Музей имени пушкина импрессионисты часы работы

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве (ГМИИ им. Пушкина) был создан на всплеске развития меценатства рубежа XIX — XX веков. Музейное здание построено и наполнено экспозициями в 1912 году на частные пожертвования, в том числе от ценителей искусства Нечаева-Мальцева, Морозова, Шехтеля, Хомякова и Третьякова.

Сегодня это крупный музейный комплекс, обладатель троянских сокровищ Шлимана, копии Давида резца Микеланджело, картин кисти Боттичелли, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко, Ватто, Пикассо и других 700 000 произведений разных эпох.

Музей сохранил первоначальную идею и остается учебным и просветительским учреждением. Он позиционирует себя, как интерактивное пространство для получения знаний и общения. На его площадях устраиваются вернисажи и концерты.

Режим работы музея в 2023 году

Главное здание на ул. Волхонка, 12 и галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков на ул. Волхонка, 14 работают по единому графику:

  • вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00 часов;
  • четверг, пятница с 11:00 до 21:00;
  • Выходной день — понедельник.

В связи с правилами санитарной безопасности от COVID-19 на входе потребуется предъявить QR-код и удостоверение личности. Посещение детьми проводится только в сопровождении взрослых с QR-кодом.

Цены на билеты в музей имени Пушкина в Москве

Цены на билеты в музей имени Пушкина в Москве

Для самостоятельного осмотра нужно приобрести входной билет.

Стоимость в рублях на человека:

Категория посетителей Постоянная экспозиция в Главном здании Временная выставка в Галерее
Основная 500 700
Льготная:

  • Дети 7-17 лет
  • Взрослые 18-24 года
  • Пенсионеры от 60 лет
  • Военнослужащие срочной службы
  • Сотрудники гос. музеев
250 350
Дети до 6 лет и инвалиды бесплатно бесплатно

Очереди в этот музей не иссякают в любое время года. По электронному  билету посетители проходят без очереди через вход со стороны Колымажного переулка.

Экспозиции музея постоянно обновляются. Поэтому некоторые залы периодически закрываются. Перед покупкой билета уточняйте информацию о действующих выставках на сайте музея

Как купить билеты

Продажа билетов в кассах во избежание излишних контактов временно приостановлена. Купить билеты в музей имени Пушкина в Москве можно онлайн на его официальном сайте.

Для своего удобства Вы можете приобрести онлайн билет в музей с аудиоэкскурсией в мобильном приложении.

Экскурсии и цены

Если у вас нет специальных знаний в области изобразительного искусства, то лучше всего прибегнуть к услугам экскурсовода. Специалист с профильным образованием поможет вам оценить произведения, разбираясь в тонкостях.

Покупка экскурсии также осуществляется через интернет. Для этого следует купить билеты в музей имени Пушкина в Москве с обслуживанием экскурсоводом.

Прогулка по Пушкинскому музею: шедевры основной экспозиции

Экскурсии в музей изобразительных искусств в Москве

На эту экскурсию приглашаются не более двух человек. На выбор предлагаются два маршрута.

Маршрут 1: Древние цивилизации и итальянское Возрождение.

Вас ждет знакомство с египетской, ассирийской, греческой и римской  цивилизациями. Вы увидите папирусы Древнего Нила и доспехи рыцарей средневековья, побываете в знаменитом итальянском дворике и сфотографируетесь рядом с пятиметровой статуей Давида. У картин мастеров эпохи Возрождения вас научат основам анализа  живописи.

Маршрут 2: Северное Возрождение и Золотой век голландской живописи.

Если вам интересен «золотой век» искусства Европы, тогда подойдет второй маршрут. Вы разберетесь в символах изображенных на натюрмортах предметов, а также постигнете тайны шедевров Брейгеля, Рубенса и Рембрандта.

Длительность маршрутов: 2 часа.

Стоимость: 5000 рублей за экскурсию, независимо от числа участников.

На сайте вы оплачиваете 23% стоимости, а остальную сумму — гиду на месте. Входные билеты в цену не входят. Их нужно купить дополнительно на сайте музея в разделе «Постоянная экспозиция».

Экскурсия с входными билетами: Лабиринты Минотавра

Итальянский дворик Пушкинского музея в Москве

Групповой квест интересен детям как младшего, так и старшего возраста. Сборная группа в составе до 10 человек путешествует по залам Древней Греции с экскурсоводом в образе царевны Ариадны. Ее путеводная нить – это загадки о богах Олимпа и мифических героях. Правильные ответы помогут выбраться из «лабиринта» и даже получить приз в память о своих подвигах во время квеста – подарок из натурального камня.

Пока ваш ребенок на мероприятии, можно самостоятельно осмотреть выставки музея изящных искусств. У вас появятся общие темы для обсуждения в семейном кругу. Для сопровождения ребенка взрослому нужно купить входной билет.

Длительность: 1 час.

Стоимость: 1690 рублей за человека. Входной билет в Пушкинский музей и памятный подарок включены в цену.

Предоплаты не требуется. Вы платите на месте, используя подтверждение, которое придет вам смс либо на электронную почту после бронирования.

Виртуальная экскурсия по музею

Пройтись по залам и увидеть экспонаты музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве можно не выходя из дома онлайн.

Экспозиция, выставки и залы музея

Зал музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

Спроектировал античный храм в центре Москвы, ставший храмом искусства,  академик Императорской академии художеств Роман Клейн. Основой собрания скульптуры, живописи и графики послужили копии античных статуй и мозаик, а также коллекция подлинников египетских древностей.

Однако уже на стадии формирования фонда решили не ограничиваться греческим и римским периодами. Так появились коллекции зарубежного  искусства XV-XIX веков.

Убранство залов соответствует той или иной эпохе выставленных в них экспонатов. За один день все залы осмотреть невозможно: их в музее 31. С картой расположения экспозиционных залов можно ознакомиться на официальном сайте музея. Ядро любой выставки — прославленные экспонаты. Упомянем жемчужины, мимо которых пройти нельзя.

Зал «Искусство Древнего Египта» — фаюмский портрет юноши в золотом венке. Также широко представлены жертвенные дары из гробниц фараонов.

Зал «Искусство Древнего Египта» в Музеи им. Пушкина в Москве

Зал «Искусство Древнего Египта»

В тематическом разделе «Древняя Троя» из раскопанных кладов Шлимана наиболее ценный предмет – Большая золотая диадема.

В Пушкинском музее более 1000 экспонатов Древней Греции и Рима. Стоит скрупулезно рассмотреть скульптурные портреты консулов, императоров и других исторических деятелей.

Несколько залов отведено под искусство Средневековья и эпохи Возрождения. Здесь хранятся копии знаменитых мозаик V-XIII веков, а также копия всемирно известной скульптуры «Пьета» (Оплакивание Христа) великого Микеланджело.

Экспозиция музея имени Пушкина в Москве

В залах фламандских живописцев демонстрирутся полотна Ван Дейка, Яна Брейгеля, Рубенса. Особое место отведено шести работам великого голландца Рембрандта.

Французская, испанская, немецкая школы живописи и скульптуры представлены в тематических залах именами Ватто, Фрагонара, Мурильо, Переды, Кранаха. Четыре зала музея отведены под временные выставки.

Галерея искусства стран Европы и Америки является продолжением экспозиции Главного здания. Музей гордится собранием выставленных здесь импрессионистов, постимпрессионистов и авангардистов. Именно здесь гости музея любуются подлинниками картин Клода Моне, Ренуара, Дега, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и скульптурами Родена.

