Может ли страховая компания выплатить деньги вместо ремонта осаго

Я ехала на свадьбу младшей сестры и попала в ДТП.

Водитель автомобиля, который врезался в меня, выбежал и поинтересовался, все ли целы. И для него, и для меня это была первая авария, поэтому мы решили вызвать сотрудников ГАИ. Наряд приехал через два часа, нам вручили бланк европротокола и уехали. Видимо, посчитали удар незначительным, а мы с этим по неопытности согласились.

Сейчас я уверена, что нам стоило настоять на оформлении документов сотрудниками или хотя бы воспользоваться приложением «Помощник ОСАГО». Тогда бы я получила на 20 тысяч рублей больше. А в ходе этой истории у меня были все шансы остаться вообще ни с чем. В статье расскажу, как так получилось.

Первичный осмотр в сервисе, который предложила страховая

На следующий день после аварии я позвонила в свою страховую компанию. Менеджер предложил несколько СТО, станций технического обслуживания, и время, на которое можно записаться. К дилеру меня отправить уже не могли: это возможно, если машине менее двух лет, а моему Ниссану было десять.

Я выбрала мастерскую, которая была ближе всего к моему дому. В ней были готовы принять меня уже через день.

Когда я в назначенное время приехала на осмотр, было уже темно. Мужчина с фонариком на телефоне осмотрел внешние повреждения автомобиля: помятую крышку багажника и разорванный бампер. Было непонятно, есть ли у машины какие-то скрытые повреждения, но вскрывать ее сотрудник СТО не собирался: сказал, что только осмотрит, а собирать и разбирать не умеет.

Осмотрев машину, мужчина начал настаивать на ремонте в его мастерской. Предупредил, что при выборе денежной компенсации страховая выплатит деньги с учетом износа автомобиля — и на ремонт может не хватить. К тому моменту я начиталась в интернете, что ремонт от страховой может быть очень дешевым и не очень качественным, а еще машину могут держать пару месяцев. Поэтому я отнеслась к словам мастера скептически. К тому же мне не понравились отзывы об этой СТО, я не хотела ремонтировать машину именно тут.

Мужчина составил акт. В нем мне предлагали два варианта действий: провести восстановительный ремонт или получить денежную компенсацию. Вот какие повреждения были указаны в акте:

  1. Разрыв заднего бампера.
  2. Деформация крышки багажника.
  3. Задир защитного молдинга крышки багажника.
  4. Разрыв фары заднего хода.

Сумму компенсации рассчитали на компьютере. Специалист сказал, что мне выплатят 37 000 Р. Эта сумма меня шокировала, потому что одна только крышка багажника на разборке стоит около 30 тысяч. Я возмутилась — решила провести независимую экспертизу и подать досудебную претензию, чтобы вместо 37 000 Р в акте была указана сумма, на которую реально можно отремонтировать машину.

Я написала в акте большой комментарий о том, что не согласна с проведенным осмотром. При этом я не выбрала в документе ни один из двух предложенных мне вариантов: ни ремонт в СТО, ни деньги. Как потом выяснилось, комментарии владельца в акте никто не читает, важны именно проставленные галочки. Впоследствии из-за отсутствия этой галочки в моем акте все сильно усложнилось.

«Не согласна с проведенным осмотром, так как он проходил в темное время суток, при свете телефонного фонарика и без вскрытия машины. Осматривающий человек вскрывать машину отказался, так как есть вероятность, что багажник не закроется. Следовательно, о скрытых повреждениях я буду обращаться к независимым экспертам для дальнейшего пересчета суммы компенсации». Вот такой комментарий я написала в акте осмотра

Независимая экспертиза и досудебная претензия

В марте, спустя месяц после ДТП, по отзывам на Яндексе я выбрала агентство, которое должно было помочь мне сделать независимую оценку повреждений. За услуги агентство просило 7000 Р. Можно было найти и за 5000 Р, но у этих ребят был очень хороший рейтинг. В итоге я осталась довольна их работой.

Мы согласовали время и место оценки: оценщик должен был приехать туда, где стоит мой автомобиль. Мне рассказали, что важно уведомить страховую телеграммой за 3 рабочих дня, чтобы те тоже прислали своего оценщика.

Представитель страховой и независимый оценщик вдвоем осмотрели мою машину и зафиксировали скрытые повреждения. Между ними не было разногласий, каждый составил свой акт осмотра, и все разъехались.

Телеграмма, которую необходимо отправить в страховую, чтобы можно было оценить ущерб повторно
Мой Ниссан на независимой экспертизе — со снятым задним бампером

Через неделю от агентства пришел отчет. Они оценили стоимость ремонта с учетом износа в 113 307,76 Р.

В апреле мы с юристом составили досудебную претензию в страховую с требованием выплатить мне компенсацию в размере 120 307,76 Р: 113 307,76 Р — за ремонт, 7000 Р — за независимую экспертизу. Чеки и копии заключения экспертизы мы прикрепили к претензии.

Спустя месяц, в мае, пришел ответ: страховая отказала мне в выплате на законных основаниях. Проблема была вот в чем: при первичном осмотре я не указала в акте, что выбираю денежную компенсацию, — не проставила ту самую галочку.

Меня снова отправили на тот же восстановительный ремонт в мастерскую с ужасными отзывами. Судиться было бесполезно.

Как я все-таки получила деньги

По совету независимого оценщика я поехала на ту же СТО, где проводили первичный осмотр моего Ниссана. Мне нужно было получить от них отказ ремонтировать мою машину. Этот отказ позволил бы мне получить компенсацию деньгами от страховой.

Такой отказ можно получить, если мастерская откажется делать ремонт по одной или нескольким веским причинам. Вот их список:

  1. Невозможно приобрести запчасть по стоимости единой методики расчета, ЕМР.
  2. Клиент отказывается доплачивать недостающие деньги.
  3. Необходимые для ремонта запчасти не получится доставить в установленные сроки ремонта.
  4. Представители СТО не согласны со списком ремонтных воздействий, которые предусмотрела страховая.

