Могу ли я проехать одну остановку бесплатно на транспорте

Скажите пожалуйста, имею ли я право проехать одну остановку бесплатно на трамвае или автобусе, если да, пожалуйста скажите в каком кодексе это написано.

Ответьте пожалуйста, заранее спасибо.

С уважением Сергей.

Ответы на вопрос:

Сергей, Вы не имеете права проехать одну остановку бесплатно. Просто садясь в транспорт, Вы обязаны в течение времени до следующей остановки и стоянки на ней:

оплатить проезд (в трамваях с двумя вагонами — с момента входа кондуктора в вагон), т.е. теоретически Вы можете ехать без билета, до того времени когда к Вам подойдет кондуктор, одну остановку.

Вам помог ответ?ДаНет

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Не слушайте тех некудышных коментаторов (про адвокатов и юристов с подворотни я вообще молчу), которые пишут, что якобы обязаны оплатить проезд в течение одной остановки. Нет такого закона, обязывающего это делать. Т.е. у вас есть ПРАВО ехать одну остановку бесплатно, а сможете ли вы реализовать это ПРАВО, зависит только от Вас! ) Удачи!)

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Какую ответственность и при каких условиях я могу понести?

Я решил проехать одну остановку в трамвае бесплатно, но кондуктор держал меня в трамвае и не выпускал несколько остановок

имеют ли право они на это и какую ответственность за неоплачивание проезда я могу понести, а также что они могут сделать со мной?

Заранее благодарен.

Можно ли по данному билету в другой день бесплатно проехать на трамвае?

Не верю, что никто не может ответить на мой вопрос № 245448 от 14 мая 2005 г. Прошу, все же, дать ответ, т.к. ситуация часто повторяющаяся. На середине маршрута остановилось движение трамваев. Кондуктор трамвая отказался возвращать деньги за проданный им билет. Пришлось добираться пешком. Как определяет законодательство данную ситуацию? Можно ли по данному билету в другой день бесплатно проехать на трамвае?

С уважением, Сергей.

Инспектор сказал, что трамвай всегда прав, не учитывая наши доводы.

Стояли в пробке, рядом с трамвайными рельсами (0,5 м). Сзади справа бок нашего автомобиля проскреб трамвай и проехав вперед остановился в 2,5 метрах. Водитель трамвая утверждает, что мы ее протаранили, но на трамвае осталась царапина, проехавшая вместе с трамваем вперед. Инспектор сказал, что трамвай всегда прав, не учитывая наши доводы. Так ли это?

Должен ли пассажир оплачивать проезд в городском автобусе, если по ошибке сел не в тот автобус

Скажите, пожалуйста, если пассажир по ошибке сел в нужный ему номер автобуса (#35), но не в том направлении (надо было сесть на остановке напротив), то он должен оплатить проезд? Как только пассажир вошёл в автобус, спросил у других пассажиров, как проехать до остановки «металлургический завод», и ему ответили, что следует сесть на автобус, идущий в обратном направлении. С начала выяснить нужное направление не было возможности (на самой остановке людей не было), да и автобуса ждала минуты 3-4.

Можно ли обжаловать данное постановление?

Скажите, пожалуйста, кто прав в этом случае. Я зашла в трамвай и не успела оплатить проезд до следующей остановки, так как было много народу, а следующая остановка была уже через минуту. На этой остановке зашли контролеры и не дали возможности мне уже оплатить проезд, и выписали постановление. Можно ли обжаловать данное постановление?

Администратор печатает сообщение

Пассажир вправе сесть в транспорт (почти) без ограничений, проехать до своей остановки и получить компенсацию, если что-то произошло в пути. Подробности в нашей статье!

Что делать, если нужно провезти санки, могут ли дети ездить без билета, как получить компенсацию в случае форс-мажора – ответы на эти и другие вопросы дают эксперты Роскачества.

В этом материале мы рассмотрим только права потребителей в городском общественном наземном транспорте, то есть в автобусах, трамваях, троллейбусах. Ими пользуется большинство, и, казалось бы, никаких сложностей тут быть не может. Однако спорные и непонятные ситуации могут возникнуть в любой момент. И в этом случае необходимо понимать, как действовать, чтобы не нарушить закон, но и не ущемить свои права.

