Может ли управляющая компания отказаться от заключения договора

Победитель открытого конкурса по выбору УО для дома может быть признан уклонившимся от заключения договора. Узнайте, при каких условиях это происходит, а также читайте разъяснения экспертов Ассоциации «Р1», может ли победитель отказаться от договора управления, если не выполнил все требования НПА к порядку его заключения.

Когда ОМС не вправе проводить открытый конкурс по выбору УО

Когда ОМС не вправе проводить открытый конкурс по выбору УО

Муниципалитет проводит конкурс по выбору УО для дома, если способ управления в нём не выбран или не реализован

Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, муниципалитет проводит открытый конкурс, если:

  • в течение шести месяцев до этого собственники не выбрали способ управления домом или не реализовали принятое ими решение;
  • истекает срок действия договора, заключённого по результатам предыдущего конкурса, а ОСС не приняло решение о выборе УО или создании ТСЖ.

Процедура проведения открытых конкурсов описана в постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. Документ объясняет, что способ управления МКД считается не выбранным, если:

  • собственники помещений в МКД не провели соответствующее ОСС;
  • собрание состоялось, но решение о выборе способа управления не было принято;
  • прошло два месяца после вступления в силу решения суда о признании несостоявшимся ОСС по выбору способа управления МКД и повторное собрание собственники не провели или решение о выборе способа управления не приняли.

Решение считается нереализованным, если:

  • большинство собственников помещений в МКД не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ;
  • владельцы помещений в МКД не направили в орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации ТСЖ или кооператива;
  • УО и собственники не заключили договоры управления МКД, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ.

Оспаривание результатов конкурса по выбору управляющей организации

Оспаривание результатов конкурса по выбору управляющей организации

УО-победитель признаётся уклонившейся от заключения договора при невыполнении требований п. 90 ПП РФ № 75

Правила заключения договора управления многоквартирным домом по результатам конкурса, проведённого муниципалитетом, и признания компании уклонившейся от этой процедуры прописаны в разделе IX ПП РФ № 75.

В соответствии с п. 90 ПП РФ № 75, победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола представляет организатору подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств согласно ст. 329 ГК РФ. Например, договор страхования или документы на депозит.

Также УО-победитель в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса направляет подписанные им проекты договоров управления собственникам помещений в МКД для подписания указанных договоров согласно ст. 445 ГК РФ о заключении договора в обязательном порядке (п. 91 ПП РФ № 75).

В п. п. 92– 94 ПП РФ № 75 прописаны условия, когда победитель признаётся уклонившимся от заключения договора управления МКД по итогам открытого конкурса: если компания не направила в муниципалитет подписанный проект договора в установленный срок или не предоставила обеспечение исполнения обязательств.

В такой ситуации орган местного самоуправления предлагает заключить договор управления участнику конкурса, ставшему вторым после уклонившейся от договора компании (п. 91 ПП РФ № 75).

Суды о реализации выбранного собственниками способа управления МКД

Суды о реализации выбранного собственниками способа управления МКД

За  ненаправление собственникам проекта договора УО не признают уклонившейся от заключения ДУ

Один из членов Ассоциации «Р1» стал победителем открытого муниципального конкурса и в течение 10 дней предоставил организатору подписанный проект договора и обеспечение в виде страхования ответственности. При этом УО не направила собственникам договоры на подпись. Дом не был внесён в лицензию УО. Компания задала экспертам вопросы о том, может ли она отказаться от этого ДУ и считается ли она уклонившейся от его подписания.

Как отметили эксперты Ассоциации «Р1», ПП РФ № 75 не регулирует порядок действий в случае, если победитель предоставляет подписанный проект договора и обеспечение, но не направляет договор на подпись собственникам. Здесь есть два возможных пути, основанные на разных подходах к толкованию норм ПП РФ № 75. Итог зависит от позиции муниципалитета как организатора конкурса.

  1. При буквальном толковании пунктов ПП РФ № 75 считается, что управляющая организация приступила к исполнению своих обязанностей, даже несмотря на не включение в реестр лицензий.