Я спросила, как работники СТО собираются уложиться в 100 000 Р — это ограничение по бумажному европротоколу, — если независимая оценка насчитала за ремонт новыми запчастями 170 000 Р. Мне сразу же написали отказ в ремонте. На следующий день страховая выплатила мне 93 374 Р.

Я до сих пор не разобралась, почему сумма именно такая. Перед тем как написать отказ, мастер сказал, что мне выплатят не больше 50 000 Р. То ли их оценщик так оценил урон, то ли дело было в том, что мы с оценщиком повздорили. А может быть, в страховой посмотрели на результаты независимой экспертизы и решили выплатить 93 тысячи в расчете на то, что меня это устроит и я не пойду в суд. И я действительно решила не тратить нервы и время из-за семи тысяч.

Соглашение об урегулировании страхового случая
Справка, которая подтверждает, что я получила денежную компенсацию

Как я ремонтировала машину

К июню машину отремонтировали. На ремонт я потратила 85 700 Р. Это был третий сервис, куда я ездила по рекомендациям друзей и советовалась по ремонтным работам. В первых двух мне рекомендовали менять крышку багажника и просили за работу и запчасти 120 000 Р, а в третьем сервисе мастера смогли выправить все вмятины и отремонтировали машину дешевле. Работы заняли четыре дня, в конце мне прислали фотоотчет.

Запомнить

  1. Если произошло хоть сколько-то серьезное ДТП и у машины могут быть скрытые повреждения, не оформляйте европротокол, вызывайте сотрудников ГАИ.
  2. Если сотрудники приехали и говорят что-то вроде «ничего страшного, оформляйте европротокол», не соглашайтесь и настаивайте на оформлении ДТП. Если бы я так поступила, выплата была бы больше.
  3. Внимательно читайте и заполняйте документы. Если где-то надо выбрать один из вариантов, отметив его галочкой, не забудьте это сделать.
  4. Не бойтесь тратиться на независимую экспертизу. В моем случае она окупилась.

В каких случаях положен ремонт, а в каких — деньги

Если авто принадлежит юрлицу, собственник может сам выбрать то, что ему выгоднее, — ремонт или деньги. Физлицу же денежная компенсация выплачивается только в случаях, предусмотренных законом об ОСАГО, или по соглашению со страховой компанией.

В большинстве случаев страховые оплачивают ремонт. Как правило, водителю не предоставляют выбор автосервиса, страховщик сам назначает экспертизу ущерба и направляет машину на станцию техобслуживания (СТО). Если машине меньше двух лет, и есть заводская гарантия, страховая обязана обеспечить ремонт в СТО официального дилера.

Отказаться от ремонта в пользу денег физлицо может в нескольких случаях (п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО):

  • авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • здоровью потерпевшего причинен вред — средней тяжести или тяжкий;
  • потерпевший — инвалид и выбрал страховое возмещение в виде денег;
  • страховая или СТО требуют доплату за ремонт;
  • автосервис, выбранный страховщиком, слишком далеко — расстояние от места ДТП или места жительства пострадавшего превышает 50 км, и страховщик отказывается за свой счет доставить авто в сервис;
  • авто не отремонтировали в установленный законом срок — 30 дней;
  • стоимость ремонта больше 400 тыс. ₽.

Владельцы полисов ОСАГО, купленных до 28.04.2017, вправе требовать от страховщика денежное возмещение при любых обстоятельствах.

Но даже если в вашем случае страховая не обязана платить деньги, она может согласиться на это добровольно, заключив с вами соглашение. Страховщикам выгодно заплатить деньги вместо ремонта, если замена деталей обойдется дороже. 

Например, если в ДТП пострадала машина старше десяти лет, новые запчасти будут стоить дорого, а денежная компенсация, как правило, рассчитывается с учетом износа — чем старше авто и детали, тем меньше выплата.

Как рассчитывается компенсация и сколько можно получить

Стоимость ремонта авто и денежная компенсация владельцу рассчитываются по методике, утвержденной Центробанком. Ее обязаны применять не только все страховые компании, но и независимые оценочные организации и судебные эксперты.

Формула расчета: СК = Д+Р+М, где:

СК — сумма итоговой денежной компенсации;

Д — расходы на приобретение деталей и запчастей, которые требуют замены;

Р — расходы на оплату ремонта по нормочасам;

М — затраты на покупку расходников.

Сумма на ремонт рассчитывается без учета износа. А сумма денежной компенсации — с учетом износа авто и запчастей, но не более 50% от стоимости нового авто и деталей. То есть, какими бы старыми ни были машина и детали, должны выплатить не меньше половины цены нового автомобиля или новых аналогичных запчастей.

Самостоятельно рассчитать стоимость ремонта (для сравнения с расчетами страховой) можно на сайте Российского союза автостраховщиков.

скрин с сайта рса

Чтобы узнать общую сумму положенной выплаты, нужно отдельно рассчитать стоимость запчастей, работ и материалов, а затем сложить полученные цифры 

Полученные данные также помогут определиться, что будет выгоднее, — ремонт или деньги.

После ДТП в Москве у нас под замену капот на КIA 5. Кликаем на сайте РСА «средняя стоимость запасных частей», водим номер детали, регион, дату ДТП — и получаем среднюю стоимость запчасти, на которую ориентируются страховщики, это 24 305 ₽. Также узнаем стоимость нормочаса работ для KIA на дату 22.01.23 в Москве — 910 ₽ и лакокрасочных материалов (всего на замену и покраску требуется примерно шесть нормочасов). Например, выбираем краску и лак Brulex — 2 800 ₽. Итоговая компенсация — 32 565 ₽.Эта сумма приблизительная и может отличаться от расчетов страховой и привлеченных экспертов.

