Музей танков в подмосковье дмитровское шоссе часы работы

Посетителям

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

        Мы будем рады видеть вас в музее «История танка Т-34» и чтобы посещение оставило у вас только приятные эмоции,  просим ознакомиться с правилами посещения.

Входной билет можно приобрести на кассе музея, как с помощью банковской карты, так и за наличный расчет. Кроме того — обладатели  «Пушкинской карты» могут с легкостью произвести оплату входных билетов, лекций и экскурсий с ее помощью.

Консультации по вопросам посещения музея гражданами с ограниченными возможностями обязательны.

График работы музея: 

музей открыт для посещения  с 10:00 до 18:00.

прием посетителей и продажа билетов заканчиваются в 17:30

выходной деньпонедельник

Прейскурант на платные услуги, предоставляемые Государственным бюджетным учреждением культуры Московской области «Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»  утвержден приказом директора ГБУК МО «ММК «История танка Т-34» от 10.01.2023 г. №05/ОД

Приложение

к приказу ГБУК МО

«ММК «История танка Т-34»

№ 05/ОД от «10» января  2023 г.

Прейскурант на государственные услуги,

оказываемые Государственным бюджетным учреждением культуры Московской области «Музейно-мемориальный комплекс

 «История танка Т-34» 

№ п/п Наименование услуг Единица

измерения

Цена (руб.)
1 Входная плата за посещение уличной экспозиции (без экскурсионного обслуживания)
1.1 для граждан Российской Федерации (старше 18 лет) 1 билет 100
1.2 для детей от 7 до 18 лет 1 билет 50
1.3 для иностранных граждан 1 билет 210
2 Входная плата за посещение постоянной экспозиции музея (Билет действителен только при наличии входного билета на территорию музея.  Без экскурсионного обслуживания)
2.1 для граждан Российской Федерации (старше 18 лет) 1 билет 250
2.2 для детей от 7 до 18 лет 1 билет 150
2.3 для иностранных граждан 1 билет 300
3 Входная плата за посещение уличной экспозиции музея и постоянной экспозиции (без экскурсионного обслуживания)
3.1 для граждан Российской Федерации (старше 18 лет) 1 билет 350
3.2 для детей от 7 до 18 лет 1 билет 200
3.3 для иностранных граждан 1 билет 510
4 Экскурсионное обслуживание для группы от 1 до 5 человек (без учета входной платы)**
4.1 Обзорная экскурсия «Прогулка по танковому парку» 1 экскурс.час

(45 мин.)

1500

(билет на группу)

4.2  Обзорная экскурсия по основной экспозиции

» По пути  танка-легенды»

1 экскурс.час (45 мин.) 1500

(билет на группу)

5 Экскурсионное обслуживание для групп от 6 до 25 человек (без учета входной платы)*
5.1  Обзорная экскурсия «Прогулка по танковому парку» 1 экск. билет (45 минут) 250

(на каждого посетителя)

5.2  Обзорная экскурсия по основной экспозиции

«По пути танка-легенды»

   1 экск. билет

(45 минут)

250

(на каждого посетителя)

6 Проведение занятий по специализированным музейным программам для группы от 1 до 5 человек (без учёта входной платы)*
6.1. Лекция** 2/3 академич. часа (30 мин.)

1000

(билет на группу)

7 Проведение занятий по специализированным музейным программам  для групп от 6 до 25 человек (без учёта входной платы)*
7.1.  Лекция** 1 лекц. билет

(30 минут)

200 

(на каждого посетителя)

8 Прочие услуги
8.1 Фотосъемка любительская бесплатно
8.2 Видеосъемка любительская бесплатно

* входной билет приобретается отдельно на каждого посетителя

** приложение — темы лекционного обслуживания

С предлагаемыми экскурсиями вы можете ознакомиться здесь.

Предварительная запись на экскурсии по телефону +7 495 577-71-94

Право бесплатного посещения территории и постоянной экспозиции музея (без экскурсионного обслуживания) предоставляется следующим категориям посетителей:

  • детям до 7 лет;
  • детям – инвалидам до 18 лет;
  • военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
  • Героям Советского Союза;
  • Героям Российской Федерации;
  • Полным кавалерам Ордена Славы;
  • ветеранам боевых действий;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • инвалидам Великой Отечественной войны;
  • сотрудникам государственных музеев Российской Федерации;
  • неработающим инвалидам 1 и 2 группы;
  • детям-сиротам
  • детям, оставшимся без попечения родителей;
  • престарелым гражданам, находящимся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых;
  • сопровождающим организованные школьные группы: на группу от 6 до 10 человек -1 сопровождающий, на группу от 11 до 25 человек- 2 сопровождающих. Льгота предоставляется при предъявлении приказа или направления на посещение музея от образовательной организации;
  • лицам, сопровождающим участника и инвалида Великой Отечественной войны;
  • лицам, сопровождающим неработающего инвалида 1 и 2 группы, ребенка-инвалида до 18 лет.

Право бесплатного посещения территории и постоянной экспозиции музея (без экскурсионного обслуживания) не реже 1 раза в месяц предоставляется следующим категориям посетителей:

  • лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам (студентам)- третья среда  месяца;
  • лицам из многодетных семей- третья среда месяца;
  • лицам, не достигшим 18 лет – третья среда месяца;
  • воспитанникам Суворовских военных училищ и Нахимовских военно-морских училищ – каждую среду;
  • гражданам пенсионного возраста — первая и вторая среды месяца
  • членам Московского областного профсоюза работников культуры (с 01.01.2023 по 31.12.2023)

Льготы предоставляются указанным категориям граждан только при предъявлении ими удостоверения или иного документа, дающего право на получение льгот.

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ И ВОЗВРАТА БИЛЕТОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ В КАССЕ МУЗЕЯ

Правила продажи и возврата билетов

Образец заявление на возврат билетов, приобретённых за наличный расчет

Образец заявления на возврат билетов, приобретённых по безналичному расчету

ВНИМАНИЕ: предварительные консультации по вопросам посещения музейного комплекса гражданами с ограниченными возможностями здоровья обязательны!

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ:

Музей работает в режиме «Без возрастных ограничений».

В музейно-мемориальном комплексе осуществляются:

— индивидуальные посещения;

— индивидуальные и групповые экскурсии;

— консультации специалистов.

