Могут ли некоммерческие организации быть субъектами малого бизнеса

Некоммерческие организации и предпринимательство в 2023 году: условия осуществления приносящей доход деятельности НКО

На сегодняшний день некоммерческий сектор приобрел значимое место в жизни общества. Некоммерческие организации все больше набирают популярность, но не многие знают, что это такое и «с чем их едят». В нашей статье рассмотрим возможности осуществления НКО коммерческой, в том числе предпринимательской деятельности, и ответим на вопрос, может ли НКО быть субъектом малого предпринимательства.

  1. Вправе ли НКО заниматься коммерческой деятельностью?
  2. Предпринимательская деятельность НКО
  3. НКО и предпринимательство в 2023 году
  4. Ограничения предпринимательской деятельности НКО
  5. Может ли НКО быть субъектом малого и среднего предпринимательства
  6. Взаимодействие НКО с государством и бизнесом

Что такое коммерческая деятельность НКО и вправе ли она ей заниматься?

Некоммерческие организации представляют собой особую разновидность юридических лиц, которые не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных целей, осуществляют деятельность в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, осуществляют защиту прав и законных интересов граждан и организаций, разрешают споры и конфликты, оказывают юридическую помощь, а также создаются и в иных целях, которые направлены на достижение общественных благ. Подробнее — «Виды деятельности НКО»

  • Как вы видите, Некоммерческая организация создается не для получения прибыли и распределения ее между учредителями, а для реализации различных общественно-полезных целей.

Такие организации живут в основном на добровольные взносы и пожертвования. Некоммерческие организации помогают людям отстаивать их права и законные интересы в различных сферах общественной жизни. Но не все некоммерческие организации могут выжить на добровольные взносы. Иногда некоммерческим организациям приходится осуществлять деятельность, приносящую доход для того, чтобы иметь финансирование для реализации уставных целей некоммерческой Организации.

Обратите внимание, организация может осуществлять деятельность, приносящую доход, а не коммерческую деятельность.

Что такое коммерческая деятельность и почему НКО не может ей заниматься? Давайте разберемся в этих понятиях. Из самого названия «некоммерческая организация» вытекает то, что все некоммерческие организации не могут напрямую осуществлять коммерческую деятельность.

  • Коммерческая деятельность — это деятельность по производству товаров и оказанию услуг с целью получения коммерческой выгоды. То есть основная цель при осуществлении коммерческой деятельности это получение прибыли, и распределение ее между учредителями. Говоря простым языком главное — заработать.

Цель НКО другая — достижение различных общественных благ. Именно поэтому она не может осуществлять коммерческую деятельность. Однако некоммерческая организация может проводить различные мероприятия на возмездной основе. Но это не коммерческая деятельность, так как полученные денежные средства не распределяются между учредителями, а направляются на цели создания Организации. Например, на закупку оборудования, на проведения следующего мероприятия, на оплату труда преподавателей. Такая деятельность называется деятельностью, приносящей доход. Именно такую деятельность вправе реализовывать некоммерческая организация. Коммерческую или предпринимательскую деятельность некоммерческая организация осуществлять не вправе.

Гражданским кодексом определено, что Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и, если это соответствует таким целям.

Однако в Федеральном законе №7 «О НКО» сказано, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Получается, что один закон противоречит другому. Позиция Министерства Юстиции в данном случае такова: по иерархии законов Гражданский кодекс стоит выше Федерального закона, а значит первоочередно принимаем во внимание норму из него.

Некоммерческая организация не может напрямую принимать участие в коммерческой хозяйственной деятельности как обычный бизнес.

Это значит, что некоммерческая организация может входить как один из учредителей компании или получать дивиденды от принадлежащей им доли в капитале. Простой и наглядный пример — некоммерческая организация получает в качестве пожертвования пакет акций Сбербанка. Таким образом, дивиденды, которые будут получены по данным акциям считаются законным доходом некоммерческой организации.

Предпринимательская деятельность НКО

Говоря о предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, мы подразумеваем, что это деятельность, приносящая доход.

Для некоммерческого сектора на данный период времени деятельность, приносящая доход — это не неизбежная необходимость, а только лишь один из инструментов повышения устойчивости Некоммерческих организаций с целью более эффективного осуществления ее уставных целей.