Далее смотрим, за сколько можно купить аналогичный капот на сайтах объявлений. Видим предложения новых деталей от 14 000 ₽, а б/у капотов — от 7 000 ₽.

Тогда можно отказаться от ремонта, получить деньги, приобрести запчасти с рук и установить самостоятельно или в недорогом сервисе.

Выгода составит несколько тысяч рублей, даже если выплату рассчитают с учетом износа 20-30%. Примерный расчет:

32 565 – 32 565 × 0,2 (выплата по ОСАГО) – 14 900 (новый капот с авито) – 4 000 (затраты на самостоятельный ремонт) = 7 552 ₽.

С сентября в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта учитываются цены не только оригинальных деталей, но и сертифицированных аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке).

Использование неоригинальных деталей — вынужденная мера, связанная с подорожанием и дефицитом в РФ запчастей на иномарки. 

При этом запчасти можно использовать только сертифицированные и сравнимые по цене с оригинальными, они не могут быть некачественными и слишком дешевыми. Они не должны быть дешевле, чем оригинальные, больше чем на 20%. Списки запчастей и цены обновляются раз в три месяца. На момент написания статьи действуют справочники средней стоимости запчастей, нормо-часов и материалов, обновленные 19.12.2022.

Денежная компенсация от страховой имеет лимиты:

  • 400 тыс. ₽ — за причинение ущерба автомобилю и другому имуществу, если ДТП оформлено сотрудником ГИБДД или по европротоколу с фотофиксацией;
  • 500 тыс. ₽ — если виновником причинен вред жизни и здоровью людей; 
  • 100 тыс. ₽ — если оформлен европротокол без фотофиксации.

Если реальный ущерб больше предельной суммы компенсации, например, 600 тыс. ₽, деньги сверх лимита — 200 тыс. ₽ — можно взыскать с виновника ДТП через суд. Наличие полиса не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ).

Как отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу денег

Чтобы получить выплату по ОСАГО, нужно правильно зарегистрировать ДТП, иначе можно получить меньшую сумму. В частности, вызвать сотрудников ГИБДД, позвонить в страховую, зафиксировать повреждения на видео или фото, получить у инспектора протокол.

Подать заявление на компенсацию нужно не позже пяти суток с момента аварии. Сделать это можно лично или через представителя по доверенности в любом офисе страховщика, или отправив документы «Почтой России». 

В заявлении нужно указать причины и привести доказательства, почему отказываетесь от ремонта и претендуете на денежную выплату. Например, если вам причинен вред здоровью, приложите копии медицинских справок. 

Перечень документов, которые нужно предоставить вместе с заявлением, страховая размещает на своем сайте. Также это можно узнать в офисе страховой или по телефону. Не забудьте в заявлении указать реквизиты счета, куда должны перевести деньги.

Деньги по ОСАГО должны поступить в течение 20 рабочих дней с момента принятия заявления к рассмотрению. За задержку выплаты со страховой можно взыскать неустойку: 1% от общей суммы за каждый день просрочки.

Что делать, если отказали в компенсации

Если ваши права нарушены, вы можете направить обращение к финансовому омбудсмену через сайт finombudsmen.ru. Его решение обязательно для страховой компании. Также можно подать жалобу в РСА или направить страховщику досудебную претензию. Если и это не поможет, придется идти в суд.

Часто сумма возмещения кажется несправедливой. Действительно, страховые могут занижать выплаты. Например, при оценке ущерба не учитывая скрытые повреждения, делая расчеты, исходя из ремонта деталей, а не их полной замены и т. д.

В этом случае сначала нужно получить выплату, которую насчитала страховая. А уже затем провести независимую экспертизу ущерба и подать на имя страховщика письменную претензию, указав срок, в течение которого вам должны перевести деньги

Если доплата не будет зачислена в течение 30 дней, нужно составить иск и направить в суд по адресу регистрации страховой компании.

Допускается разница в расчетах в пределах погрешности 10% (п. 3.5 Положения Банка России № 755-П). Например, если страховая насчитала возмещение в 300 тыс. ₽, а независимая экспертная организация — до 330 тыс. ₽, это допустимо и не оспаривается.

Если страховщик не выполнил ваши требования добровольно, вы вправе дополнительно взыскать потребительский штраф — 50% от суммы, назначенной судом к взысканию. Например, если требуете доплату в 50 тыс. ₽, в случае удовлетворения иска штраф в вашу пользу составит 25 тыс. ₽.

Главное — не бояться и не лениться отстаивать свои интересы. Некоторые страховые на то и рассчитывают, что большинство просто не захотят тратить время на разбирательства. Максимум, на что хватает энтузиазма, — написать в поддержку, онлайн-чат или форум.

Получив формальную «отписку», многие успокаиваются и дальше ничего не предпринимают. Однако тем, кто обращается в суд, все-таки удается добиться своего. 

Пример

Страховая выплатила потерпевшему в ДТП водителю 155 тыс. ₽ из расчета 230 тыс. ₽ рыночная стоимость авто минус 75 тыс. ₽ годные остатки. Сумма показалась водителю недостаточной, и он обратился к независимым экспертам.Оценщик посчитал, что водителю причитается не 155 тыс. ₽, а 181 400 ₽, то есть страховая не доплатила 26 400 ₽. Экспертам он заплатил 13 тыс. ₽ и 5 тыс. ₽ отдал за дефектовку (демонтаж/монтаж бамперов).

Решить вопрос с представителем страховой не удалось. В ответ на письменную претензию страховая выплатила только 24 460 ₽, компенсировать затраты на проведение экспертизы отказалась.

Тогда водитель обратился в суд и получил полное удовлетворение требований. Суд обязал страховщика выплатить потерпевшему неустойку за просрочку исполнения обязательств в 2 690 ₽, расходы по оплате экспертного заключения в 13 тыс. ₽, дефектовки в 5 тыс. ₽ и компенсацию морального вреда в 1 тыс. ₽ (дело № 2-395/2019).