Фото-видео съёмки на территории и в здании музей осуществляются в свободном режиме. Посещение музея  –  по входным билетам.

Съёмочные группы и отдельные корреспонденты СМИ, информационных агентств, издательств пропускаются в музей бесплатно только при официальной предварительной аккредитации в музейно-мемориальном комплексе!

Соблюдение федерального законодательства в области авторских и смежных прав обязательно для всех фото- и видео-операторов!

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

Почтовый адрес музея:  141052 Московская область, городской округ Мытищи, п/о Марфино, деревня Шолохово, д.89А

Телефон приемной: +7 495-577-74-01         

                                                                 Варианты проезда

                    Из Москвы                                                                            Из области

                      

                                                                         Пригородным автобусом

От станции метро «Алтуфьево» автобусом № 519  до деревни Шолохово , остановка «Магазин» (торговый центр «Каштановая роща»). О выходе на данной остановке необходимо предупредить водителя заранее. Время в пути – от 25 минут (в зависимости от дорожной обстановки). 
Музей расположен на противоположной стороне от автобусной остановки в деревне Шолохово.
Вход в музей расположен со стороны внутренней дороги деревни Шолохово. 

                                                                      Пригородным электропоездом

От Савеловского вокзала (Москва) или от станции метро «Тимирязевская» (выход на железнодорожную платформу «Тимирязевская» Савеловского направления) до станции Катуар.
Далее автобусом № 70 до остановки «Деревня Шолохово – Магазин». Время в пути – около 15 минут (в зависимости от дорожной обстановки ). 
* * *
От Савеловского вокзала (Москва) или от станции метро «Тимирязевская» (выход на железнодорожную платформу «Тимирязевская» Савеловского направления) до платформы Луговая. Далее: пройти по перрону к железнодорожному переезду, повернуть направо и совершить пешеходную прогулку по тротуару в сторону Дмитровского шоссе (3 км). Трасса выводит непосредственно к музейному комплексу. Данный маршрут может быть рекомендован только в теплую ясную погоду. Путь по тротуару вдоль оживленной автотрассы!

Обращаем внимание, что оплата проезда на электропоезде может быть произведена картой «Тройка» (на платформах Луговая и Катуар установлены валидаторы), что дает существенную экономию!

                                                                          На автомобиле

Музей расположен на Дмитровском шоссе в 17 километрах от Московской кольцевой автомобильной дороги.
Подъезд к музею обозначен дорожными указателями.

                                                                           Дорогие друзья!

Музей танка Т-34 приглашает к сотрудничеству. На многих дачах, в сараях, гаражах нередко накапливаются старые вещи, которые выбросить жалко, но и в квартире держать уже не хочется. Среди них встречаются предметы, связанные с историей вашей семьи. Мы готовы принять в качестве дара, сохранить и представить в музейной экспозиции документы, письма, фотографии, личные вещи и воспоминания тех, кого судьба связала с историей «Тридцатьчетвёрки», тех, кто служил в танковых войсках, создавал или обслуживал танки. Дополнительная информация по телефону 495-577-75-64.

Ваши замечания и предложения просим направлять на электронный адрес muzeit-34@lobn.ru

Только сайт — www.museum-t-34.ru — является официальным сайтом музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34»

История

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» в Шолохово довольно молодой. Сначала это была частная коллекция, которую дочь конструктора Кучеренко собрала на 26 квадратных метрах своего дачного участка. Шел 1985-й. За два года до этого Лариса Николаевна издала «Книгу об отце» — биографический роман, в котором судьба Кучеренко тесно переплетена с историей создания легендарного Т-34.

Коллекция впечатлила любителей военной техники, о нем узнали историки и семьи бывших военачальников и конструкторов, которые имели отношение к созданию «тридцатьчетверки». Дочери Кучеренко хлынул поток документов и прочих будущих экспонатов из личных архивов. Они уже не умещалась на даче. Но государственным музей стал только в 2001 году. В 60-ю годовщину контрнаступления под Москвой власти построили двухэтажное здание. Сегодня комплекс «История танка Т-34» находится в ведении столичного департамента культуры.

Что посмотреть

  • На улице стоят восемь танков, включая сам Т-34 и семь его более младших «родственников» — от Т-54 до Т-80, а также самоходная артиллерийская установка АС-100 (она была создана на базе Т-34).
  • Особо выделяется полноразмерный макет «царь-танка» конструкции Лебеденко — один из прародителей отечественных бронированных машин.
  • В здании есть механический тренажер, любой посетитель может попробовать себя в роли механика-водителя танка.

На территории музея установлен памятный знак всем причастным к военным действиям с танком Т-34.
Фото: Виталий КУЗЬМИН, commons.wikimedia.org
  • Экспозиция рассказывает не только о Т-34, но его предшественниках — первых европейских и русских бронированных машинах.
  • Особенно интересна история «Бетушек» — быстроходных танков.
  • Любопытный экспонат — фрагмент лобовой брони из стали марки МЗ-2, который наглядно демонстрирует, почему конструкторы выбрали именно такую форму корпуса.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму музея

Цены

Входной билет для взрослых 100 руб.
Входной билет для школьников и студентов 60 руб.
Входной билет для инвалидов, сирот, военных срочной службы и учащихся в образовательных учреждениях Москвы Бесплатно
Третья среда каждого месяца Бесплатно для всех

Билеты продают на сайте и в кассах музея. Возможна оплата банковскими картами и картой «Тройка».

Посмотрите другие интересные места Подмосковья

Как добраться

Автобус

№519 от метро «Алтуфьево» до остановки «Магазин» (возле торгового центра «Каштановая роща») в деревне Шолохово.

Электричка

От Савеловского вокзала или метро «Тимирязевская» до станции Катуар, оттуда на автобусе №70 до остановки «Деревня Шолохово — магазин». Или до платформы «Луговая», далее на автобусе №6К или 3 км пешком вдоль шоссе.

Найдите билеты по выгодным ценам на 2023 год

Музей танка Т-34 находится на Дмитровском шоссе, в 18 километрах от МКАД. Это единственный в мире музей, посвящённый истории одной боевой машины.

Координаты: 56.055080, 37.529300

Даты съёмки: 18 октября 2017 года, 19 октября 2018 года
Адрес: Московская область, городской округ Мытищи, п/о Марфино, деревня Шолохово, дом 89А.

