Может ли лизинговая компания купить автомобиль у физического лица

Может ли поставщиком предмета лизинга выступать физическое лицо? Проще говоря, может ли лизинговая компания приобрести у физического лица транспортное средство и передать его в лизинг юридическому лицу или ИП?

Сразу ответим, да, такое возможно. Но есть нюансы.

Разобраться с ними нам помог Сергей Поздняков, управляющий столичным офисом продаж ЛК «Пруссия».

Прежде всего транспортное средство должно отвечать параметрам, которые предъявляются к предмету лизинга. В каждой лизинговой компании они свои — см. «Требования лизинговых компаний к транспорту с пробегом».

Если претензий к качеству предмета лизинга нет, то можно перейти к обсуждению сделки, в которой поставщик — физическое лицо.

— Проблема не в структуре договора лизинга, а в налогообложении, о котором не всегда помнит потенциальный клиент, — говорит Сергей Поздняков. — Физическое лицо не является плательщиком НДС и поэтому не закладывает этот налог в стоимость автомобиля. Но в ходе сделки он возникает и увеличивает конечную стоимость транспортного средства.

Для примера мы взяли два условных предложения о продаже транспорта.

Допустим, некое ООО «Ромашка» продает свой автомобиль за 1 500 000 рублей. В эту сумму уже включен НДС, поскольку «Ромашка» работает на основной системе налогообложения. То есть реальная стоимость автомобиля составляет 1 250 000 рублей + НДС.

Физическое лицо, условный Иван Иванович Иванов тоже продает подходящий автомобиль за 1 500 000 рублей. И планирует получить за него именно полтора миллиона.

То есть, при одинаковой итоговой цене продажи реальная стоимость транспортного средства у ООО «Ромашка» ниже.

Мы попросили Сергея Позднякова сделать два графика платежей — один исходя из того, что мы покупаем у ООО «Ромашка», другой при покупке у Иванова И.И.

Вот что получилось:

ООО «Ромашка»

Итоговая таблица

Сумма платежей, руб

2 035 420,00

НДС к зачету, руб

339 237,00

Сумма платежей за вычетом НДС, руб

1 696 183,00

Экономия по налогу на прибыль, руб

339 237,00

Выкупная стоимость, 1%

15 000,00

А вот расчет для приобретения у гражданина Иванова:

Итоговая таблица

Сумма платежей, руб

2 442 503,00

НДС к зачету, руб

407 084,00

Сумма платежей за вычетом НДС, руб

2 035 420,00

Экономия по налогу на прибыль, руб

407 084,00

Выкупная стоимость, 1%

15 000,00

Строго говоря, этот пример расчета действителен не только для покупки предмета лизинга у физических лиц, но и у компаний, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

Впрочем, специалисты ЛК «Пруссия» рассказали порталу All leasing, что в компании принято решение о снижении процента удорожания.

— Мы видим трудности клиентов и, стараясь сделать лизинг более доступным, решили снизить удорожание за счет своей маржинальности, — говорит Сергей Поздняков. — Это позволит предпринимателям использовать финансовую аренду с большей эффективностью.

Кроме ЛК «Пруссия» транспорт у физических лиц приобретают следующие компании:

Альфа-Лизинг

Балтийский лизинг

Европлан

Интерлизинг

СпецИнвестЛизинг

Эволюция

Южноуральский лизинговый центр

Может ли ООО взять автомобиль в лизинг у физлица?

Добрый день. ООО на ОСН планирует взять в лизинг автомобиль у физического лица. Возможна ли такая сделка и какие недостатки могут быть в отличие от обычной аренды?

Заранее спасибо за ответы💐

Здравствуйте

Цитата (БухгалтерАнна):ООО на ОСН планирует взять в лизинг автомобиль у физического лица. Возможна ли такая сделка

Возможна.

Цитата (п. 1 ст. 4 Федерального закон от 29.10.98 N 164-ФЗ):1. Субъектами лизинга являются:
лизингодатель — физическое
или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

Цитата (БухгалтерАнна):и какие недостатки могут быть в отличие от обычной аренды?

В лизинге есть плюс, право выкупа, а в договоре аренды такого нет.

Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Добрый день!

