Филиал Национального музея имени А. В. Анохина в с. Анос МО «Чемальский район». Открыт в 2006 г. 12 января в день рождения известного художника. Восстановительно-реставрационные работы в усадьбе были начаты в 2005 г.
Григорий Иванович Чорос-Гуркин – основоположник изобразительного искусства Горного Алтая с 1903 по 1937 гг. жил и работал в селе Анос, где на свои средства построил усадьбу, в которой жил и творил до конца своих дней. Его усадьба состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, шестигранного аила, большого сада, пруда, хозяйственных построек, пасеки.
В усадьбу приезжали Г. Н. Потанин, В. Я. Шишков, Г. Д. Гребенщиков, А. В. Анохин, художники из Новосибирска и других городов России.
Именно здесь, в Аносе созданы все наиболее крупные произведения мастера: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни» и т.д. Благодаря художнику Анос стал своеобразным культурным центром не только Алтая, но и Сибири. Здесь с большим успехом проходили «Аносские вечера», прослушивались музыкальные произведения А. В. Анохина, работала первая бесплатная публичная библиотека. В Аносе обсуждались вопросы политического, экономического и культурного строительства будущей национальной автономии Горного Алтая – прообраза Республики Алтай.
В 1937 г. после расстрела Г. И. Чорос-Гуркина усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. Мастерскую на время заняла Ойротская художественная школа. Во время войны мастерская, шестигранный аил и хозяйственные пристройки были разобраны на дрова, жилой дом и сад переданы Аносской средней школе.
С 1956 г. после формальной реабилитации Г. И. Чорос-Гуркина трижды в 1957, 1982, 1989 годах предпринимались попытки восстановить усадьбу, но все они потерпели неудачу, так как имя художника по-прежнему оставалось под запретом.
В 1992 г. на доме художника была установлена мемориальная доска. В 1996 г. Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай № 14-26 от 20.06.1996 дом-усадьба художника Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос отнесена в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. С 1995 г. вопросам восстановления усадьбы с целью создания музея занималось Агентство по культурно-историческому наследию при Правительстве Республики Алтай (АКИН). Однако музеефикация объектов историко-культурного наследия не является основной уставной деятельностью Агентства и не была обеспечена соответствующими специалистами, по этой причине восстановительные работы производились медленно.
На территории усадьбы к 2000 г. сохранились мемориальный дом, фундамент мастерской и часть сада. С целью завершения восстановления исторического облика усадьбы в соответствии с современными государственными требованиями и оптимизации условий финансирования объекта Национальный музей Республики Алтай им. А. В. Анохина выступил с предложением о создании Музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина в качестве филиала.
На основе изучения фотодокументов и биографических материалов Г. И. Чорос-Гуркина, хранящихся в фондах Национального музея составлена «Концепция создания и развития Музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района Республики Алтай», которая включает следующие положения:
I. Полное воссоздание исторического облика усадьбы художника Г. И. Чорос-Гуркина:
1. Реставрация мемориального дома Г. И. Чорос-Гуркина.
2. Воссоздание художественной студии-мастерской.
3. Воссоздание шестигранного аила на историческом месте его создания.
4. Воссоздание хозяйственных построек, ограды, ворот, пасеки.
5. Сохранение исторической природной среды: сада, пруда.
II. Создание на базе восстановления музея-усадьбы культурно-досуговой и туристической инфраструктуры.
1. Воссоздание исторического интерьера мемориального дома в соответствии с сохранившимися фотодокументами и записями рассказов очевидцев для представления и популяризации творческого наследия выдающегося художника, ученого и государственного деятеля Г.И. Чорос-Гуркина.
2. Открытие галереи картин Г. И. Чорос-Гуркина и временных выставок современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства на базе воссозданной мастерской художника.
3. Воссоздание исторического интерьера флигеля, амбара, шестигранного аила художника для представления основ традиционного мировоззрения алтайцев и ознакомления посетителей с гостевым этикетом, в соответствии с планами художника.
4. Использование воссозданных хозяйственных построек и сада в соответствии с их функциональным назначением.
5. Разработка развлекательных программ, экскурсионных и туристических маршрутов и экологических троп в окрестностях с. Анос, связанных с жизнью и творчеством Г. И. Чорос-Гуркина. Восстановление маршрутов экспедиций 1908, 1912, 1919, 1926, 1930 гг. (Белуха, Телецкое озеро, Каракол-Кулада, Улаган, Турачак, Монголия и т.д.). Развитие и популяризация культурно-исторического туризма в Чемальском районе и Республике Алтай.
