Мораторий на проверки малого бизнеса в 2022 году постановление

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2022 г. N 336

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

(НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2022 N 448,

от 17.08.2022 N 1431, от 02.09.2022 N 1551, от 01.10.2022 N 1743,

от 10.11.2022 N 2036, от 29.12.2022 N 2516, от 04.02.2023 N 161,

от 10.03.2023 N 372)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:

дошкольное и начальное общее образование;

основное общее и среднее (полное) общее образование;

деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;

деятельность детских лагерей на время каникул;

деятельность по организации общественного питания детей;

родильные дома, перинатальные центры;

социальные услуги с обеспечением проживания;

деятельность по водоподготовке и водоснабжению;

б) в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:

дошкольное и начальное общее образование;

основное общее и среднее (полное) общее образование;

деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;

деятельность детских лагерей на время каникул;

родильные дома, перинатальные центры;

социальные услуги с обеспечением проживания;

в) в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;

г) в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

3. Установить, что в 2022 — 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, от 29.12.2022 N 2516)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 N 2516)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431, от 10.03.2023 N 372)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431;

(см. текст в предыдущей редакции)

по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»);

по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2022 N 2036)

по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в рамках федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных в отношении операторов, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» баз данных (или их части), содержащих персональные данные;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.02.2023 N 161)

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г.;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372)

б) без согласования с органами прокуратуры:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

(см. текст в предыдущей редакции)

при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

(см. текст в предыдущей редакции)

внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)

внеплановые документарные проверки при поступлении в контрольный (надзорный) орган в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа либо из органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.09.2022 N 1551)

в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

4. Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.

5. В отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего постановления и проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

Сведения о завершении таких контрольных (надзорных) мероприятий, проверок по причине их отмены вносятся в срок не более 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

Издание дополнительных приказов, решений контрольным (надзорным) органом, органом контроля не требуется.

6. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, не завершенных на момент вступления в силу настоящего постановления, не допускается до момента осуществления действий, предусмотренных пунктом 7 настоящего постановления (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, проведение которых возможно по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящего постановления).

7. Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением и не завершенные на день вступления в силу настоящего постановления, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.

Абзацы второй — третий утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431.

(см. текст в предыдущей редакции)

7(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 10.03.2023 N 372.

(см. текст в предыдущей редакции)

7(2). Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

(п. 7(2) введен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)

8. Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 8(1) вступает в силу с 15.05.2023 (Постановление Правительства РФ от 10.03.2023 N 372).

8(1). До 1 января 2030 г. заявление контролируемого лица об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля может подаваться и рассматриваться в соответствии с главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и настоящим постановлением с учетом следующих особенностей:

а) заявление должно содержать номер соответствующего объекта контроля в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

б) заявление рассматривается руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа, принявшего решение о присвоении объекту контроля категории риска;

в) срок рассмотрения заявления не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372)

8(2). До 1 января 2030 г. право направления обращений контролируемых лиц по вопросу осуществления консультирования и проведения профилактического визита в отношении такого контролируемого лица обеспечивается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Такое обращение подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение обращения органом в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации. Подписание такого обращения осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 11(2) настоящего постановления.

(п. 8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372)

9. Должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

10. Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

(см. текст в предыдущей редакции)

10(1). В рамках федерального государственного охотничьего контроля (надзора), государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускается проведение выездного обследования путем нахождения (перемещения) инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами. В этом случае допускается взаимодействие с физическими лицами с составлением акта контрольного (надзорного) мероприятия и принятием решений, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 N 448; в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Ограничения, установленные настоящим постановлением, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора), проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, а также государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, от 17.08.2022 N 1431)

(см. текст в предыдущей редакции)

11(1). Установить, что не требуется представление контрольными (надзорными) органами, органами контроля статистической информации за 2022 год об осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, формирование которой предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

(п. 11(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

11(2). До 2030 года жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц (в том числе на нарушение требований, установленных настоящим постановлением), подаваемая в соответствии с главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)») или являющегося индивидуальным предпринимателем.

(п. 11(2) введен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)

11(3). Установить, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11(4) настоящего постановления, до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2022 N 2516, от 10.03.2023 N 372)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ограничения, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.

Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования. В случае если профилактический визит проведен в течение 3 месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2022 N 2516, от 10.03.2023 N 372)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 11(3) введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 N 1743)

11(4). В планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 года не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2023 N 372)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, профилактический визит проводится в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.

Срок проведения профилактического визита может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней.

Срок проведения профилактического визита, установленный абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об устранении выявленных нарушений. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия указанного предписания направляется в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения о проведении в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, профилактического визита, такое профилактическое мероприятие включается в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2023 N 372)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 11(4) введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 N 1743)

11(5). Установить, что до 2030 года в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

Поручения Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации о проведении профилактического визита должны содержать следующие сведения:

наименование вида контроля, в рамках которого должны быть проведены профилактические визиты;

перечень контролируемых лиц, в отношении которых должны быть проведены профилактические визиты;

период времени, в течение которого должны быть проведены профилактические визиты.

(п. 11(5) введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372)

11(6). В случае, указанном в пункте 11(5) настоящего постановления, профилактический визит проводится в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.

Срок проведения профилактического визита составляет 1 рабочий день, но может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 4 рабочих дней.

