Здравствуйте!
Согласно Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»:
40. Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
Согласно Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 27.09.2014) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»:
18. Предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом по адресу электронной почты потребителяв течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.
19. Ответ на запрос в электронном виде должен содержать текст запроса потребителя, запрашиваемую информацию, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника управляющей организации или индивидуального предпринимателя, члена правления или председателя правления товарищества или кооператива, направляющих информацию потребителю.
20. Принятые в электронном виде запросы, а также полученные письменные запросы и копии ответов потребителям хранятся управляющей организацией, товариществом и кооперативом соответственно на электронном и бумажном носителях не менее 5 лет.
21. Предоставление информациипо письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Как видите УК не имеет права взимать деньги за предоставление информации, кроме того законом предписаны сроки предоставления информации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность:
Статья 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Законно ли установление управляющей компанией платы за выдачу справки о составе семьи?
29 мая 2017
Зачастую организации коммунального комплекса (информационно-расчетные центры, ТСЖ, управляющие компании) устанавливают плату за выдачу справок о составе семьи. Между тем данная практика является незаконной по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 ч. 4 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 8 ч. 1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее – организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии ст. 8 ч. 8 п. 2 ФЗ № 149-ФЗ информация, затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.
Согласно ст. 3 п. 1 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В ст. 14 ФЗ № 152-ФЗ регламентировано право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным.
Таким образом, выдача справки о составе семьи за плату является ограничением права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, ограничением конституционного права на информацию.
В случае требования платы за выдачу справки о составе семьи необходимо обращаться в органы прокуратуры РФ для принятия мер реагирования.
Подготовлено прокуратурой Шацкого района
Вернуться к списку
- Главная
- Документы
- Справка
- Выдача справки о составе семьи
Правомерно ли управляющая компания взымает плату за выдачу справок?
Читайте также:
- УК требует деньги за выдачу справки о составе семьи. Полиция нарушений не нашла. Что делать?
- Управляющая компания берет деньги за выдачу справок о составе семьи, о том, что нет долга по квартплате. Законно ли это!?
- В Московской области в ЖКХ любые справки в том числе выписка из домовой книги стоит 35 рублей,
- Законно ли это? (ссылаются на то что организация негосударственная и типо все по прейскуранту.
- Вправе ли Управляющая компания взимать средства за выдачу справки о составе семьи?
Желательно с ссылкой на закон. - Должны ли мы платить за справку о составе семьи управляющей компании и в каком законе это написано?
- Вечер добрый! Скажите может-ли управляющая компания брать деньги за справки.
- Просят оплату при открытии лицевого счета и получении справки в районном ЖЭУ,, должен ли я платить за эти услуги.
Правомерно ли управляющая компания взымает плату за выдачу справок? В конкретном случае — справка о составе семьи, снятии и постановке на учёт. Если да, то какой конкретно номер закона это регулирует? Спасибо.
Ответы на вопрос:
11.07.2017, 14:12,
г. Санкт-Петербург
Добрый день! Это неправомерно, справки управляющая организация обязана предоставлять бесплатно. Жалобу в прокуратуру пишите
Всего наилучшего!
Вам помог ответ?ДаНет
11.07.2017, 14:15,
г. Ростов-на-Дону
Управляющая компания не имеет права выдавать справки о составе семьи, справки о снятии и постановке на учет, поэтому соответствия никакой оплаты за эти услуги быть не может, поскольку нет самих услуг.
Вам помог ответ?ДаНет
11.07.2017, 14:23,
г. Казань
Добрый день.
Действия управляющей компании по взиманию платы за выдачу справок незаконны.
Ущемляются конституционное право граждан на получение информации.
Нужно писать в прокуратуру, пусть проверяют.
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
Спроси юриста!
Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение
Обобщили судебную практику по справкам о составе семьи: должна ли управляющая организация выдать справку, платно или бесплатно она выдаётся, можно ли привлечь УК к ответственности за невыдачу справок или взимание платы.
Форма справок была отменена 3 года назад, поэтому в обобщение вошли те немногие судебные решения, которые приняты в 2018 – 2021 годах.
Содержание статьи:
◉ Отрицательная практика судов: управляющая организация не обязана выдавать справки
◉ Противоположная практика судов: управляющая организация обязана выдавать справки
◉ Справка о составе семьи – платно или бесплатно?