Заказать независимую экспертизу и оценить реальную сумму ущерба не так дорого — от 5 тыс. ₽, в зависимости от региона. Но и эти деньги можно взыскать со страховой — добавить эту сумму к требованиям в своем иске как «возмещение расходов на проведение экспертизы».


Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!

Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны. Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику. Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.

Последние изменения в законодательстве

В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?

Можно ли выбрать СТО самостоятельно?

Сроки и гарантия на ремонт

Действия в случае некачественного ремонта

Как добиться получения денежной выплаты?

Последние изменения в законодательстве

Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.

Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.

В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?

Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.

Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.

Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.

Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.

Можно ли выбрать СТО самостоятельно?

Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.

Если машина на гарантии

Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.

Сроки и гарантия на ремонт

Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.

На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.

Действия в случае некачественного ремонта

Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:

  • направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
  • подача жалобы в РСА или Центробанк;
  • обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.

Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.

Как добиться получения денежной выплаты?

Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:

  • невозможность восстановления авто;
  • летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
  • инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
  • превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
  • обоюдная вина обоих участников ДТП;
  • наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.

Ответы на вопросы

Кто выбирает форму страховой компенсации?

Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.

В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?

Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.

Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?

Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.

Подведем итоги

Начиная с 2017 года, автостраховщики получили право выбирать форму страховой компенсации по ОСАГО между денежной выплатой и восстановительным ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Основным критерием выбора становится выгодность для компании. Интересы страхователя учитываются редко, а потому для него крайне важно знать правила проведения подобного ремонта, нормативные сроки и случаи, когда денежная компенсация является единственным вариантом страхового возмещения.

Водитель просил деньги, страховая предлагала ремонт

В ноябре 2018 года «Мерседес Бенц» Арсена Даниляна* серьезно пострадал в ДТП по вине другого водителя. Данилян попросил свою страховую компанию, «Энергогарант», перечислить деньги на ремонт. Страховая осмотрела повреждения и выдала направление на ремонт. 

Данилян обратился к независимому эксперту. Выяснилось, что ремонт машины будет стоить 460 000 руб. Пока водитель выяснял цену починки, страховая прислала повторное направление на ремонт. 

Но водитель считал, что ему должны выплатить деньги. Ведь по закону об ОСАГО страховое возмещение бывает или в денежной форме, или в виде ремонта. Второй вариант не применяется, когда восстановление стоит больше 400 000 руб., а владелец машины не согласен доплачивать на СТО (подп. «д» п. 16.1 ст. 12). Кроме денег, Данилян просил компенсировать затраты на независимую экспертизу и диагностику машины, которые пришлось провести, чтобы узнать стоимость ремонта. 

В ответ страховая потребовала привезти машину на ремонт, а иначе угрожала обратиться в суд «в целях компенсации понесенных расходов, связанных с урегулированием данного убытка». Тогда Данилян сам подал иск в Первомайский районный суд Краснодара. Он потребовал выплатить максимально возможное в его случае страховое возмещение – 400 000 руб., неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф. 

Суды разошлись во мнениях 

Суд назначил автотехническую экспертизу. Та установила, что цена ремонта машины – 424 000 руб. Поэтому первая инстанция взыскала 400 000 руб. страхового возмещения (дело № 2-8900/19). Остальные требования были удовлетворены частично.

Но Краснодарский краевой суд решил, что страховая сделала все по закону. Она выдала водителю направление на ремонт, но он так и не передал машину на починку. То, что Данилян хотел через суд получить деньги вместо ремонта, крайсуд назвал злоупотреблением правом и отказал в иске (дело № 33-3583/19). Оспорить это решение в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не удалось, поэтому водитель обратился в Верховный суд. 

Как на самом деле должна была действовать страховая

В ВС коллегия под председательством Сергея Асташова согласилась с доводами водителя.  Судьи напомнили алгоритм действий  в таких ситуациях:

  • водитель должен передать машину на осмотр в страховую компанию;
  • та обязана осмотреть автомобиль и сообщить о результатах. Если водитель с ними не согласен, она организовывает независимую экспертизу;
  • если пострадала легковая машина, которая принадлежит российскому гражданину и зарегистрирована в РФ, по общему правилу повреждения машины устраняются восстановительным ремонтом;
  • после осмотра автомобиля или независимой экспертизы страховая выдает направление на СТО и оплачивает ремонт;
  • но в некоторых случаях вместо ремонта водитель получает страховое возмещение деньгами. Эти ситуации перечислены в  п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО.

В частности, ремонт не назначают, если он стоит больше 400 000 руб., а владелец легковой машины не согласен доплачивать на СТО, напомнил ВС. Данилян сразу выяснил, что починка машины обойдется дороже. А страховая все равно выдала направление на ремонт. В этом документе не было информации ни о стоимости починки, ни о размере доплаты от водителя, добавил Верховный суд. Но апелляция и первая кассация не придали этому значения (дело №18-КГ21-7-К4).

При новом рассмотрении дела Краснодарскому крайсуду придется разобраться, соответствует ли закону направление на ремонт. А еще выяснить, может ли заявление водителя о выплате страхового возмещения рассматриваться как отказ доплатить разницу между страховой выплатой в 400 000 руб. и стоимостью ремонта. Основной вопрос, на который должен будет ответить суд – мог ли водитель претендовать на денежную выплату (дело № 33-22505/2021).

Страховые всегда экономят

Страховые компании пытаются выбрать наименее затратный вариант возмещения, даже если это нарушает закон, рассказывает Любовь Шебанова, адвокат по автотематике из



Федеральный рейтинг.


. В этом деле ВС особенно заинтересовался неопределенным характером направления на ремонт, добавляет Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



. В документе была указана не вся нужная информация. Именно поэтому ВС и направил дело на новое рассмотрение, объясняет адвокат. 