  • Деятельность, приносящая доход, становится своего рода инструментом финансирования НКО, когда привычные и стандартные источники дохода видоизменяются или исчезают.

Становится все меньше фондов — грантодателей, добровольные взносы и пожертвования не стали обычным делом для нашего общества, а государственные гранты и субсидии получить могут не все некоммерческие организации, так как это трудно. Существуют определенные критерии и ограничения для получения грантов и субсидий.

Поэтому современные реалии и отсутствие иных источников финансирования вынуждаю некоммерческий сектор реализовывать деятельность на возмездной основе. Для обеспечения выполнения целей создания некоммерческой организации и повышения финансовой устойчивости некоммерческие организации имеют право воспользоваться таким инструментом и осуществлять виды деятельности, приносящей доход. Однако только те, которые определены законодательством.

Для некоторых Некоммерческих организация реализация деятельности, приносящей доход, может стать ведущим и единственным источником дохода. Например, такой способ очень популярен для автономных некоммерческих организаций. Автономные некоммерческие образовательные организации могут брать деньги с родителей за обучение их детей, но полученные средства не будут источником дохода для учредителей АНО. Эти средства пойдут на оплату труда преподавателей, аренду помещения, закупку канцелярии, расширения деятельности автономной некоммерческой организации. Для такой некоммерческой организации деятельность, приносящая доход, может стать самым основным источником дохода.

Для других Некоммерческих организация главным источником дохода станет деятельность, приносящая доход и финансирование со стороны — добровольные взносы, пожертвования, гранты, субсидии. Как правило, к таким Некоммерческим организациям относятся корпоративные организации — общественные организации, ассоциации. Такие НКО живут за счет членских взносов – взносов, которые вносят в организацию ее члены. Организация самостоятельно определяет порядок уплаты и размер членских вносов. Для корпоративных некоммерческих организаций основным источником финансирования являются членские взносы, а деятельность, приносящая доход может являться второстепенным источником фиксирования.

Скорее всего, останутся организации, которым деятельность, приносящая доход не подходит или не нужна совсем. По такой методике работают очень многие фонды. Представляют собой своего рода «Копилку» или «Хранилище», которые только собираются денежные средства. После того, как необходимая сумма собрана жертвователями, она направляется на конкретную цель – лечение ребенка, покупка дорогостоящих лекарств для онкобольных.

Согласно ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Такой деятельностью признаются: 

  • Приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации; 
  • Приобретение и реализация ценных бумаг; 
  • Имущественных и неимущественных прав;
  • Участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

НКО и предпринимательство

На данный период времени тема предпринимательской деятельности НКО довольно популярна, но мало кто может в ней разобраться и понять всю суть, так как не все эти вопросы имеют точный и очевидный ответ.

Зачастую некоммерческим организациям приходится находить индивидуальные ответы, исходя из специфики деятельности некоммерческой организации и приобретенного опыта. Существует ряд принципов, на которые могут опираться некоммерческие организации при осуществлении деятельности, приносящей доход: 

  • Различайте деятельность, приносящую доход в НКО, и фандрайзинг НКО. Фандрайзинг представляет собой привлечение финансирования в некоммерческую организацию из внешних источников путем осуществления добровольных взносов и пожертвований. Деятельность, приносящая доход в НКО, предполагает создание и продажу товаров, услуг с дальнейшей целью получения прибыли, которую в дальнейшем направляю на реализацию целей создания некоммерческой организации. 
  • Осуществлять деятельность и получать за нее доход в некоммерческих организациях — это законно. Деятельность, приносящая доход в НКО, может быть, и это нормально, так как каждая некоммерческая организация стремится к реализации целей ее создания, а без должного финансирования реализовать эти цели будет невозможно. Если в некоммерческой организации предполагается деятельность, приносящая доход, то нужно, чтобы данная деятельность была прописана в Уставе НКО и соответствовала целям создания НКО.