Срок проведения профилактического визита может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

В случае, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, то предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

(п. 11(6) введен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 N 372)

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН


В следующем году малый и средний бизнес не потревожат проверками. Рассказываем хорошие новости и про организации, к которым всё-таки могут прийти контролирующие органы.

Мораторий на проверки продлили на 2023 год — Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 г. Мера коснётся компании и ИП, которые входят в реестр малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако, есть исключения.

Кого продолжат проверять в 2023 году

В 2023 году проверки коснутся предприятий, которые:

  • имеют высокий или чрезвычайно высокий риск;
  • работают с опасными производственными объектами второго класса опасности;
  • используют гидротехнические сооружения второго класса.

Для остальных административная нагрузка останется минимальной. Но это не значит, что правил не существует. За нарушения обязательно проверят, причём основательно и со всеми вытекающими.

К категории высокого риска относятся предприниматели, которые нарушали административные правила в течение трёх последних лет. Чем больше проступков, тем выше шанс получить проверку.

Степень риска зависит и от ведомства — у каждого свои критерии. Например, Роскомнадзор руководствуется Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 г. № 1045. 

Росприроднадзор следит за организациями, которые наносят вред окружающей среде. Лесозаготовителям, добытчикам полезных ископаемых могут назначить проверку, несмотря на мораторий.

Чаще это относится к крупному бизнесу, но даже маленьким и средним фирмам иногда присваивают высокую группу риска. Данные уточняют на сайте профильного ведомства или консультируются по телефону горячей линии.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Что запретили, а что оставили

Мораторий распространяется на плановые проверки Роскомнадзора, Ростехнадзора, МЧС, трудовой инспекции и других ведомств. Мера действует на документарные и выездные мероприятия.

Внеплановые проверки сохранили, но с оговорками. Контролирующие органы придут по жалобам, указанию федерального органа или прокуратуры. Например, Роскомнадзор проверит магазин, если получит более десяти жалоб от покупателей.

Также мораторий ограничивает проведение:

  • контрольных и мониторинговых закупок;
  • выборочного контроля;
  • рейдового осмотра.

Продолжат действовать меры постоянного государственного контроля — ст. 97 Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. Эти мероприятия актуальны для крупных промышленных предприятий, МСП переживать не стоит.

Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок ФНС освободили только ИТ-компании, которые прошли аккредитацию в Минцифры РФ — письмо от 24.03.2022 г. № СД-4-2/3586@.

Профилактические визиты для всех

Профилактический визит — «дружеская» беседа с сотрудником контролирующего органа. Специалист рассказывает о существующих нормах и даёт рекомендации по их соблюдению. Даже если он найдёт нарушения, штрафа не будет. Но на организацию составят предписание, по которому придётся устранить недочёты.

Профилактические визиты бывают:

  • Обязательные — отказаться нельзя. В 2023 их будут проводить в образовательных учреждениях, которые связаны с государством или муниципалитетами.
  • Необязательные — разрешено отказаться, но как минимум за три дня до назначенной даты. Отказ лучше чем-то мотивировать — например, листком нетрудоспособности ответственного сотрудника.

О мероприятии предупреждают за пять рабочих дней. Организациям и ИП разрешено запрашивать профилактический визит по собственной инициативе. Но после него могут назначить внеплановую проверку, если найдут серьёзные нарушения.

Коротко

  1. Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
  2. Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.
  3. Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
  4. Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
  5. Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения. Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.

Статья актуальна на 

08.12.2022

Правительство РФ объявило мораторий на проверки бизнеса в 2022 году. С 14 марта не проводятся плановые надзорные мероприятия, а внеплановые чаще всего нужно согласовывать с прокуратурой. Но совсем расслабляться не стоит, потому что есть исключения. Рассказываем, кому из предпринимателей ждать визита инспектора и в каких случаях.

Кто и как может проверять бизнес в 2022 году

Какие проверки не проводятся

Правительство Постановлением от 10.03.2022 № 336 отменило до 31 декабря 2022 года плановые надзорные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Это проверки, включённые в Единый план проверок, которые проводят большинство государственных и муниципальных органов власти в отношении бизнеса — например, пожнадзор, трудовая инспекция, экологический надзор.

Информацию по надзорным мероприятиям всех уровней можно узнать в Едином реестре видов контроля. Налоговые проверки применения ККТ подпадают под действие Закона № 248-ФЗ. Но плановых мероприятий в этой сфере нет, поэтому мораторий не действует.

Что важно знать про надзорные меры в 2022 году:

  1. Мораторий на плановые проверки введён в отношении всех предпринимателей и компаний, а не только субъектов малого и среднего бизнеса, как это было при пандемии ковида.
  2. Из постановления № 336 есть исключения по госсанэпиднадзору, пожнадзору, надзору в сфере промбезопасности и ветеринарному надзору. Но их немного.
  3. Внеплановые мероприятия могут проводиться только в случаях и на условиях, указанных в самом постановлении № 336.
  4. Плановые проверки, не завершённые до 14 марта 2022 года, должны были закрыть в течение 5 рабочих дней после этой даты. Предписания по ним могли выдать только в случае нарушений, которые создают прямую угрозу жизни и здоровью людей, национальной безопасности или ЧС природного или техногенного характера.
  5. По плановым мораторным проверкам, начало которых было запланировано после 14 марта 2022 года, ведомства должны внести сведения об отмене в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый план проверок.

