Можно ли проехать по военно грузинской дороге

Единственный способ попасть из России в Грузию напрямую на автомобиле — это пограничный переход «Верхний Ларс» в Северной Осетии и далее по Военно-Грузинской дороге, которая тянется по территории Грузии через Дарьяльское ущелье от границы до самой столицы, Тбилиси.

Если перевести название этой дороги с грузинского дословно, то получится «Дорога Небесного ущелья». И, знаете ли, попадая в Грузию и видя перед собой всю ту красоту, что проносится мимо тебя в боковом стекле автомобиля, ты понимаешь, что это название подобрано как нельзя лучше.

Общая протяженность дороги составляет 208 километров, из которых 33 — это участок от Владикавказа до Российской границы, а остальные 175 — проходят по территории Грузии. Только не рассчитывайте на то, что сможете прохватить эти 175 километров за пару часов — даже если вы абсолютно безэмоцианальная личность, схожая по внутреннему устройству с камнем в лесу и вам абсолютно всё равно на красоты природы, проносящиеся за окном — всё равно местный серпантин и вялоползущие фуры заставят вас притормозить и ехать до Тбилиси часа 4. Ну а если вы, как и я, любите дать по тормозам как только увидите немного красоты — то смело закладывайте на эти 175 километров целый день, ведь тут очень круто.

Сразу за Грузинским КПП ущелье смыкается над дорогой и начинают открываться обалденные виды. Снизу в ущелье грохочет Терек. Надо отметить тот факт, что оба раза, когда я был в этой части ущелья — погода была мерзотная, моросил дождь и было холодно. Грузия явно не хотела ни встречать меня, ни отпускать обратно.

По краям дороги расположено много поминальных крестов, около которых так любят остановиться и помедитировать местные жители.

Состояние дороги сразу после границы оставляет желать лучшего. Особенно участок сразу за грузинским КПП: там сейчас ведется реконструкция и строительство тоннеля (информация актуальна на июнь 2018), поэтому Грузия встречает вас сужением дороги до одной полосы на оба направления и отсутствием асфальта. Не надо пугаться, этот участок совсем небольшой и дорога быстро приходит в удобоваримое состояние, ну а километров через 10 после границы и вовсе становится весьма приличной.

Подъезжаем к первому крупному населенному пункту после границы — посёлку Степанцминда (бывший Казбеги). От границы до посёлка 11 километров и здесь уже можно перекусить и поменять деньги, но будьте готовы к тому, что цены в кафе выше чем в остальной Грузии, а курс несколько завышен. Впрочем, без особого криминала.

В Степанцминде можно остановиться на денек-другой, сходить к самой знаменитой достопримечательности этих мест — церкви Святой Троицы и вообще погулять от души. Но в нашем случае всё тот же моросящий дождик несколько поменял наши планы, поэтому все прогулки мы оставили на обратный путь.

Сразу за Степанцминдой дорога начинает идти вверх, постепенно поднимаясь на Крестовый перевал — высшую точку Военно-Грузинской дороги.

Несмотря на дождь, в этом месте мы провели почти полчаса. Невероятная смесь гор, долины, реки и домиков на противоположном берегу никак не хотела меня отпускать.

Местные дальнобои солидарны со мной и тоже встали насладиться видом. Вообще, Камаз на серпантине — это зло. Обогнать его без нарушения правил практически нереально, ведь зон для обгона очень мало, а ползёт это чудо в горку 20 километров в час. Поэтому в Грузии в таких ситуциях на разметку никто не смотрит и обгоняет где придётся — это нормально.

Чем дальше в гору — тем заметнее подъём, термометр в машине каждые пару минут теряет по градусу: при въезде в Дарьяльское ущелье он показывал 22, в Степанцминде 16, а сейчас уже опустился меньше 10. Кстати, на примере этой фотографии должен отметить быстроту работы грузинских дорожников: если присмотреться, то видно, что в левой части кадра делают новый мост. Когда я проезжал здесь обратно через 2 недели — мост уже был полностью готов.

Высшая точка дороги — Крестовый перевал, 2400 метров над уровнем моря. Тут я чуть не лишился своего айфона: вылез из машины поснимать, в этот момент дождь резко усилился и я рванул обратно. Уже в салоне понял, что чего-то не хватает и бросился обратно. В итоге нашёл его в одной из луж. Никому, кстати, 6S Plus не нужен? Не бит, не крашен, без пробега по РФ.

На Военно-Грузинской дороге очень много тоннелей. Правда, в большинстве случаев, рядом с ними идёт дорога — и в тёплые месяцы все машины едут сбоку от тоннеля, а не в нём. Это связано с тем, что большинство тоннелей не освещены и используются лишь зимой, когда боковую дорогу заметает чуть более, чем полностью.

Одна из самых знаменитых и попсовых точек дороги — арка Дружбы Народов оказалась на реставрации, так что облом-с.

Но если проехать чуть дальше, то откроется не менее прекрасный вид на ущелье и искусственное озеро снизу.

Подъезжаем к ещё одному крупному населенному пункту — Гудаури. Сейчас это место стало очень модным, ведь здесь построили горнолыжный курорт, поэтому отели растут как грибы после дождя. Зимой здесь случилось ЧП — один из подъемников взбесился и включился в режим реверса, в итоге люди с него летели как куклы и только по счастливой случайности никто не погиб. Видео этого инцидента предостаточно в сети, но аккуратнее, впечатлительным лучше не смотреть.

В мае в Гудаури тишь да спокойствие. Мы без особых проблем сняли в отличном отеле Tzar Bani номер чуть больше, чем за 1000 рублей и с утра отправились дальше в Тбилиси. Тем более, наконец-то грузинская погода решила нам улыбнуться.

После Гудаури начинается затяжной спуск и природа делает обратный финт ушами: с каждым километром деревья по краям дороги становятся всё зеленее, а температура всё выше. Во время спуска я почти не нажимаю на газ и умиляюсь от среднего расхода в 3 литра на сотню. Эх, всегда бы так. Главное, чтобы фура по пути не попалась.

Пейзажи здесь по-прежнему чертовски хороши. Кстати, белая полоска в левой части кадра — это водопад. Здесь столько красивых мест, что через некоторое время ты начинаешь воспринимать всё это как само собой разумеющееся.

Через некоторое время дорожка становится прямее, нога начинает давить на газ всё сильнее, средний расход возвращается ко вполне привычным показателям. По краям дороги мелькают бесконечные населенные пункты, а бараны и коровы становятся всё более наглыми и любопытными. По пути заскакиваем в крепость Ананури, ходим там 10 минут, но в итоге уезжаем в полнейшем разочаровании — там нереальные толпы туристов и ничего особенно интересного.

Уже ближе к Тбилиси можно уделить немного времени на осмотр Жинвальского водохранилища. Оно обеспечивает водой Тбилиси и Мцхету, а еще здесь просто красиво.

Отсюда до Тбилиси остаётся около 50 километров практически по прямой, так что пролетают они совсем незаметно и быстро. Теперь можно быстро заселиться в снятую квартиру и отправляться гулять!

_________________________________________________________
Понравился этот пост? Подписывайтесь на мой блог — именно там первыми появляются новые интересные записи ;)

МЧС: Военно-Грузинскую дорогу открыли для легковых автомобилей и автобусов

Денис Абрамов/РИА Новости

Военно-Грузинскую дорогу в Северной Осетии открыли для легковых автомобилей и автобусов после непогоды. Об этом сообщила пресс-служба ГУ МЧС республики.

Отмечается, что дорогу открыли после расчистки участка на территории Грузии, безопасный проезд автотранспорта был обеспечен.

«Разрешено движение легковых автотранспортных средств и автобусов на участке Владикавказ — населенный пункт Ларс — в обоих направлениях с 12.00 мск 4 марта», — говорится в сообщении.

Для крупных транспортных средств проезд пока остается закрытым.

Ограничения на движение автомобилей по Военно-Грузинской дороге действовали с 01.10 мск 4 марта и были введены из-за непогоды на территории Грузии.

Ранее директор четвертого департамента стран СНГ российского МИД Денис Гончар сообщил о работе над расширением пограничного пропускного пункта на российско-грузинской границе «Верхний Ларс».

Рассказываю про Военно-Грузинскую дорогу: что посмотреть, как попасть, где ночевать и есть и сколько нужно времени на поездку.


Военно-Грузинская дорога — это как нитка с нанизанным на нее жемчугом, и по пути то и дело вы встречаете жемчужину. Кто только ей не восхищался: Грибоедов, Пушкин, Марлинский, Толстой, Лермонтов, Чехов, Ильф и Петров. Нас пейзажи тоже очень впечатлили, к тому же необыкновенно повезло с погодой — в долинах клубились загадочные туманы, а это всегда горам к лицу. Давайте вместе отправимся в маленькое путешествие по Военно-Грузинской дороге!