Покупка билетов и право проезда

Пассажир имеет право:

1.   Уехать на транспорте, если есть свободные места

Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.

Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.

2.   Проехать до нужной остановки и выйти на ней без дополнительных напоминаний

Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.

Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.

Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.

3.   Проехать до своей остановки, даже если нет билета: для детей до 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослых

Это нововведение действует с марта 2021 года (ч. 22 ст. 20 Устава автомобильного транспорта). Теперь ребенок до 16 лет может проехать в городском транспорте даже в том случае, если он потерял проездной или родители не продлили его действие. Высадить или оштрафовать за отсутствие билета и отказ его купить нельзя, но только в том случае, если ребенок едет без сопровождения взрослых. Если подростку 16 лет и больше, а также если нарушает взрослый, контролер может либо потребовать оплатить проезд, либо высадить «зайца» на ближайшей остановке. Также на нарушителя может быть наложен штраф.

Проезд (в том числе с детьми) и провоз багажа

Здесь пассажир вправе:

4.   Бесплатно провозить детей до семи лет при условии, что они не занимают отдельного места

В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.

Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.

5.   Провозить ручную кладь, а также лыжи, санки, детские коляски бесплатно

Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.

6.   Провозить животных и даже птиц, если последние в клетках с глухим дном

Важно при этом то, что любое животное должно по правилам быть в клетке с глухим дном. Без клетки можно взять с собой в салон только собаку-поводыря. Однако перевозчики в регионах могут устанавливать более мягкие требования и правила. Так, например, в Московской области можно провозить собак в автобусах – маленьких на руках, крупных в салоне, но при этом собака должна быть в наморднике и на поводке.

7.   Получить компенсацию за утерю багажа

Чаще всего багаж провозится вместе с пассажиром, но возможны и другие варианты. Если что-то произошло в пути и багаж утерян или по вине перевозчика пришел в негодность, перевозчик обязан компенсировать убытки. За каждые сутки в просрочке в возврате багажа пострадавшему выплачивается 3% от платы за багаж за каждый день просрочки. Для получения выплат необходимо проследить, чтобы был составлен акт о просрочке.

8.   Получить компенсацию, если во время поездки произошло ДТП

Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.

Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.

В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.

Если поездка не состоялась, прервалась, возникли сложности в процессе

В данном случае права пассажира таковы:

9.   Если транспорт сломался, можно бесплатно пересесть в другой от того же перевозчика

Это правило актуально для всех видов городского транспорта, в том числе для маршрутных такси. Если мест в следующем автобусе или трамвае нет, эту проблему решает перевозчик. Если по какой-то причине пассажир все же не может уехать в разумное время, он может требовать компенсацию за проезд.

10.               Вернуть деньги (или часть денег) за проезд в случае форс-мажора

Если пассажир не мог завершить поездку по вине перевозчика (например, если транспорт сломался), стоимость билета должна быть уменьшена пропорционально преодоленному расстоянию. Это актуально в том случае, если перевозчик не может предоставить другой вид транспорта по независящим от него причинам (форс-мажор – например, погодные условия).

Кстати, если автобус сломался, можно вернуть все деньги, так как за сохранность транспорта отвечает перевозчик. Но только при условии, что перевозчик не сможет в конечном итоге доставить до нужного места (то есть предоставить другое транспортное средство для перемещения).

Как быть, если ваши права нарушены?

Если перевозчик нарушил ваши права и не собирается исправляться, можно подать претензию в адрес руководства или обратиться в суд. Обратите внимание, что, если сначала подавать претензию, а потом идти в суд (естественно, при условии, что претензия не удовлетворена), можно получить больше денег за счет штрафа, который присуждается за отказ добровольно компенсировать убытки.

Подавать претензию необходимо в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны поставить подпись и дату. Оформить претензию можно в течение года после происшествия, ответить перевозчик должен в течение 30 дней. Если вам не отвечают или ответ вас не удовлетворяет, можно обращаться в суд.

Кто такие «зайцы», по какой причине туляки не оплачивают проезд и какие наказания ждут безбилетников?

Штраф для безбилетников в Туле имеется, и немаленький. Его увеличили в феврале 2014 года – теперь он равен одной тысяче рублей (до этого он был всего 300 рублей). Однако ужесточение наказания не напугало тульских «зайцев». Так что они активно продолжают нервировать водителей и кондукторов.

