Можете ли вы от лица компании заключить сделку с действующим или бывшим госслужащим ответ

Нужно ли при заключении договора на оказание услуг с ИП — бывшим госслужащим уведомлять предыдущего работодателя?

Добрый день!
Помогите пожалуйста в следующем вопросе. ООО заключило договор с ИП -бывшим гос.служащим. Необходимо ли уведомлять об этом предыдущее место работы. Отмечу, что договор на передачу полномочий ЕИО управляющему ИП.

Добрый день.
Нужно, если с момента увольнения его с гражданской службы прошло менее 2 лет и если прежняя должность поименована в специальном перечне. Перечней таких несколько (в каждом ведомстве свои), поэтому чтобы не упустить что-то нечаянно, безопаснее просто подать уведомление, в любом случае.

Цитата (ПП РФ от 21.01.2015 № 29):2. Работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
4. Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.

Заполнить и сдать персонифицированные сведения через интернет

А то, что он в статусе ИП и при заключении с ним договора мы не обязаны требовать от него трудовую книжку, не снимает с нас эту обязанность? Т.е. он, при заключении договоров с другими организациями, должен всех об этом ставить в известность и все его контрагенты должны отправлять уведомления на его прежнее место работы?

Цитата (Наталья Пална):Т.е. он, при заключении договоров с другими организациями, должен всех об этом ставить в известность и все его контрагенты должны отправлять уведомления на его прежнее место работы?

По-хорошему, именно так и должно быть, потому что трудовая книжка в подобных сделках не задействована, а бывший госслужащий знает (думаю, что не может не знать) об обязанности подавать уведомление.
Ну и если вы из каких-то иных источников узнали о факте госслужбы в его биографии, то конечно нельзя игнорировать подобные сведения.
Когда это новшество было только введено, кадровиков на семинарах обучали абсолютно каждому новому работнику задавать вопрос, не был ли он случайно госслужащим (совместители ведь тоже трудовые книжки не предъявляют).

Спасибо! Только к сожалению мы об этом узнали уже спустя 10-дневный срок.

А в списки его прежняя должность включена, это вы пробовали поискать? И каков размер ежемесячного вознаграждения согласно договору?
Посмотрите «Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.

Составьте положение об оплате труда и правила внутреннего трудового распорядка по готовым шаблонам

Да, должность включена, а вознаграждение в договоре не фиксированное, привязано к фин.показателям за месяц.

А если посчитать исходя из фин. показателей за предшествующие месяцы (полугодие, год), получается превышение суммы в 100 000 руб. в месяц?

Тогда вообще ничем оправдать не получается; нарушение в чистом виде.

Опасаетесь блокировки счета?

Подключите сервис «Контроль рисков для бизнеса»

IX. Обязанность работодателя сообщать о заключении

с гражданином — бывшим государственным (муниципальным)

служащим трудового (гражданско-правового) договора

50. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, а также статьей 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой (гражданско-правовой) договор.

Исходя из смысла статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

51. В случае, если на работу устраивается гражданин — бывший государственный (муниципальный) служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1) Выяснить у бывшего государственного (муниципального) служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) на дату заключения трудового (гражданско-правового) договора в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием для сообщения представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы о приеме на работу вышеуказанного лица.

Нормативные правовые акты, утверждающие соответствующие перечни должностей, указаны в подпункте 1 пункта 4 настоящих Методических рекомендаций.

С указанными перечнями работодатель может ознакомиться в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший государственный (муниципальный) служащий проходил государственную (муниципальную) службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

2) Важными являются также сведения о дате увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после увольнения со службы.

Если после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы прошло:

менее двух лет — требуется сообщить о заключении трудового (гражданско-правового) договора в государственный (муниципальный) орган по последнему месту службы гражданина в десятидневный срок;

более двух лет — сообщать о заключении трудового (гражданско-правового) договора не требуется.

52. Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 (далее — Правила).

53. Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей) (пункт 3 Правил).

54. В сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения (пункт 5 Правил):

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина;

в) должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).

55. В случае, если с гражданином заключен трудовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 54 настоящих Методических рекомендаций, также указываются следующие данные:

а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);

в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Необходимо учитывать, что предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы <5>.

———————————

<5> Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 46.

56. В случае, если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, наряду со сведениями, указанными в пунктах 54 — 55 настоящих Методических рекомендаций, также указываются следующие данные:

а) дата и номер гражданско-правового договора;

б) срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

в) предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

При заключении гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) работодатель обязан направить соответствующее сообщение, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей <4>.

