Можно ли проехать на электричке по всей россии

Липчанин Алексей Сапрыкин решился на авантюру — проехать от Москвы до Владивостока на электричках. Бюджет на путешествие он определил себе более чем скромный — 30 тысяч рублей. Путешественник рассказал «АиФ-Черноземье», где он почувствовал настоящую Россию, а также дал совет, в какие неожиданные места можно отправиться, чтобы остаться наедине с самим собой.

Проверка на прочность

Маршрут Алексей разработал заранее. По его расчётам, путь от Москвы до Владивостока должен был занять 25 дней. Но добраться до самой восточной окраины нашей родины ему удалось даже раньше. Впрочем, обо всём по порядку.

Стартовал Алексей из Москвы 18 июня. С собой взял только рюкзак с одеждой и наличные — на билеты, еду и ночлег. Первой остановкой на маршруте был Нижний Новгород. «Глядя на Волгу, хотелось осуществлять что-то великое, например, побеждать татар и поляков», — написал путешественник в своем интернет-дневнике, который вёл на протяжении всего путешествия. Но уже на второй день его энтузиазм поугас: дорога начала проверять нашего героя на прочность.

«Я стал терять и ломать своё имущество, опаздывать на электрички, у меня болела голова и постоянно хотелось спать. Ещё я начал испытывать какие-то особые чувства к рюкзаку. Он стал мне действительно родным и близким», — рассказывает молодой человек.

Супруги уже пять лет путешествуют самостоятельно.

Ночевать Алексею приходилось в основном в комнатах отдыха на вокзалах либо в недорогих хостелах. Питаться — в придорожных кафе, где, говорит, иногда попадались вполне сносные блюда. Удалось попробовать и «местные специалитеты». Но самое яркое впечатление на него произвела пермская краковская колбаса: «Это была самая вкусная колбаса в мире. Я шёл ночью по центральной улице, по-хозяйски откусывал её, улыбался и всё это время был счастлив».

На третий день в жизни путешественника случилось Балезино (посёлок в Удмуртии).

«Я попал в столицу доброты и простоты, попробовал пирожки со вкусом радости и вдоволь насладился атмосферой 84-92-х годов», — делится он.

В Кордоне (небольшой поселок в Пермской области, выросший рядом с железнодорожной станцией), куда Алексей добрался на четвёртый день, его поразил вокзал: «Это был самый винтажный вокзал из мною виденных. Внутри него не покидало ощущение, что я попал во времена Гражданской войны и жду бронепоезд РККА». Екатеринбург встретил путешественника солнечной погодой и песнями Эльбруса Джанмирзоева в привокзальном кафе.

«Доехав до Урала, я уже немного устал от России. Точнее, от её размеров, которые теперь ощущал физически, — говорит Алексей. — Сидячие места в электричках меж тем становились всё жёстче и суровее. Практически регулярно посещали мысли сойти и повернуть обратно. Приходилось то и дело их отгонять».

Блогеры и медведи

На шестой день Алексей оказался в Сибири. Именно там, по его словам, он почувствовал настоящую Россию: «Стала острее ощущаться загадочность и непредсказуемость нашей ментальности… Пенсионерка в электричке призналась, что хочет стать блогером. Простой сибирский клоун Димка Павлов надавал подзатыльников медведю».

Василий Фомин потратил 60 тысяч рублей на поездку.

Омск удивил путешественника своей «европейской причёсанностью» и тридцатиградусной жарой. А вот Татарск (город в Новосибирской области) у Алексея вызвал смешанные чувства: «Создалось впечатление, что где-то в городе расположено министерство уныния».

На восьмой день молодой человек совсем освоился в электричках и стал вести себя по-хозяйски, даже, говорит, учил женщину открывать дверь в туалет.

И тут на него обрушилось знаменитое сибирское гостеприимство. «На каждом «привале» Кемеровской области меня всеми силами пытались накормить и напоить», — оставил путешественник запись в своем дневнике. Ещё одним открытием дня оказалась станция Артышта, на границе Алтайского края. Она удивила путешественника шукшинскими деревенскими пейзажами. Глядя на такое, признаётся, хотелось пить самогон и спорить на простые темы, не приходя к компромиссу.

Фото: Из личного архива/ Алексей Сапрыкин

Но апофеозом путешествия для Алексея стал Байкал: «Это был пик очарованности, которая дальше предсказуемо пошла на спад». Впереди было ещё много километров, а энтузиазма у героя оставалось всё меньше. В какой-то момент ему захотелось сесть в поезд и поехать во Владивосток без остановок. Однако любопытство и желание дойти до конца взяли верх. Мужчина продолжил путь и вскоре — на четырнадцатый день своей экспедиции — оказался в Улан-Удэ, подарившем «ярчайшую азиатскую палитру ощущений».

А вот от следующего населённого пункта Алексей не ждал ничего хорошего.

«Про Петровск-Забайкальский писали, что этот город — помесь Гарлема и Мордора, а приезжать туда лучше заведомо мёртвым, — рассказывает путешественник. — Эмоциональный фон усугубляли пейзажи: разрушенные дома, остатки горевшей тайги, колонии разной степени режимности и военные части разного уровня секретности. Единственным желанием было не выходить из электрички. К счастью, всё, о чём писали, оказалось неправдой. Я ехал в преисподнюю, а попал в одно из красивейших мест на планете!»

