Московская торговая компания при иване грозном

По благословению Эдуарда VI основатели компании решили осуществить поиск северо-восточного морского прохода в Индию и Китай, снарядив для этого экспедицию из трех кораблей. Стратегической целью похода было разрушить торговую монополию Испании и Португалии…

Этот опасный путь был прерван. Шторм разметал корабли по Белому морю и только  одному из них суждено было достигнуть берега и отыскать рыбацкую пристань тихого северного монастыря. Двинская летопись повествует: «Того же лета августа в 24-й день, прииде корабль с моря на устье Двины реки и обослався: приехали на Холмогоры в малых судех от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним – гости».

Капитан уцелевшего судна Ченслор приезжает в Холмогоры и  представляется воеводе Фофану Макарову, который принадлежал к наиболее зажиточным семьям двинских крестьян-вотчинников, промышленников и купцов.

Воевода отправляет Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу Грозному — тогда еще молодому царю  огромного Московского государства. Он преподнес царю в подарок серебряную, позолоченную и гравированную церковную чашу — потир, сохранившуюся в царской сокровищнице и ныне выставленную в Оружейной палате Кремля. Ченслор, вернувшись в Британию в 1554 году с посланием от русского царя к королеве, составил сочинение под названием «Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны, написанная Ричардом Ченслором». Описанные в дневниках и устно богатства страны, в которую был открыт морской путь, были сейчас же оценены британскими торговцами — недаром в заглавии книги упоминание о товарах занимает далеко не последнее место.

Через год агенты Общества купцов-предпринимателей заключили соглашение с русским царем Иваном Грозным. Был учреждён особенный совет для рассмотрения прав и вольностей, которых требовали англичане; главная мена товаров была назначена в Холмогорах, осенью и зимой; цены остались произвольными. Иоанн дал англичанам торговую грамоту, предоставив им право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, право  построить дворы, не облагаемые податями, в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе). Такое привилегированное положение послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году  на базе прежнего общества купцов-предпринимателей торговой Московской компании, просуществовавшей до революции 1917 года.

По заключенному торговому договору русские купцы получали право торговать беспошлинно в Британии. Однако, в отличие от своих коллег, не располагая флотом для морских путешествий, они на практике не имели возможности пользоваться этим преимуществом.  Британские же купцы развернули свою торговлю в России быстро и с большой выгодой для себя. Среди других привилегий, полученных британскими купцами — право добывать руду и построить железоделательный завод в городе Вычегде. Через Холмогорский, а затем Архангельский порт пошли английское оружие, порох, селитра, свинец, оловянная посуда, сукно.

Московская торговая компания вызывала недовольство как иностранных конкурентов, например голландцев, так и русского купечества. Политические обстоятельства всегда отражались на деловой ее деятельности. Если в 1554 ее капитал составлял 6 тысяч фунтов стерлингов, то в 1583 – 80 тысяч. А вот в 1595, когда грозного царя уже 10 лет как не было в живых,  – лишь 10 тысяч фунтов стерлингов. А далее так — в 1649 деятельность Московской торговой компании была сильно ограничена, в 1698 она потеряла все привилегии.

Источник: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х томах. – М.: Книга, 1988-1989.

Фото: historylib.org   zyuenglish.ucoz.com

Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией; действовало до революции 1917 года.

Содержание

  • 1 Учреждение компании
  • 2 Первое путешествие
  • 3 Московская компания
    • 3.1 Управление компанией и её привилегии
  • 4 Льготная грамота 1555 года
  • 5 Поиски торговых путей
  • 6 Патент 1567 года
  • 7 Утрата монополии
  • 8 Привилегия 1587 года
  • 9 Регулирование деятельности членов компании
  • 10 Царствование Бориса Годунова
  • 11 Царствование Михаила Фёдоровича
  • 12 Царствование Алексея Михайловича
  • 13 Утрата монополии и торговых привилегий
  • 14 Примечания
  • 15 Литература
  • 16 Ссылки

Учреждение компании

В 1551 году в Англии была создана компания «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown» (сокращённо «Mystery»). Основатели компании: Себастьян Кабот (Sebastian Cabot), Ричард Ченслор (Richard Chancellor), и сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby). Компания намеревалась найти северо-восточный проход в Китай, и разрушить торговую монополию Испании и Португалии. Главой компании был избран Уиллоби, не имевший практического опыта морской навигации.

Компания снарядила экспедицию из трёх кораблей: Бона Эсперанца (Bona Esparanza) под командованием Уиллоби, Эдвард Бонавентура (Edward Bonaventure) под командованием Ченслора и Бона Конфиденца (Bona Confidentia) под командованием Корнелия Дюрферта. Экспедиция вышла из Лондона 10 мая 1553 года.

Первое путешествие

«Эдуард Бонавентура» огибает безымянный мыс, который капитан корабля Ричард Ченслор назовёт Нордкап (1553 год).

Корабль, которым командовал Ченслор, попал в шторм у Лофотенских островов и отделился от двух других кораблей. Уиллоби на двух кораблях достиг Баренцева моря и Новой земли. Некоторое время он шёл вдоль побережья, а затем повернул на юг. 14 сентября 1553 года он встал на якорь в губе реки Варзина. Корабль капитана Ричарда Ченслора достиг поморского берега и пристал в бухте св. Николая, близ Николо-Корельского монастыря.

Хью Уиллоби погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки в устье реки Варзина. В мае 1554 года занимавшиеся рыбным промыслом поморы нашли в гавани два корабля на приколе, на которых было обнаружено 63 трупа, в том числе и тело капитана Хью Уиллоби.

Ченслор благополучно доплыл до Белого моря. 24 августа 1553 года он вошёл в Двинский залив и пристал к берегу в бухте св. Николая, где был тогда Николо-Корельский монастырь, а впоследствии основан город Северодвинск. Ченслор поехал в Холмогоры, где представился воеводе Фофану Макарову. Воевода отправил Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу.

В Москве Ченслор получил аудиенцию у царя. Ченслор передал Ивану Васильевичу письмо от Эдуарда VI, написанное на нескольких языках всем северным правителям. Царь в ответном письме разрешил торговать в России английским купцам. В феврале (или марте) 1554 года Ченслор выехал из Москвы.

Московская компания

В Англии «Mystery» была переименована в «Московскую компанию». Новая компания получила патент от королевы Марии Тюдор. Руководил компанией говернор Себастьян Кабот.

Управление компанией и её привилегии

Компания ежегодно избирала 28 правительственных членов; из них четверо назывались консулами, а двадцать четыре — ассистентами. В отсутствие говернора компанией управляли консул и 12 ассистентов. Торговые и судебные дела решались голосованием — требовалось 15 голосов, включая голос говернора и двух консулов. Компания имела право приобретать земли, но не более, чем на 60 фунтов стерлингов в год, издавать свои правила, наказывать членов компании, для чего иметь своих сержантов, строить и снаряжать свои корабли, торговать во всех портах, делать завоевания и приобретать страны и города в открытых землях, противодействовать совместным действиям торгующих в России иностранцев и даже англичан, если они не являются членами Московской компании.

Льготная грамота 1555 года

Иван IV отправляет Осипа Непею в Англию. Миниатюра Никоновской летописи. XVI век

В 1555 году Ченслор ещё раз отправился в Москву. Царь выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в разницу, построить дворы в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе).

Ченслор вернулся в Англию. С ним в посольство к английской королеве поехал дьяк посольского приказа Осип Непея. У берегов Шотландии корабль Эдвард Бонавентура потерпел крушение. Ченслор утонул, а Непея прибыл в Лондон и был принят королевой.

