Музей железных дорог в Санкт-Петербурге – самый крупный в России и Европе подобного типа. Его фонды насчитывают более 45 тысяч экспонатов железнодорожной тематики.
Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге был основан в 1978 году, а в 2017 году, в день 180-летия Российских железных дорог, открыл свои двери на новой площадке. Сейчас он расположен в корпусах бывшего локомотивного депо Петергофской железной дороги, построенных в 1850-х годах.
Содержание
1
Режим работы музея РЖД в Санкт-Петербурге
С четверга по понедельник музей работает с 10:00 до 18:00. В среду с 12:30 до 20:30. Посетители могут пройти в музей до 17:00.
Вторник – выходной день.
Цены билетов в музей железных дорог
Стоимость стандартного билета – 400 рублей.
Льготного – 150 рублей.
Билеты в железнодорожный музей в Санкт-Петербурге по льготной цене могут приобрести школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры.
Бесплатный вход в музей предусмотрен для:
- героев СССР и РФ;
- участников ВОВ;
- инвалидов 1 и 2 групп с сопровождающим;
- многодетных семей;
- детей до 7 лет и других категорий граждан.
При выборе льготного билета необходимо предъявить подтверждающие документы при входе.
В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции рекомендуется приобретать билеты в музей железных дорог России онлайн без очередей.
купить билет онлайн
Внимание! Необходимо бронировать в том числе бесплатные билеты, так как в период в целях соблюдения мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, количество посетителей ограничено.
Купить билет в музей РЖД в Санкт-Петербурге можно и в кассах, которые работают до 17:00.
Любительскую фото- и видеосъемка разрешено осуществлять бесплатно. Однако профессиональная съемка разрешена только по предварительному согласованию и за дополнительную плату – 5000 рублей.
Каждый гость может попробовать себя в роли машиниста тепловозе, управляя составом на профессиональном тренажере. Стоимость 5 минут – 200 рублей.
Экскурсии в музее железных дорог
Обзорная экскурсия с посещением Музея железных дорог России
Эта экскурсионная программа отлично подойдет для школьников, учащихся в 1-5 классах. Однако гид может подготовить интересную программу для любого возраста, в том числе для взрослых.
Минимальная группа – 20 человек. В стоимость экскурсии входит транспортное обслуживание, согласованное с ГИБДД, входные билеты и работа экскурсовода.
Она начнется с обзорной экскурсии по городу, с остановками около главных достопримечательностей. Затем – экскурсия по музею с интерактивными программами. Дети узнают об истории железной дороги, а также своими руками сделают тематическую поделку.
Тип: индивидуальная, автобусно-пешеходная.
Продолжительность: 4 часа.
Стоимость: 1400 рублей за человека – взрослый билет, 1100 рублей – школьник.
Экскурсионное обслуживание
Каждый час, начиная с 11:00, при наборе группы от 5 человек, проводятся обзорные экскурсии по музею. Стоимость участия – 100 рублей, входной билет оплачивается дополнительно.
Для организованных групп от 1 до 5 человек проводятся индивидуальные экскурсии. Стандартная стоимость – 3000 рублей, льготная – 2000 рублей. Входные билеты оплачиваются дополнительно. Экскурсионное обслуживание по льготной цене возможно для тех же посетителей, которые имеют право на приобретение входного билета по сниженной стоимости.
Адрес и как добраться
Музей железных дорог в Санкт-Петербурге располагается по адресу: Библиотечный переулок, 4, корпус 2, в 100 метрах от Балтийского вокзала.
Ближайшая станция метро – «Балтийская», недалеко расположена одноименная остановка наземного городского транспорта. Здесь останавливаются автобусы № 10, 43, 65, 67, 71, 100, 833 и 888, а также троллейбусы № 3 и 8, маршрутные такси № К-67 и К-404.
Официальный сайт музея: https://rzd-museum.ru/
Телефон для справок: +7 (812) 457-23-16
История музея
Предпосылкой создания современного музея стало создание музея Октябрьской железной дороги в 1978 году. Он существует и сейчас – это Паровозный музей на станции «Пост 16 км». Именно здесь в 1991 году была открыта выставка железнодорожной техники, которая размещалась в музее до 2001 года.
Затем экспозиция была перевезена на закрытый Варшавский вокзал, и только в 2014 году было начато строительство здания для размещения музейных экспонатов, в 2016 году начался переезд, и в 2017 году музей открыл свои двери для посетителей.