Филиалы Пушкинского музея в Москве

  •  Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков.
  •  Отдел личных коллекций. Сорок коллекций от восьмидесяти дарителей.
  •  Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»
  •  Учебный художественный музей имени Ивана Цветаева для студенческих занятий.
  •  Мемориальная квартира всемирно известного пианиста Святослава Рихтера.
  •  Усадьба Вяземских-Долгоруковых. В стадии реконструкции.
  •  Дом текста с экспозицией печатного дела.

Как добраться

Музей изобразительных искусств имени Пушкина находится в центре столицы, в 20 минутах ходьбы от Красной площади.

Ближайшая станция — «Кропоткинская».

Адрес Пушкинского музея искусств (главный корпус): г.Москва, ул. Волхонка, 12

Официальный сайт музея: http://www.arts-museum.ru

Телефон для справок: +7 495 697-95-78, +7 495 609-95-20

Схема проезда

Отзывы посетителей

ГМИИ им. Пушкина в Москве (Пушкинский музей) в 2023 году будет работать почти как обычно, с учётом некоторых коронавирусных ограничений.

Билеты на мероприятия, в том числе на экскурсии, могут быть приобретены посетителями в кассах Музея или на официальном сайте Музея.
Материал постоянно дополняется и уточняется в соответствии с данными официального сайта музея.

Внимание!
По билету «Главное здание. Постоянная экспозиция» можно осмотреть только постоянную экспозицию первого и второго этажей Главного здания, а по билету «Главное здание. Постоянная экспозиция + выставки» – не только постоянную экспозицию, но и все выставки, проходящие в здании в день вашего посещения.

Идём в ГМИИ им. Пушкина онлайн. Из дома >>

Выставки сегодня и завтра

В расписании указаны сроки, место и стоимость посещения временных выставок. Разумеется, кроме них доступна постоянная экспозиция.
Оба здания Музея находятся в шаговой доступности от метро Кропоткинская (выходить к Храму Христа Спасителя и перейти Волхонку).

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ
адрес: ул. Волхонка, 12
Фото: Главное здание ГМИИ им. Пушкина

Выставки в Главном здании:
Сегодня и всегда
Постоянная экспозиция
В 2022 году ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает демонстрировать новую авторскую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров, подготовленную французским сценографом и куратором Патриком Уркадом.
Шесть залов первого этажа Главного здания открыли публике новый дизайнерский взгляд на пространство музея.

С 28 марта 2022: Новая экспозиция итальянской живописи

16 декабря — 19 марта 2023
Новая выставка «Всеобщий язык»
Проект исследует многообразные формы человеческого общения, попытки обретения общего языка через мудрость вероучений, географические открытия, повседневные ритуалы и непрекращающийся обмен информацией.
В семи разделах выставки представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книжные памятники и разного рода письменные источники, свидетельствующие о попытках отдельных людей и целых народов договориться между собой: от египетских папирусов, клинописных табличек и новгородских берестяных грамот до долговых расписок, частной переписки и дипломатических документов Нового времени.

— до 30 октября 2022 ПРОХОДИЛА, ЗАКОНЧИЛАСЬ:
Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

Видеозарисовка в залах Главного здания ГМИИ им. Пушкина, до реэкспозиции

ГАЛЕРЕЯ
(Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)
адрес: ул. Волхонка, 14
Фото: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Выставки в Галерее:

Постоянная экспозиция Галереи >>

Видео в Галерее:

С 23 декабря 2022 — новая выставка в Галерее:
Выставка «Ответвление» — (проект посвящен органическим формам дерева, которые стали источником вдохновения для целого ряда мастеров ХХ столетия).

Стоимость билетов и часы работы

КУПИТЬ БИЛЕТ >>

Постоянная экспозиция. Входной билет в одно здание: Главное здание или Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:

• 450 рублей – входной билет;
• 225 рублей – льготный билет;
• Бесплатно – дети до 16 лет и другие бесплатные категории (см. ниже).

Постоянная экспозиция. Комплексный входной билет в два здания: Главное здание и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:

• 600 рублей – входной билет;
• 300 рублей – льготный билет;
• Бесплатно — дети до 16 лет и другие бесплатные категории (см. ниже).

Бесплатные билеты:
• дети до 16 лет
• инвалиды 1 и 2 групп (граждане РФ и СНГ), посетители на инвалидных колясках
• лица, сопровождающие инвалидов 1 и 2 группы, детей-инвалидов
• студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, архитектуры и кинематографии, ВУЗов и СУЗов РФ

Бесплатно: Идём в ГМИИ им. Пушкина прямо сейчас. Из дома.

Часы работы Главного здания ГМИИ им. Пушкина (ул. Волхонка, 12) и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, 14):

РАСПИСАНИЕ И ЧАСЫ РАБОТЫ:

Главное здание
Экспозиция: Живопись старых мастеров, подлинники Античности и Востока, учебные слепки.
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Расписание:
вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, вход до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00, вход до 20:00
пн — выходной

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Экспозиция: Живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века.
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 14
Расписание:
вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, вход до 19:00
чт, пт с 11:00 до 21:00, вход до 20:00
пн — выходной

Справки о работе Музея (автоответчик): +7(495)609-95-20
По всем возникающим вопросам вы можете обратиться, позвонив по телефону Музея +7(495)697-95-78, каждый день с 11:00 до 19:00

Билеты и правила

Входные билеты для индивидуального посещения могут быть приобретены в кассах Музея в день посещения или заранее на официальном сайте музея pushkinmuseum.art

ЧТОБЫ НЕ СТОЯТЬ В ОЧЕРЕДИ: (временно не актуально. См. ссылку выше)
Полная и лаконичная инструкция, льготы, контакты: Как купить билеты в Пушкинский музей >>

Посещение большинства выставок входит в стоимость входного билета, но вход на некоторые экспозиции осуществляется по отдельному билету.

В случае приобретения отдельного билета на конкретную выставку (цена которого выше цены входного билета на постоянную экспозицию), как правило, не требуется приобретение дополнительного билета для осмотра постоянной экспозиции.
То есть, например, покупка билета за 500/250 рублей на выставку Томас Гейнсборо дает право посетить данную выставку и постоянную экспозицию Главного здания музея.

Вход в здания Музея и покупка билетов в кассах Музея осуществляется в порядке общей очереди.
Право внеочередного прохода в здания Музея и приобретения входных билетов без очереди предоставляется следующим категориям посетителей при предъявлении подтверждающих документов и общегражданского паспорта (в случае отсутствия фотографии на подтверждающем документе):
— Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;
— Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
— ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
— сотрудникам российских государственных музеев и членам ИКОМ;
— инвалидам 1-й и 2-й групп и одного сопровождающего лица;
— инвалидам 3-й группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и одного сопровождающего лица;
— пожилым людям в возрасте старше 70 лет;
— посетителям с приобретенными заранее билетами (При предъявлении билета или оплаченного электронного заказа);
— посетителям – участникам программ «Друзья Пушкинского», «Выпускник музея», «Меценат Пушкинского», «Корпоративный патрон Пушкинского» (При предъявлении карты участника программы);
— беременным женщинам и посетителям с детьми до 3-х лет.

Правила посещения полностью на официальном сайте

Музей в Москве

Музей изобразительных искусств им. Пушкина

Москва, Волхонка, 12

Логотип - Музей изобразительных искусств им. Пушкина

О месте Расписание выставок Отзывы (38)

История мирового искусства в слепках, старые мастера и импрессионисты

В постоянной экспозиции Пушкинского музея можно по слепкам и копиям изучить историю мирового искусства: от древнеегипетских мумий до готического портала и Давида Микеланджело. Также в музее хранится большая коллекция живописи старых мастеров: Рубенс, Боттичелли, Рембрандт и другие. А в Галерее искусств стран Европы и Америке XIX-XX веков представлены всемирно известные картины Моне, Ренуара, Матисса, Пикассо и Ван Гога. Регулярно в музее проходят выставочные блокбастеры: показывают шедевры из зарубежных и российских собраний.

