Могут ли иностранные компании участвовать в закупках по 223 фз

Закупки у иностранных поставщиков по 44 ФЗ — это заказ товаров, работ или услуг у организаций, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Что говорит закон

Закон о Федеральной контрактной системе четко регламентирует, вправе ли иностранные организации участвовать в закупах (п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ). Нерезиденты участвуют в тендерах наравне с отечественными поставщиками и подрядчиками. Но есть и исключения — страны из перечня Минфина, такие, как Белиз, Гибралтар, Панама (приказ Минфина № 108н от 13.11.2007). Это офшорные зоны — государства с льготным налоговым режимом и страны, не разглашающие внутреннюю финансовую информацию (п. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Получается, что в госзакупках нельзя участвовать офшорным компаниям, зарегистрированным в особых зонах. По сути, конкретный ФЗ, запрещающий закупку у иностранных контрагентов, отсутствует. Но есть Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 и ПП РФ № 239 от 07.03.2019, в которых закреплен запрет на допуск иностранной продукции для целей обороны страны. При осуществлении таких закупок заказчик устанавливает ограничение по ст. 14 44-ФЗ — включает условие о национальном режиме. Для оборонной продукции действует полный запрет на допуск, для некоторых зарубежных поставок устанавливают ограничения и условия допуска. При рассмотрении заявок комиссия обращает внимание на страну происхождения товара, а не на территориальную принадлежность поставщика, поэтому заявки от иностранных исполнителей не отклонят.

Вывод о том, могут ли иностранные граждане выступать поставщиками по 44-ФЗ, — однозначно могут. Никаких исключений для физических лиц, не являющихся резидентами РФ, не предусмотрено. А вот зарубежные организации вправе поставлять товары, работы и услуги, только если они зарегистрированы на территориях, не попадающих в перечень исключений.

Как иностранцам принять участие в закупках

Если зарубежная организация планирует участвовать в российском госзаказе, ей придется пройти целый ряд регистрационных процедур. Вот как иностранному производителю участвовать в тендерах на сайте государственных закупок:

  1. Получить электронную подпись.
  2. Зарегистрироваться в ЕРУЗ — Едином реестре участников закупок.
  3. Открыть специальный счет.
  4. Пройти весь процесс торгов.
  5. Заключить контракт с иностранным юридическим лицом по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ.

Шаг 1. Получаем электронную подпись

Все закупки проводятся по законодательно определенным правилам. Подача заявок от российских контрагентов, равно как и участие иностранной компании по 44-ФЗ, невозможно без усиленной квалифицированной электронной подписи и сертификата к ней (письмо Минфина № 24-06-05/54209 и Минэкономсвязи № ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018). Выдают ЭЦП только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помимо ЭЦП, выданных отечественными удостоверяющими центрами, для заказов в ЕИС действуют и другие электронные подписи:

  • подписи и сертификаты ключей, выпущенные в соответствии с международными нормативами и стандартами и соответствующие ЭЦП, выпущенным по правилам 63-ФЗ;
  • ЭЦП, выпущенные в государствах, с которыми у России действует договор о взаимном признании электронных подписей.

К таким странам относятся государства из Евразийского экономического союза — Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Проблем с электронной подписью, выпущенной в Республике Беларусь, точно не возникнет — она принимается наравне с отечественными ЭЦП (решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 144 от 23.08.2012).

В 2020 году (с 1 июля) начнет действовать такое правило: подписи и сертификаты, выпущенные по международным нормативам и стандартам, действительны в России, только если это разрешено международными договоренностями Российской Федерации (476-ФЗ от 27.12.2019). ЭЦП примут, если зарубежный участник подтвердит ее соответствие требованиям, прописанным в международных договорах. Запросите такие сведения у компании, выпустившей электронную подпись.

Шаг 2. Регистрируемся в ЕРУЗ

Вы вправе зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок, даже если еще не получили электронную подпись. Но рекомендуем подготовить ЭЦП заранее: аккредитация нерезидента в РФ на участие в торгах и подача заявок требуют подтверждения действий через усиленную электронную подпись.

Вот как регистрируются организации при наличии ЭЦП. Сначала подается заявка на регистрацию в ЕСИА — Единую систему идентификации и аутентификации (подробное описание для нерезидентов — в п. 3.1.4 регистрационной инструкции). Как только исполнитель получит аккредитацию в ЕСИА, его зарегистрируют в реестре участников и в Единой информационной системе.

Если электронной подписи нет, то выберите электронную торговую площадку и направьте оператору регистрационную информацию о компании (полный перечень — в п. 9 ПП РФ № 1752 от 30.12.2018).

Шаг 3. Открываем специальный счет

Спецсчет необходим для обеспечения заявок. Участие в закупках иностранной компании по 223-ФЗ и по 44-ФЗ невозможно без предоставления обеспечения заявки в форме перечисления установленной суммы на специальный счет или банковской гарантии.

Шаг 4. Участвуем в закупках

После получения электронной подписи, регистрации в ЕИС, ЕРУЗ и на электронной площадке приступаем к закупочным процедурам. Вот как иностранной компании участвовать в торгах:

  1. Находим тендер. Ищем по объекту закупки или наименованию заказчика (если раньше работали с конкретной организацией).
  2. Готовим документы — заявку, декларации соответствия, ценовое предложение. В документах указываем аналог ИНН по законам той страны, в которой зарегистрирован потенциальный поставщик (ч. 5 ст. 66 44-ФЗ).
  3. Отправляем обеспечение заявки.
  4. Направляем предложение в личном кабинете электронной площадки.
  5. Принимаем участие в определении победителя. Если в тендере участвует иностранная организация, это никак не влияет на ход аукциона или конкурса — торги осуществляются по общим правилам.

Если в закупках победила зарубежная компания, она обеспечивает заказчика гарантией исполнения обязательств, подписывает соглашение и реализует заказ в установленный срок.

При проведении торгов по 223-ФЗ действует ограничение: в приоритете поставки товары, работы и услуги отечественного происхождения (ПП РФ № 925 от 16.09.2016). Это не запрет на участие заграничных поставщиков, но конкретные преференции в цене для российской продукции (15%). Для заказов радиоэлектронных товаров преференция составляет 30%.

Шаг 5. Заключаем контракт

Соглашение с иностранным исполнителем практически не отличается от контракта, который заказчик заключает с российским поставщиком. Есть два правила, по которым проводится заключение договора с иностранной компанией по 223 ФЗ или госконтракта по 44-ФЗ.

Прописывайте цену правильно. Цена контракта указывается не в рублях, а в валюте контрагента. Укажите порядок конвертации с учетом постоянно меняющегося курса валют.

Дублируйте текст. Это значит, что соглашение составляется на русском языке и на языке зарубежного исполнителя.

Как проводить другие госзакупки

У нас есть и другие подробные инструкции, как правильно закупать:

  1. Продовольствие для жизнеобеспечения граждан.
  2. Продукты питания.
  3. НИОКР.
  4. Вывоз мусора.
  5. Лекарственные средства.
  6. Мебель.
  7. Недвижимость.
  8. Электроэнергию.
  9. ОСАГО.
  10. Результаты интеллектуальной деятельности.
  11. Расходные материалы.
  12. Коммунальные услуги.
  13. В аварийных ситуациях.