6. Создание на базе ныне существующих строений Аносской средней школы (школа, интернат, столовая) с учетом планируемого в будущем строительства в селе типовой школы малокомплектного гостиничного комплекса для обслуживания туристов и реализации замысла Г. И. Чорос-Гуркина – организации творческих мастерских для художников, которые могут возродить значение Аноса как одного из культурных центров Алтая и Сибири.
В связи с празднованием 140-летия выдающегося художника, общественно-политического деятеля Г. И. Чорос-Гуркина Распоряжением Правительства Республики Алтай от 2 декабря 2009 г. № 606-р проведены ряд мероприятий, в числе которых реконструкция в 2010 г. художественной мастерской Г. И. Чорос-Гуркина. Торжественное открытие мастерской состоялось 25 января 2011 г.
В 2010 г. Музею-усадьбе Г. И. Чорос-Гуркина выделено на постоянное и бессрочное пользование земельный участок общей площадью 4,5 га на территории, прилегающей к с. Анос для создания охранной зоны.
Охранная зона включает в себя следующие объекты: охранная зона Музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Сегодня, как и 100 лет назад, Анос стал своеобразным культурным центром, куда приезжают известные художники, писатели, проводятся встречи, научные конференции.
В филиале экспонируются только репродукции картин Г. И. Чорос-Гуркина, организовываются выставки современных художников.
Контактная информация
Музей-усадьба Г. И. Чорос-Гуркина
Филиал музея: Бюджетное учреждение Республики Алтай «Национальный музей имени А.В. Анохина»
Руководитель: Тукуеков Евгений Сергеевич
Адрес: 649230, Республика Алтай, Чемальский р-н, с. Анос, ул. Центральная, д. 31
Телефоны: 89969629261
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Описание
-
Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина является одним из излюбленных культурных пространств,
на базе которого организовывается
множество разнообразных
событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Горно-Алтайске.Посещение музеев — тихий способ провести время, который
по душе самым разным людям.
Они подкупают своей особенной атмосферой
и позволяют посетителям расширить кругозор.Более подробную информацию вы можете
найти на сайте musey-anohina.ru.Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина
находится по адресу:
р-н,
Республика Алтай, с. Анос, Центральная, 31.График работы: Ср-вс: 10:00 — 18:00.
Адрес
На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться
- Время работы
-
Ср-вс: 10:00—18:00
- Компания в сети
Специалисты Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина
Похожие культурные места
Часто задаваемые вопросы
о Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина
-
📍 Где можно найти Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина?
Адрес организации: Россия, Республика Алтай, с. Анос, Центральная, 31.
-
🕖 В каком режиме работает
это заведение?
Приём клиентов ведётся
по графику: Ср-вс: 10:00 — 18:00.
-
⭐ Как клиенты заведения
оценивают его уровень на сайте Zoon.ru?
В среднем заведение оценивается пользователями Zoon.ru на 5.
Вы можете написать свой отзыв о Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина!
-
🧾 Где можно ознакомиться
со списком услуг
в данном заведении?
Это можно сделать
на странице
услуг и цен Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина.
-
✔️ Насколько достоверна информация, размещённая на этой странице?
Zoon.ru старается размещать максимально
точную и свежую информацию о заведениях.
Если вы видите неточность и/или являетесь
владельцем этого заведения,
то воспользуйтесь формой обратной связи.
Средняя оценка — 5,0 на основании 1 оценки
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина – это один из самых важных исторических и культурных объектов Республики Алтай. В начале 20-го века здесь регулярно собиралась местная интеллигенция. А теперь дом выполняет просветительскую функцию, регулярно принимая групповые экскурсии и отдельных посетителей.
Описание
В своем изначальном виде усадьба состояла из: просторного трехкомнатного дома, нескольких надворных построек и традиционной шестиугольной алтайской юрты. На участке также был разбит фруктовый сад, а неподалеку от деревьев находился небольшой пруд, в котором часто можно было увидеть лебедей.
До наших времен дошел только дом – его пришлось восстанавливать с фундамента по сохранившимся фотографиями и документам. Юрта тоже доступна для осмотра, но она была построена с нуля.
Общая площадь экспозиции музея составляет 25 квадратных метров, а под выставки зарезервировано еще 18. Есть тут и небольшой парк.
История
Григорий Иванович Гуркин родился 12 января 1870 года в Горно-Алтайске. В 1900 году он поступил в Петербуржскую Академию художеств, чтобы учиться искусству пейзажа. Но сразу же после этого вернулся на Алтай, где поселился в селе Анос вместе со своей семьей.