Краткая история

В конце XIX веке многие искусствоведы и меценаты говорили о том, что в Москве необходимо создать Музей изящных искусств. Долгожданное строительство началось в 1898 году. Проект здания, напоминающего античный храм, разработал архитектор Иван Клейн. Музей облицевали белым морозоустойчивым уральским мрамором, а главный фасад украсили увеличенной копией колоннады древнегреческого храма Эрехтейон. Крышу сделали стеклянной, поскольку скульптуры лучше всего осматривать при дневном свете.

Финансировали затею известные предприниматели, банкиры и благотворители, а главным идейным вдохновителем выступал видный профессор Иван Цветаев. Он заказывал в зарубежных мастерских первоклассные копии недавно открытых скульптур. Он хотел познакомить публику с историей искусства, включая Древний Египет, Античность, Средневековье, Ренессанс и Новое время. Кроме того, музей приобретал подлинники, например, коллекцию из шести тысяч древнеегипетских артефактов. Музей открылся в 1912 году и сразу стал популярен: ежедневно здесь бывало до 800 человек.

Основная живописная коллекция сформировалась уже после революции. Сюда отправляли картины старых мастеров из национализированных коллекций, а в 1948 году передали половину коллекции Государственного музея нового западного искусства (вторая отправилась в Эрмитаж). Так в Пушкинском оказались работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые в свое время собирали Щукин и Морозов.

Пушкинский музей располагается в самом центре Москвы — напротив храма Христа Спасителя на улице Волхонка. Удобно добираться на метро: нужно выйти на станции «Кропоткинская» и перейти через дорогу.

Телефон+7 (495) 697 95 78, +7 (495) 609 95 20

АдресМосква, Волхонка, 12

ЦенаВход 300–500 р., для детей до 6 лет вход свободный

Входит в сетьМузей изобразительных искусств им. Пушкина

Режим работывт-ср, сб-вс 11.00–20.00, чт-пт 11.00–21.00, касса закрывается на час раньше

Статус

Откроется завтра в 11.00

    • Музей, который не боится перемен: реэкспозиция в Главном здании Пушкинского

      Постоянная экспозиция, Музей изобразительных искусств им. Пушкина

      Шедевры старых мастеров в обновленном пространстве

      Постоянная экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина

      Постоянная экспозиция, Музей изобразительных искусств им. Пушкина

      Постоянная экспозиция Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

      Постоянная экспозиция, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

      До 18 июня, Музей изобразительных искусств им. Пушкина

      До 20 июня, Мемориальная квартира Святослава Рихтера

      До 2 апреля, Музей изобразительных искусств им. Пушкина

Рецензия «Афиши»

на

музей

«Музей изобразительных искусств им. Пушкина»

7

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее — Музей личных коллекций, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места — экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы — и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции — голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой — ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, — оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы — академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, — будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота — ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр — но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный — благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев — чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Отзывы о музее «Музей изобразительных искусств им. Пушкина»

 

5

1Отвратительно

Были с детьми. Лето, будний день. Специально приехали в Москву и пришли в день многодетных показать ребятам «Пушкинский» Электронный билет купить не получилось. Очередь на жаре. Некоторым достаются сломанные зонтики с рекламой банка. В тени только полторы скамейки времён Хрущева, на них сидят измученные пожилые люди (без очереди только если вам до 5 или за 70). Всем остальным только стоять. Галереи по бокам пустые. Поставьте там скамейки, телевизоры с картинами…
Почему нельзя организовать цивилизованный доступ? Нет таких умных кадров? Сострадания к посетителям, гостям, детям точно нет…
Какое впечатление останется у наших детей? Что музей это три часа на жаре?
Да хотя бы очередь могли бы сделать комфортной и помочь провести время интересно. Позорище для столицы.

9

Обновлённая постоянная экспозиция это восторг! Продуманное комфортное освещение, свежесть светлых стен, идейное объединение работ (!непостоянство очищенных лимонов). Приятно было узнавать любимое знакомое и замечать новое

10

А что можно написать про собрание шедевров? Это шедеврально. Обязательно для посещения всем.

1

Всегда с уважением относилась к пушкинскому музею, прекрасные выставки, великолепное собрание.
Но что-то пошло не так. Вы разрешили устроить в музее день рождения дочки Тимати! Ничего святого уже не осталось? Позвали клоунов в один из главных музеев страны, назвали это перфомансом, и как будто от этого действие стало чем-то культурным.
Противно, от того, что именно сотрудники музея не остановили это мракобесие. Вы сами понизили этим статус музея и что самое главное, статус России. Вы показали всему миру, что у нас можно «снять» музей для развлечений дочки второсортного певца.
Позорище.

7

Рафаэль. Поэзия образа

Ходим в этот музей регулярно. Были на Пикасо, Караваджо, Дали и на многих других выставках… Сейчас посетили выставку «Рафаэль. Поэзия образа». Конечно, это огромная работа организовывать выставки такого масштаба, которая порой под силу только ГМИИ. И большое спасибо им за то, что они берут на себя труд реализовывать это!

Но на этой последней выставке, честно говоря, нам не понравилось две вещи. Во-первых, система с сеансами. Это когда продают ограниченное количество билетов на определенное время. Посетителей, как обычно много, а билетов мало… (Причем, есть как живая очередь, так можно купить билеты и на сайте, что значительно проще.) В любом случае раньше попасть на выставке намного проще.

И во-вторых, выставка проходит в маленьком помещении. К некоторым картинам просто не пробиться — столько много посетителей на квадратный метр!

И еще одно. Но это уже не к устроителям выставки, а посетителям. Очень (очень!) много людей делает селфи на фоне картин. Потом фотографирует сами картины и таблички с названиями… Люди, одумайтесь! Это — музей, а не фитнес-клуб или ресторан. Это очень мешает любоваться картинами.

(Посетили в Ноябре 2016)

Все отзывы

Пушкинский музей (официальное название – Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина) – одно из крупнейших в мире собраний живописи, скульптуры, графики и редчайших археологических артефактов. Коллекции Пушкинского музея считаются бесценным культурно-историческим и художественным достоянием.

В фондах ГМИИ им. Пушкина хранится больше 700 тыс. экспонатов, в залах выставлено лишь 1,5% от общего объема коллекции. В музейный комплекс входит несколько зданий в центре столицы: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв., Музей-квартира С. Рихтера, Отдел личных коллекций и центр «Музеон».

Большинство экспозиций размещены в Главном здании, построенном архитекторами Р. Клейном и И. Рербергом в начале XIX в. Огромный дом с величественной колоннадой и стеклянной крышей внесен в перечень памятников архитектуры общефедерального значения.

У истоков Пушкинского музея стоял знаменитый русский археолог, ученый и педагог И.В. Цветаев. В 1893 г. он обратился к столичным властям с предложением создать на основе коллекции Кабинета древностей Московского университета общедоступный музей. Цветаев предложил сформировать экспозиции, отражающие ключевые этапы становления искусства с древних времен до современности. Музей открылся в мае 1912 г., Иван Владимирович стал его первым директором.

Основу коллекций составляли точные копии античных статуй и настоящие артефакты, приобретенные руководством учреждения у египтолога В. Голенищева. Постепенно фонды музея пополнялись: много картин было подарено благотворителями, куплено на аукционах, поступило из других собраний. После революции хранилище пополнилось за счет конфискованных у представителей аристократии ценностей.