Аренда тоже может быть с правом выкупа (ст. 624 ГК РФ). Основное отличие аренды от лизинга заключается в том, что арендодатель по догоору аренды уже имеет нечто в собственности и хочет сдать его в вренду любому потенциальному претенденту, получая арендную плату, а при лизинге лизингополучатель хочет получить нечто в аренду, а лизингополучатель, имея на это деньги, приобретает в свою собственность объект вожделения лизингополучателя и сдаёт его в аренду лизингополучателю.

100sh, спасибо за отклик! А если у физлица есть объект собственности, но он передает его во временную аренду с дальнейшим выкупом — это лизинг?

Обратите внимание на цитату из 164-ФЗ, которую приводит Ирина:

Цитата:

1. Субъектами лизинга являются:
лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

У лизингодателя до заключения договора нет имущества.

Если имущество уже есть,то это не лизинг.

Баланс за 2022 год можно сдать только через интернет

100sh, Спасибо!

simport, спасибо за помощь!💐

Лизинг для физических лиц – это новый и постепенно набирающий популярность способ купить автомобиль. В западных странах лизинг так же привычен для покупателя, как и автокредит. Но в Россию этот финансовый инструмент пришел с сильным опозданием, из-за чего сейчас он практически неизвестен – покупатели авто рассматривают только покупку в кредит или за наличные.

Чтобы развеять покров тайны над лизингом, мы решили рассказать о нем 5 фактов, которые важно знать каждому автовладельцу.

1. Лизинг для физических лиц существует!

Самый частый вопрос, который обычно задают на интернет-форумах и «Ответах@mail.ru» – это существует ли вообще лизинг для физлиц. А самый частый ответ от уважаемых «диванных экспертов» – что, дескать, нет, лизинг только для юрлиц.

Действительно, до 2011 года в России существовали законодательные ограничения на лизинг имущества – он был доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Лизинг до сих пор весьма популярен среди представителей бизнеса за счет экономии на налоге на прибыль, снижении общей закредитованности компании, минимальных сроках сделки, комплексном обслуживании, отсутствии необходимости в обеспечении и залоге1.

Однако с 2011 года законодательные ограничения были сняты, а в конце 2013 года автофинансовая компания «Европлан» впервые предложила физическим лицам воспользоваться лизингом при покупке автомобиля. В течение 2014 года лизинг для физлиц «подхватывался» другими игроками рынка, становился все более известным, начал привлекать внимание СМИ и широкой аудитории автовладельцев. 

Сегодня лизинг для физлиц является полноправным конкурентом автокредита.

2. Лизинг для физических лиц поддерживается государством

Учитывая крайне тяжелую ситуацию на российском авторынке, в 2015 году Министерство промышленности и торговли взялось за разработку программы поддержки автопрома за счет субсидирования лизинга для физических лиц. Сегодня по госпрограмме субсидируется часть аванса – 10% от стоимости автомобиля. Говоря простым языком, покупатель получает дополнительную скидку в 10% от цены автомобиля! 

3. В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите

В лизинге ключевое преимущество дает не ставка, как в кредите, а размеры аванса и ежемесячного платежа, которые меньше, чем в банковском кредите. Дело в том, что лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей. 

Если представить это в виде математической формулы, то вы платите не за всю машину, как в кредите, а за (стоимость машины сейчас) минус (стоимость машины, когда закончится договор лизинга). Таким образом лизинговые компании снижают ежемесячный платеж, а в конце срока лизинга позволяют лизингополучателю пересесть на новый автомобиль без дополнительных инвестиций. Такая «пересадка» становится возможна за счет возвращаемой части аванса, которая в конце срока договора может «перейти» в новый договор в качестве аванса за новый автомобиль – или просто быть возвращена покупателю авто, если он не хочет продолжать пользоваться лизингом.

Например,  платеж за кредитный Volkswagen Touareg в 2 раза больше, чем за лизинговый. И со среднероссийской зарплатой руководителя в 73 000 руб.2 купить его в кредит невозможно, а вот в лизинг (особенно если общий семейный доход составляет больше 100 000 руб.) – вполне.

4. Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит

«Диванные эксперты» любят рассуждать о том, что кредитный автомобиль – он уже свой, родной, а взятый в лизинг – чужой, его же придется отдать. 

