Может ли поставщиком предмета лизинга выступать физическое лицо? Проще говоря, может ли лизинговая компания приобрести у физического лица транспортное средство и передать его в лизинг юридическому лицу или ИП?
Сразу ответим, да, такое возможно. Но есть нюансы.
Разобраться с ними нам помог Сергей Поздняков, управляющий столичным офисом продаж ЛК «Пруссия».
Прежде всего транспортное средство должно отвечать параметрам, которые предъявляются к предмету лизинга. В каждой лизинговой компании они свои — см. «Требования лизинговых компаний к транспорту с пробегом».
Если претензий к качеству предмета лизинга нет, то можно перейти к обсуждению сделки, в которой поставщик — физическое лицо.
— Проблема не в структуре договора лизинга, а в налогообложении, о котором не всегда помнит потенциальный клиент, — говорит Сергей Поздняков. — Физическое лицо не является плательщиком НДС и поэтому не закладывает этот налог в стоимость автомобиля. Но в ходе сделки он возникает и увеличивает конечную стоимость транспортного средства.
Для примера мы взяли два условных предложения о продаже транспорта.
Допустим, некое ООО «Ромашка» продает свой автомобиль за 1 500 000 рублей. В эту сумму уже включен НДС, поскольку «Ромашка» работает на основной системе налогообложения. То есть реальная стоимость автомобиля составляет 1 250 000 рублей + НДС.
Физическое лицо, условный Иван Иванович Иванов тоже продает подходящий автомобиль за 1 500 000 рублей. И планирует получить за него именно полтора миллиона.
То есть, при одинаковой итоговой цене продажи реальная стоимость транспортного средства у ООО «Ромашка» ниже.
Мы попросили Сергея Позднякова сделать два графика платежей — один исходя из того, что мы покупаем у ООО «Ромашка», другой при покупке у Иванова И.И.
Вот что получилось:
ООО «Ромашка»
Итоговая таблица |
|
Сумма платежей, руб |
2 035 420,00 |
НДС к зачету, руб |
339 237,00 |
Сумма платежей за вычетом НДС, руб |
1 696 183,00 |
Экономия по налогу на прибыль, руб |
339 237,00 |
Выкупная стоимость, 1% |
15 000,00 |
А вот расчет для приобретения у гражданина Иванова:
Итоговая таблица |
|
Сумма платежей, руб |
2 442 503,00 |
НДС к зачету, руб |
407 084,00 |
Сумма платежей за вычетом НДС, руб |
2 035 420,00 |
Экономия по налогу на прибыль, руб |
407 084,00 |
Выкупная стоимость, 1% |
15 000,00 |
Строго говоря, этот пример расчета действителен не только для покупки предмета лизинга у физических лиц, но и у компаний, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
Впрочем, специалисты ЛК «Пруссия» рассказали порталу All leasing, что в компании принято решение о снижении процента удорожания.
— Мы видим трудности клиентов и, стараясь сделать лизинг более доступным, решили снизить удорожание за счет своей маржинальности, — говорит Сергей Поздняков. — Это позволит предпринимателям использовать финансовую аренду с большей эффективностью.
Кроме ЛК «Пруссия» транспорт у физических лиц приобретают следующие компании:
Альфа-Лизинг
Балтийский лизинг
Европлан
Интерлизинг
СпецИнвестЛизинг
Эволюция
Южноуральский лизинговый центр
Может ли ООО взять автомобиль в лизинг у физлица?
Добрый день. ООО на ОСН планирует взять в лизинг автомобиль у физического лица. Возможна ли такая сделка и какие недостатки могут быть в отличие от обычной аренды?
Заранее спасибо за ответы💐
Здравствуйте
Цитата (БухгалтерАнна):ООО на ОСН планирует взять в лизинг автомобиль у физического лица. Возможна ли такая сделка
Возможна.
Цитата (п. 1 ст. 4 Федерального закон от 29.10.98 N 164-ФЗ):1. Субъектами лизинга являются:
лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
Цитата (БухгалтерАнна):и какие недостатки могут быть в отличие от обычной аренды?
В лизинге есть плюс, право выкупа, а в договоре аренды такого нет.
Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП
Добрый день!
Аренда тоже может быть с правом выкупа (ст. 624 ГК РФ). Основное отличие аренды от лизинга заключается в том, что арендодатель по догоору аренды уже имеет нечто в собственности и хочет сдать его в вренду любому потенциальному претенденту, получая арендную плату, а при лизинге лизингополучатель хочет получить нечто в аренду, а лизингополучатель, имея на это деньги, приобретает в свою собственность объект вожделения лизингополучателя и сдаёт его в аренду лизингополучателю.
100sh, спасибо за отклик! А если у физлица есть объект собственности, но он передает его во временную аренду с дальнейшим выкупом — это лизинг?
Обратите внимание на цитату из 164-ФЗ, которую приводит Ирина:
Цитата:
1. Субъектами лизинга являются:
лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
У лизингодателя до заключения договора нет имущества.
Если имущество уже есть,то это не лизинг.
Баланс за 2022 год можно сдать только через интернет
100sh, Спасибо!
simport, спасибо за помощь!💐
Лизинг для физических лиц – это новый и постепенно набирающий популярность способ купить автомобиль. В западных странах лизинг так же привычен для покупателя, как и автокредит. Но в Россию этот финансовый инструмент пришел с сильным опозданием, из-за чего сейчас он практически неизвестен – покупатели авто рассматривают только покупку в кредит или за наличные.
Чтобы развеять покров тайны над лизингом, мы решили рассказать о нем 5 фактов, которые важно знать каждому автовладельцу.
1. Лизинг для физических лиц существует!
Самый частый вопрос, который обычно задают на интернет-форумах и «Ответах@mail.ru» – это существует ли вообще лизинг для физлиц. А самый частый ответ от уважаемых «диванных экспертов» – что, дескать, нет, лизинг только для юрлиц.
Действительно, до 2011 года в России существовали законодательные ограничения на лизинг имущества – он был доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Лизинг до сих пор весьма популярен среди представителей бизнеса за счет экономии на налоге на прибыль, снижении общей закредитованности компании, минимальных сроках сделки, комплексном обслуживании, отсутствии необходимости в обеспечении и залоге1.
Однако с 2011 года законодательные ограничения были сняты, а в конце 2013 года автофинансовая компания «Европлан» впервые предложила физическим лицам воспользоваться лизингом при покупке автомобиля. В течение 2014 года лизинг для физлиц «подхватывался» другими игроками рынка, становился все более известным, начал привлекать внимание СМИ и широкой аудитории автовладельцев.
Сегодня лизинг для физлиц является полноправным конкурентом автокредита.
2. Лизинг для физических лиц поддерживается государством
Учитывая крайне тяжелую ситуацию на российском авторынке, в 2015 году Министерство промышленности и торговли взялось за разработку программы поддержки автопрома за счет субсидирования лизинга для физических лиц. Сегодня по госпрограмме субсидируется часть аванса – 10% от стоимости автомобиля. Говоря простым языком, покупатель получает дополнительную скидку в 10% от цены автомобиля!
3. В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите
В лизинге ключевое преимущество дает не ставка, как в кредите, а размеры аванса и ежемесячного платежа, которые меньше, чем в банковском кредите. Дело в том, что лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей.
Если представить это в виде математической формулы, то вы платите не за всю машину, как в кредите, а за (стоимость машины сейчас) минус (стоимость машины, когда закончится договор лизинга). Таким образом лизинговые компании снижают ежемесячный платеж, а в конце срока лизинга позволяют лизингополучателю пересесть на новый автомобиль без дополнительных инвестиций. Такая «пересадка» становится возможна за счет возвращаемой части аванса, которая в конце срока договора может «перейти» в новый договор в качестве аванса за новый автомобиль – или просто быть возвращена покупателю авто, если он не хочет продолжать пользоваться лизингом.
Например, платеж за кредитный Volkswagen Touareg в 2 раза больше, чем за лизинговый. И со среднероссийской зарплатой руководителя в 73 000 руб.2 купить его в кредит невозможно, а вот в лизинг (особенно если общий семейный доход составляет больше 100 000 руб.) – вполне.
4. Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит
«Диванные эксперты» любят рассуждать о том, что кредитный автомобиль – он уже свой, родной, а взятый в лизинг – чужой, его же придется отдать.
Не все так просто. Пока действует кредитный договор (если внимательно его изучить, конечно) клиент банка не может:
- Продать автомобиль без его выкупа у банка
- Доверить автомобиль другому водителю без добавления этого водителя в полис КАСКО
- Сделать тюнинг автомобиля без разрешения банка
Вы не поверите, но эти ограничения ничем не отличаются от ограничений лизингового договора. Но если вы хотите от них освободиться, то, как и в кредитном договоре, лизинговый автомобиль можно выкупить в собственность досрочно. А можно и вообще не выкупать, а просто вернуть в лизинговую компанию.
И тут мы переходим к пятому факту, за который так любят лизинг на Западе.
5. После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами
Радость от наконец-то выплаченного кредита проходит настолько же быстро, насколько наступает время первых безгарантийных ремонтов (обычно эти сроки совпадают – средний гарантийный срок составляет 3 года). И, как показывает статистика, средний срок владения автомобилями премиум-марок (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen и др.) – это чуть больше 2,5 лет (хотя для марки Lada он составляет 5 лет). Налицо следующая картина: после истечения гарантийного срока большинство автовладельцев стремятся продать свой старый автомобиль и купить новый. Обычно – снова в кредит, внося вырученную от продажи сумму в качестве аванса.
Прелесть лизинга в том, что он в этой цепочке исключает звено «продать свой старый автомобиль»:
- Владелец лизингового автомобиля не тратит свое время и нервы на размещение объявлений, ответы на звонки, показы, торговлю.
- Он не берет на себя и риск того, что автомобиль будет продан через 3 года дешевле, чем планировалось при оформлении кредита (особенно смешно прогнозы будущей стоимости авто выглядят у нас в стране, не так ли?).
- А также у него нет риска нарваться на недобросовестных покупателей, которые могут его просто «кинуть».
Он просто возвращает машину в лизинговую компанию, использует возвращаемую часть аванса в качестве нового первоначального взноса – и пересаживается на новый автомобиль.
Заключение
Итак, подведем итоги:
- Лизинг для физических лиц существует! (и вы можете им воспользоваться)
- Лизинг для физических лиц поддерживается государством (это равноправный конкурент автокредита)
- В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите (удобно, особенно в сегодняшние времена)
- Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит (все остальное – досужие домыслы)
- После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами (это правда, которую раньше сложно было даже представить)
Согласитесь, тут есть, о чём задуматься. А в нашей следующей статье мы подробнее остановимся на том, по каким параметрам наиболее практично сравнивать лизинг для физических лиц с автокредитом.
Если вам нужен автомобиль, вы можете получить его либо в аренду, либо по договору купли-продажи. Однако существует договор, который включает в себя сразу оба этих пункта — он называется лизинговым.
Что такое лизинг автомобилей
Лизинг автомобиля – это аренда машины на долгий срок с последующим выкупом или возвратом лизингодателю.
Метод удобен для тех, кому не хватает финансов на приобретение нового авто, но есть возможность выплачивать сумму аренды. Около 34% машин на Западе покупают по договору лизинга — это больше, чем в России, в 10 раз. В нашей стране такой способ покупки только набирает обороты.
В данной статье мы подробно разберем нюансы покупки подержанного автомобиля в лизинг.
Можно ли купить в лизинг б/у автомобиль
Как правило, у лизинговых компаний существует множество программ и предложений для пополнения таксопарков и оснащения предприятий, нуждающихся в большом количестве автомобилей. Кроме того, воспользоваться условиями специальных предложений может и физическое лицо. Аренда подержанных машин выгодна, поскольку стоимость таких транспортных средств существенно ниже новых.
Лизинг автомобилей – своего рода риск для лизингодателей, поэтому договор заключается на определенных условиях:
- Срок эксплуатации подержанной машины должен быть не больше 3-4 лет.
- Минимальная стоимость автомобиля устанавливается лизингодателем.
- Срок сделки ограничен договором (1-5 лет), так как машина амортизируется достаточно быстро.