◉ Ответственность управляющей организации за невыдачу справок о составе семьи
◉ Про сроки выдачи справок о составе семьи
◉ Где же получить справку о составе семьи
◉ Управляющим организациям
Отрицательная практика судов: управляющая организация не обязана выдавать справки о составе семьи
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2 – 965/2020
Собственница помещения обратилась в суд с иском к управляющей организации, чтобы признать незаконным отказ в выдаче справки о составе семьи. Справка нужна была для школы – для зачисления ребенка в первый класс.
Управляющая организация отказала, указав на наличие задолженности и предложив обратиться на портал Госуслуг.
В суде компания обосновала свой отказ тем, что в законе не прописана её обязанность выдавать справки.
Суд поддержал управляющую организацию.
Он сделал запрос в МФЦ, обращалась ли туда истица за справкой или нет. Ответили, что не обращалась.
Дальше суд сослался на Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации (Приказ МВД России от 30.09.2017 № 752):
— государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел РФ (п. 21);
— результатом государственной услуги является предоставление информации о регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (адресно-справочная информация) (п. 24).
Отсюда суд пришел к выводу, что управляющая организация не наделена полномочиями по сбору и составлению документов для регистрации граждан по месту жительства, выдаче справок о составе семьи, при этом адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом МВД России.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2020 № 16 – 6222/2020, которым отменено Решение Верховного Суда Республики Хакасия по делу № 7р-82/2020
Суд рассматривал жалобу управляющей организации, которую привлекли к административной ответственности по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) и наказали предупреждением.
Административный орган указывал, что справка о составе семьи должна быть выдана управляющей компанией, так как управляющая организация имеет сведения о проживающих и зарегистрированных собственниках в многоквартирном доме. При повторном правонарушении управляющую организацию вообще оштрафуют.
Управляющая организация настаивала, что в ее полномочия не входит предоставление справок о составе семьи потребителям жилищно-коммунальных услуг. Компания не осуществляет регистрационный учет, а выполняет роль посредника между гражданами и органом регистрационного учета. Она не обладает информацией о всех обо всех зарегистрированных и снятых с регистрации гражданах, поскольку регистрации возможна и через иные организации. Управляющие организации осуществляют прием необходимого комплекта документов для проведения процедуры регистрации граждан, после чего передают комплект документов в орган регистрационного учета.
Представитель компании в суде также добавила, что справки выдает МФЦ.
Районный и Республиканский суды поддержали административный орган.
Они процитировали закон об информации и указали:
— управляющая организация обязана предоставлять по запросу собственников и пользователей среди прочего иную информацию в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами РФ (п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416);
— в перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту жительства и пребывания включены, в том числе, уполномоченные лица управляющей жилищным фондом организации (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713);
— из договора управления следовало, что управляющая компания обязана регистрировать граждан по месту жительства.
«Таким образом, в силу положений федерального законодательства и договора управления управляющая компания обязана обеспечивать учет проживающих в доме граждан с целью предоставления соответствующих сведений регистрационного учета, а также выдачи справок обратившимся за ними проживающим в доме гражданам или собственникам жилых помещений».
Отказ управляющей организации в выдаче справок о составе семьи суд оценил как злоупотребление правом.
Однако кассационный суд удовлетворил жалобу управляющей организации и прекратил производству по делу:
- порядок передачи данных по регистрационному учету граждан в органы регистрационного учета до 17.04.2018 регулировался Административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ, утвержденным приказом ФМС от 11.09.2012 № 288;
- обязанность хранения карточек регистрации и поквартирных карточек возлагалась на лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, которыми являлись управляющие организации и товарищества собственников жилья (пункт 84 Регламента № 288);
- согласно решению Верховного Суда РФ от 09.02.2018 № АКПИ 17 – 1007 положение пункта 84 Регламента № 288, признано недействующим. С 17.04.2018 Регламент № 288 утратил силу;
- с этой даты действует Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ, утвержденный приказом МВД РФ от 31.12.2017 № 984;
- в связи с отменой Регламента № 288, утратили силу и поименованные в нем формы документов: поквартирная карточка (форма № 10); домовая (поквартирная) книга (форма № 11); карточка регистрации (форма № 9);
- с 17.04.2018 управляющие организации не являются организациями, оказывающими государственные услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства, на них возложена обязанность только по приемке документов от граждан и последующей их передаче в орган регистрационного учета.
