Может ли банк быть агентом страховой компании

Банк как страховой агент

«Бухгалтерия и банки», 2010, N 8

Безотносительно к кризисным условиям, а в кризисные времена в особенности, для банков весьма привлекательны не связанные с риском комиссионные операции: осуществление расчетов, денежные переводы, коммунальные платежи и т.д. В качестве еще одной разновидности комиссионных операций может выступать продажа страховых продуктов.

Может ли банк продавать страховые продукты?

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ст. 5) прямо запрещает кредитной организации заниматься страховой деятельностью. (Понятие «страховая деятельность» определяется в п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм.) как сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.)

Из этого вовсе не следует, что кредитная организация не может зарабатывать, предлагая своим клиентам продукты страховых компаний (страховщиков); в качестве страховой компании могут выступать как дочерняя фирма банка, так и независимые страховые структуры. Такой возможностью грех не воспользоваться, учитывая то обстоятельство, что многие банки обладают достаточно развитой сетью обособленных структурных подразделений. Концентрация в таком подразделении широкого диапазона финансовых услуг (не только сугубо банковских) как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для рядовых граждан имеет несомненные преимущества для клиентуры банка, хотя и предъявляет повышенные требования к персоналу кредитной организации. Оказание клиентам дополнительных финансовых услуг в значительной степени укрепляет конкурентную позицию банка и позволяет ему получать дополнительные доходы.

Закон об организации страхового дела предусматривает существование на страховом рынке, в частности, таких субъектов, как страховые агенты и страховые брокеры. Разница между ними заключается в следующем.

В качестве страховых агентов могут выступать постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Формально банки являются юридическими лицами, причем относятся именно к коммерческим организациям, а потому в соответствии с Законом об организации страхового дела могут выступать в качестве страхового агента.

К тому же ст. 5 Закона о банках постановляет, что кредитная организация вправе осуществлять иные (кроме ранее названных в этой статье) сделки в соответствии с законодательством РФ. Почему бы в качестве такой сделки кредитная организация не могла бы заключить договор поручения со страховой организацией в качестве поверенного? Согласно ст. 972 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Именно в этом вознаграждении и заключается интерес банка.

Страховые компании также не останутся внакладе. Банки привлекательны для них, во-первых, потому что они могут быть посредниками и в розничном, и в корпоративном страховании, а во-вторых, потому что банки сами нуждаются в страховой защите. Страховые компании смогут воспользоваться развитой филиальной сетью крупных банков, что позволит им в отсутствие дополнительных затрат на открытие собственных обособленных подразделений в регионах охватить максимально большой круг потенциальных потребителей страховых продуктов, тем самым обеспечив себе значительное конкурентное превосходство. Нельзя не отметить и то, что в силу сложившихся обстоятельств банки вызывают большее доверие как населения, так и предпринимательского сообщества и их бренды на рынке более значимы. В этих условиях страховые компании, продвигающие свои продукты через сильные банки, имеют возможность выхода на тех потребителей, которые при прочих равных условиях не прибегли бы к их услугам. Сотрудничество страховой компании с максимально большим количеством надежных банков создаст дополнительный источник дохода как для страховой компании, так и для банков, предоставляя в то же время несомненные удобства для клиентов.

Что же касается страховых брокеров, то к ним относятся постоянно проживающие на территории России и зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров. При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.

Увы, действующее российское законодательство не разрешает кредитным организациям выступать в качестве страхового брокера, хотя в некоторых других странах подобное ограничение на кредитные организации не накладывается. Дело в том, что упомянутый Закон об организации страхового дела содержит норму, согласно которой страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием, тогда как основной деятельностью кредитных организаций является предоставление ссуд субъектам экономики. Кроме того, выше уже говорилось, что деятельность страховых брокеров есть страховая деятельность и она для кредитных организаций прямо запрещена Законом. Однако выступать в качестве страхового агента действующее законодательство банку не запрещает.

Ему не разрешается только деятельность в качестве страхового агента по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями или иностранными страховыми брокерами, на территории РФ.

Обстоятельства, осложняющие деятельность банка как страхового агента

Несмотря на нарисованную выше благостную картину, следует отметить, что кроме названных ограничений на пути страхового агента банки будет ожидать целый ряд подводных камней, о существовании которых следует иметь ясное представление.

Существование первого подводного камня вытекает из определения страхового агента, а именно из того, что агент действует от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Другими словами, страховой агент является представителем страховщика, а согласно п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Между тем в целом ряде случаев, например при страховании предмета залога, обеспечивающего исполнение обязательств заемщика по договору кредита, банк выступает в роли выгодоприобретателя, ибо в соответствии со ст. 334 ГК РФ он как залогодержатель имеет право получить удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение не произошли по причинам, за которые банк отвечает.

С учетом того факта, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ, данный подводный камень следует признать достаточно опасным препятствием на пути осуществления коммерческим банком функций страхового агента. Выходит, что банк, будучи выгодоприобретателем, не вправе одновременно выступать представителем страховщика (страховым агентом) при заключении договоров в свою пользу.

Для того чтобы не создавать клиенту неудобств, отправляя его в другое место за получением соответствующей страховой услуги, рассмотренную проблему несложно решить следующим способом. В тех случаях, когда банк может оказаться выгодоприобретателем, функции страхового агента должно выполнить физическое лицо — не обязательно работник банка (известно, что страховым агентом может быть и физическое лицо). Важно только подчеркнуть, что это физическое лицо со страховщиком должен связывать исключительно гражданско-правовой, а не трудовой договор (т.е. физическое лицо, если оно выступает в качестве страхового агента, не может быть работником или совместителем у страховщика), — это следует из законодательного определения страхового агента. В отличие от страхового брокера законодатель не требует от физического лица — страхового агента, чтобы оно было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Если покажется, что в этом случае банк не будет иметь никакой выгоды, то это не так. Помимо создания удобств для клиента, который получает возможность решить свои финансовые проблемы в одном месте, что само по себе полезно банку, можно, к примеру, оформить договор аренды (или субаренды) площадей и офисного оборудования со страховым агентом — физическим лицом. Тогда хотя бы часть вознаграждения, полученного страховым агентом — физическим лицом, осядет непосредственно в банке.