Не все так просто. Пока действует кредитный договор (если внимательно его изучить, конечно) клиент банка не может:

  • Продать автомобиль без его выкупа у банка
  • Доверить автомобиль другому водителю без добавления этого водителя в полис КАСКО
  • Сделать тюнинг автомобиля без разрешения банка

Вы не поверите, но эти ограничения ничем не отличаются от ограничений лизингового договора. Но если вы хотите от них освободиться, то, как и в кредитном договоре, лизинговый автомобиль можно выкупить в собственность досрочно. А можно и вообще не выкупать, а просто вернуть в лизинговую компанию. 

И тут мы переходим к пятому факту, за который так любят лизинг на Западе.

5. После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами

Радость от наконец-то выплаченного кредита проходит настолько же быстро, насколько наступает время первых безгарантийных ремонтов (обычно эти сроки совпадают – средний гарантийный срок составляет 3 года). И, как показывает статистика, средний срок владения автомобилями премиум-марок (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen и др.) – это чуть больше 2,5 лет (хотя для марки Lada он составляет 5 лет). Налицо следующая картина: после истечения гарантийного срока большинство автовладельцев стремятся продать свой старый автомобиль и купить новый. Обычно – снова в кредит, внося вырученную от продажи сумму в качестве аванса. 

Прелесть лизинга в том, что он в этой цепочке исключает звено «продать свой старый автомобиль»:

  • Владелец лизингового автомобиля не тратит свое время и нервы на размещение объявлений, ответы на звонки, показы, торговлю. 
  • Он не берет на себя и риск того, что автомобиль будет продан через 3 года дешевле, чем планировалось при оформлении кредита (особенно смешно прогнозы будущей стоимости авто выглядят у нас в стране, не так ли?). 
  • А также у него нет риска нарваться на недобросовестных покупателей, которые могут его просто «кинуть». 

Он просто возвращает машину в лизинговую компанию, использует возвращаемую часть аванса в качестве нового первоначального взноса – и пересаживается на новый автомобиль.

Заключение

Итак, подведем итоги:

  • Лизинг для физических лиц существует! (и вы можете им воспользоваться)
  • Лизинг для физических лиц поддерживается государством (это равноправный конкурент автокредита)
  • В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите (удобно, особенно в сегодняшние времена)
  • Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит (все остальное – досужие домыслы)
  • После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами (это правда, которую раньше сложно было даже представить)

Согласитесь, тут есть, о чём задуматься. А в нашей следующей статье мы подробнее остановимся на том, по каким параметрам наиболее практично сравнивать лизинг для физических лиц с автокредитом.

Если вам нужен автомобиль, вы можете получить его либо в аренду, либо по договору купли-продажи. Однако существует договор, который включает в себя сразу оба этих пункта — он называется лизинговым.

Покупка б/у авто в лизинг

Что такое лизинг автомобилей

Лизинг автомобиля – это аренда машины на долгий срок с последующим выкупом или возвратом лизингодателю.

Метод удобен для тех, кому не хватает финансов на приобретение нового авто, но есть возможность выплачивать сумму аренды. Около 34% машин на Западе покупают по договору лизинга — это больше, чем в России, в 10 раз. В нашей стране такой способ покупки только набирает обороты.

В данной статье мы подробно разберем нюансы покупки подержанного автомобиля в лизинг.

Можно ли купить в лизинг б/у автомобиль

Как правило, у лизинговых компаний существует множество программ и предложений для пополнения таксопарков и оснащения предприятий, нуждающихся в большом количестве автомобилей. Кроме того, воспользоваться условиями специальных предложений может и физическое лицо. Аренда подержанных машин выгодна, поскольку стоимость таких транспортных средств существенно ниже новых.

 купить в лизинг б/у автомобиль

Лизинг автомобилей – своего рода риск для лизингодателей, поэтому договор заключается на определенных условиях:

    • Срок эксплуатации подержанной машины должен быть не больше 3-4 лет.
    • Минимальная стоимость автомобиля устанавливается лизингодателем.
    • Срок сделки ограничен договором (1-5 лет), так как машина амортизируется достаточно быстро.
    • Как и с новым транспортным средством, за лизинг подержанной машины необходимо внести авансовый платеж. Его размер устанавливается лизингодателем. Часто он составляет 15% от общей стоимости автомобиля.

Кроме того, оформление страховки – обязательно условие заключения договора лизинга.

