В организации много процессов и они связаны в систему. Понимание этой системы, архитектуры процессов позволяет получить максимальный эффект от применения методик процессного управления, в т.ч. автоматизации бизнес-процессов. В рамках архитектуры определяется множество процессов, и рассматриваются они на разных уровнях детализации. Наиболее важные для организации процессы являются сквозными или, другими словами, межфункциональными. Сквозной процесс – это процесс, исполнители которого находятся в различных функциональных подразделениях.
В книге рассматривается нотация BPMN, предназначенная для проектирования исполняемых бизнес-процессов. Излагается минимально необходимый объем знаний для сотрудников, которые впервые приступают к описанию процессов. Выполняя практические задания, представленные в книге, вы сможете за один день освоить нотацию BPMN на начальном уровне.
СКАЧАТЬ ОТРЫВОК В ФОРМАТАХ:
FB2 FB3
ePUB
PDF
PDF (моб. вер.)
TXT
RTF
КУПИТЬ КНИГУ ЧИТАТЬ ОНЛАЙН ДРУГИЕ КНИГИ АВТОРА
Владимир Репин — Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN. Пособие для начинающих. Часть I в формате fb2 или прочитать эту книгу онлайн можно здесь.
Категория: Компьютерная литература. Прочее
ID товара
2652085
Год издания
2018
ISBN
978-5-00122-269-9
Количество страниц
84
Размер
29.6x21x0.7
Тип обложки
Мягкий переплет
Тираж
300
Вес, г
350
Владимир Репин подробно разбирает моделирование бизнес-процессов в нотациии BPMN. Пособие снабжено наглядными схемами и пошаговыми руководствами для начинающих.
Владимир Репин подробно разбирает моделирование бизнес-процессов в нотациии BPMN. Пособие снабжено наглядными схемами и пошаговыми руководствами для начинающих.
Перо-пресс
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN. Пособие для начинающих. Часть I» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу
Владимир Репин
«Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN. Пособие для начинающих. Часть I» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Поиск:
Главная
Об авторе
Новости
Тренинги
Программы
Расписание
Прошедшие мероприятия
Консалтинг
Услуги
Продукты
Проекты
Партнеры
Знания
Статьи
Видео
Книги
Контакты
Поиск:
Консультант по процессному управлению, к.т.н., доцент, член ABPMP Russian Chapter
Главная
Об авторе
Новости
Тренинги
Программы
Расписание
Прошедшие мероприятия
Консалтинг
Услуги
Продукты
Проекты
Партнеры
Знания
Статьи
Видео
Книги
Контакты
ISBN 978-5-4496-6989-6 (т. 1)
ISBN 978-5-4496-6990-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. Введение. Что такое нотация BPMN?
1.1. Нотация BPMN
Вы держите перед собой книгу – краткое методическое пособие по освоению нотации BPMN для целей практического описания и анализа бизнес-процессов компании.
В нем излагается минимально необходимый объем знаний по BPMN для сотрудников, которые впервые приступают к описанию процессов. Надо четко понимать, что освоение данного материала не сделает вас профессионалом по BPMN, но позволит сделать первые шаги на пути освоения методики моделирования.
Книга не предназначена для повышения квалификации профессионалов в области моделирования и автоматизации бизнес-процессов. Для практиков, имеющих большой опыт автоматизации процессов, или теоретиков BPMN предлагаемые подходы к изложению темы могут показаться чрезмерно упрощенными. Но хочу еще раз подчеркнуть, что целевая аудитория книги – сотрудники, которые только что приступили к изучению методов моделирования процессов.
Нотация – это набор графических обозначений (значки, стрелки, пиктограммы), которые позволят создать графическую схему – модель процесса, понятную другим людям. Конечно, можно описать процесс текстом, но графическая схема гораздо удобнее для быстрого понимания выполняемого процесса.
BPMN (Business Process Model and Notation – нотация и модель бизнес-процессов) разработана компанией Business Process Management Initiative и поддерживается Object Management Group после слияния организаций в 2005 г. Последняя версия 2.0 вышла в 2012 г. В 20013 году BPMN утверждена в качестве международного стандарта ISO/IEC 19510.
В настоящее время большинство компаний, поставляющих системы автоматизации бизнес-процессов – BPMS, используют нотацию BPMN для проектирования исполняемых процессов.
Фактически, BPMN сегодня – это лучшая, признанная на международном уровне и активно используемая многими компаниями нотация. Но она, как любая другая нотация, имеет ограничения применимости. Например, для формирования архитектуры процессов компании (т.н. модели верхнего уровня) лучше использовать нотацию IDEF0.