Евгений Бобышев

Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии «Азбука тендеров»

С 1 декабря 2022 года физлица и компании, признанные иноагентами, не могут принимать участие в российских закупках. Информация о таких лицах вносится в соответствующий реестр. Иностранные организации, не включенные в реестр иноагентов, по-прежнему будут участвовать в торгах на электронных площадках.

Содержание

  1. Кто такие иноагенты?
  2. Иноагенты в госзакупках
  3. Иностранная организация — это не иноагент
  4. Национальный режим
  5. Алгоритм участия иностранных исполнителей в российских тендерах
  6. Как получить ЭП
  7. Как зарегистрироваться в ЕРУЗ
  8. Как открыть спецсчет
  9. Как иностранной компании участвовать в закупках
  10. Как заключить контракт с иностранным исполнителем?
  11. Резюме

Кто такие иноагенты?

Иноагенты (иностранные агенты) – это физические и юридические лица, организации и объединения, которые своей деятельностью подрывают интересы государства.

Правительство РФ использует против иностранных агентов различные запреты и ограничения на их деятельность, включая запрет на участие в государственных, корпоративных и социальных закупках.
Актуальные сведения по иноагентам публикуются в соответствующем реестре, который ведет Министерство юстиции РФ. В обязанности ведомства входит добавление и исключение сведений из реестра о представителях этой категории.

С 1 декабря 2022 года действует Закон № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собрана информация из различных законов, на основании которой формируется понятие «иноагент».

Иностранными агентами могут быть признаны российские физические и юридические лица, которые получают различного рода поддержку от иностранных государств.

Иноагенты в госзакупках

Согласно вышеназванному Закону № 255-ФЗ (статья 11) иностранным агентам с 1 декабря 2022 года запрещается участвовать в государственных (по 44-ФЗ), корпоративных (по 223-ФЗ) закупках, а также выполнять соцзаказы в социальной сфере (по 189-ФЗ).

Заказчики должны проверять сведения об участниках закупки в реестре: относятся ли они к иностранным агентам. Также заказчики должны предъявлять соответствующее требование к участникам тендеров.

Иностранная организация — это не иноагент

Если иностранным агентам запретили участвовать в российских тендерах, то это не значит, что иностранные организации тоже не могут принимать в них участие. Если иностранная организация не включена в реестр иноагентов, то ей, как и раньше, вход в российские тендеры открыт.

Иностранные участники закупок по 44-ФЗ – это налоговые резиденты других государств (не РФ). И они могут быть поставщиками и исполнителями госзаказа. Но есть исключения, о которых – далее.

В 44-ФЗ четко описано, могут ли иностранные компании принимать участие в российских тендерах (п.4 ч.1 ст.3 44-ФЗ). У них есть такое право наравне с отечественными производителями и исполнителями. Однако есть и исключения: они изложены в Приказе Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года – это запрет на участие офшорных организаций, прошедших регистрацию в особых зонах.

На данный момент в списке офшорных зон числится 40 территорий, например, Багамы, Бермуды, Лихтенштейн, Малайзия, Мальдивы, Монако, Арабские Эмираты и др. Актуальную информацию всегда можно посмотреть в Приложении к Приказу № 108н.

Также есть 275-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, которые запрещают закупки зарубежной продукции для оборонной сферы РФ. При проведении таких процедур заказчики указывают ограничение по нацрежиму (ст.14 44-ФЗ).

Товары для оборонной сферы запрещены полностью, а для отдельных видов иностранных поставок применяются ограничения и условия допуска. В первую очередь комиссия смотрит на страну происхождения товара, а не на адрес регистрации исполнителя, поэтому такие заявки принимают без особых сложностей.

Таким образом, иностранные поставщики (физлица) вправе участвовать в закупках по 44-ФЗ. А иностранные компании могут принимать участие в государственных закупках, только если они не зарегистрированы в странах из списка офшорных территорий.

Национальный режим

Национальному режиму в 44-ФЗ посвящена статья 14, в которой говорится о запретах, ограничениях и условиях допуска. Согласно этим положениям иностранные участники участвуют в российских закупках наравне с отечественными компаниями.

Выше мы уже сказали, что участие в закупках по 44-ФЗ не могут принимать офшорные компании. Также иностранным организациям закрыты закупки для СМП, т.к. это понятие не включает в себя иностранцев.

Какие запреты установлены для зарубежной продукции:

  1. Для целей оборонной сферы.
  2. На некоторые виды зарубежных товаров из области машиностроения.
  3. Для изделий легкой промышленности, включая прокат.
  4. На зарубежное ПО.

Примечание: закупка зарубежной продукции возможна, если она не произведена на территории России или территории стран ЕАЭС.

Какие ограничения установлены для зарубежной продукции:

  1. Применение определенных видов медицинских товаров.
  2. Допуск отдельных видов зарубежной радиоэлектронной техники.
  3. Поставки некоторых видов санкционных продуктов питания.
  4. Применение произведенной на территории зарубежного государства лекарственной продукции, состоящей в списке жизненно необходимых лекарств.

Также ограничения действуют для товаров, описанных в Приказ Минфина России №126н от 04.06.2018 г. Данный документ дает преференции поставщикам некоторых видов товаров, изготовленных на территории РФ и в странах ЕАЭС.

Суть в том, что участник закупки, предлагающий такой иностранный товар, должен быть готов к тому, что в случае победы контракт с ним будет заключен на 15% или 20% ниже от цены, по которой он победил.

Алгоритм участия иностранных исполнителей в российских тендерах

Если иностранная компания решила принять участие в российской закупке, то ей нужно быть готовой к некоторым регистрационным действиям.

  1. Приобрести ЭП (электронную подпись).
  2. Добавить сведения о компании в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.
  3. Оформить спецсчет.
  4. Принять участие в торгах на электронной площадке.
  5. Подписать контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Как получить ЭП

Участие в государственных закупках возможно только при наличии электронной подписи. Такое правило действует не только для иностранцев, но и для российских поставщиков (Письмо Минфина № 24-06-05/54209 и Минэкономсвязи № ОП-П15-085-18306 от 01 августа 2018 года). Получают ЭП в удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию – полномочия по выдаче цифровых ключей.

Кроме сертификатов, которые выдают российские УЦ, для закупок в ЕИС действуют следующие ЭП:

  • подписи и сертификаты ключей, выданные в рамках международных нормативов и стандартов, и соответствующие подписи, выданные по нормам 63-ФЗ;
  • электронные подписи, оформленные в странах, с которыми у РФ действует соглашение о взаимном признании цифровых ключей.

К таким государствам относятся страны-участники ЕАЭС. Например, не возникнет сложностей с электронной подписью, полученной в Белоруссии – она считывается наравне с российскими ЭП (решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 144 от 23.08.2012).