Лизинг б/у автомобилей для физических лиц

Главное отличие лизинга от автокредита в том, что до выплаты последнего платежа транспортное средство принадлежит лизинговой компании, а не покупателю. Если происходит просрочка платежей, компания-владелец имеет полное право вернуть себе свою собственность. В случае с автокредитом кредитор является владельцем купленной машины, которая выступает залогом у банка.

Лизинг б/у автомобилей для физических лиц

Лизинговые платежи, как правило, ниже кредитных. Стоимость рассчитывается без учета аванса и окончательной выплаты в конце сделки. То есть, вы потратите много в начале и в последние дни договора, а в остальное время будете платить мало.

Плюсы покупки машины в лизинг для физических лиц:

    • Лояльные условия аренды. Как правило, отсутствует проверка кредитной истории.
    • Минимум документов (для получения автокредита может потребоваться больше 10 справок).
    • Возможно отсутствие первоначального взноса. Для физических лиц подготовлены программы, предполагающие оформление лизинга под небольшой залог.
    • Корпоративные скидки (в сумме они могут составить одну четвертую стоимости всего авто).
    • Грузовые машины и спецтехника. Банк не выдает автокредиты на технику в целях коммерческого использования, лизинг – отличный вариант перешагнуть запреты.

Несмотря на большое количество плюсов, лизинг б/у авто для физ. лиц имеет и темные стороны. К таким минусам относятся:

    • Возможность расторжения договора лизингодателем в одностороннем порядке.
    • Лизингодатели предпочитают работать с юридическими лицами.
    • Присутствие штрафных санкций, описанных в договоре. Лизингодатель имеет право попросить штраф за досрочное расторжение договора или за несвоевременный выкуп машины.
    • Автолизинг для физических лиц чаще всего не предусматривает ежемесячные выплаты в счет полного выкупа авто в собственность. Для этого необходимо заново заключать договор на эту же технику, только с целью покупки.

При этом сумма предоплаты – для кого-то минус, а для кого-то плюс. Она варьируется от 0% до 50%. Чем больше денег вы вносите заранее, тем меньше потом приходится платить ежемесячно. Тем, у кого мало средств на приобретение, выгодны условия с минимальной предоплатой. На этот случай для физических лиц предусмотрены различные программы.

Программы по автолизингу для физических лиц

Программы по автолизингу для физических лиц

Акций и предложений от лизингодателей очень много, но их можно разделить по следующим схемам:

    • Без учета финансовых возможностей лизингополучателя. Компания предоставляет транспорт физическому лицу и не учитывает его материальное положение, либо относится к этому факту не строго. Метод хорош для ИП, начинающих свое дело с минимальными затратами. Однако переплата в ежемесячных платежах будет значительной.
    • Нулевое удорожание. Такой способ предлагают не лизингодатели, а сами производители транспортных средств для повышения роста продаж. Программа позволяет взять автомобиль в лизинг без наценок. Вы можете выкупить авто, погасив сумму беспроцентной рассрочки, равной розничной стоимости товара.
    • Без первоначального взноса. В этой схеме предполагается замена первоначального взноса на залоговый депозит. Обычно она равна 10% от цены машины, и по истечении договора вы возвращаете ее обратно. Чаще всего, депозит используют на погашение оставшейся суммы при последующем выкупе.

В основном вышеперечисленные предложения финансируют компании — производители или автодилеры. У лизингодателя, как правило, выбора не остается. На данных условиях можно приобретать только определенные модели и марки.

Лизинг подержанных автомобилей для юридических лиц

Юридические лица являются самой обширной категорией клиентов, поэтому для них предусмотрено максимум привлекательных возможностей и условий.

Лизинг подержанных автомобилей для юридических лиц

Лизинговые операции для юр. лиц делят на несколько схем:

    • Возвратный лизинг – одна из самых распространенных схем. Допустим, вы приобретаете авто в лизинг, но покупка оказывается слишком затратной, вам требуются деньги на другие нужды. Вы можете продать машину обратно лизинговой компании, а из вырученных денег снова оформить ее в аренду и позже выкупить.
    • Выкуп авто по истечении срока договора.
    • Операционный лизинг – аренда автомобиля с полным сервисом от лизинговой компании (оформление страховки, бесплатное ТО и т.д.). В конце срока авто возвращается владельцу — лизингодателю.