Музей танка Т-34

На автомобиле в музей танка Т-34 нужно ехать по Дмитровскому шоссе. Со стороны Москвы промахнуться сложно — громадные колёса танка Лебеденко слева по курсу видны издалека.

Музей танка Т-34

Со стороны области Т-34 на пригорке справа тоже даст сигнал: пора поворачивать! Рядом с музеем есть небольшая парковка. (Сразу предупреждаю: в качестве иллюстраций экспозиции на улице я старался использовать съёмку 2017 года, до появления макета танка Лебеденко. Почему — станет понятно в конце обзора).

Вариантов проезда в музей танка Т-34 общественным транспортом несколько. Самый простой — до станции метро «Алтуфьево», далее на автобусе. Я рекомендую № 270, он ходит относительно часто (на всякий случай прилагаю фото с расписанием). Есть ещё автобус № 519, но он ходит очень редко, поэтому данный вариант не советую.

Музей танка Т-34

В деревне Шолохово две автобусные остановки. Для того чтобы попасть в музей танка Т-34 выходить нужно на второй. Называется она «Магазин», расположена у торгового центра «Каштановая роща». Обязательно заранее предупредите водителя, эта остановка «по требованию». Приехав, переходим по надземному переходу на другую сторону и вдоль заборов частных домов по тропинке перпендикулярно шоссе метров 100…150 вперёд. Выйдя на большую дорогу сверните направо и ещё немного вперёд, до входных ворот. По пути можно поснимать через забор часть экспозиции.
Попав в музей танка Т-34, первым делом обязательно прикиньте, как будете добираться обратно! К вечеру автобусы ходят редко, опоздаете — замучаетесь ждать следующего. Если на московский опоздали, есть ещё автобус до станции «Лобня» (он ходит повеселее), а дальше электричкой. Но это экстрим, лучше до такого не доводить. Тем более что у входа в музей висит расписание автобусов на Москву. Приехали — и сразу посчитайте, во сколько надо делать отсюда ноги.

Музей танка Т-34: часы работы, цена билетов

Музей танка Т-34

Музей танка Т-34 открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.30, касса и вход в музей до 18.00. Понедельник выходной, последний четверг каждого месяца санитарный день. Взрослый входной билет в здание музея 100 рублей, детский 60, плюс большая категория льготников, имеющих право на бесплатное посещение. Третье воскресенье каждого месяца вход бесплатный для всех. Фото- и видеосъёмка свободная на всей территории. Подробная информация на сайте музея здесь>>>.

В музейном киоске кроме сувениров есть много интересных книг по разумным ценам. Если интересуетесь историей Великой Отечественной войны или военной техники — не проходите мимо. Лично я увёз две большие с фотографиями и две маленькие с документами. Всё удовольствие обошлось мне чуть меньше тысячи рублей.

Музей танка Т-34: Аллея памяти

Аллея памяти у музея танка Т-34

Свой рассказ я хочу начать с Аллеи памяти, расположенной напротив входа на территорию музея. Так будет понятнее, почему именно в этом месте находится музей легендарного танка.

Аллея памяти у музея танка Т-34

Итак, перенесёмся в осенние дни 1941 года. В 20-х числах октября пошли проливные дожди, превратившие дороги и просёлки в грязевые болота. Это сильно осложнило положение как державших оборону частей РККА, так и наступавших немцев. О каких-либо активных боевых действиях на время распутицы пришлось забыть до первых морозов.

Аллея памяти у музея танка Т-34

4 ноября столбики термометров «ушли в минус», непролазная грязь начала замерзать и немцы стали готовить новое наступление. Так как овладеть Москвой ударом «в лоб» не получилось, группа армий «Центр» теперь должна была окружить город с юга и севера, прорвав советские фланги и замкнув кольцо в районе Ногинска. На южном направлении действовала 2-я, на северном 3-я и 4-я танковые бригады Вермахта. Именно северное направление нас сейчас и интересует.

Аллея памяти у музея танка Т-34

Германское наступление здесь началось 15-16 ноября. После тяжёлых боёв немцы захватили Клин и Солнечногорск. 7-й танковой дивизии 27 ноября удалось форсировать канал Москва-Волга, однако в результате мощной контратаки 1-ой ударной армии РККА противник был отброшен с занятых позиций.

2 декабря части 1-й ударной и 20-й армий отразили все атаки Вермахта южнее Дмитрова и вынудили немцев прекратить наступление, а с 3 по 5 декабря нанесли противнику несколько сильных контрударов у Яхромы и Красной Поляны.

Аллея памяти у музея танка Т-34

Немецкое наступление было полностью остановлено. Линия, дальше которой немецкие танки не прошли, была позже названа «Лобненский рубеж». От того места, где мы сейчас стоим, линия фронта проходила всего в двух километрах. А здесь, севернее деревни Шолохово, готовила к бою свои Т-34 31-я танковая бригада полковника А. Г. Кравченко.

Первый, оборонительный этап битвы за Москву закончился, пришла пора советского контрнаступления. 5 декабря началась Калининская, а 6 декабря Клинско-Солнечногорская наступательные операции. Танковые части, участвовавшие в ней, уходили в бой в том числе и с позиций у деревни Шолохово. Вот почему это место для танкового музея является знаковым.

Аллея памяти у музея танка Т-34

В 2001 году, к 60-летию начала контрнаступления под Москвой здесь, на 37 километре Дмитровского шоссе распахнул свои двери Музей танка Т-34. А в 2015-м, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне работниками Росавтодора рядом была заложена Аллея памяти. Все стенды я постарался переснять так, чтобы текст читался. Открывайте большие фото — там много интересной информации.
А теперь наш путь лежит в музей.

Музей танка Т-34: от первых танков до танка-легенды

Музей танка Т-34

Оставим пока технику на открытой площадке и пройдём прямо в музей. Хотя формально он и посвящён одной модели танка, вся история отечественного довоенного танкостроения предстанет перед нами в фотографиях и документах.

Музей истории танка Т-34

Экспозиция начинается прямо в небольшом холле у входа, рядом с кассой. Вот стенды, посвящённые сердцу «тридцатьчетвёрки», дизелю В-2-34. Поперечный разрез двигателя, хронология разработки и освоения, диаграмма выпуска по годам.

Планшет «Этот день в истории Т-34». Информация обновляется ежедневно. Над планшетом часы с циферблатом в виде стилизованного опорного катка танка.