Потерпевший вправе требовать выплатить страховое возмещение, если восстановительный ремонт превышает 400 000 рублей — это устоявшаяся практика. 

Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



Правильно определить порядок и объем возмещения важно не только для потерпевшего, но и для виновника ДТП, напоминает Шебанова. Пострадавший имеет право на полное возмещение  ущерба, то есть все, что выходит за лимит выплат по ОСАГО, должен компенсировать виновник ДТП. Но обычно он не знает, что выдала страховая – деньги или направление на ремонт  – пока не получит иск от потерпевшего, говорит юрист.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

ремонт

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

осаго

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

страхование

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

дтп

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Новое постановление Пленума должно заменить собой действующее, принятое еще в декабре 2017 года. В большинстве пунктов оно практически ему соответствует. Но есть в нем важные моменты, которые до сих пор не были учтены. Хотя страховщики с этими моментами и не согласны.

Верховный суд напомнил, какие выплаты положены при оформлении ДТП по Европротоколу. То есть без участия ГИБДД. У участников аварии есть возможность зафиксировать обстоятельства ДТП, сфотографировать и направить фото в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Это позволяют сделать такие мобильные приложения, как «Помощник ОСАГО», «Госуслуги Авто», а также приложения самих страховых компаний. Если автовладельцы этим не воспользовались, они могут рассчитывать на выплату до 100 тысяч рублей. Но если они это сделали, то даже при наличии разногласий в обстоятельствах ДТП, а также в характере и перечне повреждений они могут рассчитывать на максимальную выплату до 400 тысяч рублей.

Фотографии с места ДТП, направленные в АИС ОСАГО с помощью специальных мобильных приложений, увеличивают лимит выплаты до 400 тысяч рублей

Это, кстати, мало кто знает. Большинство автовладельцев, да и некоторые страховщики уверены, что если разногласия есть, то выплата составит до 100 тысяч рублей и не более.

Страховое возмещение производится путем организации и оплаты ремонта автомобиля (возмещение вреда в натуре). Перечень случаев, когда ремонт заменяется выплатой, установлен законом об ОСАГО. Заменить ремонт выплатой, кроме перечисленных законом случаев, страховщик в одностороннем порядке не может. Напомним, что при выплате деньгами учитывается износ деталей. А при возмещении натурой, то есть ремонтом, — нет.

Но в случае если страховщик не направил на ремонт или ремонт был произведен не в полном объеме или некачественно, пострадавший вправе требовать у страховой компании возмещения деньгами уже без учета износа и в полном объеме. Даже если сумма превышает предельные по ОСАГО 400 тысяч рублей.

Вот именно с этой позицией страховщики и не согласны. Как говорится в комментарии Российского союза автостраховщиков, «мы неоднократно направляли мнение, состоящее в том, что если возмещение в натуральной форме невозможно, то выплата деньгами производится без учета износа. Порядок определения размера выплаты не зависит от способа его осуществления. Но закон об ОСАГО не содержит норм, позволяющих не учитывать износ при расчете размера страхового возмещения в деньгах. Полагаем, что в целях исключения споров относительно возмещения износа необходимо вернуться к обсуждению совершенствования законодательства относительно наличия такого фактора, как износ в возмещении максимальной суммы выплаты по спору, подлежащей возмещению страховщиком».

Правовые аспекты ОСАГО эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Что же касается выплаты сверх 400 тысяч, то позиция РСА такая же: необходимы поправки в законодательство об ОСАГО. Если возмещение в натуральной форме невозможно, то выплата деньгами должна производиться без учета износа.

Есть еще интересные позиции в проекте постановления Пленума ВС. Например, согласно этому документу повреждение дверью припаркованного рядом автомобиля, так же как и опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле, — это не страховой случай по ОСАГО.

Напомним также, что с 1 октября вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым застрахованный обязан уведомить компанию в случае смены собственника автомобиля. В проекте Пленума категорически говорится, что новый собственник обязан заключить новый договор ОСАГО. Ответственность нового владельца не может быть признана застрахованной по договору предыдущего владельца. Хотя с согласия страховщика это возможно. Вероятно, что вступившие в силу поправки в закон и обязанность информировать о смене собственника относятся именно к таким случаям.

Выплату деньгами без учета износа, если ремонт невозможен, нужно внести в закон. Без таких поправок только суд может обязать износ не учитывать

Как пояснили в РСА, не допускается менять страхователя в договоре. В соответствии с правилами ОСАГО страхователь вправе расторгнуть договор, если продал ТС другому лицу, в этом случае он должен получить часть страховой премии за неистекший период действия договора. При этом страхователь может и не воспользоваться своим правом на расторжение договора, но тогда он должен инициировать внесение изменений в договор ОСАГО. То есть сообщить страховщику о смене собственника, изменить список водителей, допущенных к управлению, иначе договор не будет распространяться на нового владельца и новых водителей машины. При этом надо иметь в виду, что страховая премия по договору может измениться в зависимости от новых условий. В случае если необходимые изменения были внесены страхователем в договор, то ответственность нового владельца транспорта будет считаться застрахованной. Но любые изменения в договор ОСАГО можно вносить только с участием страхователя, поскольку именно он является стороной по договору.

Кроме того, в проекте разъясняется еще и такой тонкий момент. За выплатой автовладелец, если в аварии не пострадали люди и все участники ДТП застрахованы по ОСАГО, должен обращаться к своем страховщику. А если он обанкротился? На это Верховный суд говорит, что ничто не мешает пострадавшему обратиться за выплатой к страховой компании виновника ДТП. Ведь именно на ней лежит обязанность по возмещению вреда за виновника.

Можно ли получить выплату по ОСАГО деньгами? Отвечает эксперт

На вопросы читателей отвечает специалист по страхованию.