- Как и с новым транспортным средством, за лизинг подержанной машины необходимо внести авансовый платеж. Его размер устанавливается лизингодателем. Часто он составляет 15% от общей стоимости автомобиля.
Кроме того, оформление страховки – обязательно условие заключения договора лизинга.
Лизинг б/у автомобилей для физических лиц
Главное отличие лизинга от автокредита в том, что до выплаты последнего платежа транспортное средство принадлежит лизинговой компании, а не покупателю. Если происходит просрочка платежей, компания-владелец имеет полное право вернуть себе свою собственность. В случае с автокредитом кредитор является владельцем купленной машины, которая выступает залогом у банка.
Лизинговые платежи, как правило, ниже кредитных. Стоимость рассчитывается без учета аванса и окончательной выплаты в конце сделки. То есть, вы потратите много в начале и в последние дни договора, а в остальное время будете платить мало.
Плюсы покупки машины в лизинг для физических лиц:
- Лояльные условия аренды. Как правило, отсутствует проверка кредитной истории.
- Минимум документов (для получения автокредита может потребоваться больше 10 справок).
- Возможно отсутствие первоначального взноса. Для физических лиц подготовлены программы, предполагающие оформление лизинга под небольшой залог.
- Корпоративные скидки (в сумме они могут составить одну четвертую стоимости всего авто).
- Грузовые машины и спецтехника. Банк не выдает автокредиты на технику в целях коммерческого использования, лизинг – отличный вариант перешагнуть запреты.
Несмотря на большое количество плюсов, лизинг б/у авто для физ. лиц имеет и темные стороны. К таким минусам относятся:
- Возможность расторжения договора лизингодателем в одностороннем порядке.
- Лизингодатели предпочитают работать с юридическими лицами.
- Присутствие штрафных санкций, описанных в договоре. Лизингодатель имеет право попросить штраф за досрочное расторжение договора или за несвоевременный выкуп машины.
- Автолизинг для физических лиц чаще всего не предусматривает ежемесячные выплаты в счет полного выкупа авто в собственность. Для этого необходимо заново заключать договор на эту же технику, только с целью покупки.
При этом сумма предоплаты – для кого-то минус, а для кого-то плюс. Она варьируется от 0% до 50%. Чем больше денег вы вносите заранее, тем меньше потом приходится платить ежемесячно. Тем, у кого мало средств на приобретение, выгодны условия с минимальной предоплатой. На этот случай для физических лиц предусмотрены различные программы.
Программы по автолизингу для физических лиц
Акций и предложений от лизингодателей очень много, но их можно разделить по следующим схемам:
- Без учета финансовых возможностей лизингополучателя. Компания предоставляет транспорт физическому лицу и не учитывает его материальное положение, либо относится к этому факту не строго. Метод хорош для ИП, начинающих свое дело с минимальными затратами. Однако переплата в ежемесячных платежах будет значительной.
- Нулевое удорожание. Такой способ предлагают не лизингодатели, а сами производители транспортных средств для повышения роста продаж. Программа позволяет взять автомобиль в лизинг без наценок. Вы можете выкупить авто, погасив сумму беспроцентной рассрочки, равной розничной стоимости товара.
- Без первоначального взноса. В этой схеме предполагается замена первоначального взноса на залоговый депозит. Обычно она равна 10% от цены машины, и по истечении договора вы возвращаете ее обратно. Чаще всего, депозит используют на погашение оставшейся суммы при последующем выкупе.
В основном вышеперечисленные предложения финансируют компании — производители или автодилеры. У лизингодателя, как правило, выбора не остается. На данных условиях можно приобретать только определенные модели и марки.
Лизинг подержанных автомобилей для юридических лиц
Юридические лица являются самой обширной категорией клиентов, поэтому для них предусмотрено максимум привлекательных возможностей и условий.
Лизинговые операции для юр. лиц делят на несколько схем:
- Возвратный лизинг – одна из самых распространенных схем. Допустим, вы приобретаете авто в лизинг, но покупка оказывается слишком затратной, вам требуются деньги на другие нужды. Вы можете продать машину обратно лизинговой компании, а из вырученных денег снова оформить ее в аренду и позже выкупить.