Вторым препятствием является вопрос, связанный с определением даты оказания агентских услуг: его неправильное решение повлечет несвоевременное признание доходов и расходов, а следовательно, и неправильное определение налоговой базы. Этот вопрос приходится решать, когда предметом агентского договора является привлечение юридических и физических лиц к заключению со страховщиком договоров страхования.

Если согласно агентскому договору страховщик уплачивает агенту вознаграждение, определяемое в процентах от размера поступившей страховой премии, то возникает казусная ситуация. В этом случае вознаграждение будет выплачиваться после заключения договора страхования по мере перечисления страхователем сумм страховой премии. Напомним, что согласно ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

Поскольку по многим договорам страхования страховая премия перечисляется не одноразово, а в несколько приемов, стороны могут посчитать, что и оказанные агентские услуги следует признавать также в несколько приемов — в месяцах перечисления части страховой премии в той доле, которая приходилась на данную часть. Соответственно, составление акта, признание агентом дохода (страховщиком — расхода) и исчисление налогов производятся в месяце уплаты страхователем страховой премии. Увы, такой подход влечет за собой возникновение определенных налоговых рисков.

Согласно ст. 273 Налогового кодекса РФ банки не имеют права на определение даты получения дохода по кассовому методу. Банк как агент оказывает страховщику посредническую услугу. Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В отличие, скажем, от работы, когда право собственности на результаты выполненной работы (ее реализации) переходит при оформлении соответствующих документов, подтверждающих сдачу-приемку работ, услуга, поскольку она нематериальна, потребляется и реализуется в процессе ее оказания.

Из агентского договора, предметом которого является сотрудничество страховщика и агента в вопросах привлечения юридических и физических лиц к заключению со страховщиком договоров страхования, и определения понятия «услуга» следует, что в тот момент, когда страхователь и страховщик заключили договор страхования, агент уже исполнил свои обязательства надлежащим образом, т.е. услуга оказана агентом и получена страховщиком, а значит, и реализована. Поэтому для агента дата определения выручки от реализации услуг и момент определения налоговой базы по НДС возникнут в том месяце, когда между страховщиком и страхователем был заключен договор страхования (при посредстве страхового агента — банка).

Между тем противники данной точки зрения нередко ссылаются на ст. 156 «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров» НК РФ, п. 1 которой гласит, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Дескать в этом пункте речь идет о доходе, уже полученном в виде вознаграждения. Ведь поскольку в агентском договоре закреплено, что страховщик уплачивает агенту вознаграждение, определяемое в процентах от размера поступившей страховой премии, установить величину вознаграждения по конкретному договору можно только после поступления денежных средств страховщику. И именно после этого момента следует составлять акт, а агент может признать доход от реализации и исчислить налоги.

Подобная позиция не безупречна. Раз в договоре страхования уже указана величина страховой премии, то расчет агентского вознаграждения в процентах от данной величины возможен уже в момент заключения договора страхования. Другое дело, что факт уплаты страховой премии в этом случае находится в сфере правоотношений страховщика и страхователя и никак не связан с реализацией агентом услуг по содействию в заключении договоров страхования (потому что сами договоры уже заключены; другими словами, агент надлежащим образом исполнил свои обязательства).

В качестве дополнительного подтверждения можно привести позицию Минфина России, выраженную в Приказе от 04.09.2001 N 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». В нем финансовое ведомство отмечает, что у страховщика по кредиту субсчета 77-7 «Расчеты со страховыми агентами, страховыми брокерами по вознаграждению» отражается сумма начисленного вознаграждения, причитающегося страховым агентам, страховым брокерам за заключение договоров страхования, сострахования, перестрахования в полном объеме, вне зависимости от факта уплаты страховой премии страхователем. При неисполнении страхователем, перестрахователем обязательства по уплате страховой премии (взноса) в срок, установленный договором страхования, сострахования, перестрахования, на сумму начисленного вознаграждения, причитающегося страховым агентам, страховым брокерам за заключение договоров страхования, сострахования, перестрахования производится сторнирующая запись способом «красное сторно».

Исходя из сказанного, следовало бы признать, что по рассматриваемым агентским договорам датой реализации услуг страхового агента будет дата, когда страхователь и страховщик (через посредство страхового агента — банка) заключили договор страхования. Соответственно, эта дата будет являться датой признания дохода от реализации агентских услуг и моментом определения агентом налоговой базы по НДС. На эту дату должен быть оформлен и акт оказания агентских услуг, так как Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 9) требует, чтобы первичный учетный документ был составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

Третий подводный камень кроется в антимонопольном законодательстве. Проблема в том, что ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести (здесь и далее выделено автором. — Примеч. ред.), в частности, к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования), а также созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Нас не должны вводить в заблуждение слова «на товарном рынке», ибо ст. 4 Закона о защите конкуренции ясно и недвусмысленно говорит, что товар — это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку и кредитные организации, и страховщики относятся к финансовым организациям, то необходимо помнить и требование ч. 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции:

«9. Финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:

  1. соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
  2. соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;
  3. соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;
  4. соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  5. соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений;
  6. соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений;
  7. соглашений, являющихся предварительными договорами».

Величина стоимости активов кредитной организации по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения между финансовыми организациями, превышение которой является основанием для направления в антимонопольный орган уведомления в соответствии с ч. 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции, установлена Правительством РФ в размере 390 млрд руб.

