Мое окружение компания по возрасту беседа диалог

Программа
индивидуальной психолого-педагогической  реабилитации

_____________________________________

состоящей
на профилактических учетах

в
ОДН, КДН и ЗП, ВШУ.

(профилактика
самовольных уходов)

Пояснительная
записка

Профилактика
самовольных уходов, правонарушений среди  несовершеннолетних, а также выявление
и устранение причин и условий, способствующих этому — одно из направлений
деятельности воспитательной работы школы, поскольку безнадзорность ребёнка или
его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения
преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении
несовершеннолетних.

Цель программы

            оказание
своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к
асоциальному поведению.

Задачи
программы:

1.   
Предупреждение
самовольных уходов.

2.   
Формирование
у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке
действительности, в которую они попадают.

3.   
Формирование
навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

Методика и технология реализации:

Данная
программа направлена на работу со всеми воспитанниками, склонными к асоциальному
поведению, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми
девиантного поведения.
Для эффективного проведения профилактической работы 
программа разделена на 2 блока:

1 блок —
Предупредительно-профилактическая работа с несовершеннолетними (включает первичную профилактику: просвещение детей
о рискованном поведении, преодоление различных личностных дефицитов — развитие
уверенного поведения, навыков конструктивного взаимодействия в сложных
жизненных ситуациях.

2 блок —
Индивидуальная работа с несовершеннолетними совершившими самовольный уход,
противоправные действия..

Целевая
группа
: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, находящиеся на
профилактических учетах в КДН и ЗП, ОДН, ВШУ.

Форма
проведения
: групповая, индивидуальная,  кружковая.

В
программе используются различные методы работы: проективные тесты, личностные
опросники, педагогическое наблюдение, упражнения, проблемные ситуации,
дискуссия, опрос, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол,
социально-психологический тренинг, решение ситуаций, интервью.

Режим
занятий:
программа рассчитана на индивидуальные занятия —  для каждого
воспитанника, нуждающегося в данной помощи.

Этапы реализации программы

1.
Первый этап —
диагностическая работа (включает
диагностические методики: тест акцентуации характера, опросник Басса-Дарки
«Диагностика уровня агрессивности», определение склонности к отклоняющемуся
поведению (А.Н.Орел)).

2.
Второй этап  —
формирующий (проведение занятий).

3.
Третий этап
– завершающий (результативность программы отслеживается с
применением методов первоначальной диагностики: опросник Басса-Дарки
«Диагностика уровня агрессивности», «Шкала личностной тревожности», тест
акцентуации характера, методы педагогического наблюдения
).

Состав
исполнителей
: профилактическую работу с несовершеннолетними проводят
педагогические работники учреждения: классные руководители, социальный педагог,
педагог-психолог, инспектор ОДН, специалисты учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений г. Апатиты.

Ожидаемые
результаты:

1.    Уменьшение
факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.

2.    Сформированность
у несовершеннолетних  нравственных качеств, представлений об общечеловеческих
ценностях, здоровом образе жизни.

Содержание
программы психолого-педагогической  реабилитации

несовершеннолетнего,
состоящего на профилактических учетах

в
ОДН, КДН и ЗП, ВШУ.

1.
Блок «Предупредительно-профилактическая работа»

1.1.
«Мои права и обязанности»-
беседа-диалог

Углубить
первоначальное представление детей об основных правах человека.

1.2«Учусь
быть взрослым» — ситуативный практикум

Развитие самоконтроля,
повышение уверенности в себе.

1.3
«20 желаний» — беседа-диалог

Формировать
культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях.

1.4 «Ты и улица» —
беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН

Развивать умения
противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

1.5 «Разумное
решение проблем» — тренинг

Научить осознавать
проблемы и их обсуждать, отработать навыки решения проблем.

1.6 «Я сам строю
свою жизнь» — тренинг

Формировать
культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к
самосовершенствованию.

1.7 «Мои сильные
стороны» — тренинг

Развитие
самоконтроля, повышение уверенности в себе.

1.8 «Я-ты-мы» —
тренинг

Учить
несовершеннолетних внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя,
повысить самооценку воспитанников.

1.9 «Мир, в
котором я живу» — беседа с приглашением священнослужителя

Формировать
культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к
самосовершенствованию.

1.10 «Неприятность
эту мы переживем» — тренинг

Формирование у
несовершеннолетних нравственных качеств, общечеловеческих ценностей.

1.11 «Трудно быть
богом» — просмотр и обсуждение видеоролика

Развивать
нравственные качества, умение оценивать поступки и находить выход их сложных
ситуаций.

1.12 «Я и мир
вокруг меня» — беседа-диалог

Выявление
интересов, склонностей несовершеннолетних, знакомство с кругом его общения.

1.13 «Мои чувства,
желания взгляды» — беседа с элементами тренинга

Развивать
саморефлексию; формировать установки на активную жизненную позицию.

1.14«Моя крепость»
— беседа-диалог

Коррекция
эмоционального состояния. Формирование самоуверенности на основе спокойствия и
стимуляции творческого потенциала.

1.15«Я принимаю
решение» — ситуативный практикум

Способствовать
осознанию негативных последствий самовольных уходов.

1.16«Остановись и
подумай» — тренинг

Осознание своей
позиции по отношению к запретам.

1.17«Как
справиться с самим собой» — беседа с элементами тренинга

Формировать негативное
отношение к агрессии. Приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и
способах их регулирования.

