Музей музыки в москве официальный сайт время работы

Купить билеты

Музей Музыки предлагает большой выбор билетов, начиная от стандартных и заканчивая комплексными, включающими посещение всех наших музеев. Чтобы не тратить время на покупку билетов в кассе, воспользуйтесь возможностью купить билет ОНЛАЙН на нашем сайте. Планировать посещение экспозиций, выставок и концертов вы сможете заранее, сразу выбирая места и удобное время.

Если у вас имеются льготы, то после предъявления подтверждающих документов в кассе музея вы сможете приобрести билет по сниженной цене.

Подробнее о льготных категориях граждан, имеющих право на скидки/бесплатное посещение наших музеев, вы можете узнать по ССЫЛКЕ.

Всю информацию о возврате билетов вы сможете найти по ССЫЛКЕ

Возврат переведённых средств, производится на ваш банковский счёт в течение 5-30 рабочих дней (срок зависит от банка, который выдал вашу банковскую карту).


Цены на входные билеты в Музей Музыки. Указана полная стоимость за индивидуальный билет.
Оплата принимается через систему intickets ПАО Сбербанк (карты VISA, MasterCard, МИР). Оплата происходит через ПАО СБЕРБАНК с использованием банковских карт следующих платёжных систем:

  • МИР;
  • VISA International;
  • Mastercard Worldwide;

Для оплаты (ввода реквизитов Вашей карты) Вы будете перенаправлены на платёжный шлюз ПАО СБЕРБАНК. Соединение с платёжным шлюзом и передача информации осуществляется в защищённом режиме с использованием протокола шифрования SSL. В случае если Ваш банк поддерживает технологию безопасного проведения интернет-платежей Verified By Visa, MasterCard SecureCode, MIR Accept, J-Secure, для проведения платежа также может потребоваться ввод специального пароля.

Настоящий сайт поддерживает 256-битное шифрование. Конфиденциальность сообщаемой персональной информации обеспечивается ПАО СБЕРБАНК. Введённая информация не будет предоставлена третьим лицам за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Проведение платежей по банковским картам осуществляется в строгом соответствии с требованиями платёжных систем МИР, Visa Int., MasterCard.


Полный список цен

Описание

Российский национальный музей музыки — одна из действующих культурных площадок,
на основе которой проводится
большое количество различных
мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Москве.

Хождение по музеям — спокойный способ провести время, который
нравится самым разным людям.
Они подкупают своей особенной атмосферой
и позволяют посетителям узнать много нового.

Более подробную информацию можно
получить по телефону 74956056515
или
найти на сайте music-museum.ru.

Российский национальный музей музыки
располагается по адресу:
р-н Тверской,
улица Фадеева, 4, рядом с метро Маяковская.

Режим работы: Вт-ср: 11:00 — 19:00; чт-пт: 12:00 — 21:00; сб: 11:00 — 20:00; вс: 11:00 — 18:00; касса: вт-ср 11:00—18:00; чт-пт 12:00—20:00; сб 11:00—19:00; вс 11:00—17:00.

до м. Маяковская — 0.5 км

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Вт-ср: 11:00—19:00; чт-пт: 12:00—21:00; сб: 11:00—20:00; вс: 11:00—18:00
касса: вт-ср 11:00-18:00; чт-пт 12:00-20:00; сб 11:00-19:00; вс 11:00-17:00

Компания в сети
Сертификаты и документы


50 фотографий
Российский национальный музей музыки

Похожие культурные места

Часто задаваемые вопросы

о Российский национальный музей музыки




  • 📍 По какому адресу можно найти Российский национальный музей музыки?



    Адрес заведения: Россия, Москва, улица Фадеева, 4.




  • ☎️ Какой номер телефона у Российский национальный музей музыки?



    С компанией можно связаться
    по номеру телефона +7 (495) 605-65-15.




  • 🕖 Можно ли узнать график работы Российский национальный музей музыки?



    Рабочий график
    заведения: Вт-ср: 11:00 — 19:00; чт-пт: 12:00 — 21:00; сб: 11:00 — 20:00; вс: 11:00 — 18:00; касса: вт-ср 11:00-18:00; чт-пт 12:00-20:00; сб 11:00-19:00; вс 11:00-17:00.




  • ⭐ Как пользователи Zoon.ru оценивают
    Российский национальный музей музыки?



    Средняя оценка заведения от пользователей Zoon.ru: 4.
    Вы можете посетить раздел
    отзывов о Российский национальный музей музыки
    ,
    чтобы составить свой отзыв!




  • 🧾 Можно ли узнать
    список цен и услуг в
    «Российский национальный музей музыки»?



    Это можно сделать
    на странице
    с услугами и ценами Российский национальный музей музыки.




  • 📷 Сколько фото и изображений в анкете Российский национальный музей музыки на Zoon.ru?



    На странице Российский национальный музей музыки 52 фотографии, среди них фото
    официальных документов.




  • ✔️ Насколько достоверна информация, размещённая на этой странице?



    Zoon.ru делает всё возможное, чтобы размещать максимально
    точные и свежие данные о заведениях.
    Если вы нашли ошибку и/или являетесь представителем
    этого заведения, то можете воспользоваться
    формой обратной связи.

Средняя оценка — 3,6 на основании 27 отзывов и 7 оценок

Музей в Москве

Музей музыки

Москва, Фадеева, 4

Логотип - Музей музыки

© пресс-служба Российского национального музея музыки

1/4

О месте Расписание концертов Расписание выставок Отзывы (9)

Скрипки Страдивари, новгородские гусли XIII века и рукописные ноты Рахманинова

В коллекции Музея музыки представлены редкие нотные рукописи, собрание пластинок, архив документов и фотографий, по которым можно подробнее узнать о творчестве Ойстраха, Чайковского, Рубинштейна и других музыкантов. В музее хранится коллекция произведений изобразительного искусства, в частности, полотна Коровина, Серова, Врубеля. Важное место в собрании занимает Государственная коллекция из 287 музыкальных инструментов, среди которых скрипки Гварнери и Страдивари, созданные в начале XVIII века, а также альт мастера XVI века Гаспаро да Сало. В музее также представлены редкие и необычные музыкальные инструменты, такие как китайский народный инструмент юньло, гусли из древнего Новгорода и серпент.