Дорожные метаморфозы

Фото: Из личного архива/ Алексей Сапрыкин

«Если вы чувствуете сильнейшую потребность в том, чтобы побыть одному, то вам сию же секунду необходимо очутиться в электричке «Чита — Карымская», — продолжает Алексей. — Кроме того рекомендованы такие процедуры, как ночёвка в комнате отдыха станции Шилка и прогулки по окрестностям этого же населённого пункта. Поверьте моему опыту: тяга к одиночеству безвозвратно исчезнет».

Чем ближе к концу пути, тем людей становилось всё меньше, зато диалоги с ними были всё красочнее. Чего только стоила одна поездка в компании дальнобойщика Игоря из Кемерово, который любезно согласился подвезти героя после того, как его электричку отменили. Хотя без приключений не обошлось —  в дороге их машина сломалась и на четыре часа застряла посреди тайги. «Зато через лобовое стекло я увидел самые красивые рассвет, туман и тайгу. И это было круто!» — пишет Алексей.

Следующая остановка — Биробиджан. «Комары, запредельная влажность, надписи на идише, три еврея и одна маленькая синагога. Город, всем своим видом демонстрирующий разницу между Землёй Обетованной и Землёй Сталиным подаренной», — коротко охарактеризовал его путешественник.

На двадцать второй день путешественник оказался в Хабаровске, который произвёл на него вполне приятное впечатление. Но Алексею уже не терпелось отправиться дальше. Ведь впереди его ждал Владивосток. Итак, конечная цель достигнута. Позади 9 288 километров, 24 дня, 44 электрички, четыре поезда, два маленьких грузовика, один автобус и один дальнобойщик.

«Теперь я знаю гораздо больше и о стране, и о людях, и о себе, — делится «открытиями» Алексей. — С увеличением расстояния от Москвы становится меньше ложного, больше настоящего, меньше фальшивого, больше искреннего. Вместо «ажиотажа», «выгоды» на первый план выходят «искренность», «взаимопомощь». Теперь, наверное, я буду чаще радоваться тому, что у меня есть, и реже сожалеть по поводу того, что у меня могло бы быть».

Обратно в Москву Алексей летел самолетом. И хоть в бюджет он не уложился — вместо 30 тысяч потратил 40 (с деньгами помогли друзья — перечисляли понемногу на карточку), он считает, что его эксперимент удался: ведь впечатления и опыт, которые он приобрёл в этой поездке, бесценны.

Путешествие через необъятные просторы России на электричке выглядит сущим безумием. И тем не менее смельчак, решивший отправиться из Москвы во Владивосток таким образом, нашелся!

Виктор Гусейнов решился отправиться в необычное путешествия в качестве эксперимента. Хотелось посмотреть страну. Оказалось, что по Транссибирской железнодорожной магистрали вполне реально пробраться и на электричке. Это прекрасный, но очень затяжной способ увидеть страну во всех деталях. Если поезд идет с небольшими остановками, то на электричках поневоле приходится выходить и осматривать города.


Маршрут вышел примерно таким: Москва–Владимир –Вязники–Нижний Новгород–Ветлужская–Шахунья–Котельнич–Киров–Яр–Балезино–Верещагино–Пермь–Шаля–Екатеринбург–Ощепково–Тюмень–Вагай–Ишим–Называевская–Омск–Татарская–Барабинск–Чулимская–Новосибирск–Болотное–Тайга–Мариинск–Чернореченская–Красноярск–Уяр–Иланская–Тайшет–Нижнеудинск–Тулун–Зима–Черемхово–Иркутск–Слюдянка–Мысовая–Улан-удэ–Петровский завод–Хилок–Могзон–Чита–Карымская–Шилка–Чернышевск–Зилово–Ксеньевская–Могоча–Ерофей Павлович–Сковородино–Талдан–Магдагачи–Архара–Облучье–Биробиджан–Хабаровск–Вяземская–Уссурийск–Владивосток. Всего за время пути пришлось сменить 58 электричек. Путешествие заняло месяц — обратно экспериментатор отправился уже на самолете.

В последнюю неделю лета «Теории и практики» рассказывают о новых нон-фикшн-книгах про путешествия. В 2015 году Александр Лучкин потерял работу и понял, что впервые в жизни обладает неограниченным количеством времени и определенной суммой денег, которые наконец-то можно потратить на поездку своей мечты. Зачем ехать по Транссибирской магистрали исключительно на электричках, почему лучше начинать свой путь из Владивостока и как подготовиться к двум месяцам постоянных пересадок — T&P публикуют отрывок из книги «На электричках. Путешествие из Владивостока в Москву», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

«Вот, говорят, путешествие — лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься».

Николай Чернышевский

Кризис — время возможностей

В течение нескольких лет я работал на одном телекоммуникационном проекте и считался успешным специалистом в своей области. Офисная работа с девяти до шести, стабильный доход. Грянул экономический кризис, проект закрыли, команду сократили. Неожиданно у меня появилось много свободного времени. Тут-то я и вспомнил про давнюю мечту…

Я никогда не был знатоком географии России. Встречаешь приятеля, и в разговоре он упоминает, что родился в Омске. А ты думаешь: «Омск — где это? В Сибири? Там, наверное, холодно и медведи!» Друг вернулся из командировки, из Новосибирска, и рассказывает, какой там климат. А ты не был в Новосибирске. Обидно! Такое в моей жизни происходило постоянно. Со временем накопился целый список городов России, где мне хотелось побывать. Как быть? Планировать каждый отпуск в очередной город? Так отпусков не хватит. Очевидно, это должно быть единое длительное путешествие.