Поиски торговых путей

Ежегодно из Англии начали прибывать караваны кораблей. Они шли вокруг Норвегии и Швеции до устья Двины.

Компания хотела осуществить свои планы открыть торговые пути в Китай. Летом 1555 года Стефан Борро из Колы доплыл до Оби, посетил Печору, Новую землю и Вайгач. В 1557 году член компании Антони Дженкинсон предложил царю открыть торговый путь в Китай через Бухару. Англичане имели сведения о том, что в Китай из Бухары ходят караваны. Царь разрешил проезд до Астрахани.

Дженкинсон выехал из Москвы 23 апреля 1558 года, в Астрахань прибыл 14 июля. Путешествие проходило по Москве-реке до Коломны, оттуда по реке Ока до Нижнего Новгорода, а потом по Волге в Астрахань. Из Астрахани Дженкинсон отправился в Бухару. В Бухаре он узнал, что караваны в Китай уже не ходят. Он вернулся в Москву в сентябре 1559 года.

В 1561 году Дженкинсон ещё раз приехал в Москву, и предложил открыть торговый путь в Персию. В это время в Москве был персидский посланник. Дженкинсон вместе с посланником совершил путешествие до Астрахани. Путешествие оказалось неудачным. Персия получала европейские товары из Турции.

В 1607 году Московская компания наняла капитана Генри Хадсона на поиски северо-восточного пути в Азию.

Патент 1567 года

В 1567 году королева Елизавета Тюдор выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки — это старинное русское правило соблюдалось с XV века.

Компания получила право строить в разных городах дворы, нанимать русских работников. В Вологде разрешалось построить канатную фабрику (Вологда была центром российского льноводства), в Вологде было отведено место для поиска железной руды. Царь мог арестовывать членов компании и их имущество. Разрешалось хождение английской монеты в Москве, Новгороде и Пскове. Компания могла отправлять свои «комиссии» для охраны своих товаров от разбойников, пользоваться ямскими лошадьми. Ни один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров. Ни один иностранец (даже англичанин, не входящий в компанию) не мог следовать через Россию в Китай, Персию, Бухару, Индию. Члены компании имели право сами ловить таких путешественников и конфисковывать их имущество.

Подобные привилегии позволили компании занять важные места в России. В 1567 году компания открыла свою главную контору в Москве, Ричард Грей в Холмогорах построил прядильную фабрику. Свои дворы компания имела в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме, Ивангороде. Остальные иностранные купцы должны были хранить свои товары на общественных гостиных дворах.

Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.

В 1567 году через одного из руководителей компании — Энтони Дженкинсона — Иван Грозный вёл переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I. Брак обеспечивал царю возможность убежища в Англии в случае катастрофических последствий Ливонской войны.

Утрата монополии

Старый английский двор в Москве (улица Варварка, 4).

После Ливонской войны иностранцы получили разрешение торговать на российском севере. Англичане пытались вернуть свою монополию на торговлю через российский север. После смерти Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович послал в Лондон посла Бекмана. Фёдор Иоаннович предлагал королеве вернуть монопольные права на торговлю с Россией в обмен на свободную торговлю русских гостей в Англии. В ответ английская королева попросила дать Московской компании монополию на торговлю со всей Россией, закрыв доступ в Россию всем иностранным купцам.

Привилегия 1587 года

В 1587 году царь выдал компании привилегию торговать свободно и беспошлинно, но только оптовой торговлей. Члены компании могли через Россию путешествовать в другие страны, но товары они могли покупать только в царской казне, и закупленные в других странах товары, тоже должны были продаваться казне.

Компания могла держать дворы в Москве, Холмогорах, Ярославле, Вологде.

Регулирование деятельности членов компании

Члены Московской компании выступали не от своего имени, а от имени компании. Иногда это приводило к недоразумениям.

После банкротства члена Московской компании Антона Мерша с долгом в 23 тысячи рублей, начался дипломатический скандал. Для его разрешения в 1588 году в Москву приехал посол Флетчер. Русские купцы, торгуя с Мершем, считали его гостем, и думали, что по его долгам будут отвечать английские гости. Английские гости считали, что Мерш торговал от своего имени. В результате переговоров было решено, что гости, торгующие в России, должны находиться в ведении гостинного приказчика. Составлялось два списка гостей: один хранился в Посольском приказе, другой — у гостинного приказчика. Изменения в составе гостей должны были заноситься в оба списка.

Компании запретили нанимать русских служащих. Ярославец по имени Вахрум, работавший у английского гостя, тайно перевозил через литовскую границу англичан.

Царствование Бориса Годунова

Борис Годунов оставил привилегии за Московской компанией, но не расширил её права. Английские послы просили права свободного прохода в Персию и Китай, но однозначного ответа от царя не получили.

Царствование Михаила Фёдоровича

Михаил Фёдорович оставил Московской компании право беспошлинной торговли, но компания обязывалась поставлять в царскую казну ткани и прочие товары по ценам, по которым они продаются в стране изготовления. Компании запрещалось вывозить шёлк, ввозить табак.

В 1619 году были выданы привилегии на 23 человека. По этим привилегиям торговали 70 человек. Беспошлинная торговля в России дала возможность Московской компании захватить российский оптовый рынок. Англичане скупали оптом российские товары, и продавали их в Архангельске иностранным купцам. Такое положение дел было выгодно мелким и средним российским торговцам, но подрывало крупную торговлю.

Царствование Алексея Михайловича

В 1646 году российские гости подавали челобитную царю с просьбой ограничить деятельность Московской компании. В 1649 году был казнён Карл I. Это дало повод Алексею Михайловичу ограничить деятельность Московской компании. За компанией осталось право торговать в Архангельском порту. После воцарения Карла II деятельность была восстановлена. Англия пыталась вернуть привилегии, но безуспешно.

Утрата монополии и торговых привилегий

Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I. Компания прекратила операции в 1808 году.[1] В 1994 году здание компании (Старый английский двор, ул. Варварка, 4) во время своего визита в Москву посетила королева Елизавета II.

Примечания

  1. 99. Речь идет о так называемой Русской, или Московской торговой компании…

Литература

  • Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. В Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862

Ссылки

  • Сайт, посвященный Московской компании
  • Кагарлицкий Б. Английский царь// Периферийная империя
 Просмотр этого шаблона Колониальные компании
Британские Union flag 1606 (Kings Colors).svg Московская  · Турецкая  · Северного моря
Ост-Индская  · Вирджинская и Плимутская  · Африканская  · Гудзонова залива
Голландские Flag of the Netherlands.svg Ост-Индская  · Вест-Индская  · Гренландская
Датские Flag of Denmark.svg Ост-Индская  · Вест-Индская  · Азиатская
Шведские Flag of Sweden.svg Южная  · Ост-Индская  · Вест-Индская  · Африканская
Прочие PortugueseFlag1095.svg Португальская Ост-Индская  · Flag of the Low Countries.svg Остендская  · France moderne.svg Французская Ост-Индская  · France moderne.svg Новой Франции
Поздние (XIX век) Flag of the Russian-American Company.svg Американская  · Flag of the United Kingdom.svg Северо-Западная  · Flag of the United Kingdom.svg Нигерская  · Flag of the United Kingdom.svg Южно-Африканская
Flag of the United Kingdom.svg Северного Борнео  · Flag of the German Empire.svg Новогвинейская  · Flag of the German Empire.svg Джалуитская

December 13 2022, 02:55

Category:

