С осени 2022 года гражданам России запретили въезжать в Финляндию, Эстонию, Латвию, Польшу и Чехию с туристическими целями через внешние границы Шенгена.
Приехать из Франции или Германии в эти страны разрешено, а из России или, например, Турции нет. Литва тоже ввела ограничения, но на границе ЕС, поэтому теоретически россияне могут въезжать в эту страну даже из стран ЕС, которые не входят в Шенген.
Запреты не распространяются на россиян, которые докажут пограничнику, что цели посещения страны отличны от туристических, например учеба или работа. А въезжать в Финляндию из России можно для транзита, чтобы оттуда отправиться в страны вне Шенгена, например в ОАЭ. Таких людей немало, поэтому в феврале 2023 года международные автобусы продолжают ходить, а в телеграм-чатах все так же ежедневно ищут попутчиков.
Норвегия не вводила ограничений — российские путешественники имеют право въезжать в это государство с любой целью. Расскажу, какие сухопутные пункты пропуска открыты и сколько стоят билеты.
О чем расскажу
- Как выехать из России в Финляндию
- Как выехать из России в Эстонию
- Как выехать из России в Латвию
- Как выехать из России в Норвегию
- Какие документы могут спросить на границе кроме загранпаспорта с шенгенской визой
- Какие документы нужны для путешествия в Европу на личном автомобиле
- Ходят ли поезда в Европу из России
- Что еще важно знать
Как выехать из России в Финляндию
Какие пункты пропуска открыты. На границе России и Финляндии работают девять КПП: «Райа-Йоосеппи», «Салла», «Куусамо», «Вартиус», «Нийрала», «Иматра», «Нуйяамаа», «Вайниккала» и «Ваалимаа». Но путешественники пользуются в основном четырьмя из них:
- «Ваалимаа», Vaalimaa. Со стороны России КПП называется «Торфяновка».
- «Иматра», Imatra. Со стороны России — «Светогорск».
- «Нуйяамаа», Nuijamaa. Со стороны России — «Брусничное».
- «Нийрала», Niirala. Со стороны России — «Вяртсиля».
Следить за тем, сколько времени занимает прохождение границы, можно на сайте пограничной службы Финляндии. Нужно навести курсор на пункт пропуска, через который вы планируете въехать в страну. Во всплывающем окне появится время ожидания в очереди. Еще за ситуацией на границе удобно наблюдать на портале granitsa-online.com.
Как добраться на автобусе самостоятельно. Рейсовые автобусы из Петербурга ходят в Лаппеенранту, на автовокзал Хельсинки и в аэропорт Вантаа. Их выполняют компании Sovavto, Lux Express и Ecolines. Билеты в Лаппеенранту на апрель 2023 года стоят около 2000 Р на одного пассажира с багажом в одну сторону. В Хельсинки — от 4600 Р.
Из Москвы на автобусе можно добраться до Хельсинки. Например, у Ecolines билет по этому маршруту на 14 апреля 2023 года стоит 100 € (7930 Р). Но автобус не едет напрямую в Финляндию — придется сделать пересадку на автовокзале в Петербурге. Она длится 25 минут.
Оплатить билеты автобусных компаний Ecolines, Sovavto и Lux Express можно картой российского банка.
Сколько стоят автобусные туры в Финляндию. Так как въезд российским туристам в Финляндию запрещен, автобусных туров в феврале 2023 нет. Но некоторые компании, например «Константа-тур», предлагают трансфер из Петербурга в Хельсинки за 5000 Р в одну сторону.
Как добраться на автомобиле или маршрутке. Если вам нужно попасть в Финляндию в ближайшее время, а билеты на автобус уже раскупили, можно поехать с попутчиками на машине или маршрутке.
Тех, кто едет в Финляндию на автомобиле, ищут в телеграм-чате «Попутчики Россия — Финляндия». Еще можно спросить о попутчиках в чате «Финляндия на выходные». Там же обсуждают разные вопросы, например делятся опытом пересечения границы.