Краткая история

История музея началась в 1912 году: при Московской консерватории открылся Музей имени Рубинштейна, в котором выставлялись музыкальные инструменты, рукописные документы и личные вещи самого композитора. Впоследствии музею передали редкие рукописные партитуры, документы, фотографии из библиотеки Московской консерватории, а также начал формироваться фонд аудиозаписей. В 1945 году в музее впервые прошла научная сессия, спустя пять лет он получил статус одного из главных научно-исследовательских организаций. В 1964 году переехал в историческое здание XVII века в Георгиевском переулке, а еще через двадцать лет открылся в новом, специально построенном для экспозиций корпусе на улице Фадеева, где и находится по сей день. В 2010-м музею передали музыкальные инструменты из Государственной коллекции, созданной в 1919 году Луначарским.
Сегодня Музей музыки проводит занятия по основам музыкального искусства и этикету, концерты, лекции, экскурсии для детей. Также у него есть филиалы — музеи Чайковского, Шаляпина, Прокофьева, Голованова и Гольденвейзера в Москве.
Ближайшие к главному зданию музея на улице Фадеева станции метро — «Маяковская», «Новослободская» и «Менделеевская». Пешеходный путь от метро до музея займет 5–10 минут.

Телефон+7 (495) 605 65 15

ЦенаВход 250–400 р., для детей до 16 лет вход свободный

Входит в сетьМузей музыки

Режим работывт-ср 11.00–19.00, чт-пт 12.00–21.00, сб 11.00–20.00, вс 11.00–18.00

Статус

Откроется завтра в 12.00

    • Виртуозы балалайки

      25 марта в 18:00, Музей музыки

      Цикл музейных программ «Как сделать музыку из рисования»

      1 апреля в 15:00, Музей музыки

      Весенние воды

      1 апреля в 18:00, Музей музыки

      «Музыка в мире детства». Занятие № 3 «Три кита в музыке. Танец»

      25 марта в 11:00, Музей музыки

      Ночная серенада

      21 апреля в 19:00, Музей музыки

      Фортепианные шедевры Рахманинова

      2 апреля в 18:00, Музей музыки

Полное расписание

    • Театр Бориса Мессерера. Юбилейная выставка
      Обзорная экскурсия «Мир Чайковского»

      До 30 апреля, Чайковский и Москва

      Обзорная экскурсия «Фёдор и Иола. История любви»

      До 30 апреля, Мемориальная усадьба Шаляпина

      Обзорная экскурсия «Маска и душа»

      До 29 апреля, Мемориальная усадьба Шаляпина

      Обзорная экскурсия «Скажи мне, кто твой друг»

      До 29 апреля, Музей Прокофьева

      Тематическая экскурсия-лекция «Прокофьев: о музыке и не только»

      До 29 апреля, Музей Прокофьева

Полное расписание

Рецензия «Афиши»

на

музей

«Музей музыки»

Первоначально для коллекции музыкальных инструментов, нот и прочих реликвий хватало консерваторского кабинета Николая Рубинштейна. Постепенно собрание разрасталось, музей переехал в новое помещение (в 1964 году), и теперь здесь работают две постоянные выставки — «Музыкальные инструменты народов мира» (в экспозиции их около 900, а всего собрание включает около трех тысяч инструментов, в том числе новгородские гусли XIII века) и «Из истории русской музыкальной культуры» (от духовных певческих книг до автографов Шостаковича и Прокофьева; также реконструирован интерьер музыкального салона XIX века). Еще музей гордится коллекцией русской живописи и рисунка — от Перова до Петрова-Водкина — и концертным залом с органом немецкого производства.

Отзывы о музее «Музей музыки»

 

5

3Разочаровали сотрудники музея.

Музей интересный, все организовано. Красиво. Но! Испортили настроение сотрудники музея. В последствии время провождение в музее было неприятным. Грубый тон, неприветливость как вошла в музей. На входе грубо обыскали. Что пришлось вытаскивать вещи и раскладывать. Так ещё и пошутили надо мной что у меня много вещей с собой.
Разочарование. Впечатление негативное. Больше не придём пока работают там такие неприятные токсичные сотрудники.

10Рекомендую! Увлекательно, познавательно и очень приятное место, благодаря отличной работе коллектива музея!

Были 7 апреля на экскурсии » Все самое интересное о звуке» с нашим 3 классом. Экскурсия очень интересная, интерактивная и столько всего, все хочется послушать, попробовать, проходит на 3 этажа музея. У нас был чудесный эксурсовод Нателла, интересно рассказывала и увлекла ребят. Очень приветливый коллектив, нас встретили, всё объяснили, помогли спасибо большое за вашу работу. Всем рекомендую, обязательно вернёмся на другие экскурсии и просто сами придем ещё в интерактивную зону музея!

7

Мне хотелось потрогать. Понятно, что не так-то просто организовать это малогигиеничное мероприятие, но я с полноценным школьным музыкальным образованием ни разу в жизни не держала в руках скрипку, не пробовала водить смычком по виолончели, а про устройство гобоя узнала из блога гобоиста.
Мне кажется, это нечестно! В музей я шла с надеждой разобраться в сумятице оркестровых инструментов, приобщиться к миру тайн. Но мне, разумеется, этого не удалось.
Да, экспозиция красивая, ценная и интересная. От бандуры мне снесло голову настолько, что я нахожусь теперь в ее поисках с надеждой освоить! И это еще мне ее в руки-то никто не давал))))
Мне понравилась и выставка, рассчитанная на любознательные уши. Акустика космоса и симфония города — музыка расширяется (как и положено вселенной) и захватывает все больше и больше — и вот уже звук смеха становится музыкой.
Одним словом про этот музей я бы сказала так — ЕЩЁ! Пожалуйста, еще залов, еще инструментов, еще возможностей послушать, понять — еще залов!!! Где зал, в котором можно послушать редкие, раритетные, устаревшие записи голосов и инструментов? Где можно купить инструмент, записаться на лекцию, где можно потрогать дощечки для скрипки, научиться красиво писать ноты, узнать, есть ли у тебя голос и выбрать инструмент по душе?
Как и во многих, увы, слишком многих культурных местах я вижу только из потенциал….