Содержание:

  1. Что такое ВГД
  2. Как попасть на ВГД
  3. Что посмотреть
  4. Сколько нужно времени
  5. Где ночевать
  6. Где поесть
  7. Где брать экскурсии

Что такое Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога, или сокращенно ВГД — путь длиной 208 км от Владикавказа до Тбилиси, который проходит через Главный Кавказский хребет. Так что готовьтесь впечатляться каждым поворотом. Это единственная наземная дорога, по которой можно попасть из России в Грузию (пути через Абхазию и Южную Осетию теперь закрыты).

Почему такое странное название, при чем тут военные? Взялось оно оттого, что постройку и содержание дороги в XIX веке возложили на военное ведомство. А вообще дорога известна с древнейших времен, ее подробно описал еще античный историк Страбон и она упоминается у Плиния в «Естественной истории».

Дорога сама по себе впечатляет — наверное, она самая красивая в Грузии. Прибавьте к этому множество достопримечательностей по пути, и вы поймете, почему она так популярна у туристов.

Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога.

Как попасть на Военно-Грузинскую дорогу

На Военно-Грузинскую дорогу можно попасть двумя способами.

Классический и исторический, описанный многими маршрут — с севера на юг, то есть из Владикавказа до Тбилиси через КПП «Верхний Ларс». С 17 мая 2022 года Россия наконец-то открыла сухопутную границу, и теперь можно свободно въехать в Грузию на авто.

Второй маршрут по Военно-Грузинской дороге проходит с юга на север, от Тбилиси до Степанцминды. Он легче, потому что не нужно переходить границу. Чаще всего по этому маршруту ездят с экскурсиями. Мы проехали по нему дважды: сначала самостоятельно на арендованном авто, а затем из Тбилиси на микроавтобусе, когда возвращались в Россию. Узнайте из личного опыта, как арендовать авто в Грузии.

  • Все способы попасть в Грузию из России
  • Как съездить на машине в Грузию
  • Правила въезда в Грузию для россиян

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

На Военно-Грузинской дороге уйма достопримечательностей! Расскажу про самые интересные. Буду двигаться по маршруту, который проделали мы — с юга на север.

Жинвальское водохранилище

Первая красивая точка на ВГД — бирюзовое водохранилище, образованное дамбой в 80-е годы. Оно затопило древний красивый город Жинвали с крепостью и храмами. На это пошли ради того, чтобы обеспечить Тбилиси водой и электричеством. Перед началом водохранилища стоит памятник тремстам арагвинцам, которые сражались с персами в 1795 г.

Смотровых площадок вдоль водохранилища несколько. Мы останавливались тут: 42.141631, 44.769278.

Маршрут по Военно-Грузинской дороге

Жинвальское водохранилище.

Крепость Ананури

Крепость неожиданно выныривает из-за поворота и наповал сражает своей красотой. Она построена примерно в 16 веке, хотя центральную башню относят к 13 веку. На квадратную башню можно подняться до самого верха! Внутри крепости стоит Успенский храм, внутри красивые фрески.

Если спуститесь вниз, увидите водохранилище и развалины еще одного храма. При понижении уровня воды можно увидеть участок старой дороги и мост.

Вход в крепость и храм бесплатные. Рядом есть парковка. Координаты: 42.163782, 44.703164. Лучший вид на крепость открывается с моста.

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

Вид на крепость Ананури с моста.

Смотровая «Крест»

Эффектная смотровая в виде креста, выдающегося над каньоном. Внизу можно разглядеть реку, домики и петляющие по серпантину машины.

Смотровая находится слева от дороги, поворачивайте аккуратно: 42.438581, 44.493826. Тут есть большая парковка, ларьки и вроде бы туалет.

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

Леша на смотровой «Крест».

Гудаури

Гудаури — самый известный грузинский горнолыжный курорт. Он состоит из нескольких поселков и вытянут вдоль ВГД. Горы вокруг потрясающе красивые. Раньше в Гудаури останавливались на ночь путешественники, даже сохранилась почтовая станция. Мы тоже переночевали в Гудаури и наутро были вознаграждены шикарными видами заснеженных гор с проплывающими туманами. Очень хотелось на подняться на фуникулерах до 3300 метров, но летом они не работают, к сожалению. Лучший вид на горы, как мне кажется — в Новом Гудаури: 42.469555, 44.482981.

Маршрут по Военно-Грузинской дороге

Горы в Гудаури.

Арка дружбы

Яркая, красивая, самобытная достопримечательность ВГД. Арку воздвигли в 1983 году. Если любите советские мозаики, вам точно понравится! Виды отсюда открываются замечательные. Если не боитесь, можете полетать на параплане.

Арка находится слева от дороги, прямо на краю обрыва — видно ее издалека. Есть большая парковка, куча ларьков с едой и сувенирами. Координаты: 42.493802, 44.452734.

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

Мозаичная Арка дружбы.

Нарзан

После Крестового перевала вы будете проезжать рыжий травертин — минеральный источник. Если спуститься от парковки вниз, можно набрать минеральной воды. Необычное место, но мы уже были на таких в Джилы-Су и Памуккале, поэтому не останавливались. Координаты: 42.531728, 44.471448.

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

Рыжий травертин прямо у дороги.

Деревня Сно

Чтобы попасть в это уединенное место, нужно всего-то немного свернуть с дороги. Тут очень красиво: махонькая деревушка со старинной сторожевой башней, похожей на ингушскую, рекой, памятником царю Горгасали и живописной поляной с валунами, на которых вырезаны лица знаменитых грузин. Координаты поляны: 42.607348, 44.632284.

Еще дальше начинается дорога на Джуту, где можно полюбоваться на красивые зубцы горы Чаухи, но для этого нужно выделять день с ночевкой. Мы ради любопытства проехали немного дальше, но затем вернулись на ВГД.

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

Старая сигнально-сторожевая башня в деревне Сно.

Гергети

Тут находятся две самые главные достопримечательности Военно-Грузинской дороги — гора Казбек и церковь Гергети на высоте 2170 м. Казбек из-за погоды мы не увидели, зато насладились церковью.

Гергетская церковь 14 века выглядит волшебно на фоне гор. Она то полностью укутывается в туманы, то выныривает и купается в редких лучах солнца. А вот изнутри церковь совсем не впечатлила. Рядом есть смотровая площадка, откуда видны поселки Степанцминда и Гергети.

К церкви можно подняться пешком примерно за 1,5 часа или на машине минут за 40. Так как у нас было мало времени и было холодно и дождливо, мы поднялись на машине. Если у вас нет авто, местные за плату вас довезут — внизу туристов поджидают машины.

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

Гергетская церковь в туманах выглядит волшебно!

Сколько нужно времени на ВГД

Обычно туристы выделяют на Военно-Грузинскую дорогу один световой день, и все экскурсии рассчитаны именно на этот срок. Но мне больше по душе наш способ: увидеть часть ВГД в закатном свете, переночевать в приятном отеле, проснуться на рассвете с видом на горы и продолжить неспешное путешествие.

Где ночевать

Так как мы отправились изучать Военно-Грузинскую дорогу аж из самого Кутаиси, за световой день посмотрели лишь начало маршрута. Сумерки застали нас в Гудаури, и мы заселились в классный спа-отель Tsar Bani 3*. Очень советую! Выбирали его по фото, отзывам и рейтингу. Интересный интерьер, тепло, удобный заезд, шикарный вид на горы. Можно пить кофе и любоваться. В отеле можно поесть, но еда не слишком вкусная. Наш номер с балконом и видом на горы летом стоил около 1500 рублей в сутки.

Если бы мы ехали из Тбилиси, то заночевали бы в Степанцминде (Казбеги), чтобы посмотреть Казбек и проехать к Гвелетским водопадам. В Степанцминде много отелей и гостевых домов. Из всех выделается красивый и модный Rooms Hotel Kazbegi 4*. Номера стоят от 9000 рублей в сутки на двоих.

Однако мне больше приглянулись домики с панорамными окнами в отеле Kazbegi View: они в два раза дешевле, но так же красивы. Вообще в Степанцминде трудно выбрать жилье — все такое стильное, посмотрите сами:

  • Kazbegi cabins
  • Landscapes Hotel
  • Kazbegi Targmani Cottages
  • Elia Loft
  • Capra Hotel Kazbegi

Ищите отели со скидками на Хотеллук. А классные квартиры смотрите на Booking.com — там огромный выбор жилья на любой вкус и кошелек.

Что посмотреть на Военно-Грузинской дороге

Наш уютный номер в отеле Tsar Bani.

Где поесть

В горах мало кафе, поэтому возьмите перекус с собой. Можно купить продукты в супермаркете Spar в поселке Натахтари: 41.921219, 44.728932.

Мы ели в Гудаури в нашем отеле, но вообще на курорте видели несколько кафе и ресторанов. Хотя больше всего их в Степанцминде. Там мы обедали в ресторане Cozy Corner и пробовали вкусные национальные блюда: у них отличные шашлык, пхали и хачапури по-аджарски. Координаты ресторана: 42.660941, 44.641135.

Почитайте наш путеводитель по грузинской кухне с ценами.