Подвезти в Финляндию предлагают водители маршруток и просто путешественники, которые едут через границу на личном автомобиле. В первом чате в таких случаях указывают «не маршрутка».
Еще объявления о трансфере из Петербурга в Финляндию размещают на «Авито». Необходимо выбрать категорию «Услуги» и ввести в поиск «трансфер Финляндия». Машины тоже предлагают разные, встречаются и маршрутки, и легковые автомобили.
Стоимость поездки зависит от времени выезда, количества мест в машине и желания водителя. Например, на «Авито» некоторые просят за трансфер 15 000 Р и больше. Мне кажется, цена сильно завышена, даже если туристов повезут на автомобиле бизнес-класса.
Перед поездкой рекомендую уточнить тип авто, цену на одного пассажира, возможность разместить багаж и другие подробности. Еще важно спросить точное место отправления и прибытия. Чаще всего машины из Петербурга отправляются от станций метро. Но бывает, что пассажиров забирают прямо у дома.
Сколько времени закладывать на дорогу. В расписании перевозчиков указано, что автобус из Петербурга в Хельсинки едет около восьми часов. В Лаппеенранту автобусы доезжают в среднем за пять часов.
Как выехать из России в Эстонию
Какие пункты пропуска открыты. Из России в Эстонию на автобусе или автомобиле въезжают через три КПП: «Койдула», «Лухамаа» и «Нарва». Чаще всего путешественники пользуются последним из них, со стороны России он называется Ивангород. За тем, сколько времени займет пересечение границы, следят на сайте granitsa-online.com.
При возвращении из Эстонии в Россию через Нарву можно забронировать место в очереди на пересечение границы на определенное время, например в промежутке с пяти до шести часов утра. Для легкового автомобиля такая услуга стоит 5 € (392 Р). Ее оформляют на сайте GoSwift. Как проехать в платную зону ожидания и где она находится на разных КПП, показано на схемах.
Даже если вы не хотите бронировать место, на этом сайте тоже можно посмотреть время ожидания пересечения границы.
Как добраться на автобусе самостоятельно. Автобусы в Таллин ходят из Петербурга. Рейсы выполняют компании Lux Express, Ecolines и Baltic Shuttle.
Билеты из Петербурга в Таллин стоят значительно дешевле, чем в Хельсинки, хотя время в пути практически такое же — около семи часов. Например, у Lux Express билеты стоят от 3200 Р, у Ecolines — от 40 € (3172 Р), а у Baltic Shuttle — от 2100 Р.
Сколько стоят автобусные туры в Эстонию. Автобусных туров в марте 2023 года нет.
Как добраться на автомобиле или маршрутке. Места в машине или маршрутке находят с помощью телеграм-чата «Попутчики Эстония — Россия». Узнать о тех, кто в ближайшие дни собирается в Эстонию, также можно в чате «Эстония — Россия». Вопросы о путешествиях задают в чате «Эстония на выходные». Обычно о стоимости в чатах пишут «цена договорная». Но некоторые водители сразу сообщают, что место на одного пассажира до Таллина обойдется в 2000 Р.
Сколько времени закладывать на дорогу. Согласно расписанию, автобус из Петербурга в Таллин идет около семи часов.
Как выехать из России в Латвию
Какие пункты пропуска открыты. На границе России и Латвии работают четыре КПП: «Педедзе», «Виентули», «Гребнева», «Терехово». За тем, сколько времени займет пересечение границы, следят на сайте granitsa-online.com.
Как добраться на автобусе самостоятельно. Несмотря на то что я несколько раз ездила из России в Латвию до пандемии, ни один из перечисленных пунктов пропуска я не видела. Дело в том, что сейчас, как и четыре года назад, автобусы Ecolines и Lux Express чаще всего едут в Эстонию, делают остановку в Таллине и продолжают путь до Риги. Билеты на апрель 2023 года на такие рейсы из Санкт-Петербурга у Ecolines стоят 55 € (4361 Р), а у Lux Express — от 4261 Р.
