Музей чорос гуркина в селе анос часы работы

     Филиал Национального музея имени А. В. Анохина в с. Анос МО «Чемальский район». Открыт в 2006 г. 12 января в день рождения известного художника. Восстановительно-реставрационные работы в усадьбе были начаты в 2005 г.

     Григорий Иванович Чорос-Гуркин – основоположник изобразительного искусства Горного Алтая с 1903 по 1937 гг. жил и работал в селе Анос, где на свои средства построил усадьбу, в которой жил и творил до конца своих дней. Его усадьба состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, шестигранного аила, большого сада, пруда, хозяйственных построек, пасеки.

     В усадьбу приезжали Г. Н. Потанин, В. Я. Шишков, Г. Д. Гребенщиков, А. В. Анохин, художники из Новосибирска и других городов России.

     Именно здесь, в Аносе созданы все наиболее крупные произведения мастера: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни» и т.д. Благодаря художнику Анос стал своеобразным культурным центром не только Алтая, но и Сибири. Здесь с большим успехом проходили «Аносские вечера», прослушивались музыкальные произведения А. В. Анохина, работала первая бесплатная публичная библиотека. В Аносе обсуждались вопросы политического, экономического и культурного строительства будущей национальной автономии Горного Алтая – прообраза Республики Алтай.

     В 1937 г. после расстрела Г. И. Чорос-Гуркина усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. Мастерскую на время заняла Ойротская художественная школа. Во время войны мастерская, шестигранный аил и хозяйственные пристройки были разобраны на дрова, жилой дом и сад переданы Аносской средней школе.

     С 1956 г. после формальной реабилитации Г. И. Чорос-Гуркина трижды в 1957, 1982, 1989 годах предпринимались попытки восстановить усадьбу, но все они потерпели неудачу, так как имя художника по-прежнему оставалось под запретом.

     В 1992 г. на доме художника была установлена мемориальная доска. В 1996 г. Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай № 14-26 от 20.06.1996 дом-усадьба художника Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос отнесена в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. С 1995 г. вопросам восстановления усадьбы с целью создания музея занималось Агентство по культурно-историческому наследию при Правительстве Республики Алтай (АКИН). Однако музеефикация объектов историко-культурного наследия не является основной уставной деятельностью Агентства и не была обеспечена соответствующими специалистами, по этой причине восстановительные работы производились медленно.

     На территории усадьбы к 2000 г. сохранились мемориальный дом, фундамент мастерской и часть сада. С целью завершения восстановления исторического облика усадьбы в соответствии с современными государственными требованиями и оптимизации условий финансирования объекта Национальный музей Республики Алтай им. А. В. Анохина выступил с предложением о создании Музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина в качестве филиала.

     На основе изучения фотодокументов и биографических материалов Г. И. Чорос-Гуркина, хранящихся в фондах Национального музея составлена «Концепция создания и развития Музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района Республики Алтай», которая включает следующие положения:

I. Полное воссоздание исторического облика усадьбы художника Г. И. Чорос-Гуркина:

1. Реставрация мемориального дома Г. И. Чорос-Гуркина.

2. Воссоздание художественной студии-мастерской.

3. Воссоздание шестигранного аила на историческом месте его создания.

4. Воссоздание хозяйственных построек, ограды, ворот, пасеки.

5. Сохранение исторической природной среды: сада, пруда.

II. Создание на базе восстановления музея-усадьбы культурно-досуговой и туристической инфраструктуры.

1. Воссоздание исторического интерьера мемориального дома в соответствии с сохранившимися фотодокументами и записями рассказов очевидцев для представления и популяризации творческого наследия выдающегося художника, ученого и государственного деятеля Г.И. Чорос-Гуркина.

2. Открытие галереи картин Г. И. Чорос-Гуркина и временных выставок современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства на базе воссозданной мастерской художника.

3. Воссоздание исторического интерьера флигеля, амбара, шестигранного аила художника для представления основ традиционного мировоззрения алтайцев и ознакомления посетителей с гостевым этикетом, в соответствии с планами художника.

4. Использование воссозданных хозяйственных построек и сада в соответствии с их функциональным назначением.

5. Разработка развлекательных программ, экскурсионных и туристических маршрутов и экологических троп в окрестностях с. Анос, связанных с жизнью и творчеством Г. И. Чорос-Гуркина. Восстановление маршрутов экспедиций 1908, 1912, 1919, 1926, 1930 гг. (Белуха, Телецкое озеро, Каракол-Кулада, Улаган, Турачак, Монголия и т.д.). Развитие и популяризация культурно-исторического туризма в Чемальском районе и Республике Алтай.