Мушкетёры возле музея изобразительных искусств имени Пушкина

Сегодня Пушкинский музей – культурный центр мирового уровня, в котором проходят научные лекции, дебаты, выставки, концерты классической и органной музыки, презентации, творческие встречи, киносеансы, мастер-классы, квесты.

Музей проводит огромную научную работу, снаряжает археологические экспедиции, сотрудничает с профильными учебными заведениями, занимается обучением детей.

Постоянные экспозиции

Живопись

Все экспозиции зала «Живопись» распределены по датам создания того или иного полотна, а также по отношению к художественной школе или направлению. Самые ранние экспонаты относятся к византийскому периоду европейского искусства. В основном это произведения иконописи.

Ранняя западноевропейская живопись представлена уникальной коллекцией итальянских художников, относящихся к направлению так называемых «примитивов».

В 1948 г. в Пушкинский музей поступило собрание расформированного Музея нового западного искусства, включающее полотна выдающихся французских живописцев 19-20 вв.

В зале «Живопись» посетители увидят оригинальные полотна П. Гогена, М. Пепейна, О. Верне, П. Элле, Д. Питтони, Г. Крауса, Л. Джордано, В. Версхюра, Ж. де Труа и многих других.

Среди шедевров, хранящихся в Пушкинском музее: «Дама у окна» А. Тулуз-Лотрека, «Геркулес и Омфала» Ф. Буше, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога, «Бульвар Капуцинок в Париже» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна и др.

Особое место в экспозиции занимает коллекция живописи Пабло Пикассо: это одиннадцать полотен, включая знаменитую картину «Девочка на шаре», ставшую визитной карточкой художника.

Графика

В Пушкинском музее находится одна из богатейших в мире коллекций графики, в которую входят 20 тыс. гравюр, принадлежавших царю Александру II, японские гравюры из личного собрания С. Китаева, работы Рембрандта из коллекции Н. Мосолова, русские гравюры, принадлежавшие Д. Ровинскому и т.д.

В музее хранится больше 380 тыс. гравюр и рисунков. В экспозиции представлены наиболее известные работы великих мастеров: Рубенса, Матисса, Пикассо, Дюрера, Калло, Ренуара и многих других.

Гордость музея – коллекция графики Сальвадора Дали из серий «Фауст», «Хиппи», «Сюрреалистическая тавромахия», «Мифология».

Скульптура

В коллекцию скульптуры Пушкинского музея входят работы выдающихся мастеров Западной Европы — Клодиона, Родена, Лемуана, Майоля, Бурделя; деревянные статуи XVI в.; образцы древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры; скульптуры современных отечественных и зарубежных авторов.

Египетский мальчик из Пушкинского музея

В состав постоянной экспозиции входит два дворика – греческий и итальянский. Это – просторные залы, в которых размещены точные слепки с самых знаменитых статуй Древней Эллады и Римской империи. Греческий дворик похож на афинский акрополь, здесь установлены макеты колонн Парфенона в натуральную величину, копии знаменитых скульптур Фидия – «Афина Парфенос», «Зевс», «Раненая амазонка», «Ника» и т.д.

Статуя "Дискобол" из музея изобразительных искусств имени Пушкина

Итальянский дворик является точной копией одного из ярусов флорентийского дворца Барджелло, он привлекает внимание конными статуями – копией монумента Гаттамелату работы Донателло и скульптурой кондотьера Коллеони работы Верроккью. Здесь же можно увидеть точный слепок Фрейбергского портала, копию раки св. Зебальда, бронзовые статуи средневековых рыцарей.

Статуя египетского божества, олицетворяющего реку Нил

На входе в итальянский дворик посетителей встречает самый известный слепок музея, его визитная карточка – точная копия статуи Давида работы Микеланджело.

Статуя Давида в музее изобразительных искусств имени Пушкина

Из итальянского и греческого двориков посетители попадают в зал Древнего Египта. Здесь представлены археологические редкости, подлинники скульптур и саркофагов. Собрание Пушкинского музея считается лучшей в России коллекцией древнеегипетского искусства. Посетители увидят саркофаг и мумию жреца Хор-Ха, позолоченный саркофаг Маху, статуи Аменхотепа и его жены царицы Раннаи, рельеф сокровищницы Иси и другие бесценные реликвии мировой культуры.

Особо ценным экспонатом считается статуя фараона Аменемхета III эпохи Среднего царства (1853 г. до н.э.). Этому уникальному произведению искусства посвящены бесчисленные книги и монографии, посмотреть на статую приезжают ученые и туристы со всего мира.

Статуя богини Деметры в Пушкинском музее

В зале искусства Древнего Востока хранится знаменитое «Золото Трои» — артефакты, найденные Генрихом Шлиманом в городе Троя, который долгое время считался выдумкой Гомера. Это – золотые украшения, посуда, шлемы, статуэтки.

В Античном зале хранятся подлинные произведения древнегреческого и древнеримского искусства: барельефы, саркофаги, вазы, бюсты, живопись, книги и многое другое.

Видео:

Еще одно небольшое видео, которое сняли к Новому году в интерьерах Пушкинского музея:

Музей изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина) располагается на улице Волхонка, напротив картинной галереи И. И. Глазунова. Это один из самых крупных и значительных искусствоведческих музеев России.

Музей открылся 31 мая (13 июня) 1912 года, основой его собрания стали копии античных скульптур и мозаик, а также выкупленная государством у египтолога Голенищева коллекция подлинных древностей. Сегодня экспозиция музея, разместившаяся в нескольких зданиях, насчитывает более 3000 уникальных произведений живописи и скульптуры с древнейших времен до наших дней.

Наиболее полно представлены периоды античности, Средних веков и эпохи Возрождения. Среди самых ценных картин в Пушкинском музее Москвы — работы Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Пуссена.

В отдельной Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков собрана тематическая экспозиция. В этом подразделении музея можно ознакомиться с различными течениями европейского искусства и увидеть полотна Делакруа, Гойи, Курбе, Милле, Клода Моне, Ренуара, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Пикассо, Кандинского, Шагала и т. д.

© Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

К подразделениям музея ИЗО в Москве также относятся: Отдел личных коллекций (в настоящее время — только как площадка временных выставок), ЦЭВ «Мусейон», Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева, мемориальная квартира С. Т. Рихтера.

Помимо постоянной экспозиции, в музее проходят временные тематические выставки, событийные и юбилейные мероприятия.

Посетителям предоставляются аудиогиды на русском, английском, немецком, французском и итальянском языках.

Экскурсии по Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Купить на

Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Ближайшая станция метро Кропоткинская. Музей находится на противоположной стороне от Храма Христа Спасителя. Музей включает в себя три здания: основное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. и здание музея личных коллекций. Поскольку первым по пути от метро встречается Галерея, на вывеске которой тоже написано, что это музей имени Пушкина, то можно не дойти до основного здания и гулять по Галерее. Иногда в кассу Основного здания бывает очередь, которая может стать ориентиром входа в Музей.

Купить билет

На официальном сайте музея доступна покупка онлайн. Это единственное место, где можно приобрести билеты в Пушкинский музей, не выходя из дома, интернет-посредников у музея нет.

На сайте возможна только предварительная покупка — в день посещения билеты приобретаются только в кассах музея на месте.

Электронный билет дает право прохода без очереди через специальный вход. Покупка на сайте осуществляется не ранее, чем за месяц до визита.

Купить билет в Пушкинский музей онлайн

Главное здание

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница с 11:00 до 21:00
  • Понедельник — выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков

Постоянная экспозиция закрыта для посетителей до февраля 2022 года. В здании работают временные выставки.