Применение BPMN в вашей компании даст возможность описать процессы в стандартном виде и использовать полученные модели для целей анализа и улучшения, регламентации и стандартизации процессов. В дальнейшем, совершенствуя свои навыки моделирования, вы сможете использовать BPMN для целей автоматизации бизнес-процессов.
Рекомендую последовательно выполнять все задания без исключения, даже если что-то уже покажется вам знакомым и слишком простым. Для выполнения заданий можно использовать MS Visio, Business Studio, Bizagi BPM Modeler или любую другую программу, которая поддерживает создание графических схем в нотации BPMN.
В конце книги вы сможете найти ссылки на дополнительные материалы для более глубокого освоения темы моделирования и процессного управления в целом.
Схемы процессов для книги подготовлены в среде моделирования Business Studio 4. Вид некоторых графических объектов может слегка отличаться от используемых в других программах, поддерживающих моделирование в нотации BPMN.
1.2. Процесс и его контекст
Обратите внимание на определение процесса (бизнес-процесса):
Процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Входы и выходы – это информационные и материальные потоки.
Прежде чем описывать процесс в виде графической схемы, очень важно определить его контекст – см. рис. 1.
Рис. 1. Правильный контекст процесса.
Рис.2. Неправильный контекст процесса.
Запомните принцип: процесс может:
• получать входы от других процессов;
• передавать выходы другим процессам.
Процесс НЕ может:
• получать входы от отделов, сотрудников, физических лиц и прочих сущностей, кроме процессов;
• передавать выходы другим отделам, сотрудникам, физическим лицам и прочим сущностям, кроме процессов.
Почему это так? Процесс – это не сферический конь в вакууме. Он существует среди других процессов в общей архитектуре процессов организации. Если вы будете рисовать на схеме взаимодействие процесса с «Ивановым» или «Отделом закупки», то вместо системы взаимодействующих процессов получите управленческий винегрет.
Для успешного моделирования крайне важно представить организацию как систему взаимодействующих бизнес-процессов. Понятно, что в организации есть процессы, которые вообще не связаны между собой.
Будет здорово, если вы также выявите управляющие воздействия (планы, приказы, распоряжения) и нормативные требования к процессу (ГОСТы, регламенты, положения и т.п.). Это важно для анализа контекста. Но управляющие воздействия не всегда целесообразно показывать на схеме процесса.
Затем нужно указать состав участников процесса, но об этом несколько позже.
Кроме входов и выходов очень важно идентифицировать события, инициирующие процесс, и события, завершающие процесс. Например, стартовое событие – «Получена заявка на выставление счета», завершающее событие – «Выставлен счет на оплату».
События отличаются от входов/выходов. Они определяют условия запуска (продолжения, завершения) процесса.
Если начать описание процесса без определения его контекста, границ и событий, то с вероятностью 99% вы нарисуете не то, что нужно. Работу придется переделывать несколько раз.
1.3. Цель, точка зрения и метод
Перед тем как описывать процесс, важно определиться с тремя вопросами:
• цель;
• точка зрения;
Определите цель. Для чего вам нужно описание процесса? Если читателями процесса будут только люди, то схема может быть простой, построенной с использованием минимального количество графических элементов.
Если вы планируете описать только функции, которые выполняются в какой-то информационной системе (например, документооборот), – это одно. Если цель – получить, проанализировать и использовать для регламентации схему реального бизнес-процесса со всеми его особенностями – это другое. Можно описать процесс широкими мазками для общего представления, а можно детально, с учетом всех нюансов.
Пример укрупненного представления процесса открытия депозита в банке:
1. прийти в банк;
2. открыть депозит;
Достаточно ли такого описания для решения практических задач? Смотря каких…
Определите точку зрения (как правило, – это точка зрения бизнес-заказчика модели). Ее выбор существенно повлияет на результат. Приведу пример. Как будет выглядеть процесс открытия банковского депозита в банке?
С точки зрения клиента последовательность такая:
• прийти в банк;
• получить талончик в электронной очереди;
• дождаться своей очереди (увы, операция ожидания – это тоже часть процесса);
• объяснить пожелания сотруднику банка, передать паспорт;
• подписать договор;
• перейти в кассу и внести деньги;
• получить квитанцию о внесении средств;
Тот же процесс с точки зрения сотрудника банка (операциониста):
• выяснить потребность клиента;
• проверить паспорт;
• оформить договор и сберкнижку;
• оформить депозит в системе;
• выдать бирку на внесение денег в кассе, передать документы кассиру.