Елена Никитина, водитель трамвая:

Елена Никитина

Елена Никитина

— 5-10 «зайцев» за день мне точно попадается! Привлечь их к штрафам практически невозможно: это просто потеря времени и нервов. Возраст безбилетников различен: есть и школьники, и студенты, и даже пожилые, с виду приличные дамы. Вот пассажиры, которым от 60  лет, вообще интересные кадры – находят себе такую отговорку: «Путин разрешил одну остановочку бесплатно проехать». А те, кто моложе, и вовсе не оправдываются. Норовят быстрее выскочить из вагона.

Самая удивительная отговорка безбилетников: «Путин разрешил одну остановочку бесплатно проехать!»

Сергей Поваденко, водитель:

Сергей Поваденко

Сергей Поваденко

— Безбилетники – моя вечная проблема. Я с ними сталкиваюсь практически каждый день. И каждый раз слышу: «Мы только одну остановочку проедем, а денег у нас нет. Вам что, жалко хороших людей подвезти?!» После этих слов и моего отказа «зайцы», как правило, нажимают на аварийную кнопку открытия дверей и, смеясь, убегают. Были даже случаи, люди из окна вылезали. Вот такая у многих тяга к халяве.

«Вам что, жалко хороших людей подвезти?!»

Но не стоит сразу накидываться на всех безбилетных пассажиров. Некоторые становятся «зайцами» по воле случая. Как, к примеру, опрошенные нами туляки.

Ангелина Буравцова

Ангелина Буравцова

— Я не могу назвать себя «зайцем». Нет. Я обычно добросовестно плачу за проезд, ведь из-за отданных 15 рублей я не обеднею. Но недавно со мной произошел один случай. Мы с подругой ехали в 18-м автобусе. Народу жуть. А мы, зажатые, стоим в самом конце салона. Заболтались и не заметили, как приблизились к остановке, на которой должны выйти. За такое короткое время мы бы не успели всех растолкать и добраться до водителя, чтобы вручить ему деньги. Решили рискнуть и выскочить быстренько через задние двери. Но водитель оказался ловкий: сразу же нас этими дверями и прищемил. Пришлось краснеть и передавать за проезд.

Владимир Зварич

Владимир Зварич

— Сейчас я редко пользуюсь общественным транспортом. Но когда все же приходится куда-то на нем ехать, я стараюсь вести себя спокойно и незаметно. Если кондуктор ко мне не подойдет, сам я не встану и не поспешу к его «трону». Это работа кондукторов – собирать плату за проезд. А многие просто сидят и спят на своем сиденье, будто бы находятся на курорте. В таком случае я считаю, что проехал бесплатно совершенно по праву. Зачем же будить уставшего, спящего человека из-за каких-то пятнадцати рублей?

Вячеслав Гладков

Вячеслав Гладков

— Езжу в институт по утрам, часто — в самый час пик. Стипендия не позволяет мне щедро раскидываться деньгами, поэтому по возможности я стараюсь экономить. Когда деньги совсем на исходе, для утренней поездки я выбираю муниципальный транспорт. Подчас он настолько забит людьми, что даже кондуктор не может протиснуться ко всем пассажирам. Пока он до меня дойдет… Может, к этому времени я уже доеду до нужной мне остановки. Конечно, так я делаю редко. Ведь труд кондукторов тоже должен оплачиваться.

Дмитрий Киреев

Дмитрий Киреев

— Однажды я спокойно ехал в автобусе с уверенностью, что движусь в верном направлении. Однако, посмотрев в окно, понял: это не тот маршрут, который мне был нужен. К тому времени я проехал уже немало остановок, но все равно решил, что платить за свою невнимательность не стану. Кондуктор не собиралась ко мне подходить – слишком уж она была увлечена газетным кроссвордом. И я с чистой совестью вышел.  Вообще мне удается «проехать зайцем» довольно редко. В таких случаях кондуктор меня либо не замечает, либо просто не доходит до меня.