«Таким образом, с 17.04.2018 на управляющую организацию не возлагается обязанность по хранению информации о регистрационном учете граждан (базы данных). Следовательно, вывод судов о наличии у управляющей организации обязанности по выдаче гражданам справок о составе семьи (о зарегистрированных лицах) является неправомерным, вступает в противоречие с требованиями Регламента № 984», — заключил кассационный суд.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А74 – 14833/2019 от 26.01.2021
Та же самая управляющая организация из Хакасии по тому же самому поводу кроме административной ответственности получила предписание Министерства строительства и ЖКХ Республики Хакасия и оспорила его в арбитражном суде.
Это был параллельный спор с аналогичным результатом: первую инстанцию управляющая организация проиграла, а вот апелляционный суд выиграла.
В постановлении было примерно такое же обоснование, что и выше. Дополнительно апелляционный суд отметил:
«Признавая оспариваемое предписание законным, суд первой инстанции ссылается на договор управления и положения подпункта «б» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами №416, полагая, что договором предусмотрена выдача управляющей компанией справок, а ведение реестра собственников помещений и сбор, обновление и хранение информации о нанимателях, предполагает обладание управляющей организацией необходимой информацией для выдачи спорных справок.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оценив указанные доводы, пришёл к выводу о том, что нормативно-правовыми актами на общество прямо не возлагается обязанность по выдаче справок о составе семьи. Более того, в силу действующего правового регулирования общество не обладает достоверной информацией о зарегистрированных гражданах».
Противоположная практика судов: управляющая организация обязана выдавать справки
Апелляционное определение Липецкого областного суда по делу № 33 – 535/2019
Собственник обратился с иском к управляющей организации и потребовал:
— признать незаконным её отказ в выдаче справки о составе семьи и выписки из домовой книги на квартиру;
— обязать выдать справку и выписку (нужны для детского сада);
— взыскать компенсацию морального вреда и госпошлину.
Суды удовлетворили эти требования, в том числе взыскали компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Они сослались на закон о персональных данных и пришли к выводу, что управляющая организация, являясь оператором по обработке персональных данных, обязана была предоставить их собственнику безвозмездно, «отказ в выдаче населению выписок из домовой книги, справок о составе семьи, в том числе и при наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, следует расценивать как ограничение права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, и, соответственно, как ограничение конституционного права граждан на информацию».
Справка о составе семьи – платно или бесплатно?
Апелляционное определение Новосибирского областного суда по делу № 33 – 5728/2020
Прокуратура обратилась с иском к управляющей организации с требованиями признать незаконными действия по взиманию платы за выдачу гражданам справок о составе семьи, выписок из домовой книги, справок с места жительства (архивных) и обязать компанию больше не брать за справки деньги.
Цены за выдачу справок были утверждены приказом директора компании:
— за справку о составе семьи – 50 руб.,
— за справку с места жительства (архивной) – 70 руб.,
— за выписку из домовой книги – 250 руб.
Обоснование требований прокуратуры: законом предусмотрен беспрепятственный бесплатный доступ к информации, относящейся к персональным данным граждан (физических лиц).
Возражения управляющей организации: взимание платы ответчиком за выдачу справок из базы данных ответчика, используемой для начисления платы за коммунальные услуги, не подпадает под действие Федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных». УК не является оператором персональных данных в части данных о регистрации лиц по месту проживания и пребывания, поэтому не обязан выдавать такие справки, в т.ч. безвозмездно. Выдача справок – это услуга технического характера, которая является платной.
Городской и областной суд поддержали прокуратуру.
В основном они ссылались за законы о защите информации и о персональных данных.
«Оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных (п. 3 ст. 20 Закона «О персональных данных»)».
Суды отклонили довод управляющей организации о том, что она не является оператором и не обрабатывает запрашиваемые персональные данные, так как управляющая организация обязана вести актуальный реестр собственников помещений, а также является лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713).
Решение Райчихинского городского суда Амурской области по делу № 2 – 8/2020
Прокурор снова обратился в суд с иском к управляющей организации, чтобы та не брала с потребителей деньги за справки (по 5 рублей за штуку).
Прокуратуре сыграло на руку то, что чуть раньше директора организации за платную выдачу справок привлек к ответственности Роспотребнадзор (по ч.1 ст.14.7 КоАП РФ).
