 1957 года, соответственно.
  • Серия РВЗ (РВЗ-6 и РВЗ-7). Рижский вагоностроительный завод. 1960—1987. РВЗ-7 – единственный в мире сохранившийся вагон.
  • Серия МТВ (МТВ-82) Тушиский, Рижский заводы. 1947-1961 гг
Троллейбусы
  • МТБ-82 Тушинский завод. 1946—1961 гг
  • ЗиУ-5. Завод им. Урицкого в Энгельсе.1961-1972 гг

Упрощенная схема трамвая

Для того, чтобы уверено объяснять детям, что есть что в экспонате, простой рисунок.

Простая схема трамвая

Упрощенная схема электротранспорта

  1. Вагонные тележки. Между колесами расположен тормоз.
  2. Токоприемник. Он же бугель. Он же пантограф. Он же, просто, дуга.
  3. Кабина, внутри которой расположен контроллер водителя – рычаг, вместо руля. В современных трамваях, вместо рычага применяется педаль.
  4. Салон вагона.
  5. «Колбаса» – сцепка для соединения вагонов между собой. Когда то на них каталась ребятня.

Примерный процесс управления: водитель поднимает пантограф («дугу») и включает вагон, постепенно поворачивая ручку контроллера или нажимая на педаль подает на тяговые двигатели всё больший и больший ток, и вагон ускоряется. По достижении требуемой скорости водитель устанавливает ручку контроллера в нулевое положение, ток выключается, и вагон движется по инерции. Для торможения контроллер устанавливается на тормозную позицию.

Личная оценка

Плюсы

Наличие экскурсии и табличек. Не высокая стоимость. Интересные экземпляры техники.

Минусы

Неудобное расположение, с точки зрения ближайших остановок. Некоторые сложности с тем, чтобы попасть в музей индивидуально.

Отзывы друзей и знакомых

  • Миша (7л): Там 2 троллейбуса.
  • Наталия(более 30л): Можно сходить с детьми, с девушкой, с гостями города. Будет интересно и взрослым.

Еще в Нижнем Новгороде есть Парк Победы с военной техникой, где детям, наверное, будет интереснее. Или более познавательный музей деревянного зодчества на Щелковском хуторе, где ребенок познакомится с родной историей и просто погуляет по старинной «деревне» России 18-19 веков.

Где находится музей трамваев

Адрес: Нижний Новгород, ул.  Генерала Ивлиева, 1. Трамвайное депо №1. Телефоны: (831) 468-98-88

Время работы: 08.00 — 16.30 (вт-чт). Перерыв на обед с 12.00 до 12.30 Входной билет: 100 рублей. Льготный — 50 рублей

Как добраться до музея электротранспорта

Ну, все, можно покидать музей/статью, если знаете, как доехать до этой достопримечательности. Никаких катаклизмов не предвидится :).

Интересная табличка

До остановки «ул. Бориса Корнилова»:  19 трамвай, автобусы 16,61, 72,85, маршрутки 10,18,34,41,55. Далее идем к трамвайному кольцу по улице Надежды Сусловой до пересечения с улицей Ивлиева.

Или до остановки «Трамвайное депо №1»: 27 трамвай, троллейбус 16, маршрутка 46. Идти пешком почти не придется

Так же с ребенком в верхней части Нижнего Новгорода можно посетить зоопарк Швейцария, это не займет много времени, но, возможно, будет любопытно.

Много чем славен Нижний Новгород. В том числе, своим трамваем. Первая постоянная линия электрического трамвая появилась тут аж в 1896 году, что делает ее старейшей в России. Примечательно, что в том же году, вместе с проведением масштабной Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки, в Нижнем начали работу сразу четыре трамвайных системы, с различной шириной колеи. По территории самой выставки ходили вагоны с колеей 750 мм и нижним токосъемом, принадлежащие «Товариществу для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и Кº».

И по сей день трамвай для нижегородцев — важный вид повседневного транспорта. Протяженность линий — более 76 километров! Подвижной состав — разнообразный. Сюда после капитального и текущего ремонта попадали многие вагоны, отслужившие свое, например, в Москве. Знакомые всем Tatra T3, выпускаемые с 1977 года, равно как и впервые вышедшие на линии вагоны 71-605 (КТМ-5) Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова и сегодня возят пассажиров.