Верховный суд РФ в определении от 24.12.2019 по делу № А33-27179/2018 признал, что первичным является выполнение УО обязательств по договору управления: выставление счетов, проведение работ и оказание услуг. Если же компания обязательства по содержанию общего имущества не выполняла, то это нарушение лицензионных требований.

Договор управления в данной ситуации может рассматриваться как заключённый с собственниками путём конклюдентных действий: потребление коммунальных услуг, оплата выставленных счетов. Расторгнуть такой ДУ досрочно можно только по решению ОСС. В одностороннем порядке отказаться от договора управления управляющая организация не может.

  1. Если администрация будет не буквально толковать требования ПП РФ № 75 к победителю конкурса, то может признать УО уклонившейся от заключения договора управления, поскольку компания не направила договоры собственникам.

Юристы Ассоциации «Р1» считают такой подход маловероятным. Один из вариантов для компании «уйти» из дома: предложить собственникам выбрать другую УО на общем собрании или создать ТСЖ. В ином случае, если спор о том, кто управляет домом, дойдёт до суда, то вероятнее всего именно победитель конкурса будет признан ответственным за МКД.

У вас есть вопрос с экспертам или нужна помощь в разрешении сложной ситуации в работе? Вступайте в Ассоциацию «Р1» и получайте информационную поддержку и консультации юристов. Они уже разобрали множество непростых случаев в сфере управления домами. Читайте о восьми сложных ситуациях из практики УО и предложенных экспертами Ассоциации «Р1» решениях, а также следите за обновлениями сайта объединения в рубрике «Спрашивали? Отвечаем».

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 896 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Как следует из практики, далеко не в каждом случае выбор, принятый владельцами, приводит к заключению соглашения об управлении.

Преимущественно организации, занимающиеся управлением, крайне неохотно соглашаются на оформление договора по управлению жилым домом, с целью поддержания в нем надлежащего состояния, что подразумевает необходимость вложения финансов и проведения разного рода работ. Порой компании и вовсе не идут на подписание соглашения.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Содержание

  • Имеет ли право УК отказаться от заключения договора
  • Как правильно заключить договор с управляющей компанией

Имеет ли право УК отказаться от заключения договора

Учитывая положение статьи 426 Гражданского кодекса РФ, публичным может быть признан договор, который заключен организацией коммерческого направления и определяет перечень ее обязанностей в сфере реализации товара, проведения работ или же предоставления услуг, которые подобная организация, в виду характера деятельности, обязана выполнять по отношении к каждому, от кого поступит такое обращение (в области розничной торговли, осуществления перевозки транспортом общего использования, услуг связи, энергоснабжения, гостиничного и медицинского облуживания и т. п.).

Юридическое лицо, деятельность которого строится на коммерческой основе, не имеет права предпочтения одного лица перед другим, по отношению к которому оформлен договор публичного характера, кроме законодательно предусмотренных случаев.

Расценки на товары/работы/услуги, и прочие условия, предусматриваемые договором публичного характера, утверждаются одинаково для каждого из потребителей. Исключением могут быть лишь обстоятельства, при которых допустимо утверждение льготных условий для конкретных категорий потребителей, в соответствии с законами и другими НПА.

Недопустимым является отказ организации коммерческого направления от оформления публичного соглашения, если фактически присутствует возможность передать заинтересованному потребителю определенный перечень товаров, выполнить конкретные работы или оказать услуги.

Если уклонение организации от оформления публичного соглашения юридически не может быть обосновано, должны быть применены положения, обозначенные в пункте 4 статьи 445 Кодекса.

Учитывая требования статьи 162 Жилищного кодекса РФ, договор, заключаемый для осуществления управления многоквартирным домом, должен составляться в письменном виде и представлять единый документ, подписанный всеми сторонами.

Проводя выбор организации, выполняющей управление, на общем собрании владельцев помещений жилого дома, соглашение об управлении должно быть заключено отдельно с каждым из собственников помещений в доме, при соблюдении условий, определенных решением этого же общего собрания.