С 2020 года на территории РФ действуют сертификаты и подписи, оформленные по международным правилам, если это разрешено международными договоренностями РФ (476-ФЗ от 27 декабря 2019 года). Электронную подпись будут учитывать, если иностранный поставщик оформит ее в соответствии с требованиями, изложенными в международных нормативах. При необходимости данную информацию можно запросить в компании, выдавшей сертификат электронного ключа.

Как зарегистрироваться в ЕРУЗ

Проходить регистрацию в ЕРУЗ можно, даже если у вас на руках пока нет электронной подписи. Однако все же рекомендуем выпустить ЭП заблаговременно, потому что аккредитация на электронных площадках и направление заявок возможны только при наличии ЭП. С ее помощью вы будете подтверждать свои действия на электронных площадках.

Если ЭП не выпущена, то следует выбрать ЭТП и предоставить оператору сведения о компании для дальнейшей регистрации (полный перечень дается в Постановлении Правительства РФ от 27.01.2022 г. № 60).

После того, как ЭП получена, можно регистрироваться в ЕСИА. Первым делом подается заявление на регистрацию в ЕСИА. После добавления сведений об иностранном участнике в ЕСИА можно приступать к регистрации на Портале закупок – сайте ЕИС.

Как открыть спецсчет

Спецсчет нужен, чтобы перечислять обеспечение заявки. Иностранный участник по 44-ФЗ может предоставлять обеспечение заявки двумя способами: независимая гарантия и денежные средства. В последнем случае нужно заранее побеспокоиться, чтобы необходимая сумма лежала на специальном счете.

Как иностранной компании участвовать в закупках

После выполнения всех вышеназванных действий можно начинать принимать участие в электронных торгах. Вот инструкция для иностранной компании:

  1. Найдите закупку.
  2. Поиск закупки осуществляется по наименованию заказчика или ключевому слову (предмету контракта).
  3. Собираем комплект документов – заявка, декларации соответствия, предложение о цене.
  4. В документации прописывается аналог ИНН согласно положениям того государства, в котором оформлен потенциальный исполнитель.
  5. Внесите обеспечение заявки по реквизитам спецсчета.
  6. Примите участие в торгах на электронной торговой площадке.

Если наряду с российскими участниками в процедуре фигурируют иностранные компании, то это никак не влияет на проведение конкурса или аукциона – они проходят на общих основаниях.

Если в тендере выигрывает зарубежный поставщик, то он перечисляет заказчику гарантию исполнения обязательств, заключает контракт и приступает к поставкам или работам в условленное время.

В рамках закупок по 223-ФЗ действует ограничение: преимущество отводится отечественным производителям товаров и исполнителям услуг (Постановление Правительства РФ № 925 от 16 сентября 2016 года). Это не запрет на участие иностранных исполнителей, а поддержка российского рынка: для российских товаров – 15%, для радиоэлектронной продукции – 30%.

Как заключить контракт с иностранным исполнителем?

Подписание контракта с иностранным участником проходит по тому же алгоритму, что и с российским участником. Заказчику следует помнить о 2-х правилах, по которым заключается контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ:

  1. Цена контракта указывается в валюте иностранного исполнителя, а не в рублях. Перерасчет цены производится с учетом текущего курса валют.
  2. Текст контракта/договора составляется на русском языке и языке иностранного поставщика.

Резюме

Андрей Плешков

Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе

Телеграм-чат

Тема участия в российских закупках иностранных компаний остается сложной и требует постоянного анализа. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье или в нашем Телеграм-чате. В чате состоят опытные поставщики и представители заказчиков, поэтому у вас будет возможность перенять их опыт. А каждую неделю проводим «тендерные среды» — это прямые эфиры, на которых обсуждаем последние новости из сферы госзакупок.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Условия, выдвигаемые к тем, кто может участвовать в тендере по закону
  • Преимущества и недостатки участия в тендерах
  • Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Вопрос о том, кто может участвовать в тендере, обычно поступает от компаний, которые не имеют подобного опыта. Однако такой интерес вовсе не праздный, ведь участие в госзакупках выгодно обоим участникам подобных мероприятий. Заказчик получает добросовестного поставщика, который, в свою очередь, заинтересован в успешном завершении сотрудничества с целью последующего участия в тендерах.

Тем не менее, к участникам тендеров предъявляются особые требования. О том, каковы правила участия и кто может претендовать на перспективное сотрудничество в сфере госзакупок, расскажем в этой статье.

Условия, выдвигаемые к тем, кто может участвовать в тендере по закону

Кто может участвовать в тендере по закону

Подать заявку и участвовать в тендере может только физическое или юридическое лицо, у которого для этого есть немалые основания. Дело в том, что к претендентам обычно выдвигаются очень строгие требования.

Итак, кто может участвовать в тендере? По закону на участие в конкурсе может заявиться как гражданин России, так и юридическая компания, и лица из других стран. Требования при этом остаются неизменными, главная задача каждого участника состоит в том, чтобы предельно точно их выполнять. Все претенденты должны подать документы, список которых устанавливает заказчик. Отметим, что язык оформления бумаг также выбирает заказчик. Обычно это русский и язык страны, которую представляет компания-конкурсант.

Сама подача заявки предполагает предоставление пакета документов, требуемого заказчиком. Для этого каждый желающий участвовать должен подготовить бумаги в форме, указанной в условиях тендера. Когда заказчик получил документы для дальнейшего рассмотрения, участник лишается права выйти из конкурса. Иными словами, подав заявку, он соглашается выполнять все обязательства и поручения заказчика.

Сроки и объемы работ (поставок, услуг) устанавливаются заранее. Поэтому все участники должны предварительно ознакомиться с правилами и особенностями конкурса.

В процессе подготовки тендера заказчик и созданная им комиссия устанавливает срок подачи заявок. После его завершения заказчик не может вносить изменения или поправки в условия тендера, а участники – в поданные заявки. Далее тендерная комиссия подводит итоги, внимательно отслеживая, чтобы соблюдались правила участия в аукционе. Именно комиссия отвечает за проведение конкурса и может продлевать сроки подачи основных документов. После внесения подобных изменений комиссия обязана уведомить всех участников аукциона.

Любые изменения являются действительными лишь при условии, что они приняты до окончания срока рассмотрения документов. При их подготовке комиссия должна учитывать все заранее установленные правила участия в тендере, после чего пересчитать конкурсантов.

Преимущества и недостатки участия в тендерах

Преимущества и недостатки участия в тендерах

Главные достоинства возможности участвовать в тендерах:

  • честная борьба между конкурентами, что обуславливает сам принцип выбора исполнителя при помощи конкурса;
  • шанс заключить выгодный контракт;
  • возможность повысить узнаваемость своего бренда на рынке, так как контактные данные в любом случае остаются у потенциального заказчика;
  • расширение сферы влияния и сотрудничества;
  • вероятность в будущем получить госзаказ;
  • прозрачность работы открытых тендеров;
  • возможность участвовать в конкурсе через электронные площадки.

Немаловажно, что развитию бизнеса может послужить не только победа в тендере, но и сам факт участия.