Видео-экскурсия по музею трамваев и троллейбусов в Нижнем Новгороде:

На территории трамвайного депо №1 организован Музей истории муниципального предприятия «Нижегородэлектротранс», или, попросту говоря, музей трамваев.

Это уникальная коллекция трамваев и троллейбусов самых различных эпох и серий, где можно прикоснуться своими руками буквально ко всему – тут нет строгих запретов и ограждений.

Паркуем наш верный Geely Atlas у невзрачного здания, встречаемся с экскурсоводом — и проходим на территорию. «Исторические» трамваи стоят прямо на территории депо. Романтичности атмосфере добавляют растущие повсюду яблони, осыпающиеся на землю вполне вкусными (eror13 проверил!) плодами. Яблоневый сад посадили по указанию первого директора депо.

Первый экспонат — построенная в 1929 году на Сормовском заводе реплика швейцарского вагона «Эрликон» 1896 года. Отреставрирован в 1985 году.

Такие трамваи (до апгрейда 1920-х — на колее 1000 мм) ходили по одной из первых линий Нижнего Новгорода, управляемой компанией «Фон Гартман и компания».

Рядом — двухосный прицепной вагон, также реплика.

Следующий по старшинству — вагон КМ 1935 года, который, к сожалению, мы не сняли, так как он судя по всему находился внутри депо. С 1929 такие вагоны начали выпускать на Коломенском вагоностроительном заводе, позже — и на заводе «Красное Сормово» в Горьком, как тогда назывался Нижний Новгород. Примечательно, что эксплуатировали эти вагоны с разными модификациями до начала семидесятых годов. Трамвай — штука надежная!

А это — моторный вагон серии Х, ровесник вагона КМ.

Такие вагоны выпускались Мытищинским машиностроительным заводом с 1926 по 1937 годы, и Усть-Катавским вагоностроительным заводом с 1937 по 1941 годы.

В сцепке с прицепным вагоном серии М, вагон Х возил горьковчан до 1967 года.

Данный вагон — 1931 года постройки, прошел реставрацию в середине девяностых.

Вагон ЛМ-49 (сокращение от Ленинградский моторный) выпускался на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВАРЗ) с 1949 по 1968 годы.

Первые трамваи такого типа вышли на линии Горького лишь в 1958 году, и ушли с них лишь в 1980 году. «Слоны», как называли эти трамваи, были исключительно надежны (например, все металлоконструкции покрывались алюминиевым лаком (а в отдельных местах хромировались) для защиты от коррозии), но требовали от водителя высокой квалификации.

На ЛМ-49 впервые в мире на трамваях были применены раздвижные двустворчатые двери, как у вагонов метро. Просторные и вместительные трамваи ЛМ-49 позволили справиться с растущим пассажиропотоком Автозаводского района города.

Следующий экспонат — вагон ЛМ-57, выпускавшийся на ВАРЗ с 1957 по 1968 годы. В эксплуатации эти вагоны находились до 1983 года.

Дизайн (да-да!) трамвая создал известный ленинградский архитектор и художник Иосиф Александрович Вакс. Тот самый, который разрабатывал маскировку аэродромов Балтийского флота и Смольного во время войны. Вагон, который прозвали «Стиляга», немного утратил в декоре в рамках борьбы с архитектурными излишествами, но все равно был самым красивым среди всех трамваев соцлагеря.

Корпус трамвая был алюминиевым, смонтированным на стальной раме. С четырьмя электродвигателями ДК-255 мощностью 45 кВт он мог разогнаться до 65 км/ч. В отличие от большинства других трамваев, ЛМ-57 изначально не был приспособлен для работы в сцепке — только как одиночный вагон. Впрочем, именно в Горьком был построен поезд из двух ЛМ-57, но развития идея не получила.

Трамваи МТВ-82 выпускались Тушинским машиностроительным заводом (он же «Государственный союзный завод № 82 Наркомтяжпрома») с 1947 по 1949 годы, и Рижским вагоностроительным заводом (Rīgas Vagonbūves rūpnīca, RVR, до 1961 года).