Идея проехать через всю страну на электричках возникла у меня давно. Я понимал, что такое путешествие требует продолжительного отпуска, минимум два месяца. Работая в офисе, можно рассчитывать на стандартные две недели отдыха. После закрытия проекта появилась возможность осуществить мечту: достаточно свободного времени и кое-какие финансовые накопления. Не зря говорят, что кризис — время возможностей. Если в жизни происходит застой, бери последние деньги и отправляйся в путешествие. Так я и поступил.

Постепенно вырисовывались детали: проехать от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали на электричках. Участки, где пригородное сообщение отменено, преодолевать как придется: на поездах, автобусами, пешком. Ситуация осложнилась тем, что в начале 2015 года из-за неразберихи между железной дорогой и пригородными компаниями массово отменили электрички в регионах России. По этому поводу собиралось совещание в правительстве, но ситуация продолжала оставаться туманной.

Появилась идея двигаться с востока на запад. Регулярным рейсом прилететь во Владивосток и оттуда начать железнодорожное путешествие в сторону Москвы. Имея солидный запас времени, я планировал размеренное путешествие с остановками для знакомства с городами и повороты на маршруте для осмотра интересных мест. […]

Жители столицы много путешествуют по миру, открывают для себя все новые страны и города. Но при этом часто забывают, что сами живут в огромной интересной стране. Не многие москвичи рискуют путешествовать за Урал. Одно дело — посетить популярные туристические места: проехаться по городам Золотого кольца или махнуть на Байкал. А совсем другое — побывать во Владивостоке, Биробиджане, Чите. Посмотреть, что происходит там. Как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы? Ведь в этих городах жизнь отличается от столичной.

Про железные дороги, путешествия на электричках и романтику

Для России с ее климатом, расстояниями и дорогами железнодорожное сообщение всегда играло стратегическую роль. В наши дни пассажиропоток на пригородном сообщении уменьшился по сравнению с тем, каким он был 30 лет назад. Немало сельских жителей перебралось в города, увеличилась разветвленная сеть автодорог, автомобили стали доступнее. Многие железнодорожные линии закрылись из-за нерентабельности и ветхости, не говоря уже об отмене рейсов электричек и поездов на действующих направлениях. Исчез удобный и самобытный вид железнодорожного транспорта — узкоколейки.

Совсем недавно железная дорога России отметила свое 175-летие. Удивительно, как строительство железных дорог повлияло на развитие тех или иных регионов России, судьбы их жителей. Для того чтобы познакомиться с жизнью страны и историей железных дорог, как нельзя лучше подходит железнодорожное путешествие.

Какой вид транспорта выбрать, чтобы посмотреть город? Автобус? Велосипед? Считаю, город лучше смотреть, идя по нему пешком. А страну стоит пересекать на электричках.

Способ передвижения на дальние расстояния на пригородных электропоездах не нов. Издавна так переезжали с места на место студенты, туристы, льготники и прочий люд, который экономил на проезде или по каким-либо причинам скрывал от властей свое перемещение. Ведь для приобретения билета на электричку документы не нужны. В народе такой способ езды называется «добираться на перекладных» или «ехать на собаках». В поздний советский период — время рассвета пассажирских перевозок путешествия на электричках были наиболее востребованы. Действовало огромное количество пригородных маршрутов по всей стране, в том числе довольно экзотических. Можно было в Москве на Курском вокзале сесть на электричку Москва — Владимир. Доехав до Владимира, пересесть на электричку до Гороховца и, пересаживаясь с одной электрички на другую, добраться до Владивостока.

Что можно увидеть из окна пригородной электрички? Лес, поле, станции, дачные поселки… Но не только это. Путешествуя на электричках, можно увидеть целую страну. Познакомиться с ее историей, архитектурой, особенностями и обычаями.

Электричка — это особый мир. В нем есть все, что нужно для хорошего путешествия:

Достаточно свободы. Нет необходимости бронировать билеты, искать парковку или заранее приезжать на регистрацию. Можно опоздать и поехать на следующей электричке, сойти на любой станции, перепланировать маршрут на ходу и вообще импровизировать.

Красота и романтика. Путешествуя на электричках, наслаждаешься красотой природы. Порой удивляешься, насколько искусно железная дорога вписана в природный ландшафт. Можно любоваться проносящимися за окном пейзажами и наблюдать за жизнью дороги.

Общение, открытия и истории едут рядом с вами. Пассажиры электрички — местные жители, с которыми можно разговориться и узнать много интересного о человеке или месте, куда вас занесло. Начинает работать принцип, который называют «Эффект случайного попутчика». Вы встречаетесь непреднамеренно и наверняка знаете, что через некоторое время расстанетесь навсегда. При таком условии собеседник охотно поделится своей историей, а может быть, даже откроет вам страшную тайну.