В соответствии с договором управления многоквартирным жилым домом, одна из сторон (организация, производящая управление) по распоряжению второй стороны (владельцев помещений, размещенных в многоквартирном доме, управленческих органов товарищества владельцев квартир и жилищного кооператива, а также прочего потребительского кооператива специализированного направления, или же застройщика, в случае, который предусмотрен в части 14 статьи 161 кодекса) на протяжении договорного периода за определенную плату обязывается оказать спектр услуг и произвести работы по должному содержанию с ремонтом общедомового имущества, предоставлением коммунальных услуг владельцам помещений в этом доме и лицам, которые эксплуатируют указанные помещения, а также выполняет прочую деятельность, имеющую своей целью управление домом.

Из этого следует, что соглашение об управлении многоквартирным жилым домом относится к публичным договорам, следовательно, УК не имеет права выдавать отказ в оформлении подобных договоров с потребителями.

Как правильно заключить договор с управляющей компанией

С начала мая 2015 года было отмечено окончание процесса лицензирования УК. Это означает, что ряд компаний все же не получили лицензию и не могут продолжить профессиональную деятельность на рынке услуг.

Их часть в общей массе управляющих компаний отличается с учетом регионального размещения, однако так или иначе подобные компании присутствуют практически повсюду.

Те дома, которыми подобные компании управляли, в связи со стечением обстоятельств, стали бесхозные. Однако переживать на этот счет не нужно. Напротив, казалось бы, не совсем радужную перспективу можно использовать с пользой для себя.

При данных обстоятельствах жильцы в домах, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждены провести собрание и подписать соглашение с иной организацией, на чьи плечи ляжет управление домом. Если правильно подойти к этому вопросу, можно не просто не привести к ухудшению ситуации, а существенным образом ее улучшить.

Домовой совет

Если управление домом не осуществляет ЖСК, ТСЖ или же жилищный кооператив, и численность квартир в доме превышает четыре единицы, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ, владельцы помещений, размещенных в указанном доме, обязаны позаботиться об организации собственного домового совета. С этой целью проводится общий сбор жильцов, выбирается конкретный председатель и лица, которые будут выполнять обязанности его помощников.

Этот момент является важным, так как именно активистами в доме будут решаться вопросы, возникающие по ходу заключения соглашения с одной из управляющих компаний.

Поэтому должны избираться лица, отличающиеся инициативностью, ответственностью и грамотностью, а главное, те, кто сможет наиболее рьяно относиться к своим обязанностям в представлении и защите интересов дома. На подобную роль вряд ли можно будет назначить съемщиков квартир муниципальной собственности.

Эта группа инициативных лиц, с участием наибольших активистов, должна продумать ключевые условия соглашения, поняв, будет ли достаточно лишь типового договора, по обыкновению предлагаемого УК, или необходимо продумать и оформить отдельный. Вариант, представленный последним, конечно намного предпочтительней.

Затем исследовав рынок компаний, осуществляющих управление, необходимо расспросить активистов в доме, находящихся в распоряжении указанных лиц, об уровне качества предоставляемых услуг и т. д. Избрав ряд более приемлемых организаций, следует «прощупать почву» – разузнать, как они отнесутся к внесению предлагаемых вами условий в соглашение.

Имущество общедомового использования

Следует начать с того, что в соглашении в обязательном порядке должен указываться перечень такого имущества – общего пользования для всего дома. В этом вопросе не излишней будет хотя бы доля педантичности – нужно указывать не только наиболее крупные из объектов (куда относят стены, фундамент, пролеты лестниц, чердачные помещения, земельный участок, на котором размещен жилой дом, кровлю), но также и ряд мелких.

O-NEDVIZHKE.RU

К этим объектам можно отнести домофоны, ящики для почты, размещенные в пределах лестничной клетки учетные приборы, двери при входе в подъезды, различные вентили/задвижки и прочие узлы домовых систем. Проще говоря, весь перечень имущества, который расположен вне квартир.

Если вы думаете, что нужно просто перечислить такие объекты, то это должно происходить немного не так. Правильно указывать также и техническое состояние объектов. В противном случае, позже могут появиться ситуации, при которых УК будет оправдываться тем, что объекты в самом начале находились в плохом состоянии, при этом доказать обратное будет крайне проблематично.