1.18 «Учимся
доверять друг другу» — беседа с элементами тренинга

Формировать навыки
конструктивного взаимодействия.

2. Блок «Индивидуальная работа с
несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения»

2.1 «Правила
центра. Ты знай и соблюдай» — беседа

Повторное
знакомство с правилами пребывания несовершеннолетнего в учреждении.

2.2 «Учимся
говорить «Нет», когда это нужно» — ситуативный практикум

Формирование у
несовершеннолетнего эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

2.3 «Мотивы моего
поведения» — беседа-рассуждение

Содействовать
осознанию воспитанником  того, что самовольный уход не является способом
решения возникающих проблем;способствовать развитию навыков разрешения
проблемных ситуаций.

2.4
«Соблюдение закона — главное правило» — беседа-диалог

Развивать
этические и правовые нормы поведения в обществе.

2.5
«Мое окружение – компания по возрасту» — беседа-диалог

Развивать 
умение  анализировать  жизненные  ситуации, воспитывать  чувство 
ответственности  за  своё  будущее.

2.6
«Навыки личной безопасности» — ситуативный практикум

Развивать умения
противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

2.7 «Цена
поступка»- занятие-размышление

Содействовать
формированию у несовершеннолетних умений анализировать свои поступки и черты
характера, прогнозировать последствия своих действий;убедить в том, что
человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

2.8 «Жизнь по
собственному выбору» — беседа с элементами тренинга

Формировать
культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное
воспитание, стремление к самосовершенствованию.

2.9 «Я в ответе за
свои поступки» — беседа с элементами тренинга

Формировать
чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своему
жизненному опыту.

2.10 «Терпение и
понимание – вот гарантия успеха» — беседа-диалог

Коррекция
эмоционального состояния, профилактика самовольного ухода.

2.11  «Просто
поверь в себя» — ситуативный практикум

Сформировать
мировоззрение, осознание ценности жизни, чувство уверенности в себе.

2.12 «Я становлюсь
старше» — беседа-диалог

Профилактика и
коррекция отклонений в поведении детей.

2.13  «Спасибо,
нет» — ситуативный практикум

Научить подростков
нести ответственность за свои поступ­ки и действия.

2.14 «Мой
жизненный путь» — создание коллажа

Осознание своей
жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЙ

_____________________УЧЕБНЫЙ ГОД

201_____/20_____УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Мероприятие

Исполнитель

Сентябрь 20____ г.

Инструктажи:
«Ознакомление с положениями Устава школы»

«Правила
поведения в общественных местах»

«Личная
ответственность за  нарушение правил  внутреннего распорядка»

 «Правила
поведения в экстремальной ситуации»

«Мои
действия в конфликтной ситуации»

Классный руководитель

Социальный педагог

Диагностика  развития  личности
обучающе
йся.

Педагог-психолог

Октябрь 20____ г.

«Учимся доверять друг другу»  беседа с элементами тренинга

Социальный педагог

Педагог-психолог

Беседа с законным представителем об ответственности за
воспитание и обучение  несовершеннолетних детей. Предложена  помощь в
организации внеурочной деятельности.

Социальный педагог

Законному представителю предложено обратиться в УО по вопросу
организации зимнего отдыха несовершеннолетней в период зимних каникул.

Социальный педагог

Ноябрь 20____ г.

Профилактическая
беседа с несовершеннолетней об  ответственности за совершение противоправных
действия

Социальный педагог

Беседа с законным
представителем по воспитанию дочери. Рекомендовано продолжить лечение,
назначенное детским психиатром.

Предложена помощь в
организации внеурочной деятельности несовершеннолетней.

Зам.директора по ВР

Социальный педагог

Декабрь 20____ г.

Обследование
материально-бытовых условий семьи

Классный руководитель

Инструктаж о правилах
поведения в период зимних каникул.

Классный руководитель

Январь 20___ г.

Консультация
законного представителя по воспитанию и обучению несовершеннолетней.

Классный руководитель

Зам.директора по ВР

 «Ролевая игра «Жизнь
по собственному выбору»

Педагог-психолог

Февраль 20 ___   г.

«Просто поверь в
себя» — беседа с элементами тренинга

Педагог-психолог

Социальный педагог                         

«Давление среды. Как
не терять бдительность», ситуативный практикум

Педагог-психолог

Март 20____ г.

Участие в групповом
занятии «Виды ответственности несовершеннолетних»

Социальный педагог

Экскурсия в ЦЗН по
вопросам трудоустройства в период летних каникул.

Социальный педагог

Апрель 20___ г.

««Соблюдение закона — главное правило» — беседа-диалог

Социальный педагог

Участие в групповом
занятии «Мой путь»

по профилактике
правонарушений

Социальный педагог

Классный руководитель

Май 20___г.

Беседа «Как уберечь
себя от опасности»

(профилактика вредных
привычек)

Социальный педагог

Обследование
материально-бытовых условия семьи

Классный руководитель

Инструктаж по
правилам техники безопасности в период летних каникул.

Классный руководитель

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

— дни мероприятий

184250, РФ, Мурманская область
г. Кировск, ул. Олимпийская, д. 73


 

Мероприятия, направленные на профилактику самовольных уходов воспитанников из учреждения

Мероприятия, направленные на профилактику самовольных уходов воспитанников из учреждения

Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в привычных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.