Нарушение требований, установленных Законом о защите конкуренции, по части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений и непредставления ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы преследуется в административном и уголовном порядке.

Если говорить конкретно, то в соответствии со ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Наказание может последовать и на основании ст. 19.8 КоАП РФ за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля. А ст. 178 Уголовного кодекса РФ гласит, что недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, которое выразилось в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

С начала 2007 г. Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении более чем полусотни банков и нескольких десятков страховых компаний, нарушающих антимонопольное законодательство. Основным лейтмотивом в «крестовом походе» против банков и страховых компаний выступали два момента: во-первых, считалось незаконным сотрудничество банков с «избранными» страховыми компаниями, поскольку, по мнению ФАС России, это ограничивало доступ на рынок страховым организациям, не вошедшим в перечень «избранных», а во-вторых, признавалось, что навязывание услуг страховщиков заемщикам ущемляет права клиентов банка.

Здесь свою особую лепту по части гонений на сотрудничество кредитных и страховых организаций вносит также Роспотребнадзор под флагом соблюдения требований ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). И эта норма названного Закона представляет собой четвертый подводный камень. (Напомним, что Закон о защите прав потребителей охраняет только права физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.) Нарушение Закона о защите прав потребителей предусматривает административную ответственность. В частности, п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ гласит, что включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 2 тыс. руб., на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

Известное в банковских кругах Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2009 по делу N А43-28456/2008-9-279 констатировало, что включение в условия кредитного договора обязательств по страхованию жизни и здоровья заемщика противоречит нормам действующего законодательства, ущемляет права физических лиц и свидетельствует о наличии в действиях банка состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Определенную подсказку для разрешения сложившейся ситуации дает пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ. В указанной статье мы, в частности, читаем:

«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

…3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем«.

Коль скоро НК РФ предусматривает возможность получения от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем, то странно было бы расценивать взимание компенсации страховой премии как навязанную услугу.

Позиция Правительства РФ

Ситуация, когда сотрудничество банков со страховыми компаниями рассматривается отдельными государственными структурами исключительно как сговор, не могла быть признана нормальной, а потому привела к появлению Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями». Этим Постановлением утверждены Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями.

Данный документ применяется к соглашениям между кредитными и страховыми организациями, в отношении которых соблюдаются следующие условия:

  • соглашения определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, включая потенциальных заемщиков, являющихся юридическими и физическими лицами (за исключением взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков в рамках реализации программ ипотечного кредитования);
  • страхование рисков является обязательным условием предоставления займа или кредитования заемщиков в соответствии с законодательством РФ и (или) условиями договора займа или кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и заемщиком.

Несмотря на то что названное Постановление ориентировано только на заемщиков, как реальных, так и потенциальных, думается, что кредитные организации должны руководствоваться его положениями (в том что касается требований к страховым организациям) и в отношении других клиентов, интересы которых не связаны с заимствованиями, а направлены на получение иных банковских услуг и на приобретение страховых продуктов непосредственно в данном подразделении банка.

Согласно Постановлению соглашение признается допустимым в случае, если кредитная организация, являющаяся стороной такого соглашения, принимает страховые полисы (договоры страхования) любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, и выполняет одновременно следующие условия:

  • устанавливает для страховых организаций исчерпывающий перечень требований, которые:
  1. направлены на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, а также на раскрытие информации о собственниках страховой организации;
  2. сформулированы четко и исключают их неоднозначное толкование;
  3. не предусматривают обязательного наличия у страховой организации:

а) определенного размера уставного капитала, за исключением случая, когда этот размер соответствует установленному страховым законодательством минимальному размеру уставного капитала страховой организации;

б) определенного размера собранной страховой премии (в абсолютном выражении) в целом или по видам страхования;

в) определенного размера страховых резервов или собственных средств;

г) опыта осуществления страховой деятельности, за исключением случая, когда требование к минимальному сроку осуществления страховой деятельности составляет не более трех лет;

д) филиалов, представительств, иных структурных подразделений, а также страховых агентов вне места нахождения страховой организации;

е) рейтинга российских или международных рейтинговых агентств;

  • устанавливает исчерпывающий перечень требований к условиям предоставления страховой услуги, при этом указанные требования:
  1. не содержат явно обременительных для заемщиков условий, которые, исходя из разумно понимаемых интересов они не приняли бы при наличии у них возможности участвовать в определении условий договоров страхования;
  2. не относятся к предмету договора страхования;
  3. сформулированы четко и исключают их неоднозначное толкование;
  4. не предусматривают обязанность заемщика заключать договор страхования на срок, равный сроку кредитования, в том случае, когда кредитование осуществляется на срок свыше одного года;
  5. не предусматривают ограничений в отношении размера страховой суммы, за исключением установления страховой суммы в размере общей суммы долга по договору займа или кредитному договору (общая сумма долга по указанному договору не включает платежи, связанные с несоблюдением заемщиком условий договора);
  • устанавливает перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  • устанавливает сроки направления страховой организации, которая обратилась с соответствующей просьбой, перечня требований кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также перечня сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проверки ее соответствия указанным требованиям;
  • устанавливает сроки рассмотрения представленных страховой организацией сведений и документов для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также сроки направления мотивированного ответа страховой организации о ее соответствии или несоответствии указанным требованиям;
  • устанавливает сроки включения страховой организации в перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также порядок формирования перечня страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, в том числе основания для включения и исключения страховой организации из указанного перечня;
  • устанавливает порядок информирования заемщиков о праве выбора любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  • доводит до сведения заемщиков на официальном сайте кредитной организации в Интернете (при его наличии), на информационных стендах в помещениях кредитной организации и местах обслуживания клиентов, а также при устном обращении в кредитную организацию следующую информацию:
  1. сведения о возможности заемщиков страховать риски в любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  2. перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  3. требования кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  4. перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  • не устанавливает ограничений (лимитов) на количество договоров страхования, которые могут заключать с заемщиками страховые организации, отвечающие требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, ограничений (лимитов) на размер страховой суммы, которую могут устанавливать в договорах страхования, заключаемых с заемщиком, страховые организации, отвечающие требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также ограничений (лимитов) на размер страховой премии, которая может быть получена страховой организацией, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, по договорам страхования, заключаемым с заемщиками.