Когда весь перечень объектов, отнесенных к общедомовому, детально расписан, трудностей с устранением неисправностей УК не будет вообще.

Контроль над проводимыми работами

Далее нужно сконцентрировать свое внимание на списке работ, которые производит управляющая компания. Большей частью этот список является стандартным, однако, в некоторых случаях его можно подстроить именно под особенности конкретного дома или же личные пожелания владельцев квартир.

Для того чтобы обеспечить полноценность контроля за проводимыми УК работами, еще при подготовке проекта соглашения следует определиться с ответственными лицами, уполномоченными на приемку работ, выполненных УК, подписание актов о выполнении работ или же подготовку претензий.

Совсем нет нужды в том, чтобы такие уполномоченные лица избирались из числа участников совета дома. Если из числа владельцев присутствует человек, который в период проведения уборщицей работ находится у себя в квартире, лучше определить его на подписание актов о выполнении подобных работ.

Совсем не сложно выглянуть в подъезд и посмотреть, все ли должным образом сделала уборщица. Согласитесь, подобные обязанности по плечу любому. В случае наличия в доме толкового инженера, в список его обязанностей можно включить принятие работ непредвиденного характера.

Человек, не обладающий в этих вопросах компетенцией, в летний сезон не сможет заметить факт неправильной установки оконной рамы, зимой же возникнут сложности с устранением подобной недоработки.

Порядок выполнения расчетов

Часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ говорит нам о том, что жильцы должны вносить средства для оплаты за квартплату и коммунальные услуги на счет организации, ответственной за управление. Это также значит, что именно УК будет напрямую отвечать за начисление субсидий, перерасчеты, расчет льготных платежей и т. п.

Если вы периодически следили за новостями в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то должны знать, что чаще всего именно в финансовых вопросах в УК выявляют нарушения. Довольно сложно, видимо, справиться с соблазном получения дополнительной прибыли посредством краж и сверхначислений.

Борьба в этом направлении с управляющей компанией довольно затруднительна, так как дом в полной мере зависим от нее, и его благополучие зависит от того, насколько порядочен руководитель УК. Все же существуют определенные методы сведения таких финансовых потерь к минимуму.

С этой целью в структуре соглашения нужно предусмотреть выполнение расчетов с помощью ЕИРЦ (Единого информационно-расчетного центра).

Сейчас подобные методы уже не в новинку. Так вы сможете быть уверенными в том, что если вы внесли оплату за воду, то подобный платеж пойдет именно в оплату воды, но никак не на сбор средств на новый автомобиль для директора компании.

Цена за услуги

Цены по услугам УК относятся к весьма жестким статьям, в которых такие компании с большой неохотой уступают. Однако есть и компании, которые считают, что в данном вопросе торг не то чтобы не уместен, он просто оскорбителен для них. Подобных кандидатов тут же нужно отсеивать.

Поскольку сейчас кризисный период, желательно все-таки добиться некоторых уступок в вопросах цены. Не нужно также забывать, что, в соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодека РФ, за властными органами закреплены такие обязанности, как установление тарифов по услугам: газо-, электро-, тепло-, водоснабжения/водоотведения.

Это значит, что УК не могут повлиять на изменение ценового диапазона, установленного на услуги, и уж тем более заниматься перепродажей коммунальных услуг.

Но что касается цен на жилищные услуги, согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливают их на общем сборе владельцев. Естественно, речь не идет о выставлении ультиматума, по данным вопросам нужно вести обычный торг.

Активисты дома обязаны разведать обстановку среди потенциальных кандидатов, с целью получения от УК гарантийных писем, подтверждающих их согласие на оформление соглашения по условиям, обозначенным в проекте договора, прилагаемого к письму.

В случае если управляющая компания высказала свою готовность к заключению соглашения на выгодных для жильцов условиях, понятно, что нужно определить как можно больший срок для подписываемого договора. Однако следует знать, что управляющая компания может высказать требования о внесении в соглашение условий, касающихся ежегодно проводимой индексации цен.