7

Хорошо организованный музей. С отличным аудиогидом. Много места, большие витрины с музыкальными инструментами. Порадовала выставки от Ямахи — можно немного поиграть на музыкальных электроинструментах. С 25 мая 2015 года основная экспозиция закрывается на переформатирование, наверное будет, что-то ещё более интересное… Параллельно устроена выставка посвящённая Георгию Гараняну, сделана с любовью и очень качественно…

3

Музей музыкальной культуры имени Глинки в этом году празднует 100-летний юбилей. По поводу датировки его создания среди специалистов есть, конечно, разногласия: можно ли считать музей преемником музея Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории или же он на самом деле был создан в советское время? Но музыкантов, меломанов и просто посетителей радует уже сам по себе факт существования музея музыкальной культуры.
Музей отнесен к категории особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, в его фондах — около миллиона единиц хранения, в составе музея — несколько зданий в Москве, концертные и выставочные залы. В составе музея с недавних пор и Государственная коллекция музыкальных инструментов.
А теперь — не о юбилейном. Завтра музей будет закрыт для посетителей — на сайте заявлено, что по техническим причинам. На самом деле его просто сдают в аренду для проведения корпоративного самодеятельного концерта частной школы Пенсионного фонда РФ. Концерты в музыкальном музее, в том числе и детские — не исключение, а его обычная деятельность, и посетители всегда имеют возможность знакомиться с экспозицией в то время, когда в зале идет концерт. Почему для концерта детской студии понадобилось закрывать на весь день музей, остается только догадываться.

Закрытие, по всей вероятности, ожидает в скором времени и еще одно здание, находящееся в ведении музея Глинки — дом на Кудринской площади № 46, где жил П.И. Чайковский, и где сейчас расположен музей, носящий его имя. Здание планируется передать центру культурного и исторического наследия Ростроповича и Вишневской. Музыкальная общественность недоумевает — Ростропович, конечно, великий виолончелист, но зачем же выселять Петра Ильича или низводить его до положения квартиранта в центре Ростроповича? Музыканты собирают подписи вод открытым обращением к Ольге Ростропович с просьбой найти другое помещение для ее фонда. http://www.onlinepetition.ru/Tchaikovsky/petition.html
И еще много вопросов вызывает деятельность нынешнего директора музея М.А. Брызгалова, трубача по образованию и бывшего министра культуры Саратовской области. В Саратове ничем особенным себя на творческой ниве Михаил Аркадьевич не проявил, но показал себя энергичным руководителем, неутомимо реорганизуя вверенную ему сферу. Вот только Саратовская филармония почему-то сгорела. Трудно понять, какими мотивами руководствовалось в 2008 г. Федеральное агентство по культуре, доверяя этому заслуженному деятелю ценнейшие фонды музея и сокровища Государственной коллекции музыкальных инструментов, вошедшей в состав музея в последние годы. Видимо, исходя из успешного опыта пребывания г-на Брызгалова во главе саратовской культуры, г-н Швыдкой был совершенно уверен, что творения Амати, Страдивари, Гварнери и другие бесценные сокровища мировой и отечественной музыкальной культуры попадут в надежные руки проверенного человека.
http://redcollegia.ru/7871.html
http://www.old.rsar.ru/articles/480.html
В настоящее время в музее ликвидированы научно-просветительский и экспозиционный отделы, уволены ведущие сотрудники — искусствоведы с консерваторским образованием и учеными степенями. Демонтирована постоянная экспозиция, посвященная истории русской музыки. На сайте помещено объявление — нужны сотрудники. Образование не ниже среднего, гражданство РФ. http://www.glinka.museum/about/vacancies/php
Неужели музею — труба?

Все отзывы

Музейное объединение культуры музыки им. М. И. Глинки является хранилищем музыкальных культурных памятников. В недрах музея представлены музыкальные рукописи, ноты, исследовательские работы на тему истории музыки и культуры, книги и другие редкие издания. Здесь можно изучить автографы, как русских, так и зарубежных деятелей культуры, ознакомиться с их письмами и документами.

© Нина Нина

В состав Российского национального музея музыки имени М. И. Глинки, кроме основного фонда, входит несколько филиалов, расположенных в Москве:

  • Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера (ул. Тверская, 17, кв. 110);
  • Музей «П. И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54);
  • Мемориальная усадьба Ф. И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27);
  • Музей-квартира Н. С. Голованова (Брюсов пер., дом 7, кв. 10);
  • Музей С. С. Прокофьева (Камергерский пер., 6).

Основу для создания Музея музыки заложили коллекции Московской консерватории, собранные за долгие годы. С 1912-го экспонаты хранились в фондах консерватории, но со временем их стало так много, что остро встал вопрос о выделении отдельного здания для экспозиции. До 1980-го года для этих целей использовались помещения «Троекуровых палат», затем Музей музыкальной культуры переехал в новое здание, построенное специально для него, здесь был создан концертный зал с органом.

© Нина Нина

Фонд музея богат и на собрания аудио/видео записей. Но помимо основной деятельности хранилища, музей ведет исследовательские работы в качестве крупного научного центра, занимается публикацией рукописей.

На территории музея имеется собственная студия звукозаписи, а также концертный зал. В фойе заведения можно увидеть старинный орган России, который по-прежнему участвует в концертах.

Кроме проведения фестивалей, концертов, праздников, музей музыкальной культуры рад предложить своим посетителям экскурсии и интерактивные занятия, разработанные в программе для детей.

Афиша выставок, концертов и других мероприятий Музея музыкальной культуры в 2022 году: Официальный сайт

© Нина Нина

Музей музыкальной культуры в Москве: экспозиционные залы

Ядром коллекции, выставленной в основном здании, являются музыкальные инструменты. Первая экспозиция на эту тему была создана еще в 1985 году и несколько раз модифицировалась. Гости музея увидят более 700 народных и профессиональных музыкальных инструментов. Всего представлено 5 залов с тематическими экспозициями.