Суд опять сослался на закон о защите персональных данных и добавил, что обязанности управляющей компании относительно предоставления потребителю информации содержатся в п. 34 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Суд решил, что взимание платы за выдачу справок является незаконным, так как «данные действия являются административной функцией управляющей компании».
Постановление Мирового судьи судебного участка № 26 города Южно-Сахалинска по материалу № 5 – 950/2018
Здесь директора управляющей организации привлекли к административной ответственности по ст.19.1 КоАП РФ (самоуправство).
Нарушение заключалось в том, что за справку с гражданина взяли 6 (шесть) рублей.
Директор вину не признал, так как УК брала деньги не за выдачу справки, а за бланки, выдаваемые компанией. Этот довод не сработал, но наказание было назначено мягкое – предупреждение.
Ответственность управляющей организации за невыдачу справок о составе семьи
В прошлых примерах уже упоминалось привлечение к ответственности за самоуправство и обман потребителя при взимании платы за справки.
Еще была неудачная попытка привлечения за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Добавим к тем примерам неисполнение требований прокурора.
Решение Ангарского городского суда Иркутской области по материалу № 12 – 245/2020
Суд отменил постановление мирового судьи о привлечении директора управляющей организации к административной ответственности за неисполнение требований прокурора (ст. 17.7 КоАП РФ) и отправил материал на новое рассмотрение.
В прокуратуру пожаловался житель на отказ управляющей компании выдать справку о составе семьи. Справка была нужна для оформления детского пособия и питания в школе. Отказ УК выдать справку был мотивирован наличием задолженности.
Прокуратура изучила договор управления. Там было написано, что организация обязуется выдавать справки о регистрации и акты о проживании, а также выполнять мероприятия по постановке и снятию граждан с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства.
Прокуратура выдала управляющей организации представление, где потребовала устранить нарушения законодательства о персональных данных.
Управляющая организация отказалась выполнить требования прокурора, и за это директора компании оштрафовали на 2000 рублей.
Районный суд, отменяя решение о наказании, посчитал, что доказательств виновности директора недостаточно:
— в материалах нет документов, подтверждающих факт передачи запрошенных персональных данных для обработки,
— нет доказательств, что управляющая компания обладала персональными данными заявителя, а также данными совместно проживающих с ними граждан,
— в материалах дела даже нет документов о том, что лица являются собственниками или нанимателями помещений в домах, которые обслуживает управляющая организация, и что у организации перед ними возникли какие-то обязательства в связи с заключением договора управления.
Про сроки выдачи справок о составе семьи
Апелляционное определение Орловского областного суда по делу № 33 – 1497/2020
Собственник проиграл управляющей организации суд о защите прав потребителя.
Он устно обратился за справкой под конец рабочего дня управляющей организации. Ему предложили написать заявление на выдачу справки о составе семьи на имя руководителя, поскольку при наличии задолженности справки выдавались только по распоряжению руководителя. Утром следующего дня справка была готова, но собственник за ней не пришел. Справку направили по почте.
Жителю не понравилось, что ему не выдали справку в день обращения, поэтому он и обратился в суд за компенсацией морального вреда. Он даже ссылался на видеозапись, из которой было видно, что справки другим собственникам выдавали оперативнее.
Суд подтвердил, что правом на выдачу справок о составе семьи наделены управляющие организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги. Управляющая организация выдать справку не отказалась, документ был подготовлен к выдаче в разумные сроки, в связи с чем права потребителя никак не нарушены.
Нижестоящий суд также отметил, что «выдача справок о составе семьи немедленно, в день обращения за данной справкой, ничем не предусмотрена».
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2020 по делу № 88 – 7171/2020
Собственник обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к управляющей организации об обязании выдать справку о составе семьи. В заявлении он указал, что обращался в УК несколько раз, но в выдаче справки непосредственно в день обращения ему отказывали из-за задолженности.
Суды выяснили, что 5 и 8 апреля собственник обращался за справкой, 11 апреля ему ответили, что «управляющая компания не наделена правом ведения регистрационного учета граждан и, соответственно, не имеет возможности выдать требуемый документ», а 30 апреля управляющая организация все же направила собственнику справку о регистрации.
Городской и Республиканский суды обязали компанию выдать справку на дату обращения в УК.
Кассационный суд отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции отметил:
«ни один нормативный правовой акт, на который сослались суды, не возлагает на управляющую организацию обязанности по предоставлению проживающим в находящемся под ее управлением многоквартирном доме гражданам справок о составе их семьи.
