Московская компания была создана в лондоне в 1554 году с целью

По благословению Эдуарда VI основатели компании решили осуществить поиск северо-восточного морского прохода в Индию и Китай, снарядив для этого экспедицию из трех кораблей. Стратегической целью похода было разрушить торговую монополию Испании и Португалии…

Этот опасный путь был прерван. Шторм разметал корабли по Белому морю и только  одному из них суждено было достигнуть берега и отыскать рыбацкую пристань тихого северного монастыря. Двинская летопись повествует: «Того же лета августа в 24-й день, прииде корабль с моря на устье Двины реки и обослався: приехали на Холмогоры в малых судех от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним – гости».

Капитан уцелевшего судна Ченслор приезжает в Холмогоры и  представляется воеводе Фофану Макарову, который принадлежал к наиболее зажиточным семьям двинских крестьян-вотчинников, промышленников и купцов.

Воевода отправляет Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу Грозному — тогда еще молодому царю  огромного Московского государства. Он преподнес царю в подарок серебряную, позолоченную и гравированную церковную чашу — потир, сохранившуюся в царской сокровищнице и ныне выставленную в Оружейной палате Кремля. Ченслор, вернувшись в Британию в 1554 году с посланием от русского царя к королеве, составил сочинение под названием «Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны, написанная Ричардом Ченслором». Описанные в дневниках и устно богатства страны, в которую был открыт морской путь, были сейчас же оценены британскими торговцами — недаром в заглавии книги упоминание о товарах занимает далеко не последнее место.

Через год агенты Общества купцов-предпринимателей заключили соглашение с русским царем Иваном Грозным. Был учреждён особенный совет для рассмотрения прав и вольностей, которых требовали англичане; главная мена товаров была назначена в Холмогорах, осенью и зимой; цены остались произвольными. Иоанн дал англичанам торговую грамоту, предоставив им право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, право  построить дворы, не облагаемые податями, в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе). Такое привилегированное положение послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году  на базе прежнего общества купцов-предпринимателей торговой Московской компании, просуществовавшей до революции 1917 года.

По заключенному торговому договору русские купцы получали право торговать беспошлинно в Британии. Однако, в отличие от своих коллег, не располагая флотом для морских путешествий, они на практике не имели возможности пользоваться этим преимуществом.  Британские же купцы развернули свою торговлю в России быстро и с большой выгодой для себя. Среди других привилегий, полученных британскими купцами — право добывать руду и построить железоделательный завод в городе Вычегде. Через Холмогорский, а затем Архангельский порт пошли английское оружие, порох, селитра, свинец, оловянная посуда, сукно.

Московская торговая компания вызывала недовольство как иностранных конкурентов, например голландцев, так и русского купечества. Политические обстоятельства всегда отражались на деловой ее деятельности. Если в 1554 ее капитал составлял 6 тысяч фунтов стерлингов, то в 1583 – 80 тысяч. А вот в 1595, когда грозного царя уже 10 лет как не было в живых,  – лишь 10 тысяч фунтов стерлингов. А далее так — в 1649 деятельность Московской торговой компании была сильно ограничена, в 1698 она потеряла все привилегии.

Источник: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х томах. – М.: Книга, 1988-1989.

Фото: historylib.org   zyuenglish.ucoz.com

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Как англичане пытались стать монополистами в торговле с Россией

В XV – 1-й половине XVI вв. основными торговыми партнерами русских земель в Западной Европе были северогерманские города Ганзейского союза, Швеция, Дания и Польша. Во 2-й половине XVI столетия на первое место во внешней торговле России с Западной Европой выходят Англия, вслед за ней – Нидерланды и Франция.

«Открытие» Англией России

Для Англии путь в Восточную Азию через Атлантический и Тихий океаны был закрыт Испанией. Английские купцы решили отыскать свой собственный монопольный маршрут туда вдоль северных берегов Азии. С этой целью в 1551 году в Лондоне образовалась «Компания торговых предпринимателей для открытия неизвестных земель» (позднее – Московская компания). В 1553-1554 гг. компания снарядила свою первую экспедицию. Два ее корабля под начальством Хью Уиллоуби были вынуждены зазимовать у берегов Кольского полуострова, где все их экипажи погибли от лишений. Третий корабль – Ричарда Ченслора – достиг устья Северной Двины. Ченслор прибыл в Москву, где был принят царем Иваном Грозным, после чего отправился с царским письмом в Лондон. Так было положено начало англо-русским отношениям.

Монополия английской Московской компании

Вскоре английские купцы Московской компании получили исключительные привилегии в России. Они имели право открывать свои дворы и склады для товаров в любых городах России, вести торговлю по всей территории России, а также ездить для торговли в Персию. При этом они не платили никаких пошлин. С учреждением Иваном Грозным Опричнины в 1564 году англичане в России ведались только судом Опричнины, то есть судом самого царя, помимо обычных земских учреждений. Фактически английские гости пользовались в России правом экстерриториальности.

Со временем Иван Грозный позволил англичанам добывать и выплавлять в России железную руду, вывозя железо в Англию с уплатой символической пошлины. Кроме англичан, никто не имел права торговать в устье Двины и в Холмогорах. Царские власти должны были арестовывать и выдавать Московской компании тех английских купцов, которые бы стали торговать в России, не имея патента от Московской компании.

Время от времени цари, недовольные поведением английских купцов, отнимали у Московской компании некоторые ее привилегии. Так, англичане иногда лишались права беспошлинной торговли (хотя пошлину при этом платили вполовину меньше, чем другие заморские гости), должны были при проезде в Персию предъявлять свои товары на таможнях в Казани и Астрахани, переводились в ту же юрисдикцию, что и другие иностранные купцы в России. Однако при новом обмене посольствами привилегии возобновлялись. Так, в 1587 году правительство царя Федора Ивановича (фактически ближний боярин Борис Годунов) подтвердило все преимущества, данные английским купцам Иваном Грозным. То же сделал и новоизбранный царь Михаил Романов в 1614 году.