 Меры по предотвращению самовольных уходов несовершеннолетних: 

  • Ознакомление воспитанников отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации с законами и правовыми актами, отражающими права несовершеннолетних;
  • Ознакомление детей и подростков, поступающих в учреждение с правилами внутреннего распорядка для воспитанников отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
  • Осуществление специалистами учреждения мониторинга адаптационного периода воспитанника;
  • Оказание психолого – педагогической помощи воспитаннику специалистами отделения в период адаптации, дальнейшее сопровождение ребенка в период проживания в учреждении;
  • Принятие специалистами отделения срочных мер в случае возникновения конфликтных ситуаций;
  • Реализация краткосрочной программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних «Мой защищенный мир». 

Задачи программы:

  • Предупреждение самовольных уходов.
  • Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.
  • Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. 

— Групповые занятия — 1 раз в неделю. 

Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме. 

— Индивидуальные занятия — для каждого воспитанника, нуждающегося в данной помощи, мероприятия проводятся в течение 10 дней после совершения самовольного ухода. 

Используемые методики и технологии с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения: 

Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие.

Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках свободной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью.

Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения.

Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права.

  • Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия,в том числе рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
  • Сказкотерапия . Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций.

В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.

Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. 

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения: 

  1. «Правила центра. Ты знай и соблюдай» — беседа. Повторное знакомство с правилами пребывания несовершеннолетнего в учреждении.
  1. «Мотивы моего поведения» — беседа-рассуждение. Содействовать осознанию воспитанником того, что самовольный уход не является способом решения возникающих проблем; способствовать развитию навыков разрешения проблемных ситуаций.
  1. «Соблюдение закона — главное правило» — беседа-диалог. Развивать этические и правовые нормы поведения в обществе. «Мое окружение – компания по возрасту» — беседа-диалог. Развивать умение анализировать жизненные ситуации, воспитывать чувство ответственности за своё будущее.
  1. «Навыки личной безопасности» — ситуативный практикум. Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.
  1. «Цена поступка» — занятие-размышление. Содействовать формированию у несовершеннолетних умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий; убедить в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
  1. «Жизнь по собственному выбору» — беседа с элементами тренинга. Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.
  1. «Я в ответе за свои поступки» — беседа с элементами тренинга. Формировать чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своему жизненному опыту.
  1. «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» — беседа-диалог. Коррекция эмоционального состояния, профилактика самовольного ухода.
  1. «Просто поверь в себя» — ситуативный практикум. Сформировать мировоззрение, осознание ценности жизни, чувство уверенности в себе.
  1. «Я становлюсь старше» — беседа-диалог. Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей.
  1. «Спасибо, нет» — ситуативный практикум. Научить подростков нести ответственность за свои поступки и действия.
  1. «Мой жизненный путь» — создание коллажа. Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.

Предупредительно – профилактические мероприятия с воспитанниками учреждения:

  1. «Мои права и обязанности» — беседа-диалог. Углубить первоначальное представление детей об основных правах человека. Исполнители: Органы опеки и попечительства, ОВД, КДН и ЗП администрации Кировска,
  1. «Учусь быть взрослым» — ситуативный практикум. Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации.
  1. «20 желаний» — беседа — диалог. Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации.
  1. «Ты и улица» — беседа-диалог с приглашением инспектора ОДН. Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения. Исполнитель: органы полиции.
  1. «Разумное решение проблем» — тренинг. Научить осознавать проблемы и их обсуждать, отработать навыки решения проблем. Исполнитель: психолог городской детской поликлиники.
  1. «Я сам строю свою жизнь» — тренинг. Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию. Исполнитель: психолог городской детской поликлиники.
  1. «Мои сильные стороны» — тренинг. Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе. Исполнитель: психолог городской детской поликлиники
  1. «Я-ты-мы» — тренинг. Учить несовершеннолетних внимательно относиться к себе, уважать ипринимать себя, повысить самооценку воспитанников. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации
  1. «Мир, в котором я живу» — беседа с приглашением священнослужителя. Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию. Исполнитель: Храм Спаса Нерукотворенного Образа г. Кировск
  1. «Неприятность эту мы переживем» — тренинг. Формирование у несовершеннолетних нравственных качеств, общечеловеческих ценностей. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации
  1. «Трудно быть богом» — просмотр и обсуждение видеоролика. Развивать нравственные качества, умение оценивать поступки и находить выход их сложных ситуаций. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации
  1. «Я и мир вокруг меня» — беседа-диалог. Выявление интересов, склонностей несовершеннолетних, знакомство с кругом его общения. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации
  1. «Мои чувства, желания, взгляды» — беседа с приглашением священнослужителя. Развивать саморефлексию; формировать установки на активную жизненную позицию. Исполнитель: Храм Спаса Нерукотворенного Образа г. Кировск.
  1. «Моя крепость» — беседа-диалог. Коррекция эмоционального состояния. Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации
  1. «Я принимаю решение» — ситуативный практикум. Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов. Исполнитель: психолог городской детской поликлиники
  1. «Остановись и подумай» — тренинг. Осознание своей позиции по отношению к запретам. Исполнитель: специалисты отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в соцреабилитации
  1. «Как справиться с самим собой» — беседа с элементами тренинга. Формировать негативное отношение к агрессии. Приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их регулирования. Исполнитель: психолог городской детской поликлиники. 

Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, при взаимодействии всех субъектов профилактики. 