Не могут быть признаны допустимыми условия соглашений, которые устанавливают:

  • обязанность сторон соглашения не заключать аналогичные соглашения с иными кредитными и страховыми организациями, за исключением договоров, по которым страховым агентом выступает кредитная организация;
  • обязанность сторон требовать от заемщика страховать риски в одной страховой организации в течение всего срока кредитования;
  • обязанность сторон требовать от заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества, за исключением случая, когда соглашение предусматривает обязанность кредитной организации предложить заемщику кредитование на сопоставимых по срокам и размерам кредитования условиях, исключающих обязанность заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества;
  • ограничение права кредитной организации формировать несколько перечней страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также предъявлять различные требования к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги в зависимости от вида (программы) кредитования;
  • ограничение права кредитной организации использовать такие характеристики, как размер уставного капитала, размер собранной страховой премии, размер страховых резервов и собственных средств страховой организации при расчете относительных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность страховой организации.

В целях обеспечения конкуренции соглашение должно содержать условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Соглашение, в отношении которого выполняются вышеуказанные условия, является допустимым, если его заключение не является обязательным условием включения страховой организации в перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Хотелось бы еще обратить внимание на ряд особенностей рассмотренного Постановления Правительства РФ.

Как уже отмечалось, оно распространяется только на заемщиков — реальных и потенциальных, за исключением тех, которые кредитуются в рамках реализации программ ипотечного кредитования. Другими словами, по отношению к заемщикам, кредитуемым в рамках реализации программ ипотечного кредитования, а также клиентам, которые прибегают к иным банковским услугам, отличным от кредитования, и заинтересованы в приобретении страховых продуктов, названное Постановление не применяется.

Кроме того, иногда высказывается мнение, что данным Постановлением якобы наложен запрет на включение условия обязательности личного страхования в договор кредитования. На самом деле речь в нем идет не о договоре кредитования, а о соглашении между кредитными и страховыми организациями, о том, что соглашение между ними не может содержать положения, обязывающего одну из сторон (обычно это банк) требовать от заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества. Если соглашение между кредитной и страховой организацией не содержит такого обязывающего положения, то это не значит, что банк не вправе включить такое требование в кредитный договор, хотя и рискует при этом получить претензии со стороны ФАС России или Роспотребнадзора. Банк это делает не под давлением страховой организации, а в собственных интересах и в интересах клиента, иначе кредит ему обойдется дороже.

Что касается продвижения банками — страховыми агентами страховых продуктов клиентам, которые не являются заемщиками, то реализация этих продуктов на комиссионных началах не должна бы порождать особых конфликтов, связанных с заключением агентских соглашений между кредитными и страховыми организациями. Однако такой конфликт с надзорными инстанциями может возникнуть в связи с понятием «потенциальный заемщик», которое Постановление N 386 не раскрывает. Если потенциальным заемщиком считать лицо, подавшее в банк кредитную заявку, по которой еще не вынесено решения, то это одно. Но если потенциальным заемщиком считать любое лицо, которое может подать кредитную заявку, то это уже совсем другое дело и тогда любое лицо можно считать потенциальным заемщиком и распространить в отношении его положения этого документа.

В целях развития рынка финансовых услуг было бы целесообразно принять первую трактовку понятия «потенциальный заемщик». Тогда банки получили бы возможность работать как с объектами личного страхования, т.е. имущественными интересами, связанными:

  • с достижением гражданами определенного возраста, наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
  • причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование), — так и с объектами имущественного страхования, т.е. имущественными интересами, связанными, в частности:
  1. с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
  2. обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
  3. осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Б.Шевелев

Банки в роли агентов: подводные камни и обходные пути

Поправки к закону об организации страхового дела с 1 июля 2014 г. запрещают агентам быть выгодоприобретателями по договорам страхования. Как известно, основная цель введения в закон этой нормы – запретить банкам выступать в роли агентов по кредитным страховкам.

Между тем, данный запрет можно обойти без внесения серьезных изменений в процедуру работы страховщика с банками. Для этого нужно внимательно посмотреть на определение страхового агента, содержащееся в поправках:

«Страховыми агентами являются юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями».

Таким образом, если заключить с банком договор, на основании которого он не будет работать «от имени и за счет страховщика», а будет только выдавать полисы, получая комиссию за эту операцию, то формально его нельзя будет признать агентом. В результате банк сможет на формально законных основаниях быть выгодоприобретателем по договорам страхования и получать от страховщиков вознаграждение.

Вероятно, многие страховщики и банки пойдут именно этим путем. Однако не могу не отметить вот что. Принятые поправки изобилуют таким количеством технико-юридических неточностей и даже ошибок, что практически любую существенную норму закона можно толковать по-разному. ЦБ через некоторое время, скорее всего, выработает позицию относительно этих толкований. А вот как поступят налоговые органы – неизвестно.