Такая практика была распространена повсеместно – считалось, что пейзажистам лучше творить в родных краях. Академия поддерживала своего ученика, регулярно начисляя стипендию.
До какого-то момента о Г. И. Гуркине знали только односельчане и немногочисленные ценители изобразительного искусства. Но в 1907 году в Томске состоялась его первая выставка. Работы мастера настолько сильно понравились гостям, что он сразу же обрел статус лучшего пейзажиста во всей Сибири.
В дальнейшем популярность художника только росла, ведь выставки стали регулярными. На одной из них Гуркин познакомился с Григорием Николаевичем Потаниным. Тот, будучи известным и уважаемым этнологом и фольклористом, всегда интересовался темой Горного Алтая.
Впервые Г.Н. Потанин побывал в Аносе в 1908 году, после чего приезжал еще несколько раз. Потанин собирал алтайские сказки и легенды, многие из которых были опубликованы уже после его смерти.
Постепенно в доме Гуркина стало появляться все больше и больше творческих личностей. Здесь регулярно проходили музыкальные вечера, чтения стихов и прозы, дискуссии об искусстве. В этом плане дом мог дать фору многим усадьбам в Москве и Петербурге.
В 1914 году художника посетил Вячеслав Яковлевич Шишков, который станет известным советским прозаиком. Всего через год Шишков переедет в Петербург, но именно время, проведенное в Аносе, вдохновит его на серию рассказов о Сибири.
Во время революции и Гражданской войны, Гуркин возглавил самопровозглашенное алтайское государство. Однако вскоре он был арестован за «измену Родине». Благодаря внесенному залогу, художника отпустили домой до суда, после чего он вместе с семьей эмигрировал в Монголию.
На протяжении нескольких лет дом принадлежал советской власти. Гуркин вновь поселился там только в 1926 году, когда после нескольких выставок в Москве, его талантом восхитился Анатолий Васильевич Луначарский – нарком просвещения РСФСР. Он отметил, что художник является самобытным талантом, нуждающимся в общественном признании.
Именно Луначарский вернул творцу его жилище и обеспечил восстановление отношений с местной властью. С 1927 года Гуркин получает множество заказов на оформление общественных мероприятий. В какой-то момент он практически полностью перешел от пейзажей к декорациям.
Удивительно, но в этот период жизни художник не так уж и часто бывал дома. Он много путешествовал по Алтаю и соседним регионам, попутно ведя активную работу по подготовке к открытию художественной студии для обучения детей. В 1931 году, студия, местом для которой было выбрано село Улала, открыла двери для первых учеников.
В 1937 году Гуркина арестовали по обвинению в преступном сговоре и шпионаже в пользу Японии. На этот раз все закончилось судом и расстрелом. Все имущество, включая усадьбу, передали колхозу имени Кирова. Во время войны большую часть построек и мебели разобрали на дрова, а сад вырубили.
Г. Н. Гуркина официально реабилитировали в 1957 году. С этого момента местные художники и другие активисты, регулярно высказывались о необходимости восстановить усадьбу, превратив ее в музей. Было несколько проектов, описывавших потенциальную экспозицию.
Но в советское время объект оставался заброшенным, представляя собой крайне печальное зрелище. Все изменилось только в 1996 году, когда дом включили в перечень алтайских культурных памятников. Это стало первым шагом к его восстановлению.
В январе 2006 года музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина стала доступна для посещения. Теперь сюда могут наведаться все желающие, чем активно пользуются жители Алтая и туристы.
Где находится музей
Планируя свою поездку в Горный Алтай и отдых, непременно посетите эту достопримечательность. Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина находится в центре села Анос по адресу улица Центральная, 31, напротив речки Анос. Время работы: среда — воскресенье с 10:00 до 18:00. Телефон для справок +7 38841 2-75-36.
Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина
Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина работает по адресу Центральная, 31 в Аносу (Чемальский район). Основной вид деятельности: «Музеи». График работы: ср–вс 09:00–18:00. Рабочий телефон для связи: +7‒996‒962‒92‒61.
- Контакты
- На карте
- Режим работы
- Похожие компании
На карте
Режим работы
ср–вс 09:00–18:00
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
---|---|---|---|---|---|---|
выходной | выходной | 09:00–18:00 | 09:00–18:00 | 09:00–18:00 | 09:00–18:00 | 09:00–18:00 |
Рекомендуем позвонить по номеру +7‒996‒962‒92‒61, чтобы уточнить время работы и как доехать до адреса: Центральная, 31.