Музей истории танка Т-34

Очень интересный стенд «История одного документа». На нём листы Проекта постановления Комитета обороны «О принятии на вооружение танков, бронемашин и арттягачей и о производстве их в 1940 году» от 27.11.1939 за подписью К. Е. Ворошилова. На титульном листе резолюции И.В. Сталина, В. М. Молотова, Л. П. Берии, Л. М. Кагановича, И. И. Проскурова, Б. М. Шапошникова и Н. Г. Кузнецова.

Ещё здесь проходят небольшие временные выставки. В день моего последнего визита стенд был заполнен стальными касками.

Музей истории танка Т-34

А вот причины рождения танка. Опутанные колючей проволокой траншеи со смертоносными пулемётами сделали невозможными эффективные боевые действия пехоты и кавалерии в Первую мировую войну. Для прорыва рядов таких укреплений требовался новый тип боевой машины. Так и появился танк.

Музей истории танка Т-34

По большому счёту ещё со времён раннего Средневековья начали появляться проекты боевых повозок с подобием броневой защиты. Воплощению этих проектов в жизнь мешало лишь отсутствие мощного и компактного двигателя. Ни лошади, ни тем более мускульная сила человека сдвинуть этих монстров с места не могли.

Музей истории танка Т-34

Мы, кстати, уже в первом зале музея. Начало осмотра отмечено не просто стрелкой, а статуэткой древней боевой колесницы (финикийской?). Увидеть эту красоту можно над первым стендом, нужно только поднять глаза.

За неимением механической тяги люди с успехом использовали на войне животных — или сидя на них верхом, или в запряжённых ими повозках. Тачанки были на вооружении до середины 1930-х, кавалерия продержалась лет на 20 дольше, а в пограничных и горных войсках лошадей используют до сих пор. Самый экзотичный вид такого «самохода» — боевой слон времён Римской Империи. Классический пример индивидуальной брони — рыцарские латы. С появлением огнестрельного оружия утратили актуальность, пули пробивали их с любых расстояний.

Музей истории танка Т-34

Изобретение паровой машины преобразило военно-морской флот, но для сухопутного «броневика» она оказалась слишком громоздкой и сложной. А вот двигатель внутреннего сгорания, работавший на продуктах перегонки нефти, оказался тем чем надо. Первые английские танки двинулись на германские окопы аккурат под занавес Первой Мировой войны. Они были громоздкими и тихоходными, экипажи угорали от невыносимого жара и выхлопных газов, но стало очевидно: родился новый тип боевой машины. И понеслось… Дело было новое, каким должен быть танк никто толком не знал, поэтому среди проектов были и толковые, и абсурдные. И у «них», и у «нас».

Танк Пороховщикова в музее танка Т-34

Про «них» здесь рассказывать не в тему, а вот на парочке «наших» проектов я остановлюсь подробнее. Первая русская боевая машина Пороховщикова 1915 года вооружения не имела, толковой брони тоже, и ездила только взад-вперёд. Поворачивать она не могла, так как двигалась на одной широченной (чуть уже корпуса) гусенице. Тем не менее, в конструкции ходовой части были применены оригинальные и перспективные технические решения. Российское Военное ведомство отправило проект в архив. Но говорят, что англичане использовали идеи Пороховщикова при создании танка Кристи. Документацию на который в 1930-е успешно впарили обратно нам, на её основе создавались первые танки БТ.

Танк Лебеденко в музее танка Т-34

Ещё одно хтоническое чудовище последних дней Российской Империи — колёсный танк Лебеденко. Действующая модель танка привела в такой восторг государя-императора, что он распорядился выдать на постройку опытного образца 210 тысяч рублей (золотых). Предприимчивый нано-технолог того времени Лебеденко успешно освоил государственные деньги, царь-танк проехал сотню метров по лесной поляне севернее Дмитрова, сломал одинокую берёзу и увяз в болоте. Напрочь. Деньги списали, а трёхколёсный монстр остался ржаветь в гордом одиночестве. В 1923 году его разобрали на металлолом.

С началом Перестройки поляна, где испытывали танк Лебеденко, стала притягивать к себе множество копателей. Каждая железка, найденная в тех местах, могла оказаться кусочком уникального монстра. На стенде в музее можно увидеть несколько ржавых металлических предметов, претендующих на роль танковых деталей. По заключению криминалистической экспертизы они «относятся к периоду 1910-1920 годов». Учитывая, что для испытаний в том же лесу была построена воинская позиция с блиндажами и «избушками», эти артефакты с одним и тем же успехом могут быть как остатками танка, так и крепежом блиндажных брёвен. А история с царь-танком получила неожиданное продолжение в 2018 году, но об этом поговорим чуть позже, на площадке с техникой.

Музей истории танка Т-34

Переходим от утопических проектов к реальным машинам. Этот стенд посвящён первому советскому танку МС-1. Представлял собой копию французского танка «Рено», захваченного в качестве трофея у деникинцев в 1919 году. В Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово» в 1920 году построили 15 таких машин. Рядом со стендом альбом с историей создания и боевого применения танков МС-1.

Для массового производства танков необходим был крупный завод с квалифицированным персоналом, имевшим опыт работы в машиностроении. Выбор пал на Харьковский паровозостроительный, его срочно перепрофилировали на выпуск танков. Одновременно в Харькове создаётся танковое конструкторское бюро.

Музей истории танка Т-34

Быстроходные колёсно-гусеничные танки БТ — ближайшие предки Т-34. БТ-2 был создан по образу и подобию танка Кристи, БТ-7 уже почти полностью был отечественной машиной. По опыту боевого использования БТ в Испании было принято важное решение: прекратить выпуск в СССР с бензиновыми двигателями. Подбитые танки вспыхивали как факелы и у экипажей не оставалось шансов на спасение. Теперь все новые советские танки проектировали с дизелями. Они горели не так быстро, что спасло жизнь многим танкистам.

Музей истории танка Т-34

От БТ к Т-34. Опытные танки БТ с наклонными листами корпуса и танки А-20/А-32 прототипы будущей легенды.

Музей истории танка Т-34

Победа и беда. Успешные испытания первого опытного образца Т-34, триумфальный танковый пробег из Харькова в Москву и трагическая смерть главного конструктора Михаила Кошкина.

Музей истории танка Т-34

Полный состав коллектива конструкторов, работавших над созданием Т-34. Рядом информация о внедрении в производство нового танка и заводах, так или иначе участвовавших в его выпуске.