Не возложена такая обязанность на ответчика и договором управления.
Обязанность по выдаче собственникам и иным проживающим в доме гражданам справок о регистрации по занимаемому ими жилому помещению могла бы быть возложена на управляющую организацию только в том случае, если она осуществляет регистрационный учет граждан по месту жительства, либо осуществляет посредническую функцию по передаче документов о регистрации и снятии с регистрационного учета компетентным органам внутренних дел.
Однако факт выполнения ответчиком подобных обязанностей судами при рассмотрении настоящего дела не установлен».
Верховный Суд Республики Коми при новом рассмотрении дела отказал собственнику:
— управляющая организация пояснила, что ведет прием документов для осуществления регистрации по месту жительства и передает документы в органы внутренних дел, а впоследствии выдает их собственникам. Справки о регистрации по месту жительства тоже выдает – исключительно по своей инициативе;
— действующее законодательство не предусматривает обязанности управляющей компании выдавать справки о регистрации по месту жительства. Осуществление посреднической функции по приему и выдаче документов для регистрационного учета не свидетельствует о безусловной обязанности управляющей компании выдавать соответствующие справки при обращении граждан;
— требуемая справка была направлена управляющей организацией; отказа в выдаче справки по мотиву наличия задолженности либо иной причине не имелось (не представлено доказательств).
«Выводы суда о нарушении ответчиком срока выдачи справки, что является основанием для удовлетворения заявленных требований, являются ошибочными, поскольку собственник при обращении в суд требования иска не обосновывал нарушением срока на выдачу справки. Исковое заявление поступило в суд задолго до истечения срока, установленного для разрешения обращений граждан в управляющую компанию, и было мотивировано отказом в выдаче справки по причине задолженности.
Требования истца об обязанности выдать справку о составе семьи в день обращения к ответчику, несостоятельны, поскольку противоречат требованиям закона».
Где же получить справку о составе семьи
Собственнику стоит узнать, кто занимается передачей сведений для регистрации – управляющая организация или МФЦ, так как часто компании заключают договоры с многофункциональными центрами и данные по регистрации граждан действительно не проходят через руки управляющей организации.
Если у собственника нет задолженности, а управляющая организация адекватная и сама занимается передачей данных для регистрации, то велика вероятность, что справку дадут в УК без лишних вопросов.
Суды в своих решениях то указывают, что порядок выдачи справок не регламентирован, поэтому тут законодательный пробел, то ссылаются на Административный регламент МВД о предоставлении адресно-справочной информации (Приказ № 752) и отправляют в органы внутренних дел.
Само МВД публиковало свое разъяснение по этому вопросу:
- адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом МВД Россия при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается;
- ведение адресных учетов жилых помещений, родственных связей граждан, домовых книг и предоставление сведений из них действующими нормативными правовыми актами РФ на МВД России не возложено;
- органами, уполномоченными на предоставление услуг по выдаче копий финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере ЖКХ являются соответствующие государственные органы (учреждения) субъекта РФ и органы местного самоуправления;
- закрепление за органами местного самоуправления полномочий по ведению, хранению поквартирных карточек, домовых (поквартирных) книг и их актуализация возможно посредством внесения изменений в нормативно-правовые акты РФ.
На сайте Госуслуг есть немного информации в помощь гражданам.
Там написано, что регистрационный учёт граждан ведёт МВД России в электронном формате. Поэтому бумажные документы: поквартирная карточка (форма 10), домовая книга (форма 11), карточка регистрации (форма 9) — устарели и больше не используются.
Ведомства, банки, учебные заведения и другие организации должны запрашивать сведения о регистрации граждан самостоятельно через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Однако у организации может не быть доступа к СМЭВ. В таком случае требуется какой-либо из документов жилищного учёта.
Там же предложено 2 алгоритма действий по получению справок – для жителей Москвы и остальных людей:
Управляющим организациям
Из примеров видно, что отказ в выдаче справок или затягивание процесса часто сопровождается указанием на задолженность. То есть справки используются как метод работы с должниками, при этом в суде управляющие организации элегантно переобуваются и начинают говорить о том, что вообще ничего не должны.
Чтобы суд поверил в то, что отказ не вызван наличием задолженности, надо следить за своими речевыми оборотами, особенно теми, которые излагаются на бумаге. Другими словами, не надо писем «не дадим справку, потому что задолженность».
