Можно ли депутатам заниматься бизнесом по закону

1. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

2. В течение срока своих полномочий депутат не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 59 настоящего Федерального закона, другим федеральным законом.

3. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

4. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в части 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

5. Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в части 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном органе субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

6. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

7. Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации (далее — комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, депутат сообщает об этом в комиссию в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.02.2023 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

9. Комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки:

1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;

2) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

10. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке:

1) правоохранительными и другими государственными органами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

3) Общественной палатой Российской Федерации и общественной палатой субъекта Российской Федерации;

4) общероссийскими и региональными средствами массовой информации;

5) другими органами, организациями, их должностными лицами и гражданами, если это предусмотрено законами субъекта Российской Федерации.

11. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

12. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.

13. Обеспечение доступа к информации о представляемых депутатами сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, к информации о представлении депутатами заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией, осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 06.02.2023 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальном сайте законодательного органа субъекта Российской Федерации (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 06.02.2023 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

16. Депутат обязан уведомлять комиссию и органы прокуратуры в порядке, предусмотренном законом, обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения.

17. По решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации уполномоченное подразделение Администрации Президента Российской Федерации может осуществлять в установленном порядке проверки, указанные в части 9 настоящей статьи. Такие проверки могут осуществляться независимо от проверок, проводимых комиссией.

18. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

19. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

20. Депутат должен соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

21. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) письменного заявления о сложении своих полномочий;

3) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации;

8) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

9) установления в отношении депутата фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах;

10) несоблюдения требований, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, частями 2, 3 — 7, 16, 18 настоящей статьи;

КонсультантПлюс: примечание.

Действие п. 11 ч. 21 ст. 19 не распространяется на правоотношения, возникшие до 01.03.2023, исчисление предусмотренного срока начинается не ранее указанной даты (ФЗ от 06.02.2023 N 12-ФЗ).

11) отсутствия депутата без уважительных причин на всех заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев подряд.

(п. 11 введен Федеральным законом от 06.02.2023 N 12-ФЗ)

22. В случае нарушения депутатом ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, предусмотренных частями 1, 15 и 19 настоящей статьи, а равно предоставления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к депутату может быть применена одна из следующих мер ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение от занимаемой должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации с момента принятия решения о применении к депутату меры ответственности до прекращения срока его полномочий;

3) запрет занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации до прекращения срока его полномочий.

23. Информация о применении к депутату меры ответственности в виде предупреждения подлежит опубликованию в официальном издании законодательного органа субъекта Российской Федерации и подлежит размещению на официальном сайте законодательного органа субъекта Российской Федерации.

24. Порядок принятия решения о применении к депутату одной из мер ответственности, указанных в части 22 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации и регламентом или иным актом, принятым законодательным органом субъекта Российской Федерации и устанавливающим порядок его деятельности.

25. Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата помимо оснований, предусмотренных частью 21 настоящей статьи, является неоднократное несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Порядок применения указанной меры ответственности устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

26. Решение законодательного органа субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий либо со дня, когда законодательному органу субъекта Российской Федерации стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями законодательного органа субъекта Российской Федерации, — не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.

27. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и законом субъекта Российской Федерации.

Здравствуйте. 

Нет, вы не можете зарегистрировать ИП и вообще заниматься предпринимательской деятельностью. Это следует из норм подпунктов 1 и 2  п. 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В частности, указанный пункт гласит: 

«7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;
г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);
д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».

Ответ: Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих муниципальные должности.

Лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, что предусмотрено частью 3 указанной статьи Федерального закона «О противодействии коррупции».

Следовательно, депутат совета депутатов сельского поселения, работающий на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено исключений из указанных правил.

Разъясняет прокуратура Хабаровского района, 06.04.2022

Может ли работающий на постоянной основе депутат совета депутатов сельского поселения, являющегося представительным органом местного самоуправления, осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ: Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих муниципальные должности.

Лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, что предусмотрено частью 3 указанной статьи Федерального закона «О противодействии коррупции».