Музей истории танка Т-34

Перед стендами узлы и фрагменты настоящего танка. Дизель В-2-34, детали поршневой группы, катки и траки, разрез передней части корпуса.

Музей истории танка Т-34

Модель Т-34-76 выпуска 1940 года — подарок музею от Харьковских танкостроителей. Над ней чертёж: продольный разрез Т-34.

Музей истории танка Т-34

В оформлении этой части зала, посвящённой конструкторам и проектировщикам, есть несколько оригинальных элементов. Над стендами лекало и большая деревянная линейка с изречением Михаила Кошкина. Под потолком огромный карандаш с конструкторским афоризмом. Даже косяк двери запасного выхода обрамляет циркуль с раздвинутыми ножками.

Музей истории танка Т-34

Работы над совершенствованием Т-34 начались сразу же после начала серийного выпуска. Был разработан танк с торсионной подвеской, его должны были запустить в серию к концу 1941 года. Но тут грянула война.

Музей истории танка Т-34

Подвиг танкостроителей — эвакуация Харьковского завода в Нижний Тагил. Фотографии и диорама «Разгрузка первого эшелона». Рядом фибровый чемодан, в таких везли свои вещи эвакуированные.

Музей истории танка Т-34

Стенд «Танковые заводы фронту» рассказывает о заводах, выпускавших Т-34 в годы войны. На диораме воспроизведён участок сборки танков на заводе №183 в Нижнем Тагиле.

Музей истории танка Т-34

На стенде «Союз фронта и тыла» информация о работе танкоремонтных заводов и об именных танках и танковых колоннах, построенных на личные сбережения граждан. Над стендами сравнительная диаграмма выпуска танков в СССР и Германии с 1941 по 1945 год.

Музей истории танка Т-34

Отдельные стенды посвящены работе танкового КБ 520 и модификациям танка Т-34 военного периода.

Музей истории танка Т-34

В соседней витрине масштабные модели Т-34 разных годов выпуска и разных заводов, а также других танков РККА и их противников.

Музей истории танка Т-34

Витрина с образцами 76 и 85-мм снарядов для пушек Т-34. Стенд рядом посвящён конструктору танковых пушек Василию Грабину.

Музей истории танка Т-34

Уголок комнаты в дачном доме инженера-конструктора Н. А. Кучеренко в посёлке Луговая, где в начале 1980-х силами его дочери Ларисы Николаевны был создан «Любительский музей создания танка Т-34». В дальнейшем на основе этой экспозиции и был создан Музей танка Т-34.

Витрина с личными вещами инженера-конструктора Н. А. Кучеренко.

Музей истории танка Т-34

Фрагмент маски пушки Т-34-76 образца 1976 года.

Музей истории танка Т-34

Немецкие танки вязли на российском бездорожье? Неудивительно. Для сравнения траки гусениц советского Т-34 и немецкого Т-IV.

Музей истории танка Т-34

Лучший в мире средний танк. Сравнение Т-34 со средними танками Второй мировой войны.

Музей истории танка Т-34

Стенд, посвящённый Людмиле Калининой, одной из первых женщин-танкистов, закончивших военную Академию механизации и моторизации. Рядом с ним альбом о женщинах-танкистах Великой Отечественной войны.

Музей истории танка Т-34

Экипировка и снаряжение военнослужащих танковых войск.

Музей истории танка Т-34

Последний экспонат на первом этаже действующий — это тренажёр водителя танка. А теперь идём наверх.

Музей танка Т-34: «тридцатьчетвёрка» в Великой Отечественной войне и послевоенное время

Музей истории танка Т-34

Поднимаясь по лестнице на второй этаж, не забываем внимательно смотреть по сторонам. Стены здесь украшены рисунками художников Студии имени Грекова, а основа этого небольшого вернисажа — картина «Прорыв» Евгения Корнеева.

Диорама "Лобня. Наступление в декабре 1941 года." в музее истории танка Т-34

Ещё одно произведение Корнеева, диорама «Лобня. Наступление 6 декабря 1941 года», является ключевым элементом экспозиции всего зала на втором этаже.

Музей истории танка Т-34

Перед диорамой фрагменты танков, найденные на местах боёв в этих местах.

Музей истории танка Т-34

Экспозиция слева от диорамы посвящена начальному этапу войны вплоть до контрнаступления под Москвой. На стенде «Танковый кошмар Гитлера» модели бронетехники воюющих сторон, фотографии и воспоминания участников событий тех дней. Есть даже книга мемуаров генерала Гудериана.

Уникальные экспонаты — фрагменты башни Т-34 первой производственной серии. Таких башен в 1940 году было сделано всего 37.

Музей истории танка Т-34

На стендах в этой части зала в основном информация о конкретных боях начального периода войны, в которых принимали участие Т-34.

Моменты некоторых боёв воссозданы на небольших диорамах.

Музей истории танка Т-34

На отдельных подиумах расставлены фрагменты танков, найденные на местах сражений.

Находки поменьше объединены в группы под названием «Эхо войны».

А это уже стенды о битве под Москвой. Документы, фотографии, диорамы, стрелковое оружие… есть даже наградной баян, правда послевоенный.

Музей истории танка Т-34

Свидетельства войны, найденные поисковиками на Лобненском рубеже.

Музей истории танка Т-34

Бойцы сражались до последнего патрона, танки до последнего снаряда. В музейной витрине — найденная на местах боёв винтовка Мосина с застрявшей в стволе гильзой от того самого последнего патрона. Рядом фрагменты подбитого Т-34.

Музей истории танка Т-34

Карта боевых действий по обороне Москвы, краткая хронология событий и роль в них Т-34.

Музей истории танка Т-34

Отдельный фотоальбом с документами о параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Почти на каждой странице штамп РАССЕКРЕЧЕНО.

Музей истории танка Т-34

Стенд, посвящённый фронтовым медсёстрам.

Музей истории танка Т-34

Правая часть зала начинается со Сталинградской битвы.

Диорама «Бой в цехах тракторного завода».

Музей истории танка Т-34

Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.

Музей истории танка Т-34

Освобождение Украины и Молдавии, Белоруссии и Прибалтики.

Музей истории танка Т-34

Михаила Катукова называли «генерал Хитрость». Части под его командованием одержали первую крупную «танковую» победу над немцами в 1941 году под Мценском. Об этих боях рассказано на стенде «Дуэль». Среди экспонатов копии посоха Катукова и трофейного стека Гудериана.