6. Создание на базе ныне существующих строений Аносской средней школы (школа, интернат, столовая) с учетом планируемого в будущем строительства в селе типовой школы малокомплектного гостиничного комплекса для обслуживания туристов и реализации замысла Г. И. Чорос-Гуркина – организации творческих мастерских для художников, которые могут возродить значение Аноса как одного из культурных центров Алтая и Сибири.

     В связи с празднованием 140-летия выдающегося художника, общественно-политического деятеля Г. И. Чорос-Гуркина Распоряжением Правительства Республики Алтай от 2 декабря 2009 г. № 606-р проведены ряд мероприятий, в числе которых реконструкция в 2010 г. художественной мастерской Г. И. Чорос-Гуркина. Торжественное открытие мастерской состоялось 25 января 2011 г.

     В 2010 г. Музею-усадьбе Г. И. Чорос-Гуркина выделено на постоянное и бессрочное пользование земельный участок общей площадью 4,5 га на территории, прилегающей к с. Анос для создания охранной зоны.

     Охранная зона включает в себя следующие объекты: охранная зона Музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

     Сегодня, как и 100 лет назад, Анос стал своеобразным культурным центром, куда приезжают известные художники, писатели, проводятся встречи, научные конференции.

     В филиале экспонируются только репродукции картин Г. И. Чорос-Гуркина, организовываются выставки современных художников.

Контактная информация

Музей-усадьба Г. И. Чорос-Гуркина

Филиал музея: Бюджетное учреждение Республики Алтай «Национальный музей имени А.В. Анохина»

Руководитель: Тукуеков Евгений Сергеевич

Адрес: 649230, Республика Алтай, Чемальский р-н, с. Анос, ул. Центральная, д. 31

Телефоны:  89969629261

                 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Описание

Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина является одним из излюбленных культурных пространств,
на базе которого организовывается
множество разнообразных
событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Горно-Алтайске.

Посещение музеев — тихий способ провести время, который
по душе самым разным людям.
Они подкупают своей особенной атмосферой
и позволяют посетителям расширить кругозор.

Более подробную информацию вы можете
найти на сайте musey-anohina.ru.

Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина
находится по адресу:
р-н,
Республика Алтай, с. Анос, Центральная, 31.

График работы: Ср-вс: 10:00 — 18:00.

Адрес

Республика Алтай, с. Анос, Центральная, 31

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Ср-вс: 10:00—18:00

Компания в сети

Специалисты Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина

Похожие культурные места

Часто задаваемые вопросы

о Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина




  • 📍 Где можно найти Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина?



    Адрес организации: Россия, Республика Алтай, с. Анос, Центральная, 31.




  • 🕖 В каком режиме работает
    это заведение?



    Приём клиентов ведётся
    по графику: Ср-вс: 10:00 — 18:00.




  • ⭐ Как клиенты заведения
    оценивают его уровень на сайте Zoon.ru?



    В среднем заведение оценивается пользователями Zoon.ru на 5.
    Вы можете написать свой отзыв о Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина!




  • 🧾 Где можно ознакомиться
    со списком услуг
    в данном заведении?



    Это можно сделать
    на странице
    услуг и цен Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина.




  • ✔️ Насколько достоверна информация, размещённая на этой странице?



    Zoon.ru старается размещать максимально
    точную и свежую информацию о заведениях.
    Если вы видите неточность и/или являетесь
    владельцем этого заведения,
    то воспользуйтесь формой обратной связи.

Средняя оценка — 5,0 на основании 1 оценки

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина – это один из самых важных исторических и культурных объектов Республики Алтай. В начале 20-го века здесь регулярно собиралась местная интеллигенция. А теперь дом выполняет просветительскую функцию, регулярно принимая групповые экскурсии и отдельных посетителей.

Описание

В своем изначальном виде усадьба состояла из: просторного трехкомнатного дома, нескольких надворных построек и традиционной шестиугольной алтайской юрты. На участке также был разбит фруктовый сад, а неподалеку от деревьев находился небольшой пруд, в котором часто можно было увидеть лебедей.

До наших времен дошел только дом – его пришлось восстанавливать с фундамента по сохранившимся фотографиями и документам. Юрта тоже доступна для осмотра, но она была построена с нуля.