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница — с 11:00 до 21:00
  • Понедельник — выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Музей личных коллекций (временные выставки)

  • Основная экспозиция закрыта до 2023 года.

Виртуальная площадка

Музей организует виртуальные экскурсии на базе официальной платформы «Виртуальный Пушкинский». Онлайн-лекции проводятся индивидуально и для групп. Каждый желающий может посмотреть любую музейную экспозицию (коллекцию) при помощи виртуального медиагида с элементами дополненной реальности.

Виртульная площадка Пушкинского музея.

Цена билетов в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2022 году

Главное здание

  • Для взрослых — 500 рублей
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • Для детей от 7 до 18 лет — 250 рублей
  • Для студентов РФ — 250 рублей
  • Для граждан РФ от 18 до 24 лет включительно — 250 рублей
  • Для граждан РФ 60 лет и старше — 250 рублей

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

  • Для взрослых — 500 рублей
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • Для детей от 7 до 18 лет — 250 рублей
  • Для студентов РФ — 250 рублей
  • Для граждан РФ от 18 до 24 лет включительно — 250 рублей
  • Для граждан РФ 60 лет и старше — 250 рублей

Колонны из Норвегии

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

Статья по теме

Ажурных дел мастер. Инженер Шухов построил в Москве не только башню

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия. Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы. Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

История

В 1893 году профессор МГУ, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств — с копиями древних античных ваз, скульптур и других предметов. В 1898 году состоялась церемония его закладки. Значительную часть денег на строительство внес меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Конкурс на проектирование выиграл архитектор-самоучка П.С. Бойцов. Руководил постройкой архитектор Р.И. Клейн. В строительстве принимали участие архитекторы И.И. Рерберг и В.Г. Шухов, а также многие талантливые мастера того времени. Внутренняя планировка и план здания создавались в соответствии с идеями П.С. Бойцова. А интерьеры и фасады — работа Р.И. Клейна и его помощников.

31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт. Первым его директором в 1912–1913 годах был его основатель Иван Владимирович Цветаев. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны сами экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Здание, в том числе стеклянные крыши, пострадало от бомбежек. После войны, в октябре 1946 года, когда строение было восстановлено, состоялось открытие экспозиции. С 1980 года по инициативе Святослава Рихтера и директора ГМИИ И.А. Антоновой проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

В 1985 году на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций, призванный сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. В настоящее время идет оцифровка экспонатов ГМИИ. Для всех экспонатов создаются паспорта, необходимые для учета, хранения и реставрации. Высокое качество электронной копии позволяет фиксировать и контролировать состояние экспоната, расположение и глубину микротрещин. В случае реставрации будет возможно восстановить предмет.

Интересные факты

Музей ежегодно посещает более 1 млн человек. Однако прибыль, полученная от продажи билетов, не может покрыть всех затрат. Стоимость подготовки одной музейной выставки редко обходится дешевле 1 млн евро. При этом в год может экспонироваться до 40 коллекций с предметами искусств.

Самая массовая по посещаемости музейная экспозиция была открыта в 1981 г. под названием «Париж — Москва. 1900-1930». Зрителями коллекции стали более 650 тыс. человек.

Пушкинский музей стоит в одной ряду с Лувром и Метрополитен-музеем. В 1974 г. сюда привозили «Джоконду» Леонардо да Винчи. На картину пришли посмотреть более 300 тыс. посетителей.

Что посмотреть в первую очередь?

В коллекции ГМИИ собраны произведения западных мастеров от античности до XX века. Каждый из залов посвящён определённой эпохе. Вся коллекция насчитывает около 670 тысяч произведений экспонатов, но лишь 1,5 % фондов доступны широкой публике. На первом этаже в основном расположены предметы древности. Здесь расположен Египетский зал. Также представлены предметы древних народов, населявших Переднюю Азию и Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. Один из самых уникальных экспонатов — уникальный клад, обнаруженный немецким археологом Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое в 1871–1890 годах. Этот клад считался утерянным во время Второй мировой войны. Позже выяснилось, что вместе с другими трофеями он был вывезен из Германии в Советский Союз и хранился в строжайшей секретности в запасниках ГМИИ.

В залах второго этажа представлено более тысячи экспонатов древней Греции и Рима. Это античные амфоры и керамика, скульптура. Здесь находятся копии известнейших скульптур античности. Посетители увидят предметы средневековья и эпохи Возрождения. Представлены работы мастеров 19-го и 20-го столетия, а также большая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе произведения знаменитых художников, таких как Матисс и Пикассо, Гоген и Ван Гог. Особое место занимает коллекция византийских икон. Можно увидеть работы европейских мастеров, таких как Кранах, Боттичелли, Пуссен и Давид. Жемчужинами коллекции являются иконы «Мадонна с Младенцем на троне» и «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами». Многие из предметов оказались в МГИИ после Великой Отечественной войны, в том числе из Дрезденской галереи. Северное Возрождение представлено в зале под названием «Искусство Германии и Нидерландов 15–16 веков». Работы Рембрандта и его учеников расположены в отельной экспозиции. голландской школы 17 столетия. Особой популярностью пользуются залы «Итальянский дворик» и «Греческий дворик». «Греческий дворик» имеет трехуровневый пол, передающий архитектуру Афинского Акрополя. А зал «Итальянский дворик» повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре. В ГМИИ многие экспонаты не достаются из запасников, поскольку существуют нормы, согласно которым определено размещение и хранение экспонатов. Музейная экспозиция постоянно изменяется, так как одновременно все экспонаты не могут быть выставлены на обозрение посетителей. Проводятся также выставки шедевров из крупнейших картинных галерей мира.

Подразделениями ГМИИ являются Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Создан Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который организует выставки и встречи с художниками, представления и музыкальные концерты. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает лекции, экскурсии и кружковые занятия. Разработано более 15 различных маршрутов, позволяющих осмотреть экспонаты, созданные мастерами различных исторических периодов. Для посетителей организуются экскурсии с гидом-экскурсоводом на русском и иностранных языках. Для удобства возможно представление транспортного обслуживания — легковых машин и автобусов. Предлагаются услуги аудиогида. Экскурсии в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина можно забронировать.

Музейные экспозиции

Музейные выставки разделены по жанрам.

Слепки

Коллекция слепков из гипса в натуральную величину копирует мировые шедевры искусства. В музее находится небольшая часть коллекции, воссозданная Цветаевым. В залах «Пушкинского» размещены ассирийские рельефные плиты, статуи древнегреческих богов, портреты деятелей античной науки, гипсовые объемные картины.

Скульптуры

Выставка скульптур насчитывает около 6 тыс. экспонатов. Среди них — «Давид» Микеланджело, «Скорбящая Богоматерь» Пилона, «Греческий» и «Римский» дворики, конная статуя Бартоломео Коллеони. В музее экспонируются коллекции полихромной скульптуры из дерева, статуй, выполненных в технике бронзовой пластики.

Итальянский дворик в Пушкинском музее.

Художественная коллекция

Музейная коллекция располагает более 350 тыс. картин, написанных мастерами различных столетий. Экспозиции представлены работами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Гогена, Рембрандта, Репина, Врубеля и др. Выставка художеств дополнена иконами, мозаиками из Италии и Византии, живописью на дощечках, объемными абстракциями, выполненными из металла.

Египетское собрание

Коллекция экспонатов из Египта насчитывает более 800 оригинальных находок, в числе которых саркофаги с мумиями, настенные рельефы, погребальные маски, украшения, предметы быта, сосуды, амулеты. Самые дорогие экспонаты представлены орудиями труда и быта, церемониальными предметами для проведения обрядов.

Графика

Общее количество гравюрной графики в коллекции составляет 150 тыс. единиц. Музейный фонд графики сформирован из частных коллекционных собраний (рисунки художников, исторические документы, фотографии, картины).