С 9 апреля 2022 года на сайте Госуслуг появился сервис, где предприниматель может пожаловаться на нарушения моратория по постановлению № 336. 

Теоретически большинство ИП и организаций вообще не должны планово встречаться с инспекторами в 2022 году. Если же проверка всё-таки нагрянула, сделайте следующее:

  1. Проверьте её основания — плановая, внеплановая, по чьему решению проводится. Также обязательно узнайте у инспектора учётный номер проверки — без него они незаконны.
  2. Если считаете, что нарушен мораторий, подайте жалобу на Госуслугах. Вам понадобится ваша ЭЦП в личном кабинете и учётный номер проверки. Зайдите в раздел «Жалобы на решения контрольных органов», выберите «Жалоба на нарушение моратория на проверки» и подайте обращение. Его рассмотрят в течение одного рабочего дня.

Все проверки, которые нарушают мораторий, отменяются после их начала по жалобе предпринимателя.

Подарок для наших читателей — чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку!

Как возбуждают административные дела

Мораторий на проверки вводился ещё в 2020 году из-за пандемии ковида, и некоторые предприниматели жаловались на то, что инспекторы обходят запрет через проведение административные расследования. В 2022 году это невозможно.

Административное расследование начинается после выявления административного правонарушения. По нормам Закона № 248-ФЗ инспекторы могут его инициировать только по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Нет проверки — нет правонарушения и административного расследования.

Исключение одно — при административной приостановке деятельности предприятия. В этом случае дело заводят без проведения контрольных мероприятий. Здесь достаточно факта составления протокола о временном запрете хозяйственной деятельности. Таких случаев не так много. Как правило, к подобной мере прибегают при грубых нарушениях законодательства. Например, по факту загрязнения водоёмов, в случае промышленной аварии. 

Обратите внимание, что это относится только к сфере действия 248-ФЗ. Нарушение ПДД или общественного правопорядка в неё не входят.

Как проводятся внеплановые проверки

Постановление № 336 содержит исчерпывающий перечень оснований для начала внеплановой проверки.

По согласованию с органами прокуратуры проверки проводятся в следующих случаях:

  1. При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Примеры: нарушение противопожарного режима, невыдача работнику СИЗ. Степень угрозы оценивает прокурор.
  2. При непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства. Примеры: нарушения в сфере гражданской обороны, антитеррористической защищённости.
  3. При непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Примеры: крупная промышленная авария на химическом комбинате; нарушение карантина в инфекционном отделении при угрозе распространения общественно опасных заболеваний, например, туберкулёза, ковида.
  4. При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Индикаторы риска по каждому виду надзора смотрите в Едином реестре видов контроля: Выбрать вид контроля → Риск-ориентированный подход. Пример: в пожнадзоре один из индикаторов — 3 и более ложных срабатываний противопожарной сигнализации в течение 30 дней на объекте массового пребывания людей.
  5. В связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации. Пример: предпринимателю было выдано предписание устранить неисправности противопожарной сигнализации в срок до 1 августа 2022 года. Он отчитался в ГПН о выполнении мероприятий, но ложные срабатывания ПС продолжались. Инспектору нужно оценить работу сигнализации на месте.
  6. В рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав. Пример: жалоба жильца многоквартирного дома на то, что УК или ТСЖ не принимают никаких действий по его обращениям.
  7. По решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП. Пример: в ФНС поступила информация, что магазин продаёт товар без использования ККТ.

Приказ надзорного ведомства о проведении внеплановой проверки, которую нужно согласовывать с прокуратурой, обязательно должен содержать реквизиты решения прокурора. Если их нет, мероприятие незаконно.\

В некоторых случаях проверяющему органу достаточно известить органы прокуратуры о проверке:

  1. В отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным пп. 2, 3, 5 и 6 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также религиозных организаций по основанию, установленному абз. 3 п. 5 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Пример: в Минюст поступила жалоба от гражданина, что работники такого-то фонда на своих мероприятиях допускают экстремистские высказывания, либо НКО финансируется иностранными организациями, но не заявлена как иностранный агент.
  2. Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Пример: произошла авария на угольной шахте, при которой погибли люди. Ростехнадзор вправе начать немедленную проверку с извещением прокурора по факту.

Без согласования и уведомления прокуроратуры проверки проводятся в следующих ситуациях:

  1. По поручению Президента РФ; по поручению Председателя Правительства РФ, принятому после 14 марта 2022 года; по поручению Заместителя Председателя Правительства РФ, принятому после 14 марта 2022 года и согласованному с Заместителем Председателя Правительства РФ — Руководителем Аппарата Правительства. Пример: гражданин пожаловался в Администрацию Президента РФ на сайт http://www.letters.kremlin.ru, и по его жалобе принято решение назначить проверку.
  2. По требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Пример: работник пожаловался в прокуратуру на задержку выплаты заработной платы.
  3. При наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия). Пример: в государственном строительном надзоре нет плановых проверок. Инспектор проводит контрольные мероприятия при завершении определённых работ на строящемся объекте или перед вводом его в эксплуатацию. Такие факты и относятся к «наступлению события в программе проверок». Надо сдать в эксплуатацию капитальный объект — проводится проверка.
  4. При представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер. Пример: аннулировать лицензию принудительно можно только по решению суда. Инспектор надзорного ведомства имеет право приостановить действие выданного разрешения и дать время предпринимателю на устранение грубых нарушений. Когда лицензиат отчитается, что все недостатки устранил, инспектор проводит проверку. По итогам неё он решает, возобновить действие лицензии или направить документы в суд на аннулирование разрешения.