Общая площадь экспозиции музея составляет 25 квадратных метров, а под выставки зарезервировано еще 18. Есть тут и небольшой парк.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

История

Григорий Иванович Гуркин родился 12 января 1870 года в Горно-Алтайске. В 1900 году он поступил в Петербуржскую Академию художеств, чтобы учиться искусству пейзажа. Но сразу же после этого вернулся на Алтай, где поселился в селе Анос вместе со своей семьей.

Такая практика была распространена повсеместно – считалось, что пейзажистам лучше творить в родных краях. Академия поддерживала своего ученика, регулярно начисляя стипендию.

До какого-то момента о Г. И. Гуркине знали только односельчане и немногочисленные ценители изобразительного искусства. Но в 1907 году в Томске состоялась его первая выставка. Работы мастера настолько сильно понравились гостям, что он сразу же обрел статус лучшего пейзажиста во всей Сибири.

В дальнейшем популярность художника только росла, ведь выставки стали регулярными. На одной из них Гуркин познакомился с Григорием Николаевичем Потаниным. Тот, будучи известным и уважаемым этнологом и фольклористом, всегда интересовался темой Горного Алтая.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Впервые Г.Н. Потанин побывал в Аносе в 1908 году, после чего приезжал еще несколько раз. Потанин собирал алтайские сказки и легенды, многие из которых были опубликованы уже после его смерти.

Постепенно в доме Гуркина стало появляться все больше и больше творческих личностей. Здесь регулярно проходили музыкальные вечера, чтения стихов и прозы, дискуссии об искусстве. В этом плане дом мог дать фору многим усадьбам в Москве и Петербурге.

В 1914 году художника посетил Вячеслав Яковлевич Шишков, который станет известным советским прозаиком. Всего через год Шишков переедет в Петербург, но именно время, проведенное в Аносе, вдохновит его на серию рассказов о Сибири.

Во время революции и Гражданской войны, Гуркин возглавил самопровозглашенное алтайское государство. Однако вскоре он был арестован за «измену Родине». Благодаря внесенному залогу, художника отпустили домой до суда, после чего он вместе с семьей эмигрировал в Монголию.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

На протяжении нескольких лет дом принадлежал советской власти. Гуркин вновь поселился там только в 1926 году, когда после нескольких выставок в Москве, его талантом восхитился Анатолий Васильевич Луначарский – нарком просвещения РСФСР. Он отметил, что художник является самобытным талантом, нуждающимся в общественном признании.

Именно Луначарский вернул творцу его жилище и обеспечил восстановление отношений с местной властью. С 1927 года Гуркин получает множество заказов на оформление общественных мероприятий. В какой-то момент он практически полностью перешел от пейзажей к декорациям.

Удивительно, но в этот период жизни художник не так уж и часто бывал дома. Он много путешествовал по Алтаю и соседним регионам, попутно ведя активную работу по подготовке к открытию художественной студии для обучения детей. В 1931 году, студия, местом для которой было выбрано село Улала, открыла двери для первых учеников.

В 1937 году Гуркина арестовали по обвинению в преступном сговоре и шпионаже в пользу Японии. На этот раз все закончилось судом и расстрелом. Все имущество, включая усадьбу, передали колхозу имени Кирова. Во время войны большую часть построек и мебели разобрали на дрова, а сад вырубили.

Г. Н. Гуркина официально реабилитировали в 1957 году. С этого момента местные художники и другие активисты, регулярно высказывались о необходимости восстановить усадьбу, превратив ее в музей. Было несколько проектов, описывавших потенциальную экспозицию.

Но в советское время объект оставался заброшенным, представляя собой крайне печальное зрелище. Все изменилось только в 1996 году, когда дом включили в перечень алтайских культурных памятников. Это стало первым шагом к его восстановлению.

В январе 2006 года музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина стала доступна для посещения. Теперь сюда могут наведаться все желающие, чем активно пользуются жители Алтая и туристы.

Где находится музей

Планируя свою поездку в Горный Алтай и отдых, непременно посетите эту достопримечательность. Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина находится в центре села Анос по адресу улица Центральная, 31, напротив речки Анос. Время работы: среда — воскресенье с 10:00 до 18:00. Телефон для справок +7 38841 2-75-36.

Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина работает по адресу Центральная, 31 в Аносу (Чемальский район). Основной вид деятельности: «Музеи». График работы: ср–вс 09:00–18:00. Рабочий телефон для связи: +7‒996‒962‒92‒61.

  • Контакты
  • На карте
  • Режим работы
  • Похожие компании

На карте

Режим работы

ср–вс 09:00–18:00

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
выходной выходной 09:00–18:00 09:00–18:00 09:00–18:00 09:00–18:00 09:00–18:00

Рекомендуем позвонить по номеру +7‒996‒962‒92‒61, чтобы уточнить время работы и как доехать до адреса: Центральная, 31.