Зал № 1. Музыкальные инструменты народов РФ. Здесь можно увидеть традиционные русские инструменты, упоминаемые в сказках и сформировавшие ряд стереотипов о нашей стране. Это гусли, гудки, сопели и, конечно, балалайка. Часть предметов была найдена на раскопках в древнем Новгороде. На выставке представлена уникальная балалайка известного музыканта В. В. Андреева, созданная С. И. Налимовым.

Среди инструментов есть и семиструнные гитары, принадлежавшие когда-то прославленным певцам и музыкантам — Ф. И. Шаляпину, Н. Н. Кручинину и др.

Большой интерес представляют народные инструменты народов России — кантеле, шыбр, крезь, кюсле, топшур, зурна, бызаанчы, шаманские бубны и другие — струнные, духовые и ударные.

Зал № 2. Музыкальные инструменты народов Европы. Посетители познакомятся с народными инструментами Румынии, Венгрии, Швеции, Италии, Финляндии, Франции, Белоруссии и других стран — гитарами, цитрами, мандолинами.

Есть здесь и витрина с коллекцией музыкальных инструментов народов Средней Азии и Казахстана. Это одно из первых собраний Российского национального музея музыки.

Зал № 3. Музыкальные инструменты народов Азии, Африки и Латинской Америки. Одна из самых занимательных коллекций музея, где можно увидеть необычные инструменты, не получившие большой популярности за пределами своей страны и потому незнакомые широкой аудитории. Это губной орган шэн из Китая, кото из Японии, вина из Индии, волынка пиоб мхор из Шотландии, ударные инструменты из Африки и пр.

Зал № 4. Профессиональные музыкальные инструменты европейской традиции. Коллекция состоит из инструментов, используемых в оркестрах — это скрипки, клавесин, флейты, виолы, различные духовые и клавишные. Особую ценность представляют скрипка работы знаменитого мастера Антонио Страдивари и спинет М. Ядра.

Зал № 5. Механические и электромузыкальные инструменты первой половины XX века. Кроме различных звукозаписывающих и звуковоспроизводящих аппаратов в зале можно увидеть терменвокс, созданный Л. С. Терменом, а также другие советские инструменты — синтезаторы и экводины. Также к обзору представлены предметы из коллекции барабанщика Ришада Шафи.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Режим работы музея музыкальной культуры в 2022 году

Основное здание музея музыки имени Глинки работает в следующем режиме:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда — 11:00—19:00;
  • четверг, пятница — 12:00—21:00;
  • суббота — 11:00—20:00;
  • воскресенье — 11:00—18:00.

В обычные дни кассы закрываются на 30 минут раньше, в дни проведения концертов до окончания антракта, либо дополнительные 15 минут после завершения мероприятия.

Холл музея музыкальной культуры:

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

Купить билеты в Национальный музей музыки

Стоимость билетов и экскурсионного обслуживания зависит от мероприятия и категории посетителей.

  • Входной билет без экскурсии — 400 рублей, льготный — 250 рублей;
  • Семейный билет (2 взрослых и 2 детей до 16 лет) — 800 рублей;
  • Входной билет с экскурсией для групп до 3 человек — 900 рублей;
  • Входной билет с экскурсией для групп до 10 человек — 3000 рублей;
  • Аудиогид — 200 рублей.

Купить билеты на официальном сайте Музея музыкальной культуры

© Нина Нина

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.
Метки: искусствоМосквамузыкаотдых с детьмиРоссияшкольные экскурсии

Культура.РФ

Культура.РФ

  • Гусли

  • Дудки, свирели, рожки

  • Балалайка

  • Гитара «цыганки Тани»

  • Украинская бандура

  • Лютни, цистры и мандолины

  • Кобыз

  • Карнай

  • Скрипка работы Антонио Страдивари

  • Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris

  • Два барабана Русской армии

  • Спинет 1565 года

  • «Энгармонический» рояль Владимира Одоевского

  • Шарманка одесской фирмы «Нечада»

  • Терменвокс

  • Синтезатор АНС

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ МУЗЫКИ

Редкие инструменты, партитуры к известным произведениям и личные вещи музыкантов

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ МУЗЫКИ

Редкие инструменты, партитуры к известным произведениям и личные вещи музыкантов

Мы составили для вас гид по Музею музыки — крупнейшему в мире фонду музыкальной культуры. В его коллекцию входит более миллиона предметов: инструменты Антонио Страдивари и Андреа Гварнери, личные вещи композиторов и исполнителей, фотографии с концертов и спектаклей, рукописи, партитуры и старинные грампластинки. Изучайте историю музея и отправляйтесь на прогулку по его главному корпусу вместе с порталом «Культура.РФ».

Музей при Московской консерватории

Музей при Московской консерватории

В 1866 году в Москве открылась Московская консерватория. К концу XIX века она стала одним из крупнейших музыкальных учреждений России. В фондах Консерватории к тому времени скопилось большое количество экспонатов — рукописей, инструментов, партитур. Многие предметы в дар учреждению отдавали сами музыканты и члены их семей. Например, жена писателя и музыковеда Владимира Одоевского пожертвовала Консерватории его архив нот, записей народных песен, книг по музыкальной теории. А военный дирижер Август Эйхгорн передал свою коллекцию среднеазиатских музыкальных инструментов.

Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Здание Российского национального музея музыки, Москва
Фотография: music-museum.ru

Чтобы эти экспонаты могла увидеть широкая публика, в 1910 году Московское отделение Императорского Русского музыкального общества решило открыть при Консерватории музей. Деньги на его создание выделил купец и меценат Дмитрий Беляев. Он пожертвовал около трех тысяч рублей на покупку мебели и оборудования. В то время такая сумма была огромной: хороший рояль стоил 150 рублей, а за 200 уже можно было купить автомобиль.