Помимо цены, следует обращать внимание и на качество предоставляемого перечня услуг. Именно по этой причине, с договором на длительный период можно и подождать.

БезымянныйДорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 162 ЖК РФ

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие положений ст. 162 (в ред. ФЗ от 03.04.2018 N 59-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до 03.04.2018.

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2023 ч. 3 ст. 162 дополняется п. 5 (ФЗ от 18.03.2023 N 71-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 5 ст. 162 при управлении многоквартирными домами, предоставлении коммунальных услуг не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 07.03.2023 N 360).

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;

3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

(часть восьмая.1 введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

(часть восьмая.2 введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

10. Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

(часть 12 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

Вопрос следующий. Жители проголосовали за определенную УК, которая этот дом не желает. Может ли УК отказать в подписании договора. Да, в одностороннем порядке УК отказаться ВО ВОЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕ МОЖЕТ, а вот вопрос на начальной стадии если не хочет брать, то может ли отказаться? И еще должна ли быть уведомлена УК со стороны жителей если тот или иной дом голосует за них.

Свобода договора же. И во время управления может, если прописано в договоре.

Цитата
Маруся88 пишет:
Вопрос следующий. Жители проголосовали за определенную УК, которая этот дом не желает. Может ли УК отказать в подписании договора. Да, в одностороннем порядке УК отказаться ВО ВОЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕ МОЖЕТ, а вот вопрос на начальной стадии если не хочет брать, то может ли отказаться? И еще должна ли быть уведомлена УК со стороны жителей если тот или иной дом голосует за них.

Договор управления заключается между двумя сторонами и требует согласия каждой из сторон. И равное право соглашаться/не соглашаться на заключение имеют обе стороны.

Если эта УК не направляла жителям оферту, то может. Решения общих собраний обязательны для собственников, а не для УК.

Цитата
Jaoso пишет:
Свобода договора же. И во время управления может, если прописано в договоре.

Нет, во время управления не может, может только отказаться от пролонгации договора в связи с истечением срока договора.

В соответствии с частью 2 статьи 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Односторонний отказ управляющей организацией от договора управления многоквартирным домом законодательством не предусмотрен.

Цитата
Маруся88 пишет:
Вопрос следующий. Жители проголосовали за определенную УК, которая этот дом не желает. Может ли УК отказать в подписании договора. Да, в одностороннем порядке УК отказаться ВО ВОЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕ МОЖЕТ, а вот вопрос на начальной стадии если не хочет брать, то может ли отказаться? И еще должна ли быть уведомлена УК со стороны жителей если тот или иной дом голосует за них.

Для управления одного желания жителей маловато. Учитывая хитрющую процедуру реестра лицензий, начиная с предоставления половины подписанных ДУ, шансов принудить УК к управлению столько же, как в варианте с инопланетянами.

Цитата
Маруся88 пишет:
Может ли УК отказать в подписании договора.

Может. Только готовьтесь отмазываться в надзорке куда этих хитровышмарганных жыльцов понесет сразу же после отказа. Будете давать письменный отказ — ограничьтесь общей фразой типа УО не заинтересовано в управлении и заключении соответствующего договора с собственниками помещений дома, без суровой мотивировки и ссылок на нормативку. Ввяжетесь в мотивированную переписку с жыльцами — значит начали согласовывать условия договора, а это потом может боком вылезти.

Цитата
Нольэмоций пишет:
Односторонний отказ управляющей организацией от договора управления многоквартирным домом законодательством не предусмотрен.

Блин, выводите в отдельную строку, чуть алкоголем не подавился, полез смотреть ГК РФ.

Еще как предусмотрен, но по соглашению сторон (читать ОСС) или в судебном порядке. А основания только поискать, например: «задолженность». И не забыть посмотреть условия расторжения договора управления.

А еще можно «подговорить» собственника о проведении ОСС.

Цитата
Инквизитор пишет:
Еще как предусмотрен, но по соглашению сторон (читать ОСС) или в судебном порядке. А основания только поискать, например: «задолженность». И не забыть посмотреть условия расторжения договора управления.