Финансовые выплаты по каждой из схем назначаются индивидуально.

Плюсы покупки б/у машины в лизинг для юридических лиц

Автолизинг выгоден для юридических лиц и коммерческих организаций, поскольку им не приходится делать большие финансовые вложения. Ежемесячная плата за аренду невысокая, договор предусматривает взаимовыгодные условия, а времени на его оформление требуется немного.

Плюсы покупки б/у машины в лизинг для юридических лиц

Какие еще выгоды предусмотрены для юридических лиц:

    • Налог на доход становится меньше. НДС по лизинговым выплатам возмещают полностью.
    • Клиент сам устанавливает порядок внесения платежей.
    • Легковой транспорт для юр. лиц можно не покупать, а менять на новый.
    • Клиенту легче соблюдать условия договора, ведь в залоге находится только сам транспорт.

Негативных моментов остается немного. Самый главный – при отсутствии своевременных выплаты вы лишитесь автомобиля и ранее уплаченной суммы без какой-либо компенсации. Купить б/у авто в лизинг – наиболее популярное решение для юр.лиц на сегодняшний день.

Нюансы заключения договора лизинга

Нюансы заключения договора лизинга при покупке авто

Лизинговый договор всегда оформляется в письменном виде. Так требует статья 15 закона о лизинге. В документе должны быть прописаны все условия сотрудничества с лизингодателем на протяжение всего срока лизинга.

Условия договора:

    • полное описание предмета, передаваемого в лизинг (модель, комплектация, марка и т. д.);
    • срок приобретения авто компанией — лизингодателем;
    • условия об авансе;
    • размер ежемесячного платежа.

Общая сумма, которую вы внесете по лизингу, будет состоять из стоимости машины, процентов за эксплуатацию автомобиля, стоимости оформления транспорта в ГИБДД, страховки, возмещения налога на имущество и НДС лизингодателя и т.д.

Также читайте: Как оформить лизинг автомобиля

Если вы передумаете оформлять лизинг и решите приобрести авто у частного лица, перед заключением договора купли-продажи советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Лизинг автомобилей пользуется популярностью — удобный график платежей, хорошие скидки на автомобили и, конечно, экономия на НДС и налоге на прибыль. Налоговая же смотрит на лизинг иначе и нередко доначисляет налоги лизингополучателям. Разберем на примере, почему инспекторы могут доначислить налог и как этого избежать.

Вводные данные

Кто: Торговая компания ООО «Ромашка», Сибирский Федеральный округ. Вид деятельности — продажа и техническое обслуживание сложного оборудования.

Что случилось: В 2019 году Ромашке понадобилась машина для постоянных разъездов специалиста, который занимается установкой оборудования и обучением пользователей. Было принято решение взять легковой автомобиль в лизинг на следующих условиях:

  • стоимость автомобиля — 1 300 000 рублей;
  • срок договора — 11 месяцев;
  • машина числится на балансе лизингодателя;
  • выкупной платеж — 15 000 рублей.

По истечении 11 месяцев необходимость в машине отпала, и компания решила отказаться от выкупа. Однако в 2020 году машину у лизинговой компании выкупило неизвестное физическое лицо — оно не было никак связано с кем-либо из учредителей или сотрудников компании.

Проблема: В 2021 году Ромашка получила от ИФНС уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений. В качестве основания вызова было указано, что Ромашка реализовала транспортное средство на невыгодных для себя условиях, тем самым необоснованно занизив базу по налогу на прибыль.

Это было не требование и не акт о налоговом правонарушении, а именно уведомление о вызове. Свою позицию представители Ромашки отстаивали в инспекции.

Что в итоге: Претензии налоговой исчерпаны в ходе дачи пояснений. Позиция Ромашки принята налоговиками, но судом не подтверждена.

* — название компании и другие данные изменены

Претензии налоговой VS Позиция компании

В уведомлении о вызове в налоговую инспектор четко перечислил все вопросы, которые возникли у ИФНС. Это дало Ромашке возможность подготовиться к посещению налогового органа и проработать свою позицию. Мы выделили основные претензии проверяющих и покажем ответы Ромашки, которые помогли избежать доначислений.