Можно ли получить выплату по ОСАГО деньгами? Отвечает эксперт

Что случилось?

Самостоятельно разобраться в тонкостях обязательного и добровольного страхования автомобилей сложно. Можно ли застраховать не машину, а отдельные детали? Зачем нужен осмотр автомобиля при оформлении каско? Полагается ли возмещение ущерба виновнику ДТП, если машина застрахована?

Мы собрали вопросы читателей Лайфхакера об ОСАГО и каско, а ответил на них эксперт Страхового Дома ВСК Артём Фролов.

Артём Фролов

Главный эксперт Управления аналитики и исследований Страхового Дома ВСК.

Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО и можно ли сэкономить?

Базовый тариф, определённый страховщиком, умножается на коэффициенты — их определяет Банк России. Минимальные и максимальные значения базового тарифа ОСАГО тоже устанавливает Банк России. Например, на транспортные средства категории B для физических лиц базовый тариф составляет от 2 471 до 5 436 рублей. В границах минимальных и максимальных значений страховщики самостоятельно устанавливают значения базовых тарифов в зависимости от определённых ими факторов.

Коэффициенты страховых тарифов зависят от территории преимущественного использования, количества произведённых страховых возмещений, списка лиц, допущенных к управлению, и других параметров. Например, если водитель не попадал в аварии в течение 10 лет, страховой тариф будет снижен для него вдвое.

С 24 августа 2020 года стоимость тарифа складывается более чем из 20 критериев. Это позволяет давать индивидуальный тариф каждому водителю. Поэтому главное правило экономии — быть аккуратным и ответственным водителем. Вот ещё несколько способов снизить стоимость ОСАГО:

  • Сохраняйте полисы и договоры за все периоды страхования. Наличие страховой истории, особенно безубыточной, даёт право на скидку. Например, в тарифы по ОСАГО законодательством заложена скидка за безубыточную езду — 5% за каждый год страхования без ДТП.
  • Не создавайте ДТП. Каждый год коэффициент меняется в большую или меньшую сторону — в зависимости от того, насколько вы аккуратны на дороге.
  • При покупке ОСАГО подумайте, нужна ли вам неограниченная страховка. Договор с ограниченным списком лиц, допущенных к управлению транспортным средством, всегда дешевле.

Чтобы получить полис ОСАГО, не нужно искать ближайший офис страховой компании. Рассчитывайте стоимость страховки, оформляйте и продлевайте полис на сайте Страхового Дома ВСК. Для оформления полиса нужны свидетельство о регистрации транспортного средства, действующая диагностическая карта или талон техосмотра, ваши паспорт и водительское удостоверение.

Электронный полис ОСАГО равнозначен полису, выданному на бумажном носителе с подписью представителя страховой компании. Электронную версию вы получите сразу после оформления — распечатайте её и держите при себе во время поездок.

Рассчитать ОСАГО

В России приняли закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Что это значит?

С 24 августа страховые компании стали учитывать индивидуальные данные каждого, кто оформляет ОСАГО, — этой темы мы уже коснулись в первом вопросе. Обращают внимание на характеристики автомобиля и лиц, допущенных к управлению. Например, на стоимость полиса могут повлиять грубые нарушения ПДД, которые повлекли за собой уголовные дела (вождение в нетрезвом виде, ДТП с пострадавшими). А для безупречного водителя стоимость полиса, наоборот, может быть снижена.

Насколько больше или меньше будет стоить полис, определяет сама страховая компания. Однако стоимость останется в пределах максимальных и минимальных значений базовых тарифов, которые регулирует Банк России.

Рассчитать вашу индивидуальную стоимость полиса ОСАГО можно за пару минут на сайте ВСК.

Действует ли полис ОСАГО за границей?

Нет, только на территории РФ. Если собираетесь выезжать на машине за пределы страны, нужно покупать «зелёную карту» — это аналог ОСАГО, действующий в 48 странах. Если в ДТП будет виноват водитель другой страны, вам полностью возместят ущерб. Также можно оформить ОСАГО страны пребывания.

Можно ли сегодня сделать ОСАГО на диагностическую карту, которая заканчивается завтра?

Можно. Если есть диагностическая карта, но нет ОСАГО, проблем возникнуть не должно. Даже если срок действия ТО заканчивается «завтра», страховой полис можно купить «сегодня». Но техосмотр лучше пройти, чтобы в будущем не возникло проблем с выплатам по страховым случаям.

Если поменял права, нужно ли менять полис? Сколько это будет стоить?

Да. По закону автовладелец обязан сообщать страховщику об изменении сведений, указанных в действующем полисе. Так что полис нужно менять при замене водительских удостоверений всех, кто в него вписан. Если вы меняли свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт, то полис тоже нужно будет поменять.

Замена ОСАГО — бесплатно, если только в него не добавляются новые водители.

Что такое КБМ?

Коэффициент «бонус‑малус», или КБМ, — это личный коэффициент водителя, который меняет стоимость полиса ОСАГО в зависимости от того, сколько раз водитель попадал в аварии за прошлые годы. КБМ может принимать значения от 0,50 до 2,45. Его можно рассчитать самостоятельно или узнать на сайте Российского союза автостраховщиков. Введите свои данные, а система покажет ваш КБМ.

Как рассчитывается КБМ, если я оформляю ОСАГО без ограничений?

Начиная с апреля 2019 года КБМ на полисах ОСАГО с неограниченным списком допущенных к управлению всегда равен единице. Даже если после нескольких лет безаварийной езды собственник решит оформить ОСАГО без ограничений, КБМ всё равно составит единицу.

Как рассчитывается стоимость, если нужно вписать в страховой полис ещё одного водителя, у которого стаж вождения 3 года? Какие документы нужны и требуется ли присутствие самого владельца авто?