В Горьком такие вагоны возили пассажиров до 1976 года. В принципе, могли бы делать это и дольше — вагоны этой серии славились надежностью и простотой, как в управлении, так и в ремонте. Вы можете заметить, что вагон не очень похож на традиционные трамваи, и это будет правдой.

История кузова вагона началась в 1946 году, когда на складах завода №82 осталось много кузовных заготовок от троллейбуса МТБ-82М.

В итоге кузова удлинили, доведя вместимость вагона до 120 человек. Первая партия была «широколобой», как троллейбусы, и их можно было использовать не на всех маршрутах. Чтобы трамваи вписывались в габарит, позже кузова спереди и сзади получили скошенные углы. Музейный образец — 1955 года постройки, восстановлен в 1996 году.

Вагоны РВЗ-6 выпускались Рижским вагоностроительным заводом с 1961 по 1988 гг. Технически они были огромным шагом вперед по сравнению с МТВ-82, процесс разработки велся с 1949 года.

Работы велись по ряду направлений, например, был осуществлен переход от непосредственной системы управления (НСУ) к косвенной низковольтной автоматической реостатно-контакторной системе управления (РКСУ) током через тяговые электродвигатели (ТЭД). В конструкции использовались тележки мостового типа с магниторельсовым тормозом и подрезиненными колесами.

Корпус вагона был облегчен, а отопление вагона теперь работало за счёт тепла от пускотормозных сопротивлений. Поначалу конструкция была сыроватой, и требовала частого обслуживания, но со временем все наладилось. Только массовый переход на чешские трамваи способствовал вытеснению РВЗ-6 — например, лишь в этом году трамваи этого типа были выведены в резерв в Хабаровске. Вагон РВЗ-6М2 (с эмблемой от РВЗ-6), представленный в музее, работал на линиях Нижнего до 2004 года, после чего был слегка обновлен к параду Победы в 2005 году.

Вагон РВЗ-7 — не просто музейная редкость, это единственный в мире сохранившийся экземпляр данного типа — принципиально нового, современного трамвая. Его разработка началась в 1971 году.

Конструкторы внедрили сразу несколько новшеств: тиристорно-импульсную систему управления, рекуперативное торможение, цельносварной кузов, пневмоподвеску тележек, люминесцентное освещение салона.

Учитывая сложный рельеф Горького, после испытаний в трамвайном депо имени Апакова в Москве, первые два построенных вагона (индекс 71-217) были доставлены в Горький для ресурсных тестов. Испытания подтвердили высокую эффективность системы рекуперативного торможения.

В 1978 году было построено еще 10 вагонов для Горького и Казани (модели для первого можно отличить по бугельным токоприёмникам вместо полупантографов, этого потребовала изношенная контактная сеть). Вагоны показали довольно низкий уровень надежности.

В дальнейшем было построено еще около 20 экземпляров, а потом, на заре перестройки, проект был закрыт.

По соседству — два троллейбуса. Первый из них — тот самый МТБ-82 (сине-желтый).

Такие машины, широко унифицированные с автобусами, выпускались Тушинским машиностроительным заводом (отсюда название — Московский ТроллейБус) с 1946 по 1950 годы и заводом имени Урицкого (ЗИУ) в Энгельсе с 1961 по 1972 годы. В эксплуатации в Горьком они провели 29 лет — с 1947 по 1976 годы. Всего было выпущено аж 5000 машин, но сохранных, таких как эта — остались единицы.

ЗиУ-5, который выпускал завод имени Урицкого в Энгельсе с 1961-1972 годы, был очень массовым — произведено более 16 000 машин. Их даже поставляли на экспорт — в Боготу и Будапешт. На линиях Горького их можно было встретить до 1981 года, но например в Санкт-Петербурге они встречались еще в начале девяностых.

Модель была по-своему передовой — впервые в СССР в конструкции троллейбуса использовался несущий кузов, автоматическая косвенная реостатно-контакторная система управления, и целый ряд различных технических решений. Вместе с тем, модель считалась сложной и не очень надежной, что, в итоге, было предпосылкой к созданию самого массового в мире троллейбуса ЗиУ-9. Но это уже совсем другая история… А сегодня в Нижний Новгород поставляют в основном “новые” троллейбусы, списанные из московских парков.