Нумизматика

Предметы нумизматики на музейной выставке представлены многочисленными коллекциями монет, медалей, бонов, гемм и слепков с камней. Всего на хранении в музее находятся около 150 тыс. экспонатов античной, западноевропейской, русской, восточной культур.

Античный храм

Статья по теме

Здесь был императорский дворец, затем тюрьма. Как 100 лет назад создавался ГМИИ им. Пушкина Здание было оформлено, как огромный античный храм, что соответствовало его назначению: первоначально предполагалось, что здесь будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев понимал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением. Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. В некоторых случаях копии делались впервые.

Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700–800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.

Будущее «Пушкинского»

10 апреля 2014 года в Москве был объявлен конкурс на развитие музея, который должен будет включать в себя, помимо выставочных площадей, также кинозалы, кафе, лектории и многое другое. После реконструкции общая площадь музея увеличится с 49 тыс. кв. м до 105 000 тыс. кв. м.

По словам президента музея Ирины Антоновой, реконструкция позволит организовать множество новых выставок из тех работ, которые в данный момент находятся в хранилищах, а сама идея нового музея наиболее полно отвечает задумке Ивана Цветаева.

ГМИИ, фото Elisa.rolle

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина или сокращенно ГМИИ — самый значительный художественный музей Москвы и один из крупнейших — в мире. Стал последним из крупных музеев, открытых в императорской России: торжественная церемония состоялась 31 мая 1912 года.

Первоначальная коллекция музея формировалась на основе пожертвований частных лиц и покупок частных же коллекций на государственные фонды, большинство же единиц составляли обычные копии. Таким образом в царское время Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете — так тогда назывался ГМИИ — представлял собой в основном хранилище копий с классических произведений.

Что в первую очередь осмотреть, оказавшись в Москве

  • В советское время в связи со столичным статусом музея положение изменилось — его, и очень активно, принялись наполнять экспонатами. За счет, понятно, других собраний — денег на покупку картин в 20-е и 30-е годы XX века не было
  • Очень значительное количество картин и скульптуры было получено из национализированных частных коллекций, а также из других крупных отечественных музеев
  • В частности, Третьяковке пришлось как непрофильными пожертвовать своими произведения западноевропейского искусства, несколько сотен картин были перевезены в ГМИИ из ленинградского Эрмитажа

Красные виноградники в Арле, Ван Гог

Что уже в наши дни едва не стало предметом ссоры между руководством двух крупнейших российских музеев. Руководство ГМИИ вознамерилось воссоздать ликвидированный в 1948 году Музея нового западного искусства и планировало потребовать у Эрмитажа вернуть отданные туда полотна импрессионистов. Как будто бы позабыв о том, что в свое время получило из Ленинграда немалую коллекцию шедевров старых мастеров…

Танцовщицы в голубом (Голубые танцовщицы", Эдгар Дега

Коллекция Государственного Эрмитажа

ГМИИ специализируется на произведениях западного искусства от античных времен (Древний Рим и Греция) до современности. При этом в главном здании по адресу улица Волхонка, дом 12 размещены коллекции карин и скульптуры до 19 века, а в отдельной Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14) более современные работы.

  • Это в принципе удобно: если хотите увидеть классические произведения — вам в Главный корпус (туда отправляется подавляющее большинство посетителей), если Вы — поклонник импрессионизма или, к примеру, Пикассо — путь лежит в соседнюю Галерею!

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков размещено не так много полотен, но сделано это настолько профессионально и продумано, что многие посетители словно зачарованные сидят перед картинами подолгу.

  • Заметим, что здесь хранятся такие знаменитые шедевры как «Красные виноградники в Арле» — единственная работа Винсента Ван Гога, проданная при его жизни, и «Танцовщицы в голубом» Эдгара Дега. Сравнительно много произведений Поля Сезанна, есть работы Пикассо, Моне, Гогена, Ренуара и Синьяка

"Сосна. Сен-Тропе", Поль Синьяк

Адрес ГМИИ им. А.С. Пушкина: Россия, Москва, ул. Волхонка, д.12
Как добраться: станции метро Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина
Часы работы Государственного музея изобразительных искусств: 11-20 вторник, среда, суббота и воскресенье, 11-21 четверг и пятница, понедельник — выходной
Стоимость входного билета: 300 в одно из зданий, 550 — комплексный (150-300 — льготный), дети до 16 лет проходят бесплатно
Официальный сайт: www.arts-museum.ru

Информация о музее

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) является одним из крупнейших в России. Главное здание было построено еще в конце ХIХ в. и представляло в те годы музей изящных искусств при Московском университете. В послереволюционное время фонды музея долгое время пополнялись за счет национализации частных коллекций, а также за счет поступления полотен из других музеев, в частности, из Государственной Третьяковской галереи, которая передала в ГМИИ некоторые картины западноевропейской живописи.

Сейчас в фондах ГМИИ им. Пушкина содержится более 670000 произведений русского и зарубежного художественного искусства, графики, скульптуры, коллекции монет, археологические находки. Здесь работают мастерские по реставрации, регулярно проводятся художественные мероприятия. Для тех, кто только планирует посещение музея или не может приехать в Москву, разработана виртуальная экспозиция, размещенная в свободном доступе в интернете.

В 2022 г. наиболее популярной стала выставка «Передвижники и импрессионисты», организаторы которой ставили цель выявить взаимодействие русского и европейского искусства, показать точки пересечения настолько различных на первый взгляд направлений.

До конца января 2022 г. в музее работает выставка «Вечера баронессы Эттинген (Руссо, Модильяни, Аполлинер)», на которой зрителям предлагают познакомиться с историей одного из самых крупных культурных салонов Парижа конца XIX — начала ХХ века.

В апартаментах баронессы проходили встречи деятелей искусства модернизма: поэтов, писателей, художников. Здесь общались и делились идеями представители кубизма, абстракционизма, авангарда. Кроме картин на выставке представлены архивные документы, произведения графики и дизайна. В рамках мероприятия организованы тематические экскурсии не только для взрослых, но и для маленьких ценителей прекрасного.

Круговорот коллекций

В 2016 году в Булонском лесу выставкой объединенной, привезенной из Пушкинского музея и Государственного Эрмитажа коллекции импрессионистов и модернистов, собранной Сергеем Ивановичем Щукиным, открылось здание Фонда Louis Vuitton. С тех пор в России ждали продолжения — демонстрации собранной воедино семейной коллекции на родине Щукиных и ответного жеста французской институции. И дождались.

Выставка «Щукин. Биография коллекции», рассказывающая сагу о четырех братьях Щукиных, открылась в главном здании ГМИИ. Проект «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», привезенный из Парижа, занял три этажа Галереи искусства Европы и Америки XIX — XX веков. Ради двух этих выставок Пушкинский музей не просто переместил сотни работ — ГМИИ даже поменял ценовую политику, предложив публике единый билет, рассчитанный на оба здания. Он позволяет немного сэкономить и действует два дня, что разумно: втиснув обе экспозиции в один световой день, вы будете потом долго жалеть, понимая, сколько упустили. Подробнее узнать о выставке можно здесь.

С другой стороны, на Щукиных и дня мало. Притом что многие из этих вещей мы, конечно, видели — какие-то картины даже висели на тех же стенах, но радость узнавания только усугубляет обаяние выставки. Она оформлена архитекторами Надей Корбут и Кириллом Ассом как семейный особняк, наполненный удивительными кунштюками, и у вас вдруг оказался ключ от него.