сами пробовали? )

Маруся88, отказывайтесь спокойно, никто не заставит.
А если боитесь, вот вам еще страшилка на день:
За черными черными 666 километров от вашего белого белого юридического адреса, в черном черном селе, в черном черном подъезде, черного черного двухквартирного дома, черные черные собственники, на черной черной бумаге, черными черными чернилами, составили черный черный протокол общего собрания собственников о выборе вашей белой белой управляющей организации и направили черную черную телеграмму с черным черным договором управления. И вы не смогли отказаться.

Отправлено спустя 1 минуту 51 секунды:
Sergey_P, коллеги из другой управляющей компании сделали, но было проще, переговорили с муниципалитетом, они провели конкурс, никто не явился и они заключили договор подряда с муниципалитетом. Забавно, правда?

Если честно, меня терзают смутные сомнения относительно этой ситуации, в принципе…
Ну ладно, раньше протокол можно было на туалетной бумаге сделать… Нажрался вечером и на троих бумажку сделал… :D
А сейчас даже в маленьком доме надо непросвещенному жЫтелю попотеть чтобы сделать документы в соответствии с 937. Я могу понять почему жЫтель может всякой херней в отношении своей действующей УК страдать.
Отсюда вопрос. Зачем он это делает, предварительно не согласовав с УК. Дураков и долбоящеров много, но менять одну УК на другую без согласия второй УК -перебор даже для упоротого жителя..

Цитата
Саныч пишет:
меня терзают смутные сомнения

да бывают в жизни огорчения, нормальная жизненная ситуация. мы уже не один дом так послали. ну не понимают жители почему мы не хотим брать дом в управление, они же нам деньги платить будут!!! даже ОМСУ нам заявило, что отказаться от заключения мы не имеем права, что уж тогда о простых смертных говорить. Но вот отказались и нам за это ничего не было. Единственное что — очень сильно возмущались нашей наглостью.

Цитата
Джули пишет:
да бывают в жизни огорчения, нормальная жизненная ситуация. мы уже не один дом так послали. ну не понимают жители почему мы не хотим брать дом в управление, они же нам деньги платить будут!!! даже ОМСУ нам заявило, что отказаться от заключения мы не имеем права, что уж тогда о простых смертных говорить. Но вот отказались и нам за это ничего не было. Единственное что — очень сильно возмущались нашей наглостью.

у нас было прикольнее, мы послали дом по истечению срока договора и он … опять выбрал нас. Юрист с большим удовольствием послал их еще раз, уже в письменной вежливой форме.

Цитата
Саныч пишет:
чтобы сделать документы

мне принесли протокол с приложениями, который сами составляли (после нашей жалобы в милицию на их протоколы). Явно видно, что где-то купили, как к примеру в Бурмистре можно. Так что сейчас ничего сложного при желании.

Отправлено спустя 5 минуты 26 секунды:

Цитата
Sergey_P пишет:
послал их еще раз, уже в письменной вежливой форме

ну в письменной форме — положено. А в устной обычно происходят следующие диалоги:
-дайте договор управления, мы его утвердим на ОСС
-не дадим, мы вас в управление брать не хотим
-как это так? вообще оборзели? мы вам же деньги будем платить. мы на вас пожалуемся. да мы вас… все дали, только вы не даете
-ну так и выбирайте их, чего к нам пристали!!!
— не хотим их, хотим вас. дайте договор ДУ….
и так по кругу. С одним домом уже пошел виток наверное сто…ннадцатый.

Цитата
Джули пишет:
ну в письменной форме — положено. А в устной обычно происходят следующие диалоги:

а в устной уже не вежливо … мерзкий домишко был, точнее не сам дом а коалиция из 3-5 собственников основной целью которых было закошмарить УК. Цитата от одного из них — «Мне пофиг выполните вы предписание или нет. мне главное чтоб вас штрафовали».

Цитата
Джули пишет:
мы уже не один дом так послали

Ну у Вас и пиар однако.
Хотя … у Вас вроде муниципальная УК.. Тогда они правда могут думать что гос-во должно их за мешок сухарей обслуживать.