Вот такая вот интересная история этого уникального места. Музей находится на
территории трамвайного депо № 1, по адресу ул. Генерала Ивлиева, 1. Входной билет — всего 70 рублей. Попасть сюда можно и в рамках трамвайной экскурсии. Но есть нюанс. Музей работает не каждый день: с понедельника по пятницу с 8 до 16 часов, перерыв на обед с 11 до 12. Суббота и воскресенье – выходные дни. Экскурсионные дни – вторник, четверг. К сожалению, такие не очень удобные часы работы обусловлены режимом работы самого депо. Записаться на экскурсию можно, позвонив заведующей музея Купряхиной Валентине Михайловне по телефону 8-904-792-40-95.

Если материал вам понравился, буду рад вашим репостам, дополнениям и комментариям!

Рекомендуем

На основе 1 отзыва

Анонимно

26 авг. 2015 в 17:55

  • 5
    оценка


  • Рекомендую
  • Пожаловаться


Музей трамваев — одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода, особенно советую посетить его вместе с детьми (0+).
Начитавшись отзывов о приключениях, я решила составить свой план и выбрала для путешествия с детьми (1, 5 года и 6, 5 лет) — г. Нижний Новгород. Я долго копалась в интернете, искала расписания работы музеев и маршруты городского транспорта и в итоге разработала свою Программу посещения Нижнего Новгорода с маленькими детьми. Наше путешествие продолжалось 4 дня — за это время мы много посетили, но пожалуй одно из самых ярких впечатлений оставил музей трамваев — или как официально он называется Музей МП «Нижегородэлектротранс».
ПОЧЕМУ НАДО ПОСЕТИТЬ МУЗЕЙ ТРАМВАЕВ
1. Это музей под открытым небом, можно совместить прогулку с интересным культурно — познавательным мероприятием.
2. В музее трамваев собраны действительно раритетные трамваи и троллейбусы, увидеть которые в других местах, возможно, и не удастся.
3. В музее трамваев ВСЕ можно трогать руками, крутить ВСЕ ручки, дергать за рычаги, ВСЮДУ залезать и БЕСПЛАТНО фотографировать.
4. Прежде всего этот музей будет интересен МУЖЧИНАМ и мальчишкам — причем, разного возраста.
Итак, что же интересного есть в Нижегородском музее трамваев.
Трамвайный вагон — прицеп Эрликон — раритет.
Ездил по улицам примерно до 1910 года. Интересные факты, о которых я узнала: оказывается, одним из первых в России, трамваи появились именно в Нижнем Новгороде. В 1986 году из Бельгии были закуплены вагоны Эрликон. Вагоны были деревянные, лавочки расположены вдоль вагона. Кожаные ремешки – чтобы держаться. Двери открывались и закрывались вручную. Народ мог выпрыгивать из трамвая прямо на ходу. Когда трамвай собирался тронуться, раздавался звонок, но подавал его не вагоновожатый, как я думала, а кондуктор. Он дергал за веревку, протянутую вдоль вагона. Звонок служил знаком для вагоновожатого, что все пассажиры благополучно вошли и купили билеты, значит, можно ехать.
Вот этот раритетный Эрликон.
Дети с удовольствием открывали — закрывали двери, крутили рули, дергали за рычаги. Здесь можно не боятся, что что — нибудь сломается — все железное. Где еще найдешь такой музей!
Мне было интересно, зачем к трамваю сзади прикреплена сетка. Оказывается, народу набивалось так много, что люди вываливались из открытого тамбура – как раз на сетку!
Еще меня удивило такое хорошее состояние 100 — летнего вагона, но оказалось этот трамвай не тех времен, а копия воссозданная для съемок в кино.
В Музее трамваев представлена и более молодая техника.
Трамвай серии Х. Ездил в Нижнем Новгороде в период 1926 — 1941 гг.
Посмотрите на реечные полы, для меня осталось загадкой как их мыли или подметали, это же неудобно. Зато нескользкий.
Это кабина вагоновожатого. Нажимать можно на все кнопочки, двигать рубильники.