Музей открылся спустя два года, в 1912-м, в здании Московской консерватории на Большой Никитской улице. Ему присвоили имя Николая Рубинштейна — пианиста, основателя и первого директора учреждения. Тогда в экспозиции музея демонстрировались личные вещи музыкантов, редкие книги, рукописи, а также инструменты, в том числе скрипки Антонио Страдивари, Николо Амати и Санто Серафино.

Новое здание, филиалы и концертные залы Музея музыки

Новое здание, филиалы и концертные залы Музея музыки

В советское время фонды музея постоянно увеличивались. Появились отделы аудиоматериалов, грампластинок. В конце 1920-х музей даже переехал в фойе Большого зала Консерватории, где было больше места. Там проходили музыкальные собрания, научные сессии и выставки.

Во время Великой Отечественной войны учреждение переименовали в Государственный центральный музей музыкальной культуры. А в 1954 году, к 150-летию со дня рождения Михаила Глинки, ему присвоили имя композитора. К тому моменту музей стал одним из главных центров музыкальной жизни СССР. Здесь искали и исследовали редкие рукописи, собирали материалы о русском зарубежье.

Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Еще через несколько лет, в 1964-м, Центральный музей музыкальной культуры переехал в отдельное здание — палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке. Тут впервые открылись читальный и концертно-лекционный залы.

Тогда же Центральный музей музыкальной культуры вновь должен был переехать в другое здание. Специально для учреждения начали строить корпус на улице Фадеева. Однако в палатах Троекуровых музей оставался еще почти 20 лет. К тому моменту у него открылся еще один филиал — мемориальная квартира Николая Голованова. Там удалось сохранить оригинальную обстановку четырех комнат — кабинета, гостиной, столовой, спальни композитора.

Центральный музей музыкальной культуры переехал в новое здание на улице Фадеева в 1985 году. Его построили по проекту Иосифа Ловейко. Вход в музей украсил витраж из цветного рельефного стекла, который изготовили литовские стекольные мастера во главе с художником Казимерасом Моркунасом. Слева от главного входа расположилась скульптурная композиция в форме звонницы с колоколами. В самом здании построили большой зал с органом, где регулярно проходили концерты, спектакли, литературные вечера.

В конце 1980-х открылся еще один филиал музея — дом Федора Шаляпина. Его предложила создать первая жена артиста, Иола Торнаги. Экспозиция разместилась в особняке на Новинском бульваре, где Шаляпин жил с 1910 по 1922 год. Сейчас там находятся личные вещи, сценические костюмы, фотографии, которые передали в дар родственники и друзья артиста.

Музей С.С. Прокофьева, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей С.С. Прокофьева, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Москва

Фотография: music-museum.ru

Новые филиалы появились и в 2000-х. В 2007 году открылся Музей Петра Чайковского в доме на Кудринской площади, где композитор около года снимал квартиру. Это единственное здание, где жил Чайковский, сохранившееся до наших дней.

А еще через год был создан Музей Сергея Прокофьева в Камергерском переулке. Квартира в этом доме принадлежала родителям Миры Мендельсон, второй жены композитора. В экспозицию вошла библиотека Прокофьева, его письма, фотографии.

В 2011 году Центральный музей музыкальной культуры переименовали во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки. А через семь лет он получил современное название — Российский национальный музей музыки.

С чего начать осмотр

На втором этаже здания находятся Камерный и Прокофьевский залы: в них проходят концерты, лекции, кинопоказы и творческие вечера. В Камерном зале можно послушать старинную музыку. Здесь же представлены инструменты из фондов Музея музыки: орган мастера Фридриха Ладегаста, изготовленный в XIX веке, рояль фирмы Steinway & Sons, который принадлежал композитору Николаю Метнеру.

Первый зал: инструменты народов России

Первый зал: инструменты народов России

Гусли

Гусли. Мастер Михаил Северский. 1910–30-е годы. Россия

Российский национальный музей музыки, Москва

Гусли прима оркестровые. Мастер Николай Фомин. 1937 год. Ленинград

Российский национальный музей музыки, Москва

Гусли крыловидные девятиструнные. Неизвестный мастер. XIII век. Древний Новгород

Российский национальный музей музыки, Москва

К самым ценным экспонатам этого зала относятся гусли XIII–XIV веков. Эти инструменты обнаружили археологи во время раскопок на территории Великого Новгорода в 1950–60-х годах. В экспозиции музея также находятся шлемовидные гусли известного музыканта Михаила Северского и клавишный вариант инструмента, который сконструировал мастер Николай Фомин специально для Великорусского оркестра Василия Андреева.

Дудки, свирели, рожки

Свирель большая. Реконструкция. Мастер Григорий Любимов. 1920-е годы. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Дудка двойчатка. Неизвестный мастер. 1-я треть XX века. Смоленская губерния

Российский национальный музей музыки, Москва

Рожок пастуший. Мастер Ф. Ровняк. 1916 год. Деревня Ивановская, Владимирская губерния

Российский национальный музей музыки, Москва

Всевозможные свирели, рожки, жалейки были очень популярны у русских крестьян. Различались они количеством отверстий, материалом, длиной и формой корпуса. Например, жалейки имели широкий и изогнутый конец, который обеспечивал громкое и резкое звучание. А многоствольную флейту кугиклы собирали из нескольких трубочек разной длины — полых стеблей тростника или других растений. С их помощью музыканты издавали нежные свистящие звуки разной высоты. Играли на кугиклах обычно женщины — как сольно, так и небольшими ансамблями из трех-четырех человек.

Дудками и рожками пользовались пастухи. Громкий звук такого инструмента помогал собрать стадо или отпугнуть диких зверей, а в свободное время пастух развлекался, наигрывая плясовые мелодии или песни. В конце XIX — начале XX века появились профессиональные коллективы рожечников, свирельщиков, дудочников. Они стали популярны и в России, и за рубежом. Хор владимирских рожечников под управлением Николая Кондратьева выступал перед членами императорской семьи и даже ездил на гастроли в Париж. В журнале Le Monde illustré писали: «Рожечники… кажется, станут фаворитами парижан. Эта команда русских крестьян, которая дебютировала на последнем бале в Опере, состоит из музыкантов, разнообразный репертуар которых действительно привлекателен, и эффект усиливается из-за странности инструмента, на котором они исполняют мелодии своей страны».