Если ваша компания идет навстречу жителям и выдает справки, то лучше это делать бесплатно, потому что практика судов по платным справкам более однозначная, чем по самой обязанности выдавать справки.
Платные услуги управляющей компании
В управляющую компанию поступают заявки на ремонт плит, замену труб, радиаторов и другого оборудования. Собственники помещений уверены, что все работы УО должна осуществлять на основании договора управления.
Разберёмся, так ли это. Поговорим о платных услугах управляющей компании.
Управляющая компания и закон о защите прав потребителей
Какие услуги можно оказывать на платной основе
УО – коммерческая организация. Её доходы складываются из работ и услуг, которые оплачивают собственники и наниматели помещений по договору управления и которые УО оказывает на платной основе.
В рамках договора управления УО должна обслуживать помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в МКД. Состав общего имущества определён п. 2 ч. 1 ПП РФ от 13.08.2006 № 491. Стоимость оказания таких услуг входит в статью расходов на содержание и ремонт многоквартирного дома.
Минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, а также правила оказания услуг (выполнения работ) установлены ПП РФ от 03.04.2013 № 290.
При заключении договора управления УО также может предложить собственникам включить в него дополнительные работы: установку домофона, видеонаблюдение, консьержа и др. Эти работы также включаются в статью «Содержание и ремонт ОИ в МКД».
Всё, что находится в квартирах и не относится к общему имуществу собственников помещений в МКД, УО может обслуживать и ремонтировать на коммерческой основе.
К платным услугам могут относиться обслуживание:
- индивидуальных устройств учёта;
- плит (газовых, электрических);
- сантехники (кранов, нагревателей, унитазов и т.д.);
- труб, расположенных после точек их соединения со стояком;
- домофонов;
- кабелей, подающих электричество;
- приборов освещения, расположенных в пределах квартиры.
Также многие управляющие организации предлагают собственникам услуги по ремонту помещений на коммерческой основе. Это может быть как переборка полов, поклейка обоев, так и замена дверей, окон, остекление лоджий. Всё зависит от наличия в управляющей организации квалифицированных сотрудников.
Узнайте о жалобах на управляющую компанию в Роспотребнадзор
Как УО оказать услугу на платной основе
Разместите на официальном сайте УО перечень и стоимость оказываемых платных услуг и форму заявки на их оказание. Так собственники будут в курсе какие услуги платные, смогут знать сколько им придётся заплатить, отправить заявку и быть уверенными в том, что услугу окажут.
Для отдельных категорий населения – инвалидов и пенсионеров, как правило, предоставляются скидки на услуги и работы.
Перед тем как приступить к работе, обязательно заключите договор на оказание платных услуг с собственником или нанимателем помещения. В договоре советуем прописать весь спектр работ, которые просит оказать собственник. При составлении документа следуйте законодательству (ст. 422 ГК РФ). Не вынуждайте собственника заключать договор с вами, он может обратиться и в другую подрядную организацию (ст. 421 ГК РФ).
После того, как вы приступили к выполнению работ, строго придерживайтесь договора. Без письменного согласия потребителя вы не вправе выполнять дополнительные работы и услуги за плату (п. 3 ст. 16 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Дайте гарантию на выполненную работу или услугу.
Кто контролирует дополнительные услуги управляющей организации
Ответственность УО за некачественное оказание платных услуг
Собственник, который считает, что его права были нарушены, вправе обратиться в ГЖИ и просить проведения проверки и рассмотрения вопроса о применении гражданско-правовых мер. На основании обращения собственника ГЖИ проводит внеплановую проверку (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ).
Если по результатам проверки ГЖИ сочтёт претензию обоснованной, то обратится в суд в защиту прав и законных интересов собственников или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований, установленных законом (ст. 20 ЖК РФ).
По решению суда УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Чтобы упростить и автоматизировать работу управляющей организации с платными заявками, используйте сервис «АДС на 100%». Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей и привлечь больше клиентов. Попробуйте уже сейчас!
Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.
Извините, произошла ошибка.