Отзывы

Вы пользовались услугами данной организации?
Пожалуйста, оцените компанию и оставьте отзыв, этим вы поможете другим людям сделать правильный выбор. Спасибо!

Похожие компании в Горно-Алтайске

+7 (38844) 2‒25‒86

Ленина, 6

+7‒923‒661‒51‒15

Трактовая, 8

+7 (38848) 2‒43‒36

Набережная, 20а

+7‒913‒996‒04‒25

Подгорная, 19

+7 (38849) 2‒21‒34

Советская, 32а

+7‒909‒508‒25‒20

Телецкая, 94а

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Информация о материале

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина (музей-заповедник, студия художника, усадьба Г. И. Гуркина) — историческое культурное место, которое в начале XX века русский географ, этнограф, публицист и фольклорист Потанин Григорий Николаевич назвал «Гельдерберг или Геттинген» (старейший и один из наиболее престижных университетов Германии — Е.Г.) Горного Алтая. Является государственным учреждением культуры РА и филиалом Национального музея им. А.В. Анохина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Как добраться

Двигаясь по Чемальскому тракту, проехав с. Чепош через 9,5 километров вы по Аскатскому мосту переезжаете на левобережье р. Катунь. Далее находится развилка: вправо дорога ведёт в с. Аскат, влево — в  с. Анос. Двигаясь в южном направлении через лесной массив, вы через 3,8 километра въезжаете в с. Анос на Центральную улицу, а через 4,4 километра справа от вас на возвышении находится музей. Ориентиром может также служить мост через речку Анос, который не следует переезжать.

Попасть в музей можно, если проехать за с. Узнезя по Чемальскому тракту 2,3 километра и остановиться у дороги, у пешеходного моста через р. Катунь в с. Анос. После того, как вы по нему перейдёте в село, через 50 метров вы вступаете на улицу Центральная. Вам необходимо пешком двигаться по ней вправо 890 метров до моста через р. Анос. Музей находится в 70 метрах к северо-западу (слева) на пригорке за мостом. Итого вам необходимо пройти порядка 1,3 километра в одну сторону.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Туристское значение

В с. Анос, во время пребывания в нём, Г.И. Гуркин написал ряд наиболее известных полотен, в числе которых «Белуха», «Корона Катуни», «Катунь весной», «Озеро горных духов», «Хан-Алтай» и др.

Кроме того, эти места замечательны тем, что именно отсюда, выбирая село как бы точкой отсчёта, разъезжались и возвращались сюда, включая, конечно, самого Г.И. Гуркина, крупнейшие исследователи Алтая прошлого. В их числе следует назвать, прежде всего, Г.Н. Потанина, А. В. Анохина, Н.Я. Никифорова и В.Я. Шишкова. Вклад этих исследователей в историю Горного Алтая просто грандиозен.

Помочь окунуться в атмосферу этого периода и показать обстановку творческой лаборатории художника и ставит своей задачей музей Г.И. Гуркина.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Описание

В то время, когда в этих местах жил Г.И. Гуркин (1903—1919 и 1927—1937), усадьба, которая восхищала приезжих сюда гостей, включала трёхкомнатный дом с просторной верандой (флигель) и мастерской, непременный атрибут алтайцев того периода — шестиугольную юрту (агаш айыл),  и ряд хозяйственных построек. Дом был окружён большим фруктовым садом, который был посажен при непосредственном участии художника, и существовал небольшой красивый пруд с лебедями.

Музейный комплекс включает в себя восстановленные по старым фотографиям и документам того времени одноэтажный бревенчатый дом художника и юрту. Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 25 кв. м, а для временных выставок — 18 кв.м. К усадьбе примыкает парковая зона в 0,5 гектара.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

История

В 1900 году, после зачисления вольнослушателем в пейзажный класс Петербургской Академии художеств, Г.И. Гуркин вернулся на Алтай и поселился с семьей в с. Анос. Григорию Ивановичу Гуркину позволялось жить и заниматься творчеством на родине, при этом Академия регулярно выплачивала ему стипендию.

В 1905 году «Томские Епархиальные Ведомости» отмечали: «Обращает на себя внимание высокий скалистый утес, поднимающийся прямо от Катуни, это гора Кая. У подошвы её приютилась алтайская деревушка Онос. Здесь, между прочим, живёт в настоящее время художник Гуркин, пейзажист Алтая; алтаец по происхождению, ученик улалинской миссионерской школы он теперь заканчивает свое художественное образование в Академии художеств, а по летам работает на Алтае».