Надежность. Иногда бывает жаль потерянного времени, когда договорился о встрече, а человек опаздывает. На железной дороге такого не бывает. Расписание — как железобетонный фундамент, опираясь на который можно планировать время, встречи, пересадки.

Доступность. Любому по плечу самостоятельное путешествие на электричке. Для этого не требуется особенных навыков, знаний или снаряжения. Пересаживаясь с одной электрички на другую, можно преодолевать значительные расстояния. В среднем километр пути обходится около двух рублей, что совсем недорого. […]

Как проходило путешествие

Летом 2015 года я взял билет на самолет Москва — Владивосток, по прилете сел на электричку Владивосток — мыс Астафьева и отправился в железнодорожное путешествие из Владивостока в Москву через всю страну, чтобы своими глазами увидеть, как живет Россия сегодня.

Путешествие проходило в формате железнодорожной экспедиции. На электричке доезжал до конечной станции и пересаживался на следующий поезд. Иногда электричку приходилось ждать по несколько часов, а то и дней. В пути я старался охватить максимальное количество достопримечательностей, пообщаться с местными жителями, узнать, как живется в том или ином месте. Для ночевок у меня была туристическая палатка. В крупных городах останавливался в гостиницах и хостелах. Была намечена ориентировочная ветка маршрута: список городов и достопримечательностей, которые любопытно было бы посетить. Остальное — чистая импровизация. В пути я вел блог, где ежедневно размещал путевые заметки и размышления по поводу увиденного. Это было одиночное путешествие. […]

В дороге меня часто спрашивали: «Не страшно путешествовать одному?», «Где вы будете сегодня ночевать?», «Что взять с собой?». В этом разделе я уделил внимание практическим моментам, чтобы читателю стал понятен формат путешествия.

В самостоятельной поездке человек сталкивается с бытовыми вопросами: снаряжение, транспорт, ночевки, питание, связь. Почти обо всем можно позаботиться на этапе подготовки. Но некоторые из них мне приходилось решать уже в дороге. Из снаряжения я взял: рюкзак, палатку, спальный мешок, туристический кухонный набор, комплект одежды и кое-какие полезные мелочи. В городах ночевал в хостелах и гостиницах. Вдали от крупных населенных пунктов разбивал палатку в лесу или на берегу водоема. Для питания искал доступный общепит или самостоятельно готовил пищу на газовой горелке, покупая продукты в магазинах. В пути я собирал аудио-, видео- и фотоматериалы, делал путевые заметки. Поскольку экспедиция проходила в летние месяцы, теплых вещей я не брал, а вес снаряжения составил порядка 20 килограммов. А теперь обо всем по порядку.

Методы добычи информации

Сбор информации — жизненно важный вопрос в путешествии. Нет ничего хуже, чем долго идти в неправильном направлении. Поэтому я уделил этому особое внимание. Обозначу три этапа сбора информации.

Подготовка

Для начала проводится предварительная разведка. В интернете можно найти немало информации о транспорте и основных точках маршрута. Потом — поиск и покупка необходимых атласов, карт и расписаний, бронирование отелей и билетов. Подготовка начинается задолго до намеченной поездки и по времени зачастую занимает больше, чем само путешествие. К путешествию Владивосток — Москва я начал готовиться за четыре месяца до отправления.

Сбор информации на месте

Расписания, информация на стендах, таблички, указатели, карты. Взял за правило: когда вижу стенд с важной информацией, схему или расписание, делаю фотоснимок, чтобы потом уже к нему не возвращаться. Эти фотографии потом здорово выручают. В ориентировании на местности удобно использовать GPS и компас с картой. Бумажные карты и путеводители можно купить в каждом городе — в газетном киоске или книжном магазине. Информация вокруг нас, нужно только научиться ее замечать. Даже банальные следы грузовика на грунтовой дороге могут рассказать о многом.

Общение

Знакомиться и разговаривать с местными жителями, железнодорожниками, охранниками, путешественниками и просто людьми на улице — очень полезно. Получаешь необходимую информацию и попутно слышишь истории и легенды о том месте, куда тебя занесло. Узнаешь то, чего нет ни на картах, ни на стендах, ни в сети. Но такие сведения могут быть недостоверны или неактуальны. Факты нужно проверять. Поэтому лучше спрашивать у людей из различных социальных групп и использовать эту информацию в дополнение к первым двум пунктам.

Полезные сервисы

В путешествии у меня были электронные помощники: сервисы и мобильные приложения, которые упрощали жизнь, экономили время и давали надежду на благополучное будущее. Сервисы, которые я использовал:

Яндекс.Электрички

мобильное приложение, требует подключения к интернету. Показывает расписание электричек на всей территории России, а также стоимость проезда между двумя выбранными станциями. Учитывает дни недели и отмены электричек.

Wikimapia

мобильное приложение, требует подключения к интернету. Здесь вы найдете спутниковые снимки местности. Показывает ваше местоположение, название и назначение объектов на карте: завод, военная часть, плотина, пляж, пилорама. Актуально при поиске места для палаточной ночевки и ориентирования на местности.