  • История
  • Cancel

Британский колониализм: Английская Московская компания

Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией. Московская компания, была первой в истории крупной зарегистрированной акционерной компанией, проложившей путь к появлению таких компаний, как Ост-Индская компания. Предшественницей компании была созданная ещё во второй половине XIV века лондонская гильдия купцов. Первичный капитал компании состоял из 240 паёв. Эти паи, стоимостью 25 фунтов стерлингов каждый, были приобретены 201 человеком, из которых 199 были мужчинами и 2 женщинами. Помимо Джона Дадли, среди учредителей компании насчитывалось немало других представителей высшей знати, в частности, лорд-хранитель печати Уильям Герберт, граф Пембрук, лорд-дворецкий Генри Фиц-Алан, граф Арундел, адмирал Уильям Говард, граф Эффингем и другие. Компания стала первой коммерческой организацией, устав которой был утвержден парламентом. Первым говернором компании стал Себастьян Кабот (Себастьяно Кабото) — венецианский мореплаватель, путешественник и первооткрыватель. Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I и прекратила операции в 1808 году. Штаб-квартира компании (так называемый Староанглийский двор ) была построена во времена правления Ивана IV и находится недалеко от Московского Кремля . В 1994 году её посетила королева Елизавета II:

Услуги таможенного декларанта

Статья расскажет о развитии русско-английских торговых отношениях в период царствования Ивана IV, в частности, о Московской компании.

Как и в статье «Таможенные пошлины в Московском государстве», мы поговорим о таможенной политике Московского государства в XVI в.

В ХVI в. при Иване IV произошло важное событие, сильно повлиявшее на развитие таможенного дела в Московском государстве. Речь идет о появлении англичан в Белом море. Три английских корабля были отправлены из Темзы на поиски северного пути в Китай. Двум из них было суждено погибнуть во льдах Ледовитого океана.

Третьему («Благому предприятию») посчастливилось достичь устья Северной Двины. Отсюда капитан судна Ричард Ченслер был отправлен в Москву, где его с почетом встретил сам русский царь. По возвращении в Англию Ченслер содействовал созданиютам общества для торговли с Россией.

Таким образом, возникла Московская компания, во главе с губернатором, 4 консулами и 24 ассистентами, получившая в 1555 г. у короля Филиппа и королевы Марии хартию на исключительное право торговли с Московским государством, как и другими странами, которые она откроет на севере, северо-востоке или северо-западе от Англии; всякая попытка посторонних лиц нарушить монополию компании, торгуя с этими странами, наказывалась конфисканией товаров.

Специальной инструкцией агентам компании предписывалось интересоваться социальной, бытовой, культурной, правовой жизнью русского народа, изучать налоговую систему, финансы, меры длины и массы и т. д., не нарушать местные законы, торговать без нарушения порядка, с населением обращаться вежливо, не насмехаться над ним, и не трогать женщин. Русского желательно заманить на корабль и напоить его, чтобы выведать у него разные тайны, но не делая ему при этом. никакого зла. Через два года после своего первого визита в Москву Ченслер объявился здесь вновь, но уже с официальным поручением от английского правительства завести торговлю с Московским государством. А еще через 2 года в Лондон было отправлено русское посольство.

В 1555 г. Иваном IV компании была выдана первая привилегия: право беспошлинной торговли, свободного приезда в Россию и обратного выезда. В случае кораблекрушения компании гарантировалось возвращение всего спасенного имущества.

В 1567 г. компания получила еще одну важную привилегию: ей дозволялось вести беспошлинную торговлю также в Казани и Астрахани, нарве и Дерпте. Одновременно англичанам было предоставлено право транзита товаров в страны Востока, в частности, торговать с Персией. В 1569 г. к этому добавилось право чеканить английскую монету на русских монетных дворах и привилегия «жить везде в России по своему закону» — право суда и наказания над англичанами переходило к главному агенту компании, русские власти были обязаны оказывать ему в этом содействие.

Получив все эти права, англичане стали широко торговать с Россией. Они основали свои подворья во многих русских городах, объездили весь север России, хорошо его узнали и описали. За ними в Северную Двину стали ездить для торга и голландцы, несмотря на то, что на них не распространялся режим беспошлинной торговли.

Таким образом, К концу царствования Ивана IV в устьях Северной Двины образовался большой и правильный ежегодный торг и создался морской порт. В 1584 г. здесь был построен город Архангельск.

Хотя по Краткости навигации (всего три месяца) и по отдаленности Архангельского города от главных европейских рынков торговля в нем представляла большие неудобства, однако московское правительство очень дорожило возможностью непосредственных морских отношений с Европой через Белое море. Иван IV искал и более тесных отношений с Англией, однако его предложение о военно-политическом союзе было отвергнуто английской королевой. Это привело в 1570 г. к отмене льгот англичанам, но в 1574 г. льготы были частично восстановлены.

Источник

Московская Компания

Тип

Торговая компания; Благотворительность
Промышленность Торговая компания; Теперь благотворительная организация
Судьба Просуществовала до 1917 года как торговая компания. Сейчас он работает в основном как благотворительная.
Основан 1551; 469 лет назад в Англия
Учредители Ричард Ченслер, Себастьян Кэбот и сэр Хью Уиллоуби

Печать Московской компании с датой 1555 года над гербом: Барри, волнистый из шести серебристых и лазурных цветов, над всем кораблем с тремя мачтами на всех парусах к зловещий правильный, паруса, вымпелы и прапорщики первого, каждый заряженный крест красный все между тремя безанты, вождь или, на бледном поле между двумя розами, красный с семенами, или, колючий верт, лев проходной охранник пятого[1] Все в окружении девиз: Refugium Nostrum in Deo Est («Наше убежище в Боге»). Необычно для геральдики корабль показан плывущим к зловещему, что означает «Восток».

В Московская Компания (также называемый Российская Компания или Московская Торговая Компания русский: Московская компания, романизированный: Московская компания) был англичанином торговая компания зафрахтован в 1555 году. Это был первый крупный зафрахтованный акционерное общество, предшественник того типа бизнеса, который вскоре будет процветать в Англии и будет финансировать ее исследование мира. Московская компания имела монополия по торговле между Англией и Московия до 1698 года и просуществовала как торговая компания до Русская революция 1917 года. С 1917 года компания действует как благотворительная организация, в настоящее время работающая в России.[2][3]

История

Компания купцов-авантюристов в новые земли

Компания «Московия» берет свое начало в Компания купцов-авантюристов в новые земли (полностью: «Тайна и компания купцов-авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов и неизвестных мест»), основанная в 1551 г. Ричард Ченслер, Себастьян Кэбот и сэр Хью Уиллоуби, который решил поискать Северо-восточный проход к Китай.

Первую экспедицию Компании торговых авантюристов возглавил Уиллоуби, который был выбран за его военное лидерство после достойной службы против Шотландцы защита английских замков на севере страны. У него не было предыдущего морского или навигационного опыта, и была надежда, что он перейдет в военно-морскую жизнь с тем же апломбом, что и на суше.[4] Канцлер выполнял функции штурмана небольшого флота, состоящего из трех кораблей: Бона Эсперанса при Уиллоуби Эдвард Бонавентура при канцлере и Bona Confidentia. Флот покинул Лондон 10 мая 1553 г., но недалеко от Лофотенские острова острова шторм ударил по кораблям и отделил судно канцлера от двух других.