Если говорить о минусах тендеров, то можно назвать такие:

  1. Сложность процедуры, так как чем серьезнее контракт, тем ниже шансы выиграть. Существуют примеры составления документации под организатора-фаворита.
  2. Необходимость значительного занижения стоимости услуг участниками, допустим, при запросе цен. Победу обычно отдают тому, кто может серьезно снизить прайс, иными словами, согласен отказаться от чистой прибыли.
  3. Есть вероятность неисполнения заказа.
  4. Возможен сговор потенциальных исполнителей, цель которого состоит в демпинге, то есть максимальном снижении цены контракта.

Однако достоинств у тендеров больше, чем недостатков. Поэтому проведение и участие в подобных аукционах становится все более популярным в последнее время среди субъектов экономической сферы. Многих интересует, кто может участвовать в тендере как заказчик? Это легко узнать, ведь сегодня растет и количество доступных сведений о проведении данной процедуры. Нужно понимать, что некоторая информация остается неверной, так как желающие участвовать в тендерах невольно создают о подобных конкурсах мифы. Причем последние часто получают широкое распространение, вот некоторые из них:

  • В нашей стране «все можно купить», и при проведении тендеров могут быть махинации.

    Такое мнение не могло сложиться просто так. Тем не менее, в последнее время антимонопольная служба достаточно активно работает в этом направлении, из-за чего у мошенников возникли определенные сложности при осуществлении противозаконных действий.

  • Если противозаконные действия все же имели место, пострадавшую компанию никто не станет защищать.

    По закону ФАС может пересмотреть результаты конкурса, если ей будут предоставлены доказательства недобросовестности организатора.

  • Никого не интересуют предложения новичков.

    Если заказчика привлекут условия, предоставленные исполнителем-новичком, и при этом будет подана соответствующая документация, никто не может помешать новому игроку рынка конкурировать с известными фирмами.

  • Заказчики любят тянуть с оплатой контракта.

    Если в вашем случае заказчик поступает именно таким образом, вы, как исполнитель, можете обратиться в ФАС.

Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Многие потенциальные поставщики и подрядчики интересуются, кто может участвовать в тендерах госзакупок. По Закону 44-ФЗ, стать участником конкурса может любое физическое лицо (в том числе предприниматель) или любая компания, если она:

  • не находится в процессе банкротства или ликвидации;
  • не имеет долгов по уплате налогов;
  • не имеет непогашенной/неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • не аффилирована с заказчиком;
  • не является офшорной;
  • не привлекалась к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Кто еще может участвовать в тендерах, например, по строительству и ремонту? Заказчик может поставить дополнительное условие, по которому участник не должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. За актуальность данных этого реестра отвечает ФАС.

Не все могут участвовать в тендере, если:

  • среди условий данного конкурса числится национальный режим;
  • необходимо предоставить лицензии и разрешения, если производится закупка на лицензируемые виды деятельности;
  • требуется опыт работы и квалификация сотрудников – данное правило может устанавливаться, если производится закупка технически сложных товаров, работ, услуг с высокой начальной максимальной ценой, согласно постановлению Правительства № 99;
  • конкурс предназначен для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО;
  • закупка является закрытой, а предоставляемая в ее рамках информация считается государственной тайной.

Кто может участвовать в тендере и какие требования предъявляются к потенциальным исполнителям?

Физические лица.

Претендент, относящийся к этой группе, может пройти регистрацию на любых электронных площадках и подавать заявки вместе с желающими участвовать других категорий. Чаще всего физические лица претендуют на победу в закупках, для которых не требуется открытия ИП или ООО. Это могут быть аукционы по покупке квартир, на оказание услуг переводчиков, гидов, репетиторов, пр. Проще всего им участвовать в запросе котировок, для которого на данный момент не требуется электронная подпись.

Чтобы участвовать в тендере, необходима регистрация в ЕИС.

О чем должны помнить физические лица:

  • В этом случае при подписании контракта заказчик сам удерживает НДФЛ. При этом пункт, требующий такого уменьшения суммы, обязательно прописывается в условиях контракта (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
  • Физическое лицо не считается субъектом малого предпринимательства, поскольку не является юридическим лицом или ИП – подробности можно уточнить в п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Как показывает практика, в небольших закупках заказчики нередко устанавливают ограничения по СМП, несмотря на то, что в таком аукционе могли бы участвовать и физические лица. Если вы хотите периодически принимать участие в тендерах, лучше пройти регистрацию в качестве ИП либо открыть ООО.

Любые жалобы на заказчика и электронную площадку, направленные в ФАС, рассматриваются в соответствии с Законом 44-ФЗ. То есть участник должен отвечать всем установленным на конкурсе требованиям, и его права не должны быть нарушены положениями документации. Допустим, вы недовольны тем, что площадка не работала, однако у вас нет требуемых лицензий. В таком случае жалоба будет рассматриваться в течение 30 дней. Если же вы соответствуете всем требованиям, но заказчик отклонил ваше предложение, рассмотрение длится 5 дней.

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Для этой группы поставщиков не существует особых требований. Однако чтобы участвовать, им не требуется сложное оформление документов для аккредитации на площадках. Весь перечень бумаг ограничивается копией всех страниц паспорта и выпиской из ЕГРИП. Индивидуальный предприниматель может не предоставлять решение о сумме сделки или учредительные документы.

Кто может участвовать в тендере

О чем нужно помнить ИП?

  • П. 3 ст. 3 Закона 275-ФЗ не позволяет ИП участвовать в тендерах, которые проходят в рамках государственного оборонного заказа.
  • Предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, то есть выплачивает из этих средств штрафы и пени. Данная мера продолжает действовать даже после закрытия ИП.

Если ИП внесен в реестр недобросовестных поставщиков, он не может участвовать в тендерах в течение следующих двух лет. Чтоб продолжить подобную деятельность, предприниматель может оформить новое ИП на другого человека.

В соответствии с Законом 44-ФЗ, организатор тендера объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в контракте, что в цене не учитывается НДС, если победитель находится на «упрощенке». Заказчик может снизить цену такого победителя на 20 %. Такие действия возможны, несмотря на запрет Закона 44-ФЗ менять сумму контракта и на разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в вашем случае в проекте контракта не прописаны действия заказчика при победе поставщика на УСН, лучше уточнить этот вопрос.

Субъекты малого бизнеса и организации инвалидов могут участвовать в тендерах и при этом пользоваться некоторыми преимуществами. Для них действуют правила подачи жалобы, предусмотренные для физических лиц.

Юридические лица.

Речь идет о наиболее распространенной категории бизнеса, которая чаще всего участвует в аукционах и интересуется тем, кто может участвовать в тендере на строительство.

Юридические лица должны помнить о следующем:

  • При использовании упрощенной системы налогообложения нужно особенно внимательно относиться к условиям оплаты.
  • Существуют свои правила подготовки документов для разных категорий юридических лиц.
  • При внесении юридического лица в РНП указываются не только данные организации, но и всех ее учредителей.

Крупным компаниям, которые собираются участвовать в большом количестве аукционов, рекомендуется открыть отдельную организацию для «мелких» торгов. Таким образом вы защитите себя от попадания в реестр недобросовестных поставщиков после мелкой ошибки. Так, могут возникнуть серьезные проблемы, если сотрудник не успел вовремя подписать договор. Тогда поставщик признается уклонившимся от заключения контракта, а компания и ее учредители рискуют оказаться в РНП.