- Выкуп авто по истечении срока договора.
- Операционный лизинг – аренда автомобиля с полным сервисом от лизинговой компании (оформление страховки, бесплатное ТО и т.д.). В конце срока авто возвращается владельцу — лизингодателю.
Финансовые выплаты по каждой из схем назначаются индивидуально.
Плюсы покупки б/у машины в лизинг для юридических лиц
Автолизинг выгоден для юридических лиц и коммерческих организаций, поскольку им не приходится делать большие финансовые вложения. Ежемесячная плата за аренду невысокая, договор предусматривает взаимовыгодные условия, а времени на его оформление требуется немного.
Какие еще выгоды предусмотрены для юридических лиц:
- Налог на доход становится меньше. НДС по лизинговым выплатам возмещают полностью.
- Клиент сам устанавливает порядок внесения платежей.
- Легковой транспорт для юр. лиц можно не покупать, а менять на новый.
- Клиенту легче соблюдать условия договора, ведь в залоге находится только сам транспорт.
Негативных моментов остается немного. Самый главный – при отсутствии своевременных выплаты вы лишитесь автомобиля и ранее уплаченной суммы без какой-либо компенсации. Купить б/у авто в лизинг – наиболее популярное решение для юр.лиц на сегодняшний день.
Нюансы заключения договора лизинга
Лизинговый договор всегда оформляется в письменном виде. Так требует статья 15 закона о лизинге. В документе должны быть прописаны все условия сотрудничества с лизингодателем на протяжение всего срока лизинга.
Условия договора:
- полное описание предмета, передаваемого в лизинг (модель, комплектация, марка и т. д.);
- срок приобретения авто компанией — лизингодателем;
- условия об авансе;
- размер ежемесячного платежа.
Общая сумма, которую вы внесете по лизингу, будет состоять из стоимости машины, процентов за эксплуатацию автомобиля, стоимости оформления транспорта в ГИБДД, страховки, возмещения налога на имущество и НДС лизингодателя и т.д.
Также читайте: Как оформить лизинг автомобиля
Если вы передумаете оформлять лизинг и решите приобрести авто у частного лица, перед заключением договора купли-продажи советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Лизинг автомобилей пользуется популярностью — удобный график платежей, хорошие скидки на автомобили и, конечно, экономия на НДС и налоге на прибыль. Налоговая же смотрит на лизинг иначе и нередко доначисляет налоги лизингополучателям. Разберем на примере, почему инспекторы могут доначислить налог и как этого избежать.
Вводные данные
Кто: Торговая компания ООО «Ромашка», Сибирский Федеральный округ. Вид деятельности — продажа и техническое обслуживание сложного оборудования.
Что случилось: В 2019 году Ромашке понадобилась машина для постоянных разъездов специалиста, который занимается установкой оборудования и обучением пользователей. Было принято решение взять легковой автомобиль в лизинг на следующих условиях:
- стоимость автомобиля — 1 300 000 рублей;
- срок договора — 11 месяцев;
- машина числится на балансе лизингодателя;
- выкупной платеж — 15 000 рублей.
По истечении 11 месяцев необходимость в машине отпала, и компания решила отказаться от выкупа. Однако в 2020 году машину у лизинговой компании выкупило неизвестное физическое лицо — оно не было никак связано с кем-либо из учредителей или сотрудников компании.
Проблема: В 2021 году Ромашка получила от ИФНС уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений. В качестве основания вызова было указано, что Ромашка реализовала транспортное средство на невыгодных для себя условиях, тем самым необоснованно занизив базу по налогу на прибыль.
Это было не требование и не акт о налоговом правонарушении, а именно уведомление о вызове. Свою позицию представители Ромашки отстаивали в инспекции.
Что в итоге: Претензии налоговой исчерпаны в ходе дачи пояснений. Позиция Ромашки принята налоговиками, но судом не подтверждена.
* — название компании и другие данные изменены
Претензии налоговой VS Позиция компании
В уведомлении о вызове в налоговую инспектор четко перечислил все вопросы, которые возникли у ИФНС. Это дало Ромашке возможность подготовиться к посещению налогового органа и проработать свою позицию. Мы выделили основные претензии проверяющих и покажем ответы Ромашки, которые помогли избежать доначислений.