Аджарский хачапури

Аджарский хачапури.

Где брать экскурсии

Если вы не можете арендовать авто, а на автобусах ехать не хочется, не огорчайтесь. Всегда можно взять экскурсию, благо их по Военно-Грузинской дороге предлагают много! В этом даже есть свои плюсы: вам все покажут-расскажут, а рулить не нужно. Самая популярная экскурсия по ВГД — у гида Артура.

Все экскурсии мы покупаем только на нашем любимом сервисе Трипстер. Там можно прочесть реальные отзывы туристов, поэтому легко выбрать хорошую и интересную экскурсию. Цены ниже, чем у уличных продавцов, а надежности больше. К тому же там собраны уникальные авторские туры, которые покажут вам страну с новой стороны. От души рекомендую.

Посмотрите нашу подборку лучших экскурсий по Грузии.

Военно-Грузинская дорога. Одна из самых красивых дорог для путешествий

Военно-Грузинская дорога достойна отдельного рассказа. Если вы хотите узнать о достопримечательностях Грузии, и если вы собрались в путешествие на машине в Грузию из России, то знакомство с красотами и достопримечательностями этой страны начнётся именно с этой высокогорной трассы. Ну а если прилетите в Грузию на самолёте и возьмёте в аренду авто, то я непременно бы рекомендовал отправиться на Военно-Грузинскую дорогу.

Я, правда, предпочитаю добираться в любую точку на карте на своём авто. И потому буду описывать одну из самых живописных дорог именно с части въезда на неё в Россию. Тем же, кто собирается заезжать с другой стороны, со стороны Тбилиси, статья может также быть полезна. И лишь с той разницей, что перечень достопримечательностей и дорожных особенностей, описываемых в статье, можно учитывать в обратной хронологии.

Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога

Проезжал я по Военно-Грузинской дороге на своём авто четырежды за последние несколько лет.  Первый раз это было в 2012-ом году. За это время дорога и её состояние  изменились существенно. Как и инфраструктура, которая не могла не развиваться в связи с сильно возросшим потоком туристов. И особенно — из России.

Этот мой фотоотчёт — об удивительной и красивой дороге. (Немного отвлекаюсь от описания своего очередного северного путешествия (вот этого — «На авто на Терский берег»). Ну, не беда. Всему своё время, а для читателей и подписчиков сайта, эта статья – будет приятным, надеюсь, разнообразием)

Едем в Грузию на машине. Что нужно знать

Для начала, конечно, стоит упомянуть о том, что нужно знать, если вы собираетесь на своём авто в Грузию. С 2018 года правила въезда несколько изменились. Например, добавилась оплата страховки. Теперь она обязательна для всех машин с иностранными номерами, въезжающих в эту страну на срок более 15 дней. Подробно я описал обо всех процедурах и нюансах прохождение российско-грузинской границы на машине в этой своей статье:

«Самостоятельно на авто в Грузию. Прохождение МАПП Верхний Ларс (Россия) – Дарьяли (Казбеги, Грузия). Подробности»

Военно-Грузинская дорога. Описание, исторические факты. Личные впечатления и фото

Для того, чтобы пояснить, почему Военно-Грузинская дорога является настоящей достопримечательностью Грузии, стоит немного углубиться в историю её создания, появления и существования.  После первого своего автопутешествия по ней у меня даже появилась идея — приехать сюда на месяц-другой и пожить в окрестностях этой дороги. И сделать отдельную фотоисторию.  Но этот план я до сих (увы) не осуществил в полной мере. А лишь только частично.  Но это стоило бы того. Судите сами…

История Военно-Грузинской дороги

Нынешнее название дорога получила в начале 19 века. После того, как в 1803 году российское военное ведомство под руководством генерала от инфантерии, Астраханского генерал-губернатора, главнокомандующего в Грузии (в те годы только что вставшей под протекторат России) князя П. Д. Цицианова занялось реконструкции этой важной транспортной артерии, соединявшей Закавказье с Северным Кавказом. Строительные работы по укреплению пути шли на протяжении древней старой горной дороги, известной ещё со времён Древнего Рима.  До нашего времени сохранились упоминания об этом пути историка Римской Греции Страбона.  Его  «География»  описывает и эту часть известной на тот момент Ойкумены. До 19 века эта горная дорога носила название Дарьяльского прохода.  Или как её ещё называли на местных (осетинских, например) диалектах – «дорога Небесного ущелья».

После подписания в 1783 году Георгиевского трактата между Картли-Кахети и Россией связь между этими регионами заметно оживилась. И потому было принято решение об улучшении единственной прямой транспортной артерии.  Той самой дороги, которая и называется с начала 19 века «Военно-Грузинской».

Так, к 1814 году по дороге можно было уже перемещаться в экипажах, а в 1817 году было налажено регулярное почтовое экспресс-сообщение.

В настоящее время дорога имеет протяжённость в 208 километров

И свой отсчёт начинает от города Владикавказ (Россия), заканчивая в Тбилиси. (Или наоборот). Высшей точкой трассы является Крестовый перевал (2379 м — это по Википедии, а на самом знаке «Крестовый перевал» другая отметка — 2 395 м. Как на моём фото, что ниже).

Военно-Грузинская дорога. Отметка высоты. На знаке на Крестовом перевале

Военно-Грузинская дорога. Отметка высоты на знаке на Крестовом перевале

В настоящее время дорога имеет полностью твёрдое покрытие. Шоссирование её началось ещё в далёком 1863 году. Интересный факт, что накануне Первой мировой войны планировалось пустить по дороге трамвайное сообщение. От Владикавказа до Тифлиса. Но этим планам не было суждено сбыться.

Проезжая по Военно-Грузинской дороге можно хорошо представить, что видели вокруг себя проходя этим путём Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай II, Коста Хетагуров, Лев Толстой, Антон Чехов или Владимир Маяковский. Несмотря на один из планов строительства в 19 веке о перенесении части дороги через Гудамакарское и Гудушаурское ущелья и Квенатский перевал,  планам этим не суждено было воплотиться в жизнь. И дорога проходит (практически) тем же самым путём, что десятки и сотни лет назад.

Из Владикавказа в Тбилиси. Личные впечатления от дороги (описание по этапам и частям пути)

Впервые отправившись на эту дрогу, помню свои впечатления и сейчас.  В следующие разы захватывающие дух картины, которые в любом случае предстоит увидеть каждому, кто путешествует по этой дороге, нисколько не потеряют свой свежести и красоты. Уж точно.

Проехав Владикавказ, через совсем непродолжительное время, прямо по курсу, от самого края и до края горизонта, выросла стена Кавказского хребта. Которая поднималась сплошным грандиозным и величественным барьером.  Вздымаясь всё выше и выше, по мере приближения к ней.  В ясную безоблачную погоду – зрелище непередаваемое.  Эта дорога была для меня первой подобной горной трассой такого уровня.  А так как отзывов об этом пути было не так много, как сейчас, да и толком я ещё не ездил по горам (2010 г.,Греция, Крит – не в счёт, там я по таким высотам не колесил), то ощущения были очень волнительные. «Как? Вот сейчас я поеду через эту горную стену?»

Снег в горах Кавказа

Снег в горах Кавказа

Но боязни не было особой.  Врождённый авантюризм даёт о себе знать.  (Сейчас, конечно, эти высоты, перевалы и серпантины после Киргизии, Таджикистана, Памира и Памирского тракта даже как-то с некоторой улыбкой остаётся вспоминать).

Трудности и опасности Военно-Грузинской дороги

И перед той поездкой, да и сейчас тоже, я встречаю в Сети отзывы о трудностях проезда по Военно-Грузинской дороге. О том, что она входит в некие списки «дорог смерти». Входит, входит. Как и любая горная дорога.

С серпантинами, обрывами, перевалами и ущельями.  На любой горной дороге нужно быть внимательным. И здоровая предусмотрительность и осторожность не помешает. Никто не отменяет осыпи, обвалы, камнепады, сели и другие «прелести», свойственные горным дорогам.  Отмечу только для тех, кто в первый раз собирается ехать в горы и сразу — на Военно-Грузинскую дорогу, и думает, сможет он проехать по этой дороге или нет, отвечу: «Сможет».

Во-первых: здесь не такие уж и большие высоты.  Даже самая высокая точка дороги – Крестовый перевал, не выше 2 500 тысяч метров. И это единственное место, где дорога поднимается до такой высоты. Во-вторых: покрытие дороги — сейчас идеальное (даже не сравнить с предыдущими годами). Ну и в-третьих: условно есть только один относительно сложный участок. И он не такой уж и протяжённый.

Но, начну по порядку…

Верхний Ларс (Россия) — Грузия, Казбеги (Степанцминда). Состояние и описание Военно-Грузинской дороги сейчас

Вот мы прошли российско-грузинские кордоны и выехали из приграничной зоны. И двигаемся мы по живописному Дарьялскому ущелью. Первым крупным грузинским населённым пунктом, в котором я настоятельно рекомендую остановиться – будет Степанцминда (Казбеги). Это село не проехать мимо. Дорога проходит по центральной его улице.