Дата проведения мероприятий определяется ежедневным календарным планированием специалистов по социальной работе ГОАУСОН «Кировский КЦСОН» и согласуется с представителями субъектов профилактики.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Краткосрочная программа

профилактики самовольных уходов несовершеннолетних

«Мой защищенный мир»

Разработчик: социальный педагог

отделения диагностики и

социальной реабилитации

Поливода Ольга Александровна

ст. Новоминская

Пояснительная записка

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому — одно из направлений деятельности социально-реабилитационного центра, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

Проанализировав профилактическую работу в учреждении за 3 года, было выявлено, что большинство поступающих несовершеннолетних имеют склонность к бродяжничеству, самовольным уходам из дома, конфликтные отношения с родителями, учителями.С целью профилактики  и предупреждения асоциального поведения подростков в учреждении разработана краткосрочная программа «Мой защищенный мир».  

Цель программы

        оказание своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к асоциальному поведению.

Задачи программы:

  1. Предупреждение самовольных уходов.
  2. Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.
  3. Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

Методика и технология реализации:

Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками, склонными к бродяжничеству, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Для эффективного проведения профилактической работы  программа разделена на 2 блока:

1 блок — Предупредительно-профилактическая работа с воспитанниками(включает первичную профилактику: просвещение детей о рискованном поведении, преодоление различных личностных дефицитов — развитие уверенного поведения, навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.

2 блок — Индивидуальная работа с несовершеннолетними совершившими самовольный уход из учреждения (проводится работа по оказанию помощи и предупреждению повторениясамовольного ухода в будущем).

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре.

Форма проведения: групповая, индивидуальная,  кружковая.

В программе используются различные методы работы: проективные тесты, личностные опросники, педагогическое наблюдение, упражнения, проблемные ситуации, дискуссия, опрос, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций, интервью.

Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий.

Групповые занятия — 1 раз в неделю по одному академическому часу (45 минут).

Индивидуальные занятия —  для каждого воспитанника, нуждающегося в данной помощи, мероприятия проводятся в течение 10 дней после совершения самовольного ухода.

Этапы реализации программы

1. Первый этап — диагностическая работа (включает диагностические методики: тест акцентуации характера, опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)).

2. Второй этап  — формирующий (проведение занятий).

3. Третий этап – завершающий (результативность программы отслеживается с применением методов первоначальной диагностики: опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», «Шкала личностной тревожности», тест акцентуации характера, методы педагогического наблюдения).

Состав исполнителей: профилактическую работу с несовершеннолетними проводят педагогические работники учреждения: воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог и приглашенные: инспектор ОПДН, священнослужитель.

Материально — техническое обеспечение занятий: комната психологической разгрузки, игровой зал, модульное и сенсорное оборудование, компьютер,  музыкальный центр для создания эмоционального настроя  и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки), интерактивная доска, видео и аудио материалы,  дидактические игры, спортивный инвентарь, оборудование для песочной терапии.

Ожидаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.
  2. Сформированность у несовершеннолетних  нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Список используемой литературы:

        1.  Вахромов Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Евгений Вахромов. – М.: Чистые пруды, 2006.–

32 с.

        2. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: МПСИ «МОДЭК», 2004. – 464с.

        3. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М, Шипициной. — СПб.: «Речь», 2003. -144с.

        4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.   Конспект лекций. – Ростов н/д: «Феникс», 2005. – 288 с.

        5. Зиновьева Н.О., Микайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. — СПб.: «Речь» , 2003. -248 с.

        6. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Белорусская наука,1999. – 189 с.

        7. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П. Здоровье: Программа профилактики курения в школе, 2005. – 132с.

        8. Колпакова Н.В., Захарова Т.Г.        Программа коррекционно-развивающей работы  «Познай себя»  для подростков 12-14 лет с минимальными мозговыми дисфункциями. – Барнаул, 2002

        9. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П.   Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. – М.: Юнити, 2004. – 447с..

        10. Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать «нет»!»). Сост. М.А. Костенко, О.В.Вараксина, Л.Г.Сковоронская, Н.Б.Костенко, А.В. Мальцева. — Барнаул, Алтайский краевой кризисный центр для мужчин, 2002. -150с.

        11. Статмен Пола Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей /Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.popovka.edu.ru/modules.  
  2. www.adalin.mospsy.ru

Календарно-тематический план

краткосрочной программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних:

«Мой защищенный мир»

п/п

Дата

Название занятий

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Предупредительно-профилактическая работа

18

11

7

1.1.

— «Мои права и обязанности»- беседа-диалог

1

1

1.2

— «Учусь быть взрослым» — ситуативный практикум

1

0,5

0,5

1.3

-«20 желаний» — беседа-диалог

1

1

1.4

— «Ты и улица» — беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН

1

1

1.5

«Разумное решение проблем» — тренинг

1

0,5

0,5

1.6

— «Я сам строю свою жизнь» — тренинг

1

0,5

0,5

1.7

«Мои сильные стороны» — тренинг

1

0,5

0,5

1.8

«Я-ты-мы» — тренинг

1

0,5

0,5

1.9

«Мир, в котором я живу» — беседа с приглашением священнослужителя

1

1

1.10

— «Неприятность эту мы переживем» — тренинг

1

0,5

0,5

1.11

— «Трудно быть богом» — просмотр и обсуждение видеоролика

1

0,5

0,5

1.12

— «Я и мир вокруг меня» — беседа-диалог

1

1

1.13

— «Мои чувства, желания взгляды» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

1.14

— «Моя крепость» — беседа-диалог

1

0,5

0,5

1.15

— «Я принимаю решение» — ситуативный практикум

1

1

1.16

— «Остановись и подумай» — тренинг

1

0,5

0,5

1.17

— «Как справиться с самим собой» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

1.18

— «Учимся доверять друг другу» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения

14

8

6

2.1

— «Правила центра. Ты знай и соблюдай» — беседа

1

1

2.2.