В частности, при описанном способе «обхода» установленного поправками запрета есть риск, что деятельность банка будет признана подпадающей под определение страхового брокера. Это возможно, поскольку, согласно новой редакции закона, страховой брокер выполняет не только юридические, но и иные действия «по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования». В этом случае от банка могут потребовать наличия лицензии на оказание услуг страхового брокера. А получить ее он не может, поскольку это запрещено законом о банковской деятельности. Таким образом, «выдачу полисов» банком соответствующие органы могут расценить как незаконную предпринимательскую деятельность – с вытекающими отсюда последствиями, вплоть до уголовной ответственности…

Читайте новости АСН

в Телеграм-канале

Предельные комиссионные

Норма о раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам физлицам с 1 июля текущего года заставит банкиров искать новые способы повышения непроцентных доходов. Конечно, можно все имеющиеся комиссии конвертировать в единую ставку, но получившийся тариф может оказаться неконкурентоспособным. Регуляторы и эксперты предсказывают снижение реальных тарифов именно в силу психологического фактора: люди вряд ли выстроятся в очередь за кредитами в 40–60% годовых. Каким образом банк может компенсировать снижение процентных доходов?

Сегодня банки выбирают максимально возможную долю тарифа. В разных случаях и в зависимости от продукта вознаграждение банка составляет от 15 до 25% страховой премии.

Одним из источников дохода банка является вознаграждение, выплачиваемое партнерскими страховыми компаниями. Известно, что при каждом банке, развивающем розничное кредитование, особенно ипотеку и автокредитование, аккредитовано некоторое количество страховщиков, которые страхуют залоговое имущество, жизнь и здоровье, иные риски банковских заемщиков. За доступ к своей клиентской базе банки, как правило, требуют от своих партнеров некоторых преференций — в том числе и уплаты вознаграждения с каждого проданного полиса.

Банк хочет быть со страховщиком «в доле», но при этом партнеры постоянно подчеркивают, что комиссионное вознаграждение — это не «откат», а цивилизованная форма покрытия издержек банка. Согласно банковскому законодательству банк не может выступать агентом, то есть вести любую деятельность, отличную от банковской. Но по сути в соглашениях по страхованию залогового имущества и иных рисков банковских клиентов банк выполняет роль посредника или агента. И потому считает вправе рассчитывать на вознаграждение.

Страховой тариф имеет строго определенную структуру, он сертифицируется и подтверждается страховым надзором. Комиссионное вознаграждение внутри страхового тарифа компенсирует сбытовые издержки страховой компании или независимого посредника, в данном случае банка.

Однако эта прозрачность тарифа и не позволит страховщикам пойти навстречу своим партнерам и увеличить вознаграждение банков после 1 июля. По словам представителей страховых компаний, сегодня банки выбирают максимально возможную долю тарифа. В разных случаях и в зависимости от продукта вознаграждение банка составляет от 15 до 25% страховой премии. Структура тарифной ставки не позволит увеличить эту долю. Ведь надо помнить, что свои комиссионные хотят получать не только банки, но и другие партнеры, в частности автосалоны или риэлторы. На увеличение своего тарифа ради того, чтоб партнеры получали побольше комиссионных с каждого проданного полиса, страховые компании тоже не пойдут из опасений оказаться неконкурентоспособными.

Мотивация на прибыль

Комиссионные от страховщика хотят получать не только банки, но и другие партнеры, в частности автосалоны или риэлторы

И все же возможности партнерских страховых компаний как источника непроцентных доходов для банков нельзя считать исчерпанными. Теоретически, если на то будет заказ со стороны партнерских банков, страховщики могут адаптировать для рынка банковского страхования малоиспользуемый в России механизм тантьемы.

Большая советская энциклопедия трактует понятие тантьемы «(франц. tantiе’me — доля, часть), как одну из форм вознаграждения, выплачиваемого из прибыли членам правлений и директорам акционерных обществ, страховых компаний, банков и других капиталистических предприятий. Размер тантьемы обычно устанавливается в определенном проценте от чистой прибыли».

Последнее предложение указывает путь к адаптации тантьемы для рынка банковского страхования. Тантьема может стать методом экономического стимулирования, наградой посреднику (банку) за безубыточность портфеля, переданного на страхование. Собственно, наиболее часто этот инструмент применяется страховым рынком во взаимоотношениях страховых компаний и перестраховщиков. Иногда тантьема фактически выполняет роль дополнительного комиссионного вознаграждения сверх выплаченного.

Тантьема — это своего рода «комиссионные» с прибыли. Размер тантьемы для банка, то есть его доля в прибыльности портфеля, переданного на страхование, может составить 10–15%.

Особый интерес в данном случае представляет то обстоятельство, что тантьема — это своего рода «комиссионные» с прибыли. Соответственно, страховщик таким образом не просто поощряет партнера за доступ к клиентской базе, но и стимулирует банк к передаче на страхование наиболее качественного и потенциально безубыточного портфеля. Опосредованным образом тантьема становится стимулом к формированию более качественных портфелей заемщиков, к совершенствованию методов оценки клиентов. В итоге размер тантьемы для банка, то есть его доля в прибыльности портфеля, переданного на страхование, может составить 10–15%.

Эффективная ставка — функциональный путь

Сегодня уже становится ясным, что банковское регулирование склонилось к функциональному подходу в определении правил формирования кредитной ставки. Эффективная ставка не позволит банкирам и страховщикам создавать интегрированные банковско-страховые продукты «бесшовным» методом, о необходимости которого еще 1,5–2 года назад говорили наиболее прогрессивные эксперты.

Функциональный подход требует предоставления клиенту обособленных продуктов (каждый выполняет свою функцию). Соответственно, каждый участник финансового рынка формирует свои тарифы, получает свою прибыль. Руководитель отвечает за выполнение функций и результаты только своего подразделения. И результаты деятельности параллельных структур его не очень интересуют. Процессный подход, напротив, предполагает выполнение единого бизнес-процесса. Результатом этого бизнес-процесса должно стать создание дополнительной взаимной потребительской ценности — друг для друга или для своих клиентских групп.

Эффективная ставка не позволит банкирам и страховщикам создавать интегрированные банковско-страховые продукты «бесшовным» методом.