Когда-то, раньше, здесь были отдельные населённые пункты Степанцминда и Казбеги. Ныне они слились в один большой посёлок.

От грузинского МАПП (границы) до Степанцминды примерно 11 километров. Дорога — отличный асфальт. Движение двухполосное.

Сам посёлок находится на высоте примерно 1500-1700 метров над уровнем моря. Но высота эта не ощущается. Вокруг — горы и горные долины.

Остановившись в Казбегах, можно лицезреть величественный Казбек. Одну из самых высоких гор Кавказского хребта (высота 5033 м). Он очень хорошо виден практически в любую погоду.

Вид на Казбек из Степанцминды

Вид на Казбек из Степанцминды

Сами Казбеги (Степанцминда), особенно сейчас, очень сильно наводнены заезжим туристом. Но всё же здесь можно застать аутентичный быт местного населения. (Вот, например, как я наблюдал древнюю игру в «кочи» на улице).

Кроме того, здесь, на одной из ближайших вершин (чуть выше посёлка, 2170 м) находится удивительная церковь «Гергетис Цминда Самеба» (Церковь Святой Троицы в Гергети).

Церковь Цминда Самеба. Гергети

Церковь Цминда Самеба — действующая. И очень красиво смотрится как с низу, так и в непосредственной близости. А с вершины, на которой она находится, открываются величественные виды на ближайшие окрестности и саму Степанцминду-Казбеги.

Вид на Казбеги (Степанцминду) от Церкви Гергети

Вид на Казбеги (Степанцминду) от Церкви Гергети. Хорошо просматривается мост через Терек. Это Военно-Грузинская дорога, проходящая центральной улицей через посёлок

(Подробнее я рассказал в этой статье: «О монастыре Гергети в  Казбегах и Степанцминде»)

В Степанцминде развитая инфраструктура для туристов и путешественников. В посёлке есть АЗС

Далее, двигаясь по Военно-Грузинской дороге в сторону Тбилиси, дорога начнёт немного подниматься вверх. Но особо крутых перевалов и серпантинов с обрывами практически нет. Полотно дороги — отличного качества. Виды вдоль дороги открываются чрезвычайно живописные:

Виды вдоль Военно-Грузинской дороги

Виды вдоль Военно-Грузинской дороги
Виды вдоль Военно-Грузинской дороги
Покрытие Военно-Грузинской дороги
Терек. Русло вдоль дороги
Терек. Русло вдоль дороги
Горный пейзаж
Горный пейзаж

Буквально через несколько километров от Степанцминды у самой дороги явит себя ещё одна местная достопримечательность

Застывшие минеральные источники

Да, кстати, забыл упомянуть, что после российского МАПП до грузинской границы предстоит проехать через три тоннеля. Они находятся на нейтральной полосе. И там я бы не советовал останавливаться для их осмотра. Граница, всё-таки. А тоннелей ещё будет на пути. Как вот тут, на кадрах, что ниже. Этот тоннель находится практически перед самыми минеральными источниками:

Тоннель. Военно-Грузинская дорога

Тоннель. Военно-Грузинская дорога

Справа от дороги расположен известковый, застывший каменный «водопад». Мимо проехать — исключено. Этот «водопад» хорошо виден с дороги. Вокруг обязательно будет припарковано несколько машин с туристами. А также, рядом, мобильные лавочки торговцев.

Минеральный, застывший "водопад"

Минеральный, застывший «водопад»

У этого природного «языка» обустроена каменная ниша. В которой можно набрать минеральной воды.

А тут же расположен ещё один тоннель, который выглядит вот так:

Военно-Грузинская дорога. Тоннель

Военно-Грузинская дорога. Тоннель

Не знаю, насколько эти тоннели важны в нынешнее время, но внутри они не производят впечатления постоянно используемых. Скорее даже наоборот.

Тоннель внутри

Тоннель внутри
Торговля сувенирами возле минеральных источников
Торговля сувенирами возле минеральных источников. На заднем плане — тоннель

Проехав минеральный «водопад» — стоит ожидать, пожалуй, самого интересного. Дорога идёт на подъём. Следующая знаковая точка — Крестовый перевал. Высшая над уровнем моря отметка Военно-Грузинской дороги.

Кстати, обратите внимание на качество дорожного полотна на кадре, что ниже. Это фото я сделал в 12 году. Сейчас здесь — отличнейший асфальт. Что будет видно на следующих фото. Которые я сделал в последующие годы.

Асфальт на Военно-Грузинской дороге в 2012 -ом году

Асфальт на Военно-Грузинской дороге в 2012 -ом году. Сейчас здесь — идеальный асфальт

Военно-Грузинская дорога. Крестовый перевал

Военно-Грузинская дорога. Крестовый перевал

Военно-Грузинская дорога. Крестовый перевал

Крестовый перевал так назван в честь памятного знака, креста. Который был установлен здесь в 1824 году. Это — высочайшая точка Военно-Грузинской дороги (2 395 м — так написано на знаке перевала). Если следовать по направлению от российской границы — то справа от дороги будет набольшая стоянка. На ней установлена стела, а чуть поодаль и сам крест.

Вот так выглядела стела раньше:

Стела с отметкой высоты на Крестовом перевале

Стела с отметкой высоты на Крестовом перевале. Грузия
Стела с отметкой высоты на Крестовом перевале
Стела с отметкой высоты на Крестовом перевале

Сейчас здесь всё подновили, сделали асфальтное покрытие на стоянке и возле самого знака. На фото ниже это хорошо видно. Как и то, что асфальт и самой дороги — стал идеальным:

Стела у Крестового перевала. Военно-Грузинская дорога

Стела у Крестового перевала. Военно-Грузинская дорога
Стела у Крестового перевала. Военно-Грузинская дорога
Стела у Крестового перевала. Чуть далее — виднеется памятный крест. (Справа в кадре). Военно-Грузинская дорога

К слову, хочу отметить, что дороги в Грузии — отличные. Платных дорог — нет. Но отличное качество касается крупных и центральных дорожных артерий. Дороги в горные селения, периферийные — часто труднопроходимы. Или непреодолимы вовсе для автотранспорта с низким клиренсом.

Являясь высшей точкой Военно-Грузинской дороги, перевал Крестовый ведёт из долины реки Терек в долину Арагви. Ну а сама дорога идёт через Главный Кавказский хребет.

Всякий раз проезжая этой дорогой, я делаю остановку на Крестовом перевале. И делаю несколько памятных фото.

Далее, по направлению к Тбилиси, дорога — только на спуск. И следующая достопримечательность, мимо которой не проехать, оставив её без внимания — это «Арка Дружбы Народов».

Арка Дружбы народов. Описание. Фото

Арка Дружбы Народов — эпическое сооружение, воздвигнутое здесь в 1983 году. В честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией.

Объект находится в достаточно ветхом состоянии.  Видно, что за Аркой не смотрят и не подновляют.  Но и сейчас она смотрится достаточно самобытно. Особенно впечатляет вид со стороны. Если сделать остановку чуть раньше, не доезжая до Арки, двигаясь с севера. То можно увидеть вот такую картину:

Военно-Грузинская дорога. Арка Дружбы Народов

Военно-Грузинская дорога. Арка Дружбы Народов

Возле самой Арки и на ней —  есть балкончики, прямо нависающие над ущельем. Открывающиеся виды — захватывают дух.

Смотровые площадки у Арки Дружбы Народов

Смотровые площадки у Арки Дружбы Народов
Пейзажи у Арки Дружбы Народов
Пейзажи у Арки Дружбы Народов
Пейзажи у Арки Дружбы Народов
Пейзажи у Арки Дружбы Народов
Вид с балконов Арки
Вид с балконов Арки
Вид с балконов Арки
Вид с балконов Арки

С ностальгией вспоминаю былые годы. Когда тут, возле Арки, не было ни торговых палаток, ни толп туристов. Так, случайно кто-то при тебе заедет, двигаясь по Военно-Грузинской дороге. И только.

Приятно было постоять на балкончиках арки. С них очень хорошо просматривается головокружительная высота ущелья. Где внизу своими перламутровыми водами блистает небольшое озерцо.

Вид на Арку Дружбы Народов. Справа в кадре - озерцо на дне ущелья

Вид на Арку Дружбы Народов. Справа в кадре — озерцо на дне ущелья

Сейчас приехать на арку и не застать здесь групп туристов и обилие лавочек торговцев сувенирами – исключено.

Раньше здесь было так:

Военно-Грузинская дорога. Арка Дружбы Народов

Военно-Грузинская дорога. Арка Дружбы Народов
Военно-Грузинская дорога. Арка Дружбы Народов
Военно-Грузинская дорога. Арка Дружбы Народов

А сейчас так: 

Торговые точки на Арке Дружбы Народов

Торговые точки в Арке Дружбы Народов

Арка находится на высоте 2384 метра. А ущелье, на краю которого она сооружена – это ущелье Арагви.  (Туда, кстати, к тому маленькому озерцу, что внизу ущелья, можно проехать на авто. Но для этого нужно спуститься по дороге ниже.  До Гудаури.  А машинка понадобится, скорее всего, с хорошим клиренсом и подвеской)

Проехать мимо Арки, и не сделать несколько фото, не полюбоваться прекрасными видами – непростительно.