Музей истории танка Т-34

Воспоминания Маршала Катукова о героях-танкистах.

Музей истории танка Т-34

Освобождение стран Европы.

Музей истории танка Т-34

Стенд «Три танкиста» — судьбы трёх героев войны.

  • Дмитрий Кабанов имел звание лучшего водителя танка. Погиб в Польше в 1945 году.
  • Сергей Орлов в результате ранения ослеп. После войны стал автором многих поэтических книг, а совместно с М. Дудиным написал сценарий фильма «Жаворонок», в котором Т-34 главный герой.
  • Леонид Карцев после войны поступил в Бронетанковую Академию и стал ведущим танковым конструктором. Т-55, Т-62 и Т-72 созданы под его руководством.

Не могу не дать крупным планом эту диораму. На ней полевой ремонт «тридцатьчетвёрки». В работах участвует ремонтная машина с краном на базе Т-34. Выпускались ли такие серийно я не знаю. Но ремонтные подразделения вполне могли своими силами делать такие «летучки» на базе повреждённых танков.

В этой части зала установлена оригинальная капсула со священной землёй с мест танковых сражений. Основание капсулы — трак гусеницы Т-34.

Музей истории танка Т-34

Стенд о танке Т-34 «Московский пионер», остатки которого в 2000 году были подняты со дна заболоченного озера в Псковской области.

Музей истории танка Т-34

«Недаром помнит вся Россия». На Бородинском поле произошло не только крупнейшее сражение армий Кутузова и Наполеона. Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые танковые бои.

На карте отмечены страны, в армиях которых Т-34 состояли на вооружении. На стенде войны и конфликты второй половины ХХ века, в которых воевали «тридцатьчетвёрки»: Корея, Ближний Восток, Афганистан, Югославия.

Музей истории танка Т-34

Детали Т-34, используемые на танке Т-72.

Музей истории танка Т-34

Память о Т-34 на значках, монетах и памятных медалях.

Музей истории танка Т-34

Марки, спичечные этикетки, сборные модели — и даже тапки-«тридцатьчетвёрки».
В залах мы вроде всё посмотрели, теперь идём на улицу.

Музей танка Т-34: экспозиция на улице

Катки танков разных лет выпуска в музее танка Т-34

Уличная экспозиция начинается прямо у дверей музея. Здесь находится боковой лист ходовой части с опорными катками танков разных лет выпуска. Слева направо:

  • два катка с перфорированной наружной амортизацией и протектором 1941-1942 годов.
  • каток со штампованными дисками и наружной резиновой амортизацией, выпускался с 1944 года;
  • каток с внутренней резиновой амортизацией, выпускался на Сталинградском тракторном заводе с весны 1942 года;

Фрагменты танков с мест боев в музее танка Т-34

Длинный ряд находок с мест боёв. Шариковая опора башни Т-34. Внутри кольца опоры — направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы танка, изготовленного в первом квартале 1942 года на заводе №183 в Нижнем Тагиле.

Фрагменты танков с мест боев в музее танка Т-34

Фрагменты башни и опорного катка Т-34, принимавшего участие в битве под Москвой.

Фрагменты танков с мест боев в музее танка Т-34

Россыпи отдельных деталей.

Фрагменты танков с мест боев в музее танка Т-34

Четырёхступенчатая коробка передач с бортовыми фрикционами.

Фрагменты танков с мест боев в музее танка Т-34

Повреждённый дизель В-2-34 танка Т-34, участвовавшего в 1943 году в боевых действиях под Новгородом.

Фрагменты танков с мест боев в музее танка Т-34

Фрагменты 76-мм танковой пушки Ф-34 образца 1940 года.

Опять узлы ходовой части. Хорошо виден механизм редуктора ведущего колеса и пружина подвески опорного катка.

Фрагменты корпуса: верхний кормовой лист 1941 и верхний носовой лист 1943 года.

Фрагменты танков с мест боев в музее танка Т-34

На стене склада на заднем плане находки поисковых отрядов: лопата, каска, корпуса мин.

Танк Т-34-76 1942 года в музее танка Т-34

Осмотр бронетехники мы начнём с Т-34-76 1942 года, установленного на холме перед музеем. На стендах рядом и общая информация о Т-34, и подробная история данного конкретного танка.

Радиорепродукторы в музее танка Т-34

Возвращаемся на танковую площадку. Перед ней телеграфный столб с репродукторами проводной радиосети. В годы войны все личные радиоприёмники у населения были изъяты и граждане узнавали сводки с фронта из таких репродукторов.

Т-34-85 в музее танка Т-34

«В одном строю отцы и дети». Первым в танковой колонне стоит Т-34-85 выпуска 1945 года.

СУ-100 в музее танка Т-34

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 на базе Т-34, выпуск 1945 года.

Танк Т-54Б в музее танка Т-34

Средний танк Т-54Б. Последняя модернизация 1975 года танков семейства Т-54.

Танк Т-55 в музее танка Т-34

Средний танк Т-55 1972 года выпуска. Первый советский танк с противоатомной защитой Т-55 был разработан в 1958 году на базе Т-54Б. С 1970 года на танке устанавливалась 12,7-мм зенитная пулемётная установка.

Танк Т-64АК в музее танка Т-34

Командирский танк Т-64АК выпуска 1979 года. Разработан на базе основного боевого танка Т-64А в 1969 году, принят на вооружение в 1973.

Танк Т-72 в музее танка Т-34

Основной боевой танк Т-72 1978 года выпуска. Разработан в Нижнем Тагиле, принят на вооружение в 1973 году.

Танк Т-80Б в музее танка Т-34

Основной боевой танк Т-80Б выпуска 1980 года. Первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой.

Звонница из танковых деталей в музее танка Т-34

Позади танковой аллеи звонница из деталей танка Т-34. Создана по проекту гвардии старшего лейтенанта С. В. Кукушкина.

Танк для любознательных в музее танка Т-34

Лазить по танкам в музее запрещено, по всем кроме этого. Он так и называется — танк для любознательных. Чтобы на Т-55 образца 1958 года было проще забраться, к правому борту приставлена лестница.