Отзывы
Вы пользовались услугами данной организации?
Пожалуйста, оцените компанию и оставьте отзыв, этим вы поможете другим людям сделать правильный выбор. Спасибо!
Похожие компании в Горно-Алтайске
+7 (38844) 2‒25‒86
Ленина, 6
+7‒923‒661‒51‒15
Трактовая, 8
+7 (38848) 2‒43‒36
Набережная, 20а
+7‒913‒996‒04‒25
Подгорная, 19
+7 (38849) 2‒21‒34
Советская, 32а
+7‒909‒508‒25‒20
Телецкая, 94а
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина
- Информация о материале
Музей-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина (музей-заповедник, студия художника, усадьба Г. И. Гуркина) — историческое культурное место, которое в начале XX века русский географ, этнограф, публицист и фольклорист Потанин Григорий Николаевич назвал «Гельдерберг или Геттинген» (старейший и один из наиболее престижных университетов Германии — Е.Г.) Горного Алтая. Является государственным учреждением культуры РА и филиалом Национального музея им. А.В. Анохина.
Как добраться
Двигаясь по Чемальскому тракту, проехав с. Чепош через 9,5 километров вы по Аскатскому мосту переезжаете на левобережье р. Катунь. Далее находится развилка: вправо дорога ведёт в с. Аскат, влево — в с. Анос. Двигаясь в южном направлении через лесной массив, вы через 3,8 километра въезжаете в с. Анос на Центральную улицу, а через 4,4 километра справа от вас на возвышении находится музей. Ориентиром может также служить мост через речку Анос, который не следует переезжать.
Попасть в музей можно, если проехать за с. Узнезя по Чемальскому тракту 2,3 километра и остановиться у дороги, у пешеходного моста через р. Катунь в с. Анос. После того, как вы по нему перейдёте в село, через 50 метров вы вступаете на улицу Центральная. Вам необходимо пешком двигаться по ней вправо 890 метров до моста через р. Анос. Музей находится в 70 метрах к северо-западу (слева) на пригорке за мостом. Итого вам необходимо пройти порядка 1,3 километра в одну сторону.
Туристское значение
В с. Анос, во время пребывания в нём, Г.И. Гуркин написал ряд наиболее известных полотен, в числе которых «Белуха», «Корона Катуни», «Катунь весной», «Озеро горных духов», «Хан-Алтай» и др.
Кроме того, эти места замечательны тем, что именно отсюда, выбирая село как бы точкой отсчёта, разъезжались и возвращались сюда, включая, конечно, самого Г.И. Гуркина, крупнейшие исследователи Алтая прошлого. В их числе следует назвать, прежде всего, Г.Н. Потанина, А. В. Анохина, Н.Я. Никифорова и В.Я. Шишкова. Вклад этих исследователей в историю Горного Алтая просто грандиозен.
Помочь окунуться в атмосферу этого периода и показать обстановку творческой лаборатории художника и ставит своей задачей музей Г.И. Гуркина.
Описание
В то время, когда в этих местах жил Г.И. Гуркин (1903—1919 и 1927—1937), усадьба, которая восхищала приезжих сюда гостей, включала трёхкомнатный дом с просторной верандой (флигель) и мастерской, непременный атрибут алтайцев того периода — шестиугольную юрту (агаш айыл), и ряд хозяйственных построек. Дом был окружён большим фруктовым садом, который был посажен при непосредственном участии художника, и существовал небольшой красивый пруд с лебедями.
Музейный комплекс включает в себя восстановленные по старым фотографиям и документам того времени одноэтажный бревенчатый дом художника и юрту. Экспозиционно-выставочная площадь музея составляет 25 кв. м, а для временных выставок — 18 кв.м. К усадьбе примыкает парковая зона в 0,5 гектара.
История
В 1900 году, после зачисления вольнослушателем в пейзажный класс Петербургской Академии художеств, Г.И. Гуркин вернулся на Алтай и поселился с семьей в с. Анос. Григорию Ивановичу Гуркину позволялось жить и заниматься творчеством на родине, при этом Академия регулярно выплачивала ему стипендию.
В 1905 году «Томские Епархиальные Ведомости» отмечали: «Обращает на себя внимание высокий скалистый утес, поднимающийся прямо от Катуни, это гора Кая. У подошвы её приютилась алтайская деревушка Онос. Здесь, между прочим, живёт в настоящее время художник Гуркин, пейзажист Алтая; алтаец по происхождению, ученик улалинской миссионерской школы он теперь заканчивает свое художественное образование в Академии художеств, а по летам работает на Алтае».