На какие мероприятия мораторий не распространяется

Постановление № 336 разрешает проведение профилактических мер, в том числе без взаимодействия с предпринимателем. В первую очередь, это объявление предостережения и профилактический визит

При этом выдать предписание об устранении нарушения обязательных требований без взаимодействия с предпринимателем инспектор всё равно не сможет. То есть никто не проведёт проверку и не привлечёт компанию к ответственности, не поставив в известность её руководителя.

Мораторий на проверки не распространяется на три группы надзорных мероприятий:

  1. Исключения, указанные в п. 2 постановления № 336. Это санэпиднадзор в отношении объектов чрезвычайно высокого риска; пожнадзор по объектам чрезвычайно высокого и высокого риска; общепромышленный надзор на ОПО II класса опасности; ветнадзор в свиноводстве. Например, ГПН и Роспотребнадзор проверят детский сад по плану, независимо от моратория.
  2. Специальный режим и режим постоянного контроля. Это мероприятия, указанные в главе 18 Закона № 248-ФЗ: мониторинг и режимы постоянного пребывания инспекторов. Например, их проводят на ОПО I класса опасности. Руководитель компании всегда знает, что у него есть такой режим, из соглашения с надзорным ведомством или приказа надзорного ведомства.
  3. Деятельность, которая не входит в сферу действия Законов № 248-ФЗ и 294-ФЗ. Это например, надзор за соблюдением законодательства о рекламе, страховым взносам, налогам, прокурорский надзор. Такие проверки в Единый план проверок не входят.

Узнайте, попадаете ли вы в план проверок в текущем году с помощью сервиса «Моё дело Бюро». Он содержит информацию по контрольным мероприятиям не только из Единого плана проверок, но и из отдельных планов надзорных ведомств. Проверка через сервис бесплатна.

Мораторий на налоговые проверки малого и среднего бизнеса до конца 2022 года вступил в силу согласно распоряжению правительства РФ. Мораторий распространяется не на всех и касается только плановых проверок.

Оглавление

  • Отмена плановых проверок по онлайн-кассам
  • Кто освобождается от плановых проверок
  • Что может послужить причиной внеплановой проверки
  • Мораторий на налоговые проверки в 2022 году
  • Информация о плановых проверках
  • Внеплановые проверки бизнеса
  • Какие бывают налоговые проверки бизнеса
  • Налоговые проверки малого бизнеса: когда есть риск
  • Маркировка и налоговые проверки бизнеса
  • Что делать, если вас ждет проверка
  • Как подготовиться к налоговой проверке
  • Права ИП или организации в ходе проверки
  • Вопрос-ответ

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Кто освобождается от плановых проверок

Мораторий на налоговые проверки освобождает далеко не всех субъектов предпринимательства и не во всех случаях. Даже если вы освобождены, это еще не значит, что проверка не придет.

Согласно постановлению Правительства РФ мораторий на налоговые проверки распространяется на:

  • некоммерческие организации с численностью до 200 сотрудников (кроме политических партий и иностранных агентов);
  • ИП и организации малого и среднего бизнеса.

Что может послужить причиной внеплановой проверки

Мораторий на налоговые проверки в 2022 году не значит, что проверки проводиться больше не будут. Бизнес будут контролировать также как и раньше. Что может послужить причиной для внеплановой проверки освобожденных:

  • Поручение президента или правительства РФ относительно организации, индивидуального предпринимателя или физического лица.
  • Если проверка осуществляется в рамках предписаний предыдущей проверки, например, ИП должен показать, что приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья граждан.
  • Если был замечен факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью граждан или имеется опасность возникновения ЧС (такая проверка обычно согласовывается с прокуратурой).
  • Если были выявлены недостоверные сведения в лицензиях и аналогичных документах или проверка осуществляется с перед тем, как восстановить лицензию.
  • Проверка по требованию прокуратуры на основании материалов конкретного дела или обращения граждан.
  • Если был обнаружен факт нарушения законодательства РФ.
  • Приостановка деятельности организации принудительно.

С июля 2020 года ИФНС проводит инспекционные визиты, длительность проверки при этом достигает 10 дней. Проверку бизнеса могут организовать не только налоговые органы, но и: ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и др.

Мораторий на налоговые проверки в 2022 году

Постановление Правительства России №1520 от 08.09.2021 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»  продляет мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Исключением являются:

  • организации и предприниматели, деятельность которых может представлять опасность для граждан, или является государственной тайной.
  • вредные производства,
  • ИП и организации, где были выявлены нарушения за последние три года,
  • организации, у которых в течение последних трех лет был дисквалифицирован руководитель,
  • ИП и организации,деятельность которых приостанавливалась в последние 3 года по решению контролирующих органов,
  • ИП и организации, которые временно или полностью лишались лицензии за последние 3 года,
  • организации и предприниматели с лицензируемыми видами деятельности,
  • фирмы, которые должны проводить финансовый аудит на обязательной основе,
  • предприятия атомной промышленности.