Претензия ФНС № 1. Лизинговый платеж можно учесть в составе прочих расходов лишь частично

Инспектор утверждает, что лизинговый договор представляет собой комбинацию договоров купли-продажи и аренды. Расходы лизингополучателя в виде выкупной цены являются расходами на покупку амортизируемого имущества и не учитываются в целях расчета налога на прибыль. Таким образом, так как лизинговый платеж включает в себя часть выкупной стоимости и арендный платеж, он может быть учтен в составе прочих расходов лишь в части, уплаченной за получение автомобиля во временное владение и пользование.

Инспектор ссылается на следующие документы и статьи:

  • статья 270 НК РФ;
  • Письмо Минфина РФ от 02.06.2010 № 03-03-06/1/368;
  • Письмо Минфина РФ от 25.06.2009 № 03-03-06/1/428;
  • Письмо Минфина РФ от 27.04.2007 № 03-03-05/104.

Ответ № 1. Ежемесячные платежи были «арендными»

По смыслу п. 5 ст. 270 НК РФ «выкупная» часть лизингового платежа — это расходы на приобретение амортизируемого имущества, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль. 

ФНС абсолютно верно трактует ст. 270 НК РФ. Однако в нашем кейсе по договору лизинга выкупной платеж выделен отдельно, следовательно все ежемесячные платежи были платежами за временное пользование (арендными). И только 15 000 рублей — это выкупной платеж, который в расходы по ст. 270 НК РФ включить нельзя. Но Ромашка отказалась от выкупа, а значит не нарушила ст. 270 НК РФ.

bk

Ответ № 2. Письма Минфина к рассматриваемой ситуации не относятся

В двух приведенных письмах Минфина из трех рассматривается ситуация, когда имущество числится на балансе лизингополучателя, что к нашему кейсу отношения не имеет. А в третьем письме конкретно сказано:

Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование, а выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается.

Ромашка так и сделала — ежемесячные платежи были платежами за временное пользование автомобилем. Их в полном объеме учли в качестве расходов. А вот выкупной платеж 15 000 рублей Ромашка даже не платила, поэтому он не был учтен в расходах.

Претензия ФНС № 2 — Лизинговые платежи должны быть разделены на 2 части

Прямым текстом инспектор пишет, что в общей сумме лизинговых платежей должны быть обособлены суммы арендных платежей и выкупная цена. Следовательно, необходимо вести раздельный учет двух разных сумм.

Инспектор ссылается на следующие документы:

  • Письмо Минфина РФ от 25.06.2009 № 03-03-06/1/428;
  • Письмо Минфина РФ от 04.03.2008 № 03-03-06/1/138;
  • Письмо Минфина РФ от 30.03.2007 № 03-03-06/1/194.

Ответ № 1 — «Должны ли?»

Позиция ФНС про то, что в лизинговом платеже должны быть обособлены «арендные» и «выкупные» суммы, спорит с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ:

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

То есть выкупного платежа может и не быть, если переход права собственности не предусмотрен. К тому же из закона не следует, что именно ежемесячный платеж нужно дробить на две части. То есть при переходе права собственности на имущество выкупной платеж может быть как «зашит» в ежемесячный, так и выделен обособленно в конце срока договора лизинга.

Ответ № 2 — Фактически платежи разделены

В лизинговом договоре четко прописаны ежемесячные платежи за право пользования лизинговым имуществом и отдельно указан выкупной платеж. Следовательно, суммы обособлены. Арендные платежи списали в расходы в соответствии с НК РФ, а от выкупа компания отказалась, поэтому не вносила выкупной платеж.

bk

Претензия ФНС № 3 — Невыгодные условия купли-продажи автомобиля

Инспектор ссылается на то, что компания реализовала автомобиль на невыгодных для себя условиях. Для этого был проведен анализ предложений по продаже аналогичных автомобилей в Интернете. Ориентировочная цена 1 300 000 рублей, а фактически автомобиль реализовали за 15 000 рублей. 

Ответ № 1 — Ромашка ничего не продавала

Лизингодатель предоставляет лизингополучателю имущество за плату во временное владение и пользование. При этом лизингополучатель сам решает — выкупать имущество или нет.

«Ромашка» от выкупа отказалась и вернула автомобиль лизинговой компании. По смыслу п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ при возврате лизингового имущества реализации не происходит.