Что посмотреть в музее
В музее на площади более 50 000 квадратных метров размещается 3500 различных экспонатов. Среди них есть 118 единиц исторических подвижных составов, кроме них гости могут увидеть макеты и инсталляции, взаимодействовать с мультимедийными объектами, попробовать себя в роли машиниста. Из интересных экспонатов можно выделить макет Царскосельской железной дороги. Для маленьких гостей оборудована детская комната, где они могут поиграть с железной дорогой.
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге является одним из самых молодых и технически оснащённых выставочных центров, не только нашей страны, но и всей Европы. Он целиком посвящён поездам и более чем двухвековой истории перевозок. В залах находятся уникальные экспонаты, интерактивные стенды и богатая мультимедийная коллекция, посвящённая важным вехам развития главного российского транспорта.
Общая площадь музея — 50000 квадратных метров, экспонаты находятся в двух крытых корпусах и на уличной выставочной зоне. Всего в фондах числится 4000 единиц хранения, в которые входят 200 образцов железнодорожной техники — от дореволюционной России и советского периода до современности. Такие цифры — абсолютный рекорд для страны, и один из лучших результатов в мировом масштабе — опережают его только аналогичные музеи Калифорнии и Лондона.
История
Всё началось задолго до открытия, а именно — весной 1974-го года, когда профсоюз советских железнодорожников решил увековечить трудовую и боевую славу коллектива. Спустя 4 года в небольшом помещении на Литейном проспекте открылась первая выставка, где показали первые советские поезда, архивные фотографии, документы и макеты локомотивов, принимавших участие в Гражданской и Великой Отечественной войне.
Экспозиция росла и требовала отдельных площадей — так витрины перевезли на пригородную станцию Шушары, где они заняли одноэтажное кирпичное здание. Наличие заброшенных одноколейных рельсов позволило перегнать сюда несколько списанных со службы паровозов, и уже к началу 1991-го года выставочная площадь занимала 7500 метров и около 1 километра путей, на которых разместили первые полноразмерные образцы техники.
Популярностью среди петербуржцев этот район не пользовался — сюда просто никто не хотел ехать. Ситуация изменилась в 2001-м, когда музей перебрался на перроны недавно закрывшегося Варшавского вокзала. Такое расположение привлекло тысячи посетителей ежемесячно, и вскоре стало понятно — места для ретро-поездов не хватает. Начались переговоры о новой площадке и для нового дома выбрали не использующееся депо Балтийского вокзала.
Строительство шло почти 5 лет, и ровно столько же потребовалось для оформления необходимых документов. Помещение старого депо реконструировали, оставив строгую кирпичную отделку и арочные перекрытия, а рядом вырос новый ангар в современном стиле с обилием стекла и металла. Два здания соединили подвесным переходом, для удобства посетителей. В 2017-м году полностью обновлённый музей железных дорог гостеприимно распахнул свои двери.
Экспозиция
Какого-то официального маршрута для осмотра гигантской выставки нет, большинство обзорных туров начинается с исторической части. На витринах зрителям предлагают инсталляцию о развитии перевозок с Античности до наших дней — от первого колеса до скоростных составов. Вагонетки, элементы двигателей и первые прототипы машин присутствуют. Не обошлось и без знаменитого паровоза Черепаловых, ставшего прародителем массового транспорта.
Суперзвёзды экспозиции — красавцы-локомотивы серий СО, СД, П-36 и других легендарных моделей, которые создавались на передовых заводах Ленинграда, Луганска, Коломны и Куйбышева. Все — в идеальном состоянии, и будто готовы вот-вот издать протяжный гудок и плавно отъехать от платформы, набирая скорость. Перед каждым образцом — детальное описание характеристик, годы активного использования и выдающиеся достижения.
Особое внимание уделено пассажирским и промышленным перевозкам. Чудом сохранившийся первый советский тепловоз Щ-ЭЛ-1 — настоящее украшение залов. С виду скромная техника скрывает огромную историю подвига разработчиков и проектировщиков. Неподалёку — знаменитый «Крокодил» — электровоз на постоянном токе, который с 1930-х годов долгие десятилетия эксплуатировался трамвайными депо и советскими комбинатами.
Чего пока что не хватает музею, так это вагонов — они часто уходили на переработку, поэтому оригинальных моделей сохранилось очень мало. На сегодняшний день тут представлены грузовые отсеки, бронированные плацкарты периода Великой Отечественной войны и даже служебный вагон Китайской железной дороги 1904-го года. Заходить внутрь, к сожалению, нельзя, зато можно оценить инсталляции с ростовыми скульптурами.
Современность представлена не так широко, но уникальных экспонатов достаточно. Среди пассажирских локомотивов затесались экспериментальные электропоезда, ходившие между Ленинградом и Москвой до 1989-го года и опытный образец «Сокола», который так и не выпустили на массовый поток из-за дороговизны проекта и кризиса 1990-х годов. Есть даже пара образцов рельсовых автобусов, успевших походить в российских регионах.
Отдельно упоминается военная техника, которая, из-за своих габаритов, выставляется исключительно на улице. Неизменный восторг вызывает настоящий ракетный модуль «Молодец», прослуживший с конца 1980-х годов и переданный Министерством обороны. Чуть в стороне находится артиллерийская установка ТМ-3-12, побывавшая на фронтах Финской войны — она стала одним из первых экспонатов реконструированного музея.
Интересные факты
Мультимедийный центр — предмет гордости разработчиков. Здесь есть современный интерактивный стол, пользоваться которым может любой посетитель — достаточно выбрать временной промежуток, и на больших экранах появятся модели паровозов и другой техники, существовавшие в те годы. Также периодически включаются архивные видеозаписи — отреставрированные и оцифрованные хроники повседневной жизни российских вокзалов.
Музей железных дорог стал одним из первых выставочных центров страны, которые внедрили в постоянную экспозицию технологии дополненной реальности. На нескольких мониторах в полный человеческий рост добавлены анимированные исторические перроны. Например, возле одного из поездов можно увидеть трогательную сцену прощания благородной дамы с царским офицером. В будущем таких экранов должно появиться ещё больше.
Десятки манекенов находятся в залах не просто так — часто за ними скрывается реальные жизненные драмы или рассказы о забытых профессиях. Молодёжи обязательно прочитают краткую лекцию о телеграфистках — долгое время они были едва ли не единственными женщинами, коим разрешалось работать на вокзалах. Рядом — кабинеты станционных смотрителей, где проходят активные игры и квесты для детей и взрослых.
Студентам-инженерам и всем заинтересованным посетителям показывают не имеющий аналогов в мире макет паровоза ЭР-791-81 в масштабе 1:1. Его собрали в 2012-м году на экспериментальном заводе, и это единственный образец локомотива в разрезе, который показывает все физические процессы изнутри. Благодаря разноцветным деталям и подсветке наглядно показан процесс выработки энергии, приводящей в движение состав.
При музее работает симулятор машиниста тепловоза. Это использующаяся на практике трёхмерная модель, воссоздающая реальные дорожные ситуации, необходимость совершать остановки, загружать и выгружать вагоны. По аналогичным системам учат будущих железнодорожников, но почувствовать себя в «шкуре» машиниста до открытия выставки могли только студенты профессиональных и техникумов.
Зал с макетами хорошо осматривать не только в самом начале экскурсии, но и в её финале. Пока что стендов два — огромная по меркам дореволюционной России Царскосельская железная дорога и первая станция Владивостока. Обе витрины изготовлены вручную с участием не только художников-моделистов, но и инженеров, чтобы все мельчайшие детали соответствовали реальным прототипам и были исторически достоверными.
Как добраться до музея железных дорог России
Выставочный комплекс находится в оживлённом районе Санкт-Петербурга, и попасть в него не составит труда. Ближайшая станция метро — «Балтийская», выйдя из зала нужно повернуть направо и идти по Митрофаньевскому шоссе мимо вокзала. За терминалом, буквально через 50 метров покажется центральное музейное здание. Альтернативный способ — сесть на автобус и доехать до остановки «Балтийский вокзал», идти пешком в этом случае столько же.
Тем, кто привык пользоваться сервисами заказа такси Maxim, Яндекс, или Uber, совет один — бронировать машину заранее. Для заблаговременных поездок компании проводят акции, устраивают скидки и гарантированно не станут завышать тариф. Сказать такого об уличных питерских таксистах нельзя — поездка из соседнего двора обойдётся дороже входного билета в музей, что никак не порадует экономных туристов.
Самостоятельным путешественникам лучше сразу ехать по координатам навигатора — 59.905592, 30.297674. Заблудиться в этой части города сложно, но велик риск въехать под «кирпич» и заработать большой штраф. Непосредственно перед музеем есть большая платная парковка — рассчитаться за стояночное время можно с помощью карты Visa или мобильного телефона.