— «Учимся говорить «Нет», когда это нужно» — ситуативный практикум

1

1

2.3

— «Мотивы моего поведения» — беседа-рассуждение

1

1

2.4

— «Соблюдение закона — главное правило» — беседа-диалог

1

1

2.5

— «Мое окружение – компания по возрасту» — беседа-диалог

1

1

2.6

— «Навыки личной безопасности» — ситуативный практикум

1

1

2.7

— «Цена поступка»- занятие-размышление

1

1

2.8

— «Жизнь по собственному выбору» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.9

— «Я в ответе за свои поступки» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.10

— «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» — беседа-диалог

1

1

2.11

— «Просто поверь в себя» — ситуативный практикум

1

1

2.12

— «Я становлюсь старше» — беседа-диалог

1

1

2.13

— «Мой жизненный путь» — создание коллажа

1

1

2.14

— «Спасибо, нет» — ситуативный практикум

1

1

ВСЕГО

32

19

13

Содержание программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних«Мой защищенный мир»

1. Блок «Предупредительно-профилактическая работа»

1.1. «Мои права и обязанности»- беседа-диалог

Углубить первоначальное представление детей об основных правах человека.

1.2«Учусь быть взрослым» — ситуативный практикум

Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.

1.3 «20 желаний» — беседа-диалог

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях.

1.4 «Ты и улица» — беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН

Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

1.5 «Разумное решение проблем» — тренинг

Научить осознавать проблемы и их обсуждать, отработать навыки решения проблем.

1.6 «Я сам строю свою жизнь» — тренинг

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

1.7 «Мои сильные стороны» — тренинг

Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.

1.8 «Я-ты-мы» — тренинг

Учить несовершеннолетних внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя, повысить самооценку воспитанников.

1.9 «Мир, в котором я живу» — беседа с приглашением священнослужителя

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

1.10 «Неприятность эту мы переживем» — тренинг

Формирование у несовершеннолетних нравственных качеств, общечеловеческих ценностей.

1.11 «Трудно быть богом» — просмотр и обсуждение видеоролика

Развивать нравственные качества, умение оценивать поступки и находить выход их сложных ситуаций.

1.12 «Я и мир вокруг меня» — беседа-диалог

Выявление интересов, склонностей несовершеннолетних, знакомство с кругом его общения.

1.13 «Мои чувства, желания взгляды» — беседа с элементами тренинга

Развивать саморефлексию; формировать установки на активную жизненную позицию.

1.14«Моя крепость» — беседа-диалог

Коррекция эмоционального состояния. Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

1.15«Я принимаю решение» — ситуативный практикум

Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов.

1.16«Остановись и подумай» — тренинг

Осознание своей позиции по отношению к запретам.

1.17«Как справиться с самим собой» — беседа с элементами тренинга

Формировать негативное отношение к агрессии. Приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их регулирования.

1.18 «Учимся доверять друг другу» — беседа с элементами тренинга

Формировать навыки конструктивного взаимодействия.

2. Блок «Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения»

2.1 «Правила центра. Ты знай и соблюдай» — беседа

Повторное знакомство с правилами пребывания несовершеннолетнего в учреждении.

2.2 «Учимся говорить «Нет», когда это нужно» — ситуативный практикум

Формирование у несовершеннолетнего эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

2.3 «Мотивы моего поведения» — беседа-рассуждение

Содействовать осознанию воспитанником  того, что самовольный уход не является способом решения возникающих проблем;способствовать развитию навыков разрешения проблемных ситуаций.

2.4 «Соблюдение закона — главное правило» — беседа-диалог

Развивать этические и правовые нормы поведения в обществе.

2.5 «Мое окружение – компания по возрасту» — беседа-диалог

Развивать  умение  анализировать  жизненные  ситуации, воспитывать  чувство  ответственности  за  своё  будущее.

2.6 «Навыки личной безопасности» — ситуативный практикум

Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

2.7 «Цена поступка»- занятие-размышление

Содействовать формированию у несовершеннолетних умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;убедить в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

2.8 «Жизнь по собственному выбору» — беседа с элементами тренинга

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.

2.9 «Я в ответе за свои поступки» — беседа с элементами тренинга

Формировать чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своему жизненному опыту.

2.10 «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» — беседа-диалог

Коррекция эмоционального состояния, профилактика самовольного ухода.

2.11  «Просто поверь в себя» — ситуативный практикум

Сформировать мировоззрение, осознание ценности жизни, чувство уверенности в себе.

2.12 «Я становлюсь старше» — беседа-диалог

Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей.

2.13  «Спасибо, нет» — ситуативный практикум

Научить подростков нести ответственность за свои поступки и действия.

2.14 «Мой жизненный путь» — создание коллажа

Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Утверждаю:

И.о. директора

______________ Ткаченко Т.А.

_____ декабря 2019 года

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«МОЙ ЗАЩИЩЕННЫЙ МИР»

Составитель: педагог-психолог

Рябоконь Н.С.

Пояснительная записка

«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям. Под самовольным уходом воспитанника из учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия. Проблема самовольных уходов, бродяжничества среди воспитанников наших образовательных учреждений очень актуальна т.к. у наших воспитанников повышенная склонность к отрицательным формам поведения, к бродяжничеству. И в целом, поведение наших детей бывает непредсказуемым. Анализ показывает, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются: склонность детей к бродяжничеству, желание вернуться к родителям (пусть даже лишенным родительских прав), аномалии в психическом развитии несовершеннолетних, нежелании соблюдения режима предусмотренного учреждением.