В ДУ на худой конец написать 100 рублей за квадрат (каждому).

Цитата
Инквизитор пишет:

Цитата
Нольэмоций пишет:

Блин, выводите в отдельную строку, чуть алкоголем не подавился, полез смотреть ГК РФ.

Еще как предусмотрен, но по соглашению сторон (читать ОСС) или в судебном порядке. А основания только поискать, например: «задолженность». И не забыть посмотреть условия расторжения договора управления.

А еще можно «подговорить» собственника о проведении ОСС.

Не читайте ГК с алкоголем=) Это отдельные основания расторжения договора:
1. По решению суда.
2. По соглашению сторон.
3. Односторонний отказ.
Односторонний отказ как раз не предусматривает соглашения второй стороны, потому он и односторонний.

Отказ управляющей компании от управления многоквартирным домом


17 января 2018 года, 12:54

Что делать в случае отказа управляющей компании от управления многоквартирным домом?

В первую очередь необходимо разобраться — может ли управляющая компания (далее — УК) отказаться от управления многоквартирным домом (далее — МКД) в одностороннем порядке.

Как следует из требований части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), изменение или расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Согласно общим требованиям статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) УК не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств в отношениях с гражданами, являющимися потребителями услуг, предоставляемых УК. Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что договор изменяется и расторгается по соглашению сторон. Иное может быть предусмотрено только отдельными положениями ГК РФ и других законов, а также самим договором, заключенным между сторонами. Изменение и расторжение договора в одностороннем порядке возможно только лишь по решению суда в следующих случаях: — при существенном нарушении договора другой стороной; — в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Также договор может быть изменен или расторгнут в судебном порядке по причине существенного изменения обстоятельств в порядке, установленном статьей 451 ГК РФ. Таким образом, законодательством не предусмотрено право УК на односторонний отказ от управления МКД.

Что делать, если УК отказалась от дома?

С момента, когда УК объявлено о прекращении собственных полномочий, жильцы обязаны определиться с видом управления МКД. Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено три вида способа управления: 1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.

При выборе способа управления следует учитывать особенности каждого способа. При непосредственном управлении ответственность перед собственниками жилых помещений в МКД несут лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. В случае если управление МКД осуществляется товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, то указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

При управлении МКД УК, она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Важно помнить, что статьей 162 ЖК РФ установлена обязанность УК за тридцать дней до прекращения договора управления МКД передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы (в том числе оформить отчет по затратам, понесенным УК, а также остаткам средств на лицевых счетах жильцов) вновь выбранной УК, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления МКД, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В течение какого срока должен быть реализован способ управления?

По общему правилу, установленному статьей 161 ЖК РФ, собственникам помещений для выбора и реализации способа управления МКД предоставлен один год. Если собственники МКД в течение указанного времени не смогли по каким-либо причинам реализовать свое право, орган местного самоуправления (на территории города Омска – это департамент городского хозяйства Администрации города Омска) проводит открытый конкурс по отбору УК. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, орган местного самоуправления уведомляет всех собственников помещений в МКД о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в МКД обязаны заключить договор управления этим домом с УК, выбранной по результатам открытого конкурса.

Каков порядок проведения общего собрания собственников помещений в МКД при выборе способа управления и управляющей компании?

Порядок и сроки проведения общего собрания собственников помещений в МКД предусмотрены статьями 44, 45 ЖК РФ. Общее собрание собственников может быть проведено посредством в очного, заочного или очно-заочного голосования.

Заочная форма подразумевает собой голосование собственников помещений в МКД не в момент общего собрания собственников, а в течение обозначенного времени путем заполнения бюллетеня. По общему правилу на общем собрании должны присутствовать собственники помещений в данном доме или их представители. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в МКД на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Общее собрание может быть признано состоявшимся, а его решения легитимными, только в том случае, если соблюден кворум. В общем собрании должны принять участие собственники помещений в МКД или их представители, обладающие более чем 50 процентов голосов от общего числа голосов. Собственники путем голосования принимают решение о выборе способа управления, избирают наиболее привлекательную из предлагаемых УК (в случае, если принято решение о таком способе управления). При отсутствии кворума общее собрание собственников помещений в МКД переносится.