Сколько стоят автобусные туры в Латвию. Автобусных туров в марте 2023 нет.
Как добраться на автомобиле или маршрутке. Мне не удалось найти проверенных чатов или групп, где люди регулярно ищут попутчиков в Латвию. Для поиска места в машине можно, например, написать в одну из тем на Форуме Винского или создать новое обсуждение. Еще объявления о трансфере в Латвию размещают на «Авито». Стоимость поездки указывают разную — от 1000 Р до 15 000 Р, но в основном пишут, что цена договорная. На практике сумма может быть любой, на усмотрение водителя.
Сколько времени закладывать на дорогу. В расписании Ecolines указано, что автобус из Петербурга в Ригу с десятиминутной пересадкой в Таллине едет 15 часов 25 минут. Еще есть рейс с временем стыковки 5 часов с небольшим.
У Lux Express автобус в Ригу с пересадкой в Таллине идет 13 часов 55 минут. Стыковка занимает 3 часа. Еще можно выбрать рейсы с пересадкой в 1—2 часа, чтобы сократить время в пути.
Как выехать из России в Норвегию
Какие пункты пропуска открыты. На границе России и Норвегии расположен всего один КПП — «Стурскуг». С российской стороны он находится в Мурманской области и называется «Борисоглебск».
Как добраться на автобусе самостоятельно. У компании «Авто-экспресс» билет в одну сторону из Мурманска в Киркенес или обратно стоит 5000 Р. Других перевозчиков, которые продают билеты онлайн, в феврале 2023 года мне найти не удалось. Если недавно ездили по суше в Норвегию, расскажите в комментариях, где покупали билет и сколько он стоил.
Сколько стоят автобусные туры в Норвегию. Автобусных туров в феврале 2023 нет.
Как добраться на автомобиле или маршрутке. Я не нашла проверенные чаты или группы, где путешественникам предлагают трансфер в Норвегию. На Форуме Винского есть раздел, который посвящен поиску попутчиков в Европу. Там много веток, где люди договариваются о поездках в разные страны и на разные даты. Самая популярная из них — «Попутчики для поездки в Шенген». Несколько объявлений о трансфере из Мурманска в Киркенес нашлось на «Авито». Цена договорная.
Сколько времени закладывать на дорогу. На сайте транспортных компаний сообщают, что время в пути из Мурманска в Киркенес — 4 часа.
Какие документы могут спросить на границе кроме загранпаспорта с шенгенской визой
При пересечении границы России с европейскими государствами действует правило: пограничнику необходимо подать только паспорт без обложки с визой.
Загранпаспорт должен действовать еще три месяца после предполагаемого выезда из Шенгенской зоны. А виза должна подтверждать, что вы имеете право на въезд.
Остальные документы предоставляют только в том случае, если об этом отдельно попросят. Расскажу подробнее, что может понадобиться.
Полис медицинского страхования. Страховое покрытие — от 30 000 € (2 349 900 Р). Оно должно действовать во всех странах Шенгена. То есть, например, при въезде в Финляндию полис, который действует только на территории Финляндии, не подойдет. Еще во время пандемии требуют, чтобы страховка покрывала лечение от ковида.
Подтверждение бронирования жилья. Можно распечатать бронь с одного из сайтов аренды гостиниц или квартир. Не советую подделывать документ, так как пограничник имеет право позвонить в отель или хосту и проверить, действительна ли бронь на ваше имя.
Про бронирование жилья не спросят, если россиянин едет в европейскую страну:
- На один день и не собирается там ночевать.
- Транзитом. Но в этом случае придется показать билет в третью страну.
Обратный билет. Если путешественник въезжает в европейскую страну на маршрутке, обратный билет чаще всего не спрашивают.
Подтверждение финансовой состоятельности. Каждая страна устанавливает свой минимум денег, которые понадобятся путешественнику на одни сутки. Например, в Финляндии действует официальный лимит 30 € (2350 Р). Мои знакомые говорят, что на практике пограничники спрашивают 50 € (3917 Р).