Уиллоби в конце концов пересек Баренцево море и достиг Новая Земля. Некоторое время он плыл вдоль побережья, затем повернул на юг в сторону Скандинавия. Однако в устье Река Варзина на побережье к востоку от современного Мурманск корабль застрял во льдах. Уиллоби и его команда были найдены несколько лет спустя русский рыбаки, наткнувшиеся на замерзший во льду корабль. Заставив войти в корабль, они обнаружили замерзшие тела Уиллоуби и его людей. Предполагалось, что люди замерзли после холодной русской зимы на борту корабля, однако Уиллоуби и его люди были хорошо снабжены на зиму на борту корабля — у них было достаточно еды для путешествия, предназначенного для Азия и у них было много шерстяной одежды, предназначенной для торговли в любом месте, где они могли оказаться. Поэтому историки утверждали, что Уиллоби и его команда погибли не от воздействия стихии, а от монооксид углерода отравление. В окружающей бухте должно было быть достаточно морского угля, и вполне вероятно, что людей послали бы для сбора материала, чтобы согреться, и любое сгорание морского угля в замкнутом пространстве могло легко привести к их смерти в небольшом помещении. корабль трюм. В любом случае Уиллоуби разослал разведчиков в разных направлениях с указанием вернуться через три дня путешествия, если они не найдут контакта с людьми. Все эти поездки провалились.[4]

Канцлеру повезло больше. Он проник в белое море, где местные рыбаки были поражены размерами его корабля западной постройки. Он достиг гавани Николо-Корельский монастырь на Северная Двина река (около современного Архангельск, который в конечном итоге будет основан в 1584 году для обслуживания растущей торговли). Край совсем недавно был присоединен к Московии, и когда царь Иван IV услышав о приезде канцлера, он тут же пригласил экзотического гостя в гости. Москва для аудиенции при королевском дворе.

Канцлер проехал более 600 миль (970 км) до Москвы по заснеженной и ледяной стране. Он нашел Москву большой (намного больше Лондона) и примитивной застройкой, причем большинство домов было построено из дерева. Однако дворец царя был очень роскошным, как и обеды, которые он предлагал канцлеру. Русскому царю было приятно открывать море торговые пути с Англией и другими странами, поскольку Россия еще не имела надежной связи с Балтийское море в то время, и почти вся территория оспаривалась соседними державами Великое княжество Литовское, Корона Королевства Польского и Шведская Империя. В дополнение Ганзейский союз имел монополию на торговлю между Россией и Центральная и западная Европа. Канцлер был не менее оптимистичен, найдя хороший рынок для своего английского языка. шерсть, и получение меха и другие российские континентальные товары взамен. Когда он вернулся в Англию в 1554 году, с ним были письма от царя, в которых он приглашал английских торговцев и обещал торговые привилегии.

Фрахтование Московской компании

Компания Купеческих Авантюристов в Новые Земли была переименована в Московскую Компанию. Мария I Англии в 1555 г.,[5] и в том же году канцлер снова уехал в Россию. Московская компания стала важным дипломатическим связующим звеном между Московией и Англией и особенно ценилась изолированной Московией. По прибытии ко двору Ивана IV канцлер обеспечил компании ряд привилегий в России, включая свободный проезд, контроль над английским поселением и свободу от ареста.[6]

Когда через год в 1556 году канцлер отплыл в Англию, к нему присоединился первый русский посол в Англии, Осип Непея. Однако в этот момент удача канцлеру окончательно закончилась. У побережья Шотландии его корабль попал в шторм и потерпел кораблекрушение. Канцлер утонул, но Непее удалось добраться до побережья, где он был взят в заложники шотландцами на несколько месяцев, прежде чем они позволили ему отправиться в Лондон.

Торговля через Россию

Энтони Дженкинсон сменил канцлера в качестве главного торговца Московской компании. Дженкинсон сам совершил два важных плавания — одно пытался достичь Cathay по суше из Москвы с остановкой в Бухара; другой, между 1562 и 1579 годами, чтобы установить сухопутные торговые пути через Россию в Персия. Хотя Дженкинсон подтвердил, что наземный путь в Персию был жизнеспособным, в 1573 году от него отказались из-за трудностей в регионе; маршрут не открывался, пока парламент не восстановил право компании на маршрут в 1741 году.[6] В 1567 году, когда Московское государство плохо себя чувствовало в Ливонская война (1558–1583), царь Иван IV попросил Дженкинсона озвучить королеву Елизавета I Англии в качестве перспективы женитьбы, предоставляя ему возможное убежище, если он будет вынужден бежать из страны. Переговоры не дали результатов, и вскоре Иван IV был вынужден подписать перемирие (1570 г.) с Речь Посполитая.

В 1571 году право компании на свободную торговлю и судоходство по Волга был отменен Иваном IV, который был оскорблен требованиями Англии закрыть русскую торговлю с другими европейскими странами. Дженкинсон вернулся в Москву в 1572 году, пытаясь восстановить привилегии компании, и в этой задаче он в значительной степени преуспел. Однако охлаждение англо-российских отношений было очевидным.[7] Это противоречие между Московской компанией и Россией продолжалось до конца шестнадцатого века под властью антианглийских дворов. Федор Иванович и Борис Годунов.[8]

В конце 16 века Ричард Хаклайт писал: «… знаменательное и странное путешествие мастера Дженкинсона в Богхар в Бактрии. К которому ты добавляешь шесть из наших одиннадцати сотен путешествий. Verstes против ручья Двины до города Вологда оттуда сто четыреста верст по суше до Ераслауэ, стоящего на могучей реке Волге; отсюда, выше двух тысяч пятисот верст, спускается ручей к древнему морскому городу. Astracan и так к многочисленным устьям Волги, а оттуда также на корабле по Каспийскому морю в Мидию, а затем также на верблюдах в Грузию, Армению, Гирканию, Гиллан и самые жаркие города Персидской империи: Компания Moscovie Marchants во имя вечной чести своего города и общества достигла большего, чем кто-либо другой, да, чем все другие народы Европы «.[9]

Расширение

Королева Елизавета I предоставил Московской компании монопольную хартию на китобойный промысел в 1577 году. Основные и самые прибыльные китобойные угодья этого акционерного общества были сосредоточены вокруг Шпицберген в начале 17 века, а королевская хартия компании 1613 года предоставила монополию на китобойный промысел на Шпицбергене на основании (ошибочного) утверждения, что Хью Уиллоуби открыл землю в 1553 году.[10][11]Первоначально англичане пытались отогнать конкурентов, но через несколько лет они заявили права только на воды к югу от этих арктических островов.[12]

Вскоре после смерти канцлера в 1556 году Московская компания отправила еще одно путешествие, чтобы обнаружить Северо-восточный проход на этот раз во главе с Стивен Боро. Ему удалось проплыть через Кара Гейтс, пролив между островами Вайгач и Новая Земля в Арктический океан. В 1607 и 1608 годах компания отправила Генри Хадсон в двух отдельных рейсах в попытке найти Северо-Восточный проход. Оба рейса не увенчались успехом.[13]

Отклонить

В 1646 году царь Алексей I отменил освобождение Московской компании от российской таможни в ответ на предполагаемую поддержку компанией Парламентарии в Английская гражданская война. После исполнение из Карл I Англии в 1648 году Алексей I вообще изгнал английских купцов из России, кроме города Архангел.[14][15] В то время как восстановление из Карл II Англии в 1660 г. привело к временному потеплению отношений между Англией и Россией, посольство 1664 г. Эндрю Марвелл оказались безуспешными в восстановлении прежних льгот Московской компании. В это время, нидерландский язык купцы заменили англичан как доминирующих торговцев в России.[15] Тем не менее, компания провела монополия на англо-русской торговле до 1698 года, когда он потерял свои привилегии из-за политического противостояния.[16]

XVIII век по

[значок]

Эта секция нуждается в расширении. Вы можете помочь добавляя к этому. (Декабрь 2020 г.)