Особенности детей с нарушением интеллекта, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по профилактике самовольных уходов подростков, тем легче корректировать и предупреждать их проявление. С целью профилактики и предупреждения асоциального поведения подростков в учреждении разработана краткосрочная программа «Мой защищенный мир».

Цель программы: оказание своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к асоциальному поведению.

Задачи программы:

  1. Предупреждение самовольных уходов.

  2. Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.

  3. Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

Методика и технология реализации:

Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками, склонными к бродяжничеству, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Для эффективного проведения профилактической работы программа разделена на 2 блока:

1 блок — Предупредительно-профилактическая работа с воспитанниками(включает первичную профилактику: просвещение детей о рискованном поведении, преодоление различных личностных дефицитов — развитие уверенного поведения, навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.

2 блок — Индивидуальная работа с несовершеннолетними совершившими самовольный уход из учреждения (проводится работа по оказанию помощи и предупреждению повторениясамовольного ухода в будущем).

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

В программе используются различные методы работы: проективные тесты, личностные опросники, педагогическое наблюдение, упражнения, проблемные ситуации, дискуссия, опрос, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций, интервью.

Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий.

Групповые занятия — 1 раз в неделю по одному академическому часу (30-40 минут).

Этапы реализации программы

1. Первый этап — диагностическая работа (включает диагностические методики: тест акцентуации характера, опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)).

2. Второй этап — формирующий (проведение занятий).

3. Третий этап – завершающий (результативность программы отслеживается с применением методов первоначальной диагностики: опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», «Шкала личностной тревожности», тест акцентуации характера, методы педагогического наблюдения).

Материально — техническое обеспечение занятий: комната психологической разгрузки, игровой зал, модульное и сенсорное оборудование, компьютер, музыкальный центр для создания эмоционального настроя и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки), интерактивная доска, видео и аудио материалы, дидактические игры, спортивный инвентарь, оборудование для песочной терапии.

Ожидаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.

  2. Сформированность у несовершеннолетних нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Список используемой литературы:

1. Вахромов Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Евгений Вахромов. – М.: Чистые пруды, 2006.–

32 с.

2. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: МПСИ «МОДЭК», 2004. – 464с.

3. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М, Шипициной. — СПб.: «Речь», 2003. -144с.

4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/д: «Феникс», 2005. – 288 с.

5. Зиновьева Н.О., Микайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. — СПб.: «Речь» , 2003. -248 с.

6. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Белорусская наука,1999. – 189 с.

7. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П. Здоровье: Программа профилактики курения в школе, 2005. – 132с.

8. Колпакова Н.В., Захарова Т.Г. Программа коррекционно-развивающей работы «Познай себя» для подростков 12-14 лет с минимальными мозговыми дисфункциями. – Барнаул, 2002

9. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. – М.: Юнити, 2004. – 447с..

10. Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать «нет»!»). Сост. М.А. Костенко, О.В.Вараксина, Л.Г.Сковоронская, Н.Б.Костенко, А.В. Мальцева. — Барнаул, Алтайский краевой кризисный центр для мужчин, 2002. -150с.

11. Статмен Пола Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей /Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.popovka.edu.ru/modules.

  2. www.adalin.mospsy.ru

Календарно-тематический план

программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних:

«Мой защищенный мир»

п/п

Дата

Название занятий

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Предупредительно-профилактическая работа

18

11

7

1.1.

— «Мои права и обязанности»- беседа-диалог

1

1

1.2

— «Учусь быть взрослым» — ситуативный практикум

1

0,5

0,5

1.3

-«20 желаний» — беседа-диалог

1

1

1.4

— «Ты и улица» — беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН

1

1

1.5

«Разумное решение проблем» — тренинг

1

0,5

0,5

1.6

— «Я сам строю свою жизнь» — тренинг

1

0,5

0,5

1.7

«Мои сильные стороны» — тренинг

1

0,5

0,5

1.8

«Я-ты-мы» — тренинг

1

0,5

0,5

1.9

«Мир, в котором я живу» — беседа с приглашением священнослужителя

1

1

1.10

— «Неприятность эту мы переживем» — тренинг

1

0,5

0,5

1.11

— «Трудно быть богом» — просмотр и обсуждение видеоролика

1

0,5

0,5

1.12

— «Я и мир вокруг меня» — беседа-диалог

1

1

1.13

— «Мои чувства, желания взгляды» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

1.14

— «Моя крепость» — беседа-диалог

1

0,5

0,5

1.15

— «Я принимаю решение» — ситуативный практикум

1

1

1.16

— «Остановись и подумай» — тренинг

1

0,5

0,5

1.17

— «Как справиться с самим собой» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

1.18

— «Учимся доверять друг другу» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения

14

8

6

2.1

— «Правила центра. Ты знай и соблюдай» — беседа

1

1

2.4

— «Соблюдение закона — главное правило» — беседа-диалог

1

1

2.5

— «Мое окружение – компания по возрасту» — беседа-диалог

1

1

2.6

— «Навыки личной безопасности» — ситуативный практикум

1

1

2.7

— «Цена поступка»- занятие-размышление

1

1

2.8

— «Жизнь по собственному выбору» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.9

— «Я в ответе за свои поступки» — беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.10

— «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» — беседа-диалог

1

1

2.11

— «Просто поверь в себя» — ситуативный практикум

1

1

2.12

— «Я становлюсь старше» — беседа-диалог

1

1

2.13

— «Мой жизненный путь» — создание коллажа

1

1

2.14

— «Спасибо, нет» — ситуативный практикум

1

1

ВСЕГО

32

19

13

Содержание программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних«Мой защищенный мир»

1. Блок «Предупредительно-профилактическая работа»

1.1. «Мои права и обязанности»- беседа-диалог

Углубить первоначальное представление детей об основных правах человека.