Maps.me

мобильное приложение. При подключении к интернету в память смартфона загружаются карты выбранных регионов. В дальнейшем программа работает без подключения к сети. Карта настолько подробная, что показывает тропинки, которые порой не знают даже местные жители. Есть все, что должна иметь хорошая электронная карта, включая поиск по адресу.

booking.com

сервис бронирования гостиниц, отелей и хостелов. Можно делать сортировку предложений по параметрам, выбирать на карте. Есть отзывы постояльцев и рейтинг. Показывает варианты размещения, наличие свободных мест, цены и скидки. Бронирование можно отменить или перенести на другие даты.

rzd.ru

сервис бронирования и покупки железнодорожных билетов на пассажирские и скорые поезда. В мобильном режиме можно приобрести билет на поезд, оплатив его банковской картой. Нет необходимости специально ехать в железнодорожную кассу за билетом и стоять в очереди. Посадка в вагон осуществляется по изображению электронного билета на экране смартфона. При покупке билета начисляются бонусы, которые можно использовать в следующих поездках. […]

Как правильно ездить на электричках

О том, можно ли купаться в водоеме, лучше предварительно поинтересоваться у местных жителей. — Прим. авт.

На электричках так же, как и на других видах транспорта, нужно уметь ездить. Основное правило: «Не напрягайся!» Напряжешься один раз, все — дальше не уедешь. Лучше ехать спокойно, отдыхая по ночам. Для этого стоит подбирать электрички так, чтобы к вечеру, оказавшись на конечной станции, иметь запас времени и до наступления темноты выбраться на окраину населенного пункта. Встать на ночевку в лесу, желательно возле озера или реки. Чтобы помыться*, если надо — постираться, приготовить горячий ужин и выспаться. А утром спокойно осмотреть местные достопримечательности и на следующей электричке отправиться дальше.

Хотя электричками это называется довольно условно. Чем дальше от крупных городов, тем больше электрички заменяются на раздолбанные плацкартные вагоны, которые прицепляются к локомотиву и называются пригородными поездами. В таком режиме уехать можно очень далеко. Кстати, если по пути пропускать один поезд в расписании, высвободившееся время можно потратить на прогулки по городу, куда тебя занесло. Получается познавательно и интересно.

Стоит же только начать пересаживаться с пришедшей на ближайшую, отправляющуюся через десять минут электричку (а что еще хуже, пробовать ночевать на вокзале в ожидании первой электрички), то все — про путешествие можно забыть. Моральная усталость вкупе с рваным сном в сидячем положении вымотает на вторые сутки, и дорога превратится в кошмар.

Еще один немаловажный момент — «уход от контры», то есть экономия на проезде. При остановке электрички на станции можно наблюдать бегущих вдоль состава пассажиров. Нет, это не спортсмены-спринтеры. Это зайцы, оббегающие вагон, который проверяют контролеры. Зайцы бегут во время остановок электрички в вагон, который уже проверен, и смешиваются с остальными пассажирами. Обычно «контра» не занимается преследованиями перебежчиков. Зайцы скапливаются в тамбурах головного и хвостового вагонов. «Контра» грозится высадить безбилетников, порой даже вызывают наряд полиции. Но когда электричка прибывает на станцию, никакого наряда нет, и зайцы спокойно продолжают путь в тамбуре.

Оббежать вагон по платформе во время короткой остановки реально даже при средней физической подготовке. Но только там, где железная дорога оборудована высокими платформами. Такой роскошью могут похвастаться пригороды Москвы, Санкт-Петербурга и еще некоторых крупных городов России. Остальная Россия садится с низких платформ. Это значит, что сама платформа представляет собой асфальтированные бетонные плиты, уложенные рядом с насыпью. В электричку с такой платформы не садятся, а карабкаются по крутым ступеням подножки, цепляясь за поручень. Пассажиры помогают друг другу при посадке и высадке. Самые находчивые используют специально заготовленные крюки и веревки, чтобы втянуть поклажу с низкой платформы на площадку тамбура. При таком раскладе по вагонам не побегаешь. Уйти от «контры» шансов мало.

Однако почти всегда можно договориться и, подружившись с контролерами, часть пути проехать без билета. Они знают, где ревизоров не бывает, а на каких станциях их могут проверить и пассажиры должны ехать с билетами. Договариваться, договариваться и еще раз договариваться — самый верный способ проезда в пригородных поездах в режиме экономии.

Планирование маршрута

Прочесав интернет, я выяснил, что цены на перелет на Дальний Восток имеют сезонность. Выгоднее лететь осенью, с сентября по ноябрь, и в апреле. Самый дорогой период — с мая по август, причем обратный билет обойдется дороже билета из Москвы.

При покупке авиабилетов есть особенность: чем раньше приобретается билет, тем ниже его стоимость. Это не правило, но часто бывает именно так. Покупая билет задолго до вылета, пассажир кредитует авиакомпанию. Со стороны перевозчика это компенсируется более низкой стоимостью перелета.

В процессе подготовки к путешествию выяснилось, что проще двигаться не из Москвы на восток, а наоборот, из Владивостока к центру. В таком случае я не был завязан на обратный авиаперелет и получал возможность для маневра (которую неоднократно использовал, чтобы сделать путешествие еще интереснее).

