Можно ли проехать на машине в грузию через цхинвал

Закавказье. Highlights
Закавказье. Рефлексия
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Цхинвал. Столица российского Пуэрто-Рико
ГРУЗИЯ
Как я добирался из Цхинвала в Тбилиси
Тбилиси. Эпизоды Часть 1. То, что было вокзалом

Вот так, по мнению Гугл.Карт, можно добраться из Цхинвала в Тбилиси. Впрочем, этот же ресурс утверждает, что можно напрямую добраться из Армении в Азербайджан, так что применительно к Закавказью доверять ему нельзя ни в коем случае.

Когда год назад я был проездом в Северной Осетии, один местный житель, владелец праворульного Nissan Teana, рассказывал, что, хотя у него нет загранпаспорта, они с друзьями катаются в Грузию через Южную Осетию по внутренним российским паспортам. Не исключаю, что какие-то лазейки там есть, но официально граница между РЮО и Грузией закрыта. И вместо 114-километрового пути, который проходил через шоссе Цхинвал — Гори, путешественникам, которые хотят добраться из южноосетинской столицы в грузинскую, приходится делать крюк через Владикавказ. И длина пути возрастает аж до 400 километров.

На выезде из РЮО (на российском КПП «Нижний Зарамаг») допрос почему-то был гораздо более серьезным, нежели на въезде. Меня спрашивали даже, какой вуз я закончил. Ну и, разумеется, что делал в Южной Осетии. Ответ «путешествовал» господ пограничников не то чтобы устроил. Так что пришлось включить рафинированного интеллигента: «У нас в России о послевоенном восстановлении Южной Осетии много чего говорят, вот решил съездить, чтобы составить собственное мнение». Пришлось также приврать, что жил в гостинице «Иристон», хотя на самом деле ночевал в доме у местных жителей и пил с ними легендарную безакцизную горькую, от которой несло спиртом, но которая на вкус был удивительно мягкой и чистой, как слеза ребенка.

Погода в предгорьях Северного Кавказа крайне изменчивая. Еще за день до этого во Владикавказе было ясно и жарко — а теперь там была изморось, порой переходившей в очень даже проливной дождь. Я приехал во Владик где-то полтретьего, и высадили меня в крупном спальном районе на правом берегу Терека. Мне предстояло найти банк, чтобы поменять там имеющиеся деньги на доллары (я ведь тогда еще думал, что доеду-таки до Ирана). Это оказалось ОЧЕНЬ трудной задачей! Думал, что на большом и широком проспекте Доватора, удастся быстро найти какой-нибудь банк. Однако в Северной Осетии с ними ситуация довольно сложная. У многих крупных частных банков филиалов там просто нет. Через двадцать минут исканий я все-таки нашел Сбербанк, вот только он не работал. В отделениях Северо-Кавказского банка выходной – не только воскресенье, но и понедельник… В конце концов нахожу на одной из соседних улиц какой-то местный банк с названием в духе НЭПа, но обмен валюты там попросту не работает! Решил хотя бы снять деньги через банкомат и очень удивился, увидев, что лимит на единовременное снятие – 7500 р. (а в некоторых банкоматах – 3500). Интересно, это на всем Северном Кавказе так?

В банке с трудно произносимым названием мне говорят, что нужно доехать до ЦУМа, рядом с которым есть обменник. Победа! У меня теперь на руках 700 долларов США, этого должно хватить на полтора месяца.

Lобираюсь до выезда из города. Встаю на обочине и ловлю машину. Очень долго никто не подъезжает – видимо, боятся брать перед границей. В конце концов меня соглашается подобрать ингуш в белой тонированной «Приоре» — ему надо в Чми, но он соглашается провезти меня на несколько километров дальше, в Нижний Ларс, от которого до границы рукой подать. Вроде бы адекватный мужик, хотя поначалу и вызывающий сомнения, т.к. на заднем сидении лежала бита. Высадив около придорожного магазина, покупает мне чай. В Нижнем Ларсе также пришлось ждать долго. Сначала какой пьяный дед-грузин приглашал меня в гости, но я отказался. Машины не останавливались – видимо, боялись брать просто-напросто.