Избежать подобных ситуаций можно, для этого необходимо открыть ООО с одним учредителем. Такой формат значительно упрощает работу, так как позволяет не собирать общее собрание участников для принятия решений, облегчает подготовку документации.

Отметим, что и в этом случае для СМП и организаций инвалидов предполагаются особые преимущества.

Бюджетные организации.

Если подобные организации хотят участвовать в конкурсе, им нужно придерживаться ряда правил:

  • Они не платят обеспечение контракта.
  • Организации УФСИН в случае победы в тендере имеют право повысить свою цену на 15 %, при условии, что она не будет превышать НМЦ.
  • Заработанные средства могут быть потрачены на закупки по Закону 223-ФЗ, если есть опубликованное Положение о закупках.

Иностранные компании и физические лица.

Относящийся к этой группе поставщик может участвовать в тендере с учетом ограничений по национальному режиму. При аккредитации на электронной площадке необходимо подать заверенный перевод документов.

Иностранный гражданин или компания не могут участвовать в электронных закупках, поскольку для них невозможно оформить квалифицированную электронную подпись. Чтобы обойти эту проблему, крупные иностранные компании открывают в нашей стране юридические лица с российскими учредителями.

Участие в электронных закупках

Таким образом, практически любой может участвовать в тендере. При выполнении всех условий и удачного сотрудничества с заказчиком такой опыт может привести к успешному участию в других госзакупках.

Одни из основных принципов госзакупок — открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции, а ключевая задача государства — экономия бюджетных денег. Основываясь на этом, законодатель предоставил доступ к закупкам максимально широкому кругу лиц. Однако есть факторы, которые ограничивают круг участников в определенных закупках, и нюансы, которые нужно учесть разным категориям потенциальных поставщиков.

Не все могут поучаствовать в закупке, если:

  • в закупке действует национальный режим,
  • требуются определенные лицензии и разрешения, если закупка на  лицензируемые виды деятельности,
  • нужен опыт работы и квалификация сотрудников (применяется в закупках технически сложных товаров, работ, услуг с высокой НМЦ по постановлению правительства № 99),   
  • проводят закупку только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • проводят закрытую закупку с информацией, составляющей государственную тайну.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Найти

Физические лица

Физлица могут регистрироваться на любых ЭТП и участвовать в аукционах наравне с другими категориями участников. В большинстве случаев они участвуют в «простых» закупках, для которых не нужно регистрировать ИП или ООО. Например, аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т.д. 

Вам нужно будет зарегистрироваться в ЕИС. Как это сделать, читайте в этой статье. 

Что учесть физлицам:

  • При заключении контракта с физлицом заказчик самостоятельно удерживает с него НДФЛ. Условие об уменьшении суммы обязательно включается заказчиком в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
  • Физлицо не относится к субъектам малого предпринимательства, так как к ним могут относится только юридические лица и ИП (п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    На практике заказчики часто в небольших закупках, где теоретически могли бы поучаствовать физлица, ставят по привычке ограничения по СМП. В таких закупках физлицо участвовать не может. Поэтому, если вы планируете участвовать в закупках на постоянной основе, рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП или создать ООО.

  • Ваши жалобы в ФАС на заказчика и ЭТП будут рассматривать по порядку, установленному в 44-ФЗ, только если вы соответствуете всем  требованим к поставщикам и ваши права нарушены положениями документации. Например, если вы жалуетесь на то, что не работала площадка, но при этом у вас нет нужных лицензий, то вашу жалобу будут рассматривать 30 дней. А если заказчик вас отклонил, несмотря на то, что вы соотвествуете всем требованим, жалобу рассмотрят за 5 дней, как установлено в 44-ФЗ.  

Индивидуальные предприниматели (ИП)

Особых требований для индивидуальных предпринимателей нет. Большое преимущество для них — простота оформления документов для аккредитации на площадках: нужны только все страницы паспорта и выписка из ЕГРИП. Для ИП не требуется решения о сумме сделки и у него отсутствуют учредительные документы.

Что учесть ИП:

  • Согласно пункту 3 статьи 3 275-ФЗ, ИП не может принимать участие в закупках в рамках государственного оборонного заказа.
  • ИП отвечает по обязательствам (возможные штрафы и пени) всем своим имуществом, даже после закрытия.
  • Будьте внимательны. Если попадете в РНП, то на следующие два года не сможете участвовать в торгах, а если захотите продолжить, придется открыть ИП на другого человека.
  • Заказчик по 44-ФЗ всегда объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в проекте контракта, что цена не включает НДС, если победитель на УСН. Победитель на УСН рискует оказаться в ситуации, что заказчик вычтет 20% от его цены. Это несмотря на то, что 44-ФЗ не разрешает менять сумму контракта и многочисленные разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в проекте контракта не указано, как действует заказчик при победе участника на УСН, рекомендуем подать запрос на разъяснения.
  • Для субъектов малого бизнеса и организаций инвалидов действуют преимущества.
  • Действуют те же правила подачи жалобы, как у физлиц. 

Самозанятые

Этот налоговый режим появился в 2019 году. Об особенностях участия в закупках самозанятых мы написали отдельную статью.

zakupki

Юридические лица  

Это самая распространенная категория бизнеса и, соответственно, участников торгов.

Что учесть юрлицам:

  • Если вы на УСН, также будьте внимательны к условиям оплаты.
  • Для разных видов юрлиц есть свои особенности в подготовке документов.
  • Если юрлицо попадает в РНП, то в реестр включают информацию не только о самой организации, но и обо всех ее учредителях.
  • Крупным компаниям, которые участвуют в массе торгов, лучше создать новую организацию для участия в «мелких» торгах. Это поможет обезопаситься от попадания в РНП из-за мелкой ошибки. Например, сотрудник не успел в срок подписать контракт, в этом случае участник считается уклонившимся от заключения. В итоге вся компания, включая учредителей, с большой вероятностью попадет в РНП.
  • Проще создать ООО с одним учредителем. Не нужно собирать общее собрание участников для принятия решений, проще оформлять документы.
  • Для СМП и организаций инвалидов действуют преимущества.

Бюджетные организации

Участвовать в торгах могут и сами «бюджетники». Для них действуют такие правила:

  • Им не нужно платить обеспечение контракта.
  • Для организаций УФСИН действуют преимущества (если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, но не выше НМЦ).
  • Заработанные деньги можно потратить на закупки по 223-ФЗ, если есть опубликованное Положение о закупках.

Иностранные компании и физлица

Могут участвовать в закупках с учетом ограничений по нацрежиму. При аккредитации на ЭТП иностранцы должны предоставить надлежащим образом заверенный перевод своих документов, выданных в соответствии с законодательством своего государства.

Так как в электронных закупок иностранцы принять участие не могут, из-за того что невозможно оформить квалифицированную электронную подпись, крупные иностранные компании открывают в России юридические лица с российскими учредителями.