Стремления англичан и принципы России

Со своей стороны, англичане неоднократно требовали от Ивана Грозного, от сменившего его царя Федора Ивановича и затем от Бориса Годунова новых привилегий. Важнейшей из них было позволение искать путь через Россию в Китай, причем Россия должна была выделять для этого припасы и провожатых. Англичане стремились обеспечить за собой монополию иностранной торговли в России. Поэтому они добивались закрытия русских северных портов для всех кораблей, кроме английских. Первоначально, во время Ливонской войны, так и было. Россия вела торговлю с остальными европейскими странами через Нарву, которой владела долгое время. Но после поражения в Ливонской войне и утраты Балтийского побережья Россия вновь открыла северные гавани для судов любых флагов.

Московское правительство на подобные требования Англии неизменно отвечало, что не может запретить купцам иных государств торговать в России. «Можем обойтися и без англичан и в угоду им не затворим дорог в свою землю, – писал Борис Годунов от имени царя Федора Ивановича королеве Елизавете I в 1585 году. – Для нас все равны… Мы рады видеть купцов лондонских в России, если не будешь требовать для них исключительных прав, несогласных с уставами моего царства».

Проникновение Нидерландов и Франции

Нидерланды и Франция уже в конце XVI века также вели интенсивную торговлю с Россией. В 1555 году под стены Никольского монастыря в Корельском устье Северной Двины прибыл первый корабль из Нидерландов (которые были тогда еще испанским владением). В 1583 году, отвечая английскому послу Джерому Баусу на требование предоставить англичанам монополию на торговлю в русских северных портах, царь Иван IV ответил, что «купцы немецкие, нидерландские, французские торгуют с Россией уже единственно в северных пристанях». При последующих переговорах английский посол добился того, чтобы его соотечественникам была предоставлена монополия торговать в большинстве северно-русских гаваней; только две из них – Пудозерская и Кольская – были оставлены для судов других стран. В 1585 году в письме, переданном в Лондон с английским послом Горсеем, новый царь, перечисляя иностранных купцов, с которыми торгует Россия, упомянул французских.

О том, что нидерландские купцы уже в 70-80-е гг. XVI века подкупали царских бояр и дьяков, желая добиться в России торговых привилегий, пишет Карамзин. Происки Нидерландов считал причиной неудачи своей миссии к Ивану Грозному посол Баус. В 1614 году Россия получила от Нидерландов (также, как и от Англии) денежную субсидию на ликвидацию последствий Смутного времени и на войну с Польшей. В 1630 году прибыло в Москву нидерландское посольство, ставившее своей целью добиться в России тех же привилегий, которые имели в ней англичане. А годом раньше с аналогичными требованиями явилось первое в России посольство из Франции. Но ни голландцы, ни французы ничего нового не добились. За ними было подтверждено старое право торговать с Россией, но без особых преимуществ.

Конец английских привилегий

Между тем, в том же 1629 году московское правительство отказало английскому послу в просьбе предоставить Англии право беспошлинной транзитной торговли с Персией товарами, закупаемыми в России. Такое решение было принято царем Михаилом Романовым после совещания с созванными для обсуждения этого вопроса крупными московскими купцами.

Английская торговля в России все больше сковывала развитие русского купечества. В 1646 году купцы представили новому царю Алексею Михайловичу челобитную об отмене английских привилегий. Вскоре для этого представился благоприятный случай. В январе 1649 года, во время революции, английский король Карл I был казнен по приговору парламента. По этому казусу царь повелел английским купцам выехать из всех мест Российского государства, кроме устья Двины, и впредь торговать с Россией только там наравне со всеми прочими иностранными купцами.

Читайте наши статьи
на Дзен

ovsenukneon

ovsenukneon
@ovsenukneon

July 2022
2
3
Report

Московская компания была создана в Лондоне в 1554 году с целью:​

Please enter comments

Please enter your name.

Please enter the correct email address.

Agree to terms of service

You must agree before submitting.

Answers & Comments


erasikbaan

Ответ:

наладить торговые отношения с Москвой

2 votes
Thanks 1

2305567

Ответ:для торговли с Русским государством и странами Востока. Большой энциклопедический словарь.

Объяснение:

1 votes
Thanks 1

More Questions From This User See All

ovsenukneon

ovsenukneon
August 2022 | 0 Ответы

k pravilam transportirovki postradavshego ot pozhara ili yadovitogo gaza otnositsya

Answer

ovsenukneon

ovsenukneon
July 2022 | 0 Ответы

k pravilam povedeniya vo vremya uraganov i bur otnositsya

Answer

ovsenukneon

ovsenukneon
July 2022 | 0 Ответы

vyberite iz dannogo spiska proizvedenie folkloravyberite odin otveta burmis

Answer

ovsenukneon

ovsenukneon
July 2022 | 0 Ответы

ustanovlennyj poryadok soversheniya chego libo tesno perepletayushijsya s osobymi dejs

Answer

ovsenukneon

ovsenukneon
March 2022 | 0 Ответы

sovokupnost zashitnyh reakcij organizma cheloveka pri stressevyberite odin otvet

Answer

From Wikipedia, the free encyclopedia

Muscovy Company

Type Trading company; charity
Industry Trading company; now a charitable organization
Predecessor Company of Merchant Adventurers to New Lands
Founded 6 February 1555; 468 years ago in England
Founders Richard Chancellor, Sebastian Cabot and Sir Hugh Willoughby
Fate Existed until 1917 as a trading company. Now operates mainly as a charity.

Seal of the Muscovy Company, showing the date 1555 above an escutcheon of arms: Barry wavy of six argent and azure, over all a ship of three masts in full sail towards sinister proper, sails, pennants, and ensigns of the first, each charged with a cross gules all between three bezants, a chief or, on a pale between two roses gules seeded or, barbed vert, a lion passant guardant of the fifth[1] All encircled by motto: Refugium Nostrum in Deo Est («Our Refuge is in God»). The ship is shown, unusually for heraldry, sailing towards the sinister, signifying «The East»

The Muscovy Company (also called the Russia Company or the Muscovy Trading Company Russian: Московская компания, romanized: Moskovskaya kompaniya) was an English trading company chartered in 1555. It was the first major chartered joint stock company, the precursor of the type of business that would soon flourish in England and finance its exploration of the world. The Muscovy Company had a monopoly on trade between England and Muscovy until 1698 and it survived as a trading company until the Russian Revolution of 1917. Since 1917 the company has operated as a charity, now working within Russia.[2][3]

History[edit]

Company of Merchant Adventurers to New Lands[edit]

The Muscovy Company traces its roots to the Company of Merchant Adventurers to New Lands (in full: «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown») founded in 1551 by Richard Chancellor, Sebastian Cabot and Sir Hugh Willoughby, who decided to look for the Northeast Passage to China.