Ольга Сенина

Ольга Сенина

— Раньше я всегда платила за проезд. Даже когда кондуктор ко мне не подходил, я сама вставала и отдавала деньги. Но мое отношение к этому изменилось после одного случая. Однажды у моей сестры на остановке вытащили кошелек. Она вошла в автобус и объяснила это кондуктору, вежливо попросив доехать. А ее выгнали. Несмотря на то, что на улице был сильный ливень, а у сестры не было зонтика. И она пошла пешком из Пролетарского в Заречье. Разве это честно – выгонять тех, кто всегда добросовестно платит за проезд и искренне просит помощи при серьезной проблеме?

«Зайцы» или «кролики»?

Почему безбилетников в России называют именно зайцами? Есть несколько объяснений.

В славянском сознании заяц всегда был олицетворением трусости: «трусливый заяц», «дрожит как заяц». В обороте «ехать зайцем» есть намек на то, что безбилетник боится быть пойманным. Точно так же, как этого боится его лесной тезка.

По второй версии, у выражения «ехать зайцем» иные корни. Безбилетные пассажиры очень проворны, изворотливы и быстры, словно зайцы. Нередко им удается незаметно прошмыгнуть мимо водителя и кондуктора,  равно как и зайцам – мимо волка и лисы. Якобы из-за этого сходства безбилетников и стали называть «зайцами».

Есть и третья версия происхождения выражения: от французского оборота «aller (voyager) en lapin» (lapin – кролик). Но зачем нам французские кролики, когда у нас есть свои, русские зайцы? Именно они теперь бесплатно катаются в отечественных автобусах, маршрутках, троллейбусах и трамваях, нанося ущерб бюджету транспортников.

В общем, объяснение можете выбрать любое, все имеют право на существование.

«Заячьи союзы»

Во многих крупных городах мира действуют так называемые заячьи объединения.  В них за небольшую плату может вступить любой желающий. Членство в этой организации гарантирует финансовую помощь безбилетнику в случае его поимки контролером. Поэтому участники нелегального сообщества могут спокойно пользоваться всеми видами транспорта, не платя за проезд и не волнуясь о размерах последующих за этим штрафов.

В России такие «заячьи союзы» могут быть в крупных, густонаселенных городах, где доля уверенных в своем праве на бесплатный проезд пассажиров довольно высока. К примеру, в Москве или Санкт-Петербурге.

Наказание для «зайцев»

«Зайцы» все же нарушают установленные правила, а значит, должны нести за это ответственность. И если в  Туле это только штраф в размере тысячи рублей, то в столице безбилетных пассажиров, по каким-либо причинам не оплативших штраф в течение шестидесяти дней после его выписки, ждет доска позора. Ее организовало Правительство Москвы на интернет-портале. На нем публикуются фотографии с паспортов нарушителей, а также их ФИО и дата рождения. Вот, например, полюбуйтесь на безбилетников, которых «повесили» 7 марта 2014 года:

В других странах безбилетники городского наземного транспорта также обязаны выплатить штраф. В США он составляет 75 долларов, в Германии – 60 евро, в Англии – 5 фунтов, во Франции – 35 евро.

Автор: Вероника Левина

Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.

С 7 марта 2021 года изменились правила перевозки пассажиров в автобусах. Теперь нельзя высаживать детей, которые не оплатили проезд. А контролер может потребовать паспорт, чтобы составить протокол.

Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.

Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.

Получить билет и багажную квитанцию

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 20, Правила автомобильных перевозок пп. 27—33

Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.

В Московской области женщина оплатила проезд, но водитель не выдал ей билет. Или выдал, но другие пассажиры его не передали. Когда контролер стал проверять билеты, у женщины его не было. Оштрафовали и водителя, и пассажирку. Штраф для женщины составил 1000 Р.

Подробно тонкости с билетами регулируют региональные и муниципальные акты. Где-то есть электронные проездные, где-то нет. Где-то можно оплачивать поездки картой, где-то еще нельзя. Система с бумажными проездными тоже везде своя. Поэтому билет может выглядеть по-разному. Например, как талон с номером или чек с данными об оплате. А может вообще быть электронным — тогда его отправляют на электронную почту или телефон.

Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.

Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.

См. также: Как уплатить штраф за безбилетный проезд и обжаловать, если не согласен

Использовать льготы на проезд

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 20 ч. 7, ФЗ № 220-ФЗ ст. 20, ФЗ № 178-ФЗ ст 6.2 ч. 1 п. 2, ФЗ № 159-ФЗ ст. 6 п. 9

Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.