До марта 2023 года на сайте МИД Эстонии было указано, что на каждые сутки нахождения в стране у путешественника должно быть 130 € (10 662 Р). Сейчас эта информация исчезла — написано, что страница не найдена. Один из путешественников рассказал мне, что в июле 2022 года эстонские пограничники отказали ему во въезде и выдали официальный документ об этом, так как у него с собой было недостаточно наличных. На четыре дня он взял 200 € (15 666 Р), но оказалось, что этого мало.
Выпущенными в России картами «Виза» и «Мастеркард» с 10 марта нельзя расплачиваться за рубежом. Система «Мир» в Европе не работает. Но во многих странах путешественникам удается воспользоваться российскими картами UnionPay.
Как правило, на границе требуют предъявить именно наличные. Вероятно, тем, у кого есть карты иностранных банков, везти с собой банкноты необязательно. Мне не удалось найти этому подтверждения, как и информации о том, сколько денег требуют иметь при себе пограничники в Латвии и Норвегии. Если вы пересекали границы этих стран или въезжали в Европу с картой иностранного банка, расскажите об этом в комментариях.
Подтверждение цели поездки. Туристам запретили въезд в Эстонию, Латвию, Литву и Польшу с 19 сентября 2022 года из-за пределов ЕС. Про то, с какими целями поездки впустят в эти страны по суше из России, Тинькофф Журнал писал в другой статье.
В Финляндию из-за пределов Шенгенской зоны российских путешественников не пускают с 30 сентября 2022 года. Исключение — транзитные туристы, которые едут в государства вне Шенгена. У них должен быть билет в третью страну. Подробнее о правилах въезда в Финляндию читайте в другой статье. В Норвегию можно приехать с любыми целями, в том числе туристическими, ограничений нет.
Какие документы нужны для путешествия в Европу на личном автомобиле
В дополнение к вышеперечисленным документам, которые нужны каждому путешественнику, для поездки на личном автомобиле в Европу необходимо взять еще несколько:
- Водительские права. Подойдут российские нового образца или международные. Подробнее об этом Тинькофф Журнал рассказывал в другой статье.
- Свидетельство о регистрации транспортного средства.
- Страховой полис. Еще его называют Зеленой картой — это аналог ОСАГО, который действует за границей. Стоимость страховки зависит от компании и срока действия. Но нужно учитывать, что с 1 июня 2023 года российские Зеленые карты перестанут работать в Европе.
Ходят ли поезда в Европу из России
В Литве делают технические остановки поезда, которые идут из материковой части России в Калининград. Те, у кого есть основания на въезд в Литву, могут выйти во время остановки. Но решение о том, пускать ли пассажира в страну, принимает пограничник.
Других поездов нет. «Аллегро» прекратил движение между Хельсинки и Петербургом с 28 марта 2022 года. Пока никаких сообщений о восстановлении движения не опубликовали.
Еще до пандемии мои друзья добирались на поезде из Москвы и Петербурга в Ригу. Но с 17 марта 2020 года движение поездов в Латвию приостановили из-за распространения коронавируса.
Если РЖД возобновит движение поездов и начнет продавать билеты, мы выпустим об этом новость и обновим эту статью — добавляйте ее в закладки.
Что еще важно знать
В 2023 году при путешествии из России в страны Европы и обратно нужно учитывать, что ЕС ужесточил таможенные правила.
О том, что можно и нельзя ввозить и вывозить из Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши в 2023 году, Тинькофф Журнал писал в другой статье.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.
В данном случае речь идет о двусторонних соглашениях, заключенных Российским союзом автостраховщиков и государствами Европейского экономического пространства (плюс Швейцария). То есть, граждане Евросоюза, включая Швейцарию, не смогут въехать на территорию России, без покупки российского полиса ОСАГО. Точно так же, как граждане России не смогут въехать на территорию стран ЕС, не купив их полиса.