The first expedition of the Company of Merchant Adventurers was led by Willoughby, who was chosen for his military leadership skills after esteemed service against the Scots defending English castles in the north of the country. He had no prior nautical or navigational experience and it was hoped he would transition into naval life with the same aplomb he showed on land.[4] Chancellor would function as the navigator of the small fleet, which consisted of three ships: the Bona Esperanza under Willoughby, the Edward Bonaventure under Chancellor and the Bona Confidentia. The fleet departed from London on 10 May 1553, but near the Lofoten islands a storm hit the ships and separated Chancellor’s vessel from the other two.

Willoughby eventually crossed the Barents Sea and reached Novaya Zemlya. He spent some time sailing along the coast, then turned south towards Scandinavia. However at the mouth of the Varzina River on the coast to the east of present-day Murmansk the ship became trapped in ice. Willoughby and his crew were found a few years later by Russian fishermen who stumbled across the ship frozen in ice. Forcing entry into the ship, they found the bodies of Willoughby and his men frozen solid. It has been assumed that the men froze after a cold Russian winter aboard the ship, however, Willoughby and his men were well supplied for a winter aboard a ship – they had supplies of food enough for a journey meant for Asia and they had many woollen garments meant for trading in any destination they might have ended up in. It has therefore been posited by historians that Willoughby and his crew died not from exposure to the elements, but from carbon monoxide poisoning. The surrounding bay would have had ample supplies of sea coal and it was likely that men would have been sent out to gather material to keep them warm, and any combustion of sea coal in an enclosed area could easily have led to their deaths in a small ship hold. At any rate, Willoughby sent out scouts in various directions with the instruction to return after three days travelling if they had not found any human contact. All of these journeys failed.[4]

Chancellor was luckier. He penetrated the White Sea, where the local fishermen were amazed by the great size of his Western-built ship. He reached the harbour of Nikolo-Korelsky Monastery on the Northern Dvina river (near the present-day Arkhangelsk, which would be eventually founded in 1584 to service the growing trade). The region had just recently been added to Muscovy, and when Tsar Ivan IV heard of Chancellor’s arrival, he immediately invited the exotic guest to visit Moscow for an audience at the royal court.

Chancellor made the journey of over 600 miles (970 km) to Moscow through snow- and ice-covered country. He found Moscow large (much larger than London) and primitively built, most houses being constructed of wood. However, the palace of the Tsar was very luxurious, as were the dinners he offered Chancellor. The Russian Tsar was pleased to open the sea trading-routes with England and other countries, as Russia did not yet have a safe connection with the Baltic Sea at the time and almost all of the area was contested by the neighbouring powers of Grand Duchy of Lithuania, Crown of the Kingdom of Poland and the Swedish Empire. In addition, the Hanseatic League had a monopoly on the trade between Russia and Central and Western Europe. Chancellor was no less optimistic, finding a good market for his English wool, and receiving furs and other Russian continental goods in return. When he returned to England in 1554, he had letters from the Tsar with him, inviting English traders and promising trade privileges.

Chartering of the Muscovy Company[edit]

Экспедиция Ричарда Ченслера 1553 г.

Vladimir Kosov. 1553 expedition of Richard Chancellor

The Company of Merchant Adventurers to New Lands was rechartered as the Muscovy Company by Mary I of England in 1555,[5] and in the same year Chancellor left for Russia again. The Muscovy Company became an important diplomatic link between Muscovy and England, and was especially valued by the isolated Muscovy. Upon his arrival to the court of Ivan IV, Chancellor secured a number of privileges within Russia for the company, including free passage, control of English settlement, and freedom from arrest.[6]

When Chancellor set sail for England one year later in 1556, he was joined by the first Russian ambassador to England, Osip Nepeya. However at this juncture Chancellor’s luck finally ran out. Off the Scottish coast, his ship was caught in a sudden storm and shipwrecked. Chancellor drowned, but Nepeya managed to reach the coast, where he was taken hostage by the Scots for a few months before they allowed him to travel on to London.

Trade through Russia[edit]

Anthony Jenkinson succeeded Chancellor as the main trader of the Muscovy Company. Jenkinson made two important voyages himself — one trying to reach Cathay overland from Moscow, eventually stopping at Bukhara; the other, between 1562 and 1579 to establish overland trade routes through Russia to Persia. Although Jenkinson verified that the overland route to Persia was a viable one, it was abandoned in 1573 due to difficulties in the region; the route did not reopen until Parliament reinstated the company’s right to the route in 1741.[6] In 1567, when Muscovy was faring badly in the Livonian War (1558–1583), Tsar Ivan IV asked Jenkinson to sound out Queen Elizabeth I of England as a marriage prospect, providing a possible refuge for him if he was forced to flee the country. The negotiations yielded no results, and Ivan IV was soon forced to sign a ceasefire (1570) with the Polish–Lithuanian Commonwealth.