Проведя здесь некоторое время… двигаемся дальше. Всё ниже)

Гудаури

И, как я уже упоминал, теперь дорога только на спуск. По мере движения перед глазами вырастают первые постройки высокогорного селения.

Вид на Гудаури при подъезде по Военно-Грузинской дороге с севера

Гудаури при подъезде по Военно-Грузинской дороге с севера

Уже подъезжая к Гудаури начнутся крутые повороты и уклоны на дороге. Но это, всё же, пока что не самая трудная часть пути.  Крутой серпантин начнётся несколько дальше.

Признаюсь, Гудаури я всегда проезжал транзитом.  Это самый высокогорный посёлок на Военно-Грузинской дороге, примерно в 150 км от грузинской столицы.  Для меня он всегда ассоциируется с горнолыжным отдыхом. И это не для «красного словца». Это действительно так.  В Гудаури находится один из самых посещаемых и известных горнолыжных курортов на Кавказе и в Грузии.  Здесь оборудованные трассы, гостиницы и отличный сервис на любой вкус.  Каждый, кто увлекается горными лыжами или подобным активным отдыхом  – найдёт здесь искомое.

Но, к слову, летом из Гудаури можно на подъёмнике подняться на гору Садзели (3268 м).  Сам подъём разбит на три участка. Цены на каждый – вполне демократичны. Если оплатить билет сразу за три участка – это всего 12 лари.

А также от Гудаури  можно добраться до монастыря  Ломисси

К монастырю ведет пешеходная тропа. О которой есть вся информация у местных жителей и гидов.

Ломисси – это православный высокогорный монастырь. Летом подъем к нему займёт не более 2-3-х часов. Зимой туда организовывает ски-туры с инструкторами. С Ломисси связан культовый грузинский праздник Ломисоба. Обычно он проводится на седьмой неделе после Пасхи. Праздник Ломисоба – пример языческих традиций, наложенных на христианские верования.

Вокруг Гудаури есть куда сходить, если вы любитель трекинга.  Или покататься на горных байках, полетать на парапланах над горными ущельями и долинами. Здесь есть всё необходимое для активного отдыха как летом, так и зимой. Ну а про окружающие пейзажи я даже упоминать не буду. Вся Грузия – это бесконечный, удивительный и абсолютно разнообразный пейзаж.  Если вы проедете по её дорогам несколько тысяч вёрст (как я) – то сами в этом убедитесь).

После Гудаури начинается самая сложная часть пути Военно-Грузинской дороги. Это…

Земомлетский (Млетский) спуск. Самый крутой серпантин и спуск на Военно-Грузинской дороге

Земомлетский спуск

Земомлетский спуск

После это спуска высокогорная часть Военно-Грузинской дороги — заканчивается.  Но, прежде чем спускаться в долину Арагви, нужно преодолеть крутой серпантин. Многие повороты на котором будут под прямым углом, а участки пути будут проходить по самому краю ущелья.

Ущелье

Ущелье

Протяжённость этого серпантина не такая и большая. Но. Нужно преодолеть шесть головокружительных крутых петель. А преодолев их дорога до самой конечной своей точки, Тбилиси, больше не поднимется на какую-либо  значимую высоту.

Хочу отметить, что иногда у пассажиров, что были со мной в машине возникали некоторые не очень приятные ощущения от прохождения этого серпантина. Дамы иногда хватаются за сердце, если дорога с правой стороны слишком близко подходит к краю обрыва. А в другом своём путешествии, когда на заднем сидении ещё присутствовала дочка — у неё появилось чувство некоторого головокружения. Но это всё объяснимо. И для подобных участков на любой горной дороге, конечно же, всегда больше «достаётся» не тому, кто за рулём. Водителю на подобные «пустяки» обращать внимание по ходу движения — некогда. Нужно следить за дорогой.

Несмотря на то, что на всём это небольшом участке дороги нанесена сплошная полоса, установлены знаки «Обгон запрещён» — не удивляйтесь тому, что вас на коротких участках прямых, между крутыми поворотами, могут обгонять местные джигиты. Через сплошную и входя в «слепой» поворот. Но для Грузии, Кавказского региона — это обычное дело.

Земомлетский серпантин. Немного истории

Строительство этого серпантина начато в 1857 г. и закончено осенью 1863 г. Проект участка был разработан  талантливым инженером Б.И. Статковским. Он был командирован на 15 месяцев в Западную Европу для ознакомления с методами строительства горных дорог и троп.  Особые трудности ждали строителей на Млетском спуске. В скальных стенах, образованных лавами вулкана Сакоха-Садзели, были вырублены ярусы-площадки, укрепленные подпорными стенками из извести. Обрывистые места ограждали каменными парапетами. Млетский серпантин представлял собой один из выдающихся образцов инженерного искусства и мог служить образцом для европейских шоссейных дорог того времени.

Подчеркну, что данный серпантин — совсем не повод пугаться. Достаточно типичный участок для многих высокогорных дорог.

Итак… проехав этот крутой серпантин, глазам каждого путешествующего откроется ещё одна жемчужина из россыпи достопримечательностей Военно-Грузинской дороги. Это

Крепость Ананури

Двигаясь с севера, после Земо-Млетского серпантина, по левую сторону от дороги, глазам любого путника откроются прекрасные виды крепости Ананури. Это древнее оборонительное сооружение возникло здесь в 16 веке. И расположено оно здесь не случайно.  Тот, кто контролировал своеобразные «ворота» Дярьяльского прохода, тот держал контроль над ближайшими регионами. И именно такими своеобразными воротами на этом древнем пути и являлась крепость Ананури.  Также на её территории сохранились несколько храмов. Их купола-башенки живописно смотрятся на фоне окружающих гор и Жинвальского водохранилища.

Крепость Ананури. Военно-Грузинская дорога. Грузия

Крепость Ананури. Военно-Грузинская дорога. Грузия

Я останавливаюсь возле этой крепости каждый раз, держа путь по Военно-Грузинской дороге.

Посещение крепости бесплатное.  Здесь есть, что посмотреть. Как внутри крепости, так и в непосредственной близости от неё.

Подробный мой рассказ о крепости  Ананури, её истории и церквях на этой страничке сайта: Ананури

Рядом с крепостью – оборудованная удобная автостоянка.  На которой всегда идёт бойкая торговля сувенирами.  А несколько небольших кофеен всегда готовы угостить вас местной традиционной кухней и чашкой крепкого кофе. (Кстати, про кофе.  В Грузии всегда уточнят, какой вы предпочитаете. И, если вам предложат «турецкий» — выбирайте его.  Это будет настоящий, сваренный в турке, с очень плотной гущей, несладкий (как и должно быть) очень и очень крепкий кофе. Такой кофе варят во всей Грузии. Рекомендую)

От крепости Ананури до Тбилиси всего ничего — около 70 километров.  По дороге отличного качества, без каких-либо серпантинов, доехать можно достаточно быстро. Тбилиси – условно, крайняя точка Военно-Грузинской дороги. Если отсчёт вести от Владикавказа. Но по пути, не доезжая всего нескольких километров до грузинской столицы, на Военно-Грузинской дороге находится ещё одна очень важная и знаковая достопримечательность этой страны.

Древняя Мцхета

Мцхета — древнейший город в Грузии. Летопись своего существования ведёт с IV — V в. до н.э. Ныне – небольшое поселение с числом жителей не более 8 000 тыс., Мцхета расположена у места слияния Куры и Арагви. Когда-то этот город был столицей Картлийского царства.  И был самым развитым центром Иберии (Иберия — более известное историческое название областей Южной, Западной и Восточной Грузии).

Мцхета

Мцхета

По одной из легенд, древнюю Мцхету основал один из ближайших потомков Ноя – Месхет. И не столько из-за прелести места, сколько из-за его удобного расположения. Город отстоит на пятьдесят лиг от Арарата — горы, к коей пристал после потопа Ноев ковчег.

Древнейший город Грузии достоин отдельного рассказа (мой рассказ о Мцхете —  в дальнейших моих статьях о путешествии в Грузию на авто), как и достоин отдельного посещения.

Рядом с Мцхетой находятся останки укреплённых резиденций крепостей Армазцихе и Бобрисцихе.  Один из древнейших монастырских храмов  в Грузии – Джвари (VI в.).  Кафедральный собор Светицховели и Шио-Мгвимский монастырь. А в своё время в Мцхете находилась кафедра Патриарха Грузии.  В древней Мцхете есть, на что посмотреть.  И сюда стоит приехать специально. Например, можно доехать до столицы Грузии Тбилиси, остановиться на несколько дней там (Тбилиси – один из самых колоритных городов, которые я видел), а уже из столичного города съездить специально в Мцхету. Впрочем, есть и другие варианты. Например, после Тбилиси вы направитесь к морю в Аджарию, или в аутентичную Сванетию — Мцхета будет у вас по пути.