Законодательством не разъяснено, каким образом деятельность, приносящая доход, должна соответствовать целям создания некоммерческой организации. Но, как показывает юридическая практика, данная норма трактуется следующим образом: деятельность, приносящая доход должна не просто приносить прибыль для Некоммерческой организации, но и по своей сути отвечать ее уставным целям. К примеру, некоммерческая организация, которая занимается в основном оказанием психологической помощи наркозависимым вправе на возмездной основе оказывать психологические консультации граждан по различным семейным вопросам. В указанном случае деятельность соответствует целям создания некоммерческой организации. Но в случае, если эта же организация примет решение заниматься производством мебели, то несмотря на использование прибыли для помощи наркозависимым, такая деятельность не будет соответствовать целям создания некоммерческой организации, предусмотренным ее уставом.

Например, некоторые Благотворительные фонды могут дать возможность талантливым детям получить образование в самых престижных университетах мира. Во-первых, для достижения такой цели она должна быть закреплена в Уставе Благотворительного фонда. Во-вторых, Благотворительный фонд может организовать платный концерт, выставку или презентацию книг авторов, а также другие мероприятия на возмездной основе.

Как и многие организации, НКО имеют право иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, денежные средства в рублях и в иностранной валюте, ценные бумаги, результаты интеллектуальной деятельности и другое имущество, не изъятое из оборота (подробнее — «Имущество НКО»). Законодательство не запрещает использовать данные материальные активы для получения дохода. Однако следует понимать, что прямое осуществление деятельности в коммерческом бизнесе для НКО запрещено.

Ограничения предпринимательской деятельности НКО

Деятельностью, приносящей доход в НКО, или, как многие ее называют, предпринимательской деятельностью некоторые некоммерческие организации могут заниматься только при наличии лицензии и разрешения (например, ведение образовательной деятельности).

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, указан в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Юридическое лицо с момента получения такой лицензии приобретает право заниматься предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, и утрачивает это право по истечении срока действия лицензии. Эта норма распространяется, в том числе, и на некоммерческие организации.

Может ли НКО быть субъектом малого и среднего предпринимательства? 

Начнем с того, что такое малое предпринимательство. Малое предпринимательство представляет собой деятельность, опирающуюся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Многие считают, что Некоммерческие организации также попадают в этот сектор, однако это не так.

В Законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Как вы видите, некоммерческие организации в данном списке отсутствуют.

В статье 2 Закона № 7 «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Исходя из определения Некоммерческой организации логично, что она не попадает под субъект среднего и малого предпринимательства.

Взаимодействие НКО с государством и бизнесом

Многие считают, что недостаточное финансирование государством отдельных сфер жизни общества и сокращение со стороны государства государственных расходов на поддержку социальной сферы восполнит некоммерческий сектор, в том числе добровольческий труд волонтеров, которые мотивированы на преобразование современного общества.

Очень важно то, что некоммерческие организации способствуют в оказании помощи различным группам населения: бедным, престарелым, инвалидам, больным и другому населению, которому необходимо особое отношение со стороны государства и окружающих. Однако у многих нет понимания работы некоммерческих организаций и того, что некоммерческие организации является частью экономики. Несмотря на наименование, очень часто НКО могут быть очень прибыльными.

Некоммерческие организации занимаются решением общественных проблем в различных отраслях: медицина, образование, физическая культура и спорт, защита законны прав и интересов граждан, поддержка инвалидов, помощь детям, матерям-одиночкам, малоимущим семья. Большинство некоммерческих организаций перекрывают деятельность государственных учреждений.

Создается, так сказать, состояние замещения государственного аппарата небольшими некоммерческими организациями, которые занимаются оказанием адресной помощи населению.

Популярность некоммерческого сектора растет все больше с каждым днем, и потребность в стране в создании НКО в будущем будет только расти, так как рост частного бизнеса в России ограничен высокой долей государственного участия, отсутствием дешевых кредитов, а также неблагоприятной внешнеполитической обстановкой.

Силой коммерческого сектора является качественное удовлетворение запросов клиента, используя минимальные затраты. Однако потребность, которая не сопровождается денежным спросом, так и остается без внимания. Это означает, что неспособное платить население не будет удовлетворено в своих нуждах через частный рынок.

Кроме решения общественных проблем некоммерческие организации представляют собой постоянный источник занятости для населения. Если рассматривать НКО с точки зрения повседневной хозяйственной деятельности, то можно найти очень много сходств с коммерческими структурами. Для обеспечения качественной работы каждой некоммерческой организаций также нужны специалисты: менеджеры, юристы, бухгалтеры, программисты, медики, логопеды, учителя и другие квалифицированные работники (подробнее — «Оформление сотрудников НКО»).