Как пояснил «РГ» глава Национального бюро «Зеленая карта» в России Сергей Разуван, о прекращении действия данных соглашений было объявлено еще в прошлом году. Но до 1 июня все положения этих документов продолжают работать в обычном порядке. Для поездок в другие страны, не входящие в Евросоюз и исключая Швейцарию, российские «Зеленые карты» действуют без ограничений. Претензии потерпевших по ДТП, произошедшим до 1 июня 2023 года, подлежат урегулированию в стандартном порядке. То есть, пострадавший в Евросоюзе от неумелого евроводителя автовладелец сможет обратиться в свою страховую компанию. Европейский шофер, пострадавший от лихача из России, — в свою страховую компанию.
Что потребуется с 1 июня делать гражданам Евросоюза при въезде в Россию? Купить российский полис ОСАГО. А в случае ДТП именно с ним иметь дело по выплате пострадавшим.
Россиянам достается история не лучше. При выезде за границу на своей машине им придется покупать полис ОСАГО той страны, в которую они въезжают. С Польшей — проблем нет. Полис этой страны будет действовать на территории всего Евросоюза. Вопрос только в том, сколько он будет стоить для россиян.
При этом российская «Зеленая карта» продолжит работать в таких странах, как Азербайджан, Беларусь, Турция, Иран, Израиль, Тунис, Марокко, Великобритания, сообщил Сергей Разуван. Так что отечественный турист, приобретя пограничный полис, сможет доехать до Франции без дополнительных плат. А при проезде через тоннель до Великобритании ему не потребуется приобретать дополнительную страховку. Достаточно будет российской «Зеленой карты».
— В прошлом году в «Зеленую карту» хотела вступить Монголия. Но ей не дали этого сделать, — говорит Сергей Разуван. — Так что это тоже перспективное направление. Направление вообще меняется. Будем держать курс.
Очевидно, что такая страховка не обеспечивает все маршрутные коридоры. Где Россия — и где Марокко с Великобританией. Но все эти сложности отразятся только на туристах, которые едут на своих машинах. Дело в том, что перевозчики уже давно не могут пересекать границ Европы. Как сообщил «РГ» председатель правления ассоциации Межрегионавтотранс Сергей Храпач, на международных перевозчиках это решение и вовсе не скажется. Дело в том, что в связи с санкциями они и так не могут выезжать. Чаще всего применяется следующий сюжет. Российский автобус довозит до границы, а дальше пассажиры проходят границу пешком и садятся в другой, европейский автобус, который везет их в пункт назначения.
Окно в Европу для российских автомобилистов следующим летом сузится. Швейцария и государства ЕС с 1 июня 2023-го расторгнут соглашения с Москвой по так называемым зеленым картам — международному аналогу отечественного ОСАГО. Об этом “Ъ FM” сообщили в Российской союзе автостраховщиков (РСА). По новым правилам, для путешествий по Европе на автомобилях, зарегистрированных в России, водителям придется приобретать автогражданку тех стран, куда они рассчитывают попасть. Подробности — у Владимира Расулова.
Российские автомобилисты могут ездить в Европу по «зеленой карте» вот уже 13 лет. Москва присоединилась к системе международных полисов автогражданской ответственности в начале 2009-го. Но, похоже, через год география такой опции заметно сократится. Сейчас она действует в 48 государствах и позволяет передвигаться по ним с единым документом ОСАГО. Однако с 1 июня 2023-го на въезде в первую страну Евросоюза нужно будет приобретать так называемый полис приграничного страхования.
Как туристы прокладывают дорогу в Шенгенскую зону
Впрочем, покупать документ в каждой новой стране ЕС на маршруте не придется, говорит исполнительный директор бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков Сергей Разуван: «Приграничный полис, приобретенный в одной из стран Европейского союза, будет действовать на всей его территории. И сейчас при прохождении пограничного и таможенного контроля, если нет действующей страховки либо через год ее не будет, предложат купить этот самый полис прямо при въезде в страну».