В 1907 в Томске состоялась первая персональная выставка художника, которая имела исключительный успех, принесла ему широкую известность и славу первого пейзажиста Сибири.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Известность художника, выраставшая с каждой выставкой, «возвеличивала» и место его проживания.

В 1908 году в путевых заметках известный исследователь Алтая, ботаник и краевед Верещагин Виктор Иванович отмечает: «У подножья крутой горы Кая, приютилась деревушка Анос. В Аносе живет талантливый художник, по происхождению алтайский инородец, Г. И. Гуркин».

Из Чемала дачники совершали экскурсии в деревню Анос в студию художника Г. И. Гуркина.

Тёплые дружеские отношения связывали Г.И. Гуркина с Г.Н. Потаниным.

Первый раз Г.Н. Потанин приехал на отдых в Анос в 1908 году, затем в 1910 и 1911 гг., последний — в 1915 г.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Для Г.Н. Потанина Анос стал творческой лабораторией по изучению фольклора и этнографии Горного Алтая. В 1908 г. он писал: «На это лето еду к алтайцам в д. Анос, в резиденцию художника, моего друга Гуркина, местного инородца. Тут у меня компания сотрудников, которые помогут мне собирать алтайские сказки».

В усадьбе Г.И. Гуркина побывали профессор Б.П. Вейнберг, геолог С.А. Яковлев, ботаник В. И. Верещагин, композитор, музыковед, этнограф А. В. Анохин, ученый-биолог В. В. Сапожников, ученый-биолог П. Н. Крылов, сибирский просветитель А.В. Адрианов, фольклорист Н.Я. Никифоров, художники — Л.П. Базанова, С.М. Прохоров, А.А. Воронина, Д. И. Кузнецов, М. И. Курзин, А. О. Никулин, писатели В.Я. Шишков, Г.А. Вяткин, И.И. Тачалов, Г.Д. Гребенщиков, фотограф С.И. Гуркин и др.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По словам Г.Н. Потанина, «Анос превратился в какой-то Гельдерберг или Геттинген… Здесь в Аносе вы видите даму с финским ножом на поясе для рытья растений, с берестяной коробкой на бедре для выкопанных растений; или выходит из села джентльмен с мальчиком: идущий в лес отыскивать личинки и бабочки».

Не случайно сборник алтайских сказок Н.Я. Никифорова, о выходе которого особо заботился Г.Н. Потанин и с предисловием которого он вышел, получил название «Аносский сборник».

Возвращаясь в 1908 г. после отдыха в Аносе, Г.Н. Потанин привёз для Томского общества садоводов десять кустов растения «рододендрон». При этом он пишет, что «чувствовал себя совершающим насилие тюремщиком, этапным офицером, сопровождающим партию ссыльных».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1911 г. Г.Н. Потанин отдыхал в Аносе вместе со своей второй женой М.Г. Васильевой. В этом же году в Аносе художник С.М. Прохоров написал известный портрет Потанина (хранится в НБ ТГУ). Здесь Потанин наблюдал камлание шаманки Саатан и присутствовал на национальной алтайской свадьбе.

Летом 1914 года Григория Ивановича Гуркина посещает в Аносе Вячеслав Яковлевич Шишков с молодой женой, встречается у него с Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым. Именно это время стало для Вячеслава Яковлевича Шишкова временем выбора между работой инженера-изыскателя и литератора-профессионала, между Сибирью, горячим патриотом, которой он был всю свою жизнь, и Петербургом. В результате полученных впечатлений и наблюдений им были написаны «Чуйские были», рассказ «Страшный кам» с подзаголовком «Повесть шаманья, алтайская», рассказ «Алые сугробы».

В 1914 году в письме A.M. Ремизову В. Я. Шишков пишет: «Мы два дня прожили в Аносе, в доме художника Гуркина. Что за чудесный уголок, весь в зеленом саду утопает, через него ручеек каскадами переливается. Выйдешь ночью — небо синее, в крупных звездах, вдали грохочет Катунь и спят черными громадами горы…»

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1966 году один из старожилов утверждал, что помнит разговор Г.И. Гуркина и Вячеслава Шишкова. «Художник рассказывал гостю алтайскую легенду о богатыре Сартакпае, который ловит молнии, освещая путь пастухам и чабанам, раздвигает горы, прокладывая в них удобные широкие дороги. И будто долго они сожалели о том, что пока в горах только опасные вьючные тропы, на которых не могут разъехаться две верховые лошади, и в алтайском языке даже нет слова «колесо».