Войсковой ремонт Т-34-76 в музее танка Т-34

Чуть поодаль на поляне показан войсковой ремонт Т-34-76. Левый угол носовой части вырезан и при желании можно рассмотреть части внутренней начинки. Особенно отчётливо здесь виден люк в днище для эвакуации экипажа из подбитого танка.

Макет танка Лебеденко в музее истории танка Т-34

Вот и добрались мы до самого приметного экспоната. Макет Царь-танка Лебеденко появился в музее в 2018 году. В экспозициях многих музеев можно встретить макеты машин, не сохранившихся в оригинале. Чтобы посетители могли представить, как реально выглядели танки, самолёты или автомобили давно минувших дней. Макеты такие часто называют «репликами» и если их делают мастера высокой квалификации, внешне «новоделы» не отличить от оригиналов. Увы, «танк Лебеденко номер два» не тот случай. Даже при сравнении с немногими сохранившимися фотографиями очевидно, что новодельный Царь-танк похож на оригинал разве что размерами. В деталях полная беда.

Макет танка Лебеденко в музее истории танка Т-34

Толщина ободов колёс, форма ступиц и колёсных балок, пропорции пулемётных башен, подвеска заднего катка — всё сделано не как было на самом деле, а «от балды». Впечатление что этого монстра сваяли двоечники-пятиклассники за пару уроков труда из собранного в окрестностях металлолома. О существовании чертежей они не знали, о том что по фотографии можно рассчитать пропорции и размеры машины в трёх проекциях — тем более. «Я его слепила из того что было…»

И ладно если бы сие творение украшало собой лужайку перед виллой «поднявшегося» бизнесмена. Такие и Эйфелеву башню с кремлёвской звездой проглотят, главное чтоб выглядело богато! Но пригнать это чудо в музей танка Т-34?! Ведь посмотревшие на него дети будут думать что танк Лебеденко и в самом деле так выглядел.

Им и в голову не придёт, что перед ними не памятник самой большой сухопутной военной машине в истории, а монумент бездарному реконструктору. Похоже, над танком Лебеденко тяготеет древнее проклятие. Оригинал оказался непригоден для боевых действий, копия вышла ещё хуже.

Танк Т-70М в музее истории танка Т-34

Что обидно — ведь есть в России люди, умеющие работать и головой и руками одновременно. В октябре 2018-го в музей танка Т-34 приезжала в гости реплика танка Т-70М. Сделана она в наши дни с использованием 80% деталей настоящих танков данного типа. Вот как надо, горе-мастера, учитесь! Ни одного «косяка», даже в мелочах. Внешне этот малыш неотличим от настоящих танков, выпускавшихся в Горьком. Реплика такого качества украсит собой экспозицию любого музея.

Ладно, будем надеяться, что новодельного монстра однажды разберут на металлолом, как и его прототип. А в целом, музей танка Т-34 очень интересный и познавательный. Хоть раз в жизни здесь должен побывать каждый, кто интересуется историей России и боевой Славой своих предков.

Чтобы не пропустить новые статьи Вы можете подписаться на обновления.
Если статья понравилась, оставьте, пожалуйста, комментарий или поделитесь с друзьями в соцсетях.
Текст и фото Леонид Кузнецов.

Архивные фото танка Лебеденко из сети Интернет.

Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

Музей расположен в городском округе Мытищи, недалеко от деревни Шолохово, и посвящен боевой машине, оказавшей сильнейшее влияние на развитие мирового танкостроения. В 1941 году немцы называли советскую разработку отсталой. А к концу войны Т-34 заслужил репутацию танка номер один.

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

История

Музей основала Лариса Васильева — дочь советского инженера-конструктора Николая Курченко, который принимал участие в создании танка Т-34. 

Официально музей открыт с 2001 года. В год его посещает около 30 000 человек.

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Интересные факты

  • Музей находится именно в той части области, где в 1941 году советские войска остановили наступление врага в ходе битвы за Москву.
  • Это единственный музей в мире, который посвящен отдельной единице военной техники.

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Что посмотреть

  • В музее представлена история создания танка. Здесь можно узнать подробнее о конструкторах. Посмотреть на детали машины, боевые снаряды, личные вещи и документы военных.
  • Гид расскажет, почему танк Т-34 был таким успешным, и поделится секретами его конструкции, а также покажет сохранившиеся кадры военной хроники.

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Как проехать

На электричке с Савеловского вокзала или от станции метро «Тимирязевская» (выход на железнодорожную платформу Тимирязевская Савеловского направления) до станции Катуар. Далее автобусом № 70 до остановки «Магазин» в деревне Шолохово.

На автобусе № 519 от станции метро «Алтуфьево» до остановки «Магазин» возле торгового центра «Каштановая роща». 

На автомобиле по Дмитровскому шоссе, поворот на «34 км» в деревню Шолохово. Далее по указателям к музейному комплексу.  

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музей истории танка Т-34

Музей истории танка Т-34

Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская

Музейный комплекс «История танка Т-34» полностью посвящен легендарному боевому танку, завоевавшему мировую славу в годы Великой Отечественной Войны.

Музей находится на 37 км Дмитровского шоссе, на рубеже, с которого 6 декабря 1941 года танки Т-34 пошли в наступление на Лобню и Белый Раст, занятые немцами. Контрнаступление ликвидировало непосредственную угрозу взятия Москвы после долгих ожесточенных боев, продлившихся всю осень 1941-го. Это было первое крупное поражение немецкой армии во Второй мировой войне, немецкая армия перестала считаться непобедимой. За контрнаступлением последовало общее наступление Красной Армии, повернувшее ход войны и историю.

Основала музей женщина — дочь инженера-конструктора Н. А. Кучеренко, танкостроителя, соавтора Т-34 — Лариса Николаевна Васильева. Музей открылся 6 декабря 2001 года, в день 60-й годовщины танкового контрнаступления.

В 1983 году писательница и поэтесса Л. Н. Васильева опубликовала роман-воспоминание «Книга об отце». Роман вызвал такой большой отклик среди людей, так или иначе причастных к танку Т-34, было прислано такое огромное количество писем с воспоминаниями, фотографиями и документами, что Ларисе Николавне предложили создать музей. Первый неформальный вариант музея открылся 2 мая 1985 года прямо на даче Л.Н. Васильевой, в одной из комнат ее небольшого дома. Но письма и материалы продолжали приходить, экспозиция расширялась и требовала государственной поддержки. Проект поддержал губернатор Московской области Б.В.Громов и мэр Москвы Ю.М. Лужков. При их поддержке был построен музей.