P.S. 

В период с декабря по февраль-март на Военно-Грузинской дороге возможен сход снежных лавин. Дорогу, для расчистки завалов, а также из-за неблагоприятных погодных условий, могут на некоторое время закрывать. И движение на ней приостанавливается. Также, в зимний период для проезда через Крестовый перевал понадобятся цепи противоскольжения на колёса авто.

Я бывал на этой дороге летом и осенью (сентябрь-октябрь).  В эти времена года, а также весной, проблем с движением на дороге — никаких.

За сим, пожалуй, мой рассказ «Военно-Грузинская дорога» и подошёл к завершению.  Впрочем, на этом, конечно же, рассказы об этой стране – не закончатся.  О Грузии можно говорить бесконечно.

Приятных путешествий и впечатлений. Продолжение следует!

Перейти в рубрику: Автопутешествия. Инфо

В рубрику: Автодороги. Описание дорог

Оставить комментарий или подписаться на обновления темы можно в низу страницы 

Перейти в паблик Дранки в ВК или подписаться на него можно по ссылке :  Паблик Дранки в ВК».

Подписаться  на новые статьи на  сайте:

Военно-грузинская дорога: описание, достопримечательности на карте, координаты, фото

Военно-грузинская дорога — одна из красивейших трасс Кавказа, связывающая между собой два города – Владикавказ и Тбилиси и две страны – Россию и Грузию (плюс еще и Армению, куда по земле из России тоже можно попасть лишь по Военно-Грузинской дороге).

Другу верный друг поможет, не страшит его беда.
Сердце он отдаст за сердце, а любовь — в пути звезда.
Шота Руставели (Военно-грузинская дорога, Крестовый перевал, надпись на смотровой площадке)

Содержание статьи:

Общая информация

Как добраться до Военно-грузинской дороги из Тбилиси

  • Экскурсии по Военно-грузинской дороге
  • Трансферы от Gotrip

Достопримечательности Военно-грузинской дороги:

1. Мцхета

2. Натахтари

3. Крепость Ананури

4. Ломиси

5. Кайшаури

6. Смотровая площадка «Крест»

7. Гудаури

8. Крестовый перевал

9. Сиони

10. Поворот к деревне Сно и горе Чаухи

11. Троицкая церковь Гергети

12. Казбеги (Степанцминда)

13. Водопады и озеро Гвелети

14. Ущелье Дарьяли и российско-грузинская граница

Военно-грузинская дорога на карте

Военно-грузинская дорога тянется из Владикавказа на юг через Кавказский хребет и далее по административному краю Мцхета-Мтианети (столица – древний город Мцхета, бывшая столица Грузии). Мцхета-Мтианети — это потрясающе красивая гористая местность и саму Военно-грузинскую дорогу, являющуюся условной транспортной осью региона, я бы без колебаний отнес к самым живописным автомобильным дорогам нашей планеты.

Ее строительство началось в конце XVIII века после подписания в 1783 году Георгиевского трактата о переходе Грузии под протекторат Российской империи. Основав Владикавказ, свой главный форпост на Кавказе, Россия за 14 лет (с 1785 по 1799 год) построила дорогу на месте прежних горных троп. Позднее по ней на Кавказ пошли войска, и проехали многие известные люди — Пушкин, Лермонтов, Грибоедов.

Некоторые участки дороги прорубались в горной породе и на протяжении двух прошедших веков она являлась основным способом связи России с Грузией и со всем Закавказьем. Сейчас же Военно-грузинская дорога — это единственный легальный способ попасть в Грузию из России «по земле» — остальные автомобильные КПП (в Южной Осетии и Абхазии) закрыты по известным политическим причинам.

Почти на всем своем протяжении Военно-грузинская дорога — это бесконечная череда потрясающих горных пейзажей, особенно в Дарьялском и Гудаурском ущельях, в районе Жинвальского водохранилища и на Крестовом перевале.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Военно-грузинская дорога в районе Крестового перевала

Кроме того, вдоль дороги предостаточно и очень интересных рукотворных достопримечательностей, таких как древняя Троицкая церковь Гергети, крепость Ананури, замок царицы Тамары в Дарьяли, монастырь Джвари на горе над древней Мцхетой, средневековые сторожевые башни.

При наличии машины, на беглый осмотр основных достопримечательностей Военно-грузинской дороги нужен целый день. Разумно было бы не пытаться осмотреть все за один день и вернуться на ночь в Тбилиси, а заночевать в одном из городков по пути — например, в Степанцминде (Казбеги) или Гудаури.

Военно-грузинскую дорогу лучше всего осматривать, двигаясь на автомобиле от Тбилиси к российско-грузинской границе — или в обратном направлении, если вы едете в Грузию из России на своей машине. К слову, автомобиль для поездок по Грузии лучше всего арендовать на Localrent — по ценам, удобству и прозрачности условий это лучший поисковик авто в Грузии. Какие бы блоги и форумы вы не читали, все дороги ведут к ним.

В Грузию на машине из Москвы — где ночевать, платные участки, питание, бензин и прочее

На своей машине — если это не внедорожник — в поездку по Военно-грузинской дороге имеет смысл отправляться только летом. Зимой дорогу к северу от Крестового перевала нередко заваливает метровым слоем снега и ее закрывают на неопределенное время.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Военно-грузинская дорога зимой

Например, сель, сошедший в мае 2014 года, заблокировал дорогу на три недели, а в декабре 2016 до Гудаури можно было доехать только с южного направления — из Тбилиси, севернее Гудаури дорога была заблокирована снегопадами.

Актуальную информацию о состоянии Военно-грузинской дороги можно получить на российском КПП «Верхний Ларс» по телефону 8-867-275-27-53.

Если ехать без остановок, всю дорогу от границы до Тбилиси можно пройти часа за три с половиной — четыре, но лихачить и гнать очень не советую – ежегодно в авариях на горном серпантине бьется немало народу.

Важно! Как дешево купить хорошую страховку в Грузию:

Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам. Также рекомендую почитать подробную статью о выборе правильной туристической страховки — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.

Как добраться до Военно-грузинской дороги из Тбилиси

Если машины нет, то добраться до нужного места можно на маршрутке от тбилисской автостанции Дидубе – это самый дешевый, но и наименее удобный способ. Маршрутка от Дидубе до Гудаури стоит 7 лари, до Казбеги 10 лари.

Экскурсии по Военно-грузинской дороге

Самый же (имхо) удобный способ осмотра достопримечательностей Военно-грузинской дороги – заказать индивидуальную автомобильную экскурсию от местных жителей. В Тбилиси многие гиды предлагают такие авторские туры:

Вашими экскурсоводами будут местные жители – журналисты, писатели, фотографы – влюбленные в свой родной край и знающие о нем практически все. Вам расскажут множество интересных историй, покажут тайные смотровые площадки и лучшие нетуристические рестораны и кафе, посоветуют где лучше покупать сувениры. Во время бронирования экскурсии вам надо будет заплатить онлайн только 23 % от стоимости экскурсии – остальное отдается гиду перед ее началом.

Мои впечатления от посещения трех авторских экскурсии Тбилиси и окрестностям

Трансферы от Gotrip

Если с экскурсией не получается, до нужного места Военно-грузинской дороги можно добраться с помощью трансфера от местного онлайн-сервиса Gotrip. Цены там на 20-30% ниже, чем у уличных таксистов, а на этапе бронирования у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля в зависимости от отзывов прежних пассажиров. Учитывая джигитскую манеру езды грузинских уличных таксистов и их далеко не всегда исправные автомобили – очень полезная опция. Цена на сайте указана окончательная, торговаться уже ни с кем не придется.

Трансфер из Тбилиси в Мцхету (27 км) — от 17$ за всех пассажиров

Трансфер из Тбилиси в Ананури (67 км) — от 28$ за всех пассажиров

Трансфер из Тбилиси в Гудаури (122 км) — от 43$ за всех пассажиров

Трансфер из Тбилиси в Казбеги (154 км) — от 47$ за всех пассажиров

Достопримечательности Военно-грузинской дороги

1. Мцхета (15-й км)

Древняя столица Грузии, в чьей истории видную роль сыграли иностранцы: царь Вахтанг Горгасали (бывший по происхождению персом) перенес столицу страны из Мцхеты в основанный им Тбилиси, а Святая Нино, будучи гречанкой, истово проповедовала здесь христианство и превратила Мцхету в центр христианизации Грузии.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Мцхета, Монастырь Джвари

В наши дни Мцхета — это уютный небольшой городок, после реставрации превратившийся в своего рода «грузинский Суздаль» — древние храмы, седая история и толпы туристов.

Минимум на осмотр Мцхеты надо 3-4 часа, желательно же выделить целый день (с учетом дороги из Тбилиси и обратно). Гораздо удобнее остаться на ночь во Мцхете, чтобы на следующий день отправиться дальше на север — в Ананури и Гудаури, или вернуться в Тбилиси.