Параллельно нельзя не напомнить об объединенном, снова из ГМИИ и Эрмитажа, собрании Ивана и Михаила Морозовых, чья выставка открылась в Петербурге одновременно со щукинской. И о знаменитом, созданном в 1923 году Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ), куда попали отобранные у владельцев коллекции Щукина и Морозова. Он располагался в морозовском особняке на Пречистенке — там, где теперь Академия художеств под руководством Церетели. И просуществовал до 1948 года, когда был уничтожен, а произведения разобрали по двум квартирам: одни поехали в Ленинград, другие — в Москву.

«Скалы в Этрета»

Изображение: Клод Моне

Принято считать, что собрание поделили пополам, но это заблуждение: в ГМИИ тогда шла бесконечная выставка подарков вождю, показывать импрессионистов было негде, сотрудники надеялись устроить маленькую выставку в квартире создателя музея Ивана Цветаева — она располагалась прямо в самом здании и была превращена в служебные помещения. Но места там было очень мало, а самые радикальные вещи в Москве показать даже не надеялись. Поэтому их отправили в Эрмитаж, чтобы спасти. И теперь голубой период Пикассо — в Москве, а кубизм — в Питере. У Щукина была 51 работа Пикассо — больше, чем у кого-либо еще.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков

Несмотря на то что галерея создана в здании, построенном еще в эпоху классицизма и принадлежавшем ранее чете Голицыных, этот отдел музея — самый молодой. Он был открыт только в 2006 г., а само обустройство галереи велось с конца 80-х годов прошлого века. Почти все хранящиеся здесь полотна входили когда-то в частные коллекции аристократов и меценатов М.А. Голицына, С.М. Третьякова, С.И. Щукина, И.А. Морозова.

Галерея занимает 3 этажа и содержит 26 залов, некоторые из которых посвящены целым направлениям, другие — отдельным художникам. Здесь хранятся работы ярких представителей романтизма (Гойи, Каспара Д. Фридриха), фовизма, импрессионизма и близкого ему по духу символизма (Эжен Каррьер, Пьер Пюви де Шаванн).

3 зала, объединенные общим названием «Искусство ХХ века» (3-й этаж), содержат полотна, созданные в период войн и революций. Здесь можно увидеть сюрреалистичные работы Жоана Миро, наполненные абстрактными образами полотна Ф. Леже и Л. Сюрважа, картины американских мастеров.

От брата к брату

Собственно коллекция Сергея Ивановича Щукина — директора торгового дома «И.В. Щукин и сыновья», главы страхового общества «Якорь», члена правления товарищества ситценабивной фабрики «Эмиль Циндель» и совета Московского учетного банка, гласного Московской городской думы (должности и звания можно перечислять еще долго) — только часть выставки. Это принципиальное отличие московского проекта от парижского. Если для французов национальный герой — Сергей Щукин (1854-1936), успевший в 1918-м перебраться из революционной Москвы в Париж, и они хотели и получили выставку только о нем, то для нас герои — все четверо братьев.

Сага о Щукиных начинается со старшего, Петра Ивановича (1853-1912), собиравшего все подряд, от экзотических вещиц и старинных персидских тканей до Писсарро и Ренуара. Частично эта коллекция при жизни владельца экспонировалась в созданном им и подаренном Москве Музее русской старины (вы наверняка знаете это здание на Малой Грузинской, где сегодня Биологический музей имени К.А. Тимирязева), а потом была передана в Государственный исторический музей. Узоры с восточных тканей перекочевали на ситцы щукинской мануфактуры — и сегодня они использованы в оформлении выставки. А картины со временем купил у брата Сергей.

Приходите на выставку работ из коллекции братьев Щукиных, поддержанную Сбербанком, а также воспользуйтесь возможностью оформить карту банка с уникальным дизайном — например, с изображением работы Пикассо или Ренуара.

«Лента.ру»

Параллельно с Петром собирательством увлекся Дмитрий Щукин (1855-1932). И младший из братьев, Иван (1869-1908), эстет и интеллектуал, настоящий парижанин, вхожий в галереи, салоны и мастерские, писавший для журнала Бенуа и консультирующий при покупках искусства Рябушинского и Остроухова. В какой-то момент Иван стал покупать старых мастеров, и это его разорило. На берлинском аукционе в 1907-м его собрание было пущено с молотка, парижские маршаны демпинговали, зная о безвыходном положении Щукина, некоторые произведения оказались подделками, другие ушли за копейки. В том числе «Мария Магдалина» Эль Греко, любезно предоставленная теперь на выставку Будапештской национальной галереей.

Таким образом, переходя от брата к брату, вы добираетесь до Сергея, второго по старшинству, увлекшегося искусством только в 40 лет. И всего за 20 лет собравшего беспрецедентную коллекцию, которую сегодня оценивают более чем в пять миллиардов долларов. Эта цифра особенно впечатляет, если иметь в виду, что проданная в 2018-м Сhristie’s коллекция Рокфеллеров (она собиралась 100 лет) потянула меньше чем на миллиард.

Экспозиция импрессионистов

В фонд зала импрессионистов в Пушкинском музее входят работы всемирно признанных мастеров, среди которых Пикассо, Моне, Сезанн. Импрессионизм появился во Франции как ответная реакция на примитивизм и абстракционизм. И по цветовой гамме, и по технике работы мастеров этого направления отличаются удивительным разнообразием, но главное, что их объединяет, это оригинальность каждого полотна, личность художника, обращенная к зрителю через язык цветов и теней.

В коллекции музея хранятся картины, составляющие достояние мировой живописи. О некоторых из них нужно сказать отдельно.

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо

Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Полотно Пабло Пикассо «Девочка на шаре» (1905 г.), олицетворяет собой контраст статики и динамики, унылой реальности и внутренней полной движения жизни. Хрупкая артистка бродячего цирка, изгибаясь и поднимая кверху руки, репетирует свой номер, балансируя на сером шаре. Она смотрит вниз, пытаясь угадать траекторию движения предмета, — и улыбается.

Прямо перед ней на кубе сидит атлет. Сквозь плотно прилегающую к телу майку виды очертания мышц спины. Своей статичной позой, твердостью посадки и силой мускулистого тела он напоминает статую. Фигура атлета гармонично вписывается в изображенную на картине угрюмую природу, обрамленную однообразными холмами и серым невзрачным небом. И только хрупкая девочка выделяется из этого деревенского пейзажа. Она могла бы улететь ввысь, но не способна противостоять силе земного притяжения, и все, что ей остается здесь, — балансировать на шаре.

«Красные рыбы», Анри Матисс

«Красные рыбы», Анри Матисс

Еще одним удивительным образцом искусства импрессионистов является картина Анри Матисса «Красные рыбы»: золотые рыбки, яркие и хрупкие, помещены в тесное пространство цилиндрического сосуда. По сравнению со стоящими на столе горшками с цветами они кажутся несоразмерно большими.

Живописец следует принципу обратной перспективы: нарушая законы пропорций, художник выдвигает на первый план наиболее важные в композиции объекты. Такой подход Матисс позаимствовал из техники иконописи и персидских миниатюр. Красный цвет символизирует жизнь, движение, красоту. Идея витальности подчеркивается обрамляющей аквариум зеленью — листьями цветов и растений. Это одна из наиболее оптимистичных картин наследия импрессионистов.

«Бедный рыбак», Пьер Пюви де Шаванн

Иное впечатление производит на зрителя произведение Пьера Пюви де Шаванна «Бедный рыбак». К берегу реки приставлена старая лодка. В ней, скрестив на животе руки, стоит рыбак. Его голова наклонена, лица не видно. У него тоскливо на душе, какие-то тяжелые думы терзают его одинокое сердце. Хотя он не один — за ним на берегу изображены двое детей-сирот, мальчик и младенец, — в этом мире у него больше нет ни одной близкой души.