Смотреть отзывы на
Другие музеи Санкт-Петербурга
Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Самое главное о музее
История
Музей железных дорог был основан 42 года назад тогда еще в Ленинграде. 1978 год — это и другая страна, и другое название: Центральный музей Октябрьской железной дороги. И даже другой адрес — Литейный проспект. Здесь расположилась экспозиция, которая рассказывала об истории строительства и эксплуатации первых в России железных дорог, работе магистрали в первые пятилетки, подвигам железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Первое десятилетие — это совместные усилия руководителей дороги и энтузиастов-любителей истории. Основная задача — сохранение и реставрация. 1 августа 1991 года на станции Шушары под Санкт-Петербургом был открыт первый в России Музей железнодорожной техники как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.
Шли годы, экспозиция расширялась, преображаясь и по своим качественным масштабам. 180 экспонатов, которые собирали по всей стране, а также везли из-за рубежа.
В начале нового тысячелетия музей открыл новую экспозицию на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга — в самом центре города. Сюда перевезли значимые экспонаты с площадки в Шушарах. Посетителей сразу стало больше.
В 2012 году началось строительство современного здания Музея железных дорог России вблизи Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Работы велись пять лет, и 30 октября 2017 года, музей торжественно открыли для посетителей, приурочив это событие к 180-летию железных дорог. Спустя еще два года музей взял Гран-при Всероссийского конкурса «Корпоративный музей». За ориентированность на посетителей он был удостоен диплома конкурса «Европейский музей года — 2019». В начале сентября 2020 года Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге стал победителем международного Terres Travel Festival в номинации туристические фильмы за видеоролик «На гоночном дроне по Музею железных дорог России», созданный творческой лабораторией «Гигарама».
Видеоэкскурсия по Музею железных дорог России
Видео: Музей железных дорог России
Что посмотреть
Площадь Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге огромна. Сюда надо идти на целый день, а за 2-3 часа удастся лишь бегло осмотреть музейную экспозицию. В таком случае есть то, что увидеть стоит обязательно.
Историческая экспозиция в экскурсионных залах (доступна в составе экскурсионной группы)
Здесь можно узнать историю возникновения и развития паровых двигателей. Подлинные экспонаты, макеты и мультимедийные инсталляции расскажут, как модифицировались рельсовые пути и эволюционировали первые сухопутные пароходы.
Акустическая инсталляция «Звуки железной дороги»
Фото: Музей железных дорог России
Инсталляция собрана из звуков дороги, шума транспортных узлов, деталей поездов, суеты вокзалов, станций, полустанков. Звучащая в медных рожках «мелодия» задает тон и настрой, окутывая посетителя флером железнодорожной романтики.
Разрезной паровоз
Фото: Музей железных дорог России
Технология дополненной реальности и подлинная система водоснабжения, установленная рядом с разрезным паровозом «Э-р 791-81» придет на помощь и расскажет, как заправляли водой локомотивы и покажет, как обычная жидкость превращается в мощь и энергию движения.
Интерактивная инсталляция «Стрелки времени»
Фото: Музей железных дорог России
Объединяет сконцентрированное в музее пространство и время. Выбрав исторический промежуток на столе-циферблате, посетитель запускает взаимосвязанный на восьми экранах ролик, иллюстрирующий характерные черты и важнейшие события выбранного пользователем отрезка истории.
Мультимедийная инсталляция «Время, вперед!»
Фото: Музей железных дорог России
На паровоз, установленный на поворотном круге, проецируется художественный контент, который иллюстрирует ключевые течения в культуре начала XX века. Инсталляция отличается зрелищностью и масштабностью. Это достигается за счет того, что проекцию делают на настоящий паровоз СО17-2413.
Где сделать красивое фото
Интерактивная инсталляция «Стрелки времени».
Разрезной паровоз «Э-р 791-81».
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-III-12 и Боевой железнодорожный ракетный комплекс.
Последний паровоз в СССР — П36-0251.
Цены
Полный билет | 300 руб. |
Льготный билет (школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры) | 100 руб. |
Экскурсия в составе сборной группы | 100 руб. |
Экскурсия для группы до 5 человек | 3000 руб. |
Прокатиться 5 минут на тренажере и почувствовать себя машинистом тепловоза | 200 руб. |
Как добраться
Метро
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге располагается рядом с Балтийским вокзалом в 300 метрах от метро «Балтийская».