Мишустин утверждает, что освобождение коснется примерно 100 тысяч предпринимателей и организаций по всей России.

Примерный список освобожденных от налоговых проверок бизнеса в 2022 году во многом совпадает с перечнем компаний за 2021 год. Разница в том, что мораторий на налоговые проверки бизнеса в 2021 году не включал в себя организации медицины, образования, производства драгметаллов и камней, организации социальной сферы. Проверки бизнеса Налоговой не будут распространяться на эти компании в 2022 году.

Информация о плановых проверках

Примерный план проверок на год можно узнать на сайте Генпрокуратуры, так план проверок на 2021 год был опубликован на сайте еще в 2020. Посмотрев список, можно узнать ждет ли того или иного налогоплательщика плановая проверка.

Где искать список плановых проверок:

  1. 1. открыть сайт генпрокуратуры
  2. 2. перейти во вкладку под названием «единый реестр проверок»
  3. 3. в строке поиска ввести название, ИНН или ОГРН организации
  4. 4. 0 КНМ — проверок не будет

Если проверка планируется, то появится информация:

  • ИНН или ОГРН
  • название организации или ИП
  • адрес
  • дата и цель выездного мероприятия
  • государственный орган осуществляющий проверку

Внеплановые проверки бизнеса

Если проверка по организации не запланирована, это еще не значит, что не будет проведена внеплановая. Обычно такие незапланированные проверки проводят в результате выявления каких-либо нарушений.

Какие могут быть основания для назначения внеплановых налоговых проверок:

  • Если налогоплательщик на специальном налоговом режиме несколько раз приближается к крайним значениям, то Налоговая может заподозрить схему дробления бизнеса (чтобы сохранить спецрежим) для уклонения от уплаты налогов. Например, для УСН — это число сотрудников до 100 и максимальная прибыль до 150 миллионов рублей; для патента — до 15 сотрудников, а доход — до 60 миллионов рублей; для единого сельскохозяйственного налога — максимальное число работников до 300, а доля прибыли от сельскохозяйственной деятельности выше 70% от общей прибыли.
  • Если бизнес убыточен свыше трех лет. В первый год, когда чистые активы организации меньше минимального капитала, ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать. На второй год Налоговая также высылает уведомление, при этом наблюдая за деятельностью налогоплательщика. На третий год ИФНС пришлет требование по ликвидации предприятия.
  • Если были большие вычеты по НДС за минувший год. 89% от годовой суммы НДС — максимальная доля вычета. Если вы приближались к пороговой величине, проверка не заставит себя ждать.
  • Если были нарушены сроки сдачи отчетности. Нарушение сроков влечет за собой штрафы, размер которых зависит от вида отчетности и курирующего законодательного акта.
  • Если были нарушены сроки и порядок оплаты налогов и взносов по страхованию. Помимо обычных налогов малый и средний бизнес может платить НДФЛ и страховые взносы. Так индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не зависимо от наличия дохода.
  • Если вы используете кассовые чеки без указания номенклатуры. В чеке обязательно должно быть понятное покупателю название товара или услуги.
  • Если в чеке есть недостоверные сведения, например, указана не та система налогообложения.

Важно! Если ИФНС неожиданно потребовала от организации или ИП полный пакет документов, сведения о ведении бизнеса и другую информацию нужно быть настороже. Проверьте список недавних контрагентов, возможно, среди них есть тот, кто находится под подозрением и особым вниманием контролирующих органов.

Какие еще могут быть основания для налоговых проверок бизнеса:

  • Налоговая база содержит ошибки и неверные данные,
  • Вы платите налоги меньше, чем в среднем платят в вашей отрасли,
  • Финансовые показатели за год резко отличаются от предыдущего года,
  • Налоговая располагает данными резко противоречащим сданной отчетности,
  • Есть нарушения по срокам подачи отчетности и уплаты налогов.

Еще один повод для выездной налоговой проверки малого бизнеса — когда конкурент подал на вас жалобу с обвинениями в контролирующие органы.

Какие бывают налоговые проверки бизнеса

Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:

Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу.
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию.
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки.
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований.  

*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).

Налоговые проверки малого бизнеса: когда есть риск

Чтобы понять, есть ли риск проведения налоговой проверки, нужно задать себе несколько вопросов. Если хотя бы один из ответов будет положительный, есть вероятность того, что Налоговая инспекция навестит вас в ближайшем будущем.

  • Правильно ли указан ваш режим налогообложения в кассовом чеке? Если нет, то можно получить штраф в размере 3 тысяч рублей.
  • Есть ли номенклатура в чеке, правильно ли она внесена, указано ли количество приобретаемых товаров или услуг, их цена за единицу и общая? Если чек оформлен не правильно или не указана номенклатура, то штраф может составить около 10 тысяч рублей.
  • Если у вас режим налогообложения УСН и количество работников до 100, приближался ли годовой доход к сумме в 150 миллионов рублей? Любое уклонение от неуплаты налогов может повлечь за собой штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов или даже уголовную ответственность.
  • Превышают ли расходы доходы, ведется ли бизнес убыточно болел 3 лет? Если да, возможна принудительная ликвидация.
  • Больше ли вычет по НДС 89% от годовой суммы налога? Возможен штраф в сумме 40% от НДС к уплате.
  • Нарушали ли вы сроки подачи отчетов? Если да, то возможен штраф в сумме до 500 тысяч рублей (зависит от вида отчета).
  • Полностью ли оплачивались налоги и страховые взносы за прошлый период? Если да, возможен штраф в сумме 40% от неуплаченных денег.