Наконец, меня подбирает армянский грузовик. Водитель, Альберт, профессиональный военный, до 2006 года служил в Арцахе. Везет памперсы, конфетки, etc. Подъезжаем к границе и видим очередь из трех фур, которая не двигается. Оказалось, что на посту пересменок… Ждем часа два, за это время мне даже поспать удалось. Наконец, когда уже стемнело, и времени где-то без пятнадцати десять, очередь двигается, и мы встаем перед самым КПП. Сначала водитель проходит паспортный контроль, потом уходит на таможенный… Тем временем я не сижу в машине, а стою на улице. В шортах (но, правда, в куртке) — а температура воздуха градусов 15, не больше. Идет дождь. Жду час. Два. Водитель все не выходи из таможни. В конце концов Альберт появляется и говорит мне, что его задерживают здесь на неопределенный срок (потом не упускал возможности рассказать об этом случае в Азербайджане, там-то любые байки о фэйлах армян как бальзам на душу), а меня сейчас посадят на другой автомобиль. Отводит меня к пограничникам.

Ко мне подходит человек в штатском, который представляет сотрудником отдела по борьбе с контрабандой, и просит показать все содержимое рюкзака. Начинаю вытаскивать вещи — фотоаппарат, одежда, полотенце… После этого таможеннику были интересны лишь лекарства. Затем его коллега, простой пограничник, сказал, что найдет мне машину, а мне велел сесть на лавочку, потому что передвигаться по территории КПП пешком запрещено, и нарушителя могут оштрафовать. В результате меня посадили в старый, убитый автобус Ростов-на-Дону – Ереван, набитый добрыми, но немытыми и дурно пахнущими армянами. Отправили внутрь здания на штамповку паспортов.
Прохождение границы вместе с пассажирами автобуса заняло где-то час. Грузинские коллеги с «Верхнего Ларса» обслужили нас всего за 20 минут – потому что было не два, а пять окошек. Дальше был долгий и медленный путь до Тбилиси по горной дороге без освещения. 120 километров автобус проходил четыре часа, при этом один раз сломался.
В 5:30 утра меня высадили на автовокзале города Тбилиси. Так я прокатился на рейсовом автобусе бесплатно — и при этом вполне официально.

P.s. оказывается, Яндекс.Карты тоже думают, что между Южной Осетией и Грузией, а также Арменией и Азербайджаном граница открыта. Пруфы — здесь и здесь.

Евгений


  • #1

Подскажите, как можно попасть в Грузию не через Верхний ларс? Другие дороги есть? Может быть через Абхазию или Южную Осетию?

Нугзар


  • #2

Можно через Абхазию, но я вам не советую, лучше спокойно через Верхний Ларс. Лишние 300-400 км, но спокойно и без проблем в дальнейшей прививании в Грузии.
ПОСЛЕ АБХАЗИИ ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ПОВТОРНО ПОПАСТЬ В ГРУЗИЮ. Вас задержат и отпустят только через уголовное дело и решения прокуратуры Грузии (если вообще не развернут назад с границы) и если причины пересечения границы Грузии через Абхазию в прошлом не вынужденная мера (оползни или сель на Вернем Ларсе) вас не пустят в Грузию.
Так что мой вам совет: полагаясь на свой опыт (я сам грузин, живу в РФ и езжу часто домой разов 10 в год и сам и с друзьями) будьте благоразумны и не ищите приключении на свой з……. в другой стране, езжайте спокойно через Владикавказ и Верхний Ларс в эту прекрасную страну отдыхайте наслаждайтесь и вас в следующий раз потянет туда и для вас дорога будет открыта, а вот через Абхазию ваш отдых будет не спокойным.
Через южную осетию это Через Цхинвал, даже не суйтесь.
Удачи вам. будут вопросы обращайтесь, всегда рад помочь.

Последнее редактирование: 20 Мар 2018

Женя


  • #3

Всем доброй ночи и хорошей дороги!

Не нашла инфу нормальную в инете, так что обращаюсь к вам, уточните, почему нельзя выехать из Грузии в Россию через Рокский тоннель? При построении маршрута в Гугл.Картах, он предлагает такой вариант. Спасибо!

Кутарама


  • #4

Уважаемая, Женя! Грузия считает Южную Осетию и Абхазию оккупированными территориям, поэтому через эти регионы россиянам пути-дороги заказаны! Да Гугл постоянно строит дорогу через Рокский перевал. Попробуйте строить короткими отрезками свой маршрут.

Anton


  • #5

Насколько возможно из России пересечь границу Грузии без прохождения кпп России, Армении и Азербайджана?

Кутарама


  • #6

Насколько возможно из России пересечь границу Грузии без прохождения кпп России, Армении и Азербайджана?