Претензия ФНС № 1. Лизинговый платеж можно учесть в составе прочих расходов лишь частично
Инспектор утверждает, что лизинговый договор представляет собой комбинацию договоров купли-продажи и аренды. Расходы лизингополучателя в виде выкупной цены являются расходами на покупку амортизируемого имущества и не учитываются в целях расчета налога на прибыль. Таким образом, так как лизинговый платеж включает в себя часть выкупной стоимости и арендный платеж, он может быть учтен в составе прочих расходов лишь в части, уплаченной за получение автомобиля во временное владение и пользование.
Инспектор ссылается на следующие документы и статьи:
- статья 270 НК РФ;
- Письмо Минфина РФ от 02.06.2010 № 03-03-06/1/368;
- Письмо Минфина РФ от 25.06.2009 № 03-03-06/1/428;
- Письмо Минфина РФ от 27.04.2007 № 03-03-05/104.
Ответ № 1. Ежемесячные платежи были «арендными»
По смыслу п. 5 ст. 270 НК РФ «выкупная» часть лизингового платежа — это расходы на приобретение амортизируемого имущества, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль.
ФНС абсолютно верно трактует ст. 270 НК РФ. Однако в нашем кейсе по договору лизинга выкупной платеж выделен отдельно, следовательно все ежемесячные платежи были платежами за временное пользование (арендными). И только 15 000 рублей — это выкупной платеж, который в расходы по ст. 270 НК РФ включить нельзя. Но Ромашка отказалась от выкупа, а значит не нарушила ст. 270 НК РФ.
Ответ № 2. Письма Минфина к рассматриваемой ситуации не относятся
В двух приведенных письмах Минфина из трех рассматривается ситуация, когда имущество числится на балансе лизингополучателя, что к нашему кейсу отношения не имеет. А в третьем письме конкретно сказано:
Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование, а выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается.
Ромашка так и сделала — ежемесячные платежи были платежами за временное пользование автомобилем. Их в полном объеме учли в качестве расходов. А вот выкупной платеж 15 000 рублей Ромашка даже не платила, поэтому он не был учтен в расходах.
Претензия ФНС № 2 — Лизинговые платежи должны быть разделены на 2 части
Прямым текстом инспектор пишет, что в общей сумме лизинговых платежей должны быть обособлены суммы арендных платежей и выкупная цена. Следовательно, необходимо вести раздельный учет двух разных сумм.
Инспектор ссылается на следующие документы:
- Письмо Минфина РФ от 25.06.2009 № 03-03-06/1/428;
- Письмо Минфина РФ от 04.03.2008 № 03-03-06/1/138;
- Письмо Минфина РФ от 30.03.2007 № 03-03-06/1/194.
Ответ № 1 — «Должны ли?»
Позиция ФНС про то, что в лизинговом платеже должны быть обособлены «арендные» и «выкупные» суммы, спорит с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ:
В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
То есть выкупного платежа может и не быть, если переход права собственности не предусмотрен. К тому же из закона не следует, что именно ежемесячный платеж нужно дробить на две части. То есть при переходе права собственности на имущество выкупной платеж может быть как «зашит» в ежемесячный, так и выделен обособленно в конце срока договора лизинга.
Ответ № 2 — Фактически платежи разделены
В лизинговом договоре четко прописаны ежемесячные платежи за право пользования лизинговым имуществом и отдельно указан выкупной платеж. Следовательно, суммы обособлены. Арендные платежи списали в расходы в соответствии с НК РФ, а от выкупа компания отказалась, поэтому не вносила выкупной платеж.
Претензия ФНС № 3 — Невыгодные условия купли-продажи автомобиля
Инспектор ссылается на то, что компания реализовала автомобиль на невыгодных для себя условиях. Для этого был проведен анализ предложений по продаже аналогичных автомобилей в Интернете. Ориентировочная цена 1 300 000 рублей, а фактически автомобиль реализовали за 15 000 рублей.