57. Сообщение о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) направляется по последнему месту службы гражданина в 10-дневный срок со дня, следующего за днем заключения договора с гражданином либо его фактического допущения к работе <6>.

———————————

<6> Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 46.

58. Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления сообщения.

Учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение работодателем обязанности в установленный срок направить такое сообщение, работодателю необходимо иметь подтверждение о направлении указанного сообщения по почте заказным письмом с уведомлением либо о доставке его непосредственно в государственный (муниципальный) орган с распиской о получении.

59. Регистрация бывшего государственного (муниципального) служащего в качестве индивидуального предпринимателя или учреждение данным гражданином юридического лица не порождает обязанности по направлению соответствующего сообщения представителю нанимателя (работодателю) данного служащего <7>.

———————————

<7> Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 46.

Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.

Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
  2. Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
  3. Как узнать, что человек работал на госслужбе.
  4. Как составить уведомление для бывшего работодателя.
  5. Что запомнить, если нанимаете госслужащего.

Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель

В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.

Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.

Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.

Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.

Но это касается только тех госслужащих, чья должность входит в специальный перечень. Единого документа с конкретным перечислением таких должностей нет. Кроме базового указа Президента № 557, в каждом ведомстве есть свои, расширенные списки. Они обычно публикуются на официальных сайтах госструктур в разделе «Документы». Например, в ФССП действует внутренний приказ с перечнем таких должностей.


Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).

К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.

Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.

Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.


Уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

kontur-personal

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

Попробовать бесплатно

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал. 

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Читайте также:

  • Прием бывшего госслужащего: прошлое — это важно!

Работодатели в случае приема на работу бывших госслужащих обязаны сообщать по прежнему месту службы о заключении трудового договора с такими работниками.

С 31 января 2015 г. нужно будет информировать еще и о заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг на сумму более 100 тыс. рублей в месяц.

Правила сообщения этой информации утверждены Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29. Она представляется в письменной форме в 10-дневный срок после заключения договора. Помимо данных о человеке нужно указать реквизиты ГПД, его предмет с кратким описанием работы и стоимость работ.

Отметим, что обязанность уведомлять о заключении ГПД в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплена давно, но до настоящего времени не был определен порядок уведомления.

Также обращаем внимание, что это правило распространяется не на всех госслужащих, а только на тех, чьи должности содержатся в специальном перечне.

Источник:

Официальный интернет – портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501230011?index=0&rangeSize=1&back=False)

!

Важно! Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»  указанные требования должны быть выполнены работодателем при приеме на работу  граждан РФ, замещавших должности федеральной государственной службы:

  • включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557;
  • должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

Работодатель обязан направлять письменное сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в случае приема работника на основную работу.
Сообщение также направляется по каждому договору при оформлении с основным работником совместительства, независимо от размера заработной платы, а равно при заключении с ним гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц или договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

!

Важно! Порядок  направления сообщения о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы установлен Постановлением  Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
В сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • число, месяц, год и место рождения гражданина;
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии));
  • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия);
  • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
  • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Способ направления сообщения Правилами не определен, работодатель решает этот вопрос самостоятельно. Десятидневный срок для направления сообщения исчисляется в календарных днях и отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

!

Важно! В случае направления сообщения в ненадлежащий государственный орган, нарушения десятидневного срока, а равно несоблюдения установленной формы сообщения работодатель может быть привлечен к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).

Если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа. Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то направлять сообщение нужно в тот госорган, которому переданы функции по прежним должностным обязанностям госслужащего.

!

Важно! Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. 

Для работодателя предварительное получение согласия комиссии от работника на трудоустройство бывшего государственного или муниципального служащего не является обязательным. Работодатель не вправе требовать от соискателя предоставления согласия комиссии при заключении трудового договора. 
Если работодателю известно, что бывший государственный или муниципальный служащий  вправе заключать трудовой договор только при наличии соответствующего согласия комиссии, соискателю может быть рекомендовано самостоятельно обратиться в комиссию за получением такого согласия до трудоустройства.
При этом, предъявление соискателем решения комиссии о согласии на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой (некоммерческой) организации не освобождает работодателя от обязанности уведомить государственный (муниципальный) орган о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим.

!