Единственный способ определить границы возможного — выйти за эти границы.
— Артур Кларк

granica69


  • #7

Насколько возможно из России пересечь границу Грузии без прохождения кпп России, Армении и Азербайджана?

Возможно. В Грузии подаете в МВД заявление, что хотите проехать таким маршрутом. Объясняете почему вы так хотите. Если вашу просьбу посчитают обоснованной, вам дадут разрешение на проезд. если нет, то нет. И конечно это не будет решение одного дня.

Кутарама


  • #8

Возможно. В Грузии подаете в МВД заявление, что хотите проехать таким маршрутом. Объясняете почему вы так хотите. Если вашу просьбу посчитают обоснованной, вам дадут разрешение на проезд. если нет, то нет. И конечно это не будет решение одного дня.

Дык, товарищ вообще не хочет через КПП трёх стран проходить. Может он агент какой-нибудь секретной службы и думает, что те кто не едет тратить деньги в знаменитый российский регион и знают — голос снижаем до шёпота — тайные тропы! Наверное приколист!

amd 19


  • #9

Насколько возможно из России пересечь границу Грузии без прохождения кпп России, Армении и Азербайджана?

Вполне. На аэроплане или на пароходе…

Анастасия


  • #10

Насколько возможно из России пересечь границу Грузии без прохождения кпп России, Армении и Азербайджана?

Вы можете поплыть в Батуми на пароме из украинского Ильичевска или на Комете из Сочи. Также можно на самолёте из многих российских городов или, например, долететь до Стамбула и оттуда на автобусе до Грузии.

Anton


  • #11

Вы можете поплыть в Батуми на пароме из украинского Ильичевска или на Комете из Сочи. Также можно на самолёте из многих российских городов или, например, долететь до Стамбула и оттуда на автобусе до Грузии.

Я направляюсь из России в Армению и мне нельзя на самолете. Мне нужно без прохождения любого кпп попасть в Армению.

amd 19


  • #12

Я направляюсь из России в Армению и мне нельзя на самолете. Мне нужно без прохождения любого кпп попасть в Армению.

Ну тогда остается только подкоп копать….

Путешественик


  • #13

Здравствуйте! Это правда, что в скором времени откроют вторую дорогу из Грузии в Россию через Абхазию?

granica69


  • #14

Нет никакой кометы из Сочи и не было. Ее собирались пустить, вроде и пробная поездка была, но на линию комета так и не встала.

Ну тогда остается только подкоп копать….

С языка ответ сняли.

Я направляюсь из России в Армению и мне нельзя на самолете. Мне нужно без прохождения любого кпп попасть в Армению.

Открываете карту Мира и видите, что у России нет границы с Арменией. Отсюда делаете выводы, что попасть туда можно или на самолете, или на автотранспорте через сопредельные государства, потому что моря в Армении тоже нет. Поэтому ваш вариант, сидеть дома.

Андрей


  • #15

Здравствуйте! Это правда, что в скором времени откроют вторую дорогу из Грузии в Россию через Абхазию?

Её откроют исключительно для фур и то только в те моменты, когда проезд через Верхний Ларс будет невозможен из-за природных обстоятельств. Легковушки там пускать не будут. Большегрузы собирались пустить ещё в начале этой весны, но воз и ныне там, может к зиме только запустят эту дорогу.

Нет никакой кометы из Сочи и не было. Ее собирались пустить, вроде и пробная поездка была, но на линию комета так и не встала.

Комета Сочи-Батуми-Сочи есть и функционирует уже много лет, поездка стоит в районе 100$, рейсы начинаются в конце мая-начале июня и продолжаются до осени, потом на зимний период сообщение прекращается из-за неспокойного моря.

granica69


  • #16

Комета Сочи-Батуми-Сочи есть и функционирует уже много лет, поездка стоит в районе 100$, рейсы начинаются в конце мая-начале июня и продолжаются до осени, потом на зимний период сообщение прекращается из-за неспокойного моря.

Она есть, но ее нет. За прошлое лето было сделано 3 рейса. Все, занавес.
Поэтому ее в расчет можно не брать. Билет стоил от 110$.

Denisis


  • #17

Возможно ли проехать через Абхазию в Грузию, если был уже в Абхазии? Загранпаспорт пустой.

granica69


  • #18

Возможно ли проехать через Абхазию в Грузию, если был уже в Абхазии? Загранпаспорт пустой.

Через Абхазию в Грузию нельзя, а через Верхний Ларс (Сев. Осетию) можно.