Лизингополучатель до момента внесения выкупного платежа не является собственником лизингового имущества. В нашем кейсе автомобиль весь период действия договора лизинга принадлежал только лизинговой компании. Следовательно, реализовала автомобиль физлицу именно лизинговая компания.

Ответ № 2 — Ромашка имела законное право отказаться от выкупа

Автомобиль изначально покупали для предпринимательской деятельности. Специалист ООО посещал заказчиков и проводил инструктаж пользователей. Благодаря наличию автомобиля, выросло число исполненных контрактов и повысилась выручка компании.

От выкупа отказались, так как более разъезды специалиста для обучения пользователей не планировались. Как показала практика, во время пандемии COVID-19 большая часть клиентов стала переходить на обучение в формате онлайн.

Оставлять автомобиль, который фактически не нужен, означало:

  • продолжать платить транспортный налог;
  • продолжать оплачивать охраняемую парковку;
  • продолжать оплачивать страховку;
  • продолжать обслуживать автомобиль.

Все эти затраты компании были не нужны.

Ответ № 3 — Экономическое обоснование

Ромашка представила в ИФНС экономический анализ за 2019 и 2020 гг., чтобы наглядно продемонстрировать рост финансовых показателей: выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, стоимости чистых активов, коэффициентов ликвидности, платежеспособности, рентабельности и пр. 

Все показатели можно рассчитать вручную на основании бухгалтерской отчетности, а можно прибегнуть к помощи онлайн-сервисов. Ромашка для экономии сил и времени выгрузила отчеты из Контур.Фокуса.

focus

В инспекции представители «Ромашки» показали, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом выручка и прибыль от продаж выросли более чем на 70 %, а чистая прибыль на 90 %. 

Далее компания обратилась к официальному сервису ФНС «Налоговый калькулятор». Здесь достаточно выбрать налоговый период, ОКВЭД, регион и масштаб деятельности, после чего сайт покажет среднеотраслевую рентабельность в регионе.

Пример работы «Налогового калькулятора». Удобно, что вы можете внести свои фактические данные и калькулятор рассчитает отклонение от средних показателей

Рентабельность «Ромашки» в 2020 году оказалась выше среднеотраслевой по региону практически в 3 раза. Поэтому назвать решение «Ромашки» по возврату лизингового автомобиля неэффективным или невыгодным сложно. 

Ответ № 4 — Налоговая нагрузка

«Налоговый калькулятор» показывает не только среднеотраслевую рентабельность, но и среднюю налоговую нагрузку по налогу на прибыль и НДС. В нашем кейсе средняя налоговая нагрузка в отрасли Ромашки — 1,5 %. А у нашей компании этот показатель в 4 раза выше. 

Сравнение фактической налоговой нагрузки со средней помогает доказать, что налогоплательщик не стремится сэкономить на налогах или занизить их. Наоборот, Ромашка показывала себя как порядочный налогоплательщик. А при возврате автомобиля руководствовалась сугубо бизнес-логикой.

Ответ №5 — Несущественность вменяемой суммы

Налоговая фактически вменяла Ромашке экономию на налоге в размере 260 000 рублей (20 % от стоимости автомобиля). Представители компании обратили внимание инспектора на общую сумму налоговых платежей за прошлый год. 

Доля вменяемой суммы в общей массе уплаченных налогов и взносов (в виде налога на прибыль, НДС, взносов с зарплаты сотрудников) не превышала даже 3 %. 

Ответ №6 — Отсутствие аналогичных предложений

Лизинг без выкупа — это фактически аренда. Компания попользовалась автомобилем и затем вернула его лизинговой компании. Это натолкнуло налоговую на мысль о намеренном завышении расходов путем замены аренды лизингом.

В нашем случае в регионе Ромашки практически не было предложений по аренде легковых автомобилей. Арендовать автомобиль можно было только у местных таксопарков. 

Предлагаемые таксопарками машины были не новые и практически все в плохом состоянии. Кроме того, предлагались они только в посуточную аренду. Для междугородних поездок такой автомобиль, по мнению представителей Ромашки, не подходил. А вкладываться в ремонт арендованного автомобиля экономически нецелесообразно.

Аналогом лизинга без последующего выкупа можно было бы рассмотреть автоподписку, но таких программ в 2020 году еще не было, а до региона «Ромашки» они не до сих пор не дошли.