Балалайка

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Балалайка прима. Мастер Семен Налимов. 1902 год. Сельцо Марьино-Андреевское, Тверская губерния
Российский национальный музей музыки, Москва

Балалайка появилась в XVIII веке и быстро стала популярной и среди крестьян, и у профессиональных музыкантов. За границей она даже стала символом русской культуры.

Балалайка — струнный щипковый инструмент с круглым или треугольным корпусом. Классические модели имели от двух до шести струн и шесть-семь ладов. Играли на них двумя основными способами: бряцанием — ударами по всем струнам одновременно — и тремоло, при котором струны быстро перебирали пальцами, чередуя звуки или повторяя один и тот же.

Одним из лучших балалаечных мастеров начала XX века считался Семен Налимов. За свои инструменты он получил медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В экспозиции Музея музыки представлена балалайка, которую Налимов создал для Василия Андреева — организатора первого в мире оркестра русских народных инструментов. Именно по инициативе Андреева мастера изменили форму инструмента. Балалайки стали больше, у них появились колки для натяжения струн, а на грифе — металлические ладовые порожки. Тогда же инструмент стал в основном трехструнным.

После смерти Андреева инструментом из музейной коллекции пользовался балалаечник Борис Трояновский. В 1919 году он создал Московский великорусский оркестр народных инструментов — один из старейших действующих музыкальных коллективов России.

Гитара «цыганки Тани»

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Гитара семиструнная (первоначально шестиструнная). Неизвестный мастер. Начало или 1-я четверть XX века. Франция (?)
Российский национальный музей музыки, Москва

Эту гитару изготовил мастер Иван Краснощеков в 1837 году. Много лет инструмент принадлежал исполнительнице цыганских песен и романсов Татьяне Демьяновой, которая была известна под именем «цыганка Таня». Ей посвящали свои стихи Александр Пушкин и Николай Языков.

В музей инструмент попал из коллекции заслуженного артиста РСФСР, собирателя цыганского фольклора и музыканта Николая Кручинина. Гитару ему подарила подруга Татьяны Демьяновой — певица Мария Николаева. От нее же Кручинин узнал множество цыганских романсов, которые позднее вошли в его репертуар. Музыкант сам часто играл на этой гитаре и даже выступал с ней перед солдатами во время Великой Отечественной войны.

Второй зал: музыкальные инструменты народов Европы и Средней Азии

Второй зал: музыкальные инструменты народов Европы и Средней Азии

Во втором зале располагается одна из крупнейших в России коллекций европейских и среднеазиатских народных инструментов. Здесь можно увидеть итальянскую мандолину, украинскую бандуру, французскую цистру и многое другое. В этом же зале выставляется коллекция инструментов народов Средней Азии, которую собрал военный дирижер Август Эйхгорн.

Украинская бандура

Бандура. Мастер Владимир Тузиченко. 1937 год. Киев, Украинская ССР

Российский национальный музей музыки, Москва

Торбан. Мастер Иван Краснощеков. 1869 год. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Бандура — струнный щипковый инструмент, особенно популярный в XVIII–XIX веках. Играть на нем было несложно благодаря удобной форме и стабильной высоте звука. Поэтому появились даже слепые бандуристы — странствующие музыканты, в чей репертуар входили народные песни.

Во втором зале музея представлена особая басовая разновидность бандуры — торбан. Этот инструмент принадлежал музыканту Василию Шевченко, он подарил его музею в 1946 году.

От других подобных инструментов торбан отличается вытянутым корпусом, широким длинным грифом и очень большим количеством струн — до 60. Модель из музейной коллекции изготовил известный скрипичный и гитарный мастер Иван Краснощеков. Басовую бандуру он, вероятно, создал на заказ или в качестве эксперимента. Василий Шевченко в своей автобиографии вспоминал, как ему достался инструмент: «В 1902 году, на Никитской улице, против консерватории, в музыкальном магазине, хозяином которого был украинец, я купил за сало гетманскую бандуру работы известного мастера Ивана Краснощекова… <…> Я начал свою артистическую деятельность, играя на ней с 1903 и по 1946 год».

Лютни, цистры и мандолины

Лютни, цистры и мандолины

Цистра. Мастер Жерар Делепланк. 1779 год. Лилль, Франция

Российский национальный музей музыки, Москва

Лютня-гитара (лютневидная гитара). Неизвестный мастер. До 1966 года

Российский национальный музей музыки, Москва

Мандолина неаполитанская. Мастер Януариус Гальяно. 1765 год. Неаполь, Италия

Российский национальный музей музыки, Москва

В эпоху Возрождения в Европе были популярны струнные щипковые инструменты: мандолины, цистры, лютни. На них играли как профессиональные музыканты, так и любители.

Мандолина считается одним из символов итальянской культуры Ренессанса. В Музее музыки хранится один из старейших подобных инструментов в России. Его изготовил неаполитанский мастер Януариус Гальяно в 1765 году. Выпуклый корпус этой мандолины склеен из нескольких частей, на нем расположены четыре парные струны. По строю такой инструмент близок к современной скрипке. Играли на нем плектром — небольшой пластинкой из черепашьего панциря.

Если на мандолинах играли многие аристократы, то у простого народа большой популярностью пользовалась цистра. Стоила она дешевле, чем другие струнные инструменты, весила меньше, поэтому и играть на ней было легче. На цистре часто аккомпанировали певцам, но иногда исполняли и самостоятельные мелодии.

В коллекции музея представлена цистра, которую изготовил французский мастер Жерар Делепланк в 1779 году. Ее корпус имеет грушевидную форму, в верхней части располагается резонаторное отверстие в виде ажурной розетки. Гриф для этого инструмента мастер сделал из ценного черного дерева и дополнил 15 латунными ладовыми порожками. Корпус Делепланк покрыл оранжево-коричневым лаком и украсил вставками из перламутра.