AlexeyRS


  • #19

Она есть, но ее нет. За прошлое лето было сделано 3 рейса. Все, занавес.
Поэтому ее в расчет можно не брать. Билет стоил от 110$.

В 19ом году, регулярно два раза в неделю.

granica69


  • #20

В 19ом году, регулярно два раза в неделю.

Вы лично 2 раза в неделю ездили или сами лично расписание видели?

В этом году я закрыл на личной карте весь Кавказ, побывав в последнем его регионе — Южной Осетии, который ещё называется Государством Алания. Государство это признали только 5 членов ООН: Россия, Венесуэла, Никарагуа, Науру и Сирия. И ещё 6 стран, которые имеют такой же спорный статус. Уже много лет Южная Осетия порывается воссоединиться с Россией, анонсирует референдумы, некоторые проводит, какие-то переносит, но до сих пор страна так и остаётся независимой. Номинально, конечно — уже давным-давно Южная Осетия является 86-м регионом России де-факто: вооружённые силы, энергетика и бюджет там не свои. Но формально Южная Осетия всё же другое государство, и чтобы в него попасть, нужно перейти границу, как из России в Абхазию.

Наверное, эти сложности и отпугивают большинство туристов, путешествующих по Кавказу. Вокруг Южной Осетии витает аура слухов, аналогичная той, что витала вокруг Дагестана еще лет 10 назад. И это хорошо тем, что Южная Осетия остаётся последним местом на Кавказе, куда не добрался массовый туризм. Тем не менее, Южная Осетия — прекрасный и самобытный регион, где живут очень гостеприимные люди (уж точно не сравнить с Абхазией), готовые часами упоенно рассказывать о своей истории и возить по стране. И в Южной Осетии, на самом деле, есть, на что посмотреть. А из-за изолированности страны в ней мало случайных людей, все друг друга знают, и почти нет преступности (со слов местных). Во всяком случае, за 3 дня пребывания в Южной Осетии мы не столкнулись ни с одним случаем негативного отношения — наоборот, каждая встреча проходила тепло и доброжелательно, как и в соседней Северной Осетии.

Говоря об изолированности, я ничуть не преувеличиваю. Попасть в Южную Осетию простым смертным можно только одним способом — через узкий тоннель, пробитый в Главном Кавказском хребте ещё в советское время. Со стороны Грузии граница имеет неопределённый статус, и пройти её невозможно. Авиасообщение с Южной Осетией отсутствует, аэропортов там нет. Остаётся единственный путь — по дороге Транскам из России через Рокский тоннель. Получается так, что приехав в Южную Осетию, уехать из неё можно только обратно в Россию и никуда больше.

Забегая вперёд, скажу, что существует парочка перевалов, через которые проложены технические дороги для обслуживания газопроводов, но в настоящее время попасть к ним простому человеку практически невозможно — они охраняются погранцами с обеих сторон. Одну из таких дорог я покажу в следующих частях.

Вот о законном способе оказаться по ту сторону Кавказа я сейчас и расскажу.

Лучшее время для визита в Южную Осетию — лето. В другие месяцы существует высокий риск оказаться у перекрытого из-за лавинной опасности Рокского тоннеля. Проложен он был в 1984 году, и на момент сдачи в эксплуатацию был самым протяжённым автомобильным тоннелем в СССР. Длина его составляет 3805 метров, ширина проезжей части — 7,5 метров, высота — 4,75 метра. Портал на северной склоне Кавказа (российская сторона) находится на высоте 2000 метров. В этой местности часто сходят лавины и сели, из-за которых тоннель перекрывают, и тогда Южная Осетия оказывается полностью изолированной от внешнего мира.

Ваша поездка в эту страну может сорваться из-за неблагоприятных погодных условий в любой момент. Едва не сорвалась она и у нас. Мы планировали въехать в Южную Осетию 5 июня, а за 4 дня до этого на Кавказе лили дожди, из-за которых в районе Рокского тоннеля начались обвалы. Транскам перекрыли. Возобновилось движение только числа 3-го. Обычно об этом пишут местные информационные паблики, а МЧС рассылает SMS-ки, если вы находитесь в Северной Осетии. Нужно иметь в запасе несколько лишних дней, чтобы пересидеть ненастье и дождаться открытия тоннеля. Но с ноября по май сюда вообще лучше не соваться без веских причин — лавины и камнепады тут частое явление.

Итак, светит солнце, МЧС ничего страшного не прогнозирует на ближайшие часы — тогда в путь!