Компания в разное время оказывала помощь церквям и англиканским служителям в Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге и Кронштадте, например: Англиканская церковь Святого Андрея, Москва. Компания существовала до Русская революция 1917 года и с тех пор действует в основном как благотворительная организация.[2]

Сент-Эндрюс и штаб-квартира компании (называемая Старый английский двор), построены во времена Ивана IV и находятся недалеко от Московский Кремль. В 1994 году их посетила Королева. Елизавета II.[нужна цитата ]

Изображение в художественной литературе

  • Путешествие Ричарда Ченслера в Москву в 1555 году и возвращение в Шотландию и Лондон изображены в Дороти Даннетт книга Кольчатый замок.

Смотрите также

  • Список торговых компаний

Рекомендации

  1. ^ Фокса-Дэвиса, Книга государственного оружия)
  2. ^ а б Рукописи библиотеки Ратуши, по состоянию на 26 января 2011 г.
  3. ^ Комиссия по благотворительности. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИЕЙ, зарегистрированная благотворительная организация № 210842.
  4. ^ а б Джеймс Эванс (2014) [Merchant Adventurers] [Orion Publishing co]
  5. ^ Э. Голдсмид (ред.), Основные направления навигации, путешествия, передвижения и открытия английского народа, собранные Ричард Хаклайт, Проповедник, Vol. III: Северо-Восточная Европа и прилегающие страны, Часть II: Московская компания и Северо-Восточный проход (Э. и Г. Голдсмид, Эдинбург, 1886 г.), стр.101-112.
  6. ^ а б Олсон, стр. 769
  7. ^ Герсон, стр. 84
  8. ^ Дмитриева, с. 21 год
  9. ^ Ричард Хаклайт, Основные направления навигации, путешествия, передвижения и открытия английского народа, т. 1, Северная Европа (1598 г.)
  10. ^ Хадсон, Генри; Георг Майкл Ашер (1860). Генри Хадсон-навигатор: оригинальные документы, в которых описана, собрана, частично переведена и аннотирована его карьера. Лондон: Hakluyt Society. стр. clix – clx.
  11. ^ Schokkenbroek, Joost C.A. (2008). Примерка: анатомия голландского китобойного промысла и тюленя в девятнадцатом веке, 1815–1885. п. 27.
  12. ^ Schokkenbroek, p. 28.
  13. ^ Олсон, стр. 770
  14. ^ Коутс, стр. 123
  15. ^ а б Дмитриева, с. 28
  16. ^ Эдди, стр. 67

Источники

  • Коутс, Бен (2004). Влияние гражданской войны в Англии на экономику Лондона: 1642 — 50 гг.. Издательство Ashgate.
  • Дмитриева, Ольга (2006). Британия и Московия. Издательство Йельского университета.
  • Эдди, Анна (2007). Английский язык в русском контексте: макросоциолингвистическое исследование. ProQuest.
  • Герсон, Арман (1912). Исследования по истории английской торговли в период Тюдоров. Пенсильванский университет.
  • Олсон, Джеймс (1996). Исторический словарь Британской империи: K-Z. Издательская группа «Гринвуд».
  • Т. С. Уиллан, Ранняя история компании Россия, 1956, переиздано в 1968 году.
  • Юрген Кляйн, «‘Восток, Хо! Основные навигации Хаклюта об английских моряках XVI века в Балтийской и Восточной Европе», в: Zeitsprünge. Forschungen zur Frühen Neuzeit 10 (2006), Heft 3 — 4, стр. 400 — 423.

внешняя ссылка

  • Библиография работ, связанных с Компанией
  • Работы о Московской компании в WorldCat Identities

Московская компания

  • Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Торговля Русского царства с другими странами, как правило, оптовая, меновая. Иностранные купцы, торгующие на золотую и серебряную монеты, получали дополнительные привилегии. Товарные кредиты выдавались чаще всего на один год — с сентября до сентября.

Гость (гости) — название крупных купцов до введения купеческих гильдий, иноземный купец. Впервые упоминаются в договорах князей Олега и Игоря с греками.

Шведская Ост-Индская компания (швед. Svenska Ostindiska Companiet) — компания, созданная в Швеции в XVIII веке для ведения морской торговли со странами Востока.

Шведская Вест-Индская компания (швед. Svenska Västindiska kompaniet) — торговая компания, образованная в Швеции в 1786 году для торговли с Вест-Индией.

Упоминания в литературе

1569 год явился «кульминационным пунктом» в истории успехов достигнутых Московской компанией у верховной русской власти. Англичанам удалось добиться новых привилегий: заказывать денежным дворам в Москве, Новгороде и Пскове переделку собственного серебра в русскую монету; завести канатную мануфактуру в Вологде; вести разведку рудных запасов на Вычегде и основать металлургическое производство. Им было разрешено захватывать иностранные корабли, которые попытались бы участвовать в беломорской торговле, с тем, однако, условием, чтобы половину добычи отдавать в царскую казну. Компанейским англичанам разрешалось заводить конторы и подворья в городах, держать русских работников, «жить везде по своему закону» – право суда и наказания английских подданных переходило к главному агенту компании, русские власти были обязаны оказывать ему содействие в высылке из страны англичан, не принадлежавших к компании.

Показательна судьба экспедиции, покинувшей Лондон 11 мая 1553 года. Из трех кораблей, застигнутых бурей, уцелел лишь один, на котором находился выдающийся мореплаватель Британии Ричард Ченслер. В грамоте, которую он имел при себе, содержался призыв английского монарха Эдуарда к будущим партнерам – «правителям северных стран» – развивать торговлю. Ченслер собрал много сведений о России и русских и по возвращении из экспедиции написал книгу «О великом и могущественном царе русском и великом князе Московском». Отныне «неведомая Московия» была открыта, и теперь следовало налаживать выгодные отношения с ней. В 1555 году в Англии учреждена Московская компания – общество для торговли с Россией, Персией и северными странами. А Р. Ченслера вновь отправляют в Москву. В Первопрестольной его принимают как посла ее величества английской королевы. В ответ Иван IV назначает своего посла в Англию. Это стало началом дипломатических отношений между двумя странами.

А что же англичане, чьи территориальные притязания не шли дальше Франции, а ноу-хау была продажа шерсти фламандцам? Могли ли они остаться в стороне, узнав, что испанцы и французы, их главные соперники, деятельно обогащались за морем? Нет, не могли. В 1496 году Джон Кабот, отправившийся из Бристоля, предпринял первую попытку пересечь Атлантический океан. В 1553 году корабли Хью Уиллоби и Ричарда Ченслера покинули Дептфорд, чтобы найти Северо-Восточный проход в Индию. Уиллоби погиб от холода в 1554 году, а Ченслер добрался до устья Северной Двины, а затем по суше в Москву, ко двору Ивана Грозного. Вернувшись в Лондон, Ченслер, не теряя времени, учредил Компанию Московского государства (“Общество купцов-искателей для открытия неизвестных и до этого обычно не посещаемых морским путем стран, областей, островов, владений и княжеств”) для торговли с русскими. Подобные проекты получали поддержку короны, поощрявшей не только тех, кто стремился за Атлантику, но и тех, кто искал дорогу к пряностям. Уже в середине xvii века английская торговля процветала от Белфаста до Бостона, от Бенгалии до Багамских островов.