Управление доходами в рамках процессного подхода, по мнению экспертов, строится таким образом, что банк может снизить базовые банковские тарифы, но добавить обязательное страхование, относительная маржа от которого выше, чем от банковского продукта. Тогда в рамках процессного подхода потребителю под единым брэндом предлагается единый технологический продукт, сформированный «бесшовным» методом. Страхование становится не дополнительной нагрузкой на клиента, а частью продукта, имеющей свою потребительскую ценность и обоснованную стоимость. Прибыль банка от продажи страховых услуг в этом случае складывается из маржи по страховым продуктам, агентской комиссии и участия в доле технической прибыли страховщика по продукту. Кроме того, согласовывается регламент планового размещения части страховых резервов по продукту в долгосрочные финансовые инструменты банка.

Однако каждый регулятор, работающий на финансовых рынках, испугался своего жупела — тарифного сговора, призрака мегарегулирования и т.д. — и теперь вряд ли можно надеяться на реализацию процессного подхода. Банки будут бороться за свои доходы, страховщики более чем когда-либо будут заинтересованы попасть в банковские пулы аккредитованных компаний. Возможно, механизм тантьемы позволит совместить их интересы в новых обстоятельствах.

 Мнение эксперта 


Владимир Черников,
первый заместитель генерального директора СК «ОРАНТА»

Согласно письму Банка России № 04-15-4/4369 от 29.10.2004 года в адрес Ассоциации российских банков, банки однозначно вправе заниматься агентской деятельностью на страховом рынке. Следовательно, вознаграждение страховщика банку может являться только агентским, и его размер определяется исключительно структурой и величиной тарифной ставки по видам страхования, осуществляемым по партнерским программам в рамках bankassurance. Таким образом, при стандартных тарифах размер агентского вознаграждения может достигать максимальной ставки расходов на ведение дела, но в среднем по рынку оно составляет до 25% по автострахованию и ипотечному страхованию и около 20% по страхованию залогового имущества юридических лиц.

Агентское вознаграждение начисляется банку страховщиком на основании заключенного между ними агентского договора, в котором указаны конкретные ставки вознаграждения по различным страховым продуктам, реализуемым в рамках партнерских программ, и агентского отчета. Агентский отчет представляется банком страховщику и в нем содержится информация обо всех договорах страхования (с указанием страховых взносов по каждому из них), которые были заключены страховщиком при помощи банка в отчетном периоде. Информация из агентского отчета проверяется страховщиком и является базой для начисления агентского вознаграждения. Следует помнить, что агентское вознаграждение облагается НДС.

Наиболее перспективными банковскими продуктами с точки зрения получения вознаграждения от страховой компании являются все залоговые кредиты, поскольку страхование является требованием кредитного договора. Однако благоприятные перспективы возникают только при условии, что нет прочих претендентов на вознаграждение (автодилеры, брокеры, прочие страховые агенты).

Вопрос о комиссионном вознаграждении со стороны страховщика после 1 июля все-таки должен быть адресован банкирам, так как раскрытие информации о дополнительных источниках дохода по кредитным платежам заемщиков неминуемо вызовет вопросы и у заемщиков, и у Федеральной антимонопольной службы.

 Мнение эксперта 


Армен Саркисян, директор управления банковского страхования ОАО «Военно-страховая компания»

При страховании в рознице банки обычно четко излагают свои интересы в части получения комиссионного вознаграждения, так как этим они добирают проценты, недополученные по кредитам. При страховании залогов юрлиц комиссионное вознаграждение выплачивается не всегда, часто на его размер снижаются тарифные ставки при страховании, и используется обычно для стимулирования определенного банка, офиса банка для передачи клиентов страховщику.

Также банки активно склоняют страховщиков к размещению временно свободных средств страховых резервов, объясняя это поставленными планами, хотя сами банкиры признают, что при нынешней экономической ситуации никакой острой необходимости в этом нет. Сегодня, возможно, даже более привлекательным вариантом для банков является обслуживание текущих счетов страховых компаний и зарплатных проектов.

Комиссионное вознаграждение обычно выплачивается официально по агентскому договору банку или посреднику при банке. Основанием для вознаграждения является тот факт, что банк выступает посредником в привлечении клиентов для страховой компании. Размер комиссионных при этом в среднем составляет 15–20% от суммы страховой премии, которая, в свою очередь, привязана к размеру кредита.

Наиболее перспективными продуктами с точки зрения получения вознаграждения от страховой компании являются именно розничные кредитные продукты, потому что тарифные ставки по страхованию автотранспорта и ипотеке на порядок выше, чем при страховании имущества юрлиц, розничное кредитование активно развивается и страховщики готовы платить за вход на этот рынок.

Я не думаю, что после 1 июля, с введением нормы по раскрытию эффективной ставки, размеры страховых комиссионных и роль этого вида доходов для банка как-то изменятся. Конечно, банки будут заинтересованы в росте доходов, не включаемых в расчет ставки. Но в большинстве случаев страховщики уже платят максимальные комиссионные, которые дозволяет структура тарифной ставки.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности.

Аналогичная деятельность, осуществляемая страхователем в отношении застрахованных лиц, а также аналогичная деятельность, осуществляемая страховщиком или его работником, не относится к деятельности в качестве страхового агента, страхового брокера.

2. Деятельностью в качестве страхового агента, страхового брокера не вправе заниматься лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо осуществлявшие руководство страховщиком в течение двух лет до признания его арбитражным судом банкротом, до истечения трех лет со дня признания страховщика банкротом, а также лица, занимающие должности в органах управления страховщика, его дочерних обществах и аффилированных лицах.