In 1571, the company’s right to free trade and navigation down the Volga was revoked by Ivan IV, who had been offended by English demands to close Russian trade to other European nations. Jenkinson returned to Moscow in 1572 in an attempt to restore the company’s privileges, a task at which he was largely successful. However, a cooling of Anglo-Russian relations was evident.[7] This unease between the Muscovy Company and Russia continued to the end of the sixteenth century, under the anti-English dominated courts of Fyodor Ivanovich and Boris Godunov.[8]

At the end of the 16th century, Richard Hakluyt wrote: «… the notable and strange journey of Master Jenkinson to Boghar in Bactria. Whereunto thou maist adde sixe of our voyages eleven hundred verstes up against the streame of Dwina to the towne of Vologhda thence one hundred and fourescore verstes by land to Yeraslaue standing upon the mighty river of Volga: there hence above two thousand and five hundred versts downe the streame to the ancient marte Towne of Astracan, and so to the manifolde mouthes of Volga, and from thence also by ship over the Caspian sea into Media, and further then that also with Camels unto Georgia, Armenia, Hyrcania, Gillan, and the cheefest Cities of the Empire of Persia: wherein the Companie of Moscovie Marchants to the perpetual honor of their Citie, and societie, have performed more than any one, yea than all the nations of Europe besides.»[9]

Expansion[edit]

Queen Elizabeth I granted the Muscovy Company a monopoly charter on whaling in 1577. The primary and most profitable whaling grounds of this joint-stock company came to be centered around Spitsbergen in the early 17th century, and the company’s royal charter of 1613 granted a monopoly on whaling in Spitsbergen, based on the (erroneous) claim that Hugh Willoughby had discovered the land in 1553.[10][11]
Initially the English tried to drive away competitors, but after a few years, they claimed rights only to the waters south of these Arctic islands.[12]

Shortly after Chancellor’s death in 1556, the Muscovy Company sent another voyage to discover the Northeast Passage, this time led by Steven Borough. He managed to sail through the Kara Gates, the strait between the islands of Vaygach and Novaya Zemlya in the Arctic Ocean. In 1607 and 1608, the company sent Henry Hudson in two separate voyages in an attempt to find the Northeast Passage. Both voyages were unsuccessful.[13]

Decline[edit]

In 1646, Tsar Alexei I rescinded the exemption of the Muscovy Company from Russian customs, in response to the company’s alleged support of the Parliamentarians in the English Civil War. After the execution of Charles I of England in 1648, Alexei I expelled English merchants from Russia altogether, except from Arkhangelsk.[14][15] While the restoration of Charles II of England in 1660 resulted in a temporary thaw of relations between England and Russia, a 1664 embassy under Andrew Marvell proved unsuccessful in restoring the Muscovy Company’s prior benefits. In the meantime, Dutch merchants replaced the English as the dominant traders in Russia.[15] Nevertheless, the company held a monopoly on English-Russian trade until 1698, when it lost its privileges due to political opposition.[16]

Eighteenth century on[edit]

[icon]

This section needs expansion. You can help by adding to it. (December 2020)

The Company helped provide churches and Anglican ministers at various times in Arkhangelsk, Moscow, St. Petersburg, and Kronstadt, such as St. Andrew’s Anglican Church, Moscow. The Company continued in existence until the Russian Revolution of 1917 and has since operated mainly as a charity.[2]

St. Andrew’s and the company headquarters (called the Old English Yard), were built during the reign of Ivan IV, and are not far from the Moscow Kremlin. In 1994 they were visited by Queen Elizabeth II.[citation needed]

Portrayal in fiction[edit]

  • Richard Chancellor’s 1555 voyage to Moscow, and the return to Scotland and London are portrayed in Dorothy Dunnett’s book The Ringed Castle.

See also[edit]

  • List of trading companies

References[edit]

  1. ^ Fox-Davies, The Book of Public Arms)
  2. ^ a b Guildhall Library Manuscripts, accessed January 26, 2011
  3. ^ «CHARITABLE FUND ADMINISTERED BY THE RUSSIA COMPANY, registered charity no. 210842«. Charity Commission for England and Wales.
  4. ^ a b James Evans (2014) [Merchant Adventurers] [Orion Publishing co]
  5. ^ E. Goldsmid (ed.), The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation, collected by Richard Hakluyt, Preacher, Vol. III: North-Eastern Europe and Adjacent Countries, Part II: The Muscovy Company and the North-Eastern Passage (E. & G. Goldsmid, Edinburgh 1886), pp. 101-112.
  6. ^ a b Olson, p. 769
  7. ^ Gerson, p. 84
  8. ^ Dmitrieva, p. 21
  9. ^ Richard Hakluyt, The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation, v. 1, Northern Europe (1598)
  10. ^
    Hudson, Henry; Georg Michael Asher (1860). Henry Hudson the Navigator: The Original Documents in which His Career is Recorded, Collected, Partly Translated, and Annotated. London: Hakluyt Society. pp. clix–clx.
  11. ^
    Schokkenbroek, Joost C.A. (2008). Trying-out: An anatomy of Dutch Whaling and Sealing in the Nineteenth Century, 1815-1885. p. 27.
  12. ^ Schokkenbroek, p. 28.
  13. ^ Olson, p. 770
  14. ^ Coates, p. 123
  15. ^ a b Dmitrieva, p. 28
  16. ^ Eddy, p. 67

Sources[edit]

  • Coates, Ben (2004). The Impact of the English Civil War on the Economy of London: 1642 — 50. Ashgate Publishing. ISBN 9780754601043.
  • Dmitrieva, Ol’ga (2006). Britannia and Muscovy. Yale University Press. ISBN 0300116780.
  • Eddy, Anna (2007). English in the Russian Context: A Macrosociolinguistic Study. ISBN 9780549321606.
  • Gerson, Armand (1912). Studies in the History of English Commerce in the Tudor Period. University of Pennsylvania.
  • Olson, James (1996). Historical Dictionary of the British Empire: K-Z. Greenwood Publishing Group. ISBN 9780313279171.
  • T. S. Willan, The Early History of the Russia Company, 1956, reprinted in 1968.
  • Jürgen Klein, «‘Eastward Ho! Hakluyt’s Principal Navigations on English 16th Century Seafarers in the Baltic and Eastern Europe», in: Zeitsprünge. Forschungen zur Frühen Neuzeit 10 (2006), Heft 3 — 4, pp. 400 — 423.

External links[edit]

  • Bibliography of works related to the Company
  • Works about the Muscovy Company at WorldCat Identities
  • Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

В 1555 г. в Англии была образована Московская (Русская) торговая компания. Ей были предоставлены привилегии на торговлю в Русском государстве.

Создание компании

В 1551 г. Себастьян Кабот, а также математик и астроном Джон Ди выступают с инициативой создать торговую компанию. Это намерение поддержали регент Джон Дадли и герцог Нортумберлендский. Итогом совместных усилий было создание в Лондоне Торговой компании «Mystery».