Ответ № 1 — Ромашка ничего не продавала
Лизингодатель предоставляет лизингополучателю имущество за плату во временное владение и пользование. При этом лизингополучатель сам решает — выкупать имущество или нет.
«Ромашка» от выкупа отказалась и вернула автомобиль лизинговой компании. По смыслу п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ при возврате лизингового имущества реализации не происходит.
Лизингополучатель до момента внесения выкупного платежа не является собственником лизингового имущества. В нашем кейсе автомобиль весь период действия договора лизинга принадлежал только лизинговой компании. Следовательно, реализовала автомобиль физлицу именно лизинговая компания.
Ответ № 2 — Ромашка имела законное право отказаться от выкупа
Автомобиль изначально покупали для предпринимательской деятельности. Специалист ООО посещал заказчиков и проводил инструктаж пользователей. Благодаря наличию автомобиля, выросло число исполненных контрактов и повысилась выручка компании.
От выкупа отказались, так как более разъезды специалиста для обучения пользователей не планировались. Как показала практика, во время пандемии COVID-19 большая часть клиентов стала переходить на обучение в формате онлайн.
Оставлять автомобиль, который фактически не нужен, означало:
- продолжать платить транспортный налог;
- продолжать оплачивать охраняемую парковку;
- продолжать оплачивать страховку;
- продолжать обслуживать автомобиль.
Все эти затраты компании были не нужны.
Ответ № 3 — Экономическое обоснование
Ромашка представила в ИФНС экономический анализ за 2019 и 2020 гг., чтобы наглядно продемонстрировать рост финансовых показателей: выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, стоимости чистых активов, коэффициентов ликвидности, платежеспособности, рентабельности и пр.
Все показатели можно рассчитать вручную на основании бухгалтерской отчетности, а можно прибегнуть к помощи онлайн-сервисов. Ромашка для экономии сил и времени выгрузила отчеты из Контур.Фокуса.
В инспекции представители «Ромашки» показали, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом выручка и прибыль от продаж выросли более чем на 70 %, а чистая прибыль на 90 %.
Далее компания обратилась к официальному сервису ФНС «Налоговый калькулятор». Здесь достаточно выбрать налоговый период, ОКВЭД, регион и масштаб деятельности, после чего сайт покажет среднеотраслевую рентабельность в регионе.
Рентабельность «Ромашки» в 2020 году оказалась выше среднеотраслевой по региону практически в 3 раза. Поэтому назвать решение «Ромашки» по возврату лизингового автомобиля неэффективным или невыгодным сложно.
Ответ № 4 — Налоговая нагрузка
«Налоговый калькулятор» показывает не только среднеотраслевую рентабельность, но и среднюю налоговую нагрузку по налогу на прибыль и НДС. В нашем кейсе средняя налоговая нагрузка в отрасли Ромашки — 1,5 %. А у нашей компании этот показатель в 4 раза выше.
Сравнение фактической налоговой нагрузки со средней помогает доказать, что налогоплательщик не стремится сэкономить на налогах или занизить их. Наоборот, Ромашка показывала себя как порядочный налогоплательщик. А при возврате автомобиля руководствовалась сугубо бизнес-логикой.
Ответ №5 — Несущественность вменяемой суммы
Налоговая фактически вменяла Ромашке экономию на налоге в размере 260 000 рублей (20 % от стоимости автомобиля). Представители компании обратили внимание инспектора на общую сумму налоговых платежей за прошлый год.
Доля вменяемой суммы в общей массе уплаченных налогов и взносов (в виде налога на прибыль, НДС, взносов с зарплаты сотрудников) не превышала даже 3 %.
Ответ №6 — Отсутствие аналогичных предложений
Лизинг без выкупа — это фактически аренда. Компания попользовалась автомобилем и затем вернула его лизинговой компании. Это натолкнуло налоговую на мысль о намеренном завышении расходов путем замены аренды лизингом.
В нашем случае в регионе Ромашки практически не было предложений по аренде легковых автомобилей. Арендовать автомобиль можно было только у местных таксопарков.
Предлагаемые таксопарками машины были не новые и практически все в плохом состоянии. Кроме того, предлагались они только в посуточную аренду. Для междугородних поездок такой автомобиль, по мнению представителей Ромашки, не подходил. А вкладываться в ремонт арендованного автомобиля экономически нецелесообразно.