Следовательно, депутат совета депутатов сельского поселения, работающий на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено исключений из указанных правил.

Разъясняет прокуратура Хабаровского района, 06.04.2022

Теперь депутатам разрешено заниматься бизнесом

В течение многих лет парламентариям запрещалось иметь свой бизнес, а также работать в различных некоммерческих и коммерческих организациях всех уровней. Касалось это требование даже тех политиков, кто занимал должности по совместительству и при этом не получал заработную плату от государства. Но власти решили изменить это требование.

Новый законопроект

Поправки в закон «О противодействии коррупции» уже одобрены Госдумой в первом чтении, и до принятия нового закона осталось совсем немного. В результате, депутаты региональных парламентов получат законное право на ведение своего бизнеса в том случае, если они работают на безвозмездной основе, то есть не получают заработную плату от государства.

Разработка этого нового законопроекта стала результатом многочисленных обращений по этому вопросу депутатов из региональных парламентов. Когда новый закон вступит в силу, заниматься бизнесом будет запрещено только тем депутатам, кто работает в различных законодательных органах не по совместительству, а на постоянной основе, получая за свою работу заработную плату.

Депутаты и бизнес

Принятие нового законопроекта позволит многим депутатам в регионах продолжить свою трудовую деятельность, не отказываясь при этом от возможности защищать права и интересы граждан в Законодательном собрании.

Для всех остальных депутатов, получающих заработную плату за свою законодательную деятельность, запрет будет все так же сохранен. Им будет разрешено вести только культурную, преподавательскую, а также научную деятельность. Открыть свой бизнес или устроиться на другую оплачиваемую работу им будет запрещено.

Ответ: Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих муниципальные должности.

Лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, что предусмотрено частью 3 указанной статьи Федерального закона «О противодействии коррупции».

Следовательно, депутат совета депутатов сельского поселения, работающий на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено исключений из указанных правил.

Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили поправки в закон «О противодействии коррупции». Новое постановление разрешает депутатам региональных парламентов держать свой бизнес, если они работают на безвозмездной основе.

Как указано в пояснительной записке, законопроект разработали из-за многочисленных обращений депутатов из регионов. Сейчас парламентариям запрещается работать в коммерческих и некоммерческих организациях любых уровней. Это касается и тех политиков, которые занимают должности по совместительству и не получают зарплату от государства.

Если поправки вступят в силу, запрет коснется только тех чиновников, которые работают в законодательных органах на постоянной основе и получают за это зарплату.

«Таким образом, депутаты регионального уровня, совмещающие парламентскую деятельность с основной работой, смогут продолжить защищать интересы своих избирателей в законодательных собраниях», — отметил один из авторов законопроекта Василий Пискарев, глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции.

Даже если закон примут, запрет на бизнес и другую работу, кроме научной, преподавательской или культурной деятельности, для остальных депутатов сохранится. Они по-прежнему не смогут устроиться на оплачиваемую работу или открыть свой бизнес.

Ранее в Госдуме отказались вносить в Конституцию поправку, запрещающую чиновникам владеть недвижимостью за границей. Законодатели посчитали, что такая поправка не имеет смысла. Если чиновник вносит иностранную недвижимость в свою декларацию, к нему не может быть никаких вопросов, заключили думские власти.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Екатерина Титова

Подписывайтесь на канал Bankiros.ru в Яндекс.Дзен и Telegram!

Среди инвесторов есть термин FOMO (от англ. fear of missing out) — синдром упущенной выгоды. Люди боятся недополучить прибыль. Поэтому, когда они видят, как можно легко заработать большие деньги, то почти ничто не способно их удержать. В США разгорелся скандал из-за того, что супруг спикера конгресса Нэнси Пелоси решил поторговать акциями. Всё бы ничего, но он это сделал в преддверии принятия важного закона, который мог повлиять на их стоимость. То есть использовал инсайдерскую информацию. Теперь в Америке собираются запретить членам семей парламентариев вообще иметь дело с акциями. На этом фоне в России — простор для обогащения. Недавно депутатам разрешили вообще не декларировать доходы. Остались ли для них какие-то запреты?