1555. Образование в Англии Московской торговой компании

Однако официальное образование Московской торговой компании в Лондоне связывают с переименованием «Mystery» и выдачей хартией королевы Марии Тюдор. Компания была британским акционерным обществом на основе механизма реинвестирования прибыли.

Капитал составлял 6 тыс. фунтов стерлингов. Его распределяли между акционерами, которых насчитывалось 207. Известно, что ключевая роль в основании Московской компании принадлежала Себастьяну Каботу. Именно он сумел добиться предоставление этому акционерному обществу права на ведение монопольной торговли с теми землями, которые в тот период впервые открывались.

Получение привилегий в Москве

В мае 1553 г. отправляется в путь экспедиция во главе с Х. Уиллоби. Ее задачей был поиск северных торговых путей в направлении Индии и Китая через Скандинавию. В состав вышедшей в Белое море экспедиции входили три судна. Команда двух из них вместе с Хью Уиллоби погибла. А вот судно Р. Ченслера в августе 1553 г. входит в Двинскую губу и останавливается в районе Николо-Корельского монастыря. Далее Ченслер направляется в Москву. В столице Российского государства он добивается аудиенции у государя Ивана IV.

Иван Грозный получает от Р. Ченслера письмо от Эдуарда VI, адресованное северным государям. Русский царь передает ответное письмо, где он дал разрешение англичанам на ведение свободной торговли на территории Русского государства. В конце зимы 1554 г. Р. Ченслер оставляет Москву.

В 1555 г. Ченслеру удается добраться вновь до Москвы. Русский царь выдает льготную грамоту, которая предоставляла право осуществлять свободную торговлю без уплаты пошлин с оптовым или розничным оборотом. Кроме того, предоставлялась возможность соорудить дворы в Холмогорах с Вологдой, которые не подлежали обложению податью. В дальнейшем дворы созданы были в Архангельске и Ярославле.

Компании был дарован двор у церкви св. Максима. При этом она могла рассчитывать на собственный суд, а судопроизводство по торговым делам осуществлял царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники лишались права вмешиваться во внутренние процессы компании, связанные с торговой деятельностью. Само же акционерное общество было вправе осуществлять наем русских приказчиков, но не более 1-го по каждому двору.

Московской компанией осуществлялся импорт на русские земли текстиля, бумаги, изделий из металла, оружия и товаров колониального происхождения. Вывозились из Русского государства другие товары – смола, пенька, сало, кожа, пушнина, древесина и т.д. В дальнейшем компания получила другие привилегии, прекратив свою деятельность только в 1808 г.

Система управления акционерным обществом

В московской компании избиралось 28 правительственных членов. Четверо из них получили название консулов, а 24 – ассистентов. Если в отдельные моменты времени отсутствовал говернор, то управление компанией осуществлялось консулом и 12-тью ассистентами.

Для решения дел торгового и судебного типа проводилось голосование. Утверждалось решение 15-тью голосами и более, но при наличии голоса говернора и 2-х консулов. У компании было право на покупку земель, но в пределах 60 фунтов за 1 год, а также можно было формировать свою систему правил.

Компания также могла выполнять такие действия:

  • заниматься строительством и снаряжением кораблей;
  • осуществлять портовую торговлю;
  • завоевывать и приобретать объекты в открытых территориях;
  • препятствовать совместной торговой деятельности иностранных купцов, если они не получили членство в Московской компании.

Определенная специфика была характерна для административного штата компании. В ее главе стояли 2 президента с 4-мя консулами.

  • Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

An English trading company that was granted a charter by the English government in 1554 permitting it to monopolize trade with the Russian state.

The Russian tsar Ivan IV, seeking to expand political ties with England and other Western European countries, exempted the Muscovy Company from the payment of duties on its trade with the Russian state. Later, in 1569, he granted the company the right to transport goods along the Volga trade route to the Orient.

Seal of the Muscovy Company,


showing the date 1555 above an escutcheon of arms: Barry wavy of six argent and azure, over all a ship of three masts in full sail towards sinister proper, sails, pennants, and ensigns of the first, each charged with a cross gules all between three bezants, a chief or, on a pale between two roses gules seeded or, barbed vert, a lion passant guardant of the fifth. All encircled by motto: Refugium Nostrum in Deo Est («Our Refuge is in God»). The ship is shown, unusually for heraldry, sailing towards the sinister, signifying «The East».


The Muscovy Company traces its roots to the Company of Merchant Adventurers to New Lands (in full: ‘Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown’) founded in 1551 by Richard Chancellor, Sebastian Cabot and Sir Hugh Willoughby, who decided to look for the Northeast Passage to China.

The Merchants of Russia,

renamed the Muscovy Company in 1555, traded guns and cloth for fur, hemp and tallow.

The first expedition of the Company of Merchant Adventurers was led by Willoughby, who seems to have been chosen for his leadership skills and unfortunately had no prior nautical or navigational experience. Chancellor would function as the navigator of the small fleet, which consisted of three ships: the Bona Esparanza under Willoughby, the Edward Bonaventure under Chancellor and the Bona Confidentia. The fleet departed from London on 10 May 1553, but near the Lofoten islands the ships were caught in a storm and Chancellor’s ship was separated from the other two.

Richard Chancellor and the route of his and Willoughby’s expedition

Willoughby eventually crossed the Barents Sea and reached Novaya Zemlya. He spent some time sailing along the coast, then turned south towards Scandinavia. However at the mouth of the Varzina River on the coast to the east of present-day Murmansk the ship became trapped in ice. Willoughby and the crew were not prepared for the cold, and after a few desperate failed attempts to find help he and his men froze to death in the extreme cold of the northern winter. The following year the ship, laden with frozen corpses, was discovered by Russian fishermen.

Chancellor was luckier. He penetrated the White Sea, where the local fishermen were amazed by the great size of his Western-built ship. He reached the harbour of Nikolo-Korelsky Monastery on the Northern Dvina river, near the present-day Arkhangelsk which would be eventually founded in 1584 to service the growing trade. The region had just recently been added to Muscovy, and when Czar Ivan IV heard of Chancellor’s arrival, he immediately invited the exotic guest to visit Moscow for an audience at the royal court.