1.2«Учусь быть взрослым» — ситуативный практикум

Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.

1.3 «20 желаний» — беседа-диалог

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях.

1.4 «Ты и улица» — беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН

Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

1.5 «Разумное решение проблем» — тренинг

Научить осознавать проблемы и их обсуждать, отработать навыки решения проблем.

1.6 «Я сам строю свою жизнь» — тренинг

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

1.7 «Мои сильные стороны» — тренинг

Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.

1.8 «Я-ты-мы» — тренинг

Учить несовершеннолетних внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя, повысить самооценку воспитанников.

1.9 «Мир, в котором я живу» — беседа с приглашением священнослужителя

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

1.10 «Неприятность эту мы переживем» — тренинг

Формирование у несовершеннолетних нравственных качеств, общечеловеческих ценностей.

1.11 «Трудно быть богом» — просмотр и обсуждение видеоролика

Развивать нравственные качества, умение оценивать поступки и находить выход их сложных ситуаций.

1.12 «Я и мир вокруг меня» — беседа-диалог

Выявление интересов, склонностей несовершеннолетних, знакомство с кругом его общения.

1.13 «Мои чувства, желания взгляды» — беседа с элементами тренинга

Развивать саморефлексию; формировать установки на активную жизненную позицию.

1.14«Моя крепость» — беседа-диалог

Коррекция эмоционального состояния. Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

1.15«Я принимаю решение» — ситуативный практикум

Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов.

1.16«Остановись и подумай» — тренинг

Осознание своей позиции по отношению к запретам.

1.17«Как справиться с самим собой» — беседа с элементами тренинга

Формировать негативное отношение к агрессии. Приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их регулирования.

1.18 «Учимся доверять друг другу» — беседа с элементами тренинга

Формировать навыки конструктивного взаимодействия.

2. Блок «Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения»

2.1 «Правила центра. Ты знай и соблюдай» — беседа

Повторное знакомство с правилами пребывания несовершеннолетнего в учреждении.

2.2 «Учимся говорить «Нет», когда это нужно» — ситуативный практикум

Формирование у несовершеннолетнего эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

2.3 «Мотивы моего поведения» — беседа-рассуждение

Содействовать осознанию воспитанником того, что самовольный уход не является способом решения возникающих проблем;способствовать развитию навыков разрешения проблемных ситуаций.

2.4 «Соблюдение закона — главное правило» — беседа-диалог

Развивать этические и правовые нормы поведения в обществе.

2.5 «Мое окружение – компания по возрасту» — беседа-диалог

Развивать умение анализировать жизненные ситуации, воспитывать чувство ответственности за своё будущее.

2.6 «Навыки личной безопасности» — ситуативный практикум

Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

2.7 «Цена поступка»- занятие-размышление

Содействовать формированию у несовершеннолетних умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;убедить в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

2.8 «Жизнь по собственному выбору» — беседа с элементами тренинга

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.

2.9 «Я в ответе за свои поступки» — беседа с элементами тренинга

Формировать чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своему жизненному опыту.

2.10 «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» — беседа-диалог

Коррекция эмоционального состояния, профилактика самовольного ухода.

2.11 «Просто поверь в себя» — ситуативный практикум

Сформировать мировоззрение, осознание ценности жизни, чувство уверенности в себе.

2.12 «Я становлюсь старше» — беседа-диалог

Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей.

2.13 «Спасибо, нет» — ситуативный практикум

Научить подростков нести ответственность за свои поступ­ки и действия.

2.14 «Мой жизненный путь» — создание коллажа

Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.

Индивидуальная беседа «Я и моя уличная компания»

Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим своё время, это в первую очередь, люди, с которыми мы проводим своё время, это в первую очередь люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей, являемся постоянными или временными членами многих групп. Каждый человек одновременно принадлежит к нескольким малым группам: класс, друзья, футбольная команда и т. п.

Оказывается, находясь в группе, человек ведет себя несколько по иному, чем в одиночку. Воздействие, которое малая группа оказывает на каждого из своих членов, называется давлением группы. То, что такое воздействие действительно имеет место, доказано в ходе многих экспериментов.

Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способам обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми «подвигами».

В группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок и даже преступление, хотя большинство членов группы не склонны к этому. Есть и другие стороны воздействия группы на личность. Наше мнение о себе, самооценка, самоуважение во многом зависит от того, как нас оценивают другие члены группы.

Каждый член группы опирается на ту информацию и на те ценности, которые в ходу в данной группе вне зависимости от их истинности. А ведь иногда группа принимает заведомо ложную информацию, искаженные моральные ценности.

Наконец, в группе может происходить снижение личной ответственности человека. Каждый надеется, что кто-нибудь другой проявит инициативу, возьмет на себя ответственность за противоправные действия или остановит их. Если группа объединилась во имя асоциальной деятельности ( например, группа преступников), то её сплоченность становится отрицательным фактором как для каждого её члена, так и для лиц, которым эта группа приносит вред.

На человека влияет только та группа, которую он ценит, признаёт своей, члены которой для него значимы и авторитетны. Таких лиц обычно называют «значимые другие». Когда «значимые другие» нам помогают, одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков.