Чем нельзя заниматься депуатам? Фото: yandex.ru

У них и у нас

В прошлом году Пол Пелоси купил пакет акций разработчика процессоров NVIDIA на сумму более 4 млн долларов аккурат перед важным голосованием в Сенате. Конгрессмены должны были рассмотреть законопроект о стимулировании полупроводниковой промышленности в стране. После принятия проекта акции в цене наверняка бы выросли и супруг политика их бы продал, получив выгоду от сделки. Ему помешал разразившийся скандал. На его фоне Пелоси избавился от акций даже себе в убыток за несколько дней до заседания Конгресса.

Но перенесёмся в наше отечество. Ни для кого не секрет, что некоторые «слуги народа» живут гораздо лучше основной массы того самого народа, которому вроде как служат. Например, депутат от КПРФ Владимир Блоцкий только за один год (2021) заработал 3,5 млрд рублей. Это по 9,5 млн в день. Он владеет 9 земельными участками (один из них в Великобритании), 4 домами, 6 квартирами и 4 автомобилями.

В тройку по обогащению также вошли Алексей Нечаев (2,5 млрд рублей) и Леонид Симановский (1,7 млрд рублей).

Чтобы не обострять классовую ненависть, власти решили с 2023 года вообще не публиковать декларации депутатов и сенаторов.

Что позволено Юпитеру?

По закону депутаты (в том числе муниципальные) и сенаторы не вправе:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
  2. Участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (кроме политической партии, профсоюза, кооператива, товарищества, но везде на безвозмездной основе).
  3. Заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью (кроме как преподавательской, научной или творческой).
  4. Получать в связи со своей деятельностью вознаграждение (ссуды, деньги, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц.
  5. Иметь счета или вклады в иностранных банках.

При этом закон не запрещает депутатам и сенаторам владеть российскими ценными бумагами. Ограничения касаются только акций зарубежных компаний (как в случае со счетами и вкладами). Кроме того, нельзя допускать конфликта интересов. Например, члену комитета Госдумы по здравоохранению нельзя покупать акции фармацевтической компании. Впрочем, и здесь есть выход — такие бумаги можно просто передать в доверительное управление.

В целом же народный избранник должен быть чист и отрешён от всего мирского. Тем более что всем необходимым его обеспечивает государство: служебным транспортом, а в случае необходимости и жильём. Бесплатно его лечит и направляет в дома отдыха. Кроме того, депутаты неплохо зарабатывают. Вместе с надбавками и премиями выходит порядка 400 000 рублей в месяц.

В законе ничего не говорится про членов семей избираемых представителей. Жёны, любовницы, дети, родители и прочие могут беспрепятственно заниматься любой предпринимательской деятельностью.

Также ничем не ограничены народные избранники в тратах. Дома, автомобили, яхты и тому подобное — всё, на что хватит средств и фантазии. В 2018 году в ГД внесли законопроект о запрете обучаться детям чиновников и депутатов за границей. Но сами же депутаты инициативу и отклонили. Так что законодательного запрета на это нет.

А чиновникам можно

В отношении чиновников закон более либерален. Они имеют право инвестировать практически без ограничений.

Запрет на зарубежные акции распространяется только на высокопоставленных чиновников: президента, председателя правительства, министров, генпрокурора, глав высших органов власти, глав администраций и муниципальных образований и т. д.

Но, как и в случае с депутатами, госслужащим запрещается владеть российскими акциями или облигациями компаний, если это приводит к конфликту интересов. Также им нельзя участвовать в собрании акционеров (как и управлять коммерческими структурами).

Кроме того, никаким категориям госслужащих нельзя иметь зарубежные счета, вклады, кредиты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Можно ли жилое помещение использовать под бизнес
  • Можно ли заниматься бизнесом в гараже официально
  • Можно ли зарегистрировать бизнес в другой стране
  • Московский социальный регистр адрес время работы
  • Московский универмаг санкт петербург часы работы