In 1570, Ivan IV temporarily revoked all the privileges of the Muscovy Company after the English queen Elizabeth I refused to enter into political negotiations with the Russian ambassadors. The Muscovy Company attempted to monopolize the Russian market, having eliminated all competitors, especially the Dutch. During the Polish-Swedish intervention in Russia, agents of the Muscovy Company devised a plan for the seizure of northern Russia and of the Volga trade route; the failure of the intervention, however, foiled the plan.

After its agents were expelled from Russia in 1649, the Muscovy Company virtually ceased activity. In 1646, English merchants were excluded from Russia, but trade reopened on the restoration (1660) of Charles II, and the company was reorganized as a regulated company. It lost its monopoly, long a subject of political opposition, in 1698 but continued in existence until 1917. Since 1917 the company has operated as a charity, now working within Russia.

in the meantime in London:

Московская Компания

Английская торговая компания, получившая в 1554 г. хартию от английского правительства, разрешающую ей монополизировать торговлю с Российским государством.

Русский царь Иван IV, стремясь расширить политические связи с Англией и другими странами Западной Европы, освободил Московскую компанию от уплаты пошлин за ее торговлю с Российским государством. Позже, в 1569 году, он предоставил компании право перевозить товары по Волжскому торговому пути на Восток.

Печать Московской компании


с датой 1555 года над гербом: Барри, волнистая из шести серебристых и лазурных цветов, над всем кораблем из трех мачт на всех парусах к зловещему, паруса, вымпелы и прапорщики первого, каждый заряженный с крестом между тремя безантами, вождем или, на бледне между двумя розами, с семенами красного, или, с колючим верт, львом, проходящим стражем пятого. Все обведено девизом: Refugium Nostrum in Deo Est («Наше убежище в Боге»). Необычно для геральдики корабль показан плывущим к зловещему, что означает «Восток»).


Компания Московского государства уходит корнями к Компании торговых авантюристов в новые земли (полностью: «Тайна и компания торговых авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов и неизвестных мест»), основанной в 1551 году Ричардом Ченслором, Себастьяном Кэботом и сэр Хью Уиллоуби, решивший искать Северо-Восточный проход в Китай.

Русские купцы,

переименованные в Московское общество в 1555 году, обменивали ружья и сукно на мех, пеньку и сало.

Первую экспедицию Компании купцов-авантюристов возглавил Уиллоуби, который, судя по всему, был выбран за свои лидерские качества и, к сожалению, не имел никакого предшествующего морского или навигационного опыта. Ченслору предстояло стать штурманом небольшого флота, состоявшего из трех кораблей: «Бона Эспаранца» под командованием Уиллоуби, «Эдвард Бонавентура» под командованием Ченслора и «Бона Конфиденция». Флот вышел из Лондона 10 мая 1553 года, но вблизи Лофотенских островов корабли попали в шторм, и корабль Ченслора был отделен от двух других.

Ричард Ченслор и маршрут их с Уиллоуби экспедиции

В конце концов Уиллоуби пересек Баренцево море и достиг Новой Земли. Некоторое время он плыл вдоль побережья, затем повернул на юг, в сторону Скандинавии. Однако в устье реки Варзина на побережье к востоку от современного Мурманска судно попало в ледяную ловушку. Уиллоуби и его команда не были готовы к холоду, и после нескольких отчаянных неудачных попыток найти помощь он и его люди замерзли насмерть в экстремальных холодах северной зимы. В следующем году судно, груженное замерзшими трупами, было обнаружено русскими рыбаками.

Ченслору повезло больше. Он проник в Белое море, где местные рыбаки были поражены огромными размерами его корабля западной постройки. Он достиг гавани Николо-Корельского монастыря на Северной Двине, недалеко от нынешнего Архангельска, который в конце концов был основан в 1584 году для обслуживания растущей торговли. Этот край совсем недавно был присоединен к Московии, и когда царь Иван IV услышал о прибытии Ченслора, он немедленно пригласил экзотического гостя посетить Москву для аудиенции при царском дворе.


В 1570 году Иван IV временно лишил Московского общества всех привилегий после того, как английская королева Елизавета I отказалась вступить в политические переговоры с российскими послами. Компания «Московия» попыталась монополизировать российский рынок, устранив всех конкурентов, особенно голландских. Во время польско-шведской интервенции в России агенты Московской компании разработали план захвата северной части России и Волжского торгового пути; Однако неудача интервенции сорвала план.

После изгнания агентов из России в 1649 году Московская компания практически прекратила свою деятельность. В 1646 году английские купцы были изгнаны из России, но торговля возобновилась после восстановления (1660) Карла II, и компания была реорганизована в регулируемую компанию. В 1698 году компания утратила свою монополию, которая долгое время была предметом политической оппозиции, но продолжала существовать до 1917 года. С 1917 года компания действует как благотворительная организация, а теперь работает в России).

тем временем в Лондоне:



Post Views:
43

Суммури

Московская компания — торговая компания, основанная в Лондоне в 1551 году, первая крупная компания, созданная как акционерное товарищество — предшественник акционерных компаний, — которая стала предтечей того типа бизнеса, который вскоре процветал в Англии. Московитская компания обладала монополией на торговлю между Англией и Московией (княжество или Великое княжество Московское, название русского государства в XIV-XVI веках) до 1698 года и просуществовала как торговая компания до русской революции 1917 года. С 1917 года компания работает как благотворительная организация, хотя в настоящее время она продолжает работать в России.

Основанная в Лондресе в 1551 году как «Министерство и компания купцов-авантюристов для открытия областей, доминионов, островов и неизвестных мест», в 1555 году получила свою настоящую карту, изменив свое название на «Маршанты-авантюристы Англии для открытия земель, территорий, Iles, Dominions and Seigniories Unknowen, and Not before that Late Late Adventure or Enterprise by Sea or Navigation Commonly Frequented», aunque será pronto conocida informalmente como «Muscovy Company», «Russia Company», o «Company of Merchants Trading with Russia».