(в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 03.07.2016 N 363-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Страховой агент, страховой брокер несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из осуществления ими своей деятельности, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну страховщика, персональных данных страхователей (застрахованных лиц, выгодоприобретателей), за достоверность, объективность, полноту и своевременность предоставления сведений и документов, подтверждающих исполнение ими своих полномочий.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страховой агент, страховой брокер обязаны обеспечивать сохранность денежных средств в случае получения страховой премии (страховых взносов) от страхователей, а также сохранность документов, предоставленных страховщиком, страхователем (застрахованным лицом, выгодоприобретателем), предоставлять страховщику отчет об использовании бланков страховых полисов, сертификатов, возвращать неиспользованные, испорченные бланки страховых полисов, сертификатов в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором, заключенным между страховщиком и страховым агентом, страховым брокером, или в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страховой агент, страховой брокер имеют право на получение от страховщика сведений о размере его уставного капитала, страховых резервов, о лицензии на осуществление страхования, перестрахования, о сроках деятельности в качестве субъекта страхового дела, о видах и об условиях осуществляемого страхования, а также сведений об аккредитации филиала иностранной страховой организации и о размере его гарантийного депозита.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Страховой агент, страховой брокер не могут указывать себя в качестве выгодоприобретателя по договорам страхования, заключаемым ими в пользу третьих лиц. Страховщик обязан исполнять договоры страхования, заключенные от имени и (или) в интересах страховщика страховыми агентами, страховыми брокерами, независимо от способов, сроков реализации страховых полисов и даты поступления страховщику страховой премии (страховых взносов), уплаченной страхователем страховому агенту, страховому брокеру.

Вознаграждение, выплачиваемое страховщиком страховому агенту, страховому брокеру по обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, не может превышать десять процентов от страховой премии.

5. Страховыми агентами являются физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Контроль за деятельностью страховых агентов осуществляет страховщик, в том числе путем проведения проверок их деятельности и предоставляемой ими отчетности об обеспечении сохранности и использовании бланков страховых полисов, сертификатов, об обеспечении сохранности денежных средств, полученных от страхователей, и исполнения иных полномочий.

Страховые агенты должны обладать информацией о деятельности страховщика, предусмотренной статьей 6 настоящего Закона, предоставлять ее страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, лицам, имеющим намерение заключить договор страхования, по их требованиям, а также раскрывать указанным лицам информацию о своих наименовании, полномочиях и деятельности, включая контактные телефоны, режим работы, место нахождения (для страховых агентов — юридических лиц), перечень оказываемых услуг, в том числе в электронной форме, и их стоимость, в том числе размер своего вознаграждения.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Страховыми брокерами являются юридические лица (коммерческие организации) или постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие деятельность на основании договора об оказании услуг страхового брокера по совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению физических лиц или юридических лиц (страхователей) от своего имени, но за счет этих лиц либо совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования (перестрахования) от имени и за счет страхователей (перестрахователей) или страховщиков (перестраховщиков). В договоре об оказании услуг страхового брокера определяются, в частности, перечень оказываемых страховым брокером услуг, права и обязанности сторон, порядок исполнения договора, срок его действия, стоимость услуг (размер вознаграждения страхового брокера), порядок взаиморасчетов, включая порядок и сроки перечисления страховщику денежных средств, полученных страховым брокером для оплаты договора страхования (перестрахования) (если такая деятельность осуществляется страховым брокером).

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если страховой брокер осуществляет посредническую деятельность в интересах страховщика, он обязан уведомить об этом страхователя и не вправе получать вознаграждение за оказанную услугу по одному договору страхования и от страховщика, и от страхователя.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Страховой брокер не вправе оказывать услуги исключительно по обязательному страхованию.

Страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), зачисляют данные средства на специальный банковский счет для последующего перечисления страховщику в срок, не превышающий трех рабочих дней. Страховые брокеры не вправе осуществлять иные операции по данному счету.

Страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей (перестрахователей) в счет оплаты договора страхования (перестрахования), должны обладать гарантией исполнения обязательств в форме банковской гарантии на сумму не менее трех миллионов рублей или наличия собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей, размещенных в денежные средства.

7. Деятельность иностранных страховых брокеров на территории Российской Федерации не допускается, за исключением осуществления посреднической деятельности в качестве страхового брокера по перестрахованию и случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Страховой брокер обязан предоставлять страхователю по его требованию информацию о своих наименовании, месте нахождения, о лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера, перечне оказываемых услуг, в том числе в электронной форме, страховщике, в интересах которого осуществляется страхование, наличии (с указанием доли) или об отсутствии участия в капитале страховщика (страховщиков), о видах и об условиях страхования, а также результаты анализа страховых услуг (подлежащих страхованию объектов, страховых рисков, страховых тарифов и иных условий страхования у различных страховщиков), подтверждающие, что предложение страхового брокера страхователю сформировано с учетом потребностей страхователя.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страховой брокер предоставляет страховщику полученную от страхователя информацию о страховом риске, об объекте, о предмете страхования, о его потребности в страховании, а также иные информацию и документы, связанные с заключением и сопровождением договора страхования, исполнением своих обязанностей, в порядке и в объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации и договором между страховщиком и страховым брокером.

9. Контроль за деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора в соответствии с требованиями настоящего Закона, а также страховщиком в части исполнения полномочий и обязанностей, предусмотренных договором между страховщиком и страховым брокером.

10. Страховые агенты и страховые брокеры обязаны разъяснять страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, а также лицам, имеющим намерение заключить договор страхования, по их запросам положения, содержащиеся в правилах страхования, договоре страхования. Страховой агент при наличии у него сайта и страховой брокер обязаны размещать информацию, предусмотренную пунктами 5 и 8 настоящей статьи, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Страховщики ведут реестры страховых агентов и страховых брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг, связанных со страхованием. Сведения из реестра страховых агентов и страховых брокеров, позволяющие идентифицировать страхового агента или страхового брокера в качестве лица, с которым у страховщика заключен договор об оказании услуг, связанных со страхованием (фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование страхового агента, страхового брокера, номер удостоверения или договора), сведения о видах страхования, по которым страховой агент, страховой брокер уполномочены страховщиком оказывать услуги, связанные со страхованием, в том числе в электронной форме, перечень оказываемых услуг, а также доменное имя и (или) сетевой адрес официальных сайтов страхового агента (при наличии), страхового брокера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются страховщиками на своих официальных сайтах. Полномочия по ведению реестра страховых агентов и страховых брокеров и размещению сведений из него в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» могут быть переданы страховщиком объединению страховщиков, о чем страховщик должен сообщить на своем официальном сайте с указанием информации о таком объединении страховщиков.