Я решил: двигаться по Транссибирской железнодорожной магистрали из Владивостока в Москву; перемещаться по железной дороге на пригородных поездах; там, где пригородное сообщение будет прерываться, передвигаться другим транспортом: пассажирскими, почтовыми, рабочими поездами, в кабинах локомотивов, автостопом, автобусом и даже пешком; допустить отход с основной линии маршрута для осмотра особо интересных мест; наметить следующий маршрут: Владивосток — Хабаровск — Биробиджан — Чита — Улан-Удэ — Байкал — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Омск — Тюмень — Екатеринбург — Казань — Арзамас — Москва.

Это лишь основные города, через которые пролегал мой путь. Разумеется, количество стоянок и стыковок в итоге было больше. После того как маршрут был определен, я приобрел авиабилет на беспосадочный рейс Москва — Владивосток. […]

Как путешествовать безопасно

В дороге меня часто спрашивали: «Не страшно ли ехать одному по России?» Отвечаю: «Не страшно!» И вот почему. Считаю, что в вопросе личной безопасности имеют решающее значение две вещи: установки и правила. Установки — это то, во что мы верим, в чем убеждены. Они позволяют настроиться на сценарий избегания неприятностей: «Выигранная битва — не начатая битва», «Темнота может таить опасность», «Употребление алкоголя провоцирует проблемы». Из установок следуют уже конкретные правила: «Не садиться в последнюю электричку, идущую по будням из крупного города», «Не разбивать лагерь на полянах, где разбросаны пустые бутылки из-под алкоголя», «Избегать посещения сел и деревень в пятничный и субботний вечер».

Наблюдая и изучая особенности местности, нравы жителей, климата, можно выработать собственные правила безопасности применительно к конкретному маршруту. Они неизменно будут следовать из установок. Их можно адаптировать к любым внешним условиям. Даже к такой большой, загадочной и многогранной стране, как Россия. Этот подход здорово помог мне избежать неприятностей в путешествии.

Сейчас путешествовать по России не страшно: улицы патрулирует полиция, в общественных местах установлены видеокамеры, на вокзалах и станциях безопасность обеспечивает железнодорожная охрана. На некоторых маршрутах поезд сопровождает ведомственная охрана или наряд полиции. Часто они располагаются в головном вагоне или в задней кабине электропоезда, и сотрудников можно вызвать по связи «Пассажир — машинист». Все же стоит помнить, что личную безопасность путешественник обеспечивает сам.

Вот основные правила безопасности в путешествии:

Не стесняться привлекать внимание и просить о помощи, когда она требуется.

«Не светить» деньги, ценности и атрибуты успеха.

Не ввязываться в истории в качестве защитника или судьи: «на слабо», «наших бьют».

Не играть в «игры», правил которых не знаешь.

Высыпаться. Не спать в общественном транспорте и залах ожидания.

Избегать мест с дурной репутацией. О них могут поведать местные жители.

Ключ к безопасности — уверенность. В ситуациях опасности демонстрировать признаки уверенности: взгляд вперед, грудь колесом, уверенная походка, размашистые движения руками, громкий голос. Не вести себя как жертва. Основной признак: жертва боится. Не опускать глаз — для противника это сигнал к нападению. Не делать то, чего вы не хотите, даже если об этом просят. Хорошее, твердое «Нет!» и переключение внимания зачастую способны прекратить нежелательное общение. […]

Тренировка перед поездкой

Перед путешествием я совершил три пробные вылазки, чтобы отработать навыки походного быта, проверить свои силы и снаряжение.

Поход выходного дня. Однодневная поездка, 30-километровый пеший переход. Проверил выносливость и средства навигации, определился с тем, сколько воды и продуктов питания требуется на день.

Двухдневная поездка с ночевкой. Длительный переход с полной выкладкой. Отрегулировал и проверил рюкзак, протестировал палатку и спальник. На этом этапе может выясниться, что спальник слишком холодный или палатка плохо проветривается. Пока недалеко от дома, это поправимо и можно докупить необходимое снаряжение.

Пятидневное путешествие Москва — Выборг. Постарался максимально приблизиться к условиям планируемого путешествия Владивосток — Москва. Передвигался на электричках, импровизировал, ночевал в палатке и хостелах. Проверил связь, системы бронирования, снаряжение, одежду, приготовление пищи в походных условиях. И конечно, из путешествия я привез путевые заметки, которые немедленно показал друзьям.

После тренировочных поездок появилось чувство уверенности, что я справлюсь. Это было главным на этапе подготовки к путешествию. Оставалось только ждать дня отлета во Владивосток. […]

Как проехать через всю Россию на электричке. У одного смельчака получилось

Автор:

03 марта 2021 11:40

Путешествие через необъятные просторы России на электричке выглядит сущим безумием. И, тем не менее, смельчак, решивший отправиться из Москвы во Владивосток таким образом, нашелся!

Как проехать через всю Россию на электричке. У одного смельчака получилось

Виктор Гусейнов решился отправиться в необычное путешествия в качестве эксперимента. Хотелось посмотреть страну. Оказалось, что по Транссибирской железнодорожной магистрали вполне реально пробраться и на электричке. Это прекрасный, но очень затяжной способ увидеть страну во всех деталях. Если поезд идет с небольшими остановками, то на электричках поневоле приходится выходить и осматривать города.