Кобыз

Кобыз. Неизвестный мастер. 1-я половина XIX века. Алма-Ата, Казахстан

Российский национальный музей музыки, Москва

Кобыз. Неизвестный мастер. 1-я половина XIX века. Алма-Ата, Казахстан

Российский национальный музей музыки, Москва

Казахский кобыз — древний двухструнный смычковый инструмент. По легенде, его изобрел поэт X века Коркыт Ата. Он сам играл на кобызе и сопровождал его музыкой свои сказания.

Корпус кобыза изготавливали из цельного куска дерева, а затем оборачивали в верблюжью кожу и украшали подвесками. Струны накручивали из конского волоса. Играли на кобызе смычком. Звук инструмента напоминал лебединый крик или печальный человеческий голос.

В древности кобыз считался священным. С его помощью шаманы проводили ритуалы против злых духов. С тех же времен и по сей день на таком инструменте играют казахские поэты-импровизаторы — акыны.

Карнай

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Карнай праздничный военный. Неизвестный мастер. 1870–80-е годы. Туркменистан
Российский национальный музей музыки, Москва

Другой популярный среднеазиатский инструмент — карнай, труба из меди или латуни. Ее длина достигала трех метров. Чтобы карнай было удобно переносить, ствол делали разборным. Звук карная был громким и разносился очень далеко.

В XIX веке этот инструмент использовали для сигналов, которые оповещали о начале войны и поднимали боевой дух солдат. На карнае играли во время парадных выездов ханов и военачальников, он же был обязательным атрибутом бродячих музыкантов. А в аулах с помощью этого инструмента жителей оповещали о пожарах и нападениях врагов.

О карнае, который находится в Музее музыки, скрипач и композитор Август Эйхгорн писал: «Вышеприведенный экземпляр настолько заслуживает внимания, насколько он состоит в связи с новейшей эпохой русских завоеваний в Туркестане. <…> В 1865 году, когда кокандские войска защищали осажденный генералом Черняевым Ташкент, звуки его… грозно неслись навстречу наступавшим русским колоннам. То же имело место и в последующий период завоеваний, совершенных русскими под предводительством генералов Кауфмана, Скобелева и других».

Третий зал: профессиональные европейские музыкальные инструменты

Третий зал: профессиональные европейские музыкальные инструменты

В следующем зале музея находятся инструменты, на которых и сейчас играют в симфонических и духовых оркестрах. Здесь же представлены все разновидности клавишных — от старинных спинетов и клавесинов до современного фортепиано. В этом зале вы увидите и коллекцию личных духовых инструментов российских императоров. Николай I и Александр III увлекались музыкой и даже выступали на домашних придворных концертах.

Скрипка работы Антонио Страдивари

Скрипка работы Антонио Страдивари

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Скрипка. Мастер Антонио Страдивари. 1644 (?) — 1737 годы. Кремона, Италия
Российский национальный музей музыки, Москва

Один из главных экспонатов Музея музыки — скрипка работы Антонио Страдивари. Она принадлежала музыканту, народному артисту СССР Давиду Ойстраху. Инструмент ему достался от королевы Бельгии Елизаветы Баварской. Она сама играла на этой скрипке на домашних концертах. С Ойстрахом королева познакомилась на одном из музыкальных конкурсов в конце 1930-х. Они дружили и переписывались до конца жизни, а перед смертью Елизавета Баварская даже завещала свою скрипку Страдивари. Хранитель Музея музыки Нина Мелешина вспоминала: «После смерти музыканта его семья преподнесла подаренную королевой скрипку в дар нашему музею. Говорят, маэстро играл на ней лишь дважды: самая миниатюрная из скрипок Страдивари слишком мала для мужских рук. Скрипка была сделана под руководством другого известного мастера — Амати, учителя Страдивари. Ее страховая стоимость составляла миллион долларов. Это был один из самых охраняемых инструментов в стране. Три раза в год его снимали с витрины для участия в концертах лучших скрипачей, а репетировать на нем можно было лишь под охраной милиции. Запрещалось даже показывать, где он хранится».

В 1996 году скрипку Страдивари из Музея музыки украли. Инструмент нашли спустя полтора года. К тому моменту преступники успели вывезти ее в Абхазию.

Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris

Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris

Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Флейта поперечная хрустальная шестиклапанная. Фирма Laurent a Paris. 1812 год. Париж, Франция
Российский национальный музей музыки, Москва

Необычную флейту из музейного собрания изготовили мастера французской фирмы Laurent a Paris в 1812 году. Она сделана из нетипичного для такого инструмента материала — матового хрусталя. О подобных флейтах московский студент Жихарев писал в своем дневнике: «Стало известно, что в Париже одним часовщиком Лораном изобретена хрустальная флейта. Звуки прелестные! И если вы ее слушаете, какими бы ни обладали нервами, вы обязательно разрыдаетесь!»

Ствол хрустальной флейты состоит из трех частей, имеет четыре клапана и шесть открытых отверстий. Отдельные колена инструмента соединены широкими серебряными кольцами. На одном из них мастера выгравировали название фирмы.

Два барабана Русской армии

Два барабана Русской армии

Барабан саперный пехотный. Неизвестный мастер. 1829 год. Россия

Российский национальный музей музыки, Москва

Барабан пехотный с чеканным гербом России. Неизвестный мастер. Конец XVIII века. Россия

Российский национальный музей музыки, Москва

В экспозиции Музея музыки представлены два барабана, которыми пользовались солдаты Русской армии в конце XVII — начале XIX века. Один из них — пехотный, второй — лейб-гвардии Саперного батальона. Корпуса барабанов выполнены из латуни и украшены чеканкой, на которой изображен герб Российской империи. Верхняя кожаная мембрана называется боевиком, а нижняя — подструнником, так как вдоль нее натянуты струны: они делают звук рокочущим. Сверху и снизу инструменты украшены деревянными обручами с узором из черных и белых треугольников.

В Русской армии барабаны начали использовать еще в XVI веке. С их помощью подавали сигналы, управляли войсками. На барабанах играли Петр I и Александр Суворов, который писал: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил».