Расчёт за внесение дополнительных водителей в полис ОСАГО производится исходя из стажа и коэффициента «бонус‑малус» новых водителей. Если стаж дополнительных людей больше стажа страхователя, а их КБМ такой же, как у страхователя или выше, то нового водителя впишут бесплатно. А если более опытным водителем оказывается страхователь, придётся доплатить. В вашем случае если у вас стаж больше 3 лет, то потребуется доплата.

Чтобы внести дополнения в полис, нужно предоставить в страховую компанию полис ОСАГО (или просто сказать его номер) и копию прав второго водителя. Присутствие второго водителя не обязательно. Изменить условия страхования (в том числе и список водителей) может только страхователь. Если это делает другой человек, страхователь должен выдать ему нотариально заверенную доверенность.

В ВСК заявку на изменения в полис ОСАГО можно подать через мобильное приложение «ВСК страхование».

Как оформить электронный полис ОСАГО в той страховой, в которой хочешь? Часто после заполнения всех данных для формирования полиса меня перебрасывает на сайт другой компании.

Попробуйте оформить полис на сайте страховщика. Или просто подождите, часто проблемы связаны с работами на стороне Российского союза автостраховщиков.

Ещё один вариант — оформление через систему «Е‑Гарант», она встроена в калькуляторы страховых компаний. Если вы решили приобрести полис в определённой компании, заполнили все необходимые поля, но по какой‑то причине завершить покупку не получается, страховщик обязан вывести ссылку на систему «Е‑Гарант».

Этот инструмент принудительно назначит вам страховую компанию, которая, в свою очередь, не сможет отказать в оформлении электронного полиса. При переходе по ссылке вы попадёте на страницу сайта РСА, где сможете зарегистрироваться в «Е‑Гаранте».

Можно ли получить выплату деньгами по полису ОСАГО?

Можно, но не во всех случаях. С 2017 года действует приоритет натурального возмещения — страховые компании вместо выплаты деньгами направляют пострадавшую в ДТП машину на ремонт.

По договорам ОСАГО можно выбрать денежную выплату только в одном из следующих случаев:

  • Стоимость ремонтных работ больше 400 000 рублей.
  • Здоровью потерпевшего причинён вред средней тяжести или тяжкий вред.
  • Характеристики СТОА противоречат требованиям закона.
  • Произошла полная гибель транспорта.

Во всех остальных случаях ремонт автомобиля проведёт страховая компания.

Получил ответ от страховой, что по ОСАГО за помятый и поцарапанный бампер я могу получить выплату в размере 5 000 рублей. Машине 10 лет. За эту сумму в Москве нереально восстановить деталь или даже покрасить. Что делать в таких случаях?

По закону потерпевший может запросить только копию страхового акта с расчётом суммы к выплате. Не факт, что эта сумма будет детализирована и всё станет понятно. Если вы не согласны с оценкой, можно обратиться с претензией к страховщику, предварительно сделав независимую экспертизу. Если компания не удовлетворила вашу претензию, то обращайтесь к финансовому уполномоченному, а дальше в суд.

В каком случае страховая компания после ДТП имеет право отправлять по ОСАГО в «свой» сервис вместо официального?

Законом оговаривается, что страховая компания обязана направить пострадавшего владельца нового автомобиля (до двух лет) именно на дилерскую сервисную станцию. Страховщик направляет на станции техобслуживания, с которыми у страховой компании заключён договор. При этом выбирать компанию будет сам автовладелец из списка, предложенного страховщиком, но только по письменному согласованию со страховой компанией.

Станция техобслуживания должна находиться максимум в 50 километрах от места жительства автовладельца или от места ДТП. Если подходящих мастерских в этом радиусе не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.

Почему ОСАГО страхует кого-то от моих действий, которые привели к ДТП, а не меня от того, по чьей вине я пострадал?

Логика такая: если я пострадал, но не виноват, то страховая мне компенсирует потери. Так автовладельцы законодательно защищены от чужих ошибок. А за собственные ошибки виновники расплачиваются самостоятельно.

Будет ли возмещаться ущерб, причинённый не на дороге, а во дворе или на автостоянке?

Будет. По ОСАГО возмещается ущерб, причинённый в любом месте, предназначенном для движения транспортных средств.

Можно ли застраховать машину по каско только от определённого риска? К примеру, от угона?

Для страхования по каско должен быть минимальный набор рисков. Например, можно застраховать автомобиль от уничтожения и хищения или от ДТП, в котором у виновника не оказалось ОСАГО. Такая страховка заметно дешевле. Она подходит для опытных водителей, которые не планируют обращаться в страховую при мелких повреждениях.

Страхуют ли от кражи определённую деталь автомобиля, например фары?

Отдельно можно застраховать по каско все детали и элементы автомобиля, которые не входят в заводскую комплектацию. Это элементы тюнинга, например, «обвес» машины, аудио- и видеосистема. В такое случае страхование дополнительного оборудования поможет при хищении, повреждении в ДТП, пожаре и действиях третьих лиц.

Дополнительное оборудование можно застраховать, но только совместно с самим автомобилем — например, от кражи и повреждений. Для страхования должен быть минимальный набор рисков, при котором оно целесообразно.

Можно ли оформить каско в рассрочку?

Да, можно. Например, в Страховом Доме ВСК программы каско «Классика» и Legacy можно приобрести с разбивкой 50/50% через 4 месяца. Рассчитать стоимость и оформить страховку можно на сайте ВСК и в мобильном приложении.

Как оформить каско дешевле?

Есть несколько способов сэкономить на оформлении страховки:

  • Используйте франшизу. Это часть ущерба, которая не покрывается страховой компанией. При оформлении полиса с использованием франшизы скидка на страхование составит от 5% до 40%.
  • Оформите каско с усечёнными рисками. Этот вариант подходит для тех, кто не переживает за мелкие повреждения. Полис предусматривает покрытие какого‑то одного вида рисков: только ущерб или только угон.
  • Установите противоугонную систему. Её наличие может значительно снизить стоимость страхового полиса.
  • Не вносите в полис водителей со стажем вождения до 3 лет.
  • Станьте постоянным клиентом. Клиентов, которые после года страховки продлевают её, страховщики поощряют скидками и бонусами.
  • Если вы застрахованы по каско в какой‑либо компании, переходите в ВСК и получите скидку до 40% в зависимости от коэффициента «бонус‑малус».