Дорога, по которой вы можете попасть в Южную Осетию, называется Транскам. Она начинается в Алагире, идёт через Рокский тоннель в Цхинвал и заканчивается в грузинском городе Гори. Дорога отличного качества — это одна из важнейших трасс юга России. Последняя заправка на российской стороне находится между Нижним Уналом и Мизуром. Желательно заправиться там под горло, потому что в Южной Осетии бензин часто сомнительного качества и стоит дороже.

Бурон — последний крупный населённый пункт на российской стороне трассы. Рекомендую там остановиться и как следует подкрепиться. Есть кофейня и парочка столовых с очень вкусными осетинскими пирогами.

Дальше начинается самая красивая и залипательная часть Транскама.

Дорога идёт по дну Алагирского ущелья вдоль рек Ардон, Нардон и Закка.

Она считается круглогодичной, но … вы поняли :) Не всегда открыта.

В сильный дождь сюда лучше не попадать, так как есть риск встречи с крупным булыжником, внезапно скатившимся из-под облаков.

Дорога очень живописно петляет в узком ущелье. На этом фото вдали видно заснеженный Главный Кавказский хребет, под которым проложен тоннель.

В одном месте, не доезжая границы, имеет смысл остановиться.

И полюбоваться на одно из творений советско-российской инженерной мысли — Зарамагские ГЭС.

Строить их начали ещё в 1976 году, Головную запустили в 2009-м, а ГЭС-1 (в Мизуре) — в 2020-м, совсем недавно.

А теперь загибайте пальцы, в чём они самые-самые. Зарамагская ГЭС-1:

1. Имеет самый большой в России напор.
2. Самые мощные ковшовые гидротурбины.
3. Самый длинный деривационный тоннель.
4. Это крупнейшая электростанция Северной Осетии и третья по мощности гидроэлектростанция на Северном Кавказе.

Впечатляет, правда? И всё это построено в сложнейших природных условиях.

Через Зарамагское водохранилище построен понтонный мост, по которому можно попасть в Мамисонское ущелье. Оставил эту локацию на следующий раз, там очень интересно.

До столицы Южной Осетии, Цхинвала, остаётся чуть больше 70 километров.

Именно здесь и находится КПП у государственной границы России.

Очередь из машин небольшая, двигается довольно быстро, прошли почти за час.

Въезжать в Южную Осетию следует исключительно по российскому паспорту, НИКАКОГО ШТАМПА В НЕГО НЕ СТАВЯТ. Если протянете в окошко свой загран, то будет много вопросов. Ну и штамп Южной Осетии в ЗАГРАНЕ делает вас невъездным в Грузию. Остальное всё как обычно — проверка багажника, моторного отсека, паспортов всех пассажиров и документов на автомобиль (СТС, права). Российская ОСАГО в Южной Осетии не действует, своей страховки у неё тоже нет — просто представьте, что вы в 90-х.

Пограничники доброжелательны, могут иной раз и пошутить (по-доброму). Документы проверены по базе, никаких карточек и штампов не выдают — добро пожаловать в … буферную зону перед тоннелем :)

Граница России проходит прямо по вершине Кавказского хребта, поэтому в Южной Осетии вы окажетесь только после того, как вынырнете из Рокского тоннеля. Но до него ещё нужно доехать.

Это ещё не Рокский, а простой противолавинный тоннель.

О непростых природных условиях здесь говорят расставленные вдоль дороги противолавинные пушки.

Много противолавинных пушек.

Дорога временами превращается в узкий коридор из укреплённых стенок скал.

Работы ведутся постоянно.

За очередным поворотом ожидаешь увидеть грандиозное с виду сооружение Рокского тоннеля, но вместо этого — раскрашенная в цвета Российского флага дырка в горе.

Это северный портал Рокского тоннеля — мегасооружения советской эпохи. Изначально его хотели построить гораздо ниже, где ему не угрожали бы лавины. Но такой проект оказался дороже, поэтому длину решили сократить, подняв порталы до 2000 метров.

Тоннель вместе с Транскамом обошёлся Советам в 95 млн. рублей, строили его 8 лет с 1976 по 1984 год. Тоннель открыли с недоделками, которые устраняли до 1991 года. Потом между Южной Осетией и Грузией вспыхнул конфликт, и тоннель практически полностью разграбили. До 1999 года он оставался заброшенным и бесхозным. Тогда его приютило Минтранса России. Тоннель ещё раз сильно пострадал в 2008 году после прохода военной техники в Цхинвал. В 2010 году в его капитальный ремонт, который продолжался 4 года, было вложено 23 млрд. рублей.