На территории усадьбы Г.И. Гуркина устраивались «Аносские вечера», создавался «Аносский сборник», звучали вновь созданные музыкальные произведения и просматривались новые фотоработы, велись споры о политике, экономике и культурном строительстве в Горном Алтае.

17 февраля 1920 года в протоколе заседания коллегии Алтайского центрального музея о сохранении библиотеки и музея Н. С. Гуляева и студии Г. И. Гуркина было отмечено: «Сообщается, что ценные рукописи, библиотека и музей, приобретенные бывшим Каракорумским земством у Н. С. Гуляева, в настоящее время по слухам вывезены в с. Чемал и там, возможно, брошены на произвол судьбы. В таком же состоянии находятся в с. Аносе прекрасная студия Г. И. Гуркина, насчитывающая более ста полотен, характеризующих жизнь Алтая во всех отношениях, а также там имеются некоторые исторические ценности из этнографической жизни Алтая, например одеяния шамана во время камлания и другие…

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

По выслушивании таких сообщений коллегия постановляет принять меры к сохранению всех упомянутых исторических ценностей, для чего необходимо отправить в те места в самом ближайшем времени инструктора М. Н. Палкина с целью обследования на местах сообщенного, принятия мер к охране всех этих ценностей науки и искусства и приобретения сейчас же для Алтайского центрального музея, что возможно…

Председатель заседаний П. Сенянский. Члены: В. 3отин, М. Львов, A. Ляпустин, Велижанин, П. Тупиков, И. Геккель, B. Верещагин. Секретарь В. Лахтионов. С подлинным верно: Секретарь В. Лахтионов».

По возвращении из эмиграции в 1926 году Г.И. Гуркину удается принять участие в двух крупных выставках в г.Москве. На первой всесоюзной выставке его работы были отмечены Наркомом просвещения. Когда А. В. Луначарский увидел впервые работы Гуркина на выставке, он высоко отозвался о них и удивился: «Как забралась на Алтай такая утонченная техника!». Г.И. Гуркину вернули дом в Аносе, отобранный в годы гражданской войны. На склоне лет он мог спокойно жить в одном из красивейших уголков его любимой родины и спокойно заниматься творчеством.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Наладились отношения Г.И. Гуркина и с местной властью на Алтае. Он продолжал жить в Аносе, хлопотал об открытии художественной школы в области, картинной галереи, путешествовал по Алтаю, много писал.

В 1927 году в г. Новосибирске состоялась общесибирская художественная выставка, в которой приняли участие почти все ведущие художники Сибири. Одновременно с ее открытием начал работу 1-й съезд сибирских художников. На съезде выступил Чевалков Николай Иванович. Его рассказ наглядно иллюстрирует ту обстановку, те трудности, которые приходилось преодолевать зарождавшемуся искусству.

«Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое — Гуркин и я. Гуркин сейчас почти не работает, я… с трудом. Мы живем далеко друг от друга… У Гуркина идея — на 25 человек детей студию открыть. Я поддерживаю… Через два года мы поразим своей продукцией, если открыть мастерскую».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1927 году в с. Анос побывал ученый-тюрколог, академик, директор Института востоковедения АН СССР Александр Николаевич Самойлович.

С 1930 года в усадьбе Г.И. Гурина была открыта выставка для туристов и гостей Алтая.

В 1931 г. по инициативе Г.И. Гуркина в с. Улала была открыта художественная школа.

Летом 1934 года студию посещает писатель-фантаст, ученый-палеонтолог Иван Антонович Ефремов, который, увидев в мастерской художника картину «Озеро горных духов», напишет фантастический одноимённый рассказ. В этот же год в Анос заезжает писатель Владимир Яковлевич Зазубрин.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В 1935 году путеводители по Алтаю отмечали: «Студия художника Гуркина (5 км пешком). Дорога идет вверх по берегу реки Катуни, отходя от нее местами в глубь густого смешанного леса. Посещение студии знакомит с мастерством крупнейшего ойротского художника Г. Н. Гуркина».

В 1937 усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. В этом году Ойротская областная художественная школа, первое художественное учебное заведение среди национальных автономий Сибири, была реорганизована в Ойротскую областную художественную студию и переведена в с. Анос, в бывшую мастерскую Г.И. Гуркина.

Однако в 1939 году школа вновь возвратилась в г. Ойрот-Тура.

Во время войны юрту, мастерскую, и хозяйственные постройки разобрали на дрова, а жилой дом и сад передали Аносской средней школе.