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Деятельность НКО
  • Совместная деятельность НКО
  • Как начать благотворительную деятельность?
  • Развитие НКО
  • Интеллектуальные права в НКО

Одна из экспертов назвала проект актуальным, поскольку он предусматривает заключение трудовых договоров с работниками НКО в соответствии с типовой формой, утверждаемой правительством, не занимаясь локальным правотворчеством. Другая полагает, что изменить такие договоры впоследствии будет гораздо сложнее, чем локальные акты. Третья обратила внимание на то, что изменения дадут возможность заключать срочные трудовые договоры с работниками, а также отказаться от принятия локальных нормативных актов в том числе и многим адвокатским образованиям.

17 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1022523-7 об установлении особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями. Как указано в пояснительной записке, проект изменений в Трудовой кодекс подготовлен в рамках исполнения перечней поручений Президента и Правительства РФ, предусматривающих распространение на социально ориентированные некоммерческие организации регулятивных льгот и преимуществ, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Содержание поправок

Законопроектом предлагается дополнить ч. 2 ст. 59 ТК новым абзацем о том, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям – некоммерческим организациям с численностью работников не более 35.

Как указали разработчики поправок, это позволит НКО заключать срочные трудовые договоры по аналогии с субъектами малого предпринимательства с объемом дохода за предшествующий календарный год до 800 млн руб. Законодатель объяснил новеллу тем, что НКО зачастую необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, реализуемых в том числе в рамках президентских грантов на развитие гражданского общества. «Соответственно, заключение срочного трудового договора обеспечит гибкость в привлечении сотрудников и не повлечет каких-либо негативных последствий на рынке труда», – сообщается в пояснительной записке.

Новая редакция ст. 309.1 ТК предусматривает распространение на НКО, соответствующие критериям, установленным законодательством для микропредприятий (максимальная среднесписочная численность работников – 15 чел., объем дохода за предшествующий календарный год – 120 млн руб.), нормы, аналогичные гл. 48.1 ТК. Если НКО перестала соответствовать указанным требованиям, то не позднее чем через четыре месяца с даты размещения соответствующих изменений в интернете согласно требованиям п. 1.1 ст. 102 НК РФ трудовые и иные связанные с ними отношения у данного работодателя регулируются без учета особенностей гл. 48.1 Трудового кодекса.

Разработчики поправок отметили, что в соответствии с указанной нормой НК соответствующая информация размещается на сайте ФНС России в режиме открытых данных, позволяющем осуществлять поиск сведений об организации как по наименованию, так и по ИНН. «Таким образом, сведения о среднесписочной численности работников и суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются общедоступными и уже с 1 января 2020 г. могут быть получены проверяющими органами, иными заинтересованными организациями и гражданами без дополнительных запросов с целью проверки отнесения некоммерческой организации к категории, имеющей право регулировать трудовые отношения локальными нормативными актами и заключать срочный трудовой договор», – указано в пояснительной записке.

Это, по мнению законодателя, позволит обеспечить прозрачность данных, в соответствии с которыми НКО ведут упрощенный документооборот. При этом обращается внимание, что указанная информация является предметом регулирования налогового законодательства и, соответственно, не может быть определена в ТК.

Поправками в ст. 309.2 Кодекса предусмотрено, что НКО вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и о премировании, график сменности и т.д.) – эти условия должны быть включены в трудовые договоры с работниками.

Типовую форму трудового договора, заключаемого работодателем – НКО, предлагается закрепить в Постановлении Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям».

Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2021 г.

Адвокаты оценили предлагаемые изменения

По мнению адвоката, члена Совета АП Калининградской области Екатерины Казаковой, суть изменений в ТК сводится к одному предложению – приравнять некоммерческие организации к работодателям – субъектам малого предпринимательства, отнесенным к микропредприятиям, распространив на них применение соответствующих регулятивных льгот и преимуществ. Очевидно, добавила эксперт, что установление срока трудового договора для таких работодателей – объективная необходимость, поскольку их финансово-экономическое положение сильно зависит как от конъюнктуры рынка и внешних обстоятельств, так и от участия в проектах, предусматривающих целевое финансирование в течение некоторого периода времени. Однако, по ее мнению, эта проблема разрешима и в рамках ныне действующей редакции ст. 59 ТК.