Аналогом лизинга без последующего выкупа можно было бы рассмотреть автоподписку, но таких программ в 2020 году еще не было, а до региона «Ромашки» они не до сих пор не дошли.
Поэтому лизинг оставался единственным способом взять в аренду новый автомобиль в отличном техническом состоянии. Кроме того, лизинговая страхует его по программе КАСКО. Для компании это означает минимальные затраты на ремонт и обслуживание. Единственные затраты за год — это ГСМ, аренда парковочного места и покупка сезонной резины.
Судебная практика
Свою позицию нужно обязательно подкреплять судебными решениями. Особенно, если вопрос спорный. Как мы уже поняли, основная претензия налоговой заключается в том, что лизинговые платежи нужно разбивать на две составляющие: «арендные» и «выкупные».
Обязанность по «разбивке» ежемесячных лизинговых платежей законом не закреплена. Это можно сделать только в том случае, если такой порядок предусмотрен лизинговым договором.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:
- возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;
- возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг;
- доход лизингодателя.
В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ).
Следовательно, лизинговый платеж — это единый платеж, производимый в рамках договора лизинга. И несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:
- у лизингополучателя — арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 — 259.2 НК РФ;
- у лизингодателя — расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
Таким образом, если имущество числится на балансе лизингодателя, то лизинговый платеж относится на расходы лизингополучателя.
Вывод инспектора о том, что выкупная цена должна быть выделена в составе лизингового платежа, не основан на нормах законодательства о налоге на прибыль. Следовательно, лизинговый платеж можно включить в состав расхода по налогу на прибыль. Об этом нам говорит судебная практика по делам:
- Определение ВАС РФ № ВАС-7362/09 от 19.06.2009 года по делу № А35-1588/2008;
- Определение ВАС РФ № ВАС-12038/2007 от 10.10.2007 года по делу № А29-7407/2006;
- Определение ВАС РФ № ВАС-6975/2010 от 03.06.2010 года по делу № А55-3438/2009;
- Определение АС Поволжского округа по делу № А12-14083/2016 от 14.02.2017 года.
Выводы
Попасть в ситуацию Ромашки может каждая компания, которая брала в лизинг легковой автомобиль. Чтобы вы могли обезопасить себя, мы дадим несколько советов:
- Оставляйте лизинговое имущество на балансе лизингодателя — это упростит бухгалтерский учет и позволит избежать ошибок.
- Выделяйте выкупной платеж в договоре отдельной суммой.
- Внимательно изучайте позицию ФНС — инспекторы часто ссылаются на письма и судебные дела, которые не имеют отношения к реальной ситуации.
- Бизнес должен быть прибыльным, иначе налоговая легко докажет, что условия сделки «экономически невыгодны». Фактически лизинг позволяет списывать в расходы крупные суммы: купив автомобиль, вы будете амортизировать его в течение всего срока полезного использования, а взяв в лизинг — сможете за год списать в расходы всю его стоимость. ФНС это невыгодно.
- Налоговая нагрузка на компанию должна быть выше среднеотраслевой.
- Причины отказа от предмета лизинга должны быть обоснованы.
- При отказе от предмета лизинга лизингодатель может попросить написать заявление на его имя с просьбой указать, кому продать автомобиль. Делать этого не стоит. Зафиксировав в письме свое требование о продаже автомобиля конкретному физическому лицу, вы косвенно подтвердите свое намерение продать автомобиль. Соответственно, доводы налоговиков о том, что вы фактически продали автомобиль, будут более весомыми.
Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.
До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.
На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.
Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.
Что такое лизинг?
Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.
Виды лизинга
Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.
На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.
Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:
- амортизация автомобиля за период;
- процентные средства;
- комиссия лизинговой компании;
- сама стоимость автомобиля;
- дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.
Лизинг или кредит – что выгоднее?
Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.
Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.
В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.
Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.
Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.
Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.
Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.
KIA Sportage в кредит
Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.
Kia Sportage в лизинг
Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.
У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.
Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…
Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.
Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.
Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.
На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.
Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.
Немного статистики
В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.
Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.