Вопросы для обсуждения:

1. Какую роль, по вашему мнению, играет «компания» или «группа людей» в жизни человека?

2. Можно ли сказать, что компания друзей порой играет решающую роль в становлении личности подростка?

Интернет источники

www.mitgim16.narod.ru/docs/klass_chas_7_11_klass.doc

Цель: Ознакомление с приемами самозащиты в условиях асоциального
окружения.

Задачи:

  1. Познакомить с отрицательным воздействием асоциального окружения на
    ребенка, научить способам отказа от асоциальных поступков;
  2. Развивать навыки общения, расширять кругозор, развивать
    духовно-нравственное здоровье человека;
  3. Воспитывать отрицательное отношение к курению, воровству.

Форма проведения: Путешествие в сказку.

Оборудование: Иллюстрации героев сказки.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Мотивационное начало занятия.

На доске запись: «Внимание! Опасная компания!»

  • Как понимаете тему занятия?
  • Послушайте сказку и ответьте на вопрос: в какую компанию попали наши
    герои и к чему это привело.

3. Основная часть.

1. Рассказ учителем сказки.

Жили-были три брата. И решили они поискать счастья. Первым в дорогу
отправился старший брат. Шел он, шел, долго ли, коротко ли и вдруг перед ним
пещера и из нее валит дым густой. Интересно, кто же там живет? Заглянул он в
пещеру и видит: сидит Змей Горыныч и все три его головы трубку курят. Стал Змей
Горыныч приглашать старшего брата присоединиться к нему и испробовать волшебного
дыма. Не отказался старший брат. Затянулся трубкой, закашлялся, хотел
отказаться, да Змей в ответ пригрозил, что съесть его. Испугался старший брат и
остался у Змея Горыныча.

Прошел год. Собирается в дорогу средний сын. Быстро сказка сказывается, да не
скоро дело делается. Дошел средний брат до пещеры Змея Горыныча. А около нее
сидит старик дряхлый, лицо серое, кашляет и хриплым голосом молвит:

– Здравствуй, братец!

– Кто ты, стар человек?

– Неужели не узнал меня? Я ведь брат твой старший.

– Что случилось с тобой?

– Испугался я Змея Горыныча, не смог отказать ему и пристрастился к дыму
волшебному. А теперь и рад бы бросить, да не могу. А сбежать здоровье не
позволяет. Вот что сталось со мною. А ты уноси отсюда ноги, пока здоров.

Двинулся средний брат дальше. Солнце клонится к закату, надо искать ночлег.
Видит вдалеке огонек. Подошел ближе, а там – разбойники. Обогрели они среднего
брата, накормили, а в уплату потребовали серебро, злато. Не было у него с собой
денег, а разбойники не отпускают. Пришлось среднему брату остаться с ними.

2. Беседа о причинах асоциальных поступков.

– На этом прервем нашу сказку. Давайте вспомним, что случилось со старшими
братьями? Отчего это произошло? (Учитель в беседе подводит к мысли, что причиной
асоциальных поступков может быть любопытство, подражание. принуждение).

– На месте какого брата вам хотелось бы оказаться?

3. Знакомство с формами отказа.

Отказ от курения:

  • Хочу быть здоровым!
  • У меня есть пример курящего, не хочу на него быть похожим.

Отказ от воровства:

  • Нет, не буду.
  • Воровать – это плохо.
  • У меня всего достаточно.
  • Мне чужого не надо.

4. Продолжение сказки.

– Но сказка наша не досказана. Остался еще младший брат. Какими качествами
наделим его, чтобы уберечь его от ошибок братьев?

Учитель начинает рассказывать сказку заново, вместо «старшего» и «среднего».

подставляя «младший брат». Дети досказывают отрывки, используя формы отказа.

4. Закрепление.

Дети получают ситуации, которые должны разыграть и проанализировать.

Воровство.

Около магазина после школы один мальчик разрабатывает план, как ему украсть
сигареты. Но ему нужен напарник, так как последний раз его здесь чуть было не
поймали. Другой мальчик не хочет принимать участие, потому что понимает, что
совершает преступление.

Ты идешь домой. По дороге встречаешь знакомых ребят. Они предлагают тебе
закурить. Твои действия.

5. Итог.

Обсуждение пословиц:

  • Курить – здоровью вредить.
  • Вор и мыши испугается.
  • Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели.
  • На воре и шапка горит.

6. Рефлексия.

– На какого брата из сказки вам хотелось бы быть похожим?


15 Декабря 2020, 15:33

14.12.2020 психолог отделения дневного пребывания ГКСУ СО «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Арбузникова Марина Викторовна провела дистанционную индивидуальную консультацию «Я и моя уличная компания» с воспитанником отделения.

Цель занятия: профилактика нарушений в отношениях со сверстниками. В ходе беседы речь шла об особенностях общения  подростка с близкими  друзьями, было уделено внимание вопросам: необходимо ли знакомить родителей с друзьями? Как договариваться с друзьями, если точки зрения не совпадают? Как достойно отказаться от предложения друзей участвовать в деле, которое не нравится?

Ответив на эти вопросы, подросток формировал для себя уверенную позицию по отношению к компании, оценил ее и определил границы общения с друзьями и их влияние на принятие решений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Может ли компания подарить автомобиль сотруднику
  • Может ли компания с ндс выставлять счета без ндс
  • Может ли скорая помощь проехать закрытый переезд
  • Может ли управляющая компания попасть в квартиру
  • Может ли управляющая компания проводить собрания