В 1907 в Томске состоялась первая персональная выставка художника, которая имела исключительный успех, принесла ему широкую известность и славу первого пейзажиста Сибири.
Известность художника, выраставшая с каждой выставкой, «возвеличивала» и место его проживания.
В 1908 году в путевых заметках известный исследователь Алтая, ботаник и краевед Верещагин Виктор Иванович отмечает: «У подножья крутой горы Кая, приютилась деревушка Анос. В Аносе живет талантливый художник, по происхождению алтайский инородец, Г. И. Гуркин».
Из Чемала дачники совершали экскурсии в деревню Анос в студию художника Г. И. Гуркина.
Тёплые дружеские отношения связывали Г.И. Гуркина с Г.Н. Потаниным.
Первый раз Г.Н. Потанин приехал на отдых в Анос в 1908 году, затем в 1910 и 1911 гг., последний — в 1915 г.
Для Г.Н. Потанина Анос стал творческой лабораторией по изучению фольклора и этнографии Горного Алтая. В 1908 г. он писал: «На это лето еду к алтайцам в д. Анос, в резиденцию художника, моего друга Гуркина, местного инородца. Тут у меня компания сотрудников, которые помогут мне собирать алтайские сказки».
В усадьбе Г.И. Гуркина побывали профессор Б.П. Вейнберг, геолог С.А. Яковлев, ботаник В. И. Верещагин, композитор, музыковед, этнограф А. В. Анохин, ученый-биолог В. В. Сапожников, ученый-биолог П. Н. Крылов, сибирский просветитель А.В. Адрианов, фольклорист Н.Я. Никифоров, художники — Л.П. Базанова, С.М. Прохоров, А.А. Воронина, Д. И. Кузнецов, М. И. Курзин, А. О. Никулин, писатели В.Я. Шишков, Г.А. Вяткин, И.И. Тачалов, Г.Д. Гребенщиков, фотограф С.И. Гуркин и др.
По словам Г.Н. Потанина, «Анос превратился в какой-то Гельдерберг или Геттинген… Здесь в Аносе вы видите даму с финским ножом на поясе для рытья растений, с берестяной коробкой на бедре для выкопанных растений; или выходит из села джентльмен с мальчиком: идущий в лес отыскивать личинки и бабочки».
Не случайно сборник алтайских сказок Н.Я. Никифорова, о выходе которого особо заботился Г.Н. Потанин и с предисловием которого он вышел, получил название «Аносский сборник».
Возвращаясь в 1908 г. после отдыха в Аносе, Г.Н. Потанин привёз для Томского общества садоводов десять кустов растения «рододендрон». При этом он пишет, что «чувствовал себя совершающим насилие тюремщиком, этапным офицером, сопровождающим партию ссыльных».
В 1911 г. Г.Н. Потанин отдыхал в Аносе вместе со своей второй женой М.Г. Васильевой. В этом же году в Аносе художник С.М. Прохоров написал известный портрет Потанина (хранится в НБ ТГУ). Здесь Потанин наблюдал камлание шаманки Саатан и присутствовал на национальной алтайской свадьбе.
Летом 1914 года Григория Ивановича Гуркина посещает в Аносе Вячеслав Яковлевич Шишков с молодой женой, встречается у него с Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым. Именно это время стало для Вячеслава Яковлевича Шишкова временем выбора между работой инженера-изыскателя и литератора-профессионала, между Сибирью, горячим патриотом, которой он был всю свою жизнь, и Петербургом. В результате полученных впечатлений и наблюдений им были написаны «Чуйские были», рассказ «Страшный кам» с подзаголовком «Повесть шаманья, алтайская», рассказ «Алые сугробы».
В 1914 году в письме A.M. Ремизову В. Я. Шишков пишет: «Мы два дня прожили в Аносе, в доме художника Гуркина. Что за чудесный уголок, весь в зеленом саду утопает, через него ручеек каскадами переливается. Выйдешь ночью — небо синее, в крупных звездах, вдали грохочет Катунь и спят черными громадами горы…»
В 1966 году один из старожилов утверждал, что помнит разговор Г.И. Гуркина и Вячеслава Шишкова. «Художник рассказывал гостю алтайскую легенду о богатыре Сартакпае, который ловит молнии, освещая путь пастухам и чабанам, раздвигает горы, прокладывая в них удобные широкие дороги. И будто долго они сожалели о том, что пока в горах только опасные вьючные тропы, на которых не могут разъехаться две верховые лошади, и в алтайском языке даже нет слова «колесо».