При Иване Грозном Россия установила прочные контакты с еще одной державой. Англичане решили искать «Северо-Восточный проход» через Арктику, чтобы добраться до богатых стран Азии в обход испанских и португальских владений. В 1553 г. Мария Кровавая организовала экспедицию Уиллоби. Два корабля погибли, а третий, Ченслера, был занесен в Белое море, спасен поморами, и… англичане «открыли» Россию. Дада, в некоторых источниках так и указывается, что нашу с вами страну тоже «открыли» отважные британские моряки! Забывая о том, что русские «открыли» Англию на 70 лет раньше. Но в это время выходы через Балтику опять закупорили ливонцы и шведы, и царь принял англичан очень радушно, даровал им большие привилегии, и в 1655 г. в Англии была создана «Московская компания» – кстати, это был вообще первый прорыв британской торговли на внешние рынки. Королева Елизавета отношения упрочила, вела переписку с царем. Как уже отмечалось, она и сама была дамой весьма «грозной». И, между прочим, когда англичанин Флетчер издал книгу, критикующую российскую «тиранию» в противовес «британским вольностям», произведение запретили, а тираж конфисковали и сожгли. Елизавета сочла, что под маской правления Ивана автор изобразил сатиру на ее собственные порядки.

Вторая компания, «Савас ойл», была зарегистрирована в Женеве и входила в международную группу «Савас» со штаб-квар-тирой в Риме. Связи с «МЭС» эта группа имела самые тесные. В Риме «Савас» возглавлял русский эмигрант Слава Сайцев, фигурировавший вместе с Кирилловым в качестве возможного подозреваемого в женевском уголовном деле, связанном с «МЭС». Директором женевского отделения «Савас» являлся Морис Тейлор, управляющий компанией Виталия Кириллова. Было у «Савас» представительство и в Москве. Руководил им некий Евгений Фесенко, глава московской компании «Мэско» – одной из ключевых экспортных компаний «МЭС».

По сути, английская Ост-Индская компания была первым в истории акционерным обществом, поскольку до того сообщества торговцев, как-то Московская компания и другие, не имели уставного капитала, складывавшегося из взносов пайщиков, а были лишь объединениями купцов с равными правами.

Итак, несколько отрывков из отчета Э. Дженкинсона о его путешествии в Среднюю Азию в 1558–1560 гг., написанного для купцов Московской компании в Лондоне.

Связанные понятия (продолжение)

Южная компания, Компания южных морей (швед. Söderkompaniet, Söderhavskompaniet, Södersjökompaniet) — шведская торговая компания, ведшая свою деятельность в XVII веке и являвшаяся первой попыткой шведов принять участие в трансокеанской торговле.

Байло (итал. bailo или итал. baylo) — венецианская должность. Байло был постоянным представителем Венецианской Республики. В зависимости от места службы байло исполняли функции губернатора и/или дипломата. Наиболее известны байло, служившие в Константинополе. С 1265 года байло представляли интересы Венеции при Византийском, а после 1453 года и при Османском дворе. В Константинополе они занимались разрешением любых недоразумений между османами и венецианцами. Для этого им приходилось устанавливать…

Шведская Африканская компания (швед. Svenska Afrikanska Kompaniet) или Гвинейская компания (швед. Guineakompaniet) — шведская торговая компания, основанная в 1649 году для торговли с Африкой.

Заморин (англ. Samoothiri, Малаялам: സാമൂതിരി, русский термин образован от англизированного варианта англ. Zamorin) — титул, который носили правители в Кожикоде, государстве на юге Индии, в настоящее время это территория штата Керала. Заморины правили с XII по XVIII век, и были главной силой в регионе в средние века. Со времён династии Чера заморины были единственной силой, способной объединить все разрозненные княжества Керала. В 1766 году княжество Майсур во главе с Хайдар Али разбилo заморина…

Колониальная экспансия Габсбургской монархии — Австрийской (с 1867 года Австро-Венгерской) империи — совокупность нескольких попыток этой мировой державы наладить свою прибыльную заморскую колониальную торговлю и обзавестись собственными колониями.

Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.

Подробнее: История торговли

Неме́цкий двор (или двор святого Петра) — второй иноземный двор немецких купцов, располагавшийся в Новгороде и существовавший примерно в XII—XVI веках.

Вели́кое посо́льство — дипломатическая миссия правителя Русского царства Петра I Алексеевича в Европу в 1697—1698 годах.

Не́мцы Са́нкт-Петербу́рга — часть населения города Санкт-Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшая самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Многие из немцев Санкт-Петербурга являлись подданными Российской империи.

Ба́рди (Bardi) — старинный род флорентийских банкиров. Барди возглавляли одну из крупнейших в Европе банковско-торговых компаний (с середины XIII в. до середины XIV в.). Они выступали кредиторами пап и королей. На деньги Барди велась Столетняя война. С конца XIII в. Барди принимали участие в политической жизни Флоренции.

Компания Южных морей (англ. The South Sea Company) — английская торговая компания, финансовая пирамида. Предприятие было основано в 1711 году британским казначеем Робертом Харли. Акционерам было обещано асьенто — исключительное право на торговлю с испанской частью Южной Америки. В обмен на привилегии компания обещала выкупить государственный долг, существенно увеличившийся в ходе войн герцога Мальборо. При этом эти права основывались на успешном завершении Англией Войны за испанское наследство, которая…

Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых…

Северо-Западная компания (англ. North West Company) — торговая компания, занимавшаяся преимущественно торговлей мехом. Располагалась в Монреале с 1779 по 1821 год. Была главным конкурентом Компании Гудзонова залива на территории, позднее ставшей Западной Канадой. Конкуренция между компаниями дошла до вооружённого противостояния, и в конце концов они были принуждены к слиянию.

Ганзейский союз, Га́нза, также Ганзея (нем. Deutsche Hanse или Düdesche Hanse, др.-в.-нем. Hansa — буквально «группа», «союз», лат. Hansa Teutonica) — крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века. Просуществовал до середины XVII века. В регистр Ганзы были включены 130 городов, из них — около 100 портовых, а под её влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов. К началу XV века Ганза объединяла около 160 городов.

Подробнее: Ганза

Колонизация Америки — это колонизация Южной и Северной Америки европейскими государствами, начавшиеся с открытия Америки Колумбом в 1492 году. Главными европейскими метрополиями участвующие в колонизации Америки были Испанская империя, Португалия, Британская империя и Франция. В колонизации также участвовали и другие метрополии которые, однако быстро потеряли свои колониальные владения. Примерами таких метрополий являются Россия, Швеция и Нидерланды.

В 1778 году кочующая с XVII века резиденция монгольских Богдо-гэгэнов Урга́ (от монг. Өргөө — «Дворец», «Ставка»; также монг. Их хүрээ, Да хүрээ — «Великий монастырь») осела в долине в месте слияния рек Тола и Сэлбэ, став стационарным поселением и крупнейшим городом цинской Внешней Монголии. В 1911 году Урга получила статус столицы Монголии и стала называться Нийслэл хүрээ — «Столичный монастырь». Название Урга не было официальным и использовалось в основном иностранцами. В 1924 году с провозглашением…

Подробнее: История Улан-Батора

Япония в эпоху модернизации представляла собой государство, в короткие сроки переходящее от феодализма к современному индустриальному обществу.