Важно! При оформлении трудовых отношений сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, должны быть представлены  самим соискателем, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч.2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Если при трудоустройстве бывший служащий не сообщил работодателю по новому месту работы о том, что в течение предшествующих двух лет замещал должность государственной (муниципальной) службы, включенную в соответствующий перечень, то работодатель, который не располагал и не должен был располагать указанными сведениями, может быть освобожден от ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ. 
При поступлении из государственного органа решения комиссии, что замещение бывшим государственным служащим должности в коммерческой (некоммерческой) организации нарушает требования статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, трудовой договор,  заключенный с бывшим государственным или муниципальным служащим, подлежит прекращению по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

Нужно ли уведомлять госорганы о заключении гражданско-правового договора с бывшим полицейским?

Распечатать

Вопрос

Нужно ли
уведомлять госорганы о заключении гражданско-правового договора с бывшим
полицейским?

Ответ юриста

Работодатель
не обязан уведомлять о заключении гражданско-правового договора стоимостью
менее 100 тыс. руб. по последнему месту работы госслужащего.

В отношении
граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы,
перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, трудовым
законодательством и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ), предусмотрены
некоторые особенности приема на работу.

Так, в
соответствии с ч. 2 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие
должности государственной или муниципальной службы, перечень которых
устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после
увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении
трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

В силу ч. 2
ст. 12 Закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной или
муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми
актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или
муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте
своей службы при заключении трудового договора (независимо от размера оплаты
труда) и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения
работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает 100
тыс. руб.

Работодатель
при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на
выполнение работ (оказание услуг) с гражданами, замещавшими должности
государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается
нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с
государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о
заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю)
государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в
порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ,
ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

При этом
Минтруд России в своем Письме обратил внимание работодателей на то, что
Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или
гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с
гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы,
перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской
Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29
(далее — Правила), определен порядок сообщения работодателем о заключении не
только трудового, но и гражданско-правового договора, указанного в ч. 4 ст. 12
Закона N 273-ФЗ, с гражданином, замещавшим должности государственной или
муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми
актами РФ, по последнему месту его службы о заключении такого договора, а также
требования к сведениям, которые должны содержаться в направляемом работодателем
сообщении (Письмо Минтруда России от 30.01.2015 N 18-2/10/П-444).

Вышеуказанные
условия заключения трудового договора распространяются не на всех бывших
государственных и муниципальных служащих, а лишь на занимавших должности,
перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ. Перечень
должностей государственной или муниципальной службы, при замещении которых в
отношении служащих действуют вышеназванные требования, утвержден Указом
Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных
положений Федерального закона «О противодействии коррупции», а также
принятыми в его исполнение нормативно-правовыми актами руководителей федеральных
государственных органов (пп. «а» п. 1). Перечень должностей
федеральной государственной службы в МВД утвержден Приказом МВД России от
31.10.2013 N 875.

Порядок
сообщения работодателем о заключении трудового договора или
гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца
работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. с
гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы,
перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, установлен
Правилами.

В
перечисленных нормативно-правовых актах идет речь о заключении трудового
договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в
течение месяца работ или оказание организации услуг.

Предельная
стоимость выполняемых работ или оказываемых услуг в размере 100 тыс. руб., как
и указание на сами работы (услуги), выполняемые или оказываемые на условиях
гражданско-правового договора, введено Федеральным законом от 21.11.2011 N
329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области
противодействия коррупции».

Если
стоимость услуг, предусмотренная гражданско-правовым договором, составляет
менее 100 тыс. руб. в месяц, то, следовательно, одно из обязательных условий
сообщения о приеме на работу бывших госслужащих не выполняется и работодателю
не требуется уведомлять о заключении гражданско-правового договора по
последнему месту работы госслужащего.

{Вопрос:
Организация заключает договор возмездного оказания услуг с бывшим сотрудником
МВД. Стоимость услуг по договору составляет 70 000 руб. в месяц. Обязан ли
работодатель в данном случае сообщить представителю нанимателя (работодателю)
по последнему месту службы этого сотрудника о заключении договора?
(Консультация эксперта, 2015) {КонсультантПлюс}}

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ
КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант»
Макшаковым Игорем Борисовичем, январь 2018 г.

При подготовке ответа использована СПС
КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и
не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом
ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ооо микрокредитная компания универсального финансирования официальный сайт личный кабинет
  • Ооо риверлаб является компанией дистрибьютором по продаже стоматологического оборудования
  • Операторы автоматизированных станков школьные учителя инженеры менеджеры крупных компаний
  • Оплачивается ли больничный во время отстранения от работы без сохранения заработной платы
  • Определение владельцев процессов с учетом особенностей организационной структуры компании