Это был первый ремонт тоннеля за 27 лет, с момента его сдачи в эксплуатацию. 5 ноября 2014 года по нему прошли первые автомобили.

Тоннель действительно выглядит современно, внутри работают системы вентиляции. Ехать по нему сплошное удовольствие, 3 с лишним километра пролетают незаметно.

Посмотрите видео подъезда к Рокскому тоннелю:

Выехав из тоннеля, вы оказываетесь по ту сторону Кавказа, в Южной Осетии. Но об этом я расскажу в следующий раз.

Марта

Можно ли в Грузию через военно Грузинскую дорогу въехать, а выехать через Цхинвал? Кто пробовал? Расскажите пожалуйста детально.

9 месяцев назад

Alex

Российское фсб не пускают там никого. ну и плюс в будущем Грузия будет закрыта для вас навсегда или очень надолго.

Ваш ответ

Как написать хороший ответ?

Похожие вопросы

  • Подскажите, пожалуйста, если лететь транзитом через Стамбул, нужно ли заполнять эту турецкую электронную форму? Какие вообще документы (кроме загранника, билета, сертификата) нужны?
  • Для пересечения сухопутной границы Грузии нужно заполнять анкету на сайте?(поеду со стороны Еревана)
  • Здравствуйте, берут ли в Грузии граждан РФ с базовыми знаниями грузинского языка на работу в курьерские службы Bolt, wish, glovo? Есть ли смысл хотя бы туда пробовать податься на время?
  • Подскажите, пожалуйста, можно ли в Батуми через Золотую корону перевести со Сбербанка на грузинскую карту? Пишет, введите карту другого банка. Это потому что я случайно ввела грузинский номер телефона для отправителя?
  • Подскажите, плз, при получении посылки с али на почте в Тбилиси попросят что-то, кроме документов? Надо ли озаботиться заранее получением такс айди или можно подзабить?
  • Всем привет! При получении карты ТБС в Тбилиси надо оплатить 110 лари за обслуживание. Скажите, я могу закинуть на уже существующий счет эти деньги и в банке сказать, чтобы списали оттуда или какой-то схожий вариант, чтобы не снимать снова?

Опрос

Какой бюджет закладываете на развлечения во время отдыха? (рестораны, активности, экскурсии, сувениры и шоппиг)

Я молодец,
я нашел ошибку!

statsPixel

Бронируй

  • Авиабилеты
  • Отели
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Туры
  • Подарочные сертификаты
  • О городах
  • Авиабилеты
  • Отели
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Туры

Наверное сюда?
Коммерсантъ сегодня пишет что есть шанс на открытие дорог в Грузию через Абхазию и Южную Осетию

Грузия готова к «конструктивному и прагматичному диалогу с Россией»
Речь идет о «Соглашении между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами» от 9 ноября 2011 года. Договор был оформлен в результате сложных переговоров по вступлению РФ в ВТО: после встречи с президентом США Бараком Обамой тогдашний лидер Грузии Михаил Саакашвили снял вето на вступление РФ в организацию — но лишь с тем условием, что через территории Абхазии и Южной Осетии пройдут торговые коридоры из России в Грузию, а стороны пригласят международных посредников, которые будут контролировать поток грузов и маркировать их.

Такая система позволила бы сторонам обойти щекотливый вопрос таможенного оформления грузов на границе, а также задействовать автомагистраль через Южную Осетию, что особенно важно для Армении, поскольку Военно-грузинская дорога, связывающая эту страну с Россией, часто закрывается из-за погодных условий.

В 2011 году посредниками на переговорах между РФ и Грузией были власти Швейцарии. Они выступили с предложением о создании электронной системы слежения за передвижением товаров на абхазском и южноосетинском участках границы. Такой вариант позволял обойтись без формального признания Москвой статуса этих операций как российско-грузинской торговли, то есть без формального признания Южной Осетии и Абхазии частью Грузии. В итоге соглашение реализовано не было. Но теперь стороны вновь решили вернуться к достигнутым в 2011 году договоренностям.