Решение, принятое общим собранием собственников помещений в МКД, оформляется в виде протокола. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в МКД подлежат обязательному представлению в УК. Также следует помнить, что каждый из представителей УК, претендующей на заключение договора управления МКД, обязан ознакомить жильцов дома с видами своей деятельности и условиями оказания услуг, а также предоставить сведения о наличии лицензии на соответствующий вид деятельности. Весь период, пока управление не будет передано новой организации, старая УК должна выполнять свою работу в полном объеме.

Главный специалист отдела правового обеспечения, муниципальной службы и кадров администрации Советского округа Юлия Бубнович

Вопрос

В рамках действующего законодательства УК с момента вступления в управление МКД должна заключить договор с РСО (в частности, с теплоснабжающей организацией) на теплоснабжение. В случае если УК уклоняется от заключения договора на теплоснабжение, как заставить УК заключить такой договор? 

Ответ

В данном случае ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд с требованием о понуждении УК к заключению соответствующего договора. Кроме того, жилищная инспекция вправе выдать УК предписание об обязанности заключить договор с ресурсоснабжающей организацией.

Обоснование

Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

Согласно п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее — Положение N 4 о жилищном надзоре).

На основании п. 7 Положения о государственном жилищном надзоре жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. ст. 15 — 18 Закона о защите прав проверяемых лиц, а также несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Извлечение из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259, А68-1080/2014:

Требование: О признании незаконным предписания жилищной инспекции.

Обстоятельства: Жилищной инспекцией в ходе проверки установлено, что обществом, как управляющей компанией, не заключены обязательные договоры с ресурсоснабжающими организациями, по результатам проверки выдан оспариваемый акт, пунктом которого обществу предписано заключить договоры ресурсоснабжения многоквартирного жилого дома.

Решение: В удовлетворении требования в части признания незаконным пункта предписания отказано, поскольку принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

Извлечение из Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2017 N Ф01-2376/2017 по делу N А17-4372/2016:

Требование: О понуждении к заключению договора теплоснабжения.

Обстоятельства: Ответчик (организация, управляющая многоквартирным домом, для которого истец поставляет тепловую энергию и теплоноситель) необоснованно уклоняется от заключения договора теплоснабжения.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку получение ответчиком в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг и обязанностей по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и по расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, что предполагает заключение договоров с организациями коммунального комплекса.

Извлечение из Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2018 N Ф03-2044/2018 по делу N А73-6983/2017:

Требование: Об обязании заключить договор энергоснабжения на условиях, содержащихся в оферте.

Обстоятельства: Истец направил ответчику оферту договора энергоснабжения, от подписания которой последний уклонился.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку законом допускается внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом статус исполнителя коммунальных услуг в управляемых им многоквартирных домах не меняется и обязанность по выставлению потребителям услуг платежных документов возлагается на управляющую компанию.

Извлечение из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2019 N Ф05-24397/2018 по делу N А41-35503/18:

Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.

Обстоятельства: По результатам проведенной в отношении общества внеплановой документарной проверки соблюдения правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что обществом не заключены договоры ресурсоснабжения на поставку энергоресурса в отношении данных многоквартирных домов, о чем составлен акт проверки и выдано соответствующее предписание.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение собственников вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям не освобождает общество от заключения соответствующих договоров, в том числе для оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Извлечение из Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 21.11.2018 N Ф10-5330/2018 по делу N А23-2463/2018:

Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.

Обстоятельства: Оспариваемым предписанием установлено неисполнение управляющей организацией ранее выданного предписания в части заключения договора по приобретению коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку принятие собственниками жилых помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Договор управления многоквартирным домом заключается:

1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;

3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.

10. Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

12. Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Может ли управляющая компания продать долги жильцов коллекторам
  • Курсовая работа изучение младшими школьниками категории времени
  • Левый наушник отключается во время работы через некоторое время
  • Легендарный основатель компании apple 2сл как называется 9 букв
  • Лекарь в махачкале медицинский центр на акушинского часы работы