Спинет 1565 года

Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Спинет. Мастер Марко Ядра. 1565 год. Флоренция, Италия
Российский национальный музей музыки, Москва

Спинет — небольшой клавишный инструмент, разновидность клавесина. Звук из него извлекали при помощи металлических крючков или перьев: они задевали струны, когда музыкант нажимал на клавиши. От обычных клавесинов спинет отличается внутренним устройством. Струны в нем натянуты не прямо, а по диагонали.

Спинет из коллекции Музея музыки изготовил флорентийский мастер Марко Ядра в 1565 году. Это один из самых старых инструментов такого типа, которые сохранились до нашего времени. В прошлом он принадлежал династии флорентийских вельмож Медичи. Марко Ядра украсил спинет резьбой, орнаментами и позолотой, а также медальонами с изображениями Франциска Медичи, Карла IX и Иоанны, «государыни Флоренции и эрцгерцогини Сиены».

«Энгармонический» рояль Владимира Одоевского

«Энгармонический» рояль Владимира Одоевского

Рояль энгармонический кабинетный. Фабрика А. Кампе по чертежам Владимира Одоевского. 1864 год. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Рояль энгармонический кабинетный. Фабрика А. Кампе по чертежам Владимира Одоевского. 1864 год. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

«Энгармонический» рояль изготовили по заказу писателя, ученого, автора сказки «Городок в табакерке» Владимира Одоевского в 1864 году. Этот инструмент он придумал, чтобы точнее воспроизводить русские народные мелодии. Одоевский добавил дополнительный ряд клавиш, это позволило ему разделить клавиатуру не по полутонам, а по четвертям тона. Для своего инструмента писатель сочинил несколько экспериментальных пьес. Однако массово энгармонические рояли не выпускали, а сам Одоевский не оставил документов о том, как настраивать его инструмент. Хотя известно, что инструкция к энгармоническому роялю все же существовала. В своем дневнике Одоевский писал: «Настраивали мое энгармоническое фортепьяно — я, было, написал руководство для настройщика, но оказалось, что настройщик Сорокин, как и многие другие здесь, не знают нот — это в Москве только могут быть такие патриархальные чудеса. Нашел нотную азбуку для Сорокина, вымыл ему голову — и взял с него слово выучиться».

Четвертый зал: механические и электронные музыкальные инструменты

Четвертый зал: механические и электронные музыкальные инструменты

В четвертом, последнем зале экспозиции представлены механические и электронные музыкальные инструменты. Многие из этих предметов придумали для того, чтобы мелодии могли проигрываться без участия человека, с помощью технических устройств.

Шарманка одесской фирмы «Нечада»

Шарманка одесской фирмы «Нечада»

Шарманка. Фирма «Нечада». Мастер Акоп Китесов. Начало XX века. Одесса, Украина

Российский национальный музей музыки, Москва

Шарманка. Фирма «Нечада». Мастер Акоп Китесов. Начало XX века. Одесса, Украина

Российский национальный музей музыки, Москва

Шарманку изобрели в XVII веке во Франции. Ее название произошло от французского charmant — «красивый, милый, прекрасный». Есть версия, что инструмент получил свое имя благодаря французской песенке «Charmante Catherine» («Прекрасная Катрин»). Именно эта мелодия стала одной из первых исполненных на шарманке.

Инструмент представляет собой небольшой ящик, внутри которого располагаются звуковые трубки, мех для воздуха и сменный деревянный валик с записанной на нем мелодией. Когда музыкант крутит ручку, валик вращается, а мех подает воздух в трубки, чтобы они издавали звук.

В Музее музыки хранится шарманка, которую изготовила фирма «Нечада» в Одессе. Это была единственная в Российской империи компания, где производили подобные инструменты.

Терменвокс

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Терменвокс. Изобретатель-конструктор Лев Термен. Середина 1960-х годов. Москва
Российский национальный музей музыки, Москва

Терменвокс — первый в мире концертный электромузыкальный инструмент. Его изобрел физик Лев Термен в 1919 году. Он гастролировал со своим устройством по городам России, ездил за границу и даже выступал перед Владимиром Лениным. Терменвоксом можно было управлять с помощью движения рук в пространстве, не прикасаясь к нему. Инструмент имитировал звучание человеческого голоса, струнных и духовых инструментов.

Терменвокс, который хранится в музее, Термен изготовил специально для него в 1968 году.

Синтезатор АНС

Синтезатор «АНС» фотоэлектронный оптический. ОАО «Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики». Изобретатель-конструктор Евгений Мурзин. 1961–1964 годы. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Синтезатор «АНС» фотоэлектронный оптический. ОАО «Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики». Изобретатель-конструктор Евгений Мурзин. 1961-1964 годы. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Один из первых в мире музыкальных синтезаторов — АНС — придумал советский инженер Евгений Мурзин в 1958 году. На создание этого инструмента он потратил около 20 лет. Устройство Мурзин назвал по инициалам композитора Александра Николаевича Скрябина.

Синтезатор АНС позволил сочинять и воспроизводить сложную музыку с помощью одного инструмента, без оркестра. А еще этот прибор переводил нотную запись в графический код синтезатора и наоборот. Поэтому устройство могло представить любой рисунок в виде нот и озвучить его.

Как попасть в Музей музыки

Как попасть в Музей музыки

Удобнее всего добираться до главного корпуса Музея музыки на метро: нужно доехать до станции «Маяковская» Замоскворецкой линии, выйти через северный вестибюль и пройти пешком около 10 минут по 1-му Тверскому-Ямскому переулку до улицы Фадеева.

С режимом работы Музея музыки и его филиалов можно ознакомиться на официальном сайте. Обратите внимание, что действуют особые правила посещения. В музее просят бережно обращаться с экспонатами и оборудованием, соблюдать чистоту и порядок.

Билеты на выставки, экскурсии и концерты продаются в кассах. Если вы хотите купить их заранее — воспользуйтесь этим разделом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найду ли я работу в ближайшее время гадать на рунах
  • Музей мураново официальный сайт часы работы сегодня
  • Найти все реквизиты с одним значением в справочнике
  • Музей немецкая квартира в калининграде время работы
  • Найти компанию по огрн на сайте налоговой бесплатно