Еще одной важной причиной налоговых проверок может послужить несоблюдения законодательства по цифровой маркировке товаров.

Маркировка и налоговые проверки бизнеса

Налоговые проверки малого бизнеса в 2022 году могут вызвать несоблюдения правил и требований маркировки товаров. Особое внимание ИФНС могут вызвать:

  • Продажи немаркированных товаров для которых маркировка обязательна. Все товары, которые подлежат маркировке в обязательном порядке, должны иметь цифровой код DataMatrix на упаковке. Код нужно считывать при продаже на кассе. Производство, перевозка, продажа и хранение немаркированных товаров может привести к проверкам и крупным штрафам, а в особых случаях даже уголовной ответственности.  Весь товар без идентификационных знаков обязательно конфискуют.
  • Если коды маркировки плохо считываются. Произойти подобное может по многим причинам, например, если код просто затерся или покрыт чем-то. Если товар имеет код маркировки, который невозможно считать, его обязательно нужно перемаркировать.
  • Если данные кода маркировки не совпадают с данными в УПД на товар, такой товар подлежит возврату поставщику, его продавать нельзя.
  • Если осуществляется продажа товаров с поддельными кодами маркировки. В таком случае проверка — это не самое страшное. Возможна уголовная ответственность на срок до трех лет.

Что делать, если вас ждет проверка

Если вы нашли себя в списке плановых проверок, но на вас распространяется мораторий на налоговые проверки малого бизнеса до 2022 года, игнорировать полученные сведения не стоит.

Что делать в таком случае? Нужно попробовать исключить свою организацию (ИП) из списка проверок, для этого необходимо:

  • Подать заявление по форме №1268 (Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки юридического лица и ИП из ежегодного плана правовых проверок).
  • Приложить необходимые документы (справку о количестве работников, необходимую финансовую отчетность и др.).

После подачи заявление будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней. Итогом должно стать исключения организации из списка проверяемых или отказ с указанием причины. Если проверка уже начата, заявление также можно подать. В таком случае проверки на период рассмотрения заявки будут приостановлены.

Как подготовиться к налоговой проверке

Налоговая проверка бизнеса не значит, что ИФНС сможет получить любые данные, какие только захочет от любого сотрудника. У проверяемого и проверяющего есть свои права и обязанности. Осуществить проверку малого и среднего бизнеса могут только в присутствии собственника (руководителя) или доверенного лица. Только руководители или доверенное лицо могут давать отчет о ведении финансовой и хозяйственной деятельности организации (ИП). Сотрудники же могут давать разъяснения только касательно своей работы и в рамках занимаемой должности, а не комментировать работу всей фирмы.

Чаще всего в ходе налоговых проверок малого и среднего бизнеса выявляют 7 видов нарушений.

Чтобы подготовиться к налоговой проверке бизнеса важно учесть правильное оформление документов и аргументацию событий:

  • Заключение гражданско правового договора (могут быть нечетко прописаны права и обязанности работодателя и работника).
  • Оформление трудового договора (обычно работодатели составляют документ с ошибками или вовсе от него уклоняются).
  • Выплата зарплаты соответствующей договору (работник может не получать все причитающееся или получать ЗП в конверте).
  • Обучение по технике безопасности, медосмотры (работник должен допускаться к труду только пройдя необходимые медицинские осмотры и предоставив справки).
  • Учет работы и оплата труда при привлечении работника в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.
  • Увольнение сотрудника по желанию работодателя (больше всего нарушений выявляют при сокращении сотрудников и при закрытии фирмы).
  • Размер оплаты труда должен быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Права ИП или организации в ходе проверки

Законодательство защищает бизнес в ходе проведения внеплановых налоговых и иных проверок. Так, например, можно узнать, с какой целью осуществляется проверка, можно потребовать документы, на основании которых она совершается, не подписывать лишние документы и вообще не соглашаться с итогами.

По закону предприниматель может:

  • присутствовать при проверке своего бизнеса, вызвать адвоката, юриста.
  • проверить документы на основании которых проводится проверка.
  • не предоставлять сведения и документы не указанные в приказе проверке (не по теме).
  • не предоставлять документацию, которую может выдать другой контролирующий орган (налоговая должна сама запрашивать необходимые документы в таких инстанциях).
  • не осуществлять заверение документов у нотариуса (если работает без печати). Можно просто написать «верно» и поставить подпись. Электронные документы подписываются с применением электронных подписей.
  • Не подписывать акты взятия проб и образцов, проведения исследований.
  • В случае превышения срока в 10 дней можно потребовать прекращения проверки.
  • Можно ознакомится с результатами проверки и не согласиться с ними, обжаловав в суде или в вышестоящей инстанции, на сайте Госуслуг.
  • Потребовать возмещения нанесенного ущерба в случае незаконных действий.

Выводы

От плановых проверок согласно мораторию освобождаются индивидуальные предприниматели и организации малого и среднего бизнеса, а также некоммерческие организации с количеством сотрудников до 200 кроме политических партий и налоговых агентов. Однако запрет распространяется только на плановые налоговые проверки бизнеса, о внеплановых речь не идет. Риск штрафов в 2022 году только возрастает.