Попробуйте позже.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 831 подписчику
Статьи по теме
Сайт управляющей компании
Итак, раз уж речь зашла про сайт управляющей компании, давайте рассмотрим подробнее, что это такое. Если раньше лицом компании был логотип государственного знака качества, то сейчас им считается персо…
Лицензионные требования к управляющим компаниям
Сегодня поговорим о том, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам (в нашем случае к управляющим компаниям), чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы…
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Довольно часто возникает вопрос: Справка о составе семьи выдается платно или бесплатно? Вправе ли управляющая организация, ТСЖ или ЖСК взимать плату за выдачу справок?
Ответ один – справка о составе семьи, как впрочем и другие справки (о регистрации или снятии с регистрации, о количестве прописанных лиц и пр.) должны выдаваться бесплатно. Давайте разберемся почему.
Что такое справка о составе семьи
Справка о составе семьи это документ, подтверждающий количество зарегистрированных в жилом помещении граждан. Правильно такая справка называется – Справка о количестве зарегистрированных гражданах (форма № 9). Справка выдается уполномоченным на это лицом – управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК), если граждане проживают в многоквартирном доме, либо органом местного самоуправления, если граждане проживают в частном домовладении.
Где взять справку о составе семьи
В случае управления многоквартирным домом управляющей компанией или при непосредственном управлении собственниками, то получить справку о составе семьи необходимо обратиться в свою управляющую компанию. Получить справку о составе семьи возможно у платежного агента, выставляющего квитанции за ЖКУ для оплаты, с которым управляющая компания заключила соответствующий агентский договор.
Справка о составе семьи выдается органом местного самоуправления на основании заявления жильца частного подворья. Такая справка может быть выдана посредством обращения за муниципальной услугой через портал Госуслуг. Справка о составе семьи также может быть выдана в многофункциональном центре (МФЦ) по месту жительства.
Правовые основания бесплатной выдачи справки о составе семьи
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами: открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления и т.д.
В силу ст. 8 вышеуказанною федерального закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Не может быть ограничен доступ к информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации “О дополнительных гарантиях права граждан на информацию” за N 2334 от 31.12.1993 года следует, что деятельность государственных органов, организации и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающих личные интересы граждан .
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российском Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.
Согласно Перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, к указанным лицам относятся уполномоченные лица организации, осуществляющей управление жилищным фондом. В данном случае это должностные лица управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК.
Кроме того, согласно ст. 14 Федерального закона от 27.06.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на получение сведений, которые должны быть предоставлены ему в доступной форме.
В силу ст. 20 Федерального закона № 152-ФЗ оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных.
Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона- (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Т.е. договором управления многоквартирным домом уже предусмотрена услуга паспортного стола, которая входит в перечень работ и услуг, утвержденного собственниками помещений на общем собрании.
Также следует отметить, что в случае задолженности за коммунальные услуги, действующее законодательство не обуславливает предоставление гражданам необходимой информации надлежащим исполнением собственником (нанимателем) жилого помещения обязанности по внесению платы за ЖКУ.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации “О дополнительных гарантиях права граждан на информацию” за N 2334 от 31.12.1993 года (в ред. от 01.09.2000 года) следует, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающих личные интересы граждан.
Таким образом взимание платы за выдачу справки о составе семьи управляющими организациями, ТСЖ и ЖСК является незаконным.
Больше полезной информации и новостей вы найдете в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, получайте бонусы и консультации от опытных юристов — ПЕРЕЙТИ В КАНАЛ
Добрый день, Павел!
В пункте а) и з) ст. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416) указано:
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
з) обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе:
предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом;
раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731;
Стандарт раскрытия информации предусматривает общедоступное (размещение отчетов о работе УК либо ТСЖ.
Ст.ст. 3.-5 Стандарта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, устанавливает:
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
5. Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее — официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Таким образом, отчеты у жителей дома должны быть в доступности, но если они вам нужны именно в печатных копиях как дополнительный документ, УК не обязана предоставлять их повторно бесплатно, ведь УК как коммерческая организация имеет право оказывать платные дополнительные услуги согласно внутреннему Положению о делопроизводстве и Прейскуранту на доп. услуги. Возможно было принять решение на общем собрании собственников МКД о том, что в договор управления МКД вы вносите пункт о направлении части средств на содержание на оплату услуг по изготовлению копий документов, но это не входит в перечень обязательных работ.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора согласно аб. 2 п. 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
В положениях нормативных актов не указано о порядке предоставления копий техдокументов в других случаях, поэтому, полагаю, услуги по копированию этих документов УК вправе оказывать за плату.