На территории усадьбы Г.И. Гуркина устраивались «Аносские вечера», создавался «Аносский сборник», звучали вновь созданные музыкальные произведения и просматривались новые фотоработы, велись споры о политике, экономике и культурном строительстве в Горном Алтае.
17 февраля 1920 года в протоколе заседания коллегии Алтайского центрального музея о сохранении библиотеки и музея Н. С. Гуляева и студии Г. И. Гуркина было отмечено: «Сообщается, что ценные рукописи, библиотека и музей, приобретенные бывшим Каракорумским земством у Н. С. Гуляева, в настоящее время по слухам вывезены в с. Чемал и там, возможно, брошены на произвол судьбы. В таком же состоянии находятся в с. Аносе прекрасная студия Г. И. Гуркина, насчитывающая более ста полотен, характеризующих жизнь Алтая во всех отношениях, а также там имеются некоторые исторические ценности из этнографической жизни Алтая, например одеяния шамана во время камлания и другие…
По выслушивании таких сообщений коллегия постановляет принять меры к сохранению всех упомянутых исторических ценностей, для чего необходимо отправить в те места в самом ближайшем времени инструктора М. Н. Палкина с целью обследования на местах сообщенного, принятия мер к охране всех этих ценностей науки и искусства и приобретения сейчас же для Алтайского центрального музея, что возможно…
Председатель заседаний П. Сенянский. Члены: В. 3отин, М. Львов, A. Ляпустин, Велижанин, П. Тупиков, И. Геккель, B. Верещагин. Секретарь В. Лахтионов. С подлинным верно: Секретарь В. Лахтионов».
По возвращении из эмиграции в 1926 году Г.И. Гуркину удается принять участие в двух крупных выставках в г.Москве. На первой всесоюзной выставке его работы были отмечены Наркомом просвещения. Когда А. В. Луначарский увидел впервые работы Гуркина на выставке, он высоко отозвался о них и удивился: «Как забралась на Алтай такая утонченная техника!». Г.И. Гуркину вернули дом в Аносе, отобранный в годы гражданской войны. На склоне лет он мог спокойно жить в одном из красивейших уголков его любимой родины и спокойно заниматься творчеством.
Наладились отношения Г.И. Гуркина и с местной властью на Алтае. Он продолжал жить в Аносе, хлопотал об открытии художественной школы в области, картинной галереи, путешествовал по Алтаю, много писал.
В 1927 году в г. Новосибирске состоялась общесибирская художественная выставка, в которой приняли участие почти все ведущие художники Сибири. Одновременно с ее открытием начал работу 1-й съезд сибирских художников. На съезде выступил Чевалков Николай Иванович. Его рассказ наглядно иллюстрирует ту обстановку, те трудности, которые приходилось преодолевать зарождавшемуся искусству.
«Художнику в Ойротии очень одиноко. Нас двое — Гуркин и я. Гуркин сейчас почти не работает, я… с трудом. Мы живем далеко друг от друга… У Гуркина идея — на 25 человек детей студию открыть. Я поддерживаю… Через два года мы поразим своей продукцией, если открыть мастерскую».
В 1927 году в с. Анос побывал ученый-тюрколог, академик, директор Института востоковедения АН СССР Александр Николаевич Самойлович.
С 1930 года в усадьбе Г.И. Гурина была открыта выставка для туристов и гостей Алтая.
В 1931 г. по инициативе Г.И. Гуркина в с. Улала была открыта художественная школа.
Летом 1934 года студию посещает писатель-фантаст, ученый-палеонтолог Иван Антонович Ефремов, который, увидев в мастерской художника картину «Озеро горных духов», напишет фантастический одноимённый рассказ. В этот же год в Анос заезжает писатель Владимир Яковлевич Зазубрин.
В 1935 году путеводители по Алтаю отмечали: «Студия художника Гуркина (5 км пешком). Дорога идет вверх по берегу реки Катуни, отходя от нее местами в глубь густого смешанного леса. Посещение студии знакомит с мастерством крупнейшего ойротского художника Г. Н. Гуркина».
В 1937 усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. В этом году Ойротская областная художественная школа, первое художественное учебное заведение среди национальных автономий Сибири, была реорганизована в Ойротскую областную художественную студию и переведена в с. Анос, в бывшую мастерскую Г.И. Гуркина.
Однако в 1939 году школа вновь возвратилась в г. Ойрот-Тура.
Во время войны юрту, мастерскую, и хозяйственные постройки разобрали на дрова, а жилой дом и сад передали Аносской средней школе.