Поэтому лизинг оставался единственным способом взять в аренду новый автомобиль в отличном техническом состоянии. Кроме того, лизинговая страхует его по программе КАСКО. Для компании это означает минимальные затраты на ремонт и обслуживание. Единственные затраты за год — это ГСМ, аренда парковочного места и покупка сезонной резины.

Судебная практика

Свою позицию нужно обязательно подкреплять судебными решениями. Особенно, если вопрос спорный. Как мы уже поняли, основная претензия налоговой заключается в том, что лизинговые платежи нужно разбивать на две составляющие: «арендные» и «выкупные». 

Обязанность по «разбивке» ежемесячных лизинговых платежей законом не закреплена. Это можно сделать только в том случае, если такой порядок предусмотрен лизинговым договором. 

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:

  • возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;
  • возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг;
  • доход лизингодателя. 

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ).

Следовательно, лизинговый платеж — это единый платеж, производимый в рамках договора лизинга. И несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей. 

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:

  • у лизингополучателя — арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 — 259.2 НК РФ;
  • у лизингодателя — расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Таким образом, если имущество числится на балансе лизингодателя, то лизинговый платеж относится на расходы лизингополучателя. 

Вывод инспектора о том, что выкупная цена должна быть выделена в составе лизингового платежа, не основан на нормах законодательства о налоге на прибыль. Следовательно, лизинговый платеж можно включить в состав расхода по налогу на прибыль. Об этом нам говорит судебная практика по делам:

  • Определение ВАС РФ № ВАС-7362/09 от 19.06.2009 года по делу № А35-1588/2008; 
  • Определение ВАС РФ № ВАС-12038/2007 от 10.10.2007 года по делу № А29-7407/2006;
  • Определение ВАС РФ № ВАС-6975/2010 от 03.06.2010 года по делу № А55-3438/2009;
  • Определение АС Поволжского округа по делу № А12-14083/2016 от 14.02.2017 года.

Выводы

Попасть в ситуацию Ромашки может каждая компания, которая брала в лизинг легковой автомобиль. Чтобы вы могли обезопасить себя, мы дадим несколько советов:

  1. Оставляйте лизинговое имущество на балансе лизингодателя — это упростит бухгалтерский учет и позволит избежать ошибок.
  2. Выделяйте выкупной платеж в договоре отдельной суммой.
  3. Внимательно изучайте позицию ФНС — инспекторы часто ссылаются на письма и судебные дела, которые не имеют отношения к реальной ситуации.
  4. Бизнес должен быть прибыльным, иначе налоговая легко докажет, что условия сделки «экономически невыгодны». Фактически лизинг позволяет списывать в расходы крупные суммы: купив автомобиль, вы будете амортизировать его в течение всего срока полезного использования, а взяв в лизинг — сможете за год списать в расходы всю его стоимость. ФНС это невыгодно.
  5. Налоговая нагрузка на компанию должна быть выше среднеотраслевой.
  6. Причины отказа от предмета лизинга должны быть обоснованы.
  7. При отказе от предмета лизинга лизингодатель может попросить написать заявление на его имя с просьбой указать, кому продать автомобиль. Делать этого не стоит. Зафиксировав в письме свое требование о продаже автомобиля конкретному физическому лицу, вы косвенно подтвердите свое намерение продать автомобиль. Соответственно, доводы налоговиков о том, что вы фактически продали автомобиль, будут более весомыми.

Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.

До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.

На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.

Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.

Что такое лизинг?

Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.

Виды лизинга

Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.

На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.

Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:

-​ амортизация автомобиля за период;
​- процентные средства;
-​ комиссия лизинговой компании;
​- сама стоимость автомобиля;
-​ дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.

Лизинг или кредит – что выгоднее?

Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.

Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.

В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.

Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.

Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.

Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.

Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.

KIA Sportage в кредит

Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.

Kia Sportage в лизинг

Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.

У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.

Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…

Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.

Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.

Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.

На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.

Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.

Немного статистики

В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.

Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Может ли некоммерческая организация быть субъектом малого бизнеса
  • Мосгорсуд реквизиты для госпошлины по гражданским делам апелляция
  • Может ли работодатель изменить часы работы без согласия работника
  • Московская обл г химки ул рабочая д 2 корп 95 бизнес парк генерал
  • Может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией