Мораторий на проверку малого бизнеса в 2020 году

Какие проверки для бизнеса приостановлены?

Перечень неналоговых проверок, под которые может попасть бизнес, можно узнать на официальном сайте Генпрокуратуры.

Глава Правительства Мишустин М. В. подписал постановление от 10.03.2022 г. № 336, благодаря которому до конца 2022 приостанавливаются неналоговые проверки.

Это уже не первая приостановка проверок. В пандемию коронавируса Правительством уже принималось решение об остановке плановых и неплановых проверок бизнеса.

На какие проверки распространяется мораторий?

Мораторий распространяется на проведение государственного, муниципального контроля. Эти виды контроля проводятся в соответствии с Федеральными законами от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».

Например, проверки не будут проводиться Роспотребнадзором, Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором, Госпожарнадзором. Мораторий действует для компаний и ИП, которые включены в реестр малого и среднего предпринимательства.

До конца 2024 года также приостановлены плановые проверки надзорных органов для аккредитованных IT-компаний.

Для снижения административной нагрузки бизнеса и граждан налоговики «заморозят» проверку в части соблюдения валютного законодательства. Речь идет о приостановлении проверок, которые могут повлечь «общие» нарушения валютного законодательства. Например, если резидент РФ не предоставляет налоговикам отчет о переводах денег без открытия в банке счета, когда используются электронные средства платежа.

Сразу отметим, что в части соблюдения установленных валютных ограничений, предусмотренных Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81, запрет на проверки не действует. Это касается запрета на сделки «недружественных стран». Например, сделки по покупке заграничной недвижимости, вывоз за границу наличной иностранной валюты в размере, превышающей 10 тысяч долларов США или его эквивалент.

Вместе с тем, налоговики при наложении штрафов за эти «санкционные» нарушения, будут учитывать смягчающие обстоятельства (информация ФНС от 10.03.2022).

Банкротство по инициативе ФНС

Налоговики 5 марта 2022 приняли решение о приостановлении процедуры банкротства должника. Это означает, что налоговики с 9 марта 2022 г. не смогут подавать в суд заявления о банкротстве должников.

Основная задача налоговиков будет сводиться не к банкротству компаний в условиях введения западных санкций, а к реструктуризации их долгов. Реструктуризация будет включать в себя заключение мировых соглашений между должником и кредитором, различного рода рассрочки по уплате долгов. Целью данных мероприятий будет являться сохранение компаний.

Еще одно послабление сделали налоговики в отношении операций по блокировке счетов. До 1 июня 2022 налоговики ввели запрет на блокировку банковских счетов должников.

На какие проверки мораторий не действует?

Плановые неналоговые проверки практически полностью отменяются, за исключением:

  • Проверок компаний и ИП, в отношении которых установлена высокая категория риска, класс опасности.

Например, в 2022 году будет проводиться санитарно-эпидемиологический контроль в отношении деятельности детских лагерей, школ, организации общественного питания детей, оказания социальных услуг с обеспечением проживания, родильных домов и перинатальных центров. Эти же объекты будет проверять и Госпожарнадзор.

Не защищена от проверок Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором деятельность по водоподготовке и водоснабжению.

По-прежнему в 2022 году будет осуществляться федеральный надзор в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов 2 класса.

В отношении государственного ветеринарконтроля может осуществляться проверка деятельности по разведению, содержанию, убою свиней.

  • Компаний и ИП, работающих в сфере здравоохранения, социальной и образовательной сфере, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, в сфере производства, использования и обращения драгметаллов.
  • Проверок компаний и ИП, в отношении которых было ранее назначено административное наказание. С даты окончания таких проверок прошло менее трех лет.
  • Плановых проверок в отношении лицензируемых видов деятельности
  • Плановых проверок, которые проводятся в сферах радиационной безопасности, использования атомной энергии, с целью контроля за защитой гостайны и внешнего контроля аудиторских компаний, в области пробирного надзора.

Мораторий не действует на плановые и неплановые налоговые проверки, проверки соблюдения таможенного, антимонопольного законодательства, а также валютного, за исключением случаев, приведенных выше.

Итог

В 2022 году могут проводиться и внеплановые проверки, но они касаются исключительных случаев. Например, при возникновении угрозы жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, обороне и безопасности страны, техногенных и чрезвычайных природных ситуаций.