Г. Н. Гуркин был реабилитирован в 1957 году.

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

А 16 апреля 1959 года художники А.Таныш, Л. Сухов, С. Янсон в центральной прессе Алтайского края опубликовывают следующее письмо: «В селе Аносе долгое время жил выдающийся сибирский художник Г. И. Гуркин. Наследник, которого установили недавно, предложил дом в качестве дара Горно-Алтайскому облисполкому и краевому художественному фонду с условием, чтобы в нем был открыт либо музей имени Г. И. Гуркина, либо дача для художников имени Гуркина.

Но когда оказалось, что дом требует незначительной затраты на ремонт, все от него отказались, в том числе и художественный фонд, руководители которого высказали накануне доброе намерение увековечить память Гуркина. Нас беспокоит такое пренебрежение к памяти выдающегося художника».

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

В январе 1960 году Горно-Алтайский областной музей приобретает две интересные репродукции с фотографий, на одной из которых изображён Гуркин с композитором Андреем Викторовичем Анохиным, а на второй — художник в национальном костюме. К девяностолетию со дня его рождения Григория Ивановича Гуркина в Барнауле полотна Гуркина привлекают особое внимание на ряде выставок произведений алтайских художников.

Что касается дальнейшей судьбы дома Г.И. Гуркина, то она достаточно туманна. Достаточно сказать, что в 1967 году, среди интересных маршрутов на территории Алтая, находим следующее описание: «Хороший колхозный плодовый сад создан в селе Анос, где творил выдающийся художник-пейзажист Гуркин. Его полотна можно встретить во многих музеях Сибири». Как видим, музей не упомянут вообще!

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина

Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина. Фото В. Владимирова

Есть сведения, что восстановить музей пытались в 1982, 1989, 1994 годах.

И лишь в 1992 году на доме устанавливается мемориальная доска, а в 1996 г. дом включается в список особо ценных исторических и культурных памятников Республики Алтай.

В декабре 2005 г. музей-усадьба становится филиалом республиканского краеведческого музея.

12 января 2006 года музей был открыт для посещения.

© Е.Гаврилов, 4 февраля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Алтай. Туризм: дайджест / сост. Н.В. Лаптева, М.В. Симонова, Е.Н. Яценко; — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.-329 с.; 2. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие / редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. — Горно-Алтайск, 2014. — 464 с.; 3. Алушкина М.М. Из истории развития библиотечного дела в Горном Алтае (вторая половина XIX— начало XX вв.) // Мир Евразии. 2009. №1(4); 4. Вдохновленные Алтаем // Алтайская правда, 14 августа, № 188, 1987 г.; 5. Верещагин В. И. Поездка по Алтаю летом 1908 г. (путевые заметки) // Алтайский сборник, т. 10, Барнаул, 1910; 6. Исаев В. В. Популярные места лечения и отдыха дореволюционного Алтая // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2009): XI Международная научно-практическая конференция: сборник статей // Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2009. — 401 с.; 7. Кондратов И. Певец Голубого Алтая // Алтайская правда, 7 февраля 1960 г.; 8. Кравченко Г.Г. Г.Н. Потанин и Алтай: хроника и итоги пребывания // Вестник Томского Государственного Университета, 2011, №2(14); 9. Культурное строительство на Алтае. 1917— 1941. Документы и материалы. Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1980. 360 с.; 10. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Алтайский край, Москва, 1990; 11. Майер В.П. Фонд Г.И. Гуркина // Информационно-методический бюллетень Государственной архивной службы Республики Алтай,  № 6, 1998; 12. Осколков А., Сопов Б., Матлыгин Н., Бурец Е. По дорогам и тропинкам Алтая // Барнаул, 1967. с илл.; 13. От Улалы до Чемала и Чопош. // Томские Епархиальные Ведомости № 17,18, Томск, 1905; 14. По Алтаю. Издание ЦС ОПТЭ // Москва, 1935 г.; 15. Путеводитель по Чемальскому тракту; 16. Республика Алтай. Краткая энциклопедия. — Новосибирск: Изд-во «Арта» , 2010. — 366 с.; 17. Таныш А., Сухов Л., Янсон С. Увековечить память выдающегося художника // Алтайская правда, 16 апреля 1959 г.; 18. Эдоков В.  Художник Н. И. Чевалков // Ученые записки. Выпуск девятый. г. Горно-Алтайск, 1970; 19. Юдалевич М. Чуйский тракт // Алтайская правда, 18 июня 1966 г.