Г. Н. Гуркин был реабилитирован в 1957 году.
А 16 апреля 1959 года художники А.Таныш, Л. Сухов, С. Янсон в центральной прессе Алтайского края опубликовывают следующее письмо: «В селе Аносе долгое время жил выдающийся сибирский художник Г. И. Гуркин. Наследник, которого установили недавно, предложил дом в качестве дара Горно-Алтайскому облисполкому и краевому художественному фонду с условием, чтобы в нем был открыт либо музей имени Г. И. Гуркина, либо дача для художников имени Гуркина.
Но когда оказалось, что дом требует незначительной затраты на ремонт, все от него отказались, в том числе и художественный фонд, руководители которого высказали накануне доброе намерение увековечить память Гуркина. Нас беспокоит такое пренебрежение к памяти выдающегося художника».
В январе 1960 году Горно-Алтайский областной музей приобретает две интересные репродукции с фотографий, на одной из которых изображён Гуркин с композитором Андреем Викторовичем Анохиным, а на второй — художник в национальном костюме. К девяностолетию со дня его рождения Григория Ивановича Гуркина в Барнауле полотна Гуркина привлекают особое внимание на ряде выставок произведений алтайских художников.
Что касается дальнейшей судьбы дома Г.И. Гуркина, то она достаточно туманна. Достаточно сказать, что в 1967 году, среди интересных маршрутов на территории Алтая, находим следующее описание: «Хороший колхозный плодовый сад создан в селе Анос, где творил выдающийся художник-пейзажист Гуркин. Его полотна можно встретить во многих музеях Сибири». Как видим, музей не упомянут вообще!
Есть сведения, что восстановить музей пытались в 1982, 1989, 1994 годах.
И лишь в 1992 году на доме устанавливается мемориальная доска, а в 1996 г. дом включается в список особо ценных исторических и культурных памятников Республики Алтай.
В декабре 2005 г. музей-усадьба становится филиалом республиканского краеведческого музея.
12 января 2006 года музей был открыт для посещения.
© Е.Гаврилов, 4 февраля 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!
Источники
1. Алтай. Туризм: дайджест / сост. Н.В. Лаптева, М.В. Симонова, Е.Н. Яценко; — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.-329 с.; 2. Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие / редколл. Н.В. Екеев (отв. ред.), Н.М. Екеева, Э.В. Енчинов; НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. — Горно-Алтайск, 2014. — 464 с.; 3. Алушкина М.М. Из истории развития библиотечного дела в Горном Алтае (вторая половина XIX— начало XX вв.) // Мир Евразии. 2009. №1(4); 4. Вдохновленные Алтаем // Алтайская правда, 14 августа, № 188, 1987 г.; 5. Верещагин В. И. Поездка по Алтаю летом 1908 г. (путевые заметки) // Алтайский сборник, т. 10, Барнаул, 1910; 6. Исаев В. В. Популярные места лечения и отдыха дореволюционного Алтая // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2009): XI Международная научно-практическая конференция: сборник статей // Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2009. — 401 с.; 7. Кондратов И. Певец Голубого Алтая // Алтайская правда, 7 февраля 1960 г.; 8. Кравченко Г.Г. Г.Н. Потанин и Алтай: хроника и итоги пребывания // Вестник Томского Государственного Университета, 2011, №2(14); 9. Культурное строительство на Алтае. 1917— 1941. Документы и материалы. Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1980. 360 с.; 10. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Алтайский край, Москва, 1990; 11. Майер В.П. Фонд Г.И. Гуркина // Информационно-методический бюллетень Государственной архивной службы Республики Алтай, № 6, 1998; 12. Осколков А., Сопов Б., Матлыгин Н., Бурец Е. По дорогам и тропинкам Алтая // Барнаул, 1967. с илл.; 13. От Улалы до Чемала и Чопош. // Томские Епархиальные Ведомости № 17,18, Томск, 1905; 14. По Алтаю. Издание ЦС ОПТЭ // Москва, 1935 г.; 15. Путеводитель по Чемальскому тракту; 16. Республика Алтай. Краткая энциклопедия. — Новосибирск: Изд-во «Арта» , 2010. — 366 с.; 17. Таныш А., Сухов Л., Янсон С. Увековечить память выдающегося художника // Алтайская правда, 16 апреля 1959 г.; 18. Эдоков В. Художник Н. И. Чевалков // Ученые записки. Выпуск девятый. г. Горно-Алтайск, 1970; 19. Юдалевич М. Чуйский тракт // Алтайская правда, 18 июня 1966 г.