Во Мцхете рекомендую обратить внимание на отель Aragvi 4* (рейтинг 9.4, цена от 1500 рублей в сутки) расположенный в самом центре города, в двух шагах от храма Светицховели.

Координаты монастыря Джвари: 41.83811, 44.73315.

Координаты центра Мцхеты (Светицховели): 41.84251, 44.72096.

Подробнее о Мцхете и монастыре Джвари

2. Натахтари (20-й км)

Натахтари известно в первую очередь своим пивзаводом, который также выпускает отличные лимонады, и небольшим частным аэропортом, откуда на 20-местном винтовом самолете можно за час долететь до столицы горной Сванетии — города Местия. Вроде бы можно долететь и в Хевсуретию, но это я не проверял, точно не скажу.

Координаты Натахтари: 41.91965, 44.72791.

На 35-м километре Военно-грузинской дороги, недалеко от плотины Жинвальской ГЭС, расположен перекресток, от которого на северо-восток идет живописная дорога в  Хевсуретию — наряду с Тушетией и Сванетией это один из интереснейших горных регионов Грузии.

Координаты поворота на Шатили (столицу Хевсуретии): 42.11839, 44.77528.

3. Замок Ананури (43-й км)

Самый популярный средневековый замок в Грузии благодаря своей сохранности и идеальному расположению: двигаясь по Военно-грузинской дороге, его крайне трудно не заметить и проехать мимо (второй из наиболее сохранившихся грузинских замков, Греми, расположен в Кахетии).

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Замок Ананури

Один из самых лучших видов на Жинвальское водохранилище открывается в автомобильного моста возле крепости (по нему проходит Военно-грузинская дорога).

Координаты замка Ананури: 42.16365, 44.70268.

Подробнее о крепости Ананури

Недалеко от Ананури возле дороги возвышается монумент «300 арагвинцев», воздвигнутый в честь отряда горцев из долины Арагви, героически сражавшихся с персами в битве при Крцаниси в 1795 году.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Координаты монумента «300 арагвинцев»: 42.12986, 44.77182.

4. Ломиси (85-й км)

Здесь, у села Млета, проходит граница между Грузией и Южной Осетией. На горе Ломиси (2452 метра) стоит очень почитаемый монастырь Ломиси. Каждый год в середине июля (а точнее — в первую среду после Троицы) здесь устраивают праздник Ломисоба. Этот праздник очень любим местными горцами и, надо полагать, ненавидим местными баранами — им он часто стоит жизни. Баранов режут, жарят и кушают под грузинское вино и песни. В сам храм рекомендую подниматься только на этот праздник — в другое время могут возникнуть ненужные вопросы у грузинской и осетинской полиции и у российских солдат, охраняющих южно-осетинскую границу.

Начало тропы к монастырю Ломиси: 42.42929, 44.50768.

Южнее Млеты начинается так называемая Мтиулетия с центром в городке Пасанаури — на этом участке Военно-грузинской дороги можно увидеть сразу несколько грузинских оборонительных башен:

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

5. Кайшаури (92-й км)

Это место увековечено Лермонтовым в романе «Герой нашего времени»: именно здесь Печорин знакомится с Максим Максимычем и нанимает быков для перевозки вещей на гору. Севернее Кайшаури начинается крайне живописный и непростой для водителя горный серпантин, состоящий из 6 ярусов длиной 7 километров, который за несколько минут поднимет вас почти на 1000 метров вверх.

Координаты Кайшаури: 42.43451, 44.49737.

6. Смотровая площадка «Крест» (95-й км)

Рекомендую заехать и насладиться прекрасными видами — это первая по-настоящему стоящая горная смотровая площадка на пути с юга на север.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Вьюпойнт очень легко проскочить мимо, с дороги он почти не заметен.

Координаты смотровой площадки «Крест»: 42.43914, 44.49384.

7. Гудаури (100-й км)

Один из пяти горнолыжных курортов Грузии (остальные четыре — Бакуриани, Годердзи, Тетнулди и Хацвали) и самый популярный из-за близости к Тбилиси и к российской границе. Его популярность также можно объяснить вполне европейскими трассами, почти европейским качеством и ценами, узнав про которые, владельцы сочинского «Роза Хутор» горько бы расплакались.

Осматривая Военно-грузинскую дорогу, очень удобно использовать Гудаури как место для ночлега — выбор отелей и апартаментов весьма обширен (правда, и средний ценник выше, чем в Степанцминде или Мцхете — горнолыжный курорт, как-никак). От себя могу смело порекомендовать вот эти уютные апартаменты (рейтинг 9.1, цена 3700 рублей в сутки) и хороший отель Gudauri Inn 3* с изумительным видом на горы с балкона (рейтинг по отзывам 9.0, цена 3500 рублей в сутки). В обоих местах я останавливался зимой, приезжая в Гудаури кататься на лыжах.

ТОП-8 отелей и апартаментов Гудаури по соотношению цены и качества

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

В сети попадалась информация, что канатка на пик Садзеле работает и летом – к сожалению, это не так. По крайней мере в августе никакие канатки в Гудаури не работают.

Возле отеля Marco Polo 4* есть вьюпойнт — с него можно окинуть взглядом панораму Кавказских гор южнее Крестового перевала. Специально ехать к нему смысла нет (на Крестовом перевале виды лучше), а вот при движении по Военно-грузинской дороге мимо Гудаури заехать можно, все равно по пути.

Координаты Гудаури: 42.47088, 44.49187 (нижняя станция подъемника).

Добраться до Гудаури из Тбилиси можно на маршрутке от автостанции Дидубе за 2,5-3 часа (10 лари). Важно: зимой участок Военно-грузинской дороги между границей и Гудаури может быт закрыт из-за обильных снегопадов и лавин. Если вы хотите покататься в Гудаури на горных лыжах, имхо, лучше не рисковать и долететь до Тбилиси на самолете, а уже оттуда доехать за 3 часа до Гудаури на маршрутке (участок дороги между Тбилиси и Гудаури зимой практически никогда не перекрывают).

Подробнее о горнолыжном курорте Гудаури

Недалеко от Гудаури расположен интересный минеральный водопад (координаты  N42°31.900; E44°28.350):

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Примерно на полпути между этими источниками и Крестовым перевалом можно отведать отличного шашлыка из парной баранины.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Там обычно пасется отара, и предприимчивые чабаны тут же кое-кого из овец режут и жарят. В ответ на мой вопрос о цене, чабан ответил: «русским 15 лари, остальным — больше». Оказывается, горцы тоже хорошие маркетологи.

8. Крестовый перевал (105-й км)

Крестовый перевал является самой высокой точкой Военно-грузинской дороги — 2395 м. Если Дарьялское ущелье разделяет страны, то Крестовый перевал делит на части сам Кавказ: к северу от него расположен Северный Кавказ, к югу — соответственно, южный.

В 1824 году здесь воздвигли скромный монумент-крест, от которого и пошло русское название перевала, а позднее построили памятник «Дружба народов» в виде смотровой площадки:

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Виды с Крестового перевала

Недалеко от «Дружбы народов» при желании можно полетать на параплане. Полет длительностью 20-25 минут над Военно-грузинской дорогой стоит 300 лари. Я сам не летал, но, по словам инструктора, полет включает в себя некие «воздушно-акробатические трюки».

Координаты Крестового перевала: 42.50466, 44.45381.

9. Сиони (124-й км)

Это местечко может быть интересно всем поклонникам творчества Ильфа и Петрова: именно здесь Остап Бендер танцевал лезгинку под крики «Давай дэнги! Дэнги давай!». И произносил свое знаменитое «альпийское нищенство. Святое дело». Кроме литературных ассоциаций, местечко известно своей церковью Сиони — одной из древнейших в Грузии.

Координаты Сиони: 42.60328, 44.5804 (церковь).

10. Поворот к деревне Сно и горе Чаухи (131 км)

В 4-х километрах южнее Казбеги находится поворот в потрясающе живописное ущелье Сно, чьей жемчужиной является потрясающе фотогеничная гора Чаухи.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

От поворота  до деревни Сно ехать еще около 3-х километров. Дорога до деревни хорошая, асфальтовая, а вот дальше, в деревню Джута, где расположен базовый лагерь для восхождения на Чаухи, придется ехать по весьма разбитой грунтовке. Я однажды проехал-таки по ней на обычной легковушке, но рекомендовать это никому не буду. По мере подъема к Джуте мысли о том, что внедорожник тут был бы намного уместнее, посещают все чаще.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Дорога от Военно-грузинской дороги до деревни Сно

Помимо Чаухи, ущелье Сно знаменито своими каменными головами и одним из лучших видов на гору Казбек (по-грузински Казбеги):

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Координаты съезда к деревне Сно и Чаухи: 42.62576, 44.61235.