Район Чемальский район
Количество мест Неограниченно
Время на посещение (минут) 60
Время на дорогу от центра (минут) 84
Километров от центра 85

Описание

Григорий Иванович Чорос-Гуркин – основоположник изобразительного искусства Горного Алтая с 1903 по 1937 гг. жил и работал в селе Анос, где на свои средства построил усадьбу, в которой жил и творил до конца своих дней. Его усадьба состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, шестигранного аила, большого сада, пруда, хозяйственных построек, пасеки. В усадьбу приезжали Г. Н. Потанин, В. Я. Шишков, Г. Д. Гребенщиков, А. В. Анохин, художники из Новосибирска и других городов России.

Именно здесь, в Аносе созданы все наиболее крупные произведения мастера: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни» и т.д. Благодаря художнику Анос стал своеобразным культурным центром не только Алтая, но и Сибири. Здесь с большим успехом проходили «Аносские вечера», прослушивались музыкальные произведения А. В. Анохина, работала первая бесплатная публичная библиотека. В Аносе обсуждались вопросы политического, экономического и культурного строительства будущей национальной автономии Горного Алтая – прообраза Республики Алтай.

В 1937 г. после расстрела Г. И. Чорос-Гуркина усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. Мастерскую на время заняла Ойротская художественная школа. Во время войны мастерская, шестигранный аил и хозяйственные пристройки были разобраны на дрова, жилой дом и сад переданы Аносской средней школе.

С 1956 г. после формальной реабилитации Г. И. Чорос-Гуркина трижды в 1957, 1982, 1989 гг. предпринимались попытки восстановить усадьбу, но все они потерпели неудачу, так как имя художника по-прежнему оставалось под запретом.

В 1957 г. на основании решения Горно-Алтайского облисполкома № 75 от 25 февраля 1957 г. усадьба художника была передана Алтайскому Союзу Советских художников. Предполагалось, что Союз произведет необходимый ремонт строений, а также обеспечит дом-студию необходимым инвентарем и мебелью. Однако, первая попытка по восстановлению усадьбы не увенчалась успехом.

В 1982 г. облисполком принял решение восстановить в с. Анос мастерскую художника «…путем реставрации сохранившегося жилого дома, организации художественной мастерской и приведения в порядок дендрария по сохранившимся чертежам художника». Однако, вторая попытка также оказалась безуспешной.

На основании решения Горно-Алтайского облисполкома № 351 от 16 октября 1989 г., с целью увековечивания памяти художника, в с. Анос был создан мемориальный комплекс (филиал областного краеведческого музей) «Усадьба художника Г.И. Гуркина».

В 1992 г. на доме художника была установлена мемориальная доска. В 1996 г. Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай № 14-26 от 20 июня 1996 г. дом-усадьба художника Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос внесена в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. 

К 2000 г. на территории усадьбы удалось сохранить мемориальный дом, фундамент мастерской и часть сада. 13 июля 2000 г. Президиум Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай принял Постановление № 62 «О восстановлении усадьбы художника Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос». В 2005 г. дом художника получил статус филиала Национального музея, началась реконструкция усадьбы. 

25 января 2011 г. состоялось торжественное открытие отреставрированной усадьбы выдающегося алтайского художника и политического деятеля Г. И. Чорос-Гуркина.

Источники:

Госархив РА. Ф. Р-33. Оп. 6. Д. 980. Л. 58, Д. 797. Л. 39, Ф. Р-664. Оп. 1. Д. 20. Л. 23, Ф. Р-690. Оп. 5. Д. 438. Л. 14-15.

  • Добавить компанию
  • Войти
  • Написать нам

  • О справочнике

  • Политика конфиденциальности

Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина

Контакты
Карта
Описание
Похожее рядом
Отзывы
Сообщить об ошибке

Об организации:

Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина занимается: Музеи.

Организация Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина находится в с. Анос по адресу: Центральная, 31.

Заявки и предложения направляйте на почту
или звоните на ,
сейчас в с. Анос 18:16, мы работаем еще час, посетите наш официальный сайт .

Последнее обновление информации: 17.09.2021 г. в 23:30:54

Вопросы и отзывы о Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина

Пожалуйста, оставляйте отзывы или задавайте вопросы – мы обязательно вам ответим!
Для получения ответов от представителей организации необходимо размещать настоящий E-mail.

(Регистрация не требуется)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Музей чуковского в переделкино время работы
  • Мфц беговой сао ул правды д 33 время работы
  • Моситалмед на арбате расписание часы работы
  • Музыка для бизнес ролика без авторских прав
  • Москвариум официальный время работы сегодня