Его название тесно связано со знаменитыми английскими мореплавателями, такими как Генри Гудзон и Уильям Баффин, и с поисками долгожданного Северного морского пути, который позволил бы достичь Востока, минуя Атлантический океан, находившийся тогда почти исключительно под суверенитетом Испании.

Аналогичные английские предприятия привели к созданию Левантийской компании (в 1581 году), Венецианской компании (1583), Ост-Индской компании (1600), Виргинской компании (1609) и Компании Гудзонова залива (1670).

Основой для создания компании послужило желание моряка венецианского происхождения Себастьяна Кабото, который всегда был заинтересован в путешествии в Азию через Арктику. Кабото, проплавав большую часть своей жизни на благо Испанского королевства — став генерал-капитаном и возглавив неудачное плавание в Индию — вернулся в Англию в 1547 году после выхода в отставку. Пожилой и опытный мореплаватель получил пожизненную пенсию от короля Эдуарда VI и звание великого лоцмана королевства. Затем Кабото убедил короля поддержать дальнейшие исследования, спонсируемые королевской милостью и при поддержке английских купцов.

Читайте также, история — Швабский союз (1488)

Компания купцов-авантюристов (1553-1554)

В 1551 году в Лондоне Кабото, как директор, и Хью Уиллоуби и Ричард Чанселлор как главные купцы. основал компанию для развития этого предприятия, «Министерство и компания купцов-авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов и неизвестных мест», компанию, главным покровителем которой был герцог Нортумберлендский и в которую внесли средства около 240 купцов (авантюристов, инвесторов, купивших акции по 25 фунтов). Надежды были связаны не только с открытием нового торгового пути на Восток — в Катай (Китай) и на Острова Пряностей, Молуккские острова, ныне являющиеся частью Индонезии — столь желанный Северный морской путь, но и с поиском новых рынков сбыта английской шерстяной ткани.

В 1553 году при короле Эдуарде для компании была подготовлена Королевская хартия, в соответствии с которой Себастьян Кабот стал ее губернатором. Однако король умер, так и не дождавшись его утверждения. Обстоятельства описаны в открытии Хартии 1566 года:

несколько очень хороших субдитос этого королевства инглатерра в ультимо трамо дель реинадо дель дифунто принсип возвышенный и подеросо, нуэстро сеньор рей эдуардо эль сексто, с алиенто грациозо, справедливо и с хорошим согласием этого короля, и по примеру своих либеральных матерей, объединились для путешествия, и ради славы Диоса, чести и увеличения доходов короны и пользы для всего королевства Инглатерра, они отправили три баркаса для исследования моря, островов, тиррасов, территорий, владений и сеньорий, которые были неизвестны, и ради субдитос короля дифунто, не имеющего общего с другими местами на землях, обычно используемых: и после этого Диос Тодоподеросо призвал в свое присутствие этого короля, который скончался до того, как закончились и были проданы наши самые амплиасы и грациозные карты привилегий, обещанные этим королям. .. …ныряльщики, очень хорошие подданные этого королевства Англии в последнем конце правления покойного высокопоставленного и могущественного принца, нашего суверенного лорда короля Эдуарда Шестого, по милостивому побуждению и доброму расположению упомянутого короля и по примеру его величеств, сделали это по их уговору и к их большим расходам, и ради славы Божией, чести и увеличения доходов короны и общего блага всего королевства Английского, выставили три корабля для открытия морем островов, земель, территорий, владений и сеньорий, которые были известны, и по повелению покойного короля не часто посещались морями: и после этого Всемогущий Бог призвал к своей милости упомянутого короля, который умер до завершения и запечатывания его самых обширных и милостивых писем о привилегиях, обещанных упомянутым подданным. .

Первая экспедиция компании была поручена Уиллоуби, который, по-видимому, был выбран за его лидерские качества и, к сожалению, не имел большого морского или парусного опыта. Экспедиция состояла из трех кораблей: Bona Esperanza («Эдвард Бонавентура») и Bona Confidentia (90 тонн), которыми командовал Корнелиас Дурфоорт.

Корабли покинули лондонские доки Дептфорда 10 (или 11) мая 1553 года, и страшный вихрь в Норвежском море у Лофотенских островов разлучил корабль канцлера. 14 сентября 1553 года Уиллоуби удалось достичь Северного мыса, расположенного недалеко от современной финско-российской границы, и взять восточный курс в современное Баренцево море (тогда Мурманское море) и достичь западных берегов Новой Земблы. После разведки берегов архипелага они отплыли обратно в Скандинавию. Недалеко от устья реки Варзина, к востоку от современного Мурманска, корабли застряли во льдах. Корабли и экипаж, состоящий примерно из 70 человек, не были готовы к суровой полярной зиме, и после нескольких безуспешных попыток найти помощь все они погибли, вероятно, от обморожения или вдыхания углекислого газа. Лодки с замерзшими экипажами и дневником капитана Уиллоуби были найдены русскими рыбаками в следующем году.

В свою очередь, Ченслер с судном «Эдвард Бонавентура» был более удачлив, обогнул Северный мыс и проплыл вдоль Кольского полуострова и к концу августа нашел вход в Белое море, где местные рыбаки были удивлены большими размерами его западного судна, удалось бросить якорь 24 августа 1553 года в гавани Николо-Корельского монастыря в дельте Северной Двины (примерно в 35 км к западу от современного портового города Архангельска, который был основан в 1584 году для обслуживания растущей торговли. Этот регион совсем недавно был присоединен к Московии). Канцлер был радушно принят местными русскими, и когда царь Иван Грозный услышал о нем, он немедленно пригласил экзотических гостей посетить Москву для аудиенции при царском дворе.

В то время как его команда зимовала в Архангельске, Канцлер проделал путь в 1000 км до Москвы по заснеженной и покрытой льдом стране. Он нашел Москву очень большой (намного больше, чем Лондон) и с очень примитивными зданиями, так как большинство домов были сделаны из дерева. Однако дворец царя был очень роскошным, как и обеды, которые он давал в честь канцлера. Русский царь был рад открыть морские торговые пути с Англией и другими странами, поскольку в то время Россия еще не имела выхода к Балтийскому морю, а на всю территорию претендовали соседние державы — Речь Посполитая и Шведская империя. Кроме того, Ганзейский союз обладал монополией на торговлю между Россией и Западной и Центральной Европой. Чанселлор также подавал надежды, находя хороший рынок для своей английской шерсти и предсказывая хороший прием русских мехов и других товаров взамен. Царь дал ему пригласительные письма для английских купцов, которые он должен был отвезти в Англию, обещая им торговые привилегии.