В промежутке между мировыми войнами в Шанхае, как и в Харбине, существовала крупная русская диаспора представителей первой волны эмиграции. По оценкам 1937 года, в Шанхае проживало около двадцати пяти тысяч русских, составлявших с большим отрывом самую многочисленную группу иностранцев в городе. Большинство из них эмигрировали с Дальнего Востока, где т. н. Чёрный буфер Белого движения сохранялся до осени 1922 года.

Подробнее: Русский Шанхай

Сагалло (Сагаллу́, фр. Sagallou), (Русское Сомали) — заброшенный египетский форт, часть берега будущего Французского Сомали (сейчас Джибути); территория, которую пытались освоить и закрепить за Российской империей русские колонисты в начале 1889 года.

Луизианская покупка (англ. Louisiana Purchase) — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер приобретённой территории, по приблизительным оценкам, равен 530 миллионам акров (828 000 миль² или 2 100 000 км²). Цена сделки составила 15 миллионов американских долларов или 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских долларов). Исходя из этого, цена одного…

Колониальная история США покрывает период от начала европейской колонизации Америки, в особенности английской колонизации, до декларации независимости в 1776 году. В конце XV века Англия, Шотландия, Франция, Швеция, Испания и Нидерланды начали колонизацию Северной Америки. Многие колонии, например, широко известная колония Роанок, были оставлены или бесследно исчезли, но некоторые оказались успешными. Первые европейские колонисты происходили из разных социальных слоев и религиозных конфессий. Аристократы…

Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках «Двадцать четыре истории» I века. Однако согласно результатам археологических исследований, Японский архипелаг был заселён людьми в период позднего палеолита.

Подробнее: История Японии

Морской пушной промысел — морская торговля мехом калана (морской выдры) и других животных, которая велась с коренными народами Аляски и индейцами северо-западного побережья Северной Америки. Пушнина в основном шла в Китай, где она обменивалась на чай, шёлк, фарфор и другие китайские товары, после чего эти товары потом продавалась в Европу и США. Впервые морским промыслом пушнины начали заниматься русские: он вёлся на востоке от Камчатки, вдоль Алеутских островов и на южных берегах Аляски. Англичане…

Ма́рки виртуа́льных госуда́рств, или «почто́вые при́зраки», — марки несуществующих, виртуальных государств, а также микрогосударств, которые выпускаются в пропагандистских и/или спекулятивных целях. По подсчётам экспертов, совокупное количество подобных выпусков в мире по меньшей мере более 80 тысяч, и оно продолжает увеличиваться.

Пять портов (норманд. Cinque Ports) — союз сперва 5, а ныне 14 портовых городов в английских графствах Кент и Суссекс.

Исто́рия по́чты — исследование развития почтовой связи, важный раздел филателии. Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась посредством гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.

Помо́рская торго́вля (норв. Pomorhandel) — торговля между поморами и людьми, жившими по побережью Северной Норвегии. Торговля началась около 1740 года и продолжалась до революции 1917 года.

Золотой запас Российской империи — находившееся в государственной собственности Российской империи в хранилищах финансовых ведомств Казначейства и Госбанка золото в виде российской и иностранной монеты (в том числе XVIII, XIX и XX веков), кружков без аверса и реверса, полос, слитков, а также золотых самородков из хранилищ СПб Горного института.

Французской оккупацией Мальвинских островов называют основание французами первого постоянного поселения на Мальвинских (Фолклендских) островах — порта Сен-Луи (позже Порт-Луис, Пуэрто-Соледад). Королевство Испания, считавшее архипелаг своей собственностью, выступило против присутствия французов и, в результате недолгих переговоров, получило порт Сен-Луи, укрепив свои суверенные права. Правительство Великобритании никак не отреагировало на эти события: ни когда на архипелаге высадились французы, ни…

Коммерческая революция — период экономической экспансии Европы, колониализма и меркантилизма, который длился примерно с конца XIII до начала XVIII века, на смену которому пришла промышленная революция. С началом Крестовых походов европейцы заново открыли для себя пряности, шёлк и другие товары, ставшие редкими в Европе в Средние века. Это открытие привело к расширению торговли и обострению торговой конкуренции со странами Востока. Формирующиеся европейские государства на протяжении эпохи Великих…

Золотой век пиратства — общее обозначение активности пиратов, охватывающее период с 1650 по 1730 год и включающее в себя три отдельных промежутка…

Спор о границе Орегона (также известный как «Орегонский вопрос») — результат конфликта претензий Великобритании и США в районе тихоокеанского побережья северо-западной части Северной Америки в первой половине XIX века. Британцы называли регион «Округом Колумбия» (в соответствии с регионами деятельности Компании Гудзонова залива), американцы — Орегонской страной. Общее определение спорного региона таково: к западу от Скалистых гор, к северу от 42-й параллели (северная граница Новой Испании, а с…

Ливрейные компании Лондонского Сити представляют собой древние и современные лондонские торговые ассоциации. Названия почти всех их состоят из слов «Почтенная компания…» (англ. Worshipful Company of …) с добавлением соответствующего ремесла, торговли или профессии.Лондонские средневековые гильдии развились в корпорации, ответственные за обучение и регулирование в областях их специализации. В частности, это контроль заработной платы, условий труда и стандарты производства. Подобно большинству средневековых…

Форт-Уильям (англ. Fort William) — британская крепость, давшая начало городу Калькутта. Рядом с ней раскинулся самый большой городской парк — Майдан.

Орегонская страна (англ. Oregon Country) — американский термин, использовавшийся для обозначения примыкающего к Тихому океану региона на северо-западе Северной Америки, право на владение которым в первой половине XIX века оспаривали друг у друга США и Великобритания. В Великобритании для обозначения этого региона использовался термин «Округ Колумбия» (англ. Columbia District) — в соответствии с разделением Северной Америки на регионы деятельности, принятым в Компании Гудзонова залива.

Главное общество российских железных дорог — основано 26 января (7 февраля) 1857 года, согласно указу императора Александра II, для постройки в Российской империи в течение десяти лет сети железных дорог и их эксплуатации в течение 85 лет.

История Санкт-Петербурга начинается с 1703 года. Тогда начали строить петропавловскую крепость. За всё время своего существования он успел побывать столицей трёх государств, трёх революций и имел три разных названия. Основателем города является Пётр I — первый российский император. Он же сделал Санкт-Петербург столицей нового государства — Российской империи. Во времена Великой Отечественной войны город пережил тяжёлую блокаду.

Средневековый Париж являлся одним из крупнейших городов Западной Европы. Его история охватывает периоды правления четырёх королевских династий — Меровингов (V—VIII века), Каролингов (VIII—X века), Капетингов (X—XIV века) и Валуа (XIV—XVI века). Издавна город был разделён на три условные части — остров Ситэ, северное правобережье и южное левобережье, каждая из которых имела свои индивидуальные особенности развития. С северной стороны к средневековому Парижу примыкал холм Монмартр, а с южной — более…

Ка́перы (нем. Kaper), корса́ры (фр. corsaire), привати́ры (англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно (также называемое капером, приватиром или корсаром) с целью захвата торговых кораблей неприятеля (а иногда и судов нейтральных держав). То же название применяется к членам их команд.

В XVI веке люди заново открывают для себя мир. Суровое средневековье заканчивается, эпоха великих географических открытий заставляет европейцев изменить свое представление о Земле.

Пускаться на поиски новых земель все еще было опасно, но желание поживиться, доставив заморские товары с огромной наценкой, побеждает. Испанцы и португальцы стремительно расширяют свои колониальные владения, но Англия пока еще правит морями. Стремясь разведать альтернативные пути в Индию и Китай, британцы забираются далеко на север. И тут на их пути возникает Московия.