Можно ли с первого дня регистрации участвовать в закупках?

Ограничений нет, вы сможете участвовать в большинстве торгов по 44-ФЗ. Исключением являются закупки, где требуется опыт поставки аналогичных товаров / выполнения работ/ оказания услуг или, например, указаны требования, связанные с длительным устойчивым финансовым положением компании на рынке (как правило, применяется в коммерческих торгах).

Можно ли участвовать в закупке, если ОКВЭДы не соответствуют указанным в выписке из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП?

Коды ОКВЭД не влияют на участие, заказчик в рамках 44-ФЗ не имеет права отклонить заявку на основании несоответствия кодов ОКВЭД.

Можно ли принять участие в закупке, если нет необходимого товара на складе и сертификатов соответствия?

На момент подачи заявки поставщик не обязан иметь товар на складе. Заказчик не вправе требовать в составе заявки документы, которые по закону передаются вместе с товаром.

zakupki

Участвовать в торгах могут все, независимо от даты создания организации, системы налогообложения, кодов ОКВЭД, наличия товара на складе на момент подготовки заявки и прочих подобных моментов. Есть ряд общих ограничений для участия, но они встречаются далеко не во всех закупках. Рекомендуем всегда внимательно изучать документацию о закупке перед тем, как принимать участие в интересных для вас торгах.

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Читайте также:

  • Предоставление подложных документов по 223 ФЗ.
  • Является ли единственный участник юр. лица А аффилированным лицом юр. лица Б , если юр. лицо
  • Действие гражданского кодекса распространяется на договорные отношения юридических лиц?
  • Каким образом должен на это реагировать прокурор?
  • Можно ли участвовать в закупках двум юридическим лицам, имеющим один и тот же состав учредителей и одного генерального директора?
  • Может ли иностранная компания участвовать в тендерах по строительству.
  • Требование о наличии филиала участника закупки в регионе поставки.
  • А как вести финансовую деятельность Общественной организации без образования юридического лица.

Есть основное юр.лицо в Бельгии. Имеет требуемый опыт работы, объявленный организатором закупки в РФ. У юр лица есть представительство в РФ, выходит участником в закупке. Представительство в РФ имеет нужные лицензии для участия закупке в РФ. Можно ли говорить, что и опыт как бы на одном юр. лице, по сути, и должен применяться и к Представительству в РФ (звучит как чушь, но тем не менее) и выйти на тендер?

Ответы на вопрос:

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Добрый день!

Закон о Федеральной контрактной системе четко регламентирует, вправе ли иностранные организации участвовать в закупках (п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд» ). Нерезиденты участвуют в тендерах наравне с отечественными поставщиками и подрядчиками. Но есть и исключения — страны из перечня Минфина, такие, как Белиз, Гибралтар, Панама (приказ Минфина № 108 н от 13.11.2007). Это офшорные зоны — государства с льготным налоговым режимом и страны, не разглашающие внутреннюю финансовую информацию (п. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Получается, что в госзакупках нельзя участвовать офшорным компаниям, зарегистрированным в особых зонах. По сути, конкретный ФЗ, запрещающий закупку у иностранных контрагентов, отсутствует. Но есть Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 и ПП РФ № 239 от 07.03.2019, в которых закреплен запрет на допуск иностранной продукции для целей обороны страны. При осуществлении таких закупок заказчик устанавливает ограничение по ст. 14 44-ФЗ — включает условие о национальном режиме. Для оборонной продукции действует полный запрет на допуск, для некоторых зарубежных поставок устанавливают ограничения и условия допуска. При рассмотрении заявок комиссия обращает внимание на страну происхождения товара, а не на территориальную принадлежность поставщика, поэтому заявки от иностранных исполнителей не отклонят. — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.

Вам помог ответ?ДаНет

Здравствуйте!

Согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

Путеводитель по спорам в сфере закупок

Развернуть

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Участниками закупки могут быть:

любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);

— любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей).

Обзор: «Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ» (КонсультантПлюс, 2021)

10. КТО МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ УЧАСТНИКОМ ЗАКУПКИ?

В ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ законодатель установил, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Пользуясь этим, заказчики среди прочих требований, предъявляемых к участникам, устанавливают требование о том, чтобы они не являлись офшорными компаниями.

При этом позиция ФАС такова, что требования могут быть любыми, но они должны согласовываться с принципами закупок, заложенными ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, и не должны ставить кого-то в заведомо преимущественное положение.

Подавайте заявку, и участвуйте в тендерах наравне с отечественными поставщиками и подрядчиками.

Всего Вам наилучшего!

Вам помог ответ?ДаНет

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Это не чушь Сергей, вы открыли представительство в РФ,у него идет время работы с 0,конкретно в РФ,однако представительство в тендерах участвовать не может, так как по гражданскому законодательству не обладает собственной субъектностью, поэтому Опыт работы в Бельгии учитывается при подаче вами документации пи подаче в тендер

Согласно

ст 3

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

8.2. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовой объем такой закупки либо порядок установления указанного годового объема для каждого конкретного заказчика, а также форму годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, и требования к содержанию этого отчета;

2) порядок осуществления акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляющим деятельность в качестве института развития в сфере развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями:

а) мониторинга соответствия утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении определенных Правительством Российской Федерации отдельных заказчиков с использованием единой информационной системы, порядок размещения в единой информационной системе такими заказчиками указанных планов, изменений, годовых отчетов для проведения такого мониторинга, в том числе повторного, а также порядок и сроки приостановки реализации указанных планов по решению антимонопольного органа в случае выдачи отрицательных заключений по результатам такого мониторинга;

б) оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении определенных Правительством Российской Федерации конкретных заказчиков с использованием единой информационной системы, порядок размещения в единой информационной системе такими заказчиками указанных проектов для проведения такой оценки соответствия, в том числе повторной, а также порядок и сроки приостановки реализации указанных планов по решению антимонопольного органа в случае выдачи отрицательных заключений по результатам такой оценки соответствия;

3) форму раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, содержащегося в плане закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей части, и требования к содержанию этого раздела;

4) форму раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, содержащегося в плане закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей части, и требования к содержанию этого раздела.

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 — 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 — 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

иными словами если в продукции которую вы хотите купить нет ограничений по иностранным юрлицам, и так далее, вы вправе участвовать в тендер на условиях юрлица БЕЛЬГИИ.

Вам помог ответ?ДаНет

Если Представительство в РФ имеет нужные лицензии для участия закупке в РФ, то соответственно может принять участие в тендере

Общие принципы закупки товаров, работ и услуг, описанны в ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ. И можно говорить о легитимности участия.

Вам помог ответ?ДаНет

Уточню — Закупка по 223-ФЗ.

Вам помог ответ?ДаНет

Для закупок по ФЗ-223 —-Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала …

можно ли показывать финансовые годовые отчеты иностранной компании учредителя вместо российской дочки если она только открылась и не имеет финансовой истории.-в закупках По ФЗ-44 отчет об отсутствии недоимки по налогам и т.д — требуют именно от компании участника закупки/не участника-акционера/ в фз-223 варианты возможны-зависит от того как пропишет заказчик в положении о закупках + В свете последних ограничений и войн санкций — вполне может быть что в любой день власти-могут внести поправки и ограничить участие в госзакупках компаний с иностранным капиталом…

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Предоставление подложных документов по 223 ФЗ.