Трамвай серии ЛМ (ЛМ — 49), сделан на заводе «Ленинградский Моторный» в 1949 году. Ездил по Нижнему Новгороду в послевоенное время. Настоящая рабочая лошадка. Меня поразили очень узкие входные двери. Ну уж точно о маломобильных группах населения никто не думал.
Трамвай серии МТВ (МТВ — 82). 40 — е-60 — е годы прошлого столетия.
Трамвай серии РВЗ (РВЗ — 6). Построен на Рижском вагоностроительном заводе. Ездил по Нижнему Новгороду в 80 — е годы прошлого столетия.
По соседству с ним стоит трамвай Рижского Вагоностроительного Завода РВЗ — 7. Это экспериментальная серия, массово не выпускался.
Мы сразу начали осваивать навыки управления.
Я рассказала далеко не о всех трамваях, представленных в Музее, просто отметила самые запоминающиеся. Есть в Музее и 2 троллейбуса. Причем, троллейбусы появились в Нижнем Новгороде гораздо позднее – в 1946 году — только через 60 лет после появления первого трамвая!
Троллейбус МТБ — 82
Управлять троллейбусом показалось гораздо легче — там есть нормальный руль и рычаг переключения скоростей.
Троллейбус ЗиУ — 5
Примечательно, что детям может быть интересно, как ремонтируют трамваи — это тоже можно увидеть — на первом этаже здания администрации — огромное депо — мы туда заглянули и мальчишки смотрели как обслуживают действующие современные трамваи.
КАК ДОЕХАТЬ ДО МУЗЕЯ ТРАМВАЕВ
Адрес музея трамваев: Нижний Новгород, ул. Генерала Ивлиева, 1. Трамвайное депо №1. Телефон: (831)468 — 98 — 88.
Доехать можно от Московского вокзала на трамвае №27 — он идет до самого Трамвайного депо №1 (это и есть музей) — это его конечная остановка. Дальше нужно перейти трамвайные пути и войти в проходную — раритетные трамвай сразу бросятся Вам в глаза.
Если ехать от метро Горьковская (а именно там я Вам советую снимать квартиру или гостиницу, если Вы приехали в Нижний Новгород на несколько дней), то ехать можно на маршрутке №55 до остановки «ул. Бориса Корнилова» (пересечение улицы Ивлева и улицы Сусловой. Далее пройти пешком до трамвайного круга, перейти его и Вы увидите проходную.
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ ТРАМВАЕВ
Стоимость билета для взрослого — всего 50 рублей. Мы были с детьми — 1, 5 года и 6, 5 лет — детей пропустили бесплатно.
Билеты продаются в здании администрации музея на втором этаже.
КОГДА ЛУЧШЕ ИДТИ В МУЗЕЙ ТРАМВАЕВ
Музей трамваев работает с 08. 00 — 16. 30 (вторник, среда и четверг). Есть перерыв на обед с 12. 00 до 12. 30. Перерыв на обед — это для женщины, продающей билеты, если Вы пришли раньше, из музея Вас не выгонят. Поэтому идти нужно утром — часов в 10. Важно, чтобы была хорошая погода, так как экспонаты расположены под открытым небом. Насмотревшись вдоволь на раритетные трамваи, здесь же можно и перекусить.
ГДЕ ПЕРЕКУСИТЬ
Примечательно, что в здании администрации музея (оно же трамвайное депо №1) на втором этаже есть прекрасная СТОЛОВАЯ, которая оставила неизгладимый след в памяти моего мужа.
В этой столовой мы вчетвером поели на 260 рублей (на всех!) и все было очень вкусно — разнообразное меню, можно было выбрать диетическое — для детей. Хлеб в столовой пекут сами — очень вкусный! Столовая открывается в 11 утра (когда мы были она была открыта и раньше, наверное с 10 утра).
Часы работы столовой
Если Вы приехали в Нижний Новгород на несколько дней, то сразу после Музея трамваев и обеда в Столовой, я бы…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Музыка для бизнеса без слов скачать бесплатно
  • Музыка для бухгалтера во время работы в офисе
  • Музыкальная сценка репка для веселой компании
  • Музыкальный руководитель часы работы в неделю
  • Мукомольная хлебная компания официальный сайт