(в ред. Федеральных законов от 24.04.2020 N 149-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страховые компании последовательно увеличивают продажи через банковские сети, что позволяет банкам диктовать свои условия этому рынку. Cтрадают от конфликта интересов страховщиков и банков, как правило, их клиенты

Резкий рост сегмента страхования жизни в последние годы привел к изменению структуры страхового рынка не только по видам популярных продуктов, но и по каналам продаж — страховые компании все чаще пользуются услугами банков для распространения полисов.

Всего за три года доля банковского канала в реализации страховых продуктов увеличилась вдвое. Если в 2015 году на него приходилось 17% собранных премий, то в 2016 году — уже 25%, в 2017 году — 31%, а по итогам 9 месяцев 2018 года — 34%. Таким образом, в этом году банки-продавцы стали самым крупным из посреднических каналов, обеспечив страховым компаниям 98 млрд из 131 млрд рублей собранных премий.

Сотрудничество страховщиков и кредитных организаций началось с продажи продуктов, связанных с деятельностью банков, — страхования жизни и здоровья заемщиков, а также страхования залогов. С 2013 года банковский канал стал основным для реализации некредитного страхования жизни. А взрывной рост продаж через банки произошел в 2016 году, и до сих пор доля этого канала растет более высокими темпами, чем показатели других посредников.

Но если и в страховании жизни, и в страховании от несчастных случаев рост премий обеспечивается за счет всех категорий продавцов, то в сегменте страхования имущества граждан банки вытеснили агентов-физических лиц, которые в 2017 году собрали на 1,4 млрд рублей меньше, чем годом ранее. В 2018 году банковские продажи в сегменте страхования имущества оказались больше, чем у других посреднических каналов.

Выгоды и упущения

Зависимость страховщиков от банковской сети продолжает расти. Однако тенденция к превращению банков в финансовые супермаркеты характерна не только для России: интеграция кредитных организаций и страховых компаний давно уже прошла в развитых странах, сейчас эта модель распространяется на развивающиеся рынки.

С одной стороны, простота покупки недорогих коробочных продуктов, экономия времени, отсутствие необходимости предстрахового осмотра дают преимущество банкам перед традиционными агентами в non-life сегменте, тогда как в страховании жизни на первый план выходит квалификация сотрудников, которая должна быть достаточно высокой, чтобы они могли продавать столь сложные страховые продукты.

С другой стороны, европейские клиенты, помимо удобства покупки, выигрывают в том числе и в тарифах за счет снижения затрат страховых компаний. Комиссии банков-посредников за продажи страховых полисов в Европе составляют 7-15%.

В России ситуация прямо противоположная: банки получают гораздо более высокие комиссии, чем агенты и брокеры, и их доля в цене продукта доходит до 50%. В результате комиссионное вознаграждение за продажи страховок составляет около 8% прибыли кредитных организаций. В 2016 году банки получили от страховщиков 77 млрд рублей, в 2017 году — 97 млрд, за 9 месяцев 2018 года — 84 млрд рублей.

С точки зрения владельцев бизнеса, разница невелика: с учетом того, что большинство крупных страховщиков входит в одну финансовую группу с продающими банками, «центр прибыли» просто смещается от страховой к кредитной организации. Но платит за все страхователь.

Для страховщиков банковский канал остается выгодным, так как высокие расходы на привлечение и удержание страхователей компенсируются низкой убыточностью. Тем не менее страховщики пытаются оптимизировать взаимоотношения с банками-посредниками. Это позволило им снизить комиссионное вознаграждение по основным видам банковских продаж — страхованию жизни, от несчастных случаев, имущества физических лиц и финансовых рисков.

Риск и возможности для клиентов

Создание агентской сети требует значительных временных, операционных, финансовых затрат — продажи через банковскую организацию гораздо проще. Однако существует большая вероятность того, что банк-агент станет доминирующей стороной во взаимоотношениях со страховой компанией и начнет диктовать условия сотрудничества.

Отказ влечет потерю значительной части бизнеса, как, например у компании «Капитал Лайф Страхование Жизни» (прежнее название — «Росгосстрах-Жизнь»), которая лишилась возможности продавать полисы через офисы банка «ФК Открытие».

Конфликт интересов страховщика и банка помимо завышенных комиссионных вознаграждений заключается и в агрессивном маркетинге, навязывании страховок при предоставлении кредита, мисселинге в сегменте страхования жизни. От этого страдают уже сами клиенты банков, которые все чаще жалуются в ЦБ на искажение информации при продаже страховых полисов.

Несмотря на то, что банковский канал остается одним из самых дорогих, в ближайшие 3-5 лет он останется основным для сегментов страхования жизни, страхования от несчастных случаев и страхования имущества граждан.

В долгосрочной перспективе альтернативой и банковскому, и другим каналам выступит интернет. Пока объемы получаемых через онлайн-продажи премий невелики, но в будущем они c высокой долей вероятности вытеснят офлайн-посредников.

Повышение доступности информации окажет плохую услугу страховым агентам, а посредники в лице финансовых консультантов останутся для сложных или нишевых продуктов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Международная юридическая компания background
  • Может ли взыскатель указать реквизиты не свои
  • Международные инвестиционные проекты компаний
  • Может ли депутат заниматься бизнесом в россии
  • Международные логистические компании в россии