Что бывший глава МИД Грузии рассказал в Вашингтоне об «угрозах со стороны России»
Как пояснил “Ъ” Григорий Карасин, речь все еще идет о задействовании трех коридоров. Один из них начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, заканчивается в городе Зугдиди. Второй коридор стартует около североосетинского села Нар и, проходя через Южную Осетию, заканчивается в Гори, а третий расположен у КПП Казбеги—Верхний Ларс. Роль оператора таможенных пунктов будет по договоренности Москвы и Тбилиси играть швейцарская компания SGS, предоставляющая услуги в сфере инспекций и сертификации. По словам высокопоставленного российского дипломата, представители властей Швейцарии посетят Москву и Тбилиси в конце марта, чтобы обсудить остающиеся нерешенные вопросы. Прежде всего сторонам предстоит определиться, где именно будут расположены таможенные пункты (в соглашении 2011 года указаны лишь географические координаты, а не названия мест, это было сделано, чтобы сохранить нейтральный подход к статусу Абхазии и Южной Осетии). После того как будет решен вопрос с расположением таможенных пунктов, Россия и Грузия должны будут подписать соглашение с SGS. «Мы готовы это сделать,— заверил “Ъ” Григорий Карасин.— (На переговорах в Праге.— “Ъ”) достигнут серьезный прогресс в практической области. Теперь будем продолжать двигаться к тому, чтобы все это заработало».

По его словам, в ходе переговоров в Праге речь также шла о модернизации подъездных путей к Верхнему Ларсу, «чтобы на российско-грузинском треке была возможность пропускать намного больше грузового и легкового автотранспорта». В консультациях принимали участие и представители министерств транспорта обеих стран. «Мы готовы пойти на определенные затраты (на модернизацию дороги.— “Ъ”)», — отметил заместитель главы МИД РФ.

Григорий Карасин подчеркнул, что в реализации соглашения от 2011 года заинтересованы не только Россия и Грузия, но и Армения. «Как только мы решим все остающиеся вопросы, то сразу начнем реализацию (соглашения.— “Ъ”). Осталось сделать последний, самый трудный шаг»,— сказал собеседник “Ъ”.

Пункты пропуска закрыты с 4 сентября из-за установления полицейского поста в селе Цнелис

фото: РЕС

Экстренные больные и пенсионеры, не имеющие южноосетинского или российского гражданства, смогут отныне пересекать пункт пропуска «Раздахан» в Ленингорском районе.

По информации пресс-службы президента Южной Осетии Анатолия Бибилова, «Совбез принял решение о разрешении на выезд в Грузию через место пересечения государственной границы «Раздахан» жителям населенных пунктов Ленингорского района, … не имеющих южноосетинского и российского гражданства и нуждающихся в медицинской неотложной или высокотехнологичной помощи, не оказываемой на территории РЮО».

Пункт пропуска на границе Южной Осетии и Грузии (фото: Спутник)

Кроме того, Совет безопасности принял решение «о создании условий для получения пенсий жителями Ленингорского района, не имеющими южноосетинского и российского гражданства, до постановки их на учет в пенсионном фонде Южной Осетии».

Это первые послабления после 4 сентября, когда все пункты пропуска на границе Южной Осетии с Грузией были закрыты до особого распоряжения в связи с цнелисским кризисом.

По словам гражданской активистки Тамары Меаракишвили, новость всполошила жителей района. Некоторые, не разобравшись, ринулись к границе и обнаружили «Раздахан» закрытым.

Пункт пропуска на границе Южной Осетии и Грузии (фото: РЕС)

По мнению Меаракишвили, это решение жизненно важно для стариков, которые получают пенсию в Церовани. Для многих из них – это единственный источник существования, после закрытия пунктов пропуска они фактически побирались в районе. При этом людей беспокоит вопрос: впустят ли их обратно или это, как любят говорить местные чиновники, дорога в один конец до разрешения цнелисского кризиса. Такие вопросы сегодня задают дуг другу ленингорцы, говорит Тамара Меаракишвили:

— Слава богу, появились послабления в отношении экстренных больных. Если бы такое решение было принято раньше, может быть, Марго Мартиашвили и Бесо Корбесов сейчас были бы живы. Но на первом этапе это отличное решение. Будем думать, что лед тронулся, и надеяться на лучшее.