Район | Чемальский район |
Количество мест | Неограниченно |
Время на посещение (минут) | 60 |
Время на дорогу от центра (минут) | 84 |
Километров от центра | 85 |
Описание
Григорий Иванович Чорос-Гуркин – основоположник изобразительного искусства Горного Алтая с 1903 по 1937 гг. жил и работал в селе Анос, где на свои средства построил усадьбу, в которой жил и творил до конца своих дней. Его усадьба состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, шестигранного аила, большого сада, пруда, хозяйственных построек, пасеки. В усадьбу приезжали Г. Н. Потанин, В. Я. Шишков, Г. Д. Гребенщиков, А. В. Анохин, художники из Новосибирска и других городов России.
Именно здесь, в Аносе созданы все наиболее крупные произведения мастера: «Хан-Алтай», «Озеро горных духов», «Корона Катуни» и т.д. Благодаря художнику Анос стал своеобразным культурным центром не только Алтая, но и Сибири. Здесь с большим успехом проходили «Аносские вечера», прослушивались музыкальные произведения А. В. Анохина, работала первая бесплатная публичная библиотека. В Аносе обсуждались вопросы политического, экономического и культурного строительства будущей национальной автономии Горного Алтая – прообраза Республики Алтай.
В 1937 г. после расстрела Г. И. Чорос-Гуркина усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова. Мастерскую на время заняла Ойротская художественная школа. Во время войны мастерская, шестигранный аил и хозяйственные пристройки были разобраны на дрова, жилой дом и сад переданы Аносской средней школе.
С 1956 г. после формальной реабилитации Г. И. Чорос-Гуркина трижды в 1957, 1982, 1989 гг. предпринимались попытки восстановить усадьбу, но все они потерпели неудачу, так как имя художника по-прежнему оставалось под запретом.
В 1957 г. на основании решения Горно-Алтайского облисполкома № 75 от 25 февраля 1957 г. усадьба художника была передана Алтайскому Союзу Советских художников. Предполагалось, что Союз произведет необходимый ремонт строений, а также обеспечит дом-студию необходимым инвентарем и мебелью. Однако, первая попытка по восстановлению усадьбы не увенчалась успехом.
В 1982 г. облисполком принял решение восстановить в с. Анос мастерскую художника «…путем реставрации сохранившегося жилого дома, организации художественной мастерской и приведения в порядок дендрария по сохранившимся чертежам художника». Однако, вторая попытка также оказалась безуспешной.
На основании решения Горно-Алтайского облисполкома № 351 от 16 октября 1989 г., с целью увековечивания памяти художника, в с. Анос был создан мемориальный комплекс (филиал областного краеведческого музей) «Усадьба художника Г.И. Гуркина».
В 1992 г. на доме художника была установлена мемориальная доска. В 1996 г. Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай № 14-26 от 20 июня 1996 г. дом-усадьба художника Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос внесена в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.
К 2000 г. на территории усадьбы удалось сохранить мемориальный дом, фундамент мастерской и часть сада. 13 июля 2000 г. Президиум Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай принял Постановление № 62 «О восстановлении усадьбы художника Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос». В 2005 г. дом художника получил статус филиала Национального музея, началась реконструкция усадьбы.
25 января 2011 г. состоялось торжественное открытие отреставрированной усадьбы выдающегося алтайского художника и политического деятеля Г. И. Чорос-Гуркина.
Источники:
Госархив РА. Ф. Р-33. Оп. 6. Д. 980. Л. 58, Д. 797. Л. 39, Ф. Р-664. Оп. 1. Д. 20. Л. 23, Ф. Р-690. Оп. 5. Д. 438. Л. 14-15.
- Добавить компанию
- Войти
-
Написать нам
-
О справочнике
-
Политика конфиденциальности
Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина
Контакты
Карта
Описание
Похожее рядом
Отзывы
Сообщить об ошибке
Об организации:
Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина занимается: Музеи.
Организация Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина находится в с. Анос по адресу: Центральная, 31.
Заявки и предложения направляйте на почту
или звоните на ,
сейчас в с. Анос 18:16, мы работаем еще час, посетите наш официальный сайт .
Последнее обновление информации: 17.09.2021 г. в 23:30:54
Вопросы и отзывы о Музей-усадьба им. Г.И. Чорос-Гуркина
Пожалуйста, оставляйте отзывы или задавайте вопросы – мы обязательно вам ответим!
Для получения ответов от представителей организации необходимо размещать настоящий E-mail.
(Регистрация не требуется)