Вопрос-ответ

Loader image

Да, несмотря на то, что на ИП распространяется мораторий на 2022 год, это еще не значит, что плановая или внеплановая проверка не будет произведена. Если вы нашли себя в списке проверок, то проверка однозначно будет. Нужно предпринимать действия.

Если ваша организация или ИП за последние 3 года совершала ошибки при сдаче отчетности (подавала недостоверные сведения) или сдавала отчеты не вовремя, можно ожидать проверку ИФНС.

Если ваша организация или ИП не соблюдали сроки уплаты налогов или выплатили их не в полном размере, возможна проверка ИФНС и штраф.


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна помощь с бухгалтерским обслуживанием?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем решить все вопросы.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный интернет-портал правовой информации

23 марта 2023 года

  • СЕГОДНЯ
  • НЕДЕЛЯ

  • МЕСЯЦ
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

doc Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520
«Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Дата опубликования:
09.09.2021
Номер опубликования:
0001202109090010

 — Скачать PDF-файл для качественной печати (207 Кб)

Печать
 — Печать документа

?

Показывать страниц:
предыдущая 1 2 3 4 следующая
Номер опубликования: 0001202109090010

Страница №1
из 4:
Для качественной печати: текущая страница в формате TIFF
предыдущая 1 2 3 4 следующая

С 1 июля 2021 года в России начал действовать Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле…». Его цель: снизить административную нагрузку на бизнес и вести надзор в рамках единого подхода, с минимальным количеством исключений. 

Закон 248-ФЗ создал базу для единых электронных реестров, где каждое действие чиновников оставляет «след», и его могут увидеть предприниматели; сократил количество самостоятельных видов надзора на 95 единиц (38 %). Также в нем появились единые подходы к плановым, внеплановым контрольным и профилактическим мероприятиям.

Но количество видов надзора на конец 2021 года всё равно осталось высоким: 100 федеральных, 33 региональных и 7 муниципальных. А в каждом из них есть еще свои направления. Количество обязательных требований, которые должны соблюдать ИП и юрлица, еще больше. К примеру, только в госсанэпиднадзоре их 107.

Минэкономразвития в ежегодном докладе за 2021 год привело следующую статистику. В 2021 году было проведено 882 тыс. проверок против 1,5 млн в 2019 году. И это с учетом «ковидного» моратория для малого и среднего бизнеса 2020–2021 гг. Больше всего отличились пожнадзор (183,8 тыс.) и санэпиднадзор (108,5 тыс.). Административная нагрузка, т.е. отношение количества проверок к количеству проверяемых предпринимателей, составила в 2021 году 1,208 ед.

Но с введением 248-ФЗ стала заметна одна тенденция: отказ от надзорных мероприятий в пользу профилактики. С 14 марта 2022 года был введен мораторий до конца года на большинство плановых и внеплановых проверок. А в июне 2022 года Президент предложил вообще не проводить их там, где нет высокого риска.

До конца 2022 года не будут проводиться плановые контрольные мероприятия, подпадающие под действие Закона 248-ФЗ и Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Это выездные и документарные проверки, инспекционные визиты, включенные в Единый план проверок на 2022 год.

Исключения касаются объектов чрезвычайно высокого и высокого риска в сфере пожнадзора, санэпиднадзора; опасных производственных объектов (ОПО) II класса опасности; ветнадзора в свиноводстве. На них проверка пройдет по плану, но ведомство имеет право заменить ее на профилактический визит. Отказаться от него предприниматель не сможет.

Профилактический визит — беседа инспектора с предпринимателем по выполнению обязательных требований. Предписания при нем не выдаются, все замечания носят рекомендательный характер (ст. 52 248-ФЗ).

Все плановые проверки, начатые до 14 марта 2022 года, должны были завершить в течение пяти рабочих дней. Также Правительство обязало надзорные ведомства внести изменения в Единый план в соответствии с Постановлением № 336.

Примечательно, что мораторий на проверки в 2022 году касается всех предпринимателей, а не только малого и среднего бизнеса, как при ковиде. Но расслабляться не стоит. 

Во-первых, мораторий не касается проверок вне сферы действия 248-ФЗ. Это, например, прокурорский надзор, надзор за соблюдением законодательства о рекламе, большинство налоговых визитов. Еще он не действует в отношении спецрежимов: мониторинга и режима постоянного присутствия инспектора. Их вводят на объектах высокой опасности, например, ОПО I класса.

Во-вторых, Постановление № 336 не отменяет внеплановые проверки для нарушителей, в том числе по жалобам граждан. Также инспектор обязательно нанесет визит предпринимателю, у которого произошел несчастный случай или авария.

Правительство разрешает обходить мораторий в ряде случаев. Инспектор может провести внеплановую проверку при возникновении угрозы безопасности страны, жизни и здоровью граждан, создании угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (п. 3, 4 Постановления № 336).

Такие надзорные мероприятия проводятся с обязательным участием прокуратуры. Это значит, что в приказе ведомства о проведении проверки должны быть указаны реквизиты решения прокурора или номер извещения. Без них мероприятие незаконно.