Пьер Пюви де Шаванн «Бедный рыбак»

Все полотно пронизывает идея разобщенности — все 3 персонажа картины находятся на расстоянии друг от друга. Они связаны родственными узами, но между ними нет любви. В черных лохмотьях сына, в непристойной наготе брошенного на земле младенца, в отвернувшемся от них и углубившемся в себя отце виден след, который тяжелая утрата оставила на их судьбах. Преобладание на полотне серо-желтых оттенков символизирует безнадежность и глубокую тоску.

«Завтрак на траве», Клод Моне

Клод Моне «Завтрак на траве»

Картина Клода Моне «Завтрак на траве» представляет собой своеобразный диалог с одноименным и несколько вызывающим полотном Эдуарда Мане (хранится в Париже). На полотне Клода Моне показан отдых аристократически воспитанного общества: элегантно одетые мужчины и женщины мирно отдыхают на природе. На расстеленной белоснежной скатерти расставлены тарелки, бокалы, бутылки с вином, пирожные и закуска.

Дамы мирно беседуют, молодой мужчина, прислонившись к дереву, отдыхает, другой задумчиво курит трубку… Типичный отдых благородного общества. Ничто не говорит здесь ни о страсти, ни о сильных чувствах.

Можно представить, что ничего необычного здесь уже не может произойти, однако некую пикантность картине придает выцарапанное на стволе березы сердечко и буква Р (Pierre? Pauline?), а также одинокая фигура мужчины в цилиндре. Среди веселого непринужденного пиршества он производит впечатление отшельника, ревниво наблюдающего за чужой жизнью. Он спрятался за ствол дерева, его никто не замечает, а он повернул голову и внимательно слушает чужие разговоры.

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог

«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог

Трудолюбивые крестьяне, согнувшись над кустами созревшего винограда, бережно срывают спелые грозди. На женщинах надеты простые длинные юбки, холстяные рубахи, платки. Вдали видны их дома, которые они покинули еще ранним утром. Это юг Франции, Прованс — место, прославленное своими виноградниками и лавандовыми полями. Здесь Ван Гог прожил всего несколько месяцев в 1888 г., но здесь, за 2 года до гибели, он обрел вдохновение для создания лучших своих произведений — «Подсолнухов», «Ночного кафе» и «Красных виноградников».

Полотно написано крупными мазками, что создает ощущение слияния контуров (техника импасто). Люди и поле, на котором они трудятся, — единое целое. На шедевре мастера мы видим крестьян в разгар рабочего дня, когда круглый отчетливо выписанный диск солнца безжалостно палит и сушит землю, траву, виноградные листья. Здесь почти нет зеленого цвета. Желтое небо, желтое поле, желтая дорога, — и только красные виноградники и голубые фигурки деревьев и людей.

В Россию полотно привез российский предприниматель и коллекционер И.А. Морозов. После национализации 1923 г. картина попала в музей.

«А ты ревнуешь», Поль Гоген

«А ты ревнуешь» Поль Гоген

На берегу реки под палящим зноем расположились две молодые женщины. Их крепкие обнаженные тела пронизывает приятная истома. Она думают, разговаривают и мечтают только об одном — о любви. Одна из женщин поворачивается к другой и спрашивает: «А ты ревнуешь?».

Эту картину Поль Гоген считал одним из лучших своих произведений. Как и на большинстве других таитянских полотнах мастера, в ней преобладают теплые тона и практически отсутствует тень. Солнце стоит высоко над землей. Это жаркий летний день, но таитянки не боятся солнца, не стыдятся наготы. Они — дети природы, ее часть. Красные цвета юбок женщин контрастирует с зеленой листвой дерева, что подчеркивает страстность, энергию женщин, их любовь к жизни и наслаждениям.

Гоген написал полотно в 1892 г. и через 3 года продал его на распродаже в Париже за 500 франков (около 20 долларов, 40 руб. по курсу начала ХХ века). В 1908 г. произведение приобрел и привез в Москву коллекционер С.И. Щукин, а после революции оно попало сначала в ГМНЗИ, потом — в ГМИИ им. Пушкина.

Купеческий вкус

Беспрецедентные толпы посетителей, осаждавшие здание Фонда Louis Vuitton в Булонском лесу в 2016-2017 годах, во время экспонирования там выставки коллекции Щукина не шли ни в какое сравнение даже с самыми популярными проектами последних лет в Лувре или Гран Пале. Сопоставимо это было только с 1970-ми, когда в Париже показывали сокровища из гробницы Тутанхамона. А ведь вывозили в Париж коллекцию только одного Щукина — Сергея, и выставка тогда была меньше московской.

Она вообще была другой, это был настоящий разрыв шаблона — для большинства посетителей стало откровением, что парижские собрания импрессионистов и постимпрессионистов уступают российским. Что «эти сумасшедшие богатые русские» скупали таки лучшее — благодаря этому мы выросли на хрестоматийной «Темзе в Лондоне» Моне и «Голубых танцовщицах» Дега. Эти просвещенные купцы не просто скупали, но заказывали работы, многих шедевров просто не было бы, если бы не Щукин с Морозовыми — как тут не вспомнить, что «Танец» и «Музыку» Сергей Щукин заказал Матиссу для лестницы своего особняка. Сначала был «Танец», ради которого теперь освободили Белый зал ГМИИ, потом появилась парная к нему «Музыка». Сергей Иванович стеснялся вешать их в парадном пространстве — обнаженной натуре было место в лучшем случае в кабинете, подальше от детей и гостей, но передумал.

«Пьеро и Арлекин»

Изображение: Поль Сезанн

Кубистические вещи Пикассо были тоже для него слишком радикальны. Однако в 1909-м Щукин приобрел его «Даму с веером», повесил в темном коридоре и, ежедневно проходя по коридору в столовую, привыкал. Картины, приводившие коллекционера в состояние шока, гипнотизировали его задолго до того, как мир признал их классикой.

«Пишите лучше интерьеры с фигурами, — говорил галерист Дюран-Рюэль Матиссу, отказываясь торговать его натюрмортами. — Видите эти картины Сезанна? Я их никак не могу продать». Речь шла, судя по всему, о сезанновском натюрморте с фруктами, которым ни один французский коллекционер в то время так и не соблазнился, а купил его в итоге в 1903-м Сергей Щукин. И теперь «Фрукты», попавшие в 1948 году в Эрмитаж, висят на одной стене с купленным тем же Щукиным портретом «Мужчины, курящего трубку» из ГМИИ. А на фотографии, сделанной в начале XX века в особняке Щукина в Большом Знаменском переулке, где шпалерная развеска занимала все стены от пола до потолка, отчетливо видно, что портрет этот висит под картиной того же автора «Пьеро и Арлекин», которую в 1932 году едва не продали на Запад вместе с эрмитажными Рембрандтом, Тицианом и Рафаэлем. Теперь на выставке «Пьеро и Арлекин» висят на стене Сезанна, почти напротив экзотического «иконостаса» Поля Гогена — его 16 таитянских полотен, разбавленных портретом Гогена работы Ван Гога. «Иконостас» скопирован с фотографий из щукинского особняка и заставляет задуматься о том, насколько кардинально изменились времена и вкусы: картины как будто специально повесили таким образом, чтобы все увидели: сегодня так показывать искусство уже нельзя.

Проверить, насколько хорошо вы понимаете в живописи, можно здесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Музей истории россии на бассейной время работы
  • Музей квартира булгакова в москве время работы
  • Музей коневодства на тимирязевской часы работы
  • Музей космонавтики архипо осиповка часы работы
  • Музей летопись брестской крепости время работы