Грузия: долина Сно и горный массив Чаухи

11. Гергети

Эта гора, возвышающаяся рядом с Казбеком, известна прежде всего своей Троицкой церковью Гергети — одной из самых древних и почитаемых церквей Грузии. До перехода Грузии под российский протекторат в страну регулярно приходили «порезвиться» то арабы, то персы, то турки. А так как все они мусульмане, то ничего хорошего православным церквям ждать от них не приходилось.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Троицкая церковь Гергети

По этой причине во время очередного нашествия иноверцев в небольшую труднодоступную горную крепость свозили священные иконы и мощи — например, во время одного из персидских вторжений в Троицкую церковь Гергети привезли крест Святой Нино, который затем вернули в тбилисский собор Сиони. Место действительно потрясающе «атмосферное» и с очень мощной энергетикой — уж на что я нечувствителен ко всяким «местам силы».

Координаты Троицкой церкви Гергети: 42.66236, 44.62037.

Подробнее о Троицкой церкви Гергети

12. Казбеги (второе название Степанцминда, 135-й километр Военно-грузинской дороги)

Раньше это местечко называлось Казбеги — свое нынешнее название оно получило в честь святого Стефана (Степана). Это самый близкий к границе относительно крупный населенный пункт — мы, чтобы пройти границу как можно раньше, обычно в нем ночуем по дороге на своей машине из Грузии в Россию. Также Степанцминду удобно использовать как базу для трекинга по окрестным горам — например, к гиганту-Казбеку (5033 м).

В один из приездов в Казбеги нам повезло — обычно плотно укутанный облаками Казбек оказался отлично виден:

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Степанцминда: памятник Александру Казбеги (на заднем плане церковь Гергети и Казбек)

Монумент на центральной площади городка — это писатель Александр Казбеги, родившийся в небольшом горном селе недалеко отсюда. Произведения Казбеги очень чтил Сталин: по одной из версий, свой подпольный псевдоним Коба будущий «Отец всех народов» взял по имени одного из главных героев повести Казбеги «Отцеубийца» – в книге это «честный разбойник», борец за справедливость.

Координаты Казбеги (Степанцминды): 42.65819, 44.64095.

13. Водопады и озеро Гвелети (140-й км)

Два живописных водопада расположены всего в 4-х километрах от границы, в очень симпатичной можжевеловой роще. Если позволяет время, советую к ним прогуляться — треккинг будет несложный, полтора километра в одну сторону — но очень приятный.

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Нижний водопад Гвелети

Координаты Гвелети: 42.71079, 44.62561 (парковка).

Подробнее о водопадах Гвелети

14. Дарьялское ущелье и российско-грузинская граница (147 км Военно-грузинской дороги)

Дарьялское ущелье, по дну которого течет бурный Терек, в древности именовавшееся «Воротами Кавказа» и по которому в настоящее время проходит государственная граница между Россией и Грузией, удостоилось описания таких титанов русской словесности, как Пушкин («Путешествие в Арзрум…») и Лермонтов – в поэме «Демон».

С российской стороны пограничный КПП называется «Верхний Ларс», с грузинской — «Дариали» (ранее «Казбеги»). Место очень живописное: на российской стороне возвышается Дарьялская крепость (или крепость царицы Тамары), до которой можно добраться лишь вплавь через Терек, ибо моста в этом месте через реку нет. Кстати, в скале под крепостью до сих пор сохранился дот времен боев советских солдат с альпийскими стрелками дивизии «Эдельвейс».

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

Рядом с грузинским КПП «Дариали» расположена православная церковь, чье название по-английски выглядит весьма забавно — «Святых архангелов Майкла и Габриэля».

Грузия Достопримечательности Военно-грузинской дороги

В последние пару-тройку лет работа пункта пропуска вроде наладилась, но, например, в 2015 году мы там стояли в очереди 8 часов. Если интересно, предлагаю почитать небольшой рассказ о том, какой в недавнем прошлом был бардак на границе (предупреждаю – ненормативная лексика!): Российско-грузинская граница на КПП «Верхний Ларс».

Координаты КПП «Дарьяли»: 42.74689, 44.62328.
Координаты КПП «Верхний Ларс»: 42.7541, 44.62888.

Военно-грузинская дорога на карте:

Если вы планируете свое самостоятельное путешествие по Грузии, поездку на выходные в Тбилиси, или отпуск на море в Батуми, рекомендую почитать мои статьи-подборки лучших отелей, гестхаусов и апартаментов:

12 лучших квартир в центре Тбилиси по соотношению цены и качества: 900-4000 рублей в сутки

9 лучших гестхаусов Тбилиси

20 хороших и недорогих квартир в Батуми

8 лучших отелей Батуми

Полезные статьи о Грузии:

Как добраться до Грузии из России — все способы

Что посмотреть в Грузии за 1 неделю

ТОП-30 достопримечательностей Тбилиси

Все пляжи Грузии — какой выбрать для отпуска?

Кутаиси: 25 лучших достопримечательностей города

Самые живописные дороги Грузии и Армении

Что посмотреть в Аджарии: ТОП-35 достопримечательностей

Имеретия: полный путеводитель по региону

Рача: путешествие в «грузинскую Швейцарию»

Дегустация вина в Кахетии: авторский путеводитель по самым лучшим местам

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В контакте vk.com/allmyworld.ru, а также подписаться на обновления сайта AllMyWorld.ru по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях!:-)

Приятного вам путешествия по Военно-грузинской дороге!
Ваш Роман Мироненко

Общество ,

05 мар, 10:32 

0 

Военно-Грузинскую дорогу закрыли для проезда из-за плохой погоды

МЧС: Военно-Грузинская дорога закрыта из-за плохой погоды

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Движение всех видов транспорта по Военно-Грузинской дороге приостановили из-за неблагоприятных погодных условий на территории Грузии. Об этом сообщило управление МЧС по Северной Осетии в телеграм-канале.

«В связи с ухудшением погодных условий на территории Грузии <…> запрещено движение всех видов автотранспортных средств», — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

Дорога перекрыта на участке от Владикавказа по направлению в населенный пункт Ларс. Путь будет открыт особым распоряжением, уточнили в МЧС.

Военно-Грузинская дорога — это связующий Грузию и Россию путь, который проходит через Главный Кавказский хребет.

4 марта дорога также закрывалась из-за ухудшения погоды и невозможности обеспечить безопасный проезд для водителей, позже ее открыли. В ведомстве предупреждали, что на территории Северной Осетии «в ближайшие дни прогнозируется комплекс неблагоприятных погодных явлений», в связи с чем возможно запрещение движения транспорта, в частности, на участке Транскавказской автомагистрали.

Четвертый день остаются закрытыми пункты пропуска на российско-грузинской границе. Виной тому снегопад в Грузии. Есть угроза схода лавин на автодорогу. Сейчас открытия дороги ждут уже около полутора тысяч транспортных средств, в основном, это большегрузы. Об обстановке у российского КПП «Верхний Ларс» рассказывает корреспондент «МИР 24» Чермен Улубиев.

Выглянувшее из-за туч впервые за несколько дней солнце согрело людей у российско-грузинской границы и дало надежду на скорое открытие дороги. Но пока шлагбаум на въезд в пункт пропуска остается закрытым. Солнечный день заставил дальнобойщиков взяться за лопаты. За несколько дней простоя машины засыпало снегом на 30 сантиметров. Чтобы не забуксовать в самый ответственный момент, когда дорогу откроют, колеса освобождают от снега заранее. Параллельно получают информацию с грузинской стороны.

«Там стоят мои знакомые в Коби. Говорят, снег уже не идет. Но пока безопасно не будет, чистить не начнут», – говорит дальнобойщик Шота Алпаидзе.

Сейчас только у пункта пропуска стоят около 500 автомобилей. Чтобы избежать гуманитарной катастрофы, МЧС России развернуло у КПП пункты обогрева. Там можно посидеть в тепле, зарядить телефон и выпить горячего чая.

«Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания настоятельно рекомендует гражданам, собирающимся пересечь российскую границу, уточнять обстановку, складывающуюся на Военно-Грузинской дороге и Транскавказской автомагистрали. В случае их закрытия воздержаться от поездок в данном направлении до нормализации обстановки», – подчеркнул заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания Максим Исаев.

Минувшую ночь Шариф Сафаров провел в гостинице. Машину оставил в пробке, чтобы не потерять очередь. Теперь очищает с нее снег. Шариф спешит в Азербайджан проведать маму.

«Моей маме 91 год. Еду проведать ее. Она сильно болеет», – поделился водитель.

Сегодня утром сотрудники противолавинной службы Грузии вышли на разведку склонов. Исследования снега показали, что дорожная техника может выехать на перевал. Вероятно, стояние у границы скоро завершится. Из Грузии поступают сообщения, что техника выехала на расчистку перевала. Значит, есть шанс на запуск движения в ближайшие часы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мобильные приложения для ресторанного бизнеса
  • Можно ли проехать по платной дороге бесплатно
  • Мобиус склад подольских курсантов часы работы
  • Медцентр на химиков 1 в серпухове часы работы
  • Могилевская областная библиотека время работы