Тамара Меаракишвили (фото: Facebook)

По мнению Тамары Меаракишвили, было бы хорошо, если бы Совбез разрешил пересекать «Раздахан» не только экстренным, но и тяжелым больным. Граница закрыта три месяца, и, когда она откроется, неизвестно. Время идет, и оно потихоньку убивает тех, кто, например, не может попасть на плановую операцию или лечение, послеоперационную терапию, другое обязательное регулярное лечение. Таких людей в районе много, рассказывает Меаракишвили, и среди них не только граждане Грузии, но и Южной Осетии:

«Моему родному дяде диагностировали рак, и с января 2018 года он проходит курсы химиотерапии, и, слава богу, успешно. Но, к сожалению, с сентября он не может проехать и пропускает химиотерапию. Это опасно для его жизни, я не преувеличиваю. Звонил несколько раз его врач из Тбилиси, говорил, вот слово в слово: «Омар, не шути, может, какие-то черные дороги есть, попробуй ими воспользоваться. Произошло чудо – в твоем возрасте лечение идет успешно. Не шути с этим, не упускай лечение». Вот мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы он смог попасть на лечение, тем более что ни по какой другой дороге он не сможет проехать со своим паспортом».

Пункт пропуска на границе Южной Осетии и Грузии (фото: РЕС)

Депутат парламента четвертого созыва Роланд Келехсаев обратил внимание на то, что дорогу открывают только для экстренных больных с грузинским гражданством, для югоосетинских граждан эта помощь по-прежнему останется недоступной. По его мнению, это несправедливо.

Двадцать лет конфликта и изоляции привели к вымыванию кадров. Все это время республика была изолирована от крупных образовательных и научных центров, в том числе, медицинских. Конечно, в Цхинвале есть хорошие добросовестные врачи, но местная медицина в целом находится в упадке, и пройдет еще много времени, пока она восстановится. А до тех пор, считает Роланд Келехсаев, местным жителям придется лечиться там, где им готовы оказать помощь, и несправедливо их ограничивать в этом:

— Вообще, этот пункт пропуска создавали после августовской войны для людей не по национальному признаку и не по гражданству, а по географическому, то есть по месту проживания. То есть в равной степени для осетин и грузин – наших и их граждан. Мне кажется, этот принцип должен сохраняться. Да, у нас сейчас сложный период на границе, но если мы что-то разрешаем одним, мы то же самое должны разрешить и другим.

Роланд Келехсаев (фото: Кавказский узел)

Такой дифференцированный подход создает впечатление, что эти послабления были результатом давления на Цхинвал со стороны Москвы. Россия принимает на себя упреки от Грузии и международного сообщества из-за тяжелых гуманитарных условий, в которых после закрытия пунктов пропуска оказались граждане Грузии, проживающие на территории Южной Осетии.

Москва могла указать на эти обстоятельства Цхинвалу. И южноосетинские власти, по всей видимости, пошли на минимальные уступки, причем именно в отношении грузинских граждан, а не всех жителей Ленингорского района.

Мурат Гукемухов («Эхо Кавказа»)

  • Главная
  • Комменты
  • Обсуждаемое
  • Форум > Грузия
  • Достопримечательности Грузии
  • Об авторе сайта
  • Микроблог

Привет, меня зовут Давид! Перед вами — блог о путешествиях ‘За семью горами Ru’, в котором я рассказываю о своих поездках – все они самостоятельные и низкобюджетные, зато продолжительные. Добро пожаловать, и давайте общаться!

Выезд/въезд в Грузию через Абхазию и Южную Осетию. Вопросы и ответы

Кто Дэвид Создано/обновлено 26.06.2012/18.12.2012

Транзит через Оккупированные территории Грузии: выезд/въезд в Грузию через Абхазию и Южную Осетию. Есть вопрос по теме? Задайте его здесь!

Можете поделиться личным опытом? Жмите «добавить комментарий»!

Читайте:

  • Можно ли ехать в Грузию после посещения Абхазии? Для тех, кто собирается в Грузию, и уже бывал в Абхазии. Обязательно прочтите!
  • 18008 просмотров

КОММЕНТИРОВАТЬ

Последние отчёты на форуме ‘За семью горами Ru’:

Автор отчёта:

кисаня


из г.


Ставрополь


— 15 комм.

Автор отчёта:

АлёнаНиколаевна


из г.


Челябинск


— 4 комм.

Автор отчёта:

АлёнаНиколаевна


из г.


Челябинск


— 3 комм.

Автор отчёта:

кисаня


из г.


Ставрополь


— 8 комм.

Автор отчёта:

Tantim


из г.


Орехово-Зуево


— 13 комм.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Можно ли проехать на поезде по ксерокопии паспорта
  • Можно ли проехать на поезде по фотографии паспорта
  • Можно ли проехать по тройке на электричке в москве
  • Можно ли разговаривать по телефону во время работы
  • Можно ли расторгнуть договор купли продажи бизнеса