На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:

  1. В городском транспорте.
  2. В пригородном транспорте.
  3. В сельской местности — во внутрирайонном транспорте.
  4. Один раз в год — в междугородном транспорте до дома и обратно.

Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:

  1. В пригородном железнодорожном транспорте.
  2. В междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Набор социальных услуг можно получать в натуральной форме или в виде денег. Если отказаться от права на бесплатный проезд, можно получать каждый месяц примерно 134 Р. Денежный эквивалент всего набора социальных услуг с 1 февраля 2022 года составляет 1313 Р в месяц, каждый год его немного повышают. Как оформить эти услуги или отказаться от них, можно подробно узнать в ПФР.

Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.

Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:

  1. Документ, подтверждающий право на льготу.
  2. Если там нет фотографии, то еще и документ, подтверждающий личность.

То есть паспорт для подтверждения льготы может попросить не только представитель органа власти — транспортного управления, но и сотрудник компании-перевозчика — кондуктор или контролер. И всем льготникам, у которых нет фотографии в социальном проездном, паспорт нужно возить с собой.

Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.

См. также:

  • Льготы на проезд
  • Льготы для пенсионеров
  • Льготы для инвалидов
  • Льготы для ветерана труда

Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 20 ч. 22

Как это работает. Детей младше 16 лет не могут высадить из автобуса. Даже если они не оплатили проезд и отказываются это делать. Это правило ввели с 7 марта 2021 года. Оно действует во всех регионах. Дети могут не бояться садиться в автобус, если потеряли проездной или родители забыли его продлить. Кто-то, скорее всего, будет злоупотреблять этим правом и ездить зайцем. Но защита детей и их здоровья важнее. Это правило действует только в тех случаях, когда дети едут одни, без взрослых.

Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.

Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:

  1. Предъявить паспорт и уплатить штраф — если он установлен в субъекте РФ.
  2. Оплатить проезд или покинуть автобус на ближайшей остановке.

Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.

См. также: Права детей: защита прав ребенка до 18 лет

Бесплатно возить маленьких детей на коленях

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 21

Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:

  1. В городских и пригородных автобусах можно не платить за проезд детей до 7 лет, если они сидят на коленях и не занимают отдельное место.
  2. В междугородных автобусах можно не платить за одного ребенка до 5 лет, если его можно посадить на колени, то есть автобус не оборудован ремнями безопасности.
  3. В автобусах, где есть ремни безопасности, детей на коленях возить нельзя. Но им можно купить билет со скидкой минимум 50%. Без ограничений по числу детей.

Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.

Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.

См. также: Родительские права и как ими пользоваться

Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 22 ч. 1 п. 2

Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:

  1. Ручная кладь, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают 120 см.
  2. Одна пара лыж в чехле.
  3. Детские санки.
  4. Детская коляска.
  5. Инвалидное кресло-коляска.

Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.

Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.

См. также: Что выгоднее: личный автомобиль или общественный транспорт?

Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном

Основание. Правила автомобильных перевозок п. 42

Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:

  1. Взять с собой можно животных и птиц.
  2. Они должны находиться в клетках или других переносках с глухим дном.
  3. Длина, ширина и высота переноски в сумме должны быть не больше 120 см.
  4. Собаку-поводыря можно взять в автобус без клетки.

Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.

Например, в Московской области можно возить в автобусе:

  1. Собак карликовых пород — на руках или в составе ручной клади.
  2. Собак-поводырей, сопровождающих незрячих пассажиров, — в наморднике, поводке и с соответствующим опознавательным знаком.
  3. Собак больших и средних размеров — в наморднике и на коротком поводке.
  4. Других животных и птиц — в специальных клетках, сумках, переносках или контейнерах, габариты которых суммарно не превышают 120 см.

См. также:

  • Ваши права, если есть животные
  • Как путешествовать с собакой по России
  • Перевозка животных в самолете: правила перевозки в разных компаниях

Уехать на автобусе, если есть свободные места

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 24

Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.

В Республике Коми женщина часто ездила на автобусе из одного населенного пункта в другой. Однако водитель этого маршрута не хотел ее никуда возить. Он выгонял ее из автобуса и отказывал в перевозке. Женщина обратилась в прокуратуру и в суд. В суде водитель сказал, что и в дальнейшем не намерен пускать эту женщину в автобус. Причина конфликта неизвестна, но она обошлась водителю в 3000 Р, которые суд взыскал с него в пользу пассажирки.

Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.

Учитываются и передние места рядом с водителем. Если водитель не разрешает туда садиться, есть основания жаловаться в транспортное управление или обращаться в суд. Казалось бы, мелочь, а люди получают компенсации.

В Ульяновске мужчина зашел в маршрутку и увидел, что свободных сидячих мест в салоне нет. Ехать стоя он не хотел — и решил сесть на место рядом с водителем. Но тот отказался пустить пассажира на это место. Хотя потом в ходе поездки туда сели другие люди. Водитель вел себя некорректно и отказался представиться. Пассажир решил получить возмещение морального вреда и дошел до суда. Перевозчику пришлось заплатить за действия водителя 3000 Р.

Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.

См. также: Минтранс утвердил социальные стандарты для общественного транспорта

Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы

Основание. Правила автомобильных перевозок п. 7

Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.

Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.

В Ижевске водитель автобуса посадил пассажиров там, где у него вообще остановки не было. И автобус там ехать был не должен. Водителя оштрафовали на 1500 Р.

Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.

В Петропавловске-Камчатском пассажир автобуса хотел выйти через переднюю дверь, полагая, что имеет на это право. Водитель считал, что такого права у пассажира нет, так как выходят через заднюю дверь, а в переднюю входят новые пассажиры. В результате пассажир не смог выйти на своей остановке и уехал дальше. Суд потом решил, что выходить, действительно, стоило во вторую дверь. Но водитель не имел права уехать с остановки, не высадив на ней пассажира. Это серьезное нарушение прав. И мужчине выплатили компенсацию морального вреда — 15 000 Р. Вот это упорство!

См. также: Общественный транспорт Москвы: сколько стоит проезд, как пользоваться

Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 26, Правила автомобильных перевозок п. 13

Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.

На автовокзале или автостанции туалеты, во-первых, должны быть, во-вторых, должны работать. В том числе ночью, если у автобуса там ночная остановка.

Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.

Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:

  1. За неправомерные отказы в бесплатном туалете. Мужчина в Орске заплатил 10 рублей за общественный туалет на автовокзале, а потом взыскал с владельца автовокзала компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя — в сумме чуть больше 3 тысяч рублей.
  2. За бездействие органов власти, которые все это должны контролировать. Женщина долго боролась с отсутствием бесплатных туалетов в остановочных комплексах на маршруте Талицы — Екатеринбург. Местный Роспотребнадзор ей в этом не помогал. Проверки были формальными, а потом переписку прекратили. Женщина подала на Роспотребнадзор в суд и получила 5000 Р в качестве компенсации морального вреда.

См. также: Что делать, если в торговом центре нет бесплатного туалета

Сдать билет и вернуть 95% стоимости

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 23 ч. 1 п. 2

Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:

  1. 95% — если сдать билет более чем за 2 часа до отправления автобуса;
  2. 86% — если сдать билет в пределах 2 часов до отправления автобуса.

Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:

  1. Отправление автобуса отменено.
  2. Отправление автобуса задержано более чем на час.
  3. Пассажиру не предоставили место, указанное в билете.
  4. Пассажиру предоставили место в другом автобусе — по более низкой цене, чем он изначально заплатил.

Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.

См. также:

  • Права пассажира в поезде: как путешествовать комфортно
  • Права пассажиров верхних полок в поездах

При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 23 ч. 1 п. 1

Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.

Такая возможность возникает в двух случаях:

  1. Автобус уехал не больше 3 часов назад.
  2. Автобус уехал больше чем 3 часа назад, но у пассажира есть уважительная причина — болезнь или несчастный случай.

В этих случаях пассажир имеет право:

  1. возобновить действие билета на другой автобус по тому же направлению — нужно доплатить 25% от стоимости;
  2. получить обратно 75% стоимости билета.

Вернуть часть цены билета при форс-мажоре

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 23 ч. 1 п. 4

Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.

В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.

См. также:

  • Форс-мажор в договоре: когда им можно воспользоваться и как это сделать
  • Что на самом деле значит режим ЧС для бизнеса и обычных граждан

Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 20 ч. 5, постановление Пленума ВС от 26.06.2018 № 26 п. 7

Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.

Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.

Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.

См. также: Автоподставы на дорогах: как их избежать

Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 22 чч. 9—13

Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.

Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.

Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.

За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.

Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.

Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.

См. также:

  • Компенсация за потерянный багаж — как получить деньги от авиакомпании
  • Что делать, если задержали авиарейс, поврежден или потерян багаж

Получить компенсацию в случае ДТП

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 34 чч. 14—17, ФЗ № 67-ФЗ

Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.

Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.

При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:

  1. Страховая компания, которая оформила полис ОСГОП перевозчику. Информация об этой компании должна быть указана в автобусе вместе с другой обязательной информацией. Найти нужную страховую компанию можно по номеру автобуса на сайте НССО. Если в вашем городе или другом населенном пункте такой страховой нет, можно обратиться в любую компанию, которая страхует перевозчиков.
  2. НССО, если страховая компания в стадии банкротства или у нее отозвана лицензия. Это называется компенсационными выплатами. Пассажир в любом случае получит деньги, просто обращаться за ними нужно по адресу НССО.
  3. Сам перевозчик, если выплат от страховой компании не хватило, чтобы возместить ущерб, причиненный пассажиру, а также при необходимости возместить моральный ущерб. Максимальные выплаты определяются договором со страховой компанией.

Если причинен тяжкий вред здоровью, можно запросить у перевозчика предварительную выплату — 100 000 Р, чтобы не ждать итоговой медицинской справки. Окончательную сумму выплат можно определить уже после выздоровления. Чтобы получить предварительную выплату, в страховую организацию нужно представить:

  1. Медицинскую справку с предварительными сведениями о характере и степени полученных травм и увечий, а также признаками причинения тяжкого вреда здоровью.
  2. Справку о произошедшем событии на транспорте, выданную перевозчиком.
  3. Протоколы, постановления, приговоры по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, если они есть.

См. также:

  • Как получить компенсацию за ДТП на общественном транспорте
  • Как пассажиру такси получить выплаты при ДТП
  • Права при аварии на дороге

Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав

Основание. Устав автомобильного транспорта ст. 39—42, ГК РФ ст. 11

Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.

Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.

Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.

Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.

Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.

Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:

  1. по месту своего жительства;
  2. по месту нахождения перевозчика, в том числе по месту жительства ИП;
  3. по месту заключения или исполнения договора.

Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.

См. также: Как подать иск в суд: порядок подачи искового заявления

Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию

Основание. Закон № 2300-1 ст. 13 п. 6

Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.

Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.

Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.

Мужчина ехал в автобусе с пожилой мамой. Водитель вел себя по-хамски, ругался, торопил женщину, которой было сложно выходить, не сразу дал сдачу с купюры в 500 рублей и отвлекался от дороги. Мужчина обратился к автотранспортному предприятию с требованием компенсировать им с мамой моральный ущерб: они сильно переживали, а это противопоказано по состоянию здоровья. Перевозчик возмещать вред отказался и предложил взыскать его лично с водителя и кондуктора. Тогда мужчина пошел в суд.

Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

См. также: Права потребителя: как защитить свои права при покупке и возврате товара

Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута

Основание. Правила автомобильных перевозок п. 93

Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.

Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.

См. также: Что делать, если в путешествии украли все документы

Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки

Основание. Правила автомобильных перевозок п. 11 подп. «з»

Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.

Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.

Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.

См. также: Сколько получает водитель троллейбуса

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам и мопедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3 и 8.6.6 — 8.6.9.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

12.4. Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

(см. текст в предыдущей редакции)

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметками 1.17.1 и 1.17.2, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.07.2013 N 621, от 06.10.2022 N 1769)

(см. текст в предыдущей редакции)

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

(см. текст в предыдущей редакции)

на полосе для велосипедистов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

на островках направляющих и островках безопасности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)

12.5. Стоянка запрещается:

в местах, где запрещена остановка;

вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

ближе 50 м от железнодорожных переездов.

12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Может ли госслужащий владеть акциями иностранных компаний
  • Может ли депутат государственной думы заниматься бизнесом
  • Молоко сгущенное нижнекисляйская молочная компания отзывы
  • Молочно раздаточный пункт архитектора власова часы работы
  • Монастырь в сергиевом посаде официальный сайт часы работы