Три корабля отошли от берегов Альбиона в мае 1553 года. Небольшую экспедицию возглавили Хью Уиллоби и Ричард Ченслор. Два судна сели на мель у лапландского берега, и экипаж Уиллоби, скорее всего, погиб в начале 1554 года. Десятки трупов были позже найдены поморами. Смерть настигла моряков мгновенно за их будничными делами. Даже сам капитан, по словам Карамзина, сидел с журналом в руках и ни о чем не помышлял.

bonaventura.jpg

Корабль «Эдуард Бонавентура»

Судьба третьего судна, «Эдуард Бонавентура», сложилась несравненно счастливее. Капитану Ричарду Ченслору и его подручному Клименту Адамсу удалось в августе 1553 года дойти до Двинской губы, где и был сброшен якорь. «Оглядываясь вокруг и ища пути, они заметили вдалеке рыбачью лодку. Капитан Ченслор с несколькими людьми отправился к ней, чтоб завязать сношения с бывшими в ней рыбаками и узнать от них, какая здесь страна, какой народ и какой их образ жизни. Однако рыбаки, пораженные странным видом и величиной его корабля (ибо здесь до того времени ничего подобного не видели), тотчас же обратились в бегство; он все же следовал за ними и, наконец, догнал их. Когда Ченслор подъехал к ним, рыбаки, помертвев от страха, пали перед ним ниц и собирались целовать его ноги. Но он, по своей всегдашней большой любезности, ласково посмотрел на них, ободряя их знаками и жестами, отказываясь от их знаков почтения, и с дружеской лаской поднимал их с земли». Ченслор сразу понял, что открытая им страна никакой Индией не является, но решает завести торговые и дипломатические связи с местными правителями.

chanslor.jpg

Ричард Ченслор

Россия в XVI веке уже закрепилась в сознании просвещенных умов Европы, но в саму Московию из края льдов и морозов столь далекие западные гости еще не заглядывали. У местных властей не было никаких готовых распоряжений относительно появления иностранцев. Ченслору сообщили, что государством управляет царь Иван Васильевич, и только он вправе решать столь важные вопросы. Англичанин ответил, что «…они ищут дружбы его и хотят вступить с Московитянами в торговые сношения, от коей оба Царства могут получить большие выгоды».

plan_msk_1628.jpg

План Москвы, 1618 год

В Москву спешно отправили гонца. Ответ Ивана Грозного был положительным, и посланники далекой земли прибыли в русскую столицу. На Ричарда Ченслора город произвел большое впечатление: «Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Говорят, что стены эти толщиною в 18 футов, но я не верю этому, они не кажутся такими. Впрочем, я не знаю этого наверно, так как ни один иностранец не допускается к их осмотру». Путешественник подробно описывает ярмарки русского севера, Вологду, Ярославль, Псков, Новгород, характеризует эти поселения как богатые и развитые в коммерческом отношении.

victor_vasnetsov_tsar_ivan_grozn.jpg

Виктор Васнецов, «Царь Иван Грозный»

Грозный царь внимательно выслушал англичанина и дал свое согласие на торговлю с Британией. В 1554 году Ченслор вернулся в Лондон и принялся за организацию Московской компании. В 1555 году Ричард еще раз посетил Москву, где утрясал правовые и коммерческие вопросы. Британская королева Мария утвердила устав новой структуры. В состав Московской компании входили 150-400 человек, а само объединение носило характер акционерного общества. В 1556 году в Англию ездил русский чиновник Осип Непея, который удачно вернулся на родину и привез в Москву «мастеров многих, дохторов, злату и серебру искателей». Россия уже подумывала над развитием горного и аптечного дела, хотя всерьез  сдвинется с места только при Петре.

london.jpg

Лондон, XVI век

Англичане закрепились в России основательно – им принадлежали торговые дворы и фактории в Ярославле, Вологде, Астрахани, Новгороде, Костроме, Ивангороде, на берегу Белого моря, где в 1580-е годы появятся контуры будущего Архангельска. На Варварке Московская компания обзавелась собственными палатами. Сейчас там находится музей Старого Английского двора.

Каждый день обитатели здания получали вполне царское содержание – четверть быка, двух гусей, двенадцать кур, четырех баранов, одного зайца, пиво, вино, полсотни яиц, 62 каравая. Штат агентов компании составлял 20-30 человек. Иван Грозный был настроен к первооткрывателям Московии крайне благосклонно и много раз подтверждал дарованные англичанам льготы. Акционеры получили возможность строить заводы по выделке канатов, прядильные фабрики, гостиные дворы, склады, добились права беспошлинной торговли. Правда, в таком случае товар первым делом доставлялся к царскому двору — государь выбирал то, что ему нравилось, а остальная часть продукции шла на рынок.

angl_dvor.jpg

В.А.Рябов «Панорама Зарядья конца XVII в», вид Старого Английского двора

Участники Московской компании даже чеканили русскую монету из привозного серебра, пытались разрабатывать рудные месторождения в Вологодской области, могли грабить в Белом море суда, нарушившие торговые соглашения. Русские таможенники не вскрывали тюки с привозными товарами компании.

Англичане стремились установить торговую монополию, конкурентам такие попытки не нравились – нидерландские купцы прислали Ивану Грозному грамоту, в которой утверждали, что британские моряки всего лишь самые обычные пираты.

Деятельность Московской компании была относительно выгодна обоим сторонам – англичане вывозили из России дешевое сырье, а царский двор получил новый канал для приобретения предметов роскоши, техники, сложной ремесленной продукции. Каждый год в устье Двины заходило 5-10 кораблей. В 1557 году иностранцы привезли на Русь 9 бочек олова, сотни тюков материи и сукна. Чуть позже в списке товаров упоминаются сахар, чернослив, изюм, перец, посуда. Русские не оставались в стороне от культурных веяний – в страну из Англии шли клавикорды. Парадоксально, но иногда в Россию привозили порох, дорогое оружие, селитру. Страны Ганзейского союза были недовольны, ведь за владение берегами Балтики шла кровопролитная Ливонская война. Назад уходил лес, пенька, ворвань, кожа, мед, конопля, воск. Структура экспорта очень напоминала новгородский вывоз XIV-XV века, только русские меха не пользовались в Британии особенной популярностью.

1372108135_karta-dzhenkinsona.jpg

Карта России, Московии, Тартарии Антони Дженкинсона (1562 год)

Иван Грозный не зря был так ласков с чужеземцами – царь рассчитывал найти в лице Англии верного союзника. Русский государь состоял в переписке с королевой Елизаветой. Некоторые считают, что Иоанн пытался склонить правительницу Англии к заключению брака, но та отвергла его притязания. В 1570-1580-е годы Иван IV уже не так внимателен к делам Московской компании. В одном из писем встречается полный едкой гордости пассаж: «А Московское государьство покаместо без Аглинских товаров не скудно было».

 На рубеже XVI-XVII века русско-британские торговые отношения выдержали еще несколько взлетов и падений, а окончательно Россия закрылась от Англии только в 1640-е годы. В Британии был казнен законный монарх Карл I, и взбешенный Алексей Михайлович приказал значительно ограничить поле деятельности Московской компании.

Павел Гнилорыбов,

историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Московская финансовая компания отзывы клиентов
  • Московские строительные компании список топ 10
  • Московские товары на широкой улице часы работы
  • Московский 40 балтийский бизнес центр проспект
  • Московский индустриальный банк реквизиты счета