Освобождение от обязанности издавать локальные акты – т.е. общие правила для всех работников, добавила Екатерина Казакова, обусловлено незначительным количеством самих работников. «При этом законопроект предусматривает заключение трудовых договоров с работниками в соответствии с типовой формой, утверждаемой правительством. Таким образом, меры профилактики трудовых споров законодателем предусмотрены, а работодатель-НКО может пользоваться типовой формой, не занимаясь локальным правотворчеством, которое на практике либо отсутствует полностью, либо локальные акты не имеют реального регулирующего эффекта. Таким образом, проект является актуальным», – считает адвокат.

Однако, несмотря на положительный «заряд», добавила Екатерина Казакова, законопроект, как и многие иные в последние годы, сформулирован таким образом, что вызывает две ассоциации. «Первая: он напоминает детское стихотворение “Дом, который построил Джек”, поскольку каждый абзац заканчивается одной и той же фразой, содержащей устойчивые словосочетания, из-за которых неподготовленному правоприменителю добраться до смысла нормы совсем непросто. Вторая: создается впечатление, что законодатель старался максимально усложнить задачу тем, кто будет применять новые нормы ТК. Текст поправок содержит невероятное количество отсылочных норм, поэтому чтобы понять, кто сможет применять предложенные нормы ТК, юристу следует изучить не только Трудовой, но и Налоговый кодекс, а также специальные законы, постановления правительства и приказы ФНС. Учитывая, что предлагаемые изменения коснутся не всех НКО, а только социально ориентированных, то для того, чтобы узнать критерии отнесения к ним, для начала необходимо изучить Закон о некоммерческих организациях и постоянно отслеживать соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность», – заключила она.

В комментарии «АГ» адвокат Санкт-Петербургского АБ «Адвокатская Группа ОНЕГИН» Татьяна Заседателева отметила, что не готова поддержать позицию законодателя о том, что указанные в законопроекте меры будут направлены на снижение бремени по разработке, утверждению и изменению дополнительной кадровой документации поддержать. «Как видно из текста проекта, нормы локальных нормативных актов все равно должны включаться в трудовой договор, – т.е. работодателю придется эти нормы разработать и прописать», – подчеркнула адвокат. Более того, добавила она, последующее изменение таких договоров будет гораздо более сложной процедурой, чем изменение локальных актов работодателя.

Комментируя «АГ» законопроект, руководитель практики трудового права АБ «ЕПАМ» Анна Иванова отметила изменения, которые могут коснуться адвокатских образований, в частности возможность заключать срочные трудовые договоры с работниками, если численность штата некоммерческой организации не превышает 35 человек. «Нововведением смогут пользоваться многие адвокатские образования – численность штата у них зачастую невелика, поскольку адвокаты не работают по трудовому договору и в этом лимите не учитываются», – пояснила она.

Адвокатские образования, у которых в штате состоит не более 15 человек и годовой доход составляет менее 120 млн руб., по мнению Анны Ивановой, смогут отказаться от принятия локальных нормативных актов, прописав все необходимое в трудовом договоре. «Для работодателя предложение не представляется заманчивым, поскольку условия трудового договора могут меняться только с согласия работника, в то время как изменение локального нормативного акта такого согласия не требует – надо всего лишь ознакомить с ним работника», – обратила внимание адвокат.

Более того, добавила она, законодатель навязывает типовую форму трудового договора для таких организаций. «Действия законодателя непоследовательны – с одной стороны, он предъявляет меньше формальностей для маленьких компаний (что правильно), с другой, – обязывает использовать форму договора, к содержанию которой конкретные организации не будут иметь отношения», – считает Анна Иванова.

Частой ошибкой подобных изменений, по мнению эксперта, является то, что работодателям не оставляют выбора, а он здесь необходим. «Маленькая организация сама должна определить, без вмешательства государства: составлять ли ей локальные нормативные акты и трудовые договоры либо не делать ничего и пользоваться навязанной типовой формой. Полагаю, итоги такого выбора будут очевидны», – заключила Анна Иванова.