Когда проводятся внеплановые проверки с участием прокуратуры

№ пп С согласия С извещением по факту
Перечень оснований
  • угроза жизни и здоровью граждан, обороне страны, возникновения ЧС природного или техногенного характера;
  • выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • истечение срока исполнения предписания;
  • лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными жилыми домами;
  • надзор за применением ККТ — контрольно-кассовой техники
  • информация о наличии в деятельности некоммерческих организаций или религиозных объединений признаков экстремизма, терроризма;
  • происшествие на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска
Примеры
  • нарушение противопожарного режима;
  • нельзя проверить выполнение предписания без визита на объект;
  • нарушения в сфере гражданской обороны, антитеррористической защищенности;
  • жалоба жильцов на действия УК;
  • проверка работы ИП с кассовым аппаратом
  • жалоба от граждан на призывы к экстремизму в публикациях на сайте НКО; 
  • авария;
  • несчастный случай

В российском законодательстве нет как такового определения «угрозы жизни и здоровью граждан». Вероятность ее возникновения оценивает прокурор, когда дает согласие на проверку или отказывает в ее проведении. 

На практике угрозой считается нарушение обязательных требований охраны труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности.Есть отдельная категория внеплановых проверок, о которых не нужно извещать прокуратуру или спрашивать ее разрешение (п. 3б Постановления № 336): 

  1. Мероприятия по поручению Президента или Председателя Правительства РФ, его заместителей. Например, проверку инициировали по жалобе гражданина на сайт http://www.letters.kremlin.ru/.
  2. Мероприятия по требованию прокурора. Они касаются проверки обращений граждан. В 2022 году действует Указание Генеральной прокуратуры РФ от 11.03.2022 № 140/20, в котором определены приоритеты прокурорского надзора. Одно из направлений — защита прав работников, социально уязвимых граждан. Работодатели, которые задерживают зарплату, или проводят незаконное сокращение штатов, под мораторий на проверки не попадают.
  3. Мероприятия строительного надзора, экологического контроля, надзора за содержанием историко-культурного наследия. Это проверки при вводе в эксплуатацию капитального объекта или завершении определенного этапа работ на нем.
  4. Мероприятия в рамках лицензионного контроля при приостановлении действия лицензии. Это случаи, когда у предпринимателя «заморозили» разрешение из-за грубых нарушений нормативных требований. Инспектор должен провести проверку, чтобы убедиться в устранении недостатков. По ее итогам он возобновит лицензию или обратится в суд за ее аннулированием.

Это исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в 2022 году по Закону № 248-ФЗ.

extern

В 2020 году предприниматели жаловались, что инспекторы обходили мораторий через проверки в рамках административного делопроизводства. То есть сначала заводили дело о правонарушении, а потом приходили на предприятие, запрашивали документы.

В 2022 году такая ситуация исключена. Без проверки на предпринимателя нельзя завести дело об административном правонарушении (п. 2.3 ст. 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ; п. 9 Постановления № 336).

Из этого правила только одно исключение — составление протокола о временном запрете деятельности. Инспекторы прибегают к такой мере при грубых нарушениях закона. Например, недобросовестный предприниматель сгрузил свой мусор прямо в лесу; эксплуатирует строительный кран без разрешения и с нарушением правил безопасности; работает без кассы. В этих случаях инспектор составляет протокол и начинает делопроизводство.

В начале июля 2022 года Госдума рассмотрела в третьем чтении законопроект № 127003-8 о поправках в КоАП РФ. Он предполагает дополнительно возбуждение административных дел без проведения проверок в антимонопольной сфере и в области промышленной безопасности. Но только в случае, если у ведомства есть достаточные основания считать, что закон нарушен. 

Этот же законопроект предлагает смягчить ответственность предпринимателей. Например, заменить штраф предупреждением за первое нарушение для всех предприятий, а не только малого и среднего бизнеса.

Не будет нарушением моратория:

  • плановая или внеплановая проверка, разрешенная Постановлением № 336 и отвечающая условиям ее проведения;
  • профилактический визит инспектора;
  • выдача предостережения;
  • проверки в рамках спецрежимов и другие, не попадающие под мораторий по Постановлению № 336.

Профилактический визит и предостережение не предполагают выдачу предписаний. Но это не значит, что замечания инспектора можно игнорировать. 

Эксперты советуют направлять письменный ответ в ведомство при получении предостережения. Примерное содержание: «Мы получили ваши замечания и провели по ним такую-то работу». При отсутствии реакции предпринимателя ведомство может инициировать внеплановую проверку.

В логике моратория добросовестные предприниматели, у которых нет объектов чрезвычайно высокого или высокого риска, вообще не должны видеть в 2022 году пожарного инспектора или сотрудника трудовой инспекции, санэпиднадзора. Что делать, если проверка все-таки началась.

  1. Проверить приказ о контрольном мероприятии: основания, реквизиты решения или извещения прокуратуры.
  2. Записать учетный номер проверки. Без него она незаконна.
  3. Если предприниматель считает проверку необоснованной, пожаловаться на нарушение моратория через специальный сервис на Госуслугах. Для этого понадобятся ЭЦП и учетный номер контрольного мероприятия.

extern

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Попробовать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морская строительная компания санкт петербург официальный сайт
  • Мировой суд ленинского района г воронежа 6 участок часы работы
  • Московская компания английских купцов появилась в 1554 г после
  • Митинский крематорий официальный сайт выдача праха часы работы
  • Московская компания была создана в лондоне в 1554 году с целью