Как проехать через всю Россию на электричке. У одного смельчака получилось

Маршрут вышел примерно таким: Москва–Владимир –Вязники–Нижний Новгород–Ветлужская–Шахунья–Котельнич–Киров–Яр–Балезино–Верещагино–Пермь–Шаля–Екатеринбург–Ощепково–Тюмень–Вагай–Ишим–Называевская–Омск–Татарская–Барабинск–Чулимская–Новосибирск–Болотное–Тайга–Мариинск–Чернореченская–Красноярск–Уяр–Иланская–Тайшет–Нижнеудинск–Тулун–Зима–Черемхово–Иркутск–Слюдянка–Мысовая–Улан-удэ–Петровский завод–Хилок–Могзон–Чита–Карымская–Шилка–Чернышевск–Зилово–Ксеньевская–Могоча–Ерофей Павлович–Сковородино–Талдан–Магдагачи–Архара–Облучье–Биробиджан–Хабаровск–Вяземская–Уссурийск–Владивосток. Всего за время пути пришлось сменить 58 электричек. Путешествие заняло месяц — обратно экспериментатор отправился уже на самолете.

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Сколько брать с собой багажа, нужно ли
уступать нижнюю полку, что вам должны предоставить бесплатно?

Пандемия слегка ослабила свою хватку, но большая часть границ еще не открыта. Для многих россиян это стало поводом снова и снова исследовать нашу необъятную страну. Командировки и поездки на малую родину – тоже нередкое явление в жизни многих. Такие путешествия чаще всего совершаются на поездах. А вы знаете, на что имеете право, становясь пассажиром этого вида транспорта?

Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (утверждены приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473). Вы можете найти этот документ и самостоятельно изучить, особенно если у вас возникают какие-либо конкретные вопросы. А мы рассмотрим самые типичные и потенциально спорные ситуации, в которых права пассажиров могут быть нарушены или не реализованы по причине того, что сами пассажиры недостаточно хорошо знакомы с тем, что можно, а что нельзя.

Готовимся к поездке

1. Опечатка в билете? Не страшно!

Покупая билеты онлайн, пассажир легко может сделать опечатку в своем имени или фамилии. Зачастую это становится причиной переживаний – пустят ли в поезд по такому билету. Не стоит волноваться! Главное – возьмите с собой паспорт. Если в данных допущено не больше двух ошибок (одна допускается в буквах, одна в цифрах), вас обязаны пропустить. Это зафиксировано в телеграмме ОАО «РЖД» № 3/311 от 05.10.2005 (ЦЛДВ-2-59).

Имейте в виду! В билетах на международные поезда опечатки не допускаются. Как определить, надо ли срочно менять билет? Если вы пересекаете границу России, требуйте билет с верными данными, если не пересекаете, можно оставить билет с опечаткой.

Если вы забыли дома билет и при этом приехали на вокзал заранее, вы можете попробовать успеть его восстановить.

Для восстановления билета необходимо на вокзале обратиться к дежурному и написать соответствующее заявление. Потребуется показать документ, удостоверяющий личность, именно тот, который регистрировался при покупке билета. Также с вас возьмут сбор за восстановление билета. Вся процедура может занять около двух часов, поэтому решение подойдет не для всех ситуаций, но, если время позволяет, воспользуйтесь такой возможностью.

А самый простой вариант – покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию. В этом случае вы не потеряете проездной документ (его всегда можно найти в почте), а в ряде случаев даже не придется показывать билет вообще.

2.   Сколько килограммов багажа можно взять с собой?

Ограничения по весу багажа – это для многих «самолетная история». Но в поездах тоже есть ограничения для ручной клади (то есть, по сути, всего того багажа, который мы берем с собой в вагон). По одному билету можно провезти до 36 кг вещей (до 50 кг, если вы купили билет в спальный вагон). Если вы возьмете с собой ощутимо больше, ответственный проводник может это заметить и не пустить вас в поезд.

Что можно сделать в этой ситуации?

  • Если вы не хотите расставаться с вещами, купите еще один билет, по нему получите формальное право провезти еще 36 кг багажа.

  • Есть в поездах и багаж, который сдается отдельно, тут тоже есть определенные ограничения. На один билет можно предъявить не более трех предметов багажа, суммарный вес которых не превышает 200 кг, при этом каждый должен весить не более 75 кг.

Важно! Указанные ограничения актуальны для одного билета. Если вы едете вдвоем или втроем, то, соответственно, по своим проездным документам вы можете провезти в два (три) раза больше ручной клади и багажа (суммарно).

3.   Уехать раньше или позже? Пожалуйста!

Имея на руках билет, вы можете уехать чуть раньше или чуть позже.

В первом случае вообще нет проблем – главное, чтобы нашлись места в поезде, отбывающем в том же направлении в более раннее время.

Если вы хотите уехать чуть позже (или опоздали на поезд, что тоже случается), то вопрос тоже можно решить. В течение 24 часов после отбытия вашего поезда обратитесь в кассу вокзала, предъявите билет – и вы сможете с минимальной доплатой приобрести другой. Если же вы покупать другой билет сразу не планируете, то можете вернуть часть денег, потраченных на билет (но не всю сумму целиком: будут вычтены цена плацкарты (платы за ваше место в вагоне) и сборы).

4.   На многих станциях можно посетить туалет бесплатно, а на остальных билет – пропуск в вокзальный туалет

С 2020 года туалеты на многих железнодорожных вокзалах дальнего следования сделали бесплатными. Но это актуально только для тех станций, территория которых находится в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов.