Проходит конкурс согласно 223 фз на оказание услуг.

В требованиях запрашивается опыт выполнения аналогичных услуг со сканом договора, акта и платежного поручения банка об исполнении.

Какие риски несет участник в случае предоставления подложных документов на электронной площадке?

Требование о наличии филиала участника закупки в регионе поставки.

Можно ли в документации о закупке по 44-фз указать требование к исполнителю о том, что услуга оказывается в регионе присутствия исполнителя или о том что участник закупки должен подтвердить наличие своего филиала или обособленного структурного подразделения в регионе оказания услуг?

Администратор печатает сообщение

Особенности национального режима при закупках компаний с государственным участием

6 августа 2019 г.

Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Ольга Гусева

С учетом политической ситуации и активным введением ЕС и Россией санкций, вопрос применения национального режима в закупках становится особенно актуальным.

Национальный режим представляет собой определенные правила, которые применяются в отношении:

• продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств в процессе проведения закупок отдельными видами юридических лиц, указанными в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);

• работ и услуг, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок;

• на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.

Национальный режим применяется в целях развития внутренней экономики страны, формирования наиболее выгодных условий для российских производителей.

Страна происхождения товара, как правило, подтверждается следующими документами:

• сертификат, который выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;

• заключение о происхождении – выдается Минпромторгом России;

• декларация – составляется в свободной форме;

• акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

• копия специального инвестиционного контракта, согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В частности, согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Ниже рассмотрим особенности применения национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ.

Применение национального режима по 223-ФЗ

Применение национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Целью Постановления № 925 является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление № 925 реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

В п. 8 Постановления № 925 содержится норма, согласно которой приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014.

При этом само Постановление № 925 не содержит указаний, при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе.

В Приложении № 25 к Договору о создании ЕАЭС содержится определение национального режима. Под ним следует понимать режим, предусматривающий, что каждое государство-член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.

Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств-членов ЕАЭС.

Судебная практика на данный счет достаточно разнообразна. Приведем несколько примеров.

Так, в целях исполнения требований пункта 8 Постановления № 925 в документацию о закупке было включено условие о том, что приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учетом положений ГААТ 1994 г. и Договора о ЕАЭС. В состав ГАТТ 1994 г. входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. Принимая во внимание то, что предметом закупки являлось право заключения договора на изготовление и поставку оборудования, что ГАТТ прямо предусмотрено предоставление одинаково благоприятного режима предложений было предложено оборудование, странами происхождения которого являются Российская Федерация и государство-участник ВТО – Китайская Народная Республика, закупочной комиссией приоритет согласно Постановлению Правительства № 925 никому из участников предоставлен не был1. То есть в данном случае УФАС посчитало, что иностранные товары приравниваются к российским товарам.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России, устанавливая, что только товарам, страной происхождения которых является государство-член ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами2.

Существует также аналогичное судебное решение, которым установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 1 ГААТ 1947 г. любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставление любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 г. КНР является по соглашению договаривающейся стороной. Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории КНР. Таким образом, УФАС в данном решении подтвердил, что товары из КНР в рамках Постановления № 925 приравниваются к российским товарам3.

Однако, ранее имели место и противоположные решения. Например, в одном из решений контрольным органом было установлено, что поскольку аутентичное толкование и иное легальное толкование Постановления № 925 на сегодняшний момент отсутствует, правоприменитель должен опираться на текст Постановления № 925 в той редакции, в какой постановление действует.

Исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления № 925, приоритет должен предоставляться ТРУ исключительно российского происхождения.

Последствием некорректного толкования данного постановления является предоставление приоритета странам-участникам ВТО и ЕАЭС. С учетом того, что в ВТО на сегодняшний день входит порядка 164 государств, применение Постановления № 925 в таком случае вряд ли станет действенным механизмом импортозамещения, поскольку утрачивается изначально установленный смысл приоритетности товаров российского происхождения.

Возможными последствиями некорректного толкования данного Постановления является предоставление приоритета не только Российской Федерации, но и еще 170 странам-участникам ВТО (США, Япония, Украина Швеция, Франция, Гамбия, Лаос и др.). Постановление № 925 в таком случае потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект4.

В соответствии с Постановлением № 925 к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент в случае, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В Постановлении № 925 не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по Закону № 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике достаточно часто встречаются смешанные заявки, которые также регулируются правилами, установленными Постановлением № 925. В таких ситуациях необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить Постановление №925.

В случае, если при проведении конкурса или аналога конкурса, в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой товаров, работ или услуг (далее – ТРУ) российского происхождения менее 50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.

На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.

Таким образом, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения более 50%, то снижение цены договора не применяется.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня ТРУ по данному Постановлению № 925 не предусмотрено, в отличие от закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентированных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это, в свою очередь, означает, что действие Постановления № 925 распространяется на все виды товаров, работ и услуг. Действие Постановления № 925 также распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2017 №505-ФЗ, разделивший закупки по Закону № 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия Постановления № 925. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с Постановлением № 925.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

• путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

• иными способами, установленными положением о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением установленных Законом № 223-ФЗ требований.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям осуществления конкурентной закупки, указанным выше.

Механизмы применения Постановления № 925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения Постановления № 925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие.

Второй механизм применения Постановления № 925 предполагает ситуацию, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦК. Согласно указанному механизму в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения может быть заключен договор с победителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

Таким образом, в положении и документации необходимо описать:

• критерии оценки (снижение цены на 15 %);

• заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);

• условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;

• когда приоритет ТРУ не предоставляется;

• требования к составу заявки на участие в закупке;

• порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуске из- за отсутствия страны происхождения);

• порядок заключения договора (страна из заявки);

• порядок изменения договора (замена страны).

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ использовать Постановление № 925 необходимо всегда, а также с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС и практики УФАС.

Применяя Постановление № 925 на практике важно установить границы его применения. Постановление № 925 вступило в силу с 01.01.2017 и не распространяется на закупки, извещения, о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу Постановления.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальный режим направлен на развитие экономического благосостояния нашей страны и на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках.

________________________

1 Решение УФАС по городу Москве от 9 ноября 2018 г. № 1-00-1848/77.

2 Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 № Д28и-1656.

3 Решение УФАС по Нижегородской области от 03.05.2017 г. № 223ФЗ-369/17.

4 Решение УФАС по новосибирской области от 22.05.2017 № б/н.

6 августа 2019 г.

Содержание

  • Общие ограничения
  • Участники — физические лица
  • Участник — индивидуальный предприниматель
  • Участник — коммерческая организация
  • Участник — бюджетная организация
  • Участники — иностранцы
  • Топ-3 вопроса про участия в закупках
    • Может ли вновь зарегистрированное юридическое лицо или ИП участвовать в торгах?
    • Поставщику присвоен одни ОКВЭД, а у предмета закупки он совсем другой. Можно ли в ней участвовать?
    • Можно ли участвовать в закупке на поставку товара, если на складе он отсутствует? Сертификатов, соответственно, тоже нет.