Проведение этих проверок контролирующие органы должны согласовывать с прокуратурой.

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Так проверят или нет?

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

А что Генпрокуратура говорит?

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Рекомендации для бизнеса

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране Правительству РФ были переданы полномочия устанавливать в 2020 и в 2021 годах запреты или ограничения для проведения надзорных проверок бизнеса (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

В 2020 году Правительством РФ в постановлении от 03.04.2020 № 438 был установлен жесткий мораторий на проверки: как на плановые, так и на внеплановые, как для малого бизнеса, так и для крупного, лишь за некоторым исключением.

На 2021 год Правительство РФ сочло необходимым также установить мораторий, однако гораздо более мягкий (постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год»).

Мораторий для малого бизнеса

Мораторий подразумевает запрет на проведение в 2021 году плановых проверок всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Какие плановые проверки не попали под мораторий-2021?

  • все плановые лицензионные проверки;
  • плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергеоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944;
  • плановые проверки СМП, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло и трех лет;
  • плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • а сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется нормами Закона № 294-ФЗ, в том числе — налоговые, таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Мораторий на проверки в связи с введением в действие Закона о госконтроле с 1 июля 2021 г.

С 1 июля 2021 года в силу вступает Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее — Закон о госконтроле), в связи с чем ряд норм Закона № 294-ФЗ перестанет применяться. Новый закон сильно видоизменит государственный контроль и надзор за бизнесом.

Из-за этой реформы п. 6 Постановления № 1969 предусматривает дополнительные «мораторные» условия, однако в настоящий момент нельзя сказать точно, в каких конкретно сферах они будут (и будут ли) применяться:

  • уже включенные в план проверок-2021 проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из плана, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • однако если такие проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об этом ином виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, то они все же не исключаются из плана;
  • срок проведения плановых проверок, которые запланированы на дату после 30.06.2021 и будут, следовательно, проводиться уже по правилам нового Закона о госконтроле, не может превышать 10 рабочих дней, с учетом особенностей исчисления предельных сроков проверок, установленных ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Закона о госконтроле (п. 4 Постановления № 1969);
  • кроме того, вместо запланированной на дату с 01.07.2021 выездной проверки надзорный орган вправе провести не проверку, а инспекционный визит. И хотя инспекционный визит, по общему правилу, проводится внезапно (п. 4 ст. 70 Закона о госконтроле), но именно в указанном случае, в 2021 году, о таком визите нужно будет предупреждать заранее — не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в план -2021 (п. 2 Постановления № 1969). Зато контролеры не вправе будут провести на месте выезда — в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте — больше одного рабочего дня (ч. 5 ст. 70 Закона о госконтроле).

Источник: http://ivo.garant.ru/

25.02.2021, 15:03

Подписаться на журнал

7 апреля 2020 13:50

Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин.

Разработанный Минэкономразвития России совместно с надзорными органами нормативный акт допускает проведение в 2020 году внеплановых проверок только:

  • при наличии вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • по поручениям Президента России и Правительства России;
  • по требованию прокурора;
  • в целях получения, продления, переоформления, отмены приостановления разрешений, а также плановых проверок — только для чрезвычайно высокой и высокой категорий рисков, 1 класса опасности.

Данные меры должны привести к прекращению плановых проверок малого и среднего бизнеса (исключение из плана проверок не менее 100 тыс. проверок), количество внеплановых проверок должно снизиться на 80%.

Документом предусмотрено, что проверки проводятся путем дистанционного взаимодействия, с возможностью выезда только по согласованию с прокурором, или если это предусмотрено поручением Президента России или Правительства России.

Действие постановления распространяется на государственный контроль (надзор), осуществляемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Минэкономразвития России поручено осуществлять мониторинг реализации постановления.

Дата публикации:
7 апреля 2020

Ссылка:
https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/pravitelstvo_priostanovilo_planovye_proverki_msp_v_2020_godu.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мораторий на проверку малого бизнеса в 2023 году
  • Моргенштерн миллион доллар бизнес скачать альбом
  • Моремания на расторгуевском переулке часы работы
  • Морозовская больница приемный покой время работы
  • Морон фармацевтическая компания официальный сайт