Читайте также, биографии — Петти, Том

Основание Московитской компании (1555-1556)

Канцлер вернулся в Белое море в марте 1554 года и к лету 1554 года был снова в Англии. Король Эдуард умер, и его преемница, Мария I Английская, казнила Нортумберленда, заменив его леди Джейн Грей. Он ничего не имел против Кабото и Ченслера, но Компания купцов-авантюристов была официально переименована королевской хартией 26 февраля 1555 года и называлась: «Marchants Adventurers of England for the Discovery of the Lands, Territories, Iles, Dominions and Seigniories Unknowen, and Not before that Late Late Adventure or Enterprise by Sea or Navigation Commonly Frequented», и вскоре стала неофициально известна как «Muscovy Company», «Russia Company» или «Company of Merchants Trading with Russia».

Канцлер был отправлен в Россию в следующем, 1555 году, через Белое море на корабле «Эдвард Бонавентура» вместе с Филиппом и Марией. Во время этого путешествия Ченселлор узнал о трагической судьбе Уиллоуби, восстановил его бумаги и корабли, а также нашел записи об открытии Новой Земблы. Канцлер провел лето 1555 года, общаясь с царем, организуя торговые партии и пытаясь узнать, как он может добраться до Китая северным путем.

В 1556 году Ченслер отплыл обратно в Англию, взяв с собой первого русского посла в своей стране Осипа Непею. Они покинули порт Николо-Корельского монастыря осенью с флотом, состоящим из кораблей «Эдвард Бонадвенчер», «Филипп и Мария» и двух кораблей, захваченных у Уиллоуби. В октябре

Канцлер умер, но нашел новый способ добраться до России по морю, и хотя со временем он был заменен на более совершенный, этот маршрут оставался для англичан единственным жизнеспособным в течение многих лет. Московитская компания стала служить важным связующим звеном между дипломатами из Московии и Англии, что было особенно важно для изолированной в то время Московии.

Читайте также, биографии — Хопкинс, Джонс

Экспедиции Энтони Дженкинсона

На посту главного купца Московитской компании Ченслера сменил Энтони Дженкинсон, который совершил два важных путешествия: одно из них было направлено на сухопутный путь в Катай из Москвы, в итоге остановившись в Бухаре; второе, между 1562 и 1579 годами, — на установление сухопутных торговых путей через Россию с Персией.

В 1566 году, когда губернаторами были сэр Уильям Гаррард и сэр Уильям Честер, Елизавета I Английская вновь внесла изменения в королевскую хартию.

Когда в 1567 году Московия начала терпеть неудачу в длительной Ливонской войне (1558-1582), царь Иван заговорил с Дженкинсоном о перспективе брака с английской королевой Елизаветой I, которая могла бы стать бесценным союзником и убежищем, если бы царь был вынужден бежать из страны. Переговоры не увенчались успехом, и царь Иван был вынужден подписать перемирие с Речью Посполитой.

Читайте также, биографии — Диоген Лаэртский

Гарантия английской короны: китобойный промысел

Компания Muscovy Company была зафрахтована королевой Елизаветой II в 1577 году. Главным и наиболее прибыльным мотивом был китобойный промысел, который стал основным занятием акционерного общества вокруг острова Шпицберген в начале XVII в. Поначалу англичане старались не подпускать к себе конкурентов, но через несколько лет они претендовали только на южные воды арктического архипелага.

Новое плавание, предпринятое компанией «Маскови» вскоре после смерти Ченслера, было еще одной попыткой завершить Северо-восточный проход, на этот раз под руководством Стивена Барроу. Ему удалось проплыть через Карские ворота — так в то время назывался пролив между островом Вайгач и архипелагом Новая Зембла. Компания назначила представителей или «факторов» в России, отсюда и термин «британские факторы» для всей группы британских агентов.

В 1646 году английские купцы были изгнаны из Московии, но торговля возобновилась в 1660 году, с английской реставрацией Карла II, когда компания также была реорганизована в регулируемую компанию. Они пользовались важными привилегиями до 1649 года и монополией на английскую торговлю с Россией до 1698 года, когда они потеряли свои привилегии из-за политической оппозиции. До 1717 года фабрика находилась в Москве, а затем переехала в Архангельск. В 1723 году фабрика снова переехала, на этот раз по императорскому указу, в Санкт-Петербург.

В середине 1770-х годов были увеличены субсидии на китобойный промысел для судов под английским флагом и введены тарифы на импорт и другие экономические ограничения, ограничивающие доступ в британские порты для небританских и неанглийских китобойных судов, что привело к десятикратному увеличению английского китобойного флота. Это привело к тому, что британский китобойный флот стал в десять раз больше. Эти арктические завоевания уменьшились во время четвертой англо-голландской войны (1780-1784) и наполеоновских войн (1795-1802, 1803-1813). В 1816 году в прибрежных арктических водах находилось 146 британских китобойных судов, а в последующие два десятилетия их число продолжало сокращаться. В 1840-х годах британское правительство отменило субсидии, уступив рынок китобоям из Америки и других стран.

С расширением торговли в 19 веке увеличилось количество торговых пунктов Компании в России, филиалы были открыты в Архангельске, Кронштадте, Москве и Санкт-Петербурге. Компания просуществовала до русской революции 1917 года. Штаб-квартиру (так называемый Старый Английский двор), построенную во времена правления Ивана IV недалеко от Кремля в Москве, в 1994 году посетила королева Елизавета II.

Источники

  1. Compañía de Moscovia
  2. Московская компания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Московская строительная компания официальный сайт долгопрудный
  • Мифнс 1 по ханты мансийскому автономному округу югре реквизиты
  • Московский индустриальный банк аккредитация оценочных компаний
  • Мифнс 11 по московской области реквизиты для оплаты госпошлины
  • Московский районный отдел судебных приставов г твери реквизиты