Сейчас страховые компании в России оформляют «зеленые карты» на срок от 15 дней до года. Но что делать, если машина с российскими номерами после 1 июня 2023-го окажется в Евросоюзе с просроченным документом? И так ли просто будет оформить местную автогражданку? Некоторые россияне рискуют остаться без необходимого полиса. Ведь если на родине с недавних пор техосмотр для ОСАГО перестал быть обязательным, то в Европе с этим гораздо строже, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
«Могут отправить на техосмотр в стране въезда. Технические требования разные — часто в Европе они гораздо более жесткие. У нас огромное количество автомобилей по выхлопу просто не пройдет европейский техосмотр. Поэтому многие из-за подобных проблем в дополнение к политическим сложностям пройти его в Европе, конечно, не смогут — ОСАГО получить тоже. Проблема системная, надолго и очень больно ударит по всем автомобилистам».
Еще одной проблемой для машин с российскими номерами может стать стоимость приграничных полисов. В отдельных странах Европы это будет более дорогое удовольствие, чем отечественная «зеленая карта», продолжает Сергей Разуван из Российского союза автостраховщиков: «Если вы въезжаете в Финляндию, этот документ для легкового автомобиля на 15 дней стоит €34. А когда нет нашей «зеленой карты», там обяжут приобрести приграничный полис сроком не меньше 30 дней, и он будет стоить порядка €120. В Польше эти цены сравнимы со стоимостью нашего аналога».
Пока правила для «зеленой карты» не изменились, “Ъ FM” выяснил у крупных отечественных страховых компаний, легко ли сейчас оформить международный полис для поездок на личном авто. В основном в контакт-центрах рассказали, что в течение года проблем с получением этих документов не было. Исключением стал «Росгосстрах», где заранее прекратили выдавать «зеленые карты»:
«С 1 мая этого года временно приостановлено заключение договоров страхования в рамках системы «Зеленая карта».
К сожалению, информации, на какой срок, у нас нет. Если вас интересует ОСАГО для транспортного средства, то можно было оформить только «зеленую карту». Она приостановлена, поэтому, к сожалению, за границей на данный момент нет никаких полисов для того, чтобы это сделать».
В начале апреля перестали действовать «зеленые карты» между Россией и Украиной. Впрочем, некоторые страны все еще доступны для путешествия на своей машине по международным документам. «Зеленая карта» продолжит действовать, например, в Азербайджане, Белоруссии, Турции, Иране, Израиле, Тунисе и Марокко.
Olgavlas писал(а) 28 фев 2023, 09:39:Подскажите, пожалуйста, как проехать на автомобиле семье из России в Австрию
Из России на Верхний Ларс, далее Тифлис, далее Istanbul, далее Болгария, Сербия (Босния), Венгрия и Австрия.
Lizi1 писал(а) 28 фев 2023, 15:31:Читаю форум и вся в непонятках…если лететь через Стамбул в Германию с визой С, можно ли задерживаться на день — два в Стамбуле?
Стамбуле можете находиться, сколько вам удобно, шенген и Стамбул вещи между собой никак не связанные. Далее, чтобы подешевле, можно сказать буквально за копейки, чтобы попасть в шенген, едете на автобусе из Стамбула в Софию. Автостанция в Стамбуле находится метро Отогар, ехать до Софии примерно 7-8 часов, садитесь на автобус вечером с 19.00 до 24.00 часов, и утром в 06.00- 09.00 часов в Софии. Билет стоит 400-420 турецких лир. На метро едете в аэропорт в Софии, конечная станция метро Летище. Билет стоит 1,6 лева. Из Софии в шенген летают Ryanair и Wizzair, можно полететь в Испанию(Мадрид,, Малага, Барселона), Францию(Париж, Ницца), Италию(Рим, Милан), Будапешт. Билет можно купить за 15-20 евро. В ФРГ, Бельгию и Голландию не советую лететь из Софии. Всем дешевых билетов! Удачи!
Последний раз редактировалось mihai3 28 фев 2023, 16:05, всего редактировалось 1 раз.