Часть экспозиции музейного комплекса размещена в здании:

  • Первый этаж здания посвящен истории создания и развития танка Т-34, рекордам танка, внутреннему устройству.
  • Второй — боевому применении «тридцатьчетвёрок» в годы Великой Отечественной войны, а также в конфликтах XX века. Здесь установлена диорама, макеты танковых сражений, макеты танков, находки поисковиков и краеведов — фрагменты танка Т-34, документы и личные вещи танкистов.

Часть на открытой площадке:

  • танк Т-34
  • восемь танков более поздних модификаций
  • самоходная артиллерийская установка СУ-100, созданная на базе «тридцатьчетвёрки».
  • «танк для любознательных» для того, чтобы дети могли по нему лазить.

См. также Музей танков в Кубинке

Уникальный музейно-мемориальный комплекс, целиком посвященный конкретному образцу вооружения, является данью уважения к легендарной боевой машине ХХ века — среднему танку Т-34.

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности стало классическим примером для разработки последующих образцов практически всех отечественных и зарубежных танков.

Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Универсальный по своей сути, он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных маневренных боевых действий.

В годы Великой Отечественной войны «Тридцатьчетверка» стала основой танкового парка Красной Армии. На семи крупнейших заводах страны было произведено свыше 54000 танков Т-34 — более 70 % выпущенных танков всех типов. Танк Т-34 оказался наилучшим образом приспособлен для массового производства, был достаточно прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, обладал относительно низкой стоимостью. Важная особенность «Тридцатьчетверки» — простота освоения боевой машины ее экипажем.

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» открыт на 37 км Дмитровского шоссе 6 декабря 2001 года — в день 60-летия начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Именно 6 декабря 1941 года с рубежа, на котором расположен музейный комплекс, танки Т-34 пошли в наступление на Лобню и Белый Раст, занятые врагом.

В музее впервые представлены ранее не известные и подтвержденные документально факты истории создания танка Т-34, его участия в сражениях Второй мировой войны, раскрывается не только тактическая, но и стратегическая роль танка Т-34 в защите Москвы. Данная тема — «ноу-хау» музейно-мемориального комплекса.

Экспозиция размещена в здании и на открытой площадке. Экспозиция первого этажа посвящена истории создания и развития танка Т-34. На втором этаже — тематическая экспозиция о боевом применении «Тридцатьчетверок» в годы Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах ХХ века. На открытой площадке — восемь танков и самоходная артиллерийская установка.

Стоимость билетов:

  • взрослый билет — 100 рублей;
  • льготный билет — 60 рублей.

Режим работы:

  • вторник-воскресенье — с 10:00 до 18:00;
  • понедельник — выходной;
  • последний четверг каждого месяца — санитарный день.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://museum-t-34.ru/

Фотографии места

Отзывы про музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Полное название этого культурного заведения: «Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». В небольшом здании музея истории собрано множество документов, связанных с историей танка, ставшего легендой. Тут можно ознакомиться с материалами, связанными с военными событиями. В этом комплексе присутствуют не только здание, но уличная часть, так называемая, панорама. Здесь удобно и познавательно гулять с ребенком, музей расположен в нескольких километрах от Москвы, поэтому воздух здесь очень чистый. Экспозиция чрезвычайно интересная, на улице стоят настоящие боевые машины.

Музей «История танка Т-34»

По такой большой территории удобней всего передвигаться на автомобиле, а иначе просто может не хватить сил обойти территорию полностью и увидеть все музейные экспонаты. Особенно порадует мальчишек возможность не просто осмотреть замечательные машины, но и взобраться на них по специально сделанному трапу. Правда, люки Т-34 заварены, но это не уменьшает восторгов юных будущих защитников отечества. Очень интересны даже для взрослых модели и танковые тренажеры, на которых можно попробовать свои силы в качестве танкиста. Присутствуют не только Т-34, но и похожие на них Т-55А и Т-54.

Музей «История танка Т-34»

Музей «История танка Т-34»

Интересно, что все местные свадьбы обязательно приходят в Музей истории танка Т-34, в уличную его часть, чтобы почтить память предков и набраться победной энергетики для будущей жизни. Они возлагают букеты цветов к памятнику, находящемуся здесь, а заодно и фотографируются на память.

Музей «История танка Т-34»

Музей «История танка Т-34»

На мемориальной площадке музея истории установлен памятный знак в виде христианского креста размером в четыре метра, который был создан скульптором Петром Герасимовым. На кресте в память вычеканены имена создателей танка Т-34, вошедших в историю, его конструкторов, инженеров и простых рабочих, которые вложили в танк все свои знания, умения, опыт. Можно сказать, что эти люди вдохнули душу в стальную конструкцию, а солдаты, офицеры и маршалы оживили железное тело машины, доведя ее движения до боевого совершенства. Памятный крест также посвящен светлой памяти тех, кто в бою шел рядом с танком – пехотинцы, ремонтники, медицинские сестры. Броня легендарного танка Т-34 защищала их, а они защищали собой всю землю.

Музей «История танка Т-34»

Музей «История танка Т-34»

Позади комплекса есть оригинальна звонница, состоящая из отдельных деталей Т-34 и его вооружения. Творческим автором этой уникальной идеи стал старший лейтенант С. Кукушин, конструктор бронетехники. Звонница была введена в действие совсем недавно, в 2006 году при содействии авто-бронетанкового управления МО РФ. На входе в музей истории продаются памятные сувениры, значки, флажки и пр.

Музей «История танка Т-34»

Музей «История танка Т-34»

Чтобы добраться до музея, нужно приехать в Подмосковье, в деревню Шолохово, дом 89А. Чтобы сюда попасть, нужно двигаться по Дмитровскому шоссе от Москвы около семнадцати километров. Выбрать место для музея здесь – было не случайным решением. Это именно та часть русской земли, где в далеком 1941 году на защите столицы стояли советские войска, не пустившие врага дальше, здесь был последний оборонительный рубеж Москвы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Музей теней санкт петербург официальный сайт часы работы
  • Музей трех актеров в москве официальный сайт часы работы
  • Музей усадьба репина пенаты официальный сайт часы работы
  • Музей фаберже в санкт петербурге адрес часы работы метро
  • Музей царя алексея михайловича в коломенском часы работы