Подборка наиболее важных документов по запросу Нко относится к субъектам малого предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка применения ККТ
(КонсультантПлюс, 2023)Социально ориентированным некоммерческим организациям и субъектам МСП, отнесенным к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, административный штраф назначают в размере от 3/8 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 15 000 руб. Речь идет о юрлицах, включенных на момент совершения правонарушения в соответствующие реестры (ч. 2, 3 ст. 4.1.2, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Субъект малого и среднего предпринимательства

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2023 году?

Читайте также: льготы для IT-компаний.

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2023 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.

Категория субъекта МСП

Доход за год

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

не более 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

не более 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса 2022

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Сдача отчётности онлайн

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы.

    Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.  

  2. Финансовые льготы.

    Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийских программ. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.

  3. Административные льготы.

    Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Добрый день!
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Еще как то на запрос от клиента я предоставила вот это письмо, хоть и старенькое , но думаю еще актуально так как ничего нового больше на эту тему не нашла ( МЫ НКО образовательные услуги)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

  ПИСЬМО
от 3 мая 2006 г. N 18-11/3/36722

  В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней (малые предприятия), определенных данным пунктом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Таким образом, некоммерческая организация, имеющая организационно-правовую форму негосударственного образовательного учреждения, не может являться субъектом малого предпринимательства в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом N 88-ФЗ.

  Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы РФ
II ранга
С.Х.АМИНЕВ

Малый бизнес

Кто относится к малому бизнесу?

 Критерии отнесения к субъектам малого

предпринимательства в отечественном законодательстве

Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 88-ФЗ).

В соответствии с пп. 1 ст. 3 Закона N 88-ФЗ субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, соответствующие определенным критериям, а также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом N 88-ФЗ и подразделяются:

1) по цели деятельности

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (определение дано в ст. ст. 116 — 121 Гражданского кодекса РФ).

2) по составу учредителей

Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.

Следует обратить внимание, что согласно данному критерию — как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, — не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.

3) по средней численности работников за отчетный период

Малыми предприятиями могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности — 100 человек;
  • в строительстве — 100 человек;
  • на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве — 60 человек;
  • в научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
Как же определить, может ли в этом случае организация относиться к малому бизнесу?

Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предоставляемая законодательством альтернатива — годовой объем оборота или годовой объем прибыли — означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться.

Выбранный вариант необходимо закрепить в приказе по учетной политике предприятия, и он должен оставаться неизменным в течение отчетного года.

Но чтобы твердо сказать, что предприятие имело такое-то среднее число работающих и соответственно может или не может считаться малым, необходимо определить среднесписочную численность работающих.

При расчете среднесписочной численности нередко забывают, что в ее состав включаются и работающие по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Если все определенные Законом N 88-ФЗ и перечисленные выше критерии соблюдены, то предприятие или предприниматель могут быть зарегистрированы в качестве субъекта

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Предпринимательской называется самостоятельная деятельность лиц, направленная на получение прибыли. Перечислим основные признаки предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 2 Гражданского кодекса РФ:

  • предпринимательская деятельность проводится на свой страх и риск;
  • лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны быть зарегистрированы;
  • прибыль в ходе предпринимательской деятельности можно получать от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Следовательно, можно сделать вывод, что предпринимательская — это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, для чего индивидуальному предпринимателю необходимо совершить ряд сделок, целью которых является получение прибыли. Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если по ней получен доход, ведь единичная сделка не носит систематического характера.

Гражданский кодекс РФ разрешает гражданам России заниматься любой предпринимательской деятельностью (ст. 23). Исключение составляют законодательно запрещенные виды деятельности — изготовление и продажа оружия, наркотиков и др. (Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179). При этом ему не обязательно создавать организацию, то есть юридическое лицо. Гражданин может стать индивидуальным предпринимателем.

В отношении ПБОЮЛ очень важным является то, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 Гражданского кодекса РФ).

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

В первую очередь взыскание обращается на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте. Если денежные средства отсутствуют или их недостаточно, то взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено.

Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, приведен в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Модульбанк бизнес онлайн вход в личный кабинет для юридических лиц
  • Может ли администрация назначить управляющую компанию без конкурса
  • Ооо специализированная компания автотехники транспортные перевозки
  • Ооо ставропольская городская управляющая компания официальный сайт
  • Ооо тульская транспортная компания инн 7105516571 официальный сайт