Ещё больше информации о том, как оформить каско дешевле, вы найдёте в этой статье.

Полис каско поможет защитить ваш автомобиль от угона и повреждения в результате ДТП. Получить полис можно за несколько минут: рассчитайте стоимость и оставьте заявку на сайте Страхового Дома ВСК, а электронный полис будет всегда под рукой — в личном кабинете или мобильном приложении ВСК.

Вариант «Каско классика» — это максимальный объём страхового покрытия и защита от кражи авто, его повреждения из‑за ДТП, пожара или действий злоумышленников. «Каско компакт» обеспечит защиту от самых частых проблем с автомобилем — например, угона или ДТП по вине другого водителя. При оформлении каско на сайте ВСК или в приложении по промокоду ЛАЙФХАКЕР вы получите дополнительную скидку 15%.

Рассчитать каско

Что такое франшиза? Кому она подходит?

Безусловная франшиза — это часть страховой выплаты, от которой застрахованный добровольно отказывается при наступлении страхового случая. Например, если стоимость полиса составляет 60 000 рублей, а клиент приобретает полис с франшизой 12 000 рублей, то страховка будет стоить на 20% меньше — 48 000 рублей.

Франшиза снижает стоимость каско сразу на 20‑60%. За приятную стоимость автовладелец получает качественную страховую защиту, а взамен берёт на себя часть расходов на ремонт автомобиля при страховом случае.

Франшиза подходит аккуратным и опытным водителям. Её популярные виды — условная и динамическая франшизы. Условная франшиза, как правило, используется при страховании критических рисков. Если убыток по страховому случаю не превышает указанного в договоре размера, страховщик не выплачивает страховое возмещение. Если же убыток превысил размер франшизы, он возмещается полностью.

Например, если по договору сумма страхования равна 1 000 000 рублей, а условная франшиза составляет 10 000 рублей, то при страховом убытке в 8 000 рублей страховая не совершает выплату. Однако при убытке 80 000 рублей страховая выплачивает возмещение.

Динамическая (или изменяемая) франшиза рассчитывается в зависимости от количества обращений. Это вид безусловной франшизы, которая применяется только со второго или третьего страхового случая. В некоторых договорах с каждым новым страховым случаем размер динамической франшизы увеличивается. Например, при первом страховом случае он составляет 0%, при втором — 5%, при третьем — 10% и так далее.

Обязательно ли показывать машину для оформления каско?

Да, при заключении договора страхования, аддендума (это письменное дополнение к ранее заключённому договору страхования или перестрахования) или пролонгации договора страхователь обязан представить застрахованное имущество для осмотра представителю страховщика.

Однако есть исключения. Можно не предоставлять машину для осмотра, если:

  • Вы оформляете новый автомобиль в салоне.
  • Переходите в новую страховую компанию с действующим полисом каско.
  • Оформляете каско с помощью мобильного приложения «ВСК страхование». Нужно лишь сфотографировать автомобиль при оформлении каско.
  • Если это непрерывная пролонгация, то предоставлять транспортное средство на осмотр нет необходимости.

У меня две страховки «Мини каско» в разных страховых компаниях. При наступлении страхового случая я могу рассчитывать на выплаты по обеим страховкам?

Ознакомьтесь с условиями договора. По закону никто не запрещает застраховать автомобиль сразу в двух, а то и трёх страховых компаниях на полную стоимость. Однако при наступлении страхового случая можно либо получить страховое покрытие в одной компании, либо по частям, пропорциональным сумме страхования, в каждой из них. Это совершенно законно и предусмотрено как Гражданским кодексом, так и законом о страховом деле. Только нужно обязательно уведомить страховые.

Можно ли потребовать возмещение ущерба за ДТП со страховой компании, если ты сам виновник ДТП?

Можно, если у виновника оформлен полис каско. В таком случае страховая компания возместит ущерб даже в ситуациях, когда виновен водитель. ОСАГО покрывает ущерб только потерпевшей стороне.

Есть авто категории D для личного пользования, техосмотр пройден, но страховку сделать не могу. Почему так?

Страхование транспортных средств категории D — это рисковый сегмент для страховщика, но отказывать в страховании вам не имеют права. Здесь может помочь обращение в Российский союз автостраховщиков. Скачайте бланк заявления на сайте РСА, документы по компенсационной выплате можно предоставить лично или почтой РФ.

Обращение будет рассматриваться в течение 20 календарных дней. В течение этого срока страховая обязана произвести компенсационную выплату на банковский счёт или направить мотивированный отказ.

Въехал в яму и повредил пыльник двигателя. Дефект увидел через неделю, наряд ГИБДД не вызывал. Машина застрахована по каско. На сайте страховой написано, что можно самому составить заявление о повреждении, но в выплате отказали — нет справки из ГИБДД. Как быть?

Решение зависит от конкретной страховой компании и ситуации, с каждым случаем нужно разбираться отдельно. Как правило, защита картера служит элементом защиты автомобиля и возмещается по каско, если имеются сопутствующие повреждения узлов и механизмов. Обратитесь в страховую за письменным разъяснением.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мособлеирц официальный сайт московская область мытищи часы работы
  • Можно ли в договоре реквизиты сторон размещать на отдельном листе
  • Можно ли ватсап бизнес установить на два телефона с одним номером
  • Можно ли внести наличные на бизнес карту сбербанка через банкомат
  • Мосэнергосбыт 3 й нижнелихоборский проезд 14 время работы телефон