Многие организации и ИП хотели бы попытать счастья в государственных тендерах. Какие ограничения существуют в закупках в части субъектного состава поставщиков? Например, доступны ли для физических лиц процедуры, объявленные для субъектов малого предпринимательства? И может ли организация участвовать в тендере на услугу, если у нее другой ОКВЭД? В сегодняшнем материале речь пойдет о том, кто может быть поставщиком в системе госзакупок.

Общие ограничения

Система закупок призвана обеспечить конкуренцию, что в итоге должно привести к экономии средств бюджета. Поэтому ограничение круга участников закупки в общем случае считается нарушением. Выражается это в том, что заказчики не могут устанавливать к участникам какие-то специальные требования, за исключением отдельных случаев.

Но в некоторых закупках все-таки может принять участие далеко не любое лицо, например:

Аккредитация на АСТ ГОЗ

Хотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?

Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:

  • Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
  • Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
  • Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
  • Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  1. Поставщик иностранного товара не сможет подать заявку на закупку, в которой действует национальный режим.
  2. Если для исполнения работ требуется лицензия, то не имеющие ее компании или ИП к закупке допущены не будут.
  3. К закупке товаров, которые являются технически сложными, высокотехнологичными или особо дорогими, будут допущены поставщики, имеющий определенный опыт и квалификацию.
  4. Если закупка объявлена для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, то иные лица поучаствовать в ней не смогут.
  5. Если закупка связана с информацией, составляющей гостайну, участниками могут стать только поставщики со специальными допусками.

Участники — физические лица

Наравне с компаниями и предпринимателями в закупках могут участвовать и обычные физические лица. Они востребованы в закупках по поиску услуг переводчиков, гидов и тому подобных. Как и другим участникам, физлицам в первую очередь необходимо аккредитоваться на ЭТП. Однако в отличие от субъектов бизнеса, им достаточно подготовить для этого лишь копию всех страниц паспорта и ИНН-свидетельство.

Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, нужно помнить следующие:

  1. Он обязан исполнить по отношению к этому лицу роль налогового агента, то есть исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в контракте оговаривается, что исполнитель получит сумму, уменьшенную на величину налога.
  2. При желании закупить услуги физического лица не нужно указывать, что закупка предназначается для СМП. Иногда заказчики забывают или вовсе не задумываются о том, что физические лица не является субъектами бизнеса, поэтому не относится к СМП.

Самим гражданам, которые хотят поучаствовать в закупках, также нужно иметь в виду упомянутые обстоятельства. В связи с этим следует учесть:

  1. На более-менее серьезные закупки в статусе физлица рассчитывать не приходится. Нужно как минимум зарегистрироваться в качестве ИП.
  2. Сумма контракта указывается до налогообложения. То есть за исполнение контракта физлицо получит в общем случае сумму на 13% меньше указанной в нем цены.

Участник — индивидуальный предприниматель

Предприниматели имеют особый статус — с одной стороны, это физические лица, а с другой — бизнес-субъекты. Им доступны гораздо больше контрактов, чем простым «физикам». Из преимуществ перед юридическими лицами назовем меньший комплект документов, необходимый для аккредитации на ЭТП.

Собираясь участвовать в закупках, ИП стоит принять к сведению следующее:

  1. Не придется рассчитывать на закупки в рамках гособоронзаказа — это запрещено пунктом 3 статьи 3 закона 275-ФЗ.
  2. В случае возникновения долгов есть риск поплатиться всем своим имуществом.
  3. Большинство ИП являются субъектами малого бизнеса и могут рассчитывать на преимущества для этой группы поставщиков.
  4. Многие предприниматели применяют налоговые спецрежимы и не уплачивают НДС. Цена контракта указывается с учетом этого налога, поэтому иногда заказчики норовят вычесть из цены победителя 18% (базовая ставка НДС), аргументируя тем, что он не является плательщиком этого налога. Тем не менее это неправомерно — контролирующие органы неоднократно разъясняли, что цена контракта окончательна и уменьшению не подлежит. Советуем внимательно прочитать пункты проекта контракта, описывающие ситуации победы поставщик она УСН. Если таковые отсутствуют, нелишним будет подать запрос на разъяснение.

Участник — коммерческая организация

Больше всего поставщиков относится именно к этой категории. Нюансы здесь связаны скорее с организацией бизнеса и зависят от размера компании. Отметим следующее:

  1. Малые компании должны помнить о преференциях для СМП и СОНО.
  2. В части НДС для организаций на УСН действует то же правило, что и для ИП.
  3. В Реестр недобросовестных поставщиков включается сведения не только о самой компании, но и о ее учредителях.

Участник — бюджетная организация

Наряду с коммерческими компаниями, участвовать в тендерах могут и бюджетники. Особенности для них такие:

  1. Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
  2. Учреждения Служба исполнения наказания получают преференции — могут поднять цену на 15%, не превышая при этом НМЦК.

Обратите внимание! Средства, которые бюджетные организации зарабатывают самостоятельно, они могут тратить на закупки в соответствии с законом 223-ФЗ. Обязательное условие — наличие Положения о закупке, опубликованного в ЕИС.

Участники — иностранцы

В теории иностранные лица, как юридические, так и физические, являются такими же равноправными участниками закупок, как и российские. Однако на практике действует национальный режим закупок, поэтому многие процедуры для них недоступны. Отчасти обойти ограничение нацрежима удается путем организации местных юридических лиц.

Есть особенности при аккредитации иностранцев на ЭТП — необходимо представить заверенный перевод документов иностранного лица.

Топ-3 вопроса про участия в закупках

Может ли вновь зарегистрированное юридическое лицо или ИП участвовать в торгах?

Большая часть закупок доступна с первого дня регистрации. Не получится принять участие лишь в тех из них, где требуется наличие опыта, которое подтверждается исполненными контрактами. Также иногда в коммерческих закупках можно встретить условия о том, что компания должна на протяжении определенного времени иметь устойчивое финансовое положение.

Поставщику присвоен одни ОКВЭД, а у предмета закупки он совсем другой. Можно ли в ней участвовать?

Несоответствие ОКВЭД не является ограничением для участия в закупке. На этом основании заказчик не сможет Отклонить заявку поставщика.

Можно ли участвовать в закупке на поставку товара, если на складе он отсутствует? Сертификатов, соответственно, тоже нет.

Подавая заявку, поставщик вовсе не обязан иметь на складе предмет закупки. Что касается сертификатов, то они передаются вместе с товаром. Такие документы в составе заявки заказчик требовать права не имеет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Могут ли собственники жилья отказаться от управляющей компании
  • Мс банк рус список аккредитованных страховых компаний по каско
  • Моделирование бизнес процессов функционирования гостиницы русь
  • Мужской монастырь в красноярске на удачном часы работы сегодня
  • Модель бизнес процесса может быть представлена в виде описания