Если за туалет хотят плату, покажите свой билет. По нему вас обязаны пропустить без оплаты, потому что она уже включена в стоимость проездного документа. Если суровый «кассир туалета» не пропускает даже с билетом, ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта.

Едем без проблем

5.   Выше или ниже: нельзя меняться полками и сидеть на чужих местах

Многие покупают первый попавшийся билет в надежде, что потом удастся поменяться местами. Справедливо, что пожилому человеку, родителям с маленькими детьми, беременным и людям с ограниченными физическими возможностями сложно забираться на верхнюю полку. Но равно справедливо – по закону! – и то, что пассажир с нижней полки имеет полное право отказаться меняться.

Нижняя полка даже в дневное время не считается «общей» территорией, сидеть на ней пассажиры с билетами на верхние полки могут только с разрешения того, кто купил билет именно на это место.

Что касается багажа, размещать его в специальных отсеках нижних полок опять же можно только с разрешения пассажира с нижней полки.

В большинстве случаев цена билетов на верхние и нижние полки в одном вагоне разная. Поэтому у пассажиров, заранее купивших самые удобные места, есть дополнительные аргументы в пользу отказа от «переезда».

Конечно, жизнь всегда вносит свои коррективы. И пассажиры могут по взаимному согласию поменяться местами. Но заставить вас сделать это никто не вправе! Если соседи агрессивно требуют уступить им более удобную полку, зовите проводника и показывайте билет, который подтверждает ваше право ехать с максимальным комфортом.

6.   Что входит в бесплатные услуги для каждого пассажира поезда?

Став пассажиром поезда, вы имеете право на целый ряд бесплатных услуг. Проводник обязан предоставить вам по просьбе стаканы, столовые приборы, щетку для обуви, швейный набор и даже настольные игры (шахматы, шашки)! Переводя это в практическую плоскость, отметим, что во время поездки вы можете попить свой чай или кофе, а емкость для их заваривания получить бесплатно.

Стоимость постельного белья может быть включена в билет. В этом случае ничего дополнительно платить не нужно. А еще проводник должен застелить вам полку, если вы об этом попросите!

7.   Отношения с соседями – дело тонкое

Соседи в поезде могут испортить всю поездку, особенно если речь идет о плацкартном вагоне. Можно ли найти управу на дебоширов?

Прямой запрет распивать спиртные напитки, шуметь, мешать другим пассажирам действует только в городском и пригородном транспорте, чисто формально на поезда дальнего следования он не распространяется. Но если приравнять поезд к общественному месту, любые нарушения спокойствия должны быть пресечены (когда они действительно случаются).

То есть мирно сидящих с гитарой и спиртным соседей, скорее всего, вы не направите на истинный путь здорового образа жизни. Но если они мешают вам спать, ведут себя агрессивно или проявляют признаки сильного опьянения, управу на них найти можно – обратитесь для этого к проводнику.

8.   Собаку-поводыря можно провозить бесплатно

Перевозка животных всегда сопряжена с определенными сложностями. Например, крупных собак нельзя провозить в плацкарте. Но исключение делается для собак-поводырей, которые сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями. Такое животное можно провозить бесплатно. Но в пути оно должно находиться у ног хозяина. Также обязательно надеть на пса ошейник и намордник.

Важно! Если вы едете за границу, уточняйте отдельно требования, которые предъявляются к перевозке собак-поводырей в той стране, куда направляетесь. Например, с животным могут пускать только в вагоны определенного класса.

Обратите внимание! Если вы везете домашнее животное (диких вообще провозить нельзя), для него действуют другие правила, ограничений и требований гораздо больше. Путешествуя с животным, необходимо тщательно подготовиться и узнать все нюансы, только в этом случае вы избежите проблем при посадке и в пути.

9.   Меняем по желанию или необходимости маршрут

Если вами приобретен билет на большое расстояние, а в середине пути вы решили, что очень хотите прервать путь и задержаться на очередной станции, вы вправе это сделать. Новый билет покупать не придется – в течение 10 дней вы сможете уехать на поезде аналогичного маршрута с той станции, на которой сошли. Нужно будет доплатить стоимость так называемой плацкарты и сбор за переоформление билета.

Важно! После того как вы сошли с поезда на промежуточной станции, нужно в течение трех часов обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке.

10.  Проехать чуть дальше тоже можно

А если вы проспали свой пункт назначения, то можете бесплатно прокатиться чуть дальше. Сообщите проводнику о том, что пропустили свою остановку, и попросите дать вам возможность доехать до следующей. Платить за этот отрезок пути уже не придется.

Конечно, все эти правила так прекрасно работают в теории, но могут не соблюдаться в реальной жизни. Нередко пассажиры сталкиваются с резким отказом предоставить им то, на что они имеют законное право. В этом случае важно не растеряться и напомнить о том, что ваши требования находятся в рамках «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».

Задавайте вопросы в комментариях. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Можно ли проехать на электричке по подорожнику
  • Мосэнергосбыт в перово ул утренняя часы работы
  • Мои документы на тимирязевской мфц часы работы
  • Можно ли пройти в бизнес зал без приорити пасс
  • Мосэнергосбыт видное школьная 84а время работы